Главная              Рефераты - Культура

Организация продажи товаров через мелкорозничную сеть и пути ее улучшения - реферат

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………...3

1 Мелкорозничная сеть и ее роль в обслуживании………………………………..4

1.1 Сущность, виды мелкорозничной сети………………………………………...4

1.2 Регулирование продажи через мелкорозничную торговлю…………………10

2 Исследование организации продажи товаров импульсного спроса через мелкорозничную сеть………………………………………………………………16

2.1 Организационно-экономическая характеристика объекта исследования…..16

2.2 Организация продажи ИП «Карпикова Е.В.»………………………………...20

3 Оценка эффективности мелкорозничной торговли и пути ее повышения…...23

Заключение………………………………………………………………………….29

Список использованных источников……………………………………………...30

Приложение 1……………………………………………………………………….33

Введение

Ведущая роль в обслуживании населения принадлежит стационарной сети, к которой относятся магазины и мелкорозничная сеть.

На сегодня в Беларуси сложилась исключительно тяжелая ситуация в сфере мелкорозничной торговли в связи с принятым властным решением Мингорисполкома о ликвидации в 2008 году всех киосков на остановочных пунктах общественного транспорта в городе Минске. Сообщение об этом решении вызвало большой резонанс и тревогу, как среди индивидуальных предпринимателей, так и в обществе. Предприниматели не могут спокойно и безучастно относиться к подобной информации, когда ими вложены в существующие остановочные пункты большие денежные средства, мобилизованы человеческие ресурсы, когда их усилиями продолжает обеспечиваться на этих остановочных пунктах санитарный и общественный порядок. У граждан есть все основания считать, что городские власти в очередной раз собираются резать по живому. Вопиющим образом нарушаются права собственности. Еще больше растет недоверие к власти [20].

Именно поэтому я выбрала актуальную в наше время тему своей курсовой работы, как организация продажи товаров именно через мелкорозничную сеть и пути ее улучшения. Данная курсовая работа посвящена изучению продажи товаров через мелкорозничную сеть: ее сущность, виды, регулирование продаж и т.д.

Предметом курсовой работы является мелкорозничная сеть, ее сущность, виды, пути совершенствования.

Цель курсовой работы – изучить и раскрыть особенности мелкорозничной сети на примере определенного объекта. Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:

— изучить сущность мелкорозничной сети;

— рассмотреть регулирование продажи через мелкорозничную сеть;

— исследовать организацию продажи товаров импульсного спроса через мелкорозничную сеть на примере определенного объекта;

— оценить эффективность мелкорозничной торговли и пути ее повышения.

Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами темы исследования и включает в себя: введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложение.

1 Мелкорозничная сеть и ее роль в обслуживании

1.1 Сущность, виды мелкорозничной сети

К мелкорозничной торговой сети относится часть розничной торговой сети, состоящая из палаток, киосков, ларьков, летних кафе, мини-кафе, торговых автоматов, нестационарных торговых единиц и пунктов передвижной торговли [17].

Мелкорозничная торговля — разновидность розничной торговли, связанная с реализацией товаров, не требующих особых условий продажи, через объекты мелкорозничной сети [13].

К объектам стационарной мелкорозничной торговой сети относятся:

1) киоски;

2) палатки;

3) павильоны;

4) остановочные модули с местами для торговли;

5) торговые автоматы;

6) иные аналогично обустроенные и приспособленные места.

Под передвижными средствами развозной и разносной торговли подразумеваются:

1) автолавки;

2) фургоны;

3) тележки;

4) лотки;

5) корзины;

6) иные сборно-разборные конструкции и специальные приспособления.

Еще раз обратим внимание на то, что это деление весьма условно. По сути, вопросы толкования терминов «стационарный» и «нестационарный» решаются органами местного самоуправления самостоятельно. В ряде нормативно-правовых документов содержатся различные подходы к определению стационарных и нестационарных объектов. В числе основных — деление в зависимости от того, установлен ли объект на заглубленном фундаменте или нет. Также имеет место классификация торговых объектов по такому основанию, как соединение с муниципальными инженерными коммуникациями. Нередко классификация проводится по обоим перечисленным основаниям. Имеет также место деление на стационарные и нестационарные объекты в зависимости от того, постоянный это или временный торговый объект.

Так, Законом определено, что под нестационарным торговым объектом понимается торговый объект, установленный без заглубленных фундаментов, вне зависимости от присоединения к городским инженерным коммуникациям, строительных конструкций и габаритов [18].

Основные понятия:

1)киоск - небольшое сооружение закрытого или полузакрытого типа, имеющие только одно рабочее место без добавочного помещения для хранения запасов товаров.

2) палатка — легкие постройки закрытого типа, отличающиеся от киосков тем, что имеют два и более рабочих мест, а также подсобное помещение;

3) павильон — временное или постоянное помещение, используемое для торговли или оказания услуг, с обслуживанием покупателя внутри помещения (площадью от 10 до 50 м2);

4) к летним кафе, мини-кафе относятся сооружения закрытого, полузакрытого типа, оборудованные на базе киосков, павильонов и т.д. с установкой мебели (столов, стульев) для обслуживания потребителей.В летних кафе, мини-кафе производится отпуск продукции собственного производства несложного приготовления, покупных товаров. Могут применяться самообслуживание или обслуживание официантами [17];

5) торговые автоматы - техническое средство, предназначенное для автоматизации процесса продажи определенных товаров [7];

6) автофургон — грузовой автомобиль с крытым кузовом типа фургона или иной грузовой автомобиль, автоприцеп, а также легковой автомобиль, микроавтобус или автобус, используемые для торговли или оказания услуг [26];

7) прилавок, лоток — стол, предназначенный для обслуживания покупателей и проведения всех необходимых для этого работ: демонстрации и упаковывания товаров, расчета с покупателями [23];

8) помещение контейнерного типа — контейнер или иная емкость, используемые для торговли или оказания услуг;

9) тележка — небольшая платформа, снабжённая колёсами и предназначенная для перемещения тяжестей [26].

Работники мелкорозничной торговой сети в своей деятельности руководствуются законодательными актами о торговле, Основными правилами ведения розничной торговли и торгово-производственной деятельности на территории Республики Беларусь, утвержденными постановлением Совета Министров республики от 4 ноября 1992 г. № 666, а также Правилами работы мелкорозничной торговой сети на территории Республики Беларусь (в дальнейшем Правилами). Они обязаны знать их и строго выполнять.

Все операции по приему-отпуску товаров, а также по сдаче торговой выручки должны производиться в соответствии с установленным порядком.

Порядок открытия мелкорозничных предприятий

Субъекты хозяйствования осуществляют мелкорозничную торговлю на основании специального разрешения (лицензии), выданной исполкомом местного Совета народных депутатов, с соблюдением места торговли, указанного в нем. При реализации продовольственных, парфюмерных товаров и товаров для детей ассортимент их должен быть согласован с учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

Не разрешается мелкорозничная торговля у зданий органов власти и государственного управления, у памятников культуры. В этих местах она может быть организована только в дни массовых праздничных мероприятий по решению горисполкома Совета народных депутатов. У культовых сооружений мелкорозничная торговля может производиться только с письменного согласия настоятеля храма или церковной общины.

Выдача разрешений (лицензий) производится в соответствии с установленным порядком.

Разрешение (лицензия) на право торговли хранится у работников мелкорозничной сети и предъявляется по требованию контролирующих органов.

Режим работы

Режим работы государственных предприятий устанавливается исполнительными комитетами местных Советов депутатов по месту их нахождения. Режим работы предприятий, основанных на других формах собственности, устанавливается собственником по согласованию с соответствующим исполкомом.

Работники мелкорозничной сети обязаны строго соблюдать установленный режим работы.

Требования к помещению и оборудованию

Стационарные мелкорозничные пункты оборудуются согласно требованиям охраны труда, здоровья, защиты среды, противопожарной безопасности, санитарным и другим требованиям, предусмотренным в соответствующих нормативных актах.

На пунктах стационарной мелкорозничной сети (палатках, киосках, ларьках, летних кафе, мини-кафе, торговых автоматах), пунктах передвижной торговли должна быть вывеска или надпись на государственном языке с обозначением наименования, принадлежности (собственника), режима работы, а также номера телефона органа, выдавшего лицензию, и органов, уполномоченных осуществлять контроль за деятельностью данного пункта мелкой розницы.

Каждый пункт мелкорозничной торговой сети должен быть обеспечен соответствующим инвентарем и оборудованием, стационарные пункты также местом хранения личных вещей, а торгующие скоропортящимися продуктами - и средствами охлаждения.

Весы должны стоять на видном для покупателей месте.

Продажа товаров

Продавцы обязаны иметь приходные документы на реализуемые товары (товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, приходно-расходные накладные, квитанции, договора) с указанием в них реквизитов поставщика (продавца), количества поступившего товара, цены, общей суммы, которые хранятся у работников мелкорозничной сети и предъявляются по требованию контролирующих органов.

Запрещается прием и продажа товаров, поступивших без сопроводительных документов.

Товары выкладываются (выставляются) в полном ассортименте, полученном для реализации. В стационарной мелкорозничной сети образцы всех находящихся в продаже товаров должны быть снабжены ярлыками цен с указанием в них наименования товара, сорта и цены. Ярлыки цен заверяются должностными лицами, ответственными за установление цены.

Допускается выставлять перечень товаров, поступивших в продажу, с указанием в нем тех же реквизитов и заверенного в том же порядке, что и ярлыки цен.

Запрещается продавцу самостоятельно заверять ярлыки цен и перечни товаров, кроме случаев, когда он является собственником пункта мелкорозничной торговли.

Не допускаются к реализации товары, подлежащие обязательной сертификации, без сертификатов соответствия или свидетельств о признании сертификатов, выданных в установленном порядке.

В сопроводительных документах на особо скоропортящиеся пищевые продукты кроме реквизитов, должны быть указаны дата и час выработки продукции, температура хранения, конечный срок реализации.

Требования покупателя, обусловленные приобретением товара ненадлежащего качества, удовлетворяются в соответствии с законодательством Республики Беларусь о защите прав потребителей.

Запрещается продажа через мелкорозничную сеть:

— скоропортящихся и особо скоропортящихся пищевых продуктов при отсутствии холодильного оборудования [24]

— спиртных напитков (за исключением летних кафе, мини-кафе и павильонов, в которых имеются торговые залы и может быть допущена реализация в розлив с потреблением на месте виноградного вина, коньяка, шампанского, ликера, бальзама, аперитива);

— драгоценных металлов и драгоценных камней, жемчуга, янтаря и мореного дуба во всех видах и состояниях; ювелирных, бытовых и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, жемчуга, янтаря и мореного дуба (без лицензии Комитета по драгоценным металлам и драгоценным камням при Совете Министров Республики Беларусь) [11];

— огнестрельного оружия и припасов к нему, а также холодного оружия;

— оружия и баллончиков с газами нервнопаралитического действия;

— армейского снаряжения, форменных тканей и других товаров военного ассортимента, форменного обмундирования, белья со штампом предприятий различных форм собственности;

— газовой аппаратуры без освидетельствования соответствующими газовыми хозяйствами на пригодность к дальнейшему использованию;

— медицинской техники, бактериологических, психотропных, наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ, лекарственных средств (без лицензии Министерства здравоохранения Республики Беларусь), лекарственных трав [15];

— других товаров, запрещенных к свободной реализации действующим законодательством и решениями местных Советов народных депутатов;

— пиротехнических игрушек.

При продаже непродовольственных товаров для личного пользования (одежда, обувь, трикотажные изделия и др.) должны быть созданы условия для их примерки, а сложно-технических и других, требующих проверки, - условия для ее проведения.

При расчете за непродовольственные товары, приобретенные через мелкорозничную торговую сеть (за исключением лоточной торговли), продавец обязан вручить покупателю вместе с покупкой товарный или кассовый чек с обозначением наименования торгового пункта, наименования и сорта изделия, его цены, даты продажи, фамилии продавца.

Пункты мелкорозничной торговой сети осуществляют прием денежных средств от населения в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Санитарные требования

Работники мелкорозничной торговой сети, реализующие продовольственные товары, руководствуются действующими Санитарными правилами и проходят медицинское освидетельствование в соответствии с установленным порядком.

Продавец мелкорозничной торговой сети по продаже продовольственных товаров должен иметь при себе и предъявлять представителям контролирующих органов личную медицинскую книжку, а стационарной - и Санитарный журнал.

При торговле из корзин, ларей и т.п. не разрешается ставить их на землю, для этих целей должны быть специальные подставки.

Продавец мелкорозничной торговой сети обязан содержать пункт мелкой розницы, а также прилегающую территорию в чистоте (в радиусе, определенном исполкомом местного Совета народных депутатов), носить чистую санитарную одежду. Не допускается хранение тары или затаренных продуктов около стационарных пунктов мелкорозничной торговой сети.

Реализация безалкогольных и слабоалкогольных напитков из изотермических емкостей должна осуществляться в соответствии с действующей "Инструкцией по обслуживанию изотермических емкостей, предназначенных для продажи безалкогольных напитков, квасов и пива в розлив" [10].

При торговле безалкогольными, слабоалкогольными напитками и соками в розлив мытье стаканов, бокалов многоразового пользования должно отвечать требованиям, изложенным в Санитарных правилах.

При отсутствии условий для мытья стаканов, бокалов отпуск безалкогольных, слабоалкогольных напитков, соков разрешается только в стаканчиках одноразового пользования. Категорически запрещается повторное использование одноразовых стаканчиков.

Работники мелкорозничной сети несут ответственность за нарушение Правил работы мелкорозничной торговой сети и Основных правил ведения розничной торговли и торгово-производственной деятельности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Контроль за соблюдением требований настоящих Правил осуществляют уполномоченные на то органы в порядке, определенном законодательством.

1.2 Регулирование продажи через мелкорозничную торговлю

Каждый объект мелкорозничной торговли открывается с разрешения органам управления и государственного регулирования торговли исполкомов местных Советов народных депутатов. Однако общие требования к размещению объектов устанавливаются все же на уровне субъектов Беларуси.

Так, например, на территории г.Минска основными нормативно-правовыми документами, определяющими условия и порядок выдачи разрешений на размещение и дальнейшую эксплуатацию объектов мелкорозничной торговли, являются:Правила работы мелкорозничной торговой сети на территории Республики Беларусь, утвержденные приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 24 марта 1993 г. N 19 с изменениями, внесенными приказом Министерства торговли от 14 марта 2000 г. N 16.

Перечень требований к объектам мелкорозничной торговли, размещаемым на территориях города Минска, о порядке установки объектов мелкорозничной торговли на территории города Минска и порядке осуществления торговой деятельности установлен решением Минского городского исполнительного комитета от 15 июня 1999 г. N 569 «Об упорядочении мелкорозничной торговли на территории г. Минска» [19].

Внешний вид мелкорозничных объектов должен соответствовать современным архитектурно-художественным требованиям. Запрещается лоточная торговля под каркасно-тентовыми палатками на центральных магистралях, вблизи станций метро.

Владелец обязан содержать спой объект в чистоте и технически исправным, своевременно устранять повреждения в вывесках, конструктивных и облицовочных элементах, а также обеспечивать уборку прилегающих территорий от отходов продукции и мусора. Запрещается складирование тары и запаса продуктов у объектов мелкорозничной торговли и на прилегающих территориях.

Объекты торговли осуществляют работу в соответствии с режимом, согласованным с администрацией районных управ. В случае временного закрытия объекта вывешивается информация о причине его закрытия (санитарный день, ремонт и др.), дате и сроках приостановления деятельности. По окончании рабочего дня лотки, тележки, мобильные торговые средства (за исключением развалов с бахчевыми культурами) вывозятся с места дислокации.

В местах интенсивных потоков населения, в том числе на территориях, прилегающих к метрополитену, проезд автотранспорта к месту торговли для погрузки, разгрузки товара с 8 до 20 часов запрещается. В течение рабочего дня допускается местный подвоз товаров на тележках. Торговля с тележек, лотков разрешается только с использованием специализированного современного оборудования, которое должно обеспечивать соблюдение санитарных правил реализации и хранения запасов продукции. Ассортимент предлагаемых к продаже товаров, перечень оказываемых услуг на объекте должен соответствовать профилю и специализации его деятельности. Для покупателя выставляются образцы товаров с указанием их наименований, цены за вес или единицу с четко и правильно оформленными ценниками или прейскурантами, с подписью материально ответственного лица и печатью организации, датой оформления ценника.

На рабочем месте продавца должны находиться документы, предусмотренные действующими нормативными актами и правилами, регламентирующими торговую деятельность и продажу отдельных видов товаров, в том числе на право торговли, утвержденный ассортиментный перечень, контрольный журнал, накладные, при необходимости документы, подтверждающие качество и безопасность товара, медицинская документация на персонал и др.

Размещение объектов мелкорозничной торговли в г. Минске осуществляется на основании разрешений, выдаваемых комиссиями по мелкорозничной торговле административных районов города. Они наделены широкими полномочиями по: разработке программ размещения стационарных объектов мелкорозничной торговли и нестационарного торгового оборудования, рассмотрению заявок юридических и физических лиц на реконструкцию или новое проектирование и строительство объектов мелкорозничной торговли, проведению конкурсов, рассмотрению проектной документации, рассмотрению заявок и возможности размещения нестационарного специализированного оборудования для уличной мелкорозничной торговли отдельными товарами; и наконец, по принятию решений о выдаче юридическим и физическим лицам разрешений на установку объектов мелкорозничной торговли, а также проведению проверок объектов по выполнению торгующими с них юридическими и физическими лицами правил мелкорозничной торговли, санитарных норм и правил, требований по благоустройству, соблюдению чистоты и порядка на прилегающей территории. Аналогичные уполномоченные органы создаются практически при всех органах местного самоуправления городов.

К объектам мелкорозничной торговли правилами пожарной безопасности, санитарными и строительными правилами предъявляются отдельные требования.

Так, учитывая эпидзначимый весенне-летний период и ведущую роль пищевой продукции в распространении кишечных инфекций, следует выполнять требованиях санитарно–эпидемиологического законодательства, предъявляемых при организации объектов мелкорозничной торговой сети:

— место размещения объекта мелкорозничной сети, условия его эксплуатации, ассортиментный перечень реализуемых продуктов питания согласовываются с госсаннадзором;

— объектами мелкорозничной сети производится реализация пищевых продуктов в ограниченном ассортименте;

— реализация в организациях мелкорозничной сети скоропортящихся пищевых продуктов при отсутствии холодильного оборудования запрещается;

— хранение тары или затаренных пищевых продуктов (напитков) на прилегающей территории, а так же хранение пищевых продуктов без подтоварников непосредственно на земле не допускается;

— горячие готовые изделия (пирожки, беляши чебуреки и др.) должны отпускаться из изотермических или подогреваемых емкостей, тележек; нефасованные продукты должны отпускаться покупателям в бумажных салфетках или пакетах;

— передвижные средства мелкорозничной сети по окончании рабочего дня должны быть возвращены на базовое предприятие и подвергнуты санитарной обработке; хранение передвижного и переносного торгового оборудования и реализуемых пищевых продуктов на дому категорически запрещается.

Продавец мелкорозничной сети обязан обеспечивать:

- содержание палатки, автофургона, контейнера, тележки, лотка а также окружающей территории в чистоте;

- прием и реализацию пищевых продуктов осуществлять с документами, подтверждающими их происхождение, качества и безопасность;

- строгое соблюдение сроков годности и правил отпуска пищевых продуктов (при отпуске пользоваться щипцами, совками, лопатками);

- предохранение продуктов от загрязнения;

- строго соблюдать правила личной гигиены, должен быть опрятно одетым, работать в чистой санитарной одежде, иметь специальный головной убор, нагрудный фирменный знак организации с указанием ее наименования, адреса (местонахождения) Ф.И.О. продавца;

- иметь при себе личную медицинскую книжку установленного образца.

Требования, предъявляемые к объектам мелкорозничной торговой сети по реализации напитков из КЕГ-бочонков:

- организация доставки продукции от производителя до места использования по назначению в условиях холода;

- возможность холодового хранения продукции на складе, официально являющимся продовольственным, всей партии доставленной от производителя продукции;

- наличие у хозяйствующего субъекта собственного охлаждаемого транспорта для перевозки продукции от производителя к местам хранения и реализации;

- размещение точки мелкой розницы по разливу безалкогольного напитка в непосредственной близости от базового торгового предприятия, имея ввиду доступность его помещений для хранения передвижного (съемного) торгового оборудования, санитарной обработки торгового оборудования, холодильных камер для возврата на складское хранение начатых и полных бочонков КЕГ;

- наличие холодильного или изотермического оборудования для установки бочонков КЕГ во всех местах реализации безалкогольных напитков;

- наличие воды для текущей регулярной уборки рабочего места торговли в разлив и санитарной обработки горловины бочонков КЕГ;

- наличие уборочного инвентаря, в т.ч. для уборки территории, на рабочем месте торговли в разлив;

- условия хранения одноразовой пластмассовой посуды;

- наличие конструкции для установки объемного пластикового мешка для сбора использованной одноразовой пластмассовой посуды;

- наличие исполненной на достаточном художественном уровне санитарной одежды у торгующих;

- обеспечение точки мелкой розницы атрибутикой, раскрывающей ее владельца, указывающий его адрес и лицензию на осуществление торговой деятельности;

- наличие обязательной маркировки бочонков КЕГ с указанием наименования безалкогольного напитка и его производителя, условий хранения и срока годности;

- наличие документов, подтверждающих государственную гигиеническую регламентацию и регистрацию продукции [24].

Прежде всего отметим, что при проектировании и строительстве павильонов и киосков необходимо руководствоваться Строительными нормами и правилами СНиП 2.01.02-85, СНиП 2.08.02-89, СНиП 2.07.01-89 и другими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке, применительно к зданиям для организаций торговли [1].

Помимо этого требования устанавливаются и правилами пожарной безопасности в РБ и нормами пожарной безопасности 103-95 «Торговые павильоны и киоски. Противопожарные требования». В этом документе под павильоном понимается сооружение, предназначенное для розничной торговли с обслуживанием покупателей внутри помещения, а под киоском — одноэтажное сооружение общей площадью до 20 м2, предназначенное для розничной торговли, осуществляемой без доступа покупателей внутрь сооружения. Согласно указанным нормам пожарной безопасности степень огнестойкости торговых киосков и одноэтажных павильонов площадью 20 м2 и менее не регламентируется. Павильоны и киоски, предназначенные для торговли горючими жидкостями или газами, выполняются I, II, Ша степеней огнестойкости, как правило, отдельно стоящими или в группе с киосками, торгующими аналогичными товарами. Внутренние запоры, устанавливаемые на дверях и используемые в период нахождения в сооружении людей, должны быть легкооткрываемыми. Отопление киосков, устанавливаемых в населенных пунктах, может быть электрическим (с применением масляных радиаторов, греющих панелей), паровым или водяным. В киосках, устанавливаемых вне населенных пунктов, допускается устройство печного отопления.

Электрооборудование киосков должно соответствовать требованиям ПУЭ. Электросветильники следует использовать с защитными колпаками (с лампами накаливания) или бесстартерные (с люминесцентными лампами). Для обесточивания электрической сети павильона или киоска и группы сооружений должно быть установлено на несгораемом основании отключающее устройство.

Киоски должны быть оборудованы автоматической пожарной сигнализацией с выводом звукового сигнала на фасад сооружения или непосредственно в защищаемое помещение (автономные пожарные извещатели). В каждом киоске должно быть не менее двух огнетушителей.

3. Расстояния от отдельно стоящих киосков (павильонов) и групп сооружений до жилых, общественных, вспомогательных зданий промышленных предприятий и до производственных зданий, а также между торговыми павильонами площадью более 20 м2 принимаются в соответствии с нормами по планировке и застройке городских и сельских поселений.

4. Места сбора сгораемых отходов следует размещать на расстоянии не менее 15 м от киосков и павильонов.

5. Помещения для хранения упаковочных материалов и инвентаря следует предусматривать площадью не более 5 м2.

Отдельные требовании к объектам мелкорозничной торговли предъявляются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Обычно общая площадь, занимаемая лотком по реализации мороженого, не должна превышать 1,5—2 м2; установка лотков осуществляется на тротуарах и пешеходных дорожках с твердым покрытием при условии сохранения ширины пешеходной части в месте установки лотка от 1,5 до 2 м; лоток должен быть оборудован зонтом, морозильной камерой, мусорным контейнером, стулом для продавца [2].

Общая площадь, занимаемая палаткой, не должна превышать 6—7 м2. При этом установка палаток на тротуарах возможна при условии сохранения ширины пешеходной части в месте установки палатки не менее 1,5—2 м. В состав данного мелкорозничного объекта должны входить: сама палатка (заводского изготовления), торговое оборудование (столы складные, демонстрационные стеллажи (для книг, журналов и газет) заводского изготовления, вазы (для цветов), ящичная полимерная тара (для пунктов приема стеклопосуды); стул для продавца; мусорный контейнер.

Автомобильные торговые прицепы (трейлеры) устанавливаются только на специально приспособленных или пригодных площадках с твердым покрытием и возможностью заезда автомашин, на расстоянии не ближе 15—20 м от жилых домов с окнами на первом этаже. Прицепы должны быть сертифицированными и оборудованными для продажи товаров.

Автоцистерны (по реализации товаров в розлив (молока, кваса, пр.) устанавливаются только на специально приспособленных или пригодных площадках с твердым покрытием и возможностью заезда автомашин, на расстоянии не ближе 15—20 м от жилых домов с окнами на первом этаже.

Требования к размещению и оснащению объектов мелкорозничной торговли также зависят от специализации, то есть от ассортимента реализуемых на объекте товаров. Например, в г. Минске они определяются в соответствии с Номенклатурой объектов мелкорозничной торговли и бытовых услуг социальной направленности и Ассортиментным перечнем товаров и продукции питания, допускаемых к реализации в мелкорозничной сети.

2 Исследование организации продажи товаров импульсного спроса через мелкорозничную сеть

2.1 Организационно-экономическая характеристика объекта исследования

Предпринимательская деятельность - это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления (р.1, подр.1, гл.1, ст.1) [3].

Итак, если мы определили, что деятельность, которую планируется осуществлять, относится к предпринимательской, то необходимо пройти государственную регистрацию.

Предпринимательская деятельность может осуществляться в двух формах: без образования юридического лица (индивидуальная предпринимательская деятельность) и с образованием юридического лица [21].

Трудно без детальной проработки конкретной ситуации дать универсальный ответ на вопрос: какая из форм осуществления предпринимательской деятельности более предпочтительна, можно указать лишь определенные недостатки, достоинства каждой из форм.

Индивидуальная предпринимательская деятельность характеризуется:

- простотой и дешевизной регистрации;

- отсутствием необходимости иметь в штате главного бухгалтера;

- отсутствием необходимости иметь специальное помещение для юридического адреса;

- отсутствием необходимости формировать уставный фонд;

- ограничениями по количеству привлекаемых работников;

- возможностью в некоторых случаях использовать специальную систему налогообложения (уплачивать единый налог);

- отсутствием необходимости платить НДС при определенных условиях;

- упрощенным учетом.

Основными недостатками осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности является то, что индивидуальный предприниматель несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, а также то, что индивидуальный предприниматель может привлекать для ведения предпринимательской деятельности лишь членов семьи и близких родственников (супруг (супруга), родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки) [28].

Нужно иметь в виду, что после регистрации юридического лица можно продать свою долю в уставном фонде (акции, предприятие). Индивидуальный предприниматель может избавиться от бизнеса только путем ликвидации.

Для юридических лиц характерны следующие черты:

- более сложная и дорогая процедура регистрации;

- необходимость иметь офисное помещение и главного бухгалтера в штате (исключение - унитарное предприятия);

- возможность объединения капиталов нескольких лиц;

- по общему правилу, учредители не отвечают по обязательствам юридического лица;

- возможность осуществления процедуры банкротства (процедура равномерного распределения имущества между кредиторами юридического лица, неспособного полностью оплатить долги) [16].

Индивидуальный предприниматель «Карпикова Е.В» осуществляет свою деятельность на основании Устава, в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Место нахождения киоска: г.Минск, ул. Брестская д.17.

Предприятие осуществляет свою деятельность без образования юридического лица, имеет печать, штампы, расчетные счета в учреждениях банка.

Целью создания ИП является осуществление хозяйственной деятельности, направленной на извлечение прибыли.

Основным предметом деятельности предприятия является:

— организация розничной торговли;

— торговля широким ассортиментом товаров импульсного спроса;

— мелкорозничная торговля и т.д.

Источниками формирования имущества предприятия являются:

— денежные и материальные взносы;

— доходы от предпринимательской деятельности;

— иные источники, не запрещенные законодательством Республики Беларусь.

Основным обобщающим показателем финансовых результатов хозяйственной деятельности ИП является прибыль.

Прибыль, остающаяся у ИП после уплаты налогов и платежей в бюджет, бюджетные и внебюджетные фонды (чистая прибыль) поступает в полное распоряжение лица, владеющего данным киоском.

По месту нахождения предприятия ведется полная документация, в том числе:

— основные бухгалтерские документы:

-выписки учреждения банка по текущему (расчетному), валютному счетам и платежные поручения;

-счета-фактуры;

-акты закупки товаров, сырья, материалов;

-товарно-транспортные накладные ТТН-1 и товарные накладные на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей ТН-2;

-кассовые чеки с приложением копий товарных чеков;

-отрывные талоны, приходные и расходные кассовые ордера, квитанции к приходным кассовым ордерам.

— учетные документы:

-книга учета основных фондов;

-книга учета сырья и материалов;

-книга учета товаров;

-карточка лицевого счета;

-платежная ведомость;

-книга учета доходов.

Работать киоск начинает с 7.00 до 22.00 без обеда и без выходных.

Киоск оснащен портативным автономным кассовым суммирующим аппаратом МТТ-101Ф, холодильный шкаф Polair (Модель ШХ-0.5 ДС).

Обслуживаемый контингент павильона жители и гости города Минска.

Планировка киоска позволяет обеспечить рациональную организацию оперативных процессов. Площадь киоска разделена на торговую и неторговую площади. К торговой площади относятся:

— основная часть помещения, предназначенная для обслуживания покупателей;

— установочная площадь, на которой установлен холодильный шкаф;

— экспозиционная площадь, на которой находится вертикальное и горизонтальное торговое оборудование для выкладки и показа товара.

Требования к планировке торгового помещения соблюдены, т.е. есть рациональная планировка торгового оборудования, достаточная ширина прохода, хорошая просматриваемость товара и т.д.

К неторговым площади относится помещение где хранится товар и обслуживает покупателей продавец.

Эффективность использования торговой площади и оборудования киоска характеризуется рядом показателей:

· коэффициентом торговой площади (К):

,

Где - торговая площадь, равная 12 ,

– общая площадь, равная 16 .

Тогда = 0,75 или 75 %. Это значит, что торговая площадь исследуемого объекта занимает 75 % общей площади, что является эффективным для данного киоска.

· Коэффициент установочной площади ( ):

,

Где - установочная площадь, равная 2 .

Тогда = о,1(6) или приблизительно 17 %. Это значит, что установочная площадь исследуемого объекта занимает 17 % торговой площади, что является очень эффективным для данного объекта.

· Коэффициент экспозиционной площади ( ):

,

Где - экспозиционная площадь, равная 4,74 .

Тогда = 0,395 или 39,5%. Это значит, что экспозиционная площадь исследуемого объекта занимает 39, 5% торговой площади, что является очень эффективным для данного объекта.

Исходя из данных расчетов, можно сделать вывод, что и установочная, и экспозиционная, и торговая площади используются эффективно как хозяином объекта, так и покупателями, ведь площадь, предназначенная для обслуживания покупателей, занимает 43, 5% всей торговой площади.

В киоске используются активные методы продажи, благодаря которым создаются такие условия, чтобы у покупателей появился интерес и желание купить товар. К таким методам относят:

— наглядность выкладки;

— активность продавца;

— размещение товара по потребительским комплексам и т.д.

Так как индивидуальный предприниматель может привлекать для ведения предпринимательской деятельности лишь членов семьи и близких родственников, то постоянных работников в киоске 3.

2.2 Организация продажи ИП «Карпикова Е.В.»

Позиций товара в киоске немного (не более 5 - 10 артикулов по каждой из 5 - 6 групп: пиво, сигареты, шоколад, чипсы, лимонад, слабоалкогольные напитки), проблема конкуренции стоит не настолько остро, как в супермаркете.

Киоск ИП «Карпиковой Е.В.» продает такие продукты, как:

1. шоколад

2. батончики (Сникерс, Марс)

3. печенье

4. рулет

5. чай

6. кофе растворимое

7. кофе-стики|

8. жвачки|

9. чипсы

10. сухари

11. орешки

12. пиво стекло

13. пиво 1 л

14. пиво 2 л

15. минеральная вода, 0,5л|

16. минеральная вода, 1,5л|

17. напитки 0,5л|

18. напитки 1,5л|

19. соки 1л|

20. соки 0,5л|

21. соки 0,2л|

22. рыбка соленая

Продукция рассчитана на длительное хранение, что очень удобно как для продавца, так и для покупателя.

Данная продукция ориентированы на все возрастные категории.

Основной посетитель киоска – это человек с низким или средним уровнем дохода, поэтому представленная здесь продукция тоже относится к низкому или среднему ценовому сегменту. И если производить или экспортировать, скажем, дорогие вина или элитный шоколад, то эта продукция скорее найдет своего покупателя в престижном магазине известной торговой сети, а в ларьке она попросту не будет востребована. Кстати, о спросе. Немаловажной особенностью киоска является то, что реализуемый здесь продукт a priori должен быть известным и пользоваться определенной популярностью у населения. Поэтому, если на рынке вы и ваша продукция никому не известны, вам придется приложить немало труда, чтобы на этапе первоначального становления марки заинтересовать хозяев этих небольших, но все же очень выгодных торговых площадей. Вы должны их убедить, что покупатель, повинуясь бессознательному позыву, заглянув в его ларек, пренепременно купит именно ваш сок, пиво или минеральную воду.

Выбор поставщиков зависит от многих критериев. Например:

— Надежность доставки;

— Гарантии качества;

— Производственные мощности;

— Цены;

— Местоположение;

— Технический потенциал;

— Финансовое положение;

— Возможность компромиссов;

— Наличие информационной системы связи и обработки заказов;

— Послепродажный сервис;

— Репутация и роль в своей отрасли;

— Деловая инициативность;

— Управление и организация;

— Контроль процессов;

— Отношение к покупателю;

— Имидж;

— Оформление товара (упаковка);

— Трудовые отношения;

— Деловой опыт и история взаимоотношений;

— Вспомогательная литература и инструкции;

— Взаимность выгод и интересов.

Основными поставщиками исследуемого объекта являются:

-Фирма АВС, ОДО;

-Минский завод безалкогольных напитков, ЗАО;

-Олдвик, ЧП;

-Информторгсервис, ООО;

-Пивоваренная компания Сябар, ИЗАО;

-Криница, ОАО;

-Лидское пиво, ОАО;

-Борисовский консервный завод, МОУП;

-АкваТрайпл, CООО;

-Сожский родник, ООО;

-Дарида, ЧП;

-Чайно-кофейная компания, ООО;

-Маркетинг-Центр, ООО;

-Юконпром, СП ООО;

-«Мастер продукт», ООО;

-"Маркет Мастер", ООО и др.

При заключении договоров пользуются следующими документами: «Положение о поставках товаров в РБ», «Положением о порядке заключения договоров» и др.

Договоры заключаются в 2х экземплярах и подписываются обеими сторонами.

Структура договора: предмет договора, качество, условия поставки, цена, форма расчета, ответственность сторон, реквизиты сторон.

Содержание договора поставки. В договоре необходимо указать полное наименование поставщика и покупателя, дату, их почтовые и платёжные реквизиты, Ф.И.О и должности представителей сторон и ссылки на их полномочия, количество подлежащей поставки товаров, ассортимент товара указывается в спецификации, а также общий объём и частные сроки поставки. Обязательными условиями договора поставки являются: ассортимент, количество, качество, цена, сроки и порядок поставки, порядок расчёта.

Ассортиментная политика киоска предусматривает, где и каким товаром целесообразно торговать, чтобы наилучшим образом удовлетворить покупательский спрос. Формирование ассортимента товаров – это процесс набора групп, видов, разновидностей товара в соответствии со спросам населения и для его полного удовлетворения.

Формирование ассортимента товаров происходит в 3 стадии:

1. определяются группы продаваемых товаров с учётом принципов размещения розничной торговой сети;

2. определяется процентное соотношение между отдельными товарными группами;

3. определяется внутригрупповой ассортимент, т.е количество разновидностей товаров в приделах каждой группы. Виды товаров определяются по ассортиментным перечням, которые разрабатываются для каждого павильона в зависимости от типа и торговой площади.

Ассортиментный перечень разрабатывается с учётом торговой площади и особенности места нахождения.

Контроль за соблюдением перечней возложен на материально ответственное лицо.

В исследуемом ИП используется продажа товаров через прилавок. Она требует высокой активности продавца, затрачивается больше времени, ограничена самостоятельность покупателя при выборе товара.

Культуру обслуживания можно охарактеризовать по некоторым показателям:

* наличие в павильоне широкого и устойчивого ассортимента;

* применение прогрессивных методов продажи;

* представление дополнительных услуг;

* минимальные затраты времени на обслуживание покупателей;

* точное соблюдение установленного режима работы;

* широкое использование средств внутренней информации;

* высокая профессиональная квалификация работников;

* вежливое, внимательное отношение торгового персонала к покупателям;

* хорошее санитарное состояние павильона;

* соблюдение установленных правил продажи товаров.

3 Оценка эффективности мелкорозничной торговли и пути ее повышения

Любое предприятие торговли, начиная с овощного лотка на рынке и заканчивая фешенебельным бутиком, борется за внимание покупателя, следовательно, и за уровень продаж. Удачливые предприниматели давно поняли, что формула успеха — это не только качественный товар и приветливый персонал. В условиях жесткой конкуренции уже недостаточно просто выложить товар на полку и время от времени подносить его с мест хранения. Чтобы объект работал с прибылью, надо правильно представить товар покупателю.

Вопрос «Как продавать?» на сегодняшний день самый актуальный. Исследования подтверждают, что:

— 2/3 всех решений о покупке потребитель принимает в торговой точке;

— 9 из 10 покупателей принимают решение в пользу той или иной марки или упаковки непосредственно в торговом помещении;

— 30-40% покупателей, не нашедших желаемый продукт, выберут другой продукт той же группы, 20 прекратят этот продукт покупать, 40–50% покупателей купят в другом месте;

— покупатели оставляют на 13% больше денег в тех торговых точках, где выкладка и оформление продукции безупречны, т.к. в них легче найти и выбрать необходимое.

— приёмы акцентирования, например, по цвету, и учёт психологии потребителей поднимают доход в среднем на 25%.

Основными целями совершенствования мелкорозничной торговли или другой торговли являются:

- увеличение числа покупателей (в том числе постоянных) и количества приобретаемых ими товаров;

- ускорение оборачиваемости товаров;

- устранение излишних товарных запасов;

- увеличение розничного товарооборота.

Большинство принципов выкладки товара должны быть основаны на знании психологических или чисто физиологических свойств человека.

«FIFO» . Это аббревиатура от американского выражения «first in – first out», или «первым пришёл — первым ушёл». Ближе к покупателю должен оказаться тот товар, который вы хотите продать быстрее.

«Ценник». Иногда он оказывается главным фактором при выборе товара. Уже сам облик торгового объекта сигнализирует покупателю о ценах. Правда, некоторые торговые точки ориентируются на покупателей с разным уровнем дохода. В любом случае, покупателю просто необходим не намёк, а точное представление о цене продукта.

Типичная ошибка – ценник есть, но понять, к какому товару он относится, просто нереально. Неправильное расположение ценника, как и его отсутствие, недопустимы. Практика показывает, что покупатель, который не видит цену товара, скорее переведет свое внимание на другой товар, чем возьмет его. А это уже потеря прибыли!

«Объемное представление» . Я считаю, что чем больше товара одной марки представлено на стеллаже, тем больше шансов увеличить продажи. Следуя этой логике, чтобы продать партию чипсов, достаточно заполонить ими торговое помещение. Во-первых, покупатели будут думать, что эти чипсы пользуются успехом. Во-вторых, стоят «смешные» деньги.

«Лицом к покупателю» . Увидев упаковку, покупатель получает о товаре информацию и принимает решение о его приобретении. Даже яркую коробку бывает сложно отыскать на стеллаже, где пестрят плоды дизайнерского творчества. Поэтому я советую размещать товар фронтально. Не стоит оставлять одни торцы упаковок в надежде, что сообразительный покупатель додумается перевернуть коробку и прочитать название. Он станет разыскивать товар только если покупатель – от природы очень упрямый человек и никуда не спешит; ему очень нужен именно этот товар; товар подходит по своим свойствам (например, по цене).

«Совместимость» . Товары, которые располагаются рядом, должны совпадать по имиджу и потреблению. Незнание покупательской психологии сказываются на экономических показателях.

«Льготное влияние» . Это правило еще известно как «принцип локомотива». Суть его в том, что рядом с раскрученной маркой выкладывают товар «попроще». Взгляд покупателя обязательно захватит лидера, а вместе с ним – и менее известных соседей. Главное не переусердствовать, так как неудачное окружение может плохо сказаться на имидже даже самой популярной марки.

«Обратные часы». Специалисты утверждают, что покупатели двигаются против часовой стрелки и советуют учитывать эту психологическую особенность человека при зонировании торгового помещения. Так, например, в нашем случае узел расчета можно оборудовать левее своего нынешнего месторасположения.

«Золотая полка». Замечено, что покупатели обделяют своим вниманием нижние и верхние полки стеллажей. Поскольку средняя полка находится примерно на уровне глаз, взгляд падает именно на нее. Таким образом товар оказывается в привилегированном положении. Верхнюю полку я предлагаю отводить под дорогой товар хорошего качества, но с низкой оборачиваемостью. А нижнюю полку — самое неудачное место — будет занимать товар, который редко находит своего покупателя. Эту проблему можно решить по-разному. Так, например, на нижних полках можно разместить товарные запасы или крупные упаковки, целые блоки например, упаковки с сухими завтраками и т.д.

Правилу «золотой полки» созвучно «правило вытянутой руки». Никому не надо объяснять, что хорошо продается то, что можно легко достать.

Как говорилось ранее, в 2008 году Республиканское общественное объединение «Перспектива» обратилась к Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь в связи с появившимся сообщением о принятии властного решения о ликвидации всех киосков на остановочных пунктах общественного транспорта в городе Минске. Это сообщение вызвало большой резонанс и тревогу как среди индивидуальных предпринимателей, так и в обществе. Предприниматели вложили в существующие остановочные пункты большие денежные средства, мобилизовали человеческие ресурсы и продолжают обеспечивать на этих остановочных пунктах санитарный и общественный порядок.

Местные чиновники не обращают внимания на заброшенные остановочные пункты (где нет киосков) с проржавевшими навесами, ветхие заборы, обшарпанные дома, грязные подъезды, лифтов и т.д. Простой осмотр остановок с киосками убеждает, что они содержатся в образцовом порядке и чистоте. Предприниматели обеспечивают освещение на остановках в темное время суток. На них ежедневно проводится уборка и вывоз мусора, снега и льда. Каждый год весной они в обязательном порядке красятся владельцами. Остановки украшаются к праздникам и т.д. На прилегающей к остановкам территории поддерживается необходимый уровень общественного порядка и безопасности. Меньше совершается правонарушений, поскольку на остановке всегда есть человек – продавец в киоске. У него всегда есть мобильный телефон. Таким образом, местные бюджеты за счет ИП экономят деньги. В ситуации резкого повышения расходов на энергоресурсы, на ЖКУ, эти деньги высвобождаются на социальные нужды.

Киоски, в которых работают индивидуальные предприниматели, являются важнейшими социальными объектами на территории районов. Граждане не только не жалуются на работу киосков, но благодарны ИП за то, что они делают. Людям удобно, когда с 7.00 утра можно купить любую столько полезную дома мелочь, от шнурков до шампуня, от носков до зубной щетки и пены для бритья. В остальных магазинах – они открываются в 9 или даже в 10 утра - не все и не сразу найдешь. Ехать в ГУМ или ЦУМ далеко и неудобно, а имеющиеся не в каждом продовольственном магазине штучные отделы, заполнены, в основном сковородками и кастрюлями. Они не могут похвастаться таким разнообразием мелкотоварного ассортимента.

Так, мною был проведен небольшой социальный опрос населения моего района, состоящий из такого вопроса: чем для Вас были удобны киоски, которые находились на остановочных пунктах?

Ответы населения:

«Они удовлетворяют спрос большинства населения нашего города. Тем более, что магазины продают товар на порядок выше по стоимости, а мы просто не в состоянии его купить там».

«При покупке товара в киоске отсутствует очередь. Здесь широкий ассортимент. Без киоска на остановке мне очень плохо».

«Не всегда по дороге на работу можно найти торговую точку, работающую с 6.30 или в 10.00».

«Магазины расположены не всегда по маршруту следования, и в них не всегда есть нужный товар. В данном случае киоск на остановке универсален и при его отсутствии государство несет, я думаю, финансовые потери. Лично я — за киоски. Хоть какая-то радость в жизни есть и ту отобрали! Протестую!».

«Люблю попить пива, но в магазин ходить далеко. Очень устраивает киоск на остановке».

«Работаю на заводе МАЗ, и смена начинается в 7.00. Я в ларьке могу купить самое необходимое: сигареты, кофе, батарейки, ребенку сладкое и т.д.».

«Стоять в очередях в магазинах из-за пачки чипсов перед работой не очень удобно. В киоске есть выбор сигарет, которого нет в магазинах. Большая просьба — ВЕРНИТЕ КИОСКИ!».

«Можно было купить любую мелочь, которая была необходима, а теперь за ней же приходится ходить в гипермаркет!»

Киоски в составе остановочных комплексов удовлетворяют импульсный спрос. Их преимущество заключается в так называемой шаговой доступности и легкости покупки именно мелкого, но очень нужного, товара. Люди могут купить мелкий товар в процессе переезда граждан на общественном транспорте. Это экономит время и часто ресурсы, поскольку товары в киосках часто дешевле магазинных.

Исходя из вышеперечисленных аргументов, я предлагаю вернуть киоски на те остановочные пункты, откуда они были демонтированы.

Кроме того, следует также учитывать, что более 50 % товаров, реализуемых потребителям в киосках, это товары, произведенные в Республике Беларусь. Для отечественного товара возможность быть выставленным в киоске – это самый простой, надежный и быстрый путь к покупателю. Для отечественной экономики – это надежная, по-настоящему народная поддержка снизу.

Также можно применить такой метод улучшения продажи через мелкорозничную сеть, как продажа товаров со скидкой . Продажа товаров определенной торговой марки со скидкой может быть приурочена к праздничным датам или к проведению фирмой-изготовителем рекламной кампании. Одной из форм предоставления скидки является предложение покупателю дополнительного количества товара по прежней цене или предложение купить в одной упаковке, например, три единицы товара по цене двух и т.п. Возможно предоставление покупателю права приобретения со скидкой какого-либо товара при приобретении другого.

Существуют также скидки с определенной суммы покупки: чем больше стоимость приобретенных товаров, тем выше скидка. Например, правом получения скидок могут пользоваться постоянные покупатели киоска.

Продажа товаров по сниженным ценам . Продажа товаров по сниженным ценам — один из способов уменьшения товарных запасов, например, при образовании их излишков.

Проведение лотерей . Наиболее часто организаторами таких лотерей выступают фирмы-производители. При этом разыгрываются сами товары или сувениры с фирменной символикой. В лотерее могут участвовать либо все посетители, либо только те из них, кто сделал покупку любого или определенного товара. Так, например, можно провести лотерею на чай: «КУПИТЕ ЧАЙ «ХХХХХ» — ПОЛУЧИТЕ КРУЖКУ В ПОДАРОК!»

Предоставление образцов товаров . Этот метод стимулирования продажи позволяет покупателям познакомиться с новыми товарами или товарами еще не известных им торговых марок.

Для осуществления поставленных целей мелкорозничной сети необходимо использовать один из наиболее действенных методов стимулирования продажи товаров, как рекламная деятельность .

Реклама – всегда информация, а информация- не всегда реклама. Реклама, с одной стороны, доводит до потребителей сведения, необходимые для покупки и использования товаров. С другой, сочетая свою информационность с убедительностью и внушением, оказывает на человека эмоционально- психологическое воздействие. Из этого можно заключить, что сама по себе реклама- одновременно и работа и искусство. Торговая реклама должна способствовать повышению качества торгового обслуживания покупателей. При помощи рекламы покупатели быстрее находят необходимые им товары, приобретают их с наибольшими удобствами и наименьшей затратой времени. При этом ускоряется реализация товаров, повышается эффективность труда торгового персонала, снижаются расходы. Не менее важна информация для населения об отдельных торговых предприятиях, услугах, которые они предлагают, времени работы, методах продажи, специфических особенностях их деятельности. Торговой рекламе должны быть присущи черты добросовестной рекламы, такие, как правдивость, конкретность, целенаправленность, гуманность и компетентность.

Одной из разновидностью рекламы является плакатно-графическая реклама. К этому виду рекламы относят плакаты, щиты, афиши. Особенностью плакатно графической рекламы является сочетание художественного изображения рекламируемого объекта с рекламным текстом. Основным средством этого вида торговой рекламы является плакаты, вывешиваемые на улицах, в местах массового отдыха людей, в городском транспорте. Рекламные щиты устанавливаются на площадях, перекрестках городских улиц, на стенах домом, вдоль автострад. На ряду с текстом они могут содержать рисунки схемы. Основное требование при оформление щитов плоскость, краткость, ясность текстов о рекламируемых объектах. Афиша содержит только рекламный текст. Размер афиши зависит от объема рекламного текста. Средства плакатнографической рекламы размещают так же в залах предприятий общественного питания, где они являются важным элементом оформления интерьеров, витрин.

Еще одним способом рекламы является световая реклама. К средствам световой рекламы относятся вывески, световые панно, газеты и транспаранты устанавливаемые на крышах домов или на специальных стендах в местах сосредоточения людей. Световая реклама выполняет двойную функцию: она украшает улицы и площади городов в вечернее время и информирует покупателей о место нахождении объекта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мелкорозничная торговая сеть обладает большой гибкостью, возможностью быстрого развертывания и максимального приближения к населению, не требует больших затрат при сооружении и эксплуатации. Она дополняет сеть магазинов в период сезонной торговли овощами, фруктами, цветами, напитками. Как самостоятельная сеть павильоны, палатки, киоски, ларьки используются для торговли табачными, кондитерскими изделиями, книжной, журнальной продукцией, газетами, мороженым.

Мелкорозничная торговля – разновидность розничной торговли, связанная с реализацией товаров, не требующих особых условий продажи, через объекты мелкорозничной сети.

К объектам стационарной мелкорозничной торговой сети относятся:

1) павильоны;

2) палатки;

3) киоски;

4) остановочные модули с местами для торговли;

5.) торговые автоматы;

6.) иные аналогично обустроенные и приспособленные места.

Под передвижными средствами развозной и разносной торговли подразумеваются:

1) автолавки;

2) фургоны;

3) тележки;

4) лотки;

5) корзины;

6) иные сборно-разборные конструкции и специальные приспособления.

Основными целями совершенствования мелкорозничной торговли или другой торговли являются:

- увеличение числа покупателей (в том числе постоянных) и количества приобретаемых ими товаров;

- ускорение оборачиваемости товаров;

- устранение излишних товарных запасов;

- увеличение розничного товарооборота.

Для осуществления поставленных целей необходимо усовершенствовать мелкорозничную торговлю путем:

— замены способов выкладки товара в зависимости от психологических или чисто физиологических свойств человека;

— изменения внешнего вида ценников;

— продажи товаров со скидкой;

— продажи товаров по сниженным ценам;

— ведения различных способов рекламной деятельности и т.д.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Валевич Р. П., Давыдова Г. А. «Экономика торгового предприятия», Мн 1996.

2. Горячко В. И. Анализ и планирование показателей розничного товарооборота: Текст лекций для студентов всех специальностей и слушателей, 1997.

3. Гражданский Кодекс Республики Беларусь // Национальный интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pravo.by/WEBNPA/text.asp?RN=hk9800218.

4. Григоренко С. Проблемы гражданско-правового статуса индивидуального предпринимателя.//Хозяйство и право,2002.

5. Для подготовки данной курсовой работы были использованы материалы с сайта http://www.referat.ru/.

6. Евсеенко Т. Вендинг – бизнес без человеческого фактора / Т. Евсеенко // Торговая газета №35 (694) 17 сентября 2009.

7. Журнал «Бизнес для всех» №15(307) от 13.07.2000 «Предпринимательство в зеркале статистики».

8. Закон о вендинге // официальный сайт ООО "Сиба-Вендинг" [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vending.na.by/?Zakon_o_vendinge.

9. Закон о предпринимательстве в Республике Беларусь: закон Республики Беларусь от 28 мая 1991 г. № 813-XІІ с изменениями и дополнениями // веб-сайт "Бизнес-альтернатива для женщин" [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://businesw.iatp.by/law/Law/Z_o_pred.htm.

10. Инструкция по обслуживанию изотермических емкостей, предназначенных для продажи безалкогольных напитков, квасов и пива в розлив // сайт нормативных актов. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.budinfo.org.ua/type/Типовая_инструкция_2.

11. Комитет по драгоценным металлам и драгоценным камням при Совете Министров Республики Беларусь // Правовой портал. Законодательство Республики Беларусь под общей редакцией Валерия Левоневского [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org/bazaby/org255/index.htm.

12. Конституция Республики Беларусь 1994 года: с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. – 2-у издание. – Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2007. – 64 с.

13. Красова О. С. Что такое розничная торговля / О. С. Красова // Розничный рынок: порядок организации и деятельности / книга [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fictionbook.ru/author/olga_krasova/roznichniyyi_riynok_poryadok_organizacii/ .

14. Маслова Е. В. Теоретические основы организации розничной торговли // теоретический интернет-журнал Nota Bene [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nbene.narod.ru/comm/fcomm32.htm.

15. Министерства здравоохранения Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minzdrav.by/.

16. О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности: указ Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 г. № 285 с изменениями и дополнениями // Национальный интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pravo.by/webnpa/text.asp?RN=P30500285.

17. О правилах работы мелкорозничной торговой сети на территории Республики Беларусь: Приказ Министерства торговли Республики Беларусь от 24 марта 1993г. № 19 // сайт Министерства торговли Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mintorg.gov.by/index.php?option=com_content&task=blogcategory&id=33&Itemid=67.

18. О торговле: Закон Республики Беларусь от 28 июля 2003 г. № 231-З // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pravo.by/webnpa/text.asp?RN=h10300231.

19. Об упорядочении мелкорозничной торговли на территории г. Минска: решение Минского городского исполнительного комитета от 15 июня 1999 г. N 569 // Правовой портал. Законодательство Республики Беларусь под общей редакцией Валерия Левоневского [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pravo.kulichki.com/zak/mest/mes02635.htm.

20. Обращение РОО «Перспектива» в палату представителей национального собрания Республики Беларусь № 3 от 03.03.2008 года // Официальный сайт Республиканского общественного объединения «Перспектива» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.perspektyva.org/news/appeal/609.html.

21. Открываем бизнес в Беларуси // сайт юридической группы «Verdict» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.startbiz.by/open-biz/.

22. Реклама в торговле // сайт Рефераты, сочинения, библиотека, курсовые, психология, история, философия, доклады, медицина, маркетинг, диплом, экономика, литература, менеджмент, социология, химия, физика, культурология, политология, информатика, биология, география [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mabico.ru/referats/006250-1.html.

23. Рекомендации об отнесении торговых объектов к различным форматам: письмо Министерства торговли Республики Беларусь от 1 декабря 2004 г. № 07-09/425 // База данных по законодательству Беларуси на русском языке [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bankzakonov.com/obsch/razdel169/time1/lavz0092.htm.

24. Санитарные правила и нормы // сайт Министерства торговли Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mintorg.gov.by/index.php?option=com_content&task=view&id=116&Itemid=221.

24. Санитарные требования к объектам мелкорозничной сети // Официальный веб-сайт Гомельского городского исполнительного комитета [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gorod.gomel.by/Economic/santrebovania.aspx.

26. Свободная энциклопедия «Викисловарь» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wiktionary.org/wiki/Заглавная_страница .

27. Соловьев А.А. Предприниматель без образования юридического лица,2001.

28. Частный бизнес в Республике Беларусь // сайт регистрации, ликвидации, учета и ведения бизнеса индивидуальными предпринимателями [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://business.iatp.by/uchkassa.html.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

5

1

ПЛАНИРОВКА КИОСКА
2

2

2

2

3

4

1 – главный вход;

2 – застекленные стеллажи для показа товара;

3 узел расчета;

4 – холодильный шкаф для продажи холодных напитков;