3.2 Возможные неисправности ремонтируемой детали (узла, агрегата) и способы
их устранения 24
3.3 Составление технологической карты 24
4 Техника безопасности и производственная эстетика 25
Выводы и рекомендации 27
Список использованной литературы 28
Приложения 29
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап в развитии материально-технической базы сельского хозяйства характеризуется быстрым наращиванием мощностей, переходом от механизации отдельных сельскохозяйственных работ к комплексной механизации всего производства.
Основным этапом современного производства предусматривается завершить перевод сельского хозяйства республики Беларусь на индустриальную основу путем комплексной механизации, электрификации, автоматизации, химизации, широкого внедрения интенсивных технологий, добиться значительного роста урожайности всех сельскохозяйственных культур.
В современных условиях прирост сельскохозяйственной продукции в возможно короткие сроки можно обеспечить путем применения более эффективных машин и оборудования, передовой технологи, сортов, способствующих снижению затрат труда, увеличению урожайности сельскохозяйственных культур, научной организации труда и производства. Это предполагает внедрение достижений науки и передовой практики, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов.
Постоянное совершенствование и управление материально-технической базы сельского хозяйства на основе использования новейших достижений научно-технического процесса - решающее условие выполнения стоящих перед аграрно-промышленным комплексом Республики Беларусь задач в деле увеличения производства продовольствия и удовлетворения потребностей в них населения ставится задача обеспечить выпуск новых и модернизированных энергонасыщенных тракторов, комбайнов, кормоуборочных машин по подготовке почвы к посеву.
Для достижения целей развития нужны последовательная интенсификация и всесторонняя механизация производства. Современных условиях получения сельскохозяйственной продукции в наиболее сжатые сроки можно обеспечить при использовании современных машин и оборудования, передовых технологий, научной организации труда и производства. Это можно осуществлять благодаря внедрению достижений науки и передовой практики, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов.
Программа развития агропромышленного комплекса предусматривает фондооснасченности сельскохозяйственного производства.
Авторемонтное производство Республики Беларусь призвано удовлетворять потребность в автомобилях, агрегатах и деталях. Основная задача, стоящая перед ремонтными заводами, – повышение качества капитального ремонта.
Восстановление работоспособности автомобилей и из агрегатов путем их капитального ремонта позволяет поддерживать численность автомобильного парка хозяйств республики на требуемом уровне при ограниченных материальных, энергетических и природных ресурсах.
Основными направлениями развития и повышения эффективности авторемонтного производства являются следующие:
- совершенствование организационной структуры ремонтного производства на базе упорядочения технологических и экономических связей с автомобилестроительными предприятиями;
- систематическое снижение затрат на все виды ремонтов за счет внедрения прогрессивных технологических процессов и применение современного высокопроизводительного оборудования;
- совершенствование организации и технологии текущего ремонта автомобилей и их агрегатов на основе кооперации эксплуатирующих предприятий с ремонтными предприятиями и заводами-изготовителями;
- повышение технического уровня и технологической дисциплины ремонтного производства на основе реализации технологической и организационной преемственности автомобилестроения и ремонта, обеспечивающих технологическое формирование ремонтируемых объектов в строгом соответствии с требованием нормативно-технической документации.
Таким образом, совершенствование технологии ремонта агрегатов автомобилей является актуальным направлением, способствующим повышению качества ремонта и эффективности ремонтного производства.
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ЦРМ ХОЗЯЙСТВА
Республиканское унитарное предприятие «Мозырский авторемонтный завод» был построен в 1949 году в г. Мозыре. Завод специализируется на ремонте автомобилей ЗИЛ, ГАЗ, МАЗ и их агрегатов.
В настоящее время РУП «Мозырьский авторемонтный завод» производит капитальный ремонт двигателей автомобилей ЗИЛ-130, ЗИЛ-375, ГАЗ-53, коробок перемены передач и компрессоров ЗИЛ-130, налажено производство раздаточных коробок, бортовых передач автомобилей МАЗ-509, МАЗ-54341, шарниров 501 и 5434 в комплекте, гильз цилиндров и др. Годовой объем производства продукции в 2002 году составил 1356,9 млн. руб. Средняя численность работающих 159 человек.
Зоной обслуживания завода являются хозяйства агропромышленного комплекса Гомельской области, а также большинство леспромхозов Республики Беларусь.
Мозырский АРЗ постоянно поддерживает связи с автомобилестроительным предприятиями Беларуси и стран СНГ. Особенно тесная кооперация установлена с МАЗом. Благодаря чему на заводе организован и проводится комплекс целенаправленных работ по повышению долговечности и надежности ремонтируемых и изготавливаемых агрегатов и узлов автомобилей, а также разрабатываются предложения по улучшению их ремонтопригодности.
1.1Назначение ЦРМ
В производственной структуре ремонтного предприятия и в его планировке находит свое выражение организация производственного процесса, что предусматривает размещение цехов и участков производства, распределение процесса между отдельными цехами, участками и рабочими местами.
В составе Мозырского АРЗ имеются основное и вспомогательное производства, лаборатории, складское хозяйство и заводоуправление.
Основное производство включает отделения и участки, непосредственно связанные с выполнением технологического процесса и выпуском готовой продукции.
В его состав входят:
- разборочно-моечный участок;
- участок дефектации и ДОР;
- отделение ремонта ДВС;
- отделение ремонта коленчатых валов;
- отделение ремонта и сборки агрегатов;
- слесарно-механическое отделение;
- тепловой участок;
- склады двигателей и КПП;
- полимерный участок;
- участок ремонта приборов питания;
- участок ремонта электрооборудования;
- сварочно-наплавочный участок;
- испытательная станция;
- участок окраски;
- промежуточный склад.
1.2 Технологический процесс ТО и ремонта тракторов и автомобилей в ЦРМ
Поступающие на завод объекты ремонта проверяются на соответствие техническим условиям на сдачу в ремонт, и после оформления приемно-сдаточного акта, поступают на склад ремфонда. Склад ремфонда оборудован подвесным краном для разгрузки автотранспорта и установки объектов ремонта на место хранения. Со склада ремфонда двигатели, КПП, компрессоры и другие объекты ремонта с помощью межцехового транспорта поступают на участок очистки и мойки, после которого направляются на соответствующие участки ремонта. На этих участках осуществляется их разборка на узлы и детали с последующей мойкой деталей в моечных машинах.
Детали, прошедшие очистку деффектируются, и сортируются на три группы: годные, подлежащие восстановлению, утильные. Годные детали поступают на соответствующие рабочие места, где осуществляются комплектация и сборка объектов ремонта.
Подлежащие восстановлению детали укладывают в специальные контейнеры и транспортируют на участки, занимающиеся восстановлением изношенных деталей:
- ремонта блока цилиндров;
- ремонта гильз цилиндров;
- ремонта коленчатых валов;
- ремонта шатунов;
- ремонта распределительных валов;
- ремонта головок блока цилиндров;
- ремонта корпусных деталей;
- ремонта деталей типа «вал»;
- групповой обработки деталей.
После ремонта и восстановления детали проходят контроль и поступают на сборку. При этом перед сборкой блоки цилиндров, коленчатые валы, корпусы КПП и другие корпусные детали проходят очистку, а головки блок цилиндров, кроме того, проходят очистку после сборки и притирки клапанов.
Собранные двигатели, коробки перемены передач, раздаточные коробки, компрессоры обкатываются и испытываются, после чего подвергаются контрольному осмотру и направляются на участок окраски. После окраски объекты ремонта транспортируются на склад готовой продукции.
Анализ технологии и организации производства на РУП «Мозырский авторемонтный завод» показал, что на заводе недостаточно высокий уровень технологической дисциплины, отсутствуют современные прогрессивные технологии, восстановление деталей, недостает средств технического контроля, оснащение рабочих мест не соответствует современным требованиям.
Все это в конечном итоге сказывается на качестве отремонтированной продукции.
План расстановки оборудования не в полной мере соответствует схеме технологического процесса ремонта коробки передач, что приводит к нерациональной организации перемещения грузов.
Схема организации технологического процесса ремонта машин в ЦРМ представлена на рисунке 1.1.
На ТОП
Очистка сборочных единиц
Демонтаж неисправных сборочных единиц
РАПТ
Из ТОП
Оценка технического состояния сборочных единиц
Монтаж новых или отремонтированных сборочных единиц
РАПТ
Со склада
Регулировка, заправка, обкатка
Ремонт сборочных единиц на рабочих местах
На склад хозяйства
хозяйства
Рис.1.1. Схема технического процесса ремонта машин в условиях ЦРМ
2 РАСЧЁТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Расчёт количества ТО и ремонтов машин
В курсовом проекте количество ремонтно-обслуживающих воздействий определяют усреднённым методом.
2.1.1 Планирование капитального ремонта
Количество капитальных ремонтов тракторовNKp
рассчитывают по формуле:
NKp
= NМ
ηо
ηз
ηв
, (2.1)
Ведём расчёт для трактора К-701М:
NKp
= 5*0,1*1,25*1
NKp
= 0,63
где NМ
- количество машин данной марки;
ηо
– годовой коэффициент охвата капитальным ремонтом машин данной марки (принимают из таблицы 2.1);
ηз
- зональный поправочный коэффициент к годовому коэффициенту охвата капитальным ремонтом машин (для условий Республики Беларусь по тракторам рекомендуется принимать равным 1,25);
ηв
- поправочный коэффициент к годовому коэффициенту охвата капитальным ремонтом машин, учитывающий средний возраст машин в парке (в курсовом проекте принимают равным 1).
Аналогичный расчет для всех остальных тракторов
Таблица 2.1 - Расчет количества капитальных ремонтов тракторов
№ п/п
Марка машины
NM
ηо
ηз
ηв
Nкр Обсл.
Nкр Факт.
1
К-701М
5
0,1
1,25
1
0,63
1
2
К-701
2
0,1
1,25
1
0,25
-
3
МТЗ-80
5
0,04
1,25
1
0,25
-
4
Т-150К
13
0,09
1,25
1
1,46
1
5
МТЗ-82
13
0,04
1,25
1
0,65
1
6
МТЗ-1522
5
0,09
1,25
1
0,56
1
7
МТЗ-2522
4
0,1
1,25
1
0,5
1
8
МТЗ-1221
6
0,04
1,25
1
0,3
-
9
Т-25А
3
0,03
1,25
1
0,11
-
10
Т-16М
1
0,03
1,25
1
0,04
-
11
Т-70С
1
0,08
1,25
1
0,1
-
12
ДТ-75
-
0,1
1,25
1
-
-
13
ДТ-175С
1
0,1
1,25
1
0,13
-
14
ЮМЗ-6АЛ
5
0,04
1,25
1
0,25
-
15
ЮМЗ-6КЛ
1
0,04
1,25
1
0,05
-
Количество капитальных ремонтов автомобилейNKp
рассчитывают по формуле:
NKp
= NМ
ηо
η1
η2
η3
, (2.2)
Ведём расчёт для автомобиля ЗИЛ-431410
NKp
= 7*0,11*1*1
NKp
= 0,77
где NМ
- количество машин данной марки;
ηо
– годовой коэффициент охвата капитальным ремонтом машин данной марки (принимают из таблицы 2.2);
η1
- коэффициент, учитывающий условия эксплуатации автомобиля;
η2
- коэффициент, зависящий от модификации подвижного состава и организации его работы;
η3
- коэффициент, учитывающий природно-климатические условия (для Республики Беларусь – 1,0).
Аналогичный расчет для всех остальных автомобилей
Таблица 2.2 - Расчет количества капитальных ремонтов автомобилей
№ п/п
Марка автомобиля
Nм
n0
n1
n2
n3
Nкр Обсл.
Nкр Факт.
1
ЗИЛ-431410
7
0,11
1
1
1
0,77
1
2
ГАЗ-3507
116
0,13
1
0,85
1
1,77
2
3
МАЗ-5335
1
0,12
1
1
1
0,12
-
4
КамАЗ-5320
13
0,1
1
1
1
1,3
1
5
УАЗ-451
-
0,13
1
1
1
-
-
6
ПАЗ-672
-
0,13
1
1
1
-
-
7
ВАЗ
1
0,1
0,9
1
1
0,09
-
Количество капитальных ремонтов комбайновNKp
рассчитывают по формуле:
NKp
= NМ
ηо
ηз
, (2.3)
Ведём расчёт для комбайна ДОН-1500
NKp
= 5*0,15*0,88
NKp
= 0,66
где NМ
- количество машин данной марки;
ηо
– годовой коэффициент охвата капитальным ремонтом машин данной марки (принимают равным 0,15);
ηз
- зональный поправочный коэффициент к годовому коэффициенту охвата капитальным ремонтом машин (для условий Республики Беларусь по комбайнам зерноуборочным рекомендуется принимать равным 0,88, для остальных 1,2).
Аналогичный расчет для всех остальных комбайнов
Таблица 2.3 - Расчет количества капитальных ремонтов комбайнов
№ п/п
Марка машины
Nм
ηо
ηз
Nкр Обсл.
Nкр Факт.
1
ДОН-1500
5
0,15
0,88
0,66
1
2
MEGA-218
4
0,15
0,88
0,53
1
3
КЗС-10
6
0,15
1,2
1,08
1
4
КЗР-10
8
0,15
0,88
1,06
1
5
КСК-100
1
0,15
1,2
0,18
-
6
ЛКВ-4А
-
0,15
0,88
-
-
7
КПК-3
-
0,15
0,88
-
-
2.1.2 Планирование текущего ремонта
Текущий ремонт тракторов
состоит из непланового (заявочного), связанного с устранением отказов и проведением предупредительных работ, и планового ремонта. Количество плановых текущих ремонтов определяют по маркам машин:
NТp
= Nм
Вгс
/Вт
- NKp
, (2.4)
Ведём расчёт для трактора К-701М:
NТp
= 5*1530/2000-0,63
NТp
= 3,83
где Вгс
- средняя планируемая годовая наработка на один трактор данной марки;
Вт
- периодичность проведения планового текущего ремонта (для всех тракторов принята 1700...2100 мото-ч).
Аналогичный расчет для всех остальных тракторов
Таблица 2.4 - Расчет количества текущих ремонтов тракторов
Марка машины
Nм
Вгс
Вт
Nкр
Nтр
К-701М
5
1530
2000
0,63
3,83
К-701
2
1560
2000
0,25
1,56
МТЗ-80
5
1490
2000
0,25
3,73
Т-150К
13
1530
2000
1,46
9,95
МТЗ-82
13
1480
2000
0,65
9,62
МТЗ-1522
5
1440
2000
0,56
3,6
МТЗ-2522
4
1370
2000
0,50
2,74
МТЗ-1221
6
1330
2000
0,30
3,99
Т-25А
3
970
2000
0,11
1,46
Т-16М
1
460
2000
0,04
0,23
Т-70С
1
1270
2000
0,10
0,64
ДТ-75
-
980
2000
-
-
ДТ-175С
1
970
2000
0,13
0,49
ЮМЗ-6АЛ
5
930
2000
0,25
2,33
ЮМЗ-6КЛ
1
920
2000
0,05
0,46
Текущий ремонт подвижного состава автомобильного транспорта
не регламентируется определенным пробегом, а выполняется по потребности после появления неисправностей, устранение которых проводят одновременно с выполнением технического обслуживания.
Текущий ремонт комбайнов
состоит из непланового (устранение отказов в процессе использования) и планового по результатам диагностирования после окончания сезона уборки. Следовательно, все комбайны ежегодно после окончания сезона уборки должны проходить текущий ремонт, за исключением комбайнов, для которых в годовом плане предусмотрен капитальный ремонт. Количество плановых текущих ремонтов комбайнов:
NТp
= NМ
- NKp
, (2.5)
Ведём расчёт для комбайна ДОН-1500
NТp
= 5-0,66
NТp
= 4,34
где NМ
- число комбайнов данной марки;
NKp
- количество капитальных ремонтов этих комбайнов.
Аналогичный расчет для всех остальных комбайнов
Таблица 2.5 - Расчет количества текущих ремонтов комбайнов
Марка машины
Nм
Nкр
Nтр
ДОН-1500
5
0,66
4,34
MEGA-218
4
0,53
3,47
КЗС-10
6
1,08
4,92
КЗР-10
8
1,06
6,94
ЛКВ-4А
-
-
-
КПК-3
-
-
-
КСК-100
1
0,18
0,82
2.1.3 Планирование технического обслуживания
Количество технических обслуживаний тракторов
определяют по формулам:
где Вга
- среднегодовой пробег автомобиля данной марки, тыс. км;
ВТо-2
и ВТ0-1
- периодичность ТО, тыс. км. (приложение 1)
Сезонное обслуживание (NТо-С
) каждого автомобиля проводят два раза в год при переводе на летнюю и зимнюю эксплуатацию.
Таблица 2.7 - Расчет количества ТО автомобилей
Марка автомобиля
Вга
Nкр
ВТо-2
ВТо-1
n1
n3
Nм
NТо-2
NТо-1
NТо-С
ЗИЛ-431410
45
1
10
2,5
1
1
7
30,5
95
14
ГАЗ-3507
35
2
10
2,5
1
1
16
54
168
32
МАЗ-5335
53
-
10
2,5
1
1
1
5,3
15,9
2
КамАЗ-5320
60
1
10
2,5
1
1
13
77
234
26
УАЗ-451
-
-
-
-
1
1
-
-
-
-
ПАЗ-672
-
-
-
-
1
1
-
-
-
-
ВАЗ
85
-
12,8
3,2
0,9
1
1
7,4
26,6
2
Количество технических обслуживаний комбайнов
определяют по формулам:
NТо-2
= NМ
Вгк
/ВТо-2
, (2.13)
Ведём расчёт для комбайна Дон-1500:
NТо-1
= NМ
Вгк
/ВТо-1
- NТо-2,
(2.14)
NТо-1
= 5*110/60
NТо-1
= 9,2
Если годовая наработка на комбайн не превышает 300 мото-ч, количество ТО-2 не определяют.
где Вгк
- средняя годовая наработка на комбайн данной марки, мото-ч;
ВТо-2
и ВТ0-1
- периодичность проведения ТО, мото-ч.
Если годовая наработка на комбайн не превышает 300 мото-ч, количество ТО-2 не определяют.
Периодичность проведения ТО-1 и ТО-2 комбайнов и сложных самоходных машин принимают соответственно 60 и 240 мото-ч.
Таблица 2.8 - Расчет количества ТО комбайнов
Марка машины
Nм
Вгк
ВТо-2
ВТо-1
NТо-2
NТо-1
ДОН-1500
5
110
240
60
-
9,2
MEGA-218
4
125
240
60
-
8,3
КЗС-10
6
135
240
60
-
13,5
КЗР-10
8
115
240
60
-
15,3
КСК-100
1
115
240
60
-
1,9
ЛКВ-4А
-
-
-
-
-
-
КПК-3(2)
-
-
-
-
-
-
2.2 Расчет трудоёмкости и годового объёма ремонтно-обслуживающих работ
Затраты труда на капитальный ремонт машин в курсовом проекте не рассчитывают, так как этот вид ремонта выполняется на специализированных ремонтных предприятиях.
2.2.1. Затраты труда на текущий ремонт тракторов
Затраты труда на текущий ремонт тракторов каждой марки в планируемом году
оцениваются общей трудоемкостью его проведения (на плановый и неплановый ремонт). Общую трудоемкость текущего ремонта тракторов каждой марки ТТР
определяют по формуле:
ТТР
= NМ
Вгс
Нуд.т
/1000 (2.15)
Ведём расчёт для трактора К-701:
ТТР
= 5*1530*20,1/1000
ТТР
= 154
где Нуд.т
- удельная нормативная трудоемкость текущего ремонта на 1000 мото-ч для тракторов данной марки .
Трудоемкость плановых текущих ремонтов составляет 80% от общей трудоемкости текущего ремонта тракторов.
Таблица 2.9 - Расчет трудоемкости на текущий ремонт тракторов
Марка машины
Nм
Вгс
Нуд.т
ТТР
К-701М
5
1530
20,1
154
К-701
2
1560
34,5
108
МТЗ-80
5
1490
15,8
118
Т-150К
13
1530
33,8
672
МТЗ-82
13
1480
15,8
304
МТЗ-1522
5
1440
21,7
156
МТЗ-2522
4
1370
23,5
129
МТЗ-1221
6
1330
20,6
164
Т-25А
3
970
8,6
25
Т-16М
1
460
6,2
3
Т-70С
1
1270
11,2
14
ДТ-75МЛ
-
-
17,1
-
ДТ-175С
1
970
16,5
16
ЮМЗ-6АЛ
5
930
14,4
67
ЮМЗ-6КЛ
1
920
14,4
13
2.2.2 Расчет годовой трудоемкостипланового и неплановоготекущих ремонтовавтомобилей
Годовую трудоемкость планового и непланового текущего ремонта автомобилей каждой марки определяют по формуле:
ТТР
= NМ
Вга
Нуд.а
η1
η2
η3
η4
η5
/1000, (2.16)
Ведём расчёт для автомобиля ЗИЛ-431410:
ТТР
= 7*45*5,3*0,9*0,9*0,8*1*1,3/1000
ТТР
= 1
где Нуд.а
- удельная нормативная трудоемкость текущего ремонта на 1000 км для автомобилей данной марки,
η4
-коэффициент корректирования трудоемкости текущего ремонта в зависимости от пробега с начала эксплуатации (принять η4
равным 1,0);
η5
-коэффициент корректирования нормативов трудоемкости ТО и ТР в зависимости от количества технологически совместимых групп подвижного состава. 1,3
Таблица 2.10 - Расчет трудоемкости на текущий ремонт автомобилей
Марка автомобиля
NМ
Вга
Нуд.а
η1
η2
η3
η4
η5
ТТР
ЗИЛ-431410
7
45
5,3
0,9
0,9
0,8
1
1,3
1
ГАЗ-3507
16
35
6,8
0,9
1,1
1,2
1
1,3
6
МАЗ-5335
1
53
9
0,9
1,1
1,2
1
1,3
1
КамАЗ-5320
13
60
10,5
0,9
1,1
1,2
1
1,3
13
УАЗ-451
-
-
10,3
0,9
1,1
1,2
1
1,3
-
ПАЗ-672
-
-
6,8
0,9
1,1
1,2
1
1,3
-
ВАЗ
1
85
10,3
0,9
1,1
1,2
1
1,3
1
2.2.3 Расчет годовой трудоемкостипланового и неплановоготекущих ремонтов комбайнов
Годовую трудоемкость планового и непланового текущего ремонта комбайнов каждой марки определяют по формуле:
ТТР
= NМ
ТТРi
, (2.17)
Ведём расчёт для комбайна ДОН-1500:
ТТР
= 5*230
ТТР
= 1150
где ТТРi
- годовая трудоемкость текущего ремонта комбайна.
Таблица 2.11 - Расчет трудоемкости на текущий ремонт комбайнов
Марка машины
NМ
ТТРi
ТТР
ДОН-1500
5
230
1150
MEGA-218
4
230
920
КЗС-10
6
204,5
1227
КЗР-10
8
249
1992
КСК-100
1
200
200
ЛКВ-4А
-
69
-
КПК-3(2)
-
138
-
2.2.4 Затраты труда на ТО
Годовая трудоемкость выполнения ТО i-го вида для каждой марки тракторов и комбайнов
определяется по формуле:
ТТОi
= NТОi
НТОi
, (2.18)
Ведём расчёт для трактора К-701М:
ТТОi
= 55,44*2,2
ТТОi
= 190
где ТТОi
- общая трудоемкость ТО i-го вида, чел-ч;
NТОi
. - число ТО i-го вида;
НТОi
- трудоемкость ТО i-го вида, чел-ч. (приложения 2 и 3)
Аналогично производится расчет для всех марок автомобилей и сводится в таблицу 2.12
Годовая трудоемкость выполнения ТО i-го вида для каждой марки автомобилей
определяется по формуле:
ТТОi
= NТОi
НТОi
η2
η5
, (2.19)
Ведём расчёт для автомобиля ЗИЛ-431410:
ТТОi
= 118*3,2*0,9*1,3
ТТОi
= 353,8
где ТТОi
- общая трудоемкость ТО i-го вида, чел-ч;
NТОi
. - число ТО i-го вида;
НТОi
- трудоемкость ТО i-го вида, чел-ч. (см. приложение 4)
2.3 Составление годового плана ТО и ремонта
Годовой план ремонтно-обслуживающих работ составляют после определения потребности парка машин в ремонте и ТО в натуральном выражении.
В табл.2.12 подсчитывают общие значения годовой трудоемкости текущего ремонта ТО машин
Таблица 2.12 - Распределение годового плана ТО и ремонта
Марка машины
NМ
Общ. ТТР
Общ. ТТО1
Общ. ТТО2
Общ. ТТО3
Общ. ТТОс
Трактора:
К-701М
К-701
Т-150К
МТЗ-82
МТЗ-80
МТЗ-1522
МТЗ-2522
МТЗ-1221
Т-25А
Т-16М
Т-70С
ДТ-75
ДТ-175С
ЮМЗ-6АЛ
ЮМЗ-6КЛ
5
2
13
13
5
5
4
6
3
1
1
-
1
5
1
154
108
672
304
118
156
129
164
25
3
14
-
16
67
13
190
59
897
1139
205
153
135
149
53
4
24
-
25
95
17
162
65
290
213
65
76
82
71
17
3
18
-
15
69
13
332
68
458
218
87
106
114
97
31
4
18
-
22
122
24
290
64
120
81
81
147
166
101
5
4
14
-
30
149
30
Всего:
65
1943
3145
1159
1701
1280,8
Автомобили:
ЗИЛ-431410
ГАЗ-5307
МАЗ-5335
КамАЗ-5320
УАЗ-451
ПАЗ-672
ВАЗ
7
16
1
13
-
-
1
1
6
1
13
-
-
1
353,8
624,6
95,5
1472,3
-
-
76
492,4
1034,7
118,2
2081
-
-
91
-
-
-
-
-
-
-
45,8
123,5
8,8
141,3
-
-
5,1
Всего:
38
22
2622,2
3817,3
-
324,5
Комбайны:
ДОН-1500
MEGA-218
КЗС-10
КЗР-10
КСК-100
ЛКВ-4А
КПК-2,0
5
4
6
8
1
-
-
1150
920
1227
1992
200
-
-
46,9
42,3
68,8
78
51
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Всего:
24
5489
287
-
-
-
Итого:
127
7454
6054
5076
1701
1604
2.4 Распределение годового объема работ по объектам ремонта
В годовой объем работ, подлежащий реализации в условиях ЦРМ хозяйства (Тгцрм), включают суммарную трудоемкость текущего ремонта и технического обслуживания тракторов Тгтр, автомобилей Тгавт, автомобильных прицепов Тгпр авт, тракторных прицепов Тгпр тр, комбайнов Тгк, сельскохозяйственных машин Тгсхм, прочих сельскохозяйственных машин Тгпр схм, составляющих основной объем работ Тгосн, а также ремонт оборудования животноводческих ферм Тгожф и дополнительные работы Тдоп (ремонт технического оборудования, изготовления оснастки и оборудования, ремонт и изготовления деталей, прочие работы, связанные с оказанием услуг фермерским и крестьянским хозяйствам). Данные выбираем из годового плана ТО и ремонта таблица 2.12.
Расчет производится по формуле:
Тг
= ТТР
+ ТТО1
+ ТТО2
+ ТТО3
+ ТТОC
(2.20)
Ведем расчет для тракторов:
Тг
= 1943+3145+1159+1701+1280
Тг
= 9228
Заданный объем работ распределяем по объектам ремонта в соответствие с заданием в процентном отношении, при этом используется следующая зависимость:
Тгi
= Тг
Ктi
/100; (2.21)
Ведем расчет для трактора:
Тгi
= 9228*9/100
Тгi
= 831
где Тгi
– годовой объем i-х работ, ч;
Ктi
– процентное содержание i–го вида работ в общей трудоемкости, (в соответствии с заданием);
Результаты расчетов сводим в табл. 2.13
Таблица 2.13 - Распределение годового объема работ по объектам ремонта
Наименование машин и оборудования, виды работ
ЦРМ
%
Часы
Тракторы:
ТО
ТР
9
16
831
1477
Автомобили:
ТО
ТР
10
15
679
1018
Комбайны:
ТО
ТР
10
15
578
866
Дополнительные работы
25
1816
Итого
100
7262
Таблица 2.14 - Производственная программа ЦРМ
Наименования машин, оборудования
Всего
В том числе
ТО
ТР
Дополнительные работы
Тракторы
3216
831
1477
908
Автомобили
2605
679
1018
908
Комбайны
2352
578
866
908
Дополнительные работы
2724
908
908
908
Всего
10897
2996
4269
3632
2.5 Распределение годового объема по технологическим видам работ
Распределение годового объема работ по технологическим видам работ и месту их выполнения является важнейшей задачей проектирования технологических решений. От правильности данного распределения зависят разработка состава подразделений ремонтной мастерской и точность последующих расчетов числа рабочих, оборудования, рабочих мест, площадей и других параметров.
Состав работ по видам определяется типом ремонтируемых объектов, а трудоемкость их выполнения по соответствующим нормам трудозатрат на единицу или по сложившейся в практике примерным процентным соотношениям между этими работами. Разбивку производим в разрезе групп однотипных объектов, видов ремонта и технических обслуживаний. Для технологических расчетов участков, отделений, определение состава ЦРМ и разработки компоновочного плана производим распределение годового объема работ по технологическим видам работ
для всего планового периода (года). Распределение производится в соответствии с рекомендациями по следующей зависимости:
Тгi
= Тг
* (Ктi
/100), (2.22)
Ведем расчет для тракторов:
Тгi
= 9228*(9/100)=1477
где Тгi
– годовой объем i-х работ, ч;
Ктi
– процентное содержание i-го вида работ в общей трудоемкости.
Остальные расчеты проводятся аналогично и сводятся в таблицу 2.15
Таблица 2.15 - Распределение годового объема по технологическим видам работ
Наименование машин, виды работ
Тг
Кт
Тгi
Тракторы:
ТР
ТО
1477
831
16
9
236
75
Автомобили: ТР
ТО
1018
679
15
10
153
78
Комбайны:
ТР
ТО
866
578
15
10
130
58
2.6 Режим работы предприятия и годовые фонды времени
Режим работы ремонтной мастерской характеризуется количеством рабочих дней в году, количеством смен работы, длительностью смены в часах и равномерностью загрузки предприятия в течение года.
Количество рабочих дней в году определяется:
Nр.д.
= 365-Nв
-Nп
, (2.23)
Nр.д. = 366-52-9=305
где Nв
– количество выходных дней в году
Nп
– количество праздничных дней в году несовпадающих с выходными днями
Исходя из принятого режима работы ЦРМ, определяются номинальные и действительные фонды времени рабочих, оборудования и рабочих мест.
Годовые фонды времени рабочего при шестидневной рабочей неделе и односменной работе находим по формуле:
где Фн.р.
, Фд.р.
– номинальный и действительный фонды времени, ч.
tсм
– продолжительность рабочей смены, ч.
tск
– продолжительность сокращения рабочей смены в предвыходные дни, t ск=2ч
nпв
– количество предвыходных дней;
tcк
’ – продолжительность сокращения рабочей смены в предпраздничные дни
nпп
- количество предпраздничных дней
d0
- продолжительность отпуска, дней;
γ - коэффициент, учитывающий потери рабочего времени по уважительным причинам,
γ = 0, 96.
Номинальный Фн.о
и действительный Фд.о
годовые фонды времени оборудования находятся по формуле:
Фн.о
= Фн.р
*c, (2.26)
Фн.о= 2327*1=2327 ч
Фд.о
= Фн.р
*c*n, (2.27)
Фд.о= 2327*0,96*1=2234 ч
где: n- коэффициент, учитывающий потери рабочего времени, при односменной работе,
n=0, 96.
с=1
2.7 Расчет численности и состава работающих
Численность работающих в ЦРМ определяется по группам работающих: производственные и вспомогательные рабочие, инженерно-технические работники, счетно-конторский персонал.
Количество производственных рабочих рассчитывается по участкам мастерской по формулам:
- явочное количество производственных рабочих:
nря
= Тгi
/ Фн.р
(2.28)
nря =10897/2327=4,84 Принимаем 5
- списочное количество рабочих
nрс
= Тгi
/ Фд.р
(2.29)
nрс
=10897/2050=5,31 Принимаем 5
где Тгi
– годовой объем работ, выполняемый на участке, ч;
Фн.р.
, Фд.р.
– соответственно номинальный и действительный фонд времени рабочих.
Исходными данными для проведения расчетов служат принятое распределение трудоемкости по видам работ и ведомость номинальных и действительных фондов рабочего времени. Количество станочников, кузнецов, сварщиков можно принять по числу рабочих мест с учетом сменности работы и возможности обслуживания одним рабочим несколько единиц оборудования.
Nоб
= Тгi
/(Фо.д
*nи
), (2.30)
Nоб=10897/(2234*0,85)=5,93 Принимаем 6
где Фо.д.
- действительный фонд времени работы оборудования, ч
nи
- коэффициент загрузки оборудования по времени, nи
= 0,85.
ПРИМЕЧАНИЕ: Слесарь-ремонтник с участка ремонта агрегатов совмещает работы с участком ремонта автотракторных двигателей и шиномонтажным участком; слесарь-ремонтник по ТО и диагностике совмещен с работой по ремонту топливной аппаратуры и ремонту гидросистем; электрик автотракторного оборудования совмещен с участком по зарядке и хранению аккумуляторов и ремонтно-монтажным участком; слесарь-ремонтник из слесарно-механического участка совмещен с окрасочным участком.
3. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ ТО И РЕМОНТА
В данном разделе курсовой работы (проекта) в соответствии с индивидуальным заданием необходимо разработать либо технологический процесс технического обслуживания, диагностики или текущего ремонта автомобилей, тракторов, самоходных сельскохозяйственных машин (агрегата), либо одну из операций по этим воздействиям.
Технологический процесс ТО, диагностики или ТР представляет собой совокупность операций по соответствующим воздействиям, которые выполняются в определенной последовательности с помощью различного инструмента, приспособлений и других средств механизации с соблюдением технических требований (технических условий).
3.1. Краткая характеристика карбюратора К-126Б
Карбюратор — устройство в системе питания автомобиля, предназначенное для смешивания бензина и воздуха, создания горючей смеси и регулирования её расхода.
Карбюратор К-126Б состоит из трех основных частей: воздушного патрубка с крышкой поплавковой камеры, корпуса и двух нижних патрубков. В воздушном патрубке размещена воздушная заслонка с автоматическим клапаном, а в крышке поплавковой камеры — сетчатый фильтр и запорный клапан. В корпусе карбюратора находятся поплавковая камера и две смесительные камеры с диффузорами, экономайзер с механическим приводом, ускорительный насос и жиклеры. В нижних патрубках размещены две дроссельные заслонки на общей оси, связанной с ограничителем частоты вращения коленчатого вала.
При работе двигателя на средних нагрузках топливо из поплавковой камеры поступает через главные жиклеры, а затем через жиклеры полной мощности в эмульсионные каналы. В этих каналах к топливу подмешивается воздух, поступающий из воздушных жиклеров и жиклеров системы холостого хода. Образовавшаяся эмульсия попадает в смесительные камеры через кольцевые щели малых диффузоров. Поддержание постоянного состава обедненной смеси происходит за счет торможения топлива воздухом при малой частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу дроссельные заслонки прикрыты, разрежение, создаваемое под ними, передается через отверстия в стенках смесительных камер в каналы системы холостого хода. Через главные жиклеры топливо из поплавковой камеры поступает к жиклерам холостого хода. По пути к топливу через воздушные жиклеры, а затем через отверстия над дроссельными заслонками подмешивается воздух. Полученная эмульсия поступает через регулируемые отверстия под дроссельные заслонки, где, смешиваясь с основным потоком воздуха, образует обогащенную смесь.
3.2. Возможные неисправности и способы их устранения
Автомобильный двигатель не развивает полной мощности или не пускается
Причина неисправности
Способ устранения
Уровень топлива в поплавковой камере не соответствует норме
Проверить и отрегулировать положение поплавка
Заедает игольчатый клапан в закрытом положении
Промыть клапаны, устранить заедание
Засорены жиклеры
Продуть жиклеры
3.3. Составление технологической карты
Технологический процесс ТО и диагностики оформляется в виде операционно-технологической или постовой технологической карты.
Операционно-технологическая карта отражает последовательность операций видов ТО (диагностики) или отдельных видов работ по этим воздействиям по агрегату или системе автомобиля, трактора, самоходной сельскохозяйственной машины. В соответствии с требованиями она выполняется на формах 1 (приложение 5).
Технологическая операция ТО, диагностики или ТР представляет собой совокупность переходов, которые выполняются в определенной последовательности с помощью различного инструмента и приспособлений с соблюдением технических требований (технических условий).
Для разработки технологических карт процессов и операций необходимо использовать специальную техническую литературу, в которой освещены вопросы типовой технологии выполнения ТО и ремонта автомобилей, тракторов, самоходных сельскохозяйственных машин.
4. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЭСТЕТИКА
В разработке и проведении мероприятий по охране труда на Мозырьском АРЗ задействованы главные специалисты, специалисты среднего звена и инженер по охране труда.
На предприятии назначены лица, ответственные за состояние охраны труда на каждом отдельно взятом участке. Инженером по охране труда с учетом предложений других специалистов, составляется план про улучшению условий труда и санитарно-оздоровительных мероприятий. Каждый месяц инженер по охране труда контролирует состояние безопасности на каждом производственном участке, проводит консультации.
В последнее время повысился уровень проведения инструктажей, что привело к существенному снижению травматизма.
Это явилось с одной стороны результатом увеличения средств на улучшение условий труда и техники безопасности, а с другой стороны, улучшением работы специалистов по охране труда.
В организацию работ по охране труда входит:
обучение работающих по охране труда и пропаганда охраны труда; обеспечение безопасности производственного оборудования;
обеспечение безопасности с/х. процессов;
обеспечение безопасности зданий и сооружений;
нормализация условий труда;
обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты;
обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха;
организация лечебно-профилактического обслуживания рабочих;
санитарно-бытовое обслуживание работающих;
профессиональный отбор работающих.
Инструктажи по охране труда.
Первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводят непосредственные руководители работ. Проведение этих инструктажей и прошедших инструктаж, в журнале регистрации инструктажа по охране труда или в личной карточке проведения обучения.
Целевой инструктаж с работниками, проводящими работы по наряду допуску, разрешению фиксируется в обязательном порядке в наряде, разрешении или другом документе, разрешающим проведение работ.
При регистрации внепланового инструктажа в журнале регистрации инструктажа указывается причина его проведения.
Журналы регистрации вводного инструктажа и журнал регистрации инструктажа по охране труда должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью. Журнал регистрации вводного инструктажа заверяется подписью руководителя хозяйства или уполномоченного им лица.
Срок хранения названых журналов 10 лет со времени внесение последней записи.
Расследуются и подлежат учету все несчастные случаи на производстве, повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временною или стойкую утрату трудаспособнасти либо его смерть.
По результатам расследования госинспекторам труда составляется и подписывается заключение о несчастном случае. Если несчастный случай произошел госнадзора и контроля заключение составляется представителям указанного органа и государственным инспекторам труда. В соответствии с заключением организация в течение одного дня составляется акт формы Н-1 или НП на каждого потерпевшего утверждает их.
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Анализ технологии и организации производства на РУП «Мозырский авторемонтный завод» показал, что на заводе недостаточно высокий уровень технологической дисциплины, отсутствуют современные прогрессивные технологии, восстановление деталей, недостает средств технического контроля, оснащение рабочих мест не соответствует современным требованиям.
Все это в конечном итоге сказывается на качестве отремонтированной продукции.
В отделении ремонта осуществляется ремонт коленчатого вала, мойка и дефектация ее деталей, восстановление, сборка и обкатка.
В курсовом проекте представлен анализ конструкции, условий работы, дефекты карбюратора. Усовершенствован технологический процесс ремонта карбюратора, разработана технологическая карта.
Рассмотрен технологический процесс ТО и ремонта тракторов и автомобилей в ЦРМ, произведены расчеты ТО и ремонтов машин, расчёт трудоёмкости и годового объёма ремонтно-обслуживающих работ, составлен годовой план ТО и ремонта,
распределен годовой объем работ по объектам ремонта, распределен годовой объем по технологическим видам работ, режим работы предприятия и годовые фонды времени, расчет численности и состава работающих, разработана технологическая карта ТО и ремонта, описана краткая характеристика КПП, установлены возможные неисправности КПП и способы их устранения, составлена технологическая карта, составлена техника безопасности и производственная эстетика, выводы и рекомендации.
В соответствии с заданием проведён анализ состояния охраны труда, разработаны мероприятия по обеспечению на участке восстановления коленчатого вала пожарной безопасности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Проектирование ремонтно-обслуживающих предприятий АПК – Методическое пособие к курсовому и дипломному проектированию.- Мн. БАТУ, 1998-143с.
2. Методические указания по курсовому и дипломному проектированию “Проектирование центральных ремонтных мастерских хозяйств”- Мн. Ротапринт БАТУ, 1994-132 с.
3. Курсовое и дипломное проектирование по надежности и ремонту машин (А.П. Смелов, И.С. Серый, В.Е. Черкун)- М: Агропромиздат, 1991- 184 с.
4. Бабусенко С.М. Проектирование ремонтно-обслуживающих предприятий – М: Агропромиздат, 1990- 332 с.
5. Техническая эксплуатация сельскохозяйственных машин (с нормативными материалами)- М: ГОСНИТИ, 1993- 327 с.
6. Рекомендации по организации рабочих мест и их техническому оснащению в мастерских колхозов и совхозов. –М: ГОСНИТИ, 1989- 67 с.
7. Табель оборудования и оснастки ремонтных мастерских колхозов и совхозов. – М: ГОСНИТИ, 1991- 29 с.
8. Матвеев В.А., Пустовелов И.И. Техническое нормирование ремонтных работ в сельском хозяйстве – М: Колос, 1979- 354 с.
9. Черноиванов В.И. Организация и технология восстановления машин.- М: Машиностроение. Агропромиздат, 1989- 336 с.
10. Воловин Е.А. Справочник по восстановлению деталей. – М: Колос,1981- 351 с.
11. Обработка металлов резанием. Справочник технолога. Под общей редакцией А.В. Панова.-М: Машиностроение, 1988- 736 с.Краткий справочник металлиста. Под общей редакцией П.Н. Орлова, Е.А. Скороходова. –М: Машиностроение, 1986- 960 с.
12. Методические указания и рекомендации по выполнению курсовой работы по специальности 1–74 06 01 «Техническое обеспечение процессов сельскохозяйственного производства»