Главная              Рефераты - Культура

по Культорологии 3 - контрольная работа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования

«СОЛИКАМСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

_____________________________________________________

Контрольная работа

Дисциплина: Культурология

г. Соликамск 2009 г.

Содержание

1. Конспект по теме «Музыкальное искусство и его виды»………………………3

2. Жизнь и творчество М.И. Глинки………………………………………………..6

3. Глоссарий по теме «Изобразительное искусство»……………………................8

Список использованной литературы………………………………………………..10

1. Конспект по теме «Музыкальное искусство и его виды»

Ансамблевое музицирование. С картины

художника Копфа. 1675 год.

Музыка - (от греч. musike - букв. - искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки.

Музыка искусство, закрепляющее и развивающее возможности невербального звукового общения, связанного с человеческой речью. Музыка на основе обобщения и обработки интонаций человеческой речи вырабатывает свой язык. Основа музыки — интонация. Структура музыки — ритм и гармония, в своем соединении дающие мелодию. Знаковую, смыслообразующую роль в музыке играют также громкость, тембр, темп, ритм, лад, метр, гармония, полифония, инструментовка и другие элементы. Из этих знаков складывается музыкальная фраза, музыкальный образ, а их система образует музыкальный текст. Язык музыки — иерархия уровней: отдельных звуков, звукосочетаний, аккордов. Важнейшие элементы и выразительные средства музыкального языка — мелодико-интонационный строй, композиция, гармония, оркестровка, ритм, тембр, динамика.

Музыка в звуковых образах обобщенно выражает существенные процессы жизни. Эмоциональное переживание и окрашенная чувством идея, выражаемые через звуки особого рода, в основе которых лежат интонации человеческой речи - такова природа музыкального образа.

Музыка возникла на низших ступенях общественного развития, выполняя преимущественно утилитарную роль – ритуальную, ритмическую в трудовой деятельности, способствуя при этом объединению людей в едином процессе.

В дальнейшем музыка стала неразрывно связана с литературой. Поэтические произведения – сказы, баллады и пр. интонировались мелодией, напевались. Музыка находилась и в синтезе с танцем.

Музыка создает звуки особого свойства, которых нет в природе и которые не существуют вне музыки. Музыкальный звук имеет интонационную природу. Первым музыкальным инструментом был голос. Основа музыки – ритм и гармония, в своем соединении дающая мелодию. В отличие от всех видов изобразительного и словесного искусств, музыка не воспроизводит видимых картин мира и лишена смысловой конкретности. Видимо, поэтому ее можно считать подлинно общечеловеческим, универсальным "языком", не требующим перевода.

По сравнению с произведениями всех видов пространственных искусств, музыкальные творения практически не уничтожаемы, ибо, если не считать их далеко не обязательной нотной записи, они существуют не в материальной, предметной, а в идеальной форме. Их нельзя пощупать, подделать, как это случается с картинами и скульптурами, хотя и можно украсть, дав свое авторство чужому произведению.

В отличие от изобразительного искусства в музыке играют огромную роль другие искусствоведческие категории - интерпретация и исполнительство. По существу, у виртуозно исполненного музыкального произведения не один, как в живописи, а несколько "авторов", если считать композитора, исполнителя (или исполнителей), а также возможности используемых инструментов.

В музыкальном творчестве, если иметь в виду и его исполнительскую сторону, больше, чем в других видах первоначальных искусств, присутствует коллективность. Вот почему понятие фольклора ассоциируется, прежде всего, с музыкой, песней и стихами, также связанными с музыкальным началом.

Принято разделение музыки на светскую и духовную. Основная область духовной музыки - культовая. С европейской культовой музыкой (обычно называемой церковной) связано развитие европейской музыкальной теории нотного письма, музыкальной педагогики.

По исполнительским средствам музыка подразделяется на:

- вокальную (пение)

Песня – род словесно-музыкального искусства; жанр вокальной музыки (народной и профессиональной). Музыкальная форма песни, как и ее поэтическая форма, обычно куплетная или строфическая.

Классификация песен:

o по содержанию — лирические, патриотические, сатирические и т.п.;

o по социальной функции — обрядовые, бытовые, военно-строевые и т. п.;

o по исполнительному составу — сольные, хоровые, с инструментальным сопровождением и без него.

В конце 19 — начале 20 веков произошло разделение песни на профессионально-академическую и, так называемую, популярную (в т. ч. эстрадную и массовую). Песней иногда называют инструментальное произведение певучего характера.

-инструментальную

-вокально-инструментальную.

Музыка нередко соединяется с хореографией, театральным искусством, кино. Различают музыку одноголосную (монодия) и многоголосную (гомофония, полифония). Музыка подразделяется:

- на роды и виды - театральная (опера, и т. п.), симфоническая, камерная и др.;

- на жанры - песня, хорал, танец, марш, симфония, сюита, соната и др.

Музыкальным произведениям свойственны определенные, относительно устойчивые типичные структуры. Музыка использует, в качестве средства воплощения действительности и человеческих чувств, звуковые образы.


Страница нотной рукописи 13 века из

библиотеки города Монпелье. Франция.

2. Жизнь и творчество М.И. Глинки

Глинка Михаил Иванович родился 20 мая 1804 года в селе Новоспасское Смоленской губернии, русский композитор, родоначальник русской классической музыки. Автор опер «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836) и «Руслан и Людмила» (1842), которые положили начало двум направлениям русской оперы — народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине.
Русский композитор Михаил Симфонические сочинения: «Камаринская» (1848), «Испанские Иванович Глинка. увертюры» («Арагонская хота», 1845, и «Ночь в Мадриде», 1851), заложили основы русского симфонизма. Глинка М.И. стал первым классиком русского романса. «Патриотическая песня» Глинки стала музыкальной основой государственного гимна Российской Федерации (1991-2000г.г.). Учреждены Глинкинские премии (1884-1917г.г.), Государственная премия РСФСР имени Глинки (в 1965-90); проводится конкурс вокалистов имени Глинки (с 1960 г.).

Глинка родился в семье смоленских помещиков И. Н. и Е. А. Глинок. Начальное образование получил дома. Слушая пение крепостных крестьян и звоны колоколов местной церкви, рано проявил тягу к музыке.

В 1818 году Глинка поступил в Петербурге в Благородный пансион при Главном Педагогическом институте. Параллельно с учебой Глинка брал уроки игры на фортепиано. Закончил пансион в 1822 году.

После окончания пансиона Глинка не сразу поступил на службу. В 1823 году он поехал лечиться на Кавказские минеральные воды, затем отправился в Новоспасское, где иногда «сам управлял оркестром дяди, играя на скрипке», тогда же начал сочинять оркестровую музыку. В 1824 году был зачислен на службу помощником секретаря Главного управления путей сообщения (ушел в отставку в июне 1828 году). Основное место в его творчестве занимали романсы.

Весной 1830 году Глинка отправился в длительное заграничное путешествие, целью которого было как лечение (на водах Германии и в теплом климате Италии), так и знакомство с западноевропейским искусством.

Возвратившись в Россию, Глинка поселился в Петербурге. Посещая вечера у поэта Жуковского, он познакомился с Гоголем, П. А. Вяземским, В. Ф. Одоевским и др. Композитор увлекся идеей, поданной Жуковским, написать оперу на сюжет об Иване Сусанине, о ком он узнал еще в юности, прочитав «Думу» К. Ф. Рылеева. Премьера сочинения, названного по настоянию дирекции театров «Жизнь за царя», 27 января I836 года стала днем рождения русской героико-патриотической оперы. Вскоре после премьеры Глинка был назначен руководителем Придворной певческой капеллы.

В 1835 году Глинка женился на М. П. Ивановой. Этот брак оказался крайне неудачным и омрачил жизнь композитора на многие годы. Впоследствии он переселился в дом братьев из-за невыносимой домашней атмосферы.

Еще в 1837 году Глинка вел беседы с Пушкиным о создании оперы на сюжет «Руслана и Людмилы». В 1838 году началась работа над сочинением, премьера которого состоялась 27 ноября 1842 года в Петербурге.

В 1838 году Глинка познакомился с Екатериной Керн, дочерью героини известного пушкинского стихотворения, и посвятил ей свои вдохновеннейшие произведения: «Вальс-фантазию» (1839) и дивный романс на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье» (1840).

В мае 1845 года Глинка отправился в Испанию, где пробыл до середины 1847 года. Испанские впечатления легли в основу двух блестящих оркестровых пьес: «Арагонской хоты» (1845) и «Воспоминаний о летней ночи в Мадриде». В 1848 композитор провел несколько месяцев в Варшаве, где была написана «Камаринская» — сочинение, о котором П. И. Чайковский заметил, что в ней, «как дуб в желуде, заключена вся русская симфоническая музыка».

Зиму 1851-1852 годов Глинка провел в Петербурге, где сблизился с группой молодых деятелей культуры, а в 1855 году произошло его знакомство с М. А. Балакиревым, ставшим позже главой «Новой русской школы» (или «Могучей кучки »), творчески развившей традиции, заложенные Глинкой.

В 1852 году композитор вновь уехал на несколько месяцев в Париж, с 1856 года жил в Берлине, где скончался в феврале 1857 года и был похоронен на лютеранском кладбище. В мае того же года его прах был перевезен в Петербург и погребен на кладбище Александро-Невской лавры.

Все дальнейшие поколения русских музыкантов считали его своим учителем, а для многих толчком к выбору музыкальной карьеры стало знакомство с сочинениями великого мастера, глубоко нравственное содержание которых сочетается с совершенной формой.

3. Глоссарий по теме «Изобразительное искусство»

АВАНГАРДИЗМ - совокупное название сложившихся в 1900-е годы художественных тенденций, для которых характерно программное, выраженное в полемически-боевой форме противопоставление себя прежним традициям творчества, равно как окружающим социальным стереотипам в целом.

ВАЛЕР - оттенок тона, выражающий (во взаимосвязи с другими оттенками) определенное соотношение света и тени. Применение системы валеров позволяет тоньше и богаче показывать предметы в световоздушной среде.

ГРАВЮРА - вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесенного на доску гравером. Оттиски также называют гравюрами.

ЖИВОПИСЬ - вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Живопись — важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей. Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета.

ИМПРЕССИОНИЗМ - направление в искусстве последней трети 19 — нач. 20 вв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.

КАРИАТИДА - скульптурное изображение стоящей женской фигуры, которое служит опорой балки в здании (или образно выражает эту функцию).

МЕЦЦО-ТИНТО - вид углубленной гравюры, в котором поверхности металлической доски гранильником придается шероховатость, дающая при печати сплошной черный фон. Участки доски, соответствующие светлым местам рисунка, выскабливают, выглаживают, полируют.

ОФОРТ - вид гравюры, при котором рисунок процарапывается гравировальной иглой в слое кислотоупорного лака, покрывающего металлическую пластину, процарапанные места протравливаются кислотой, а полученное углубленное изображение заполняется краской и оттискивается на бумагу.

ПЛЕНЭР — воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленных солнечным светом и состоянием атмосферы.

СКУЛЬПТУРА - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. Скульптура изображает главным образом человека, реже животных, ее главные жанры — портрет, исторические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистический жанр.

Список использованной литературы

1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007 г.;

2. Каменская Е.Н. Этика. Эстетика. Ростов н/Д., 2004 г.;

3. Коган Л.Н. Всестороннее развитие личности и культура. М.: Знание, 1981г.;

4. Куренкова Р.А. Эстетика. М.: Просвещение, 2004 г.;