Главная              Рефераты - Маркетинг

Лицензирование субъектов предпринимательства - реферат

1. Понятие, значение и нормативно – правовая основа лицензирования в РФ.

Лицензирование представляет собой вид государственного контроля, направленного на обеспечение защиты прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны

страны и безопасности государства.

Лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

Итак, из этого определения можно выделить следующие элементы: лицензирование - это мероприятия государства связанные непосредственно с его функциями - защитой интересов и прав граждан.

Федеральным законом выделяются объекты лицензирования - лицензируемые виды деятельности. То сеть лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Законом.

Следует оговориться, что специальные нормативные акты (регулирующие лицензирование конкретного вида деятельности) конкретизируют и определяют непосредственные объекты лицензирования. Так, например, объектом лицензирования розничной торговли алкогольной продукции, является розничная торговля алкогольной продукцией. К алкогольной продукции же относятся спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки (бренди), кальвадос, вино виноградное, вино плодово-ягодное и иная пищевая продукция с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более полутора процентов от объема единицы алкогольной продукции.

Тогда возникает вопрос: какая деятельность подлежит лицензированию, а какая нет. ст. 4 (ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 № 128) по этому поводу выделяется ряд критериев. В соответствии с Законом к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Таким образом, деятельность, подлежащая лицензированию - это, прежде всего такая деятельность, которая грозит нанесением ущерба нравственного или физического гражданам или угрожает безопасности государства.

Основные принципы осуществления лицензирования:

- обеспечение единства экономического пространства на территории РФ;

- установление единого перечня лицензированных видов деятельности;

- установление единого порядка лицензирования на территории РФ;

- установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;

- гласность и открытость лицензирования;

- соблюдения законности при осуществлении лицензирования.

Правовой основой лицензирования предпринимательской деятельности в настоящее время является ст. 49 ГК РФ, ФЗ № 128-ФЗ от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании).

Кроме того, порядок лицензирования конкретных видов деятельности определяется соответствующими положениями, которые утверждаются Правительством РФ.

Лицензирование может осуществляться федеральными органами

государственной власти, а также органами государственной власти

субъектов Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и

федеральными законами. Постановлением Правительства РФот 26 января 2006 г. N 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование.

Лицензирующим органам закон предоставляет весьма широкие

права, связанные с их деятельностью. Так, лицензирующие органы

осуществляют: предоставление лицензий; переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий; приостановление действия лицензий; возобновление действия лицензий; аннулирование лицензий; ведение реестров лицензий, предоставление заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании; контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий; обращение в суд с заявлениями об аннулировании лицензий.

Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена

лицензия, может выполняться только юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, получившим лицензию.

Лицензии выдаются федеральными органами государственной власти

или органами исполнительной власти субъектов РФ[1] . Деятельность,

на осуществление которой лицензия выдана федеральным органом государственной власти, может осуществляться на всей территории РФ.

Если же лицензия выдана органом государственной власти субъекта Федерации, то она действует на территории данного субъекта РФ.

Законом о лицензировании вводится уведомительный порядок, согласно которому для осуществления деятельности на территории иного субъекта РФ лицензиат обязан уведомить об этом лицензирующий орган данного субъекта.

Предусмотрено предварительное уведомление в письменной форме с указанием сведений, приведенных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 45 «Об Организации Лицензирования отдельных видов деятельности».


2. Виды деятельности, подлежащие лицензированию.

К лицензируемым видам деятельности относятся такие виды

деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение

ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и

безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться

иными методами, кроме как лицензированием.

К таким видам деятельности, в частности, относятся:

- разработка, производство, ремонт и испытание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

- разработка, производство, ремонт, утилизация и торговля вооружением и военной техникой;

- производство и торговля оружием, его основными частями и патронами к нему;

- разработка, производство и утилизация боеприпасов;

- деятельность по эксплуатации электрических, газовых и тепловых сетей (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд индивидуального предпринимателя);

- инженерные изыскания, проектирование и строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с Госстандартом;

- фармацевтическая деятельность;

- производство лекарственных средств;

- производство и техническое обслуживание медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

- перевозки морским, внутренним водным, воздушным транспортом пассажиров и грузов;

- перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом;

- погрузочно-разгрузочная деятельность на внутреннем водном транспорте, в морских портах, а также на железнодорожном транспорте;

- деятельность по техническому обслуживанию воздушного движения, воздушных судов, а также по ремонту воздушных судов;

- деятельность по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава на железнодорожном транспорте, а также технических средств, используемых на железнодорожном транспорте;

- организация и содержание тотализаторов и игорных заведений;

- оценочная деятельность;

- аудиторская деятельность;

- туроператорская и турагентская деятельность;

- негосударственная (частная) охранная и сыскная деятельность;

- производство табачных изделий;

- ветеринарная деятельность;

- медицинская деятельность;

- ряд других видов деятельности.

Законом о лицензировании вводится принцип установления

единого перечня лицензируемых видов деятельности. На основании этого

принципа перечень лицензируемых видов деятельности может

определяться только Законом о лицензировании.

Введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения соответствующих дополнений в данный закон. Вместе с тем необходимо отметить, что Закон о лицензировании имеет весьма ограниченную сферу применения. Как указано в ст. 1 этого акта, его действие не распространяется на достаточно большое количество лицензируемых

видов деятельности, среди которых деятельность кредитных организаций

и профессиональных участников рынка ценных бумаг, биржевая,

страховая, нотариальная, образовательная деятельность и др.

В связи с этим в науке предпринимательского права выделяют:

- общий лицензионный режим . Он распространяется на перечисленные

в ст. 17 Закона о лицензировании виды деятельности, лицензирование которых осуществляется по правилам данного закона;

- специальный лицензионный режим . Он распространяется на

указанные в ст. 1 Закона о лицензировании виды деятельности, лицензирование которых осуществляется по правилам специального

законодательства. Эти правила могут не соответствовать нормам закона

о лицензировании.


3. Порядок получения лицензии.

Лицензия [2] - специальное разрешение на осуществление конкретного

вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных

требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому

лицу или индивидуальному предпринимателю.

Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.

За рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии взимается лицензионный сбор в размере 300 рублей.

За предоставление лицензии взимается лицензионный сбор в размере 1000 рублей.

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы:

1 . Заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения - для юридического лица; фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять;

2 . Копии учредительных документов и копия документа о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) - для юридического лица;

3 . Копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) - для индивидуального предпринимателя;

4 . Копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);

5 . Документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

6 . Сведения о квалификации работников соискателя лицензии.

Кроме указанных документов в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, наличие которых при осуществлении конкретного вида деятельности установлено соответствующими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами.

За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий шестидесяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа.

Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения.

Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме. В течение трех дней

после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ,

подтверждающий наличие лицензии. Государственная пошлина за

предоставление лицензии определена в размере 1000 рублей.

Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа, в том числе реквизитов акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий.

Основанием отказа в предоставлении лицензии является:

- наличие в документах, представленных соискателем лицензии,

недостоверной или искаженной информации;

- несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или

используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Не допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины

объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой

для производства соискателем лицензии.

Отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или

его бездействие могут быть обжалованы соискателем.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии должно быть

принято лицензирующим органом в срок, не превышающий 60 дней

со дня получения заявления соискателя с необходимыми документами.

Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Лицензия теряет юридическую силу:

- в случае ликвидации юридического лица или прекращения

действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;

- в случае реорганизации юридического лица, за исключением

преобразования.

Законом о лицензировании также предусмотрены основания

для аннулирования лицензии . Можно выделить две группы таких

оснований.

В соответствии с ними лицензия может быть аннулирована:

1) в административном порядке, т.е. самим лицензирующим органом

без обращения в суд, лицензия может быть аннулирована в случае

неуплаты лицензиатом лицензионного сбора за предоставление

лицензии в течение трех месяцев;

2) в судебном порядке на основании заявления лицензирующего

органа. В этом случае лицензия аннулируется:

- если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам и здоровью граждан, а также обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации;

- при неустранении лицензиатом неоднократных нарушений или

грубого нарушения лицензионных требований и условий после приостановления действия лицензии.

4. Ответственность за нарушение в сфере лицензирования отдельных видов деятельности.

Действующим законодательством предусмотрены различные виды ответственности, за невыполнение индивидуальными предпринимателями обязанностей по лицензированию в соответствии с законом о

лицензировании.

Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

А в статье 171 УК РФ предусмотрена уголовно-правовая ответственность. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, - наказывается штрафом в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев. То же деяние, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, - наказывается штрафом в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Равным образом и должностные лица органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, за неправомерный отказ или уклонение от выдачи лицензии привлекаются к уголовной ответственности по ст. 169 УКРФ.

Уголовная ответственность физических лиц наступает в случае,

если их деятельность без лицензии или с нарушением условий последней причинила крупный ущерб гражданам, организациям

или государству либо сопряжена с извлечением дохода в крупном размере. Если такого рода последствий нет, то противоправное поведение рассматривается в административном порядке.

В административном порядке несут ответственность за нарушение лицензионного законодательства не только физические

лица, но и все хозяйствующие субъекты.
Заключение

Таким образом, рассмотрение темы лицензирования в данной курсовой работе показало, что лицензирование как одна из важных форм государственного регулирования должно препятствовать вхождению в рынок недобросовестных хозяйствующих субъектов, и призвано служить защите законных интересов граждан. Однако сама процедура выдачи лицензии, а также приостановления и прекращения ее действия весьма сложна и вызывает ряд проблем.

В своей работе я привела и рассмотрела теоретический материал, касающийся лицензирования деятельности субъектов предпринимательства.

В работе изучены и проанализированы основные элементы (понятие, значение, нормативно-правовая основа лицензирования, порядок получения лицензии), выделены виды деятельности, подлежащие лицензированию.

Охарактеризована ответственность за нарушения в сфере лицензирования.

Я считаю, что цель, которая подразумевает анализ теоретического материала, достигнута и в целом тема раскрыта.


Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г.

2. Гражданский кодекс РФ. Часть первая от 30 ноября 1994 г., с изм. и доп. // СЗ РФ. 1994. № 32.

3. Гражданский кодекс РФ. Часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 5.

4. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ //СЗ РФ. 2002. № 1 (Ч. 1).

5. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 25.

6. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета. № 153-154. 10.08.2001.

7. Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» // СЗ РФ. 1995. № 48.

8. Постановление Правительства РФ 26 января 2006 г. № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» // СЗ РФ. 2006. № 6.

9. Предпринимательское право России: учебник / Отв. ред. В.С. Белых. – М.: «Проспект», 2008.

10. Парций Я.Е. Комментарий к Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» // СПС КонсультантПлюс.

11. Ершова, И.В. Предпринимательское право : учебник/ Изд. 4-е, перераб. и доп. - М. : ИД «Юриспруденция», 2006.


[1] Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. утвержден Перечень

видов деятельности , лицензирование которых осуществляется органами исполни-

тельной власти субъектов РФ.

[2]