Главная              Рефераты - Культура

Основы технологии умственного труда - реферат

Тема 2: Основы технологии умственного труда

2.1 Технологии развития и поддержания интеллектуальной формы

ПЛАН :

1. Внимание и наблюдательность – лучшая половина интеллекта

2. Определение и типы интеллекта

3. Функции полушарий головного мозга

1. Внимание и наблюдательность – лучшая половина интеллекта

Типы внимания

- НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ свойственно в полном объеме всем людям и животным (20 с. в начале разговора).

- ПРОИЗВОЛЬНОЕ является повторением успешных попыток вновь и вновь возвратиться мыслями к конкретной теме, что требует определённых волевых усилий.

- Развитый человек усилием воли способен направить свое внимание на предмет, вовсе для него не интересный , и держать его на нем, пока не закрепит в своей памяти нужные сведения.

- Он может переносить свое внимание с более интересного предмета на менее интересный одним лишь усилием воли.

- Умение человека концентрировать своё внимание оказывает большее влияние на его интеллект, чем даже способность к отвлечённым рассуждениям.

- Интеллектуально развитый человек почти всегда находит в каждом предмете что-то интересное , что и облегчает возможность сосредоточить на нем свое внимание.

- Неразвитый человек, едва обладающий волевым вниманием, почти всегда бывает во власти посторонних впечатлений как маленький ребёнок.

Если внимание – это удержание объекта в течение определенного времени, то наблюдательность включает еще и

изучение, анализ объекта

.

- Разум может заниматься одновременно лишь одним делом , но способен переходить от одного дела к другому с поразительной быстротой, которая заставляет предполагать, что внимание разделяется человеком между двумя и более делами.

- Человек одновременно может концентрировать своё внимание на ограниченном числе объектов (7-8)

2. Определение и типы интеллекта

- Врожденное или унаследованное качество, в отличие от способностей, приобретенных с помощью индивидуального опыта. (Британская энциклопедия)

- Врожденное качество, в отличие от способностей, приобретенных в процессе обучения. (Герберт Спенсер)

- Общие врожденные познавательные способности. (Сирил Берт)

- Способность действовать целесообразно, думать рационально и действовать эффективно в отношении окружающей Среды. (Д. Векслер)

- Cпособность решать проблемы незапрограммированным (творческим) образом. (Стивен Дж. Гулд)

- Способность найти адекватный способ реагирования на ситуацию, связанную с окружающей средой. (Роберт Франкли)

- Способность приобретать необходимые знания для решения новых проблем; уровень интеллекта измеряется скоростью, с которой человек решает проблемы. (Дональд Штерне)

52 ведущих психолога мира, в 1994 г. опубликовали следующее:

Интеллект существует как наиболее общая умственная способность, включающая способности к логическому мышлению, постановке цели, планированию, решению проблем, абстрактному мышлению, восприятию сложных идей, быстрому обучению и обучению на основе опыта.

Также в дальнейшем мы будем исходить из того, что эта способность (интеллект) личности отчасти врожденная , но при определенных условиях может развиваться и совершенствоваться . При этом главное условие – желание и воля .

Из чего складывается интеллект?

Психолог из Чикагского университета Л.Л.Тёрстон отмечает семь первичных умственных способностей.

- понимание речи;

- речевые способности;

- способность к исчислению;

- восприятие пространства;

- ассоциативная память;

- скорость восприятия;

- логическое мышление.

Правое и левое полушария перерабатывают информацию и функционируют по-разному