Главная              Рефераты - Культура

Особенности физического развития и физической подготовленности школьников разных типов телосложе - реферат

Введение

Актуальность. Известно, что до настоящего времени уровень развития двигательных качеств у детей, достигаемый в процессе физического воспитания в школе, в том числе на уроках физической культуры, относительно невысок и не удовлетворяет современным требованиям.

В то же время тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья детей, повышением их функциональных возможностей, уровня физической и двигательной подготовленности, является ведущим в программе начальных классов общеобразовательной школы.

Проблемам физической подготовленности школьников педагоги и научные работники уделяют большое внимание, как в России, так и за рубежом, ведётся поиск научно обоснованных средств и методов совершенствования системы физического воспитания, в том числе, в условиях общеобразовательной школы.

Для рациональной организации и физиологического обоснования процесса физического воспитания школьников необходимо знание и учет особенностей их естественного развития.

Важнейшее значение имеет раннее формирование физической активности детей, содержанием которой является систематическая мотивированная деятельность, направленная на физическое совершенствование [2]. Физическое совершенствование, а через него и укрепление здоровья, возможно только при построении учебного процесса, не противоречащего темпам и направленности индивидуального развития ребёнка [30].

Цель исследования. Выявить различия в физическом развитии и физической подготовленности школьников 14-17 лет, имеющих разные типы телосложения.

Задачи:

1. Повести анализ научно-методической литературы, касающейся исследуемой проблемы.

2. Изучить особенности физического развития школьников 14- 17 лет разных типов телосложения

3. Изучить особенности физической подготовленности школьников 14-17 лет разных типов телосложения.

Объект исследования. Школьники мужского пола 14-17 лет, имеющие разные типы телосложения.

Предмет исследования. Особенности физического развития, физической подготовленности школьников 14-17 лет, имеющих разные типы телосложения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно поможет рационально организовывать и осуществлять процесс физического воспитания школьников 14-17 лет, имеющих разные типы телосложения за счет подбора адекватных средств, методов, форм организации и контроля за деятельностью учащихся, имеющих разные типы телосложения.

Глава 1. Особенности физического развития школьников 14-17 лет

1.1. Особенности строения тела

Движения являются важнейшим фактором нормального развития ребенка. Согласно данным известного физиолога И.А.Аршавского, уже в эмбриональном периоде двигательная активность в значитель­ной степени определяет темпы общего развития организма [6].

Опорно-двигательный аппарат человека включает в себя костную и мышечную системы. С его деятельностью связана одна из ведущих функций всего живого - движение.

В процессе пренатального и постнатального развития кост­ная система ребенка подвергается сложным преобразованиям. Фор­мирование скелета начинается в середине 2-го месяца эмбриоге­неза и продолжается до 18-25 лет постнатальной жизни.

Интенсивное утолщение стенок костей и повышение их меха­нической прочности идет до 6-7 лет. Затем до 14 лет толщина компактного слоя практически не изменяется, а после 14-18 лет вновь идет возрастание прочности костей.

Усиление темпов роста позвоночника наблюдается в младшем школьном возрасте, в 7-9 лет, и с началом полового созрева­ния. После 14 лет позвоночник практически не растет. Грудная клетка к 12-13 годам уже значительно напоминает грудную клетку взрослого.

В целом строение таза приближается к взрослому человеку к 14-16 годам, с этого момента таз способен выдерживать значи­тельные нагрузки.

Мышечная система ребенка в процессе онтогенеза претерпева­ет значительные структурные и функциональные изменения. Форми­рование мышечных клеток и образование мышц как структурных единиц мышечной системы происходит гетерохронно, т.е. сначала образуются те скелетные мышцы, которые необходимы для нормаль­ной жизнедеятельности организма ребенка на данном возрастном этапе.

Начиная с 14-15 лет микроструктура мышечных ткани практи­чески не отличается от взрослого. Однако утолщение мышечных волокон может продолжаться до 30-35 лет.

Развитие мышц верхних конечностей обычно предшествует развитию мышц нижних конечностей.

Общая масса мышц верхних и нижних конечностей быстро на­растает в период полового созревания. Масса скелетных мышц у подростков 14-15 лет составляет 32,6% от общей массы тела.

По сравнению с подростками 12-14 лет, у школьников стар­ших классов наблюдается относительно спокойное течение всех процессов, происходящих в организме: более равномерно идет рост и развитие отдельных органов и систем по отношению друг к другу.

В связи с окончанием полового созревания в этом возрасте у учащихся четко проявляются половые и индивидуальные различия, как в строении, так и в функциях организма. Особенности стар­шего школьного возраста проявляются в замедленном росте тела в длину и преобладании роста в ширину, а также в увеличении при­роста в весе теле. По своему внешнему виду, по пропорциям тела старшеклассники приближаются к взрослому.

К концу данного периода достигают своего максимума разли­чия между юношами и девушками в размерах и формах тела. Юноши становятся выше девушек в среднем на 10 см. и тяжелее на 5 кг. У девушек же, в отличие от юношей, наблюдаются более длинное туловище, более короткие ноги и руки, низкое расположение центра тяжести. Все эти особенности сказываются н на длине ша­га, скорости ходьбы и бега и т.д.

В 15-17 лет у школьников заканчивается окостенение боль­шей части скелета, за исключением нескольких костей (крестец, ключицы, бедренные кости), окостенение которых завершается к 25-26 годам. Рост трубчатых костей в длину замедляется, а в ширину усиливается. Кости становятся более толстыми и прочны­ми.

В этом время энергично (особенно у юношей) развивается грудная клетка, заканчивается формирование кривизны позвоноч­ника. Скелет у старших школьников уже способен выдерживать значительные нагрузки. В тесной связи с развитием костного ап­парата идет формирование мышц, сухожилий и связок.

В отличие от подростков, у школьников 15-17 лет развитие мышц не отстает от роста костей и идет более равномерно и быстро. В этом возрасте, в особенности у юношей, быстро увели­чивается мышечная масса, растет сила мышц.

В старшем школьном возрасте продолжают заметно изменяться физико-химические свойства мышц, совершенствуются их функцио­нальные свойства. Мышечная ткань по своему химическому составу (соотношению белков, жиров, воды и др.), строению, сократи­тельным свойствам приближается к нормам взрослых. Достигают высокого уровня возбудимость и лабильность мышц, их нервная регуляция. Вместе с тем, мышцы у старшеклассников эластичнее, чем у взрослых, т.е. обладают свойством в большей степени уко­рачиваться и удлиняться при сокращении и расслаблении. У школьников старших классов более отчетливо, чем у подростков, выявляется разница в увеличении силы мышц правой и левой поло­вины тела.

В 16 лет мальчики по длине тела в конце 70-х - начале 80-х гг. достигали 97,0-99,6% средней окончательной величины этого параметра. Считается, что различия между взрослыми муж­чинами и женщинами зависят от времени наступления пубертатного скачка. Различия в длине тела мальчиков и девочек не превышают 2,0% до момента пубертатного скачка, а после него достигают 8,0% [24].

В подростковом возрасте период повышения интенсивности роста сочетается с бурном нейроэндокринной перестройкой [7].

В подростковом периоде соответствие биологического воз­раста мальчиков и календарному возрасту устанавливается преи­мущественно по развитию вторичных половых признаков. Стадии полового созревания связаны с оссификацией скелета - скелетной зрелостью [17].

По мере перехода от низкой к высокой стадии полового соз­ревания увеличивается массивность скелета, число постоянных зубов. Высокая степень тесноты связи между оссификацией скеле­та и выраженностью развития вторичных половых признаков у мальчиков появляется в 14-15 лет.

Верхние дыхательные пути (нос, придаточные полости носа, полость рта, гортани и носоглотки( почти достигают в период полового созревания размеров, свойственных взрослому человеку [1,20].

Рост гортани продолжается до 22-25 лет. В период пубертата ускоряется рост трахеи. В 15-16 лет ее длина вдвое превышает таковую при рождении. Уве­личение диаметра трахеи в этот период происходит так же интен­сивно. Слой гладких мышечных волокон достигает в период поло­вого созревания дефинитивного развития [1]. Основные изменения строения легких человека происходят до 14 лет [32]. Форма грудной клетки устанавливается с 12 лет. В 15 лет происходит резкое увеличение ее поперечного диаметра, за которым следует замедление ее роста в длину, определяющее окончательную форму. Формирование грудной клетки как целого образования происходит в тесной связи с ростом и развитием легких, органов брюшной полости.

Период полового созревания характеризуется наиболее вы­соким темпом роста и развития системы дыхания [11,21]. В подростковом возрасте биомеханические свойства легких и грудной клетки претерпевают существенные изменения. По сравнению с периодом новорожденности бронхиальное сопротив­ление снижается в 10 раз, а легочная растяжимость увеличивает­ся в 2 раза [10]. При этом наи­большее снижение бронхиального сопротивления наблюдается в 13 и 15 лет. В возрасте 15 лет бронхиальное сопротивление не пре­вышает 1,9 см вод. ст. В возрасте 12-15 лет резерв дыхания (РД) составляет до 92% от уровня максимальной вентиляции лег­ких (НВЛ).

Возрастная экономизация функции дыхания проявляется в увеличении эффективности легочного газообмена за счет удлине­ния продолжительности и амплитуды дыхательного цикла с возрас­том. Подростки 16 лет приближаются к дефиниритивному уровню развития регуляторных механизмов дыхательной функции легких. У них самый высокий уровень эффективности легочного газообмена как в покое, так и при нагрузке; самые четкие дифференцировоч­ные реакции на специфические раздражители; лучше, чем у более младших подростков, развита способность к активному подавлению химической и нервной аффоренциации при произвольной гипервен­тиляции кислородом и произвольных задержках дыхания на различ­ных уровня объемов легких.

Возрастное развитие биомеханических свойств дыхательной системы является основой совершенствования вентиляции. Уровни легочной и альвеолярной вентиляции в расчете на единицу площа­ди поверхности тела или 1 кг массы тела являются следующей важной характеристикой системы дыхания.

Учет особенностей формирования дыхательной функции легких и механизмов, ее регуляции в возрастном отрезке онтогенеза от 12 до 16 лет позволит обосновать объемы посильных нагрузок, режимы занятий физическими упражнениями, определить необходи­мость и характер воздействий в случаях отставания или непра­вильного развития структурно-функциональных звеньев дыхатель­ной системы.

Своеобразие подросткового этапа онтогенеза состоит в том, что совершенствование всех физиологических системы организма проистекает одновременно и взаимосвязано с созреванием репро­дуктивной функции и значительными перестройками. вызванными этим процессом. При этом, развитие всех систем организма предъявляет повышенные требования к сердечно-сосудистой системе (ССС) как системе жизнеобеспечения. Именно деятельность сер­дечно-сосудистой системы является одним из важнейших факторов. лимитирующих развитие приспособительных реакций растущего ор­ганизма в процессе его адаптации к условиям обучения и воспи­тания [15].

Обширный литературный материал дает основание заключить, что центральное звено систем кровообращения в период от 11 до 17 лет изменяется значительно, что выражается, прежде всего, в повышении ударного объема и сердечного выброса, росте артери­ального давления и увеличении длительности основных фаз сер­дечного цикла.

Общая продолжительность сердечного цикла в период от 14 до 17 лет практически не отличается от величин, характерных для взрослых людей [28].

Центральные и перефирические звенья сердечно-сосудистой системы в подростковом возрасте претерпевают значительные из­менения от начального периода пубертата к его завершению. На этом этапе развития происходит повышение артериального давле­ния и увеличение сердечного выброса, удлинение основных фаз и периодов сердечного цикла, снижение интенсивности периферичес­кого кровотока и усиление его реактивности. Эти перестройки отражают формирование зрелого типа внутрисистемных отношений, создающих условия для наиболее оптимального функционирования сердечно-сосудистой системы.

Совершенствование системы гемодинамики к концу подростко­вого возраста обеспечивает метаболические потребности других физиологических систем, что отчетливо выявилось при сопостав­лении регионарного мозгового кровотока и функциональной актив­ности мозга в процессе умственной деятельности [28].

Для правильной постановки физического воспитания учащихся очень важен учет особенностей развития центральной нервной системы, которой принадлежит ведущая роль в регуляции всех функций организма. В старшем школьном возрасте завершается развитие центральной нервной системы, высокого совершенства достигает высший ее отдел - кора головного мозга. Нервные про­цессы приобретают большую подвижность, растет их сила, проте­кание процессов возбуждения и торможения становится более уравновешенным. Значительно улучшается аналитическая и синте­тическая деятельность коры головного мозга. Высокого уровня развития достигает вторая сигнальная система. Все это создает благоприятные условия для углубленного обучения учащихся дви­гательным действиям, развивать двигательные качества [29].

В связи с высоким уровнем развития двигательного анализа­тора, у старшеклассников значительно повышается способность анализировать и точно воспринимать различные движения.

Несмотря на высокий уровень развития высшей нервной сис­темы деятельности, у школьников старших классов еще наблюдает­ся некоторое преобладание процессов возбуждения над торможени­ем.

В старшем школьном возрасте у школьников наиболее резко проявляются индивидуальные особенности в отношении приспособ­ляемости к большим и длительным физическим нагрузкам. Это свя­зано главным образом в тем, что этот период среди школьников отмечается значительно большее число различных уровней физи­ческого развития, функциональных возможностей и физической подготовленности. При выборе упражнений, методики развития двигательных качеств возникает необходимость строго учитывать эти особенности [29].

Старший школьный возраст является завершающим этапом мор­фологического созревания всех звеньев двигательного аппарата [12,22]. Знание физиологических механизмов, лежащих в основе орга­низации двигательных действий в этом возрасте, имеет большое практическое значение. Именно в этом возрасте осваивается большинство трудовых и спортивных движений, эффективное значе­ние которым возможно только при учете возрастных особенностей двигательной функции.

1.2. Закономерности развития физических качеств школьников

14-17 лет

Воспитание физических качеств осуществляется через направ­ленное развитие ведущих способностей человека, которые разви­ваются на основе определенных закономерностей. Среди этих за­кономерностей в качестве ведущих выделяют: гетерохронность, этапность, фазность и перенос в развитии способностей.

Гетерохронность (разновременность)развития устанавливает, что в процессе биологического созревания организ­ма наблюдаются периоды интенсивных количественных и качест­венных изменений отдельных его органов к структур. Если в эти периоды оказывать педагогические воздействия на опережающие в своем развитии органы и структуры, то эффект в развитии соот­ветствующих физических способностей значительно превысит ре­зультат, достигаемый в периоды их относительной стабилизации. Периоды интенсивного развития той или иной физической спо­собности у представителей мужского и женского пола не совпа­дают. Как правило, на момент начала интенсивного развития большинства способностей девушки обгоняют подростков на 1,5 - 2 года. В связи с тем, что каждая физическая способность имеет свой сенситивный период, а каждое физическое качество выражает­ся совокупностью соответствующих физических способностей, сен­ситивный период для каждого физического качества определяется по его ведущей способности (группе ведущих способностей).

Этапность развития устанавливает, что по мере выпол­нения одной и той же нагрузки эффект развития способностей снижается. Чтобы постоянно поддерживать его на высоком уров­не, необходимо изменять содержание нагрузки, условия се выполнения. Развития физических способностей при относительно длительном использовании постоянной нагрузки характеризуется тремя этапами: начального воздействия, углубленного и этапом несоответствия нагрузки возросшим функциональным возможностям организма.

Фазность развития устанавливает зависимость эффекта педагогического воздействия от состояния физической работоспособности организма. Во время выполнения двигательного действия выделяются четыре фазы физической работоспособности организма: нарастающей работоспособности (врабатывания),отно­сительной стабилизации, временного снижения и повышенной ра­ботоспособности (эффект последействия).

Перенос развития устанавливает наличие связи между уровнями развитиянескольких физических способностей. Если при развитии какой-либо физической способности один или не­сколько ее компонентов представлены в структуре другой способ­ности, то последняя будет развиваться, хотя и не столь интенсив­но. Перенос в развитии физических, способностей может осуществ­ляться как внутри какого-либо качества, так и между отдельными физическими качествами. Если человек в поднятии тяжести повы­сил уровень силовых способностей, то это отразится на росте скоростно-силовых способностей, например в метании гранаты или толкании ядра. Если же человек развил способность выдерживать высокие нервно-эмоциональные нагрузки, то эта способность будет проявляться при реализации нескольких физических качеств.

Старший школьный возраст характеризуется неоднонременным окончанием биологического (полового) созревания юношей и деву­шек. К 17 годам юноши превышают уровень физической подготов­ленности девушек по большинству показателей и в отличие от них могут выполнять большие объемы работы с высокой интен­сивностью.

Направленное развитие физических способностей осуществля­ется при обязательном дифференцировании содержания педагоги­ческих воздействий. У юношей педагогические воздействия будут нацелены преимущественно на развитие собственно силовых спо­собностей, способностей, характеризующих физическое качество выносливости (15-17 лет), а также вестибулярную устойчивость, точность и скорость двигательных действий. У девушек акценти­рованному педагогическому воздействию целесообразно подвер­гать собственно силовые способности (16-17 лет) и гибкость (16-17 лет).

Выбирая состав средств и методов для развития физических способностей, необходимо параллельно воздействовать и на ин­тенсивно развивающиеся органы и структуры, и на те, которые в своем развитии временно отстают. Выполнение этого требования является обязательным, поскольку несоблюдение - его может отри­цательно сказаться на темпах развития в последующие возраст­ные периоды.

Здесь можно наблюдать как бы обратный эффект: чрезмерное развитие функций одних органов угнетает последую­щее развитие других, а следовательно, тормозит и развитие соот­ветствующих физических способностей.

Индивидуализация процесса - одно из важных требований принципа соответствия педагогических воздействий. Особенно ве­лико ее значение в среднем и старшем школьном возрасте, когда формируются личностные особенности школьников. В зависимости от темпов биологического созревания индивидуализация выража­ется в дифференцировании физических нагрузок и способов их ре­гулирования, выбора состава средств педагогических воздействий. Дифференцировка нагрузок предполагает ограничение парамет­ров механической работы, обусловливающих ту или иную функ­циональную активность органов и структур, а выбор средств - ограничение биомеханических параметров двигательных действий, создающих направленность воздействий на требуемые органы и структуры. В практике проблема индивидуализации решается на основе органического сочетания двух направлений: общеподгото­вительного и специализированного. Ориентация на персональные различия позволяет осуществлять личностный подход, а общие свойства, присущие разным индивидам, дают возможность на­правленно проводить групповые занятия [25].

1.3. Обзор типологий

Внутри любой человеческой популяции можно найти людей высоких и низких, толстых и худых, коренастых и сухопарых. Речь идет о телосложении, которое в свою очередь является всего лишь наиболее очевидным для нашего восприятия проявлением комплекса индивидуальных морфо-функциональных особенностей индивида.

Схема телосложения К. Сиго.

Идеи и подходы, применявшиеся для построения конституциональных схем, иногда выглядят весьма оригинально. Один из таких оригинальных подходов был воплощен в мужской конституциональной схеме К. Сиго, разработанной им и его учениками в 1914 г. [4]. Авторы предполагали, что за формирование телосложения целиком ответственны условия окружающей среды. Эти факторы воздействуют на индивида «через воздух, воду и землю». Длительное воздействие одних и тех же факторов усиливает проявление признаков соответствующего типа, а результат - особенности формы тела - может закрепляться наследственностью (т.о. идея в целом повторяет взгляды Ж.-Б. Ламарка).

Если преобладающее воздействие оказывает воздушная среда, например, при переселении людей с равнины на высокогорье, то у человека, по К. Сиго, преимущественно развивается дыхательная система, и соответствующий ей респираторный тип телосложения. Жизнь человека в области с обилием животных и растительных ресурсов способствует преимущественному развитию пищеварительного тракта и соответствующего типа - дигестивного. Люди, живущие в неплодородных малонаселенных областях, по К. Сиго, вынуждены скитаться в поисках пропитания, что способствует развитию мышечного и скелетного компонентов тела. Такой тип Сиго назвал мускулярным. Наконец, люди, живущие в городе, с детства испытывают недостаток воздуха, солнца, движений и подвержены многочисленным раздражениям. Такие условия способствуют развитию церебрального конституционального типа.

К. Сиго тесно связывал конституциональные типы с определенными профессиями. Так, респираторным типом обладают атлеты и мыслители, мускулярным в его коротком варианте - атлеты, грузчики, кузнецы и легкие кавалеристы, а в длинном - бегуны, гимнасты, альпинисты. Церебральный тип распространен среди философов и т.п. К. Сиго привел и примеры типов среди реальных исторических «персонажей» (например, к церебральному типу он отнес Д. Дидро, И. Канта, А. Ришелье). Схема К. Сиго не основана на какой-то определенной системе морфологических признаков, выглядит хаотичной и искусственной. Указанные в характеристике типов признаки в реально существующих группах населения встречаются в самых разных комбинациях (особенно это касается черт лица). Наконец, Сиго смешивал конституциональные признаки с расовыми, придавая им к тому же определенное социальное значение. Не выдерживают серьезной критики и основные исходные посылки построения схемы. Сложение конституциональных типов в ней объясняется исключительно влиянием среды, а генетический фактор практически полностью игнорируется (вспомните, что вкладывается в понятие конституции).

Схема Э. Кречмера.

Прямо противоположных исходных принципов придерживался при создании своей схемы немецкий психиатр Э. Кречмер. Он считал, что наследственность, а не средовые факторы, является единственным источником морфологического разнообразия. Работа Э. Кречмера «Строение тела и характер» переиздается на многих языках мира, получая массу заслуженных восторженных и критических откликов со стороны психологов и антропологов[9]. Надо заметить, что эта схема явилась основой для создания большинства позднейших классификаций. Под другими названиями, выделенные автором типы можно узнать во многих схемах, даже если принципы их построения отличаются. Очевидно, это - следствие отражения реального разнообразия, существующего среди людей и отмеченного Э. Кречмером в виде дискретных типов.

Кречмер выделил три основных конституциональных типа: лептосомный (или астенический), пикнический и атлетический.

Астенический или лептосомный отличается узкосложенностью, которая проявляется во всех частях тела и видах тканей. Астеник имеет узкие плечи, таз, тощую шею, тонкие конечности. Благодаря такой вытянутости телосложения астеник кажется более высоким, чем он есть в действительности. Жировой и мышечный компонент развиты крайне слабо. Жироотложения у астеников практически нет. Кости также тонкие, но в относительном выражении оказываются преобладающим компонентом тела. Грудная клетка длинная, узкая и плоская, с острым надчревным углом (образованным нижними ребрами, сходящимися к грудине). Живот худой, впалый или плоский. Лицо астеников также узкое и вытянутое, со слабым «убегающим» подбородком и выступающим носом. Э. Кречмер подробно описывал форму носа астеников, например, говорил о его узости, остром опущенном кончике, что в действительности является скорее расовым, а не конституциональным признаком. Астенические особенности складываются в раннем детстве и остаются постоянными во всех возрастах. Ни в детстве, ни в старости астеники не проявляют склонности к накоплению жира или развитию мышц. Специфика этого типа, связанная с полом, проявляется в большей частоте низкорослости среди астеничных женщин.

Атлетический характеризуется сильным развитием костного и мышечного компонентов. Плечи широкие, грудная клетка широкая и выпуклая. Надчревный угол близок к прямому. Живот упругий, с выраженным рельефом мышц. В целом туловище расширяется кверху. Шея массивная, кажется еще массивнее из-за большого развития трапециевидной мышцы. Кости массивные и толстые, что обусловлено значительным развитием мышц. Руки несколько удлиненные, с большим мускульным рельефом. Рост таких людей по Кречмеру средний или выше среднего. Лицо атлетов грубоватое, высокое, несколько угловатое, с выраженным костным рельефом. Сильно развиты надбровные дуги, скулы выступают, нижняя челюсть широкая с большим «волевым» подбородком. Нос крупный, притупленный. Согласно Кречмеру, характерный комплекс атлетического типа складывается в период полового созревания, а после 25 лет становится еще отчетливее. Половая специфика типа проявляется в большем развитии жировой компоненты у женщин по сравнению с мужчинами.

Пикнический характеризуется склонностью к жироотложению при относительно слабом развитии мышечного и костного компонента.
Грудь и живот пикника большие, широкие и объемистые. Шея короткая, толстая. Туловище, напротив, длинное. Грудная клетка выпуклая, заметно расширяется вниз, бочкообразная. Надчревный угол широкий. Живот толстый. Руки и ноги коротковатые, пухлые, со слабо развитой мускулатурой. Лицо пикников широкое, округлых форм, за счет обильного подкожного жира кажется уплощенным. Лоб широкий и выпуклый, нос средней величины, с прямой или вогнутой спинкой. Нижняя челюсть кажется шире за счет пухлых щек. Пикнический тип, в отличие от астенического и атлетического, достигает полного развития только после 30 лет, хотя склонность к развитию этого типа проявляется намного раньше. Половые различия заключаются в несколько разном распределении жира на туловище: у мужчин оно концентрируется в основном на руках, плечах и, особенно, в области живота, а у женщин - на груди и на бедрах.

Конституциональные схемы В.В. Бунака.

Похожей, но лишенной многих недостатков предыдущей схемы, является соматотипологическая классификация, разработанная В.В. Бунаком[4]. Ее принципиальное отличие от схемы Кречмера заключается в жестком определении степени важности конституциональных признаков. Она построена по двум координатам телосложения - степени развития жироотложения и степени развития мускулатуры. Дополнительными признаками являются формы грудной клетки, брюшной области и спины. Схема В.В. Бунака предназначена для определения нормальной конституции у взрослых мужчин и неприменима к женщинам. Длина тела, костный компонент, а также признаки головы и лица в ней не учитываются. Сочетание двух координат позволяет рассмотреть три основных типа телосложения и четыре промежуточных. Промежуточные варианты сочетают в себе признаки основных типов. Они были выделены В.В. Бунаком, поскольку на практике очень часто выраженность положенных в основу схемы признаков не вполне отчетлива и признаки разных типов часто сочетаются друг с другом. Еще два типа телосложения автор выделил как неопределенные, хотя, по сути, они также являются промежуточными. Основные. Грудной определяется слабым развитием жироотложения и мускулатуры. Грудная клетка у мужчин этого типа плоская или впалая. Живот также впалый. Спина сутулая. Мускульный отличается средним развитием жировой компоненты и сильной рельефной мускулатурой. Грудная клетка имеет цилиндрическую форму. Живот прямой. Спина обычная или, реже, сутулая. Брюшной имеет повышенное развитие жирового слоя, тогда как мускулатура развита средне или слабо. Грудная клетка имеет коническую форму. Живот выпуклый. Спина может быть разной формы - обычная, прямая или сутулая.

Промежуточные. Грудно-мускульного похож на грудной тип, но грудная клетка не такая плоская, а мускулатура достаточно хорошо развита.

Мускульно-грудной похож на мускульный тип, но отличается от него низкой степенью жироотложения и более уплощенной грудной клеткой.

Мускульно-брюшной похож на мускульный тип, но отличается повышенной степенью жироотложения и более конической формой грудной клетки. Брюшно-мускульный похож на брюшной тип, но отличается достаточно хорошо развитой мускулатурой.

Неопределенные. Собственно неопределенные. Любые другие типы телосложения, не вписывающиеся в представленную схему по сочетанию признаков. Например, грудно-брюшной (Г-Б) и брюшно-грудной (Б-Г) с признаками одновременно грудного и брюшного типов: слабое развитие мускулатуры, низкое жироотложение, при этом может быть характерен вздутый живот и цилиндрической формой грудная клетка. Аномальные широкий спектр аномальных типов телосложения, связываемых с определенной очевидной для исследователя патологией (например, дистрофия, диспластия, гипофизарное ожирение, гермафродитизм и прочие патологические варианты).

Соматотипы детей и подростков по В.Б. Штефко и А.Д. Островскому.

Отдельную научно-практическую проблему представляет определение конституциональных типов у детей и подростков. Как правило, применение к детям конституциональных схем, разработанных для взрослых, приводит к значительным ошибкам. Отечественные конституционологи продолжают использовать намного более простую, но весьма практичную схему, разработанную В.Б. Штефко и А.Д. Островским [34]. Изначально она предназначалась для определения конституциональных типов, как детей, так и взрослых, однако в настоящее время используется практически исключительно по отношению к детям. Было выделено множество вариантов сложения, включая нормальные, типы с задержками роста и развития и типы патологические. К нормальным было отнесено шесть конституциональных типов.

Астеноидный дети со слабым развитием костного компонента, узкой грудной клеткой, острым надчревным углом, впалым животом, длинными тощими ногами.

Торакальный отличается от астеноидного значительным развитием грудной клетки в длину, объемистыми легкими, небольшим животом, крупным носом.

Абдоминальный он же называется «крестьянским», поскольку был очень распространен среди сельских популяций России на момент создания схемы. Дети этого типа имеют небольшую грудную клетку, умеренное развитие жирового слоя и при этом очень большой живот. В настоящее время такой тип встречается в основном у жителей Африки, Южной Америки и Юго-Восточной Азии. Объясняется его возникновение питанием преимущественно растительной пищей. Пищеварительный тракт при этом развивается значительно, а жир не накапливается, поскольку растительная пища очень низкокалорийна.

Мышечный дети с равномерно развитым туловищем, широкими прямыми плечами, развитой грудной клеткой, средним надчревным углом. Контуры мышц у детей мышечного типа выражены отчетливо. Лицо у них квадратной или округлой формы.

Дигестивный дети этого типа отличаются короткой шеей, короткой и широкой грудной клеткой, выпуклым животом. У детей дигестивного типа сильно развиты жировые складки, надчревный угол тупой. Лицо у них широкое в нижней части.

Неопределенный относятся дети, которых нельзя отнести ни к одному из прочих типов.

1.4. Телосложение и спортивная деятельность

Насущные задачи физического воспитания, спортивной деятельности диктуют необходимость изучения и потенции всех систем организма человека в их взаимосвязи.

В этой связи среди множества показателей индивидуальных особенностей организма большой интерес представляют антропоморфологические признаки [26].

Тотальные размеры тела спринтеров имеют среднюю длину и вес тела, широкую грудную клетку и развитую мускулатуру. Анализ тотальных размеров тела средневиков убеждает в том, что они отличаются от спринтеров несколько меньшим весом и длиной тела при хорошо развитой грудной клетке и высоких показателей жизненной емкости легких. [3,31] Для бегунов на длинные дистанции характерны небольшие величины веса и длины тела, среднее развитие грудной клетки. [3,5]

Легкоатлеты, занимающиеся спортивной ходьбой, по тотальным размерам тела напоминают средневиков, но имеют большую длину тела, больший обхват грудной клетки, а по весу тела занимают среднее положение между марафонцами и средневиками.

Метатели превосходят представителей других разновидностей легкой атлетики по весу, длине тела и обхвату груди. Уступают метателям в длине тела и обхвате груди барьеристы, но по весу тела они приближаются к спринтерам.

Прыгуны не отличаются от спринтеров по длине и весу тела, но превосходят по обхвату груди [31]. Однако анализ данных разных авторов показывает, что по тотальным размерам тела прыгуны ближе к барьеристам.

Относительная длина ног к длине тела наибольшая у прыгунов (51,5%), спринтеров (49%) и представителей спортивной ходьбы (48%). Абсолютная длина ног неоднозначна даже у бегунов на разные дистанции: наибольшую длину ног имеют средневики (95,64 см.) и спринтеры (95,51 см.), наименьшую – стайеры (93,52 см.). При этом у спринтеров и стайеров примерно одинаковая длина туловища (соответственно 51,29 см. и 51,59 см.), а у средневиков она несколько больше - 52,20 см. [32].

Метатели превосходят бегунов на разные дистанции как по абсолютным, так и по относительным размерам пропорций тела; они имеют более длинные как, руки и туловище, широкие плечи, таз и лишь по длине верхнего отрезка (длина шеи + высота головы) не отличаются от бегунов [23].

Большинство легкоатлетов относятся к гигантоидному типу пропорций тела, т.е. по сравнению с не спортсменами имеют более широкие плечи и длинные ноги.

При сопоставлении пропорций тела легкоатлетов высокой квалификации и не занимающихся спортом было установлен , что отбор наиболее интенсивно идет по таким морфологическим способностям, как средняя длина ноги, голени, плеча, предплечья и длинное бедро. Для оценки размерных признаков легкоатлетов внутри группы и сопоставления их между собой были разработаны специальные шкалы регрессии, которые позволяют получить довольно четкую характеристику относительных размеров тела. Использование этих шкал может обеспечить объективный подход к занимающимся с целью индивидуализации совершенствования различных сторон спортивного мастерства.

По данным диаграммы 1, для легкоатлетов наиболее характерен мускульный тип конституции (среди спринтеров их оказалось 84,4 %, среди бегунов на средние дистанции - 67,5%, среди метателей – 61,3%, среди стайеров – 39,3%). Грудно - мускулистый тип у средневиков и стайеров встречаются относительно редко (до 10-15 %). Что касается мускульно-грудного типа, то среди спринтеров их оказалось 17,4%, тогда как среди стайеров – 42,4%. Мускульно - брюшной тип характерен только для метателей – 35,5%. Грудной, брюшной и брюшно - мускульный типы конституции среди легкоатлетов почти не встречаются.


Рис. 1. Типы конституции по А.Н. Строкиной, 1965

У легкоатлетов разных специализаций выявлены четкие различия по конституциональным признакам, как уровень развития и особенности топографии подкожно – жирового слоя, мышечной массы и по форме грудной клетки. [23] Метатели имеют наибольшую толщину подкожно - жирового слоя, который распределен неравномерно наименьшая толщина (до 5,36 мм.) обнаружена в частях тела, подвергающихся большим нагрузкам, наибольшая (до 20 мм.) – на животе, тазе, спине. Метатели обычно высокорослые, мощные, с хорошо развитой мускулатурой, имеют широкие плечи, грудную клетку цилиндрической (61,17%) или конической (34%) формы.

У бегунов подкожно – жировой слой выражен очень слабо и распределен относительно одинаково по всей поверхности тела. Отличительной особенностью их телосложения считается уплощеная форма грудной клетки.

Бегуны на разные дистанции различаются по некоторым конституционным признакам [23]. Спринтеры характеризуются более равномерным развитием мускулатуры на верхних и нижних конечностях, чем средневики и стайеры; в 80% случаев имеют цилиндрическую грудную клетку и лишь в 20% - плоскоцилиндрическую, но с прямым или тупым подгрудинным углом.

Барьеристы ближе по конституции к бегунам на 400 м., имеют длинные ноги и большую длину тела. Бегуны на длинные дистанции отличаются узкими бедрами, мышечный аппарат рук и ног выражен у них достаточно сильно. Они имеют незначительный подкожно – жировой слой, уплощенную и плоскую грудную клетку, прямой мускулистый живот и тупой подгрудинный угол.

Средневики по типу телосложения занимают промежуточное положение между спринтерами и стайерами. В 52,5% случаев они имеют цилиндрическую форму грудной клетки, в 20-27% - плоскую и плоско – цилиндрическую. Бегуны на 3000 м. по типу конституции напоминают барьеристов на 100 и 400 м. Спортсмены, специализирующиеся в ходьбе на 50 км., сложены, как бегуны на 1500 м., хотя у них более короткие ноги, а по обхвату бедра, отношению его к обхвату туловища и больших икроножных мышц напоминают бегунов на 5000 м.

Марафонцы имеют небольшой подкожно – жировой слой, распределенный относительно равномерно по всей поверхности тела; от не занимающихся спортом существенно отличаются меньшими относительными значениями подкожного, общего внутреннего жира, несколько большими величинами скелета и мышечной массы тела.

Тотальные размеры тела баскетболистов значительно превосходят не спортсменов в длине и имеют большой обхват груди.

Баскетболисты различного игрового амплуа также имеют особенности тела. Наиболее рослыми и тяжелыми являются центровые, затем крайние нападающие и, наконец, защитники.

Баскетбол все более становится привилегией очень высокорослых спортсменов. Тем более, что обнаружен факт положительного влияния длины тела на точность бросков по корзине.

Большинство баскетболистов относится к гигантоидному типу пропорций тела (47,3%), длинноногие и широкоплечие, реже (28,7%) встречаются баскетболисты тейноидного типа (длинноногие, узкоплечие) и еще реже (13%) - паратейноидного типа (длинноногие со сред- ними плечами). Баскетболисты имеют большую длину ноги и разные по ширине плечи. У баскетболистов отмечена явная тенденция к долихоморфии, выраженную в большой длине тела, верхнего отрезка, коротком туловище, длинной ноге, руке и узкой грудной клетке. Частичными же пропорциями тела, определяемыми соотношением размеров отдельных сегментов, баскетболисты не отличаются заметно от представителей других видов спорта.

Наиболее характерными конституциональными типами для баскетболистов являются грудной (25%) и грудно - мускульный (20%) [14]. Около 55% исследуемых относились к неопределенному типу конституции.

Баскетболисты имеют незначительную подкожно - жировую прослойку; наибольшая она на спине, под лопаткой (14,7 мм.) и на животе (13,5 мм), а наименьшая - на плече (5 мм) и на предплечье (4,8 мм). Мускулатура пояса верхних конечностей развита слабо, а мускулатура ног - сильно [27].

Форма грудной клетки у баскетболистов чаще цилиндрическая (47,9%), реже коническая (35,8%) и еще реже (16,3%) плоская; форма живота чаще впалая.

Результаты антропологических исследований послужат ориентиром при решении задач отбора спортсменов и формирования их телосложения; позволят устранить серьезные недостатки физической, технической, тактической и психической подготовки высокорослых игроков благодаря индивидуализации тренировочного процесса, т.е. конкретизации задач, методов тренировки, тестов контроля за ее результатами для баскетболистов различных соматотипов.

Большая часть исследований касается в основном тотальных размеров тела и лишь в некоторых случаях описываются обхватные размеры тела, пропорции тела и конституционные особенности.

Большинство авторов указывают на сравнительно высокое физическое развитие футболистов, связывая это с разносторонностью тренировки.

Физические нагрузки, а также виртуозная техника современного футбола, безусловно, ограничивают возможности слишком высокорослых игроков. В связи с этим практика отбора футболистов идет по пути поиска относительно высокорослых и среднего роста спортсменов.

Успех в футболе сопутствует относительно высокорослым лицам. Так же отмечается, что для футболистов длина тела и конечностей не имеет существенного значения, т.к. среди них обнаружены представители различных типов конституции. Среди футболистов встречаются все конституциональные типы.

Немаловажное значение для тренеров имеет обнаруженный факт, о том, что центр тяжести у футболистов находится ниже, чем, например, у гимнастов, что свидетельствует о более мощном развитии мышц нижних конечностей. Это хорошо согласуется с утвердившимся в практике мнением: чем ниже центр тяжести, тем легче управлять движениями своего тела (за счет большой устойчивости, т.е. облегченных условий для поддержания равновесия) [13].

Наличие значительных различий в длине и в весе тела у хоккеистов объясняет разный уровень их работоспособности; именно поэтому хоккеистам с большими значениями веса тела тяжелее пробегать за один матч пять и более километров, справляться (из-за медлительности) с игрой в таких вариантах тактики, как «пять в атаке, пять в обороне»; они постоянно из-за меньшей подвижности находятся в цейтноте.

Следует отметить различия между хоккеистами, выполняющими в команде различные функции. Наиболее высокорослыми являются нападающие, а наиболее тяжелыми и массивными – защитники. Вратари по этим показателям уступают игрокам атакующих и защитных линий, т.е. у хоккеистов обнаружена тенденция, противоположная той, что отмечена у футболистов. Особенности телосложения хоккеистов характерны и для весового состава их тела [19]. Чем выше возраст и уровень спортивной подготовленности хоккеистов, тем большая часть веса их тела представлена абсолютным и мышечным компонентом.

Авторы, изучавшие гимнастов, характеризуют длину их тела как среднюю, обхват груди - незначительно выше среднего и вес тела - сравнительно небольшим, что предопределяет у них небольшую величину поверхности тела (1,76 +,- 0,01).

Динамические наблюдения за гимнастами показывают, что до момента достижения высокого уровня мастерства чаще отсеиваются спортсмены с крайними значениями весоростовых показателей.

Однако тренеру приходится готовить гимнастов с различными размерами тела. Поэтому при составлении произвольной программы, а также выбора снаряда, на котором можно рассчитывать на большой успех высокорослым спортсменам рекомендуется ориентироваться на элементы, при выполнении которых удается показать размах, амплитуду движений, а низкорослым делать акцент на упражнениях силового типа. Рекомендуется гимнастам с солидной комплекцией обратить внимание на эластичность мышц, а не на уменьшение их объема за счет снижения веса тела, хотя, безусловно, следить за весом, соблюдать диету таким гимнастам нужно тщательнее, чем низкорослым и менее массивным [26].

Дальнейшее осложнение гимнастической программы может привести к закономерному снижению весоростовых показателей спортсменов. Уменьшение длины, а следовательно, и веса тела гимнастов, естественно, снизит суммарные статические и динамические нагрузки и тем самым позволит еще более усложнить комбинации [6].

Поэтому в современной спортивной гимнастике с ростом квалификации отмечается уменьшение длины и веса тела гимнастов.

Всех гимнастов относят в основном к двум конституциональным типам: 51% - мускульному, 14% - к грудно - мускульному, 35% - к неопределенному типу. Это свидетельствует о том, что имеющиеся схемы конституциональной диагностики очень не дают положительных результатов при оценке спортивных популяций.

По обхвату груди гимнасты – мужчины превосходят не спортсменов, т. к. имеют большой поперечный диаметр грудной клетки и более мощный «мышечный корсет». Причем в подавляющем большинстве случаев (81%) форма грудной клетки у гимнастов признана цилиндрической, в 13,7% - конической, в 5% - плоской. Степень развитости грудной клетки у 38 высококвалифицированных гимнасток оказалась прямо связанной с уровнем спортивного мастерства. У гимнастов особенно сильно развиты мышцы верхних конечностей, груди и спины, талия тонкая, таз узкий, обхват ягодичной области незначительный, ноги стройные, тонкие, с небольшим рельефом [27].

В общем весе тела гимнастов большую долю составляют активные ткани, о чем свидетельствует тот факт, что средний удельный вес их тела равен 1,0434 +,- 0,001 г/см3 [6]. Это подтверждается тем, что гимнасты имеют небольшой подкожно – жировой слой; распределен он относительно равномерно по всей поверхности тела. Наибольшая жировая складка находится на спине под лопаткой (14,3 мм.), наименьшее - на предплечье (4,2 мм.); в области живота она выражена меньше (11,3 мм.), чем у представителей других видов спорта [27].

Мышечная ткань составляет 48,99% от общего веса тела гимнастов, тогда как у не спортсменов 42,18% ; жировая ткань соответственно 14,23% и 11,93% ; костная – 17,44% и 18,29%. Что касается абсолютных значений компонентов веса тела гимнастов и не спортсменов, то значения последний во всех случаях выше у гимнастов.

Общепризнанным является тот факт, что у гимнастов и гимнасток, в том числе специализирующихся по художественной гимнастике, лучшая осанка среди представителей всех видов спорта.

Глава 2. Организация и методы исследования

2.1. Организация исследования и контингент

В исследовании, проводимом в средней школе № 83 города Ульяновска приняло участие 100 школьников в возрасте от 14 до 17 лет включительно. Исследование проводилось на протяжении одного года обучения в школе. Все подростки в период исследования являлись практически здоровыми и были допущены к занятиям физической культурой в основной медицинской группе.

2.2. Методы исследования

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: педагогические наблюдения, определение типов телосложения, методы исследования физического развития, тестирование физической подготовленности, математико-статистическая обработка материала.

2.2.1. Педагогические наблюдения

Педагогические наблюдения проводились с целью сбора первичной информации об объекте и предмете исследования. Данные, полученные с помощью педагогических наблюдений, позволили более точно интерпретировать результаты использования.

2.2.2. Определение типов телосложения

Определение типов телосложения детей проводили на основе антропометрических обследований по методике Штефко, Островского[34]. Обследуемые были отнесены к одному из следующих типов телосложения.

Астенический тип.

Грудная клетка уплощена спереди назад, вытянута, часто сужена книзу. Эпигастральный угол острый. Спина часто сутулая с резко выступающими лопатками. Живот впалый или прямой. Характерно выступание костей таза. Такие дети имеют удлиненные конечности, тонкий костяк. Подкожножировой слой крайне незначителен, поэтому хорошо виден костный рельеф – кости плечевого пояса и ребра. Мускулатура развита слабо.

Торакальный тип.

Относительно узко сложенный тип. Грудная клетка цилиндрическая, реже слегка уплощена. Эпигастральный угол близок к прямому или прямой. Спина прямая, иногда с выступающими лопатками. Живот прямой. Мускулатура и подкожножировой слой развиты умеренно.

Мышечный тип.

Данный тип характеризуется наличием массивного скелета с четко выраженными эпифизами, особенно в предплечье и коленном суставе. Грудная клетка округлая, цилиндрическая, одинакового диаметра по всей длине. Эпигастральный угол прямой. Спина прямая с нормально выраженными изгибами. Живот прямой с хорошо развитой мускулатурой. Значителен объем мышц. Жироотложение умеренное, костный рельеф сглажен.

Дигестивный тип.

Представители этого типа имеют обильное жироотложение. Форма грудной клетки, как правило, коническая, короткая, расширена книзу. Эпигастральный угол тупой. Живот выпуклый, округлый с жировыми складками. Спина прямая или уплощенная. Скелет крупный, массивный. Мускулатура хорошо развита. Подкожно жировой слой образует складки на животе, спине, боках. Костный рельеф совершенно не просматривается.

Если телосложение ребенка сочетало в себе черты двух смежных типов (имело переходный характер), то он относился нами к тому типу конституции, черты которого преобладали.

2.2.3. Методы исследования физического развития

В нашем исследовании физическое развитие определялось по общепринятой методике. Определялись следующие показатели физического развития: а) соматометрические: длина с точностью до 1 см и масса тела с точностью до 0,5 кг, обхват грудной клетки, талии, бедра, плеча (в спокойном состоянии) с точностью до 1 см, толщина кожно-жировых складок на задней поверхности плеча, под нижним углом лопатки, на передней поверхности живота, периметр запястья с точностью до 1 мм; б) физиометрические: жизненная емкость легких с точностью до 50 кубических см (куб. см).

Массу тела определяли с помощью медицинских весов; длину тела определяли стандартным медицинским ростомером; толщину кожно-жировых складок измеряли с использованием калипера; обхватные размеры тела измеряли с помощью сантиметровой ленты, на которой имелась миллиметровая шкала.

Использовали стандартные, принятые в антропометрии, точки и способы измерения. При получении данных об окружности грудной клетки лента проходила сзади под нижним углом лопаток, спереди - на уровне сосков. При измерении обхвата талии сантиметровая лента накладывалась на 5-6 см выше подвздошных гребней. Для определения обхвата бедра важно исходное положение измеряемого (ноги на ширине плеч, вес тела равномерно распределен на обе ноги), лента накладывалась на бедро под ягодичной складкой. Измерение обхвата плеча в спокойном состоянии осуществлялось в месте наибольшего развития мышц плеча (рука свободно свисает, мышцы расслаблены). Кожно-жировая складка под нижним углом лопатки измерялась под правой лопаткой в косом направлении (сверху вниз, изнутри наружу). Кожно-жировая складка на задней поверхности плеча измерялась при опущенной руке, в верхней трети плеча в области трехглавой мышцы, ближе к ее внутреннему краю. Складка определялась на правой руке вертикально. Кожно-жировая складка на передней поверхности живота измерялась на уровне пупка, справа от него на расстоянии 5 см, определялась она вертикально, но если вертикальное измерение затруднялось, то складка бралась горизонтально. Окружность запястья измерялась по периметру луче-запястного сустава.

2.2.4. Тестирование физической подготовленности

В программу педагогического тестирования были включены 10 двигательных тестов, оценивающих основные физические качества. Использовались также данные физиометрии (силы сжатия кисти и становой силы).

Общую выносливость оценивали по результатам шестиминутного бега с точностью до 1 метра (м).

Силу мышц рук и спины оценивали с помощью кистевой и становой динамометрии с точностью до 1 килограмма (кг). Силовую выносливость оценивали по количеству подтягиваний на высокой перекладине и по времени удержания туловища в положении угла 45 градусов относительно пола сидя. Скоростно-силовые качества оценивали по результатам прыжка в длину с места вперед с точностью до 1 см и по количеству подниманий туловища из положения лежа за 15 секунд. Для оценки скоростных качеств использовали тест в беге на 30 метров по движению с высокого старта с точностью до 0,1 с.

Оценка координационных способностей осуществлялась на основе результата прыжка в длину с места назад с точностью до 1 см., разницы прыжков с места вперед и назад, челночного бега 3 х10 метров.

Гибкость оценивали по результатам наклона вперед из исходного положения сидя, колени прямые, с фиксацией пальцами обеих рук дальней точки не менее 3-х секунд с точностью до 1 см.

2.2.5.Математико-статистическая обработка данных

Использовали общепринятые методы статистического анализа с применением специального пакета программ, реализованного на базе персонального компьютера Pentium.

Рассчитывали среднее арифметическое (М), среднеквадратическое отклонение ( ), ошибку среднего арифметического (m), достоверность различий (по Стьюденту).

В качестве критического уровня значимости при оценке результатов статистического анализа использовался уровень значимости P<0,05, P<0,01.

Темпы прироста (изменения) показателя рассчитывали по формуле:

F = (X2 / X1 - 1) x 100 %, где F - темп прироста результата, X1 - среднее арифметическое исходного показателя, X2 - среднее арифметическое конечного показателя.

Глава 3. Результаты и их обсуждение

3.1. Особенности физического развития

Для выявления особенностей физического развития старших школьников, имеющих различные типы телосложения, были проведены соответствующие антропометрические измерения, которые позволили определить соматотип старшеклассников. Среди школьников 14-15, 15-16, 16-17 лет были выделены три группы: А-Т- школьники астено-торакального типа телосложения, М - мышечного типа телосложения, Д-дигестивного типа телосложения. Определяли: длину и вес тела, обхват груди (в промежуточном состоянии), талии, бедра, обхват плеча (в спокойном состоянии), толщину кожно-жировых складок под нижним углом лопатки, на передней стенке живота, на задней поверхности плеча и сумму этих жировых складок. Полученные данные нашли свое отражение в таблице 1.

Эти данные мы рассматривали в двух аспектах: определение возрастной зависимости внутри каждого соматотипа и соматической - внутри каждой возрастной группы.

В каждой из трех соматических групп от 14 к 17 годам увеличивается вес тела, обхват груди, и обхват бедра. У мышечников помимо этих антропометрических показателей увеличивается длина тела. О сумме трех кожно-жировых складок можно сказать следующее: у мышечников она уменьшается, а у дигестивников наоборот увеличивается. Независимо от возраста школьники астено-торакального типа имеют наименьшие, а дигестивники наибольшие показатели соматометрии, мышечники занимают промежуточное положение. Исключение составляет длина тела. В 14-15 и 15-16 лет рост мышечников меньше, чем рост дигестивников и представителей астено-торакального типа. Во всех возрастных группах существенные различия выявлены между представителями астено-торакального и дигестивного типов, а также между мышечниками и дигестивниками. В 16-17 лет мы наблюдаем наибольшее количество достоверных различий между представителями разных типов, исключение составляет длина тела. В этом возрасте типы различить легче, чем в 14-15 лет, но крайние типы: астено-торакальный и мышечный ярко выражены уже в 14-15 лет.

Таким образом, оказалось, что представители астено-торакального, мышечного и дигестивного типов телосложения во многом отличаются по своему физическому развитию и, могут рассматриваться по этим показателям как члены различных совокупностей.

3.2. Особенности физической подготовленности

Для оценки физической подготовленности учащихся нами был использован стандартный набор тестов, различной направленности, обычно применяемых в системе школьного воспитания. Полный комплекс тестов включал бег 30 метров, челночный бег 3 х 10 метров, прыжок в длину с места, поднимание туловища из положения лежа за 15 секунд. Этими контрольными упражнениями оценивалась быстрота и скоростно-силовые качества. По результатам становой и кистевой динамометрии оценивалась абсолютная сила. Для характеристики выносливости использовался шестиминутный бег. Гибкость оценивалась по наклону туловища из положения сидя. Также в состав контрольных упражнений входило подтягивание на высокой перекладине и удержание туловища по углом 45 градусов сидя относительно пола.

Особенности моторного развития подростков 14-17 лет разных типов телосложения представлены в таблице 2.

Мы выявили, что для представителей разных типов телосложения характерны особенности в проявлении физических качеств.

Так для группы подростков, мышечного типа телосложения свойственны самые высокие результаты по всем исследуемым возрастам в скорости бега (бег 30 м.), в проявлении координационных способностей (челночный бег 3 х 10 м.), в упражнениях скоростно-силового характера, в которых задействованы мышцы ног (прыжок в длину с места), в подтягивании на перекладине. Эти подростки имеют высокие показатели в проявлении абсолютной силы (становая, кистевая динамометрия). Школьники астено-торакального типа имеют более низкие результаты в проявлении координационных способностей, проявлении абсолютной силы, а выносливость (6 - минутный бег) развита очень хорошо.

Школьники дигестивного типа имеют сравнительно более низкие показатели физической подготовленности. Во всех возрастных группах лишь динамическая сила мышц брюшного пресса (поднимание туловища из положения лежа за 15 с.) и статическая выносливости (удержание туловища под углом 45 градусов, с.) у них превышает значения этих показателей подростков других типов. Результаты, которые они показывают в челночном беге, уступают только результатам представителям «силового» типа.

Таким образом, в большинстве возрастных групп подростки астено-торакального типа характеризуются в целом сравнительно более высокими показателями развития выносливости и гибкости. Представители мышечного типа обладают относительно более высокими показателями, быстроты, координационных способностей, силы и скоростно-силовых качеств. Сила и динамическая сила мышц брюшного пресса, статическая выносливость наибольшее развитие имеют у подростков дигестивного типа.

Для выяснения различий в моторном развитии школьников различного типа телосложения, мы провели сопоставление показателей их физической подготовленности. В качестве критерия изменчивости была избрана такая характеристика, как количество показателей, по которым отмечаются изменения, достоверные по t - критерию Стьюдента. При оценивании моторных характеристик школьников 14-17 лет разных типов оказалось, что количество достоверных различий между показателями физической подготовленности подростков А-Т и М типов составляет 34, между представителями А и Д типов - 29, между представителями М и Д - 19.

Для более наглядного определения особенностей физической подготовленности школьников различного типа нами были построены диаграммы типа «звезда», несущие информацию о структуре моторики каждой типологической группы (рис.1-4). Для этого до начала проведения педагогического эксперимента нами была разработана система оценки уровня физической подготовленности школьников 14-17 лет, который определялся путем вычисления среднего арифметического показателя в баллах по всем используемым в исследовании тестам. Для нормирования уровней физической подготовленности применяли величину, равную 0,67s. Каждому интервалу была присвоена оценка от 1 до 5 баллов, что в дальнейшем позволило качественно оценить уровень физической подготовленности старшеклассников.

Нам удалось получить интересные результаты, позволяющие судить о наличии типологических особенностей в уровне развития физических качеств у старшеклассников разного типа телосложения.

Выводы

1.

2. Школьники 14-17 лет астено-торакального, мышечного и дигестивного типов телосложения во многом отличаются по своему физическому развитию и, могут рассматриваться по этим показателям как члены различных совокупностей.

3. Школьники 14-17 лет разных типов телосложения существенно и достоверно различаются по уровню физической подготовленности. У школьников астено-торакального типа лучше всего развита выносливость, хуже - силовые, скоростно-силовые способности и быстрота. У мышечников «ведущие» - силовые, скоростно-силовые, быстрота, координационные способности, относительно слабо развита выносливость и гибкость. У дигестивников «ведущими» являются силовые качества, «отстающими» - выносливость, координационные способности и гибкость.

Литература

1. Андронеску А. Анатомия ребен­ка / А. Андронеску. - Бухарест, 1970. - 360 с.

2. Бальсевич В.К., Физическая активность человека / В.К. Бальсевич, В.А. Запорожанов. - Киев: Здоров’я, 1987. - 224 с.

3. Баранов С.В. Результаты изучения атлетических достижений и связи их с данными антропометрических исследований. В сб.: «Опыт изучения физической культуры» / С.В. Баранов. – Л.: Научн. сессии Воен.- морской мед.академии, 1925. – С. 47-62.

4. Бунак В.В. Антропометрия: Практ. курс. Пособие для ун-тов / Бунак Виктор Валерианович. - М.: Учпедгиз, 1941. - 368 с.: ил., черт., бланк.

5. Граевская Н.Д. Врачебные наблюдения за легкоатлетами. В сб.: «Врачебные наблюдения за спортсменами в процессе тренировки» / Н.Д. Граевская. – М.: Физическая культура и спорт, 1954. – 149с.

6. Ермолаев Ю.А.. Возрастная физиология / Ю.А. Ермолаев. - М.: Высшая школа, 1985 г. - 263 с.

7. Колесова Д.В Половое развитие мальчиков / Д.В. Колесова. - М., 1985. - 88 с.

8. Клиорин А.И. Физиология подростка А.И. Клиорин // материалы симпозиумов: IX научная конференция по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. - М., 1969. - С. 3-13;

9. Кречмер Э. Строение тела и характер / Э. Кречмер. - М.: Педагогика-Пресс, 1995. - 240 с.

10. Кузнецова Т.Д. Возрастные изменения функций дыха­ния у детей от рождения до 14 лет / Т.Д. Кузнецова // Современные проблемы фи­зиологии дыхания. - Куйбышев, 1980. - С. 91-98

11. Кузнецова Т.Д. Динамика функцио­нальных показателей дыхательной системы подростков 12-13 лет в процессе адаптации к дозированной физической нагрузке / Т.Д. Кузнецова // Осо­бенности развития физиологических систем школьников. - 1983. - С. 40-47

12. Любомирский Л.Е. Уп­равление движениями у детей и подростков / Л.Е. Любомирский. - М., 1974. - 229 с.

13. Лутовинова Н.Ю. Сравнительная характеристика отдельных групп спортсменов / Н.Ю. Лутовинова // Вопросы антропологии. – 1965. - № 20.- с. 19 – 20.

14. Лутовинова Н.Ю. Определение размерных антропологических стандартов для различных групп спортсменов / Н.Ю. Лутовинова, М.И. Уткина // Вопросы антропологии.- 1961. - № 8. – с. 14 – 15.

15. Меерсон Ф.З. Адаптация, дезадаптация и недостаточность сердца / Ф.З. Меерсон. - М., 1978. - 343 с.

16. Мир детства: младший школьник / Под ред. А.Г. Хрипковой – М.: Педагогика, 1998. – 186 с.

17. Миклашевская Н.Н. Особенности роста и развития организма / Н.Н. Миклашевская, Б.А. Никитюк // Морфология человека. - М., 1983. - С. 320

18. Митин В.В. Морфофункциональные характеристики хоккеистов различных возрастных групп и квалификации: автореф. дис… канд. пед. Наук / В.В. Митин. – М., 1971. – 52 с.

19. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под общ. ред. М.Я. Набатниковой. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 287 с.

20. Остаровская И.М. Анатомо-физиологические особенности детского возраста / И.М. Остаровская. - М., 1963. - 232 с.

21. Петро­ва-Брюханова А.К. Особенности внешнего дыхания у практически здо­ровых детей в возрасте от рождения до 14 лет, выявленные мето­дом пневмографии: автореф. дисс. ... докт. мед. наук / А.К. Петрова-Брюханова. - Куйбы­шев, 1960. - 48 с.

22. Семенова Л.К. Развитие суставно-связочного аппарата. Развитие соматической мускулатуры / Л.К. Семенова // Основы морфологии и физиологии де­тей и подростков. - М., 1969. - С. 31-74

23. Строкина А.Н. Поверхность тела у спортсменов / А.Н. Строкина // Теория и практика физической культуры. – 1964. - № 5. – с. 32 – 34.

24. Таккер Д. Рост и конституция человека / Д. Таккер // Биоло­гия человека. - М., 1968. - С. 247-326

25. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец. 0303»Физкультура / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина др.; под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.

26. Туманян Г.С. Телосложение и спорт. – М.: Физическая культура и спорт / Г.С. Туманян, Э.Г. Мартиросов. – М.: Физическая и спорт, 1976. – 238 с.

27. Уткина М.И. Предварительные данные по факцированию веса тела некоторых групп спортсменов / М.И. Уткина // Вопросы антропологии. – 1965. - № 19. – с. 11.

28. Физиология по­дростка / Под редакцией Д.А.Фарбер. - М.: Педагогика, 1988. - С. 112

29. Физическая культура в старших классах / Под ред. З.И.Кузнецовой. - М., 1964. - С. 15-16

30. Филин В.П. Основы юношеского спорта / В.П. Филин. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 255 с.

31. Холодковская Е.И. Некоторые итоги врачебного обследования спортсменов в период тренировки. В сб.: «Врачебные наблюдения за спортсменами в процессе тренировки» / Е.И. Холодковская. – М.: Физкультура и спорт. – 1952. – с. 64 – 69.

32. Хура А.И. Пневмологические проблемы / А.И. Хура. - Братислава, 1965. - 701 с.

33. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений – 2-е изд., испр. и доп. / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с.

34. Штефко, В.Г., Островский, А.Д. Схемы клинической диагностики конституциональных типов / В.Г. Штефко, А.Д. Островский. - М., 1929. - 79 с.

Таблица 1

Показатели физического развития школьников

14-17 лет, имеющих разные типы телосложения (М m)

п/п

Антопометрические.признаки

Воз-

раст,

Типы телосложения Достоверные различия
А-Т М В АТ-М М-Д АТ-Д

1.

Длина тела, см.

14 лет 161,8±1,38 162,9±1,52 168,0±1,1 - * *
15 лет 169,9±1,54 168,3±1,39 171,0±1,16 - * -
16 лет 173,0±1,08 172,3±0,73 171,1±1,0 - - *
17 лет 173,9±1,16 172,8±1,35 171,4±1,15 - - -

2.

Масса тела, кг

14 лет 48,5±1,3 52,0±1,62 61,9±1,9 * * *
15 лет 52,8±1,44 56,8±1,5 65,1±1,9 * * *
16 лет 55,3±1,0 63,1±1,28 69,3±1,93 * * *
17 лет 57,2±1,26 65,0±1,64 71,0±1,5 * * *

3.

ЖЕЛ, куб. см

14 лет 2826,7±77,1 3034,6±116,7 3222,2±188,1 * - *
15 лет 3242,4±123 3218,2±112,0 3636,4±152,8 - * *
16 лет 3426,7±113,1 3746,2±152,4 3691,7±186,1 * - -
17 лет 3760±122,6 4166,7±110,5 4300±197,3 * - *

4.

ОГК, см

14 лет 74,5±0,8 79,0±1,18 86,4±1,45 * * *
15 лет 78,7±1,03 82,1±0,91 87,7±2,14 * * *
16 лет 80,8±0,8 84,4±0,79 88,5±1,8 * - *
17 лет 83,5±0,81 88,6±1,15 91,8±2,45 * - *

5

Окружность бедра, см

14 лет 44,2±0,61 46,3±0,81 52,0±1,2 * * *
15 лет 46,8±1,07 50,1±1,15 53,7±1,17 * * *
16 лет 47,9±0,8 51,5±1,12 54,6±2,13 * * *
17 лет 48,5±0,78 51,8±1,1 56,7±1,5 * * *

6

Окружность талии, см

14 лет 64,2±0,72 66,7±0,84 72,6±1,37 * * *
15 лет 65,4±0,96 68,1±0,76 74,1±1,85 * * *
16 лет 66,3±0,72 71,3±0,76 76,3±1,43 * * *
17 лет 68,3±0,65 72,8±0,97 78,3±3,1 * * *

7

Окружность плеча, см

14 лет 21,3±0,29 23,0±0,36 25,8±0,64 * * *
15 лет 22,3±0,38 24,3±0,37 26,5±0,65 * * *
16 лет 22,3±0,26 25,7±0,31 28,8±1,0 * * *
17 лет 23,1±0,29 25,9±0,39 28,9±1,04 * * *

8

Окружность запястья, см

14 лет 14,9±0,18 15,8±0,21 16,4±0,22 * * *
15 лет 15,6±0,19 16,1±0,18 16,5±0,24 * - *
16 лет 15,6±0,12 16,3±0,15 16,7±0,15 * * *
17 лет 16,0±0,14 16,5±0,22 16,9±0,34 * - *

9

КЖС под лопаткой, мм

14 лет 6,7±0,2 6,9±0,3 13,1±0,7 - * *
15 лет 7,0±0,3 7,5±0,3 11,0±0,7 - * *
16 лет 7,0±0,2 7,9±0,4 12,1±0,1 * * *
17 лет 7,3±0,2 8,9±0,4 13,0±0,8 * * *

10

КЖС на животе, мм

14 лет 7,5±0,4 8,6±0,5 16,5±1,1 * * *
15 лет 7,2±0,5 9,3±0,6 14,5±1,8 * * *
16 лет 6,8±0,5 9,6±0,1 15,8±0,3 * * *
17 лет 7,5±0,6 9,1±0,9 16,6±1,7 * * *

11

КЖС на плече, мм

14 лет 5,1±0,3 4,7±0,3 11,2±1,2 - * *
15 лет 4,6±0,3 4,9±0,4 8,2±1,1 - * *
16 лет 3,4±0,1 5,0±0,5 10,0±0,22 * * *
17 лет 3,3±0,1 4,3±0,6 10,0±1,5 * * *

Таблица 2

Показатели физической подготовленности школьников

14-17 лет, имеющих разные типы телосложения (М m)

п/п

Двигательные тесты

Воз-

раст,

Типы телосложения Достоверные различия
А-Т М Д АТ-М М-Д АТ-Д

1.

Бег 30 м., с. 14 лет 5,33±0,05 5,15±0,07 5,34±0,08 * * -
15 лет 5,15±0,05 4,9±0,06 5,1±0,07 * * -
16 лет 4,9±0,04 4,7±0,05 4,9±0,1 * * *
17 лет 4,78±0,07 4,58±0,07 4,93±0,09 * * -

2.

Челночный бег

3х10 м., с.

14 лет 8,32±0,07 8,1±0,08 8,2±0,1 * * -
15 лет 8,27±0,09 7,89±0,07 8,0±0,11 * * *
16 лет 8,14±0,1 7,62±0,07 7,86±0,17 * * *
17 лет 8,01±0,06 7,5±0,06 7,89±0,27 * * -

3.

6-минутный бег, м. 14 лет 1344,2±17,9 1222,9±18,0 1134,4±63,2 * * *
15 лет 1366,8±18,1 1239±30,1 1174,5±50,6 * * *
16 лет 1378±20,1 1316,6±19,8 1246±47,4 * * *
17 лет 1421,1±43,4 1363±24,1 1283±13,6 - * *

4.

Наклон туловища вперед, см. 14 лет 8,5±0,53 7,3±0,93 7,0±1,4 - - -
15 лет 8,1±0,72 8,1±0,8 7,5±1,3 - - -
16 лет 7,3±0,56 7,6±0,2 7,2±1,6 - - -
17 лет 7,5±0,4 7,4±0,5 6,7±0,6 - - -

5

Подтягивание на перекладине, кол-во раз 14 лет 6,4±0,47 7,5±0,55 4,8±0,7 * * *
15 лет 7,6±0,6 9,5±1,08 5,0±0,7 * * *
16 лет 7,9±0,6 10,1±0,63 5,4±1,2 * * -
17 лет 8,7±0,7 10,4±0,8 6,0±1,1 * * *

6

Становая динамометрия, кг. 14 лет 83,6±4,6 97,9±7,8 94,8±3,8 * - *
15 лет 91,7±4,1 101,8±5,4 100,8±4,2 * - *
16 лет 102,9±,6,1 115,6±4,5 117,3±5,9 * - *
17 лет 110,7±4,4 122,4±7,2 120,4±8,1 * - -

7

Динамометрия правой кисти, кг. 14 лет 24,6±1,2 29,8±1,9 29,2±2,3 * - *
15 лет 25,0±1,4 31,6±2,1 31,4±2,9 * - *
16 лет 26,0±1,2 36,0±1,6 35,5±3,1 * - *
17 лет 32,1±1,3 37,9±2,3 38,8±3,7 * - *

8

Динамометрия левой кисти, кг. 14 лет 22,5±1,2 28,8±1,6 28,6±2,3 * - *
15 лет 24,1±1,4 29,9±2,0 29,8±2,7 * - *
16 лет 25,0±1,2 34,0±1,6 32,2±2,6 * - *
17 лет 30,4±2,1 36,6±2,2 35,9±2,7 * - -

9

Поднимание тул-ща за 15 с., кол-во раз 14 лет 19,9±0,62 20,4±0,87 20,9±1,1 - - -
15 лет 20,7±0,7 21,8±1,1 23,0±1,0 - - *
16 лет 20,9±0,6 23,0±0,9 24,8±1,2 - - *
17 лет 21,6±1,1 25,3±1,0 26,7±2,1 * - *

10

Удержание тул-ща под углом 45 гр., с. 14 лет 79,7±7,4 90,8±12,9 100,3±8,5 - - *
15 лет 87,8±9,7 100,4±9,8 113,5±10,3 - - *
16 лет 92,9±9,8 107,4±11,0 117,0±11,5 - - *
17 лет 98,0±7,6 110,5±8,3 123,7±9,8 - - *

11

Прыжок в длину с места, см. 14 лет 186,2±2,7 200,0±4,3 195,0±5,5 * - *
15 лет 189,3±2,5 217,9±2,2 194,0±5,0 * * -
16 лет 209,7±2,9 227,1±3,4 199,1±4,8 * * *
17 лет 215,1±4,7 231,8±4,2 213,0±6,4 * * -

Рис 1 . Особенности структуры моторики школьников 14 лет разных типов телосложения

Рис. 2. Особенности структуры моторики школьников 15 лет разных типов телосложения

Рис. 3. Особенности структуры моторики школьников 16 лет разных типов телосложения

Рис. 4. Особенности структуры моторики школьников 17 лет разных типов телосложения

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И РЕАБИЛИТАЦИИ

КАФЕДРА ТЕОРИИ СПОРТА И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Сергеев Валерий Николаевич

студент группы ФС – 31/у

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 14-17 ЛЕТ РАЗНЫХ ТИПОВ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ

Научный руководитель:

Доцент кафедры теории спорта и оздоровительных технологий Жуков О.Ф., кандидат педагогических наук

УЛЬЯНОВСК 2008

Содержание

Введение ………………………………………………………………….
Глава 1. Особенности физического развития школьников 14-17 лет ...
1.1. Особенности строения тела…………………………………………
1.2. Обзор типологий …………………………………………………….
1.3. Телосложение и спортивная деятельность ………………………..
Глава 2. Организация и методы исследования …………………………
Глава 3. Результаты и их обсуждение ………………………………….
3.1. Особенности физического развития школьников 14-17 лет разных типов телосложения……………..……………………………….
3.2. Особенности физической подготовленности школьников 14-17 лет разных типов телосложения …………………………………………
Выводы ……………………………………………………………………
Литература ………………………………………………………………..