Курсовая работа является самостоятельной работой студента, завершающей изучение расчетного курса «Тракторы и автомобили» и подводящей к дипломному проекту по специальности.
Цель курсовой работы:
Обобщение и углубление знаний, полученных при изучении расчётного курса «Тракторы и автомобили»;
2. Закрепление навыков в использовании методов определения показателей эксплуатационных свойств автотракторной техники.
Задачи курсовой работы:
1. Закрепление знаний по конструкции автомобиля;
2. Развитие навыков в использовании специальной литературы и других источников;
3. Стимулирование творческой инициативы студента в изучении и применении расчётных приёмов;
4. Развитие умения критически оценивать полученные данные и сопоставлять их с результатами других работ.
Курсовая работа состоит из пояснительной записки и графической части.
Используемые методические указания написаны с учетом разработок кафедры «Трактора и автомобили» СПГАУ, кафедры «Трактора и автомобили» МГАУ им. Горячкина, ЛИФ ПетрГУ.
КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
1. Грузоподъемность автомобиля-
, Н
2. Максимальная скорость автомобиля-
, км/ч (м/с)
3. Удельный расход топлива при максимальной мощности-
, г/кВт*ч
4. Частота вращения коленчатого вала двигателя
при максимальной мощности-n, мин -1
40000
75 (20,8)
328
3300
1 ВЫБОР ПАРАМЕТРОВ АВТОМОБИЛЯ
1.1 Двигатель
Подбор осуществляется исходя из условия движения с максимальной скоростью
по хорошей дороге:
, кВт
(1)
где
- полный вес автомобиля, Н;
- собственный вес автомобиля, Н;
– коэффициент использования автомобиля,
;
– коэффициент сопротивления дороги,
;
– КПД трансмиссии автомобиля,
;
– коэффициент обтекаемости,
;
– лобовая площадь автомобиля,
;
– максимальная скорость движения.
- грузоподъёмность автомобиля:
тогда
, Н
, Н
, кВт
Максимальная мощность двигателя
, кВт
(2)
, кВт
Максимальная частота вращения вала двигателя определяется из соотношения:
, об/мин
(3)
, об/мин
Чтобы получить точки для построения кривой внешней характеристики двигателя проектируемого автомобиля, воспользуемся формулой профессора Хлыстова:
, кВт
(4)
где
– текущее значение частоты вращения вала двигателя, при которых определяется мощность;
- коэффициент,
.
Полученные значения сведём в таблицу № 1
Крутящий момент двигателя определим при тех же значениях частоты вращения вала n из соотношения:
, Н*м
(5)
Полученные значения крутящего момента двигателя сведены в таблицу 1.
Таблица 1 – Мощность и крутящий момент двигателя.
Частота, об/мин
Мощность, Н*м
Момент, кВт
800
14,18
169,3215
1050
18,90
171,9
1300
24,14
177,3362
1550
29,06
179,0471
1800
33,53
177,8953
2050
37,95
176,7915
2300
41,95
174,1837
2550
45,90
171,9
2800
47,04
160,44
3050
48,50
151,845
3300
49,50
143,25
По данным таблицы 1 строим графики внешней характеристики двигателя
и
.
1.2 Передаточное число главной передачи автомобиля
Скорость движения автомобиля выражаем через число оборотов в минуту двигателя n:
, м/с
(6)
где
– диаметр качения колеса, м;
– передаточное число главной передачи;
– передаточное число коробки передач.
Значение
определяем из условия движения автомобиля с заданной максимальной скоростью
на прямой передаче коробки передач, т.е. при
:
(7)
Для вычисления
необходимо знать размер шин проектируемого автомобиля.
Подбор шин производим исходя из нагрузки, приходящейся на колесо автомобиля. При определении нагрузки на колесо руководствуемся таким распределением веса гружёного автомобиля по осям: для автомобилей с колёсной формулой 6×4 нагрузка на переднюю ось:
Выбираем шины: 215-380 (8,40-15), наружный диаметр 810-5 мм.
Диаметр качения колеса
определяем из формулы:
, м
(8)
где
– коэффициент смятия шины,
;
– коэффициент увеличения диаметра шины при накачивании,
.
тогда
Вычисляем передаточное число главной передачи, по формуле 7:
1.3 Передаточное число 1 передачи коробки передач
Передаточное число на 1 передаче
определяем из условия движения по наиболее тяжёлой дорог при коэффициенте сопротивления
. Из уравнения тягового баланса известно, что при условиях движения:
Откуда
(9)
1.4 Передаточные числа промежуточных передач
Передаточные числа первой и прямой передач известны. Определим промежуточные числа для четырёх ступенчатой коробки передач:
;
2 ТЯГОВЫЙ РАСЧЁТ АВТОМОБИЛЯ
Тяговый расчёт автомобиля включает в себя построение графиков:
· тягового баланса
;
· баланса мощности
;
· динамического фактора
;
· ускорений автомобиля
;
· времени разгона
;
· пути разгона
.
Значения входящих в формулы величин и коэффициентов мы берём из первой части данного расчёта.
2.1 График тягового баланса
При построении исходим из уравнения тягового баланса. При установившемся движении:
,
где
- тяговое усилие на ведущих колёсах, Н;
- сила сопротивления дороги, Н;
- сила сопротивления воздуха, Н;
– радиус колеса, м.
Подставляем числовые значения и результаты расчёта сводим в таблицу 2
Таблица 2 - Значение тягового усилия на ведущих колесах, силы сопротивления дороги и силы сопротивления воздуха.
Частота, об /мин
Скорость, м/с.
Момент, н*м
тяговое усилие, Н
сила сопротивления дороги, Н
сила сопротивления воздуха, н
800,00
0,549953
169,3215
22696,35237
1600
0,302448
1050,00
0,721813
171,9
23041,98211
0,436622
1300,00
0,893673
177,3362
23770,66017
0,540579
1550,00
1,065533
179,0471
24000
0,644537
1800,00
1,237394
177,8953
23845,60679
0,748494
2050,00
1,409254
176,7915
23697,64826
0,852452
2300,00
1,581114
174,1837
23348,0954
0,956409
2550,00
1,752974
171,9
23041,98211
1,060367
2800,00
1,924834
160,44
21505,84997
1,164324
3050,00
2,096695
151,845
20353,75086
1,268282
3300,00
2,268555
143,25
19201,65175
1,37224
Вторая передача
800,00
1,115062
169,3215
11193,922
1600
0,674497
1050,00
1,463519
171,9
11364,38781
0,885277
1300,00
1,811976
177,3362
11723,77443
1,096057
1550,00
2,160433
179,0471
11836,88566
1,306837
1800,00
2,50889
177,8953
11760,73838
1,517617
2050,00
2,857347
176,7915
11687,7647
1,728398
2300,00
3,205804
174,1837
11515,36398
1,939178
2550,00
3,554261
171,9
11364,38781
2,149958
2800,00
3,902718
160,44
10606,76196
2,360738
3050,00
4,251175
151,845
10038,54257
2,571518
3300,00
4,599632
143,25
9470,323179
2,782299
Третья передача
800,00
2,260856
169,3215
5520,882282
1600
1,367583
1050,00
2,967374
171,9
5604,956631
1,794952
1300,00
3,673891
177,3362
5782,207395
2,222322
1550,00
4,380409
179,0471
5837,994255
2,649691
1800,00
5,086926
177,8953
5800,438144
3,077061
2050,00
5,793444
176,7915
5764,447267
3,50443
2300,00
6,499961
174,1837
5679,418617
3,9318
2550,00
7,206479
171,9
5604,956631
4,359169
2800,00
7,912996
160,44
5231,292856
4,786539
3050,00
8,619514
151,845
4951,045024
5,213909
3300,00
9,326031
143,25
4670,797193
5,641278
Четвертая передача
800,00
4,584022
169,3215
2722,918846
1600
2,772856
1050,00
6,016529
171,9
2764,384615
3,639374
1300,00
7,449036
177,3362
2851,805325
4,505891
1550,00
8,881543
179,0471
2879,319603
5,372409
1800,00
10,31405
177,8953
2860,796795
6,238926
2050,00
11,74656
176,7915
2843,045966
7,105444
2300,00
13,17906
174,1837
2801,109533
7,971962
2550,00
14,61157
171,9
2764,384615
8,838479
2800,00
16,04408
160,44
2580,092308
9,704997
3050,00
17,47658
151,845
2441,873077
10,57151
3300,00
18,90909
143,25
2303,653846
11,43803
Необходимо отметить, что:
· здесь и далее расчёты производятся для всех передач коробки автомобиля при частотах вращения вала двигателя, соответствующих таблице 1;
· момент двигателя
и мощность
берётся из той же таблицы;
· параметры автомобиля берутся из первой части расчёта.
2.2 График баланса мощности
Из уравнения баланса мощности известно, что:
или как при установившемся движении:
,
где
- мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления дороги, кВт;
- мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления воздуха, кВт;
– эффективная мощность двигателя, кВт;
– мощность, затрачиваемая на трение в трансмиссии, кВт;
– мощность на ободе ведущего колеса, кВт.
Данные произведённых расчётов сводим в таблицу 3.
Таблица 3 - Значение эффективной мощности, мощности на ободе ведущего колеса, мощности, затрачиваемой на преодоление сопротивления дороги и мощности, затрачиваемой на преодоление трения в трансмиссии.
Частота, об/мин
Скорость, м/с
Мощность затрачиваемая на сопротивление воздуха, кВт
Мощность затрачиваемая на сопротивление дороги, кВт
Мощность на ободе колеса, кВт
Мощность, кВт
1
2
3
4
5
6
Первая передача
800,00
0,549953
0,000166
0,879924301
12,48192
14,18
1050,00
0,721813
0,000376
1,154900645
16,632
18,90
1300,00
0,893673
0,000714
1,429876989
21,2432
24,14
1550,00
1,065533
0,00121
1,704853333
25,5728
29,06
1800,00
1,237394
0,001895
1,979829677
29,5064
33,53
2050,00
1,409254
0,002799
2,254806021
33,396
37,95
2300,00
1,581114
0,003953
2,529782365
36,916
41,95
2550,00
1,752974
0,005387
2,80475871
40,392
45,90
2800,00
1,924834
0,007131
3,079735054
41,3952
47,04
Вторая передача
800,00
1,115062
0,001386
1,784099622
12,48192
14,18
1050,00
1,463519
0,003135
2,341630754
16,632
18,90
1300,00
1,811976
0,005949
2,899161885
21,2432
24,14
1550,00
2,160433
0,010084
3,456693018
25,5728
29,06
1800,00
2,50889
0,015792
4,014224149
29,5064
33,53
2050,00
2,857347
0,023329
4,57175528
33,396
37,95
2300,00
3,205804
0,032947
5,129286413
36,916
41,95
2550,00
3,554261
0,0449
5,686817544
40,392
45,90
2800,00
3,902718
0,059443
6,244348675
41,3952
47,04
1
2
3
4
5
6
Третья передача
800,00
2,260856
0,011556
3,617369648
12,48192
14,18
1050,00
2,967374
0,026129
4,747797664
16,632
18,90
1300,00
3,673891
0,049588
5,878225678
21,2432
24,14
1550,00
4,380409
0,084051
7,008653694
25,5728
29,06
1800,00
5,086926
0,131633
8,139081709
29,5064
33,53
2050,00
5,793444
0,194451
9,269509725
33,396
37,95
2300,00
6,499961
0,27462
10,39993774
36,916
41,95
2550,00
7,206479
0,374256
11,53036576
40,392
45,90
2800,00
7,912996
0,495476
12,66079377
41,3952
47,04
Четвёртая передача
800,00
4,584022
0,096325
7,334435262
12,48192
14,18
1050,00
6,016529
0,21779
9,626446282
16,632
18,90
1300,00
7,449036
0,413333
11,9184573
21,2432
24,14
1550,00
8,881543
0,700592
14,21046832
25,5728
29,06
1800,00
10,31405
1,097205
16,50247934
29,5064
33,53
2050,00
11,74656
1,620809
18,79449035
33,396
37,95
2300,00
13,17906
2,289041
21,08650138
36,916
41,95
2550,00
14,61157
3,119541
23,3785124
40,392
45,90
2800,00
16,04408
4,129945
25,67052341
41,3952
47,04
На графиках тягового баланса и баланса мощности точка пересечения кривой усилия или мощности на ободе колеса с кривой суммарной силы сопротивления или с кривой суммарных потерь мощности характеризует максимальное значение скорости при данном коэффициенте сопротивления дороги.
2.3 График динамического фактора
Построение графика динамического фактора производим на основании уравнения динамического фактора:
, Н
(10)
Подсчёты по формуле 10 сводим в таблицу 4.
На график наносим так же значения динамического фактора по сцеплению:
, Н
где
– сила сцепления колёс с дорогой, Н;
– коэффициент сцепления на сухой дороге.
Подсчёты сводим в таблицу 4.
Таблица 4 - Динамический фактор автомобиля.
Частота, об/ мин.
Скорость, м/с
Тяговое усилие, н
Сила сопротивления воздуха, н
Динамический. фактор
Динамический фактор по сцеплению
800,00
0,549953
22696,35
0,302447959
0,283700624
0,599996
1050,00
0,721813
23041,98
0,436621679
0,288019319
0,599995
1300,00
0,893673
23770,66
0,540579222
0,297126495
0,599993
1550,00
1,065533
24000
0,644536764
0,299991943
0,599992
1800,00
1,237394
23845,61
0,748494307
0,298060729
0,599991
2050,00
1,409254
23697,65
0,85245185
0,296209948
0,599989
2300,00
1,581114
23348,1
0,956409392
0,291839237
0,599988
2550,00
1,752974
23041,98
1,060366935
0,288011522
0,599987
2800,00
1,924834
21505,85
1,164324477
0,268808571
0,599985
3050,00
2,096695
20353,75
1,26828202
0,254406032
0,599984
3300,00
2,268555
19201,65
1,372239563
0,240003494
0,599983
Вторая передача
800,00
1,115062
11193,92
0,674496612
0,139915594
0,599992
1050,00
1,463519
11364,39
0,885276803
0,142043782
0,599989
1300,00
1,811976
11723,77
1,096056995
0,14653348
0,599986
1550,00
2,160433
11836,89
1,306837186
0,147944735
0,599984
1800,00
2,50889
11760,74
1,517617377
0,14699026
0,599981
2050,00
2,857347
11687,76
1,728397568
0,146075454
0,599978
2300,00
3,205804
11515,36
1,93917776
0,14391781
0,599976
2550,00
3,554261
11364,39
2,149957951
0,142027973
0,599973
2800,00
3,902718
10606,76
2,360738142
0,132555015
0,59997
3050,00
4,251175
10038,54
2,571518333
0,125449638
0,599968
3300,00
4,599632
9470,323
2,782298525
0,118344261
0,599965
Третья передача
800,00
2,260856
5520,882
1,367582585
0,068993934
0,599983
1050,00
2,967374
5604,957
1,794952143
0,070039521
0,599978
1300,00
3,673891
5782,207
2,222321701
0,072249813
0,599972
1550,00
4,380409
5837,994
2,649691258
0,072941807
0,599967
1800,00
5,086926
5800,438
3,077060816
0,072467014
0,599962
2050,00
5,793444
5764,447
3,504430374
0,072011785
0,599956
2300,00
6,499961
5679,419
3,931799932
0,070943585
0,599951
2550,00
7,206479
5604,957
4,35916949
0,070007468
0,599946
2800,00
7,912996
5231,293
4,786539048
0,065331329
0,59994
3050,00
8,619514
4951,045
5,213908605
0,061822889
0,599935
3300,00
9,326031
4670,797
5,641278163
0,058314449
0,599929
Четвертая передача
800,00
4,584022
2722,919
2,772856221
0,034001825
0,599965
1050,00
6,016529
2764,385
3,63937379
0,034509316
0,599955
1300,00
7,449036
2851,805
4,50589136
0,035591243
0,599944
1550,00
8,881543
2879,32
5,372408929
0,03592434
0,599933
1800,00
10,31405
2860,797
6,238926498
0,035681973
0,599922
2050,00
11,74656
2843,046
7,105444067
0,035449257
0,599911
2300,00
13,17906
2801,11
7,971961636
0,03491422
0,5999
2550,00
14,61157
2764,385
8,838479205
0,034444327
0,59989
2800,00
16,04408
2580,092
9,704996774
0,032129841
0,599879
3050,00
17,47658
2441,873
10,57151434
0,03039127
0,599868
3300,00
18,90909
2303,654
11,43803191
0,028652698
0,599857
2.4 График ускорений
Данный график показывает величину ускорения, которую может иметь проектируемый автомобиль при различной скорости движения на каждой передаче при условии движения по дороге, характеризуемой коэффициентом Ψ.
Ускорение определим по формуле:
, м/с2
(11)
где
g – ускорение силы тяжести;
δ – коэффициент учёта вращающихся масс, определяемый с достаточной точностью на всех передачах по формуле:
(12)
Для грузовых автомобилей принимаем:
;
Коэффициент учёта вращающихся масс:
· Первая передача:
· Вторая передача:
· Третья передача:
· Четвёртая передача:
Результаты подсчёта ускорений сведём в таблицу 5 и по данным этой таблицы построим график
.
2.5 График времени разгона
Из курса теории известно, что время разгона автомобиля при изменении скорости от V1
до V2
:
, с
(13)
Это интегральное уравнение решим графически, для чего построим вспомогательный график величин, обратных ускорениям:
, с2
/м
Результаты подсчёта величин, обратных ускорениям сведём в таблицу 5 и по данным этой таблицы построим график.
Таблица 5 - Таблица ускорений при движении автомобиля на различных передачах и величины обратной ускорению.
Скорость, м/с
Динамический фактор
Ускорение, м/с2
1
2
3
4
5
Первая передача
0,55
0,283701
0,263701
0,572517569
1,746671287
0,72
0,288019
0,268019
0,581893841
1,718526523
0,89
0,297126
0,277126
0,601666333
1,662050784
1,07
0,299992
0,279992
0,607887476
1,645041294
1,24
0,298061
0,278061
0,603694638
1,656466593
1,41
0,29621
0,27621
0,599676427
1,667565964
1,58
0,291839
0,271839
0,590187224
1,694377579
1,75
0,288012
0,268012
0,581876913
1,718576518
1,92
0,268809
0,248809
0,540185594
1,851215601
2,10
0,254406
0,234406
0,508916398
1,964959282
Вторая передача
1,12
0,139916
0,119916
0,260347448
3,841020946
1,46
0,142044
0,122044
0,264967934
3,774041584
1,81
0,146533
0,126533
0,274715468
3,640129935
2,16
0,147945
0,127945
0,277779429
3,599978603
2,51
0,14699
0,12699
0,275707178
3,627036501
2,86
0,146075
0,126075
0,273721053
3,65335435
3,21
0,143918
0,123918
0,269036616
3,716966176
3,55
0,142028
0,122028
0,264933611
3,77453052
3,90
0,132555
0,112555
0,244366974
4,092206006
Третья передача
2,26
0,068994
0,048994
0,1063702
9,401129298
2,97
0,07004
0,05004
0,108640262
9,204690595
3,67
0,07225
0,05225
0,113439003
8,815310178
4,38
0,072942
0,052942
0,114941384
8,70008665
5,09
0,072467
0,052467
0,113910566
8,778816884
5,79
0,072012
0,052012
0,112922223
8,855652778
6,50
0,070944
0,050944
0,110603066
9,041340697
7,21
0,070007
0,050007
0,108570672
9,210590473
7,91
0,065331
0,045331
0,098418358
10,16070604
Четвёртая передача
4,58
0,034002
0,014002
0,030399211
32,89559099
6,02
0,034509
0,014509
0,031501019
31,74500496
7,45
0,035591
0,015591
0,033849979
29,54211594
8,88
0,035924
0,015924
0,034573162
28,92416944
10,31
0,035682
0,015682
0,034046962
29,37119636
11,75
0,035449
0,015449
0,033541715
29,813622
13,18
0,034914
0,014914
0,032380102
30,88316441
14,61
0,034444
0,014444
0,031359922
31,88783446
16,04
0,03213
0,01213
0,026334966
37,9723286
Зададимся масштабом шкал
и
на этом вспомогательном графике.
Масштаб
, тогда m1
=0.2;
Масштаб
, тогда m2
= 0.2
В итоге общий масштаб времени 1мм2
= 0,2*0,2 = 0,04
Задаваясь на вспомогательном графике пределами приращения скорости
, определим величину Fn
каждой элементарной площади, ограниченной кривыми
, в пределах приращения скорости. Умножить эту площадь на масштаб времени, определим время разгона:
, с
(14)
соответствующее приращению скорости от Vn
до Vn+1
.
Разбивая всю площадку на достаточно большое (не менее 10) число площадок, получим ряд значений Т, которые сведем в таблицу 6. При расчете времени разгона определяем до
, так как при
.
По данным таблицы 6 построим график времени разгона автомобиля.
Таблица 6 - Время разгона автомобиля.
Vn+1
- Vn
Fn, мм2
Т,
ΣТ,
2 – 0
138
1,4
1,4
4 – 2
130
1,3
2,7
6 – 4
132
1,3
4,0
8 – 6
151
1,5
5,5
10 – 8
159
1,6
7,1
12 – 10
178
1,8
8,9
14 – 12
238
2,4
11,3
16 – 14
305
3,1
14,3
18 – 16
494
4,9
19,3
20 – 18
735
7,4
26,6
2.6 График пути разгона
График пути разгона
так же, как и график
, служит для характеристики приемистости автомобиля. Методика его построения подобна предыдущей.
Путь разгона:
, м
(15)
Это интегральное уравнение также решим графически. Для этого, в качестве вспомогательного используем график пути разгона
.
Площадь, ограниченную кривой, разбиваем на ряд элементарных площадок с ординатами
. Так же задаемся масштабом шкал: масштаб времени разгона m3
, масштаб скорости m4.
Определим масштаб пути разгона, как произведение масштабов m3
*m4
.
Так, если масштаб Т 1с= 1мм, то m3
= 1; масштаб V 1м/с = 10мм, то m4
= 0,1, а масштаб
Определяя величину каждой элементарной площади F и умножая ее на масштаб пути, получим путь автомобиля, пройденный им за время приращения времени
:
Результаты подсчета сведем в таблицу 7.
По данным таблицы 7 строим график пути разгона автомобиля.
Таблица 7 - Путь, пройденный автомобилем за время разгона.
Тn+1-Тn, с
Fn, мм2
S,
Σ S,
1 – 0
67
6,7
6,7
2 – 1
175
17,5
24,2
3 – 2
270
27,0
51,2
4 – 3
359
35,9
87,1
5 – 4
418
41,8
128,9
6 – 5
454
45,4
174,3
7 – 6
499
49,9
224,2
8 –7
521
52,1
276,3
9 – 8
539
53,9
330,2
10 – 9
562
56,2
386,4
Необходимо отметить, что более точно графики могут быть построены по результатом дорожных испытаний автомобиля.
3 ТОПЛИВНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАСЧЁТ АТОМОБИЛЯ
Выбираем три типа дорог с коэффициентами:
;
и
.
Для каждой дороги вычисляем мощность, затрачиваемую при движении с разной скоростью, приведённую к валу двигателя.
Из баланса мощности при установившемся движении известно, что:
, кВт
(16)
Результаты расчётов сводим в таблицу 8 (смотри приложение А).
По результатам подсчётов суммарной затрачиваемой мощности
определяем процент использования мощности двигателя при каждом значении скорости V при движении на прямой передаче (четвертой):
, кВт
(17)
Для тех же условий движения подсчитаем процент использования частоты вращения вала двигателя:
, %
(18)
где
– частота вращения при максимальной мощности;
– частота вращения, соответствующая каждому значению V.
По проценту использования N и n на вспомогательных графиках находим значения коэффициентов KN
и Kn
и данные сведём в таблицу 9 (смотри приложение Б).
Тогда удельный расход топлива при любом режиме движения составит:
, г/кВт*ч
(19)
Результаты подсчетов сводим в таблицу 10 (смотри приложение В).
При работе двигателя на полном дросселе при 100 % используемой мощности удельный расход будет зависеть только от частоты вращения вала двигателя n, т.е.:
, г/кВт*ч
(20)
Значения удельного расхода подсчитаем и сводим в таблицу 11.
Таблица 11- Удельный расход при полностью открытой заслонке.
Частота, об/мин
Скорость, м/с
n, %
Kn
q, г/кВт*ч
1
2
3
4
5
800
4,17
20
1,00
321,39
1200
6,25
30
0,94
303,62
1
2
3
4
5
1600
8,33
40
0,90
290,38
2000
10,42
50
0,87
280,36
2400
12,50
60
0,86
276,17
2800
14,58
70
0,87
281,98
3200
16,67
80
0,90
291,99
3600
18,75
90
0,94
304,59
4000
20,83
100
1,00
323,00
Приступаем к построению экономической характеристики автомобиля. Расход топлива на 100км пробега определяем по формуле:
, кг/100км
(21)
Результаты расчётов сведём в таблицу 12 (смотри приложение Г).
Для режима работы на полном дросселе расход топлива равен:
, кг/100км
(22)
Результаты расчётов сводим в таблицу 13.
Таблица 13
- Расход топлива при полностью открытой заслонке (кг/100 км).
Скорость, м/с
Мощность, кВт
q’, г/кВт*ч
Qs, кг/100км
15,00
12,80
321,39
0,03
22,50
20,04
303,62
0,03
30,00
27,38
290,38
0,03
37,50
34,50
280,36
0,03
45,00
41,06
276,17
0,03
52,50
46,75
281,98
0,03
60,00
51,22
291,99
0,02
7,50
54,14
304,59
0,02
75,00
55,19
323,00
0,02
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате расчета были получены следующие характеристики разрабатываемого автомобиля:
Максимальная мощность
55,19
Максимальный крутящий момент
164,72
Грузоподъёмность
18000,00
Полная масса автомобиля
41285,71
Передаточное число главной передачи
9,25
Передаточные числа коробки передач:
первая
вторая
третья
четвёртая
4,57
2,75
1,66
1,00
Время разгона до 85 км/ч
26,60
Путь разгона автомобиля до 85 км/ч
386,93
Максимальный расход топлива на 100 км
27,44
Максимальный удельный расход топлива
600,99
По полученным данным наиболее близко подходит автомобиль-фургон для хлебобулочных изделий ГАЗ-3714. Выпускается Горьковским автомобильным заводом с 1973 года на шасси ГАЗ-66.
Технические характеристики автомобиля
Грузоподъёмность, кг
Полная масса, кг:
передняя ось
задняя ось
Собственная ось, кг:
передняя ось
задняя ось
Габаритные размеры, мм:
длина
ширина
высота
Объём продовольственного отсека, м3
Погрузочная высота, мм
Радиус поворота по
оси следа внешнего переднего колеса
наружным габаритам
Карбюратор
Напряжение сети, В
Аккумулятор
Прерыватель
Катушка зажигания
Свечи
Генератор
Реле-регулятор
Стартер
Сцепление
Шины
1730
5970
2786
1554
4340
2786
1554
5700
2250
2910
1700
7,6
1100
9,5
10
К-126Б
12
6СТ-75
Р13Д
Б114
А10НТ
Г287
РР132
СТ230-А
однодисковое
12,00-18
Двигатель и его системы
Модель
Тип
Количество цилиндров и их расположение
Диаметр цилиндров и ход поршня, мм
Рабочий объем цилиндров, л
Степень сжатия
Максимальная мощность, кВт
Максимальный крутящий момент при частоте вращения коленчатого вала 1400-1600 об/мин, Н*м
Марка бензина
Порядок работы цилиндров
Направление вращения коленчатого вала (наблюдая со стороны вентилятора)
Системы питания
Карбюратор
Система охлаждения
Система смазки
ГАЗ-52-04
4-тактный, карбюраторный
4, рядное
82*110
3,48
6,7
55,2
205,9
А-76
1-5-3-6-2-4
правое
с жидкостным подогревом рабочей смеси
К-126у
Жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости
Комбинированная, под давлением и разбрызгиванием
Приложение А
Таблица 8 - Мощность, затрачиваемая при движении автомобиля на прямой передаче по различным типам дорог, приводимая к валу двигателя.
n, об/мин
V, м/с
Ne, кВт
N’w, кВт
Ψ=0,02
Ψ=0,025
Ψ=0,04
N’Ψ, кВт
N’Ψ+ N’w, кВт
N’Ψ, кВт
N’Ψ+ N’w, кВт
N’Ψ, кВт
N’Ψ+ N’w, кВт
800
4,17
12,80
0,13
3,82
3,96
4,78
8,73
7,65
16,38
1200
6,25
20,04
0,45
5,73
6,18
7,17
13,35
11,47
24,82
1600
8,33
27,38
1,06
7,65
8,71
9,56
18,26
15,29
33,55
2000
10,42
34,50
2,07
9,56
11,63
11,95
23,58
19,11
42,69
2400
12,50
41,06
3,58
11,47
15,05
14,34
29,38
22,94
52,32
2800
14,58
46,75
5,69
13,38
19,07
16,72
35,79
26,76
62,55
3200
16,67
51,22
8,49
15,29
23,78
19,11
42,89
30,58
73,47
3600
18,75
54,14
12,08
17,20
29,29
21,50
50,79
34,40
85,20
4000
20,83
55,19
16,58
19,11
35,69
23,89
59,58
38,23
97,81
Приложение Б
Таблица 9 - Значение коэффициентов: удельного расхода топлива от % загрузки двигателя и удельного расхода топлива от частоты вращения коленчатого вала.