Главная              Рефераты - Культура

Планирование товарооборота розничного торгового предприятия по месяцам - реферат

План.

I. Планирование товарооборота розничного торгового предприятия по месяцам…………………………………………………………………………….3

1.1 Планирование общего объема розничного товарооборота торгового предприятия……………………………………………………………………….3

1.2 Планирование товарооборота розничного предприятия по кварталам и месяцам…………………………………………………………………………….6

ΙΙ. Финансовый план как составная часть бизнес-плана предприятия………...9

ΙΙΙ. Задача…………………………………………………………………………16

Список используемой литературы…………………………………………...…17

I. Планирование товарооборота розничного торгового предприятия по месяцам.

1. 1. Планирование общего объема розничного товарооборота торгового предприятия

Прогноз общего объема товарооборота магазина рассчитывается как сумма продаж отдельных товарных групп. Базой для такого расчета служат маркетинговые исследования, основанные на глубоком изучении происходящих социально-экономических изменений, анализе товарооборота за прошлые годы, тщательном учете перспектив развития всех отраслей народного хозяйства, изменений в спросе населения на различные товары. При этом учитывают комплексное влияние множества факторов, основными из которых являются следующие:

1. Сложившийся уровень потребления и реализации товаров и его зависимость от покупательских фондов населения. Анализ этих данных позволяет выявить тенденции в спросе населения на отдельные товарные группы. По тем товарам, на которые спрос населения удовлетворяется полностью, фактическая продажа в определенной мере характеризует размер платежеспособного спроса. Учи­тываются изменения, которые происходят в структуре товарооборо­та под влиянием роста материального благосостояния населения. Так, при увеличении продажи мяса снижается потребление хлеба; при расчете реализации сахара учитывается рост продажи конди­терских изделий. Чем выше уровень потребления отдельных това­ров и степень удовлетворения потребностей в них населения, тем меньше изменится реализация этих товаров в будущем даже при значительном росте покупательских фондов. Для оценки спроса по товарам, которых в продаже недостает, приходится определять примерную величину неудовлетворенного спроса.

2.Уровень производства отдельных предметов потребления и соответственно изменение объема и структуры товарных ресурсов.

3.Соотношение товарного и нетоварного потребления. На объем
розничного товарооборота по продуктам питания влияет объем продукции личного подсобного хозяйства, другие источники удовлетворения потребности в таких продуктах, как мясо, молоко, картофель, овощи. При этом учитываются выявленные тенденции развития подсобных хозяйств.

4.Нормы потребления пищевых продуктов и важнейших непродовольственных товаров в сопоставлении с фактическим уровнем
потребления.

5. Изменения жилищно-бытовых условий обслуживаемого населения. В связи с расширением жилищного строительства резко увеличивается спрос на мебель, растет продажа индивидуальным застройщикам различных строительных материалов. Методика прогнозирования и планирования розничного товаро­оборота различна в зависимости от особенностей отдельных групп товаров. Применительно к каждой товарной группе используют дифференцированные методы расчета объема продажи с учетом тех экономических факторов, которые оказывают на него решающее влияние.

В соответствии с этим могут быть выделены следующие группы товаров:

- продукты питания, часть потребностей в которых удовлетворя­ется за счет нетоварных источников потребления (мясо, картофель и т.п.);

- продовольственные товары, вся потребность в которых удовлет­воряется за счет покупок в торговле (колбасные изделия, соль, чай и т.п.);

- непродовольственные товары;

- товары длительного пользования, спрос на которые зависит от степени обеспеченности населения этими товарами (швейные машины, радиоприемники, часы, велосипеды и т.п.), поэтому следует учитывать наличие у обслуживаемого населения предметов дли­тельного пользования в расчете на 100 семей. Методы прогнозирования и планирования структуры розничного товарооборота зависят в значительной мере от содержания и объе­ма экономической информации, которой располагают для расчетов розничные торговые предприятия.

При планировании общего объема розничного товарооборота торгового предприятия могут быть использованы следующие методы:

· опытно-статистический;

· экономико-статистический;

· экономико-математического моделирования;

· комплексной увязки основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия.

Однако при использовании любого из методов следует иметь в виду, что составление плана товарооборота начинается в тот момент, когда еще нет данных о фактическом товарообороте за весь отчетный (предплановый) период. Поэтому при планировании сначала определяется ожидаемый товарооборот, под которым следует понимать наиболее вероятную реально выполнимую величину. Важным условием при планировании товарооборота является обеспечение сопоставимости его объема с точки зрения изменений в материально-технической базе торгового предприятия (открытие или закрытие филиалов, палаток, ларьков, других структурных подразделений). Опытно-статистический метод позволяет определить плановый объем товарооборота торгового предприятия на будущий год исходя из сопоставимого объема товарооборота за отчетный год и среднегодового темпа изменения товарооборота за 3 – 5 лет, предшествующих планируемому году. Одним из методов расчета общего объема розничного товарооборота торгового предприятия является экономико-статистический метод, основанный на сглаживании данных о приросте товарооборота за ряд лет, предшествующих планируемому году. При планировании общего объема товарооборота розничного торгового предприятия могут быть использованы различные экономико-математические модели. Товарооборот формируется в результате совокупного влияния множества длительно и кратковременно действующих факторов. Изменение условий развития товарооборота приводит к вариации оборота во времени.

Однако в результате длительно действующих факторов развитие товарооборота в определенной степени имеет инерционный характер, что проявляется во-первых, как инерци­онность взаимосвязи, т.е. сохранение механизма формирования то­варооборота; во-вторых, как инерционность в развитии отдельных сторон этого процесса, т.е. сохранение темпов и направлений изме­нения товарооборота.

Наличие инерционности дает возможность судить о будущем развитии товарооборота (хотя с недостаточной степенью точнос­ти), исходя из анализа прошлого, выявления закономерностей про­шедшего периода, т.е. о тенденции товарооборота, которую можно охарактеризовать в виде некоторой функции — тренда. При этом предполагается, что через время можно выразить влияние всех ос­новных факторов, причем механизм их влияния в явном виде не учитывается. Для выявления основной тенденции развития товарооборота используется метод аналитического выравнивания (трендовый метод). Рассчитываемый объем розничного товарооборота может быть уточнен после определения необходимой торговому предприятию на планируемый год суммы прибыли. Такое уточнение осуществляется путем комплексной увязки основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия: прибыли, издержек обращения, валового дохода, объема товарооборота. Планирование объема товарооборота предприятий общественного питания и оптовой торговли может осуществляться теми же методами, что и предприятий розничной торговли.

1.2. Планирование товарооборота розничного предприятия по кварталам и месяцам

Динамика квартальных и месячных товарооборотов торгового предприятия существенно отличается от годовых. Это проявляется прежде всего в том, что развитие годовых объемов товарооборота носит более или менее монотонный характер, в то время как изме­нения квартальных и месячных объемов оборота тех же товаров в рамках года характеризуется, как правило, большей неравномер­ностью, резко выраженными колебаниями.

Для научно обоснованного рас­чета товарооборота по кварталам и месяцам необходимо изучать условия формирования сезонности в торговле и уметь ее прогнози­ровать. В настоящее время существует много различных методов, с по­мощью которых осуществляются анализ и прогнозирование квар­тальных и месячных объемов товарооборота. Наиболее простым и достаточно надежным является метод относительно средней. При данном методе допустима сопоставимость товарооборота только внутри года. Для расчета необходимо использовать данные о квар­тальном (месячном) обороте не менее чем за 3 года. При этом не важно, в каких ценах (сопоставимых или фактических) ведутся расчеты, так как при данной методике влияние индекса цен ниве­лируется. Составление прогноза розничного товарооборота по периодам года (кварталам и месяцам) требует комплексного учета целого ря­да факторов:

1. Покупательная способность населения в разные периоды года,
определяемая на основе примерных расчетов денежных доходов населения. Внутригодичные колебания покупательских фондов, или денежных доходов, не совпадают с соответствующими показателями розничного товарооборота, так как доходы, полученные населением в одном периоде, могут быть израсходованы на покупку товаров в другое время. Однако использование данных о динамике денежных доходов населения по кварталам и месяцам, о темпах их роста на планируемый период наряду с глубоким экономическим анализом розничного товарооборота за прошлые годы позволяет по­высить обоснованность внутригодичных прогнозов товарооборота.

2. Особенности покупательского спроса населения в отдельные
периоды (весенне-летний и осенне-зимний сезоны, предпраздничные и праздничные дни, в период подготовки к учебному году и
т.п.). Они отражаются на показателях внутригодичного товарооборота. Для анализа этих показателей рассчитывается удельный вес каждого квартала в годовом товарообороте и соответственно доля каждого месяца в квартальном обороте. При этом учитывается сезонность в производстве и потреблении отдельных групп товаров, климатические особенности каждого периода, влияющие на спрос населения, и другие факторы. В целом по магазину в годовом и в квартальном оборотах име­ется некоторая стабильность. Однако при планировании товарообо­рота нельзя механически переносить в план сложившиеся в про­шлом пропорции. Надо критически проанализировать результаты и выявить, под влиянием каких факторов сложились внутригодичные колебания розничного товарооборота и какова степень влияния этих факторов в плановом периоде с учетом изменений, происходя­щих в экономике района торговли.

3. Равномерность завоза товаров по периодам года. Исследова­ния внутригодичного товарооборота показывают, что он колеблется по месяцам в значительной степени в зависимости от поступления товаров. Изменение внутригодичных оборотов под влиянием поку­пательных фондов населения и особенностей спроса — нормальное явление. А колебания оборота в результате неравномерного завоза товаров свидетельствуют о неудовлетворительной работе коммерче­ского отдела и недостатках в организации торговли. Поэтому при внутригодичном планировании предусматриваются меры по обеспе­чению более ритмичного завоза товаров в соответствии с особенно­стями покупательского спроса населения в отдельные периоды года. Поступление товаров на протяжении года должно быть подчинено задаче наилучшего удовлетворения потребностей населения, так как это является основой увеличения товарооборота.


II. Финансовый план как составная часть бизнес-плана предприятия.

В финансовом плане все изложенное в предыдущих разделах бизнес-плана находит количественную оценку, позволяющую оценить выгодность разрабатываемого бизнес-плана в конкретных категориях эффективности.

Финансовый план, как никакой другой раздел бизнес-плана, важен не только для потенциальных инвесторов, но и для внутреннего использования, поэтому к его составлению следует относиться с особой тщательностью, регулярно и периодически контролируя изменения в деятельности фирмы и внося корректировки в расчеты. Разработка финансовых аспектов требует особых знаний, прежде всего в области финансового менеджмента, бухгалтерского учета и анализа. Поэтому. если предприятие настолько мало, что у нее нет финансовой службы, для подготовки данного раздела приглашается специалисты из консалтинговых фирм, специализирующихся на бухгалтерском учете и аудите.

В зарубежной практике сложились достаточно строгие формализованные требования к подготовке финансового плана, которые включают определенный набор финансовых плановых и отчетных документов и расчет безубыточности деятельности предприятия. Российская система бухгалтерского учета и анализа отличается от систем, принятых в большинстве зарубежных стран, но начавшийся в России переход на международную систему учета должен упростить взаимопонимание в сфере предпринимательства, включая подготовку бизнес-планов. Многие российские банки уже полностью перешли на новую систему, другие - на подходе к ней.

Если бизнес-план разрабатывается для расширения деятельности уже функционирующего предприятия, то начинать данный раздел рекомендуется с анализа реального финансового состояния организации. Цель такого анализа - предоставление объективной информации об уровне сбалансированности структурных элементов активов, капитала и обязательств организации и уровне эффективности их использования. Информационная база для анализа финансового состояния организации - бухгалтерская отчетность. Существует большое количество методов проведения анализа, которые подробно рассмотрены в специальной литературе. Так, при изучении бухгалтерского баланса целесообразно использовать методы горизонтального и вертикального анализа.

Горизонтальный заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополнительными относительными темпами роста (снижения). Как правило, берутся базисные темпы роста за ряд лет (смежных периодов). Это позволяет анализировать не только изменение отдельных показателей, но и прогнозировать их значения, что важно для характеристики финансового состояния организации. Горизонтальный анализ позволяет выявить тенденции изменения отдельных статей или их групп, входящих в состав бухгалтерской отчетности. Так, динамика стоимости имущества организации дает дополнительную к величине финансовых результатов информацию о мощи организации. Однако важно заметить, ценность горизонтального анализа существенно снижается в условиях инфляции.

Вариант горизонтального анализа - анализ тенденций развития (трендовый анализ), при котором каждая позиция отчетности сравнивается с рядом предыдущих периодов и определяется тренд, то есть основная тенденция динамики показателя, очищенная от случайных влияний и индивидуальных особенностей периодов. Этот анализ имеет перспективный прогнозный характер.

Большим значением для оценки финансового состояния обладает и вертикальный (структурный) анализ актива и пассива баланса. Такой анализ дает представление баланса в виде относительных показателей. Цель вертикального анализа заключается в расчете удельного веса отдельных статей в итоге баланса и оценке его изменений. с помощью вертикального анализа можно проводить межхозяйственные сравнения организаций. К тому же относительные показатели сглаживают негативное влияние инфляционных процессов.

Широко используемый способ оценки финансового состояния организации - расчет и оценка специальных финансовых коэффициентов. Они представляют собой систему финансовых показателей, характеризующих соотношение между отдельными статьями бухгалтерской отчетности, соотношение основных результатов финансовой деятельности организации. Использование финансовых коэффициентов повышает полезность информации и дает возможность сравнивать полученные результаты с установленными нормативами, с данными за прошлый период, с соответствующими показателями организаций - конкурентов, а также со среднеотраслевыми данными, избегая влияние инфляции.

К финансовым показателям предприятия относятся:

- коэффициенты ликвидности (текущей, абсолютной и др.);

- коэффициенты устойчивости (коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами; отношение общей и текущей задолженности к итогу баланса и остаточной стоимости основных средств);

- коэффициенты деловой активности (показатели скорости оборачиваемости всех активов предприятия и отдельных их частей - готовой продукции, дебиторской задолженности и др.);

- коэффициенты прибыльности (различные модификации рентабельности продукции и активов).

Анализ коэффициентов - эффективный подход к анализу финансового состояния организации, однако ему присущи следующие недостатки:

- коэффициенты воспроизводят существовавшие ранее условия, поскольку основаны на фактических данных, а потому отражают характеристики прошлых событий. Использование альтернативных методов учета может повлиять на значения коэффициентов (разные методы оценки запасов, способы начисления амортизации и так далее);

- изменения учетных оценок и методов могут повлиять на коэффициенты в том году, в котором они произошли;

- виды деятельности могут быть разными, и ее порой сложно отнести к конкретной отрасли экономики, что усложняет процесс сравнения с другими организациями;

- коэффициенты обычно рассчитывают по фактическим данным, что не отражает влияния колебаний цен и текущих рыночных условий.

К числу плановых и отчетных форм, которые целесообразно разработать и представить в бизнес-плане, относятся:

- оперативные планы (отчеты) за каждый период по каждому товару и рынку;

- планы (отчеты) о доходах и расходах по производству товаров(услуг), которые показывают, получает ли предприятие прибыль или терпит убытки от продажи каждого вида товаров;

- план (отчет) о движении денежных средств, показывающий поступление и расходывание денег в процессе производственной деятельности;

- балансовый отчет, подводящий итог деятельности фирмы за определенный период времени.

Важный элемент финансового плана - прибыльность каждого вида продукции. Основные инструменты оценки продукции - это “точка безубыточности” и “порог рентабельности”.

Анализ безубыточности - это простой и эффективный способ моделирования ситуации с определенными допущениями.

Недостатки ''условности'' разделения затрат многократно перекрываются аналитическими преимуществами, которые дает анализ безубыточности.

Точка безубыточности - это величина объема продаж, при которой предприятие будет в состоянии покрыть все свои издержки (постоянные и переменные), не получая прибыли.

Объем продаж в точке безубыточности (Tmin) в стоимостном выражении равен:

Tmin = Cпост +Cперем,

где Cпост - постоянные затраты;

Cперем - переменные затраты в точке безубыточности.

В стоимостном выражении уровень безубыточности продаж полезен для того, чтобы знать, какая сумма нам потребуется для покрытия затрат.

В натуральном выражении уровень безубыточности продаж полезен для того, чтобы знать, сколько продукции необходимо продать, чтобы покрыть затраты.

В стоимостном выражении уровень безубыточности определяется по формуле:

Tmin = Cпост / (1 - Cперем / V),

где V - объем продаж в стоимостном выражении;

Cпост - постоянные затраты;

Cперем - переменные затраты.

В натуральном выражении количество единиц проданных товаров в точке безубыточности равно:

Qmin = Tmin / Цена единицы продукции

Точка безубыточности позволяет определить, за каким уровнем продаж обеспечивается рентабельностью продаж. Для анализа аппроксимируем кривую поведения суммарных затрат. В результате она будет представлять собой прямую.

График безубыточности составляется в основном для наглядности. На нем прекрасно видно положение точки безубыточности относительно существующего уровня продаж.

Порог рентабельности продукции - это такая выручка от реализации, которая покрывает не только переменные и прямые постоянные затраты, но и косвенные постоянные затраты. тогда разность между критическими объемами продаж, соответствующими порогу рентабельности и точке безубыточности, определяет величину дополнительного объема продаж продукции, позволяющего компенсировать расходы на управление предприятием.

Рассчитав, какому количеству производимой продукции соответствует порог рентабельности, можно определить критическое значение физического объема производства.

Прибыль до уплаты налогов равна нулю. Ниже критического объема производства производить невыгодно.

Таким образом, когда достигается уровень безубыточности, прибыль равна нулю, то есть выручка от продаж составляет переменные или накладные издержки плюс расходы, которые потребовались для производства проданного товара. Анализ безубыточности позволяет определить минимально приемлемый объем продаж при данном установленном уровне цены; уровень цен, при котором фирма может реализовать запланированный объем производства продукции.

В процессе формирования финансового плана обязательно нужно предусматривать некоторые механизмы для осуществления мониторинга. Один из его процессов - регулярное сравнение планируемого уровня доходов и расходов с фактически достигаемыми результатами. при этом любые несоответствия, возникающие в результате сравнения действительных и планируемых значений, незамедлительно должны выполнять функцию системы сигнализации, стимулируя анализ причин таких расхождений, а также приводя к принятию соответствующих мер. Мониторинг должен выполняться, по крайней мере, раз в месяц и как можно ближе к концу предыдущего месяца, чтобы в случае появления проблем была возможность оперативно на них реагировать.

Из этого сделаем вывод, в настоящее время сами предприятия должны понимать важность и необходимость грамотных расчетов на перспективу своей деятельности по планам: производства продукции, работ, услуг; издержек на выпуск продукции; инвестиций; социального развития коллектива предприятия; по финансовому плану.

Цель финансового планирования - повышение эффективного использования долгосрочных и краткосрочных денежных ресурсов. В процессе планирования разрабатываются мероприятия по повышению доходности капитала, стабильности фирмы, минимизации рисков и так далее.

Качество принимаемых решений в области финансов целиком зависит от качества финансового планирования.

Для российских предприятий актуальными продолжают оставаться следующие проблемы финансово-хозяйственной деятельности:

1. прогнозирование финансовых результатов хозяйственной деятельности, установление целевых показателей эффективности деятельности и лимитов затрат ресурсов;

2. определение наиболее перспективных бизнес-проектов, а также возможности их финансирования;

3. анализ и оценка эффективности работы различных структурных подразделений, контроль за правильностью решений, принимаемых руководителями структурных единиц.

Эти вопросы нужны для стратегического планирования, основанного на глубоком анализе своих возможностей, правильно выбранных целей, наличии серьезных финансовых вложений.