Главная              Рефераты - Культура

Физкультурно оздоровительные методики и системы - контрольная работа

Министерство образования и науки Самарской области

ГОУ СПО Тольяттинский социально- педагогический колледж

г.о. Тольятти, ул. Ленинградская, 28

Тел.48-20-93

Ф.И.О. студента Кузнецова Олеся Владимировна

Домашний адрес студента, телефон ул. Ленина 41-26, 22-89-62 .

Специальность дошкольное образование

Форма обучения заочная

группа 4 курс, ДО- 4Г

Контрольная работа по дисциплине

«Физическая культура»

Дата получения _______________

Оценка работы _______________

Тема № 9 : « Физкультурно – оздоровительные методики и системы» .

План:

Введение

Сущность, содержание, влияние на здоровье и развитие личности нетрадиционных физкультурно – спортивных видов:

1 Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.

2 Дыхательная гимнастика К.П. Бутейко.

Заключение

Введение

Дыхание - это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-
нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм
может обходиться несколько месяцев, без воды - несколько дней, то без
воздуха - всего несколько минут.
Приоритетность процесса дыхания для жизни делает способность в
совершенстве владеть этим процессом едва ли не главной способностью
человека творить чудеса со своим организмом, избавляться от болезней,
становиться здоровым. Это уже давно доказали индийские йоги, которые могут обходиться без дыхания значительно дольше, чем обычные люди.
С помощью дыхания можно вводить организм в состояние возбуждения (как
это делается в боевых искусствах Востока) и максимального расслабления
(йоги способны вводить себя в состояние клинической смерти).
Существует много разновидностей дыхательной гимнастики. В настоящее
время наиболее популярными являются: парадоксальное дыхание по А.Н.
Стрельниковой, поверхностное дыхание по К.П. Бутейко.
Целью данной работы является рассмотрение дыхательной гимнастики по
методу А.Н. Стрельниковой и К.П. Бутейко. Они являются самыми наиболее
доступными и эффективными из всех видов дыхательной гимнастики.

1. Дыхательная гимнастика Стрельниковой, уникальный оздоровительный метод, созданный несколько десятилетий назад и уже вылечивший не одну тысячу больных людей, наконец становится доступен каждому, кто захочет его освоить и применить.

По мнению многих специалистов, дыхательная гимнастика Стрельниковой хороша тем, что:

•· сочетается со всеми циклическими упражнениями: ходьбой, бегом, плаванием;

•· восстанавливает функции органов, разрушенных болезнью;

•· является отличной профилактикой болезней, доступна всем людям;

•· положительно влияет на организм в целом – в работу включаются все мышцы;

•· для занятий гимнастикой не требуется особых условий – специальной одежды (спортивный костюм, кроссовки и т. д.), помещения и пр.;

•· после первых занятий объем легких значительно увеличивается;

•· дает хороший эффект для тренировки мышечной системы дыхательного аппарата и грудной клетки;

•· гимнастика показана и взрослым и детям. Рекомендуется гимнастика при следующих заболеваниях:

•· астма и хронические заболевания бронхов и легких;

•· риниты (хронический насморк);

•· гаймориты, бронхиты;

•· пневмонии;

•· сахарный диабет и его осложнения;

•· неврозы и неврогенные заболевания;

•· гипертония;

•· астеноневроз с гипотонией;

•· язвенная болезнь (вне обострения);

•· заикание;

•· потеря голоса;

•· стенокардия;

Кроме того, дыхательная гимнастика активизирует иммунную систему и защитно-приспособленческие механизмы организма, способствует преодолению стрессовых состояний, избавлению от избыточного веса и никотиновой зависимости. Дыхательная гимнастика является эффективным дополнительным средством при использовании других методов терапии (традиционных и нетрадиционных), в особенности при лечении длительных хронических заболеваний.

Упражнения активно включают в работу все части тела: руки, ноги, голову, брюшной пресс, позвоночник. Поэтому гимнастика дает хорошие результаты при лечении детей и подростков, страдающих сколиозами: она ликвидирует сутулость, а тело делает более гибким и пластичным. Подросткам, отстающим в физическом развитии, гимнастика Стрельниковой помогает подрасти (способствует правильному формированию всех органов и систем, особенно в период полового созревания).

Излечивает гимнастика Стрельниковой и заикание, причем самое сильное, когда попытки помочь заикающемуся подростку со стороны логопедов и даже гипнотизеров оканчиваются неудачей. В этих случаях помимо дыхательной гимнастики необходимы еще и специальные звуковые упражнения для преодоления ларингоспазма, которые назначаются каждому заикающемуся индивидуально.

«Если систематически выполнять предлагаемые упражнения (дважды в день – утром и вечером – по 1200 вдохов-движений за одно занятие), – сказал в интервью газете „Помоги себе сам“ ученик Стрельниковой М. И. Щетинин, – результат не замедлит сказаться. Стрельниковская гимнастика лечит комплексно: благотворно влияет на общие обменные процессы, укрепляет нервную и иммунную системы, улучшает дренажную функцию бронхов. Кроме того, она восстанавливает нарушенное носовое дыхание (без всякой хирургии!), нормализует функционирование сердечно-сосудистой системы, улучшает кровообращение, тормозит развитие деформаций грудной клетки и позвоночника.

Помимо этого, упражнения нашей дыхательной гимнастики активно включают в работу все системы и органы: руки, ноги, голову, таз и плечевой пояс, брюшной пресс и т.д., вызывая положительную реакцию всего организма. А так как все упражнения выполняются с коротким и резким вдохом через нос при пассивном выдохе, усиливается внутреннее тканевое дыхание и повышается усвояемость кислорода».

В чём суть дыхательной гимнастики Стрельниковой и её принципиальное отличие от других методик?

Дыхательная гимнастика Стрельниковой названа парадоксальной, потому что во время вдохов грудная клетка не расширяется, как обычно, а сжимается (охватывается руками либо удерживается от расширения за счет наклонов и поворотов туловища). В традиционных же дыхательных упражнениях вдох делается на фоне движений, расширяющих грудную клетку (например, при разведении рук в стороны), а выдох – при движениях, ее сжимающих (например, при поворотах).

«Настороженность и даже недоверие к моей гимнастике были вызваны тем, что она идет вразрез со многими теориями, в том числе и с учением йогов, – говорила А. Н. Стрельникова. – Ведь дыхательные упражнения йогов рекомендуется начинать по возможности с наиболее полного выдоха. А их упражнение „Рубка дров“ состоит в основном из интенсивных выдохов. Ну а я рекомендую обратное…»

Первое действие новорожденного – вдох. Выдох – результат вдоха. «Какой же смысл тренировать и причину, и следствие? – спрашивает себя Стрельникова и отвечает: – Достаточно тренировать причину, чтобы результат сам собою изменился». Думая только о вдохе и оставляя выдох, так сказать, на произвол судьбы, Стрельникова создала гимнастику, сохраняющую естественную динамику дыхания и вырабатывающую самый удобный для задержки вдох. По ее словам, такая тренировка вдоха увеличивает самый важный резерв организма – воздушный, благодаря чему возрастает жизнеспособность организма. «Вот почему результаты нашей гимнастики, – говорит Александра Николаевна, – оказались куда значимее, чем мы ожидали».

Возникает вопрос: какой же вдох удобнее для задержки? По словам Стрельниковой, когда человек ждет какого-то важного события, внимательно за чем-то следит или, например, подкрадывается, прячется, он затаивает дыхание естественным образом.

Затаить дыхание – означает придержать запас воздуха, чтобы с его помощью пережить трудные мгновения и приспособиться. Александра Николаевна с матерью стали тренировать вдох мгновенный, ротовой, страстный. Так были найдены соответствующие вспомогательные движения, подсказанные инстинктом. Но ротовой вдох отрабатывается лишь в чистом и теплом воздухе, делать его надо очень точно, иначе горло будет сохнуть. Этот вдох шире и поверхностнее носового.

Носовой вдох глубже, не боится холода и пыли, отлично избавляет от насморка. Поэтому Стрельниковы начали тренировать носовой вдох на фоне тех же движений, что и ротовой, такой же эмоциональный. Это и определило основные постулаты парадоксальной гимнастики.

Эмоциональный вдох – активный и естественный. В естественных условиях нашим пращурам для выживания приходилось наблюдать, прислушиваться и не тянуть вдох, а тревожно принюхиваться.

Итак, гимнастика Стрельниковой тренирует лишь вдох (выдох пассивный, самопроизвольный!), который производится в конце каждого физического движения, когда мышцы работают с наибольшей нагрузкой и когда, согласно традиционным дыхательным методикам, надо делать выдох.

Однако, несмотря на такой парадокс, упражнения не приводят к усталости и одышке, а, наоборот, урежают дыхание. Легочная вентиляция при этом возрастает в 5– 6 раз, но синхронная с вдохами интенсивная физическая нагрузка на многие мышцы удерживает углекислоту в организме на постоянном уровне, близком к физиологической норме.

Энергетический выход такого частого дыхания на фоне физической нагрузки высок. При шумном коротком вдохе носом идет активное насыщение коры головного мозга кислородом: ликвидируется спазм сосудов, исчезают хронические головные боли, улучшается память. Дыхание проводится на фоне движения. При этом сама мускулатура развивается, потому что получает нагрузку. Восстанавливается, как мы теперь говорим, энергетический баланс организма. Дыхание включает спящий процесс саморегуляции.

2. Метод К.П.Бутейко - это система специальных знаний, раскрывающая
внутренние резервы организма и позволяющая управлять дыхательной функцией человека, что даёт возможность сразу уменьшить остроту проявления болезни, эффективно предупреждать возможные осложнения, а в дальнейшем полностью избавиться от заболевания без применения лекарств. Суть метода в постеленном уменьшении глубины дыхания до нормы путём разумного настойчивого и постоянного расслабления дыхательных мышц с обязательным измерением углекислого газа в лёгких.

Нормализация дыхания не имеет
осложнений и противопоказаний.
Основные положения теории Бутейко.

При глубоком дыхании чрезмерно удаляется из организма углекислый газ
(СО2) и создается, тем самым, дефицит этого вещества в организме. Это
вызывает сдвиг внутренней среды организма в щелочную сторону. В
результате нарушается обмен веществ в организме, что, в частности
выражается в появлении аллергических реакций, склонности к простудам,
разрастании костной ткани (именуемой в обиходе отложением солей).
Организм защищается от чрезмерного удаления СО2, суживая, уменьшая
просвет каналов, по которым выделяется СО2 из организма.

У больного заложен нос, образуются полипы, спазмируются бронхи,

гладкая мускулатура кишечника и желчных путей, сужаются артериальные сосуды и т д. Поскольку по бронхам поступает кислород в легкие, а по артериям кислород поступает корганам и тканям, чем меньше их просвет, тем меньше кислорода поступает к клеткам мозга, сердца, печени и пр.
Таким образом, здесь действует четкий физиологический механизм: чем глубже дышать, тем меньше кислорода поступает в ткани организма! Кислородное голодание вызывает появление ложного ощущения
недостатка воздуха, что вызывает у больного желание еще более углубить
дыхание, и чем глубже больной дышит, тем сильнее задыхается, т.е. замыкается порочный круг. Кислородное голодание вызывает подъем
артериального давления (гипертонию) для улучшения снабжения тканей
кислородом через суженные сосуды.
Лечебное воздействие гимнастики.
Во врачебной практике эффективность лечения методом Бутейко составила 80-85%. Наибольшие успехи были достигнуты лечении пациентов с
заболеваниями функционального характера органов дыхания, ССС, желудочно-кишечного тракта. С наименьшей эффективностью заканчивали курс больные с изменениями органического характера (атеросклероз, моче и желчно-каменная болезни, деформирующий остеоартроз, остеохондроз позвоночника и др.).
Изменение минутного объема дыхания (МОД) с помощью специальных
упражнений, позволяющих менять глубину вдоха (амплитуду дыхания), приводит к купированию приступа удушья при, например, бронхиальной астме, так как приводит к нормализации показателей pCO2 в альвеолярном воздухе.
Возобновление гипервентиляции с последующим уменьшением pCO2 вальвеолярном воздухе приводит к повторному появлению бронхоспазма.
Системное использование метода Бутейко, позволяет не только купировать
возникший приступ удушья при бронхиальной астме, но и предотвратить его
появление по мере того, насколько успешно пациент научится контролировать изменение глубины дыхания. Таким образом, постепенно удается добиться длительной стойкой ремиссии.
Клиническая практика показывает очень высокий эффект при лечении
вышеуказанных заболеваний: при поступлении пациента с ежедневными
неоднократными приступами удушья при бронхиальной астме удается добиться их прекращения за 1-3 дня практически без добавления новых лекарственных препаратов к уже принимаемым пациентом. В дальнейшем, что особенно важно для успешного лечения, пациент за короткий срок овладевает навыками простейшего контроля за изменениями глубины дыхания в любой ситуации, что позволяет предотвратить появление приступов удушья, постепенно уменьшить дозу принимаемых лекарств или отказаться от них совсем.
Метод ВЛГД можно применять при гиперфункции органов дыхания и в
стадии обострения заболеваний тех органов и систем, имеющих гладкую
мускулатуру, воздействуя на нее накоплением СО2 в крови и в легких - это
ССС, желудочно-кишечный тракт, желче и мочевыводящие протоки, т.е. при
таких состояниях, как насморк, ринит, гайморит, фронтит, синусит,
фарингит, ларингит, бронхит, пневмония, стенокардия, мигрень, связанная со
спазмами сосудов, желудочно-кишечные колики, повышенное артериальное
давление и др.

Методом К.П. Бутейко со 100% эффективностью снимаются спазмы родовых путей во время схваток у рожениц. Женщины избавляются от сильных и мучительных болей. Период родов значительно облегчается и сокращается.
Методом поверхностного дыхания можно воспользоваться, когда вы
находитесь в запыленном или загазованном местах, в душном помещении.
Ведь при глубоком дыхании пыль оседает в бронхах или даже в легких.
Выводить ее из организма уже сложно. Дыхательный аппарат, по сути,
выполняет функцию пылесоса, т.е. человек вдыхает загрязненный воздух, а
выдыхает его чистым, оставляя в бронхиолах или альвеолах легких грязь,
выводить которую очень сложно. Этот же механизм срабатывает и при ОРЗ.
Первоначально инфекция находится в носоглотке, но в результате
глубокого дыхания опускается в трахею, бронхи, легкие. В данном случае от
глубины дыхания во многом зависит, получит ли человек трахеит, бронхит или пневмонию. Поэтому при появлении ОРЗ нужно срочно переходить на
постоянное поверхностное дыхание.

Методика выполнения
Правильное дыхание - это дыхание через нос и без шума. Некоторые из нас вообще не задумываются над тем, как они дышат. Иные считают, что почти всегда дышат через нос, на самом деле чаще всего вдыхают воздухртом. Впрочем, каждый легко может проверить себя. Оставшись в комнате в
одиночестве, заклейте губы пластырем. Если через некоторое время у вас
появится потребность в дыхании через рот, значит, ваши дыхательные пути не в порядке и дышите вы неправильно.
Итак, носовое дыхание стимулирует нервные окончания всех органов,
находящиеся в носоглотке. Не случайно поэтому, скажем, йоги предупреждают: если дети не будут дышать через нос, то не получат
достаточно умственного развития. Наверняка, многие из вас обращали
внимание на то, как выглядят умственно отсталые дети: рот у них всегда
открыт, нижняя челюсть отвисает ...
А чем же плохо дыхание с шумом. Шумовой эффект - показатель того, что
дыхательный аппарат работает с перегрузкой, с напряжением. Как правило,
это приводит к патологическим изменениям дыхательной системы, а затем – ССС и желудочно-кишечного тракта. Эту взаимосвязь подтверждают и исследования доктора К.П. Бутейко. В связи с этим с помощью дыхания можно дозировать и контролировать физические нагрузки. Например, во время ровного, спокойного дыхания можно выполнять физические упражнения даже после инфаркта миокарда.
Рекомендуется с одной стороны, упрощенный, с другой – универсальный
комплекс дыхательных упражнений, направленный на развитие поверхностного, глубокого, редкого дыхания, а также на развитие способности человека задерживать дыхание как на вдохе, так и на выдохе, как в состоянии покоя, так и при физической нагрузке.
Верхние отделы легких: 5 сек.- выдох, расслабляя мышцы грудной
клетки: 5 сек. пауза, не дышим, находимся в максимальном расслаблении, 10
раз.Полное дыхание.
Диафрагмальное и грудное дыхание вместе.
7,5 сек.- вдох, начиная с диафрагмального и заканчивая грудным дыханием: 7,5 сек.- выдох, начиная с верхних отделов легких и заканчивая нижними отделами легких, т.е. диафрагмой: 5 сек. - пауза, 10 раз.
4 упр. Точечный массаж точек носа на максимальной паузе, 1 раз.
5 упр. Полное дыхание через правую, затем левую половины носа по 10
раз.
6 упр. Втягивание живота.
7,5 сек.- полный вдох: 7,5 сек.- максимальный выдох: 5 сек.- пауза, при этом, удерживая мышцы живота втянутыми, 10 раз.
7 упр. Максимальная вентиляция легких (МВЛ).
Выполняем быстрых, максимальных 12 вдохов и выдохов, т.е.2,5 сек.-вдох: 2,5 сек.- выдох в течении 1 мин. После МВЛ сразу выполняем максимальную паузу (МП) на выдохе , до предела. Выполняется МВЛ 1 раз.
8 упр. Редкое дыхание.
( по уровням ) 1- 5 сек.- вдох: 5 сек.- выдох: 5 сек.- пауза, получается 4дыхания в минуту. Выполнять в течении 1 мин., затем, не прекращая дыхания выполняем дальше другие уровни.
2- 5сек.- вдох: 5 сек.- задержка дыхания на вдохе: 5 сек. - выдох: 5 сек. - пауза, получается 3 дыхания в минуту. Выполнять 2 мин. 3-7,5 сек. -
вдох: 7,5 сек. - задержка: 7,5 сек. - выдох: 5 сек.- пауза, получается 2
дыхания в минуту. Выполнять 3 минуты. 4- 10 сек.- вдох: 10 сек.- задержка:
10 сек.- выдох: 10 сек.- пауза, получается 1,5 дыхания в минуту. Выполнять
4 минуты. И так далее, кто сколько выдержит. Норма - довести до 1 дыхания
в минуту.
9 упр. Двойная задержка дыхания.
Сначала выполняется МП на выдохе, затем максимальная задержка (МЗ)
на вдохе. 1 раз.
10 упр. МП сидя 3-10 раз: МП в ходьбе на месте 3-10 раз: МП в беге на
месте 3-10 раз: МП в приседании 3-10 раз.
11 упр . Поверхностное дыхание.
Сидя в удобном положении для максимального расслабления выполняем
грудное дыхание. Постепенно уменьшаем объем вдоха и выдоха доведя его до невидимого дыхания или дыхания на уровне носоглотки. Во время такого
дыхания будет появляться сначала легкая нехватка воздуха, затем средняя
или даже сильная, подтверждая о том, что упр. выполняется правильно.
Находиться на поверхностном дыхании от 3 до 10 мин.

Все упражнения выполняются обязательно с дыханием через нос и без
шума. Перед выполнением комплекса и после него выполняются контрольные измерения:

МП - максимальная пауза, пульс, в норме для взрослых людей МП на удовлетворительно - 30 сек., на хорошо - 60 сек., на отлично - 90 сек.
Пульс на удовлетворительно - 70 уд/мин., на хорошо - 60 уд/мин. на отлично
- 50 уд/мин.

Для детей среднего и старшего школьного возрастов МП в норме
на 1/3 меньше, пульс на 10 уд/мин. больше.

Для детей дошкольного и младшего школьного возрастов МП на 2/3 меньше, пульс на 20 уд/мин. больше.
Выполнять комплекс упражнений желательно на голодный желудок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Таким образом, всё выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что
различные дыхательные гимнастики в последние годы уверенно входят в
терапевтическую практику. Они помогают многим больным.
Методика этих гимнастик заключается в особенном дыхании. Так в
гимнастике по А.Н. Стрельниковой - короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. А в методе К.П. Бутейко универсальный комплекс дыхательных упражнений, направленный на развитие поверхностного, глубокого, редкого дыхания, а также на развитие способности человека задерживать дыхание, как на вдохе, так и на выдохе, как в состоянии покоя, так и при физической нагрузке.
В любом случае, эти виды гимнастик имеют ряд преимуществ.
И все они основаны на носовом дыхании.

Не случайно поэтому, йоги предупреждают: если дети не будут дышать через нос, то не получат достаточно умственного развития, т.к. носовое дыхание стимулирует нервные окончания всех органов, находящиеся в носоглоткеИ наша задача научиться правильно дышать!

Список литературы:

1. Бердников И.Г. «Валеология» (текст). – Самара 1998.

2. Овсянников В.Д. «Дыхательная гимнастика» (текст). – М.1986.

3. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. « Теория и методика физического воспитания и спорта» (текст). – М. Академия, 2007.