Главная              Рефераты - Логистика

Транспортные перевозки как одна из важнейших составляющих туристской индустрии в условиях соврем - реферат

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Экономический факультет Кафедра мировой экономики и международных отношений

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«ТРАНСПОРТНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ КАК ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

студентки 4 курса специальности

«Мировая экономика»

Хуторной А.Е.

Научный руководитель:

К.э.н., ст. преп. Синская О.А.

Ростов-на-Дону 2010

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3

1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ И ТУРИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ. ................................................................................. 7

1.1 Роль и место транспортных услуг на международном туристском рынке. 7

1.2 Особенности организации транспортной деятельности в международном туризме. .......................................................................................................... 9

2. ВИДЫ И СРЕДСТВА ТРАНСПОРТНЫХ ПЕРЕВОЗОК В МЕЖДУНАРОДНОМ ТУРИЗМЕ. ........................................................................................................................ 12

2.1 Наземные транспортные перевозки. ....................................................... 12

2.2 Воздушные перевозки. ........................................................................... 19

2.3 Водные коммуникации. ........................................................................... 23

3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ ТУРИСТСКИХ ПЕРЕВОЗОК В РОССИИ. ........................................................................................................................ 27

3.1 Особенности функционирования туристского транспортного комплекса в РФ. ........................................................................................................................ 27

3.2 Перспективы совершенствования организационно-экономического механизма управления системой туристских транспортных услуг в РФ. ......................... 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..................................... 40

ВВЕДЕНИЕ

Общеизвестен тот факт, что в последние годы одно из главных мест в экономике большинства стран стала занимать индустрия туризма. Турпродукт, производимый ею, включает большой и разнообразный комплекс услуг и товаров, которые могут потребляться людьми во время путешествий. При этом транспортные услуги, входящие составной частью в содержание турпродукта и оказывающие существенное влияние на его качество, являются одной из важнейших составляющих мировой туристской индустрии.

Перевозки туристов осуществляются различными видами транспорта: наземным, воздушным, водным. Популярность или востребованность разных видов транспорта для туристских перевозок зависит от географического положения и климатических условий страны, ее экономического развития, национальных традиций, социального положения и жизненного уровня людей и от других факторов. У каждого вида транспорта есть свои преимущества и недостатки, обусловленные историческим развитием, техническими, экономическими и экологическими характеристиками, но все виды транспортных систем преследуют одну главную цель - наиболее полное удовлетворение потребностей путешественников при реализации услуг по перевозке. В связи с этим имеет смысл говорить о транспортном обслуживании туристов как о совокупности целого ряда услуг, предназначенных для перевозки туристов и их багажа из одного пункта в другой с достаточной скоростью и максимальным уровнем комфорта.

В дальнейшем, по мнению экспертов, влияние транспортных перевозок на развитие мировой индустрии туризма будет только возрастать. Именно поэтому анализ современного состояния системы туристских транспортных перевозок, эффективности её функционирования, перспектив развития чрезвычайно важен.

Практическая значимость взаимодействия между транспортным и туристским комплексами обуславливает пристальное внимание экономистов к исследованию данной проблемы, о чём свидетельствует появление в последние годы целого ряда публикаций по этой теме.

Вопросы транспортного обеспечения индустрии туризма и повышения эффективности управления им подняты в работах таких ученых как Гуляев В.Г., Зорин И.В., Ильина Е.Н. Оценка современного состояния российского рынка туристских транспортных перевозок нашла отражение в трудах Квартальнова В.А., Гордиенко М.В., Романова С.А. Исследованию проблем туристских перевозок, взаимоотношений между субъектами туристско-транспортного рынка и путям их решения посвящены работы таких отечественных специалистов, как Биржаков М.Б., Никифоров Н.И., Чудновский А.Д. Существенный вклад в изучение вопросов создания программ по развитию системы туристских перевозок внесли зарубежные ученые: М. Ланцендорф, Т. Литманн, С.Дж. Пейдж, Р. Хоар и др.

Анализ этих работ показывает, что ряд вопросов в области туристских перевозок не раскрыт с достаточной полнотой, отдельные проблемы являются дискуссионными. Это относится, в частности, к организационно-экономическим основам взаимодействия мировой индустрии туризма и транспорта, особенностям функционирования туристского транспортного комплекса, определению комплекса мер по развитию системы туристских перевозок в РФ. Необходимость проведения таких исследований свидетельствует об актуальности и практической значимости выбранной темы курсовой работы. Целью исследования является анализ роли транспортных перевозок в индустрии туризма в условиях современной мировой экономики. Реализация избранной цели исследования обуславливает необходимость постановки и решения следующего ряда логически взаимосвязанных задач: - проанализировать роль и место транспортных услуг на международном туристском рынке; - рассмотреть особенности организации транспортной деятельности в международном туризме;

- исследовать основные виды и средства транспортных перевозок в международном туризме; - выявить особенности функционирования туристского транспортного комплекса в РФ; - оценить перспективы совершенствования организационно-экономического механизма управления системой туристских транспортных услуг в РФ. Объектом исследования данной курсовой работы являются туристские транспортные перевозки в составе туристской индустрии, предметом – экономический механизм, посредством которого осуществляется взаимодействие между субъектами международного рынка туризма и международного транспортного рынка в условиях современной мировой экономики.

Теоретико-методологическую основу курсовой работы составляют труды отечественных и зарубежных ученых в областях экономической теории, теории управления, теории организации и анализа конкурентоспособности субъектов туристической и транспортной сферы мирового хозяйства, по проблемам эффективности системы управления туристским транспортным комплексом в рамках развития мировой экономики.

Методология исследования транспортного обслуживания в сфере туризма основывается на методах диалектики, сравнения, системного и статистического анализа, стратегического и инновационного менеджмента.

Информационно-эмпирической базой исследования являются официальные данные, публикуемые международными организациями, прежде всего Всемирной туристской организацией, материалы и рекомендации ученых, представленные на конференциях, семинарах, посвящённых рассматриваемой проблеме, а также статистические данные, характеризующих состояние сферы туризма и туристских перевозок в мире и в Российской Федерации в частности. Нормативно-правовой базой являются документы межправительственных организаций, в особенности транспортных, которые формируют основу международно-правового регулирования системы международных туристских перевозок, а также законы и подзаконные акты РФ. Основными правовыми источниками в РФ являются Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Федеральный закон Российской Федерации от 5 февраля 2007 г. О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Воздушный кодекс РФ и др. Данная курсовая работа состоит из: введения; трёх глав; семи параграфов; заключения; списка использованных источников. В первой главе исследуется взаимодействие транспортного комплекса и мировой индустрии туризма, а именно роль и особенности организации транспортных перевозок в масштабах международного туристского рынка. Во второй главе рассматриваются основные виды и средства транспорта, используемые при осуществлении международных перевозок туристов. В третьей главе оценивается современное состояние и перспективы развития туристского транспортного комплекса Российской Федерации.

1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ И ТУРИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

1.1 Роль и место транспортных услуг на международном туристском рынке

Туризм, рассматриваемый как деятельность индивидуума, объединяет в себе два основных элемента — путешествие и пребывание. Первый из них представляет начальную, крайне динамичную фазу туризма. Путешествие строится как транспортный процесс и связано с удовлетворением потребности к перемещению в пространстве, сменой места жительства туристов.

Достигнутые высокие темпы в развитии туризма в последнее десятилетие непосредственно связаны с достижениями научно-технического прогресса в области транспорта. Превращение путешествий в массовое явление обусловлено в немалой степени изменениями в транспортной системе.

Развитие туризма и транспорта — взаимно связанный и взаимно обусловленный процесс. Однако, как правило, при исследовании связей в системе “туризм — транспорт” в научной литературе преобладающее место отводится роли и значению транспорта как фактора развития туризма. Это естественно и логично, так как туризм представляет собой сравнительно новое социально-экономическое явление, и в значительной степени стал следствием рождения и развития транспорта. Если принять во внимание, однако, непрерывно увеличивающиеся масштабы этого явления и его возрастающее значение в системе экономических отношений в мировом масштабе, станет ясно, что необходимо уделять большее внимание и обратным связям и зависимостям в системе “туризм — транспорт”.

Влияние туризма на развитие транспорта весьма широко и многосторонне. Оно требует развития материально-технической базы, совершенствования организации и управления на транспорте, системы транспортного обслуживания, а также проведения соответствующей политики транспортных тарифов.

Проблема конкурентоспособности туристической индустрии является многофакторной и должна решаться по многим направлениям одновременно. Решение проблем в туризме нецелесообразно ограничивать лишь спектром отраслевых задач. Для туристических услуг наличие смежных организаций является условием, без которого не может быть совершено потребление, поэтому туристские услуги должны производиться при высоких требованиях к инфраструктуре. Следовательно, совместная деятельность турфирм и их сотрудничество с организациями непосредственного обслуживания туристов является важным условием производства туристских товаров и услуг. При этом первостепенное значение имеет транспорт, одна из составляющих инфраструктуры туризма. Туристские перевозки являются важнейшим составным элементом туристской индустрии и неотъемлемой частью туристского продукта.

В системе транспортного обеспечения в туризме различают: - туристские перевозки , входящие в основной комплекс туристских услуг, включаемых в тур: доставка туристов от места их постоянного проживания к месту назначения и обратно; - трансферт - предоставление транспортных средств для обеспечения встреч и проводов туристов; - транспортное обслуживание программных мероприятий по турам : экскурсионное обслуживание, выезд на программные мероприятия, посещение окрестностей, перемещение по маршрутам.

Туризм полностью зависит от транспорта, его безопасности, скорости и удобств, предоставляемых туристу во время его передвижения. Развитие туризма зачастую сдерживается тем, что транспортные системы в ряде стран не соответствуют мировым стандартам по удобству, эффективности и безопасности, а транспортные проекты требуют для своей реализации огромных инвестиций и времени.

1.2 Особенности организации транспортной деятельности в международном туризме

Транспортные перевозки — один из важнейших видов услуг в туризме. На них приходится и основная доля в структуре цены тура, колеблющаяся в зависимости от продолжительности и дальности путешествия от 20 до 60%. Воздействие туризма сильно зависит от вида транспорта. Нет совершенно одинаковых туристских маршрутов, каждый маршрут имеет только ему присущие особенности. Поэтому очень важно правильно соотносить вид транспорта к тому или иному маршруту.

По видам и разновидностям услуги перевозки можно разделить на:

а) наземные виды перевозок;

б) воздушные виды перевозок;

в) перевозки водным речным и морским транспортом.

Все виды и подвиды перевозок имеют множественные варианты их использова­ния и технические средства реализации. Каждый из видов перевозок имеет свою историю, этапы становления и разви­тия способов, методов, конструкций аппаратов и средств.

Выявлено, что на близкие расстояния экономически выгодно перемещаться либо пешком, либо на велосипе­дах. На расстояния от 5 до 500 км рационально использовать автомобильные ви­ды транспорта, от 30 до 1500 км — железнодорожный транспорт, а авиация нерен­табельна на расстояниях менее 500 км.

Важным фактором в системе перевозок пассажиров и туристов является подвижность населения, что зависит от традиций, обычаев и образа жизни насе­ления и, что немаловажно, его платежеспособности, а также от политико-экономической ситуации в стране и регионе.

Изменения в развитии туризма отражаются как на организации путешествий, так и на системе транспортного обслуживания. Массовый характер туристских потоков предопределяет появление новых потребностей, нового отношения туристов к мотивам, целям и предпочтениям в организации туристских путешествий. В результате этого наряду с классическими появляются новые виды туризма, которые поднимают туристский спрос на качественно новый уровень, требующий от транспорта удовлетворения новых потребностей в его услугах. Вот почему транспортные организации наряду с количественным и качественным совершенствованием своей материально-технической базы должны в своей деятельности учитывать новые требования и организационные изменения, включающие:

а) обособление самостоятельных транспортных предприятий, чья деятельность в целом (или в преобладающей степени) заключается в осуществлении транспортных перевозок туристов;

б) осуществление интеграции транспортных и туристских предприятий. Это особенно характерно для самых крупных авиатранспортных фирм, которые в настоящее время контролируют огромный гостиничный фонд;

в) создание специализированного звена в рамках туристских предприятий, перед которым ставится задача содержания собственного парка транспортных средств с целью обеспечения транспортного обслуживания туристов во время их пребывания в туристской местности;

г) установление прочных взаимосвязей и осуществление тесных контактов между транспортными и туристскими предприятиями для достижения максимальной координации деятельности, связанной с обслуживанием иностранных и местных туристов. В связи с этим характерно создание туристских агентств - организаторов туристских путешествий и эксплуатации транспортных средств;

д) проведение реорганизации и перестройки деятельности транспортных предприятий в зависимости от конъюнктуры международного туристского рынка или сезонных колебаний в туризме. Например, транспортные средства перемещают из линейных в чартерные или круизные туристские путешествия в зависимости от распределения туристского спроса и экономических интересов транспортных предприятий. Во время активного туристского сезона большая часть автотранспорта используется для перевозок с туристскими целями, вводятся в действие специальные сезонные и туристские поезда, интенсифицируются транспортные связи с туристскими местностями;

е) проведение организационных изменений, связанных с территориальным размещением транспорта, преимущественным развитием новых туристских районов или формированием новых потоков туристов.

Важнейшее требование, предъявляемое к транспорту сегодня, заключается в неуклонном повышении скорости доставки пассажиров, росте объемов перевозок, экологической чистоте и эффективности. Очень важно рационально развивать и эффективно использовать все элементы транспортной системы, чтобы не возникало диспропорций как внутри каждого вида транспорта, так и на стыках. Для этого нужна четкая координация как в планировании капитальных вложений, так и в организации перевозок. Такое согласованное развитие всех видов транспорта как единой транспортной системы и совершенствование взаимодействия между ними обеспечивают освоение возрастающих пассажирских перевозок с минимальными материальными, трудовыми и энергетическими ресурсами и рассматриваются как генеральное направление развития туристских транспортных перевозок. Таким образом, в заключение первой главы можно сделать вывод о том, что транспортные перевозки играют очень важную роль на международном туристском рынке. С развитием туризма транспортные пути будут расширяться, так как увеличение спроса на путешествия оказывает положительное влияние на развитие транспортной инфраструктуры. Транспорт же, в свою очередь, позволяет расширять географию путешествий. Происходит полезное и выгодное двум сторонам взаимовлияние.

2. ВИДЫ И СРЕДСТВА ТРАНСПОРТНЫХ ПЕРЕВОЗОК В МЕЖДУНАРОДНОМ ТУРИЗМЕ

2.1 Наземные транспортные перевозки

Среди сухопутных средств передвижения наибольший интерес для целей туризма представляет применение автомобильного и железнодорожного транспорта. Автомобильный транспорт наиболее широко используется в туризме, поскольку обеспечивает доставку туристов «от дверей до дверей». Автоуслуги, используемые в туристском обслуживании, включают три основных направления: 1) организация автобусных путешествий; 2) организация путешествий на личном транспорте туристов; 3) прокат автомобилей.

Автобусные путешествия. Международный автобусный туризм является сравнительно молодым видом туризма. Начало его развития можно отнести к 70-м гг. XX в. До этого в разных странах автобусы использовались в основном для трансферов, экскурсий и местных поездок.

Регулярные автобусные перевозки осуществляются по утвержденным расписаниям и по строго установленным маршрутам. Автобусы, работающие на регулярных маршрутах, могут делать остановки только в крупных городах стран отправления и назначения, а по территориям транзитных стран проходят в режиме «закрытых дверей».
Будучи экономичным видом туризма, доступным широким слоям населения, автобусный туризм постоянно развивается. До сих пор наблюдается тенденция к росту его объемов. Сезонность при организации автобусных туров не играет такой большой роли, как в других поездках. Фактически автобусные туры осуществляются в течение всего года. Некоторый спад спроса наблюдается в январе-феврале. Открытие движения на регулярных международных маршрутах регламентируется двусторонними правительственными соглашениями, а транзит через третьи страны требует разрешения Комитета по транспорту при Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК). Для упрощения договоров на международные перевозки в рамках Женевской конвенции от 1 марта 1973 г. принята Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа. Дальнейшие упрощения международных перевозок зафиксированы Гаагской (1989 г.) декларацией по туризму и Шенгенским соглашением для членов Европейского союза. Международные автобусные туры отличаются продолжительностью, содержанием экскурсионных программ и условиями обслуживания во время поездки. С точки зрения этих факторов их можно разделить на экономичные, стандартные, фирменные и эксклюзивные. В экономичных турах путешествие включает насыщенную экскурсионную программу, размещение в 2-3-звездных отелях, расположенных на окраинах городов, ночные переезды. В стандартных турах предполагается один ночной переезд (в середине или в конце путешествия), размещение в 2-3-звездных отелях вблизи станций метро, разнообразные экскурсии и наличие свободного времени в крупных городах. При реализации фирменного тура отсутствуют ночные переезды, проживание организуется в 3-5-звездных отелях, расположенных в центре города, предоставляется богатая экскурсионная программа и свободное время в посещаемых крупных населенных пунктах. Эксклюзивные туры формируются на основе фирменных, однако в этом случае принимаются во внимание индивидуальные пожелания клиентов. В последнее время большой популярностью стали пользоваться комбинированные туры «железная дорога + автобус», «самолет + автобус» и «паром + автобус». Такие туры более комфортабельны, однако, они более дорогие. Достоинством комбинированных туров является то, что они могут включать в свою программу посещение от двух до десяти стран, правда, продолжительность их при этом может составлять от 1 до 3 недель и даже более. Во всем мире к автобусам, осуществляющим перевозки туристов, предъявляются высокие требования по их комфортности. Классификационной комиссией при Международном Союзе автомобильного транспорта были разработаны конкретные требования для туристских автобусов различных категорий. Категория автобуса определяется его классом и обозначается количеством звезд от 1 до 5. К автобусам категории «1 звезда» относятся автобусы международного класса, предназначенные для проведения обзорных городских и местных экскурсий; к автобусам категории «2 звезды» принадлежат транспортные средства высокого класса, участвующие в реализации внутреннего и международного туризма на небольшие расстояния. Автобусы высшего класса и класса «люкс» характеризуются соответственно категорией «3 звезды», «4 звезды» и «5 звезд». Они используются для осуществления дальних и длительных туристских маршрутов.

Независимо от категории все автобусы должны соответствовать условиям безопасности, определяемым прежде всего требованиями к техническому состоянию транспортного средства. Ужесточаются требования и по экологической безопасности автотранспортных средств. Достаточно сказать, что нормы ЕС, касающиеся вредных выбросов выхлопных газов, за последние 20 лет уменьшились более чем в 20 раз.

Путешествия с использованием личного транспорта туристов.
Организация этого вида тура включает весь набор услуг, за исключением транспортных. Однако специальную помощь в организации передвижения туристов по маршруту на своих автомобилях туристская фирма все же оказывает (разработку маршрута, оформление маршрутной документации. Это отражается на специфике организации автомобильных туров. Самые распространенные для этого вида путешествий - поездки выходного дня. По видам туризма наиболее популярными автотурами являются оздоровительные и познавательные.

Прокат автомобилей. Прокат (или аренда) автомобилей - весьма распространенная и востребованная услуга среди туристов, особенно на стационарных и курортных турах. В любом туристском или курортном центре работает множество автопрокатных контор - от крупных до самых маленьких. Ведущей фирмой по прокату автомашин в мире является фирма «HERTZ». Процедура аренды автомобиля проста. От туриста требуется, чтобы его возраст был не менее 21 года и не превышал 70 лет (в некоторых фирмах Великобритании - 25 и 75 лет соответственно). Служащему арендной компании надо предъявить паспорт и водительское удостоверение (международное). К моменту заключения договора удостоверение должно быть действительно не менее 2 лет (в Великобритании - 1 год, а для водителей моложе 25 лет требуемый стаж увеличивается на 1 год). Главный конкурент автобусов в групповых перевозках - железная дорога . В сфере транспортного обслуживания туристов железнодорожные перевозки имеют ряд особенностей, которые позволяют им в ряде случаев выглядеть более привлекательными по сравнению с другими видами перевозок. К таким особенностям относятся:
- большая провозная способность железнодорожного транспорта;
- способность преодолевать большие расстояния;
- достаточно высокая скорость доставки туристов в пункт назначения;
- регулярность перевозок независимо от метеоусловий, сезона и времени суток;

- комфортные условия при умеренных ценах. Большим достоинством железнодорожных перевозок является также возможность широкого обзора местности, что повышает их познавательный характер.

Существующий зарубежный опыт свидетельствует о том, что железнодорожные компании активно участвуют в развитии туризма и успешно ведут туристическую деятельность. В этом отношении интересен опыт работы железнодорожных компаний Германии, Швейцарии, Швеции, Испании, США, Индии, ЮАР и других стран. Так, на железных дорогах Германии при подразделении по пассажирским перевозкам создано отделение путешествий и туризма, которое реализует как комплексные туристские маршруты с размещением в принадлежащих ему гостиницах и экскурсиями на собственных автобусах, так и предлагает пассажирам различные пакеты услуг «поезд + …» при покупке железнодорожных билетов. Это свидетельствует о том, что туристская деятельность железнодорожных компаний приносит им устойчивые доходы и позволяет решать существующие финансовые проблемы. В настоящее время многие компании, владеющие железнодорожными линиями, прикладывают большие усилия для сохранения и увеличения туристского пассажиропотока. Основными направлениями в этом плане можно назвать:

- прокладку высокоскоростных магистралей (для ускорения транспортировки);

- обслуживание в вагонах по формуле «Евро-Найт» (улучшение комфортности до гостиничного уровня); - организацию специальных туристских поездов, в том числе и «ретро-паровозы» (специальные тематические поездки на железнодорожном транспорте). Высокоскоростные железные дороги приобретают все большую популярность как наиболее удобный, быстрый и недорогой вид сообщения. По прогнозам специалистов, в 2010 г. скоростные железные дороги займут 23 % рынка европейских туристских перевозок, а на долю авиалиний придется только 20 %. Некоторые европейские авиакомпании учитывают возрастающую конкуренцию со стороны скоростных экспрессов и стараются найти формы «мирного сосуществования». Так, например, авиакомпании могут заключать с железными дорогами соглашения о согласовании своих расписаний.

Стандартные железнодорожные туры можно условно разделить на три категории: - Однодневные . Начинаются утром и заканчиваются вечером того же дня. В дороге туристы располагаются за столиком вагона-ресторана. По пути они могут не только перекусить, но и посмотреть выступления эстрадных и цирковых артистов. Туристов подвозят до определенной станции, где для них подготовлена специальная программа (это может быть экскурсионная поездка или же пикник на природе); - Непродолжительные (2–3 суток). Во время 2– и 3-суточных железнодорожных туров пассажиры проживают в отдельных купе. Поездки составлены с таким расчетом, чтобы ночью, когда туристы спят, поезд находился в пути. Днем туристы обычно заняты на экскурсиях. - Многодневные (от 5 дней и более). График движения поездов, обслуживающих многодневные поездки, отличается большим разнообразием. Это зависит от маршрута и экскурсионной программы. Чтобы путешественники не утомились, турпоезд должен идти безостановочно не более полутора суток. Продолжительные дневные перегоны планируются, как правило, в тех случаях, когда по пути следования открываются интересные виды и ландшафты. В отдельных случаях предлагаются и кратковременные «зеленые стоянки» в лесу или горах, на берегу моря или большого озера. Поезда разделяются на рейсовые , следующие по строго установленному маршруту, в строго соблюдаемом временном промежутке и графике движения, которые, в свою очередь, подразделяются на пригородные, местные и дальние, и на внерейсовые (чартерные) , которые комплектуются по мере необходимости перевозок. Это относится и к туристским поездам, которые пользуются большой популярностью за рубежом. Наибольшими поклонниками железнодорожного туризма в мире считаются немцы, англичане и швейцарцы. Особым шиком среди туристов считаются паровозные путешествия. На сегодня туристские маршруты пронизывают практически всю разветвленную железнодорожную сеть Западной Европы. В последние годы отмечается также рост интереса к железнодорожному туризму на Американском континенте, где лидируют три продолжительных маршрута: «Транс-Канада» (десятисуточный переезд из Ванкувера в Монреаль через Виннипег и Оттаву); «Транс-Америка» (12 суток из Вашингтона в Лос-Анджелес через Чарльстон, Новый Орлеан, Сан-Антонио, Эль-Пасо); «Транс-Атлантика» (из Манагуа до южной оконечности Южной Америки в Пуэрто-Монт через Гуаякиль, Лиму и Сантьяго). В Америке эти туристские поезда называют «Orient Express». В Норвегии популярны туристские маршруты с осмотром самых больших и красивых фьордов в мире именно из специального поезда. Интерес представляют и туристские поезда Японии. Например, «Токийский туристский экспресс» оборудован широкими окнами; в туристском поезде «Нанива» передняя часть вагонов полностью застеклена, в поезде имеются места для отдыха, проведения выставок, конференций. Наиболее полным документом в области международного железнодорожного сотрудничества является Единая Конвенция о международных перевозках (в редакции 1980 г.). В ней отражены основные общие правила перевозки грузов и пассажиров на железных дорогах в международном сообщении. Железнодорожные перевозки, осуществляемые между различными государствами, регулируются также рядом многосторонних и двусторонних соглашений.

2.2 Воздушные перевозки

Воздушный транспорт является одной из наиболее быстро и динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства и с каждым годом занимает все более прочные позиции в общемировой транспортной системе[1] .

Конец XX в. ознаменовался существенным ростом авиационных перевозок во всем мире. В значительной степени это обусловлено положительными тенденциями в мировой экономике, расширением торговых связей, а также бурным развитием туризма.

Воздушная перевозка представляет собой транспортировку пассажиров и багажа, выполняемую авиационными предприятиями на воздушных судах за установленную плату, а также наземными транспортными средствами перевозчика[2] .

Авиационные перевозки в туризме играют весьма значительную роль. В особенности их роль возрастает при организации международных перевозок. При организации туристских путешествий на большие расстояния, например, в Северную Америку, государства Юго-Восточной Азии или в другие удаленные мировые макрорегионы использование авиационных перевозок практически не имеет альтернатив. Привлекательными являются авиационные перевозки туристов и на внутренних линиях, особенно в масштабах таких государств, как Россия, Китай или Соединенные Штаты Америки. В связи с этим принято выделять международные авиаперевозки и внутренние авиаперевозки.

Внутренняя воздушная перевозка — воздушная перевозка, при которой пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок расположены на территории одного государства. Международная воздушная перевозка — воздушная перевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены: соответственно на территории двух государств; на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства[3] . Около 44% международных туристских перевозок осуществляется воздушным транспортом. Сейчас в мире более 1300 авиакомпаний в среднем ежегодно перевозят около 1,5 млрд человек.[4] Международные воздушные сообщения осуществляют свыше 470 перевозчиков, около 250 из них совершают регулярные рейсы. Сеть международных перевозок охватывает более 150 государств мира. В обслуживании международных воздушных сообщений участвуют свыше 1 тыс. аэропортов мира. Крупнейшими авиакомпаниями мира по количеству перевозок считаются «Delta Airlines», «Pan American», «American» и «United» (США), «О new men» (Япония), «Аэрофлот» (Россия), а также «Air France» (Франция) и «Lufthansa» (Германия). По величине полученных доходов лидируют американские «American», «Delta Airlines» и «United». Положение компании на туристском рынке определяется также качеством предоставляемых услуг. Лучшими по качеству обслуживания пассажиров считаются «Lufthansa», «Singapore Airlines» (Сингапур), «Swissair» (Швейцария). В целях обеспечения авиационных туристских перевозок используются регулярные авиационные линии и чартерные перевозки. Регулярные авиационные перевозки обычно используются для транспортного обеспечения в рамках индивидуальных или групповых туров. Большинство авиакомпаний мира используют чартеры по туристским направлениям, пользующимся повышенным спросом. Статистика чартерных авиаперевозок показывает, что они имеют достаточно определенную географию и ярко выраженную сезонность. Чартеры организуются по тем туристским направлениям, на которые существуют туристский спрос и по которым отсутствуют регулярные авиарейсы. География европейских чартерных перевозок распространяется на крупные центры отдыха в основном в летний период. Основными направлениями являются: Испания, Греция, Египет, Кипр, Болгария, Италия, Турция. Чартерные перевозки, организуемые отечественными компаниями, осуществляются в основном в тех же направлениях. Освоение нашего туристического рынка иностранными авиаперевозчиками, предлагающими услугу на порядок выше по уровню качества и надежности по сравнению с отечественными компаниями, ведет к утечке валюты за рубеж. За последнее время стоимость перевозок в ходе конкурентной борьбы, а также в результате падения спроса была весьма снижена. Вследствие этого на первый план выходят неценовые способы конкуренции, которые предполагают привлечение клиента путем повышения качества предлагаемой услуги и предложения дополнительных услуг к основным. Согласно статистике темпы роста популярности авиатранспорта выше, чем автотранспорта, что обусловливается все большим расширением географии путешествий и существующей устойчивой тенденцией к сокращению сроков путешествия в пользу их частоты (рост краткосрочных туров на дальние расстояния). Все это вызывает пристальное внимание туристского бизнеса к авиационным перевозкам. И этому есть ряд причин:

• во-первых, авиация - самый быстрый и удобный вид транспорта при переездах на дальние расстояния;

• во-вторых, сервис на авиарейсах в настоящее время имеет привлекательный для туристов вид;

• в-третьих, авиационные компании напрямую и через международные сети бронирования и резервирования выплачивают туристским агентствам комиссионные за каждое забронированное в самолете место, мотивируя их тем самым выбирать авиаперевозки. Однако систему международного воздушного транспорта составляют не только международные авиаперевозчики и аэропорты, но и государства, связанные международными воздушными линиями и обеспечивающие эти сообщения, а также международные организации в области воздушного транспорта, принимающие меры к обеспечению его эффективного функционирования и безопасности.

Деятельность авиационных компаний регулируется рядом международных актов и соглашений, наиболее важным из которых являются Варшавская конвенция, а также национальными и законодательными актами, примером является Воздушный кодекс Российской Федерации. Важным элементом координации международных авиационных перевозок является деятельность международных организаций ICAO и IATA. Одним из видов международного регулирования авиаперевозок являются планы создания пула, соединяющего авиакомпании, действующие на определенных международных маршрутах. Пул-договор предполагает соединение авиакомпаний, действующих на одних международных маршрутах, в целях оптимизации расписания движения самолетов, уменьшения направления и регулирования пассажиропотоков в пиковые часы и периоды, а также в целях увеличения прибыли на этих маршрутах и ее дальнейшего распределения между авиалиниями. В некоторых странах, однако, пул-договоры сегодня запрещены (например, в США).

2.3 Водные коммуникации

Среди водных транспортных средств различают: подводные (экскурсионные подводные лодки) и надводные (теплоходы, круизные суда, морские паромы, прогулочные суда, яхты) средства. Водный транспорт используется в туризме достаточно активно. Водные путешествия имеют как преимущества, так и недостатки. Наиболее значимыми преимуществами являются высокий уровень комфорта, большой объем единовременной загрузки судов, возможности реализации различных видов и целей туризма (познавательный, бизнес-туризм, учебный, шоп-туризм). Основными недостатками являются невысокая скорость передвижения транспортных средств, высокие тарифы, ограничение мобильности, а зачастую и подверженность части людей «морской болезни». Теплоходное путешествие (круиз) представляет собой туристскую поездку по реке или морю, как правило с заходом в порты, на борту специального пассажирского судна. Круизы - один из самых быстрорастущих секторов рынка. В 1998 г. более 8 млн туристов совершили путешествия на воде, а к 2010 г., по прогнозам ВТО, эта цифра достигнет 14,5 млн.[5] Морские круизы. Сегодня в мире морские круизы переживают период подъема. Растет круизный флот, совершенствуются конструкции пассажирских судов, повышается их комфортабельность, разрабатываются новые морские и океанские маршруты. Наибольшей популярностью водные путешествия пользуются в США, Великобритании и Германии. По всему миру насчитывается несколько десятков специализированных круизных компаний, эксплуатирующих от 1-2 до 15-20 пассажирских судов. Большая часть операторов круизов объединена в профессиональную международную ассоциацию - Cruise Line International Association (CLIA), которая осуществляет координацию круизного бизнеса в международном плане. За последние годы изменился имидж круиза как турпродукта. Теплоход превратился в плавучий отель, где царит атмосфера развлечений и праздника. Благодаря проведению интенсивных рекламных кампаний привлекательность круизов возросла среди всех слоев населения. Широкое развитие получили комбинированные и «пакетные» авиаморские круизы с включением в стоимость путешествия всего комплекса обслуживания. Одним их достоинств многих круизов является их безвизовостъ. Как известно, в международном морском законодательстве существует понятие «капитанская виза», согласно которому пассажиры хранят свои паспорта у капитана и могут находиться на берегу в различных странах до 48-72 ч. Такая организация путешествия делает его более дешевым и менее хлопотным.
В целом для организации круизных поездок наиболее распространенной в настоящий период (до 60 % круизов) является классическая европейская система, которая предусматривает морское путешествие с заходом в различные порты с экскурсионной программой.
Однако свое место в спросе имеет и американская система, основной целью которой является предоставление возможности круизным пассажирам отдыхать и загорать на пляжах в пунктах захода по маршруту. Основные круизные регионы: 1) Средиземное море - с мая по октябрь; 2) Карибский бассейн зимние месяцы; 3) вокруг Европы и Скандинавии - с середины мая до конца августа. Страны Юго-Восточной Азии прилагают в последнее время большие усилия для того, чтобы стать четвертым популярнейшим круизным регионом. Так, например, Сингапур хочет стать вторым Майами в своем регионе: построенные дорогостоящие круизные стоянки привлекают западные круизные компании базировать на них свой флот, организовывать круизные маршруты. В последнее время популярностью стали пользоваться ледокольные круизы, организованные на архипелаги Северного Ледовитого океана, к Северному полюсу и к берегам Антарктиды. Активное участие в осуществлении нетрадиционных водных путешествий принимают российские ледоколы. Эти корабли совершают рейсы к берегам Гренландии, Шпицбергена, Земли Франца-Иосифа, Антарктиды. Стойкий интерес к ледовым путешествиям проявляют туристы из Германии, США, а в последнее время на ледоколах появились граждане Японии, Австралии, Голландии, Швейцарии. Разновидностью морских круизов являются круизы на паромах, которые за последние годы приобрели большую популярность. Самые комфортабельные в мире паромные круизы осуществляются на Балтийском море компаниями «Silja Line» и «Viking Line». По технической оснащенности и комфортабельности флота, уровню сервиса на борту, размерам базовых тарифов и ряду других показателей круизные компании подразделяются на четыре основные категории: - стандартные (их обычно обозначают ***), например Dolphin cruise line; - первоклассные (****) - Costa Cruises, Norvegian cruise line; - престижные (*****) - Holland America line, Celebrity Cruises; - супер-люкс (******) - Seabourn. На российском рынке работают всего лишь несколько фирм, которые профессионально предлагают круизный отдых. Наиболее известные из них «Ланта-Тур-Вояж» - генеральный представитель «Royal Carribean International»; «Бриз лайн», имеющая контакты со многими иностранными фирмами; «СВО Конти», «Прим-экспресс», «Метрополис-Тур». Речные круизы. В отличие от морских, речные круизы менее подвержены влиянию погоды, более информативны, так как имеют береговой обзор, есть прекрасная возможность пользоваться зелеными стоянками. Западная Европа имеет довольно протяженную судоходную сеть водных путей. Все они соединены сложной системой каналов, что дает прекрасные возможности для роста популярности речных круизных путешествий. Первое место в речных круизах удерживает Германия, далее идут Великобритания, Голландия, Швейцария и Австрия. Наиболее популярные среди зарубежных туристов маршруты речных круизов проходят прежде всего по Рейну и Дунаю. На третьем месте - русские реки Волга, Дон, их притоки, озера и каналы. Основными потребителями речных круизов являются лица пожилого возраста, предпочитающие уют, комфорт, полный пансион, постоянную близость берегов, а также интересные экскурсии по памятным местам. Основную долю клиентов речных круизов составляют американцы, французы, немцы, швейцарцы, голландцы. Перевозки пассажиров и багажа водным транспортом регулируются документами международного и национального законодательства, среди которых можно выделить Афинскую «Конвенцию о перевозке морем пассажиров и багажа», принятую в 1974 г. Одной из международных организаций, занимающихся вопросами морского судоходства, является международная морская организация (International Maritime Organization), созданная в 1958 г. При морских перевозках в территориальных водах Российской Федерации и при заходе российских судов в иностранные морские порты действует «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации», вступивший в силу с 1 мая 1999 г. В заключение второй главы можно сделать вывод о том, что вид и средство перевоз­ки выбирается и применяется по необходимости и рациональности — сообразно особенности условий среды, рельефа местности, климатических условий, целей и назначения, скорости и пассажировместимости средств перемещений и перево­зок, а также и уровня платежеспособности потребителя. Различные виды туристских перевозок имеют свои преимущества и недостатки, пребывают в постоянной конкуренции друг с другом.

3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ ТУРИСТСКИХ ПЕРЕВОЗОК В РОССИИ

3.1 Особенности функционирования туристского транспортного комплекса в РФ

В настоящее время на российском туристско-транспортном рынке сложилась не очень благоприятная ситуация. Во-первых, перевозчики на рынке транспортных путешествий сами определяют цены на туристские услуги. Во-вторых, в России на законодательном уровне не урегулированы в достаточной мере взаимоотношения туроператора с транспортными компаниями, а нормы международного туристского транспортного права, к сожалению, вступают в противоречия с национальными нормативно-правовыми актами, тем самым ущемляя права российских туристов. К тому же туристы и специалисты туристских организаций (а зачастую и транспортных фирм) мало знакомы с важнейшими международными конвенциями по воздушным, морским, речным, железнодорожным, автомобильным и прочим видам перевозок. Удельный вес туризма в ВВП страны в 2008-ом году составил 6,5%, а его вклад в доходную часть бюджета за этот же период не превысил 1%. На мировом туристском рынке России принадлежит менее 1,5% общего туристского потока.[6] Располагая богатым природным и историко-культурным потенциалом, туристский рынок в России характеризуется низкой конкурентоспособностью и слабой организацией управления. Даже в докризисный период по данным Федеральной Службы Государственной Статистики (Росстат) за период с 2000-го по 2007-ой годы въезд иностранных граждан с целью туризма сократился на 15% (с 2598 до 2213 тыс. чел.), при этом выезд россиян увеличился в два раза (с 4485 до 9368 тыс. чел.). Проанализируем туристско-транспортный комплекс РФ. Россия обладает самой протяженной сетью железных дорог в мире. Наличие густой сети железных дорог, особенно в европейской части страны, позволяет организовывать разнообразные по географии, форме и содержанию маршруты железнодорожных туров. Железные дороги преимущественно расположены в европейской части страны, менее развита Восточная часть (Сибирь и Дальний Восток). Всего в России насчитывается 17 железных дорог, каждая из которых возглавляется управлением. Обслуживание на железнодорожном транспорте Российской Федерации во многом уступает сервису западноевропейских железнодорожных компаний, однако в последнее время в этом направлении достигнуты определенные успехи. В частности, повышаются требования к обслуживающему персоналу; идет процесс модернизации подвижного состава; расширяется ассортимент услуг, предоставляемых пассажирам; внедряются новые технологии в обеспечении бронирования и приобретении билетов, а также в области предоставления информации; происходит обновление вокзалов. Однако среди большинства российских туроператоров сегодня бытует мнение, что железнодорожный транспорт изживает себя и будущее принадлежит исключительно авиации и автобусам. Но сегодня железнодорожный транспорт всё ещё пользуется большой популярностью при реализации внутреннего туризма и международного туризма в страны, непосредственно граничащие с Российской Федерацией. В настоящее время в России на долю железнодорожного транспорта приходится 46 % пассажирских перевозок. Автомобильные пассажирские перевозки внутри страны осуществляются на городских, пригородных и междугородных маршрутах в соответствии с «Временными правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации». Очень часто в качестве заказчика автотранспортных средств выступают турфирмы, которые занимаются реализацией автобусных туров, но при этом или совсем не имеют собственного транспорта, или же его количество не может обеспечить все запланированные туристско-экскурсионные программы. Туристско-экскурсионные автобусные перевозки широко используются турфирмами при реализации внутреннего и въездного туризма. С этой целью разработано большое количество автобусных маршрутов для российских и иностранных граждан. Такие маршруты различаются географическими регионами их проведения, тематической направленностью экскурсионных программ, продолжительностью и условиями поездки. Так, разработаны однодневные автобусные туры по Москве, Санкт-Петербургу, Нижнему Новгороду и другим крупным российским городам; по отдельным городам Золотого кольца (Суздаль, Владимир, Ярославль, Сергиев Посад, Переславль-Залесский). Из длительных туров особой популярностью пользуются автобусные маршруты в Санкт-Петербург с последующим посещением историко-архитектурных ансамблей Павловска, Гатчины, Петергофа, Царского Села. Большим разнообразием отличаются темы экскурсионных программ автобусных туров. Так, организованы религиозные туры с посещением Данилова и Симонова монастырей в Москве, Троице-Сергиевской Лавры в Сергиевом Посаде, Толгского монастыря в Ярославле, Ипатьевского монастыря в Костроме, Дмитриевского собора во Владимире. Космический тур предполагает поездку в Звездный городок, где туристы знакомятся с местным музеем и центром подготовки космонавтов, а также посещение Музея авиации в Монино. Многие турфирмы в своей деятельности учитывают интересы конкретных категорий туристов. Так, при разработке маршрутов для школьников они ориентируются на школьные программы по истории, литературе, краеведению. Это позволяет привлечь дополнительных клиентов в турбизнес и способствует патриотическому воспитанию молодежи. В последнее время туристские компании стали разрабатывать для состоятельных клиентов нетрадиционные автобусные туры, в которых познавательные программы сочетаются с отдыхом и развлечениями. Примерами являются «Банный русский тур», автобусный тур «Особенности национальной рыбалки». К нетрадиционным видам автотуров можно отнести и недавно появившийся в России «джипинг». Его особенностью является приключенческий характер путешествия, сопряженный с азартом, а в некоторых случаях с определенной долей риска (например, трофи-рейд, включающий строительство переправ через водные преграды, вытягивание машин из грязи). Довольно активно джипинг развивается в Краснодарском крае, Карелии, на Алтае, Байкале, в Сибири, на Дальнем Востоке и Камчатке. Перевозка туристов водным транспортом в России имеет небольшой удельный вес - около 5% общего объема транспортных путешествий. Перевозки пассажиров внутренним водным транспортом регулируются «Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации», который был принят Государственной Думой в феврале 2001 г. Россия, богатая судоходными реками и озерами, не осталась в стороне от развития такого направления туризма, как речные круизы . Правда, для реализации круизов российские компании предлагают в основном теплоходы, построенные еще по заказу СССР на судостроительных верфях Германии, Чехословакии и Финляндии. В процессе эксплуатации внутреннее оборудование многих судов было модернизировано с целью поддержания их соответствия современным стандартам. Такие суда плавают на туристских маршрутах по Волге, Каме, Дону, а также по рекам и озерам Волго-Балтийского пути. В межнавигационный период теплоходы могут использоваться в качестве плавучих гостиниц. В качестве организатора речных путешествий могут выступать либо сами судовладельцы, либо туристские компании. Например, Волжское речное пароходство осуществляет на теплоходах «Рихард Зорге», «Александр Свешников» следующие круизы: «Золотые купола России» по маршруту «Москва-Нижний Новгород - Москва». Другой известный перевозчик - Московское речное пароходство - предлагает круизные программы «Москва-Астрахань-Москва», «Москва-Санкт-Петербург-Москва». Судоходная компания «Вояж», работающая в ростовском регионе, предлагает речные круизы по рекам Дон, Волга, Северный Донец, Маныч. Ряд пароходств (Камское, Московское, Енисейское, Ленское, Амурское) заключают договоры с зарубежными компаниями на круизное обслуживание иностранных граждан. В последние годы значительно улучшились развлекательные программы на речных судах. Например, на круизных маршрутах клиентам предлагаются вечера классический музыки, варьете, эстрадные концерты. Круизы, осуществляемые по рекам Сибири и Дальнего Востока, вызывают постоянный интерес у отечественных и зарубежных туристов. Некоторые из круизов представляют собой комбинированные туры, реализуемые совместно с авиакомпаниями. Например, «круиз по Енисею плюс авиаперелет до Северного полюса». Необычной программой отличается круиз по Лене на теплоходе «Михаил Светлов». Во время него круизеры знакомятся с жизненным укладом якутских деревень, посещают алмазные копи (карьеры, где производится добыча алмазной руды), активно занимаются рыбалкой и охотой. Одно из самых ярких впечатлений круиза - Ленские Столбы - скалы причудливой формы, возвышающиеся над рекой. Этот круиз один из немногих, сочетающих первозданную красоту природы с «цивилизованными» условиями отдыха, которые предлагают организаторы круизов по Лене. Год от года увеличивается количество зарубежных фирм, желающих отправлять своих соотечественников на отдых по рекам России. Однако плохое техническое состояние судов, ненадежность поставщиков услуг, отсутствие сложившегося спроса всё ещё тормозят развитие в России круизного бизнеса. История советского морского туризма начинается с 1957 г., когда АО «Интурист» начало осуществлять на арендуемых пассажирских судах «Победа» и «Грузия» морские путешествия из Одессы в Ленинград вокруг Европы, а на «Петре Великом» - по Черному морю с туристами из соцстран. В 1960 г. на «Адмирале Нахимове» был организован первый круиз с советскими туристами на Крымско-Кавказской линии, а в 1962 г. на теплоходе «Григорий Орджоникидзе» - на Дальнем Востоке. В этот же период морской туризм начал развиваться на Севере и Балтике. В Советском Союзе основной базой морского круизного флота было Черноморское пароходство (ЧМП) в Одессе. Поэтому развал Союза болезненно отразился на морском пассажирском флоте России - страна практически осталась без комфортабельных морских лайнеров. Тот факт, что большинство единиц пассажирского флота страны базируется в Одессе, определяет направленность маршрутов морских круизов, представленных на российском рынке. Наиболее частыми предложениями являются теплоходные путешествия по Средиземному морю с заходом в порты Турции (Стамбул), Греции (Пирей), Египта (Порт-Саид, Александрия), Израиля, Италии, Испании и других стран. Пользуются успехом у российских туристов круизные туры по Балтийскому и Северному морям, начинающиеся из Санкт-Петербурга или Калининграда и предусматривающие остановки в портах Северной Европы и Скандинавии. Особо популярен у россиян традиционный морской круиз вокруг Европы (Одесса – Санкт-Петербург), позволяющий за одну поездку повидать практически все ведущие страны «Старого света». А вот теплоходные прогулки в бассейнах Индийского и Тихого океанов, к берегам стран Юго-Восточной Азии являются редкостью для отечественного круизного бизнеса. Морские круизы - один из наиболее комфортабельных, а поэтому и наиболее дорогих видов отдыха. Цены же на российские водные путешествия в три-пять раз ниже общемировых благодаря более низкой фрахтовой ставке судов и более дешевому сервису. По этой причине конкуренция на отечественном круизном рынке существует только между «своими» турфирмами и почти отсутствует с иностранными. Занимающие более высокое положение, зарубежные круизные фирмы не предпринимают особых попыток внедренияна российский рынок. И даже открытие в России представительства известной западной турфирмы «Роял Кариббиэн Круиз Лтд», работающей во многих водных бассейнах мира, не создает для наших круизных операторов конкуренции. В последнее время в нашей стране получили большое развитие авиационные туристские перевозки . Гражданская авиация в России развивалась с 20-х годов. В 1930 г. образован единый государственный орган - Всесоюзное объединение гражданского воздушного флота, с 1932 г. «Аэрофлот». В 1970 г. СССР стал равноправным членом ICAO, а после распада СССР Россия подтвердила свое членство в данной международной организации. В настоящее время на рынке авиационных перевозок в России работают более 300 авиакомпаний. Перевозочные объемы распределяются между авиакомпаниями неравномерно. Около 20% национальных авиационных компаний осуществляют более 80% всех авиаперевозок. В эксплуатации находятся морально устаревшие машины, не отвечающие требованиям сегодняшнего дня. Иностранные перевозчики представлены довольно широко. Наиболее крупными и привлекательными для сотрудничества являются: Lufthansa, Air France, British Airways, SAS, KLM, Australian Airlines, Iberia, Delta Air Lines, LOT. Бесспорным лидером российского авиабизнеса по-прежнему остается «Аэрофлот». У компании, как правило, в два с лишним раза больше клиентов, чем у второго номера - производственного объединения «Домодедовские авиалинии». В последнее время российскими авиакомпаниями часто стали создаваться авиационные альянсы.

3.2 Перспективы совершенствования организационно-экономического механизма управления системой туристских транспортных услуг в РФ

Перевозки в РФ занимают одно из основных мест в структуре туристского продукта, являясь неотъемлемой частью туристского путешествия. Этот постулат нашел отражение в законодательно закрепленном определении туристского продукта.[7] Одним из индикаторов низкой эффективности этой отрасли в России является высокая цена и низкое качество услуги туристской перевозки по сравнению с зарубежными аналогами.

Доля затрат на транспортные услуги в его составе в последние годы находится на уровне 30-40% (порядка 35 - 40 млн. рублей в год) и характеризуется тенденцией к росту. При этом по данным Росстата доля затрат на гостиничные услуги в течение последних лет падает (с 68% в 2004-ом до 62% в 2007-ом), а доля транспортных услуг возрастает с 24% до 30% соответственно. Структура платных туристских услуг отражена на рисунке 1. Однако приведенные данные о туристских транспортных услугах не являются полными, поскольку в официальной статистической отчетности не принимаются во внимание; 1) расходы туристов на трансфер, 2) транспортные затраты туристов, не вошедшие в структуру туристского пакета, 3) часть затрат, которая оплачивается иностранными перевозчиками. С учетом представленных выше компонентов их доля может превышать 40%, а в некоторых случаях достигать 50% при оценке полного объема туристско-транспортных услуг в составе туристского продукта.

Рисунок 1 - Структура платных туристских услуг в сфере туризма и отдыха России в 2007г.[8]

Представленная структура затрат отражает низкий уровень эффективности управления туристским транспортным комплексом, роль которого в последние годы становится доминирующей на туристском рынке. Основной причиной сложившейся ситуации является отсутствие регулирующего звена в системе экономического, организационного и нормативного управления туристским транспортным комплексом России с четко выраженными целями координации и развития сферы туристских перевозок. Ни ФАТ, ни Министерство Транспорта не берут на себя подобных обязательств и не имеют в своей структуре соответствующих подразделений.

Основными направлениями усовершенствования взаимодействия субъектов рынка туристско-транспортных услуг являются:

- вертикальная интеграция субъектов туристского транспортного комплекса (турфирм и перевозчиков) и аккумулирование их капитала с целью создания единого парка туристских транспортных средств;

- внедрения практики предоставления транспортных средств во временное пользование (тайм-шер);

- обслуживание транспортного парка перевозчиками на базе аутсорсинга.

Эти изменения позволят решить следующие задачи:

- сократить число организаций-посредников, выполняющих спекулятивные функции по перепродаже услуг туристской перевозки;

- сократить долю транспортных затрат в структуре стоимости туристского продукта;

- повысить ценовую доступность туристских услуг для конечного потребителя (туриста).

Основными направлениями совершенствования механизма взаимодействия государства и частного бизнеса в рамках туристского транспортного комплекса являются:

- разработка и реализация проектов по развитию туристской транспортной инфраструктуры на уровне регионов и федеральных округов;

- внедрение новых информационно-логистических систем обеспечения туристских перевозок для объединения туристских транспортных маршрутов в единую туристскую транспортную сеть;

- интеграция узлов различных видов транспорта для обеспечения интермодальности межрегиональных туристских перевозок;

- создание и внедрение специальных и экологически чистых туристских транспортных средств;

Формирование разветвленной туристско-транспортной инфраструктуры, успешное развитие внутреннего и въездного туризма могут быть достигнуты при высокоэффективном функционировании системы управления туристскими перевозками. Для достижения высокой эффективности и получения значительных доходов от туристской индустрии требуется совершенствование теоретической и нормативно-правовой баз туристских перевозок, использование новых организационно-экономических инструментов управления. К их числу относятся: стимулирование субъектов рынка туристских перевозок, разработка скоординированных целевых программ по развитию туризма и транспорта, широко доступное информирование туристов о многообразии отечественных туристских продуктов.

Таким образом, для совершенствования организационно-экономического механизма управления системой туристских транспортных услуг на экономическом уровне необходимо:

- регулирование процесса ценообразования туристских транспортных услуг путем совершенствования организационно-экономического взаимодействия туристских фирм и перевозчиков;

- совершенствование системы налогообложения в области функционирования туристской индустрии и транспортной отрасли;

- управление спросом на услугу туристской перевозки через информационные системы.

На организационном уровне необходимо:

- совершенствование требований к туристским транспортным средствам;

- развитие туристской и транспортной инфраструктур;

- совершенствование туристских транспортных маршрутов.

На нормативном уровне необходимо:

- совершенствование нормативов, регулирующих деятельность туристской индустрии и транспортной отрасли;

- модернизация совокупности транспортной документации при реализации туристских транспортных услуг. В заключение третьей главы можно сделать вывод о том, что российский туристско-транспортный комплекс имеет немало проблем, связанных с низкой конкурентоспособностью при высокой цене турпродукта. При этом нужно отметить, что Российская Федерация обладает большим потенциалом для развития внутреннего и въездного туризма, совершенствования транспортной инфраструктуры. Необходимо лишь провести грамотные рациональные изменения в сфере организационно-экономического механизма управления системой туристских транспортных услуг на всех уровнях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Перевозки занимают одно из центральных мест в составе практически любого туристского продукта, являются неотъемлемым этапом путешествий и туристских поездок. Правильность выбора вида перевозки во многом определяет эффективность путешествия и достижения цели. Индустрия перевозок является определяющей в генерации туристской деятельности и туризма как высокодоходной отрасли экономики.

При реализации международного туризма особого внимания требуют различные стороны транспортного обслуживания. Научно-технический прогресс в обществе привел к возникновению транспортных средств, способных быстро доставить человека в любую точку земного шара (сверхзвуковые самолеты, высокоскоростные поезда, автомобили-внедорожники, ледокольный и глубоководный транспорт), а также к внедрению новых технологий в область транспортного обслуживания. Конкурентная борьба за клиента как между отдельными транспортными структурами, так и между перевозчиками внутри каждого вида транспорта дала мощный импульс процессу совершенствования сервиса для пассажиров. Повышение уровня сервиса проявляется в современном техническом оснащении подвижного состава, создании комфортных условий проезда, организации досуга пассажиров на борту транспортных средств, предоставлении им спецпитания, разработке поощрительных программ для постоянных клиентов транспортных компаний. Важным направлением в области международного транспортного обслуживания является тесное сотрудничество различных транспортных систем. Это способствует созданию мультимодальных вокзалов, согласованию расписаний, гармонизации транспортных услуг и их комплексному предоставлению пассажирам. Очень важным вопросом при осуществлении перевозок является безопасность, которая подразумевает соблюдение правил эксплуатации подвижного состава, профессиональную и слаженную работу различных служб, обеспечивающих движение транспортных средств, соблюдение правил поведения самими пассажирами, использование экологически чистых видов транспорта.

Туристско-транспортный комплекс РФ характеризуется низкой конкурентоспособностью и слабой организацией управления. Он преимущественно ориентирован на выездной туризм и на людей с достаточно высоким уровнем дохода, что ведет к увеличению дефицитного сальдо платежного внешнеэкономического баланса России. Одной из основных причин сложившейся ситуации является недостаточная эффективность организационно-экономического механизма управления туристскими транспортными услугами и отсутствие реальной координации деятельности в этой сфере. Эти недостатки выражаются в высоких тарифах на туристские перевозки, низком уровне безопасности на туристских маршрутах, невысоком качестве туристско-транспортных услуг. Для решения данных проблем требуются новые подходы к совершенствованию организационно-экономического механизма туристских перевозок.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что транспортный и туристический комплексы находятся в беспрерывном взаимодействии, постоянно влияя на развитие друг друга, особенно в условиях расширения географии путешествий, международных связей, глобализации мировой экономики. В такой ситуации необходима чёткая координация деятельности, сотрудничество субъектов транспортного комплекса и индустрии туризма. Только в этом случае возможно эффективное функционирование туристско-транспортного сектора мировой экономики и полное удовлетворение потребностей основного объекта – туриста.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Азар В.И. Международный туризм в России в 2000 году. – Отель, 2001. №4.

2. Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебное пособие для Вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001.

3. Александрова А. Ю. Структура туристского рынка: Учеб/ пособие для вузов. М.: Соло-Пресс, 2002.

4. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма. - М.: Финансы и статистика, 2002.

5. Биржаков К.М., Никифоров В.И.Индустрия туризма: ПЕРЕВОЗКИ +CD. 3-е изд., перераб.и доп , Издательство: "Герда ИД", 2007

6. Богдарецкий А. В. Основные направления в исследовании рынка транспортных услуг. Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия "Экономика". 2007. №5 Северо-Кавказский государственный технический университет // http://www.ncstu.ru

7. Вахмистров В.П.Правовое обеспечение туризма Издательство: "Изд-во Михайлова", 2005

8. Гордиенко М.В. "Организационно-экономические проблемы управления и транспортного обеспечения российского туризма".// Материалы 15 Всеросс. конф. молодых ученых и студентов "Реформы в России и проблемы управления-2000", М., ГУУ, 2000.

9. Дурович А.П. Маркетинг в туризме - М.: Институт дистанционного образования; МЭСИ, 2000.

10. Елеева А.В., Зарина М.И. У России все шансы стать новой туристской Меккой Тенденции развития международного туризма в 2005-2015 гг. Туризм №9, 2005

11. Зорин И.В., Коверина Т.П., Квартальнов В.А. Менеджмент туризма. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 288с.

12. Ильина Е. Н. Менеджмент транспортных услуг: Учебник. – М.: РМАТ, 2001.

13. Ильина Е.Н. Организация железнодорожных путешествий. – М.: Турист, 2000.

14. Ильина Е. Н. Туроперейтинг: Организация деятельности: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2002.

15. Осипова О.Я. Транспортное обслуживание туристов: Учебн. Пособие для студентов высш. учебн. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

16. Папирян.Г.А. Международные экономические отношения: Экономика туризма. - М.: Финансы и статистика, 2000.

17. Ревинский И.А., Романова Л.С. Поведение фирмы на рынке услуг. Туризм и путешествия: Учеб. пособие. - Новосибирск: Сиб. унив.изд - во, 2001.

18. Романов С.А. Краткий анализ отечественного рынка туристских перевозок // Проблемы прогнозирования. – 2008г. – №4 (108).

19. Сенин В.С. Организация международного туризма. – М.: Финансы и статистика, 2003.

20. Современное состояние и перспективы развития туризма в Российской Федерации // Гостиничное дело. – 2006. – № 2.

21. Сорк Д.И. Туризм. Транспорт. – М.: Спрос, 2000.

22. Троицкая, Н. А. Единая транспортная система / Н. А. Троицкая, А. Б. Чубуков. - 2-е изд., стер. -М.: Издательский центр "Академия", 2004.

23. Чудновский А.Д., Жукова М. А. Менеджмент туризма: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003.

24. Федеральный закон от 24 ноября № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в российской Федерации» (1996 г.)

25. www.turizm.ru – российская туристическая газета


[1] Зорин И.В., Каверина Т.П., Квартальнов В.А. Менеджмент туризма. – М.: Финансы и статистика, 2003. С. 219

[2] Гуляев В.Г «Организация туристской деятельности» - М.: НОЛИДЖ, 1996.С. 210.

[3] Зорин И. В., Квартальнов В. А. Энциклопедия туризма: Справочник. – М.: Финансы и статистика, 2000.

[4] Ильина Е.Н. Менеджмент транспортных услуг: авиационные перевозки в туризме. М.: Советский спорт, 2007.

[5] Зорин И.В., Каверина Т.П., Квартальнов В.А. Туризм как вид деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2007.

[6] Туризм в цифрах. 2009: Стат. сб./ИИЦ «Статистика России», 2009 г.

[7] Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" в редакции от 05.02.07

[8]