Методические указания на выполнение курсовой работы /Сост. Даник А. В.. – К. КДАВТ, 2009
Составил: ассистент кафедры «Управления судном» ш. д. п. Даник А. В.
Рецензент: доцент кафедры «Управления судном» к. д. п. Шмыгалев О. В.
ВВЕДЕНИЕ
Курсовая работа имеет цель закрепления теоретических и практических знаний при самостоятельном решении задач по расчету и оценке мореходных качеств судна, как перед загрузкой, так и в процессе и после загрузки судна в порту.
Курсовая работа носит комплексный подход по выполнению теоретических обоснований и производстве расчетов по оценке мореходных качеств судна, а также охватывает основные темы по дисциплине.
Особенностью курсовой работы является то, что процесс загрузки судна это трудоемкий, напряженный и сложный процесс, который в конечном итоге оказывает существенное влияние на следующие качества судна: плавучесть, остойчивость и непотопляемость судна в период рейса а следовательно правильная аккуратная и тщательная загрузка судна в порту перед рейсом позволяет добиться такого равновесного положения судна, при котором оно имело бы достаточные плавучесть и остойчивость.
В результате выполнения курсовой работы студент должен приобрести основные сведения о судне, понять его транспортные возможности, уметь производить расчеты по продолжительности рейса и по определению судовых запасов на него. А затем произвести размещение судовых запасов и груза так, чтобы судно после загрузки имело бы достаточные и необходимые показатели по мореходным качествам.
Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно по заданию, которое состоит из общих и индивидуальных исходных данных.
Общие исходные данные - единые для всех студентов, а индивидуальные исходные данные - каждый студент выбирает из таблицы по последним цифрам шифра, т.е. номера своей зачетной книжки.
Методические указания составлены для вычислений, выполняемых «вручную», но, однако не исключают возможности выполнения вычислений на ЭЦВМ или на персональных компьютерах по программам, составленным как преподавателями кафедры, так и самим студентом.
1.
|
Тип судна
|
Танкер типа
|
«СПЛИТ»
|
2.
|
Длина наибольшая
|
L
|
186
|
м
|
3.
|
Длина между перпендикулярами
|
L┴┴
|
174
|
м
|
4.
|
Ширина наибольшая
|
B
|
23,45
|
м
|
5.
|
Высота борта от киля
|
H
|
12,55
|
м
|
6.
|
Осадка по ЛГМ при γ=1,025 т/м3
|
d
|
9,84
|
м
|
7.
|
Вместимость валовая
|
BRT
|
15089,86
|
р. т.
|
8.
|
Вместимость чистая
|
NRT
|
8154,14
|
р. т.
|
9.
|
Водоизмещение по ЛГМ
|
D
|
30400
|
т
|
10.
|
Дедвейт летний
|
Dw
|
22600
|
т
|
11.
|
Грузоподъемность
|
Dч
|
20000
|
т
|
12.
|
Судно порожнем
|
D0
|
7727
|
т
|
13.
|
Груз:
|
Мазут (d= )
|
0,93
|
т/м3
|
14.
|
Главный двигатель – дизель «Бурмейстер и Вайн»
|
N
|
12000
|
л.с.
|
15.
|
Скорость в грузу
|
Vгр
|
15,3
|
уз
|
16.
|
Скорость в балласте
|
Vбал
|
16,8
|
уз
|
17.
|
Суточный расход запасов
|
а) моторное топливо
|
d= 0,92
|
т/м3
|
на ходу
|
qМТ(х)
|
40
|
т/сут
|
б) дизельное топливо
|
на ходу
|
qД(х)
|
2,2
|
т/сут
|
на стоянке
|
qД(ст)
|
5,4
|
т/сут
|
в) мазут
|
на ходу
|
qМ(х)
|
1,5
|
т/сут
|
на стоянке
|
qМ(ст)
|
2,5
|
т/сут
|
г) вода (питьевая, мытьевая)
|
qп.в.
|
108
|
л чел/сут
|
д) провизия
|
qпр
|
2,7
|
кг чел/сут
|
18.
|
Экипаж
|
nэк
|
23
|
чел
|
19.
|
Рейс круговой
|
Sгр
|
8640
|
миль
|
Sбал
|
8640
|
миль
|
Расчёт продолжительности рейса судна от порта отправления до порта назначения рассчитывается по формуле: (1.1)
где:
|
Sгр
|
–
|
расстояние между портами на переходе в грузу, мили;
|
Vгр
|
–
|
скорость судна в грузу, уз;
|
Стояночное время для портов погрузки и выгрузки согласно чартера:
tст
= 60 часов= 2,5 суток
В случае прохода каналов к времени рейса добавляют tд
= 30 часов (1,25 суток) для Суэцкого или tд
= 24 часов (1 сутки) для Панамского канала в каждую сторону.
Итого продолжительность рейса определяется по формуле:
tр
= tх
+ tст
(1.2)
Подставляем значения величин в формулы: (1.1), (1.2) и получаем:
Решение:
Пример решения:
S= 8645,0 миль; Vгр
= 15,3 уз; tст
= 2,5 суток.
tр
= tх
+ tст
= 23,54 + 2,5 = 26,04 сут
Результаты вычислений, продолжительности рейса судна, сводим в таблицу 1.1:
№
|
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1
|
Расстояние между портами
|
S
|
8 640,0
|
миль
|
2
|
Скорость хода судна:
|
– на переходе в грузу:
|
Vгр
|
15,3
|
узла
|
3
|
Общее количество ходового времени
|
tx
ч
|
565
|
часов
|
6
|
Стояночное время судна
|
tc
т
|
2,5
|
суток
|
7
|
Продолжительность рейса судна:
|
– в сутках
|
tpc
|
26,04
|
суток
|
Судовые запасы: топливо, смазочные масла, пресная вода, продовольствие и т. д. рассчитываются следующим образом:
Штормовой запас
при
|
tх
≥ 30
|
суток
|
–
|
5%
|
при
|
tх
= 30 + 10
|
суток
|
–
|
10%
|
при
|
tх
< 10
|
суток
|
–
|
15%
|
– запас моторного (тяжелого) топлива на рейс судна, с учетом штормового запаса, рассчитывается по форме:
Моторное топливо
|
на ходу
|
qМТ(х)
· tх
= 40 · 23,54 =
|
941,6 т
|
штормовой запас
|
10% =
|
94,2 т
|
на приход
|
=
|
40,0 т
|
РМТ
=
|
1075,8 т
|
≈
|
1076 т
|
– запас дизельного топлива на рейс судна, с учетом штормового запаса, рассчитывается по форме:
Дизельное топливо
|
на ходу
|
qДТ(х)
· tх
= 2,2 · 23,54 =
|
51,8 т
|
штормовой запас
|
10% =
|
5,2 т
|
на стоянке
|
qДТ(х)
· tст
= 5,4 · 2,5 =
|
13,5 т
|
на приход
|
=
|
10,0 т
|
РДТ
=
|
80,5 т
|
≈
|
81 т
|
– запас котельного мазута на рейс судна, с учетом штормового запаса, рассчитывается по форме:
Котельный мазут
|
на ходу
|
qМ(х)
· tх
= 1,5 · 23,54 =
|
35,3 т
|
штормовой запас
|
10% =
|
3,5 т
|
на стоянке
|
qМ(х)
· tст
= 1,8 · 2,5 =
|
4,5 т
|
на приход
|
=
|
10,0 т
|
РМ
=
|
53,3 т
|
≈
|
53 т
|
Масла
Количество смазочных масел составляет 5,6% от запаса всего топлива
– общее количество топлива на рейс рассчитывается по формуле:
Ртопл
= РМТ
+ РДТ
+ РМ
(2.1)
– запас смазочного масла на рейс судна, в процентах от запаса топлива, рассчитывается по формуле:
(2.2)
Вода пресная
|
для нужд экипажа
|
nпр.в
· tр
· nэк
= 0,108 · 26,04 · 23=
|
64,7 т
|
штормовой запас
|
10% =
|
6,5 т
|
на приход
|
=
|
5,0 т
|
котельная
|
=
|
30,0 т
|
Рпр. в
=
|
101,2 т
|
≈
|
101 т
|
– запас провизии для нужд экипажа, исходя из нормы потребления в кг на одного человека в сутки, рассчитывается по формуле:
Рпрод
= nпр
· tр
· nэк
(2.3)
Общее количество судовых запасов на рейс для судна, рассчитывается по формуле:
(2.4)
Подставляем значения величин в формулы (2.1), (2.2), (2.3) и (2.4) и получаем:
Решение:
Пример решения: РМТ
= 1076 т; РДТ
= 81 т.; РМ
= 53 т;
Ртопл
= РМТ
+ РДТ
+ РМ
= 1076 + 81 + 53= ;
nсм. м
=5,6 %, Ртопл
= 1 210 тонн;
nпрод
= 2,7 кг; tрс
= 26,04 сут.; nэк
= 23 человек;
Рпрод
= nпр
· tр
· nэк
= 0,0027 · 26,04 · 23 =
Ртопл
= 1 210 т; Рсм
= 68 т; Рпр.в
= 101 т; Рпрод
= 2,0 т;
Константа 65 т.
Итого запасов на рейс
РМТ
|
=
|
1076
|
т
|
РДТ
|
=
|
81
|
т
|
РМ
|
=
|
83
|
т
|
Рсм
|
=
|
68
|
т
|
Рпр.в
|
=
|
101
|
т
|
Рпрод
|
=
|
2
|
т
|
Рconst
|
=
|
65
|
т
|
ΣРзап
|
=
|
1446
|
тонн
|
Результаты расчета составляющих судовых запасов на рейс судна, сводим в таблицу 1.2.
|
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1.
|
Судовые запасы: топлива
|
|
1210
|
т
|
– смазочного масла
|
|
81
|
т
|
– пресной воды
|
|
101
|
т
|
– продовольствия
|
|
2,0
|
т
|
– константа
|
|
65
|
Т
|
2.
|
Общее количество судовых запасов на рейс
|
|
1 446
|
т
|
Загрузка судна по летнюю грузовую марку Тл
= 9,84 м
Dw
=
|
22640
|
ΣPзап
=
|
1446
|
Dч
=
|
21194 тонны
|
Каждый танк (цистерна) могут быть заполнены не более, чем на 98% объема, т.е. максимальное количество груза (бункера) в танке (цистерне) можно определить по формуле:
Р= 0,98 · V · d
где:
|
V–
|
объем танка (цистерны), м3
;
|
d–
|
плотность жидкости, т/м3
.
|
Распределение переменных запасов по емкостям и отсекам
Статьи нагрузки
|
Вес, т
|
Плечи, м
|
Моменты, тм
|
От миделя, Мх
|
от ОП
|
x
|
z
|
нос +
|
корма –
|
Mz
|
Моторное топливо
|
Диптанк ЛБ
|
1076
|
303
|
69,25
|
5,72
|
20982,75
|
1733,16
|
Диптанк ПБ
|
303
|
69,15
|
5,72
|
20952,45
|
1733,16
|
Бункер-танк ЛБ
|
185
|
-48,11
|
5,24
|
8900,35
|
969,40
|
Бункер-танк ПБ
|
185
|
-48,11
|
5,24
|
8900,35
|
969,40
|
Расходный танк ЛБ
|
50
|
-48,43
|
9,26
|
2421,50
|
463,00
|
Расходный танк ПБ
|
50
|
-48,43
|
9,26
|
2421,50
|
463,00
|
Отстойный танк ЛБ
|
0
|
-48,43
|
9,26
|
0,00
|
0,00
|
Отстойный танк ПБ
|
0
|
-48,43
|
9,26
|
0,00
|
0,00
|
Мазут
|
Расходный танк для котла ЛБ
|
53
|
25
|
-76,12
|
10,88
|
1903,00
|
272,00
|
Расходный танк для котла ПБ
|
28
|
-76,12
|
10,88
|
2131,36
|
304,64
|
Диз топливо
|
Танк двойного дна ЛБ
|
81
|
20
|
-58,05
|
1,25
|
1161,00
|
25,00
|
Танк двойного дна ПБ
|
40
|
-56,07
|
1,31
|
2242,80
|
52,40
|
Расходный танк ЛБ
|
21
|
-68,11
|
10,98
|
1430,31
|
230,58
|
Расходный танк ПБ
|
0
|
-64,97
|
10,98
|
0,00
|
0,00
|
Переливной танк
|
0
|
0
|
-49,82
|
0,67
|
0,00
|
0,00
|
Сборочный танк осадков
|
0
|
-49,93
|
0,65
|
0,00
|
0,00
|
Смазочное масло
|
Восст. масляный танк
|
68
|
0
|
-56,50
|
0,67
|
0,00
|
0,00
|
Сточный масляный танк
|
5
|
-65,40
|
0,07
|
327,00
|
0,34
|
Танк смазочного масла Г. Д.
|
39
|
-60,52
|
10,98
|
2360,28
|
428,22
|
Танк цилиндрового масла ЛБ
|
12
|
-57,92
|
10,98
|
695,04
|
131,76
|
Танк цилиндрового масла ПБ
|
12
|
-56,50
|
10,98
|
678,00
|
131,76
|
Танк смазочного масла
|
0
|
-69,26
|
10,98
|
0,00
|
0,00
|
Танк смазочного масла
|
0
|
-68,05
|
10,98
|
0,00
|
0,00
|
Вода
|
Ахтерпик
|
101
|
0
|
-85,00
|
9,27
|
0,00
|
0,00
|
Танк питательной воды
|
30
|
-80,55
|
8,66
|
2416,50
|
259,80
|
Танк питьевой воды ЛБ
|
36
|
-81,43
|
11,70
|
2931,48
|
421,20
|
Танк питьевой воды ПБ
|
35
|
-81,43
|
11,70
|
2850,05
|
409,50
|
Танк мытьевой воды
|
0
|
-74,20
|
1,25
|
0,00
|
0,00
|
Спускной танк охлаждающей воды Г. Д,
|
0
|
-65,83
|
1,50
|
0,00
|
0,00
|
провизия
|
2
|
-82,00
|
14,30
|
164,00
|
28,60
|
ВСЕГО ЗАПАСОВ
|
1381
|
41935,20
|
43934,52
|
9026,92
|
Из опыта эксплуатации танкеров типа «СПЛИТ» груз распределим так, чтобы пустыми были танки №6 бортовые: при d= 0,835 т
/м
3
Наименование танков
|
Вес, т
|
Плечи, м
|
Моменты, тм
|
От миделя, Мх
|
от ОП
|
x
|
z
|
нос+
|
корма–
|
Mz
|
Танк №1
|
центр
|
794
|
55,63
|
6,98
|
44170,22
|
5542,12
|
Танк №2
|
центр
|
1400
|
43,90
|
6,21
|
61460,00
|
8694,00
|
Танк №3
|
центр
|
1400
|
32,20
|
6,21
|
45080,00
|
8694,00
|
Танк №4
|
центр
|
1400
|
20,50
|
6,21
|
28700,00
|
8694,00
|
Танк №5
|
центр
|
1400
|
8,80
|
6,21
|
12320,00
|
8694,00
|
Танк №6
|
центр
|
1400
|
0,37
/-3,27
|
6,21
|
518,00
|
4578,00
|
8694,00
|
Танк №7
|
центр
|
1400
|
-14,60
|
6,21
|
20440,00
|
8694,00
|
Танк №8
|
центр
|
1400
|
-26,30
|
6,21
|
36820,00
|
8694,00
|
Танк №9
|
центр
|
800
|
-36,90
|
4,97
|
29520,00
|
3976,00
|
Танк №1
|
правый борт
|
450
|
55,10
|
7,12
|
24795,00
|
3204,00
|
Танк №2
|
правый борт
|
600
|
43,75
|
5,92
|
26250,00
|
3552,00
|
Танк №3
|
правый борт
|
650
|
32,20
|
6,12
|
20930,00
|
3978,00
|
Танк №4
|
правый борт
|
650
|
20,50
|
5,97
|
13325,00
|
3880,50
|
Танк №5
|
правый борт
|
650
|
8,80
|
5,97
|
5720,00
|
3880,50
|
Танк №6
|
правый борт
|
0
|
0,37
/-3,27
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
Танк №7
|
правый борт
|
650
|
-14,60
|
5,97
|
9490,00
|
3880,50
|
Танк №8
|
правый борт
|
650
|
-26,30
|
6,15
|
17095,00
|
3997,50
|
Танк №9
|
правый борт
|
600
|
-37,84
|
6,43
|
22704,00
|
3858,00
|
Танк №1
|
левый борт
|
450
|
55,10
|
7,12
|
24795,00
|
3204,00
|
Танк №2
|
левый борт
|
600
|
43,75
|
5,92
|
26250,00
|
3552,00
|
Танк №3
|
левый борт
|
650
|
32,20
|
6,12
|
20930,00
|
3978,00
|
Танк №4
|
левый борт
|
650
|
20,50
|
5,97
|
13325,00
|
3880,50
|
Танк №5
|
левый борт
|
650
|
8,80
|
5,97
|
5720,00
|
3880,50
|
Танк №6
|
левый борт
|
0
|
0,37
/-3,27
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
Танк №7
|
левый борт
|
650
|
-14,60
|
5,97
|
9490,00
|
3880,50
|
Танк №8
|
левый борт
|
650
|
-26,30
|
6,15
|
17095,00
|
3997,50
|
Танк №9
|
левый борт
|
600
|
-37,84
|
6,43
|
22704,00
|
3858,00
|
ИТОГО
|
21194
|
374288,22
|
189936,00
|
130838,12
|
Распределение переменных запасов, груза и суммы моментов сведем в одну таблицу
Статьи нагрузки
|
Вес, т
|
Плечи, м
|
Моменты, тм
|
От миделя, Мх
|
от ОП
|
x
|
z
|
нос+
|
корма–
|
Mz
|
Судно порожнем
|
7727
|
-17,87
|
7,05
|
115593,00
|
253673,99
|
54475,35
|
Переменные запасы
|
1381
|
41935,20
|
43934,52
|
9026,92
|
Груз
|
21194
|
374288,22
|
189936,00
|
130838,12
|
Константа
|
65
|
-71,23
|
6,35
|
150,00
|
4780,00
|
412,75
|
Судно в грузу
|
30367
|
531966,42
|
492324,51
|
194753,14
|
ΣPixi
|
39641,90
|
Итак, после расчета загрузку судна в первом приближении:
– весовое водоизмещение судна D= 30367 т;
– координаты центра тяжести:
1,31 м;
С кривых элементов теоретического чертежа снимаем для Тср
= 9,84 м (γ= 1,025 т/м3
)
абсцисса центра величины
|
хс
1
|
=
|
+1,00
|
м
|
аппликата центра величины (ордината)
|
Z
c1
|
=
|
5,15
|
м
|
абсцисса центра тяжести ватерлинии
|
x
`f
|
=
|
–3,65
|
м
|
Плечо дифферентующего момента
1,31 – 1,00 = +0,31 м
Дифферентующий момент
Мдиф
= D · ℓдиф
= 30367 · 0,31 = 9414 тм
Момент дифферентующий на 1 м
Мдиф 1м
= 38400 тм
Угол дифферента
=0,00141
Абсцисса Ц. Т. ватерлинии
x
`f
= –3,65 м
Приращение осадки носом
= +0,12 м
Приращение осадки кормой
= +0,12 м
Тн
= Тср
+ ∆Тн
= 9,84 + 0,12 = 9,96 м.
Тк
= Тср
– ∆Тк
= 9,84 – 0,12 = 9,72 м.
∆`=∆Тн
+ ∆Тк
= 0,13 + 0,12 = +0,25 м
или
+0,25 м.
Перенесем часть груза из танка №1 центрального (х
1
= 55,63 м) в танк №9 центральный (х
9
= – 36,90 м) с учетом придания дифферента 10 см на корму
141,7т ≈ 142 тонны
По окончании расчёта параметров посадки и водоизмещения судна производится расчёт элементов остойчивости судна перед загрузкой:
поперечной h0
и продольной H0
метацентрических высот судна по формулам:
(4.1)
(4.2)
аппликат метацентров начальной, поперечной Zm
и продольной ZМ
остойчивости судна:
(4.3)
(4.4)
Подставляем значения величин в формулы (4.1), (4.2), (4.3), (4.4) и получаем:
Решение:
Пример решения:
r
0
= 13,765 м.; Zg
0
= 10,85 м.; Zc
0
= 1,453 м.; R
0
= 591,973 м.;
=13,765-(10,85-1,453)= .
=591,973-(10,85-1,453)= =13,765+1,453= .
=591,573+1,453=
В связи с большим количеством запасов на рейс необходимо определить возможность их размещения в предназначенные для них емкости с учетом заполнения последних на 98% и плотности бункера.
Очевидно, что объем запасов моторного топлива больше суммарного объема цистерн моторного топлива, поэтому его остаток разместим в танке №9 центральном.
1. Запасы топлива размещаются в топливных танках в следующей последовательности:
– заполняются расходные танки;
– заполняются танки, расположенные в МКО (машинно-котельном отделении);
– заполняются танки двойного дна;
– заполняются носовые диптанки;
– заполняются топливно-балластные танки.
2. Запасы смазочного масла заполняются в той же последовательности.
Некоторые топливные танки могут использоваться для размещения смазочного масла, а избыточное количество запасов топлива может размещаться в грузовых танках.
3. Запасы продовольствия размещаются в провизионные помещения поровну.
При заполнении танков судовыми запасами следует выполнять следующие правила:
танки заполняются полностью, для исключения влияния свободной поверхности жидкости на остойчивость судна или - оставлять частично заполненными рекомендуется:
танки, расположенные по диаметральной плоскости судна или
два или четыре танка, но расположенные симметрично по левому и правому бортам.
Размещение судовых запасов и груза производится в табличной форме:
отдельными таблицами на каждый вид судового запаса (топлива, смазочного масла, пресной воды, продовольствия, водяного балласта и груза) или одной таблицей, только с соответствующим разделением надписью: «Размещение запасов топлива» и т.д.
По окончании размещения каждого вида судового запаса производится расчёт координат центра тяжести Xg
и Zg
вида судового запаса, груза и балласта, а по окончании загрузки и диферентования его для положения близкого к ровному килю и без крена, также производится расчёт координат центра тяжести Xg
1
и Zg
1
судна после загрузки.
А . Размещение запасов топлива, определённого на рейс судна производится в топливные и грузовые танки и оформляется в табличной форме (таблица 2.1) в строгой последовательности для того, чтобы не нарушать остойчивость судна при погрузке и производстве расчетов.
№
|
Наименование танка
|
Шпангоут
|
Вместимость
(м3
)
|
Тоннаж танка
(т)
|
Масса груза, запаса
(т)
|
Плечо
|
Момент
|
X
(м)
|
Z
(м)
|
Mx
(тм)
|
Mz
(тм)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
1
|
Диптанк
|
лб
|
106-128
|
705,3
|
655,9
|
600,0
|
69,25
|
5,73
|
41550,00
|
3438,00
|
2
|
Диптанк
|
пб
|
106-128
|
716,8
|
666,6
|
600,0
|
69,15
|
5,71
|
41490,00
|
3426,00
|
3
|
Бункер танк
|
лб
|
46-55
|
206,0
|
191,5
|
175,0
|
-48,11
|
5,24
|
-8419,25
|
917,00
|
4
|
Бункер танк
|
пб
|
46-55
|
206,0
|
191,5
|
175,0
|
-48,11
|
5,24
|
-8419,25
|
917,00
|
5
|
Расходный танк №1
|
лб
|
46-55
|
58,1
|
54,1
|
50,0
|
-48,43
|
9,26
|
-2421,5
|
463,0
|
6
|
Расходный танк №1
|
пб
|
46-55
|
58,1
|
54,1
|
50,0
|
-48,43
|
9,26
|
-2421,5
|
463,0
|
7
|
Отстойный танк
|
лб
|
46-55
|
78,0
|
72,5
|
-48,43
|
9,26
|
8
|
Отстойный танк
|
пб
|
46-55
|
78,0
|
72,5
|
-48,43
|
9,26
|
25
|
Грузовой танк №9
|
цтр
|
56-60
|
1399,8
|
1301,8
|
278,0
|
-36,90
|
6,21
|
-10258,2
|
1726,38
|
Всего
|
|
|
|
|
|
· При нехватке танков под запасы топлива - использовать грузовой танк № 9 - Центр или бортовые (левого и правого бортов);
· Если опять недостаточно танков под запасы топлива - использовать грузовой танк № 8 - Центр или бортовые (левого и правого бортов);
1. При размещении запасов топлива по танкам №№11,12,13,14,15 и 16, придерживаться:
· по возможности танки №15 и 16 не заполнять;
· или, в крайнем случае, заполнить танк №15;
· или заполнить танк №15 полностью, а танк №16 - на 80% т.е. на 7.5 т
· не заполнять танки №№23 и 24 (танки водяного балласта)
2. Расчеты производятся следующим образом:
· Значение «масса» Рі
(графа 6) умножается
* на плечо Хі
(графа 7) и результат записывается в графу 9 (Мхі
);
* на плечо Zi
( графа 8) и результат записывается в графу 10 (Мzi
);
· по окончании расчета по всем пунктам граф 9 и 10 производится:
* нахождение сумм å рi
(графа 6 ) = Р (вида запаса или груза)
å Мх
і
(графа 9 ) = Мх
å Мzi
(графа 10) = Мz
· расчет значений координат центра тяжести вида запаса или груза по формулам:
Х = Мx
/Р Z = Mz
/Р
По окончании размещения запаса моторного топлива в топливные танки производится:
- нахождение сумм по графам 6, 9, 10, т.е.
- по графе 6
- по графе 9
(гр.6 х гр.7)
- по графе 10
(гр.6 х гр.8)
где n - количество заполненных танков
i - номер заполненного танка.
- расчет значений координат центра тяжести размещенного запасов по графам
(2.1)
(2.2)
(вычисление с точностью до 0.01 м и до 0.001 т. м.)
Подставляем значения величин в формулы (2.1), (2.2) и получаем:
Решение:
Пример решения:
Mx
= 51100,30 т. м.; Mz
= 11350,38 т. м.; РМ. топл
= 1928,0 т
= 51100,30/1928,0= 26,50 м.;
= 11350,38 /1928,0= 5,89 м.
. Размещение запасов котельного мазута, определённого на рейс судна производится в топливные и грузовые танки и оформляется в табличной форме (таблица 2.2) в строгой последовательности для того, чтобы не нарушать остойчивость судна при погрузке и производстве расчетов.
№
|
Наименование танка
|
Шпангоут
|
Вместимость
(м3
)
|
Тоннаж танка
(т)
|
Масса груза, запаса
(т)
|
Плечо
|
Момент
|
X
(м)
|
Z
(м)
|
Mx
(тм)
|
Mz
(тм)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
9
|
Расходный танк для котла
|
лб
|
13-20
|
55,0
|
51,2
|
42,5
|
-76,12
|
10,88
|
-3235,10
|
462,40
|
10
|
Расходный танк для котла
|
пб
|
13-20
|
55,0
|
51,2
|
42,5
|
-76,12
|
10,88
|
-3235,10
|
462,40
|
Всего
|
|
|
|
|
|
По окончании размещения запаса котельного мазута в танки производится:
- нахождение сумм по графам 6, 9, 10, т.е.
- по графе 6
- по графе 9
(гр.6 х гр.7)
- по графе 10
(гр.6 х гр.8)
где n - количество заполненных танков
i - номер заполненного танка.
- расчет значений координат центра тяжести размещенного запасов по графам
(2.3)
(2.4)
(вычисление с точностью до 0.01 м и до 0.001 т. м.)
Подставляем значения величин в формулы (2.1), (2.2) и получаем:
Решение:
Пример решения:
Mx
= -6470,20 т. м.; Mz
= 924,80 т. м.; Рмазут
= 85,0 т
= -6470,2/85,0= -76,12 м.;
= 924,80 /85,0= 10,88 м.
. Размещение запасов дизельного топлива, определённого на рейс судна производится в топливные и грузовые танки и оформляется в табличной форме (таблица 2.2) в строгой последовательности для того, чтобы не нарушать остойчивость судна при погрузке и производстве расчетов.
№
|
Наименование танка
|
Шпангоут
|
Вместимость
(м3
)
|
Тоннаж танка
(т)
|
Масса груза, запаса
(т)
|
Плечо
|
Момент
|
X
(м)
|
Z
(м)
|
Mx
(тм)
|
Mz
(тм)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
Танк двойного дна
|
лб
|
25-47
|
87,8
|
82,5
|
64,0
|
-58,05
|
1,31
|
-3715,20
|
83,84
|
12
|
Танк двойного дна
|
пб
|
34-47
|
65,3
|
61,4
|
64,0
|
-56,07
|
1,25
|
-3588,48
|
80,00
|
13
|
Расходный танк
|
лб
|
24-28
|
26,7
|
25,1
|
-68,11
|
10,98
|
14
|
Отстойный танк
|
пб
|
28-32
|
30,9
|
29,1
|
-64,97
|
10,98
|
Всего
|
|
|
|
|
|
По окончании размещения запаса котельного мазута в танки производится:
- нахождение сумм по графам 6, 9, 10, т.е.
- по графе 6
- по графе 9
(гр.6 х гр.7)
- по графе 10
(гр.6 х гр.8)
где n - количество заполненных танков
i - номер заполненного танка.
- расчет значений координат центра тяжести размещенного запасов по графам
(2.3)
(2.4)
(вычисление с точностью до 0.01 м и до 0.001 т. м.)
Подставляем значения величин в формулы (2.1), (2.2) и получаем:
Решение:
Пример решения:
Mx
= -7303,68 т. м.; Mz
= 163,84 т. м.; РД.Т.
= 128,0 т
= -7303,68/128= -57,06 м.;
= 163,84 /128,0= 1,28 м. Размещение запасов смазочного масла, определённого на рейс судна производится в танки смазочного масла в табличной форме (таблица 2.2) в строгой последовательности, а при нехватке танков под запасы смазочного масла можно использовать некоторые топливные танки, для того чтобы не нарушать остойчивость судна при погрузке производстве расчетов.
1. Заполнять танки запасами смазочного масла нужно в последовательности:
при нехватке танков под смазочное масло использовать топливные танки: №№ 7 и 8.
2. Расчеты производятся так же, как указано в пункте 2 таблицы вместимости топливных танков.
Таблица 2.4
№
|
Наименование танка
|
Шпангоут
|
Вместимость
( м3
)
|
Тоннаж танка
(т)
|
Масса груза запаса
( т )
|
Плечо
|
Момент
|
X
(м)
|
Z
(м)
|
Мx
(тм)
|
Mz
(тм)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
17
|
Восстановительный масляный танк
|
цтр
|
35-46
|
40,8
|
36,3
|
35,00
|
-56,50
|
0,67
|
-1977,50
|
23,45
|
18
|
Сточный масляный танк
|
цтр
|
24-35
|
40,3
|
36,3
|
35,00
|
-65,40
|
0,67
|
-2289,00
|
23,45
|
19
|
Танк смазочного масла ГД
|
лб
|
33-38
|
45,0
|
40,1
|
40,00
|
-60,52
|
10,98
|
-2420,80
|
439,20
|
20
|
Танк цилиндрового масла
|
лб
|
38-39,5
|
14,4
|
12,8
|
10,00
|
-57,92
|
10,98
|
-579,20
|
109,80
|
21
|
Танк цилиндрового масла
|
пб
|
39,5-41
|
14,8
|
13,2
|
-56,60
|
10,98
|
22
|
Танк смазочного масла
|
цтр
|
24-25,5
|
10,7
|
9,5
|
-69,26
|
10,98
|
23
|
Танк смазочного масла
|
цтр
|
25,5-27
|
11,0
|
9,7
|
-68,05
|
10,98
|
Всего
|
|
|
|
|
|
· значение «масса» Рі
(графа 6) умножается
* на плечо Хі
(графа 7) и результат записывается в графу 9 (Мхі
);
* на плечо Zi
( графа 8) и результат записывается в графу 10 (Мzi
);
· по окончании расчета по всем пунктам граф 9 и 10 производится:
* нахождение сумм å рi
(графа 6 ) = Р (вида запаса или груза)
å Мх
і
(графа 9 ) = Мх
å Мzi
(графа 10) = Мz
· расчет значений координат центра тяжести вида запаса или груза по формулам:
Х = Мx
/Р Z = Mz
/Р
Форма таблицы 2.2 аналогична форме таблицы 2.1, а данные для нее (таблица 2.2) – таблица и примечание даны в примечании; соответственно расчёты координат центра тяжести размещённого запаса смазочного масла:
(2.5)
(2.6)
Подставляем значения величин в формулы (2.5), (2.6) и получаем:
Решение:
Пример решения:
Mx
72665,00 т. м.; Mz
= 595,90 т. м.; Рсм.масла
= 120,0 т
= -72665,0 /120,0 = -60,55 м.;
= 595,90 /120,0 = 4,97 м.
.
Размещение запасов пресной воды, определённого на рейс судна производится в танки пресной воды, а при нехватке танков под запасы пресной воды можно использовать некоторые танки водяного балласта, оформляется в табличной форме (таблица 2.3), для того, чтобы не нарушать остойчивость судна при погрузке и производстве расчетов.
1. Заполнять танки запасами пресной воды нужно в последовательности
· с № 1 по № 6;
· при нехватке танков под пресную воду - использовать танки водяного балласта 3 4 и 5 (д.б. одинаковое количество пресной воды в обоих).
2. Расчеты производятся так же, как указано в пункте 6 таблицы вместимости топливных танков.
· значение «масса» Рі
(графа 6) умножается
* на плечо Хі
(графа 7) и результат записывается в графу 9 (Мхі
);
* на плечо Zi
( графа 8) и результат записывается в графу 10 (Мzi
);
· по окончании расчета по всем пунктам граф 9 и 10 производится:
* нахождение сумм å рi
(графа 6 ) = Р (вида запаса или груза)
å Мх
і
(графа 9 ) = Мх
å Мzi
(графа 10) = Мz
· расчет значений координат центра тяжести вида запаса или груза по формулам:
Х = Мx
/Р Z = Mz
/Р
Форма таблицы 2.3 аналогична форме таблицы 2.1, а данные для нее (таблицы 2.3) – таблица и примечание даны в приложении, соответственно расчеты координат:
(2.7)
(2.8)
Подставляем значения величин в формулы (2.7), (2.8) и получаем:
Решение:
Пример решения:
Mx
13095,95 т. м.; Mz
|