Главная              Рефераты - Логистика

Стратегии грузоперевозок в России - курсовая работа

ВВЕДЕНИЕ

Актуальностью выбранной темы является то, что на сегодняшний день международные автомобильные перевозки являются наиболее перспективным направлением в бизнесе. В 2009 году российскими перевозчиками было выполнено 465,6 тысячи поездок в 38 стран- это на 30 процентов больше, чем в 2008 году. В ближайшей перспективе увеличение количества поездок может составить 2 - 3 процента в год. В настоящее время в этой сфере работают 14.804 перевозчиков различных форм собственности. По оценкам разработчиков, реализация новой программы по развитию международных автомобильных перевозок грузов - с 543, 4 до 668,4 миллиона долларов США.

По данным ФСГС РФ, в 2009 году оборот организаций транспортного комплекса вырос на 15% по сравнению с 2008 годом и достиг 2 788 млрд рублей.

Объем перевозок грузов автомобильным транспортом составил в 2009 году порядка 6,9 млрд. тонн или 101,6 % к уровню 2008 года. Грузооборот возрос на 3,6% над уровнем 2008 года и составил 205,8 млрд. т-км. Объем коммерческих автоперевозок грузов составил в 2009 году 1987,9 млн. тонн грузов (110,5% к уровню 2008 года), коммерческий грузооборот - 79,1 млрд. т-км (107,1% к уровню 2008 года).

В 2009 г. на рынке грузовых авиаперевозок наблюдалась положительная динамика, темпы роста оказались весьма высокими и составили по грузообороту 116%, а по объему перевозок - 114,3%. Грузооборот в 2009 г. достиг максимального за последние годы значения 3 424,5 млн. т.-км., а объем перевозок грузов воздушным транспортом составил 732,2 тыс. т. В структуре грузовых авиаперевозок, осуществляемых российскими компаниями, преобладают международные перевозки. Доля авиаперевозок грузов в международном сообщении в грузообороте российских авиакомпания в 2009 году превысила 75%, а в объеме перевозок грузов - составила 63%.

Объем перевозок грузов внутренним водным транспортом в навигацию 2009 года составил 152,4 млн. тонн (109,5 % к уровню 2008 года) с грузооборотом 83,7 млрд. т-км (96,5 % к уровню 2008 года). Рост перевозок грузов внутренним водным транспортом в 2007 году мотивируется увеличением сроков навигации в речных бассейнах. Снижение грузооборота в 2009 г. обуславливают сокращением на 24% перевозок в загранплавании судами типа река-море. Объём переработки грузов в речных портах составил 225,5 млн. т., превысив уровень 2008 года на 17,6%.

Итак, 2007 год прошел позитивно для российского торгового флота и морских портов страны. Объемы перевозок грузов морским транспортом в 2009 году выросли на 5,1% к уровню 2008 года и составили 26,7 млн. тонн. Грузооборот морского транспорта в 2009 г. вырос на 0,5% к 2008 г. и составил 61,9 млрд.т-миль. Объем перевалки грузов в морских портах России в 2007 году увеличился по сравнению с 2006 годом на 7,2% и составил 451 млн. тонн. Доминирующее положение в структуре морских грузопотоков занимает экспортное направление - из общего объема грузов, переваленных в морских портах России в 2009 г., экспорт составил 351 млн. тонн, или 79%.

Рынок железнодорожных перевозок стабилизируется. Если в 2007 году его объемы выросли на 4,3%, в 2006-м - на 2,9%, то в 2007 году темп прироста объемов железнодорожных грузовых перевозок составил всего 2,6%. Железнодорожным транспортом общего пользования в 2009 году было перевезено 1344,2 млн. тонн грузов, грузооборот железнодорожного транспорта составил 2087,7 млрд т-км или 107% по отношению к результатам 2008г.

Решая транспортные проблемы, необходимо использовать теоретические и методологические достижения в этой области. Однако важно применять не только имеющиеся достижения, но и выработать свою транспортную стратегию и определить ее главные принципы. В основе логистической модели должны лежать проблемы транспортного процесса, которые включали бы в эту модель реалистические предложения.

Важной областью является обработка аналитических результатов для распределения эвристики маршрутизации транспортных средств, изучение компромиссов между запасами ресурсов, их транспортировкой и размещением.

Денежные поступления от экспорта услуг в 2009г. равны в долларовом эквиваленте 971 млн.USD. При этом поступления в российских рублях—15,4%, в прочих валютах (преимущественно в СКВ) - 81,2%.

Многим производителям или просто тем, кому понадобилось доставить определенный груз из одной точки России в другую, приходилось задумываться над тем, кому же именно доверить эту задачу.

Автомобильные перевозки груза по территории России – это, не только преодоление многих сотен и тысяч километров пути, но еще и постоянная и непрекращающаяся борьба с «качеством» дорожного покрытия, это еще и многотонные партии грузов, которые следует доставить из одного конца нашей страны в другой. С учетом всех этих особенностей, нетрудно догадаться, что такой вид грузоперевозок требует максимальной ответственности.

Не глядя на всю, кажущуюся, простоту этого процесса (загрузились и поехали), грузоперевозки между городами России – это весьма серьезная и ответственная сфера деятельности, которая таит в себе колоссальное количество разнообразных нюансов и «подводных камней». Кроме того, осуществление наиболее оптимальной грузоперевозки крупногабаритных партий товаров, тем более, их экспресс-доставка – это работа исключительно для высококвалифицированных специалистов и профессионалов своего дела.

Сегодня протяженность дорог и улиц в одной только столице нашей страны составляет порядка 4 866 километров. А по всей территории России их можно насчитать около 580 000 километров. Причем, все эти дороги, постоянно переплетаясь друг с другом, образуют, самую что ни на есть настоящую, паутину. И если не знать четкого и оптимального маршрута можно попросту заблудиться и, в итоге, потратить массу полезного времени на поиски необходимого маршрута. Таким образом, вы попросту рискуете подвести своих партнеров по бизнесу, которые ожидают доставки груза в указанный срок. Ведь, давно уже не секрет, что осуществление своевременной доставки груза – это залог нормального и успешного функционирования любого производственного или торгового предприятия.

Именно поэтому, большинство компаний, которые занимаются предоставлением услуг в сфере грузоперевозок по всей территории России, предлагают своим клиентам такой сервис, как анализ и разработка оптимального маршрута для осуществления качественной и своевременной транспортировки груза в место назначения. А в случаях, когда такая грузоперевозка выходит за пределы Москвы или Московской области, здесь даже предоставят услуги экспедирования ваших грузов, дабы ваш груз на всем пути своего следования сопровождался профессиональными экспедиторами, способными решать любые проблемы с его транспортировкой, по мере их возникновения.

Объектом курсовой работы являются транспортные перевозки.

Предметом курсовой работы является стратегии транспортных перевозок в России.

Целью курсовой работы выявить стратегии грузоперевозок в России.

Задачи курсовой работы:

- изучить теоретические аспекты грузоперевозок в России;

- изучить факторы, которые входят в стратегии грузоперевозок в России;

- произвести анализ предприятий, которые занимаются грузоперевозками в Сургуте.

Курсовая работа включает в себя введение, 3 главы и заключение. Во введении раскрывается актуальность выбранной темы. В первой главе дается общая характеристика грузоперевозок. Во второй главе рассматривается что включают в себя стратегии грузоперевозки в России. В третьей главе производится анализ компаний, занимающихся грузоперевозками в Сургуте. В заключении делаются выводы по теме.

1. ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ В РОССИИ

1.1 Основные элементы управления транспортным процессом

Транспортный процесс предприятий в России – совокупность организационно и технологически взаимосвязанных действий и операций, выполняемых автотранспортными предприятиями и их подразделениями самостоятельно или согласованно с другими организациями при подготовке, осуществлении и завершении перевозок грузов.

Структура транспортного процесса предприятия включает:

1. Управление движением транспортных средств.

2. Координацию работы автомобильного транспорта с другими видами транспорта.

3. Выбор типа и определение необходимого количества подвижного состава для перевозок.

4. Нормирование скоростей движения автотранспорта.

5. Определение сферы целесообразности использования автомобилей и автопоездов в зависимости от конкретных условий перевозок, вида и свойств грузов, эксплуатационных показателей грузового транспорта.

6. Обеспечение эффективных и безопасных перевозок грузов автомобильным транспортом.

7. Оперативный контроль над работой автомобильного подвижного состава и его использованием.

8. Маркетинг грузопотоков.

9. Применение экономико-математических методов и расчетов для повышения эффективности использования подвижного состава и снижения затрат на перевозки.

10. Разработку на основе материалов обследований грузопотоков: рациональных маршрутных схем, предусматривающих при открытии новых и изменение направления существующих маршрутов.

11. Анализ дорожных условий в целях разработки эффективных и безопасных маршрутов движения подвижного состава.

Особое место в транспортном процессе уделяется использованию различных методов, обеспечивающих:

· экономию топлива;

· - сохранность качества и количества перевозимого груза;

· - выполнение требований техники безопасности и требований безопасности движения;

· - охрану окружающей среды; выполнение требований трудового законодательства;

· - своевременность доставки грузов партиями необходимых размеров.

Правильная организация транспортного процесса предприятий в России предполагает:

1. Сокращение сверхнормативных затрат времени на простой автомобилей под погрузкой и разгрузкой грузов за счет: расширения фронта погрузочно-разгрузочных работ и применения их комплексной механизации; составления и строго соблюдения графиков подачи и работы автомобилей; создания подъездных путей и площадок для маневрирования автомобилей, особенно автомобилей с прицепами; предварительной подготовки грузов и др.,

2. Правильное размещение грузов в кузове, способствующих равномерному распределению весовой нагрузки на ходовую часть транспортного средства и облегчению управления им;

3. Оптимальные режимы движения автомобилей на соответствующих участках пути с учетом состояния дорожного покрытия, обзорности, интенсивности движения и других факторов при строгом соблюдении Правил дорожного движения, а также знания водителями основных технических характеристик и правил эксплуатации, различных марок подвижного состава автомобильного транспорта при перевозке соответствующих грузов;

4. Перевозка грузов должна осуществляться по рационально построенным маршрутам с учетом кратчайших расстояний, режимов движения на каждом участке пути, с обеспечением загрузки автомобилей в обоих направлениях;

5. Рациональную укладку грузов, применение съемных щитов и др., позволяющих максимально использовать грузоподъемность и вместимость подвижного состава;

6. Максимальное использование рабочего времени водителей в рамках законодательства, за счет уплотнения режима работы автомобилей путем организации бригадного метода работы.

Основными задачами предприятий в России при организации перевозок грузов являются:

· обеспечение высокого уровня обслуживания заказчиков;

· выполнение существующих планов перевозок;

· полное удовлетворение потребностей заказчиков в автомобильных перевозках;

· эффективное использование транспортных средств, повышение производительности труда, максимальное снижение транспортных расходов;

· систематическое получение прибыли.

· Система организации перевозок должна обеспечивать:

· координацию работы всех подразделений и работников предприятия;

· оптимальную организацию движения;

· эффективное использование подвижного состава автотранспорта;

· рентабельность перевозок;

· безопасность движения;

· доставку грузов в кратчайшие сроки.

При организации перевозок конкретных грузов транспортным предприятием проводится ряд мероприятий:

1. Составляется маршрут перевозок и схема с указанием опасных участков. Допустимая протяженность автомобильных маршрутов определяется исходя из соблюдения установленных законодательством РФ нормативов рабочего времени водителей с учетом расчетных нормативов скорости движения и технологии перевозок.

2. Выбирается тип и марка автотранспорта в зависимости от вида перевозок с учетом дорожных и погодно-климатических условий. При перевозках масса и объем груза не должны превышать предельной вместимости транспортного средства, указанной в технической характеристике автомобиля данной марки.

3. Разрабатываются графики движения – на основе определения оптимальных значений скоростей движения автотранспорта на маршруте и отдельных участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами. Каждый водитель должен быть обеспечен графиком движения на маршруте с указанием перечня мест для остановок в пути на отдых, обед и ночлег, схемой маршрута с указанием опасных участков.

4. Проводится инструктаж водителей транспортных средств:

- об особенностях маршрута;

- об обеспечении безопасности движения;

- о правилах перевозки отдельных видов грузов (опасных, крупногабаритных, тяжеловесных и др.).

5. Назначается контрольное время возвращения автотранспорта, по истечении которого будут приниматься меры к установлению места нахождения автотранспорта.

6. Организуется контроль над соблюдением графиков (расписаний) движения, норм вместимости автотранспорта, маршрутов движения. Контроль осуществляется за выполнением всех рейсов, предусмотренных графиками и планами перевозок с целью последующего анализа причин возникающих отклонений и корректировки графиков и планов.

Техническое состояние автомобилей, выпущенных в рейс, должно отвечать Правилам дорожного движения, Правилам технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта и инструкциям заводов-изготовителей.

Не допускается выпуск в рейс автомобилей, не обеспеченных необходимым исправным противопожарным оборудованием, медицинскими аптечками, знаками аварийной остановки.

1.2 Документация, применяемая при международных автомобильных перевозках

Для пересечения государственных границ многих стран водителям транспортных средств потребуется следующие документы: личные; на груз; на транспортное средство и отчетные.

Использование автомобильного транспортного средства оформляется путевым листом установленной формы. Для выполнения перевозки груза, за исключением грузов нетоварного характера, оформляется товарно-транспортная накладная (заказ - поручение), которая должна находиться у водителя на всем пути следования груза. Согласно ст. 60 «Договор автомобильной перевозки груза» этого Закона заключение договора автомобильной перевозки груза подтверждается составлением товарно-транспортной накладной. Неправильно составленная товарно-транспортная накладная или ее утеря не влияют на действительность заключенного договора. Порядок заключения договора автомобильной перевозки груза устанавливается Правилами автомобильных перевозок грузов и иными актами законодательства РФ, перевозки грузов автомобильным транспортом [9,с.36] установлено, что перевозка грузов товарного и нетоварного характера должна оформляться товарно-транспортной накладной. Согласно п. 106 этих Правил окончательный расчет за перевозку грузов производится заказчиком на основании счета перевозчика. Основанием для выписки счета за выполненную перевозку служит товарно-транспортная накладная, а при обслуживании на условиях почасовой оплаты — данные путевых листов, заверенные грузоотправителем (грузополучателем).

1) Конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975 г.) - одна из наиболее действенных международных транспортных конвенций и глобальная система таможенного транзита. Принципы системы МДП позволяют, с одной стороны, предоставлять льготы перевозчикам, с другой — обеспечивать таможенную безопасность и гарантии. В настоящее время под эгидой Конвенции МДП работают 64 страны мира. Для РФ, роль международных автомобильных перевозок с использованием книжек МДП очевидна: объем экспорта таких услуг у нас значителен. Основными партнерами при осуществлении перевозок стали страны Европейского союза и Российская Федерация.

Для сохранения и развития системы МДП, а также профилактики правонарушений в феврале 1999 г. вступил в силу ряд поправок к Конвенции МДП, в их числе—контролируемый доступ к системе МДП для перевозчиков и национальных гарантийных ассоциаций. В том же году в нашей республике был принят Порядок допуска физических и юридических лиц, осуществляющих международные автомобильные перевозки к процедуре МДП и пользованию книжками МДП.

Определяющим фактором для допуска являлось устойчивое финансовое положение перевозчика, которое позволяет взыскивать (в соответствии с Конвенцией МДП) причитающуюся таможенную задолженность при нарушении операции МДП непосредственно с виновного лица. Устойчивое финансовое положение предполагает наличие основных средств в размере 30 тыс. ЕUR, наличие в собственности определенного количества транспортных средств (тягачей), используемых для международной перевозки товаров; банковской гарантии на устанавливаемую сумму.

Важным элементом доступа является наличие знаний и опыта работы в сфере международных транспортных услуг у перевозчика. Причем к реализации данных условий теперь исключен формальный подход. Например, индивидуальный предприниматель должен сам пройти обучение на курсах по программе подготовки специалистов и иметь сертификат об окончании. Считаю, что необходимыми знаниями должны обладать не только специалисты ответственные лица, но и водители, являющиеся, по сути, уполномоченными должностными лицами перевозчика. Это позволит исключить конфликтные ситуации и их негативные последствия, возникающие из-за некомпетентности и первых, и вторых.

2) Порядок заполнения CMR (товарно-транспортной накладной).

Понятие накладной введено Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ - CMR). В Конвенции приводится перечень данных, которые должна содержать накладная, в то же время Конвенция не устанавливает типового образца указанной накладной. (В этой связи образец может видоизменяться.)

Статья 4 Конвенции гласит: «Договор перевозки подтверждается составлением накладной. Отсутствие, неправильность или утрата накладной не влияют ни на существование, ни на действительность договора перевозки, к которому и в этом случае применяются положения настоящей Конвенции». Статья 9 Конвенции, расширяя и углубляя это положение, гласит: «Накладная является доказательством prima facie (при отсутствии доказательств противного) заключения договора перевозки, условий этого договора и принятия груза перевозчиком».

Согласно Статье 6 Конвенции накладная должна содержать следующие данные:

· дата накладной и место ее составления;

· наименование и адрес отправителя;

· наименование и адрес перевозчика;

· место и дата принятия груза и место, предназначенное для доставки;

· наименование и адрес получателя;

· принятое обозначение характера груза и род его упаковки и, в случае перевозки опасных грузов, их обычно признанное обозначение;

· число грузовых мест, их специальная маркировка и нумерация мест;

· вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза;

· платежи, связанные с перевозкой (провозные платежи, дополнительные платежи, таможенные пошлины и сборы), а также другие платежи, взимаемые с момента заключения договора и до сдачи груза;

· инструкции, требуемые для выполнения таможенных и других формальностей;

· указание, что перевозка осуществляется независимо от любых оговорок согласно положениям настоящей Конвенции.

В случае необходимости, накладная должна также содержать следующие данные:

- указание, что перегрузка не разрешается;

- платежи, которые отправитель обязан оплатить;

- сумма платежа, подлежащего оплате при сдаче груза;

- объявленная стоимость груза и сумма, представляющая специальный интерес в доставке;

- инструкции отправителя перевозчику относительно страхования груза;

- согласованный срок, в течение которого перевозка должна быть осуществлена;

- перечень документов, переданных перевозчику.

Стороны договора перевозки могут внести в накладную любые другие данные, которые будут ими признаны необходимыми.

Комментарии по примеру заполнения накладной CMR:

· Пункты 1 - 15 и 21 - 22 - заполнение данных пунктов осуществляется под ответственность отправителя. В независимости от того, совпадают или нет пункты осуществления таможенной очистки и разгрузки груза, пункты 3 «Место разгрузки груза» и 13 «Указания отправителя (таможня и прочая обработка)», должны быть полностью заполнены.

· Пункт 13 «Указания отправителя (таможенная и прочая обработка)» заполняется в соответствии с внутренними Распоряжениями стран оформляющих документы.

· Пункт 20 - заполняется отправителем по согласованию сторон.

· Пункты 16 - 19, 23, 25 - 26 - заполняются перевозчиком. В пункте 18 «Оговорки и замечания перевозчика» водитель должен делать отметки в случае несоответствия данных, заносимых в CMR накладную, фактическим данным или в случае его несогласия с вносимыми в CMR накладную данными.

· Пункт 24 заполняется получателем.

· Пункты 27 - 29 - не предусмотрены Конвенцией и применяются автотранспортным предприятием для внутренних расчетов.

Таким образом, можно сделать вывод из вышесказанного, что система грузоперевозок имеет сложный процесс. Мы проанализировали структуру самого транспортного процесса, какие мероприятия проводят при организации грузоперевозок. Считаю, что водители должны обладать необходимыми знаниями при доставке груза. Так же ознакомились с документацией, которая применяется при автомобильных грузоперевозках.

2. СТРАТЕГИИ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК В РОССИИ

2.1 Договор о грузоперевозке

Ни для кого уже не секрет, что услуги по грузоперевозкам играют одну из важнейших ролей в пути конкретного продукта от самого производства к его конечному потребителю. Вообще, грузоперевозки стоит относить к тем видам профессиональной деятельности, где любая задержка или попросту остановка могут быть чреваты колоссальными финансовыми потерями. Для того, чтобы четко наладить процесс транспортировки грузов, было разработано основное направление в логистике, а именно – транспортная логистика. Многие профессионалы годами досконально изучали все аспекты и детали в этой сфере деятельности, дабы иметь возможность предлагать своим клиентам высококвалифицированные услуги по логистике.

Важнейшими задачами в грузоперевозке являются такие моменты, как сокращение расходов, времени и нервов клиента в процессе осуществления грузоперевозки. Для того, чтобы успешно справиться с такими задачами требуется составить точный план, в котором, предварительно, должны быть учтены следующие нюансы:

1. Особенности груза и специфика его направления. Проведенный на первом этапе анализ таких показателей способен, во многом, обусловить успешность выполнения транспортировки. Потому как, на этом основывается непосредственный выбор маршрута перевозки, а также необходимы транспортных средств. Кроме того, сюда же стоит включить дополнительные мероприятия, призванные сократить некоторые издержки, а также подбор персонала, для осуществления транспортировки. К примеру, при грузоперевозке из Москвы по территории России, обязательно приходится учитывать возможную загруженность дорожных магистралей, а также их качество. Такой план разрабатывают с полным учетом всех особенностей дороги, включая расстановку пунктов контроля веса.

2. Определение с типом транспортных средств. Прежде всего, выбор транспортных средств будет зависеть от вида груза, а также от некоторых особенностей маршрута грузоперевозки. К примеру, если грузоперевозка международная, логистика ставит задачу разработать и проанализировать все преимущества и недостатки различных видов транспортировки груза. В любом случае, в серьезной компании вам обязательно пояснят все преимущества выбора, с учетом особенностей вашего груза и маршрута его транспортировки.

3. Определение оптимального маршрута. Где бы ни находились пункты отправки и назначения, следует разработать наиболее оптимальный маршрут для доставки груза. Ведь даже грузоперевозки в пределах Москвы, зачастую, отстают от графика, из-за постоянных пробок и заторов на дорогах, которые можно исключить, как раз благодаря подробному анализу и выбору оптимального маршрута пути.

Одним из наиболее важных моментов в процессе организации грузовых перевозок является подписание договора о грузоперевозке. В настоящее время этот договор принято считать неотъемлемой частью предоставления вышеупомянутых услуг, даже не смотря на то, что некоторые компании обходятся и без него. Тем не менее, дабы заранее уладить все спорные вопросы, обращаться стоит лишь к тем фирмам, которые составляют и используют в своей регулярной деятельности подобные договора.

Согласно договору о грузоперевозке одна сторона, именуемая Заказчиком, поручает, а вторая (Исполнитель) принимает на себя организацию перевозки грузов, а также осуществление погрузо-разгрузочных работ. В отдельных случаях в подобный договор могут быть включены и некоторые другие виды услуг, в зависимости от желания Заказчика и возможностей Исполнителя.

В число основных обязанностей Исполнителя, согласно этому договору, входит предоставление технически исправного и пригодного для грузоперевозки транспорта, проведение консультаций по вопросам перевозок, обеспечение грузчиками, среди обязательств которых, в свою очередь, разборка и сборка материалов, которые перевозятся, их упаковка, а также погрузка и разгрузка. Существуют и «второстепенные обязанности» Исполнителя, которые не являются обязательными и которых может и не быть. Например, в случае желания Заказчика Исполнитель может застраховать перевозимый им груз, разработать оптимальную схему для разных видов перевозок, предоставить высококвалифицированную и вооруженную охрану груза в пути следования, обеспечить перевозку холодильником, организовать помощь в таможенном оформлении и многое другое.

Ответственность сторон за нарушение договоров зачастую ограничивается штрафными санкциями. Они могут и не наступить, если неисполнение договора является следствием действия обстоятельств непреодолимой силы (например, стихийные бедствия, массовые забастовки, военные действия, катастрофы, действия и т.д.). При этом в договоре зачастую упоминается та особенность, что сторона, для которой создалась невозможность надлежащего исполнения обязательств, обязана немедленно с момента выявления известить другую сторону о начале и прекращении обстоятельств непреодолимой силы.

2.2 Типы грузоперевозок

Существуют различные виды грузоперевозок, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки. Самый распространенный тип грузоперевозок — автоперевозки. Это один из наиболее популярных видов доставки грузов. Грузоперевозки этого вида обладают такими преимуществами, как быстрота доставки груза без промежуточных перевалок и возможность контроля его состояния в процессе грузоперевозки. Как и любой другой вид грузовых перевозок, этот вид обладает своими «плюсами» и «минусами».

Преимущества:

- возможность доставки грузов от грузоотправителя до получателя без перегрузки;

- обеспечение высокой сохранности груза;

- большая мобильность и скорость грузоперевозки;

- ритмичность перевозки грузов, т. е. нет необходимости накопления грузов в большом объеме;

- независимость местоположения отправителя и получателя грузов от морских и речных портов, а так же крупных городов, автомагистралей, ж/д путей — самый эффективный вид грузоперевозок на небольшие расстояния.

Недостатки:

- ограниченность использования на большие расстояния при перевозке значительных партий грузов;

- зависимость от дорожной сети;

- дорогой вид транспорта при грузовых перевозках на большие расстояния;

- ограниченность по перевозке негабаритных грузов.

Другим достаточно распространенным видом грузоперевозок являются железнодорожные грузоперевозки. Одной из разновидностей железнодорожных грузовых перевозок являются контейнерные перевозки. На сегодня они являются одним из самых удобных способов перевозки грузов: контейнеры обладают стандартными размерами и, соответственно, легко перевозятся любыми видами транспорта, в том числе, железной дорогой. Груз перевозится в особых контейнерах, универсальных или специализированных, для определенных грузов: опасных, скоропортящихся и т.д. Одним из преимуществ контейнерных перевозок является возможность доставки груза в буквальном смысле «от дверей до дверей», причем без риска потери сохранности груза. Кроме того, контейнерные грузоперевозки удобны для тех компаний, которые не оперируют большими партиями товаров.

Авиационные грузоперевозки. Зачастую этот вид грузовых перевозок используется тогда, когда необходимо за короткий срок доставить груз на большое расстояние. И, опять же, здесь есть свои преимущества и недостатки. К преимуществам можно отнести, прежде всего, высокую скорость доставки, большой охват территории использования и высокую сохранность груза. К недостаткам следует причислить достаточно высокую стоимость грузоперевозки и ограниченность по типам грузов и их габаритам.

2.3 Грузоперевозки. Охрана грузов

При осуществлении грузоперевозок, компаниям, занимающимся этим видом услуг, довольно-таки часто приходится иметь дело с дорогостоящими грузами, которым необходимо предоставление охраны. Такие грузоперевозки могут вызвать множество проблем, но львиная доля грузоперевозчиков имеет действующие договоры с охранными фирмами, которые и занимаются охраной перевозимого груза.

Осуществление охраняемой грузоперевозки — дело весьма и весьма дорогое, но ради сохранности груза его сопровождение является очень важным моментом при перевозке. Зачастую охранные фирмы самостоятельно разрабатывают схему маршрута, по которому и осуществляется грузоперевозка. При составлении подобных маршрутов может учитываться отдаленность от постов государственной автоинспекции, станций технического обслуживания, медицинских пунктов, заправочных станций, а также мест возможного отдыха. Для охраны грузовых перевозок привлекаются наиболее опытные сотрудники охранных компаний, прошедшие обязательный специальный курс обучения.

В перечень услуг фирм, осуществляющих охрану грузоперевозок, входит, безусловно, не только и не столько выбор оптимального маршрута, который является дополнительной услугой, сколько вооруженная и невооруженная охрана грузоперевозок, их сопровождение, а также некоторые другие виды услуг. Для наиболее ценных грузоперевозок охранные фирмы могут предоставлять и свой транспорт — например, отлично защищенные бронированные автомобили, имеющие сигнализацию, несколько уровней защиты и которые специально оборудованы для грузоперевозки и перевозки денежных средств. Такие автомобили зачастую оснащаются радиостанциями, благодаря наличию которых в случае необходимости непосредственно во время грузовой перевозки осуществляется связь с дежурной службой.

Все сотрудники фирм, которые занимаются охраной и сопровождением грузоперевозок, также обеспечены средствами экстренной связи, специальной защитой, а в случае осуществления вооруженной охраны грузоперевозки, вооружены. Работа по подготовке к осуществлению охраняемой грузоперевозки проходит в конфиденциальном режиме. Время начала грузоперевозки, её маршрут и характер груза остаются известными лишь ограниченному количеству сотрудников охранных фирм, а также диспетчерам. Перед началом грузоперевозки, которую предстоит охранять или сопровождать, груз может быть тщательно досмотрен, упакован грузчиками в специальный материал, а также опечатан.

Согласно статистике, основная масса краж происходит на стоянках, и именно поэтому во время остановок осуществляется особо тщательная охрана грузов. Ещё одним немаловажным фактором охраняемой грузоперевозки является правильность заполнения всех необходимых документов, которые зачастую предоставляются в трёх экземплярах.

Что касается страхования груза. Большая часть компаний, деятельность которых связана с осуществлением грузоперевозок и предоставлением сопряженных с нею услуг, занимается также страхованием перевозимых грузов практически ото всех степеней риска. В таком случае после подписания договора о грузоперевозке подписывается ещё один — договор о страховании, объектом которого являются имущественные интересы клиента, связанные с использованием, распоряжением и владением грузом вследствие его порчи, поломки, пропажи или потери. Но существуют определенные степени риска, при которых страхование грузоперевозки не осуществляется. К таким рискам относятся: умысел или грубая небрежность клиента, стихийные бедствия, военные действия, террористические акты, особые свойства груза, повреждение груза насекомыми, недостача перевозимого груза при целостности упаковки и так далее.

Размер страхового взноса при осуществлении грузоперевозки зависит от стоимости перевозимого груза. При наступлении страхового случая, клиент обязуется предоставить всю необходимую документацию, которая подтверждает заявленную стоимость груза, являющегося предметом договора о страховании.

Стандартным и наиболее выгодным условием страхования является «страхование ото всех рисков», которое предполагает возмещение убытков перевозчиком клиенту при условии повреждения груза, а также его полной или частичной гибели в процессе осуществления грузоперевозки. Но любые стандартные условия договора о страховании могут быть изменены в соответствии с пожеланиями клиента. К примеру, страхование грузоперевозки может осуществляться лишь во время процесса транспортировки груза, а может охватить весь период с момента его отгрузки со склада отправителя до момента доставки на склад получателя.

Существует некий лимит ответственности, на который производится страхование грузоперевозки и от которого, в первую очередь, зависят страховые тарифы. Помимо этого, на тарифы могут влиять такие факторы, как:

- номенклатура перевозимых грузов;

- география осуществляемой грузоперевозки;

- количество осуществленных в процессе грузоперевозки рейсов;

- статистика убытков;

- состояние автомобильного транспорта;

- многие другие сведения, которые могут позволить судить о степени риска.

2.4 Факторы, влияющие на стоимость грузоперевозки

На уровень цен при осуществлении грузоперевозок прямо или косвенно могут влиять такие факторы, как наличие специального разрешения на въезд в центр города, рентабельность транспортного средства и даже интенсивность движения. Само собой, оплату работы грузчиков и прочие «стандартные» факторы, влияющие на стоимость грузоперевозки, никто не отменял.

Наиболее экономичный и популярный вид автомобильных грузоперевозок на территории Российской Федерации — перевозка автомобилями марки «Газель». Популярность этой марки, в первую очередь, обусловлена ее высокой маневренностью, которая сильно влияет и на общую скорость осуществления грузоперевозки.

Но сам процесс транспортировки — далеко не самый сложный этап грузоперевозки. Ключевым этапом предоставления подобных услуг является работа грузчиков, которые могут выполнять не только погрузо-разгрузочные работы, разборку и сборку мебели, но и упаковку перевозимых вещей в специальный упаковочный материал, расстановку мебели на последнем этапе грузоперевозки и даже уборку помещения. Зачастую грузчики выполняют свои обязанности бригадами, каждая из которых управляется бригадиром и занимается отдельным видом работ. Стоимость услуг грузчиков может зависеть от многих факторов, таких как:

- общее количество грузчиков, задействованных в определенной грузоперевозке;

- время, затраченное на выполнение работ;

- уровень квалификации грузчиков;

- «имя» компании, осуществляющей грузоперевозку, на рынке услуг;

- наличие лифта, его вид (грузовой, пассажирский);

- подъезд к дому и расстояние до дверей и др.

Кроме того, на стоимость предоставления услуг по грузоперевозке могут влиять такие факторы, как профессионализм и специальная подготовка водителя, занимающегося транспортировкой груза, наличие экспедитора или вооруженной охраны груза, участие перевозчика в оформлении необходимой для осуществления грузоперевозки документации, в некоторых случаях — уровень загрузки транспортного средства.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что в настоящее время в большинстве городов достаточно много транспортных агентств, но объём грузоперевозок очень большой. Можно выделить принципы стратегии компаний, занимающихся грузоперевозками в России:

– повышение эффективности во всех звеньях производственной цепочки

– расширение и диверсификация деятельности (новые рынки, транспортные маршруты, продукты, проекты)

– совершенствование корпоративного управления, повышение прозрачности финансово-хозяйственной деятельности;

– персональная ответственность руководителей за принятые управленческие решения.

Определение цели и концепции фирмы предполагает описание создания и развития компании, её размеры, виды предоставляемых услуг, автопарк (какой транспорт и в каком количестве).

На мой взгляд стратегией еще является создавать собственную диспетчерскую службу имеет смысл при наличии серьёзного автопарка, например, из 30-45 машин. В этом случае желательно построить и собственную автобазу. Сегодня очень много грузового транспорта находится в собственности водителей и они не спешат регистрировать фирму, чтобы избежать уплаты налогов, которые могут составлять порядка 10 тыс. руб. при доходе с одной "Газели" 50-70 тыс. руб. в месяц без учёта расходов на бензин и ремонт (~ 25 тыс. руб.).

Опытные транспортники советуют покупать импортные Mercedes, Peugeot и т.п. с объёмом кузова не менее 12-14 кубов и грузоподъёмностью от 1,5 тонн. Изначально покупка такого автомобиля обойдётся дороже "Газели" примерно в 2 раза, но затраты окупятся долгим сроком службы без постоянных ремонтов, меньшим расходом бензина. Автомобиль можно купить на собственные средства, взять кредит или воспользоваться лизингом.

Среди владельцев фур регистрация юридического лица присутствует практически всегда, так как эта дорогостоящая техника (3 млн. руб. и выше) используется часто для перевозок между городами, поэтому её необходимо страховать, что для частного лица очень дорого.

Ежемесячный оборот компании, имеющей в автопарке 8 машин, составляет от 500 тыс. руб.

3. АНАЛИЗ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК В СУРГУТЕ

3.1 Анализ компаний занимающихся грузоперевозками в Сургуте

Сургут — город в России располагается в центре Западно-Сибирской равнины, на правом берегу реки Обь. Сургут один из очень динамично и активно растущих торгово-производственных регионов в Российской Федерации. В этом городе расположен крупный в Приобье речной порт, в Сургуте располагается крупный международный аэропорт и узел ж/д и автодорог. Градообразующие компании — «Сургутнефтегаз»(СНГ) и «Сургутгазпром». Помимо этого в Сургуте находятся две электростанции (ГРЭС), работающие на попутных и природном газах. Сургутская ГРЭС-2 (4800 МВт, крупнейшая в мире ТЭС, хозяином которой является ОАО»ОГК-4», штаб-квартира которой расположена в Сургуте) и Сургутская ГРЭС-1 (мощностью 3280 МВт) входят в объединенную энергетическую систему Урала.

Мы оказываем спектр услуг по этому направлению: страхование и хранение грузов, экспедирование; грузоперевозки сборных грузов автотранспортом; доставка товара «от двери до двери»; доставка и сбор грузов из Сургута от 0,5 до 20 тонн; грузоперевозки отдельной машиной; загрузка попутного автотранспорта из Уральского региона до любых городов России. Действует удобная система скидок на доставку товаров из Москвы в Сургут и обратно, а помимо этого по другим маршрутам при заказе доставки товаров в оба конца.

ООО «Перевозчик Автотранспортное предприятие-5» осуществляет грузоперевозки в г. Сургут железнодорожным транспортом из Москвы и Санкт-Петербурга по схеме «станция-станция».

Дополнительные услуги, оказываемые ООО «Никотранс»:

1. Местная доставка. Доставка грузов до двери получателя в г. Сургут (автоэкспедирование).

2. Региональная доставка. Доставка автомобильным транспортом до двери получателя в города и населенные пункты ХМАО: Излучинск, Когалым, Лангепас, Лянтор, Мегион, Муравленко, Нефтеюганск, Нижневратовск, Ноябрьск, Пойковский, Покачи, Пыть-Ях, Радужный, Русскинская, Стрежевой, Федоровский, Ханты-Мансийск и др.

3. Ответственное хранение. При необходимости груз получателя может храниться на складе ООО «Никотранс»

Также ООО «Никотранс» оказывает услуги по приему контейнеров из любой точки России и доставке их до грузополучателя, выполняет автомобильные перевозки из Новосибирска, Екатеринбурга, Челябинска в Сургут.

Дополнительные услуги в Пункте отправления:

1. Местная доставка. Доставка груза от двери отправителя (поставщика) до станции отправления согласно прайс-листам соответствующих филиалов.

2. Дополнительная упаковка. При необходимости в пункте отправления выполняется дополнительная упаковка груза.

3. Страхование. По желанию груз клиента может быть застрахован.

Для того чтобы получить ясную оценку сил грузоперевозок в России и ситуации на рынке необходимо провести SWOT-анализ.

SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).

· Сильные стороны (Strengths) — преимущества организации;

· Слабости (Weaknesses) — недостатки организации;

· Возможности (Opportunities) — факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества для организации на рынке;

· Угрозы (Threats) — факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.


внутренние факторы

Сильные стороны

Слабые стороны

Внутренние элементы, напрямую относящиеся к рассматриваемым покупателям. Должны быть максимально сужены.

внешние факторы

Возможности

Угрозы

Внешние элементы, относящиеся к различным сферам среды, таким как законодательство, политика, регулирование, общество, экономика, технология.

Рис. 1. SWOT-анализ предприятия

В пользовании ИП Шумилов находятся 2 автомобиля марки «Газель», грузоподъемностью 1,5 тонны с тентом, кубатурой 9м³. Оба автомобиля новые. На одном автомобиле ездит нанятый водитель, на другом директор сам осуществляет грузоперевозки.

На содержание одного автомобиля в среднем в месяц уходит 14 000 рублей:

- шиномонтаж – 1 000 рублей;

- топливо – 10 000 рублей;

- ремонт двигателя – 500 рублей;

- стоянка автомобиля – 2 100 рублей;

- замена масла – 400 рублей.

Также еще одной статьей расходов в организации являются телефонные переговоры. На них тратится в среднем 1 000 рублей в месяц.

Ценовая политика фирмы заключается в следующем:

- аренда автомобиля на 1 час – 350 рублей;

- на 2 часа – 460 рублей;

- последующие часы – по 230 рублей за час;

- снятие тента – 300 рублей;

- экспедиторские услуги по городу – 200 рублей;

- услуги грузчика – 120 рублей за час;

- перегруз свыше 1,5 тонн – за каждые 100 кг. по 100 рублей.

Конкуренты принимают заказы минимум на 2 часа, что не выгодно для частных клиентов. Они также предлагают более дорогую ценовую политику и не оказывают дополнительных услуг в виде экспедитора и грузчика.

Предприятие является финансово неустойчивым, так как работа в основном зависит от директора, если что-то случится с машиной или произойдет несчастный случай, то работа фирмы частично приостановится (придется отказываться от части заказов, что может привести к потере клиентов).

У организации отсутствует помещение под офис и помещение для ремонта автомобиля, что может настораживать клиентов. Они могут подумать, что организация просуществует недолгое время и не может нести гарантий за доставку груза.

Слабой стороной является отсутствие именного легко запоминающегося названия. Информация о фирме в основном распространяется «из уст в уста» или через диспетчеров других фирм.

ИП Шумилов имеет также возможность для усовершенствования своих автомобилей. Например, можно установить пирамиду, что позволит перевозить стеклопакеты и двери. С помощью этого можно расширить ассортимент предоставляемых услуг и привлечь новых клиентов.

Далее следует занести сильные и слабые стороны в таблицу 1. Делается это следующим образом: в первый столбец записываем параметр оценки, а во второй и третий — те сильные и слабые стороны предприятия, которые существуют в этой области.

Таблица 1

Сильные и слабые стороны ИП Шумилов

Параметры оценки

Сильные стороны

Слабые стороны

1.Организация

Высокая степень заинтересо-ванности сотрудников в получении наибольшей прибыли для предприятия.

Необходимость выполнения различных должностных обязанностей одним работником.

2.Производство

Для перевозки грузов имеются два новых автомобиля.

Усовершенствование автомобиля.

Маленький парк машин (малая кубатура автомобиля).

Отсутствие помещения под офис.

Отсутствие собственного ремонтного помещения

3. Финансы

Издержки производства невелики.

Предприятие финансово неустойчивое.

4. Маркетинг

Высокое качество грузоперевозок

Конкурентоспособная ценовая политика.

Дополнительно предлагаются услуги грузчика и экспедитора.

Легкозапоминающийся телефонный номер.

Отсутствие рекламы.

Отсутствие собственного именного названия фирмы (бренда).

За основу при оценке рыночных возможностей и угроз можно использовать следующий список параметров:

1. Факторы спроса;

2. Факторы конкуренции;

3. Факторы сбыта;

4. Экономические факторы;

5. Политические и правовые факторы;

6. Научно-технические факторы;

7. Социально-демографические факторы;

8. Социально-культурные факторы;

9. Природные и экологические факторы;

10. И, наконец, международные факторы.

Из данных факторов выберем наиболее важные для предприятия ИП Шумилов.

Угрозами для ИП Шумилов на рынке грузоперевозок являются низкие барьеры для входа других перевозчиков. Чтобы начать работать на рынке, достаточно купить автомобиль для грузоперевозок, зарегистрировать ИП, дать объявление об осуществляемых услугах или заключить договор с частным диспетчером. Но всего этого может не хватить для удержания на рынке в течение длительного времени, так как конкуренция на данном рынке очень велика.

Также угрозу представляет новая система штрафов. Так как за малейшее нарушение правил дорожного движения можно получить штраф в ощутимом размере. А с другой стороны, данные меры должны помочь нормализовать условия на дорогах в городе и на междугородних трассах и снизить уровень аварий на дорогах.

В настоящее время набирают все большую популярность профессии, связанные с логистикой. В связи с чем на рынке образовательных услуг растет предложение по обучению данным специальностям. Есть и профессиональное образование в ВУЗах и курсы повышения квалификации.

ИП Шумилов еще только начинает свою деятельность на рынке грузоперевозок и поэтому имеет много слабых сторон, но и подтвердить качество грузоперевозок успело. Компании, обратившиеся однажды в ИП Шумилов, предпочитают работать именно с данным перевозчиком.

По мере развития организации необходимо будет нанимать персонал, самим повышать квалификацию, нужно будет арендовать офис. Но на данном этапе работы ИП Шумилов целесообразнее всего заняться организацией рекламной кампании, т.к. это поможет привлечь новых клиентов и увеличит доходы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При осуществлении экспортных или импортных операций особое значение приобретает транспортировка товаров, а особенно сумма издержек, связанная с этим. Значительную долю в транспортных расходах и во временном и денежном выражении занимают таможенные расходы. Для того чтобы минимизировать эти затраты участнику внешнеэкономической деятельности необходимо хорошо ориентироваться в законодательной базе, касающейся таможенного оформления грузов, а также документальном оформлении товаров при пересечении границы.

Вопросы, касающиеся практических рекомендаций по оформлению основных документов, достаточно подробно были освещены. К таким вопросам относятся: товаротранспортные накладные, CMR накладная, а также книжки МДП, упрощающей прохождение таможенных процедур. Книжка МДП (карнет TIR) применяется при осуществлении международных автомобильных перевозок грузов для освобождения перевозчика от уплаты залоговых сумм, пошлин и сборов. Ее наличие, как правило, позволяет не предъявлять груз к таможенному досмотру на промежуточных таможнях. В результате повышается оперативность перевозки, сокращаются транспортные расходы.

В итоге можно сказать, что автомобильный транспорт имеет наиболее высокие эксплуатационные расходы, однако затраты на содержание постоянных устройств сравнительно невелики, что обеспечивает этому виду транспорта достаточно высокую конкурентоспособность при перевозках на короткие расстояния. Также основными недостатками автомобильного транспорта являются: небольшая грузоподъемность (до 10-12 т), потребность в жидком светлом топливе (самом дорогом), большие трудозатраты на перевозки.

Транспорт является важным связующим звеном в мировой экономике и особенно в настоящее время в экономике Российской Федерации, без которого невозможно нормальное функционирование ни одного государства отрасли хозяйства, ни одного региона страны. Стабилизация экономики и ее подъем невозможны без решения основных проблем транспортного комплекса. В первую очередь требуют решения вопросы увеличения инвестиций в эту отрасль, привлечения иностранного капитала, налаживания работы поставщиков транспортного комплекса — транспортного машиностроения, электротехнической и электронной промышленности, приборостроения, стройиндустрии и др. В самом транспортном комплексе необходима более тесная координация работы всех видов транспорта между собой и с отраслями народного хозяйства. Одной из основных задач также является восстановление транспортно-экономических связей со странами ближнего зарубежья, так как транспортный комплекс СССР формировался как единое целое, и обособленное функционирование его отдельных частей привело к деградации транспортного хозяйства не только России, но всех бывших республик СССР. Остро стоят проблемы транспортного обеспечения, пассажирских перевозок между государствами и в крупных городах, снижения отрицательного влияния транспорта на природную среду и человека.

СПИСОК КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ

1. Транспортное средство – это совокупность всех средств, которые предназначаются в целях перемещения и транспортировки грузов, людей, информации и сигналов из одного пункта в другой.

2. Инфраструктура – это явление, которое включает в себя всевозможные применяемые в процессе транспортировки транспортные пути сообщения, сети и прочие элементы. Здесь стоит сказать о дорожных магистралях, железнодорожных путях сообщения, воздушных коридорах, каналах, трубопроводах, мостах, тоннелях, водных маршрутах и прочем. Кроме того, сюда же относятся и всяческие терминалы и транспортные узлы, в которых производят пересадку пассажиров или перезагрузку самого груза, с одного типа транспортных средств на другие. К таким местам относятся железнодорожные сортировочные станции и вокзалы, аэропорты, остановки и автовокзалы, морские порты и т.д.

3. Средства транспорта – это автомобили, автобусы, поезда, самолеты, велосипеды, корабли и многое другое.

4. Управление – это понятие, подразумевающее под собой элементы, посредством которых осуществляется контроль над всей транспортной системой. Здесь можно сказать о светофорах, дорожных и железнодорожных указателях, системы управления полетами, навигационные системы в судоходстве и т.д. Кроме всего прочего, к средствам управления относятся еще и правила, кстати, кроме стандартных, известных многим сводов и правил, к примеру, ПДД, сюда относятся и всевозможные транспортные сборы, платные магистрали, налоги и т.д.

5. Мультимодальные перевозки - это грузовые перевозки, предполагающие использование различных видов транспорта: морского, автомобильного, железнодорожного и авиационного, а также перегрузочных терминалов. Практически любые международные перевозки являются мультимодальными. Данный вид перевозок требует координации действий всех участников транспортной цепочки, и обеспечение этой координации – одно из основных обязательств транспортно-экспедиторской компании перед клиентом. На всю транспортировку выдается единый документ.

6. Интермодальная перевозка также осуществляются при помощи нескольких видов транспорта. Отличие ее от мультимодальной заключается в том, что перевозчик обеспечивает транспортировку груза не самостоятельно, а с привлечением сторонних компаний. В зависимости от количества участвующих в процессе перевозчиков отправителю предоставляется несколько транспортных документов.

7. Ли́зинг (от англ. to lease — сдать в аренду) — вид финансовых услуг, связанных с формой приобретения основных фондов. Лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у указанного продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Договор может предусматривать, что выбор продавца и приобретаемого имущества делает лизингодатель. Лизингодатель может изначально являться собственником имущества (совмещать в своём лице продавца). По сути, лизинг — это долгосрочная аренда имущества для предпринимательских целей с последующим правом выкупа, обладающая некоторыми налоговыми преференциями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гордиенко МП., Смирнов Л.М. От повозки до автомобиля. Алма-Ата, 2009.

2. Куприн Е., Рубец А. Российскому автомобильному транспорту - 100 лет// Автомобильный транспорт. 2006. № 10.

3. Яковлев Н.А. Развитие отечественной автомобильной техники. Ч. 1. М., 2005.

4. Яковлев Н.А. Развитие отечественной автомобильной техники. М., 2005. С.З.

5. А.В. Вельможин, В.А. Гудков, Л.Б. Миротин «Теория организации и управления автомобильными перевозками: Логистический аспект формирования перевозочных процессов.» Волгоград, -Политехник, 2001 г.

6. А.В. Вельможин, В.А. Гудков, Л.Б. Миротин «Технология, организация и управление грузовыми автомобильными перевозками» -Политехник, 2009 г.

7. Экономическая география в таблицах, В.В. Климанов, О.А. Климанова – Москва -2009 г..

8. «Бизнес и логистика-2010»: Сборник материалов Московского Международного Логистического Форума. Москва, 2010 год.

9. Экономика предприятия, учебник, под ред. О.И. Власова, М., Инфра-М, 2003, С. 53.

10. Эйснер К.Е. Тактика и стратегия управления фирмой. – М.: Финпресс, НГАЗиУ, 2007. – 356с.

11. Авраменко В.Л. Тактика и стратегия управления фирмой. – М.: Финпресс, НГАЗиУ, 2004. – 356с.

12. Иванова М.С. Экономический анализ торговой деятельности : Учеб. Пособие. М.: Дело и Сервис, 2007 г. – 507 с.

13. Бланк И.А. Управление торговым предприятием.- М .: Ассоциация авторов и издателей . Тамдем . Издательство ЭКМОС , 2001. – 416 с.

14. Борко В.Г. Организация торговли непродовольственными услугими. М .: Экономика , 2003.- 349 с.