Главная              Рефераты - Логика

Области логистики - реферат

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ РФ

Альметьевский филиал

ГОУ ВПО Казанский государственный технический университет

им. А.Н.Туполева

Заочное обучение

РЕФЕРАТ

по дисциплине: " Логистика"

ТЕМА "Области логистики."

Выполнил: Студент Максимова О.В.

Группа 24183

Проверил: _______Сагутдинова Л.И.

Альметьевск 2009г.

Содержание

Введение 3

1. Сущность и задачи закупочной логистики 4

2. Понятие производственной логистики 6

3. Понятие распределительной логистики 7

4. Сущность и задачи транспортной логистики 9

5. Информационные потоки в логистике 11

6. Сущность логистики запасов и ее значение 13

7. Склад в логистике и его функции 15

Заключение 17

Список литературы 18


Введение

Логистика - наука о планировании, контроле и управлении транспорти­рованием, складированием и другими материальными и нематериальными опе­рациями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до произ­водственного предприятия; внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов; доведения готовой продукции до потребителя в соответствие с его требованиями; передача, обработка соответствующей информации.

Как наука логистика ставит и решает следующие задачи: 1) определение необходимой мощности производства и транспорта; 2) разработка принципов распределения готовой продукции; 3) методов совместного планирования, снабжения, производства, складирования, сбыта и отгрузки готовой продукции.

Как хозяйственная деятельность, логистика - это процесс управления движением и хранением сырья, компонентов и готовой продукции, именуемые сквозным материальным потоком.

Объектом логистики, как известно, является сквозной материальный поток, тем не менее на отдельных участках управление им имеет известную специфику. В соответствии с этой спецификой выполняют пять функциональных областей логистики: закупочную, производственную, распределительную, транспортную и информационную, которые изучаются в данной работе.


1. Сущность и задачи закупочной логистики.

Закупочная логистика — это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.

Любое предприятие, как производственное, так и торговое, в котором обрабатываются материальные потоки, имеет в своем составе службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда (служба снабжения): сырья, полуфабрикатов, изделий народного потребления. Деятельность этой службы может быть рассмотрена на трех уровнях, так как служба снабжения одновременно является:

— элементом, обеспечивающим связи и реализацию целей макрологистической системы, в которую входит предприятие;

— элементом микрологистической системы, то есть одним из подразделений предприятия, обеспечивающим реализацию целей этого предприятия;

— самостоятельной системой, имеющей элементы, структуру и самостоятельные цели.

Рассмотрим цели функционирования службы снабжения на каждом из выделенных уровней.

1. Как элемент макрологистической системы служба снабжения устанавливает хозяйственные связи с поставщиками, согласовывая технико-технологические, экономические и методологические вопросы, связанные с поставкой товаров. Работая в контакте со службами сбыта поставщика и транспортными организациями, служба снабжения обеспечивает «ввязывание» предприятия в макрологистическую систему. Идея логистики — получение дополнительной прибыли от согласованности действий всех участников, требует, чтобы персонал службы снабжения добивался реализации целей собственного предприятия не как изолированного объекта, а как звена всей логистической макросистемы. Это означает, что служба снабжения, работая на собственное предприятие, в то же время должна преследовать цель повышения эффективности функционирования всей макрологистической системы. Собственное предприятие при таком подходе рассматривается как элемент всей макрологистической системы: улучшается положение всей системы - улучшается положение предприятия, как ее элемента.

2. Служба снабжения, являясь элементом организовавшего ее предприятия, должна органически вписываться в микрологистическую систему, обеспечивающую прохождение материального потока в цепи снабжение—производство—сбыт. Обеспечение высокой степени согласованности действий по управлению материальными потоками между службой снабжения и службами производства и сбыта является задачей логистической организации предприятия в целом. Современные системы организации производства и материально-технического обеспечения (например, система МРП ) обеспечивают возможность согласования и оперативной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев в масштабе предприятия с учетом постоянных изменений в реальном масштабе времени.

Цепь снабжение—производство—сбыт должна строиться на основе современной концепции маркетинга, то есть вначале должна разрабатываться стратегия сбыта, затем, исходя из нее, стратегия развития производства и уже затем стратегия снабжения производства. Следует отметить, что маркетинг намечает данную задачу лишь в концептуальном плане. Научный инструментарий маркетинга, нацеленный на всестороннее исследование рынка сбыта, не содержит методов, позволяющих решать задачи технико-технологической согласованности с поставщиками в зависимости от соответствующих требований, выявленных при изучении рынка сбыта. Маркетинг не предлагает также и методов системной организации всех участников процесса продвижения материалов от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. В этом плане логистика развивает маркетинговый подход к предпринимательской деятельности, нарабаты­вает методы, позволяющие реализовать концепцию маркетинга, существенно расширяет и дополняет саму концепцию.

3. Эффективность функционирования службы снабжения, возможность реализации перечисленных целей как на уровне предприятия, так и на уровне макрологистики в существенной степени зависит от системной организации самой службы снабжения. Особенности организации деятельности этой службы с точки зрения возможности эффективного управления материальными потоками рассмотрены в следующем параграфе.

2. Понятие производственной логистики

Производственная логистика - это наука и практика о системной рационализации управления производственными процессами на отдельных подразделениях производства (цех, участок, рабочие места) с целью повышения их эффективности посредством синхронизации действий, интеграции производственных процессов (основных, вспомогательных, обслуживающих и управленческих) и оптимизации материальных потоков. Это позволяет определить все производственные подразделения предприятия как единое целое, каждая часть которого не может эффективно функционировать самостоятельно.

Современная организация и оперативное управление производством должны отвечать ряду требований.

1. Обеспечение ритмичной, согласованной работы всех звеньев производства по единому графику и равномерного выпуска продукции. Под ритмичной работой следует понимать оптимальную организацию во времени и пространстве всех участков производственных звеньев в единый непрерывный производственный процесс, который обеспечивал бы своевременный выпуск каждого конкретного вида продукции в установленном объеме с минимальными затратами производственных ресурсов.

2. Обеспечение максимальной непрерывности процессов производства. Непрерывность производственного процесса имеет две противоречивые стороны: непрерывность движения предметов труда и непрерывность загрузки рабочих мест. Проблема - в выборе приоритета непрерывности того или иного вида. Общий критерий оптимизации - минимум затрат производственных ресурсов в условиях непоточного производства может быть обеспечен за счет организации непрерывной загрузки рабочих мест; в поточном производстве – выбором варианта с минимальным временем межоперационного пролеживания деталей.

3. Обеспечение максимальной надежности плановых расчетов и минимальной трудоемкости плановых работ. Несовершенство плановых расчетов хода производства приводит к дефициту деталей, перераспределению рабочих мест, неритмичности в работе, значительным потерям рабочего времени.

4. Обеспечение достаточной гибкости и маневренности в реализации цели при возникновении различных отклонений от плана. Для достижения этого управляющие на всех уровнях должны постоянно регулировать ход производства с целью уменьшения потерь производства и рабочего времени.

3. Понятие распределительной логистики.

В логистике под распределением понимается физическое, ощутимое, вещественное содержание этого процесса. Главным предметом изучения в распределительной логистике является рационализация процесса физического распределения имеющегося запаса материалов. Как упаковать продукцию, по какому маршруту направить, нужна ли сеть складов, нужны ли посредники — вот примерные задачи, решаемые распределительной логистикой.

Логистика изучает и осуществляет сквозное управление материальными потоками, поэтому решать различные задачи распределительного характера, то есть делить что-либо между кем-либо, здесь приходится на всех этапах:

— распределяются заказы между различными поставщиками при закупке товаров;

— распределяются грузы по местам хранения при поступле­нии на предприятие;

— распределяются материальные запасы между различными участками производства;

— распределяются материальные потоки в процессе продажи и т. д.

Для того чтобы очертить границы распределительной логистики, рассмотрим схему процесса воспроизводства капитала, который, как известно, имеет три стадии (рис. 3.1).

Распределительная логистика изучает последний этап (не в отрыве, а в глубокой системной взаимосвязи с предыдущими этапами), то есть представляет собой науку (деятельность) о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения готовой продукции до потребителя в соот­ветствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.


Рис. 3.1. Процесс воспроизводства капитала и функциональные области логистики

Принципиальное отличие распределительной логистики от традиционных сбыта и продажи заключается в следующем:

— подчинение процесса управления материальными и информационными потоками целям и задачам маркетинга;

— системная взаимосвязь процесса распределения с процессами производства и закупок (в плане управления материальными потоками);

— системная взаимосвязь всех функций внутри самого распределения.

Распределительная логистика — это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, то есть в процессе оптовой продажи товаров.

Объект изучения в распределительной логистике - материальный поток на стадии движения от поставщика к потребителю. Предмет изучения — рационализация процесса физического продвижения продукта к потребителю.

Распределительная логистика охватывает весь комплекс задач по управлению материальным потоком на участке поставщик - потребитель, начиная от момента постановки задачи реализации и кончая моментом выхода поставленного продукта из сферы внимания поставщика. При этом основной удельный вес занимают задачи управления материальными потоками, решаемые в процессе продвижения уже готовой продукции к потребителю.

Состав задач распределительной логистики на микро- и макроуровне различен. На уровне предприятия, то есть на микроуровне, логистика ставит и решает следующие задачи:

— планирование процесса реализации;

— организация получения и обработки заказа;

— выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке;

— организация отгрузки продукции;

— организация доставки и контроль за транспортированием;

— организация послереализационного обслуживания.

На макроуровне к задачам распределительной логистики относят:

— выбор схемы распределения материального потока;

— определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории;

— определение оптимального места расположения распределительного центра (склада) на обслуживаемой территории, а также ряд других задач, связанных с управлением процессом прохождения материального потока по территории района, области, страны, материка или всего земного шара.

4. Сущность и задачи транспортной логистики.

Транспортная логистика – это наука и практика о системной рационализации управления процессами перемещения грузов как внутри отдельных подразделений производства (цех, участок, рабочие места), так и между предприятиями.

Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику.

По назначению выделяют две основные группы транспорта:

1. Транспорт общего пользования - отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Его часто называют магистральным (ма­гистраль - основная, главная линия в какой-нибудь системе, в данном случае, в системе путей сообщения). Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной}, автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный.

2. Транспорт необщего пользования - впутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям, является, как правило, составной частью каких-либо производственных систем и должен быть органично в них вписан. Соответственно, организация его работы является одной из задач организации логистики на предприятии в целом и осуществляется совместно с решением задач производства, закупок и распределения.

В том случае, когда объемы транспортной работы выделяются в большой самостоятельный массив, возникает ряд специфических задач, которые относят к задачам транспортной логистики. Создание транспортных систем, в том числе создание транспортных коридоров и транспортных цепей.

Транспортный коридор - это часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные грузовые перевозки между отдельными географическими районами. Включает в себя: подвижные транспортные средства и стационарные устройства всех видов транспорта, работающих на данном направлении, а также совокупность правовых условий осуществления этих перевозок.

Транспортная цепь - этапы перевозок груза на определенные расстояния, в течение определенного периода времени, с использованием транспортных средств одного или нескольких видов транспорта. Все это время грузы остаются в неизменном виде (например, грузовой пакет или контейнер).

— совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);

— обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

— совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;

— выбор вида транспортного средства;

— выбор типа транспортного средства;

— определение рациональных маршрутов доставки.

5. Информационные потоки в логистике.

В основе процесса управления материальными потоками лежит обработка информации, циркулирующей в логистических системах. В связи с этим одним из ключевых понятий логистики является понятие информационного потока.

Информационный поток — это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных доку­ментов.

В логистике выделяют следующие виды информационных потоков.

— в зависимости от вида связываемых потоком систем: горизонтальный и вертикальный;

— в зависимости от места прохождения: внешний и внутренний;

— в зависимости от направления по отношению к логистической системе: входной и выходной.

Информационный поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или после него. При этом информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную:

— опережающий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе;

— опережающий информационный поток в прямом направлении — это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза;

— одновременно с материальным потоком идет информация в прямом направлении о количественных и качественных параметрах материального потока;

— вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки груза по количеству или по качеству, разнообразные претензии, подтверждения.

Информационный поток характеризуется следующими показателями:

— источник возникновения;

— направление движения потока;

— скорость передачи и приема;

— интенсивность потока и др.

Управлять информационным потоком можно следующим образом:

— изменяя направление потока;

— ограничивая скорость передачи до соответствующей ско­рости приема;

— ограничивая объем потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути.

Значимым элементом любой логистической системы является подсистема, обеспечивающая прохождение и обработку информации, которая при ближайшем рассмотрении сама разворачивается в сложную информационную систему, состоящую из различных подсистем.

Информационная система — это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных средств вычислительной техники, различных спра­вочников и необходимых средств программирование, обеспечивающая решение тех или иных функциональных задач (в логистике — задач по управлению материальными потоками).

Информационные системы в логистике могут создаваться с целью управления материальными потоками на уровне отдельного предприятия, а, могут способствовать организации логистических процессов на территории регионов, стран и даже группы стран.

На уровне отдельного предприятия информационные системы, в свою очередь, подразделяют на три группы:

— плановые;

— диспозитивные (или диспетчерские);

— исполнительные (или оперативные).

Плановые информационные системы. Эти системы создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Среди решаемых задач могут быть следующие:

создание и оптимизация звеньев логистической цепи;

— управление условно-постоянными, т. е. малоизменяющимися, данными;

— планирование производства;

— общее управление запасами;

— управление резервами и другие задачи.

Диспозитивные информационные системы. Эти системы создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем. Здесь могут решаться следующие задачи:

— детальное управление запасами (местами складирования);

— распоряжение внутрискладским (или внутризаводским) транспортом;

— отбор грузов по заказам и их комплектование, учет отправляемых грузов и другие задачи.

Исполнительные информационные системы создаются на уровне административного или оперативного управления. Обработка информации в этих системах производится в темпе, определяемом скоростью ее поступления в ЭВМ. Это так называемый режим работы в реальном масштабе времени, который позволяет получать необходимую информацию о движении грузов в текущий момент времени и своевременно выдавать соответствующие административные и управляющие воздействия на объект управления. Этими системами могут решаться разнообразные задачи, связанные с контролем материальных потоков, оперативным управлением обслуживания производства, управлением перемещениями и т. п.

6. Сущность логистики запасов и ее значение.

Материальные запасы — это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления.

Создание запасов всегда сопряжено с расходами. Перечислим основные виды затрат, связанных с созданием и содержанием запасов:

— замороженные финансовые средства;

— расходы на содержание специально оборудованных помещении;

— оплата труда специального персонала;

— постоянный риск порчи, хищения.

Наличие запасов – это расходы. Однако отсутствие запасов – это тоже расходы, только выраженные в форме разнообразных потерь. К основным видам потерь, связанных с отсутствием запасов, относят:

— потери от простоя производства;

— потери от отсутствия товара на складе в момент предъявления спроса;

— потери от закупки мелких партий товаров по более высоким ценам и др.

Несмотря на то, что содержание запасов сопряжено с определенными затратами, предприниматели вынуждены их создавать, т. к. отсутствие запасов может привести к еще большей потери прибыли.

На пути превращения сырья в конечное изделие и последующего движения этого изделия до конечного потребителя создается два основных вида запасов:

— запасы производственные;

— запасы товарные, каждый из которых в свою очередь делится на три вида:

— запасы текущие;

— запасы страховые;

— запасы сезонные.

Запасы производственные - запасы, находящиеся на предприятиях всех отраслей сферы материального производства, предназначенные для производственного потребления. Цель создания производственных запасов — обеспечить бесперебойность производственного процесса.

Запасы товарные - запасы готовой продукции у предприятий-изготовителей, а также запасы на пути следования товара от поставщика к потребителю, то есть на предприятиях оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в заготовительных организациях и запасы в пути.

Запасы текущие - основная часть производственных и товарных запасов. Они обеспечивают непрерывность производственного или торгового процесса между очередными поставками.

Запасы страховые - предназначены для непрерывного обеспечения материалами или товарами производственного или торгового процесса в случае различных непредвиденных обстоятельств.

Запасы сезонные - образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки.

7. Склад в логистике и его функции.

Одним из важнейших элементов логистических систем являются склад. Содержание запасов на всех стадиях движения материального потока, начиная от первичного источника сырья и кончая конечным потребителем - это объективная необходимость. Этим объясняется наличие большого количества разнообразных видов складов.

Современный крупный склад - это сложное техническое сооружение, которое состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет определенную структуру и выполняет ряд функций по преобразованию материальных потоков, а также накоплению, переработке и распределению грузов между потребителями.

В то же время склад сам является всего лишь элементом системы более высокого уровня - логистической цепи, которая и формирует основные и технические требования к складской системе, устанавливает цели и критерии ее оптимального функционирования, диктует условия переработки груза. Поэтому склад должен рассматриваться не изолированно, а как интегрированная составная часть логистической цепи. Только такой подход позволит обеспечить успешное выполнение основных функций склада и достижение высокого уровня рентабельности предприятия.

При этом необходимо иметь в виду, что в каждом отдельном случае, для конкретного склада, параметры складской системы значительно отличаются друг от друга, так же как ее элементы и сама структура, основанная на взаимосвязи этих элементов.

К основным функциям склада можно отнести:

1. Преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом. Создание нужного ассортимента на складе содействует эффективному выполнению заказов потребителей и осуществлению более частых поставок и в том объеме, который требуется клиенту.

2. Складирование и хранение, что позволяет выравнивать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением и дает возможность осуществлять основное производство и снабжение на базе создаваемых товарных

Заключение

Возрастающий интерес к изучению логистики обусловлен потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем, которые открывает использование логистического подхода. Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению затрат на хранение и транспортировку грузов. Применение логистики ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.

Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе приобретает сегодня тот, кто компетентен в области логистики, владеет ее методами.


Список использованной литературы

1. Аникин Б.А. Логистика: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002.-256с.

2. Гаджинский А. М. Логистика – М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и Ко ”, 2005. – 432с.

3. Логистика: учебно-методическое пособие/ Составитель: О.М. Суслова -Казань: Изд-во Казан. гос. тех. ун-та, 2004.-68 с.

4. Неруш Ю.М Логистика: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001.-105 с.

5. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2001г. – 608с.