Главная              Рефераты - Зарубежная литература

Тема России в лирике А.А. Блока - реферат

Введение

А.А. Блок родился в Петербурге в дворянской семье. Отец, Александр Львович Блок, – юрист, профессор права Варшавского университета, мать, Александра Андреевна, урожденная Бекетова – переводчица, дочь ректора петербургского университета А.Н. Бекетова и переводчицы Е.Н. Бекетовой.

Ранние годы Блока прошли в доме деда. Среди самых ярких детских и отроческих впечатлений – ежегодные летние месяцы в подмосковном имении Бекетовых Шахматово. Писать стихи начал с 5-ти лет, однако осознанное следование призванию начинается с 1900–01. Наиболее важные литературно-философские традиции, повлиявшие на становление творческой индивидуальности – учение Платона, лирика и философия В.С. Соловьева, поэзия А.А. Фета. В марте 1902 произошло знакомство с З.Н. Гиппиус и Д.С. Мережковским, оказавшими на него огромное влияние; в их журнале «Новый путь» состоялся творческий дебют Блока – поэта и критика. В январе 1903 вступает в переписку, в 1904 лично знакомится с А. Белым, ставшим наиболее близким ему поэтом из младших символистов.

В 1903 вышел «Литературно-художественный сборник: Стихотворения студентов Императорского Санкт-Петербургского университета», в котором были опубликованы три стихотворения Блока. В 1897 во время поездки на курорт Бад-Наугейм (Германия) пережил первое юношеское увлечение К.М. Садовской, которой посвятил ряд стихотворений, вошедших затем в цикл Ante Lucem (1898–1900) и в сборник «За гранью прошлых дней» (1920), а также цикл «Через двенадцать лет» (1909–14). После окончания Введенской гимназии в Петербурге поступил в 1898 на юридический факультет петербургского университета, однако в 1901 перешел на историко-филологический факультет (окончил в 1906 по славяно-русскому отделению). Среди профессоров, у которых учился Блок, – Ф.Ф. Зелинский, А.И. Соболевский, И.А. Шляпкин, С.Ф. Платонов, А.И. Введенский, В.К. Ернштедт, Б.В. Варнеке. В 1903 женился на дочери Д.И. Менделеева Любови Дмитриевне.

В начале XX века в атмосфере надвигающейся общественной бури серьезно меняется художественная позиция Блока. Поэт будто спускается с небес на землю, пристально вглядываясь в окружающую его «повседневность», жизнь «униженных и оскорбленных», в неблагополучный, полный контрастов, мир, где властвуют стихии.

Поэтическое творчество А. Блока – одного из величайших поэтов в истории русской лирики – было насыщено духом современной ему эпохи, противоречивой, тревожной, пронизанной ощущением близкой катастрофы. Его поэзия стала воплощением духовных исканий русской интеллигенции того времени, разочарованной в вековых идеалах, ненавидящей настоящее, жаждущей обновления. Но больше всего в его поэзии преобладает тема Родины.


Тема России в творчестве А. Блока

Тема Родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались художники слова во все времена. Но в творчестве А. Блока эта тема обретает особое значение. Сам поэт писал: «Родина это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку, но бесконечно более уютное, ласковое беспомощное, чем отдельный человек»

Глубокое и проникновенное чувство Родины пронизывает поэтический мир Блока. Ведь поэт жил на рубеже веков, о себе и своих современниках он сказал: «Мы – дети страшных лет России». Предчувствие «неслыханных перемен» и «невиданных мятежей» отбрасывало особый отблеск на любовь А. Блока к России, делало ее противоречивой и обостренной.

В ранней поэзии А. Блока тема России не звучит как самостоятельная. Но все события его духовной жизни проходят на фоне русского пейзажа. Например, в стихотворении 1901 года «Видно, дни золотые пришли…»:

Видно, дни золотые пришли.

Все деревья стоят как в сиянье.

Ночью холодом веет с земли;

Утром белая церковь вдали

И близка и ясна очертаньем.

«Россия – древнее, бесконечно древнее существо, большое, потому неповоротливое…»

Мир ранней поэзии А. Блока – это мир прекрасной мечты, и этой прекрасной мечтой окутан образ России.

Первое стихотворение, посвященное Руси, было полно диких и пугающих образов: зарево, нож, кладбище, буйная вьюга.

Где разноликие народы

Из края в край, из дола в дол

Ведут ночные хороводы

Под заревом горящих сел…

Образ России у Блока сложен и многогранен. В сущности, вся его поэзия о России. Так он сам сказал на одном литературном вечере.

Высшей инстанцией в решении спорных вопросов жизни становится Родина. Она совмещает в себе: и радость, и горе; она сложна и противоречива, но в то же время она высшее начало в жизни народа и в жизни отдельной личности.

Тема Родины в творчестве А. Блока

Образ России в творчестве Блока с годами наполняется все более значительным общественным содержанием, становится конкретнее и реалистичнее. В его ранней поэзии он условен и неполон.

В познании России, её сил и возможностей Блоку, несомненно, помогла поэзия Некрасова. Он сам, отмечая, что поэт «мести и печали» оказал большое влияние на его творчество. Блок говорил о «некрасовской мощи» стиха.

Величие России в её исторических свершениях, которые ещё не осознаны до конца. Прошлое взывает к будущему.

Вера в Родину продиктовала Блоку гордые слова: «Все будет хорошо, Россия будет великой».

Образ Родины появляется в лирике Блока постепенно, она будто открывает то один свой лик, то другой. Такое ощущение России у Блока: русский ветер, Россия и веселое отчаяние гибели слились в его стихах неразрывно…

«Прекрасные черты» России, единение с судьбой Родины и народа – пафос лирики Блока. Образ России, «страны родимой» вдохновлял поэта, давал ему силу, одухотворил всю лирику поэта.

В произведениях Блока о России ощутима связь с изображением России Пушкиным, Лермонтовым, Некрасовым. Примечательно в этом смысле стихотворении «Россия».

1) Стихотворение написано четырехстопным ямбом, ритмический рисунок приближает стихотворение к произведениям Пушкина, Лермонтова.

2) В первых строчках стихотворения –

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи… –

Содержится указание на строчки Гоголя из поэмы «Мертвые души». «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?» Вообще для блоковских стихов о Родине важен мотив дороги: «Дорога долгая легка…» или «Идем по жнивью, не спеша…» и т.д.

3) Нищая Россия – образ тютчевский.

4) Созвучно с Некрасовым и блоковское сравнение к женщине и любви к Родине:

О, нищая моя страна,

Что ты для сердца значишь?

О, бедная моя жена,

О чем ты горько плачешь?

Заговорив о России, Блок чувствует себя путником, затерявшимся в погибельных, но любимых пространствах, и говорит, что даже в последнюю минуту, на смертном одре он вспомнит Россию как самое милое в жизни:

Нет… еще леса, поляны,

И проселки, и шоссе,

Наша русская дорога,

Наши русские туманы,

Наши шелесты в овсе.

Стихотворение «Русь»

Образ родины, России «проявляется» в стихах Блока постепенно. Она будто открывает то один свой лик, то другой. Но одно чувство пронизывает все стихи поэта – это чувство безоглядной любви. Уже в названии выразилась существенная сторона блоковской России – воля, вольность. Отсюда и «необъятные дали» и «путь, открытый взорам». Одним из первых непосредственных обращений А. Блока к теме России как к самостоятельной стало его стихотворение 1906 года «Русь».

В стихотворении «Русь» (1906) Россия предстает перед читателем таинственной, колдовской землей:

Русь, опоясанная реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями

И с мутным взором колдуна.

Россия в этом произведении как бы спящее заколдованное царство, и лирический герой проникается её тайной, его живая душа погружена в дремоту. Русь убаюкивала её на своих просторах. В России для Блока всё – «жизнь или смерть, счастье или гибель». Итогом размышлений А. Блока о судьбах своей страны стал цикл стихов «Родина», который создавался с 1907 по 1916 годы. К самым различным аспектам сложной и драматической темы обращается поэт в этом цикле. Здесь и размышления о Руси как о заповедной стране, чья хозяйка – сказочная княжна, которую отличает традиционный облик русской красавицы – статной, с косой. Символом этой страны становится тихий дом в густой траве, покинутый героем ради тревог и битв.

Цикл «Родина» (1907–1916). Раздумье о судьбе страны, её прошлом, настоящем и будущем. Вместе с тем любовь к Родине – чувство глубоко личное.

О, нищая моя страна,

Что ты для сердца значишь?

О, бедная моя жена,

О чем так горько плачешь?

К самым различным аспектам сложной и драматической темы обращается поэт в этом цикле. Здесь и размышления о Руси как о заповедной стране, чья хозяйка – сказочная княжна, которую отличает традиционный облик русской красавицы – статной, с косой. Символ этой страны становится тихий дом в густой траве, покинутый героем ради тревог и битв.

В последних произведения цикла «Родина» появляется новая нота, связанная с тем, что в судьбе страны наступил поворот, началась война 1914 года, все яснее звучат в стихах поэта мотивы будущей трагической судьбы России.

Во втором цикле, основу составляют стихи, посвященные России. Среди самых значимых – цикл «На поле Куликовом» (1908) и стихотворение «Россия» (1908). О своей неразрывной связи с Родиной, с ее многотрудной судьбой говорит поэт в стихотворении «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?.»

Тема трагического предвидения звучит в стихотворениях из цикла Родина, написанных задолго до войны 1914 года, в стихотворениях, объединенных темой, обозначенной в названии: «На поле Куликовом». Написаны эти стихотворения в 1908 году и посвящены одному из самых значительных событий русской истории. В 1912 году Блок писал: «Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории.

Таким событием суждено возвращение. Разгадка их еще впереди». Значение Куликовской битвы (восьмое сентября 1380 года) было не столько военным, политическим, сколько духовным. И не случайно обращается к этому событию поэт в предвидении трагических лет России.

Цикл «На поле Куликовом»

Патриотизм лирики Блока отчетливо виден в цикле стихотворений «На поле Куликовом». В этом цикле Блок обращается к историческому прошлому России, чтобы через прошлое понять современность, он ищет в истории повторяемости, соответствии. Он сопроводил цикл «На поле Куликовом» таким примечанием: «Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка ещё впереди». Поэтому герой стихотворения ощущает себя современником двух эпох. Стихотворение открывается величественным образом России, устремленной в даль веков. Первая строфа характеризует застылость и грусть: «река грустит», «в степи грустят стога». Но уже в следующей строфе образ России приобретает резко динамический характер: восклицание нарушает начальную идиллическую картину: «О, Русь моя! Жена моя!» Начинается иной ритм, который передает бешеную скачку степной кобылицы.

Наш путь степной, наш путь

в тоске безбрежной,

В твоей тоске, о Русь!

Стихотворение посвящено осмыслению исторической судьбы России. И судьба пророчески описывается автором как трагическая. Символом ее становится стремительно мчащаяся степная кобылица. Возникает традиционное для поэзии ощущение единства жизни людей и жизни природы. Сами природные явления здесь окрашены в кровавый трагический цвет.

Казалось бы, у всадника появляется светлая надежда: «Пусть ночь. Домчимся. Оразим кострами…» Но успокоение души наступает ненадолго. В последней строфе скачка становится невозможной: «Мелькают версты, кручи…» Стихотворение завершается тревожными нотами, предчувствием чего–то ужасного, кровавого. Образ кровавого заката–символ, в который Блок вкладывает мысли о судьбе России: будущее её ему видится неясным, далеким, а путь трудным и мучительным.

В стихотворении А. Блок употребляет авторское «мы», размышляя о судьбах людей своего поколения. Они представляются ему трагическими, стремительное движение – это движение к гибели, вечный бой здесь не радостен, а драматичен. Теме стихотворения соответствует его интонационный строй, сам темп поэтической речи. Она начинается спокойно, даже замедленно, затем темп стремительно нарастает, предложения делаются короткими, в половину, а то и в треть поэтической строки.

Нарастают восклицательные интонации – это реализовано и на уровне синтаксическом: в семи строфах стихотворения автор семь раз употребляет восклицательный знак. Поэтическая речь здесь предельно взволнованна. Это ощущение создается и стиховым строем текста.
Произведение написано разностопным ямбом, что придает ему особую динамичность и стремительность, передавая безудержный и страшный порыв, вечный бой, трагическое приближение к гибели.

Стихотворение посвящено осмыслению исторической судьбы России. И судьба эта пророчески описывается автором как трагическая. Символом ее становится стремительно мчащаяся степная кобылица. Возникает традиционное для поэзии осмысление единства жизни людей и жизни природы. Сами природные явления здесь окрашены в кровавый трагический цвет («Закат в крови!»). Этот мотив встречается и в других стихотворениях цикла «Родина»

Его стихи о России, в частности цикл «На поле Куликовом» (1908), соединяют образы Родины и любимой (Жены, Невесты), сообщая патриотическим мотивам особую интимную интонацию. Полемика вокруг статей о России и интеллигенции, в целом отрицательная их оценка в критике и публицистике, все большее осознание самим Блоком, что прямое обращение к широкой демократической аудитории не состоялось, приводит его в 1909 к постепенному разочарованию в результатах публицистической деятельности.

Стихотворение А. Блока о России, прозвучавшее в те годы, когда судьба ее неуклонно приближалась к катастрофе, когда сама любовь к родине обретала внутренний драматизм, звучат сегодня удивительно современно и являет нам образец той мужественной всевидящей преданности своей стране, которая была воспринята поэтом от лучших традиций классической русской литературы.

Незадолго до революции творческая активность А. Блока снижается. В марте 1916 года он пишет: «На днях я подумал о том, что стихи писать мне не нужно, потому что я слишком умею это делать. Надо еще измениться (или – чтобы вокруг изменилось), чтобы вновь получить возможность преодолевать материал». Революция 1917 года стала началом нового, противоречивого и, в то же время, поразительно яркого этапа в жизни и творчестве поэта.

Эволюция темы после революции

После Октябрьской революции Блок недвусмысленно заявляет о своей позиции, ответив на анкету «Может ли интеллигенция работать с большевиками» – «Может и обязана», напечатав в январе 1918 в левоэсеровской газете «Знамя труда» цикл статей «Россия и интеллигенция», открывавшийся статьей «Интеллигенция и революция», а через месяц – поэму «Двенадцать» и стихотворение «Скифы». Позиция Блока вызвала резкую отповедь со стороны З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковского, Ф. Сологуба, Вяч. Иванова, Г.И. Чулкова, В. Пяста, А.А. Ахматовой, М.М. Пришвина, Ю.И. Айхенвальда, И.Г. Эренбурга и др. Большевистская критика, сочувственно отзываясь о его «слиянии с народом», с заметной настороженностью говорила о чуждости поэмы большевистским представлениям о революции. Наибольшие недоумения вызвала фигура Христа в финале поэмы «Двенадцать». Однако современная Блоку критика не заметила ритмического параллелизма и переклички мотивов с пушкинскими «Бесами» и не оценила роли национального мифа о бесовстве для понимания смысла поэмы.

После «Двенадцати» и «Скифов» Блок пишет шуточные стихи «на случай», готовит последнюю редакцию «лирической трилогии», однако новых оригинальных стихов не создает вплоть до 1921. В то же время с 1918 наступает новый подъем в прозаическом творчестве.

Первоначально участие Блока в культурно-просветительских учреждениях мотивировалось убеждениями о долге интеллигенции перед народом. Однако острое несоответствие между представлениями поэта об «очищающей революционной стихии» и кровавой повседневностью наступающего тоталитарного бюрократического режима приводило к все большему разочарованию в происходящем и заставляло поэта вновь искать духовную опору. В его статьях и дневниковых записях появляется мотив катакомбного существования культуры. Мысли Блока о неуничтожимости истинной культуры и о «тайной свободе» художника, противостоящей попыткам «новой черни» на нее посягнуть, были высказаны в речи «О назначении поэта» на вечере памяти А.С. Пушкина и в стихотворении «Пушкинскому Дому» (февраль 1921), ставших его художественным и человеческим завещанием.

«Из сердца кровь струится» – так мог сказать только поэт, осознавший свою судьбу, свою жизнь, кровно связанную с судьбой и жизнью Родины.

Но в последние годы жизни поэт испытывал все большее разочарование в революционных преобразованиях в стране. В апреле 1921 нарастающая депрессия переходит в психическое расстройство, сопровождающееся болезнью сердца. 7 августа Блок скончался. В некрологах и посмертных воспоминаниях постоянно повторялись его слова из посвященной Пушкину речи об «отсутствии воздуха», убивающем поэтов.

Поэзия А. Блока стала воплощением духовных исканий русской интеллигенции того времени, разочарованной в вековых идеалах, ненавидящей настоящее, жаждущей обновления. Но больше всего в его поэзии преобладает тема Родины.

Я считаю, что стихотворения А. Блока о России, прозвучавшие в те годы, когда судьба ее неуклонно приближалась к катастрофе, когда сама любовь к Родине обретала внутренний драматизм, звучит сегодня удивительно современно и являет нам образец той мужественной всевидящей преданности своей стране, которая была воспринята поэтом от лучших традиций классической русской литературы.