Оптимизация методики изучения техники коньковых ходов
В.А. Воеводкин Кандидат педагогических наук А.Ю. Кейно, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, Тамбов
В настоящее время у представителей лыжных видов спорта и любителей зимних прогулок большой популярностью пользуются коньковые лыжные ходы. Быстро освоить динамичные и скоростные способы передвижения на лыжах хотят многие молодые спортсмены и энтузиасты лыжных прогулок. Однако без большой тренировочной работы добиться успеха в освоении техники коньковых ходов довольно сложно. В то же время школьная программа по физической культуре предполагает многолетнюю лыжную подготовку, где в процессе учебно- тренировочных занятий закладывается база для дальнейшего физического развития учащихся.
Цель нашего исследования - экспериментально обосновать эффективность ускоренной методики обучения технике коньковых ходов.
В исследовании участвовали студенты Института физической культуры ТГУ им. Г.Р. Державина г. Тамбова, прошедшие базовый школьный курс по лыжной подготовке.
1-я группа - экспериментальная - была сформирована из студентов 1-го курса (12 человек). Объем занятий составил 36 ч.
2 группа - контрольная - включала студентов 2-го курса (12 человек), которые год назад прошли курс лыжной подготовки (36 ч), включавший классические ходы и элементы горнолыжной техники. На 2-м курсе студенты в основном изучали полуконьковый и коньковые ходы (36 ч).
В экспериментальной группе учебный процесс на уроках лыжной подготовки был спланирован по программе 2-го курса с добавлением элементов горнолыжной техники.
До начала обучения и по его завершении в экспериментальной и контрольной группах были проведены киносъемки техники полуконькового и одновременного двухшажного конькового ходов. На кинограммах первой киносъемки были выявлены ошибки в выполнении техники:
1. В работе ног:
- неполное перемещение массы тела с одной ноги на другую;
- неустойчивое равновесие в фазе скольжения на одной лыже;
- незаконченный толчок ногой;
- резкие движения маховой ногой при подтягивании ее к опорной;
- преждевременная постановка лыжи на внутренний кант, что ограничивает использование скользящей поверхности лыжи;
- слабое подседание на опорной ноге при выполнении отталкивания (в полуконьковом ходе).
2. В работе рук и согласованности движений:
- отсутствие правильной согласованности работы рук с движениями ногами;
- незаконченный толчок руками (в основном в экспериментальной группе).
3. В движении туловища:
- недостаточный наклон туловища при отталкивании руками;
- резкое выпрямление после окончания толчка руками.
Таблица 1. Протокол контрольного тестирования экономичности техники
Контрольная группа
|
№
|
Ф.И.О.
|
Результат на 300 м
|
Ср. скорость, м/с
|
Средняя - ЧСС, уд/мин
|
Пульсовая стоимость, уд/м
|
1
|
Ро-в
|
1.02,9
|
4,769
|
189
|
0,660
|
2
|
Во-в
|
1.03,7
|
4,709
|
188
|
0,665
|
3
|
Ко-в
|
1.04,8
|
4,629
|
184
|
0,662
|
4
|
Фи-в
|
1.06,1
|
4,538
|
182
|
0,668
|
5
|
Ха-в
|
1.07,4
|
4,451
|
179
|
0,670
|
6
|
Са-в
|
1.07,7
|
4,431
|
187
|
0,703
|
7
|
Ка-в
|
1.08,6
|
4,373
|
181
|
0,690
|
8
|
Ус-в
|
1.10,0
|
4,285
|
183
|
0,711
|
9
|
Ма - в
|
1.11,6
|
4,189
|
176
|
0,700
|
10
|
Шу-в
|
1.11,9
|
4,172
|
180
|
0,719
|
11
|
Со-в
|
1.13,0
|
4,109
|
174
|
0,705
|
12
|
Та - в
|
1.13,8
|
4,065
|
176
|
0,721
|
М= 1.08,4
|
4,393
|
182
|
0,689
|
1
|
Му-н
|
1.03,2
|
4,746
|
192
|
0,674
|
2
|
Гр-н
|
1.05,3
|
4,594
|
185
|
0,671
|
3
|
Бы - в
|
1.06,4
|
4,518
|
188
|
0,693
|
4
|
Ск-х
|
1.06,7
|
4,497
|
183
|
0,678
|
5
|
Ко-в
|
1.07,5
|
4,444
|
189
|
0,708
|
6
|
Ст-в
|
1.08,4
|
4,385
|
180
|
0,684
|
7
|
Ко-в
|
1.09,8
|
4,297
|
182
|
0,705
|
8
|
Гу-в
|
1. 10,5
|
4,255
|
187
|
0,732
|
9
|
Кн-в
|
1. 12,0
|
4,166
|
178
|
0,728
|
10
|
Ку-в
|
1. 12,1
|
4,160
|
181
|
0,725
|
11
|
Пу-н
|
1. 13,5
|
4,081
|
177
|
0,723
|
12
|
Ми - в
|
1. 14,0
|
4,054
|
178
|
0,731
|
М= 1.09,1
|
4,349
|
183
|
0,704
|
Таблица 2. Результаты исследования экономичности техники в контрольной (n = 12) и экспериментальной (n = 12) группах
№ п/п
|
Показатели, М
|
Контрольная группа
|
Мо
|
Экспериментальная группа
|
Мо
|
t
|
Р
|
1
|
Результат на отрезке 300 м, мин
|
1.09
|
1.08
|
1.08
|
1.09,1
|
0,46
|
>0,05
|
2
|
Скорость на отрезке, м/с
|
4,35
|
4,42
|
4,39
|
4,32
|
0,48
|
>0,05
|
3
|
Пульсовая стоимость, уд/м
|
0,70
|
0,69
|
0,69
|
0,74
|
1,88
|
>0,05
|
4
|
Средняя ЧСС, уд/мин
|
183
|
181,5
|
182
|
182,5
|
0,51
|
>0,05
|
Экономичность техники лыжных ходов мы определяли по методике Т.И. Раменской (2000). Испытуемые проходили 300-метровый контрольный отрезок одновременным двухшажным коньковым ходом. На финише фиксировалось время прохождения дистанции и ЧСС (табл. 1). Экономичность техники мы определяли по пульсовой стоимости по формуле:
ПС = ЧСС, V*60
где ЧСС - средняя частота сердечных сокращений на дистанции, V - скорость передвижения (м/с).
Результаты исследования.
1. Качество освоения основ техники полуконькового и одновременного двухшажного конькового ходов в экспериментальной и контрольной группах примерно одинаковое. Это подтверждено результатами второй киносъемки. Однако для них характерны типичные ошибки:
- преждевременная постановка лыжи на внутренний кант, что ограничиваетиспользование скользящей поверхности лыжи;
- неустойчивое равновесие в фазе скольжения на одной лыже;
- недостаточный наклон туловища при отталкивании палками.
Названные ошибки могут быть устранены в процессе совершенствования техники.
2. Показатели экономичности техники экспериментальной и контрольной групп существенно не отличаются (табл. 2).
|