Главная              Рефераты - Культура

Дымковская игрушка - реферат

Дымковская игруш ка

В 1811 году генерал – майор Н.З.Хитров, зять прославленного полководца М.И.Кутузова, состоявший «при особе государя» был внезапно «удалён на Вятку».

В Вятке генерал – майору довелось стать свидетелем удивительного события, чисто местного, вятского народного праздника, называвшегося тогда свистопляской, а позже (примерно с 1890 года), да и теперь свистуньей.

В 1811 году праздник свистопляска разделялся ещё на две не похожие друг на друга части. С утра в ветхой часовенке у горных валов поминали предков. А «остальная часть сего достопамятного дня» посвящалась увеселениям: «народ собирается с небольшими свистульками и целый день свищет, ходя по улице». И «продаются на тех местах куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные».

Свистунья.

Дешёвые глиняные игрушки изготавливались, главным образом, в осеннее – зимнее время и в начале весны, когда велась длительная подготовка к большой весенней ярмарке «Свистунье». Эта традиционная народная ярмарка ежегодно проходила в Вятке в мае месяце и представляла собой необычайно живописную картину: весеннее солнце, яркая зелень, музыка и всюду в платках, на возах и в особых лубяных коробах множество расписных и раззолоченных игрушек, фигурных пряников, орехов и всяких сладостей. Отличительной чертой этого праздника-торга был свист, отчего и сама ярмарка получила название «Свистунья», а ранее – «Свистопляска». Все посетители ярмарки от мала до велика считали своим долгом посвистеть в берестяную дудку или глиняную свистульку. Свистульки делались в виде фигурки уточки, коня, барана, всадника на коне и т.д.

Возникновение промысла.

Игрушечный промысел в Вятке, видимо, возник в глубокой древности. Многие исследователи связывают изготовление глиняных свистулек с вятским весенним праздником «свистопляской», имеющим языческие корни и посвященном солнцу. Участники праздника свистели в глиняные игрушки и перекидывались расписными глиняными шариками. Культовое значение праздника давно было утрачено, но сам ритуал сохранялся до начала 20 века.

В середине 19 века под влиянием городского быта и фарфоровой пластики в дымковском промысле складывается свой стиль. Если зооморфные свистульки, связанные с языческим ритуалом, еще длительное время сохраняли архаичные черты, то другие изделия превратились в подобие фарфоровых статуэток: барышни в платьях с кринолинами, дамы в пелеринах с зонтиками, кавалеры, солдаты. К концу 19 в. производство глиняных игрушек было полностью вытеснено более дешевыми и технологичными гипсовыми отливками, подражавшими фарфоровым изделиям.

Глина и гипс.

В первой половине 19 века дымковская игрушка главным товаром на свистунье и ходко раскупалась на других ярмарках и базарах, порой далеко за пределами Вятской губернии.

Но в скоре у вятской глины появился очень опасный конкурент – вятский гипс.

На свистопляске «в недавнее время стали появляться гипсовые, лепные и литые статуэтки…» (1858 год).

А что такое вятский гипс?

Это главным образом, - мещанские, часто скопированные с заграничных, западных мещанских же образов, космополитическая скульптура.

Глиняная игрушка лепится на глаз, без образца. И раскрашивается тоже на глаз и тоже без образца. Каждый экземпляр приходится изготовлять заново и словно впервые, творчески, как бы глубоко традиционен он ни был.

А при изготовлении гипсовых статуэток можно в одной форме последовательно отлить тысячу и более экземпляров, чисто механически производя их. И раскраска по образцу порой, при известной сноровке, уже не требовала творческого отношения.

Особенности производства дымковской игрушки