Главная              Рефераты - Маркетинг

Оценка целесообразности организации собственного подразделения "Мастер окон" - доклад

Содержание

Резюме

Раздел I. Характеристика предприятия

Раздел II. Описание характера бизнеса

Раздел III. Стратегия маркетинга

Раздел IV. План производства

Раздел V. Организационный план

Раздел VI. Инвестиционный план

Раздел VII. Финансовый план

Список литературы

Приложение

Резюме

Цель бизнес плана – оценить целесообразность организации собственного подразделения СП ООО «Тайпл-техно» («Мастер окон») по установке оконных и балконных блоков из ПВХ. Данный бизнес-план разработан на 3 года.

Основным направлением и целью деятельности предприятия является выполнение договорных обязательств в соответствии с Уставом по оказанию следующих видов услуг: установка оконных блоков и все виды сопутствующих услуг, связанных с их ремонтом.

Цель на последующих этапах развития - это постараться захватить своей продукцией в 2010 году 85% существующего рынка г. Минска, а также 15% рынка Минского района, а в 2011 году еще и 5% рынка Минской области.

В ближайшее время предприятие не будет иметь больших конкурентов, так как продукт будет соответствовать запросам потребителей (потребитель сам определяет вид изделия в соответствии с его вкусами или запросами). Успешное развитие дел основывается на том, что предполагаемый спрос на продукцию в первый год существования имеет устойчивую тенденцию к повышению. Так как ни одно из предприятий-конкурентов не является узкоспециализирующимся на оказании данного вида услуг.

Предприятия обеспечивает товару индивидуальность и соответствующее качество. В дальнейшем может просматриваться возможность расширения ассортимента продукции.

Таким образом, цель работы:

1) завоевание потенциальных партнеров

2) завоевание рынка

3) завоевание и поддержание имиджа предприятия

Местонахождение СП ООО «Трайпл-техно»: Республики Беларусь, 220600, г. Минск, ул. Волгоградсая, 6, производственный корпус10.

Планируемый годовой объем работ – 21 614,017 м2. В первый год «Мастер окон» загрузку мощностей планирует на все 100%. В 2010 - 2011 годах с помощью организационно-технологических мероприятий прогнозируется рост производительности на 1,5%.

Финансово-экономические показатели, расчет потоков денежных средств показывают, что из выручки предприятия возмещаются все расходы и издержки, связанные с его деятельностью, уплачиваются налоги, отчисления и сборы, установленные действующим законодательством. Расчеты свидетельствуют о ликвидности проекта. Превышение поступлений над платежами в постоянных ценах по состоянию на 1.12.2008 г. за первый расчетный год составляет 117 503,47 тыс. руб. Рентабельность продукции – 1,6 %. Следует отметить, что машины и оборудование предприятие приобретает через отечественных поставщиков и все основные инвестиционные затраты осуществляются в национальной валюте. Складские и офисные помещения арендуются, соответственно предприятие освобождается от уплаты налога на недвижимость. Цена за единицу продукции (100 м2) составляет 20 818,22 белорусских рублей. Чистая прибыль за три года деятельности составит 159 139,57 тыс. руб. Индекс рентабельности – 1,026. Чистый дисконтированный доход – 267 935,05 тыс.руб.

Сводные показатели по проекту приведены в таблице 1 Приложение 1.

Раздел I . Характеристика предприятия

Белорусско-российское совместное предприятие с ограниченной ответственностью «Трайпл-техно» создано в соответсвии с законодательством Республики Беларусь на основании Учредительного договора, заключенного между юридическими и физическими лицами и зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в г. Минске 3 марта 2000 года № СП 2596-2000 г.Участниками общества являются:с белорусской стороны – Общество с ограниченной ответственностью «Трайпл» и гражданин РБ Карпук В.С.с российской стороны - Чадаева О.С.Уставный фонд СП ООО «Тайпл-техно» по состоянию на декабрь 2008 года составляет 200 000 (двести тысяч) долларов США.Предприятие является юридическим лицом согласно законодательству Республики Беларусь, имеет самостоятельный баланс, расчетный и валютные счета в головном филиале по г. Минску и Минской области АО «Приорбанк». В своей деятельности предприятие руководствуется законодательством Республики Беларусь, Уставом и Учредительным договором.Местонахождение СП ООО «Трайпл-техно»: Республики Беларусь, 220600, г. Минск, ул. Волгоградсая, 6, производственный корпус10.Основные виды деятельности:- производство строительных изделий из ПВХ профилей «REHAU» (Германия), MONTBLANC (Россия);- производство строительных конструкций и столярных изделий из алюминия и алюминиевых сплавов;- производство металлоконструкций, павильонов, навесов, козырьков.Компания «Трайпл-техно» открыла собственное производство по изготовлению пластиковых окон из немецкого профиля. С первых лет существования СП ООО «Трайпл-техно» был взят курс на выпуск продукции высокого качества с техническими характеристиками на уровне мировых образцов и выполнение строительных работ (услуг), полностью удовлетворяющих требования и ожидания заказчиков. Вся продукция изготавливается в соответствии с СТБ и нормативной документацией, утвержденной в установленном порядке.Производственных мощности оборудования на участке столярных изделий из ПВХ составляют 3000÷3500 кв.м.Таким образом, в данном бизнес-плане рассматривается возможность организации собственного подразделения СП ООО «Тайпл-техно» («Мастер окон») по выполнению договорных обязательств в соответствии с Уставом по оказанию следующих видов услуг:

1) установка оконных и балконных блоков;

2) ремонт оконных и балконных блоков:

- Диагностика окон

- Регулировка фурнитуры

- Замена фурнитуры

- Замена стеклопакетов

- Устранение промерзаний, протеканий

- Ремонт и замена москитных сеток

- Переборка откосов с утеплением

- Замена подоконников и отливов

- Установка дополнительных элементов (ручек, декоративных накладок, гребенок и многое другое)

- Регулировка входных групп пластиковых и алюминиевых конструкций

- Установка и регулировка доводчика

- Замена уплотнительной резины

- Перемонтаж окна с дополнительными элементами с соблюдением стандартов

- Устранение неглубоких царапин. Шлифовка

"Мастер окон" предлагает также консультации по уходу и рекомендации по эксплуатации, обслуживание и ремонт современных оконных конструкций различной сложности, любых фирм-производителей.

На все виды работ гарантия 2 года с последующим гарантийным обслуживанием.

Целью деятельности предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли.Исходные данные по проекту приведены в таблице 1 Приложения 2.

Раздел II . Описание характера бизнеса

Окна – это глаза на лице квартиры, офиса, дома… и они должны быть безупречными. Настоящие деревянные окна и окна из ПВХ были в моде всегда. Действительно, ПВХ – материал благородный, красивый и, при определенной обработке долговечный.Современное окно из ПВХ представляет собой сложную комплексную конструкцию, на качество которой влияет выбор комплектующих деталей, тщательность сборки, технология и контроль отделки. Технология: в основе лежит соединение углов конструкций на шпонку типа "двойной ласточкин хвост". Исследования показывают большую прочность таких соединений, в некоторых случаях превышающих прочностные характеристики окон с традиционным угловым соединением.

К достоинствам нашего предложения можно отнести:

- Установка окон любой конфигурации (арочные, непрямоугольной формы).

- Различные цветовые решения.

- Квалифицированный монтаж изделий.

- Гарантийное и постгарантийное обслуживание.

- Оригинальные конструкторские решения (универсальное эркерное соединение).

- Оптимальное ценовое решение.

Краткое описание окна из ПВХ

Номенклатура проектируемых к изготовлению изделий из ПВХ:

- Одностворчатое, поворотно-откидное окно

- Двухстворчатое окно, одна створка поворотно-откидная

- Трехстворчатое окно, одна створка поворотно-откидная

- Трехстворчатое окно, 2 створки поворотные

- Четырехстворчатое окно, две створки поворотные

- Глухое окно

- Балконная дверь поворотно-откидная

Цвет: белый, цветное снаружи, цветное внутри, цветное с двух сторон.

Эксплуатационные характеристики

Коэффициент сопротивления теплопередачи при стеклопакете (4-14-4-16-4) - 0.64 м² °С/Вт. При использовании низкоэмисионных стекол - до 0.74 м² °С/Вт.

Воздухопроницаемость при Р^ = 10 Па - 0.85 м³ х м² х ч.

Материал

Окна из ПВХ собственного производства СП ООО «Трайпл-техно».

Профиль окна

Адаптирован к климатическим условиям Беларуси. Толщина коробки и створки - 78 мм. Примыкание уплотнителя только к ПВХ. Применяется стеклопакет до 42 мм толщиной. Два контура уплотнения. Возможно использование алюминиевых наружных накладок.

Изложенное позволяет утверждать, что:

1. ПВХ - экономичный, атмосферостойкий, теплоизолирующий, шумоизолирующий, экологически чистый, безвредный для здоровья, энергосберегающий, удобный в уходе, практичный, обладающий неограниченными возможностями формообразования материал, который смело можно назвать материалом не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня.

2. Оконные и балконные блоки из ПВХ-профилей экономичны, эффективны, практичны и эстетичны.

3. Оконные и балконные блоки из ПВХ-профилей по своим технологическим и конструктивным характеристикам соответствуют требованиям европейских стандартов и превосходят аналогичные изделия из альтернативных материалов.

4. Оконные и балконные блоки из ПВХ-профилей эффективно способствуют энергосбережению, снижая теплопотери, а также защите окружающей среды от загрязнения.

Гарантийное обслуживание

Наша компания предоставляет клиентам гарантию на изготовление и монтаж всей продукции. Установка любых окон и балконных блоков из ПВХ, если остекление выполнено по системе illbruck-монтаж, владельцу пластиковых окон и дверей предоставляется 5-летняя гарантия на все монтажные работы. Гарантия на «обычный» монтаж окон — 3 года .

Владельцы коттеджей и загородных домов, заказавшие пластиковые окна, при условии полного остекления дома нашими специалистами, получают гарантию на монтаж — 10 лет .

Определим годовой объем работ исходя из численности рабочих на предприятии (с помощью нормативной выработки).

Норматив расхода материалов, единые расценки на установку оконных блоков, затраты труда согласно ЕР 10-103 «Столярные изделия» как на единицу изделия, так и на весь объем работ приведены в таблице 1 Приложения 3.

Для определения объема производства необходимо рассчитать мощность предприятия (сумма мощностей по каждому виду работ).

Производственная мощность предприятия (М) рассчитывается по формуле:

где:

Вg - достигнутая выработка на 1 чел-дн (руб., м2 , м3);

Кp - коэффициент роста производительности труда (%);

Nс - списочный состав бригады (чел);

Kв - коэффициент выхода рабочих;

Тр - количество рабочих дней в году (дни).

Коэффициент выхода рабочих ( Кв) определяется по формуле

где:

Нн– процент невыхода рабочих на рабочее место (подробное описание приведено в разделе V «Организационный план»).

Устройство оконных блоков

Ед. изм. – 100 м2;

Nс = 18 человек;

Затраты труда – 154,1 чел. - час;

Ф = 257 дн.;

Бригада состоит из 2 человек, 9 бригад.

Вчел.-дн. = Вчел.-ч. х 8 = 0,6489*8 = 5,1914 м2/чел.-дн.

Вбр в дн. = Вчел.-дн. х NcxКв =5,1914*18*0,9 = 84,101 м2/дн.

Вгод = Вбр в дн. х Ф = 84,101*257 = 21 614,017 м2.

Проектирование роста объема производства по годам определяется исходя из плана организационно-технологических мероприятий, за счет которых можно увеличить производительность, выработку и др.:

1) за счет средств крупной и малой механизации (освоение новых машин и механизмов, позволяющих облегчить и усовершенствовать систему установки оконных и балконных блоков из ПВХ);

2) совершенствования технологии (отслеживание тенденций и методик устоновки оконных и балконных блоков, посещение семинаров);

3) рационализация труда и организации рабочего места;

4) совершенствование организации производства;

5) повышение квалификации рабочих, служащих, дисциплина (посещение обучающих семинаров, курсов, конференций).

Расчет фактической стоимости материалов приводится в таблице 2 Приложения 3. При этом предполагается, что основные расходные материалы (блоки оконные) будут использоваться собственного производства СП ООО «Трайпл-техно», так как это способствует развитию собственного производства продвижению продукции на рынок, отсутствует торговая надбавка. Более мелкие расходные материалы планируется приобретать у таких поставщиков как Тисом, МехКрепеж, Рем-колор, так как эти формы уже успешно зарекомендовали себя на рынке и успешно выигрывают в ценовом диапазоне среди своих конкурентов.

Расчет обеспеченности материалами и комплектующими по предприятию приведен в таблице 3 Приложения 3. При этом планируется, что в первый год мощности будут загружены на 100%, а в последующих 2008-2009 годах планируется рост производительности труда – 1,5%.

На основе полученных данных производим расчет цены производства и реализации продукции (с учетом индексов изменения фактической стоимости за ноябрь 2008 года).

Нормативы накладных расходов и плановых накоплений исчисляются исходя из постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь №7 от 28.02.2002г. с применением понижающих коэффициентов к предельным нормам накладных расходов и плановых накоплений (0,996 и 0,96 соответственно) согласно постановлению Кабинета Министров Республики Беларусь от 27 октября 1995г. №599.

Также укрупненными расценками на единицу строительной продукции с учетом ее потребительских свойств, разработанными РУП «РНТЦ по ценообразованию в строительстве» учтены затраты на:

·временные здания и сооружения в соответствии со СНиП на временные здания и сооружения – 5,5%;

·дополнительные затраты при производстве работ в зимнее время в соответствии со СНиП на дополнительные затраты при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (НДЗ-91) – 10,5%;

·затраты, связанные с единовременным вознаграждением за выслугу лет – 10%;

·затраты на дополнительные отпуска – 4%;

·затраты на премирование за производственные результаты – 50%;

·резерв средств на непредвиденные работы и затраты – 2% на жилой дом (в т.ч. 1% – подрядчика), 3% на сети и благоустройство (в т.ч. 1,5% – подрядчика);

·фонд развития строительной науки – 1%.

Расчет выполняем в таблице 4 Приложения 3.

Раздел III . Стратегия маркетинга

Для внедрения на рынки необходимо внести активный маркетинг. Следует каждый год повышать производительность продукции и расширять ассортимент. В качестве дополнительных рынков сбыта следует рассмотреть и другие территории Минского района, а также Минской области. Проведенные на данном этапе переговоры показали, что фирмы заинтересованы в наших услугах.

Стратегические направления «Мастер окон»:

1) внедрение в отрасль современных технологий;

2) поиск новых заказчиков;

3) сотрудничество с конкурентами;

4) распространение информации о технологиях, внедряемых организацией;

5) сотрудничество с белорусскими производителями;

6) расширение географической сферы деятельности.

Исследование рынков сбыта продукции позволило оценить рыночную нишу для вновь создаваемого «Мастер окон» и развитие рынков сбыта на перспективу.

Сбытовая политика «Мастер окон» ориентирована на формирование и стимулирование спроса на продукцию, например, предоставление рассрочки постоянным и крупным заказчикам

Существует несколько рынков сбыта нашего товара: индивидуальные застройщики, ремонт физических лиц, строительные фирмы, тресты, домостроительные комбинаты. Ёмкость всех рынков довольна высока.

В настоящее время наблюдается бурное развитие строительной отрасли Республики Беларусь благодаря социально-направленной политике государства, в ряду приоритетов которого стоит реализация жилищной программы, наращивание темпов и объемов жилищного строительства как в городах, так и в сельской местности.

Так, на рисунке 4.1 приведена динамика роста строительства площадей на территории РБ за последние годы, а также прогнозные показатели роста площадей до 2010 года.


Рисунок 4.1 - Динамика роста и прогноз строительства площадей на территории РБ до 2010 года

Для реализации данного проекта необходимо оценить емкость рынка в течение всего периода реализации проекта. Для этого можно использовать метод «кобры», который составлен на основе опросных листов, представленных в Приложениях 4 и 5.

Оценка емкости и потенциалов рынка проектных услуг приведена в таблице 1 Приложения 6.

Согласно проведенному анализу оказание проектных услуг и работ на рынке целесообразно, поскольку текущий потенциал (20 ед.) больше страхового (5,8ед.).

На начальном этапе своего создания «Мастер окон» (первый год деятельности) при оказании услуг планирует охватить только столицу, т.е. город Минск, непосредственно в котором оно и располагается. Впоследствии в 2010 году планируется покрыть 15% рынка Минского района и в 2011 году еще и 5% Минской области. Расчет приведен в таблице 2 Приложения 6.

Расчет доли рынка в объеме работ в стоимостном выражении приведен в таблице 3 Приложения 6.

В первую очередь, «Мастер окон» использует при установке окна собственного производства, а также ориентируется на налаживание устойчивых деловых связей с компаниями-поставщиками. Это те производители, продукцию которых рекомендуют использовать заказчики. За счет заключения прямых договоров, без посредников, - а именно такая практика принята в «Мастер окон», цена на материалы существенно снижается.

Нужно отметить, что руководство компании планирует уделять огромное внимание оснащению материально-технической базы, регулярно пополняя ее современной техникой и оборудованием, отслеживает появление на рынке новых современных материалов и технологий для применения их в своей деятельности.

Четко придерживаясь позиций приоритета человеческого фактора и профессионального подхода к своему делу, «Мастер окон» стремится в будущем расширять свою деятельность в сфере ремонтно-строительных услуг, осваивать новые технологии, совершенствовать методы работы и занимать достойное место среди ведущих фирм города, специализирующихся в этой области.

Постоянное совершенствование процессов производства работ, приобретение современной строительной техники позволит увеличивать объемы и улучшать качество выполняемых работ.

Сотрудничество с научными организациями позволит использовать в работе новые технологии и материалы.

Компания «Мастер окон» нацелена на достижение высоких результатов и таким образом свое будущее связывает:

· с расширением деятельности в сфере ремонтно-строительных услуг, реконструкции и строительства.

· с освоением новых технологий.

· с совершенствованием методов работы.

· с дальнейшим развитием материально-технической базы.

Анализ сбытовых стратегий конкурентов позволяет сделать вывод, что для них характерен интегрированный тип сбыта продукции, предполагающий участие в тематических выставках и выступления на конференциях, также сопровождение предприятием любого объекта до сдачи его в эксплуатацию является для потребителя одним из немаловажных показателей выбора того или иного предприятия.

При определении стоимости оказываемых типовых работ и услуг предприятия используют методические нормативные рекомендации Министерства архитектуры и строительства, в которых определены расчетные коэффициенты в зависимости от объемов работ, мест их будущего расположения и назначения. Также в состав цены включаются затраты предприятия, плановая норма прибыли и налог на добавленную стоимость.

Из ценовых стратегий, наиболее распространенной является дискриминационная стратегия, которая подразумевает установление цены на различные по объемам и сложности проекты.

План маркетинговых мероприятий и бюджет плана маркетинга представлен в таблице 4 Приложения 6, причем основной упор рекламных кампаний планируется сосредоточить в г. Минске (60%) и других крупных областных городах (40%).

План маркетинговых коммуникаций способствует привлечению большего числа заказчиков и стимулированию партнерских отношений с государственными и муниципальными органами.

Комплекс рекламных, сбытовых и ценовых стратегий и тактических ходов способствует привлечению заказчиков, повсеместному закреплению предприятия на рынке, и, как следствие, получение долгосрочной прибыли.

У предприятия строго определённые категории заказчиков. Достаточно большой сегмент заказчиков, которые строят дома сами себе. Поэтому рекламную компанию необходимо ориентировать как на юридических лиц, так и на частных финансово-состоятельных.

В таблице 5 Приложения 6 приводится оценка позиции предприятия на рынке, по сравнению с позициями конкурентов. Производится сравнение позиций ОАО «Мастер окон» и предприятий конкурентов по шкале от 1 до 5 (1 – наихудший, 5 – наилучший).

Реклама по телевидению нам не подходит, так как в телевизионной рекламе очень низкая избирательность аудитории и очень высокая стоимость рекламного контакта. Реклама по радио тоже не принесёт желаемого результата. Наиболее эффективной для наших услуг рекламой, на наш взгляд, является реклама в специализированных газетах и журналах («БСГ», «Цены и товары сегодня», «Из рук в руки», «Минск на ладонях», «Ва-банк», каталог «Элит»).

План продаж на рынках приведен в таблице 6 Приложения 6.

Объем общих затрат предприятия по продаже товаров (услуг) приведен в таблице 7 Приложения 6.

Раздел IV . План производства

Грамотно произведенный монтаж — это залог того, что окно будет служить долго и безотказно.При проведении монтажных работ, используется только высококачественные расходные материалы и профессиональный инструмент, что в комплексе с квалифицированным монтажом по технологии, ориентированным на наши климатические условия и особенности строительства, приводит к долгой и безупречной службе наших изделий. Мастерство монтажников и профессиональное оборудование обеспечивают качественную установку изделий, что позволяет проводить монтажные работы даже в зимнее время года без опасения охлаждения помещения.

Проведение монтажных работ происходит в несколько этапов. Первым и безусловно важным является подготовка — это позволит монтажникам беспрепятственно произвести монтажные работы.

Обмер оконных проемов

Рекомендуется оговорить уже на этапе обмера оконных проемов все особенности конфигурации, цвета и оснащения заказываемых окон. Это поможет избежать возможных недоразумений в дальнейшем. Ошибка или неточность при обмере может привести к необходимости переделки готовой оконной конструкции. Мало просто измерить высоту и ширину оконного проема. Необходимо также учесть все детали: из какого материала сделаны стены в вашем доме, что находится у них внутри, какова кривизна проемов, на каком этаже будут производить работы.

Подготовительный этап

Перед монтажом необходимо тщательно подготовить помещение к проведению монтажных работ, освободить проход к окнам, застелить пол пленкой или бумагой, укрыть бытовые электроприборы и прочую аппаратуру.

Демонтаж старых окон

Обычно этот этап не занимает много времени. Опытные монтажники проводят демонтаж таким образом, чтобы оконный проем не слишком пострадал. Это необходимо для последующей качественной установки окон.

Подготовка оконного проема к монтажу

На этом этапе необходимо тщательно убрать всю оставшуюся после демонтажа старых рам пыль с поверхностей проема. Перед установкой проем должен быть аккуратно выровнен и очищен от пыли и мусора. Монтажная пена, при помощи которой герметизируются места примыканий рамы к стене, плохо прилипает к запыленной и грязной поверхности.

Монтаж новой оконной конструкции

Это самый ответственный этап. Он включает в себя следующие работы:

- Установка в оконный проем рамы на опорные и распорные подкладки;

- Выставление рамы по уровню и отвесу в трех плоскостях, проведение контрольной проверки уровнем и отвесом. Необходимо добиться того, чтобы окно должно быть сориентировано абсолютно идеально в соответствии с показаниями измерительных инструментов;

- При установке оконного блока недопустимо его размещение в зоне отрицательных температур. Это приведет к понижению температуры на внутренней поверхности окна и откосов, выпадению конденсата со всеми вытекающими последствиями. Правильное расположение окна в проеме определяется на основании чертежа прохождения изотерм (линии, соединяющие точки с одинаковой температурой). Очень важную роль при этом играет изотерма 10° при внешней температуре –15° и внутренней +20°. Если она проходит внутри конструкции, то выпадения конденсата не будет. Оптимальной плоскостью установки окна в однослойной конструкции стены является середина откоса. В трехслойной изолирующей конструкции окно должно устанавливаться в зоне теплоизоляции;

- Установка гидроизоляционных лент, защищающих монтажный шов от разрушения;

- Крепление конструкций к проему с помощью специальных крепежных элементов. При этом окно закрепляется со всех сторон по периметру с шагом крепления не более 70 сантиметров;

- Герметизация стыка между окном и стеной с помощью полиуретановой монтажной пены. Рекомендуется, чтобы ширина стыка, а значит и монтажного шва, не превышала 3-х сантиметров;

- Установка отливов;

- Установка подоконников;

- Установка и регулировка фурнитуры.

Контроль качества

1. Поверхности оконных блоков, примыкающие к каменным стенам, должны быть антисептированы и защищены гидроизоляционными материалами.

2. Зазоры между коробкой наружных стен должны заделываться термоизоляционными материалами.

3. Каждый вертикальный брусок коробки должен укрепляться не менее чем в двух местах, расстояние между которыми не должно превышать 1 м.

4. Приемка оконных блоков, вмонтированных в проемы, должна сопровождаться проверкой пригонки оконных переплетов между собой, правильности установки и крепления уплотняющих прокладок, остекления световых проемов, установки скобяных изделий, наличников.

Для оценки производственной базы «Мастер окон» составим баланс производственной мощности предприятия по годам, включающий определение мощности на начало года, ввод и выбытие в течение года, среднегодовую производственную мощность и коэффициент ее использования (таблица 1 Приложения 7), а также необходимые машины и оборудование (таблица 2 Приложение 7).

Потребность в материальных ресурсах определяется методом прямого счета, т.е. путем умножения нормы расхода на соответствующий объем. В разделе 2 «Описание характера бизнеса» рассчитывалась единичная расценка (таблица 1 Приложение 3). Определялась мощность предприятия и фактическая стоимость материалов (таблица 2 Приложение 3). С учетом полученных данных разрабатывается баланс материальных ресурсов на 1-ый год планируемого периода (таблица 3 Приложение 7). Аналогично составляется баланс электроэнергии и топлива (таблица 4 Приложение 7).

Потребность в электроэнергии рассчитываем по формуле:

ЭД = МДВ × КСМ × ПСМ × КЗ;

где

МДВ – суммарная мощность всех действующих моторов, двигателей;

КСМ – коэффициент сменности работы оборудования;

ПСМ – продолжительность смены;

КЗ; - коэффициент загрузки оборудования


Потребность в электроэнергии для освещения рассчитывается исходя из:

- количества ламп;

- числа часов горения ламп в сутки;

- продолжительности работы предприятия в планируемом году.

Потребность в топливе рассчитывается исходя из:

- средняя длина пути автомобиля, км в день 60
- средний расход бензина на 100 км в литрах 10
- цена за 1 литр бензина АИ -80, тыс.руб 1,76
- число рабочих дней в году 257
- годовые затраты, тыс.руб. 2 713 , 92

Полученные затраты по всем видам сырья, электроэнергии и топливу сводятся в таблицу 5 Приложения 7.

Затраты на трудовые ресурсы (таблица 6 Приложение 7) определяются по различным категориям работников с учетом полученной суммы в составе стоимости работ или услуг (таблица 4 Приложение 3).

Прежде чем составить смету на производство, необходимо помимо материальных, энергетических, трудовых затрат, определить годовые затраты на малоценные и быстроизнашиваемые предметы (таблица 7 Приложение 7), почтово-телеграфные, телефонные (таблица 8 Приложение 7), канцелярские (таблица 9 Приложение 7), транспортные расходы (таблица 5 Приложение 7), коммунальные платежи (таблица 10 Приложение 7), арендную плату за офисное и складское помещение (таблица 11 Приложение 7), командировочные расходы и расходы на рекламу (таблица 4 Приложение 6).

В заключение раздела приводится смета затрат на производство продукции или оказания услуг (таблица 12 Приложение 7), в которой уточняется перечень статей по постоянным производственным издержкам, не зависящим от объема производства и перечень статей по переменным производственным издержкам, величина которых зависит от объема производства.

Расчет амортизационных отчислений приведен в таблице 13 Приложение 7.

Раздел V . Организационный план

Организационно-функциональную структуру (ОФС) предприятия можно представить в виде схемы, на которой указаны подразделения, специалисты или должностные лица и отношения подчиненности между ними (рис.5.1).

Организационная структура «Мастер окон» выглядит следующим образом:

Рисунок 5.1 – Организационно-функциональная структура «Мастер окон»

Предприятием руководит директор. В его обязанности входит: определение численности работников, утверждение штата, самостоятельное принятии решений по заключению контрактов, открытию счетов в банках, определение системы и размера оплаты труда и т.д. Директор самостоятельно решает все вопросы деятельности предприятия, распоряжается его имуществом и принимает меры по материальному снабжению и решению вопросов для обеспечения деятельности предприятия.

Бухгалтер контролирует выполнение плановых показателей, анализирует хозяйственную деятельность предприятия, осуществляет контроль за организацией труда, обеспечивает своевременное составление всех видов планов, кредитных заявок, оплату счетов, банковских операций, выплату заработной платы и пособий, проводит анализ кредиторской, дебиторской задолженности и финансовых показателей деятельности предприятия, обеспечивает правильное исчисление и своевременное перечисление в бюджет, составление достоверной бухгалтерской и статистической отчетности, проведение инвентаризации.

Инспектор по кадрам ведет учет личного состава предприятия, оформляет прием, перевод, увольнение работников в соответствии с трудовым законодательством, положениями, инструкциями и приказами руководителя предприятия, формирует и ведет личные дела работников, вносит в них изменения, связанные с трудовой деятельностью, заполняет, учитывает и хранит трудовые книжки, производит подсчет трудового стажа. Изучает движение и причины текучести кадров, участвует в разработке мероприятий по их устранению. По представлениям производителей работ, ведет учет рабочего времени, нарушений трудовой дисциплины и общественного порядка. Принимает и регистрирует корреспонденцию, участвует в подготовке проектов приказов, распоряжений и других документов, систематизирует и хранит документы. Обеспечивает сохранность проходящей служебной документации.

Мастер-прораб разрабатывает эскизные, технические и рабочие проекты, чертежи, спецификации изделий любой сложности. Творчески использует в работе применение новых материалов и элементов, позволяющих изготовить качественную продукцию в соответствии с современными потребительскими требованиями, сочетая индивидуальный подход в каждой разработке с нормативными требованиями. Составляет схемы, общие компоновки и теоретические увязки отдельных элементов конструкций. Организует производство работ в соответствии с договором, проектной документацией, строительными нормами и правилами, техническими условиями, технологическими картами. Обеспечивает соблюдение технологической последовательности производства. Составляет заявки на материалы, конструкции, детали, обеспечивает эффективное хранение и использование. Ведет журнал производства работ и документацию по учету поступления и расхода материальных ресурсов, оформляет акты на скрытые работы, ведет исполнительную техническую документацию, производит расстановку бригад, устанавливает им производственные задания, осуществляет оперативный учет ежедневного выполнения производственных заданий.

Отдел снабжения cоставляет проекты планов материально-технического снабжения. Принимает и регистрирует от производителей работ поступающие заявки по обеспечению предприятия необходимыми товарно-материальными ценностями. Учитывает объем и срочность исполнения заявок, осуществляет поиск потенциальных поставщиков необходимых материалов, оборудования, услуг, сопоставляет отпускные цены у различных поставщиков и расходы по доставке. Занимается организацией сбытовой деятельности, осуществляет взаимодействие с деловыми партнерами, разрабатывает и осуществляет план продвижения продукции, следит за своевременным поступлением средств за реализованную продукцию, занимается рекламой, предоставляет необходимую информацию для клиента (предварительный расчет цены, ассортимент, сроки выполнения заявки, местоположение фирмы) в пределах своей компетенции.

Юридическое обслуживание общества осуществляется путем привлечения юрист-консультанта головной организации СП ООО «Трайпл-Техно».

Квалификационный состав бригад по ЕНиР:

- плотник 4 разряда – 1 человек;

- плотник 2 разряда – 1 человек.

Для определения процента невыхода рабочих и количества рабочих дней в году составляет баланс рабочего времени (таблица 1 Приложение 8).

Величина невыходов определяется:

а) по болезни – исходя из отчетных данных с учетом возможного их снижения в результате улучшения санитарно-гигиенических условий труда и медицинского обслуживания работающих;

б) средняя продолжительность очередного и учебного отпусков – на основе действующего законодательства (или коллективного договора) в зависимости от того, на сколько дней отпуск имеет право та или иная категория работников и какова ее численность, т.е. как средневзвешенная величина;

в) отпуск в связи с родами – исходя из отчетных данных базисного года с учетом изменения удельного веса женщин на предприятии.

Далее определяется потребность в рабочей силе и источники ее обеспечения (таблица 2 Приложение 8).

Планирование численности различных категорий работников осуществляется по штатному расписанию (таблица 3 Приложение 8) с учетом численности рабочих, принятой при расчете мощности строительной организации.

Квалификационная матрица по персоналу представлена в таблице 4 Приложение 8. Должностные оклады РСС и предлагаемая месячная зарплата рабочих-повременщиков (сдельщиков) приведены в таблице 5 Приложение 8.

Информация о ключевых сотрудниках приведена в таблице 6 Приложение 8.

Реализация проекта представлена в таблице 7 Приложение 8 будет происходить в несколько этапов:

1. Составление бизнес - плана

2. Регистрация и лицензирование;

3. Обеспечение кадрами;

4. Подготовка производственного помещения;

5. Закупка и установка оборудования;

6. Организация закупок основных и вспомогательных материалов;

7. Организация производственной деятельности;

8. Организация финансовой деятельности.

Раздел VI . Инвестиционный план

Структура всех инвестиций приведена в таблице 1 Приложение 9. Общие инвестиционные затраты и источники финансирования по проекту приведены в таблице 3 Приложение 9.

Всего инвестиций нам понадобится на сумму 10 220 724,42 тыс. руб., из них за счет внешних источников финансирования (кредит в национальной валюте) 12% годовых – 255 181,11 тыс.руб. Выплаты поквартально начинаются с 3-го квартала 2009 года. План погашения кредита приведен в таблице 2 Приложение 9. Поток реальных денег от всех видов деятельности в ходе реализации данного проекта приведен в таблице 4 Приложение 9.

В этом разделе должен быть рассчитан и указан аналитически и графически минимальный объем производства, необходимый предприятию для вступления в зону прибыльности (точка безубыточности).

Анализ безубыточности предприятия помогает определить тот минимальный необходимый объем реализации продукции (услуг), при котором предприятие покрывает свои расходы и работает безубыточно, не давая прибыли, но и не неся убытков.

Минимальный необходимый для безубыточной работы объем реализации продукции (Об ) определяется по формуле:

Об = Рп/Пр,

где:

Рп - постоянные расходы (тыс. руб.);

Пр – относительная величина прибыли (%);

Пр = По/Оп * 100,

где:

Пр - общая прибыль (тыс. руб.);

Оп - объем продаж (тыс. руб.)

Определение точки безубыточности необходимо производить для каждого года. Исходные данные для расчета заложены в таблице 1 Приложение 10 (общий объем продаж), в таблице 3 Приложение 10 (величина прибыли) и в таблице 12 Приложение 7 (постоянные расходы).

С помощью таких графиков можно наглядно показать точку безубыточности (рисунок 1-3 Приложение 9)

Раздел VII . Финансовый план

Все расчеты в настоящем разделе осуществляются в ценах по состоянию на 01.12.2008 года при курсе доллара 2 150 бел. рублей за доллар.

Прогнозирование объемов реализации является начальным этапом финансового планирования. Он призван дать представление о той доле рынка, которую предполагается завоевать своей продукцией. При составлении прогноза могут использоваться экспертные методы. Исходные данные заложены в разделе 6 «Планирование маркетинга». При этом необходимо иметь в виду, что прогнозы реализации учитывают ожидаемое время продаж, реально же деньги на счет будут поступать с запаздыванием. Прогнозирование объема реализации производится с учетом рынков сбыта продукции или оказания услуг.

При составлении прогноза выпуска и реализации (таблица 1 Приложение 10) и прогноза издержек (таблица 2 Приложение 10) используются результаты раздела 4 «План производства», раздела 3 «Стратегия маркетинга» и раздела 2 «Описание характера бизнеса».

Расчет издержек включает определение приблизительной величины затрат для каждого рынка и вычисления суммарных затрат на работы или услуги по всем рынкам для каждого года.

Расчет планируемой прибыли (таблица 3 Приложение 10) по предприятию производится с учетом результатов сметы затрат на производство работ (оказание услуг) таблица 12 Приложение 7.

Следующим этапом разработки финансового плана является составление баланса денежных расходов и поступлений, который позволяет оценить, сколько денег с разбивкой по месяцам на 2009 год необходимо вложить в проект (таблица 4 Приложение 10), на весь период (таблица 5 Приложение 10). Главная задача состоит в проверке синхронности поступления и расходования денежных средств. Прогнозный балансовый отчет представлен в таблице 6 Приложение 10. Оценочные показатели по проекту даны в таблице 7 Приложение 10. Интегральные показатели экономической эффективности проекта – таблица 8 Приложение 10.


Приложение 1

Таблица 1- Сводные показатели по проекту
№ п/п Наименование показателей В целом по проекту По годам реализации
2009 г. 2010 г. 2011 г.
1 2 3 4 5 6
1. Загрузка производственной мощности, % - 100% 100% 100%
2. Численность работающих, чел. 24 24 24 24
3. Потребность в инвестициях 10 217 929,80 3 371 974,23 3 398 000,69 3 447 954,88
(полные инвестиционные издержки)
4. Источники финансирования проекта:
4.1. Собственные средства 7 663 447,35 2 528 980,67 2 548 500,52 2 585 966,16
4.2. Заемные и привлеченные средства 2 554 482,45 842 993,56 849 500,17 861 988,72
в том числе:
4.2.1. Иностранные кредиты под гарантии правительства - - - -
4.2.2. Внутренние валютные кредиты - - - -
4.2.3 Внутренние рублевые кредиты 2 554 482,45 842 993,56 849 500,17 861 988,72
5.

Показатели эффективности

проекта

13 702 460,74 4 499 654,62 4 567 149,44 4 635 656,68
5.1. Выручка о реализации
5.2. Чистая прибыль 159 139,57 56 370,46 59 665,61 43 103,50
5.3. Уровень безубыточности 12,32 12,50 12,30 12,16
5.4. Рентабельность продаж (%) 1,16 1,25 1,31 0,93

5.5. Рентабельность

продукции(%)

1,56 1,68 1,76 1,25

Приложение 2

Таблица 1 - Исходные данные по проекту

п/п

Основные сведения по проекту
1 2 3
1. Горизонт расчета 3 года
2.

Шаг расчета (месяц, квартал, год)

для первого года,

для второго года,

для последующего периода

квартал

год

год

3. Дата начала реализации проекта 03. 01.2009г.
4. Вид принятой в проекте расчетной единицы (BRB, у.е.) BRB
5. Курс национальной денежной единицы (BRB) за 1 у.е. на момент составления бизнес-плана 2 150 бел. руб.
6. Расчеты выполнены по состоянию (указать дату) декабрь.2008 г.

Приложение 3

Таблица 1 – ЕР 10-103 на установку оконных блоков, двойное остекление, двухстворчатые на 100 м2

№ п/п Элементы затрат Единицы измерения На ед-цу (на одно изделие) На весь объем
1 2 3 4 5
1. Заработная плата рабочих-строителей руб. 287,5 62 140,30
2. Эксплуатация машин и механизмов руб. 51,28 11 083,67
3. Материалы руб. 352,4 76 167,80
3.1 Блоки оконные, двойное остекление, двухстворчатые м2 106 22 910,86
3.2 Анкерные пластины шт. 120 25 936,82
3.3 Дюбель шт. 240 51 873,64
3.4 Сверла шт. 0,2 43,23
Всего прямых затрат: руб. 691,18 149 391,76
Итого затрат труда: чел.-час 154,10

Таблица 2 - Фактическая стоимость материалов

№ п/п Наименование работ и материалов Ед-цы измер-я Кол-во Отпускная цена, руб. Фактическая стоимость, тыс.руб. Сведения о поставщиках
1 2 3 4 5 6 7
1 Материалы руб. 76 167,80 140 820,00 3 105 129,12
1.1 Блоки оконные, двойное остекление, двухстворчатые м2 22 910,86 135 000,00 3 092 965,83 СП ООО «Трайпл-техно»
1.2 Анкерные пластины шт. 25 936,82 430,00 11 152,83 Тисом
1.3 Дюбель шт. 51 873,64 15,00 778,10 МехКрепеж
1.4 Сверла шт. 43,23 5 375,00 232,35 Рем-колор

Таблица 3 - Поставки материалов и комплектующих по предприятию

№ п/п

Основные виды

материалов,

комплектующих

Ед-цы измер-я Объем поставок
Всего 2009 год 2010 год 2011 год
1 2 3 4 5 6 7
1. Блоки оконные, двойное остекление, двухстворчатые м2 69 768,72 22 910,86 23 254,52 23 603,34
2. Анкерные пластины шт. 78 983,45 25 936,82 26 325,87 26 720,76
3. Дюбель шт. 157 966,91 51 873,64 52 651,75 53 441,52
4. Сверла шт. 131,64 43,23 43,88 44,53

Таблица 4 - Расчет цены производства и реализации продукции на 2009 год

№ п/п Наименование затрат Сумма в ценах 1991 года Индекс изменения цен Сумма в текущих ценах, тыс.руб.
на ед-цу продукции на весь объем
1 2 3 4 5 6
1. Прямые затраты 691,18 14 867,35 3 213 430,91
1.1 материалы, в т.ч. 352,40 1 242,09 14 366,28 3 105 129,12
- транспортные расходы 63,43 1 736,79 2 585,93 558 923,24
1.2 Заработная плата (рабочих) 287,50 1 100,99 422,48 91 314,00
1.3 Эксплуатация машин и механизмов 51,28 1 532,69 78,60 16 987,79
2 Накладные расходы 0,996*136,4%(ЗП+ЭММ) 460,25 1 029,93 474,02 102 454,86
3 Плановые накопления 0,96*260,3%(ЗП+ЭММ) 846,57 488,39 413,46 89 364,58
4 Временные здания и сооружения 5,5%(ЗП+ЭММ) 18,63 1 640,56 30,57 6 607,04
5 Зимнее удорожание 10,5%(ЗП+ЭММ) 35,57 1 443,10 51,33 11 095,32
6 Доплата за дополнительные отпуска 4%(ЗП+ЭММ) 13,55 20,04 4 332,07
7 Доплата за выслугу лет 10%(ЗП+ЭММ) 33,88 50,11 10 830,18
8 Итого СМР: 2 099,63 15 906,88 3 438 114,97
9 Непредвиденные затраты 1,5% от Итого СМР 31,49 238,60 51 571,72
10 Всего СМР: 2 131,13 16 145,48 3 489 686,69
11 ФОТ
11.1 Основная заработная плата рабочих 287,50 1 100,99 422,48 91 314,00
11.2 Заработная плата в ЭММ (35% ЭММ) 17,95 27,51 5 945,73
11.3 Заработная плата в НР (33,5% НР) 154,18 158,80 34 322,38
11.4 Заработная плата в ПН (19,2% ПН) 162,54 79,38 17 158,00
11.5 Зарабоная плата во временных зданиях и сооружениях (21% Врем. Зд. и соор.) 3,91 6,42 1 387,48
11.6 Зарабоная плата в зимнем удорожании (53,31% Зимнее удорожание) 18,96 27,37 5 914,92
11.7 Выслуга лет 33,88 50,11 10 830,18
11.8 Дополнительные отпуска 13,55 20,04 4 332,07
Итого ФОТ: 692,48 792,10 171 204,75
Заработная плата в непредвиденных затратах (1,5% ФОТ) 10,39 11,88 2 568,07
Всего ФОТ: 702,87 803,98 173 772,82
12 Налоги и отчисления
12.1 Налоги относимые на себестоимость: 126,96 259,70 56 131,14
12.1.1 - Единый платеж 3% ФОТ 35,14 24,12 5 213,18
12.1.2 - Земельный налог не считается
12.1.3 - Экологический налог не считается
12.1.4 Всего налогов и отчислений 35,14 24,12 5 213,18
12.1.5 Инновационный фонд (СМР-ПН+Всего налогов и отчислений)*5/(100-5) 69,46 73,15 15 810,85
12.1.6 Всего с учетом инновационного фонда 104,60 97,27 21 024,04
12.1.7 Отчисления в фонд развития строительной науки и техники 1%(СМР+п. 12.1.6) 22,36 162,43 35 107,11
12.1.8 Всего налогов с ФРСНиТ 126,96 259,70 56 131,14
12.2 Всего объем выполненных работ с налогами 2 258,08 16 405,18 3 545 817,83
12.3 Налоги, уплачиваемые из выручки от реализации продукции: 91,64 665,77 143 898,95
12.3.1 - Целевые сборы в республиканские фонды 3,9*п.12.2/(100-3,9) 91,64 665,77 143 898,95
Итого с отчислениями 2 349,72 17 070,94 3 689 716,79
12.4 НДС (18%) 515,79 3 747,28 809 937,83
13 Итого стоимость 2 865,52 20 818,22 4 499 654,62
14 Цена реализуемой продукции 2 865,52 20 818,22 4 499 654,62

Где

ЗП – заработная плата рабочих;

ЭММ – эксплуатация машин и механизмов;

СМР – строительно-монтажные работы;

ФОТ – фонд оплаты труда;

НР – накладные расходы

производства и управлением им;

ПН – плановые накопления;

НДС- налог на добавленную стоимость.

Расчет цены приведен согласно методике ценообразования в строительстве.


Приложение 4

Оцените по 10-бальной системе важность с Вашей точки зрения установки оконных и балконных блоков, их реконструкции и модернизации

Балл 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Отклики - ٧ - ٧ ٧ ٧ - ٧

٧

٧

٧

٧

٧

٧

٧

٧

٧

٧

٧

٧

٧

٧

٧

٧

Сумма откликов 0 1 0 1 1 1 0 1 4 4 8
Расчет 0 1 0 3 4 5 0 7 32 36 80 ∑=168

=

Укажите срок эксплуатации (С1) окон до необходимости его модернизации или капитального ремонта с Вашей точки зрения

Период >25 лет 20-25 15-20 10-15 <10 лет
Отклики ٧٧٧٧٧٧٧ ٧٧٧٧٧٧ ٧٧٧٧٧ ٧٧٧ ٧٧٧٧
Сумма откликов 7 6 5 3 4 ∑=25
Доля в сумме 0,280 0,240 0,20 0,120 0,160
Взвешенный период 7,28 5,52 3,6 1,56 0,8 Т=18,76

Средневзвешенный срок службы =18,76

Средний темп установки окон = 1/срок службы =0,05


Приложение 5

Работы по установке оконных и балконных блоков из ПВХ

Оцените по 10-балльной системе возможность появления у конкурентов новых альтернатив замены работ (новых технологий)

Эксперт Фирма – конкурент
Алкид «Метатрон» «Белерма» «ИвСанСтрой» Волис
1 10 9 9 8 8
2 8 8 9 9 9
3 10 9 8 6 9
4 7 8 9 10 7
5 10 10 9 10 10
∑=219 45 44 44 43 43
Эффект Вероятность=1-эффект
45/219=0,16 1-0,16=0,84

Оцените эффект исчезновения потребляющих единиц

Эксперт Вероятность, % Эффекты (в десятичном виде)
Как вы оцениваете вероятность исчезновения заказчиков на установку оконных и балконных блоков из ПВХ?
1 5 0,95
2 5 0,95
3 5 0,95
4 10 0,9
5 10 0,9
Средняя величина 7 1-0,07
Величина эффекта 0,93

Модель пробного маркетинга по установке оконных и балконных блоков из ПВХ

Уровень цены, тыс. руб. Отклики Определение абсолютных потенциалов рынка
Число откликов корректировка % расчет Округление
I 16 ٧,٧,٧,٧,٧ 5 5 25 86*0,25=21,5 21
II 15.5 ٧ 1 6 30 86*0,30=25,8 26
III 15 ٧,٧,٧,٧ 4 10 50 86*0,50=43 43
IV 14.5 ٧ 1 11 55 86*0,55=47,3 47
V 14 ٧,٧,٧ 3 14 70 86*0,70=60,2 60
VI 13.5 ٧,٧,٧,٧ 4 18 90 86*0,90=77,4 77
VII 13 ٧ 1 19 95 86*0,95=81,7 82
VIII 12.5 ٧ 1 20 100 86*1=86 86
IX 0(условно) - 0 20 100 =86

Приложение 6

Таблица 1 - Оценка емкости и потенциалов рынка проектных услуг

1. Количество потенциально потребляющих единиц – хозяйствующий субъект
1.1 Количество установленных оконных и балконных блоков из ПВХ в 2007 году составило 2880 ед.
1.2 Число потребляющих единиц по сегментам (типам населенных пунктов)
1.2.1 1.2.2 1.2.3 1.2.4
г. Минск и обл. Областные центры Райцентры Остальные нас. Пункты
15,9% 27,6% 22,6% 33,9%
0,159*2880=457,9 тыс.ед 0,276*2880=794,9 тыс.ед 0,226*2880=650,9 тыс.ед 0,339*2880=976,3тыс.ед

1.3 Размер базового рынка, включающего сегменты 1.2.1,1.2.2,1.2.3, 1.2.4

457,9+794,9+650,9+976,3=2880тыс. ед.

2. Размер спроса на первичный заказ 2880/500=5,8 ед.
3. Размер спроса на замену товара длительного пользования (ТДП)
3.1 Размер рынка ТДП около 2880 тыс.ед (см.п. 1.3)
3.2 Средневзвешенный срок службы ТДП Т=18,76 лет
3.3 Средний темп замены оконных и балконных блоков (прекращение срока службы по причинам экономического, физического или морального износа) 1/Т= 0,05 ТДП в год
3.4 Ежегодный спрос на замену 0,05*2880=144 ед.
4. Количество заказов на одного хозяйствующего субъекта– 1 заказ (учтено в пункте 1.1)
5. Ориентировочная емкость рынка 11*144=835 ед. и эффекты понижения емкости
5.1 Эффект появления новых альтернатив замены 0,16
5.2 Эффект исчезновения потребляющих единиц 0,93
5.3 Эффект платежеспособности покупателя (предпочтения) 0,8
5.4 Эффект форс-мажорных обстоятельств 0,95
5.5 Эффект трудности сравнения 0,8
6. Пониженная емкость рынка 0,16*0,93*0,8*0,95*0,8*835=75,5 ед.
7. Скорректированная емкость рынка на случай гос. заказа (не корректируется)
8. Скорректированная емкость рынка Е1=80 ед.
9. Скорректированная емкость рынка в соответствии с п.2 Е2=5,8+80=85,8≈86
10. Абсолютные потенциалы рынка для различных уровней цен
9.0 9.1 9.2 9.3 9.4 9.5 9.6 9.7 9.8
0 12,5 13 13,5 14 14,5 15 15,5 16
Еп=86 86 82 77 60 47 43 26 21
10. Текущий потенциал при давлении 2-ух конкурентов Пт=60/(2+1)=20 ед.
11. Страховой потенциал (соответствует т. безуб. и первич. спросу – п.2) Пс=5,8

Таблица 2 - Доли рынков в объеме работ в % к общему объему

№ п/п Сегменты рынка 2009 год 2010 год 2011 год
1 2 3 4 5
по территории
1 г. Минск 100% 85% 80%
2 Минский район 15% 15%
3 Минская область 5%
по области деятельности
1 новое строительство 20% 25% 30%
2 ремонт фонда зданий 40% 30% 20%
3

частный ремонт

физических лиц

40% 45% 50%

Таблица 3 - Доли рынков в объеме работ в стоимостном выражении, тыс. руб.

№ п/п Сегменты рынка 2009 год 2010 год 2011 год
1 2 3 4 5
по территории
1 г. Минск 4 499 654,62 3 882 077,02 3 708 525,35
2 Минский район 685 072,42 695 348,50
3 Минская область 231 782,83
по области деятельности
1 новое строительство 899 930,92 1 141 787,36 1 390 697,00
2 ремонт фонда зданий 1 799 861,85 1 370 144,83 927 131,34
3 частный ремонт физических лиц 1 799 861,85 2 055 217,25 2 317 828,34

Таблица 4 – План маркетинговых мероприятий

Наименование мероприятия Периодичность Длительность мероприятия, дни Затраты, тыс. руб. Описание
Участие на специализированных выставках; брошюры, календари, листовки, программы 2 раза/год 7 540,0

Планируется привлечение заказчиков путем наглядного представления эскизов и макетов оказываемых услуг и работ, демонстрации домостроительных разработок сотрудников предприятия, различных презентаций и сувенирных подарков.

Способствует закреплению в сознании заказчиков предприятия

Реклама в метро 2 раза/год 14 107,3
Наружная реклама 1 раза/год 30 (31) 193,2 На реставрируемом, модернизируемом объекте размещается плакат с информацией о предприятии
Реклама в специализированных газетах 10 раз/год 1 выпуск 107,4 На ряду с представленными в выпуске строительными материалами можно разместить рекламу проектной организации
Итого, тыс. руб. 947,9

Таблица 5 - Оценка позиции предприятия на рынке, по сравнению с позициями конкурентов

№ п/п Факторы конкурентоспособности "Мастер окон" Конкуренты
Алкид Метатрон Белерма ИвСан Строй Волис
1 2 3 4 5 6 7 8
1 Стоимость продукции 208 182,2 211 304,98 смета смета 204 018,60 смета
2 Качество продукции 5 3 5 3 2 5
3 Сроки выполнения 5 5 5 5 5 4
4 Многовариантность исполнения 5 4 5 4 4 3
5 Надежность 5 5 4 4 4 4
6 Реклама 3 5 5 4 4 3
Средний балл 4,6 4,4 4,8 4 3,8 3,8

Таблица 6 – План продаж на рынках по предприятию

№ п/п Наименование показателей Годы Общие продажи за 3 года
2009 2010 2011
I II III IV Всего за год
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.
г. Минск
1.1 План к реализации, ед. 54,04 54,04 54,04 54,04 216,14 186,47 178,14 580,75
1.2 Цена за единицу (блок), тыс.руб. 20 818,22 20 818,22 20 818,22 20 818,22 20 818,22 20 818,22 20 818,22 20 818,22
1.3 Всего продаж, тыс.руб. 1 124 913,66 1 124 913,66 1 124 913,66 1 124 913,66 4 499 654,62 3 882 077,02 3 708 525,35 12 090 256,99
Минский район
2.1 План к реализации, ед. - - - - - 32,91 33,40 66,31
2.2 Цена за единицу (блок), тыс.руб. - - - - - 20 818,22 20 818,22 20 818,22
2.3 Всего продаж, тыс.руб. - - - - - 685 072,42 695 348,50 1 380 420,92
Минская область
3.1 План к реализации, ед. - - - - - - 11,13 11,13
3.2 Цена за единицу (блок), тыс.руб. - - - - - - 20 818,22 20 818,22
3.3 Всего продаж, тыс.руб. - - - - - - 231 782,83 231 782,83
Всего по предприятию
4.1 План к реализации, ед. 54,04 54,04 54,04 54,04 216,14 219,38 222,67 658,20
4.2 Всего продаж, тыс.руб. 1 124 913,66 1 124 913,66 1 124 913,66 1 124 913,66 4 499 654,62 4 567 149,44 4 635 656,68 13 702 460,74

Таблица 7 - Определение объема общих затрат предприятия по реализации товаров (услуг) на рынках

№ п/п Наименование показателей Годы Общие продажи за 3 года
2009 2010 2011
I II III IV Всего за год
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.
г. Минск
1.1 План к реализации, ед. 54,04 54,04 54,04 54,04 216,14 186,47 178,14 580,75
1.2 Затраты на единицу (блок), тыс.руб. 15 500,11 15 500,11 15 500,11 15 500,11 15 500,11 15 488,95 15 484,39
1.3 Общие затраты, тыс.руб. 837 549,33 837 549,33 837 549,33 837 549,33 3 350 197,33 2 888 300,59 2 758 363,90 8 996 861,82
Минский район
2.1 План к реализации, ед. - - - - - 32,91 33,40 66,31
2.2 Затраты на единицу (блок), тыс.руб. - - - - - 15 488,95 15 484,39
2.3 Общие затраты, тыс.руб. - - - - - 509 700,10 517 193,23 1 026 893,34
Минская область
3.1 План к реализации, ед. - - - - - - 11,13 11,13
3.2 Затраты на единицу (блок), тыс.руб. - - - - - - 15 484,39
3.3 Общие затраты, тыс.руб. - - - - - - 172 397,74 172 397,74
Всего по предприятию
4.1 План к реализации, ед. 54,04 54,04 54,04 54,04 216,14 219,38 222,67 658,20
4.2 Общие затраты, тыс.руб. 837 549,33 837 549,33 837 549,33 837 549,33 3 350 197,33 3 398 000,69 3 447 954,88 10 196 152,90

Приложение 7

Таблица 1 - Баланс производственной мощности предприятия

№ п/п Показатели Единица измерения Мощность (по годам)
2009 2010 2011
1 2 3 4 5 6
1 Мощность на начало года 100 м2 0 216,14 219,38
2 Ввод мощности в планируемом периоде 100 м2 216,14 3,24 3,29
3 Выбытие мощностей в планируемом периоде 100 м2 - - -
4 Среднегодовая производственная мощность 100 м2 216,14 219,38 222,67
5 Объем производства продукции 100 м2 216,14 219,38 222,67
6 Коэффициент использования производственной мощности (стр.5 / стр. 4) 1 1 1

Таблица 2– Необходимые машины и оборудование

№ п/п Наименование Ед. изм. Кол-во Цена за ед-цу, тыс.руб Итого , тыс.руб.
1 2 3 4 5 6
1 Офисная мебель компл. 6 502,03 3 012,15
2 Компьютер шт. 6 1 212,60 7 275,60
3 Факс шт. 1 143,19 143,19
4 Телефон шт. 6 46,87 281,22
5 Сканер шт. 1 134,70 134,70
6 Ксерокс шт. 1 121,60 121,60
7 Средства малой механизации шт. 3 193,76 581,27
8 Грузопассажирский автобус типа "Форд" шт. 1 11 794,90 11 794,90
Итого: 23 344,44

Таблица 3 - Баланс материальных ресурсов на 2009 год

№ п/п Потребности Сумма, тыс. руб. Источники покрытия потребности Сумма , тыс. руб.
1 2 3 4 5
1 Основное производство 3 105 129,12 Поставки по контракту 3 105 129,12
2 Мероприятия по совершенствованию техники 0 Мобилизация внутренних резервов 2 334,46
3 Ремонтно-эксплуатационные нужды 2 334,46 Прочие источники 3 105,13
4 Прочие потребности 3 105,13
Итого: 3 110 568,71 Итого: 3 110 568,71

Таблица 4 - Баланс электроэнергии (топлива)

№ п/п Потребности Сумма, тыс.руб Источники покрытия потребности Сумма, тыс.руб.
1 2 3 4 5
I. Электроэнергия
1 На производство: 340,00

Собственное

производство

272,00
2 На хозяйственные нужды 136,00 Общая сеть э/снабжения 204,00
3 Мероприятия плана технического развития - Мобилизация внутренних резервов 68,00
4 Прочие потребности 204,00 Прочие источники 136,00
Итого: 680,00 Итого: 680,00
II. Топливо
5

На производственные

нужды

2 713,92 Поставки по контракту 2 713,92
6 На хозяйственные нужды 108,56 Мобилизация внутренних ресурсов 108,56
Итого: 2 822,48 Итого: 2 822,48

Таблица 5 - Затраты по сырью, электроэнергии и топливу по годам (тыс. руб.)

№ п/п Наименование показателей Годы Общие затраты за 3 года
2009 2010 2011
Кварталы Всего за год
I II III IV
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.
1. Сырье 777 642,18 777 642,18 777 642,18 777 642,18 3 110 568,71 3 157 227,24 3 204 585,65 9 472 381,61
1.1 Блоки оконные , двойное остекление, двухстворчатые 773 241,46 773 241,46 773 241,46 773 241,46 3 092 965,83 3 139 360,32 3 186 450,72 9 418 776,88
1.2 Анкерные пластины 2 788,21 2 788,21 2 788,21 2 788,21 11 152,83 11 320,13 11 489,93 33 962,89
1.3 Дюбель 194,53 194,53 194,53 194,53 778,10 789,78 801,62 2 369,50
1.4 Сверла 58,09 58,09 58,09 58,09 232,35 235,84 239,37 707,56
1.6 Прочие материальные ресурсы 1 359,90 1 359,90 1 359,90 1 359,90 5 439,59 5 521,19 5 604,00 16 564,78
2. Электроэнергия 170,00 170,00 170,00 170,00 680,00 685,10 690,28 2 055,38
2.1 на производство 85,00 85,00 85,00 85,00 340,00 345,10 350,28 1 035,38
2.2 на хозяйственные нужды 34,00 34,00 34,00 34,00 136,00 136,00 136,00 408,00
2.3 прочие потребности 51,00 51,00 51,00 51,00 204,00 204,00 204,00 612,00
3. Топливо 705,62 705,62 705,62 705,62 2 822,48 2 863,19 2 904,51 8 590,17
3.1 на производственные нужды 678,48 678,48 678,48 678,48 2 713,92 2 754,63 2 795,95 8 264,50
3.2 на хозяйственные нужды 27,14 27,14 27,14 27,14 108,56 108,56 108,56 325,67
Итого: 778 517,80 778 517,80 778 517,80 778 517,80 3 114 071,19 3 160 775,53 3 208 180,43 9 483 027,15

Таблица 6 - Затраты на трудовые ресурсы по годам, тыс.руб.

Наименование затрат Годы Общие затраты за 3 года
2009 2010 2011
Кварталы Всего за год
I II III IV
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.
1 Работающие всего 24 24 24 24 24 24 24
в том числе
рабочие 18 18 18 18 18 18 18
из них:
основные 18 18 18 18 18 18 18
ИТР 4 4 4 4 4 4 4
служащие 2 2 2 2 2 2 2
2 Дополнительная потребность всего - - - - - - 4
в том числе
рабочие - - - - - - 4
из них
основные - - - - - - 4
ИТР - - - - - - -
служащие - - - - - - -
3 Затраты всего тыс.руб. 31 003,50 31 003,50 31 003,50 31 003,50 124 014,00 125 874,21 127 762,32 377 650,53
в том числе
рабочие 22 828,50 22 828,50 22 828,50 22 828,50 91 314,00 92 683,71 94 073,97 278 071,68
из них
основные 22 828,50 22 828,50 22 828,50 22 828,50 91 314,00 92 683,71 94 073,97 278 071,68
ИТР 5 250,00 5 250,00 5 250,00 5 250,00 21 000,00 21 315,00 21 634,73 63 949,73
служащие 2 925,00 2 925,00 2 925,00 2 925,00 11 700,00 11 875,50 12 053,63 35 629,13
Таблица 7 - Расчет годовых затрат на малоценные и быстроизнашиваемые предметы
№ п/п Наименование Ед. изм. Количество Цена за ед-цу, тыс.руб Итого в год, тыс.руб.
1 2 3 4 5 6
1 Ножницы для резки уплотнителя шт. 18 12,60 226,80
2 Ножницы для резки уплотнителя под углом 90 градусов шт. 18 16,40 295,20
3 Роллер шт. 18 9,30 167,40
4 Шестигранные ключи шт. 18 14,30 257,40
5 Монтажные струбцины шт. 18 26,30 473,40
6 Монтажный пистолет (пена) шт. 18 27,80 500,40
7 Монтажный пистолет (силикон) шт. 18 26,90 484,20
8 Отвес шт. 9 4,50 40,50
9 Спецодежда компл. 18 69,35 1 248,30
Итого 3 693,60

Таблица 8 - Расчет годовых затрат за почтово-телеграфные и телефонные услуги

№ п/п Наименование затрат Сумма в месяц, тыс.руб. Всего за год, тыс.руб.
1 2 3 4
1 Почтово-телеграфные расходы 9,60 115,20
2 Телефонные расходы 110,50 1 326,00
Итого: 120,10 1 441,20

Таблица 9 - Расчет годовых затрат за канцелярские принадлежности

Наименование затрат Сумма в месяц, тыс.руб.

Всего за год,

тыс.руб.

1. 2. 3. 4.
1 Бумага 31,00 372,00
2 Письменные принадлежности 28,50 342,00
3 Канцелярские принадлежности 30,20 362,40
4 Прочие 95,00 1 140,00
Итого: 184,70 2 216,40

Таблица 10 - Расчет годовых затрат за коммунальные услуги

№ п/п Наименование Ед-цы измер-я Кол-во
1 2 3 4
1. Расчет годовых затрат на воду
1.1 Расход воды в сутки на 1 чел. м3 3,50
1.2 Число работников аппарата управления чел 6
1.3 Число рабочих дней в году дни 257
1.4 Расход воды в год м3 5 397,00
1.5 Ставка за м3 руб. 379,30
1.6 Годовые затраты тыс. руб. 2 047,08
2. Расчет годовых затрат на подогрев воды
2.1 Расход в сутки на 1 чел. (гКал) м3 0,03453
2.2 Число работников аппарата управления чел 6
2.3 Число рабочих дней в году дни 257
2.4 Расход в год м3 53,25
2.5 Ставка за подогрев 1 м3 руб. 32 460,30
2.6 Годовые затраты тыс.руб. 1 728,41
3. Расчет годовых затрат на электроэнергию
3.1 Потребляемая мощность кВт/час 3,33
3.2 Ставка за 1 кВт-час руб. 295,00
3.3 Число рабочих дней в году дни 257
3.4 Годовые затраты тыс.руб. 252,72
4. Расчет годовых затрат на отопление
4.1 Площадь офисного помещения (гКал) м2 0,5317
4.2 Ставка за отопление 1 м2 в день руб. 1 082,01
4.3 Продолжительность отопительного сезона дни 183
4.4 Годовые затраты тыс.руб. 105,28
Итого годовых затрат тыс.руб. 4 133,48

Таблица 11 - Расчет арендной платы за офисные и складские помещения

№ п/п Наименование показателей Единицы измерения Кол-во
1 2 3 4
1. Расчет арендной платы за офисное помещение
1.1. Площадь офисного помещения м2 46,30
1.2. Ставка за 1 м2 в месяц руб. 27 412,50
1.3. Годовые затраты тыс.руб. 1 269,20
2. Расчет арендной платы за складское помещение
2.1. Площадь складского помещения м2 17,30
2.2. Ставки за 1 м2 руб. 17 845,00
2.3. Годовые затраты тыс.руб. 308,72
Итого: тыс.руб. 1 577,92

Таблица 12 - Смета затрат на производство

№ п/п Наименование затрат Годы Общие затраты за 3 года
Кварталы 2009года Всего за год 2010 год 2011 год
I II III IV
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.
1. Материальные затраты 778 517,80 778 517,80 778 517,80 778 517,80 3 114 071,19 3 160 775,53 3 208 870,71 9 483 717,43
1.1 Сырье и основные материалы, в том числе 776 282,28 776 282,28 776 282,28 776 282,28 3 105 129,12 3 151 706,06 3 199 671,92 9 456 507,10
1.1.1 Плиты минераловатные 773 241,46 773 241,46 773 241,46 773 241,46 3 092 965,83 3 139 360,32 3 186 450,72 9 418 776,88
1.1.2 Клеящий состав 2 788,21 2 788,21 2 788,21 2 788,21 11 152,83 11 320,13 11 489,93 33 962,89
1.1.3 Вода 194,53 194,53 194,53 194,53 778,10 789,78 801,62 2 369,50
1.1.4 Шлифовальная бумага 58,09 58,09 58,09 58,09 232,35 235,84 239,37 707,56
1.2 Электроэнергия 170,00 170,00 170,00 170,00 680,00 685,10 690,28 2 055,38
1.2.1 - на производственные нужды 85,00 85,00 85,00 85,00 340,00 345,10 350,28 1 035,38
1.2.2 - на хозяйственные нужды 85,00 85,00 85,00 85,00 340,00 340,00 340,00 1 020,00
1.3 Топливо 705,62 705,62 705,62 705,62 2 822,48 2 863,19 2 904,51 8 590,17
1.3.1 - на производственные нужды 678,48 678,48 678,48 678,48 2 713,92 2 754,63 2 795,95 8 264,50
1.3.2 - на хозяйственные нужды 27,14 27,14 27,14 27,14 108,56 108,56 108,56 325,67
1.4 Прочие материальные затраты 1 359,90 1 359,90 1 359,90 1 359,90 5 439,59 5 521,19 5 604,00 16 564,78
2. Расходы на оплату труда, в том числе 31 003,50 31 003,50 31 003,50 31 003,50 124 014,00 125 874,21 127 762,32 377 650,53
2.1 Заработная плата рабочих 22 828,50 22 828,50 22 828,50 22 828,50 91 314,00 92 683,71 94 073,97 278 071,68
2.1 Заработная плата ИТР, служащих, МОП 8 175,00 8 175,00 8 175,00 8 175,00 32 700,00 33 190,50 33 688,36 99 578,86
3. Отчисления на социальное страхование 9 301,05 9 301,05 9 301,05 9 301,05 37 204,20 37 762,26 38 328,70 113 295,16
4. Амортизационные отчисления 1 692,68 1 692,68 1 692,68 1 692,68 6 770,72 4 516,07 3 012,22 14 299,00
5. Прочие расходы, в том числе 17 162,22 17 162,22 17 162,22 17 162,22 68 648,88 69 468,45 70 300,32 208 417,66
5.1 Арендная плата за офисные и складские помещения 394,48 394,48 394,48 394,48 1 577,92 1 577,92 1 577,92 4 733,75
5.2 Телефонные, почтово-телеграфные услуги 360,30 360,30 360,30 360,30 1 441,20 1 441,20 1 441,20 4 323,60
5.3 Расходы на рекламу 236,98 236,98 236,98 236,98 947,90 947,90 947,90 2 843,70
5.4 Оплата коммунальных услуг 1 033,37 1 033,37 1 033,37 1 033,37 4 133,48 4 133,48 4 133,48 12 400,45
5.5 Расходы на канцелярские принадлежности 554,10 554,10 554,10 554,10 2 216,40 2 216,40 2 216,40 6 649,20
5.6 МБП 923,40 923,40 923,40 923,40 3 693,60 3 693,60 3 693,60 11 080,80
5.7 Единый платеж от фонда заработной платы 930,11 930,11 930,11 930,11 3 720,42 3 776,23 3 832,87 11 329,52
5.8 Отчисления в инновационный фонд 3 952,71 3 952,71 3 952,71 3 952,71 15 810,85 16 048,01 16 288,73 48 147,60
5.9 Отчисления в фонд развития строительной науки 8 776,78 8 776,78 8 776,78 8 776,78 35 107,11 35 633,71 36 168,22 106 909,04
6. Полная себестоимость, в том числе 837 677,25 837 677,25 837 677,25 837 677,25 3 350 708,99 3 398 396,53 3 448 274,27 10 197 379,78
6.1 - постоянные затраты 36 330,95 36 330,95 36 330,95 36 330,95 145 323,80 144 937,29 145 329,60 435 590,68
6.2 - переменные затраты 801 346,30 801 346,30 801 346,30 801 346,30 3 205 385,19 3 253 459,24 3 302 944,68 9 761 789,11

Таблица 13 – Расчет амортизационных отчислений

№ п/п Наименование механизмов Ст-ть, тыс.руб. Шифр амортизации Норма амортизационных отчислений, % Амортизац. отчисления за 1-ый год, тыс.руб. 2009 год Амортизац. отчисления за 2-ой год, тыс.руб. 2010 год Амортизац. отчисления за 3-ий год, тыс.руб. 2011 год
Остаточная стоимость, тыс.руб. Остаточная стоимость, тыс.руб. Остаточная стоимость, тыс.руб.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
1 Компьютер 7 275,60 0,33 2 422,77 4 852,83 1 615,99 3 236,83 1 077,87 2 158,97
2 Факс 143,19 0,33 47,68 95,51 31,80 63,70 21,21 42,49
3 Телефон 281,22 0,33 93,65 187,57 62,46 125,11 41,66 83,45
4 Сканер 134,70 0,33 44,85 89,84 29,92 59,93 19,96 39,97
5 Ксерокс 121,60 0,33 40,49 81,11 27,01 54,10 18,02 36,08
6 Грузопассажирский автобус типа "Форд" 11 794,90 0,33 3 927,70 7 867,20 2 619,78 5 247,42 1 747,39 3 500,03
7 Средства малой механизации 581,27 0,33 193,56 387,71 129,11 258,60 86,11 172,49
Итого: 20 332,49 6 770,72 13 561,77 4 516,07 9 045,70 3 012,22 6 033,48

Приложение 8

Таблица 1 - Баланс рабочего времени среднесписочного рабочего

п/п

Показатели

Единица измерения

Величина

1 2 3 4
1. Календарный фонд времени дни 365
2. Выходные и праздничные дни дни 108
3. Номинальный фонд (п. 1 – п.2) дни 257
4.

Невыходы планируемые, всего:

в том числе:

4.1. по болезням

4.2. очередные отпуска

4.3. отпуска в связи с родами

4.4. учебные отпуска

4.5. невыходы с разрешения администрации

4.6. выполнение гособязанностей

4.7. другие невыходы, предусмотренные коллективным договором

дни

дни

дни

дни

дни

дни

дни

дни

26

5

12

1

3

2

2

1

5. Полезный фонд рабочего времени (п.3 – п.4) дни 231
6. Процент невыхода рабочих % 10

Таблица 2 - Потребность в рабочей силе и источники ее обеспечения

№ п/п Показатели Кол-во, чел
1. 2. 3.
1

Необходимая численность работников всего

в том числе рабочих

24

18

2

Фактическая численность всего

в том числе рабочих

24

18

3

Дополнительная потребность всего

в том числе рабочих:

из ни а) на прирост численности, на замену выбывающих в связи с оконча-нием срока договора, или выполнения работ;

б) на замену выбывающих в связи с уходом в армию, на пенсию и др.;

в) на замену ушедшим по своему желанию;

г) на замену уволенных за прогулы и нарушения дисциплины;

4

4

2

1

1

4

Обеспечение дополнительной потребности за счет:

а) окончивших учебные заведения;

б) приема квалифицированных работников со стороны;

в) обучения учеников;

1

3

Таблица 3 - Плановая численность работников

№ п/п