Главная              Рефераты - Культура

Изготовление игрушки - реферат

Содержание

Введение

I. История игрушек в России

1) История «советской» игрушки

2) Забытые народные игрушки

3) Социологическое значение игрушек

4) Функция игрушек в обществе

Игрушки из разных материалов

1) Деревянная игрушка

2) Зольная кукла

3) Фарфоровая кукла

4) Мягкие игрушки (Шитая кукла в одежде)

5) Игрушки из пластика

II. Выписка из методических программ

III. Методика проектирования и выполнение дизайна игрушки на уроках изобразительного искусства

Приложение

Используемая литература

1. Дорофеева З. Е., Сазонова Ю. В. Игрушка в жизни студента // Социологические исследования. 2002. №6 (218).

2. Абрамова И. Всё равно тебя не брошу…// Витебский курьер. 2004. №87

3. Игрушка Горьковского края. Загорск, 1933. С.4

4. Оршанский Л.Г. Игрушки // Статьи по истории, этнографии и психологии игрушек. М. - Петроград, 1923. С.101

5. Бартрам Н.Д. Воспоминания о художнике // Избранные статьи. М., 1979. С.46, С.50-51.

6. Байковская О.Ф. Просмотр массовой продукции артелей. // Игрушка. М., 1950. С.37

7. Флерина Е.А. Игра и игрушка. М., 1973. С.23

8. Барби портит девочек // http://www.rususa.com/news/news.asp-nid-2795-catid-8

9. Бредникова О., Кустафьева З. Старая вещь как персонаж блошиного рынка // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2004. №34

10. Рудаков А. Мистика русской души.


Введение

Игрушка - важнейшее составляющее любой культуры, отражающее национальные традиции и географические особенности. Детские игрушки – это жизнь в миниатюре, можно сказать фундамент на котором формируется мироощущение ребенка, по этому, именно от них во многом зависит формирование личности. Люди с древних веков понимали это и давали своим детям именно то, что было близко им самим: мечи, фигурки животных, нарядных кукол.

Игрушка во все исторически эпохи была связана с игрой – ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Однако конкретно – исторические условия каждой эпохи накладывают отпечаток на содержание игрушек и направленность игр. Е. А. Аркин заключает свое сравнение: устойчивость детской игрушки, ее универсальность, неизменность ее основных форм и выполняемых ею функций – очевидный факт, и, может быть, именно очевидность этого факта была причиной того, что исследователи не считали нужным останавливаться на нем или подчеркивать его. Странным должно казаться, что ребенок, рожденный и растущий в условиях культуры ХХ в., пользуется сплошь и рядом как источником радостей и орудием для своего развития и самовоспитания той же игрушкой, которая является достоянием ребенка, рожденного от людей, которые по своему умственному развитию близки к обитателям пещер, растущего в условиях самого первобытного существования. И эти дети столь отдаленных друг от друга эпох человечества проявляют свою глубокую внутреннюю близость тем, что они не только получают или сами создают спорные игрушки, но что еще более поразительно, тем, что делают из них одинаковое применение.


История игрушек в России

На первых ступенях развития все народы земного шара давали детям то, что забавляет их самих – изображения птиц, животных или существ в которые они верят.

Игрушка - важнейшее составляющее любой культуры, отражающее национальные традиции и географические особенности. Детские игрушки – это жизнь в миниатюре, можно сказать фундамент на котором формируется мироощущение ребенка, по этому, именно от них во многом зависит формирование личности.

Люди с древних веков понимали это и давали своим детям именно то, что было близко им самим: мечи, фигурки животных, нарядных кукол и т.д.

Изготавливали игрушки из любых подручных материалов. Сначала кости, дерева, глины и растений, позже из тряпочек, стекла, кожи и железа и уже значительно позже в ход пошла резина, пластик и другие химические материалы.

Раньше к игрушкам относились очень уважительно. Их никогда не оставляли как попало, а хранили в специальных корзинах или сундуках. Мало того, игрушки несли в себе не только воспитательный элемент, но порой и обожествлялись, участвуя во многочисленных обрядах или выступая оберегами. История русских игрушек интересна с первых страниц.

Конечно же, далекое прошлое связано с бесконечными войнами. Мальчики с ранних лет представляли себя сидящими на коне, а в их руке вместо палки должен был сиять меч.

Подобные игрушки много веков не выходили из моды. Первые экспонаты музеев игрушек датированы 12-13 веками, хотя можно с уверенностью сказать, что подобные игрушки были и раньше.

Девочки же в основном играли фигурками изображающими людей и животных, отражающих быт сословия к которому относилась семья. Подобная традиция сохранилась до сих пор, только выглядеть они стали иначе.

Как уже упоминалось ранее, куклы в давние времена далеко не всегда были лишь забавой, порой им отводилась весьма значительная роль. Например, по верованию наших предков зарождение новой жизни воспринималось как милость и расположение божественных сил, но сам процесс рождения связывался с чем-то греховным и нечистым. В родовых муках людям виделось присутствие злых сил, терзающих роженицу и младенца.

Мужчине, в этом процессе отводилась активная роль, он всегда присутствовал при рождении и должен был обеспечить защиту от нечистой силы, совершая различные обряды. Эти обряды назывались «кувада». В предбанник выставлялось лукошко с куриными яйцами, на которое мужчина садился, делая вид, что высиживает их. При этом отец должен был так же неистово кричать, подражая роженице, чем выманивал злых духов в предбанник.

Чтобы обманутые духи не вернулись, мужчине подкладывались специальные обрядовые куклы - Кувады, которых пеленали и держали как младенца. Считалось, что именно в них вселяются злые духи, спутав их с настоящим ребенком, и по этому Кувад после родов сжигали во время специального обряда очищения.

К концу 19 века люди забыли истоки древнего обряда, а куклы остались и приобрели новую мистическую направленность. Теперь они вывешивались над колыбелью после крещения младенца, всё также оберегая его от козней злых духов. После эти куклы служили оберегами для детей и дома, пока родители уходили работать. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, что помогало развитию зрения младенца.

Если вы заметили, игрушки до сих пор развешивают вокруг колыбели, только уже не приписывая им мистических свойств.

Большое распространение в те времена получили так же куклы Столбушки. Получили они такое название из-за того, что их основой являлся березовый столбик, одетый в платьице. Отличительной чертой таких игрушек было то, что они могли устойчиво стоять, по этому ими охотно украшали дома и использовали для розыгрыша различных сценок на молодежных гуляниях.

По свидетельству этнографов начала 20 века, в некоторых крестьянских домах насчитывалось до сотни кукол Столбушек.

В давнее время игрушки практически не менялись, но к концу 19, началу 20 века в этой сфере произошел невиданный скачек, связанный в первую очередь с тем, что игрушки стали товаром, нашедшим своего покупателя.

С каждым десятилетием игрушки начали становится все красивее, ярче, сложнее и приближеннее к реальности.

Опять таки во многом особенности игрушек завесили от того, для какого сословия они были изготовлены. Одновременно с такими вот незамысловатыми коньками, существовали уже и фарфоровые куклы в дорогих нарядах идентичных настоящим, в руках у которых могли быть столь же настоящие веера или зонтики.

В двадцатом же веке игрушки начали меняться с такой скоростью, что рассматривать их нужно уже отдельными десятилетиями. И уж тут можно полноправно говорить о моде на игрушки.

История «советской» игрушки

История «Советской» игрушки насчитывает многие десятки лет. В 1918 году Наркомпрос основал Музей игрушки с целью изучения истории и этнографии игрушки.

В начале 20-х годов ХХ в. и для людей, и для кукол наступили трудные времена. Из-за войн и революции хозяйство страны было сильно разорено, промышленность пришла в упадок. Производство игрушек на какое-то время совсем прекратилось, так что в те годы кукол покупали как в старину, лишь на базарах и ярмарках у кустарей – одиночек. Но, уже несколько лет спустя, в местах традиционных народных промыслов начинают восстанавливаться артели и фабрики. В это время не делают роскошных дорогих кукол с фарфоровыми головами и в богатых платьях. И материалы, и куклы стали проще – в кукольном мире, как в зеркале, отражается то, что происходит в это время в стране. Несмотря на всю свою простоту, куклы отнюдь не были хуже, чем раньше. Они не утратили свою очаровательность, пусть даже и были сделаны «из тряпок и набиты ватой, а одежда сшита из отходов дешёвой ткани». Нарисованные личики этих кукол, а также модные платья, украшенные цветами – розетками из марли, напоминали их счастливым владельцам красивых героинь немого кино.

Московская артель «Забава детей» в те годы выпускала тряпичных кукол: работниц в красных косынках, почтальонов, пожарных, молочниц. Загорские мастера (Сергиев Посад тогда переименовался в Загорск) вытачивали красноармейцев, матросов, уличных регулировщиков, пионеров – барабанщиков. А для мальчишек из жести и из папье-маше лепили коней и каталок.

Немного забегая вперёд, хотелось бы отметить, что в последующие годы, а именно в 50 – е, «лошадки были самой популярной игрушкой».

Возвращаясь к более раннему периоду, следует отметить, что Великая Отечественная Война отбросила производство игрушек назад.

После 1930 года началась работа по созданию новой «советской» игрушки, которая бы отражала эпоху и нового человека – строителя социализма. Формирование нового типа личности, основанного на социалистических нормах, ценностях и стереотипах поведения, требовало создания новых образцов игрушки. В мае 1932 года был основан Всесоюзный научно - исследовательский институт игрушки в г. Загорске (ВНИИИ) с филиалом в г. Вятке. Это были единственные в мире научные учреждения.

Как уже отмечалось выше, ВОВ приостановила производство игрушек. Но к 1943 г. оно возобновилось.

В 1948 году в СССР был проведён республиканский конкурс на новые образцы игрушек. Он был организован при помощи Управления промышленной кооперации при Совете Министров РСФСР. Артель имени 8 Марта (г. Москва) подготовила серию кукол (размером 40 и 25 см) по образцам художников Е.Е. Борисовой и М.Н. Бартрам. Авторы воспроизвели в моделях игровых кукол образцы советских людей разных специальностей, профессий и занятий. Куклы – мальчики и куклы – девочки одеты в различные костюмы и снабжены ролевыми и профессиональными атрибутами. Они представляют нахимовца, суворовца, лётчика, пограничника, врача, шахтёра, рабочего. Все эти куклы были названы соответственно: «Физкультурница», «Суворовец», «Врач», «Пограничник», «Школьница», «Нахимовец» и др.

Подробнее хотелось бы остановиться на 50 – х годах ХХ в., а именно, рассмотреть некоторые из моделей игрушек этого периода.

В 50 – е годы возобновляется производство популярных перед войной целлулоидных пупсов и уточек для малышей. Куколки, сделанные из резины, точно копировали детей этого времени – их причёски, платья и короткие штанишки на лямках, башмаки, пальто и т. д.

Разрушенное войной хозяйство постепенно восстановилось. В производстве игрушек появились новые технологии и материалы. Кукольная промышленность набрала темпы, и игрушки начали изготавливать большими партиями.

Что касается вышеупомянутой популярности игрушек – лошадок, то их существовало несколько разновидностей, и они имели разные названия. «Например, «Лошадка малая» изготавливалась из папье-маше, её окрашивали разноцветными масляными красками, соответственно определённой масти. Ушки были изготовлены из кожи. Обязательной была уздечка, изготовленная из разноцветной тесьмы». Помимо этой модели были также «Лошадка средняя», основное отличие которой заключалось в том, что у неё имелись колёса, и её можно было возить по полу. «Лошадка героическая» напоминала о подвигах кавалеристов. Но мечтой каждого мальчика была «Лошадка озвученная». Голова её была подвижной, но самое интересное в том, что она умела ржать. Специально для этого, внутрь лошадки вставлялось звуковое устройство. Естественно, что цена её была дороже, чем у предыдущих.

Помимо лошадок изготавливались такие игрушки, как «Мишка», которого шили из чёрного или коричневого плюша и набивали ватой, стружками или опилками, «Собачка», изготавливаемая также из плюша.

«Познавательно – техническую нагрузку несла игрушка «Ветряная мельница». Её делали из отходов фанеры… Она крепилась к небольшой площадке. Крылья мельницы можно было приводить в движение путём вращения прикреплённой оси и короткого шнура…».

Таковым является ассортимент игрушек поколения 50 – х годов. Но это не означает, что нужно ограничиваться лишь им. Кроме этого, на фабриках выпускали кукол, различные машинки и т.д.

Забытые народные игрушки

ТАРАХТУШКИ, то есть погремушки, делали из различного материала: из дерева в виде точеного шарика; на деревянной ножке, а внутрь помещали горох или мелкие камушки. Из березовой коры в виде 6- или 8-угольных коробочек; рог от козы или коровы, затянутый пузырем с горохом внутри. Пузыри домашних животных промывали, клали несколько горошин, надували, завязывали и сушили - тарахтушка готова.

СОЛОВЕЙ. Это глиняный горшочек, величиной с яблоко. Имеет носик, как у чайника, и несколько отверстий, наполняется водой и при вдувании образует мелодию, которая отвлекает и забавляет ребенка.

РЕВУНЫ. Получались из плодов акации и соломинок. Крепко натягивая листочек пырея, ленточку, листочек бересты, коры, стебельков, можно произвести пронзительный звук пищания.

КУБАРЬ. Небольшой деревянный шар или цилиндр на коротенькой ножке, похожий на волчок, пускали по полу, земле или по льду. При игре дети подхлестывали его кнутиком и этим заставляли вертеться его без конца. Иногда дети спорили, кто дальше угонит кубарь или перегонит его через песок, лужу или грязь.

ДЗЫК. Берут обыкновенную пуговицу, вставляют в дырочку тоненькую палочку, один конец которой заостряют, а за другой берут пальцами и приводят в движение - происходит легкое жужжание.

ФУРЧАЛКА. Берется тоненький кружочек или пластинка из дерева, свинца, кости; посередине делают две дырочки и протягивают две ниточки. Закрутив нитки, начинают быстро дергать их руками, то натягивая, то ослабляя. От этого происходит быстрое вращение и особый шум фурчания.

ТРЕЩОТКИ. Бывают двух видов: деревянный валик с рукояткой и трещотка из 10-15 дощечек.

Трещотка, кроме забавы, имела распространенное применение при охране фруктовых садов от птиц, а в дальнейшем как шумовой инструмент при исполнении песен.

ПИЛЬЩИК. Это довольно остроумная игрушка, напоминающая собой качание маятника. Была популярна в Туле, Нижнем Новгороде. ^ Пильщика ставят на край стола, а нитку с камнем опускают вниз. Дают легкий толчок по его голове, и он качается довольно долго, натягивая нитку о край стола.

СОЛДАТ С САБЛЕЙ. В плечо деревянного солдатика вставляли валик. К валику прикрепляли деревянную саблю или куриное перо. Ставят куда-нибудь на ветер, и когда он подует, солдатик делает движение саблей. Распространена в Вятской губернии.

ПЛЯСУНЫ. Из дерева вырезают двух человечков, у которых руки и ноги слабо привязаны нитками. Плясуны нанизываются на конский волос, который еле-еле заметен. При подергивании плясуны смешно двигаются, кажется, без видимой причины.

КУЗНЕЦЫ. Два деревянных бруска кладут один на другой, на них верхом усаживают две фигуры с молотками в руках, а в середине - наковальня. Затем бруски начинают разводить в разные стороны, и куклы двигаются, создавая эффект работы в кузне.

КОЗЮЛЬКА. В деревянный ящик величиною с портсигар укрепляют спирально вырезанную деталь, к ней приделывается иголка-жало и прикрепляется нитка. Нитка расположена в коробочке по лабиринту спирали, и, когда играющий дергает за конец, который торчит из коробочки, высовывается "козюлька" с игольчатым жалом.

МЕЛЕНКИ. Делают два или четыре крыла на подобие мельничных крыльев. Эти крылья надевают на валик, а валик - на палочку и выставляют против ветра. От ветра они свободно крутятся и приносят детям большое удовольствие.

ЦЫКАЛКА. Похожа на современный шприц, только дети изготовляли ее из твердого стебля дикого морковника, борца и тому подобное.

В нее набирали воду и устремляли довольно далеко.

ГЛИНЯНЫЕ ИГРУШКИ В ВИДЕ ХЛЕБОВ. В старой Рязани были найдены детские игрушки в виде хлебов. По этим игрушкам можно представить, каким был хлеб в то время. Дети, играющие с глиной, с большим реализмом передали Хорошо поднявшийся хлеб. Верхняя часть хлеба покрыта шахматными нарезками. Такими нарезками, должно быть, покрывались "чистые хлеба" для лучшего вкуса корки и для красоты.

КУКЛЫ. Куклы быстро Совершенствовались, от деревянных до восковых, глиняных и фарфоровых. Куклу всегда старались приблизить к реальному женскому образу и даже придумали движущиеся руки, ноги, глаза.

У славян кукла имела глубокий смысл - оберегала и походила на идола -Берегиню - пышную куклу и помещалась над крыльцом, на окнах. Позже на Русибыли популярны куклы-лихорадки. Хозяйка шила обязательно 12 штук - на 12 месяцев в году от 12 страшных болезней. Шила, чтобы угодить Лихоманкам, трясучкам, то есть задабривала духов разных болезней. Каждая имела свое имя

Трясея, Ледея, Пухнея, Желтея, Коркуша, Грудица, Огнея, Глядея, Нивея.

У крестьян была популярна кукла-закрутка. Какая-нибудь тряпица свертывалась в скалку, перетягивалась ниткой голова и сверху покрывалась лоскутком, заменяющим платье. Иногда их называли "рясочки".

Каждая девочка умела делать и куклу-стригунок из соломы. Пучок соломы перекручивался и так получалась голова. Между двумя пучками просовывался меньший пучок - и получались руки. Оформляли куклу по-разному: и приделывали косу, и вязали платок, и из негодного тряпья даже изготовляли платья.

Совсем бедные дети вынуждены были делать кукол даже просто из поленьев, обмотав их чем-нибудь.

В Московской губернии делали кукол из глины и мела. У детей из зажиточных семей в ходу были куклы с фарфоровыми головками. Кукла всегда помогала развивать добрые, семейно-нравственные понятия и правила.

Есть такая примета: когда дети много и усердно играют в куклы, в семье будет прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками - быть в доме беде. Верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка, поэтому она всегда рядом с ним - и в играх, и во сне. Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода. Например, народы Средней Азии верили, что кукла приносит хороший урожай, если девушка играет с ней до самого замужества.

В русской деревне тряпичная кукла - наиболее распространенная игрушка. Она была в каждом крестьянском доме, а в некоторых семьях кукол насчитывали до сотни.

Тряпичные куклы дети начинали "вертеть" с пяти лет.

КУКЛЫ-ПЕЛЕНАШКИ делались из всего, что имеется под рукой. Пеленали и полено, и деревянную ложку, и пучок соломы.

КУКЛЫ-СТРИГУНКИ делались из соломы.

КУКЛЫ-НЯЖОШКИ из чистых тряпиц, чтобы ребенок перед сном мог ее обнять и даже поцеловать.

Социологическое значение игрушек

Как известно, игрушки несут в себе не только развлекательную функцию, но и обучающую, социализирующую.

«Л.Г. Оршанский справедливо отмечал: «Нельзя в игрушке интересоваться только элементом обучения, педагогической стороной; недостаточно также психологической стороны, потому что здесь есть и первое, и второе, и ещё много иных сторон».

Социологическое изучение игрушек и игр дополняет педагогическое, психологическое, искусствоведческое и обладает спецификой. Связанную с обществом область изучения игрушки можно условно разделить на два аспекта: "игрушка в обществе" (социологический аспект) и "общество в игрушке" (социолого-искусствоведческий аспект).

Первый аспект связан с изучением функционирования игрушки в обществе. В этом аспекте игрушки могут изучаться как средство социализации личности в структуре того или иного общества, его подсистем. Как писал игрушковед Н.Д.Бартрам, "каждая из этих игрушек есть одно из звеньев, хотя бы и мельчайших, закономерного построения различных культур".

К первому же аспекту относится вопрос, связанный с влиянием общества на развитие игрушек, т.е. изучение социальных факторов, влияющих на появление новых и исчезновение старых образцов игрушек и развитие их тем и образов.

Второй аспект невозможно считать чисто социологическими. Его рассмотрение находится на стыке социологии и искусствоведения. Он связан с вопросом, как и почему то или иное общество отражено в игрушке, какие элементы социальной системы находят выражение в темах и образах игрушек. Бартрам считал, что "каждая страна выражается в своей игрушке по-своему, характеризуя ту или иную эпоху".

Взгляды Д. Б. Эльконина позволяют рассматривать игрушку в качестве средства передачи общественного опыта. Различные типы игрушек способствуют передаче разнообразного культурного, социального и общественного опыта.

В 50-е гг. в практической работе советских педагогов и детских учреждений была принята следующая рабочая группировка игр и игрушек:

1) игрушки для творческих сюжетных игр (например, куклы);

2) игрушки-занятия (настольные игры, полуфабрикаты, стройматериалы, конструкторы и др.);

3) технические игрушки (машины, трактора и т.д.);

4) игрушки для подвижных и спортивных игр;

5) декоративные карнавально-праздничные игрушки.

Мы видим, что игрушки обладают различными функциями и нацелены на трансляцию различного опыта: ценностей, норм и стереотипов поведения.

Многие из вышеперечисленных игрушек имеют общие признаки: они образны и сюжетны. К ним относятся куклы, технические игрушки, декоративно-праздничные игрушки. Образные и сюжетные игрушки содействуют "творческой подражательной игре, через которую ребенок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт, расширяет его... Они направляют внимание ребенка на те или иные явления окружающей жизни, определяют содержание игры, дают направленность интересам, переживаниям".

Отражательная функция образной и сюжетной игрушки отмечалась давно: "Обладая целым рядом самых различных ценностей, - писал Н.Д.Бартрам, - игрушка по своему существу делится на игрушку как "радость ребенка" и игрушку, отражающую жизнь, являющуюся как бы ее зеркалом". К этому сравнению следует добавить, что игрушка специфически - "игриво" отражает природу, социум, объекты культуры и технические достижения и фантазии общества. В игрушках, отражающих реальные объекты, содержание игрушек игриво преломляется в их форме, т.е. трактуется на игрушечный лад. В.П.Пряхин называл эту специфику "своеобразием изобразительного языка игрушки". Элементы социальной системы специфически отражаются в советских игрушках.

Следует отметить, что социологическое изучение игрушек советского общества обладает спецификой, которая проявляется в определении, прежде всего, предмета изучения, а также, цели, задач и объекта изучения. Социологический подход интересен тем, что позволяет использовать специфический угол научного зрения на игрушку и выявить неизвестные стороны ее функционирования, известные же - рассмотреть полнее.

Игрушки из разных материалов

1) Деревянная игрушка

2) Зольная кукла

3) Фарфоровая кукла

4) Мягкие игрушки (Шитая кукла в одежде)

5) Игрушки из пластика


Используемая литература

1. Абрамова И. Всё равно тебя не брошу…// Витебский курьер. 2004. №87

2. Байковская О.Ф. Просмотр массовой продукции артелей. // Игрушка. М., 1950

3. Бартрам Н.Д. Воспоминания о художнике // Избранные статьи. М., 1979.
Игрушка Горьковского края. Загорск, 1933.

4. Оршанский Л.Г. Игрушки // Статьи по истории, этнографии и психологии игрушек. М. – Петроград, 1923.

5. Пряхин В.П. История советской игрушки за 60 лет (педагогический, художественный и производственно-товарный аспекты) // Автореферат кандидатской диссертации. М., 1979

6. Флерина Е.А. Игра и игрушка. М., 1973.

7. Юрина Н. Г. Как куклы пережили войны и революции // Куклы. М.: Слово, 2002.

8. Наши детки – малолетки. Как современные игрушки влияют на детей //
http://natali.pozitifff.com/modules.php
Барби портит девочек // http://www.rususa.com/news/news.asp-nid-2795-catid-8