Главная              Рефераты - Культура

Экспертиза этилового спирта - реферат

Федеральная таможенная служба

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

В л а д и в о с т о к с к и й ф и л и а л

______________________________________________________

Кафедра товароведения и таможенной экспертизы

курсовая работа

по дисциплине «Товароведческая экспертиза»

слушателя Балашовой Екатерины Константиновны

факультет таможенного дела­­­­­­­­­­­­­­_____________________

группа 140­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­____________________________________

на тему: «Экспертиза этилового спирта».­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­__________

Научный руководитель:

Соловьева Л. П.

профессор, к. т. н.,

Владивосток

2008

Содержание

Введение. 8

1 Товароведческая характеристика и идентификационная экспертиза этилового спирта. 10

1.1 Анализ ВЭД в РФ в сфере оборота спирта. 10

1.2 Идентификационные признаки спирта и их классификация по ТНВЭД РФ19

1.3 Нормативно – правовая база, регламентирующая производство экспертизы этилового спирта. 30

2 Анализ результатов экспертизы этилового спирта. 40

2.1 Постановление о назначении экспертизы этилового спирта. 40

2.2 Акт взятия проб и образцов. 44

2.3 Заключение эксперта. 49

Заключение. 55

Список использованных источников. 56

Введение

Человек в своей жизни, так или иначе, сталкивается с огромным миром алкогольных и безалкогольных напитков. Главным критерием его отношения к этой проблеме должна быть культура питания, достоверная информация о роли и месте напитков в рационе современного человека. Немаловажное значение приобретают вопросы регламентирования показателей пищевой ценности и безопасности. Алкоголь обладает наркотическими и депрессивными свойствами, а его ненормированное употребление приводит к повышению уровня холестерина, артериального давления, витаминному дисбалансу, нарушению белкового, жирового и других видов обмена, увеличивает вероятность поражения легких и бронхов злокачественными новообразованиями, повышает вероятность развития цирроза печени. В конечном итоге может произойти деградация личности человека. Вместе с тем имеются данные о положительном влиянии небольших доз алкоголя на организм человека, обладающих благоприятным действием на обмен веществ.

В России существует достаточно много предприятий, производящих алкогольную продукцию. В основном, это ликеро-водочные заводы, а также предприятия по производству этилового спирта. Большое количество ликеро-водочных заводов обусловлено наличием огромного спроса на их продукцию не только в России, но и в зарубежных странах. Поэтому алкогольная продукция является объектом экспорта. Тем не менее объем импорта алкогольной продукции в Россию из различных стран также огромен. Основные объекты импорта алкогольной продукции – это вина, коньяки и другие ее виды.

Таким образом, алкогольная продукция, а в частности этиловый спирт, как один из основных компонентов алкоголя, является объектом таможенного оформления, таможенного контроля, классификации по ТН ВЭД РФ, а зачастую и таможенной экспертизы. Поэтому, главной целью данной курсовой работы является проведение товароведческой экспертизы этилового спирта на основании постановления (определения) о назначении экспертизы.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Рассмотреть товароведческую характеристику и идентификационную экспертизу спирта:

- проанализировать внешнеэкономическую деятельность Российской Федерации в сфере оборота спирта;

- рассмотреть идентификационные признаки спирта и их классификацию по ТН ВЭД РФ;

- рассмотреть нормативно-правовую базу, регламентирующую производство экспертизы спирта;

2. Провести анализ экспертизы спирта. Составить определение о назначении экспертизы спирта и акт взятия проб и образцов. Написать заключение эксперта.

В ходе написания курсовой работы были использованы нормативно-законодательные документы, учебная и справочная литература, ресурсы интернета.

1 Товароведческая характеристика и идентификационная экспертиза этилового спирта

1.1 Анализ ВЭД в РФ в сфере оборота спирта

Как известно, этиловый спирт – это основное сырье для производства водок, ликеро – водочных изделий, широко применяется и в других отраслях промышленности в качестве вспомогательного сырья, в частности в фармацевтике, в косметической и парфюмерной промышленности. [12]

В России существует достаточно много предприятий, производящих алкогольную продукцию. В основном, это ликеро-водочные заводы, а также предприятия по производству этилового спирта. Большое количество ликеро-водочных заводов обусловлено наличием огромного спроса на их продукцию не только в России, но и в зарубежных странах. Поэтому алкогольная продукция является объектом экспорта. Тем не менее объем импорта алкогольной продукции в Россию из различных стран также огромен. Основные объекты импорта алкогольной продукции – это вина, коньяки и другие ее виды.

Объемы производства, продажи на территории России, экспорта и импорта этилового спирта регулируются государством, так как ненормированный экспорт или импорт этилового спирта может пагубно сказаться на состоянии здоровья населения. И потом, стабильный спрос на алкогольную продукцию является привлекательным, как для крупного и малого бизнеса, так и для государственных структур, тем, что предполагает стабильный доход от ее производства и реализации. Эта продукция ежегодно приносит в государственную казну существенные доходы, составляющей которых служат акцизные сборы. Поэтому держать под контролем эту сферу рынка одна из главных задач государства.

За период с 2000 по 2007 год значительно сократилось количество предприятий-производителей этилового спирта и ликеро-водочной продукции. Одна из причин — ужесточение отраслевого законодательства. Последние масштабные изменения, вступившие в силу в 2006 году и приведшие, среди прочего, к сокращению количества игроков на рынке спирта и водки, включили:

-увеличение стоимости лицензий;

-установление минимальных порогов по уставному капиталу для производителей спирта, водки и ЛВИ (для производителей этилового спирта он составил 10 млн руб.);

- введение единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС) с 1 июля 2006 года (в полностью автоматическом режиме, по результатам неоднократных переносов, — предварительно с 1 ноября 2008 года), потребовавшее от участников рынка значительных финансовых затрат: на установление программных средств информационной системы, средств учета концентрации спирта и объема выпускаемой продукции, на обслуживание ЕГАИС и т. п. Кроме того, в связи с недостаточно высоким уровнем технической подготовленности предприятий и контролирующих органов к введению системы в эксплуатацию, на этапе внедрения она давала многочисленные сбои, что приводило к приостановке работы предприятий, приостановке лицензий и прочим негативным последствиям, которые смогли выдержать только наиболее финансово стабильные компании;

-введение требования о полной переработке отходов спиртового производства — барды, — выполнение которого (закупка необходимого оборудования) также влечет значительные финансовые затраты (вступление требования в силу также переносилось, предположительный срок введения — 1 января 2009 года), и др.

Другая причина ухода предприятий с рынка — остающаяся сильной, несмотря на позитивные законодательные сдвиги, конкуренция со стороны нелегальных производителей спирта и водки, делающая законное производство нерентабельным. В качестве основных предпосылок для сохранения подобной ситуации большинство специалистов называет отсутствие норм по минимальным отпускным ценам (что делает возможной розничную продажу нелегально выпущенной “безакцизной” продукции по заниженным ценам), недостаточно суровую ответственность (отсутствие уголовной ответственности) за контрафактное производство, а также высокую стоимость легальной продукции вследствие постоянного роста акцизов. [15]

Особенно хорошо заметна динамика сокращения производителей алкогольной продукции в 2002-2007 гг. (таблица 1). В итоге спад составил в 2007 относительно 2002 составил около 30%.

Таблица 1

Динамика сокращения производителей алкогольной продукции в 2002-2007 гг.:

Вид продукции Количество производителей
2002 2003 2005 2006 Начало 2007
Кол-во. предприятий имеющих лицензии на производство 831 616
Спирт этиловый из пищ. сырья 190 184 166 161 124
Водка+ЛВИ 522 464 389 351 275
ЛВИ.до.25% 131 140 134 120 97
Водка 345 362 330 257
Спирт этиловый питьевой 4 5 1

Сопоставление динамики производства спирта (-7,4 %) с динамикой производства водки и ЛВИ (лекеро – водочные изделий) (+7,7 %) дает возможность сделать два «разновекторных» вывода. С одной стороны, речь может идти о росте потребления настоек невысокой крепости в ущерб водке (меньшие затраты спирта), с другой — об использовании неучтенного спирта «легальным» (то есть добросовестно отчитывающимися перед налоговиками и уплачивающими акцизы на свою продукцию) производителями водки. В пользу этой версии все чаще высказываются сами “спиртовики”, сокрушающиеся по поводу невозможности продать спирт из-за высокой конкуренции (демпинга) со стороны нелегалов.

В пользу предположения о росте оборота неучтенного спирта также говорит соотношение темпов роста акциза на спирт (с 2000 по 2007 год вырос почти в 2 раза, с 2000‑го по 2008-й — более чем в 2 раза) с темпами роста акцизных поступлений от его производства, составившими всего 37,4 % (для производителей спирта из пищевого сырья — 36,8 %).

Теперь проанализируем нынешний 2008 год. По производству спирта этилового из пищевого сырья и технического в январе — июне 2008 года отчиталось 133 предприятия. Объем выпуска составил 25,35 млн дал[1] — 91,2 % от уровня аналогичного периода прошлого года.

Производство спирта этилового из пищевого сырья в январе — июне 2008 года (126 предприятий) составило 20,97 млн. дал, или 80,3 % от уровня соответствующего периода 2007 года. [15]

По сравнению с I полугодием 2007 года количество спирта этилового технического , выпущенного в январе — июне 2008 года, выросло в 2,6 раза до 4,38 млн дал, прежде всего за счет спирта этилового технического синтетического, производство которого по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось в 3,1 раза до 4,21 млн дал.

Производство денатурата из пищевого сырья упало на 9,8 % до 926,99 тыс. дал, а спирта этилового технического денатурированного выросло почти в 2 раза (+98 % к аналогичному периоду прошлого года) до 3,53 млн дал.

Объем экспорта из России спирта за январь—июнь 2008 года составил 0,72 млн. дал. Основные страны-получатели —Украина (0,5 млн.дал.), Латвия (0,15 млн. дал), Турция (0,7 млн.дал). (рис.1)

Если взять Украину, то там из 30 млн. дал ежегодно производимого спирта 33% отправляется на экспорт. Это более 10 млн. дал ежегодно. В России на экспорт уходит не более 0,5 млн. дал в год – цифры несопоставимы. Таким образом, в России не созданы экономические условия для экспорта спирта (частного или государственного), что делает более выгодным для производителей отправлять спирт не на экспорт, а на производство нелегальной водки и ЛВИ.

Экспорт спирта из России в Европу крайне незначителен. Однако оскорбительный характер его ограничения от этого не становится менее заметным. В Еврокомиссии давно недовольны тем, что в России постоянно ограничивают импорт спирта и водки. В частности, принятый несколько лет назад закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» по существу открывает дорогу для монополизации государством производства и обращения алкогольной продукции. Тем самым нарушается соглашение между Россией и ЕС о партнерстве и сотрудничестве. Во-первых, Россия установила высокие импортные пошлины на спирт. Во-вторых, попытка введения в России спиртовой и водочной госмонополии, по мнению Еврокомиссии, представляет собой скрытое субсидирование экспорта, что запрещено правилами Всемирной торговой организации. По данным научно-технической ассоциации «Спиртпром», Россия сейчас экспортирует крайне незначительные объемы спирта - 200-300 тыс дал спирта (производство 63 млн дал). Так что обвинения в субсидировании экспорта выглядят просто несерьезными.[18]

Ставка акциза на этиловый спирт из всех видов сырья, включая этиловый спирт - сырец из всех видов сырья, в 2008 году составляет 25 руб. 15 коп. за 1 литр безводного спирта.

По итогам января — апреля 2008 акцизные поступления со спирта этилового отечественного производства из всех видов сырья (в том числе этилового спирта - сыреца из всех видов сырья) составили около 1,04 млрд. рублей.

Импорт этилового спирта осуществляется по квотам непосредственно для государственных нужд в объемах, недостающих для покрытия потребностей внутреннего рынка Российской Федерации.

Квоты на экспорт, импорт и закупку этилового спирта определяются в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, исходя из баланса производства и потребления этилового спирта с учетом потребностей субъектов Российской Федерации. При этом общий объем квот на этиловый спирт, используемый для производства алкогольной продукции, не должен превышать аналогичный показатель предыдущего года.

Так, из – за больших сложностей в связи с ввозом этилового спирта на территорию РФ, из КНР вместо спирта в Россию стал поступать готовый продукт — дешевая китайская водка с крепостью 96 °, которая в дальнейшем стала частым объектом исследования экспертов.

Проблему незаконного оборота алкогольной продукции, безусловно, усугубляет контрабанда сырья для ее производства. Контрабандный ввоз этилового спирта на территорию РФ осуществляется из Республики Беларусь, Украины (через черноморские порты), Азербайджана и Туркмении (через казахстанскую границу), Китая (через Кыргызстан и Казахстан), Грузии и Турции (через Северную Осетию и порт Новороссийска). В последнее время для ввоза спирта стали использоваться порты Мурманска, Архангельска и Санкт-Петербурга. При этом наиболее распространенными способами контрабанды являются: в обход таможенных постов, путем недостоверного декларирования или сокрытия, по «зеленому коридору» по процедуре МДП и «ложный» транзит. [11]

Остается добавить, что большая часть контрабандного спирта выявляется не на границе, а внутри страны (при транспортировке или в ходе проведения проверок на потребительском рынке).

Текущее состояние спиртовой отрасли сложно охарактеризовать в позитивных красках. Производство падает: цены на зерно растут более быстрыми темпами, чем отпускные цены на спирт, и многие предприятия останавливают свою работу в связи со снижением рентабельности производства и нехваткой сырья. Проблемы преодолеваются главным образом за счет открытия линий по розливу водки, продажи которой компенсируют убыточную работу производственных линий по спирту.

Перспективы развития спиртовой отрасли в России связаны:

а) с повышением эффективности государственного контроля за производством и оборотом спирта, водки и ЛВИ, которое должно привести к упорядочиванию рынка и установлению здорового баланса между спросом и предложением;

б) с поиском новых легальных рынков сбыта для этилового спирта.
Наряду с общими мерами по наведению порядка на алкогольном рынке сегодня законодателями и отдельными государственными ведомствами предлагаются меры по усилению контроля за производством и оборотом этилового спирта. В числе таких предложений:

— введение государственной монополии на оборот этилового спирта путем создания государственной компании с возложением на нее учетно-расчетных функций. В компанию должен будет фактически или “документально” стекаться весь производимый в России спирт и впоследствии распределяться в соответствии с заявками заводов - потребителей спирта. Предложение где-то перекликается с отмененной системой квотирования;

— перенос акциза на спирт с введением единой ставки, которая будет уплачиваться покупателями на этапе приобретения спирта (либо покупатели должны будут предоставить банковскую гарантию уплаты акциза). Такая ставка должна быть меньше действующей ставки акциза на алкогольную и спиртосодержащую продукцию, но больше акциза на спирт (последний рассматривавшийся вариант — 100 руб./л безводного спирта). Одним из дополнительных результатов должно стать удорожание аптечных спиртосодержащих настоек, которые сегодня часто используются как заменители алкоголя. В настоящее время производители таких настоек, если речь идет о таре емкостью не более 100 мл, не платят акциз на свою продукцию, однако оплачивают акциз на спирт, который закладывается производителями в его отпускную стоимость;

— формирование единого госреестра мощностей по производству спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

— введение запрета любого перемещения спирта без обязательного уведомления налоговых органов и др. меры. [15]

Новые возможности для производителей спирта открываются в связи с ростом спроса на альтернативные виды топлива, в частности, на топливный этанол — этиловый спирт, используемый в качестве добавки к бензину и другим видам топлива в целях их удешевления и повышения экологичности.

Эксперты полагают, что биоэтанол произведенный в России имеет хорошие перспективы для продвижения на рынках Европейского Содружества и Японии. Потенциальный размер рынка российского биоэтанола оценен экспертами в 850 млн. литров.

1.2 Идентификационные признаки спирта и их классификация по ТНВЭД РФ

Этиловый спирт, представляющий собой бесцветную прозрачную жидкость с характерным запахом и жгучим вкусом, является конечным продуктом процесса брожения. Именно его содержанием определялось назначение любого алкогольного напитка. Эмпирическая формула спирта – С2 Н5 ОН. Он хорошо смешивается с водой в любых соотношениях, имеет температуру кипения 78,3 градусов С, замерзания - -117 градусов С, гигроскопичен. [10]

Для производства спирта используют крахмалсодержащее сырье: все виды зерновых культур, картофель, а также сахаросодержащее сырье: свеклосахарную, тростниковую, сырцовую мелассу, сахар-сырец, в редких случаях — сахарную свеклу, плоды, ягоды, продукты их переработки. Крахмалсодержащее сырье в ходе технологического процесса подвергается длительной многоступенчатой подготовке с целью перевода крахмала в сбраживаемые углеводы (моно- и дисахариды).

Этиловый спирт классифицируется в 22 группе ТН ВЭД РФ, а именно в товарной позиции 2207 и субпозиции 2208 90 .Товарная позиция 2207 «Спирт этиловый неденатурированный с концентрацией спирта 80 об.% или более; этиловый спирт и прочие спиртовые настойки, денатурированные, любой концентрации» содержит всего две подсубпозиции. Критерием классификации в данной товарной позиции является химический состав – спирт этиловый неденатурированный и спирт этиловый денатурированный. Как известно, денатураты – это химические вещества, загрязняющие этиловый спирт. Также здесь играет роль уровень концентрации: в одной подсубпозиции указан уровень концентрации спирта 80 об.%, а в другой – любая концентрация. [3] В подсубпозиции 2207 20 000 0 «Спирт этиловый и прочие спиртовые настойки, денатурированные, любой концентрации» можно привести следующие классификационные решения:

- Головная фракция этилового спирта. Головная фракция этилового спирта, являющаяся побочным продуктом спиртовой промышленности и представляющая собой бесцветную прозрачную жидкость с желтоватым или зеленоватым оттенком и объемной долей этилового спирта не менее 92об.%, с содержанием примесей (альдегидов, сложных эфиров, сивушных масел, метилового спирта и др.), которые делают данный товар непригодным для пищевых целей, но не препятствуют его использованию в промышленности[2] ;

- Жидкость, применяемая в производстве парфюмерно-косметических изделий, товаров бытовой химии в качестве экстрагента и растворителя. Жидкость бесцветная прозрачная или слегка опалесцирующая (этиловый спирт 93,4 или 94,2%, диэтилфталат 0,09%), применяемая в производстве парфюмерно-косметических изделий, товаров бытовой химии, в качестве экстрагента и растворителя в промышленности.

Спирт этиловый неденатурированный с концентрацией спирта менее 80об.% классифицируется в субпозиции 2208 90 «прочие» и также содержит две подсубпозиции – 2208 90 910 0 и 2208 90 990 0. Выбор подсубпозиции зависит от емкости , в которой перевозят спирт. Если эта емкость менее 2 литров, то тогда такой спирт классифицируют в подсубпозиции 2208 90 910 0, а если более 2 литров – то в подсубпозиции 2208 90 990 0.

Как мы видим, в товарной позиции 2207, в отличие от субпозиции 2208 90, к классификации этилового спирта предъявлены более высокие требования – это химический состав и уровень концентрации. Соответственно, таможенная пошлина также достаточно высока и составляет 100% от стоимости, но не менее 2 евро за 1 литр, тогда как в субпозиции 2208 90 – 4 евро за 1 литр.

Таким образом, устанавливая такие высокие таможенные пошлины на ввоз и вывоз этилового спирта и применяя меры нетарифного регулирования (лицензирование и квотирование) для участников ВЭД, государство, с одной стороны, защищает экономические интересы России и граждан, а с другой стороны, только подстегивает итак высокий уровень контрабанды и фальсификации этилового спирта.

В зависимости от вида сырья этиловый спирт подразделяют на пищевой и технический. Технический спирт вырабатывают из древесины и нефтепродуктов путем химического гидролиза. Его использование для пищевых целей запрещено. В зависимости от степени очистки выпускают пищевой спирт следующих сортов: «Люкс», «Экстра», «Базис», «Альфа», высшей очистки, первого сорта.

Спирты «Люкс», «Базис» и «Экстра» изготавливают из смеси зерна и картофеля, причем для спирта «Люкс» доля картофельного крахмала не должна превышать 35 %, «Экстра» и «Базис» - 60 %. Спирт «Альфа» вырабатывают из пшеницы, ржи или их смеси, спирты высшей очистки и первого сорта – из любого вида пищевого сырья. Спирт первого сорта не используется при производстве алкогольных напитков. [10]

Питьевой этиловый спирт производят путем разбавления умягченной водой спирта-ректификата высшей очистки до крепости 95%. По показателям качествам он аналогичен ректификованному высшей очистки. Реализация такого спирта разрешена только в условиях Крайнего Севера. На остальной территории Российской Федерации продажа спирта, в том числе винного, импортного запрещена.

Помимо названных сортов некоторые российские предприятия, имеющие патент Российского агентства по патентам и товарным знакам, вырабатывают спирты других сортов – «Супер», «Премиум», «Топаз», которые отличаются меньшим содержанием примесей и, в первую очередь, метилового спирта и эфиров.

Существует достаточно много нормативно-правовых документов для идентификации, классификации, производству, методы приемки и отбора проб, ввозу и вывозу алкогольной продукции, в частности этилового спирта.

Основные нормативно – правовые документы представлены в таблице 1, согласно имеющимся нормативным документам, принята следующая классификация в зависимости от вида спирта: этиловый спирт – сырец, спирт этиловый ректификованный, спирт этиловый питьевой 95 %.

Также в таблице 1 указаны нормативные документы, в которых регламентируются условия упаковки и маркировки этилового спирта, условия его транспортирования и хранения, органолептические и физико - химические показатели, а также показатели безопасности этилового спирта – допустимое количество денатуратов[3] .

Таблица 2

Нормативные документы, регламентирующие основные требования к этиловому спирту

Нормативный документ Номер Название
ГОСТ 131- 67 Этиловый спирт – сырец. Технические условия
ГОСТ Р 52193-2003 Спирт этиловый - сырец из пищевого сырья. Технические условия
ГОСТ

Р 51652- 2000

Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья. Технические условия

ГОСТ Р 51723 - 2001 Спирт этиловый питьевой 95%-ный. Технические условия.
ГОСТ Р 51786 – 2001 Водка и спирт этиловый из пищевого сырья. Газохроматографический метод определения содержания подлинности.

ГОСТ

Р 52473-2005 Спирт этиловый из пищевого сырья. Правила приемки и методы анализа.
ГОСТ 3639-79

Растворы водно-спиртовые. Методы определения концентрации этилового спирта

ГОСТ Р 51710-2001

Спирт этиловый. Метод определения наличия фурфурола.

ГОСТ 15846-79 Продукция, отправляемая в районы Крайнего Севера и труднодоступные районы. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение

Кроме ГОСТов существует и другая нормативно-правовая документация. Например, одним из основных нормативных документов по регулированию производства и оборота этилового спирта является Федеральный Закон от 22.11.1995г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». [1]

Данный закон устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации. Также этот закон определяет основные термины:

- этиловый спирт - спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства) и спирт-сырец[4] ;

- денатурированный этиловый спирт (денатурат) - этиловый спирт, содержащий денатурирующие вещества[5] ;

- питьевой этиловый спирт - ректификованный этиловый спирт с содержанием этилового спирта не более 95 процентов объема готовой продукции, произведенный из пищевого сырья и разведенный умягченной водой[6] ;

- спиртосодержащая продукция - пищевая или непищевая продукция с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции[7] .

Статья 5 данного Федерального Закона определяет полномочия органов государственной власти РФ в области производства и оборота этилового спирта. Государственные органы обязаны регулировать цены, объемы экспорта и импорта этилового спирта, проводить государственный контроль за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, устанавливать ставки акцизов и государственных стандартов на этиловый спирт, вести государственный реестр лицензий на производство и оборот этилового спирта и т.д. Также настоящий закон устанавливает требования к производству и обороту этилового спирта, порядок его налогообложения и маркировки, порядок ведения учета и декларирования объемов производства и оборота этанола, а также определяет порядок осуществления лицензирования деятельности по производству и обороту этилового спирта.

Несколько глав данного Федерального Закона посвящено регулированию экспорта и импорта этилового спирта и спиртосодержащей продукции, часть из которых гласит о безопасности, а именно: качество ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной продукции должно быть не ниже качества алкогольной продукции, предусмотренного государственными стандартами, техническими условиями в области производства и оборота алкогольной продукции[8] . Это говорит о роли таможенных органов в экономической безопасности государства и населения. [1]

Контроль качества начинают с установления соответствия этилового спирта определенной партии по сопроводительным документам, а также проверки легальности ее производства и оборота. Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» определил перечень сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота алкогольной продукции, в который входят:

1) товарно-транспортная накладная;

2) справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции);

3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации);

4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции).

К числу обязательных сопроводительных документов относят также лицензию на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и сертификат соответствия. При полном или частичном отсутствии перечисленных сопроводительных документов алкогольная продукция считается находящейся в незаконном обороте и подлежит изъятию (конфискации) в соответствии законодательством Российской Федерации.

Должностные лица таможенных органов обязаны очень внимательно относится к перевозке этилового спирта через таможенную границу РФ, чтобы проконтролировать правильность заявленного кода в ТН ВЭД. С целью ухода от уплаты высоких таможенных пошлин недобросовестные участники внешнеэкономической деятельности заявляют неверный код ТН ВЭД. Очень часто денатурированный этиловый спирт с концентрацией более 80об.% заявляют кодом ТН ВЭД РФ неденатурированного этилового спирта с концентрацией менее 80об.%. При малейших подозрениях на фальсификацию этилового спирта отделом таможенного оформления и таможенного контроля выписывается поручение на досмотр для отдела таможенного досмотра какой-либо таможни. Практически во всех случаях после таможенного досмотра (или осмотра) этилового спирта выписывается постановление о назначении экспертизы, потому что, органолептически и без специального навыка денатурированный и неденатурированный этиловый спирт различной концентрации отличить весьма сложно. Для этого требуются инструментальные методы, а именно физико-химический анализ.

Тем не менее, этиловый спирт, как и ряд других продовольственных товаров, обладает идентификационными признаками (см. табл. 3), которые помогают выявить фальсификацию (см. табл. 4) различных видов этилового спирта.[6,7]

Таблица 3

Признаки идентификации этилового спирта

Признаки ассортиментной идентификации

Признаки

квалиметрической

идентификации

Органолептическая бальная оценка:

Внешний вид

Цвет

Вкус и запах

Физико – химические показатели:

Объемная доля этилового спирта, %,

Массовая концентрация альдегидов, мг/дм3,

Массовая концентрация эфиров, мг/дм3,

Объемная доля метилового спирта

Массовая доля сивушного масла, мг/дм3,

Проба на чистоту с серной кислотой

Проба на окисляемость, при 20°С

Массовая концентрация свободных кислот (без СО2) в безводном спирте, мг/дм3,

Содержание фурфурола

Содержание токсичных микропримесей

Таблица 4

Способы фальсификации c пирта и методы их обнаружения

Способы фальсификации Методы обнаружения
Замена спирта высококачественного низкокачественным можно выявить по массовой концентрации эфиров, сивушного масла и свободных кислот, используя методами газожидкостной хроматографии
Разбавление (водой) этилового спирта физический метод определения крепости с помощью спиртометра (если менее 30 % присутствия воды) оргонолептическая оценка вкуса и запаха (если более 30 % присутствия воды)
Пересортица По физико – химическим показателям с применением газожидкостные хроматографов и хромато-масс-спёктрометров

Ассортиментная фальсификация спирта связана с подделкой широко известных и пользующихся высоким спросом брендов. Так, например, появившийся в первой половине 90-х голландский спирт «Royal» (рис.2) оказался невероятно дешевым алкогольным питьем и одинаково радовал как продавцов, так и покупателей. Он пошел на ура еще и потому, что был «иностранным», а значит, «не паленым» – важный аргумент в эпоху повальных водочных отравлений.

Рис. 2 Эмблема спирта «Royal»

Спохватившиеся вскоре фальсификаторы выдавали за «Рояль», например, метиловый спирт – газеты тех времен постоянно рассказывали об очередном ослепшем несчастном.

Качественная фальсификация этилового спирта – это введение добавок, не предусмотренных рецептурой; разбавление водой; замена одного типа напитка другим. Этот вид фальсификации очень широко применяется как в процессе их производства, так и в процессе их реализации. Одним из примеров этой фальсификации является замена пищевого спирта на технический, Экстра на спирт высшей очистки, зернового на мелассный.

Еще одной популярной разновидностью фальсификации этилового спирта является информационная фальсификация с помощью упаковки, чаще всего производственной и потребительской. [19]

Упаковка - составная часть товара, определяющая внешний вид упакованной продукции. Идентифицирующие функции присуще упаковке в меньшей степени, чем маркировке. Ее основной функцией является предохранение товара от потерь, а окружающей среды от загрязнения. Однако привлекательная по внешнему оформлению упаковка может придать неповторимый вид товару, служить для целей идентификации товара потребителем, в результате чего создаются потребительские предпочтения.

Объектом фальсификации является именно привлекательная по внешнему виду упаковка, имитирующая продукт высокого качества, хотя содержимое упаковки чаще всего оказывается фальсифицированным.

Фальсифицируют не только маркировку и упаковку, но и товарно-сопроводительные документы, причем наиболее часто подделывают накладные и сертификаты.

1.3 Нормативно – правовая база, регламентирующая производство экспертизы этилового спирта

Экспертная деятельность в системе Федеральной таможенной службы РФ проводится в соответствии с «Методическими рекомендациями по назначению должностными лицами таможенных органов экспертиз и по оценке заключений эксперта». Данные рекомендации разработаны в соответствии с ТК РФ, УПК РФ, КоАП РФ, Федеральным законом от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ». [2]

Таможенные органы рассматривают дела об административных правонарушениях в соответствии со ст. 23.8 КоАП РФ. В частности, правонарушения, предусмотренные ст. 16.1,16.2-16.23 КоАП РФ.

Проведение идентификационных экспертиз и определение таможенного наименования товара наиболее важно:

- при незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, а также при их недостоверном декларировании;

- при несоблюдении запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию и (или) вывоз товаров с таможенной территории РФ.

Основанием для назначения экспертизы является необходимость специальных познаний при решении вопросов, возникающих в процессе таможенного контроля, а также при производстве по делам об административных правонарушениях и дознании по уголовным делам (п.1. ст. 378 ТК РФ, ст. 195 УПК РФ, ст. 26.4. КоАП РФ).

О назначении экспертизы должностное лицо таможенного органа выносит соответствующее постановление, в котором указываются основания проведения экспертизы, фамилия, имя и отчество эксперта, наименование экспертной организации, вопросы, поставленные перед экспертом, перечень документов и материалов, срок проведения экспертизы. В постановлении также имеется указание, предупреждающее эксперта об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

При производстве по делам об административных правонарушениях должностное лицо выносит определение о назначении экспертизы по установленной форме (ст. 26.4 КоАП РФ).

При производстве дознания по уголовным делам, отнесенным к компетенции таможенных органов, уполномоченное должностное лицо таможенных органов, проводящее дознание, признав необходимым назначение судебной экспертизы, выносит постановление в соответствии с приложением 117-120 к Федеральному закону от 04.07.2003 №92-ФЗ «О внесении изменений в уголовно-процессуальный кодекс РФ».

Должностное лицо таможенного органа при назначении экспертизы вправе брать пробы или образцы товаров, необходимые для исследования (ст. 383 ТК РФ). О взятии проб или образцов составляется акт по форме, утвержденной приказом ГТК РФ №1519 от 23.12.03 г. «Об утверждении Порядка взятия проб или образцов товаров, а также порядка их исследования при проведении таможенного контроля».

Пробы или образцы, а также вещественные доказательства соответствующим образом упаковываются и опечатываются ярлыками обеспечения сохранности упаковки, форма которых утверждена письмом ФТС от 18.04.2006 г. № 01-06/13167 «О методических рекомендациях».

Проведение экспертизы поручается, как правило, экспертно-криминалистическим подразделениям ФТС России.

После того как материалы и объекты исследования доставлены в организацию, уполномоченную проводить экспертизу, начальник ЦЭКТУ (Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление), ЭКС (экспертно-криминалистическая служба) или их заместители поручают производство экспертиз и исследований конкретному эксперту или комиссии экспертов; также устанавливают сроки проведения экспертизы по уголовному делу и по делу об административном правонарушении, обеспечивают контроль за соблюдением сроков производства экспертиз, полноту и качество проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта.

Проводя исследования, эксперт должен принимать меры к сохранению представленных на экспертизу объектов, не допуская их порчи и повреждения, если только это не вызвано характером исследования. [2]

Оформление заключения эксперта ЭКС производится в соответствии со ст.379 ТК РФ и письмом ФТС от 18.04.2006 г. № 01-06/13167 «О методических рекомендациях». При проведении идентификационной экспертизы спирта используются ГОСТЫ, указанные выше. Кроме того, критерии безопасности определяются СанПин (санитарные правила и нормы), в частности СанПин 2.3.1.560-96 «Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов» для спиртных напитков в том числе и для этилового спирта представлены в таблице 5. [9]

Таблица 5

Показатели безопасности спирта

Показатель Допустивмый уровень содержание в продукте, не более

Токсичные элементы:

Свинец

Мышьяк

Кадмий

Ртуть

метанол

0,3 мг/кг

0,2 мг/кг

0,03 мг/кг

0,005 мг/кг

0,05 мг/кг

N - нитрозоамины:

Сумма НДМА и НДМА [9]

0,003 мг/кг

Радионуклиды:

Цезий - 137

Стронций - 90

70 Бк/кг

100 Бк/кг

Идентификация и экспертиза подразумевает проведение органолептических и физико – химических испытаний на соответствие требованиям нормативных документов, выявление признаков фальсификации. [12]

Правила приемки, отбор проб и испытание продукции распространяется на все виды продукции спирта: спирт – сырец, ректификованный и питьевой спирт (ГОСТ 5964-93 Спирт этиловый. Правила приемки и методы анализа; ГОСТ Р 52473-2005 Спирт этиловый из пищевого сырья. Правила приемки и методы анализа.)

Спирт принимают партией, под которой понимают количество спирта одного наименования, одной даты розлива, оформленное одним документом, удостоверяющим качество продукции.

При приемки продукции каждую бутыль, бочку, бидон и цистерну подвергают проверке на соответствие упаковки, маркировки требованиям нормативных документов. Спирт в цистернах, предназначенный для хранения в системе Госкомрезерва, подлежит проверке по органолептическим показателям и концентрации этанола. В случае получения неудовлетворительных результатов хотя бы по одному из показателей проводят повторные испытания на удвоенной выборки той же партии.

Отбор проб осуществляется от партии в количестве 10 % бутылей , бочек, бидонов, но не менее трех. Выборку спирта, разлитого в бутылки, проводят согласно ГОСТу Р 52473-2005 (см. в таблице 1). Следующим этапом является отбор точечных проб и составление объединенной пробы. Объем точесных проб, отбираемых из бутылей, бидонов и бочек, составляет не менее 0,2 дм3. Забор проб из цистерн производится специальным пробоотборником из верхнего, среднего и нижнего слоев. Точесные пробы сливают в подготовленную стеклянную емкость в количестве не менее 1,5 дм3, перемешивают, разливают в бутылки емкостью 0,5 дм3, плотно закрывают пробками.

Горло каждой бутылки обматывают куском ткани из целлофана, обвязывают шпагатом, концы которого скрепляют пломбой или сургучью печатью, прикрепляют картонную или деревянную бирку, на которой указывают необходимую информацию (наименование предприятия – изготовителя и его местонахождение, количество спирта в партии, от которой отобрана проба, дал, наименование спирта и состав исходного сырья и др.). При отправки спирта на испытания оформляется акт отбора проб установленной формы. [12]

Органолептическая оценка этилового спирта проводится дегустационной комиссией.

Органолептическая оценка качества спирта, так же как и ЛВИ, производится по 10 – бальной шкале: цвет и прозрачность – 2 балла; аромат – 4, вкус – 4.

Высшая оценка 10 баллов присваивается спирту, имеющие следующие характеристики: безукоризненно бесцветен и прозрачен – 2 балла; нормальный, чисто спиртовый аромат, при отсутствии какого бы то ни было постороннего запаха – 4 балла; нормальный вкус спирта, без резкой жгучести, горечи, сладковатого привкуса – 4 балла.

Цвет и прозрачность этилового спирта определяют визуально в проходящем рассеянном свете. С этой целью берут две одинаковые по размеру и однородные по цвету стекла пробирки. В одну из них наливают 10 см3 анализируемого этилового спирта, в другую – аналогичное количество дистиллированной воды, устанавливают различные отклонения от цвета и определяют наличие механических примесей. [6]

Для исследования вкуса и запаха этилового спирта испытуемый спирт предварительно разбавляют умягченной водой до объемной доли 40% при 20 градусах С, помещают в посуду емкостью 500 см3 с пришлифованной пробкой, перемешивают и разливают в бокалы.

После того, как определен запах и аромат спирта, проверяют его вкус, устанавливая, имеет ли спирт нормально жгучий спиртовой вкус или же резко жгучий, имеется горьковатость или сладковатость, зависящие от вида и качества исходного сырья, из которого выработан спирт, и т.д.

С наибольшей достоверностью и высокой точностью качественно и количественно наличие любых примесей в спирте, вине и ликеро-водочных изделиях может быть проверено методами газожидкостной хроматографии, позволяющими определять до нескольких десятков различных посторонних добавок и примесей в алкогольных напитках. Газожидкостные хроматографы и хромато-масс-спёктрометры, снабженные компьютерными системами и банком масспектральных данных, позволяют за несколько минут провести полный качественный и количественный анализ напитка на наличие в нем различных органических примесей, и том числе и компонентов сивушных масел, метилового спирта, альдегидов, кетонов, эфиров и других соединений. Однако проведение такого анализа возможно лишь в специализированных лабораториях, располагающих специальным, достаточно дорогостоящим оборудованием и высококвалифицированным персоналом. В настоящее время этот способ введен и в действующий стандарт.

. Типичная хроматограмма токсичных микропримесей спирта приведена на рис.3.

Рис.3 Типичная хроматограмма токсичных микропримесей в спирте этиловом:

1 — этиловый эфир; 2—уксусный альдегид; 3 — ацетон; 4 — метилацетат; 5 — этилацетат; 6— метанол; 7—2-бутанон; 8 — 2-пропанол; 9— этанол; 10—2-бутанол; 11—1-пропанол; 12—кротональдегид; 13—изобутиловый спирт; 14—1-бутанол; 15— изоамиловый спирт; 16— 1-пентанол; 17 — 1-гексанол; 18— бензальдегид; 19— бензиловый спирт; 20 — 2-фенилэтанол; 21 — диэтилфталат.

Сорт спирта устанавливают также путем измерения щелочности, массовых концентраций альдегидов, сивушного масла, сложных эфиров, объемной доли метилового спирта, так как значения этих физико-химических показателей дифференцированы по сортам спирта.

В то же время имеется целый ряд простых способов (эксцесс – методов ), многие из которых стандартизированы и позволяют провести качественное и количественное определение сивушных масел, фурфурола, альдегидов и кетонов в обычных химических лабораториях или даже в домашних условиях при наличии необходимых реактивов.

В большинстве случаев достаточно провести простейшие качественные анализы, чтобы оградить потребителя от фальсификации. Рассмотрим некоторые из таких простых анализов.

Определить наличие в спирте фурфурола ( имеет приятный запах ржаного хлеба, однако он токсичен и канцерогенен) можно следующим способом. Налить 20 мл анализируемой пробы в рюмку, добавить 3 капли концентрированной соляной кислоты и перемешать, желательно стеклянной палочкой. Затем в приготовленную смесь добавить 10 капель бесцветного анилина. Если раствор становится яркокрасным, напоминающим по цвету малиновый сироп, значит проба содержит фурфурол в больших количествах. Согласно Гостам, регламентирующим этиловый спирт, наличие фурфурола запрещается. [8]

Способ определения наличия повышенного содержания сивушных масел основан на присущем ему своеобразном запахе, который приобретает спиртовой напиток, содержащий более 0,1 объемного процента «сивухи», достаточно прост. Пробу из нескольких капель водки надо растереть между ладонями; появление специфического запаха свидетельствует о наличии сивушного масла. Чистая проба спирта такого запаха не имеет.

Метод Готфруа по определению сивушного масла, достаточно часто используемый для качественного определения сивушных масел, состоит в следующем. В чистую стеклянную пробирку наливают до половины ее объема исследуемый спирт или другой бесцветный алкогольный напиток, затем добавляют 2—3 капли концентрированной серной кислоты и столько же бензола. Далее смесь взбалтывают, осторожно нагревают до появления признаков закипания и вслед за этим медленно охлаждают. Если исследуемая проба не содержит сивушного масла, то спирт становится немного желтоватым. В противном случае проба окрасится в темнобурый цвет с зеленоватым отливом.

Несколько более сложный химический способ обнаружения сивушного масла в пробе: в 50 мл исследуемого спиртового напитка влить 3—4 мл 10%-го едкого калия (КОН), затем выпарить до десятой части первоначального объема и добавить серной кислоты. В результате появляется специфический запах «сивухи». Можно добавить в пробу водки немного азотнокислого серебра и выставить пробу на солнечный свет; появление черного осадка указывает на присутствие в ней сивушного масла.

В основе стандартного метода (ГОСТ 5964-82 «Спирт этиловый. Правила приемки и методы анализа») определения сивушных масел лежит реакция между присутствующими в пробе высшими спиртами с раствором салицилового альдегида и серной кислоты, дающая окрашенные продукты реакции. Испытания проводят следующим способом.

В две пробирки емкостью по 45 мл вносят по 10 мл особо чистой серной кислоты и осторожно по стенкам пробирок приливают несколько капель (3—4) 1%-го раствора салицилового альдегида в бессивушном и безальдегидном спирте. Затем в одну пробирку приливают 5 мл исследуемого спирта, а в другую — 5 мл типового раствора смеси высших спиртов (амилового, бутилового, пропилового, гексилового и т.д.). Пробирки закрывают пробками, содержимое перемешивают и выдерживают при температуре 20°С в течение 20 мин. Затем визуально сравнивают окраски контрольного и опытного растворов в пробирках, помещая их на белый фон. Окраска испытуемого спирта при отсутствии в нем сивушных масел должна быть менее интенсивной, чем окраска контрольного раствора. Сравнить интенсивность окраски растворов можно с помощью фотоэлектроколориметра (типа ФЭК-26М) в зеленом свете. С помощью фотоэлектроколориметра возможно на основании предварительно полученной калибровочной кривой зависимости интенсивности окраски раствора от концентрации высших спиртов определить процентное содержание сивушных масел в исследуемой пробе спирта или водки.

Способ обнаружения спирте альдегидов и кетонов основан на их способности окрашивать раствор фуксина, предварительно обесцвеченный сернистой кислотой, в розово-фиолетовый цвет. Для приготовления обесцвеченного раствора фуксина 0,22 г основного фуксина растирают в ступке с небольшим количеством дистиллированной воды (5—6 капель), смесь переносят без потерь в мерную колбу и добавляют до 150 см3 дистиллированную воду температурой 95—98°С. Для полного растворения фуксина колбу помещают в водяную баню (95—98°С) на 1 ч. Затем раствор охлаждают до 20°С и помещают в темную склянку, доводят объем до отметки 400 см3, приливая дистиллированную воду, добавляют 20 см раствора сернистого натрия (пиро-сернокислого натрия) плотностью 1,290 г/см3 и 3 см концентрированной серной кислоты плотностью 1,830 г/см3. Приготовленный раствор выдерживают 12 ч при температуре 8— 10°С, а затем используют для проведения анализов. (Срок хранения реактива 2 месяца.)

Наличие альдегидов в спирте определяют в водно-спиртовом растворе с общей долей спирта 40%.

Исследуемую пробу 20 см3 наливают в пробирку, добавляют 1 см3 приготовленного заранее фуксинсернистого раствора с массовой долей уксусной кислоты 2%. Пробирку закрывают пришлифованной пробкой и содержимое перемешивают. Затем к содержимому пробирки добавляют еще 2 см фуксинсернистого реактива, снова перемешивают и помещают в водяную баню при температуре 20°С на 30 мин,

В результате реакции образуется комплексное соединение, имеющее красно-фиолетовую окраску, интенсивность которой при длине волны 536 нм, измеренной с помощью спектрофотометра, может быть использована для количественной оценки содержания альдегидов в спиртосодержащих растворах.

Таким образом, от качества спирта в первую очередь зависит характеристика продукции, производимой с его использованием.

2 Анализ результатов экспертизы этилового спирта

2.1 Постановление о назначении экспертизы этилового спирта

Экспертиза товаров, транспортных средств или документов, содержащих сведения о товарах и транспортных средствах либо о совершении операций (действий) в отношении их, назначается в случаях, если при осуществлении таможенного контроля для разъяснения возникающих вопросов необходимы специальные познания.

Экспертиза проводится экспертами таможенных лабораторий, а также иных соответствующих организаций или другими экспертами, назначаемыми таможенными органами. В качестве эксперта может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями для дачи заключения. Для проведения экспертизы эксперт привлекается на договорной основе. При назначении экспертизы по инициативе декларанта либо иного заинтересованного лица указанные лица вправе представить таможенным органам предложения по кандидатуре эксперта.

Срок проведения экспертизы не должен превышать:

- сроки временного хранения, если выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы;

- шесть месяцев, если экспертиза проводится в отношении транспортных средств;

- один год в иных случаях.

Должностное лицо таможенного органа обязано ознакомить декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, если оно известно, с постановлением о назначении экспертизы и разъяснить его права, предусмотренные статьей 382 настоящего Кодекса, о чем делается соответствующая отметка в постановлении, удостоверяемая указанным лицом либо его представителем.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

Дальневосточное таможенное управление

Владивостокская таможня

(наименование таможенного органа)

ПОСТАВНОЛВЕНИЕ

о назначении идентификационной экспертизы
(наименование экспертизы)
г. Владивосток 5 декабря 200 8 год а

ст. там. инспектор отдела товарной номенклатуры и торговых ограничений Владивостокской таможни А. К. Балашов

(должность, фамилия, инициалы должностного лица, наименование таможенного органа)

при осуществлении таможенного контроля установил, что возникли сомнения и вопросы по классификационному коду ТН ВЭД России, заявленного декларантом

(проведения экспертизы или номер приказа, распоряжения ФТС России, номер ТД)

Принимая во внимание, что при осуществлении таможенного контроля необходимо исследовать ряд вопросов, требующих специальных познаний, руководствуясь статьей 378 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее – ТК России), принял решение:

1. Назначить проведение идентификационной экспертизы,

(наименование экспертизы)

поручив ее Колпакову В.И. , имеющему специальность товаровед

(наименование экспертного учреждения; если экспертиза проводится вне экспертного учреждения –

продовольственных товаров, стаж работы по специальности 7 лет, а также право производства

фамилия, инициалы эксперта, специальность, стаж работы по ней, должность, ученая степень)

идентификационных и товароведческих экспертиз связанных с установлением физических

и химических свойств, количественного и качественного состава товара, позволяющих однозначно идентифицировать товар и

2. Срок проведения экспертизы с 5 декабря 2008 года по 5 января 2008 года

(устанавливается с учетом трудоемкости экспертизы или по согласованию с начальниками ЦЭКТУ, ЭКС)

3. Поставить перед экспертом(ми) вопросы:

1) Соответствует ли товар заявленному наименованию?

4. В распоряжение эксперта(ов) представить: 3 образца по 1 бутылке емкостью 0,5 дм3

(перечень проб, образцов с приложенной к ним документацией)

Пробы помещены в прозрачный целлофан, обвязанный шпагатом, концы которого скреплены пломбой, которая опечатана ярлыком сохранности с

подписями понятых, а также с мастичным оттиском круглой печати

Владивостокской таможни.

В качестве товаросопроводительных документов представлены копия ГТД № 10721100/041208/006322

5. Поручить Григорьеву П.С. разъяснить эксперту его права Колпакову В.И.

(кому именно)

и ответственность.

Должностное лицо гл. гос. там. инспектор Балашов А. К.

(должность, специальное звание, фамилия, инициалы, подпись)

Служебный телефон должностного лица, назначившего экспертизу: 29-45-45

Адрес таможенного органа: г. Владивосток, ул. Светланская, 28

2.2 Акт взятия проб и образцов

Должностное лицо таможенного органа при проведении таможенного контроля вправе брать пробы или образцы товаров, необходимые для исследования. О взятии проб или образцов составляется акт по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Второй экземпляр указанного акта подлежит вручению лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, если оно установлено, или его представителю.

В необходимых случаях взятие проб или образцов производится с участием эксперта или специалиста.

Пробы или образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с письменного разрешения таможенного органа могут также брать декларанты, лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, их представители, лица, указанные в пункте 1 статьи 398 Таможенного Кодекса, и сотрудники других государственных органов.

Пробы или образцы берутся в минимальных количествах, обеспечивающих возможность их исследования.

Декларанты, лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе присутствовать при взятии проб или образцов товаров должностными лицами таможенных органов и сотрудниками других государственных органов.

Взятие проб или образцов товаров в указанных случаях проводится в присутствии не менее двух понятых.

Таможенные органы должны быть поставлены в известность о результатах проведенного исследования проб или образцов товаров, взятых другими государственными органами, и уведомлять о них лиц.

По окончании исследования пробы или образцы товаров возвращаются их владельцу, за исключением случаев, когда такие пробы или образцы подлежат уничтожению или утилизации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также когда расходы на возврат проб или образцов превышают их стоимость.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

Дальневосточное таможенное управление

Владивостокская таможня

(наименование таможенного органа)

АКТ ВЗЯТИЯ ПРОБ ИЛИ ОБРАЗЦОВ
568812

2

15

ноября 2008 г. Владивосток таможня
(таможенный орган)

Балашов Андрей Константинович, гл. гос. там. инспектор отдела ТН ВЭД и ТО

(фамилия, инициалы лица, отобравшего пробы или образцы; должность, таможенный орган, государственный орган либо декларант, лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, их представитель)

Владивостокской таможни

в присутствии владельца товара Шпагина Феликса Аналольевича

(фамилия, имя, отчество лица, обладающего полномочиями в отношении товара

в присутствии понятых:

1. Оприняк Дмитрий Андреевич г. Владивосток, ул. Пирса, д. 33, кв. 2

(фамилия, имя, отчество, домашний адрес)

2. Авдошин Антон Павлович, г. Владивосток, ул. Невского, д. 11, кв. 4

ов

в соответствии со ст. 383 Таможенного кодекса РФ произвел взятие проб (образцов) путем случайного

выбора из числа 10 бутылок спирта

(наименование предметов)

3 бутылки, емкостью 0,5 дм3

принадлежащих: гражданину России Шпагину Феликсу Анатольевичу, 1987г.р., г. Владивосток,

(указать гражданство, фамилию, имя, отчество, год и место рождения,

серия и № паспорта: 05 03 № 045850

номер и серию паспорта или заменяющего его документа)

проживающему(ей) г. Владивосток ул. Часовитина, 7-89,

(домашний адрес)

следующему(ей) из Украины в Россию,
(какой страны) (какую страну)
и предъявленных “ 24 ноября 2008 г. к таможенному контролю, о чем составлен

настоящий акт. Перед началом взятия проб или образцов товаров перечисленным лицам должностным лицом таможенного органа разъяснено их право присутствовать при всех действиях, проводимых при взятии проб или образцов, и делать заявления, давать пояснения, подлежащие занесению в акт.

(подписи)

Понятым: Оприняк Д.А., Авдошину А.П.

(фамилия, инициалы)

Специалисту: Емахину Г. М.

(фамилия, инициалы)

кроме того, разъяснена их обязанность удостоверить факт взятия проб или образцов.

(подписи понятых) (подпись специалиста)

Взятие проб или образцов проводилось в условиях солнечной погоды, отсутсвии ветра

(пасмурной, солнечной погоды и т.д.)

и естественном освещении

(естественном, искусственном освещении)

по адресу: г. Владивосток, ул. Милово, д. 38

При взятии проб или образцов применялись научно-технические средства и технические средства таможенного контроля: не применялись

По настоящему акту в качестве образцов взяты:

(проб или образцов)

№ п/п Наименование, индивидуальные признаки предметов, взятых в качестве проб или образцов * Кол-во Объем
1 Бутылки емкостью 0,5 дм3 , из зеленого стекла. На бутылках наклеены бумажные этикетки бело-красного цвета с надписями на украинском и русском языках «Спирт этиловый высшей очистки», имеется штрих-код4820024700016. 3 0,5 дм3

Взятые пробы или образцы упакованы в прозрачный целлофан, обвязанный шпагатом, концы которого скреплены пломбой, которая опечатана ярлыком сохранности и подписана лицами,

(вид упаковки, которая оклеена ярлыком обеспечения

(если есть приложение, указать)

обладающими полномочиями в отношении товара – Шпагиным Ф.А., понятыми: Оприняк Д.А.

сохранности упаковки, подписанным лицом, обладающим полномочиями в отношении товара, понятыми,

Авдошиным А.П, должностным лицом таможенного органа–Балашовым А.К.

должностным лицом таможенного органа и лицом, производившим взятие проб или образцов)

№ 563400

(номер пломбира упаковки)

Заявления, замечания присутствующих (участвующих) лиц

(указать содержание, фамилию,

инициалы лица, сделавшего заявление или замечание,

если есть приложение – указать)

Акт прочитан. Записано правильно.

Понятые:
(подписи)
Присутствующие (участвующие) лица
(подписи)
Копию настоящего акта получил(а) 200 г.
(подпись)
(подпись)
Акт составил
(подпись)

2.3 Заключение эксперта

На основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени.

В заключении эксперта должны быть указаны время и место проведения исследования, кем и на каком основании проводились исследования, вопросы, поставленные перед экспертом, объекты исследований, материалы и документы, предоставленные эксперту, содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, оценка результатов исследований, выводы по поставленным вопросам и их обоснование.

Материалы и документы, иллюстрирующие заключение эксперта или нескольких экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью.

Таможенный орган, назначивший экспертизу, вручает декларанту либо иным лицам, обладающим полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, если эти лица известны, копию заключения эксперта либо его сообщения о невозможности дать заключение.

При принятии решения таможенные органы рассматривают заключения экспертов по результатам экспертиз, в том числе проводившихся по инициативе декларанта или иного заинтересованного лица.

При недостаточной ясности или полноте заключения может быть назначена дополнительная экспертиза, поручаемая этим же или другим эксперту либо организации.

В случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности может быть назначена повторная экспертиза, проведение которой поручается другому эксперту.

Эксперт вправе:

1) знакомиться с материалами, относящимися к предмету экспертизы;

2) с согласия таможенного органа привлекать к производству экспертизы других экспертов;

3) запрашивать дополнительные материалы, необходимые для проведения экспертизы;

4) отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы являются недостаточными или если он не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы. Сообщение о невозможности дать заключение представляется в таможенный орган, назначивший экспертизу, в письменной форме;

5) с разрешения таможенного органа участвовать в проведении конкретных действий при осуществлении таможенного контроля.

При назначении и проведении экспертизы декларант, иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, и их представители вправе:

1) мотивированно заявлять отвод эксперту;

2) заявлять ходатайства о назначении конкретного эксперта;

3) заявлять ходатайства о постановке дополнительных вопросов эксперту для получения по ним заключения;

4) присутствовать с разрешения таможенного органа, назначившего экспертизу, при проведении экспертизы и давать объяснения эксперту;

5) брать пробы и образцы товаров;

6) знакомиться с заключением эксперта либо его сообщением о невозможности дать заключение и получить копию такого заключения или сообщения;

7) ходатайствовать о проведении дополнительной или повторной экспертизы.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

Экспертно-криминалистическая служба – региональный филиал

Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Владивосток

(ЦЭКТУ, наименование экспертно-криминалистической службы – регионального филиала ЦЭКТУ)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТА № 1006 /2008

Мне, Колпакову Владимиру Ивановичу

поручено провести экспертизу по делу об административном правонарушении № 05162799-223/2008 в отношении Шпагина Ф. А.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ “О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации” руководителем экспертно-криминалистической службы – регионального филиала ЦЭКТУ г. Владивосток разъяснены права и обязанности эксперта, предусмотренные ст. 25.9 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП России).

“8” декабря 2008 г. об административной ответственности за дачу

заведомо ложного заключения по ст. 17.9 КоАП России предупрежден(ы).

Эксперт ( В.И. Колпаков )
(подпись) (Ф.И.О.)

На основании определения от 24.11.2008 гл. гос. там. инспектора ОАР Владивостокской таможни Балашовым А. К.

экспертом Колпаковымй В.И. имеющей специальность товаровед

продовольственных товаров, стаж работы по специальности75 лет, а также право производства

идентификационных и товароведческих экспертиз связанных с установлением физических

и химических свойств, количественного и качественного состава товара, позволяющих однозначно идентифицировать товар

проведена идентификационная экспертиза

Экспертиза начата 08.12.2008 в 10:00 окончена 09.12.2008 в 16:15

I. Описание поступивших на исследование объектов

08.12.2008 в ЭКС – филиал ЦЭКТУ г. Владивосток из Владивостокской таможни были доставлены образцы товаров, упакованные в прозрачный целлофан, обвязанный шпагатом, концы которого скреплены пломбой, которая опечатана ярлыком сохранности с подписями с подписями понятых, а также мастичным оттиском круглой печати Владивостокской таможни. Целостность упаковки не нарушена.

В качестве товаросопроводительных документов представлены копии протокола изъятия вещей и документов от 04.12.2008 г., протокола об административном правонарушении от 04.12.2008 г., ГТД № 10721100/041208/006322

II. Вопрос(ы), поставленные перед экспертом:

1. Соответствует ли товар заявленному наименованию?

III. Исследовательская часть

Исследование представленного товара проводилось по следующим направлениям:

1. Органолептическое – изучение внешнего вида, цвета, вкуса, запаха.

2. Физико-химическое – определение доли этилового спирта,%, выявление качественно и количественно ниличие любых примесей

3. Изучение специальной и нормативной литературы:

-ГОСТ Р 51652-2000 Спирт этиловый ректификованный из пищевогосырья.Технические условия;

На исследование представлены:

Образец – 3 бутылки, емкостью 0,5 дм3 из зеленого стекла. На бутылках наклеены бумажные этикетки бело-красного цвета с надписями на украинском и русском языках «Спирт этиловый высшей очистки», имеется штрих-код4820024700016.

Органолептическое исследование

Для проведения идентификации представленного товара из образцов случайным образом был выбран одна бутылка емкость 0,5 дм3 в качестве аналитической пробы.

-Внешний вид. Спирт имеет прозрачную, бесцветную жидкость без посторонних частиц. Вкус и запах характерен для этилового спирта, выработанного из соответствующего сырья, без привкуса и запаха посторонних веществ. Органолептическое исследование проводилось на основании ГОСТ Р 51652-2000 Спирт этиловый ректификованный из пищевогосырья.Технические условия;

Физико-химическое исследование

Для проведения идентификации представленного товара из образцов случайным образом был выбран одна бутылка емкостью 0,5 дм3. в качестве аналитической пробы.

Исследование содержимого проводилось на соответствие ГОСТ 51652-2000.

С наибольшей достоверностью и высокой точностью качественно и количественно наличие любых примесей в спирте, вине и ликеро-водочных изделиях может быть проверено методами газожидкостной хроматографии, позволяющими определять до нескольких десятков различных посторонних добавок и примесей в алкогольных напитках. Газожидкостные хроматографы и хромато-масс-спёктрометры, снабженные компьютерными системами и банком масспектральных данных, позволяют за несколько минут провести полный качественный и количественный анализ напитка на наличие в нем различных органических примесей, и том числе и компонентов сивушных масел, метилового спирта, альдегидов, кетонов, эфиров и других соединений. Однако проведение такого анализа возможно лишь в специализированных лабораториях, располагающих специальным, достаточно дорогостоящим оборудованием и высококвалифицированным персоналом. В настоящее время этот способ введен и в действующий стандарт.

Хроматограмма токсичных микропримесей спирта приведена на рис.3.

Рис.3 хроматограмма токсичных микропримесей в спирте этиловом:

1 — этиловый эфир; 2—уксусный альдегид; 3 — ацетон; 4 — метилацетат; 5 — этилацетат; 6— метанол; 7—2-бутанон; 8 — 2-пропанол; 9— этанол; 10—2-бутанол; 11—1-пропанол; 12—кротональдегид; 13—изобутиловый спирт; 14—1-бутанол; 15— изоамиловый спирт; 16— 1-пентанол; 17 — 1-гексанол; 18— бензальдегид; 19— бензиловый спирт; 20 — 2-фенилэтанол; 21 — диэтилфталат.

В результате проведенного физико-химического исследования установлены:

Таблица 1

Показатель Результат

Объемная доля этилового спирта, %,

96,2

Массовая концентрация альдегидов, мг/дм3,

4

Массовая концентрация эфиров, мг/дм3,

30

Объемная доля метилового спирта

0,05
Массовая доля сивушного масла, мг/дм3, 4

Проба на чистоту с серной кислотой

Выдерживает

Проба на окисляемость, при 20°С

Массовая концентрация свободных кислот (без СО2) в безводном спирте, мг/дм3,

15
Содержание фурфурола Отсутствует

Оценивая полученные результаты проведенных исследований, эксперт пришел к выводу о том, что:

Представленный образец является Этиловым спиртом высшей очистки.

Описание объектов после проведения исследования

В процессе исследования было израсходовано два бутылки емкостью 0,5 дм3 представленных образцов спирта. Оставшиеся образцы в количестве 2 бутылок упакованы в прозрачный целлофан, опечатанный бумажным ярлыком обеспечения сохранности с подписью эксперта и мастичным оттиском печати ЭКС, и возвращен во Владивостокскую таможню.

IV. Выводы эксперта(ов)

Представленные на исследование образцы товара являются этиловым спиртом высшей очистки.

Эксперт(ы)
(подпись эксперта)

Заключение

Целью данной курсовой работы являлось проведение товароведческой экспертизы этилового спирта на основании постановления (определения) о назначении экспертизы.

Для достижения поставленной цели в первой главе была рассмотрена товароведческая характеристика и идентификационная экспертиза спирта, а именно:

- проанализирована внешнеэкономическая деятельность Российской Федерации в сфере оборота этилового спирта;

- рассмотрены идентификационные признаки этилового спирта и их классификация по ТН ВЭД РФ;

- проведена нормативно-правовая база, регламентирующая производство экспертизы этилового спирта;

Во второй главе был проведен анализ экспертизы этилового спирта. Были составлены определение о назначении экспертизы этилового спирта и акт взятия проб и образцов.

Перед экспертом был поставлен следующий вопрос: определить, соответствует ли товар заявленному в ГТД названию «Спирт этиловый высшей очистки».

При проведении экспертизы использовались два метода представленного товара: органолептический (определение внешнего вида, вкуса, запаха, цвета) и физико-химический (определение доли этилового спирта,%, выявление качественно и количественно ниличие любых примесей). В результате проведенных исследований эксперт пришел к выводу, что товар соответствует заявленному названию в ГТД «Спирт этиловый высшей очистки».

Список использованных источников

1. О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции: Федеральный Закон от 22.11.1995г. №171-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральными Законами от 26.07.2006г. №134-ФЗ, от 20.04.2007г. №55-ФЗ)

2. О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ: закон РФ от 31.05.2001 № 73-ФЗ.

3. Таможенный тариф Российской Федерации. – СПб.: ТИРЕКС, 2004. – 672 с.

4. Таможенный кодекс Российской Федерации (от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ). – Владивосток: Лаинс, 2003.

5. Об утверждении Порядка взятия проб или образцов товаров, а также порядка их исследования при проведении таможенного контроля: Приказ ГТК РФ №1519 от 23.12.03 г.

6. ГОСТ Р 51652- 2000 Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья. Технические условия.

7. ГОСТ Р 52473-2005 Спирт этиловый из пищевого сырья. Правила приемки и методы анализа.

8. ГОСТ Р 51710-2001 Спирт этиловый. Метод определенияналичия фурфурола.

9. СанПин 2.3.1.560-96. «Гигиенические требования к качеству безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов»

10. Елизарова, Л.Г. Товароведческая экспертиза продовольственных товаров и сырья: учеб. пособие. – M.: РИО РТА, 2005. – 148 с.

11. Прокофьева Т., Жданова Е. Некоторые аспекты деятельности ОВД по борьбе с незаконным оборотом этилового спирта и алкогольной продукции. // Проблемы борьбы с организованной преступностью, коррупцией и терроризмом. М., 2004. С. 109-110.

12. Поздняковский В.М., Помозова В.П., Киселева Т.В., Пермякова Л.В. Экспертиза напитков. Энциклопедия, 5-е изд. – новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2002 г. – 384 с.

13. ТН ВЭД России. Основы классификации товаров / Под ред. А. Н. Мячина. СПб., 2006

14. Шепелев А. П. Товароведение и экспертиза алкогольных напитков. М.,1996

15. Электронный ресурс: http://akcyz.com.ua/analytics/spirt/742.html

16. Электронный ресурс: http://www.znaytovar.ru/new774.html

17. Электронный ресурс: http://vodka.com.ua/news/rusfed/4266.htm

18. Электронный ресурс:

http://www.svvr.ru/Segodnyaschniy_den_rossiyskoy_alkogolnoy_otrasli

19. Электронный ресурс:

http://tmb.gks.ru:8085/digital/region6/2007/alkpublikaciy.htm

20. Электронный ресурс:

http://www.svvr.ru/Ob_importe_alkogolay_v_Rossiu_Chast_1


[1] 1 дал = 10 литров

[2] Письмо ФТС РФ от 22.01.2004г. №01-06/2180 «О разъяснениях по классификации отдельных товаров»

[3] Денатураты – загрязняющие вещества, продукты неполной очистки этилового спирта: метанол СН3 СООН, ацетон, сивушные масла, альдегиды и кетоны.

[4] Федеральный Закон от 22.11.1995г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (с изменениями, внесенным федеральными законами от 26.07.2006г. №134-ФЗ, от 20.04.2007г. №55-ФЗ), гл. 1, ст. 2, п. 1

[5] Там же, гл. 1, ст. 2, п. 2

[6] Там же, гл. 1, ст. 2, п. 8

[7] Там же, гл. 1, ст. 2, п. 3

[8] Там же, гл. 2, ст. 13, п. 3

[9] НДМА – нитрозодиметиламин, НДЭА - нитрозодиэтиламин

* Описание товара, внешний вид, фирменный знак, клеймо изготовителя и страны изготовления.