Главная              Рефераты - Культура

Сравнительный анализ католичества и протестантства 2 - контрольная работа

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра философии, истории и права

Контрольная работа

По культурологии на тему:

«Сравнительный анализ католичества и протестантства»

Вариант № 3

Проверил: Воробьева Марина Ивановна

Работа выполнена: Вараксиной Анной Сергеевной

Факультет: финансово-кредитный

Группа: 1БЭМ

Личное дело: 10флб00275

Барнаул 2010

Введение

Одной из древнейших форм культуры является религия. Религия в различных её формах сопровождает человечество на всём его историческом пути. Христианство является второй по времени возникновения религией, после буддизма, оно возникло в 1 веке н. э. в Римской империи, затем распространилось по всему миру. Христианство делится на три направления: католичество, православие и протестантство. Мы рассмотрим две вероисповедальные формы христианства: католичество и протестантство.

1. Католичество

Одним из крупнейших (наряду с протестантством) направлений в христианстве является католицизм. Католицизм – от греческого слова katholikos – всеобщий (позже – вселенский). Католицизм – западная разновидность христианства. Его истоки - от небольшой римской христианской общины, первым епископом которой, по преданию, был апостол Петр. Католицизм окончательно оформился как вероучение и церковная организация в 1054 году.

Католицизм, как одно из направлений христианской религии, признает ее основные догмы и обряды, но имеет ряд особенностей в вероучении, в культе, в организации.

1.1 История развития

История развития католицизма – долгий процесс, растянувшийся на века, где было место и высоким стремлениям (миссионерство, просвещение), и стремлениям светской и даже мировой власти, и место кровавой инквизиции.

В средневековье в религиозную жизнь западной церкви входят пышные и торжественные богослужения, поклонение многочисленным святым мощам и реликвиям. Папа Григорий 1 включил в каталитическое богослужение музыку. Он так же пытался заменить культурные традиции древности «спасительным церковным просвещением».

Утверждению и распространению католицизма на Западе способствовало католическое монашество.

Религия в средние века идеологически обосновывала, оправдывала и освящала суть отношений в феодальном обществе, где классы чётко разделялись.

В середине 8 века возникло независимое светское Папское государство, т.е. в пору крушения Римской империи это была единственная реальная власть.

Укрепление светской власти пап скоро породило у них стремление господствовать не только над церковью, но и над миром.

В правление папы Иннокентия 3 в 13 веке церковь достигла своего наивысшего могущества, Иннокентий 3 сумел добиться верховенства духовной власти над светской, не в последнюю очередь благодаря крестовым походам.

Однако в борьбу против папского абсолютизма выступили города и светские государи, которых церковники обвинили в ереси и создали святую инквизицию, призванную «огнём и мечом выкорчевать ересь».

Но падения верховенства духовной власти было не избежать. Наступала новая эпоха реформации и гуманизма, которая подорвала духовную монополию церкви, разрушила политическую и религиозную монолитность католицизма.

Однако через полтора столетия после французской революции Венский конгресс 1814-1815 г.г. восстановил Папское государство. В настоящее время существует теократическое государство Ватикан.

Развитие капитализма, индустриализация, урбанизация и ухудшение жизни рабочего класса, подъём рабочего движения привело к распространению индифферентного отношения к религии.

Ныне церковь стала «церковью диалога с миром». Новым в её деятельности является защита прав человека, особенно права на религиозную свободу, борьба за семью и нравственность.

Областью деятельности церкви становится культура и культурное развитие.

В отношениях с государством церковь предлагает лояльное сотрудничество, без подчинения церкви государству и наоборот.

1.2 Особенности вероучения, культа и структуры религиозной организации католицизма

1. Католическая церковь строго централизована, имеет единый всемирный центр (Ватикан), единого главу – папу римского, который венчает многоступенчатую иерархию. Папа считается наместником Иисуса Христа на земле, непогрешимым в делах веры и нравственности.

2. Источником вероучения католики признают Священное писание (Библию) и святое предание, которое включает в себя постановления вселенских сборов католической церкви и суждения пап.

3. Добавление к символу веры филиокве Святой Дух исходит от Бога-Отца. Добавление же заключалось в утверждении, что Святой Дух исходит от Бога-Отца и от Бога-Сына.

4. Особенностью католицизма является экзальтированное почитание богоматери, признание легенды о непорочном зачатии Марии её матерью Анной, и её телесном вознесении после смерти на небо.

5. Духовенство даёт обет безбрачия – целибат. Утвердился в 13 веке, чтобы не допустить раздела земель между наследниками священнослужителя. Целибат – одна из причин отказа многих католических священников в наши дни от сана.

6. Догмат о чистилище. У католиков это промежуточное место между раем и адом, где души грешников, не получившие прощения в земной жизни, но не отягощенные смертными грехами, прежде чем получить доступ в рай, горят в очищающем огне. Это испытание католики понимают по-разному. Одни трактуют огонь как символ, другие признают его реальность. Судьба души в чистилище может быть облегчена, а срок пребывания её там сокращён «добрыми делами», совершаемыми в память умершего оставшимися на земле родными и близкими. «Добрые дела» - молитвы, мессы и материальные пожертвования в пользу церкви.

7. Католицизму присущи пышный театрализованный культ, широкое почитание реликвий (останки «одежды Христа», кусочки «креста, на котором Он был распят», гвозди, «которыми Его прибивали к кресту» и т.п.), культ мучеников, святых и блаженных.

8. Индульгенция – папская грамота, свидетельство об отпущении как совершённых, так и не совершённых ещё грехов, выдаваемая за деньги или за особые заслуги перед католической церковью. Индульгенция обосновывается богословами тем, что католическая церковь якобы обладает неким запасом добрых дел, совершённых Христом, Девой Марией и святыми, которыми можно покрывать грехи людей.

9. Церковная иерархия основана на божественном авторитете: от Христа берёт начало мистическая жизнь и через папу и всю структуру церкви нисходит до рядовых её членов.

10. В Католической церкви существует семь таинств:

· крещение

· брак

· миропомазание (конфирмация)

· евхаристия

· исповедь

· елеосвящение

· священство.

2. Протестантство

Одно из трёх, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность многочисленных и

самостоятельных Церквей и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI века в Европе.

Протестантизм – от латинского protestans - публично доказывающий. Протестантизм- это совокупность самостоятельных и разнообразных религий, церквей, отличающихся друг от друга догматическими и каноническими особенностями.

Оформление П. связано с деятельностью М. Лютера и Ж. Кальвина. В общем контексте критического пафоса Реформации Лютер выдвигает программу радикальной реформации Западно-Христианской Церкви. Отлученный от Церкви папой, Лютер оказался перед выбором: идти дальше в своем противлении или признать свою критическую позицию ошибочной и покаяться. Он выбирает первое: публично сжигает папскую буллу и начинает отрицать богоустановленность церковной иерархии. Таким образом, Протестантизм конституируется через окончательное отречение от Рима и внеположение католичеству.

Вероучение протестантизма фундируется двумя базисными основоположениями: sola fide ("только вера") и sola scriptura ("только Писание"). Принцип sola fide предполагает предельную артикуляцию статуса веры как в рамках протестантизма в целом, так и в рамках сотериологии (греч. soterion — спасение, logos — учение) в особенности. Протестантизм подразумевает убежденность в совершенной ясности Библии, только приобщение, к которой спасает человека. Для понимания не нужно никаких посредников (т. е. клира, что фундирует основополагающую идею протестантизма о священстве всех верующих), никакой традиции (предания) — для этого нужна только вера во все, о чем сказано в Библии. Речь идет не о молчаливо-пассивном восприятии истин Писания, но об особом состоянии, которое выражается в любви и добрых делах, совершаемых не из-за страха вечных мучений, но по вере. Ответственность человека за свое спасение полагается в акте его личной веры, и никакая организация (речь идет о Церкви как о социальном институте) не в праве взять ее на себя. В принципе sola scriptura выражается намерение протестантов строить свою жизнь исключительно по слову Евангелия: только то, что указано в Св. Писании непосредственно, может быть объектом проповеди и примером для подражания. Однако нельзя считать протестантами тех, кто отрицает земную Церковь: Протестантизм пытается выстроить идеальную церковную организацию, наподобие той, которая существовала в Древней Церкви (от идеи "общества свободных во Христе" у Лютера до современных версий ривайвелизма — движения за возрождение идеалов Апостольской Церкви).

2.1 История развития

Появление протестантизма связано с Реформацией - мощным антикатолическим движением в XVI веке в Европе. В 1526 году Шпейрский рейхстаг по требованию немецких князей-лютеран принял постановление о праве каждого выбирать религию для себя и своих подданных. Второй Шпейрский рейхстаг 1529 года отменил это постановление. В ответ от пяти князей и ряда имперских городов последовал протест, от которого и происходит термин "Протестантизм".

Протестантизм возник как течение, оппозиционное по отношению к Католической Церкви, в ходе Реформации, идеалом которой было возвращение к апостольскому христианству, поскольку, по мнению ее сторонников, католичество отошло от первоначальных христианских принципов в результате многочисленных наслоений средневекового схоластического богословия и обрядности. В основе этого течения лежали, несомненно, как собственно религиозные, так и политические и экономические причины. Реформация стала знаменем буржуазных революций в Нидерландах и Англии.

Предшественниками Реформации считаются профессор Оксфордского Университета Джон Уиклиф(1320-1384),отстаивавший приоритет Св. Писания по отношению к Св. Преданию, а также его последователь профессор Пражского Университета Ян Гус (1371-1415).

Первоначальными формами протестантизма были лютеранство, цвинглианство, кальвинизм , анабаптизм, меннонитство, англиканство.

В дальнейшем возникает ряд иных течений — Евангельские.

2.2 Вероучение православия и сравнение с католицизмом.

Их отличия и сходство

Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, Его триединстве, о бессмертии души, рае и аде (отвергая при этом католическое учение о чистилище). Протестанты считают, что человек может получить прощение грехов верой в Иисуса Христа, Верой в Его смерть за грехи и немощи всех людей и в Его воскресение из мёртвых. Они не признают католического чистилища, отвергают католических святых, ангелов, богородицу; христианский триединый Бог занимает у них совершенно монопольное положение.

В протестантизме упразднены многие таинства (за исключением крещения и причастия), отсутствует целибат. Отвергнута молитва за умерших, поклонение святым и праздники в честь святых, почитание мощей и икон. Молитвенные дома освобождены от алтарей, икон, статуй, колоколов. Отсутствуют монастыри и монашество.

В разных протестантских направлениях понятия обряда и таинства могут иметь различное содержание. В случае, если признаются таинства, то их два:

1. крещение

2. причащение.

В других случаях за этими действиями признаётся только символический смысл. В любом случае они требуют сознательного отношения, поэтому может существовать обычай совершать крещение более или менее зрелом возрасте, а до причастия проходить специальную подготовку (конфирмацию). Брак, исповедь (и прочее подобное) в любом случае считается просто обрядом. Кроме того, протестанты не видят особого смысла в молитвах за умерших, молитвах святым и многочисленных праздниках в их честь. В то же время уважение к святым бывает почтительным — как к примерам праведной жизни и хорошим учителям. Поклонение мощам, как правило, не практикуется, как несоответствующее Писанию. Отношение к почитанию образов неоднозначно: от отторжения как идолопоклонства, до учения, что честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу.

Христиане-протестанты верят, что Библия является единственным источником христианского вероучения, её изучение и применение в собственной жизни считается важной задачей каждого верующего. Протестанты прилагают усилия, чтобы Библия была доступна людям на их национальных языках.

Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, его триединстве, о бессмертии души, аде и рае, отвергая, однако, католическое представление о чистилище.

Протестантизм выдвинул три новых принципа:

  • спасение личной верой
  • священство всех верующих
  • исключительный авторитет Священного писания.

Протестантизм категорически отвергает Священное предание как недостоверное и сосредотачивает все вероучение в Священном писании, которая считается единственной в мире святой книгой. Протестантизм предписывает верующим ежедневное чтение Библии.

В протестантизме снято принципиальное различие между священником и мирянином, упразднена церковная иерархия. Служитель культа лишен права исповедовать и отпускать грехи, он подотчетен протестантской общине

Догмат о чистилище (место - промежуточное между раем и адом) есть только в католическом вероучении. Души грешников, на которых не лежат уж слишком большие смертные грехи, горят там, в очищающем огне (возможно, что это символический образ мук совести и раскаяния), а потом получают доступ в рай. Срок пребывания души в чистилище может быть сокращен добрыми делами (молитвами, пожертвованиями в пользу церкви), которые совершают в память об умершем его родные и близкие на земле.

Учение о чистилище сложилось еще в 1-ом веке. Протестантские церкви учение о чистилище отвергают.

Наиболее фундаментальным недостатком протестантской доктрины католики считают отрицание той роли Священного Предания, которое оно имеет в католицизме. По их мнению, благодаря Священному Преданию Святыми Отцами и был отобран (из множества сомнительных апокрифических книг) список (канон) богодухновенных книг Нового Завета. Иными словами, протестанты используют набор канонов, но отрицают предания, по которым они были приняты. Сами же протестанты отрицают роль Священного Предания в формировании канона, считая, что канон был сформирован под руководством Духа Святого.

Многие католики считают, что протестанты отвергают Священное Предание полностью. Однако это характерно не для всех протестантов. В реальности скрупулёзно следуют исключительно Священному писанию только меннониты, мессианские иудеи и часть баптистов. Большинство протестантов, признающие определённую роль Священного Предания в христианстве, при этом, в отличие от католиков, на первое место ставят Священное Писание, а не Священное Предание в качестве толкователя Священного Писания. Предания же противоречащие Писанию (у разных деноминаций понимание этих противоречий различно) в расчёт не принимаются.

Главное отличие протестантизма от католицизма состоит в учение о непосредственной связи Бога и человека. По представлению протестантов, благодать нисходит на человека от Бога, минуя церковь, «спасение» достигается только благодаря личной вере человека и воле Бога. Это учение подрывало примат духовной власти над советской и главенствующую роль католической церкви и римского папы, освобождало человека от феодальных пут и пробуждало в нём чувство личного достоинства, буржуазно-индивидуалистические представления и т.д.

"Религия - не то, что религиозные мнения. Религия - одна, как солнце одно для всего земного шара; религиозные же мнения многочисленны, подобно лучам солнца".
Жан Поль [Рихтер]

Литература:

1.Христианство: Словарь / Под. общ. ред. Л. Н. Митрохина и др. – М.: Республика. – 1994

2.Христианство: Энциклопедический словарь. В 3-х т. Л-С / Ред. колл. С. С. Аверинцев, А. Н. Мешков, Ю. Н. Попов. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 1995

3. http://ru.wikipedia.org

4. Философский словарь. Под ред. И.Т.Фролова. Издание пятое. Москва издательство политической литературы 1986.