Главная              Рефераты - Культура

Речевые ситуации - реферат

27/02/2010

Речевая ситуация


Оратор приспособление аудитория


Восприятие, мышление, воображение

Для процесса публичной речи актуально: восприятие, мышление, воображение, приспособление.

Условия, способствующие эффективности восприятия:

- глубокая мотивированность выступления (актуальность темы знание предмета речи)

- выявление основных проблем и составляющих их противоречий

- поиск ответа на эти вопросы жизненной практики

- отработка и уточнение предмета речи и составляющих его понятий (интерес слушателей)

Мышление – это активный процесс, как оратора, так и слушателей и это совершенно необходимое условие коммуникативного акта.

Воображение – важнее знания, ибо знание ограничено. Воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции. Эйнштейн

Связь речевого действия с конкретной речевой ситуацией обеспечивается восприятием этой ситуации, мышлением и воображением.

Существуют необходимые психологические аспекты речевого общения – к ним относятся качества, которыми должен обладать оратор.

Важнейшие качества оратора:

1. воля - которая подразумевает волевое воздействие на слушателя

2. чувства – это эмоциональное воздействие на слушателя, возбуждение интереса и эмоций

3. внимание – обеспечение коммуникативной связи

4. память – обеспечение действенности речи

тип ораторов:

типология речевых особенностей С.Ивановой: рационально логический, эмоционально------------------------------ философский, ведический или художественный.

Теория и практика ораторского искусства предъявляет следующие требования: эстетические, социальные, моральные, педагогические.

Манера общения: защитные стереотипы, из-за которых люди могут не раскрыться, не понять друг друга и не оценить по достоинству.

Правила для говорящих:

1. Психологическая основа расположения:

60% эмоционально-нейтральная

35% – положительные эмоции

5% - нейтральная

2. Доброжелательное отношение к собеседнику

3. Вежливость

4. Меньше говорить о себе

5. Чаще произносите имя собеседника, принадлежность общности, не советуйте пока вас не попросят

6. необходимо уметь выбрать тему для разговора уместную в данной ситуации, интересную и понятную партнеру, будьте краткими.

«Где мало слов, там вес они имеют». Шекспир

Требования: не быть многословным.

«Лучше обнаружить свой ум в молчании, нежели в разговорах». Шопенгауэр

Говорящим, следует следовать логики развертывания текста, чтобы вывод не противоречил посылки. Попытаться использовать рефлексивного слушания.

Виды рефлексивного слушания: выяснения – «что вы имеете ввиду уточните пожалуйста», перефразирование – «как я понимаю вы говорите», отражение чувств – «вижу вы этим очень расстроены, вероятно вы чувствуете», резюмирование, говорите комплименты. Чаще и по возможности при свидетелях. Похвала и комплимент – это не одно и тоже. Похвала – это доброжелательная оценка, отсюда пристройка сверху, при комплименте происходит пристройка снизу, то есть собеседник возвышает нас над собой.

1/03/2010

11. Говорящий должен помнить, что его не только слышно но его и видно. О чем это говорит? Это внешний вид манеры и жесты.

13. правильно одевайтесь. 20% сообщает его одежка. По одежке встречают.

Образ аудитории

Аудитория – один из важнейших компонентов риторики.

Признаки аудитории: можно выделить объединяющие и разъединяющие признаки.

К объединяющим признакам относятся общие условия слушаний (место время), общий субъект воздействия (оратор), общая деятельность.

К разъединяющим признакам относят мотивы прихода и слушания, уровень понимания и отношение к оратору. Учет особенностей аудитории важная сторона психологической грамотности оратора.

Исследователями выделено 4 критерия аудитории:

1. Демографические данные (пол, возраст, уровень образования, национальность, региональная принадлежность)

2. Мотивация слушания : интеллектуально-познавательная, морально-дисциплинарная, эмоционально-эстетическая

3. Готовность к восприятию речи (уровень знаний заинтересованность)
Социопсихологии выделяют 4 основных уровня подготовленности слушателей у восприятию речи:
1. о чем?
2. о чем+что (человек вникает в суть но своей точки зрения своей не имеет)
3. О ЧЕМ+ЧТО+КАК (человек не только внимательно слушает но и оценивает имеет свою позицию)
4. О ЧЕМ?+ЧТО?+КАК?+ЗАЧЕМ? (глубинные знания, полемика дискуссия)

4. Эмотивная характеристика (особое настроение слушателей и возможное отношение, как к предмету речи, так и к самому оратору)
Психологами выделяются 4 отношения к слушателям:
1. конструктивный тип (атмосфера взаимопонимания, люди которые коллективно ищут истину)
2. конфликтный тип отношения.
3. соглашательский тип отношений (группа которая не имеет своей четкой социальной позиции, сосредоточены на самих себе)
4. инфантильный тип отношений. (Люди которые способны нарушить организованную аудиторию, школьники. Цель - нейтрализовать).

Правила для слушателей:

1. слушания выдвигаются на первый план, в сравнении с какой либо другой деятельностью.

2. доброжелательно и уважительно относится к говорящему, и выслушивать до конца.

3. не следует перебивать говорящего или переводить слушание в собственное говорение

4. поставить в центр внимания говорящего и его интересы.

5. вовремя оценить речь собеседника, согласиться или не согласиться, отреагировать действием или словом

6. если слушателей больше чем 1, не следует отвечать на вопросы заданные другим собеседником.

ТЕХНИКА РЕЧИ

Техника с греческого – искусство.

К технике речи мы относим такие понятия как интонация, голос, дыхание, дикция, орфоэпия.

ИНТОНАЦИЯ

От латинского – громко говорить.

Функции интонации:

1. как коммуникативная функция, интонации оформляет предложение как минимальная единица общения. Интонацией соответственно служит его поддержание, сигнализирует о завершенности высказывания и выделяет его информативный центр.

2. смыслоразличительная: обеспечивает различение смысла или оттенков высказывания. Смысловое ударение, мелодика, место паузы и количество пауз.

3. кульминативная функция: проявляется то, что используя смысловые ударения интонация выделяет в потоке речи наиболее важные слова.

4. синтезирующая: объединяет слоги в синтагмы, затем в предложения и абзацы.

5. делимитативная: проявляется в разграничении речевого потока.

6. эмоционально-экспрессивная: выражается в том что благодаря этой функции одним предложением можно выделить различные оттенки

7. аппелятивная: проявляется при выражении ориентации на адресата с одной и той же фразой.

8. эстетическая: проявляется при оформлении речи и композиции предложения

Интонационная выразительность нашей речи складывается из следующих параметров: логической выразительности, образной выразительности, эмоциональной выразительности, стилевой. Все эти составные реализуют голос, дикция, ударение, пауза, мелодика, тембр, темп речи.

ГОЛОС

Качества профессионального речевого голоса:

1. динамический диапазон голоса

2. полётность звука

3. тембр голоса – дополнительная окраска звучания, сообщающая речи различные эмоциональные экспрессивные оттенки

4. подвижность и гибкость голоса или звуковой диапазон

5. выносливость и малая утомляемость – то, что помогает говорить продолжительное время

6. механики – 4 типа дыхания: 1. верхнее 2. грудное 3. диафрагмальное 4. диафрагмальное реберное
Речевое (фонационное дыхание) характеризуется следующими параметрами: 1. активность 2. организованный выход 3. распределение выдоха – соотношение вдох выдох, один к 10 или 15, тренированные люди один к 30

7. добор дыхания в процессе речи

ДИКЦИЯ

Дикция – это степень отчетности в произношении слов и слогов.

Темп речи – 60 слов в минуту норма. Пауза – ее нельзя затягивать и рано выходить. Логическая пауза – расчленяет речь на обособленные части каждой из которых объединена основной мыслью. Логические паузы могут быть соединительными и разъединительными. Психологическая пауза – внешнее отражение работы нашей мысли, которая воплощается в нашей речи. Эта пауза основана на двойственной природе слова. Логическая пауза служит форме речи, а психологическая подчеркивает значение содержания. Характеристика хорошего голоса – ударение. Ударение позволяет выделить наиболее значимые отрезки текста. Мелодика – это музыкальное движение голоса во время речи, различается три вида мелодики: восходящая, ровная, нисходящая.