Главная              Рефераты - Маркетинг

Бизнес-план автомоечного комплекса "Надежда" - доклад

БИЗНЕС – ПЛАН АВТОМОЙКИ

по дисциплине «Планирование на предприятии»

ХАБАРОВСК

2009


СОДЕРЖАНИЕ

1. Резюме

2. Описание продукта, работы, услуги

3. Оценка рынка потребителей

4. Оценка конкурентов

5. Стратегия маркетинга

6. План производства

7. Организационный план

8. Юридический план

9. Оценка рисков страхования

10. Финансовый план

11. Стратегия финансирования

Список использованной литературы


1. Резюме

Сегодня спрос на услуги автомоек превышает предложение и ассортиментные возможности существующих и практически каждый второй клиент высказывает недовольство качеством предоставляемых услуг. Наш автомоечный комплекс «Надежда» позволит удовлетворить спрос на услуги широкого ассортимента и высокого качества.

Планируется оказывать следующие услуги: мойка кузова, помывка двигателя, сухая уборка и химчистка салона, полировка кузова. Автомоечный комплекс с 4 постами способен обслужить до 200 клиентов в сутки.

На основании данных проведенного анализа, для открытия бизнеса нам потребуется не более 7 000 000 рублей:

Финансирование проекта предполагается за счет банковского кредита, возврат которого согласно графика будет произведено уже к 14 месяцу деятельности нашего проекта.

Проведя расчет доходов и затрат проект может быть признан как эффективный, финансово состоятельный, приносящий хорошую прибыль.

Реализация данного проект способствует созданию дополнительных рабочих мест.

2. Описание продукта, работы, услуги

Любой обзор продуктов рынка призван просветить страждущих, оценить сравнительные достоинства и недостатки товара, и, в конечном счете, вежливо подтолкнуть потребителя к разумному выбору. Передо мной, как лицом заинтересованным, стоит задача кратко и без прикрас описать разнообразие услуг будущего автомоечного комплекса. В итоге хотелось бы получить сжатый перечень общепринятых автомоечных услуг – этакий справочник для владельца мойки и для его клиента. На мой взгляд, многим он окажется полезен. Мне — подскажет, как правильно организовать работу своего предприятия. Клиенту – расскажет, чего ждать от теперешнего автомоечного сервиса, а также – сколько именно придется ждать, проводя время в очереди. Итак, задача ясна: приступим к делу.

Плясать буду, как водится, от основ. Говорим "мойка автомобиля" – подразумеваем "мойка кузова". Это базовая услуга и в особых комментариях она не нуждается. Мойка ковриков иногда включается в нее по умолчанию, "автоматом"; иногда – значится в прейскуранте особняком. Второй вариант наиболее удобен для клиента: в первом случае он вынужден платить за мойку ковриков, даже если не собирался ее заказывать. Согласитесь: мало кому нравится выкладывать денежки за то, чего не просил, пусть даже это к его же пользе (да и сумма, честно говоря, чисто символическая).

Как правило, на ручной мойке одну машину обслуживает двое мойщиков. Если работа поставлена должным образом, мойка кузова вместе с ковриками длится порядка пятнадцати минут. Мытье громоздкого "внедорожника" займет минут на пять больше. Более короткий срок означает — либо страдает качество мойки, либо вам попался исключительно талантливый, виртуозный и собаку съевший на своем деле мойщик (последнее сомнительно: слабо верится, что можно качественно работать со скоростью 1 машина/10 мин на протяжении, скажем, 12-часовой смены).

Мойка двигателя. Несмотря на исключительную важность двигателя как составной части автомобиля, сама операция предельно проста. Сначала из АВД с двигателя сбивается основная масса загрязнения. Затем двигатель покрывается специальной химией. Спустя две-три минуты средство, впитавшее грязь, смывается водой из аппарата высокого давления. За десять минут получаем безупречно чистый двигатель.

Уборка салона. Этакий "комплексный обед" — набор из отдельных "блюд", таких, как пылесос салона; протирка стекол; чистка пластиковых и кожаных поверхностей. Заказать такой "обед" целиком стоит обычно немного дешевле, чем "набирать" "блюда" по отдельности. Двое справляются с уборкой салона примерно за пятнадцать минут. Если хозяина машины не слишком утруждал себя поддержанием чистоты, уборка может затянуться. Подобно тому, как в мойку кузова включают мойку ковров, так и "в комплекте" с уборкой салона иногда идет уборка багажника. Правда, обычно в ценниках она стоит все-таки отдельной строкой.

Ополаскивание. В распутицу, когда на дороге грязь и слякоть, мыть машину нет никакого смысла. Выехав с мойки, через полчаса получаешь машину в "первозданном виде", как будто там и не бывал. Ничего не попишешь: приходится ждать, пока просохнут дороги. Однако чтобы не приводить в ужас окружающих и не убеждать себя, а также встречного автоинспектора, что "танки грязи не боятся", можно заскочить на ближайшую мойку и окатить кузов из АВД. Тем более что и времени, и денег для этого требуется гораздо меньше, чем для полноценной мойки. Если говорить о времени, то – около пяти минут.

Полировка кузова. Придает поверхностям авто приятный лоск, радует глаз, приносит владельцу мойки дополнительный доход. Пользуется особенным спросом у автовладельцев в весенне-летний период. Ручная полировка не требует особенных ухищрений: губка, баночка с полиролью и две пары рабочих рук. Двое работников справляются с одним кузовом за двадцать пять — тридцать минут. (Существует также полировка специальным оборудованием — полировочной машинкой, но это — тема отдельного разговора).

Химчистка салона. Предоставляется многими автомойками. Требует дополнительного оборудования, — скажем, моющий пылесос. Процесс длительный, весьма трудоемкий, и, как следствие, — дорогостоящий. Двое провозятся с одним салоном от четырех до шести часов. На многих мойках разные части салона можно почистить по отдельности.

Чистка колесных дисков. Со временем от нагревания на дисках скапливается неподатливый нагар. До тех пор, пока на рынке не появилось достаточное количество разнообразных средств автохимии, снятие нагара представляло собой немалую проблему. Обычно поступали так: обрабатывали диски составом для мойки двигателя, а затем, вооружившись щеткой, долго, любовно и с тщанием оттирали. То, что не взяла щетка, — снимали деревянной палочкой. Поэтому данная услуга была не слишком распространена. Теперь спецхимии – пруд пруди, и борьба с нагаром не составляет труда: нанести средство, поскучать пару минут, смыть грязь губкой. Если корка нагара слишком толстая, операция проделывается в два приема. Двоим мойщикам хватает на это десяти минут.

Существуют услуги менее известные, но также весьма распространенные. В их числе, например, снятие с корпуса новенького автомобиля антикоррозийной смазки; удаление с кузова машины битумных пятен, оставленных дорожным покрытием; и т.д. Длительность и цена подобных услуг напрямую зависят от сложности работы.

Разнообразие средств по уходу за автомобилем вполне позволяет, приложив немного фантазии, заполучить в свое распоряжение множество дополнительных услуг и с успехом использовать их в автомоечном бизнесе. К примеру, средство, известное в народе как "антидождь" (кстати, действительно есть химия отечественного производства с таким названием): после мойки стекла обрабатываются составом, образующим на их поверхности тонкую водоотталкивающую пленку. Во время поездки в дождь вода с такого стекла скатывается, не задерживаясь, и сдувается потоком воздуха.

Зимой на мойках традиционно пользуется спросом заливка незамерзающей жидкости в бачки для промывки стекол. Сейчас практически любая мойка готова предоставить вам этот нехитрый сервис (разумеется, за отдельную плату…). Холодное время года в Дальневосточном регионе, во-первых, долгое, а во-вторых — действительно холодное. Поэтому данная услуга в зимний период способна принести мойковладельцу вполне ощутимый доход. Особенно, если учесть, что на мойке жидкость продается по цене гораздо выше закупочной, а клиенту этот факт остается принять как должное: хочешь дешевле — покупай сам и заливай сам. Зимой после мойки практикуется продувка замков сжатым воздухом, чтобы попавшую в них влагу не прихватило на морозе. Дабы замки и впредь были в порядке, вам могут обработать их затем специальным средством, предотвращающим замерзание. Обе процедуры весьма актуальны в нашем непростом климате.

Напоследок стоит упомянуть кое-какие мелкие услуги, предоставляемые на мойках в качестве "бесплатных бонусов". Прежде всего — подкачка шин: вещь ну очень популярная, при наших-то дорогах. А тут тебе все быстренько сделают, и главное – совершенно бесплатно, и своего драгоценного времени специально тратить на это не придется…

Итак, все эти услуги будут предоставляться на нашем автомоечном комплексе. Прогресс в автомоечном деле, без сомнения, наблюдается, но вышеописанный набор сервисов останется неизменным — по крайней мере, до тех пор, пока остается неизменным устройство автомобиля и этот способ передвижения. А если он когда-нибудь изменится, то и наш автомоечный комплекс быстро отреагирует на изменение рынка услуг и пополнит ими свой список.

Вы можете посетить в любое удобное для Вас время современный автомоечный комплекс. В нашем автомоечном комплексе специально для Вас предоставлен наиболее полный спектр услуг. Отличительными особенностями нашего автомоечного комплекса являются:

использование самого современного высокотехнологичного моечного оборудования, именно благодаря этому оборудованию мойка кузова Вашего автомобиля займет всего 15-20 минут;

наличие системы бонусных скидок;

отсутствие очередей;

наличие достаточного места, где клиент может провести время до завершения мойки автомобиля за просмотром телевизора или чтением журналов;

использование оригинальных моющих средств, которые совместно с мягкой тканью делают прохождение моечной процедуры очень приятной для Вашего автомобиля, а при использовании 3-х цветных полиролей мы придадим Вашему авто безупречный первозданный вид;

возможность клиентом оставить автомобиль и забрать его, по окончании моечного цикла, в удобное для него время.

Наш девиз: «Быстро! Качественно! Удобно!».

Пришло время рассмотреть вопрос рентабельности нашего автомоечного комплекса. Ведь бизнес должен делать деньги.

При определении примерной величины прибыли необходимо учитывать все факторы, однако менее 1 000 000 рублей в месяц наш доход составлять не будет.

Анализ спроса показывает, что 60 % клиентов заказывают мойку кузова, цена которой составляет 400-500 рублей, 40% соответственно - мойку с дополнительными видами услуг, цена которой составляет 1500-2500 рублей.

Примерное распределение времени на сутки составляет 14 часов мойки и 10 часов мойки с дополнительными видами услуг.

14 часов – 42 автомобиля один пост (14 часов / 20 минут) * 4 * 450 = 75 600 рублей10 часов - 15 автомобилей один пост (10 часов / 40 минут) * 4 * 2000 = 120 000 рублей.

Итого - примерно 195 600 рублей в сутки.

Данный показатель имеет место в загруженности автомоечного комплекса на 100% и не является гарантированным. Ночное время приносит примерно 30% от суммы дневной выручки, что составит около 30 000 рублей за ночь (195 600 рублей / 2 * 30%). Исходя из этого, сумма выручки за сутки составит около 127 000 рублей, а при загруженности в 25 % около 31 750 рублей.

Затраты на эксплуатацию – аренда земли, затраты на воду, электроэнергию, налоги, моечный шампунь и т.д. составляют около 10 % максимально. Среднестатистический доход персонала комплекса– 25% с валовой выручки.

Таким образом, даже с простоем автомоечного комплекса на 75% ежедневная выручка за вычетом произведенных затрат будет составлять 20 637 рублей (31 750 рублей минус 35% на затраты), при загруженности на 100% - 82 550 рублей (127 000 рублей минус 35% на затраты). Среднемесячная прибыль будет составлять около 1 547 805 рублей ((82 550 рублей плюс 20 637 рублей) / 2 * 30 дней), но это очень относительная цифра, которая, на наш взгляд, не ограничивается только максимальным размером. И если не ждать, что приедет клиент или нет, а самому строить политику нашей работы – приведенные расчеты совершенно правдивы.

3. Оценка рынка потребителей

Автомоечный бизнес является очень специфическим и по этому, на наш взгляд, при исследовании рынка потребителей не будем брать во внимание на такие характеристики как:

уровень образования и профессия клиентов,

семейное положение и размер семьи;

мобильность клиентов.

За последние годы эксперты все чаще говорят о постепенном повышении востребованности услуг автомоек. Растущий спрос на данные услуги обусловлен рядом причин. Вот самые основные из них:

общий рост уровня благосостояния населения (постепенно уходит мода мыть автомобиль своими силами),

общие увеличение количества автотранспорта;

омоложение водительского коллектива и все более увеличивающееся количества женщин за рулем, а молодежь и женщины всегда хотят выглядеть респектабельно и красиво, в том числе и за рулем своего чистого автомобиля.

Но на востребованность услуг, а значит и на прибыль, помимо человеческих факторов клиентов, очень сильно влияют погодные условия, поэтому он традиционно остается очень сезонным. Вместе с координальной сменой погоды на мойках периоды повышенной активности сменяются простоем.

В дождливые периоды осени и весны, а также зимой, несмотря на наступающие оттепели (сопровождающиеся слякотью), на мойках чаще всего наблюдается относительное затишье - в такую погоду мытье машины теряет смысл (в эти периоды спросом пользуется уборка, химчистка салона). Опасаются за свои автомобили и в морозную погоду, когда после мойки могут примерзнуть замки, двери и пр.

В летнее время машины загрязняются намного меньше (чаще после затяжных дождей), кроме того многие автовладельцы моют свое транспортное средство собственноручно. Поэтому, в жаркие летние месяцы на мойке также мертвый сезон, постепенная активизация начинается уже в августе, продолжается в период «золотой осени».

Пика на моечные услуги спрос достигает, как правило, осенью, в моменты резкого похолодания после теплой погоды с грязью и слякотью, а также в конце весны, когда после периода межсезонья устанавливается достаточно сухая погода.

В обоих случаях дороги становятся сухими, поэтому большее число водителей начинают мыть свои автомобили, т.к. угроза повторного загрязнения не так велика. Как правило, в данные периоды на мойках начинается горячий сезон: автолюбители могут часами ожидать своей очереди.

Однако все вышесказанное касается прежде всего востребованности услуг по наружной и полной мойке автомобиля, которые, как правило, являются основным источником доходов для большинства моечных организаций. При этом спрос на отдельные услуги, предоставляемые автомойками, может резко возрастать и в другие сезоны: так к традиционно активным периодам в жизни автомойки относительно востребованности внутренней чистки автомобиля (уборка/ химчистка салона, мойка порогов и ковриков, приборной панели и т.п.) можно отнести и дождливые периоды осени и весны, сухие летние месяцы.

На фоне растущего спроса на данные услуги ключевые требования со стороны клиентов остаются неизменными: прежде всего это быстрота и качество. Однако зачастую клиент автомойки не может рассчитывать ни на одно, ни на другое. На сегодняшний день основные претензии потребителей можно свести к следующим:

· ограниченные технические возможности мойки и слабая подготовка персонала – в результате мойка каждой машины занимает очень много времени либо качество оказываемых услуг оставляет желать лучшего (остаются разводы, либо грязь в отдельных, чаще всего мелких частях машины);

· низкое качество сервиса (некорректное и некультурное обращение обслуживающего персонала);

· зачастую отсутствие четкого прейскуранта оказываемых услуг;

· отсутствие возможности заблаговременной записи на мойку автомобиля, либо даже предварительно составленный график не соблюдается.

· другие раздражающие моменты, к числу которых можно отнести нехватку/отсутствие мест, в которых клиент может ожидать завершения мойки своего автомобиля.

Таким образом, сегодня практически каждый второй клиент автомоек высказывает недовольство качеством предоставляемых услуг.

Преследуя цели сокращения времени, проводимого на мойке владельцем автомобиля, большинство посетителей высказывают пожелание относительно возможности оставить автомобиль на мойке (при выдаче соответствующего документа, гарантирующего сохранность машины). На сегодняшний день практически на всех мойках владелец выступает в роли «охранника», который ожидая своей очереди вынужден приглядывать за машиной и периодически перегонять свой автомобиль.

Итак, изучив рынок потребителей услуг автомоечного бизнеса, его проблемы, пожелания клиентов, можно сделать вывод, что наш автомоечный комплекс будет пользоваться успехом. Так как при предоставлении услуг мы прежде всего позаботились о клиенте и постарались решить наиболее проблемные вопросы, а именно:

сокращение времени мойки за счет использования самого современного высокотехнологичного моечного оборудования;

наличие системы бонусных скидок;

отсутствие очередей за счет сокращения времени мойки;

использование качественных моющих средств;

возможность клиентом оставить автомобиль и забрать его, по окончании моечного цикла, в удобное для него время;

наличие достаточного места, где клиент может провести время до завершения мойки автомобиля за просмотром телевизора или чтением журналов.

Думаем, что из более 200 000 жителей города Хабаровска, имеющих автомобиль, ежедневно мы найдем не менее сотни наших клиентов, которые будут довольны услугами и посоветуют нас своим знакомым.

Спрогнозируем объем оказанных услуг на первые 3 года при условии, что комплекс будет загружен на 25% от своих возможностей:


4. Оценка конкурентов

Поскольку мы приступаем к открытию своего бизнеса, необходимо провести анализ конкурентов.

Анализ деятельности конкурентов показывает их сильные и слабые места, позволяет выяснить, какие стратегии наиболее результативны. Кроме того, анализ самого вопроса о том, кого можно считать конкурентами в данной области, тоже может предоставить немало полезной информации.

На первый взгляд может показаться, что определение конкурентов по бизнесу — довольно простая задача. Понятие "конкурент" — многоуровневое, и знание данных уровней — обязательное условие успеха на рынке.

Наш автомоечный комплекс по качеству оказания услуг имеет отличительные особенности:

сокращение времени мойки за счет использования самого современного высокотехнологичного моечного оборудования;

наличие системы бонусных скидок;

использование качественных моющих средств;

возможность клиентом оставить автомобиль и забрать его, по окончании моечного цикла, в удобное для него время;

наличие достаточного места, где клиент может провести время до завершения мойки автомобиля за просмотром телевизора или чтением журналов.

Ниже представлен список конкурентов, которые также могут похвастаться качеством, предоставляемых услуг:

Автомоечный комплекс на Волочаевской, 15.Хабаровск ул. Волочаевская, 15. тел. 30-88-78 тел. 8-924-206-06-28 факс 30-88-78

76 ЭкспрессХабаровск ул. Карла Маркса, 191.Хабаровск проспект 60 лет Октября, 176 а. тел. 69-57-57 тел. 70-43-99 тел/факс 27-45-18

Well RunХабаровск ул. Павловича, 72 а. тел. 78-25-30 тел. 41-25-10

Автоцентр ЗолоотвалХабаровск, ул. Морозова 28 (район з-да Амуркабель, АЗС Восток) тел. 41-11-67 тел. 41-11-68

Автоцентр ИндустриальныйХабаровск, Пионерская, 26 тел. 29-22-99 тел. 41-11-69 тел. 41-11-70

Автоцентр, ул. БийскаяХабаровск пересечение ул. Павлика Морозова-Бийская район (АЗС Восток-Нефть) тел. 43-39-12 тел. 65-90-49

АвтомойкаХабаровск, ул. Ким-Ю-Чена, 44тел. 32-48-25

Автомойка

Хабаровск, ул. Камская, 32тел. 8-924-103-07-97 тел. 78-99-78

ИП ШардаковаХабаровск, ул.Суворова, 75бтел. 69-77-08

Ниже в таблице представлены основные услуги и цены на них:

Наименование услуги

(для легкового автомобиля типа седан)

Цена нашего автомоечного комплекса

(в рублях)

Максимальная и минимальная цена конкурентов

(в рублях)

Мойка кузова 450 420 - 550
Помывка двигателя 350 350-400
Сухая уборка салона 170 150-200
Химчистка салона 2670 2500-3000
Полировка кузова 2850 2700-3200

Итак, цены на услуги автомоек находятся примерно на одном уровне и, если есть очереди, значит, на данном рынке услуг имеется дефицит предложений.

Проведя анализ конкурентов можно сделать вывод, что наш автомоечный комплекс имеет все возможности занять свое достойное место в амвтомоечном бизнесе города Хабаровска.

5. Стратегия маркетинга

Что поможет преуспеть в бизнесе? Только правильно выбранная политика руководства предприятием, включающая стратегии маркетинга. Практика показывает, что лишь пять процентов всех предпринимателей разрабатывают свою стратегию. Но именно они и получают прибыль значительно выше средней по отрасли.

Многие предприниматели - энергичные и имеющие опыт в планировании производства люди - часто не добиваются максимального успеха из-за того, что распыляют свои силы понапрасну, стремясь охватить как можно больше рынков, произвести как можно больше видов продукции и удовлетворить запросы разных типов покупателей. Для успеха же, необходимы целенаправленная концентрация сил и правильно выбранная стратегия. Это утверждение известно как стратегия концентрации сил на решающем направлении. Основную ее идею можно сформулировать так: кто лучше планирует свою стратегию, тот быстрее и легче достигает успеха.

Маркетинг не является разовым мероприятием, а представляет собой развернутый во времени процесс, охватывающий всю последовательность действий — от возникновения замысла до реализации. Целью этого процесса является ориентация на удовлетворение целей потребителей.

Задачей маркетинга является изучение потребностей и потенциальных возможностей рынка и создание новых продуктов, оптимальным образом удовлетворяющих выявленным потребностям, как фактически существующим в настоящее время, так и потенциальным.

Таким образом, маркетинг включает в себя: стратегию ценообразования, стратегию рекламы, стратегию продвижения товара.

Стратегия ценообразования — это возможный уровень, направление, скорость и периодичность изменения цен в соответствии с рыночными целями предприятия. Стратегии ценообразования по уровню цены можно классифицировать:

стратегия «Снятия сливок» — кратковременное конъюнктурное завышение цен;

стратегия «цены проникновения» — значительное занижение цен на товар;

стратегия «среднерыночных цен» — установление цены по среднеотраслевой.

Для нас наиболее приемлема стратегия «среднерыночных цен» потому что:

она используется при наличии достаточного числа конкурентов;

типичные условия ее применения: покупатель — сегмент целевого рынка со средним доходом, чувствительный к цене; товар — широкого потребления, стандартизованный, с нормальным жизненным циклом; фирма — имеет среднеотраслевые производственные мощности.

относительно спокойная конкурентная ситуация.

Итак, в качестве стратегии ценообразования нами выбрана стратегия «среднерыночных цен».

Рекламная стратегия - широкомасштабная долгосрочная программа, направленная на решение важнейшей рекламной цели.

Рекламная стратегия складывается из двух главных элементов - выбора средств распространения рекламы и создания рекламных обращений.

В качестве средства распространения рекламы нами выбрано телевидение. Ведь реклама на телевидении сегодня - это и масштаб аудитории, недостижимый для других каналов и средств распространения рекламы, и максимальные возможности эмоционального воздействия по целевым группам телевидения.

По данным аналитиков наибольшая аудитория телевидения в вечернее время в городе Хабаровске у канала «Первое Краевое ТВ». Он и выбран нами в качестве средства распространения.

Хорошее рекламное обращение обычно строится вокруг одного - главного - утверждения. Необходимо оценивать обращения по принципу желательности, исключительности и правдоподобности. Прежде всего, в обращении должно говориться о том, что в том или ином продукте заинтересует клиента или отвечает его желаниям. Наконец, обращение должно вызывать доверие или быть проверяемым.

«Автомоечный комплекс «Надежда» БЫСТРО, КАЧЕСТВЕННО И УДОБНО окажет услуги по мойке Вашего авто! Тел. 77-77-77»

Данный рекламный лозунг будет размещен по вторникам, четвергам и субботам на канале «Первое Краевое ТВ».

Затраты на размещение рекламы составят 9 600 рублей в месяц (10 выходов до 20 слов - 800 рублей, 800 рублей * 3 * 4).

Также в рекламной акции будет использоваться раздача клиентам визиток с указанием информации о нас, затраты на которые составит не более 2 000 рублей в месяц.

Таким образом, максимальные затраты на рекламу будут составлять:

в первый год 139 200 рублей (11 600 рублей * 12 месяцев);

во второй год 139 200 рублей (34 800 рублей * 4 квартала);

на третий год 139 200 рублей.

Автомоечный комплекс является организацией, не производящей продукцию, а предоставляющей клиентам услуги по содержанию их автомобилей в чистоте. И рассмотрение вопросов стратегии продвижения товара, а именно: определение основных каналов сбыта продукции, работ и услуг, определение затрат на формирование каналов сбыта, можно опустить. Поскольку услуги нашего автомоечного комплекса будут предоставляться только на нашей территории.

Итак, в качестве основных элементов стратегического маркетинга нами выбраны: стратегия ценообразования по принципу «среднерыночных цен», рекламная стратегия с основными направлениями реклама на телевидении.

В нас много стремления идти своим путем, строить бизнес так, как считаем нужным, часто вопреки сложившимся традициям и правилам. Мы постараемся в корне изменить отношение клиента к автомоечному бизнесу, сделав процедуру помывки автомобиля более качественной.

6. План производства

Автомоечный комплекс «Надежда» расположен по адресу: г. Хабаровск, ул. Краснореченская, 163.

Данное месторасположение очень выгодно, так как находится на границе не так давно построенного спального района. Нашими клиентами наверняка станут жители, проживающие неподалеку. К комплексу имеются хорошие подъездные дороги. Ближайшие конкуренты находятся на расстоянии 3 км от нас.

На строительство автомоечного комплекса нами получено согласие со стороны жителей и разрешение со стороны органов местного самоуправления.

Автомоечный комплекс будет располагаться во вновь построенном здании общей площадью 230 м2 , из которых 200 м2 будут отведены под производственные мощности (4 поста) и 30 м2 – под помещение для клиентов, где они смогут провести время до окончания мойки.

Стоимость такого строения на сегодняшний день составляет 6 000 000 – 7 000 000 рублей. Площади планируется построить за счет банковского кредита.

Планируемые максимальные затраты на коммунальные платежи составят 46 000 рублей в месяц. Расчеты приведены ниже.

Электроэнергия: 30 лампочек * 0,1 КВт * 24 часа * 31 день * 3,82 рубля за 1 КВт = 8 527 рублей в месяц; 8 527 рублей * 12 месяцев = 102 324 рублей в год.

Водоснабжение: холодная вода – 50 м3 * 31 день * 4,50 рублей за 1 м3 = 6 975 рублей в месяц; 6 975 рублей * 12 месяцев = 83 700 рублей в год.

Канализация: 100 м3 * 31 день * 8 рублей за 1 м3 = 24 800 рублей в месяц; 24 800 рублей * 12 месяцев = 297 600 рублей в год.

Отопление: 5 Гкал в месяц * 1049,31 = 5 247 рублей в месяц; 5 247 рублей * 7 месяцев (октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, апрель) = 36 729 рублей.

Оплата сотовой связи (тариф безлимитный): 2 500 рублей в месяц * 12 месяцев = 30 000 рублей в год.

Планируемые максимальные затраты на эксплуатационные расходы по содержанию здания (проведение противопожарных мероприятий, содержание и обслуживание противопожарных систем, благоустройство и уборка прилегающей территории) 5 000 рублей в месяц.

При определении затрат на оборудование необходимо определится с его количеством и стоимостью. Для организации деятельности полноценного автомоечного комплекса на 4 автомобиля необходимо:

Мойка HD 9/20-4М (Германия) в количестве 4-х штук.

Мойка HD 9/20-4 М, сверхмощный аппарат высшего класса. Идеально подходит для коммерческих автомоек с большой проходимостью.

Аппарат имеет надежный 4-х полюсной, низкооборотный двигатель, что делает эту мойку крайне надежной и позволяет использовать ее практически в круглосуточном режиме.

Манометрическая система отключения (автоматическое отключение двигателя), включающая и выключающая электродвигатель при нажатии и отпускании рычага пистолета, позволяет экономить энергию, оберегать материалы и окружающую среду.

В комплект поставки также входит:новый пистолет Easy Press с регулятором Servopress отличается мягкой накладкой на рукоятке и существенным уменьшением усилий оттяжки и удержания курка, а также возможностью регулировать давление прямо с пистолета.

Трехпозиционное сопло с быстрым и удобным переключением типов струй 0/25/40 град.

Питание от сети 380 В.

Комплект поставки:

Защита от скручивания шланга

Интегрированный бак для чистящего средства

Керамические поршни

Манометрическое отключение

Пистолет-Servopress с мягкой накладкой

Струйная трубка (1040 мм.)

Трехпозиционное сопло 0/25/40 град.

Шланг высокого давления 10 м.

Цена: 72500 рублей. Цена 4-х моек составит 290 000 рублей.

Водопылесос NT 35/1 Eco Те (Германия) в количестве 2-х штук.

Пылесос NT 35/1 Eco Те это промышленный пылесос влажной и сухой уборки с системой обратной продувки фильтра.

Данный пылесос может применяться на любых ремесленных и промышленных предприятиях (например, на предприятиях деревообрабатывающей промышленности, в столярных и плотничных мастерских, а также на автомойках для уборки салона и ковриков и т.д.).

Вариант промышленного пылесоса NT 35/1 Eco TE оснащен розеткой для присоединения электроинструментов, устройством автоматического переключения на режим Stand-By и автоматикой включения / отключения.

Комплект поставки

Интенсивная очистка фильтра

Экологичная система фильтрации

Поворотный ролик с тормозом

Всасывающий шланг 2.5м с модулем и коленом

Уд. трубки 2х0.5м металлические

Универсальная насадка для пола (300 мм)

Щелевая насадка

Плоский складчатый фильтр (для пыли)

Бумажный фильтр мешок

Соединительная муфта для электроинструментов

Розетка для электроинструментов

Цена: 18 700 рублей. Цена 2-х водопылесосов составит 37 400 рублей.

Моющий пылесос PUZZI 8/1 C (Германия) в количестве 2-х штук.

Идеально подходит для чистки небольших площадей, как, например, в небольших офисах, модных ателье и маленьких магазинах; а также в автосалонах для предпродажной подготовки подержанных автомобилей и на автомойках.

После окончания уборки поверхность ковра остается практически сухой, а это значит что ее практически сразу можно использовать.

В комплект поставки к этому моющему пылесосу входит ручная насадка.

С ее помощью можно без проблем почистить мебель, салон автомобиля, небольшие коврики и.т.д.

Вода с химией под давлением, через форсунку, разбрызгивается на очищаемую поверхность и тут же всасывается обратно вместе с отделенными частичками грязи.

Комплект поставки

Гибкий распылительно-всасывающий шланг 2.5м

Ручная насадка

Цена: 21 900 рублей. Цена 2-х моющих пылесосов составит 43 800 рублей.

Машина полировальная 6,3 Бар, 525 Л\мин 2500 об/мин, 500 Вт, диск 178 мм (Rodcraft, Германия) в количестве 2-х штук.

Большая полировальная машинка с особенно плоской головкой, выпускаются с двумя вариантами шпинделя 5/8" и М14х2. Оснащается теплоизоляцией рукоятки и задним штуцером для отвода отработанного воздуха. Вариант со шпинделем 5/8" поставляется в комплекте с высококачественной полировальной тарелкой (совершенно круглая кромка) и полировальной шкуркой для подвязывания.

Цена: 14 600 рублей. Цена 2-х моющих пылесосов составит 29 000 рублей.

Профессиональная автохимия и расходные материалы обойдутся нам при 100% загруженности нашего комплекса не более 50 000 рублей в месяц.

7. Организационный план

В данном разделе необходимо определить организационную структуру предприятия, структуру управления, произвести расчет численности необходимого персонала, расчет средств на оплату труда и выплату единого социального налога.

Наш автомоечный комплекс имеет вертикальную структуру управления. Более наглядно она представлена ниже:

Индивидуальный предприниматель

Администратор

Мойщик Охранник

Мойщик

Мойщик

Мойщик

Для нормальной организации круглосуточной работы неоходимо 3 смены персонала. Таким образом, численный состав нашего комплекса составит 19 человек.

Основные обязанности персонала:

индивидуальный предприниматель обязан организовать нормальные условия труда, обеспечить персонал расходными материалами, вести налоговый и бухгалтерский учет, следить за качеством предоставляемых услуг, представлять интересы наши интересы в органах власти и различных государственных учреждениях и организациях;

администратор обязан следить за качеством предоставляемых услуг и внешним видом мойщиков и охранника, производить расчет оплаты за предоставленные услуги, быть вежливым с клиентами, организовать учет клиентской базы с целью предоставления бонусных скидок, изучать спрос;

мойщик обязан быстро и качественно оказать услуги по мойке автомобиля, быть вежливым с клиентами, бережно относится к имуществу комплекса и автомобилям клиентов;

охранник обязан обеспечить правопорядок на территории комплекса, быть вежливым с клиентами.

Таблица. Определим размер средств необходимых на оплату труда:

Должность Количество Оклад Премия в размере 30% оклада

Надбавка за работу в ЮРДВ

30%

Районный коэффициент

1.20

Общая сумма
Индивидуальный предприниматель 1 25000,00 7500,00 9750,00 6500,00 48750,00
Администратор 3 30000,00 9000,00 11700,00 7800,00 58500,00
Мойщик 12 96000,00 28800,00 37440,00 24960,00 187200,00
Охранник 3 24000,00 7200,00 9360,00 6240,00 46800,00
Итого: 341250,00

Надо сказать, что премия не является обязательным видом оплаты труда и носит строго стимулирующий характер. Она устанавливается работникам ежемесячно в зависимости от личного вклада каждого в общее дело, но в размере не более 30 % оклада.

Можно сделать вывод, что максимальный ежемесячный фонд оплаты труда составит 341 250 рублей.

Поскольку наше предприятие будет применять упрощенную систему налогообложения, оно освобождается от уплаты единого социального налога, но нам придется платить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. На сегодняшний день размер взносов составляет 14% от выплат и иных вознаграждений, начисляемых налогоплательщиком в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам.

Таким образом, максимальная ежемесячная сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащая уплате, составит 47 775 рублей (573 300 рублей * 14%). При превышении налоговой базы на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года порога 280 000 рублей, ставка для суммы превышения порога 280 000 рублей составит всего 10%.

8. Юридический план

В данном разделе, который особенно важен для новых предприятий и фирм, следует указать ту форму собственности и организации дела, в которой намечается вести дела. Каждая из этих форм имеет свои особенности, свои плюсы и минусы, которые также могут повлиять на успех проекта.

На наш взгляд самой оптимальной организационно-правовой формой нашего предприятия может выступить такая форма, как индивидуальный предприниматель.

Индивидуальный предприниматель — физическое лицо, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Данная форма предпринимательства в условиях действующей системы российского законодательства во многих аспектах является наиболее эффективной формой ведения малого бизнеса, позволяющая уяснить основы предпринимательства в целом.

Статус индивидуального предпринимателя имеет следующие преимущества по сравнению с регистрацией собственного предприятия:

- упрощенность процессов создания и ликвидации бизнеса;

- свободное использование собственной выручки;

- не платится налог на имущество, используемое в предпринимательской деятельности;

- упрощенный порядок ведения учета результатов хозяйственной деятельности и предоставления внешней отчетности;

- упрощенный порядок принятия решений.

Основные недостатки:

- отвечает по обязательствам своим имуществом;

- не может получать некоторые лицензии (например на розничную торговлю алкоголем);

- согласно сложившейся практике, некоторые крупные (и не очень) компании отказываются работать с индивидуальными предпринимателями;

- не подходит для совместного ведения бизнеса.

Проведем расчет денежных и временных затрат на регистрацию нас в качестве индивидуального предпринимателя:

Подготовка документов: копировальные работы 40,00 1-2 часа
Нотариальные услуги: заверение подписи 300,00 1-3 часа
Государственная пошлина 400,00 2-3 часа
Транспортные расходы 150,00 5 дней
Коды статистики 500,00 1-3 дня
Печать 480,00 1-2 дня
ИТОГО: 1870,00 8-10 дней

Итак, через неделю, максимум две со дня начала регистрации, наш автомоечный комплекс, зарегистрированный как ИП «Надежда», может начать обслуживание клиентов на абсолютно законных основаниях.

9. Оценка рисков и страхование

В данном разделе, помимо общей оценки возможных рисков, нужно провести анализ типов рисков, их источников и моментов возникновения, а также привести меры по минимизации ущерба.

Предпринимательства без риска не бывает. При этом наибольшую прибыль, как правило, приносят рыночные операции с повышенным риском. Однако, во всем нужна мера. Риск обязательно должен быть рассчитан до максимально допустимого предела. Как известно, все рыночные оценки носят вероятностный, много вариантный характер. Ошибки, просчеты - вещь обычная, поскольку все предусмотреть нельзя. Важно оплошностей не повторять, постоянно корректировать систему действий с позиций максимума прибыли.

Риск, как известно, - это вероятность возникновения убытков или снижения доходов по сравнению с прогнозируемым вариантом. Усиление риска - это оборотная сторона свободы предпринимательства, своеобразная за нее плата.

Вместе с тем, практика показывает, что чем выше уровень риска, тем значительнее в случае успеха будет прибыль. Известны следующие виды предпринимательского риска.

Характерен, в частности, производственный риск, который связан с производством продукции, товаров и услуг, с осуществлением любых видов производственной деятельности. Среди причин возникновения такого риска - уменьшение размеров производства, рост материальных и иных затрат, уплата повышенных процентов, отчислений и налогов и др.

Имеет место и коммерческий риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или закупленных предпринимателем. Истоки этого риска - снижение объема реализации вследствие негативного изменения конъюнктуры или управленческих ошибок, повышение закупочной цены товаров, непредвиденное снижение объема закупок, потери товара в процессе обращения, рост издержек обращения.

Для условий России особенно важен финансовый риск, который возникает в сфере отношений предприятия с банками и другими финансовыми институтами. Финансовый риск деятельности фирмы обычно измеряется отношением заемных средств к собственным: чем выше это отношение, тем выше и финансовый риск.

Выбранная нами сфера бизнеса относится к хорошо освоенной области предпринимательства, а степень риска, связанная с неудачей, отнесем к среднему уровню.

Рассмотрим наиболее возможные риски, которым подвержена наша деятельность, и мероприятия по их устранению:

К основным причинам производственного риска относятся:

снижение намеченных объемов производства и реализации продукции вследствие снижения, отсутствия необходимого количества материалов – заключим договора на поставку расходных материалов с несколькими фирмами;

снижение цен, по которым планировалось реализовывать услуги, в связи с ее недостаточным качеством – для повышения качества используется премия работников, которая является не гарантированным видом оплаты труда и носит стимулирующий характер;

увеличение расхода затрат в результате перерасхода материалов – будет проведен контрольный замер, используемых расходных материалов, и, в случае превышения нормы, стоимость, излишне использованных материалов, будет удержана из заработной платы работников;

рост фонда оплаты труда за счет превышения намеченной численности либо за счет выплат более высокого, чем запланировано, уровня заработной платы отдельным сотрудникам – штат сотрудников и фонд оплаты труда строго обозначены.

Основные причины коммерческого риска:

снижение объемов реализации в результате жесткой конкуренции – усилим рекламу, заострив внимание на качестве, сервисе и среднем уровне цены;

повышение закупочной цены расходных материалов – заключим договора на поставку расходных материалов с несколькими фирмами и будем приобретать по результатам конъюнктурного анализа;

форс-мажорные обстоятельства – на этот случай застрахуем наше предприятие.

Финансовый риск сводится к минимуму, так как он возникает при осуществлении финансового предпринимательства или финансовых сделок. Наше предприятие не будет пользоваться заемными средствами.

Анализ рисков - процедуры выявления факторов рисков и оценки их значимости, по сути, анализ вероятности того, что произойдут определенные нежелательные события и отрицательно повлияют на достижение целей проекта. Анализ рисков включает оценку рисков и методы снижения рисков или уменьшения связанных с ним неблагоприятных последствий.

Оценка рисков - это определение количественным или качественным способом величины (степени) рисков.

Анализ рисков можно подразделить на два взаимно дополняющих друг друга вида: качественный и количественный. Качественный анализ имеет целью определить (идентифицировать) факторы, области и виды рисков. Количественный анализ рисков должен дать возможность численно определить размеры отдельных рисков и риска предприятия в целом.

Итоговые результаты качественного анализа риска, в свою очередь, служат исходной информацией для проведения количественного анализа.

Однако осуществление количественной оценки встречает и наибольшие трудности, связанные с тем, что для количественной оценки рисков нужна соответствующая исходная информация.

Качественный и количественный анализы могут быть проведены только высококвалифицированными аналитиками, привлечение которых очень дорого. И поскольку наше начинание не самое рисковое, считаем, что с помощью мер, перечисленных выше при рассмотрении возможных рисков, мы сможем выйти из любой сложной ситуации.

Определим возможные потери от наиболее вероятных видов рисков. Меры, принимаемые для выхода из кризиса, и затрат на их реализацию:

- удвоим количество рекламы, затраты составят 23 200 рублей в месяц (11 600 рублей * 2);

- на случай форс- мажорных обстоятельств застрахуем наше предприятие, страховой взнос составит 80 000 рублей.

Итак, затраты по выходу победителем из жесткой конкурентной борьбы и затраты на профилактику этого вида риска составят 23 200 рублей в месяц, а затраты на приобретение страхового полиса 80 000 рублей.

ОБЪЕКТ СТРАХОВАНИЯ

По договору страхования может застрахуем следующее недвижимое и движимое имущество:

· Здания (нежилые), включая их внутренние коммуникации, элементы отделки и остекления.

· Машины и оборудование, передаточные устройства.

· Производственный (хозяйственный) инвентарь и принадлежности.

· Предметы интерьера, мебель, обстановка;

· Товарно-материальные ценности (товары, сырье, материалы);

· Инженерное и производственно-технологическое оборудование (коммуникации, системы, аппараты, электронно-вычислительная техника, станки, передаточные и силовые машины, иные механизмы и приспособления);

· Хозяйственные постройки (гаражи, хранилища, склады, навесы, крытые площадки и ограждения и т.п.);

· Отдельные помещения (цеха, лаборатории, кабинеты и т.п.);

· Товарно-материальные ценности (товары, сырье, материалы);

· Измерительные и регулирующие приборы, устройства, инструменты и приспособления.

· Средства вычислительной техники, включая носители информации.

· Аудио - видео - радио - теле - фотоаппаратура, музыкальные инструменты.

· Наличные российские деньги и наличная иностранная валюта.

РИСКИ ПОДЛЕЖАЩИЕ СТРАХОВАНИЮ

По договору страхования имущество предприятия может быть застраховано на случай повреждения (гибели), утраты вследствие:

· Пожара.

· Взрыва.

· Любых воздействий, оказанных животными и птицами.

· Осадки грунта под фундаментом (основанием) зданий, сооружений, передаточных устройств машин и оборудования.

· Отказа в работе устройства защиты застрахованного имущества.

· Воздействия опасных природных явлений.

· Наезда наземных транспортных средств.

· Утраты имущества, произошедшей вследствие хищения, совершенного в форме кражи, грабежа или разбоя; мошенничества.

· Падения на застрахованное имущество пилотируемых летающих аппаратов или их обломков;

· Принятых мер для спасения имущества, для тушения пожара или для предупреждения его распространения.

· Боя оконных стекол, зеркал и витрин.

· Повреждения (гибели) имущества вследствие совершения террористического акта.

СТРАХОВАЯ СУММА

Страховая сумма – сумма, в пределах которой выплачивается страховое возмещение по договору страхования, устанавливается в размере страховой стоимости имущества. Под страховой стоимостью понимается действительная стоимость имущества в месте его нахождения на момент заключения договора страхования.

В качестве основания для определения страховой стоимости имущества может использоваться:

· балансовая (остаточная) стоимость,

· восстановительная стоимость (с учетом износа),

· оценочная стоимость,

· сметная стоимость и т.п.

Застрахуем наше предприятие в страховой компании РОСГОССТРАХ, для определения страховой суммы используем балансовую стоимость оборудования и здания (сооружения), которая составляет 6900200 рублей. На основании договора подписанного Страховщиком и Страхователем страховая сумма устанавливается единой суммой по группе объектов страхования, Страховщик обязуется выплачивать 1,15% от застрахованной суммы Страхователю, что приблизительно составит 80000 в год. В случае наступления одного из перечисленных выше страховых рисков Страхователь обязуется выплатить застрахованную сумму. Договор заключается сроком на один год, в случае окончания действия договора, заключается новый (возобновленный).

10.Финансовый план

Финансовый план поможет нам определить, как много потребуется наличности, чтобы начать и сохранить прибыльный бизнес. Мы также оценим какую прибыль сможем получить. Составление финансовых прогнозов прибыли, потока наличности и финансового положения заставит детально обдумать финансовые операции, которые мы планируем осуществить. В ходе этого процесса ясно выявится любое противоречие, расхождение или нереалистическое предположение. Информация, которая нужна, чтобы объединить финансовые прогнозы, в большей своей части уже собрана в предыдущих разделах.


Определим суммарные затраты:

Наиболее важной и используемой для целей планирования и контроля является классификация издержек по типу "поведения" затрат в зависимости от изменения объема производства или от уровня деловой активности компании. Рост или снижение объема производства вызывает соответствующий рост или снижение уровня определенных затрат. При этом другие затраты остаются неизменными.

Переменными называются затраты, которые варьируются с изменением объемов деятельности. К переменным затратам нашего комплекса отнесем:расходные материалы, коммунальные платежи и эксплуатационные расходы. Они составят 1212000 рублей (600 000 рублей + 552000 рублей +60000).

Постоянные затраты - это расходы, относительно стабильные (изменяются незначительно) при колебаниях объемов услуг. К постоянным затратам отнесем: затраты на рекламу, износ оборудования, заработная плата, налоги, страховой взнос, (страховой взнос выплачивается каждый год). Они составят 11762686 рублей (139 200 рублей + 72036 +4 095 000 рублей +7376450+ 80 000 рублей).

А также имеются единовременные расходы, к которым относится покупка здания и оборудования, затраты на регистрацию предприятия, они составят 6902070 рублей.

Для решения принципиальных задач - сколько нужно продавать и по какой цене, чтобы данный продукт приносил прибыль - необходимо посчитать, во что нам обходится помывка одного автомобиля, то есть посчитать ее себестоимость.

Расчет себестоимости продукции - задача далеко не новая и решается практически на каждом предприятии. Методика расчета себестоимости передается из поколения в поколение и, так же как добрая былинная притча, вызывает доверие без каких-либо доказательств.

Определим размер затрат, которые будем брать для расчета себестоимости:

Ниже в таблице рассчитана себестоимость продукции на 1 год исходя их предполагаемых объемов:

Определим цену за единицу оказанных услуг. Ранее нами была выбрана стратегия ценообразования по принципу «среднерыночных цен»:


Зная объем и определившись с ценой, спланируем сумму дохода от реализации:


Сформируем отчет о движении денежных средств:

Таким образом, мы видим, что точка безубыточности наступает при оказании почти 20000 видов услуг в год.

Определим критический объем продаж в натуральном эквиваленте:


КОП=Рпост/(Цена-(Рпер/Объем ))

КОП=11762686/(2000-(1212000/20520))=6064,24

Определим критический объем продаж в стоимостном выражении:

КОП=Рпост/(1-(Рперем/Объем))

КОП=11762686/(1-60)=199367,56

11. Стратегия финансирования

В данном разделе необходимо определить источник получения средств для создания нашего автомоечного комплекса.

Основные затраты на проект:

В качестве источника средств выступят заемные денежные средства в сумме 7 000 000 рублей.

Определим срок окупаемости нашего проекта. Срок окупаемости – это срок, который понадобится для возмещения суммы первоначальных инвестиций. Как видно из отчета о движении денежных средств при благополучном стечении обстоятельств вложенные денежные средства будут возвращены уже к 14 месяцу работы нашего комплекса. Данный показатель можно рассчитать по формуле: СО = ИЗ / ЧП.

1. Определение срока окупаемости вложенных средств без учета дисконтирования

;

,

2. Определение нормы прибыли на 1 рубль вложенного капитала, рентабельность капитала

;

3. Определение нормы прибыли на 1рубль затрат. Данный показатель рассчитывается для первого, второго, третьего года

Анализируя рентабельность капитала и срок окупаемости, можно сделать вывод о том, что наше предприятие может начинать свою деятельность.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Экономика предприятия (фирмы): Учебник/ О.И. Волков, О.В. Девяткин. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 601с.

2. Маркетинг: Учебник/ А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Красильников. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. – 560с.

3. Управленческие решения: Учебное пособие/ Р.А. Фатхудинов. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 351с.

4. Основы менеджмента: Учебное пособие/ А.А. Брасс. – М.: ИП «Экоперспектива», 1999. – 343с.

5. Основы управления производством: Учебное пособие / Л.А. Воробьев. – М.: НПЖ «Финансы, учет, аудит», 1998. – 357с.

6. Менеджмент: Учебник / В.В.Глухов. – Спб.: Лань, 2002. – 528с.

7. Организация производства: Учебник / Р.А. Фатхудинов. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 398с.

8. Планирование на предприятиях: Методическое пособие. Хабаровск: ДВГУПС, 1997. – 69с.

9. Делопроизводство (организация и технологии документационного обеспечения управления): Учебник для вузов / Под. ред. И.А. Майбурова – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007. – 655с.

10. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагов, А.И. Архипов. – М.: ИНФРА, 2002. – 432с.

11. Свод кодексов и Законов Российской Федерации. – СПб.: ИГ «Весь», 2005. – 992с.