Главная              Рефераты - Логистика

Организация технического обслуживания и материально-технического обеспечения машинно-тракторного - курсовая работа

Министерство сельского хозяйства РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Ижевская государственная сельскохозяйственная академия

Кафедра ЭМТП

Курсовой проект

на тему: Организация технического обслуживания и материально- технического обеспечения машинно-тракторного парка

ЭМ.КП.053091.ПЗ.

Выполнил: студент 354 группы

Голубин П. В.

Проверил: Салимзянов М.З.

2010


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МТП

1.1 Разработка годового плана технического обслуживания и ремонта машинно-тракторного парка

1.2 Расчет трудоёмкости технического обслуживания и ремонта машинно-тракторного парка

1.3 Организация проведения технического обслуживания тракторов

1.4 Организация хранения машин и оборудования

1.5 Технологическая карта проведения вида ТО, диагностирования трактора, комбайна

1.6 Конструктивная разработка для проведения ТО

1.6.1 Порядок проектирования приспособления

ЛИТЕРАТУРА


ВВЕДЕНИЕ

Период перехода страны к рыночной экономике, превратившийся для неё в новый сокрушительный революционный процесс, обусловленный принятием монетарной модели реформирования, а не гибкой стратегии преобразований, ориентированных на бережливое отношение к созданным материальным и другим ценностям, отбросил страну за порог продовольственной безопасности.

Парк машин в сельском хозяйстве сократился в 3 раза и этот процесс продолжается, при том, что выпуск новых машин уменьшился в 20…80 раз, а целого ряда марок – вообще прекратился.

В подобных условиях, как подсказывает отечественный опыт возрождения механизированного сельского хозяйства в послевоенные годы, рациональной стратегией является восстановительный ремонт и правильное обслуживание старой техники. Судя по сократившемуся примерно в 10 раз темпу обновления парка машин, средств на принятие другой стратегии сохранения механизированного сельского хозяйства просто нет.

Таким образом, практически приемлемой стратегией в обозримом промежутке времени, наряду с посильным обновлением парка машин, является более эффективное использование оставшейся техники, которое возможно, с одной стороны, за счёт внедрения новых форм организации её использования, а с другой – за счет повышения её готовности.

Целью настоящей работы является повышение производительности и качества выполняемой работы машинно-тракторного парка, при меньших затратах на эксплуатацию за счет улучшения работоспособности и уменьшения простоев связанных с отказами.

1 ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МТП

Цель первого раздела заключается в определении числа ТО машин и организации его проведения, расчет трудозатрат на ТО и ремонта, численности мастеров-наладчиков и рабочих машинного двора, организация хранения машин и составление операционно-технологических карт на проведение вида ТО, либо диагностирование узла, механизма.

1.1 Разработка годового плана технического обслуживания и ремонта машинно-тракторного парка

В зависимости от численности парка тракторов, назначения плановых показателей, требуемой точности расчетов, планирование ТО проводят различными методами. В практике наибольшее распространение получили индивидуальный и усредненный методы планирования ТО [1].

Индивидуальный метод применяют для хозяйств с малочисленным парком тракторов (до 25 тракторов), а усредненный метод - для предприятий с крупным парком тракторов.

Количество технических обслуживании и ремонтов определяется на основе планируемого расхода топлива или объема работ в условных эталонных гектарах на трактор каждой марки (график загрузки тракторов или годовой объем механизированных работ) и фактического состояния тракторов на начало года (данные предприятия).

Индивидуальный метод расчетов выполняется аналитическим или табличным способом в следующем порядке.

Исходными данными для планирования ТО и ремонтов являются:

- планируемый годовой расход топлива (по расходу топлива, условным эталонным гектаром или мото-часам) на трактора каждой марки (задание);

- число машин каждой марки (задание);

- наработка от начала эксплуатации или от капитального ремонта, последний вид ТО перед началом планируемого периода - фактическое состояние каждого трактора (задание);

- периодичность ТО и ремонта (прилож. 1; 2; 3; 4; 5; 6).

Рассмотрим табличный способ. Исходя из задания, следует привести сведения о расходе топлива по месяцам, по трактору каждой марки, а также в целом по комбайнам и самоходным машинам, стационарному оборудованию (таблица 1).

Выработку, в литрах топлива для каждой марки трактора от начала эксплуатации или от последнего капитального ремонта до планируемого периода (на начало года) определяется исходя из задания (в выражении доли) с учетом нормативной доремонтной и межремонтной наработки до капитального ремонта.

Данная информация (таблица 1) служит основой при планировании работ по ТО МТП и проектирования нефтехозяйства с разработкой графика завоза топлива.

На основании составленной таблицы 1 и периодичности ТО МТП (при-лож. 1, 2, 3, 4, 5) составляется план ТО и ремонтов МТП (таблица 2). Расход топлива по месяцам распределяете самостоятельно, что позволяет скорректировать план ТО - равномерно распределить объем работ для звеньев ТО.

Для того, чтобы определить какому трактору и какой вид обслуживания требуется провести, необходимо:

а) ежедневно вести учёт расхода топлива нарастающим итогом по каждому трактору;

б) заготовить шкалы периодичности и чередования ТО по каждой марке тракторов;

в) ежедневно сверять текущий расход топлива по каждому трактору со шкалой периодичности и чередования ТО для решения вопроса какому трактору и какой вид обслуживания следует провести.


Таблица 1 – Расход топлива машинно-тракторного парка

Наименование,

марка, хоз. №

Планируемый расход топлива (объем работ), л (га) Наработка на начало года, л (га)
по месяцам за год
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Тракторы
К-701, №1 2500 4500 5500 6000 7000 2000 3500 6500 5500 3500 2500 1000 50000 155000
Всего 4 10000 18000 22000 24000 28000 8000 14000 26000 22000 14000 10000 4000 200000
Т-4А, №1 1750 3150 3850 4200 4900 1400 2450 4550 3850 2450 1750 700 35000 45000
Всего 3 5250 9450 11550 12600 14700 4200 7350 13650 11550 7350 5250 2100 105000
Т-40М, №1 600 1080 1320 1440 1680 480 840 1560 1320 840 600 240 12000 18000
Всего 10 6000 10800 13200 14400 16800 4800 8400 15600 13200 8400 6000 2400 120000
Комбайны, сельхоз. машины
БЗТС-1,0 (21) Кол-во 25 * *
КПС-4 (2) 6 *
СГ-21 4
3ККШ-6 (2) 6 *
ОВТ-1А 1 *
ЛКВ-4Т 4 *
ПТС-4М 6 *
ЛДГ-10 4 *
ПЛН-4-35 4 * *
ПТК-9-35 2

Поэтому в расчётно-пояснительной записке необходимо вычертить и поместить в приложения шкалы периодичности ТО для всех марок тракторов, приведенных в задании, что облегчит составление плана ТО. Периодичность ТО рассчитать в литрах израсходованного топлива.

Необходимо произвести исследование на возможное совмещение ТО-2, ТО-3 (желательно ТО-3) с сезонным техническим обслуживанием (СТО).

В таблице 2 указывается совмещение данного вида' обслуживания с сезонным техническим обслуживанием (СТО). Число СТО принимают равным удвоенному числу эксплуатируемых тракторов, а сроки их проведения намечают в апреле и октябре. Возможность совмещения ТО-2 либо ТО-3 с одним или двумя СТО вызвано экономическими и организационными причинами. Остановка трактора для проведения сложного и трудоемкого ТО-3 в разгар полевых работ нежелательное явление. Поэтому исследования заключаются в определении расхода топлива, по маркам тракторов, за сезон (с апреля по октябрь) и за год, по данным таблицы 1.

В зависимости от условий использования тракторов допускаются отклонения (опережение, запаздывание фактической периодичности номерных ТО до 10% от установленной величины) [17].

Текущие ремонты тракторов проводятся по необходимости. Через 2000 моточасов наработки от начала эксплуатации или от последнего капитального ремонта проверяется техническое состояние трактора диагностированием, и при необходимости он направляется в ремонт. Если же трактор ремонта не требует, то ему проводят операции ТО-3.

Количество капитальных ремонтов тракторов определяют исходя из нормативной доремонтной и межремонтной наработки до капитального ремонта.


Таблица 2 – План технических обслуживаний МТП

Тракторы,

машины

Последний Р или ТО Расход топлива с начала эксплуатации, л Плановый расход топлива на год, л Расход топлива, л и ТО по месяцам
Марка Хоз.№ Январь Февраль Март
Расход топлива в месяц и с учетом наработки количество Расход топлива в месяц и с учетом наработки количество Расход топлива в месяц и с учетом наработки количество
ТО-1 ТО-2 ТО-3 (ТР, КР) ТО-1 ТО-2 ТО-3 (ТР, КР) ТО-1 ТО-2 ТО-3 (ТР, КР)
К-701 №1 ТО-1 155000 50000

2500/

157500

1

4500/

162000

5500/

167500

1
Всего К-701 200000 4 4
Т-4А №5 ТО-1 45000 35000

1750/

46750

1

3150/

49900

1

3850/

53750

1 ТО-3
Всего Т-4А 105000 3 3 3
Т-40М №8 ТР-1 18000 12000

600/

18600

1080/

19680

1

1320/

21000

1
Всего Т-40М 120000 10 10
БЗТС-1,0 (21) 25 СХР ТО
КПС-4 (2) 6
СГ-21 4 СХР ТО
3ККШ-6 (2) 6
ОВТ-1А 1
ЛКВ-4Т 4
ПТС-4М 6
ЛДГ-10 4
ПЛН-4-35 4
ПТК-9-35 2

Продолжение таблица 2 – План технических обслуживаний МТП

Расход топлива, л и ТО по месяцам
Апрель Май Июнь
Расход топлива в месяц и с учетом наработки количество Расход топлива в месяц и с учетом наработки количество Расход топлива в месяц и с учетом наработки количество
ТО-1 ТО-2 ТО-3 (ТР, КР) ТО-1 ТО-2 ТО-3 (ТР, КР) ТО-1 ТО-2 ТО-3 (ТР, КР)

6000/

173500

1

7000/

180500

2

2000/

182500

4 8

4200/

57950

2

4900/

62850

1 1

1400/

64250

1
6 3 3 3

1440/

22440

1 1

1680/

24120

1

480/

24600

10 10 10
ПХР ТО
СХР ТО ПХР ТО
СХР ТО ПХР ТО
СХР ТО

Продолжение таблица 2 – План технических обслуживаний МТП

Расход топлива, л и ТО по месяцам
Июль Август Сентябрь
Расход топлива в месяц и с учетом наработки количество Расход топлива в месяц и с учетом наработки количество Расход топлива в месяц и с учетом наработки количество
ТО-1 ТО-2 ТО-3 (ТР, КР) ТО-1 ТО-2 ТО-3 (ТР, КР) ТО-1 ТО-2 ТО-3 (ТР, КР)

3500/

186000

ТР-2

6500/

192500

1

5500/

198000

1
4 4 4

2450/

66700

1

4550

/71250

1 ТР-2

3850/

75100

2
3 3 3 6

840/

25440

1

1560/

27000

1 ТО-3

1320/

28320

1
10 10 10 10
ПХР ТО
СХР ТО ПХР ТО
СХР ТО ПХР ТО
СХР ТО ПХР ТО
СХР ТО
СХР ТО

Продолжение таблица 2 – План технических обслуживаний МТП

Расход топлива, л и ТО по месяцам Всего за год
Октябрь Ноябрь Декабрь ТО Ремонтов
Расход топлива в месяц и с учетом наработки количество Расход топлива в месяц и с учетом наработки количество Расход топлива в месяц и с учетом наработки количество
ТО-1 ТО-2 ТО-3 (ТР, КР) ТО-1 ТО-2 ТО-3 (ТР, КР) ТО-1 ТО-2 ТО-3 (ТР, КР) ТО-1 ТО-2 ТО-3 ТР КР
3500/201500 2500/204000 1 1000/205000 7 1 1
4 28 4 4
2450/77550 1 1750/79300 1 700/80000 1 13 2 1 1
3 3 3 39 6 3 3
840/29160 1 600/29760 240/30000 8 1 1
10 80 10 10
ПХР ТО
ПХР ТО
ПХР ТО

Ведется учет ТО комбайнов, простых сельскохозяйственных машин перед началом сезона работы (при снятии с хранения), при подготовке к длительному хранению и в период хранения (приложение 1). Распределяется указанное ТО в таблице 2 по месяцам равномерно, с учётом времени использования каждого типа машин и где меньше проводится ТО.

В случае применения аналитического способа число ТО, по всем видам, каждой марки трактора в планируемом периоде определяют по формулам [1]:

nk = ; (1)

nт = ; (2)

nТО-3 = ; (3)

nТО-2 = ; (4)

nТО-1 = ; (5)

где: nk , nт , nТО-3 , nТО-2 , nТО-1 - соответственно число капитальных, текущих ремонтов, технических обслуживании ТО-3, ТО-2 и ТО-1, данной марки трактора;

Qk , QT , QTO -3 , QTO -2 , QTO -1 -соответственно наработка трактора от последнего капитального, текущего ремонтов и технических обслуживаний ТО-3, ТО-2 и ТО-1, данной марки трактора, л;

Qi - планируемая годовая наработка, данной марки трактора, л;

tk , tT , tTO -3 , tTO -3 , tTO -2 , tTO -1 - соответственно периодичность проведения капитального, текущего ремонтов и технических обслуживании ТО-3, ТО-2 и ТО-1, данной марки трактора, л;

После вычисления округляем до целого числа и сравниваем с результатами, полученными в таблице 2 по каждой марке трактора.

Текущие ремонты комбайнов и простых с.-х. машин проводятся по необходимости. Для учебных целей можно принять, что ежегодно на каждый комбайн проводится один текущий ремонт, с учетом того, что один текущий ремонт из всех вместе взятых приходится во время сезонных работ.

Капитальный ремонт комбайнов проводится один раз за срок службы. В зависимости от наличия оборудования нефтесклада, его марки, число их ТО определяется согласно принятой периодичности.

По усредненному методу [1] общая потребность в технических обслуживаниях каждой марки машины определяется по формуле:

nTO = ; (6)

где nTO - количество обслуживании всех видов за выбранный отрезок времени (включая ТО-1, ТО-2, ТО-3, текущие и капитальные ремонты);

Qi - расход топлива за выбранный отрезок времени, л (планируемая наработка данной марки машины, га таблица 1);

П TO -1 - периодичность ТО-1 для рассчитываемой марки трактора, самоходной машины, л (га).

По данным таблицы 1, используя формулу (6), рассчитывается потребность в технических обслуживаниях (результат округлять до второго знака после запятой). Результаты расчётов оформляют в виде таблицы 3.

Для определения объёма работ по проведению разных видов обслуживания необходимо из общего количества обслуживаний выделить количество ТО-1, ТО-2 и ТО-3 по соответствующим формулам.

Количество ТО-1 рассчитывают по формуле, округляя до целого числа:


nTO -1 = 0,75 nTO (7)

Количество ТО-2 определяют как:

nTO -2 = 0,125 nTO (8)

Количество ТО-3 рассчитывается по выражению:

nTO -3 = 0,0625 nTO (9)


Таблица 3 – Потребность в технических обслуживаниях тракторов

Марки тракторов, машин Количество технических обслуживаний по месяцам года
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 За год
К-701 2 3 3 4 4 1 2 4 4 2 2 1 32
Т-4А 2 4 5 6 7 2 3 7 5 4 2 1 48
Т-40М 5 8 11 13 15 4 7 12 12 6 5 2 100

Число сезонных ТО принимают равным удвоенному числу тракторов, возможность совмещения с ТО-3 определяется, как и в индивидуальном методе, на основе исследований годового и сезонного расхода топлива.

Если окажется, что в среднем за год трактору данной марки следует проводить одно ТО-3 и менее, то принимают решение совместить ТО-3 с весенним СТО. Число ТО-3 при этом принимается равным числу тракторов данной марки.

В случае, когда сезонный расход топлива окажется равным (или примерно равным, ±10%) периодичности ТО-3, то принимают решение совмещать ТО-3 с обоими СТО - весенним и осенним.

Если сезонный расход топлива окажется значительно больше периодичности ТО-3, то принимают решение о проведении ТО-3 согласно наработки, не дожидаясь сроков проведения СТО.

Совмещение ТО-3 с СТО упрощает контроль за сроками проведения ТО, повышает техническую готовность машин к началу полевых работ и позволяет экономить смазочные материалы.

1 .2 Расчёт трудоёмкости технического обслуживания и ремонта

машинно-тракторного парка

Используя данные таблицы 2, следует определить трудоёмкость работ принятых ТО и ремонтов тракторов. Результаты расчётов следует свести в таблицу 5.

Затраты труда при ТО тракторов ( ) за год аналитически рассчитываются по следующей формуле:

(10)


где nTO -1 , nTO -2 , nTO -3 - число видов ТО по маркам тракторов, шт.; j=1, 2, 3... - марка трактора; т - число марок тракторов, шт.;

, , , - трудоемкость различных видов ТО соответственно по маркам тракторов, чел. -ч.

Подсчитав из таблицы 2 сколько требуется провести ТО и ремонтов за сезон для комбайнов и номерного ТО, простых с.-х. машин следует определить трудоёмкость работ всех видов ТО по нормативам. Результаты расчётов оформить в таблицу 5.

Трудоёмкость текущих ремонтов, тракторов, рассчитывают по формуле:

(11)

где - норматив трудоёмкости текущих ремонтов тракторов, чел. -ч.

Затраты труда при ТО комбайнов рассчитываются по следующей формуле:

(12)

где , - число видов ТО по маркам комбайнов, шт.; k - число марок комбайнов, самоходных машин, шт.;

, - трудоемкость различных видов ТО соответственно помаркам комбайнов, чел.-ч.

Трудоёмкость текущих ремонтов, комбайнов и простых с*-х. машин рассчитывают по формуле:


(12)

(13)

где М - количество простых с.-х. машин, шт.;

- норматив трудоёмкости текущих ремонтов комбайнов, чел.-ч;

- норматив трудоёмкости текущих ремонтов простых с.-х. машин, чел.-ч.


Марка трактора, с.-х. машины Плановый расход топлива (объем работ) на год, Qi , л (га) Количество технических обслуживаний и ремонтов (числитель) и трудоемкость соответствующих работ (знаменатель), чел.-ч. по месяцам
январь февраль март всего за год
ТО-1 ТО-2 ТО-3 ТР, КР ТО-1 ТО-2 ТО-3 ТР, КР ТО-1 ТО-2 ТО-3 ТР, КР ТО-1 ТО-2 ТО-3 ТР КР
Тракторы
К-701 200000 6/19.68 6/19.68 6/19.68
Т-4А 105000 2/6.3 2/15.44 2/6.3 2/43.84
Т-40M 120000 16/104.96 8/146.4
Сумма
С.-х. машины простые
БЗТС-1,0 4000/25 25/25
КПС-4 4000/6
СГ-21 /4 4/1,2
ККШ-6 4000/6
ОВТ-1А 4000/1
ЛКВ-4Т 4000/4
ПТС-4М /6
ЛДГ-10 4000/4
ПЛН-5-35 3500/4
ПТК-9-35 2500/2

Таблица 5 – Сводный годовой план технических обслуживаний и трудоемкостей МТП


Продолжение таблица 5 – Сводный годовой план технических обслуживаний и трудоемкостей МТП

Марка трактора, с.-х. машины Плановый расход топлива (объем работ) на год, Qi , л (га) Количество технических обслуживаний и ремонтов (числитель) и трудоемкость соответствующих работ (знаменатель), чел.-ч. по месяцам
апрель май июнь всего за год
ТО-1 ТО-2 ТО-3 ТР, КР ТО-1 ТО-2 ТО-3 ТР, КР ТО-1 ТО-2 ТО-3 ТР, КР ТО-1 ТО-2 ТО-3 ТР КР
Тракторы
К-701 200000 6/73.9 12/302.4
Т-4А 105000 4/12.6 2/43.84 2/6.3
Т-40М 120000 16/104.96 8/13.12 8/47.3
Сумма
С.-х. машины простые
БЗТС-1,0 6000/25 48/192 48/192 96/144
КПС-4 6000/6 14/32,2 14/308 14/51,8
СГ-21 /4 1/11 1/11 1/11
ККШ-6 6000/6 9/6 9/180
ОВТ-1А 6000/1 1/2,1 1/40
ЛКВ-4Т 6000/4
ПТС-4М /6
ЛДГ-10 6000/4
ПЛН-5-35 3500/4
ПТК-9-35 2500/2

Продолжение таблица 5 – Сводный годовой план технических обслуживаний и трудоемкостей МТП

Марка трактора, с.-х. машины Плановый расход топлива (объем работ) на год, Qi , л (га) Количество технических обслуживаний и ремонтов (числитель) и трудоемкость соответствующих работ (знаменатель), чел.-ч. по месяцам
июль август сентябрь всего за год
ТО-1 ТО-2 ТО-3 ТР, КР ТО-1 ТО-2 ТО-3 ТР, КР ТО-1 ТО-2 ТО-3 ТР, КР ТО-1 ТО-2 ТО-3 ТР КР
Тракторы
К-701 200000 6/19.68 6/151.2 6/19.68
Т-4А 105000 2/6.3 2/6.3 2/15.44 2/6.3
Т-40М 120000 8/13.12 16/104.96 8/146.4
Сумма
С.-х. машины простые
БЗТС-1,0 6000/25
КПС-4 6000/6
СГ-21 /4 1/11
ККШ-6 6000/6 9/12
ОВТ-1А 6000/1 1/4
ЛКВ-4Т 6000/4 4/16 4/184 4/21,6
ПТС-4М /6 6/24 6/270 6/32,4
ЛДГ-10 6000/4 4/16 4/144 4/21,2
ПЛН-5-35 3500/4 4/3,2 2/42 2/42
ПТК-9-35 2500/2 2/2,2 2/100

Продолжение таблица 5 – Сводный годовой план технических обслуживаний и трудоемкостей МТП

Марка трактора, с.-х. машины Плановый расход топлива (объем работ) на год, Qi , л (га) Количество технических обслуживаний и ремонтов (числитель) и трудоемкость соответствующих работ (знаменатель), чел.-ч. по месяцам
октябрь ноябрь декабрь всего за год
ТО-1 ТО-2 ТО-3 ТР, КР ТО-1 ТО-2 ТО-3 ТР, КР ТО-1 ТО-2 ТО-3 ТР, КР ТО-1 ТО-2 ТО-3 ТР КР
Тракторы
К-701 200000 6/19.68 6/19.68 137.44 376.3 - 151.2 -
Т-4А 105000 2/6.3 2/6.3 63 30.88 43.84 43.84 -
Т-40М 120000 8/13.12 8/13.12 367.36 47.3 146.4 146.4 -
Сумма
С.-х. машины простые
БЗТС-1,0 6000/25 240 384
КПС-4 6000/6 84 308
СГ-21 /4 3,6 44
ККШ-6 6000/6 18 180
ОВТ-1А 6000/1 6,1 40
ЛКВ-4Т 6000/4 37,6 184
ПТС-4М /6 56,4 270
ЛДГ-10 6000/4 37,2 144
ПЛН-5-35 3500/4 4/4,8 8 84
ПТК-9-35 2500/2 2/3,8 6 100

1.3 Организация проведения технических обслуживаний, выявления и устранения неисправностей машин

Работы по техническому обслуживанию, выявлению и устранению неисправностей машин, связанные с заменой масел, вскрытием полостей или частичной разборкой узлов и агрегатов, диагностированием, выполняются на стационарном посту технического обслуживания и ремонта. Вместе с тем, если среднее расстояние перегонов тракторов на пост ТО и ремонта превышает 5 км, экономически выгоднее проводить вышеуказанные меры на месте работы машин с помощью передвижных ремонтно-диагностических мастерских (передвижные мастерские): КИ-28035; КИ-28012. Однако такое решение будет оправдано лишь в том случае, если передвижная мастерская будет использоваться не менее, чем на 50-60 % от фонда рабочего времени. Кроме того, передвижные мастерские могут использоваться при положительных температурах воздуха. Поэтому, чтобы решить вопрос, где и как проводить ТО, необходимо знать трудоёмкость работ и среднее расстояние перегонов тракторов на пост ТО и обратно.

Стационарный пост ТО объективно необходим, поэтому следует определить, нужно ли приобретать передвижной агрегат. Прежде всего, определяют среднее расстояние переездов, SПЕР (км), тракторов на пост ТО по формуле:

(14)

где F- площадь всех полей хозяйства (площадь пашни), га; Fi - площадь 1-го поля, га; Si - расстояние от 1-го поля до стационарного поста ТО, км; n - число полей в хозяйстве.


(км)

В задании указано среднее расстояние переездов, следует определить загрузку передвижной мастерской для окончательного вывода о необходимости его приобретения. Для этого из таблицы 2 определяют общее количество ТО за период апрель-октябрь, а из таблицы 5 трудоёмкость технических обслуживании по всем маркам тракторов, комбайнов и "самоходных машин. Передвижные мастерские могут проводить в поле ТО-1 и ТО-2, поэтому из общего числа обслуживании за период апрель- октябрь следует выделить только эти обслуживания.

Затем определяется среднее время на проведение одного обслуживания трактора в полевых условиях, τобс (ч), которое составит:

(15)

где Т1,2 - трудоёмкость ТО-1 и ТО-2 за период апрель- октябрь, ч; n1,2 - количество ТО- 1 и ТО-2 за тот же период.

Трудоёмкость ТО-1 и ТО-2 рассчитывают по данным таблицы 5. Количество ТО-1 и ТО-2 за период апрель-октябрь составит:

(16)

где - количество ТО всех видов за период расхода топлива по времени апрель-октябрь.

Время одного обслуживания, (ч), с учётом дополнительных затрат времени (переезды, подготовительные работы) в полевых условиях составит:

(17)

где t ПЗ - подготовительно-заключительное время (принимается 10 % от средней продолжительности обслуживания одного трактора в полевых условиях), ч;

Sдн - средний дневной пробег передвижной мастерской, км/день;

а - среднее число обслуживаний в день;

v- средняя техническая скорость передвижной мастерской, v=40км/ч.

Среднее число обслуживаний за день:

(18)

где Др - число рабочих дней за период апрель-октябрь по шестидневной рабочей неделе.

Средний дневной пробег передвижной мастерской составит:

(19)

Количество передвижных мастерских определяют по формуле [1]:

(20)

где t - длительность по времени рабочего дня, ч (пятидневная рабочая неделя: t=8,4 ч.; шестидневная рабочая неделя t=7ч);

З.З. ] - допустимое значение коэффициента загрузки мастера-наладчика, [К33 ] = 0,71-0,85.

Результаты расчётов по формуле (24) позволяют сделать заключение о степени загрузки передвижной мастерской и, следовательно, окончательно решить вопрос о необходимости его применения. При этом следует учитывать возможность специализации по проведению периодических ТО. Такая возможность, то есть возможность специализировать на проведении ТО отдельных рабочих, называемых мастерами-наладчиками, существует в крупных хозяйствах, где может быть обеспечена занятость мастера-наладчика. В противном случае следует поручить контроль за проведением ТО инженеру по эксплуатации или механику, которые должны не только контролировать качественное и своевременное проведение ТО, но и помогать механизаторам в сложных проверочных и регулировочных операциях. Поэтому надо рассчитать общую годовую трудоёмкость всех работ по ТО и устранению неисправностей и определить, сколько мастеров-наладчиков нужно иметь в хозяйстве [1]:

(21)

где Тобщ - общая годовая трудоёмкость всех ТО и устранения неисправностей за год по всем маркам тракторов и самоходных машин, ч;

З.З. ] - допустимое значение коэффициента загрузки мастера-наладчика по времени (0,85...0,95);

ФР - годовой фонд рабочего времени мастера-наладчика в часах, определяется по числу рабочих дней в году (ДР ), продолжительности рабочего дня (t) и коэффициента τ =0,95, учитывающего потери времени, т.е.

(22)

при пятидневной рабочей неделе: ДР = 230 дн. t = 8,4 ч; при шестидневной рабочей неделе: ДР =280 дн. t=7ч

(23)

где к =1,35...1,45 - коэффициент, учитывающий трудоемкость устранения неисправностей в процессе эксплуатации с.-х. техники, принимаемый 35...45% от трудоемкостей за год по тракторам и с.-х. машинам;

- затраты труда при ТО тракторов, комбайнов и самоходных машин за год, чел.-ч.

(ч)

(ч.-ч.)

Если окажется, что количество мастеров-наладчиков, рассчитанное по формуле, значительно меньше единицы, то следует принять решение о не целесообразности вводить должность мастера-наладчика.

1.4 Организация хранения машин и оборудования

Сельскохозяйственная техника для хранения устанавливается либо в закрытые помещения (гаражи), либо под навесы, либо на открытых оборудованных площадках. Место для хранения называют машинным двором, который должен быть отгорожен от секторов технического обслуживания и ремонта и межсменной стоянки машин, располагаться с учётом господствующих ветров на незатопляемых участках. Как правило, машинные дворы создают по типовым проектам 816-01-114.87 «Машинные дворы центральных усадеб хозяйств с парком 25, 50, 100, 150 и 200 тракторов» [1:11].

Рекомендуемое размещение объектов машинного двора, перечень объектов машинного двора, типового оборудования для его оснащения и применяемых защитных материалов приведено в литературе [1;11]. Правила хранения изложены в [3].

Общая площадь открытых площадей для хранения тракторов и с.-х. техники рассчитывают следующим образом [1]:

(24)

где F1 - площадь, занятая непосредственно машинами, м2 ; σ - процент резервной площади (рекомендуется брать 5%); KCP - средний коэффициент использования площади полос (KCP = 0,62…0,92); F 2 - площадь проезда между рядами; F3 -площадь полосы озеленения, м2 .

Площадь для размещения всех машин на открытой площадке с учетом их габаритных размеров или удельной нормы площади на одно место хранения, м2 :

(25)

где li -длина машин, м; bi - ширина машин, м; п — число машин,

Длина ряда размещения машин определяется по формуле:

(26)

где γ- соотношение длины и ширины площадки для хранения машин. Если выбирается новая площадка, то рекомендуется 2:3.

(м)

Определяется общая ширина всех рядов:

(27)

(м)

Определяется число полос размещения машин:

(28)

где lCP - средняя длина машин, находящихся на хранении, м;

а - расстояние между машинами при хранении, м (принимается 0,7...1,0м); т - показатель способа размещения машин на полосе (при однорядном m= , при двухрядном m= 2).

(29)

Площадь проезда между рядами машин рассчитывают по формуле:

(30)

где b тах - наибольшая ширина машины, м;

λ - коэффициент, учитывающий размеры агрегатов и радиусы их поворотов (λ = 2...2,5);

- средняя ширина проезда между полосами,

(31)

где , , ширина выездных полос около рядов, м.

Ширина выездных полос зависит от радиуса поворота трактора либо агрегата или комбайна, в зависимости, какая техника располагается у выездной площади и запретной зоны, т. е ширина захвата, ограничивающая ширину проезда, поэтому рассчитывается следующим образом:

(32)

где ρyi - условный радиус поворота трактора либо агрегата или комбайна, м;

В k - конструктивная ширина захвата трактора либо агрегата или комбайна.

Для навесных агрегатов радиусы поворота в зависимости от ширины захвата агрегата имеют следующие значения:

(33)

где к - коэффициент, учитывающий характер присоединения и назначения

агрегата.

Навесные:

- пахотные агрегаты имеют к = 3;

- посевные агрегаты с 1-й секцией к = 1,1;

- культиваторные и др. работы к =0,9.

Прицепные:

- пахотные агрегаты имеют к =3,4...7 (меньший предел при работе с гусеничными тракторами, а большой - с колесными);

- посевные агрегаты с 1-й секцией к =1,6;

- культиваторные и др. работы к =1... 1,5.

При вычислении размеров площадки значение не должно быть меньше 8... 10 м, иначе принимают из указанного диапазона.

(м)

(м)

2 )

Площадь, занимаемую ограждением и зелеными насаждениями вычисляют по формуле:

(34)

где С-ширина полосы ограды и озеленения, м (С=2...4м);

2 )

2 )

Общую длину площадки для хранения машин находят из выражения

(35)

а её ширину

М = F / L (36)

(м)

М = 6346 / 82=78 (м)

1 - площадка для очистки и мойки машин; 2, 5 - закрытые помещения для хранения машин; 3 - пост консервации сельскохозяйственной техники; 4-склад для хранения составных частей, снимаемых с машин; 6 - погрузочно-разгрузочная и регулировочная площадка; 7 - площадка для разборки и дефектовки списанных машин; 8 - площадки с твердым покрытием для хранения машин; 9 - площадка для металлолома; 10 - площадка резервная; 11 - навесы;

Рисунок 1- Схема машинного двора (способ установки машин: в два ряда)

1.5 Технологическая карта проведения вида ТО, диагностирования трактора, комбайна

Каждый вид ТО и диагностирование обуславливается определенной номенклатурой технологических операций. По мере увеличения номера периодического ТО эта номенклатура увеличивается.

Операции, изложенные в технологических картах, выполняют в строгой технологической последовательности, обеспечивающей высокое качество результатов труда и полную загрузку исполнителей.

В курсовом проекте по заданию разрабатывается технологическая карта на проведение ТО- трактора (либо комбайна), либо диагностирования узла, механизма. Образец оформления технологической карты представлен на рис.2. Эта карта включает в себя последовательность работ для каждого исполнителя, материалы, приспособления, приборы и оборудование для выполнения операций, а также режимы (нормы) и технические требования на их выполнение.

1.6 КОНСТРУКТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНЕНИЯ

Разрабатываемое приспособление должно:

· повысить производительность;

· облегчить труд;

· обеспечить удобство и безопасность при железнении.

1.6.1 Порядок проектирования приспособления

Порядок проектирования приспособления следующий:

а) Составление технического задания на проектирование.

В задании указывают наименование приспособления, краткую характеристику условий работы и необходимую производительность.

б) Выбор баз и составление схемы приспособления.

По чертежу детали устанавливают базовые поверхности, которые могут быть использованы для крепления или фиксации приспособления.

в)Эскизная компоновка приспособления.

Геометрические размеры приспособления не могут быть выбраны интуитивно. Каждый размер должен быть найден из расчетов на прочность. При определении размеров приспособления также учитывают необходимость простоты, удобства обслуживания и других факторы.

г) Придание технологичности конструкции приспособления.

Основой технологичности конструкции приспособления является простота конструктивных форм его деталей. В целях обеспечения экономичности обработки целесообразно пользоваться при конструировании деталей наиболее простыми поверхностями – цилиндрическими и плоскими.

д) Выполнение технических расчетов.

е) Составление рабочих чертежей деталей и оформление сборочных чертежей.

ж) Технико-экономическая оценка конструкционной разработки.

В качестве конструкторской разработки представлено приспособление для монтажа детали в ванне железнения, эскизная компоновка и конструкция которого представлена на рисунке 1.


Рисунок 1. Эскизная компоновка приспособления

1- Стойка; 2- анод; 3- гайка; 4- шайба (3шт.); 5- деталь; 6- втулка.

Приспособление предназначено для монтажа восстанавливаемой детали в ванне железнения. Представляет собой токонепроводящую стойку (1), которая служит для фиксации детали (5) и ее центрации. Стойка имеет отверстия для обеспечения циркуляции электролита. Анод (2) ставится во внутреннюю конусную поверхность стойки (1), благодаря чему обеспечивается центрация анода относительно детали. Анод на несколько миллиметров сверху и снизу перекрывает деталь, чтобы обеспечить полное наращивание поверхности.

На рисунке 2 показано приспособление в ванне для железнения, в котором видно как электролит циркулирует.


Рисунок 2. Приспособление в ванне для железнения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аллилуев В.А., Ананьин А.Д., Михлин В.М. Техническая эксплуатация машинно- тракторного парка. – М.: Агропромиздат, 1991.

2. Анурьев В.И. Справочник конструктора машиностроителя: В 3-х т. 8-е изд. перераб. и доп. – Машиностроение, 2001.

3. ГОСТ 7751-85. Техника, используемая в сельском хозяйстве. Правила хранения. – М.: Госстандарт, 1986.

4. Иофинов С.А., Хабатов Р.Ш. Курсовое и дипломное проектирование по эксплуатации МТП. – М.: Колос, 2004.

5. Кочетов В.Т., Павленко А.Д., Кочетов М.Д. Сопротивление материалов – Ростов н/Д.: Феникс, 2001.

6. Фере Н.Э. Пособие по эксплуатации МТП. М.: «Колос», 1987.