Главная              Рефераты - Культура

Нормативно-правовая основа функционирования и развития ФКиС международный, региональный и нацио - реферат

Содержание

Введение

Глава 1 Нормативно – правовая основа функционирования и развития физкультуры и спорта в Российской Федерации

1.1 Аккредитация общероссийских физкультурно спортивных общественных объединений

Глава 2 3арубежный опыт управления массовым спортом

2.1 Региональные правовые акты в сфере физической культуры и спорта

2.2 Спортивная Хартия Европы

2.3 Конвенция против применения допинга

Заключение

Библиографический список

Введение

В условиях политических и социально-экономических преобразований современной России особое значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни. В настоящее время в нашей стране продолжают оставаться очень сложными социально-демографическая ситуация и положение состояния здоровья населения. Мировой опыт показывает, что средства физической культуры и спорта обладают универсальной способностью в комплексе решать проблемы повышения уровня здоровья населения и формирования здорового морально-психологического климата в коллективах и обществе в целом. В соответствии с общемировой тенденцией и в нашей стране вопросы развития физической культуры и спорта становятся одним из основных направлений социальной политики. В настоящее время необходимо сохранить и восстановить лучшие традиции физкультурно-спортивного движения России и продолжить поиск новых высокоэффективных физкультурно-оздоровительных и спортивных технологий, направленных на максимальное вовлечение всех слоёв населения в активные занятия физической культурой и спортом.

Использование физической культуры и спорта для досуга и воспитания всегда было прерогативой местных органов власти. В России в деятельности региональных и территориальных управленческих структур имеется целый ряд проблемных вопросов, возникающих по разным причинам. Один из таких вопросов связан с ошибочными приоритетами, когда в субъектах Федерации и в территориях, даже на районном уровнях, определяющим показателем является не приобщение населения к физической культуре и спорту, а подготовка спортсменов высокого класса, их выступление на чемпионатах разного уровня. Исходя из этого нарушаются пропорции в расходовании средств на развитие спорта.

Важнейшая задача системы управления физической культурой и спортом – формирование оптимальной отраслевой модели управления, в которой будут чётко распределены и согласованы компетенция и полномочия, функции и ответственность всех государственных и общественных структур физкультурно-спортивной деятельности как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и местных органов власти.

Особое значение в системе управления физической культурой и спортом приобретает более тесное взаимодействие между органами здравоохранения, образования, труда, обороны, внутренних дел и других заинтересованных министерств и ведомств.

Государство заинтересовано в развитии общественных начал управления в сфере физической культуры и спорта. Общественные организации обладают большими возможностями привлекать внебюджетные средства для развития физкультурно-спортивной инфраструктуры. Актуальной задачей становится формирование приоритетного отношения к сфере физической культуры и спорта по всем параметрам: политическим, экономическим, идеологическим.

1. Нормативно – правовая основа функционирования и развития физкультуры и спорта в Российской Федерации

Базовые положения , закрепляющие основы государственно-правового и финансового обеспечения здоровья населения и , в том числе, устанавливающие, что в Российской Федерации (далее также – РФ) «поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта », закреплены в ч. 2 ст. 41 Конституции РФ

Норма ч. 5 ст. 43 Конституции РФ определяет, что «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты , поддерживает различные формы образования и самообразования», указанная конституционная норма распространяется, в том числе, на обеспечение стандартизации в физкультурно-спортивной сфере. В этой связи полагаем важным отметить, что согласно п. «р» ст. 71 Конституции РФ, стандарты отнесены к исключительному ведению Российской Федерации, что предопределяет обязательность финансирования разработки и обеспечение реализации стандартов, в том числе спортивных и физкультурных, за счет средств федерального бюджета. Тем не менее, указанная конституционная норма не распространяется на саморегулирование , т.е. самостоятельную и инициативную деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»[ 2]) [i] .

Развивая и конкретизируя конституционные положения, обеспечивающие разработку и реализацию стандартов в сфере физической культуры и спорта , нормотворцами был издан ряд нормативных правовых актов, среди которых наиболее значимыми являются следующие из них.

Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"[3] [ii] (далее также – Закон о физкультуре и спорте ), устанавливающий правовые , организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, определяющий основные принципы законодательства о физической культуре и спорте, вводит ряд норм , регламентирующий вопросы стандартизации в исследуемой сфере правоотношений.

Так, например, при организации и проведении физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий «организаторы всероссийского официального спортивного мероприятия обязаны обеспечить условия для проведения обязательного допингового контроля[4] с соблюдением требований международного стандарта для тестирований , определенного международной организацией, осуществляющей борьбу с допингом и признанной Международным олимпийским комитетом (ч. 16 ст. 20 Закона о физкультуре и спорте ).

В соответствии с рассмотренной выше нормой ч. 5 ст. 43 Конституции РФ, регламентируя вопросы физической культуры и спорта в системе образования, Закон о физкультуре и спорте в ч. 1 ст. 28 устанавливает, что образовательные учреждения начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и высшего профессионального образования, независимо от формы собственности, «с учетом местных условий и интересов обучающихся самостоятельно определяют формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физической культурой на основе государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности [5]». При этом, организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя:

1) проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объеме, установленном государственными образовательными стандартами , а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ;

2) создание условий, в том числе обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием, для проведения комплексных мероприятий по физкультурно-спортивной подготовке обучающихся;

3) формирование у обучающихся навыков физической культуры с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья, создание условий для вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом;

4) осуществление физкультурных мероприятий во время учебных занятий;

5) проведение медицинского контроля за организацией физического воспитания;

6) формирование ответственного отношения родителей (лиц, их заменяющих) к здоровью детей и их физическому воспитанию;

7) проведение ежегодного мониторинга[6] физической подготовленности и физического развития обучающихся;

8) содействие организации и проведению спортивных мероприятий с участием обучающихся.

Основы стандартизации в сфере строительства и эксплуатации спортивных объектов . Достаточно подробно регламентируя в ст. 37 Закона о физкультуре и спорте порядок и правила строительства и эксплуатации объектов спорта (спортивных объектов), законодатель в частности определил, что, во-первых , объекты спорта относятся к объектам социальной инфраструктуры (ч. 1), т.е. на них распространяются положения нормативных документов, касающиеся общих правил проектирования, строительства и эксплуатации объектов социальной инфраструктуры; во-вторых , с 1 января 2010 г. потребности в обеспеченности территориальных зон объектами спорта определяются на основании правил землепользования и застройки (ч. 3); в-третьих , размещение объектов спорта осуществляется в соответствии с документами территориального планирования и градостроительными регламентами (ч. 4); в-четвертых , проектирование и строительство объектов спорта осуществляются с соблюдением требований об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам спорта (ч. 5); и, в-пятых , лица, в собственности или во владении которых находятся объекты спорта [7], обеспечивают надлежащее техническое оборудование мест проведения физкультурных мероприятий или спортивных мероприятий в соответствии с требованиями технических регламентов , национальных стандартов , нормами , правилами и требованиями , установленными органами государственного контроля (надзора), санитарными правилами и несут ответственность в соответствии с законодательством РФ за причинение вреда жизни или здоровью лиц, осуществляющих занятия физической культурой и спортом на таких объектах спорта (ч. 6).

Основы стандартизации в области финансирования физической культуры и спорта базируются на положениях ст. 38 Закона о физкультуре и спорте . Так, к расходным обязательствам Российской Федерации относятся:

1) материально-техническое обеспечение, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, финансовое, научно-методическое, медико-биологическое, медицинское и антидопинговое обеспечение основного и резервного составов спортивных сборных команд РФ, а также участие в их подготовке к международным спортивным соревнованиям, Олимпийским играм и обеспечение их участия в таких соревнованиях. В этой связи Президентом РФ был издан указ от 6 июля 2002 г. № 692 "О стипендиях Президента Российской Федерации спортсменам – членам сборных команд России по олимпийским видам спорта и их тренерам"[8], в соответствии с которым, в целях государственной поддержки спорта и стимулирования твор ческой активности спортсменов – членов сборных команд России по олимпийским видам спорта и их тренеров, была учреждена стипендия Президента РФ спортсменам – членам сборных команд России по олимпийским видам спорта и их тренерам (далее именуется – стипендия Президента РФ) в размере 15 000 рублей, выплачиваемая ежемесячно; с 1 июля 2002 г. была установлена квота в размере 1000 стипендий Президента РФ и с 1 января 2003 г. – до 3000 указанных стипендий ежегодно; утверждено Положение о порядке выплаты стипендий Президента РФ спортсменам – членам сборных команд России по олимпийским видам спорта и их тренерам, которое, в соответствии с указом Президента РФ от 3 декабря 2003 г. № 1423 "О стипендиях Президента Российской Федерации спортсменам-инвалидам – членам сборных команд России по параолимпийским и сурдоолимпийским видам спорта и их тренерам"[9], [iii] действие указанного Положения распространяется на спортсменов-инвалидов – членов сборных команд РФ по параолимпийским и сурдоолимпийским видам спорта и их тренеров;

2) обеспечение спортивных сборных команд Российской Федерации спортсменов-инвалидов, в том числе финансирование их подготовки к всероссийским спортивным соревнованиям и международным спортивным соревнованиям, Паралимпийским играм, Сурдлимпийским играм, Всемирным специальным олимпийским играм и участия в таких соревнованиях. Например, в соответствии с вышеупомянутым указом Президента РФ от 3 декабря 2003 г. № 1423 "О стипендиях Президента Российской Федерации спортсменам-инвалидам – членам сборных команд России по параолимпийским и сурдоолимпийским видам спорта и их тренерам", в целях государственной поддержки активного образа жизни и стимулирования занятий физической культурой и спортом инвалидов, участвующих в параолимпийском и сурдоолимпийском движении, была учреждена стипендия Президента РФ спортсменам-инвалидам – членам сборных команд России по параолимпийским и сурдоолимпийским видам спорта и их тренерам в размере 15000 рублей, выплачиваемая ежемесячно; с 1 января 2004 г. была установлена квота на указанную стипендию в количестве до 300 стипендий ежегодно;

3) организация и проведение межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятий;

4) участие в организации межрегиональных, всероссийских и международных официальных спортивных мероприятий;

5) осуществление мер, направленных на противодействие использованию допинговых средств и (или) методов членами спортивных сборных команд РФ;

6) обеспечение деятельности федерального центра спортивной подготовки, научных учреждений, научных организаций в области физической культуры и спорта;

7) обеспечение проведения научных исследований федерального значения в области физической культуры и спорта, в том числе в области разработки спортивных изделий;

8) осуществление пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни;

9) оформление и ведение спортивных паспортов (введен в действие с 1 января 2009 г.);

10) обеспечение подготовки граждан допризывного и призывного возрастов по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта;

11) реализация программ развития физической культуры и спорта в РФ, в том числе строительство и реконструкция объектов спорта;

12) осуществление иных мероприятий и программ.

К расходным обязательствам субъектов РФ относятся:

1) организация и осуществление региональных программ и проектов и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта;

2) организация проведения региональных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и межмуниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;

3) обеспечение деятельности региональных центров спортивной подготовки;

4) материально-техническое обеспечение, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, финансовое, научно-методическое, медико-биологическое, медицинское и антидопинговое обеспечение спортивных сборных команд субъектов РФ, в том числе обеспечение их подготовки к межрегиональным спортивным соревнованиям, всероссийским спортивным соревнованиям и международным спортивным соревнованиям и их участия в таких спортивных соревнованиях;

5) обеспечение развития физической культуры и спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

6) обеспечение иных мероприятий и программ.

Органы государственной власти субъектов РФ за счет средств бюджетов субъектов РФ вправе обеспечивать мероприятия по подготовке спортивных сборных команд РФ к международным спортивным соревнованиям и участию в таких спортивных соревнованиях, если в таких спортивных соревнованиях участвуют спортсмены этих субъектов РФ, а также обеспечивать иные мероприятия, связанные с участием органов государственной власти субъектов РФ в осуществлении переданных полномочий в области физической культуры и спорта в соответствии со вступившей в силу с 1 января 2009 г. ст. 7 Закона о физкультуре и спорте «Полномочия Российской Федерации в области физической культуры и спорта, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации», установившей:

1. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий по оформлению и ведению спортивных паспортов. При этом важно отметить, что согласно нормам , регламентированным ст. 27 Закона о физкультуре и спорте , спортивный паспорт является документом единого образца, удостоверяющим принадлежность к физкультурно-спортивной или иной организации и спортивную квалификацию спортсмена. В спортивном паспорте указываются : 1) фамилия, имя, отчество спортсмена; 2) пол; 3) дата рождения; 4) принадлежность к физкультурно-спортивной или иной организации; 5) выбранные виды спорта и спортивные дисциплины; 6) сведения о присвоении спортивных разрядов и спортивных званий; 7) сведения о подтверждении выполнения норм и требований, необходимых для присвоения спортивных разрядов; 8) отметка о прохождении спортсменом медицинских осмотров; 9) результаты, достигнутые на спортивных соревнованиях; 10) сведения о спортивной дисквалификации; 11) сведения о государственных наградах и об иных формах поощрения; 12) фамилия, имя, отчество тренера; 13) иные связанные со спецификой выбранных видов спорта сведения. Принадлежность спортсмена к физкультурно-спортивной организации определяется на основании трудового договора, заключенного между спортсменом и физкультурно-спортивной организацией. В случае, если спортсмен зачислен в образовательное учреждение среднего профессионального образования или высшего профессионального образования и с ним не заключен трудовой договор, принадлежность спортсмена к физкультурно-спортивной организации определяется на основании приказа о зачислении в образовательное учреждение.

Средства на осуществление переданных полномочий по оформлению и ведению спортивных паспортов (далее – переданные полномочия) предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета. Общий объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов РФ на осуществление переданных полномочий (далее – предоставленные субвенции), определяется на основании методики, утвержденной Правительством РФ, исходя из количества спортсменов, осуществляющих занятия в спортивных школах, спортсменов, имеющих спортивные разряды, а также численности населения субъектов РФ. Предоставленные субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов РФ. Указанные средства (средства на осуществление переданных полномочий) носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных полномочий устанавливается Правительством РФ.

В случае использования средств на осуществление переданных полномочий не по целевому назначению федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, вправе взыскать данные средства в порядке, установленном законодательством РФ. Так, по правилам ст. 289 БК РФ[10], [iv] нецелевое использование бюджетных средств , выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях [11], изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ [12] .

[v] 2. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта принимает нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных полномочий, а также издает обязательные для исполнения методические указания и инструктивные материалы по осуществлению переданных полномочий органами исполнительной власти субъектов РФ.

При этом федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта:

1) осуществляет надзор за нормативным правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ по вопросам переданных полномочий, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов субъектов РФ или о внесении в них изменений;

2) осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий;

3) в случае необходимости осуществляет подготовку предложений об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов РФ и вносит эти предложения в Правительство РФ для принятия соответствующих решений;

4) устанавливает периодичность, содержание и формы представления отчетности об осуществлении переданных полномочий, в случае необходимости устанавливает целевые прогнозные показатели.

3. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ):

1) утверждает структуру органов исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющих переданные полномочия;

2) назначает на должность и освобождает от должности руководителей органов исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющих переданные полномочия;

3) самостоятельно организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также нормативными правовыми актами, принимаемыми федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта по вопросам осуществления переданных полномочий;

4) обеспечивает своевременное представление в федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта отчета по установленной форме о расходовании предоставленных субвенций и достижении целевых прогнозных показателей в случае их установления, нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъекта РФ по вопросам переданных полномочий.

Контроль за расходованием средств на осуществление переданных полномочий осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, Счетной палатой РФ.

4. К расходным обязательствам муниципальных образований относятся:

1) обеспечение условий для развития на территориях муниципальных районов, поселений, городских округов физической культуры и массового спорта;

2) организация проведения муниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;

3) обеспечение спортивных сборных команд муниципальных районов и городских округов, в том числе обеспечение их подготовки к региональным спортивным соревнованиям и их участия в таких спортивных соревнованиях;

4) обеспечение иных мер для развития физической культуры и массового спорта.

При этом необходимо учитывать, что финансирование физической культуры и спорта может осуществляться также из иных, не запрещенных законодательством РФ источников, что позволяет развивать творческую инициативу граждан и юридических лиц, без ограничения формы собственности, в целях содействия развития физической культуры и спорта на всех уровнях: федеральном, региональном и местном.

Основы стандартизации медицинского обеспечения физической культуры и спорта базируются на положениях ст. 39 Закона о физкультуре и спорте , согласно которым медицинское обеспечение лиц, занимающихся физической культурой и спортом , включает в себя:

1) систематический контроль за состоянием здоровья этих лиц;

2) оценку адекватности физических нагрузок этих лиц состоянию их здоровья;

3) профилактику и лечение заболеваний этих лиц и полученных ими травм, их медицинскую реабилитацию;

4) восстановление их здоровья средствами и методами, используемыми при занятиях физической культурой и спортом.

В этой связи полагаем важным отметить, что организаторы физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий обязаны осуществлять обеспечение медицинской помощью их участников.

Основы стандартизации в области международной спортивной деятельности, осуществляемой РФ , регулируются правилами главы 7 Закона о физкультуре и спорте . Так, согласно ст. 40 указанного Закона, международное сотрудничество РФ в области физической культуры и спорта осуществляется в соответствии с международными договорами РФ и законодательством РФ. При этом р оссийские физкультурно-спортивные организации в отношениях со спортивными организациями иностранных государств обязаны соблюдать регламенты и требования , утвержденные международными спортивными организациями, и международные договоры РФ.

На территории РФ могут создаваться международные физкультурно-спортивные организации, а также филиалы и представительства международных физкультурно-спортивных организаций. Российские физкультурно-спортивные организации имеют право в установленном законодательством РФ порядке привлекать к осуществлению своей деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, а также самостоятельно распоряжаться полученными от иностранных государств, международных организаций, иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежными средствами и иным имуществом. В состав органов международных физкультурно-спортивных организаций и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории РФ, могут входить лица, замещающие государственные должности или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.

1.2 Аккредитация общероссийских физкультурно-спортивных общественных объединений

По правилам ст. 41 Закона о физкультуре и спорте , аккредитованные до 30 марта 2008 г. федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта в установленном порядке общероссийские физкультурно-спортивные общественные объединения (федерации, союзы, ассоциации) по соответствующим видам спорта считаются приобретшими статус общероссийских спортивных федераций 30 марта 2008 г. и включаются федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта в реестр общероссийских спортивных федераций без представления каких-либо дополнительных сведений и документов.

В течение четырех лет, исчисляемых с 30 марта 2008 г., т.е. до 29 марта 2012 г., для сохранения статуса общероссийских спортивных федераций учредительные документы аккредитованных федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта в установленном порядке на день вступления в силу Закона о физкультуре и спорте (30 марта 2008 г.) общероссийских физкультурно-спортивных общественных объединений (федераций, союзов, ассоциаций) по соответствующим видам спорта должны быть приведены в соответствие с установленными Законом о физкультуре и спорте требованиями к общероссийским спортивным федерациям. Наряду с этими требованиями указанные общероссийские физкультурно-спортивные общественные объединения (федерации, союзы, ассоциации) по различным видам спорта до 29 марта 2012 г., обязаны выполнить следующие требования, предъявляемые к официальным наименованиям и членству в общероссийских спортивных федерациях:

1) официальное наименование организации должно отвечать требованиям, установленным законодательством РФ об общественных объединениях, и содержать указания на организационно-правовую форму (общественная организация), территориальную сферу ее деятельности (общероссийская), а также на вид или виды спорта, в целях развития которых создана такая организация;

2) в числе членов организации наряду с возможными иными членами общественной организации должны быть созданные и осуществляющие свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ региональные спортивные федерации, аккредитованные соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ. В целях определения территориальной сферы деятельности общероссийской спортивной федерации учитываются ее структурные подразделения и (или) являющиеся ее членами аккредитованные региональные спортивные федерации.

До выполнения аккредитованным федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта в установленном порядке на 30 марта 2008 г. общероссийским физкультурно-спортивным общественным объединением (федерацией, союзом, ассоциацией) по соответствующему виду спорта вышеперечисленных требований:

1) к такому общественному объединению не применяются требования, установленные ч. 9 ст. 14 Закона о физкультуре и спорте , согласно которым не менее семидесяти пяти процентов голосов от общего числа голосов членов общероссийской спортивной федерации в высшем руководящем органе общероссийской спортивной федерации должно принадлежать членам такой федерации – аккредитованным региональным спортивным федерациям;

2) прием в члены такого общественного объединения юридических лиц, не являющихся общественными объединениями, не допускается.

По истечении установленного срока (т.е. после 29 марта 2012 г.), общероссийские физкультурно-спортивные общественные объединения (федерации, союзы, ассоциации) по различным видам спорта, которые не привели свои учредительные документы в соответствие с требованиями Закона о физкультуре и спорте , предъявляемыми к общероссийским спортивным федерациям, или не выполнили предусмотренные требования к своим официальным наименованиям и членству в общероссийских спортивных федерациях, лишаются статуса общероссийских спортивных федераций и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ об общественных объединениях на основании устава, который применяется в части, не противоречащей Закону о физкультуре и спорте.

ГЛАВА 2 Зарубежный опыт управления массовым спортом

По мнению ряда специалистов [13], общепризнанным является тот факт, что сфера физической культуры и спорта (ФКС), особенно массовый спорт или спорт для всех [14], [vi] призвана решать многие социально-экономические проблемы, такие, как объединение общества, отвлечение молодежи от пагубных привычек, профилактика заболеваний, увеличение средней продолжительности жизни и ее качественного уровня. Поэтому, обладая неоспоримой социальной значимостью, спортивные услуги являются объектами международного регулирования и сотрудничества.

Основными международными документами в сфере массового спорта следует считать Международную хартию физического воспитания и спорта 1978 г. с последующими дополнениями, Спортивную хартию Европы 1992 г. Данные документы устанавливают основные принципы регулирования развития массового спорта , которых обязаны придерживаться все страны , ратифицировавшие соглашения. Основными принципами, из которых страны обязаны исходить, выступают, во-первых, доступность занятий массовым спортом без дискриминации по каким-либо признакам, во-вторых, государственное регулирование развития сети спортивных сооружений и доступности занятий физической активностью.

Основываясь на положениях вышеуказанных документов, различные страны в зависимости от специфики социально-экономического и политического устройства формируют условия для развития массового спорта, для создания, восстановления и пополнения его ресурсной базы как основы функционирования.

Развитие спорта основывается на базовом законе о спорте. Так, во Франции это Закон Французской Республики об организации и повышении роли в обществе физической и спортивной активности (1984 г.), в Финляндии – Закон о спорте (21.12.1979 г.) и Устав о спорте (28.12.1979 г.) и пр. Следует отметить, что разработка данных законов, а также всех других законодательных актов, касающихся вопросов развития спорта, должна соответствовать положениям международных соглашений.

Государственными органами исполнительной власти выступают различные министерства и ведомства. Так, в Испании – это Высший совет спорта, являющийся автономным органом Министерства образования и науки, в Аргентине – Министерство по социальным вопросам. В их компетенции находятся принципиальные вопросы развития ФКС:

1) участие в управлении спортом высших достижений;

2) выделение и распределение средств государственного бюджета, составление сметы расходов;

3) выделение, аннулирование и условия получения субсидий, пособий и займов для спортивных организаций;

4) контроль использования финансовых средств;

5) формирование предложений по подготовке специалистов;

6) участие в разработке и реализации планов по строительству и модернизации спортивных сооружений, включая их оборудование, и т.д.

Зарубежный опыт развития массового спорта свидетельствует, что территориальный принцип разделения управленческих функций позволяет четко разграничить компетенцию и ответственность государственных и территориальных органов управления. Так, если на государственном уровне выполняются основные функции управления, то региональные и местные органы управления спортом ориентированы в большей степени на развитие массового спорта и спорта для всех, которые за рубежом являются неразделимыми понятиями. Приведем несколько примеров.

В Германии реализуется система территориального управления массовым спортом, где управление им в соответствии с Конституцией (ст. 30) и федеративной структурой Германии является задачей земель. Следует подчеркнуть, что в Германии нет единой структуры управления спортом на земельном уровне. Она, да и механизм регулирования спортом значительно отличаются в разных землях. В ряде земель (Баден-Вюртенберг, Мекленбург – Передняя Померания, Нижняя Саксония, Северный Рейн-Вестфалия, Саксония, Саксония – Анхальт) за развитие спорта отвечают министерства по делам культуры, в других (Бавария, Бранденбург, Гессен, Шлезвиг-Гольштейн) – министерства по делам образования, науки и искусства, по вопросам образования и спорта, по делам женщин, труда и социального порядка и т.д., в Тюрингии – Министерство по социальным вопросам и здравоохранению, в Рейнланд-Пфальце – Министерство внутренних дел, а в землях Бремен и Гамбург – сенаторы по внутренним делам и т.д. [15][vii] Общее управление ФКС, а также вопросами массового спорта осуществляется правительствами земель совместно с федеральным правительством, национальными спортивными организациями, городами, общинами и коммунами. В зависимости от региональной специфики, спроса населения на услуги массового спорта организация массового спорта в землях различна, но вне зависимости от этого существуют единые приоритеты: спорт в школах и подготовка преподавателей физвоспитания; студенческий спорт; спорт для всех, прежде всего среди молодежи, женщин, пожилых и инвалидов; строительство, модернизация и содержание спортсооружений; содействие спорту высших достижений; помощь спортивным клубам и командам.

По словам П. Гласса [16], [viii] представителя Министерства внутренних дел Германии, «земли отвечают за спорт на местном уровне... а также за поддержание спортивных учреждений и инфраструктуры. Кроме того, одна из основных задач земель – обеспечение равных условий для занятий спортом в разных населенных пунктах». Большую роль в формировании финансовых ресурсов массового спорта играет сложившаяся система налогообложения. Основной принцип в отношении спортивных клубов гласит, что приобретение статуса общественно полезной организации (§1-68 налогового законодательства) позволяет претендовать на определенные налоговые льготы. При этом более 5,5 млн. немцам, добровольно работающим в области спорта, ежегодно снижаются суммы выплачиваемых налогов в размере 2400 евро на каждого.

В Министерстве по делам молодежи и спорта Франции работают два управления по спорту, в том числе 6 бюро – финансовое, международное, спорта высших достижений, политики развития видов спорта, управления учреждениями централизованной подготовки спортсменов, науки, спортивного инвентаря и оборудования. Свои полномочия Министерство спорта реализует через 25 своих отделений и 100 муниципальных департаментов спорта. Руководство спортом на местах осуществляется в 22 регионах, 90 департаментах и 36 тысячах коммун. При большинстве из них имеются Дома спорта или муниципальные спортивно-оздоровительные центры. Деятельность этих ассоциаций координируют муниципальные отделы спорта. Известный французский ученый-экономист В. Андрефф подчеркивает, что роль местных органов власти и их действия в области развития спорта сводятся к трем направлениям:

1) строительство и модернизация спортивных сооружений с учетом потребностей населения;

2) организация различных видов физической активности и спорта для всех групп населения;

3) финансирование.

Таким образом, массовое спортивное движение как Германии, так и Франции построено при соблюдении принципов вертикального и горизонтального подчинения, приоритетом местных органов управления является развитие массового спорта. Государственные органы распоряжаются средствами государственного бюджета и решают принципиальные вопросы развития спорта высших достижений и массового спорта. Однако при этом массовый спорт является приоритетом государственной спортивной политики.

Особого внимания заслуживает вопрос построения управления спортом для всех на местном или региональном уровне. Спортивные услуги населению, оказываемые в рамках спорта для всех, обладают рядом особенностей, среди которых основными можно назвать их высокие капиталоемкость и информоемкость. Строительство, оборудование и содержание физкультурно-спортивного сооружения (ФСС) требует значительных капиталовложений, а тенденция расширения ассортимента оказываемых услуг, включение дополнительных и сопутствующих услуг в комплекс обслуживания населения образуют устойчивую предпосылку увеличения данных затрат. Аналогичная тенденция касается трудовых ресурсов: постоянно не только повышается непосредственно квалификация тренерского и управленческого персонала (что само по себе вызывает необходимость повышения оплаты труда), но и растут требования к их работе – увеличивается информационная нагрузка, появляются новые методики, средства и методы тренировки и т.д. Поскольку от работы специалистов зависит зачастую здоровье потребителя, то невозможно экономить и на этой статье затрат.

Поэтому основные проблемы развития организаций спорта для всех заключаются в ресурсной обеспеченности, основными категориями которой выступают финансовые, трудовые, материальные и научно-информационные ресурсы. В связи с этим управление спортом для всех строится в целях достижения максимальной ресурсной обеспеченности спортивных организаций.

Финансовые ресурсы. Международное законодательство призывает для решения задач развития массового спорта использовать ресурсы государственных бюджетов – национальных, региональных и местных. Однако, как было показано выше, существующие объективные предпосылки роста затрат на содержание сферы массового спорта не позволяют решать все финансовые проблемы за счет средств из одного источника. В связи с этим финансирование массового спорта приобретает многоканальный характер. Так, например, в Аргентине средства Национального фонда спорта складываются из следующих источников:

1) 50% чистой прибыли от деятельности залов развлечений, управление которыми осуществляется Национальной благотворительной лотереей, казино;

2) фонды, поступающие со специального счета от проведения Спортпрогнозов;

3) средства, ежегодно выделяемые государственным бюджетом;

4) компенсации и проценты с займов, предоставленных спортивным организациям;

5) поступления от штрафов;

6) имущество ликвидированных спортивных организаций;

7) поступления из иных источников.

В Испании средства Высшего совета спорта складываются из: ежегодных ассигнований из государственного бюджета; доходов от сборов и установленных государством цен; субсидий, предоставляемых административными органами и государственными объединениями; даров, наследств, завещаний, премий; экономических льгот, предоставляемых государственными нормативными актами; прибыли от собственного имущества; займов и кредитов. Необходимым условием получения государственных дотаций выступает признание спортивной организации общественно полезной, в результате организация имеет приоритет в получении средств для дальнейшего развития от государственной и местных администраций; а также преимущества при получении официального государственного кредита; налоговые льготы.

Вместе с тем следует подчеркнуть – несмотря на то, что расходы на спорт составляют 0,2-2% ВНП (или около $2 млрд.) развитых стран Европы, значительно большая доля приходится на финансирование из других источников. Так, доля средств государственного спортивного бюджета в Германии, Великобритании, Финляндии, Швеции, Дании составляет менее 20% суммы местных спортивных бюджетов, во Франции, Италии разница составляет 30%, в Испании, Португалии – 40%[17]. Доля вложений региональных, муници пальных и местных органов управления в совокупный спортивный бюджет составляет в Великобритании – 95%, в Германии – 98%, Испании – 76%, Финляндии – 85%, Франции – 77%, Швеции – 90% и Италии – 57%[1]. В Финляндии законодательно регламентируется необходимост ь осуществления прямой финансовой помощи, а также льготного кредитования со стороны государства, с тем чтобы создать нормальные условия для развития массового спорта и обеспечить равные возможности для участия в спортивной деятельности всех граждан страны. Государственное финансирование, поддержка и кредитование выделяются в первую очередь из тех средств, которые поступают в национальный бюджет от проведения лотерей.

Муниципалитетам, а также спортивным организациям оказывается прямая финансовая помощь и предоставляются льготные кредиты для покрытия расходов на строительство, приобретение спортивных сооружений, предназначенных для удовлетворения потребностей в области спорта широких групп населения. Прямая финансовая помощь и предоставление кредитов на развитие материально-технической базы могут осуществляться как автономно, так и в сочетании. Максимальный объем помощи составляет 75% от суммы расходов, а в ряде случаев может достигать 90%.

Государственный бюджет ежегодно выделяет определенную сумму для оказания финансовой помощи национальным спортивным организациям в соответствии со списком, утвержденным Государственным Советом Финляндии. В числе организаций, имеющих право на государственное финансирование – зарегистрированные ассоциации, ориентированные на развитие общеразвивающих физических упражнений, физического воспитания и спортивной науки. Государственные дотации выделяются также на формирование трудовых ресурсов, а также науку и научное обслуживание спорта. Например, муниципальный округ Финляндии с населением не менее 10 тыс. чел. или несколько муниципальных округов общей численностью не менее 10 тыс. чел. имеют право на государственное финансирование заработной платы одного инструктора по спорту для специальных групп населения.

Закон Французской Республики об организации и повышении роли в обществе физической и спортивной активности (1984 г., с последующими изменениями и дополнениями) устанавливает условия, при которых спортивные организации получают помощь от государства. В качестве одного из основных условий оказания такой помощи выступает наличие у спортивного объединения делегированных полномочий. Школьные и университетские спортивные ассоциации получают помощь и от государства, и от органов мастного самоуправления. Последние оказывают содействие деятельности названных ассоциаций тем, что обеспечивают возможность использовать принадлежащие им спортивные сооружения и оборудование. Во Франции из государственного бюджета на спорт выделяется 0,2% средств. Если учитывать, что заработную плату преподавателям физического воспитания выплачивает Министерство образования, то совокупные государственные расходы достигнут 0,8% национального бюджета. Регионы Франции тратят на спорт около 1% бюджета, департаменты – также 1%, коммуны – 4,5% бюджета. Занятия физической культурой и спортом по месту работы или службы в армии рассматриваются законом как важнейшее условие развития спорта для всех, а также в качестве средства предупреждения профессиональных производственных рисков. В этих целях рабочие комитеты предприятий призваны способствовать развитию физической активности и спорта на производстве и участвовать в их финансировании, в частности в различных формах поощрять сотрудников, которые систематически участвуют в занятиях физическими упражнениями и видами спорта.

Предпринимательство составляет значительный финансовый ресурс спорта для всех. Однако здесь следует подчеркнуть следующий аспект. В силу высокой капиталоемкости спортивных услуг организация коммерческой организации в данной отрасли требует высокого первоначального капитала. Поэтому без поддержки государственных и местных органов управления ресурсы предпринимательства будут ориентированы на обеспечение потребностей в занятиях спортом высокодоходных слоев населения, тогда как такие секторы, как дети, средний класс, пенсионеры и т.д., не будут иметь возможности заниматься физической активностью. За счет прямого или косвенного государственного участия в деятельности спортивных коммерческих организаций за рубежом данная проблема нивелирована, однако в России не сделаны попытки ее решения.

Материальные ресурсы – сеть ФСС. Международное законодательство гласит, что для достижения целей развития массового спорта правительствам, государственным органам и компетентным негосударственным организациям на всех уровнях следует объединять свои усилия по планированию создания и оптимального использования спортивных сооружений, оборудования и инвентаря. Подчеркивается, что физическое воспитание и спорт должны быть обеспечены соответствующим оборудованием и инвентарем, особенно в целях организации активного участия молодежи в занятиях спортом. При этом вопросы планирования сети спортивных сооружений должны считаться делом государственных органов.

В Аргентине законом предусмотрено, что средства Национального фонда спорта направляются на строительство, модернизацию и эксплуатацию спортивных сооружений, на помощь спорту вообще, на подготовку научных кадров, технических специалистов и спортсменов, на проведение спортивных соревнований национального и международного масштаба. Фиксированная часть средств предназначается национальным университетам на проведение пропаганды физической культуры и спорта . Получателями средств могут быть как государственные, так и частные организации.

Высший совет спорта в Испании разрабатывает и реализует в сотрудничестве с общинами автономий планы по строительству и модернизации спортивных сооружений, включая их оборудование. При этом планирование и строительство спортивных сооружений общественного назначения, финансируемое из фондов государственной администрации, осуществляются таким образом, чтобы содействовать их многостороннему использованию, максимальной загрузке в течение суток, доступности для граждан с различным уровнем физической подготовленности, лиц с физическими недостатками и пожилых граждан.

Французское законодательство особенно жестко регулирует вопросы спортивного оборудования. Например, существует законодательная норма о том, что владелец спортивного оборудования обязан сделать об этом заявление в администрацию для составления описи оборудования. Кроме того, изменение характера использования частного оборудования, а также частичная или полная его ликвидация могут быть совершены только при наличии разрешения мэра населенного пункта. Эта статья содержит также важную норму, касающуюся льготного налогообложения; любое изменение использования спортивного оборудования без разрешения влечет за собой право изменения системы взимания совокупных налогов с владельца.

В Германии предусмотрено, что финансовая помощь спортивным организация оказывается, когда не хватает собственных средств для решения задач по оплате административных расходов, приобретения спортивного инвентаря и оборудования, проведения учебно-тренировочной работы. Кроме того, как на строительство спортивных сооружений, так и на трудовые ресурсы могут выделяться целевые субсидии: строительство и реконструкция спортсооружений – одна из значительных статей расходов Земель и муниципалитетов; на эти цели расходуются миллиарды евро. Известно, что строительство и оборудование, приобретение инвентаря для спортивного сооружения требуют значительных инвестиций, поэтому обычной практикой в Германии и во Франции становится бесплатное предоставление муниципальных спортсооружений в ведение клубов, несмотря на значительные расходы по их содержанию и аренде.

Во Франции большинство коммун выделяет следующие приоритеты в развитии спорта для всех: содержание спортивных сооружений, формирование политики спорта для молодых, участие в оздоровительной профилактике. Такую же практику осуществляют муниципалитеты Дании, где бесплатно обеспечивают спортивные организации необходимым оборудованием либо предоставляют субсидии для аренды оборудования.

Характерной особенностью развития сети физкультурно-спортивных организаций за рубежом является превалирование доли предприятий общественной собственности и некоммерческих организаций. Так, доля сооружений, находящихся в собственности префектур, муниципалитетов и т.д., деятельность которых не направлена на получение прибыли, составляет: по залам – 87% в Японии и 73% – в Италии; по бассейнам – 87% в Японии и 41% – в Италии; по плоскостным сооружениям – 69% в Японии и 53% в Италии [19].

Трудовые ресурсы. Международное законодательство указывает, что обучение, обеспечение кадрами и управление в области ФКС должны обеспечиваться квалифицированным персоналом. При этом весь персонал должен иметь соответствующую квалификацию и подготовку, а также повышать свою квалификацию в целях обеспечения соответствующих уровней специализации. Кроме того, должен быть использован также добровольный персонал, надлежащим образом обученный и подобранный.

Высший совет спорта в Испании формирует предложения по подготовке специалистов для отрасли. Законодательство о спорте Финляндии регулирует все вопросы кадровых ресурсов отрасли, в том числе оплаты труда различных категорий персонала. При этом квалификацию (образование, опыт работы) муниципальных спортивных работников – директора по делам спорта , секретаря по делам спорта, инструктора по спорту, инструктора по спорту для специальных групп населения, заработная плата которым выплачивается из государственного бюджета, определяет муниципальный спортивный комитет.

Во Франции также жестко регулируются стандарты образования тренерского персонала. В частности, устанавливается, что документом, разрешающим преподавать, организовывать физкультурную и спортивную активность, а также руководить ею за вознаграждение, т.е. выполнять функции преподавателя, тренера, инструктора, воспитателя и им подобное, является специальный диплом.

В Финляндии подготовка специалистов и преподавателей в области ФКС ведется в 11 физкультурно-спортивных центрах и учебных заведениях. Например, крупнейший Институт спорта и физвоспитания Виерумяки имеет хороший спортивный центр, в основе его деятельности заложена бизнес-идея: «развивать, производить, продавать». Центр располагает хорошо развитой инфраструктурой, причем штатных сотрудников в центре 11 человек и порядка 800 внештатных, привлекаемых по мере необходимости в течение года. Система подготовки и обучения спортивных специалистов предусматривает 3-4 года. Часть своих затрат центр покрывает за счет бюджета Министерства образования, причем дотации государства составляют всего 10%. На зарплату персонала расходуется порядка 38% от дохода.

Научно-информационные ресурсы. За последние десятилетия научно-информационные ресурсы в области ФКС стали занимать ведущее место по значимости. С точки зрения авторов, данные ресурсы правомочно разделить на две категории – пропаганда здорового образа жизни и информационно-научное сопровождение работы тренера и другого спортивного персонала. Такое подразделение отражается на деятельности ведущих зарубежных спортивных научно-информационных организаций.

В Финляндии организации, занимающиеся спортивной наукой, имеют законодательно признанное право на прямое государственное финансирование. При этом не менее 20% учебного времени подготовки специалистов в сфере ФКС отводится научным изысканиям. Кроме того, государство поддерживает организацию любой формы собственности, где ведутся научные исследования в области спорта и физических упражнений. Общий спортивный бюджет пяти ведущих французских телеканалов составляет более 1 млрд. евро.

В Германии особое место занимает пропаганда спорта для всех, осуществляемая посредством различных кампаний и программ, так Министерство по вопросам семьи, пожилых людей, женщин и юношества выступило с проектом под девизом «движение, игра и спорт на службе у пожилых», совместно со многими организациями и Немецким спортивным союзом. Целью проекта, разработанного на соревновательном принципе, является выбор и награждение ряда специальных инициатив, различных видов деятельности, проектов, направленных на стимулирование дальнейшего развития спорта для всех и использования всех его возможностей людьми пожилого возраста и другими возрастными группами людей, занимающихся спортом. Предполагается, что инициативы внесут вклад в повышение качества жизни и здоровья пожилых людей. Следует особо подчеркнуть, что все проекты сопровождаются значительной финансовой поддержкой. Так, в данном случае Министерство выделяет 40 тыс. евро для поддержки лучших проектов. Государственный институт Sportwissenschaft выпустил две брошюры в поддержку кампании, начатой Министерством. Первая часть касается нынешней ситуации с пожилыми людьми в Германии, их нужд и требований. Вторая – освещает конструктивные детали возможностей спорта для пожилых людей. На развитие массового спорта и спорта в свободное время направлены также проводимые Союзом германских спортивных обществ мероприятия «Тренируйся», «Спорт для всех», «Лучше всего заниматься спортом в союзе», массовые состязания в беге, плавании, велосипедных и лыжных гонках и походах. В результате за двадцать лет количество клубов выросло с 40 до 80 тыс., количество занимающихся с 10 млн. до 21 млн. граждан, число людей, регулярно занимающихся физическими упражнениями, выросло с 21 млн. до 36 млн., т.е. охват массовым спортом населения превысил 60%.

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы. Развитие ФКС строится при соблюдении приоритета массового спорта. В большинстве стран реализуются единые подходы к ресурсному обеспечению массового спорта, основанные на его приоритетности и признании высокой социальной значимости.

За рубежом массовый спорт в первую очередь является механизмом оздоровления населения, достижения самореализации, самовыражения и развития, а также средством борьбы против асоциальных явлений. Поэтому государства придают вопросам развития массового спорта особую значимость, ставя основной целью вовлечение населения в занятия массовым спортом. Основными характеристиками процессов развития массового спорта являются: повышение роли государства в поддержке массового спорта, а также всех форм организации деятельности в данной сфере, использование массового спорта в профилактических и лечебных мероприятиях, профилактике негативных социальных явлений, использование спорта в нравственном, эстетическом и интеллектуальном развитии молодежи.

Влияние данных процессов привело к росту доходов от: спортивных зрелищ и сектора спортивных услуг; увеличения объемов спортивного телерадиовещания; развития физкультурно-оздоровительной инфраструктуры с учетом потребностей населения; многообразия форм обслуживания, методов и средств предложения услуг массового спорта.

Доказано, что ФКС способна выполнять все возложенные на нее функции при охвате населения спортивными услугами в 30%. В настоящее время по различным оценкам, в России данный показатель составляет 7-8% населения. Разница между отечественными и зарубежными показателями составляет более 50%. Очевидной актуальностью отличаются вопросы развития массового спорта, которым в последнее время уделяется гораздо больше внимания. Вместе с тем необходимо переосмысление и адаптация позитивного зарубежного опыта, который на практике доказал свою эффективность.

Региональные правовые акты в сфере физической культуры и спорта

Весьма важной составной частью международного физкультурно-спортивного права являются региональные нормативно-правовые и рекомендательные акты. Термин «региональные правовые акты» означает, что эти акты имеют характер международных договоров, охватывающих группу государств в какой-либо определенной географической области -

Европейских стран, стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Австралии, Океании и других регионов.

Страны, объединяющие свои усилия в области развития физического воспитания, спорта и туризма руководствуются тем, что спорт способствует сотрудничеству между народами, содействует взаимопониманию и добрососедским отношениям, а значит, и делу мира в регионе.

Как показывает практика последних десятилетий, сотрудничество на региональном уровне в области ФкиС дает весьма плодотворные результаты не только в сфере спорта высших достижений, инвалидного и детского спорта, в деле повышения спортивной активности пожилых людей, но и придает позитивный импульс развитию таких отраслей, как туризм, бизнес, научные и культурные обмены. Все это в комплексе качественно улучшает социально-экономическую и политическую ситуацию в регионе, создает обстановку открытости и свободы реализации личности.

Очевидно, что практическая реализация отмеченных направлений регионального сотрудничества в сфере ФкиС не может быть эффективно осуществлена без надлежащего правового оформления. Закрепление общих принципов национально-территориального сотрудничества производится в правовых актах в виде региональных хартий, манифестов, кодексов и иных документах.

По известным причинам нам необходимо рассмотреть наиболее важные межгосударственные, межправительственные нормативные акты Европейского региона.

Особое место в этом плане принадлежит нормативным актам Совета

Европы.

Совет Европы - межгосударственная организация, расположенная в Страсбурге и имеющая своей целью работу, направленную на благо мира и прогресса, укрепление демократии, прав и свобод граждан Европы.

Совет Европы был первой европейской организацией, созданной после Второй мировой войны в 1949 году. В настоящее время в Совет входит 41 европейское государство. Россия присоединилась к Совету Европы 28 февраля 1996 года.

Совет тесно сотрудничает с Европейским Союзом и Советом по безопасности и сотрудничеству в Европе - СБСЕ.

Совет включает:

Совет министров иностранных дел (законодательный орган);

Парламентскую Ассамблею (исполнительный орган);

Конгресс местных и региональных руководителей европейских стран;

В исключительных случаях созывается Совет глав государств и правительств. Первый Саммит состоялся в 1993 году, второй - 10-11 октября 1997 года;

Международный секретариат в составе 1500 официальных представителей из всех стран-членов СЕ. Возглавляет его Парламентская Ассамблея.

Целью Совета Европы является выработка скоординированной политики и Применение выработанных им законов и стандартов в странах-членах.

Для выг|0лнения своих целей СЕ проводит разного уровня заседания, встречи, дискуссии на уровне парламентариев, министров, правительственнь1Х чиновников, экспертов, представителей местных и региональных объединений, молодежных организаций, международных правительственных и неправительственных организаций.

За врем», прошедшее с даты своего создания, Совет Европы разработал и принял свыше 170 конвенций, а также множество рекомендаций государствам и правительствам по различным аспектам деятельности. Наиболее известными из них являются Конвенция по правам человека, Европейская культурная конвенция, Европейская спортивная хартия (1992г.), Кодекс спортивной этики, Программа СПРИНТ ( реформы в спорте, инновации, подготовка кадров). Программа «спорта для всех» впервые объявлена в 1975г. и служит основой равноправия и демократизации развития Фкис для широких слоев населения.

Для выработки политики в области спорта проводятся конференции министров спорта европейских стран. При Совете Европы имеется Генеральный секретариат, в него входит Директорат образования, культуры и спорта. Руководителем Спортивного отдела с 1990г. является Дж. Уокер (Великобритания). Основным направлением спортивной деятельности Совета Европы является программа «улучшения качества жизни через спорт для всех».

Спортивное сотрудничество в рамках Совета Европы осуществляется Комитетом по развитию спорта (СDDS), который был создан в 1978г. В состав членов С008 входят 47 стран Европы.

Комитет по развитию спорта Совета Европы (СDDS) - это единственная межправительственная организация в сфере спорта на Европейском континенте.

В соответствии со ст.З и 6 Европейской культурной конвенции (ЕКК) в части, касающейся спорта, СДДС призван стимулировать и обеспечивать координацию спортивной политики в государствах - членах ЕКК.

Он готовит и принимает проект программы своей деятельности, обеспечивает ее выполнение с учетом средств Спортивного фонда и главным образом субсидий, предоставляемых Комитетом Министров.

Для выполнения данной работы в 1993г. было создано Бюро СДДС в составе 9 представителей стран-членов с двухгодичной ротацией.

Бюро СДдс следит за выполнением Европейской спортивной хартии, Кодекса спортивной части, Конвенции против применения допинга, Конвенции против насилия и недостойного поведения зрителей на спортивных Мероприятиях, в частности во время футбольных матчей и др.

Значительное место в работе СДДС уделяется программе СПРИНТ (спорт, инновации, подготовка кадров) по развитию системы демократических основ спорта, пропаганде этических ценностей и социальной интеграции в спорте. От России в ней участвует олимпийская чемпионка 1976г. по прыжкам в воду Елена Вайцеховская.

Бюро СДДС проводит в странах-членах парламентские слушания по вопросам ФкиС и совершенствованию законодательной базы в данной сфере деятельности с учетом положений Европейской спортивной хартии и других основополагающих документов, а также большое количество семинаров, конференций, готовит предложения для регулярных совещаний министров спорта стран-членов Совета Европы.

Спортивная Хартия Европы.

Спортивная Хартия Европы была принята в мае 1992г. министрами по спорту государств Европы на 7й конференции, прошедшей на о.Родос (Греция). Принятие Хартии создало основу для единой правительственной политики европейских стран в сфере спорта. Спортивная Хартия Европы представляет собой довольно краткий правовой документ, который включает в себя 13 статей, где отражены общие принципы политики стран-участниц в физкультурно-спортивной сфере.

Целью Хартии, согласно ст.1, является содействие спорту в соответствии с принципами, изложенными в Кодексе спортивной этики, для чего правительствам рекомендуется:

1. Позволить каждому индивиду заниматься спортом и, в особенности:

а) гарантировать всем молодым людям возможность получать знания по
физическому воспитанию и овладевать основными физическими навыками;

б) гарантировать возможность заниматься спортом и физической .
активностью в безопасных для здоровья условиях;

с) гарантировать каждому, проявляющему интерес и обладающему способностями, возможность улучшать свои показатели в спорте;

2. Защищать и развивать моральную и этическую базу спорта,
человеческое достоинство и безопасность, создать гарантии спортсменам и
спортсменкам от их эксплуатации с целью политической, коммерческой и
финансовой наживы.

Далее в Хартии подчеркивается специфическая роль государства в развитии спорта. В частности, в ст.З отмечается: « Роль государственных органов состоит, прежде всего, в поддержке спортивного движения. Следовательно, тесная кооперация с неправительственными и спортивными организациями способствует осуществлению целей Хартии, включая создание структур по развитию и координации в сфере спорта».

Очевидно, что количество людей, вовлеченных в ФкиС, напрямую зависит от количества и качества спортивных сооружений. Поэтому ст.ст.4-7 оговаривают меры по увеличению количества и качества спортсооружений, а также свободный доступ к спортсооружениям всех желающих..

Статья 8 определяет способы предоставления помощи спорту высших достижений. В ней указывается: «Способы предоставления прямой или косвенной помощи спортсменам и спортсменкам, проявившим исключительные спортивные способности, должны разрабатываться в кооперации со спортивными организациями с целью более полного раскрытия ими своих спортивных и человеческих способностей при уважении к каждой личности в единстве физических и моральных качеств. Такая помощь будет осуществляться на этапе получения образования, в период спортивной подготовки, плавной интеграции в общество после завершения спортивной карьеры».

Важное место в Хартии уделяется спорту в плане подготовки спортивных специалистов. В ст.9 отмечается, что следует поощрить создание курсов подготовки, присвоение дипломов и квалификации, учитывая все аспекты продвижения по службе в спорте. Такие курсы должны отвечать потребностям занимающихся разными видами спорта и физической активности на разном уровне, предназначаться для работающих в спорте на добровольной или профессиональной основе (руководители, тренеры, менеджеры, судьи, врачи и т.п.).

В Хартии увязываются проблемы спорта и окружающей среды. Так, ст. 10 определяет: «Заботясь об улучшении физического, социального, психического здоровья людей, необходимо следовать принципу, чтобы занятия спортом, в т.ч. в условиях города, на открытой сельской и водной местности, согласовывались с ограниченными источниками планеты и проводились в рамках сбалансированного управления окружающей средой, а именно:

-Учет ценности природы и окружающей среды при планировании и строительстве спортсооружений;

-поддержка и стимулирование спортивных организаций в их стремлении к сохранению природы и окружающей среды;

-повышение знаний людей и осознание ими связи между спортом и экологической ситуацией.

Статья 11 регламентирует научные и информационные обмены. В статье говорится, что должны быть созданы структуры по сбору и распространению информации о спорте по разным направлениям. Следует поощрять и проведение научных исследований по всем аспектам спорта. Должны быть достигнуты договоренности о распространении и обмене такой информацией и результатами подобных научных исследований на локальном, региональном, национальном или интернациональном уровнях.

Статья 12 посвящена финансам. В ней говорится, что следует сделать доступными ресурсы из государственных фондов (т.е. централизованных, региональных и локальных) с целью выполнения задач Хартии.

В заключительной статье, посвященной внутреннему и международному сотрудничеству, говорится, что следует создать соответствующие структуры для надлежащей координации развития и содействия спорту как между различными государственными органами и агентствами, связанными с проблемами спорта, так и с общественными организациями на всех уровнях.

Другим важнейшим документом СЕ является Европейский Манифест «Молодые люди и спорт».

Появление специального правового акта, посвященного проблеме молодежного спорта не является случайным. Дело в том, что в последние десятилетия в среде европейской молодежи проявились и стали нарастать такие негативные явления, как увеличение численности физически слаборазвитых молодых людей и лиц с избыточным весом из-за малоподвижного образа жизни, увеличение количества преступлений, совершенных молодыми людьми. Со всей остротой перед развитыми европейскими странами встала проблема молодежной наркомании, алкоголизма, табакокурения. Решение этих острейших социальных проблем невозможно без развития ФкиС, без создания соответствующих условий молодежи для занятий спортом, без интенсивной пропаганды физической активности и здорового образа жизни.

Понимание общественностью европейских стран глубины возникших проблем в молодежной среде привело к появлению Европейского Манифеста «Молодые люди и спорт, который был принят министрами стран-участниц Евросоюза в мае 1995г.

Цель принятого Манифеста — благоприятствовать политике, которая вырабатывала бы у молодых людей положительное отношение к занятиям ФкиС, в соответствии со Спортивной Хартией Европы и закладывать основы для занятий физической активностью на протяжении всей жизни. В соответствии с этой целью общественные власти на всех уровнях отвечают за создание разнообразных возможностей посредством финансовой поддержки на законодательном и других уровнях.

Согласно ст.З Манифеста, физическая активность является для молодых
людей естественной формой движения, основанной на элементах игры.
Занятия спортом должны быть нацелены на:
-развитие психических, физических и социальных качеств;
-обучение этическим ценностям, справедливости,

дисциплинированности;

-воспитание уважения к себе и другим людям, в т.ч. к группам

меньшинства;

-обучение терпимости и ответственности,- как предпосылкам жизни в демократическом обществе;

-воспитание самоконтроля и развитие положительных качеств личности; -пропаганду здорового образа жизни.

В Манифесте отмечается, что семья и школа играют уникальную роль в пропаганде активного, здорового образа жизни. Школе надлежит решить жизненно важную задачу - заложить через ФкиС основы здорового баланса межу физической и умственной деятельностью.

Статья 6 Манифеста подчеркивает, что для вовлечения в спорт молодежи необходимы хорошо продуманные и сбалансированные программы, которые должны отражать нужды и учитывать возможности всех молодых людей различного возраста и уровня развития, дифференцированно подходя к каждому из них.

В то же время занятия спортом на всех уровнях - как в школе, так и за ее пределами- должны вести квалифицированные и подготовленные учителя и тренеры, независимо от того, работают ли они на добровольной или профессиональной основе.

Далее Манифест определяет, что каждая школа должна иметь необходимое оборудование для занятий ФкиС. Все молодые люди, в т.ч. инвалиды и дети, должны иметь свободный доступ к спортивным сооружениям.

В заключительной статье говорится, что правительства должны гарантировать необходимую поддержку и предоставление средств из общественных фондов, привлекать других партнеров к сотрудничеству для достижения целей данного Манифеста.

Особое место СЕ было уделено борьбе с допингом.

Каждому спортсмену хорошо знаком термин «допинг», который происходит от английского слова dope - наркотик, дурман. Давно было подмечено, что некоторые вещества оказывают на спортсменов стимулирующее действие, - после их приема результаты повышались на три. Пять, а иногда и более процентов. Нужно ли говорить, что в тех видах спорта, где счет идет на десятые и даже сотые доли секунды такой прирост в спортивных результатах является колоссальной величиной. В свою очередь, повышение результатов ведет к побитию существующих рекордов, к победам и получению больших сумм призовых денег. Поэтому соблазн найти и применить стимулирующие вещества для спортсменов и их тренеров весьма велики.

Так, например, руководители китайского спорта вынуждены были пойти на беспрецедентный в истории Олимпиад шаг - сократили свою делегацию в Сиднее на 10%, т.к. опасались, что ряд их ведущих спортсменов не пройдет допинг-контроль. За год до сиднейских Игр китайцы сами внесоревновательным допинг-контролем уличили и дисквалифицировали 10 ведущих спортсменов и их тренеров.

На чемпионате мира 2001 г. по зимним видам спорта в Лахти шесть ведущих финских лыжников были уличены в применении запрещенных веществ. Других примеров применения допинга в современном спорте необычайно много.

Последствия применения допинга весьма негативные. Во-первых, применение стимулирующих препаратов ставит спортсменов в неравные условия, - выигрывает не тот, кто объективно сильнее, а тот, кто обладает более мощным допинговым препаратом. Такое положение противоречит правилам честной игры.

Вторая отрицательная сторона допинга состоит в том, что его применение ведет к мутациям в организме человека. Например, употребление гормонов роста - таких, как самотропин или генотропил, -ведет к таким изменениям, как укрупнение носа, подбородка, ушей. Кроме того, гормоны роста вызывают также неконтролируемый рост внутренних органов, что чревато тяжелыми дисфункциями. Передозировка стимуляторов ведет подчас к инвалидности и даже смерти спортсменов.

Перечисленные обстоятельства побудили мировое спортивное сообщество заняться законодательным регулированием применения стимулирующих препаратов-спортсменами. В частности, в ноябре 1989г. государствами-членами Совета Европы и некоторыми другими странами была подписана Конвенция против применения допинга.

Конвенция против применения допинга

В преамбуле Конвенции говорится: «Будучи озабоченными все более широким употреблением средств и методов допинга среди спортсменов во всех видах спорта, равно как и последствиями такого употребления для здоровья людей и для будущего спорта... Принимая к сведению, что эта проблема ставит под угрозу этические принципы и образовательные ценности» государства-участники договорились: в целях снижения и в конечном счете искоренения допинга в спорте принять в рамках своих соответствующих конституционных положений меры, необходимые для осуществления настоящей Конвенции.

Статья 2 Конвенции дает следующее определение допингу: «Допинг в спорте означает введение спортсменам или применение ими различных видов фармакологических допинговых препаратов или методов допинга». При этом виды фармакологических допинговых препаратов, запрещенных к применению, включаются в специальные перечни.

Государства-участники Конвенции вырабатывают меры, направленные на ограничение доступности допинга и применение запрещенных допинговых препаратов. В зависимости от каждого отдельного случая Стороны принимают законы, правовые положения или административные меры ограничения доступности допинга (в частности, положения, контролирующие перевозку, хранение, импорт, распространение и продажу), а также применения в спорте запрещенных препаратов и методов допинга, и в частности, анаболических стероидов. Кроме того, Стороны:

-оказывают своим спортивным организациям помощь в финансировании антидопингового контроля и анализов путем предоставления прямых дотаций или субсидий, либо, учитывая стоимость контроля и анализов, путем установления общей суммы дотаций и субсидий, предоставляемых этим организациям;

-принимают соответствующие меры для предотвращения представления в целях тренировки дотаций из общественных фондов тем спортсменам, участие которых в соревнованиях было приостановлено вследствие обнаружения нарушений правил о допинге в спорте, при этом на весь период отстранения от соревнований;

Например, правительство Финляндии решило на 22% сократить финансовую помощь национальной лыжной ассоциации (Р8А) из-за применения запрещенных препаратов ведущими лыжниками в 2001г. Годовой бюджет Р8А, размер которого составлял 667 тыс. долл, будет урезан на 148 тыс. Как заявил новый руководитель ассоциации Ж.Пииренен, начиная с 2001 г., финские спортсмены начнут вдвое чаще проходить тестирование на допинг.

Многие спонсоры в результате допингового скандала отказались от финансовой поддержки лыжников, а финские спортсмены на соревнованиях любого уровня стали главными объектами антидопинговой службы;

-способствуют и содействуют заключению между спортивными организациями соглашений, предусматривающих проведение допинг-контроля должным образом уполномоченными группами антидопингового контроля на территории других стран.

Конвенция предусматривает создание в каждой из стран-участниц специальных лабораторий, осуществляющих допинг-контроль. В частности, ст. 5 гласит, что каждая Сторона обязуется «создавать или способствовать созданию на своей территории одной или нескольких лабораторий антидопингового контроля, которые могли бы быть признаны согласно критериям, принятым компетентными международными спортивными организациями ».

Создаваемые лаборатории признаны:

принимать соответствующие меры по набору, трудоустройству, подготовке и переподготовке квалифицированных кадров;

проводить соответствующие программы исследований и разработок по допинговым веществам и по применяемым или вероятным методам допинга в спорте, а также в областях аналитической биохимии и фармакологии для получения лучшего представления о воздействии различных субстанций на человеческий организм и их влиянии на спортивные результаты;

оперативно публиковать и распространять новые данные, полученные в результате таких исследований.

В Конвенции подчеркивается важность осуществления информационно-просветительской деятельности, показывающей опасность для здоровья, связанную с допингом, и ущерб этическим ценностям спорта. Предусматривается также сотрудничество со спортивными организациями в целях предотвращения допинга.

Для контроля за соблюдением Конвенции странами-участниками создается Группа по рассмотрению действий, в которую делегируется по одному или более делегатов от каждой страны.

Заключение

В настоящее время система управления физической культурой и спортом в России не является оптимальной как на федеральном, так и на региональном уровне. Недостаточно используются возможности общественных физкультурно-спортивных объединений. Нормативно-правовая база в сфере физической культуры и спорта не позволяет осуществить в полном объёме конституционное право каждого гражданина России на занятие физической культурой и спортом, обеспечить полноценное становление и развитие профессионального спорта.

Приоритетными направлениями работы в сфере физической культуры и спорта является совершенствование правовой нормативной базы развития спорта в Российской Федерации, а также продолжение реформы системы управления физической культурой и спортом в рамках административной реформы. Необходимо совершенствование системы управления и организации физической культуры и спорта; разработка новых организационно-управленческих решений, направленных на создание эффективной системы. Необходима более чёткая межведомственная и межрегиональная консолидация действий органов государственной власти и общественных организаций.

Предполагается также создание и развитие специализированных структур, обеспечивающих и поддерживающих профессиональную деятельность спортсменов (их комплексное, организационное, методическое, консультационное, медицинское и иное обслуживание).

Необходимо усиление роли Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в вопросах регулирования и управления физической культурой и спортом.

Литература

1. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6076.

2. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2007. № 50. Ст. 6242.

3. Международная конвенция о борьбе с допингом в спорте (Париж, 19 октября 2005 года) // СЗ РФ. 2007. № 24. Ст. 2835.

4. Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52024-2003 "Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования". Принят постановлением Госстандарта России от 18 марта 2003 г. № 80-ст. – М.: ИПК Издательство стандартов, 2003

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 916 "Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи" // СЗ РФ. 2002. № 1. (ч. II). Ст. 39.

6. постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 916 "Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи" // СЗ РФ. 2002. № 1. (ч. II). Ст. 39.

7. Указ Президента Российской Федерации от 6 июля 2002 г. № 692 "О стипендиях Президента Российской Федерации спортсменам – членам сборных команд России по олимпийским видам спорта и их тренерам" (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2002. № 27. Ст. 2680.

8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп.) // Российская газета. 2001. 31 декабря.

9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

10. Указ Президента Российской Федерации от 3 декабря 2003 г. № 1423 "О стипендиях Президента Российской Федерации спортсменам-инвалидам – членам сборных команд России по параолимпийским и сурдоолимпийским видам спорта и их тренерам" (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2003. № 49. Ст. 4756.

11. Указ Президента Российской Федерации от 3 декабря 2003 г. № 1423 "О стипендиях Президента Российской Федерации спортсменам-инвалидам – членам сборных команд России по параолимпийским и сурдоолимпийским видам спорта и их тренерам" (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2003. № 49. Ст. 4756.

12. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изм. и доп.) // Парламентская газета. 2004. 28 декабря.

13. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изм. и доп.) // Парламентская газета. 2004. 28 декабря.

14. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп.) // Российская газета. 2001. 31 декабря.

15. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

16. Вапнярская О.И., Золотов М.И. Зарубежный опыт управления массовым спортом // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 3.

17. Соколов А.С. Роль и участие местных органов власти Германии и Франции в развитии физического воспитания и спорта. // Теория и практика физической культуры. 1999. № 4. С. 45-49.

18. Государственный совет РФ (материалы заседания Государственного совета РФ и официальные документы). – М., январь 2002. С. 195.

Кузьмичева Е.В. Зарубежный опыт формирования сооружений для физкультурно-оздоровительных и массовых спортивных занятий населения // Теория и практика физической культуры. 1997. №3