Содержание
Пояснительная записка
Образец титульного листа
Контрольная работа №1
Расчет пройденного расстояния и времени при пассивном и активном торможении
Расчет безопасной якорной стоянки
Учет инерции судна при швартовных операциях и определение положения мгновенного центра вращения неподвижного судна
Расчет увеличения осадки судна от крена, изменения плотности воды, проседания на мелководье и расчет безопасной ширины фарватера
Контрольная работа №2
Определение положения судна относительно резонансных зон, длины волны и построение резонансных зон
Буксировка судов
1 Расчет однородной буксирной линии
2 Расчет неоднородной симметричной буксирной линии
3 Расчет неоднородной несимметричной буксирной линии
4 Определение высоты волн для безопасной буксировки
5 Определение весовой игры буксирной линии
Снятие
1 Снятие судов с мели стягиванием
2 Снятие судов с мели способом отгрузки
3 Снятие судна с мели при наличии крена, когда внешняя
кромка банки лежит позади миделя
4 Снятие судна с мели дифферентованием в случае, когда лишь носовая часть киля лежит на грунте, а под остальной частью
киля имеется достаточный запас глубины
5 Снятие судна с мели с помощью выгрузки после предварительного перемещения груза с носа в корму, когда лишь носовая часть киля лежит на грунте, а под остальной частью киля имеется достаточный запас глубин
6 Снятие судна с мели дифферентованием, если часть груза снята, и когда лишь носовая часть киля лежит на грунте, а под остальной частью киля имеется достаточный запас глубин
7 Снятие судна с мели при отсутствии запаса глубины под килем с учетом работы машины на задний ход
8 Определение начальной скорости буксировщика при снятии с мели способом рывка
Пояснительная записка к выполнению контрольных работ
Студенты 5-го и 6-го курса заочной формы обучения по дисциплине «Теория и практика управления судном» согласно учебному плану должны выполнить 2 контрольные работы: №1 - на 5-м курсе и №2 - на 6-м .
Номер первой задачи выбирается по последней цифре шифра, а все последующие номера задач определяются путем прибавления к номеру первой задачи числа 10. Например: номер первой задачи 8, второй – 18, третьей - 28 и т.д.
Для всех видов задач приведены примеры их решения.
При выборе примера для решения задач, связанных с пассивным и активным торможением, следует обратить внимание на конструкцию винта (ВФШ, ВРШ) и на начальную скорость торможения.
При вычислениях записи делаются по форме: формула - числовое значение величин (без промежуточных вычислений) - результат.
При графическом решении задач на диаграммах и номограммах, последние должны быть приложены к контрольной работе.
На чистом поле листов диаграмм и номограмм надлежит указать фамилию студента и номер задачи.
Листы контрольной работы должны быть пронумерованы и подшиты.
Образец титульного листа прилагается.
Контрольная работа должна быть зарегистрирована на кафедре и передана для проверки преподавателю до начала экзаменационной сессии.
МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ
КИЇВСЬКА ДЕРЖАВНА АКАДЕМІЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТУ
імені гетьмана Петра Конашевича-Сагайдачного
Зразок
Контрольна робота № 1
з дисципліни:
“Теорія і практика управління судном”
Студента 5 курсу
заочної форми навчання
факультету судноводіння
Разгуліна В.В.
шифр 057040
Київ-2007
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1
Тема:
“Расчет пройденного расстояния и времени при пассивном и активном торможении судна”
Примеры решения
Пример 1
Определить время падения скорости до V = 0,2 · Vo
судна с ВФШ и ДВС после команды СТОП и пройденное за это время расстояние (время свободного торможения и выбег судна).
Масса судна m = 10000т, скорость полного хода Vo
= 7,5 м/с, сопротивление воды при скорости Vo
Ro
= 350 кН, начальная скорость Vн
= 7,2 м/с.
Решение.
1. Масса судна с учетом присоединенных масс воды
m1
= 1,1 m = 1,1 10000 = 11000 т
2. Инерционная характеристика судна
Sо
=
3. Продолжительность первого периода (до остановки винта)
t1
= 2,25
4. Скорость в конце первого периода V1
= 0,6Vo
, когда останавливается винт
V1
= 0,6 Vo
= 0,6 7,5 = 4,5 м/с
5. Расстояние, пройденное в первом периоде, принимая
=0,2
S1
= 0,5 So
ℓn
= 0,5·1768·ℓn
6. Во время второго периода (от скорости V1
= 4,5 м/с до скорости
V = 0,2 Vо
= 0,2 · 7,5 = 1,5 м/с)
где
=0,5 - коэффициент сопротивления для ВФШ
7. Расстояние, пройденное во втором периоде
8. Время свободного торможения
tв
= t1
+ t2
= 115 + 524 = 639 ≈ 640 с
9. Выбег судна
Sв
= S1
+ S2
= 614 + 1295 = 1909 ≈ 1910 м.
- в радианах
Пример 2
Определить время падения скорости до V = 0,2 Vо
судна с ВФШ и ДВС после команды СТОП и пройденное за это время расстояние (время свободного торможения и выбег судна), если свободное торможение осуществляется на скорости Vн
≤ 0,6 Vo
m = 10000 т, Vo
= 7,5 м/с, Ro
= 350 кН, Vн
= 4,0 м/с
Решение
1. m1
= 1,1 m = 1,1 10000 = 11000 т
2. Sо
=
3. Определим скорость в конце первого периода, когда останавливается винт
V1
= 0,6 Vo
= 0,6 7,5 = 4,5 м/с
4. Т.к. Vн
< V1
, то винт останавливается мгновенно.
5. V = 0,2 · Vo
= 0,2 · 7,5 = 1,5 м/с
6. Время падения скорости от Vн
= 4,0 м/с до V = 1,5 м/с
где εвт
= 0,5 – коэффициент сопротивления для ВФШ
Vн
= V1
7.Расстояние, пройденное при падении скорости от Vн
= 4,0 м/с до V = 1,5 м/с
Пример 3
Определить время падения скорости до V = 0,2 · Vо
для судна с ВРШ и ГТЗА после команды СТОП и пройденное за это время расстояние (время свободного торможения и выбег судна).
m = 10000 т, Vo
= 7,5 м/с, Ro
= 350 кН, Vн
= 7,2 м/с
Решение.
1. m1
= 1,1 m = 1,1 10000 = 11000 т
2. Sо
=
3. V = 0,2 Vo
= 0,2 7,5 = 1,5 м/с
4. Время падения скорости до V = 1,5 м/с
где V1
= Vн
= 7,2 м/с ,
εвт
≈ 0,7 – коэффициент сопротивления для ВРШ
5.
Пример 4
Определить время активного торможения и тормозной путь (нормальное реверсирование) судна с ВФШ и ДВС, если максимальный упор заднего хода Рз.х.
= 320 кН.
m = 10000 т, Vo
= 7,5 м/с, Ro
= 350 кН, Vн
= 7,2 м/с
Решение
1. Масса судна с учетом присоединенных масс
m1
= 1,1 m = 1,1 10000 = 11000 т
2. Инерционная характеристика судна
Sо
=
3. Продолжительность первого периода (до остановки винта)
t1
= 2,25
4. Скорость в конце первого периода V1
= 0,6 Vo
, когда останавливается винт
V1
= 0,6 Vo
= 0,6 7,5 = 4,5 м/с
5. Расстояние, пройденное в первом периоде
S1
= 0,5 So
ℓn
,
где Ре
– тормозящая сила винта, работающего в режиме гидротурбины и составляющая примерно 0,2 Ro
, т.е.
= 0,2
S1
= 0,5 1768 ℓn
6. Продолжительность второго периода
t2
=
, где V1
= 4,5 м/с
Ре
= 0,8 Рз.х.
= 0,8 320 = 256 кН
t2
=
7. Расстояние, пройденное во втором периоде
S2
= 0,5 So
ℓn
т.к. к концу второго периода V = 0, то
S2
= 0,5 So
ℓn
= 0,5 1768 ℓn
8. Время активного торможения
tι
= t1
– t2
= 115 + 168 = 283 с
9. Тормозной путь
Sι
= S1
+ S2
= 614 + 354 = 968 ≈ 970 м.
Пример
5
Определить время активного торможения и тормозной путь (нормальное реверсирование) судна с ВФШ и ДВС после команды ЗПХ, если упор заднего хода Рз.х.
= 320 кН и торможение осуществляется со скорости Vн
≤ 0,6 Vo
.
Масса судна m=10000т, скорость полного хода Vo
=7,5 м/с, сопротивление воды на скорости Vo
Ro
=350 кН, начальная скорость Vн
=4,0 м/с.
Решение
1. Масса судна с учетом присоединенных масс
m1
= 1,1 m = 1,1 10000 = 11000 т
2. Инерционная характеристика судна
Sо
=
3. Скорость в конце первого периода, когда останавливается винт
V1
= 0,6 Vo
= 0,6 7,5 = 4,5 м/с
4. В случае, если Vн
≤ V1
= 0,6 Vo
(Vн
= 4,0 м/с, V1
= 4,5 м/с), винт останавливается мгновенно и t1
= 0; S1
= 0.
5. Тормозящая сила винта
Ре
= 0,8 Рз.х.
= 0,8 320 = 256 кН
6. Время активного торможения
t =
,
где V1
= Vн
= 4,0 м/с
t =
= 154 с
7. Тормозной путь
S = 0,5 So
ℓn
,
где V1
= Vн
= 4 м/с
S = 0,5 1768 ℓn
Пример 6
Определить время активного торможения и тормозной путь судна с ВРШ и ГТЗА, если максимальный упор заднего хода Рз.х.
= 320 кН.
m = 10000 т, Vo
= 7,5 м/с, Ro
= 350 кН, Vн
= 7,2 м/с
Решение
1. Масса судна с учетом присоединенных масс
m1
= 1,1 m = 1,1 10000 = 11000 т
2. Инерционная характеристика судна
Sо
=
3. Продолжительность активного торможения
,
т.к. к концу периода торможения V = 0, то
, где для ВРШ Ре
= Рз.х.
= 320 кН
4. Т.к. к концу периода торможения V = 0, то тормозной путь судна
S = 0,5 So
ℓn
, где V1
= Vн
= 7,2 м/с
S = 0,5 1768 ℓn
5.
Задачи
Определить время падения скорости до V = 0,2 Vо
после команды СТОП и пройденное за это время расстояние (время свободного торможения и выбег судна)
№
задачи
|
m , м
|
Vo
, м/с
|
Ro
, кН
|
Двигатель
|
Vн
, м/с
|
1
|
8545
|
8,8
|
490
|
ДВС, ВРШ
|
8,8
|
2
|
10210
|
8,7
|
420
|
ДВС, ВРШ
|
8,7
|
3
|
11130
|
7,5
|
330
|
ДВС, ВФШ
|
7,5
|
4
|
182000
|
7,7
|
1990
|
ГТЗА, ВРШ
|
7,7
|
5
|
2725
|
6,1
|
140
|
ДВС, ВФШ
|
6,1
|
6
|
29170
|
9,5
|
1050
|
ДВС, ВФШ
|
7,0
|
7
|
11130
|
7,5
|
330
|
ДВС, ВФШ
|
3,4
|
8
|
20165
|
7,2
|
460
|
ДВС, ВФШ
|
3,0
|
9
|
61600
|
8,2
|
1080
|
ГТЗА, ВРШ
|
3,3
|
10
|
2725
|
6,1
|
140
|
ДВС, ВФШ
|
3,0
|
Определить время активного торможения и тормозной путь после команды ЗПХ
№
задачи
|
m , м
|
Vo
, м/с
|
Ro
, кН
|
Rз.х.
,
кН
|
Двигатель
|
Vн
, м/с
|
11
|
11130
|
7,5
|
330
|
340
|
ДВС, ВФШ
|
7,5
|
12
|
29170
|
9,5
|
1050
|
1200
|
ДВС, ВФШ
|
9,5
|
13
|
182000
|
7,7
|
1990
|
1900
|
ГТЗА, ВРШ
|
7,7
|
14
|
10210
|
8,7
|
420
|
450
|
ДВС, ВФШ
|
6,5
|
15
|
20165
|
7,2
|
460
|
500
|
ДВС, ВРШ
|
5,0
|
16
|
87965
|
7,5
|
1120
|
1030
|
ГТЗА, ВРШ
|
5,8
|
17
|
20165
|
7,2
|
460
|
480
|
ДВС, ВРШ
|
3,0
|
18
|
61600
|
8,2
|
1080
|
350
|
ГТЗА, ВРШ
|
3,3
|
19
|
2725
|
6,1
|
140
|
120
|
ДВС, ВФШ
|
3,0
|
20
|
8545
|
8,8
|
490
|
470
|
ДВС, ВРШ
|
4,0
|
Рекомендованная литература:
1. Сборник задач по управлению судами; Учебное пособие для морских высших учебных заведений / Н.А. Кубачев, С.С. Кургузов, М.М. Данилюк, В.П. Махин. – М. Транспорт, 1984, стр. 37 - 43.
2. Управление судном и его техническая эксплуатация; Учебник для учащихся судоводительских специальностей высших инженерных морских училищ. Под редакцией А.И. Щетининой. 3-е издание. – М. Транспорт, 1983, стр. 191 – 196.
3. Управление судном и его техническая эксплуатация. Под редакцией А.И. Щетининой 2-е издание. – М. Транспорт, 1975, стр. 305 – 311.
4. С.И. Демин. Торможение судна. – М. Транспорт, 1975, стр. 5 – 18.
5. Управление судном. Под общей редакцией В.И. Снопкова. – М. Транспорт, 1975, стр. 5 – 12, 25-37.
Тема:
“Расчет безопасной якорной стоянки”
Пример
Танкер водоизмещением ∆ = 84500 тонн, длина L = 228 м, средняя осадка dср
= 13,6 м, высота борта Нб
= 17,4 м, масса якоря G = 11000 кг, калибр якорной цепи dц
= 82 мм, глубина места постановки на якорь Нгл
= 30 м, грунт – ил, наибольшая скорость течения Vт
= 4 уз., угол между направлением течения и ДП θт
= 20º, усиление ветра по прогнозу до u = 10-12м/с, угол между ДП и направлением ветра qu
= 30º. По судовым документам площадь проекции надводной части корпуса судна на мидель
Аu
= 570 м2
, то же на ДП Вu
= 1568 м2
.
Определить:
- длину якорной цепи необходимую для удержания судна на якоре;
- радиус окружности, которую будет описывать корма судна;
- силу наибольшего натяжения якорной цепи у клюза.
Решение
1.Вес погонного метра якорной цепи в воздухе
qо
= 0,021 dц
2
= 0,021 822
= 141,2 кг/м
2.Вес погонного метра якорной цепи в воде
qw
= 0,87 qо
= 0,87 141,2 = 122,84 кг/м
3. Высота якорного клюза над грунтом
Нкл
= Нгл
+ (Нб
- dср
) = 30 + (17,4 – 13,6) = 33,8 м
4. Удельная держащая сила якоря дана в условии задачи: К =1,3
5. Необходимая длина якорной цепи из расчета полного использования держащей силы якоря и отрезка цепи, лежащего на грунте
, где:
а – длина части якорной цепи, лежащей на грунте; принимаем, а = 50 м;
ƒ - коэффициент трения цепи о грунт дан в условии задачи: ƒ=0,15
6. Определим силу ветра, действующую на надводную часть судна
RA
= 0, 61 Сха
u² (Аu
cos qu
+ Bu
sin qu
), где
Сха
– аэродинамический коэффициент задачи дан в условии Сха=
1,46
qu
º
|
Сха
|
сухогр. судно
|
пассаж. судно
|
танкер, балкер
|
0
|
0,75
|
0,78
|
0,69
|
30
|
1,65
|
1,66
|
1,46
|
60
|
1,35
|
1,54
|
1,19
|
90
|
1,20
|
1,33
|
1,21
|
RA
= 0,61 1,46 122
(570 cos 30º + 1568 sin 30º) =163,850 кН = 16,7 m
7.Определим силу действия течения на подводную часть судна
Rт
= 58, 8 Вт
Vт
2
sin θт
, где:
Вт
– проекция подводной части корпуса на ДП судна,
Вт
≈ 0,9 L dcp
= 0,9 · 228 · 13,6 = 2790,7 ≈ 2791 м2
Vт
– скорость течения в м/с
Vт
= 4 уз. ≈ 2 м/с
Rт
= 58,8 2791 22
sin 20º = 224,517 кН = 22,9 m
8.Определим силу рыскания судна при усилении ветра
Rин
= 0,87 G = 0,87 11000 = 9,57 m = 93,882 кН
9.Сумма действующих на судно внешних сил
∑ R = RА
+ Rт
+ Rин
= 163,850 + 224,517 + 93,882 = 482,249 кН = 49,2 m
10.Определим минимальную длину якорной цепи, необходимую для удержания судна на якоре, при условии Fг
= Fх
= ∑ R (н) = 10 · G · К и коэффициенте динамичности Кд
= 1,4
, где:
К = 1,3 – удельная держащая сила грунта,
qw
= 122,84 кг/м – вес погонного метра якорной цепи в воде
С целью обеспечения безопасности якорной стоянки надлежит вытравить
9 смычек = 225 м якорной цепи.
11. Определим горизонтальное расстояние от клюза до точки начала подъема якорной цепи с грунта
x=
= 214,21 м ≈ 214 м.
Следовательно, длина цепи, лежащая на грунте составляет
а = 225 – 214=11м
12. Радиус окружности, которую будет описывать корма танкера
Rя
= а + х + L = 11 + 214 + 228 = 453 м
13. Определим силу наибольшего натяжения якорной цепи у клюза
F2
= 9,81 qw
Задачи
Определить:
- длину якорной цепи, необходимую для удержания судна на якоре;
- радиус окружности, которую будет описывать корма судна;
- силу наибольшего натяжения якорной цепи у клюза.
Исходные данные
|
Номера задач
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
Тип судна
|
Сухо-груз
|
Пассаж
|
Танкер
|
Сухогруз
|
Танкер
|
Балкер
|
Пассаж.
|
Балкер
|
Сухо
груз
|
Танкер
|
Водоизмещение ∆, m
|
21000
|
10565
|
35930
|
20286
|
30000
|
33090
|
18300
|
55600
|
26200
|
18900
|
Длина L, м
|
150
|
134
|
179
|
155
|
186
|
183
|
195
|
218
|
171
|
152
|
Ср. осадка dср
, м
|
9,5
|
6,2
|
10,4
|
9,2
|
9,8
|
7,6
|
8,3
|
12,4
|
10,1
|
8,2
|
Высота борта Нб
, м
|
11,7
|
16,3
|
13,6
|
13,4
|
12,6
|
12,1
|
18,9
|
17,0
|
13,1
|
10,4
|
Площади
проекций Аu
, м2
надв. части
корпуса Вu
, м2
|
195
|
410
|
382
|
341
|
360
|
390
|
532
|
405
|
320
|
240
|
790
|
2480
|
1320
|
1280
|
1210
|
1290
|
3530
|
1470
|
840
|
960
|
Грунт
|
песок
|
галька
|
ил
|
галька
|
песок
|
ил
|
песок
|
галька
|
ил
|
песок
|
Масса якоря G, кг
|
5100
|
3650
|
7000
|
5000
|
5850
|
6800
|
6500
|
8600
|
5800
|
4800
|
Уд. держ. сила
якоря К
|
2,6
|
3,5
|
2,1
|
3,3
|
2,6
|
2,1
|
2,5
|
3,2
|
2,2
|
2,6
|
Калибр цепи dц
,мм
|
57
|
53
|
72
|
57
|
68
|
72
|
72
|
78
|
68
|
57
|
Коэф. трения
цепи ƒ
|
0,35
|
0,38
|
0,12
|
0,38
|
0,35
|
0,12
|
0,35
|
0,38
|
0,12
|
0,35
|
Глубина Нгл
, м
|
25
|
30
|
35
|
45
|
40
|
40
|
35
|
30
|
25
|
20
|
Ветер qu
, град
u, м/с
|
30
10
|
60
10
|
45
14
|
60
8
|
30
12
|
30
14
|
45
10
|
60
10
|
30
8
|
45
10
|
Течение θт
, град
Vт
, уз.
|
60
1
|
30
2
|
45
2
|
30
2
|
20
3
|
40
2
|
45
1
|
50
1
|
45
1
|
30
2
|
Аэродинамический
коэффициент Сха
|
1,65
|
1,54
|
1,32
|
1,35
|
1,46
|
1,46
|
1,60
|
1,19
|
1,65
|
1,32
|
Рекомендованная литература:
1. Управление судном и его техническая эксплуатация. Учебник для учащихся судоводительских специальностей высших инженерных, морских училищ. Под редакцией А.И. Щетининой. 3-е издание.- Транспорт, 1983, стр.241-249.
2. Управление судном и его техническая эксплуатация. Учебник для учащихся судоводительских специальностей высших инженерных, морских училищ. Под редакцией А.И. Щетининой. 2-е издание.- М.Транспорт, 1975, стр.336-349.
3. Сборник задач по управлению судами. Учебное пособие для морских высших учебных заведений. Н.А. Кубачев, С.С. Кургузов, М.М. Данилюк, В, П. Махин. – М. Транспорт, 1984, стр.17-20.
4. Управление судном. Под общей редакцией В.И. Снопкова.-
М. Транспорт, 1991, стр. 206-221.
Тема:
“Учет инерции судна при швартовных операциях и определение положения мгновенного центра вращения неподвижного судна”
Примеры решения
Пример 1
Определить инерционную характеристику судна tv
1
на скорости VH
1
= 7,2 м/с (14 уз.), если Vo
= 7,5 м/с (14,6 уз.), а So
= 2500 м.
Примечание:
характеристика tv
численно равна времени падения скорости от VH
до 0,5 VH
при свободном торможении.
Решение
tv
1
=
с = 4 м 42 с
Задачи
Определить инерционную характеристику tv
на скорости VH
.
Номер задачи
|
31
|
32
|
33
|
34
|
35
|
36
|
37
|
38
|
39
|
40
|
Vo
, м/с
So
, м/с
Vн
, м/с
|
6,1
780
3,0
|
8,8
1490
4,0
|
8,7
2020
3,4
|
7,5
2120
4,0
|
7,2
2520
3,0
|
7,7
2760
3,5
|
9,5
2840
4,0
|
8,2
4220
3,3
|
7,5
4930
3,4
|
7,7
5940
2,6
|
Пример 2
Судно, следуя против течения, подходит к причалу со скоростью VH
' = 3 уз. Относительно грунта. Скорость течения Vт
= 2 уз.
Определить на каком расстоянии от причала дать СТОП, чтобы:
а) остановиться у причала без реверса двигателя на задний ход;
б) иметь скорость относительно причала не более V= 0,5 уз.
Инерционная характеристика tv
= 7 мин.
Решение
а) VH
= VH
' + Vт
= 3 + 2 = 5 уз.
Скорость относительно воды у причала:
V = Vт
= 2 уз. ; ∆V = VH
– V = 5 – 2 = 3 уз.
S =
кб
б) VH
= 5 уз.
Скорость относительно воды у причала
V = Vт
+ 0,5 = 2 + 0,5 = 2,5 уз.; ∆V = VH
– V = 5 – 2,5 = 2,5 уз.
S =
кб
Задачи
Судно следует против течения к причалу со скоростью Vн
относительно грунта. Определить на каком расстоянии от причала дать СТОП чтобы:
а) остановиться у причала без реверса двигателя на задний ход;
б) иметь скорость относительно причала не более Vуз.
Номер задачи
|
41
|
42
|
43
|
44
|
45
|
46
|
47
|
48
|
49
|
50
|
Vн
, уз.
Vт
, уз.
V, уз.
tv
, мин.
|
2,5
1,5
0,5
3,0
|
3,0
2,0
1,0
4,2
|
4,0
1,0
0,5
5,5
|
3,4
2,0
1,0
6,0
|
2,5
2,5
1,0
8,0
|
3,0
2,0
0,5
9,0
|
4,0
1,0
0,5
7,4
|
4,8
1,5
0,5
11,0
|
3,4
1,0
0,5
16,5
|
2,6
2,0
1,0
18,8
|
Пример 3
Определить расстояние, на котором будет остановлено судно работой винта на задний ход ωз.х.
= 60 об/мин., если скорость судна перед дачей заднего хода VH
= 2 уз. Скорость полного хода Vо
= 16 уз. Частота вращения винта при работе на полный задний ход ωз.хо.
= 105 об/мин. Инерционная характеристика Sо
= 2500 м, тормозная характеристика
= 0,9.
Решение
Sт
= 1,3 α (1 + α) Sо
где α =
Sт
= 1,3 0,025 (1 + 0,025) 2500 = 83 м
Задачи
Определить расстояние, на котором будет остановлено судно работой винта на задний ход с частотой вращения ωз.х.
, если скорость перед дачей заднего хода Vн
. Известна тормозная характеристика судна Рз.х.
/Rо
, соответствующая частота вращения винта на полный задний ход ωз.хо.,
инерционная характеристика Sо ,
скорость полного хода Vо.
Номер задачи
|
51
|
52
|
53
|
54
|
55
|
56
|
57
|
58
|
59
|
60
|
Vн
, уз.
ωз.х.
, об/мин.
Vо
, уз.
Sо
, м
ωз.хо.
, об/мин.
Рз.х.
/Rо
|
1,5
45
12,0
780
105
1,0
|
2,8
60
17,2
1490
115
1,1
|
2,1
50
17,0
2020
120
1,2
|
1,0
50
14,6
2120
100
1,1
|
1,2
40
14,0
2520
110
1,3
|
0,9
60
15,0
2760
75
0,7
|
1,8
70
18,5
2840
130
1,4
|
2,0
50
16,0
4220
60
0,4
|
1,4
65
14,6
4930
100
1,1
|
1,1
70
15,0
5940
90
0,7
|
Пример 4
Определить кинетическую энергию навала судна Д = 250000 тонн на докфиндер причала при скорости подхода V = 0,1 м/с, коэффициент энергии навала Кн
= 0,9, коэффициент присоединенной массы μ = 0,35, g = 9,81 м/с2
.
Решение.
W = κн
тонн
Задачи
Определить кинетическую энергию навала судна
Номер задачи
|
61
|
62
|
63
|
64
|
65
|
66
|
67
|
68
|
69
|
70
|
Д, тыс.т
V, м/с
Кн
μ
|
380
0,05
0,5
0,22
|
370
0,1
0,5
0,23
|
360
0,15
0,6
0,24
|
350
0,2
0,7
0,25
|
340
0,1
0,6
0,26
|
330
0,05
0,7
0,27
|
320
0,2
0,6
0,28
|
310
0,1
0,7
0,29
|
300
0,15
0,7
0,30
|
290
0,05
0,8
0,31
|
Пример 5
Под углом 90º к ДП судна подан буксир на расстоянии d =
от центра тяжести судна (G) в корму. Длина судна L = 300 м. Определить расстояние (К) мгновенного центра вращения (О) от центра тяжести судна (G) и радиус, которым оконечность кормы судна опишет дугу вокруг мгновенного центра вращения.
Решение:
d =
=
= 100 м ;
м ;
а =
- d =
- 100 = 50 м ; R = К + d + а = 56,25+100+50 = 206,25 м
Задачи
Определить положение центра вращения неподвижного судна и радиус, которым оконечность кормы опишет дугу вокруг мгновенного центра вращения
Номер задачи
|
71
|
72
|
73
|
74
|
75
|
76
|
77
|
78
|
79
|
80
|
L, м
d,
|
320
L/2
|
320
L/3
|
320
L/4
|
320
L/5
|
320
L/6
|
320
L/8
|
320
L/10
|
320
L/12
|
320
L/16
|
320
L/32
|
Рекомендованная литература:
1. Сборник задач по управлению судами. Учебное пособие для морских высших учебных заведений / Н.А. Кубачев, С.С. Кургузов, М.М. Данилюк, В.П. Махин. – М. Транспорт, 1984, стр. 57-62.
2. Управление судном и его техническая эксплуатация. Учебник для учащихся судоводительских специальностей высших инженерных морских училищ. Под редакцией А.И. Щетининой. 3-е издание. – М. Транспорт, 1983, стр. 284-286.
3. С.Г. Погосов. Швартовка крупнотоннажных судов. – М. Транспорт, 1975, стр. 67-72.
Тема:
“Расчет увеличения осадки судна от крена, изменения плотности воды, проседания на мелководье и расчет безопасной ширины фарватера”
Примеры решения
Пример 1
І. Танкер длиной L = 174 м, шириной В = 23,5 м со статической осадкой Тсm = 9,8 м на ровном киле следует со скоростью V = 14 уз (7,2 м/с) на мелководье, Hгл = 14,8 м.
Определить суммарное увеличение осадки от крена судна θ = 3º, при изменении плотности воды от ρ1
= 1,025 m/м3
до ρ2
= 1,008 m/м3
при поправке на пресную воду ∆Т = 213 мм и от проседания на мелководье.
Решение
1. Увеличение осадки от крена
∆Ткр
tg θ =
tg 3º = 0,61 м
Формула используется при θ ≤ 8
2. Увеличение осадки от изменения плотности воды
∆Тпл =
·∆Т =
213 = 0,15 м
3. Увеличение осадки от проседания на мелководье
∆Тv
´ =
·
при 1,5 <
< 4
или ∆Тv
=
при
≤ 1,4
где Кv
– коэффициент, зависящий от
см. таблицу
L/B Кv
L/B Кv
4 1,32 8 1,17
5 1,27 9 1,15
6 1,23 12 1,1
7 1,19
=
= 7,4 К = 1,18; ∆Тv
´ =
·
= 0,84 м
4. Увеличение дифферента на корму при коэффициенте общей полноты корпуса
≤ 0,65
∆Тк = Кк ∆Тv
´, где Кк – коэффициент, зависящий от
см. таблицу
L/B Кк
3,5 – 5,0 1,5 – 1,25
5 – 7 1,25 – 1,1
7 – 9 1,1
=
= 7,4 Кк = 1,1
∆Тv
= Кк ∆Тv
´ = 1,1·0,84 = 0,92 м
5. Суммарное увеличение осадки
а) на миделе
∆Т= ∆Ткр + ∆Тпл + ∆Тv′ = 0,61 + 0,15 + 0,84 = 1,60 м
б) кормой при острых отводах кормы
∆Тк = ∆Тпл + ∆Тvк
= 0,15 + 0,92 =1,07 м
т.е. максимальное увеличение осадки ∆Т = 1,60 м
2. Максимальная динамическая осадка
Тдин = Тсm + ∆Т = 9,80 + 1,60 = 11,40 м
Задачи
Определить суммарное увеличение осадки:
1) от крена судна θ ;
2) при переходе судна из воды с плотностью ρ1
в воду с плотностью ρ2
при поправке на пресную воду ∆Т ;
3) от проседания при плавании на мелководье по формулам Института гидрологии и гидротехники АН СССР для судов с острыми отводами;
4) при увеличении дифферента на корму и максимальную осадку
Номер задачи
|
L, м
|
В, м
|
Тсm, м
|
Θ, град.
|
∆Т, мм
|
ρ1
m
/м
3
|
ρ2
m
/м
3
|
Нгл, м
|
* V, уз.
|
81
|
100
|
13,3
|
6,30
|
3
|
85
|
1,030
|
1,000
|
7,80
|
9,5
|
82
|
102,3
|
14,1
|
6,35
|
4
|
87
|
1,029
|
1,002
|
8,90
|
10,0
|
83
|
104,2
|
15,2
|
6,40
|
5
|
90
|
1,028
|
1,005
|
10,60
|
11,5
|
84
|
105,6
|
14,4
|
6,55
|
6
|
92
|
1,027
|
1,007
|
8,80
|
10,5
|
85
|
108,1
|
15,3
|
6,70
|
7
|
97
|
1,026
|
1,008
|
10,70
|
10,8
|
86
|
110,6
|
15,4
|
6,85
|
8
|
100
|
1,025
|
1,013
|
8,80
|
12,5
|
87
|
112,5
|
16,0
|
7,05
|
7
|
116
|
1,024
|
1,008
|
9,40
|
11,8
|
88
|
114,4
|
16,3
|
7,10
|
6
|
123
|
1,023
|
1,010
|
11,40
|
13,2
|
89
|
116,7
|
16,6
|
7,25
|
5
|
131
|
1,022
|
1,015
|
9,60
|
12,4
|
90
|
138,0
|
19,9
|
8,50
|
4
|
175
|
1,021
|
1,004
|
11,90
|
13,0
|
V, уз. перевести в V м/с
Пример 2
Определить приращение осадки судна при плавании на мелководье и в узком канале по Формулам Барраса, когда отношение глубины к осадке
, а отношение площади подводной части миделя судна к площади поперечного сечения канала
. Длина судна L=160 м, ширина В=26,7 м, осадка Тср
=10,80 м , объемное водоизмещение судна
Vоб
=34635 м3
, глубина Н=12, 40 м, скорость судна V=8 уз.
Решение
1. Коэффициент общей полноты судна
2. Увеличение осадки на мелководье
3. Увеличение осадки в канале
Задачи
Номер задачи
|
L, м
|
В, м
|
Т , м
|
Vоб
, м3
|
V, уз
|
Нгл
, м
|
91
|
167,4
|
27,4
|
10,65
|
33217
|
9,5
|
12,5
|
92
|
174,6
|
28,5
|
9,80
|
34136
|
10,0
|
11,3
|
93
|
188,9
|
29,3
|
10,85
|
43238
|
11,5
|
12,8
|
94
|
202,4
|
31,6
|
11,25
|
53245
|
12,5
|
13,1
|
95
|
210,0
|
35,2
|
12,80
|
71909
|
10,8
|
14,4
|
96
|
212,4
|
34,8
|
12,95
|
74662
|
9,7
|
15,0
|
97
|
217,3
|
34,5
|
13,05
|
78267
|
13,4
|
15,1
|
98
|
221,6
|
33,7
|
13,10
|
80220
|
12,2
|
15,3
|
99
|
227,8
|
34,2
|
13,15
|
82983
|
12,0
|
15,8
|
100
|
231,5
|
35,7
|
13,25
|
85414
|
11,0
|
15,0
|
Пример 3
По методу NPL определить изменение осадки танкера: L
= 300 м
на скорости 14 уз. при Тcm = 13,5 м;
дифферент ψ = 0, на глубине Нгл=20 м; (см. Приложение 1)
Для использования номограммы NPL необходимо выполнение следующих условий:
- коэффициент полноты объема корпуса судна должен быть 0,80≤ δ≤90
- отношение длины судна к его ширине
;
- отношение глубины моря к осадке 1,1≤
≤1,5 ;
- число Фруда по глубине Frh
= 0,1
0,6;
Решение
1. По номограмме NPL (см. лист. Приложение 1) из точки А, соответствующей значению V = 14 уз., провести вертикаль до пересечения с линией глубины моря Н = 20 м (точка В);
2. Из точки В провести горизонталь на правую часть номограммы до пересечения с линиями заданного дифферента ψ = 0 (точка С – нос, точка С' – корма);
3. Из точек С и С' опустить вертикальные линии до пересечения с линией длины судна L = 300 м (точки D и D');
4. Из точек D и D' провести горизонтали до пересечения осадок и снять результат: приращение осадки носом ∆Тн=+1,98м, приращение осадки кормой ∆Тк=+1,48м
Задачи
Номер задачи
|
L , м
|
Тсm, м
|
Нгл, м
|
Дифферент
ψ
|
V, уз.
|
101
|
190
|
9,85
|
13,0
|
0
|
12
|
102
|
200
|
11,15
|
15,0
|
1/100 на корму
|
12
|
103
|
210
|
12,85
|
16,0
|
1/100 на корму
|
13
|
104
|
230
|
13,10
|
17,0
|
0
|
14
|
105
|
240
|
13,55
|
18,0
|
1/500 на нос
|
14
|
106
|
250
|
14,00
|
17,0
|
1/500 на нос
|
15
|
107
|
280
|
15,65
|
19,0
|
0
|
12
|
108
|
300
|
18,40
|
22,0
|
1/100 на корму
|
11
|
109
|
330
|
21,70
|
26,0
|
1/100 на корму
|
10
|
110
|
350
|
23,90
|
28,0
|
0
|
12
|
Пример 4
а) Определить ширину свободного пространства прохождения судна в узкости на прямолинейном участке
L = 174м – длина судна;
В = 23,5м – ширина судна;
* V = 18 уз – скорость судна;
= 200м – наибольшая ошибка;
tu
= 10мин = 600с – промежуток времени между обсервациями;
t3
= 3,5 мин=150с – время на определение и прокладку линий положения;
Со
= 5 о
– учитываемый угол сноса;
Со
=
- ошибка в угле сноса;
ω = 0.1 град/c – средняя угловая скорость поворота;
Z = 30м – необходимый навигационный запас.
* V, уз. перевести в V м/с
Решение
в = 2 δm
+ 2V (tu
+ tз
)
=
= 2 · 200 + 2 · 7,2 (600 + 150)
+ 23,5 + 2 · 30 ≈ 887м.
в)
Определить будет ли достаточной ширина фарватера 400 м при проводке судна по створу (непрерывное наблюдение за смещением судна, tu
=0, tз
= 0) при тех же условиях.
Решение
в = 2 δm
+
= 2 · 200 +
+ 23,5 + 2 · 30= =510 м.
Ширина фарватера не достаточна.
Задачи
а) Определить ширину полосы свободного пространства для прохождения судном узости:
Номер задачи
|
L, м
|
В, м
|
V, м
/с
|
δm
, м
|
tu
, с
|
tз
, с
|
С, град.
|
∆С, град.
|
Z, м
|
ω град./с
|
111
|
126,0
|
17,0
|
6,0
|
200
|
600
|
150
|
5,0
|
2,0
|
30
|
0,1
|
112
|
180,0
|
27,2
|
8,0
|
300
|
600
|
150
|
4,0
|
2,0
|
40
|
0,1
|
113
|
214,0
|
31,0
|
7,0
|
200
|
600
|
150
|
5,0
|
3,0
|
50
|
0,1
|
114
|
245,0
|
38,0
|
6,0
|
300
|
600
|
150
|
4,0
|
2,0
|
50
|
0,2
|
115
|
277,0
|
45,0
|
8,0
|
200
|
600
|
150
|
5,0
|
3,0
|
50
|
0,2
|
в) Определить будет ли достаточной ширина фарватера 150 м при проводке судна по створу.
Номер задачи
|
в
, м
|
L, м
|
В, м
|
V, м
/с
|
δm
, м
|
С, град.
|
∆С, град.
|
Z, м
|
ω град./с
|
116
|
150
|
165,0
|
25,3
|
3,0
|
25,0
|
12,0
|
5,0
|
10,0
|
0,1
|
117
|
200
|
236,0
|
39,0
|
3,0
|
25,0
|
3,0
|
1,0
|
10,0
|
0,1
|
118
|
200
|
190,6
|
31,4
|
4,0
|
25,0
|
8,0
|
3,0
|
10,0
|
0,1
|
119
|
150
|
172,0
|
22,8
|
3,0
|
25,0
|
3,0
|
1,0
|
10,0
|
0,1
|
120
|
150
|
109,0
|
16,6
|
4,0
|
25,0
|
5,0
|
2,0
|
10,0
|
0,1
|
Рекомендованная литература:
1. Сборник задач по управлению судами. Учебное пособие для морских высших учебных заведений / Н.А. Кубачев, С.С. Кургузов, М.М. Данилюк, В.П. Махин. – М. Транспорт, 1984, стр. 48 - 57.
2. Управление судном и его техническая эксплуатация. Учебник для учащихся судоводительских специальностей высших инженерных морских училищ. Под редакцией А.И. Щетининой. 3-е издание. – М. Транспорт, 1983, стр. 383 – 392.
3. Управление судном и его техническая эксплуатация. Под редакцией А.И. Щетининой 2-е издание. – М. Транспорт, 1975, стр. 393 – 401.
Контрольная работа № 2
Тема
:
«Определение положения судна относительно резонансных зон, длины волны и построение резонансных зон»
Примеры решения
Пример 1
Определение положения судна относительно резонансных зон.
Судно следует в условиях регулярного волнения, когда определение длины волны не представляет затруднений. Сравниваем ее с длиной судна. Определить положение судна относительно резонансных зон.
Дано:
Длина судна L = 101,9 м; ширина судна В = 16,7 м; осадка судна
Т = 7,0 м; скорость судна Vs
= 10 уз.; поперечная метацентрическая высота h = 0,9 м; курсовой угол направления движения волны q = 45º; длина волны λ = 90 м.
Решение
1. Рассчитать кажущийся период волн:
2. Находим период бортовой качки судна
; принимаем К = 0,8
3. Определяем период килевой качки
4. Рассчитываем отношения:
Выводы:
а) по бортовой качке судно находится в дорезонансной зоне, т.е.
< 0,7;
б) по килевой качке судно находится в резонансной зоне
(0,7 <
< 1,3) и испытывает килевую качку
Задачи
Исходные данные
|
Номер задачи
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
В, м
|
19,7
|
20,0
|
17,7
|
14,4
|
16,7
|
16,7
|
14,0
|
17,7
|
19,2
|
20,0
|
Т, м
|
9,2
|
8,6
|
7,8
|
6,5
|
7,1
|
6,8
|
5,8
|
7,6
|
6,6
|
8,2
|
h, м
|
0,97
|
0,92
|
0,95
|
0,85
|
0,90
|
0,88
|
0,94
|
0,90
|
1,20
|
0,95
|
Vs
, уз.
|
14,0
|
12,0
|
8,0
|
9,0
|
13,0
|
6,0
|
4,0
|
10,0
|
12,0
|
12,0
|
qº
|
130
|
110
|
35
|
80
|
140
|
25
|
15
|
160
|
45
|
120
|
λ, м
|
100
|
40
|
60
|
30
|
80
|
70
|
40
|
130
|
120
|
90
|
Пример 2
Определение длины волны с помощью универсальной диаграммы качки (Приложение 2).
Судно следует в условиях нерегулярного волнения. Для определения средней величины кажущегося периода волн измерили суммарное время прохождения серии волн и вычислили τ как среднее арифметическое.
Определить среднее значение длины волн.
Дано:
Скорость судна Vs
= 10 уз. ; курсовой угол направления движения волны q = 30º; кажущийся период волн τ ′= 7 с.
Решение
1. Находим в нижней части диаграммы точку, соответствующую значениям Vs
= 10 уз. и q = 30º.
2. Проводим из этой точки вертикальную линию в верхнюю часть диаграммы до пересечения с кривой τ′ = 7 с.
3. Ордината полученной точки соответствует длине волны λ = 130 м.
Задачи
Исходные данные
|
Номер задачи
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
Vs
, уз.
|
12
|
10
|
13
|
12
|
12
|
11
|
8,5
|
12
|
16
|
14
|
q, град.
|
35
|
120
|
15
|
95
|
170
|
40
|
105
|
50
|
35
|
120
|
τ, с
|
6
|
12
|
5
|
9
|
17
|
6,5
|
8,5
|
6
|
8
|
14
|
Пример
3
Построение резонансных зон на универсальной диаграмме Ремеза (Приложение 3) по измеренному кажущемуся периоду волн.
Построить резонансные зоны для бортовой и килевой качки.
Дано:
Длина судна L = 139,4 м; скорость судна Vs
= 12 уз., q = 120º; период собственных поперечных колебаний судна Тθ
= 18 с; период собственных продольных колебаний судна Тψ
= 8 с, кажущийся период волн τ′= 12 с.
Решение
1. Находим длину волны (см. Пример 2 этой темы): λ = 140 м.
2. Из точки пересечения горизонтали с ординатой, равной λ = 140 м и кривой τ′ = Тθ
= 18 с, проводим в нижнюю часть диаграммы линию чистого резонанса по бортовой качке.
3. Рассчитаем
и
(можно воспользоваться шкалой в верхней части диаграммы)
4. Из точек пересечения кривых τ′ = 14 с и τ′ = 26 с с горизонталью λ = 140 м проводим вертикальные линии в нижнюю часть диаграммы. Эти вертикали ограничивают резонансную зону по бортовой качке.
5. Линию чистого резонанса по килевой качке проводим из точки пересечения кривой τ′=Тψ
=8 с горизонталью λ=140м. Линии, ограничивающие резонансную зону по килевой качке, проводим из точек пересечения горизонтали λ=140 м с кривыми τ′ =Тψ
/ 1,3=8/1,3=6 с и τ′ =Тψ
/0,7=8/0,7=11 с
Ответ:
|