Главная              Рефераты - Культура

Формирование фонда детской библиотеки - реферат

Введение.

Актуальность темы. Библиотека в настоящее время является хранилищем культурного фонда нации, досуговым учреждением, а так же центром информации. Изучение фонда библиотек поможет спрогнозировать их будущее и увидеть перспективы развития. Успешная информационная деятельность библиотеки нельзя представить без оптимально сформированного фонда, который позволит эффективно удовлетворять разнообразные, постоянно меняющиеся потребности читателей. Формированию фонда детских библиотек должно уделяться большое внимание, так как после школьной библиотеки, детская - первая, куда школьники обратятся за помощью в учебном процессе.

Научная разработанность темы. Формирование фонда библиотеки — одна из основных фондоведческих проблем, требующих в последние годы нового научного осмысления и анализа. К этой теме приковано внимание и теоретиков, и практиков, так как в этой области накопилось много вопросов, нуждающихся в безотлагательном рассмотрении. Редкое появление обобщающих работ обзорного характера, в которых освещаются и анализируются проблемы изучения формирования фонда, существенно снижает уровень информированности работников библиотек.Система изучения книжного фонда сложилась не сразу. Ее становление связано с деятельностью выдающихся библиотековедов Н.А. Рубакина и Л.Б. Хавкиной. Целостную тео­рию формирования ядра библиотечного фонда создал известный русский библиотековед и биб­лиограф Н.А. Рубакин. Он связывал проблему библиотечного ядра с задачами комплектования библиотечных фондов, всего биб­лиотечного дела, книжного дела в целом. Идея Н.А. Рубакина о библиотечном ядре фон­да библиотеки как важнейшей части теории отбора в целом получила развитие в трудах его современ­ников – таких известных библиотековедов, как Л.Б. Хавкина, К.Н. Дерунов, Л.А. Покровский, Е.Ф. Проскурякова и др. Л.Б. Хавкина в работе «Библиотеки, их органи­зация и техника» подчеркнула, что «суть подбора книг не в их количестве, а в качестве», чем меньше библиотека, тем большую ответственность должен нести библиотекарь за каждую приобретенную книгу.[1] Отдельные стороны теории библиотечного яд­ра Н.А. Рубакина углубил К.Н. Дерунов. Изучению библиотечного фонда придавала большое значение Н.К. Крупская. Ее теоретическое наследие содержит советы и указания по вопросам изучения и полноценного использования фонда. Этой теме посвящены работы Ю.Н. Столярова (проблема моделирования, комплектования фонда и тд.), Шилова В.В., Эйдемиллера И.В., Тихоновой Н.О. и др. (Проблемы формирования фондов на современном этапе). В 80—90-е гг. эстафету изучения фондоведческой проблематики переняла А.В. Маркина. В 1995 г. она издала учебное пособие «Библиотечный фонд для детей: становление, назначение, структура». В свет вышло переработанное и обновленное издание с тем же названием. Авторы – Т.Н. Сомова и Ю.Н. Столяров воздали А.В. Маркиной (1942-1998) должное как основоположнику этого фондоведческого направления, включив ее текст в данную книгу и сохранив авторство А.В. Маркиной.

Цель данной работы – проанализировать процесс формирования фонда Центральной детской библиотеки им. С.Я. Маршака.

Объектом исследования является фонд Центральной детской библиотеки им. С.Я. Маршака.

Предмет исследования формирование фонда ЦДБ им. С.Я. Маршака.

Методы исследования:

1. сбор и обобщение информации

2. анализ документов

1 Технология формирование фонда библиотеки.

Формирование библиотечных фондов требует от библиотекаря точного знания задач, стоящих в данное время перед библиотекой, а также постоянного изучения контингента пользователей, их потребностей, интересов, литературных вкусов, установок, стимулов, мотивов обращения к документам.

В научной литературе можно встретить несколько определений процесса формирования библиотечных фондов. В учебнике Ю.Н.Столярова "Библиотечный фонд" дается следующее определение: "Под формированием понимают создание, постоянное развитие библиотечного фонда и поддержание его в рабочем состоянии".

В настоящее время, в терминологическом словаре по библиотечному делу понятию “формирование библиотечных фондов” дается более емкое определение: "Совокупность процессов, направленных на создание и развитие библиотечного фонда, состоит из комплектования, организации и управления фондом, а также исключения произведений печати и других материалов; зависит от вида библиотеки, состава, численности и интересов читателей, от выпуска читательской продукции развития информационных потребностей науки и производства".[2]

Понятие "формирование библиотечных фондов" ввел в научный оборот проф. Ю.В. Григорьев, который определил три фазы данного процесса — комплектование, организацию и управление работой библиотеки, по комплектованию и организации фондов на основании данных об их использовании и необходимости обеспечения постоянного соответствия их новым требованиям, выдвигаемым обществом. Это положение значительное время считалось незыблемым.

В дальнейшем некоторые библиотековеды (В.И. Терешин, А.В. Маркина, Ю.Н. Столяров, В.В. Шилов) начали более детально, углубленнорассматривать процессы, входящие в формирование библиотечных фондов. И схема формирования библиотечных фондов была разделена на следующие процессы: моделирование библиотечных фондов, комплектование, учет документов, обработку документов, размещение документов, обеспечение сохранности документов, доставку документов, анализ информации.[3] Некоторые предложенные процессы однозначно не вписываются в предложенную схему, например обеспечение сохранности документов. Для объяснения его места специалисты прибегают к тому аргументу, что ряд процессов присутствует во всех технологических процессах формирования библиотечного фонда. Сохранность библиотечных фондов необходимо обеспечивать не только в фондохранилище, но и во время приема, технической и научной обработки, учета, расстановки, на абонементе и т. д.

Формирование библиотечных фондов - непрерывный процесс. Однажды начавшись, оно не прекращается до тех пор, пока существует библиотека. Работа по формированию фонда составляет основное содержание деятельности многих сотрудников библиотеки, по мере возрастания величины ее фонда все более специализирующихся на отдельных технологических процессах и операциях его формирования.

Формирование библиотечных фондов — процесс, сложный в структурном отношении, в то же время является частью более общего процесса развития библиотечных фондов.

Технологически формирование библиотечных фондов начинается с определения идеального образа фонда, или его модели. Под моделированием библиотечного фонда понимают воспроизведение или установление с помощью моделей свойств и параметров библиотечного фонда с целью их исследования и последующей оптимизации. Вид модели выбирают в зависимости от решаемых задач.[4] Для управления библиотечным фондом используется целый комплекс моделей: описательная, математическая, тематико-типологическая, структурная и библиографическая и др. При моделировании фонда используют несколько видов моделей. Набор моделей разного вида и назначения создает системную модель фонда и позволяет научно обоснованно комплектовать фонд библиотеки.

Следующий этап – комплектование. Комплектованием называется создание и постоянное обновление библиотечного фонда документами, отвечающими задачам библиотеки и интересам абонентов. В него входит анализ потока документов, отбор, заказ документов, прием новых поступлений.[5]

За ним следуют этап учета и обработка документов. Все библиотеки без исключения обязаны вести учет. Он должен быть полным, т.е. предоставлять достаточно информации и о каждой единице учета, и об их группе, выделенной по тому или иному признаку, и о библиотечном фонде в целом. В связи с этим он должен быть непрерывным, т.е. не должен иметь не одного пропуска с самого начала комплектования фонда. Точность и тщательность учета обеспечиваются четко оформленной документацией при поступлении и выбытии каждой единицы библиотечного фонда. По видам учет делиться на интегрированный и дифференцированный . Первый дает представление о структуре, величине, обновлении фонда в целом или его частей, второй – о каждой учетной странице, ее наличие в фонде или списании. Обработка документов – это комплекс операций по подготовке документов к хранению и использованию. Ей подвергаются как поступающие, так и выбывающие учетные единицы. От многоаспектности отражения фонда в системе каталогов и картотек прямо зависит степень его использования.

Завершающий этап формирования фонда - размещение, расстановка, хранение, доставка документа по требованию абонента. Размещение фонда – это физическое объединение учтенных и обработанных документов в систематизированную совокупность и ее расположение в здании (помещении) библиотеки. Правильно разместить библиотечный фонд – значит сделать труд фондохранителя более рациональным и целесообразно использовать помещение фондохранилища. Задачи состоит в том, чтобы обеспечить :

1. Хранение и сохранность документов в промежутках между их использованием;

2. Оперативно доставлять их по заявкам абонентов.

На размещение фонда влияет множество факторов: тип, вид библиотеки и комплектуемых ее фондом документов; его величина и состав, интенсивность использования; количество абонентов, их их социально-демографические характеристики и информационные потребности и тд. При открытом доступе фонд раскрывают не столько перед библиотекарями, сколько перед абонентами, чтобы они без особого труда самостоятельно ориентировались в нем. Здесь реализуются принципы наглядности, простоты, доступности, логичности размещения.

Расстановка документов непосредственно на библиотечных полках – завершающий этап размещения. Расстановка – это собирательный термин для обозначения нижних иерархических уровней упорядочения библиотечного фонда – разделов и подразделов подфонда, их групп и подгрупп до месторасположения отдельно взятого документа включительно. Важность правильной расстановки фонда подчеркивала Н.К. Крупская : « Не представляет себе человек со стороны всей сложности этого дела… Это вопрос обслуживания того же самого читателя, быстрого и более углубленного обслуживания». Любая расстановка в обязательном порядке должна обеспечивать связь документа с его моделью – библиографической записью в каталоге, иначе поиск окажется не реальным. Все расстановки делятся на:

1. Семантические

а) систематическая

б) тематическая

в) предметная

Их объединяет то, что все они учитывают содержание фонда.

2. Формальные

а) алфавитная

б) хронологическая

в) географическая

г) языковая

д) форматная

е) нумерационная

Не одна из этих расстановок кроме алфавитной и нумерационной не может быть использована в чистом виде. Они призваны сочетаться друг с другом с помощью дефиса.

Информация о ходе этих процессов постоянно анализируется, и по итогам анализа в них вносятся коррективы. Значение формирования библиотечных фондов для системы "библиотечных фондов" состоит в том, что буквально все характеристики фонда создаются именно и только в результате его формирования. А качество и величина фонда предвосхищают и обуславливают всю дальнейшую деятельность библиотеки.[6]

Разумная, регулируемая политика формирования фонда при стечении других положительных обстоятельств может привести к тому, что библиотека приобретет более высокий статус (центральной, региональной, научной и т. п.)., при непрофессиональном руководстве этим процессом и неблагоприятном стечении обстоятельств, линия развития будет нисходящей, регрессивной, нежелательной.

2 Формирование фондов детских библиотек.

Комплектование фонда . В ЦБС комплектование единого фонда осуществляется отделом комплектования и обработки литературы ЦБ. В его функции входят заказ, приобретение книг, библиотечная обработка, документальное оформление поступающих и выбывающих изданий. В ЦБС, объединяющей только детские библиотеки, все функции по комплектованию осуществляет этот отдел в целом. При совместной централизации в отделе комплектования и обработки литературы ЦБ выделяется один или несколько специалистов по детской литературе (количество их зависит от объема работы и поступлений книг). Этот специалист является организатором и координатором работы, связанной с комплектованием фондов и составлением каталогов детской литературы в ЦБС.

Комплектуя фонды, следует хорошо знать книжную продукцию, читателей, особенности фонда, располагать сведениями о причинах отказа на ту или иную книгу и о пробелах в комплектовании. В первую очередь, такими сведениями обладаю работники подразделений, обслуживающих юных читателей. Поэтому в формировании фондов должны активно участвовать работники библиотек-филиалов. Данные, необходимые для полноценного комплектования можно получить путем планомерной и систематической работы всех структурных подразделений ЦБС.

Изучение состава и запросов читателей, их потребностей в литературе - обязательное условие, обеспечивающее полноценное комплектование фонда. Особенно важен возрастной аспект. В каждой библиотеке – филиале должны быть данные о школьниках, проживающих в зоне обслуживания библиотек по возрастным группа. Нужно учитывать потребности читателей, которые занимаются в различных кружках, факультативах. В отдел комплектования и обработки литературы каждый филиал передает сведения о составе своих читателей.

Учет отказов и анализ их причин очень важны для совершенствования комплектования. В детских структурных подразделениях нужно выявлять книги, в которых чаще всего приходиться отказывать читателям, и это не только произведения художественной литературы. Следует тщательно учитывать отказы на произведения, указанные в школьной программе. Сведения об отказах передаются в отдел комплектования и обработки литературы, где решается вопрос о целесообразности приобретения того или иного издания, а так же числа экземпляров.

Изучение состава и использования фонда – условие полноценного комплектования книжных фондов, в том числе для детей. В процессе изучения фонда библиотекарь решает, какие издания следует оставить в фонде, что делать с изданиями, не пользующимися спросом, какими издания доукомплектовать фонд.

Фонд изучают различными методами. Важнейший среди них – статистический: анализ состава, развития и использования фонда каждого филиала, структурного подразделения. Данный анализ позволит в обобщенном виде представить величину фонда, распределение книг по отраслям знания, книгообеспеченность в целом и в отраслевом аспекте, книговыдачу, читаемость, обращаемость и другие сведения, необходимые для того чтобы сделать выводы о состоянии, качестве фонда конкретной библиотеки – филиала, о дальнейшем ее комплектовании. При помощи статистических данных можно сделать предварительные выводы. Более полно оценить качество фонда можно, анализируя его состав по содержанию.

Изучение использования фонда проводиться в различных аспектах: возрастном, отраслевом, тематическом. Традиционный и эффективный метод изучения использования конкретных изданий – анализ книжных формуляров. Данный анализ даст точные сведения о том выдавалось ли данное издание читателям и сколько раз. Следует дифференцировать причины неиспользования читателями каждой книги (незаслуженно забытые издания, непрофильные, лишние дублеты, морально устаревшие и тд.). Необходим также анализ состава и использования текущих поступлений. Результаты изучения – данные о пробелах в фонде, о потребности в конкретных книгах, экземплярности, темах, которые не обеспечены литературой, - передаются в отдел комплектования и обработки литературы ЦБ.[7]

Расстановка фонда. Правильная расстановка фонда имеет большое значение и для читателей и для библиотекарей. Так как от того как раскрыт фонда библиотеки, зависит его использование и качество обслуживания читателей. Правила расстановки фондов, открытых для читателей, и фондов, с которыми работает только библиотекарь, различны. Чаще всего в детских библиотеках используется систематико-алфавитная расстановка (документы расположены по отраслям знаний в соответствие с таблицами ББК, а внутри отраслевых разделов издания расставлены по алфавиту авторов). Преимущество такой расстановки в том, что она помогает библиотекарю быстро находить нужную книгу, даже не зная ее точного шифра, а если книги нет на месте, рекомендовать другую близкую по содержанию.

Весь фонд открытого доступа делится на несколько частей или фондов в соответствие с возрастной дифференциацией: литература для детей 5 – 7 лет; 8 – 9 лет; 10 – 11 лет, 12 – 14 лет. В фонде литература для каждой возрастной группы расставляется отдельно. Организация и систематизация каждого из этих фондов имеют свою специфику, обусловленную характером литературы и возрастными особенностями читателей. Поэтому в фонде литература для каждой возрастной группы расставляется отдельно. Чтобы облегчить использование и расстановку книг, каждый фонд получает условное обозначение: «Д., Мл., Ср., Ст.».

Книги для детей 5-7 лет по правилам библиотечной классификации, не систематизируются, они расставляются в алфавите авторов и заглавий; выделяют лишь отдельные темы – «Наша Родина», «Сказки», «О животных» и тд. Читатели 8-14 лет сами выбирают книги на полках открытого доступа. Предназначенный для них фонд систематизирован в соответствии с Таблицами ББК для детских библиотек. Книги для читателей Характер работы при открытом доступе к полкам требует тщательного отбора литературы с точки зрения ее содержания, количества и экземплярности. Не следует загромождать фонд: книги на полках открытого доступа не должны быть представлены более чем в двух-трех экземпляров. На полочных разделителях название разделов фонда пишется четко крупным шрифтом. Для наглядности на разделители можно наклеивать соответствующие иллюстрации; особенно широко их применяют для читателей дошкольного и младшего школьного возраста. Читатель должен иметь ясное представление о том, как расставлены книги. С этой целью оформляются плакаты, знакомящие читателей с тем как расположена литература в открытом фонде. Каталог является важнейшим посредником между читателями и фондом. Полезно вывесить плакат, объясняющий роль каталога в выборе книг. Открытым доступом могут пользоваться все читатели библиотеки 8-14 лет. Тем читателям, которые не умеют или не хотят пользоваться открытым доступом, библиотекарь должен помочь найти нужную книгу.

Сохранность фонда. В библиотеке надо создать условия, обеспечивающие сохранность книг: порядок на книжных полках, определенный санитарно-гигиенический режим, своевременный ремонт и переплет книг. Следует следить за расстановкой книг на полках, она должна быть свободной - тесно поставленные книги быстро изнашиваются. Для сохранности фондов имеет значение поддержание режима: оптимальной температуры, влажности и чистоты воздуха. Чтобы книги преждевременно не изнашивались, их следует вовремя ремонтировать и переплетать. При выдаче и приеме книг библиотекарь должен просматривать каждую книгу и откладывать ветхие или порванные. Библиотекарь должен постоянно воспитывать у читателей ответственность за взятую в библиотеке книгу, за бережное отношение к ней, учить его строго выполнять правила пользования библиотекой и книгой.

3 Формирование фонда ЦДБ им. С.Я. Маршака.

Центральная детская библиотека им С.Я. Маршака входит в ЦБС г. Тамбова, координирующим и методическим центром которой является Центральная городская библиотека имени Н.К. Крупской. ЦБС обладает статусом юридического лица, а ее структурные подразделения выполняют различные функции: центральная библиотека осуществляет комплектование и обработку литературы, информационное и методическое обеспечение библиотечного обслуживания, а библиотеки-филиалы - ведут непосредственную работу с пользователями библиотек. Всего библиотек – филиалов 19. Всего детских библиотек, входящих в ЦБС 6: детская библиотека № 9 им. И.А. Крылова, детская библиотека № 11 им. В.В. Маяковского, детская библиотека им. А.П. Гайдара, библиотека № 10, библиотека № 13 и Центральная детская библиотека им. С.Я. Маршака. Не так давно библиотека поменяла адрес, в связи с ликвидацией библиотеки им. С.Н. Сергеева-Ценского, теперь она занимает помещения данной библиотеки, которые заметно больше (почти в 2 раза) и удобнее прежних. Данные помещения находятся в жилом доме. Центральная детская библиотека им. С.Я. Маршака была открыта в 1956 г., по инвентарной книге на тот год можно судить, что первоначальный фонд составлял приблизительно 1325экземпляров. За эти годы библиотека несколько раз переезжала и меняла свой статус, точное число читателей в те годы не известно, так как вся документация утеряна. Фонд библиотеки на 01.01.2010 составляет 59105 экземпляров.

Основные функции Центральной детской библиотеки: информационная, образовательная, просветительская, досуговая деятельность.

Стоит остановиться на характеристике основных процессов формирования фонда в библиотеке им. С.Я. Маршака. Комплектованием фонда занимается отдел комплектования и обработки литературы библиотеки им. Н.К. Крупской. Специалисты данного отдела выполняют определенные функции: заказ, приобретение книг, библиотечная обработка, документальное оформление поступающих и выбывающих изданий. На эти процессы влияют многие факторы, например, состав и запросы читателей, отказы и их причина и тд. Отчет об отказах и информацию о составе и запросах читателей отдел получает от ЦДБ им. С.Я. Маршака, учитывая данную информацию процесс комплектования становится более эффективным.

Заказ и приобретение литературы производится через книжные магазины ОАО «Тамбовкнига», «Библиоглобус» (Москва), Областную универсальную научную библиотеку им. А.С. Пушкина (краеведческий отдел). В соответствии с действующим законом № 94-ФЗ от 08.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных муниципальных нужд» и с введением в действие с 01.10.2007 г. Федерального закона №218-ФЗ от 24.07.2007 о внесении изменений в выше названный Федеральный закон библиотека может приобретать книжную печатную продукцию только четырьмя путями:

-Закупка через «свободную торговлю» (до 100 тыс. руб. в квартал)

-Размещение заказа у единственного поставщика

-Размещение заказа путем запроса котировок (до 500 тыс. руб. в квартал)

-Размещение заказа путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона.

Первый путь самый привлекательный и простой, но максимальная сумма денежных ассигнований, которую может израсходовать библиотека таким образом, незначительна (100 тыс. руб. на 3 месяца на все библиотеки ЦБС г. Тамбова).

Второй путь – размещение заказа у единственного поставщика – тоже считается упрощенным, т.к. не требует проведения торгов. Однако практика показала, что он имеет свои недостатки. Этот путь предполагает, что торгующая организация обязана предоставить покупателю пакет документов, подтверждающих исключительные права на использование предлагаемых к продаже изданий. А эти документы есть далеко не на все книги издательств. Также это дополнительная нагрузка на поставщика, которую он не согласен выполнять, если сумма заказа невелика.

Третий путь закупки – размещение заказа путем запроса котировок – сегодня основательно нами используется. Отработана схема заказа, продуманы нюансы в оформлении документов.Главное достоинство этого пути – возможность значительно снизить стоимость приобретаемых в фонд печатных документов. Существует и недостаток: подготовка и проведение торгов путем запроса котировок – процессы, растянутые во времени. Книги, купленные по котировке, поступят в библиотеки как минимум на месяц позже, чем приобретенные через «свободную торговлю».

Четвертый путь - размещение заказа путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона. Процесс подготовки документации для проведения торгов в форме конкурса или аукциона, планирование заказа на книги требуют дополнительных временных и трудозатрат, но в данном случае библиотеки получили возможность тематического заказа с конкретизацией ассортимента в течение всего срока действия контракта. Многие библиотеки, имеющие достаточно средств, сделали свой выбор в пользу аукциона.

ЦБ сделала выбор в пользу нескольких способов заказа литературы. Неосвоенным остался способ заказа путем проведения торгов и аукционов. Активно используется способ размещения заказа путем запроса котировок. При формировании фонда этим способом, договор заключается каждый раз с разными поставщиками (ООО «Амиталь» (Воронеж), ООО «Вперед плюс» (Рассказово) и тд.) в зависимости от того кто выиграет котировку.

Библиотечной обработкой также занимается отдел комплектования и обработки литературы, она проводится по всем правилам. «Инвентарная книга» фонда библиотеки им. С.Я. Маршака, так же находится в отделе комплектования и обработки литературы, ее ведут специалисты ЦБ, производят документальное оформление поступающих и выбывающих изданий.

Заключительным процессом формирования фонда является доставка всей литературы в филиал.

Таблица 1 – Объем комплектования Центральной детской библиотеки за 2000 – 2009 гг.

год всего ОПЛ Естественно-научная литература Техническая и сельскохозяйственная По искусству, физической культуре и спорту По языкознанию и литературоведению, художественная литература, для дошкольников и учащихся 1х классов
2000 поступило 874 321

176

91

26

260

выбыло 988 79 25 27 13 844
состоит 69111 8252 3471 3268 2520 51600
2001 поступило 1779

363

132

88

44

1152

выбыло 1487 328 36 37 21 1065
состоит 69403 8282 3567 3319 2543 51687
2002 поступило 1038

288

96

80

40

534

выбыло 1567 163 41 18 8 1337
состоит 68874 8412 3622 3381 2575 50884
2003 поступило 1321

304

105

66

46

800

выбыло 1925 417 102 174 22 1210
состоит 68270 8299 3625 3273 2599 50479
2004 поступило 1018 368 95 72 52 431
выбыло 2205 47 17 71 69 2001
состоит 67083 8620 3703 3274 2582 48904
2005 поступило 1327 433 94 75 52 431
выбыло 5990 452 505 195 62 4776
состоит 62420 8601 3292 3154 2602 44771
2006 поступило 1045 301 108 80 55 501
выбыло 3597 1019 104 172 208 2094
состоит 59868 7883 3296 3062 2449 43178
2007 поступило 1187 324 145 103 41 574
выбыло 35 3 2 2 1 27
состоит 61020 8204 3439 3163 2489 43725
2008 поступило 1421 383 107 68 53 810
выбыло 704 96 74 25 13 496
состоит 61737 8491 3472 3206 2529 44039
2009 поступило 3361 868 294 194 135 1870
выбыло 99 3 3 2 1 90
состоит 64999 9356 3763 3398 2663 45819

Анализируя таблицу, можно отметить, что комплектование в библиотеке за последние 9 лет проходило регулярно, и его процесс можно назвать вполне удовлетворительным. Особое значение имеет соблюдение правил учета фонда. В настоящее время библиотека не использует дифференцированную форму учета, то есть в библиотеке не ведется «Инвентарная книга», ведется интегрированный учет. Такой формой учета в ЦДБ им. С.Я. Маршака является «Книга учета библиотечного фонда», в которой отмечены все партии книг, электронных и аудиовизуальных изданий, поступившие и выбывшие из фонда, а также состояние фонда на конец текущего года.

Учет в библиотеке осуществляется своевременно. Документы поступают в библиотеку из отдела комплектования ЦБС г. Тамбова.В ЦДБ им. С.Я. Маршака применяется горизонтальное размещение, большая часть фонда находится в закрытом доступе, но есть стеллажи и с открытым. Расстановка фонда на стеллажах систематическо – алфавитная.

В настоящее время особую роль приобретает сохранность библиотечного фонда, которая включает комплекс мероприятий по обеспечению безопасности фонда, оптимальных условий его хранения и использования. Сохранность фонда, в первую очередь, зависит от его размещения и использования. Грамотное месторасположения фонда и учет выдачи документа, является гарантией того, что он не будет утрачен или поврежден. Большое значение имеет контроль за сохранностью фонда в процессе его использования, особенно в открытом доступе, как в ЦДБ им. С.Я. Маршака. Главным методом контроля является – неконтактный метод, при нем посетитель не чувствует явно выраженного недоверия. Без удобного размещения стеллажей, при котором все проходы между ними находятся в поле зрения библиотекаря, такой контроль осуществить будет не возможно.

Библиотека расположена в кирпичном жилом доме, окна находятся как с южной стороны, так и северной стороны, но фонд преимущественно расположен рядом с окнами выходящими на юг, таким образом, на книги падают прямые солнечные лучи и наносят вред бумаге, так как окна не закрыты жалюзи и не закрашены. Также в вечернее время и пасмурную погоду в помещении используется искусственное освещение. Температура и влажность воздуха в библиотеке оптимальные.

Для соблюдения санитарно – гигиеничного режима в библиотеке каждый день проводится влажная уборка и проветривание, раз в месяц библиотекари проводят санитарный день.

Одним из важнейших факторов сохранности фонда является ремонт документов. Бережное отношение к книгам начинают воспитывать с дошкольного возраста, а так как библиотека детская, то это прямая обязанность ее работников. Ребенку необходимо внушить, что книга это творение многих людей и их труд нужно уважать. С этой точки зрения, в воспитательных целях, полезно привлекать детей к мелкому ремонту книг, чем и занимаются библиотекари, и сами принимают в этом не посредственное участие. Крупным ремонтом библиотека не занимается.

При записи в библиотеку библиотекари проводят беседы о правилах пользования библиотекой с особым подходом к детям. Тем самым пытаясь с самого детства привить им любовь к книгам и библиотеке. При выдачи книги пользователям напоминают о бережном отношение к книгам. По мере взросления требования к детям надо усиливать, следует показать социальную значимость книг, воспитывать чувство ответственности в них.

Заключение.

Центральная детская библиотека им. С.Я. Маршака – один из 19 филиалов ЦБС г. Тамбова. Зона обслуживания библиотеки – весь город. Приоритетными направлениями работы библиотеки являются работа с детьми и молодежью, родителями, руководителями детского чтения. Формированием фонда библиотеки занимается отдел комплектования и обработки литературы Центральная городская библиотека им. Н.К. Крупской.

Целью данной работы стал анализ процесса формирования фонда ЦДБ им. С.Я. Маршака. В связи с проведенным анализом можно сделать вывод, что формирование фонда данной библиотеки проходит по всем правилам.

Также проанализированы этапы формирования фонда: моделирование, комплектование, учет и обработка документов, размещение, расстановка и хранение документов. Этапы рассмотрены в соответствие со спецификой библиотеки. Так как библиотека детская, каждый этап имеет свои особенности.

В отделе комплектования и обработки литературы работают специалисты – комплектаторы с большим опытом работы. Учетные документы фонда:«Книга учета библиотечного фонда», которую ведут в отделе комплектования и «Книга суммарного учета», ее заполнением занимаются библиотекари непосредственно самой ЦДБ им. С.Я. Маршака. Данные документы отражают все поступления и выбытия из фонда. Центральной городской библиотекой им. Н.К. Крупской освоена одна из новых форм заказа и приобретения литературы.


[1] Ковригина, Т.С. Проблемы формирования ядра библиотечного фонда в отечественном библиотековедении/Т.С. Ковригина//Библиосфера. – 2006. - №4. – 47-52.

2Библиотечное дело [Текст]: терминологический словарь.- М., 1997.

3Васильченко Н.П., Формирование библиотечных фондов//Науч. и техн. б-ки

4 Волкова Л.Ф., Управление библиотечным фондом/[Электронный ресурс]

[5] Терешин В.И. Библиотечный фонд [Текст]: Учеб. пособие. – М.: Изд-во МГУКИ, ИПО “Профиздат”, 2001. – c. 57

6 Столяров Ю.Н., Библиотечные фонды: учебник. – М., Кн. Палата, 1991 – С. 121 – 136.

7 Библиотека и юный читатель/сост.: Ю.В. Прослакова, Х.Д. Хамракулова. – М., Кн. Палата, 1987г.