Главная              Рефераты - Культура

по Культурологии 4 - контрольная работа

1 вариант

17.Трагедия противостояния: человек национальной эпохи Просвещения.

34.Духовный и культурный потенциал Запорожской Сечи.

43.Культура Украины на изломе столетий (конец 90х ΧІΧст.- 1917г. ΧΧст.)

50.Проблемы, потери и достижения украинской культуры 60х – 90х гг.ΧΧ ст.


17 . Мыслителей XVII в. волнует тайна человека, его предназначенность, загадка его природы, его место в обществе и мироздании. Они пытаются также распознать его добродетели и пороки, наклонности и страсти, нравственные падения и искания. Представление о двойственности человеческой натуры поддерживалось и самим развитием теоретического знания. Галилей положил начало современной науке. Она предстала в его трудах как новый способ познания природных явлений.

Конечно, осмысление результатов этого познания все еще осуществлялось в русле прежней "натурфилософии". Но постепенно методы и концептуальные средства, которые использовались наукой, стали расходиться с арсеналом традиционной философии. Наука все более рассматривалась как род особого мышления, отличающегося от философии.

Но и внутри философии произошла определенная переориентация. Она обнаружила свою продуктивность в сфере гуманитарного знания - в теории познания, этике, политической философии, в философии истории, образования, религии. Иначе говоря, философия раскрывала свой потенциал в тех областях, которые были непосредственно связаны с деятельностью человека, его жизненными проблемами. Возникало своеобразное противопоставление науки и философии.

Классическим выражением этого противостояния, возможно, стало картезианское разграничение мыслящего и протяженного. Первое относилось к области философии, второе - к области математического естествознания. Применительно к человеку это означало, что его телесность есть воплощение природного начала. Тело человека - это своеобразный механизм, и, стало быть, естествознание призвано изучать такое проявление природы. Что касается "истинного человека", то он остался в ведении философии. Как отметил швейцарский философ Э.Агацци, современная философия "открыла субъекта". Это означает, что философия Просвещения предоставила науке изучение природы, но сохранила за собой изучение человека.

Эпоха Просвещения, как известно, составила важный этап в развитии европейской истории. Она противостоит нынешней философии как своеобразная духовная формация, имеющая собственные мировоззренческие посылки. Миссионерство просветителей базировалось на признании того, что история человечества, несмотря на все случайности, имеет внутреннюю линию развития, а именно: всеобщий прогресс разума и движение ко все большему совершенству. Поэтому самосознание современной им эпохи рассматривалось как истинное историческое сознание.

Первоначальные либерально-просветительские представления о неисчерпаемых возможностях просвещения были связаны с идеалом независимой и разумной личности. Эпоха Просвещения породила культ "автономного человека", способного трезво и глубоко оценивать явления, идеи, нравственные поступки и их следствия. Рационализм и критицизм объявлялись универсальной характеристикой человека.

Пафос разума, знания и основанного на них прогресса выразился в философии Просвещения наиболее полно и отчетливо. Вневременная, внеисторически понятая, всегда тождественная себе "разумность" в противоположность "заблуждениям", "страстям", "таинствам" рассматривалась просветителями как универсальное средство совершенствования общества. Прогресс осмысливался ими как результат распространения истинных идей, которые постепенно устраняют загадки и чудеса мира, пронизывая его светом разумности.

Высоко оценивая разум отдельной личности, идеологи Просвещения видели причину рационального поведения индивида, его разумности в "человеческой природе". Но эти антропологические посылки не получили у мыслителей XVIII в. сколько-нибудь последовательного разъяснения. Разумность как критерий всеобщей связи между людьми не обосновывалась, а постулировалась.

Разумеется, просветители уделяли значительное внимание человеческой субъективности, т.е. таким компонентам внутреннего мира личности, как разум, чувства, воля. Однако особый акцент они делали именно на разуме, который будто бы обеспечивает относительную целостность личности, отвращая ее от пороков, страстей и других проявлений эмоций. Это не позволяло мыслителям Просвещения последовательно раскрыть проблему человеческой индивидуальности.

С одной стороны, уже в середине XVIII в. Ж.Ж.Руссо секуляризировал таинство покаяния, т.е. исповедь, которая одушевлена раскаянием перед Богом за совершенные грехи. Руссо истолковал покаяние как акт человеческого поведения, совершаемого не для Бога, а для самого себя. Желание получить признание и прощение у своих собратьев устраняло религиозное чувство оправдания, избавления от грехов милостью Божией. Рождалось совсем иное переживание, сопряженное с поиском понимания у другого человека. Так в европейской литературе возникают письма, исповеди, дневники, автобиографии, которые требовали от их автора и от того, к кому они обращены, чтобы те были индивидуальностями, способными понять мир человеческих признаний, откровений.

Именно с периода ранних буржуазных революций в европейской философии началось неслыханное возвышение личности. Глубинный смысл Французской революции 1789 г. в том, что она утвердила великие принципы свободомыслия, которые вошли в плоть и кровь мировой культуры. Она интегрировала в себе плоды Реформации и Просвещения, которые подготовили глубокие интеллектуальные и нравственные повороты в истории.

Блестящая плеяда выдающихся мыслителей (Вольтер, Руссо, Монтескье, Гельвеций) с присущим им блеском показывали, что старый порядок, пронизанный аморализмом и лицемерием, знаменующий вырождение правящих элит, отягощенный мертвящим догматизмом и схоластикой, противостоит разуму, находится в конфликте с самой природой человека, его стремление к гармоническому обществу, свободному от сословного неравенства и монархического произвола, обществу, в котором частный интерес каждого совпадал бы с общечеловеческими интересами.

34 . Образование и становление Запорожской Сечи было следствием возникновения и развития всего украинского казачества. Созданная в первой половине 16 в. запорожскими казаками, которые были авангардом украинского казачества. Запорожская Сечь из военного центра развилась в своеобразное государственное образование - казацкую христианскую православную демократическую республику. Она имела демократическое социально-политическое устройство, особую военную организацию, своеобразный жизненный уклад, быт и обычаи.

Начало Запорожской Сечи положила казацкая крепость, возведенная в 50-х гг. 16в. на острове Малая Хортица украинским православным князем Дмитрием Вишневецким. Собрав казаков на Хортице, он защищал Украину от турецко-татарских нападений. Казацкая Сечь была настоящей крепостью: вокруг неё казаки выкапывали глубокие рвы, насыпали высокие земляные валы, на которых сооружали оборонительные башни с бойницами. Там стояли пушки, постоянно дежурили вооружённые казаки. Посредине Сечи находилась просторная площадь. На площади происходили казацкие войсковые рады, на которых решались все вопросы повседневной жизни. Площадь окружали казацкие жилища - курени, построенные из деревянных колод либо плетённые из лозы и покрытые камышом; канцелярия, пушкарня, церковь, дома старшины. Все эти сооружения были хорошо приспособлены для обороны.

Запорожская Сечь имела своеобразную государственную, общественную и военно-административную организацию, впитавшую в себя традиции минувших времён. На общих войсковых радах казаки ежегодно избирали старшину: кошевого атамана, которому принадлежала высшая власть в Сечи, писаря (вёл канцелярию), есаулов (управляли войском), обозного (командовал артиллерией), судью (занимался судопроизводством). Старшине вручались знаки власти - клейноды (хоругвь, бунчук, булава, перначи, чернильница, печать, духовые трубы, литавры и т. п.).

По версии Д. И. Яворницкого приём в Запорожскую Сечь новоприбывшего осуществлялся при выполнения следующих условий:

он должен был быть вольным и неженатым (определение "вольный" подразумевало, что прибывший мог быть дворянином, поповичем, казаком, татарином, турком);

должен был хорошо говорить малорусской (украинской) речью (если прибывший был не украинцем, он должен был забыть свой родной язык и разговаривать по-украински);

должен был присягнуть на верность русскому царю (поклявшись в церкви, что будет верно и до конца жизни служить государю);

должен был исповедовать православную веру, соблюдать посты, знать символы веры и молитвы (если пришедший был католиком или лютеранином, то должен был принять православие, если - иудеем или мусульманином, то креститься в православную веру);

должен был пройти полное обучение по прибытию в Сечь - изучить войсковые порядки, выучиться "сечевому рыцарству", и только после этого записываться в "испытанные товарищи", что могло произойти не раньше, чем через семь лет).

Вновь принятым казакам давались новые фамилии на казацкий манер: Не-Ридай-мене-мати, Шмат, Лисиця, Не-пий-пиво, Не-пий-вода и т. д.

В войсковом отношении Запорожская община делилась на 38 куреней. Курень подразумевал собой в войсковом значении - сотню, полк, самостоятельную часть Войска. Слово курень имело двойное значение. Оно также означало и жилище запорожцев. По внешнему виду жилой курень представлял собой длинную казарму, длиной 30 метров и шириной около 4 метров. Наиболее подходящим сравнение с современной организационно-штатной структурой вооруженных сил для куреня подходит понятие "рота".

Духовная жизнь. Запорожские казаки были глубоко верующими людьми, они придерживались христианской православной веры. Церковь освящала все важнейшие этапы жизни и деятельности казаков. В основе миропонимания казаков, своеобразным идеологическим фундаментом казацкого государства были свободолюбивые и национально-религиозные основы. Глубокая религиозность, ревностная защита православной веры - характерные признаки духовной жизни Запорожья. Достаточно сказать, что вступление в запорожское общество начиналось с вопроса: "В Бога веруешь?" Именно православие, очевидно, в значительной степени повлияло на формирование романтической модели рыцарства, которым стало запорожское казачество. Ведь в православной системе ценностей глубокая духовность противопоставляется корыстному индивидуализму, а материальные интересы отходят на второй план. О благосклонном отношении казаков к религии свидетельствует существование в пределах Вольностей Войска Запорожского Низового более 60 церквей.

Лишь только в 1620 году православная церковь начала возрождаться, на территории современной Украины появилась православная иерархия. Это произошло благодаря дипломатическому таланту гетмана Петра Сагайдачного и поддержке народа.

К середине XVII столетия духовенство и церковь Сечи принадлежали киевскому митрополиту, через него признавалось верховенство вселенского иерусалимского патриарха. Важными чертами запорожской церкви были демократичность и автономность от царизма и от высшей русской церковной иерархии.

Анализ писем старшин Войска Запорожского свидетельствует о том, что это были люди грамотные, писали по-украински не только грамотно, но и стилистически правильно. Грамотные люди высоко ценились на Сечи, потому что "они святое письмо читают и темных людей добру научают".

Кроме этого, в самой Сечи, были свои школы. Запорожские школы разделялись на сечевые, монастырские и церковно-приходские. В сечевых школах обучались мальчики, насильно уведённые казаками на Сечь или привезённые своими родителями. Школа монастырская существовала при Самарском Пустынно-Николаевском монастыре. Школы церковно-приходские существовали при всех приходских храмах на территории Войска Запорожского.

43 . Украинская культура второй половины XIX века, несмотря на все преграды, продолжала успешно развиваться. Этому способствовали: во-первых, реформы 1860-1870-х годов (отмена крепостного права, судебная, земская, городская, образовательная реформы), во-вторых, бурное развитие капиталистических отношений.

В образовании изменения стали ощутимыми уже на грани 1860-х годов. Молодая интеллигенция, студенты, объединившиеся в общины, активно занимались созданием воскресных школ. В 1862 г. в Украине их действовало свыше 110. Преподавание во многих из них велось на украинском языке, изданные были буквари и учебники, в том числе "Букварь" Т. Шевченко. Во второй половине XIX в. заметное возвышение происходило в гуманитарных науках, особенно в исторической. Таким образом, вторая половина XIX в. была сложным и противоречивым периодом в развитии украинской культуры. Несмотря на трудности, культура обогатилась выдающимися достижениями практически во всех ведущих отраслях.

В начале ХХ в. в культурной сфере четко вырисовываются две тенденции - сохранение национально-культурной идентичности (народничество) и пересадки на украинскую почву новейших европейских образцов художественного самовыражения (модернизм). Своеобразной синтезною моделью народничества и модернизма стала "новая школа" украинской прозы (М. Коцюбинский, В. Стефаник, О. Кобылянская, М. Черемшина), которая в своем творчестве органично сочетала традиционные для отечественной литературы этнографизм, рассказ от первого лица и др. с новейшими европейскими достижениями - символизмом и психоанализмом.

В украинской литературе первой модернистские лозунги выдвинул в 1901 г. писатель М. Вороной, который на страницах "Литературно-научного вестника" в программном открытом письме призвал вернуться к идее "настоящей душистой поэзии", тематически и жанрово расширить существующие в тогдашней литературе рамки. Эстафету у М. Вороного приняла группа галицких писателей "Молодая муза" (П. Карманский, В. Пачковский, А. Луцкий и др.), которая в 1907 г. обнародовала свой манифест, содержавший критические замечания относительно реализма в литературе и ориентировался на общеевропейские образцы и тенденции.

Начало нашего столетия характеризовалось прогрессом в области музыкальной культуры. Формируется национальный стиль, объединяющий динамику фольклорной выразительности и лучшие традиции классики. В этом направлении развивалось творчество М. Леонтовича, К. Стеценко, Я. Степного, которые по-новаторски осмыслили творческое наследие Н. Лысенко.

В настоящее время значительные достижения характерны для развития национального театра. В 1904 г. М. Лысенко начал в Киеве музыкально-драматическую школу, с 1907 г. там же функционировал украинский стационарный театр Садовского, в 1915 г. И. Марьяненко основал Общество украинских актеров. В 1916 г. Л. Курбас стал организатором "Молодого театра" в Киеве, в котором на высоком художественном уровне решались задачи обновления украинского сценического искусства.

В конце XIX в. - начале ХХ в. стиль модерн получает распространение и в украинской архитектуре, что нашло свое выражение в геометрически четких линиях сооружений, динамичности их формы. В этом стиле построены железнодорожные вокзалы Львова, Киева, Жмеринки, Харькова, первый в Украине крытый рынок (Бессарабский). Самыми яркими фигурами архитектурного модернизма были В. Жуков, А. Вербицкий, М. Веревкин и др. Поиски и эксперименты архитекторов-модернистов имели целью обеспечить максимальную функциональность здания, сохранив при этом четкость в линиях фасада.

Украинская скульптура начала ХХ века тоже не избежала модернистских начинаний. Под влиянием западных художественных школ формируется целая плеяда украинских скульпторов-модернистов - М. Гаврилко, М. Паращук, В. Ищенко, П. Войтович и др. Их творчеству свойственны контрастные светотеневые эффекты и глубокий психологизм А. Архипенко обогатил язык пластики ХХ века: он заставил пустое пространство стать органичным и очень выразительным элементом композиции. Руке мастера принадлежат "Скупая женщина", "Женщина, причесывается" и другие произведения.

В живописи сторонниками модернистских экспериментаторов были М. Жук, А. Новаковский, В. и Ф. Кричевские и др. Большинство из них имели европейское образование и находились под влиянием современных им художественных тенденций.

Следует подчеркнуть, что украинский вариант модернизма был довольно своеобразным и имел свои особенности. В силу того, что украинские земли не имели собственной государственности, были разобщены и фактически находилось в статусе провинций, общественное развитие у них было замедленным по сравнению с ведущими европейскими странами, так и конфликты между цивилизацией и культурой, художником и обществом не были такими острыми. Эти факторы и определили приглушенный, слабо выраженный, неразвитый характер

50. Характерной чертой в послевоенные годы становится уменьшение сферы употребления украинского языка. Последовательное сокращение количества школ с украинским языком преподавания не соответствовало национальному составу населения Украины.

В 60-х г. происходит определенная нормализация общественно-политической ситуации в стране, что позволило появиться молодой генерации одаренных художников, так называемых "шестидесятников" прежде писателей, которые своим творчеством боролись за настоящие украинские культурные ценности, национальную свободу и человеческое достоинство: Л.Костенко, В. Симоненко, В. Стус, И. Драч, Е. Гуцало, И. Светличный, И. Дзюба, В. Зарецкий, А. Горская и другие. С самого начала их произведения подвергались критике, запрещалась их публикация, некоторые художники были безосновательно арестованы.

В 70-80-х г. украинский язык продолжали вытеснять из разных сфер общественной жизни, усиливается русификация и денационализация.

Продолжалось административно-командное руководство культурой, искусственно ограничивалась свобода творчества художника узкими рамками принципа партийности и метода социалистического реализма. Все, что не укладывалось в социалистические каноны, не публиковалось, преследовалось.

В 60-90-х г. образование в Украине развивалось в условиях массовой русификации преподавания в учебных заведениях всех уровней. В 1978 г. было принято постановление ЦК КПСС об усилении изучения и преподавания русского языка и литературы, согласно которой школьный класс на уроках русского языка делился на группы, учителя русского языка получали надбавки к зарплате, а изучение украинского языка стало необязательным. Уменьшалось количество школ с украинским языком преподавания (в Киеве в 1992 г. работало 307 школ, в которых обучалось 341,3 тыс. учащихся, с украинским языком обучения - 49 школ (36,8 тыс. учащихся), на русском - 123 школы (145,9 тыс. учащихся), с украинским и российским - 135 школ. Всего в Киеве в 1992 г. на украинском языке обучались 85,8 тыс. учащихся (25% всего количества). Языком преподавания в большинстве вузов стал российский. Уменьшился тираж изданий на украинском языке.

В 70-х г. в условиях застоя, распространяется пренебрежительное отношение к родному языку, истории, литературы, искусства, безосновательно критикуются и преследуются художники, запрещаются их произведения. Так, на длительное время из литературного процесса был удален роман А.Гончара "Собор", посвященный теме сохранения нашего духовного наследия, уничтожены витражи работы А. Горской, Л. Семикиной, А. Заливах в Киевском университете.

В среде передовой интеллигенции распространяется национально-демократическое движение. В 70-х г. украинские правозащитники создали Украинский Хельсинский союз (В. Чернович, А. Пашко, И. Дзюба, В.Мороз), активно выступал против русификации, репрессий, уничтожения памятников украинской культуры.

Несмотря на все трудности украинская культура во второй половине XX в. продолжала развиваться, подтверждая значительный творческий потенциал нашего народа. Важным шагом в сфере образования стало введение обязательного среднего образования (с 1966). Широко растущий технический уровень производства выдвигал высокие требования к подготовке квалифицированных кадров для всех отраслей хозяйства, так расширяется сеть учреждений профессионально-технического образования, заочного и вечернего обучения, открываются новые вузы, в том числе университеты.

Значительным достижением ученых Украины была разработка и изготовление первой в Европе малой электронно-вычислительной машины. Новые образцы электросварочной аппаратуры разрабатывал Институт электросварки, которому в 1945 г. присвоено имя Е. О. Патона. Значительным научным достижением Института стало сооружение в Киеве цельносварного автодорожного моста через Днепр.

Значительными событиями в культурной жизни Украины стало издание "Украинской советской энциклопедии" в 17 томах и "Истории городов и сел Украины" в 26 томах.

В сложных условиях партийного диктата и административного вмешательства развивается литература. Творческим методом литературы, согласно уставу Союза писателей, был провозглашен социалистический реализм. Во многих художественных произведениях с чрезмерным пафосом прославлялись Ленин, Сталин, другие партийные деятели, отсутствовала любая критическая оценка событий современной истории, акцентировалось внимание только на положительных реалиях жизни. Несмотря на трудности, украинские писатели плодотворно работали в разных жанрах литературы, достигнув определенных достижений.

С "хрущевской оттепелью" связано оживление литературно-художественной жизни в Украине. В 50-60-х г. к читателю возвращается творчество репрессированных писателей (произведения М. Кулиша, Е. Плужника, М. Зерова, В. Бобинского, Г. Косынки, О. Слисаренко, В. Чумака, С. Тудора и др.). В 60-е г. в литературный процесс влился И. Драч (1936 г.р.) - Поэт, переводчик, киносценарист, общественный деятель, лауреат Государственной премии УССР им. Т. Шевченко и Государственной премии СССР. Сборникам И. Драча "Подсолнух", "Протуберанцы сердца", "Баллады будней", "Стихи", "К истокам", "Корни и крона", "Киевское небо", "Сабля и платочек", присущи метафоричность, максимализм, символизация, тема ответственности художника, назначения поэта и поэзии. В поэме "Чернобыльская мадонна" (1987) И. Драч размышляет над проблемами общенародной трагедии, возникшей после катастрофы на ЧАЭС.

Украинская литература XX в. всегда прислушивалась к общественным проблемам своего времени.

В конце 80-х - начале 90-х г. в Украине происходят процессы демократизации и духовного обновления, когда художники получили возможность выйти за рамки социалистического реализма, расширяют тематические и стилистические горизонты нашей литературы, ориентируясь на западноевропейский модерн (Ю. Андрухович, В. Бедняжка, Б. Жолдак, О. Забужко, А.Ульяненко, Е. Пашковский т.п.).

В 60-90-х г. XX в. украинский язык вытесняется из театров, а украинский репертуар сокращается. Ведущая роль в это время принадлежала театрам оперы и балета в Киеве и Львове, драматическим театрам им. И. Франко и им. Леси Украинский в Киеве, драматическому театру им. М. Заньковецкой во Львове.

Процесс развития украинской музыки во второй половине XX в. характеризуется совершенствованием всех ее жанров (Г. Майборода, П. Майборода, А. Кос-Анатольский, И. Шамо, А. Билаш). Новаторская музыка В. Сильвестрова и Л. Грабовского звучала на международных фестивалях. Развивается хоровая (Леся Дичко) и симфоническая музыка (Е. Станкович, М. Скорик).

Во второй половине XX в. продолжает развиваться архитектура. Большой художественно-образной выразительности достигла архитектор Е. Маринченко при сооружении дворца "Украина" в Киеве. Сооружение воспринимается динамичной благодаря вертикальным пилонам и изогнутой дуге фасада. Примером умелого сочетания архитектуры и скульптуры является сооружение Дома художника в Киеве (1977, архитекторы А. Добровольский, А. Макухин), украшенная бронзовыми статуями муз (скульптор В. Бородай).

Художники и скульпторы второй половины XX в. пытались выйти за пределы официального творческого метода - социалистического реализма, развивали традиции украинской народной живописи. Плодотворно работают художники В. Касьян, М. Глущенко, М. Дерегус, Т. Голембиевская. Новаторскими поисками, философским осмыслением явлений отмечаются полотна Т.Яблонской ("Хлеб", "Весна", "Тишина", "Май", "Свадьба"). Значительных успехов достигли народные художницы Г. Собачко-Шостак, М. Приймаченко, К. Билокур, работавшие в жанре народно-декоративной росписи.

Во времена перестройки к читателю вернулись сотни имен репрессированных ранее художников, чье творчество была запрещена и забыта. Значительным демократическим завоеванием этого времени было принятие закона "О языках в Украинской ССР" (1989), который провозглашал украинский язык государственным и был направлен на обеспечение ее всестороннего развития. Тогда же в Конституцию УССР было внесено изменение о предоставлении украинскому языку статуса государственного.

Вначале 90-х г. в Украине утвердилось осознание необходимости демократических социокультурных изменений.


Литература:

1. П. С. Гуревич "Философия человека". 2001.

2. В. Н. Кузнецов "Вольтер и философия Просвещения ΧVІІІ в". Москва 1965.

3. А. Н. Маркова "Культурология". Москва 2005.

4. Г. В. Драч "Учебный курс по культурологии". Ростов-на-Дону 1999.