Главная              Рефераты - Маркетинг

Организация технологических планировок торговых объектов - курсовая работа

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Могилевский государственный экономический профессионально-технический колледж»

Курсовая работа

по дисциплине «Коммерческая деятельность»

на тему «Организация технологических планировок торговых объектов»

Специальность: 2-250110

Специализация: 2-25011031

Руководитель курсовой работы:

Преподаватель:

А.М. Михайлов

Выполнила:

Учащаяся группы: 2-56

Любая Н.В

2009


Содержание

Введение

Теоретическая часть

1. Виды планировок торгового зала

2. Технология планировки торгового объекта, эффективность используемых площадей

2.1 Активизация товара предложения с помощью современных технологий в торговом объекте

2.2 Планировка торгового зала

3. Организация торгово-технологического процесса в торговом объекте (универсаме)

3.1 Ознакомление организацией ТТП

3.2 Планирование торгового зала и торговое оборудование

3.3 Размещение товаров и организация контрольно-кассовых операций

3.4 Контрольно-кассовые операции

Практическая часть

Заключение

Список использованных источников

Приложения


Введение

Важная роль в повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т.д. отводится анализу хозяйственной деятельности предприятия. С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Одна из основных целей организации торговли — это установление максимально возможной планомерности и пропорциональности в деятельности торгового предприятия. Главная задача состоит в том, чтобы уменьшить степень неопределенности и риска в предпринимательской деятельности и обеспечить концентрацию ресурсов на выбранных приоритетных направлениях развития. Достижение этой задачи невозможно без продуманного и всеобъемлющего планирования.

Под стратегическим планированием понимается процесс разработки специфических стратегий, способствующих достижению целей формы на основе поддержания стратегического соответствия между ними, ее потенциальными возможностями и планами в области маркетинга.

Важным этапом стратегического планирования является разработка стратегии для решения поставленных задач.

Стратегия требует высокой степени централизации отдельных управленческих функций при сохранении децентрализации других функций. Маркетинговая стратегия не только определяет продуктово-ориентированную маркетинговую деятельность, но также влияет на технические, финансовые и сбытовые функции. Оно служит главным руководством, из которого вытекают все последующие функции планирования. Ее разработка — отправная точка в процессе планирования деятельности и, возможно, для будущей успешной деятельности фирмы является важнее всякой другой стадии функционирования. Поэтому выбираемые варианты стратегии должны быть полностью реалистичными относительно ресурсных возможностей.

В стратегических решениях ставится несколько задач (рентабельность, безопасность, экономический рост), и чаще всего, чем сложнее поставленная задача, тем меньше имеется информации, что обуславливает каждый раз определенный (больший или меньший) риск.

Актуальность темы обусловлена внедрением рыночных механизмов в торговле, внедрением новых механизмов управления и организации торговым предприятием.

Целью работы является охарактеризовать основные направления развития торговли в Республике Беларусь, характеристика «Maximus», структуры аппарата его управления и функций работников, видов планировок торгового зала, технического оснащения, размещения и выкладки товара, методов продажи, рекламно информационной работы.

Цель курсовой работы является изучение организации технологических планировок торговых объектов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Виды планировок торгового зала

2. Технология планировки торгового объекта, эффективность используемых площадей

2.1 Активизация товара предложения с помощью современных технологий в торговом объекте

2.2 Планировка торгового зала

3. Организация торгово-технологического процесса в торговом объекте (универсаме)

3.1 Ознакомление организацией ТТП

3.2 Планирование торгового зала и торговое оборудование

3.3 Размещение товаров и организация контрольно-кассовых

операций

3.4 Контрольно-кассовые операции


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Виды планировок торгового зала, применяемые в торговом объекте

Планировка торгового объекта является одним из основных элементов мерчендайзинга. Название мерчендайзинга (merchandising) идет от английского merchandise — торговать, окончание -ing придает динамичность понятию, представляя процесс торговли как важное средство коммуникаций. При ее разработке важно продумать методы, стимулирующие продвижение покупателей по торговому залу, чтобы они покупали больше товаров, чем предварительно запланировали. Стимулирующими мероприятиями продвижения является внешнее разнообразие — размещение торгового оборудования, его виды, подъемы уровня пола, оригинальный рисунок пола, наклонные переходы, информационные дисплеи, витражи, освещение, запахи, звуковой фон и др.

Атмосфера торгового объекта должна соответствовать его имиджу и общей стратегии, а дизайн способствовать принятию решения о покупке. Прежде всего, следует выделить целевого покупателя и разработать концепцию торгового объекта, удовлетворяющую его потребностям.

Специалисты розничной торговли считают, что торговый объект это театр: стены и пол представляют собой сцену, освещение, прилавки и визуальные средства коммуникации, такие как дисплеи, — это декорации, а роль актеров играют товары.

В качестве примера можно привести центральный универмаг г. Могилева «Детский мир». Секция игрушек — самая большая, она расположена в центре зала на первом этаже и имеет несколько входов. В центре зала бесплатная детская карусель. На горках, стеллажах, в корзинах, на полу расположено множество игрушек разных стран-производителей. Каждую игрушку можно потрогать, внимательно рассмотреть. На экранах телевизоров, установленных в зале, показываются механические игрушки, играющие дети. Под потолком летает «Баба-Яга» на вертолете. В зале звучат «детские» мелодии. Всюду царит атмосфера детского праздника. Надо быть очень решительным родителем, чтобы, придя с ребенком в этот магазин, суметь увести его с первого этажа и не купить какую-либо игрушку.

В целом понятие концептуального магазиностроения (shopfitting) подразумевает комплексный подход к организации торгового розничного предприятия и включает в себя:

- определение концепции магазина;

- определение целевой аудитории;

- позиционирование магазина;

- соблюдение правил проектирования торговых площадей;

- цветовое решение секций торгового зала;

- дополнительные мероприятия, стимулирование сбыта.

Первые три этапа выполняются в рамках решения маркетинговой задачи. Правила проектирования торговых площадей предусматривают соблюдение различных требований к планировке в зависимости от совокупности экономических и коммерческих требований.

Деятельность торгового объекта «Maximus» направлена на продажу продовольственных товаров населению близлежащих микрорайонов. Целевая аудитория торгового объекта - потребители как мужского, так и женского пола в возрасте от 12 лет и старше. Торговый объект «Maximus» имеет в наличии широкий ассортимент товаров, что обуславливает столь широкую аудиторию.

«Maximus» позиционируется, как универсальный магазин с самообслуживанием покупателей. Товары магазина - это продукция «для всех». Торговые марки, представленные в магазине, не отличаются от аналогичных наборов других торговых объектов, подобных «Maximus» Роль подобных торговых объектов - обслуживание населения отдельно взятого микрорайона, нескольких близлежащих кварталов и т.п. Такие магазины концентрируют в себе большинство востребованных населением продовольственных товаров, позволяя совершать все покупки в одном магазине.

Оптимально организованная планировка повышает оборот и прибыль торгового объекта и наоборот: ошибки здесь способны свести на нет всю его работу. В зависимости от системы расстановки оборудования в торговле используют различные виды технологической планировки торгового зала:

- линейная (решетка);

- боксовая (трек, петля);

- смешанная;

- свободная (произвольная)

- выставочная.

Линейная планировка торгового зала, характерная для «Maximus» предполагает схемы размещения товаров и проходов для покупателей в виде параллельных линий. Соответственно выстраиваются и линии торгового оборудования. При этом линия узла расчета располагается перпендикулярно.

Преимуществами подобной планировки являются:

- хороший обзор торговых стеллажей

- отсутствие толчеи и скоплений покупателей в определенных «узловых» участках магазина

- эффективная поточная работа расчетно-кассовой зоны магазина

Сегодня работники магазина понимают важность такого мерчендайзингового мероприятия, как планировка магазина и используют разные приемы, чтобы заставить покупателя походить по магазину и обратить его внимание на представленные товары. Основная сложность планировки торгового зала заключается в правильной (наиболее эффективной) увязке ее со всеми технологическими операциями магазина. Важно не просто красиво расставить прилавки и витрины, а обеспечить при этом оптимизацию всех торгово-технологических процессов.

В ходе создания торгового объекта для планировки торгового зала привлекались специалисты в области проектирования магазинов, причем имеющие в этом достаточный практический опыт (специалисты, принимавшие участие в проектировании сети супермаркетов «Гиппо», «Перекресток»). На Западе при этом вообще полагают, что к самостоятельному проектированию торговых объектов можно приступать только после 5–7 лет работы под руководством опытного наставника. Подобное правило вполне применимо и в Беларуси.

Планировка торгового зала осуществлялась в соответствии с маркетинговым планом: она была начата не с расстановки оборудования, а с уточнения и детализации ассортимента в магазине, определения соотношения товарных групп в ассортименте, выделения групп товаров повседневного и повышенного спроса, перечня сопутствующих товаров, товарных позиций, приносящих максимальную прибыль (наиболее выгодных для магазина). Без этого невозможно было бы определить количество отделов, тип и вид необходимого торгового оборудования, способы выкладки товара и т.д. Но самое главное то, что это позволяет выделить зоны наиболее эффективного расположения товаров в торговом зале с учетом психологии покупательского спроса.

Как показывают результаты исследований, площади в торговом зале не равноценны с точки зрения объема продаж в пересчете на 1 кв.м. Их значимость по мере движения покупательских потоков от входа (фасада магазина) по направлению к противоположной стене уменьшается. В зоне, прилегающей к входу (фасаду), реализуется около 40% всего оборота магазина. Следующая по значимости зона дает 30% продаж, а последующие — соответственно 20% и 10%. Перераспределение групп товаров в зале с учетом этих обстоятельств позволяет повысить оборот.

В зоне интенсивной торговли располагаются товары, которые дают большую прибыль, наиболее привлекательны для покупателей, отличаются быстрой оборачиваемостью. Именно в этой зоне должен начинаться маршрут движения покупателей по торговому залу. Зона интенсивной торговли магазина «Maximus» включает в себя ряды с такими товарами, как бытовая химия, макаронные изделия, замороженные продукты, кондитерские изделия.

В зонах торгового объекта, где наплыв покупателей не столь интенсивен, располагаются товары повседневного спроса - хлебобулочные изделия, молочные продукты и т.п. Движение к ним мимо сопутствующих товаров стимулирует импульсивные покупки последних. Такой подход позволяет перераспределить в более равномерную сторону зональное влияние в торговом зале и увеличить оборот всех его участков.

«Зональное» влияние на оборот - наиболее целесообразный подход при планировке торгового зала в продовольственном магазине.

Обозначенные закономерности хорошо просматриваются в планировке торгового зала магазина «Maximus»

Систематизация основных групп товаров и схематическое размещение их по площади торгового зала — первое и непременное условие построения концепции обслуживания покупателей в магазине. Фактически — это черновой вариант будущей расстановки торгового оборудования. После того, как он появился, можно приступать к моделированию и экспертной оценке основных торгово-технологических операций торгового объекта, с учетом зон расположения будущих отделов.


2. Технология планировки торгового объекта, эффективность используемых площадей

2.1 Активизация товара предложения с помощью современных технологий в торговом объекте

Одной из важных составляющих концепции торгового объекта является технологическая планировка, т.е., совокупность всех помещений торгового предприятия в определённой взаимосвязи, обеспечивающей наиболее рациональную организацию оперативных процессов. Она является непременным условием создания или реконструкции торгового объекта, позволяя добиваться максимально эффективного использования имеющихся торговых площадей. Кстати, эффективность вовсе не предполагает, чтобы каждый метр торговых или вспомогательных помещений торгового объекта был занят оборудованием или товаром. Рациональное использование площадей торгового предприятия означает то, что каждый квадратный метр помещения учитывается в операционном процессе и выполняет в нём строго определённую функцию. Задача заключается в том, чтобы заставить работать каждый метр площади с наибольшей отдачей.

Для разгрузки транспортных средств в торгового обекта оборудованы специальные места. Помещение для приемки товаров по количеству и качеству примыкают к месту разгрузки. Зона для приемки товаров связана с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже. Кроме того, помещения для приемки товаров имеет кратчайшее расстояние с торговым залом. Помещение для хранения оснащены соответствующим технологическим требованием – стеллажами, подтоварниками.

В торговом зале вся площадь по функциональному назначению делится на установочную (предназначенную для размещения оборудования), расчётно-кассовую, для движения покупателей (проходы), для выкладки товара, для работы продавцов и др.

Особое значение имеет установочная площадь. Она определяется по размерам внешних границ торгового оборудования или вспомогательных конструкций (примерочных кабин и др.). По ней можно судить об эффективности размещения оборудования в торговом зале.

Специалисты пришли к выводу, что показателем эффективности размещения оборудования в торговом зале является коэффициент установочной площади (Ку), определяемый как отношение установочной площади к общей площади торгового зала. Оптимальная величина Ку в торговых обектах самообслуживания составляет 0,3-0,92; в универмагах — 0,29; в торговых обектах по реализации обуви — 0,33; одежды — 0,28; хозтоваров — 0,32. Иначе говоря, средний показатель близок к 0,3 по большинству групп товаров. А для традиционных методов продажи то есть через прилавок Ку составляет в среднем 0.15. Это норма, отклонение от которой должно заставлять задуматься о повышении эффективности работа зала. Для определения коэффициента выставочной площади исчисляется как сумма площадей всех элементов оборудования (полок, корзин, панелей), на которых могут, выложены товары.

Главным образом продвижением товара с помощью современных технологий продаж является мерчендайзинг. Название мерчендайзинга (merchandising) идет от английского merchandise - торговать, окончание -ing придает динамичность понятию, представляя процесс торговли как важное средство коммуникаций. Планировка торгового обекта является одним из основных элементов мерчендайзинга. При ее разработке важно продумать методы, стимулирующие продвижение покупателей по торговому залу, чтобы они покупали больше товаров, чем предварительно запланировали. Стимулирующими мероприятиями продвижения является внешнее разнообразие - размещение торгового оборудования, его виды, подъемы уровня пола, оригинальный рисунок пола, наклонные переходы, информационные дисплеи, витражи, освещение, запахи, звуковой фон и тому подобное. Также для мерчендайзинга склона выкладка товара, т.е. товар выкладывается по линейки сортов, марок, стоимости и т.д. Так например, компания «Кока-Кола», предоставив холодильник, следит, чтоб на полках холодильника стояла только их продукция, чтобы «железные» банки стояли вверху, а стальные по мере объема. Также поступает «стар дистребьюшн компани». Специально приезжает мерчендайзер и проверяет всю линейку пива, следит за состоянием используемого оборудования и развешивает различные рекламные вывески. Качественное продвижение товара просто не может обойтись без современного торгового оборудования. Холодильники – витрины в то же время охлаждают товар, не давая ему испортиться, и дают покупателю посмотреть на товар. В крупных магазинах самообслуживание сейчас стали часто использоваться холодильники – витрины без стеклянных крышек, т.е. спокойно можно взять товар, не открывая при этом чего, а товар находится в холоде. Конечно, в жаркую погоду приходится все-таки закрывать такие холодильники, так как холодильник не «справляется». Так же используется холодильники для напитков и пива со стеклянной дверцей, где очень хорошо видна вся продукция. Верхняя полка пристенной горки освещается, что придает «яркость» продаваемого товара. В основном на этой полке находятся вино-водочные изделия.

Штриховое кодирование отвечает современным нормам торговли и внешне торгового обмена. Основным объектом штрихового кодирования является товар, который характеризуется определенными ценой, размером, массой, цветом, качеством. Штриховой код наносится на транспортную или потребительскую упаковку многих импортных и отечественных товаров типографским способом или путем приклеивания этикетки или ярлыка.

Согласно требованиям проведения внешнеторговых сделок наличие штрихового кода на упаковке товара является обязательным условием его экспорта. Отсутствие штрихового кодирования отрицательно влияет на конкурентоспособность товаров. Значимость штрихового кодирования объясняется тем, что оно имеет ряд функций:

автоматизированная идентификация товаров с помощью машиносчитывающих устройств;

автоматизированные учет и контроль товарных запасов;

оперативное управление процессом товародвижения, отгрузкой, транспортировкой, складированием товаров;

информационное обеспечение маркетинговых исследований.

Внедрение штрихового кодирования связанно с развитием информационной технологии, широким внедрением ЭВМ в производство и торговлю. В результате этого появилась возможность упростить документальное оформление товаров на разных этапах.

2.2 Планировка торгового зала

Известно, что Sт.з=48м2 , ∑S =11.01 [Приложение 1]

Куст=
=
0.22
S = 11.01

S т.з = 48

S выст=38,79

Квыс=
=
0.80
S выс = 38,79

S т.з = 48

Установочная площадь – это площадь, занимаемая под установку оборудования и крупногабаритных товаров, размещаемых на полу. Обычно для этих целей отводится 27-30 процентов площади торгового зала метода самообслуживания, для традиционного метода, который используется в магазине, должен не превышать 0.16 для площади не более 650 м2 . Следовательно, полученный коэффициент установочной площади превышает норматив, это значит, что торговый зал магазина нагружен торговым оборудованием, хотя особой нагрузки нет, так как оборудование не мешает в выборе товара. Для коэффициента выставочной площади не должно превышать 0.7, у нас же коэффициент немного выше. Следовательно, торговое оборудование не пустует. Площадь используется эффективно можно даже добавить несколько торговых оборудований либо заменить, На витринах товар лежит, соблюдая товарное соседство. Пристенные горки заполнены процентов на 80, на нижней полке лежит товарный запас, чтоб «не бегать» на склад и не задерживать покупателей.


3. Организация торгово-технологического процесса в торговом объекте (универсаме)

3.1 Ознакомление организацией торгово-технологических процессов

Понятие торговых и технологических процессов

Оперативные (торгово-технологические) процессы в торговом объекте – это совокупность торговых и технологических процессов, последовательно взаимосвязанных, целью которых является доведение товаров в широком ассортименте и надлежащего качества до потребителей с наименьшими затратами труда и времени.

Торговый процесс обеспечивает смену формы стоимости. Предметом труда здесь являются не только товары, но и покупатели. Он включает в себя не только доведение товаров до потребителя, но и изучение опроса населения, формирование ассортимента, рекламу товара. Структура торгового процесса, последовательность выполнения различных операций зависят от степени хозяйственной самостоятельности торговом объекте, формы продажи, вида и типа торгового объекта .

Технологический процесс обеспечивает обработку товарных потоков, начиная с поступления товара в торговый объект и кончая полной подготовкой их к продаже. Он включает в себя такие операции, как приемка товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка, упаковка, перемещение, выкладка на торговом оборудовании. Осуществляется без участия покупателей.

Принципы организации оперативных процессов

К данным принципам относятся

· обеспечение комплексного подхода к выработке оптимальных вариантов продажи товаров,

· обеспечение наилучших условий выбора товаров, экономия времени покупателей, высокий уровень торгового обслуживания,

· соответствие технологии современному научно-техническому уровню, использование передовой техники, прогрессивных трудовых процессов,

· достижение оптимальной экономической эффективности технологического процесса путем ускорения оборачиваемости товаров, экономии труда, снижения издержек обращения,

· сохранение физико-химических свойств товаров

Организация торгового и технологического процесса в магазине зависит от потребительских свойств товаров, степени их готовности к продаже, принятой системы товародвижения, применяемых форм продажи.

Организация торгового и технологического процессов в торговом объекте [Приложение 2]

Приемка товаров по количеству и качеству осуществляется в соответствии с инструкциями "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству", "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству", если в договорах поставки, стандартах и ТУ не предусмотрен другой порядок приемки товаров

Приемка товаров по количеству – это сверка массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями сопроводительных документов (счет-фактура, товарно-транспортная накладная). Проводят в определенные сроки, указанные в инструкциях Недостачу оформляют коммерческим актом

Приемка товаров по качеству – это выявление качества и комплектности товара, соответствия тары, упаковки, маркировки установленным требованиям, а также сопроводительным документам (сертификат качества, санитарный сертификат, ветеринарный сертификат) Проводят в установленные инструкциями сроки При обнаружении недоброкачественных или некомплектных товаров приемку приостанавливают и составляют коммерческий акт

Технологическая карта – это форма документации, которая отражает пооперационную разработку выполнения того или иного процесса с указанием технических средств, затрат времени и труда на его выполнение Технологические карты приемки товаров должны содержать графики поступления товаров в течение дня, последовательность выполнения операций, количество работников, занятых разгрузкой и приемкой товара.

3.2 Планирование торгового зала и торговое оборудование

Технико-экономические показатели здания торгового объекта

Используются несколько показателей подобного типа.

Отношение торговой площади к общей:

K = Sm / S о [3.2.1]

где Sm – торговая площадь;

Sо – общая площадь.

Этот коэффициент показывает, какую часть общей площади магазина занимает торговая площадь. Чем больше значение этого коэффициента, тем эффективнее используется площадь здания торгового объекта .

Общая площадь универсама «Перекресток» составляет 3200 м2 , из них 1200 м2 – торговая площадь. Находим коэффициент соотношения торговой площади к общей площади торгового объекта :

К = 1200/3200 ≈0,38.


Следовательно, торговая площадь универсама составляет лишь 38% общей площади, а неторговая площадь – 62%. На основании этого можно сделать вывод, что площадь здания торгового объекта используется неэффективно, так как значительная ее часть предназначена не для обслуживания покупателей, а для выполнения функций складского звена.

В зарубежной практике торгового бизнеса наиболее приемлемым является соотношение торговой и неторговой площади магазина, равное соответственно 70: 30 (в процентах), что обусловлено функциями розничного торгового звена – реализация товара и обслуживание покупателей.

Показатель рациональности расстановки оборудования (эффективности использования торговой площади) – установочный коэффициент (К), который показывает отношение площади, занятой торговым оборудованием (установочная площадь), к общей площади торгового зала:

K у = S Т.ОБ. / S Т.З.. [3.2.2]

где SТ.ОБ – площадь, занятая торговым оборудованием;

SТ.З. – общая площадь торгового зала. Оптимальное значение этого коэффициента должно составлять 0,3–0,32.

В универсаме становочная площадь различных видов торгового оборудования (стационарного, немеханического, контейнеров, холодильников и др.) – 408 м2 . Находим установочный коэффициент:

Куст = 408/1200 = 0,34.

Следовательно, 34% торговой площади занято установленным торговым оборудованием, а 66% торговой площади – это проходы для покупателей и продавцов, размещения мест дополнительного обслуживания покупателей, продвижения товаров.

Рабочее место – это зона работы одного человека или группы людей, ограниченная определенной площадью и оснащенная оборудованием, предназначенным для совершения различных операций, связанных с обслуживанием покупателей (рабочее место продавца, кассира-контролера, продавца-консультанта и др.).

Требования, предъявляемые к организации и обслуживанию рабочих мест:

• высокий уровень технического оснащения;

• соответствие оборудования требованиям эргономики (психофизиологическим и антропометрическим возможностям человека в процессе труда);

•размещение оборудования, инструментов, товаров, упаковочных материалов в удобном для работы порядке;

• обеспечение безопасности труда и удобной рабочей позы;

• бесперебойное пополнение запасов товаров, упаковочных материалов;

• своевременный ремонт оборудования и инвентаря.

Виды помещений (площадей) торгового объекта, технологическая планировка.

Помещения (площади) торговых объектов разделяются на торговые и неторговые.

К торговым помещениям магазина относятся:

торговые залы;

залы кафетериев;

места для продажи соков;

места для игровых автоматов.

К неторговым относятся помещения, разделенные по признаку их назначения:

помещения и площади для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже;

помещения хозяйственного обслуживания оперативных процессов: хранения тары и упаковочных материалов, запасного оборудования, инструментов, прочего инвентаря, спецодежды, мастерские для ремонта тары и оборудования, ремонтно-декорационная мастерская, камера для мусора и др.;

административно-бытовые помещения;

технологические помещения;

коридоры для перемещения товаров и движения работников магазина.

Технологическая планировка торгового объекта – это совокупность всех помещений торгового объекта в определенной взаимосвязи, позволяющей обеспечить рациональную организацию оперативных процессов. Планировка формирует пути, траектории движения людей и товаров.

Требования, предъявляемые к планировке торгового объекта :

• торговые залы должны быть технологически связаны с помещениями для подготовки товаров к продаже;

• кладовые и помещения для подготовки товаров к продаже не должны быть проходными;

• приемочные следует располагать вблизи помещений для хранения товаров;

• помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже должны обеспечивать кратчайшие пути движения товаров в торговый зал;

• планировка магазина должна создавать для покупателей условия беспрепятственного выбора товаров в минимально короткий срок; предусматривать оптимальное использование площадей, создание необходимых условий работникам магазина для рациональной организации оперативных процессов;

• планировка должна обеспечить легкость и простоту совершения покупок, создать максимальную видимость выложенных товаров и обеспечить обозримость ассортимента, стимулировать совершение импульсивных покупок, минимизировать время поиска нужных товаров и расстояние, которое требуется пройти для того, чтобы приобрести все намеченные товары.

Виды технологических планировок торгового зала (в зависимости от размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров, форм и методов продажи):

• линейная – размещение товаров и проходов для покупателей в виде параллельных линий торгового оборудования, перпендикулярно линии узла расчета. Используется в основном в торговых объектах самообслуживания. Может быть продольной, поперечной, смешанной;

• боксовая – торговый зал разбит на отделы, изолированные друг от друга. Используется в крупных торговых объектах, при продаже через прилавок;

• смешанная – расстановка оборудования в торговом объекте с использованием комбинаций линейной и боксовой планировок;

• выставочная – размещение крупногабаритных товаров на различном оборудовании, т.е. выставка товаров. Используется при продаже товаров по образцам;

• свободная – расстановка оборудования без определенной геометрической системы в соответствии с формой торгового зала.

Дизайн торгового объекта, включающий планировку и распределение площадей, – неотъемлемая часть организации торгового процесса, которая создает среду функционирования.

Принципы дизайна торгового объекта:

обеспечение в торговом зале свободного передвижения людей, товаров и оборудования;

создание условий экономичности и простоты санитарного ухода и технического обслуживания;

создание привлекательного интерьера торгового объекта путем оснащения его соответствующей мебелью, торговым оборудованием, инвентарем, подбора цветового решения, светового освещения.

При принятии решения о размещении отделов торгового объекта необходимо учитывать следующие факторы величина площади магазина, конфигурация помещении, специфические особенности покупательского контингента, навыки, и привычки покупателей, специфика, и широта ассортимента, ценность площади, которой располагает торговый объект, этажность здания, возможность привлечь максимальное количество покупателей и предложить им для осмотра и выбора максимальное количество товара.

В «Перекрестке» выделяют 4 зоны, различающиеся ценностью или объемом товарооборота, приходящегося на 1 м2 торговой площади в зоне, непосредственно примыкающей к передней фасадной стене магазина, реализуется примерно 40% всего товарооборота магазина, зона, примыкающая к противоположной от входа стене зала, дает 30% товарооборота, остальные зоны дают соответственно 20 и 10% товарооборота

При размещении отделов принимают во внимание специфические особенности товаров, входящих в их ассортимент. Товары импульсивного спроса, полуфабрикаты и другие товары, предоставляющие покупателям дополнительные удобства, располагаются в тех местах, где покупательские потоки наиболее интенсивны (поскольку покупатели не будут специально искать эти товары в торговом зале).

Виды торгово-технологического оборудования

Существует несколько видов торгово-технологического оборудования магазинов:

• мебель, которая классифицируется по:

месту применения (для торговых залов, подсобных помещений);

назначению (для приемки товаров, подготовки и продажи, показа товара, выкладки и продажи, транспортировки и продажи, расчетов с покупателями, обслуживания покупателей);

товарному профилю (универсальная, специализированная);

конструкции (неразборная, сборно-разборная).

К мебели предъявляются следующие требования:

-эксплуатационно-технические (стандартная, универсальная, емкая, с большой площадью экспозиции, прочная, устойчивая, надежная),

-экономические (недорогая, экономичная в эксплуатации, возможность массового производства на основе современной технологии),

-эргономические (основные размерные соотношения мебели должны устанавливаться с учетом роста и пропорций фигуры человека, обеспечивать снижение утомляемости до минимума, хорошую обозримость товаров и свободный доступ к ним),

-эстетические (форма, пропорции и цвет должны соответствовать своему функциональному назначению, интерьеру торгового зала),

-санитарно-гигиенические (устройство мебели, материалы, используемые для изготовления, не должны затруднять ее чистку);

•торговый инвентарь – приспособления, инструменты, приборы, применяемые для показа и обработки товаров в процессе обслуживания покупателей, а также различных вспомогательных и хозяйственных операций

Торговый инвентарь классифицируется по месту использования (для складских и подсобных помещений, торговых залов), назначению (для вскрытия тары и упаковки, проверки размеров и качества товаров, подготовки к продаже, отпуска, выкладки и рекламы, счетный, вспомогательный, санитарно-гигиенический, противопожарный),

• торговое холодильное оборудование – охлаждаемые устройства, предназначенные для кратковременного хранения, выкладки и продажи скоропортящихся товаров. Классифицируется по:

-назначению (для хранения товаров, показа и продажи товаров, демонстрации товара),

-температурному режиму, поддерживаемому в охлаждаемой емкости (низкотемпературное, обычное).

Существуют следующие виды оборудования:

-холодильные камеры – имеют сборно-разборную конструкцию, предназначены для складских помещений магазина,

-холодильные шкафы – используются на рабочем месте продавца, имеют холодильные агрегаты,

-холодильные витрины – используются для показа и продажи охлажденных и замороженных продуктов,

-холодильные прилавки – используются для хранения, демонстрации и продажи охлажденных гастрономических продуктов в универсамах;

• торговое измерительное оборудование – весы, гири, меры длины и объема.

Весы классифицируются по:

-принципу действия (рычажные, электромеханические);

-месту и способу установки (настольные, передвижные, стационарные);

-виду указательного устройства (гирные, шкальные, шкально-гирные, циферблатные, цифровые, электронные);

-виду отсчета показаний взвешивания (визуальный отсчет, с документальной регистрацией),

-способу снятия показаний (с местным и дистанционным способами снятия показаний);

• контрольно-кассовое оборудование – контрольно-кассовые машины, которые классифицируются по:

-количеству суммирующих счетчиков;

-количеству рядов для набора, суммы, вводимой в машину;

-количеству операционных счетчиков;

-наличию съемных клавиш-ключей.

3.3 Размещение товаров и организация контрольно-кассовых операций

При размещении товарных групп в торговом зале учитывают ряд факторов:

-частоту приобретения отдельных видов товаров и частоту пополнения товарных запасов на торгово-технологическом оборудовании по товарным зонам (зонам размещения отдельных товарных групп);

-комплексность покупок или количество наименований товаров, приобретаемых покупателями одновременно;

-размер грузооборота по товарным зонам;

-напряженность покупательского потока, которая зависит от затрат времени на выбор товаров и количества покупателей, одновременно отбирающих товары;

-форму и планировку торгового зала, архитектурные особенности помещения, размещение расчетных узлов;

-товарные особенности отдельных групп товаров и возможность их товарного соседства, требования гигиены;

-степень готовности товаров к продаже.

Размещение ассортимента товаров должно обеспечивать рациональную организацию продажи, создавать благоприятные условия для закупки товаров и организации работы торгового объекта; отвечать требованиям психологии торговли, создавать активный показ и предложение спроса на товары; способствовать рациональному направлению потока покупателей. Физическая нагрузка на работников торгового объекта должна быть сведена до минимума.

При размещении ассортиментных комплексов рядом размещают товары, которые относятся к одной товарной группе, дополняют друг друга, отвечают спросу определенного круга покупателей, а также товары, которые по соображениям организации торгового процесса с соблюдением правил товарного соседства могут быть расположены рядом. В комплексных покупках преобладают сочетания товаров четырех групп: хлебобулочные изделия, молочные продукты, бакалейные товары, гастрономия.

Размещение и выкладка товаров с учетом частоты совместных покупок способствуют росту товарооборота. С учетом частоты приобретения различных товаров, напряженности покупательского потока в зоне их размещения, габаритных размеров и потребительских свойств

Так как в последнее время для выкладки товаров широко применяют контейнеры, необходимо учитывать не только площадь выкладки, но и ее объем. Применение контейнеров значительно увеличивает количество выкладываемых в торговом зале товаров.

При размещении и выкладке товаров очень важно избежать монотонности рядов оборудования. Необходимо учитывать различные цвета упаковки товаров, их размеры, изменять расстояние между полками горок в одном ряду, использовать различные средства рекламы. Покупатель обращает особое внимание на цветовые пятна в товарных рядах, на те места, где изменена высота полок.

Монотонность в экспозиции товаров устраняют также использованием корзин, контейнеров с товарами, выставленных в «мертвых» зонах торгового зала (в углу, между горок), благодаря чему покупатели обращают больше внимания на помещенные в них товары.

Из всех способов выкладки чаще всего применяют горизонтальный и вертикальный.

При горизонтальном способе выкладки каждой группе или подгруппе товаров отводится одна полка, например: верхняя–для одного наименования печенья, средняя – для другого, нижняя – для третьего. Так как покупатели прежде всего обращают внимание на товары, размещенные на оптимальной высоте, то товары, пользующиеся наибольшим спросом, размещают на нижних полках. На уровне глаз помещают товары, пользующиеся незначительным спросом. На самые нижние полки или в передвижные контейнеры, которые устанавливают под рядами полок, выкладывают крупные и грузоемкие товары.

При вертикальном способе выкладки плоскость горки делят на три-четыре части и заполняют различными товарами. Одноименные товары, таким образом, располагают друг под другом. Вертикальная выкладка является более эффективной. При таком расположении товара покупатель затрачивает значительно меньше времени на осмотр, торговый зал приобретает более привлекательный вид.

При выкладке товаров обеспечивают максимальное использование площади и объема, полную загруженность оборудования, с тем, чтобы товары занимали все пространство между полками. Чем мельче товар, тем меньше должно быть расстояние между полками. В течение рабочего дня рабочие запасы систематически пополняют. Не следует составлять пирамиды или прочие фигурные сооружения, так как это создает неудобство для покупателей при отборе товаров. Различные искусственные сооружения, в виде которых выложены товары, а также слишком строгий 'порядок (без интервалов) их расположения покупатели боятся нарушить. Товары следует выкладывать свободно, как бы создавая впечатление, что часть товаров уже раскуплена.

Покупателей притягивает массовая выкладка товаров. Она внушает им доверие к товару. Широкое применение получила выкладка товаров навалом в корзинах, на полках, открытых холодильных прилавках.

Все товары в пакетах, коробках, бутылках и пачках выкладывают на полках этикетками в сторону покупателей. Этикетки на товары должны быть хорошо видны, легко читаться.

При выборе товара надо предоставить покупателю возможность ознакомиться с содержанием коробки, пачки, пакета. Для этого на полке рядом с товарами в непрозрачной упаковке помещают одну-две открытые коробки, затянутые сверху целлофаном или полиэтиленовой пленкой.

Все образцы товаров в торговом зале снабжают хорошо оформленным указателем цен, напечатанным четким и крупным шрифтом, или ценниками с наборными Цифрами. На всех ценах обязательно указывают наименование товара. Ценники часто снабжают фирменными знаками, марками.

3.4 Контрольно-кассовые операции

В торговом зале универсама товар, предварительно взвешенный, расфасованный и промаркированный, выкладывают на стеллажах, в открытых холодильных прилавках, контейнерах и другой таре-оборудовании.

Покупатели отбирают товары самостоятельно. По просьбе покупателей им может быть оказана помощь в выборе товаров или дана консультация находящимся в торговом зале контролером.

Некоторые товары (гастрономические, рыбные и др.), требующие нарезки и взвешивания в присутствии покупателя, могут продаваться через прилавки обслуживания, расположенные в зале. Стоимость покупки продавец указывает на упаковке.

Процесс продажи в магазине самообслуживания организуется следующим образом.

При входе в магазин покупатель берет инвентарную корзину или тележку для отбора товаров и проходит в торговый зал, ориентируясь в зале с помощью различных средств «немой справки». Отобрав товар, покупатель проходит в зону расчета и предъявляет при выходе из торгового зала контролеру-кассиру самостоятельно отобранные товары и товары, приобретенные через прилавок обслуживания. Контролер-кассир рассчитывается с покупателем.

Согласно основным правилам работы магазина работникам магазина самообслуживания не разрешается при входе покупателей в зал обязывать их оставлять свои личные вещи. При желании покупателя оставить хозяйственную сумку, рюкзак, портфель, чемодан магазин обязан обеспечить их сохранность, для чего устанавливается соответствующее оборудование (стеллажи, полки и др.). Не разрешается также требовать от покупателей предъявления при входе в торговый зал товаров, приобретенных в других магазинах, ставить на них штампы или делать другие отметки.

Если покупатель не выполняет правила, обязывающие его отбирать товары в инвентарную корзину (тележку), контролеры-кассиры не должны обслуживать такого покупателя.

Контролеры-кассиры, ведущие расчет с покупателями, должны хорошо знать ассортимент продаваемых товаров, розничные цены, порядок получения денег за проданный товар, правила эксплуатации и ухода за кассовыми машинами, уметь пользоваться прейскурантом.

При расчете покупатель ставит инвентарную корзину с отобранными товарами на кассовый прилавок. Контролер-кассир проверяет их цену и стоимость, перекладывает товар в пустую корзину, постоянно находящуюся на кассовом прилавке, регистрирует на кассовой машине стоимость покупки, четко называет ее стоимость и сумму полученных денег, которые кладет на виду у покупателя, выдает сдачу и чек одновременно и после окончательного расчета кладет полученные от покупателя деньги в денежный ящик.

Расчет за все товары, приобретаемые в магазинах самообслуживания, в том числе и за отпущенные через прилавки обслуживания, производится только в едином узле расчета. Не разрешается требовать от покупателей предварительной оплаты товаров, продаваемых через прилавки обслуживания (с продавцами).

Работникам магазина запрещается применять двойной контроль при выходе покупателей (проверку правильности оплаты покупки), а также проверять их личные вещи (сумки, портфели и т. п.).

В кассах постоянно должна быть разменная монета для расчета с покупателями. Предлагать покупателю вместо сдачи какие-либо товары (спички, конфеты и т. д.) не разрешается. По окончании рабочего дня контролер-кассир подсчитывает сумму выручки за день, сдает деньги в установленном порядке.

Контролеры-кассиры должны знать и соблюдать правила определения признаков платежности билетов Банка России и государственных казначейских билетов, бережно обращаться с денежными знаками и принимать от покупателей ветхие купюры для сдачи их в учреждения Госбанка.

Запрещается закрывать кассы для подсчета выручки в рабочее время, а также хранить в кассе наличные, деньги, не являющиеся средствами магазина.

На время непродолжительного отсутствия контролеров-кассиров на рабочих местах их должны заменять директор магазина, его заместитель или старший кассир.

При продаже товаров методом самообслуживания важно обеспечить точность и быстроту расчетов с покупателями. С этой целью контролеры-кассиры должны не только знать цены на товары, но и владеть большой скоростью считывания сумм с упаковки, уметь работать на кассовой машине тремя пальцами. Этот метод работы ускоряет обслуживание покупателей, сокращает количество ошибок при наборе сумм на клавиатуре, выдаче сдачи, уменьшает усталость контролера-кассира, способствует более тесному контакту с покупателем, установлению доброжелательного отношения.

Одно из важнейших принципов организации процесса продажи в универсаме – сочетание доверия к покупателям с умелой организацией контроля. На покупателя отрицательно воздействует чрезмерный контроль, поэтому все работники торгового зала должны выкладывать товар, поправлять ценники, консультировать покупателей и т. п., одновременно осуществляя общий контроль за торгово-оперативным процессом.

Извлечения из основных правил работы магазина, касающиеся порядка отбора товаров и расчета за них, вывешивают в торговом зале.

При условии соблюдения всех правил обслуживания покупателей в магазине самообслуживания применяют нормы списания потерь сверх норм естественной убыли товаров. Списание фактических потерь сверх норм естественной убыли производится по мере проведения инвентаризации товаров после списания естественной убыли по нормам; 60% суммы экономии, полученной от снижения потерь товаров против установленных норм, идет на премирование работников магазина. Это создает стимул для снижения потерь.

Практика показала, что правильная организация торгового процесса и материальной ответственности, рациональная планировка торговых залов и размещение товаров, правильный подбор кадров, сплоченность коллектива и хорошая трудовая дисциплина способствуют снижению товарных потерь.


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Быстрое развитие сектора торговли обычно сопровождается активным внедрением в работу элементов маркетинга. Меняются взаимоотношения производителей-поставщиков и представителей торговли. Раньше позиция производителя состояла в том, «как продать торговле», теперь формируется другая позиция — «как продать через торговлю», поэтому повышается роль мерчендайзинга. Многие производители контролируют торговый процесс. Практика показывает, что новые и сильные игроки на рынке существенно меняют его конъюнктуру и предпочтения потребителей. Изменяются «входные барьеры» к торговле, которая вовлекается в более жесткую конкурентную борьбу.

Основными условиями эффективности мерчендайзинга как инструмента увеличения продаж являются: эффективный запас, эффективное расположение, эффективное представление.

При наличии этих трех условий стимулируется желание потребителей выбрать и купить предлагаемый товар и, как следствие, увеличивает рост продаж. Очень важно определить и торговом зале не только порядок движения покупателей, но и последовательность размещения отделов и секций, чтобы обеспечить рациональное распределение познавательных ресурсов для потенциальных покупателей в торговом зале. Поэтому при планировке торгового зала учитывают привычки и предпочтения, образцы поведения основных групп покупателей.

Мерчендайзинговый подход к планировке торгового зала основывается на выполнении нижеследующих основных требований к последовательному размещению отделов и товарных групп.

• Направление движения потоков покупателей.Поток должен привлекать покупателей в определенные места торгового зала, к определенным прилавкам и витринам.

• Совместное приобретение.Направление покупательского потока должно обеспечивать комплексную покупку, например, от выкладки чая — к кондитерским изделиям.

Частота покупок и характер спроса.Товары частого спроса, те, которые покупатель не будет специально искать, должны располагаться в местах интенсивного покупательского потока. Ярко выраженные товары импульсной покупки размещаются, как правило, в передней части магазина или возле кассы. Отделы целевого спроса могут располагаться в отдаленных участках зала.

• Продолжительность отбора товаров.Вотдаленных местах зала, в стороне от общего покупательского потока, размещаются товары, требующие времени и спокойного отбора (товары редкого, специального спроса; марки, различающиеся по своим характеристикам). Порой при выборе такого товара необходима индивидуальная консультация, которая может быть длительной.

• Свобода и удобство передвижения покупателей.Нельзя размещать рядом два или несколько отделов, где могут скопиться очереди в вечерние часы или в выходные дни.

При распределении площади торгового зала с учетом поведения посетителей каждому отделу и группе товаров выделяется место:

• в соответствии с ролью и статусом товара (группы товаров) в удовлетворении потребностей покупателей;

• с учетом психологического состояния посетителей;

• обеспечения комплексного обслуживания покупателей;

• создания целенаправленного движения покупательских потоков;

• обеспечения равномерности посещения отделов покупателями;

• обеспечения равномерного распределения внимания посетителей за все время нахождения их в торговом зале;

• в соответствии с преимущественными методами обслуживания покупателей и особенностями самих товаров (тяжелые товары, товары большого объема, товары, которые чаще воруют, и т.п.).

Анализ и оценку правильности выбранной последовательности размещения отделов производят с использованием коэффициентов эффективности размещения.

1. Коэффициент подхода к отделу (Кn ) показывает, какая часть посетителей магазина подходит к отделу:

где Nn - общее количество посетителей за определенный период;

nn — количество посетителей, которые подошли к отделу за этот период.

2. Коэффициент покупки (Ку ) показывает, какая часть посетителей осуществила покупки в данном отделе:

где Nу — общее количество посетителей осуществивших покупки;

пу — количество посетителей осуществивших покупки в отделе.

3. Коэффициент привлекательности (Кпр ) указывает на предпочтительность варианта размещения отдела. Он определяется как отношение коэффициента покупки (Ку ) к коэффициенту подхода (Кп ):

Коэффициент привлекательности показывает, что подход посетителя к отделу не приводит к обязательному совершению покупки. Но чем ближе Кпр

к единице, тем более привлекательным считается вариант размещения отдела.

Задание 1

Примите управленческие решения на основе исходных данных.

В спальном районе открывается супермаркет. Инструктору по торговле поручено разработать и обосновать различные варианты размещения отдела «Мясные изделия » исходя из приведенных различных вариантов.

1.Выбрать отдел в соответствии со своим вариантом:

1. Молочные продукты

2. Хлеб и хлебобулочные продукты

3. Овощи и фрукты

4. Детское питание

5. Колбасные изделия

2.Произвести расчет коэффициентов подхода к отделу, покупки и привлекательности и в табл. 1 заполните графы 6,7,8.

3. Произвести анализ эффективности размещения данного отдела.

5. Выбрать оптимальный вариант размещения данного отдела в торговом объекте.

6. Сделать выводы.

В спальном районе открылся супермаркет «Белмаркет» . Расположен по адресу: РБ г.Могилев, ул. Челюскинцев 148. График работы: понедельник-пятница с 7-00 до 20-00, суббота-воскресенье с 7-00 до 22-00. Без перерыва на обеда. Формы обслуживания: самообслуживание и через кассы. Данный супермаркет продает продовольственные товары, а также хозяйственные товары. План торгового объекта представлен в Приложении 1.


Таблица 1.

Анализ эффективности расположения отдела «Мясные изделия »

Вариант размещения отдела Nп nn Nу nу Кп Ку Кпр
1 2 3 4 5 6 7 8
11 Рядом с отделом «Овощи » 22484 17249

21034

13666 0,77 0,65 0,84
22 Рядом с отделом «Фрукты » 23834 20766 22766 14851 0,87 0,65 0,75
33 Рядом с отделом «Сухофрукты » 24734 16634 23166 15334 0,67 0,66 0,99
44 Рядом с отделом «Консервы и пресервы » 25134 16666 23799 12951 0,66 0,54 0,81

1. Находим общее количество посетителей за определенный период (Nп ):

1. 22450+17*2=22484

2. 23800+17*2=23834

3. 24700+17*2=24734

4. 25100+17*2=25134

2. Находим количество посетителей которые подошли к отделу за этот период (nn ):

1. 17300-17*3=17249

2. 20800-17*2=20766

3. 16600+17*2=16634

4. 16700-17*2=16666

3. Находим общее количество посетителей осуществляющих покупки (Nу ):

1. 21000+17*2=21034

2. 22800-17*2=22766

3. 23200-17*2=23166

4. 23850-17*3=23799

4. Находим количество посетителей осуществляющих покупки в отделе (nу ):

1. 13700-17*2=13666

2. 14800+17*3=14851

3. 15300+17*2=15334

4.12900+17*3=12951

5. Находим коэффициент подхода к отделу (Кn ):

1. 17249/22484=0,77

2. 20766/23834=0,87

3. 16634/24734=0,67

4. 16666/25134=0,66

6. Находим коэффициент покупки (Ку ):

1. 13666/21034=0,65

2. 14851/22766=0,65

3. 15334/23166=0,66

4. 12951/23799=0,54

7. Коэффициент привлекательности (Кпр ):

1.0,65/0,77=0,84

2.0,65/0,87=0,75

3.0,66/0,67=0,99

4.0,54/0,66=0,81

Таким образом исходя из полученных данных можно сделать вывод о том, что коэффициент привлекательности больше у отдела «Овощи» (0,86) что показывает подход посетителя к отделу не приводит к обязательному совершению покупки. Но чем ближе Кпр к единице, тем более привлекательным считается вариант размещения отдела. Также коэффициент привлекательности приблежен к единице у отдела «Консервы и пресервы» (0,84). Коэффициенты привлекательности отделов «Фрукты » и «Сухофрукты » ровны соответственно(0,75) и (0,99), что свидетельствует о том, что отделы размещены не эффективны. Можно сделать вывод о том последовательность размещения отделов рядом с «Мясными изделиями» правильности выбранных отделов«Овощи» и «Консервы и пресервы»

Задание 2

1. Установите соответствие целей мерчендайзинга с точки зрения производителя, розничного торговца и потребителя в системе Фосстис (формирование спроса и стимулирование сбыта) исходя из предложенных вариантов. Результаты представьте по форме табл. 2.


Таблица 2. Цели мерчендайзинга производителя, розничного торговца и потребителя

Сфера Цели мерчендайзинга
Производитель Розничный торговец Потребитель
Формирование спроса 4 1,2,7,9,11 3,6
Стимулирование сбыта 5,10 8 12,13

2. Нижеследующие сформулированные цели мерчендайзинга распределила по графам табл. 2.

1. Сформировать приверженность к магазину и маркам.

2. Завоевать новых покупателей путем создания устойчивых конкурентных преимуществ магазина.

3. Повлиять на приобретение большого числа необходимых покупателю товаров именно в данной торговой точке.

4.Поддержать продажи собственных продуктов, марок, увеличить объемы реализации, представить на рынке как можно больше позиций производимого ассортимента.

5. Защитить имидж торговой марки с целью обеспечения ей не только желаемой позиций на рынке, предпочтительного места в торговом зале магазина.

6. Сформировать устойчивый спрос на различные виды товаров.

7. Достичь оптимальных пропорций в ассортименте между товарами разных производителей.

8. Увеличить общую прибыль и показатели оборачиваемости категории за счет удачного размещения товаров в пространстве торгового зала и относительно друг друга.

9. Привлечь внимание покупателя к конкретному товару.

10. Выделить собственную продукцию среди продукции конкурентов с помощью доступных средств сенсорной стимуляции.

11. Повлиять на выбор покупателя в пользу собственного продукта. Осознать потребность в товаре.

12.Обеспечить комплексную покупку.

Задание 3

1. Установите соответствие целей мерчендайзинга с точки зрения производителя, розничного торговца и потребителя в системе информационного обеспечения и формирования покупательской лояльности исходя из предложенных вариантов. Результаты оформите в табл. 3.

Таблица 3. Цели мерчендайзинга производителя, розничного торговца и потребителя

Сфера Цели мерчендайзинга
Производитель Розничный торговец Потребитель
Информационное обеспечение 1 3 4
Формирование покупательского спроса 7 2,6,8,9 5

2. Сформулированные цели мерчендайзинга распределила по графам табл. 3.

1. Контролировать собственные товары на конечных стадиях распределения; обеспечивать необходимую информационную поддержку в местах их продажи.

2. Обращать внимание потребителей на разработанные новые продукты и собственные специальные предложения.

3. Обеспечивать потребителя информацией о свойствах и преимуществах товаров.

4. Упростить поиск информации о товарах.

5. Сократить время на предпокупочную оценку вариантов.

6. Сформировать положительный образ магазина путем гарантии качества предлагаемых товаров и гибкости к изменениям потребностей и спроса.

7. Достичь сбалансированности средств эмоционального воздействия и их подчинения общей идее, лежащей в основе ассортиментной концепции.

8. Создать обстановку, в которой посетители чувствовали бы себя не пассивными покупателями, а полноправными участниками, и получили бы удовольствие от процесса совершения покупок.

9. Закрепить в сознании покупателей отличительный образ торгового ассортимента


Заключение

Таким образом, повышение эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т.д. отводится анализу хозяйственной деятельности предприятия.

С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Одна из основных целей организации торговли — это установление максимально возможной планомерности и пропорциональности в деятельности торгового предприятия.

Главная задача состоит в том, чтобы уменьшить степень неопределенности и риска в предпринимательской деятельности и обеспечить концентрацию ресурсов на выбранных приоритетных направлениях развития.

Достижение этой задачи невозможно без продуманного и всеобъемлющего планирования.

Разобрали, что под стратегическим планированием понимается процесс разработки специфических стратегий, способствующих достижению целей формы на основе поддержания стратегического соответствия между ними, ее потенциальными возможностями и планами в области маркетинга.

Так же важным этапом стратегического планирования является разработка стратегии для решения поставленных задач.

Кроме того стратегия требует высокой степени централизации отдельных управленческих функций при сохранении децентрализации других функций. Маркетинговая стратегия не только определяет продуктово-орентированную маркетинговую деятельность, но также влияет на технические, финансовые и сбытовые функции.

Оно служит главным руководством, из которого вытекают все последующие функции планирования.

Ее разработка — отправная точка в процессе планирования деятельности и, возможно, для будущей успешной деятельности фирмы является важнее всякой другой стадии функционирования.

Поэтому выбираемые варианты стратегии должны быть полностью реалистичными относительно ресурсных возможностей.

Таким образом, в стратегических решениях ставится несколько задач (рентабельность, безопасность, экономический рост), и чаще всего, чем сложнее поставленная задача, тем меньше имеется информации, что обуславливает каждый раз определенный (больший или меньший) риск.


Список использованных источников

1. Виноградова С.Н. Коммерческая деятельность: учебник / С.Н. Виноградова, О.В. пигунова. - Мн.: Выш. Шк., 2005. - 352 с.

2. Виноградова С.Н. , СП. Гурская, О.В. Пигунова и др. Организация коммерческой деятельности: Справ. Пособие; Под ред.С.Н.Виноградовой. - Мн.: Выш. шк., 2000. - 464 с.

3. Голубев Е.П. Основы маркетинга: Учебник.: Издательство: «Финпресс», 2002 - 656с.

4. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности. Учебное пособие для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997 - 215с.

5. Памбухчиянц О.В. Организация и технология коммерческой деятельности: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. - 2-е изд.», 2001 - 450 с.

6. Понкратов, Серегина Коммерческая деятельность М.: ИВЦ Маркетинг 1999.

7. Синецкий Б.И. Основы коммерческой деятельности: Учебное пособие для вузов. - М.: Юристъ, 1998 - 656 с.

8. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Дашков и К, 2003.-520 с.

9. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: Учебник для ВУЗов. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000.-580 с.

10. Положение о порядке проведения выставок и ярмарок в Республике Беларусь и за ее пределами

11. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 652 от 16 мая 2003 г. «О некоторых вопросах осуществления закупок товаров, работ и услуг»

12. Коммерческая деятельность: Учеб. для вузов / В.М.Селезнев и др. – М.: ЦЭМ, 2001.-352с.

13. Королько А.А. Современные тенденции развития предприятия: Учеб.-метод. пособ. – Мн.: ЗАО «Веды», 2003. – 527 с.

14. Суша Г.З. КД предприятия: Учеб. пособ. – М.: Новое знание, 2003. – 384 с.

15. Чернобривец А.Основы коммерческий деятельности – 2004, №10 – с. 322.