Главная              Рефераты - Логистика

Кривошипно-шатунный механизм автомобиля - курсовая работа

1. Сопряжение «поршень – гильза (цилиндр)»

Автомобиль ЗИЛ 130–76

Двигатель ЗИЛ 130 (6 л)

Поршень ББ 99,99 – 99,98 мм

Гильза ББ 100,03 – 100,02 мм

Зазор наибольший находится по формуле, мм:

, (1)

где – наибольший диаметр отверстия, мм;

– наименьший диаметр вала, мм.

Зазор наименьший находится по формуле, мм:

, (2)

где – наименьший диаметр отверстия, мм;

– наибольший диаметр вала, мм.

Для данного сопряжения поршень является валом, гильза – отверстием.

Наибольший диаметр поршня (вала) равен 99,99 мм ( мм), наименьший диаметр поршня (вала) равен 99,98 мм ( мм), наибольший диаметр гильзы (отверстия) равен 100,03 мм ( мм), наименьший диаметр гильзы (отверстия) равен 100,02 мм ( мм),

Сопряжения:

мм;

мм.

Вывод: у двигателей ЗИЛ 130 в лучшем случае зазор между поршнем и гильзой равен +0,03 мм, в худшем случае – +0,05 мм. На заводе поршни и гильзы устанавливают одной размерной группы. Зазор +0,03 мм означает, что при комплектовании поршней и гильз «овал в овал» в смазанном состоянии поршень медленно опускается под действием собственного веса.

Автомобиль ВАЗ 2115–01

Двигатель ВАЗ 21038 (1,5 л)

Поршень Е 82,015 – 82,005 мм

Гильза Е 82,05 – 82,04 мм

Наибольший диаметр поршня (вала) равен 82,015 мм ( мм), наименьший диаметр поршня (вала) равен 82,005 мм ( мм), наибольший диаметр гильзы (отверстия) равен 82,05 мм ( мм), наименьший диаметр гильзы (отверстия) равен 82,04 мм ( мм),

Сопряжения:

мм;

мм.

Вывод: у двигателей ВАЗ 21038 в лучшем случае зазор между поршнем и гильзой равен +0,025 мм, в худшем случае – +0,045 мм.

Автомобиль FordMondeo

Двигатель бензиновый (1,6 л)

Поршень класс 3 – 76,005 – 75,995 мм

Гильза класс 3 – 76,030 – 76,020 мм

Наибольший диаметр поршня (вала) равен 76,005 мм ( мм), наименьший диаметр поршня (вала) равен 75,995 мм ( мм), наибольший диаметр гильзы (отверстия) равен 76,030 мм ( мм), наименьший диаметр гильзы (отверстия) равен 76,020 мм ( мм),

Сопряжения:

мм;

мм.

Вывод: у двигателя FordMondeo в лучшем случае зазор между поршнем и гильзой равен +0,015 мм, в худшем случае – +0,035 мм.

Автомобиль HondaAccord

Двигатель бензиновый F20A2 (2 л)

Поршень класс A 84,990 – 84,980 мм

Гильза класс A 85,020 – 85,000 мм

Наибольший диаметр поршня (вала) равен 84,990 мм ( мм), наименьший диаметр поршня (вала) равен 84,980 мм ( мм), наибольший диаметр гильзы (отверстия) равен 85,020 мм ( мм), наименьший диаметр гильзы (отверстия) равен 85,000 мм ( мм),

Сопряжения:

мм;

мм.

Вывод: у двигателя HondaAccord в лучшем случае зазор между поршнем и гильзой равен +0,010 мм, в худшем случае – +0,040 мм.

2. Сопряжение «поршень – поршневой палец – шатун»

Автомобиль ЗИЛ 130–76

Двигатель ЗИЛ 130

Отверстие в бобышке (группа 3) 27,9900 – 27,9875 мм

Диаметр пальца (группа 3) 27,9950 – 27,9925 мм

Диаметр отверстия в малой головке шатуна (группа 3) 28,0020 – 27,9995 мм

Натяг наибольший находится по формуле, мм:

, (3)

Натяг наименьший находится по формуле, мм:


, (4)

Натяг средний находится по формуле, мм:

, (5)

Зазор средний находится по формуле, мм:

, (6)

Сопряжение «поршень – поршневой палец»: наибольший диаметр поршневого пальца (вала) равен 27,9950 мм ( мм). Наименьший диаметр поршневого пальца (вала) равен 27,9925 мм ( мм). Наибольший диаметр отверстия в бобышке (отверстия) равен 27,9900 мм ( мм); наименьший диаметр отверстия в бобышке (отверстия) равен 27,9875 мм

( мм),

Сопряжения:

мм;

мм.

мм

мм

мм

Вывод: у двигателей ЗИЛ 130 в сопряжении «поршень – поршневой палец» в лучшем случае натяг равен +0,0075 мм, в худшем случае – +0,0025 мм. Натяг +0,0050 мм означает, в холодном состоянии поршневой палец чуть-чуть «закусывает» в отверстиях в бобышках. Чуть-чуть «закусывает» означает, что в если держать за поршень и трясти его, поршень палец держит, а палец поршень – нет.

Сопряжение «поршневой палец – шатун»: наибольший диаметр поршневого пальца (вала) равен 27,9950 мм ( мм). Наименьший диаметр поршневого пальца (вала) равен 27,9925 мм ( мм). Наибольший диаметр отверстия в малой головке шатуна (отверстия) равен 28,0020 мм ( мм); наименьший диаметр отверстия в малой головке шатуна (отверстия) равен 27,9995 мм ( мм),

Сопряжения:

мм;

мм.

мм

Вывод: у двигателей ЗИЛ 130 в сопряжении «поршневой палец – шатун» в лучшем случае зазор равен +0,0045 мм, в худшем случае – +0,0095 мм. Средний зазор, равный 0,0070 мм означает, что в смазанном состоянии если держать за палец, то шатун медленно опускается под действием собственного веса.

Автомобиль ВАЗ 2115–01

Двигатель ВАЗ 21083 (1,5 л)

Отверстие в бобышке (группа 3) 21,994 – 21,990 мм

Диаметр пальца (группа 3) 21,982 – 21,978 мм

Диаметр отверстия в малой головке шатуна (группа 3) 21,960 – 21,940 мм

Сопряжение «поршень – поршневой палец»: наибольший диаметр поршневого пальца (вала) равен 21,982 мм ( мм). Наименьший диаметр поршневого пальца (вала) равен 21,978 мм ( мм). Наибольший диаметр отверстия в бобышке (отверстия) равен 21,994 мм ( мм); наименьший диаметр отверстия в бобышке (отверстия) равен 21,990 мм ( мм),

Сопряжения:

мм;

мм.

мм

мм

мм

Вывод: у двигателей ВАЗ 21083 в сопряжении «поршень – поршневой палец» в лучшем случае натяг равен -0,008 мм, в худшем случае -0,016 мм.

Сопряжение «шатун – поршневой палец»: наибольший диаметр поршневого пальца (вала) равен 21,982 мм ( мм). Наименьший диаметр поршневого пальца (вала) равен 21,978 мм ( мм). Наибольший диаметр отверстия в малой головке шатуна (отверстия) равен 21,960 мм ( мм); наименьший диаметр отверстия в малой головке шатуна (отверстия) равен 21,940 мм ( мм),

Сопряжения:

мм;

мм.

мм

Вывод: у двигателей ВАЗ 21083 в сопряжении «поршневой палец – шатун» в лучшем случае зазор равен -0,042 мм, в худшем случае –0,018 мм. Средний зазор, равен 0,030 мм.

Автомобиль FordMondeo

Двигатель бензиновый (1,6 л)

Отверстие в бобышке (группа С) 20,644 – 20,641 мм

Диаметр пальца (группа С) 20,631 – 20,628 мм

Диаметр отверстия в малой головке шатуна (группа С) 20,609 – 20,589 мм

Сопряжение «поршень – поршневой палец»: наибольший диаметр поршневого пальца (вала) равен 20,631 мм ( мм). Наименьший диаметр поршневого пальца (вала) равен 20,628 мм ( мм). Наибольший диаметр отверстия в бобышке (отверстия) равен20,644 мм ( мм); наименьший диаметр отверстия в бобышке (отверстия) равен 20,641 мм ( мм),

Сопряжения:

мм;

мм.

мм

мм

мм

Вывод: у двигателя FordMondeo в сопряжении «поршень – поршневой палец» в лучшем случае натяг равен -0,016 мм, в худшем случае –0,010 мм.

Сопряжение «шатун – поршневой палец»: наибольший диаметр поршневого пальца (вала) равен 20,631 мм ( мм). Наименьший диаметр поршневого пальца (вала) равен 20,628 мм ( мм). Наибольший диаметр отверстия в малой головке шатуна (отверстия) равен 20,609 мм ( мм); наименьший диаметр отверстия в малой головке шатуна (отверстия) равен 20,589 мм ( мм),

Сопряжения:

мм;

мм.

мм

Вывод: у двигателя FordMondeoв сопряжении «поршневой палец – шатун» в лучшем случае зазор равен -0,042 мм, в худшем случае –0,019 мм. Средний зазор, равен 0,030 мм.

Автомобиль УАЗ

Двигатель УАЗ 417

Отверстие в бобышке (группа 3) 24,9950 – 24,9925 мм

Диаметр пальца (желтая метка) 24,9950 – 24,9925 мм

Диаметр отверстия в малой головке шатуна 25,0020 – 24,9995 мм

Сопряжение «поршень – поршневой палец»: наибольший диаметр поршневого пальца (вала) равен 24,9950 мм ( мм). Наименьший диаметр поршневого пальца (вала) равен 24,9925 мм ( мм). Наибольший диаметр отверстия в бобышке (отверстия) равен 24,9950 мм ( мм); наименьший диаметр отверстия в бобышке (отверстия) равен 24,9925 мм ( мм),

Сопряжения:

мм;

мм.

мм

Вывод: у двигателя УАЗ 417 в сопряжении «поршень – поршневой палец» в лучшем случае натяг равен +0,0025 мм, в худшем случае зазор +0,0025 мм.

Сопряжение «шатун – поршневой палец»: наибольший диаметр поршневого пальца (вала) равен 24,9950 мм ( мм). Наименьший диаметр поршневого пальца (вала) равен 24,9925 мм ( мм). Наибольший диаметр отверстия в малой головке шатуна (отверстия) равен 25,0020 мм ( мм); наименьший диаметр отверстия в малой головке шатуна (отверстия) равен 24,9995 мм ( мм),

Сопряжения:

мм;

мм.

мм

Вывод: у двигателя УАЗ 417 в сопряжении «поршневой палец – шатун» в лучшем случае зазор равен +0,0045 мм, в худшем случае – +0,0095 мм. Средний зазор, равен 0,0070 мм.

3. Сопряжение «стержень клапана – втулка клапана»

Втулка клапанов на старых моделях двигателей изготавливались из модифицированного чугуна (чугун с графитом), на современных двигателях втулки клапанов изготавливаются из металлокерамики. Перед сборкой втулки клапанов следует пропитать моторным маслом.

Автомобиль ЗИЛ 130

Диаметр впускного клапана 10,940 – 10,910 мм

Диаметр выпускного клапана 10,920 – 10,895 мм

Диаметр отверстия в направляющей втулке 11,027 – 11,000 мм

Сопряжение «впускной клапан – втулка»: наибольший диаметр впускного клапана (вала) равен 10,940 мм ( мм). Наименьший диаметр впускного клапана (вала) равен 10,910 мм ( мм). Наибольший диаметр отверстия в направляющей втулке (отверстия) равен 11,027 мм ( мм); наименьший диаметр отверстия в направляющей втулке (отверстия) равен 11,000 мм ( мм),

Сопряжения:

мм;

мм.

Сопряжение «выпускной клапан – втулка»: наибольший диаметр выпускного клапана (вала) равен 10,920 мм ( мм). Наименьший диаметр выпускного клапана (вала) равен 10,895 мм ( мм). Наибольший диаметр отверстия в направляющей втулке (отверстия) равен 11,027 мм ( мм); наименьший диаметр отверстия в направляющей втулке (отверстия) равен 11,000 мм ( мм),

Сопряжения:

мм;

мм.

Вывод: в лучшем случае зазор между впускным клапаном и втулкой равен +0,060 мм, в худшем случае – +0,117 мм; в лучшем случае зазор между выпускным клапаном и втулкой равен +0,080 мм, в худшем случае – +0,132 мм;

Автомобиль ВАЗ 2115–01

Диаметр впускного клапана 8,000 – 7,985 мм

Диаметр выпускного клапана 8,000 – 7,985 мм

Диаметр отверстия в направляющей втулке впускного клапана 8,040 – 8,022 мм выпускного клапана 8,047 – 8,029 мм

Сопряжение «впускной клапан – втулка»: наибольший диаметр впускного клапана (вала) равен 8,000 мм ( мм). Наименьший диаметр впускного клапана (вала) равен 7,985 мм ( мм). Наибольший диаметр отверстия в направляющей втулке впускного клапана (отверстия) равен 8,040 мм ( мм); наименьший диаметр отверстия в направляющей втулке впускного клапана (отверстия) равен 8,022 мм ( мм),

Сопряжения:

мм;

мм.

Сопряжение «выпускной клапан – втулка»: наибольший диаметр выпускного клапана (вала) равен 8,000 мм ( мм). Наименьший диаметр выпускного клапана (вала) равен 7,985 мм ( мм). Наибольший диаметр отверстия в направляющей втулке выпускного клапана (отверстия) равен 8,047 мм ( мм); наименьший диаметр отверстия в направляющей втулке выпускного клапана (отверстия) равен 8,029 мм ( мм),

Сопряжения:

мм;

мм.

Вывод: в лучшем случае зазор между впускным клапаном и втулкой впускного клапана равен +0,022 мм, в худшем случае – +0,055 мм; в лучшем случае зазор между выпускным клапаном и втулкой выпускного клапана равен +0,029 мм, в худшем случае +0,062 мм;

Автомобиль FordMondeo

Диаметр впускного клапана 6,043–6,028 мм

Диаметр выпускного клапана 6,025–6,010 мм

Диаметр отверстия в направляющей втулке 6,092–6,060 мм

Сопряжение «впускной клапан – втулка»: наибольший диаметр впускного клапана (вала) равен 6,043 мм ( мм). Наименьший диаметр впускного клапана (вала) равен 6,028 мм ( мм). Наибольший диаметр отверстия в направляющей втулке (отверстия) равен 6,029 мм ( мм); наименьший диаметр отверстия в направляющей втулке (отверстия) равен 6,060 мм ( мм),

Сопряжения:

Сопряжение «выпускной клапан – втулка»: наибольший диаметр выпускного клапана (вала) равен 6,025 мм ( мм). Наименьший диаметр выпускного клапана (вала) равен 6,010 мм ( мм). Наибольший диаметр отверстия в направляющей втулке (отверстия) равен 6,092 мм ( мм); наименьший диаметр отверстия в направляющей втулке (отверстия) равен 6,060 мм ( мм),

Сопряжения:

Вывод: в лучшем случае зазор между впускным клапаном и втулкой равен +0,017 мм, в худшем случае +0,064 мм; в лучшем случае зазор между выпускным клапаном и втулкой равен +0,035 мм, в худшем случае +0,082 мм

Автомобиль ВАЗ 2108

Диаметр впускного клапана 8,000 – 7,985 мм

Диаметр выпускного клапана 8,000 – 7,985 мм

Диаметр отверстия в направляющей втулке впускного клапана 8,040 – 8,022 мм выпускного клапана 8,047 – 8,029 мм

Сопряжение «впускной клапан – втулка»: наибольший диаметр впускного клапана (вала) равен 8,000 мм ( мм). Наименьший диаметр впускного клапана (вала) равен 7,985 мм ( мм). Наибольший диаметр отверстия в направляющей втулке впускного клапана (отверстия) равен 8,040 мм ( мм); наименьший диаметр отверстия в направляющей втулке впускного клапана (отверстия) равен 8,022 мм ( мм),

Сопряжения:

мм;

мм.

Сопряжение «выпускной клапан – втулка»: наибольший диаметр выпускного клапана (вала) равен 8,000 мм ( мм). Наименьший диаметр выпускного клапана (вала) равен 7,985 мм ( мм). Наибольший диаметр отверстия в направляющей втулке выпускного клапана (отверстия) равен 8,047 мм ( мм); наименьший диаметр отверстия в направляющей втулке выпускного клапана (отверстия) равен 8,029 мм ( мм),

Сопряжения:

мм;

мм.

Вывод: в лучшем случае зазор между впускным клапаном и втулкой впускного клапана равен +0,022 мм, в худшем случае – +0,055 мм; в лучшем случае зазор между выпускным клапаном и втулкой выпускного клапана равен +0,029 мм, в худшем случае +0,062 мм;

4. Сопряжение «ведущий вал коробки передач – подшипник – отверстие под подшипник в корпусе коробки»

В сопряжении детали с подшипником качения при вращающемся вале сопряжение «вал – внутренняя обойма подшипника идут по рядам отклонений и квалитетам js6, k6, m6, n6; сопряжение «наружная обойма подшипника – корпус» – по отклонениям и квалитетам K7, Js7, H7, G7, H8.

Автомобиль ЗИЛ 130–76

Отверстие под подшипник ведомого вала корпуса КП 110,023 – 109,988 мм

Диаметр наружной обоймы 110,000 – 109,985 мм

Диаметр шейки вала под подшипник 50,003 – 50,002 мм

Внутренний диаметр внутрен­ней обоймы 50,000 – 49,986 мм

Сопряжение «наружная обойма – отверстие под подшипник»: наибольший диаметр наружной обоймы (вала) равен 110,000 мм ( мм). Наименьший диаметр наружной обоймы (вала) равен 109,985 мм ( мм). Наибольший диаметр отверстия под подшипник (отверстия) равен 110,023 мм ( мм); наименьший диаметр отверстия под подшипник (отверстия) равен 109,988 мм ( мм),

Сопряжения:

мм;

мм.

Вывод: в сопряжении детали с подшипником качения при вращающемся вале в сопряжении «наружная обойма – отверстие под подшипник» в лучшем случае всегда маленькие натяги около 0,01 мм, в худшем случае зазор до 0,04 мм. В процессе эксплуатации корпус нагревается больше, чем обойма, поэтому обойма должна чуть-чуть прокручиваться в корпусе.

Сопряжение «вал – внутренняя обойма»: наибольший диаметр шейки вала под подшипник (вала) равен 50,003 мм ( мм). Наименьший диаметр шейки вала под подшипник (вала) равен 50,002 мм ( мм). Наибольший диаметр внутрен­ней обоймы (отверстия) равен 50,000 мм ( мм); наименьший диаметр внутрен­ней обоймы (отверстия) равен 49,986 мм ( мм),

Сопряжения:

мм;

мм.

мм

мм

Посадка k6.

Вывод: в сопряжении детали с подшипником качения при вращающемся вале в сопряжении «вал – внутренняя обойма» в лучшем случае всегда натяг (лучшем случае 0,03 – 0,04 мм, в худшем случае 0,003 мм (запасные части)).

Автомобиль ВАЗ 2101, 2102, 21011, 21013

Отверстие под подшипник ведомого вала корпуса КП 72,03 – 72,00 мм

Диаметр обоймы 72,000 – 71,987 мм

Диаметр ведомого вала 25,000 – 24,979 мм

Внутренний диаметр внутрен­ней обоймы 25,000 – 24,990 мм

Сопряжение «наружная обойма – отверстие под подшипник»: наибольший диаметр наружной обоймы (вала) равен 72,000 мм ( мм). Наименьший диаметр наружной обоймы (вала) равен 71,987 мм ( мм). Наибольший диаметр отверстия под подшипник (отверстия) равен 72,03 мм ( мм); наименьший диаметр отверстия под подшипник (отверстия) равен 72,00 мм ( мм),

Сопряжения:

мм;

мм.

Вывод: в сопряжении детали с подшипником качения при вращающемся вале в сопряжении «наружная обойма – отверстие под подшипник» в данном случае получилось в лучшем случае нет ни натяга ни зазора, а в худшем случае зазор +0,043 мм.

Сопряжение «вал – внутренняя обойма»: наибольший диаметр шейки вала под подшипник (вала) равен 25,000 мм ( мм). Наименьший диаметр шейки вала под подшипник (вала) равен 24,979 мм ( мм). Наибольший диаметр внутрен­ней обоймы (отверстия) равен 25,000 мм ( мм); наименьший диаметр внутрен­ней обоймы (отверстия) равен 24,990 мм ( мм),

Сопряжения:

мм;

мм.

Вывод: в сопряжении детали с подшипником качения при вращающемся вале в сопряжении «вал – внутренняя обойма» в лучшем случае натяг 0,010 мм, в худшем случае зазор +0,021 мм.

5. Сопряжение «ступица – подшипник – цапфа»

Автомобиль ЗИЛ 130

Шейка под внутренний подшипник ступицы переднего колеса 54,988 – 54,973 мм

Диаметр внутренней обоймы 55,000 – 54,986 мм

Отверстие под наружное кольцо наружного подшипника 89,976 – 89,941 мм

Диаметр наружной обоймы 89,982 – 89,000 мм

Сопряжение «подшипник – цапфа»: наибольший диаметр шейки под внутренний подшипник ступицы (вала) равен 54,988 мм ( мм). Наименьший диаметр шейки под внутренний подшипник ступицы (вала) равен 54,973 мм ( мм). Наибольший диаметр внутренней обоймы (отверстия) равен 55,000 мм ( мм); наименьший диаметр внутренней обоймы (отверстия) равен 54,986 мм ( мм),

Сопряжения:

мм;

мм.

мм

Вывод: в сопряжении детали с подшипником качения при вращающемся отверстии в сопряжении «подшипник-цапфа» в лучшем случае натяги до 0,002 мм, в худшем случае зазоры до 0,03 мм.

Сопряжение «ступица – подшипник»: наибольший диаметр наружной обоймы (вала) равен 89,982 мм ( мм). Наименьший диаметр наружной обоймы (вала) равен 89,000 мм ( мм). Наибольший диаметр отверстия под наружное кольцо (отверстия) равен 89,976 мм ( мм); наименьший диаметр отверстия под наружное кольцо (отверстия) равен 89,941 мм ( мм),

Сопряжения:

мм;

мм.

мм

мм

Вывод: в сопряжении детали с подшипником качения при вращающемся вале в сопряжении «ступица-подшипник» в лучшем случае самый большой натяг до 0,041 мм, в худшем случае зазор -0,976 мм.

Автомобиль ВАЗ 2101, 2102, 21011, 21013

Внутренний диаметр внутреннего подшипника 26,000 – 25,990 мм

Поворотная цапфа 25,990 – 25,977 мм

Отверстие под внутрен­ний подшипник ступицы 57,137 – 57,112 мм

Наружный диаметр подшипника 57,150 – 57,137 мм

Сопряжение «внутренний подшипник – цапфа»: наибольший диаметр поворотной цапфы (вала) равен 25,990 мм ( мм). Наименьший диаметр поворотной цапфы (вала) равен 25,977 мм ( мм). Наибольший диаметр внутренней обоймы (отверстия) равен 26,000 мм ( мм); наименьший диаметр внутренней обоймы (отверстия) равен 25,990 мм ( мм),

Сопряжения:

мм;

мм.

Вывод: в сопряжении детали с подшипником качения при вращающемся отверстии в данном сопряжении в лучшем случае нет натяга или зазора, в худшем случае зазор +0,023 мм.

Сопряжение «подшипник – отверстие под внутрен­ний подшипник ступицы»: наибольший диаметр наружной обоймы (вала) равен 57,150 мм ( мм). Наименьший диаметр наружной обоймы (вала) равен 57,137 мм ( мм). Наибольший диаметр отверстия под наружное кольцо (отверстия) равен 57,137 мм ( мм); наименьший диаметр отверстия под наружное кольцо (отверстия) равен 57,112 мм ( мм),

Сопряжения:

мм;

мм.

мм

Вывод: в сопряжении детали с подшипником качения при вращающемся вале в данном сопряжении в лучшем случае самый большой натяг до 0,04 мм, в худшем случае нет ни натяга, ни зазора.

6. Определение выступания поршня над уплотнительным буртом гильзы двигателей КамАЗ-740.

На двигателях КамАЗ-740 на поршнях и выступе гильзы указываются индексы 10, 20, 30, 40, которые указывают не на диаметр поршня и гильзы (как у других двигателей), а указывают на расстояние от образующей шатунной шейки в верхнем её положении до уплотнительного выступа гильзы.

В связи с этим возможны 16 вариантов сборки, в результате которой меняется камера сгорания.

При разных вариантах сборки изменяется расстояние от днища поршня до уплотнительного бурта гильзы, и меняется размер камеры сгорания. Для определения размера камеры сгорания в различных вариантах сборки применяется теория размерных цепей.

Верхнее отклонение замыкающего звена равно сумме верхних отклонений всех увеличивающихся звеньев минус сумма нижних отклонений всех уменьшающихся звеньев:

(7)

где BOAзам – верхнее отклонение замыкающего звена, мм;

ΣBOAув – сумма верхних отклонений всех увеличивающих звеньев, мм;

ΣHOAум – сумма нижних отклонений всех уменьшающих звеньев, мм.

Рисунок 6.1 – Схема замеров при подборе варианта исполнения поршня.

Нижнее отклонение замыкающего звена равно сумме нижних отклонений всех увеличивающихся звеньев минус сумма верхних отклонений всех уменьшающихся звеньев:

HOAзам =ΣHOAув -ΣBOAум , (8)

где HOAзам – нижнее отклонение замыкающего звена, мм;

ΣHOAув – сумма нижних отклонений всех увеличивающихся звеньев, мм;

ΣBOAум – сумма верхних отклонений всех уменьшающихся звеньев, мм.

Номинальный размер замыкающего звена равен сумме номинальных размеров всех увеличивающихся звеньев минус сумма номинальных размеров всех уменьшающихся звеньев.


HPAзам =ΣHPAув -ΣHPAум , (9)

где HPAзам – номинальный размер замыкающего звена, мм;

ΣHPAув – сумма номинальных размеров всех увеличивающихся звеньев, мм;

ΣHPAум – сумма номинальных размеров всех уменьшающихся звеньев, мм.

Таблица 6.1 – Подбор поршней по гильзам

С – расстояние от образующей шатунной шейки в верхнем её положении до выступа гильзы Индекс варианта исполнения поршня Б – расстояние от оси отверстия под поршневой палец до днища поршня
260,12 – 260,24 10 75,67 – 75,71
260,24 – 260,35 20 75,78 – 75,82
260,35 – 260,46 30 75,89 – 75,93
260,46 – 260,57 40 76,00 – 76,04

Задача: определить выступания поршня над уплотнительным буртом гильзы, если на двигатель установлены поршни с индексом 10, гильзы с индексом 10.

Дано: мм

мм

мм

мм

Найти: мм.

Решение:

HPAзам =225+75 – (260+40)=0 мм;

=(+0,71+0,03) – (+0,12–0,26)=+0,88 мм;

HOAзам =(+0,67–0,03) – (+0,24–0,25)=+0,65 мм.

Aзам = мм.

Вывод: если устанавливать на двигатель поршни и гильзы с одинаковыми индексами (10–10, 20–20, 30–30, 40–40) – так делают на заводе, то выступание поршня над уплотнительным буртом гильзы будет от +0,88 до +0,65 мм.

Задача: определить выступания поршня над уплотнительным буртом гильзы, если на двигатель установлены поршни с индексом 10, гильзы с индексом 40.

Дано: мм

мм

мм

мм

Найти: мм.

Решение:

HPAзам =225+75 – (260+40)=0 мм;

=(+0,71+0,03) – (+0,46–0,26)=+0,54 мм;

HOAзам =(+0,67–0,03) – (+0,57–0,25)=+0,32 мм.

Aзам = мм.

Вывод: если устанавливать гильзу с индексом 40, а поршень с индексом 10, выступание Aзам = мм, в этом случае камера сгорания увеличивается, мощность уменьшается.