Главная              Рефераты - Культура

Первобытное искусство 5 - реферат

Первобытное искусство

Первобытное искусство. Искусство эпохи Палеолита.

Искусство эпохи первобытнообщинного строя возникло около 30-го тысячелетия до н. э., в позднем Палеолите, когда появляется человек современного типа. Закрепляя в искусстве результаты трудового опыта, человек углублял и расширял свои представления о действительности, обогащал свой духовный мир и всё более возвышался над природой. Возникновение искусства означало, поэтому огромный шаг вперёд в познавательной деятельности человека, способствовало укреплению социальных связей и усилению первобытной общины. Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни. Так, например, искусство танца выросло из охотничьих и военных упражнений, из своеобразных инсценировок, образно передававших трудовые занятия первобытной общины, жизнь животных. В возникновении песни и музыки большое значение имели ритмы трудовых процессов и то обстоятельство, что музыкально-песенное сопровождение помогало организации коллективного труда.

Произведения изобразительного искусства появились уже в ориньякское время (то есть в самом начале позднего палеолита). Важнейшие памятники искусства палеолита — пещерные изображения [пещеры в Испании (Альтамира и др.), на Ю. Франции (Ласко, Монтеспан и др.), в РФ — Капова пещера], где преобладают полные жизни и движения фигуры крупных животных, являвшихся основными объектами охоты (зубров, лошадей, оленей, мамонтов, хищных зверей и др.). Реже встречаются изображения людей и существ, совмещающих признаки человека и животного, отпечатки рук, схематические знаки, частично расшифровываемые как воспроизведения жилищ и охотничьих ловушек. Пещерные изображения исполнялись чёрной, красной, коричневой и жёлтой минеральными красками, реже — в виде барельефов, часто основанных на сходстве естественных выпуклостей камня с фигурой животного. Кроме того, в позднем палеолите появляются произведения круглой скульптуры, изображающие людей и животных (в том числе глиняные статуэтки женщин — так называемые ориньякско-солютрейские «Венеры», связанные с культом «прародительниц»), а также первые образцы художественной резьбы (гравировка на кости и камне). Характерная черта палеолитического искусства — его наивный реализм. Поразительная жизненность многих палеолитических изображений зверей обусловлена особенностями трудовой практики и мировосприятия палеолитического человека. Меткость и острота его наблюдений определялись повседневным трудовым опытом охотников, вся жизнь и благосостояние которых зависели от знания животных, от умения выследить их. При всей своей жизненной выразительности искусство палеолита являлось, однако, в полной мере первобытным, младенческим. Оно не знало обобщения, передачи пространства, композиции в нашем смысле слова. В значительной мере основой палеолитического искусства было отображение природы в живых, персонифицированных образах первобытной мифологии, одухотворение природных явлений, наделение их человеческими качествами. Основная масса памятников палеолитического искусства связана с первобытным культом плодородия и охотничьими обрядами. В позднем палеолите складываются и зачатки архитектуры. Палеолитические жилища, по-видимому, были низкими, углублёнными примерно на треть в землю куполообразными постройками, иногда с длинными туннелеобразными входами. В качестве строительного материала употреблялись иногда кости крупных животных. Многочисленные образцы позднепалеолитического искусства обнаружены на территории РФ [на Украине (Мезинская стоянка), в Белоруссии, на Дону (Костёнковско-Боршевские стоянки), в Грузии, Сибири (Буреть, Мальта)].


«Олени, переплывающие реку». Резьба по кости (из Лорте, департамент Верхние Пиренеи, Франция). Верхний палеолит. Музей национальных древностей. Сен-Жермен-ан-Ле.

«Женщина с кубком». Известняковый рельеф (из Лосселя, департамент Верхние Пиренеи, Франция). Верхний палеолит. Музей изящных искусств. Бордо.

Антропоморфная личина. Наскальное изображение. Неолит. Шереметьевские скалы. Хабаровский край.

«Сцена с раненым бизоном». Наскальная живопись. Верхний палеолит. Пещера Ласко. Департамент Дордонь. Франция.

«Охотники». Наскальная живопись. Неолит (?). Южная Родезия.

Рельеф с символическим изображением из Кастеллуччо (Сицилия). Известняк. Ок. 1800—1400 до н. э. Национальный археологический музей. Сиракузы.

«Леопарды». Наскальный рельеф в Феццане (Ливия). Неолит (?).

Искусство эпохи мезолита.

Между 10–8-м тысячелетием до н. э. начинается постепенное отступление ледников, покрывавших территорию Европы, на север. В результате потепления обширные степные пространства, служившие пастбищами для мамонтов, бизонов, северных оленей и лошадей, превращаются в густые, бескрайние леса. Крупные животные, на которых прежде охотился человек, вымирают или уходят в поисках пищи далеко на север. Так, с территорий Центральной и Южной Европы исчез северный олень. Теперь добычей людей становится лось, благородный олень, кабан, зубр и более мелкие животные. Распространение получает рыболовство и сбор устриц. Потепление климата способствовало тому, что наши предки стали вести оседлый образ жизни. Стоянки древнего человека теперь размещаются в основном по берегам морей, рек и озер. Первобытные умельцы изобретают лук и новые орудия труда, приручают собаку и начинают заниматься скотоводством и земледелием. Появляется строительство и зачатки ткацкого производства.

Изменяется и мировоззрение человека, который ощущает себя более смелым и независимым. Значительно усиливается роль магии, появляется и развивается земледельческая мифология. Все эти изменения отражаются в искусстве, приобретающем культовое звучание. Исчезает многокрасочность живописи, которая становится монохромной (одноцветной). Обычно рисунки выполняются одной краской — черной или красной, главными их элементами становятся схематизм и силуэтность. Практически полностью исчезает объем.
В то же время появляется и много нового, нехарактерного для палеолита. События в росписях художников этого времени представляются во взаимосвязи, т. е. появляется композиция. Обогащаются сюжеты, главным объектом изображения становится человек, его победы или поражения в окружающем мире.
Живописная техника также претерпевает изменения. Основой красок являются такие вещества, как яичный белок, мед и даже кровь. Сначала на поверхность кистью наносятся контуры, а затем рисунок закрашивается краской одного цвета.
Эти новые элементы можно увидеть в наскальной живописи, обнаруженной в прибрежных горных областях Восточной Испании (Испанский Левант). Основное внимание художники сосредоточивают на изображении человека, а не животных, причем человек практически всегда показан в действии. Объем, перспектива и цвет не имеют значения, главное — передать движение фигур.
Живопись палеолита, как уже говорилось выше, — это отдельные, не имеющие между собой связи фигуры. Наскальная живопись Испанского Леванта представляет собой многофигурные композиции, изображающие события, происходившие с самим художником и его современниками.
Самые первые памятники живописи эпохи мезолита в Восточной Испании были найдены археологами в 1908 г. Покрытые росписями скалы возвышаются по краям долин и в горных ущельях между Барселоной и Валенсией. Встречаются они и далее к югу. Это главным образом живописные сцены (петроглифы здесь практически отсутствуют) с изображением людей и различных зверей. Размеры фигур животных обычно не превышают 75 см, а человеческие — немного меньше.

Сборщик меда. Арана.

Встречаются очень большие композиции, например, в Альпере (провинция Альбасем, Восточная Испания) находятся росписи, в которых представлены десятки животных и сотни человеческих фигур.
Множество рисунков Испанского Леванта посвящено сценам охоты. Росписи изображают стада животных, преследуемых людьми с луками, или охотников, убегающих от раненого зверя.
Огромный интерес представляет рисунок из Араны, изображающий сборщика меда, поднимающегося по веревке к гнезду, окруженному пчелами.
В ущелье Валлторта исследователи обнаружили целую галерею живописных композиций со сценами охоты на оленей, кабанов и баранов. Встречаются изображения военных сражений, а также росписи, по всей видимости повествующие о казни (в центре — человек, пронзенный стрелами, вокруг него — люди с луками).
В наскальной живописи Восточной Испании очень редки изображения женщин. Одна из самых известных композиций — т. н. «Прогулка», на которой древний художник нарисовал идущих женщину и ребенка. Если мужские фигуры в росписях полны динамики, то женские — статичны, но более натуралистичны.
Ученые проследили, как происходило развитие живописи эпохи мезолита. Ранняя живопись, относящаяся к этому времени, отличалась натурализмом и пропорциональностью в изображении человеческих фигур. Постепенно правильность пропорций исчезла, и на фресках появились люди с необыкновенно узкими талиями, тонкими руками и длинными ногами. Верхняя часть туловища стала похожа на треугольник, увенчанный круглой головой.
Со временем пропорции еще более деформировались, живописцы стали изображать человека с коротким торсом, чересчур большими ногами и головой, повернутой в профиль. В конце концов схематизм полностью оттеснил натурализм. Тело человека, его ноги и руки в росписях этого времени представлены обыкновенными тонкими линиями, позволяющими с легкостью передавать движение и воспроизводить самые разнообразные позы.
Эта тенденция практически не распространилась на изображения животных. Как охотничья добыча человека, они должны были иметь соответствующий вид и поэтому сохранили весомость форм и реалистичность.
Некоторые живописные памятники эпохи мезолита представляют собой многочисленные наслоения рисунков. Ряд исследователей объясняют это тем, что определенные территории много раз переходили от одного враждующего племени к другому и победители старались закрепить свое право на данную местность с помощью росписи.

Охота на оленей. Живопись в пещере Испании. Мезолит.

Неолит

Эпоха Неолита.

За мезолитом следовал неолит - новокаменный век, или век отполированного камня. Ледниковый период, а с ним и мегафауна, и видовое разнообразие человечества остались позади. Неандертальцы сошли с исторической сцены, победителями стали наши предки - люди кроманьонского типа. Поэтому с эпохи неолита начинается наша история. В эпоху неолита процесс производства, а с ним и духовная жизнь настолько усложнились, что развитие материальной культуры на отдельных территориях имеет свои особенности. Если в более ранние эпохи искусство почти повсеместно развивалось примерно одинаково, то теперь оно приобретало в каждой области свои локальные особенности, по которым можно отличить неолит Египта от неолита Двуречья, неолит Европы от неолита Сибири и т.п. Но есть и общие для неолитического искусства черты: широкое распространение получает мелкая пластика из камня, кости, рога, глины. Фигурки животных реальны, хотя трактованы обобщенно. Упрощены и схематичны изображения женских фигурок, иногда покрытых орнаментами, воспроизводящими узоры на одежде. Особенно характерно для неолита развитие декоративного искусства; почти всюду видим стремление украсить вещи, находящиеся в повседневном употреблении у человека.
Больше всего до нас дошло глиняной орнаментированной посуды. По формам неолитических сосудов, а особенно по способу и разнообразию их украшения одна область отличалась от другой. Можно проследить развитие орнамента от простейших узоров на сосудах ямочно-гребенчатого типа (Восточная Европа) до превосходно сделанных и богато расписанных сосудов Египта или Триполья. Ярким и выразительным примером неолитической культуры может служить культура Триполья, широко распространенная в 4—3 тысячелетиях до н.э. на юге Европейской части России и Украины и на территории целого ряда Балканских стран. Конец Трипольской культуры относится к эпохе энеолита (медный век) и бронзы. Трипольские поселения земледельцев располагались чаще всего по берегам рек. Дома из глины и дерева, прямоугольные в плане, были, вероятно, с внутренней стороны покрыты орнаментальной росписью. В поселениях были найдены модели жилищ и небольшие женские статуэтки. Но особенно богато и широко развернулось творчество трипольцев в украшении керамики. По разнообразию форм и орнаментики трипольская керамика не уступает ни египетской, ни переднеазиатской. Трипольские сосуды были сделаны из ярко-желтой или оранжевой глины; туловище сосуда покрыто разнообразным, но почти всегда состоящим из спиралевидных линий, геометрическим орнаментом, исполненным красной, черной, коричневой, белой красками.

Живопись эпохи неолита

В северных лесных областях, где продолжало существовать охотничье хозяйство, сохранялись старые традиции наскального искусства. Но появление новой, более прогрессивной ступени развития можно заметить и здесь: наскальные изображения, исполненные главным образом ударной техникой, иногда нанесённые краской.

Кроме животных, в наскальных изображениях фигурирует и человек, но по силе выразительности образы людей уступают изображениям зверей, хотя всегда понятно, что хотел выразить художник.

Наскальное искусство эпохи неолита обнаружено не только в Передней и Средней Азии, Европе, но и в более южных областях земного шара, например, в некоторых районах Африки (Южная Родезия, Сахара), в Испании.

В этой живописи и наскальной графике впервые в первобытном изобразительном искусстве появляется стремление к изяществу. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на изображение женщины, собирающей дикий мёд (Арана, Испания). В отличие от могучих "венер" палеолита здесь на камне красками запечатлено юное женское тело, грациозное и пленительное.

Или, к примеру, наскальные росписи, обнаруженные на территории Алжира, в Сахаре, в местности, именуемой Тассили-Аджер. Анализ семян, извлечённых при раскопках, показывает, что несколько тысячелетий назад тут была обильная растительность. Цветущий, красочный и загадочный для нас фантастический мир открывается нам в искусстве Тассили-Аджера.

Тучные пастбища и тучные стада в сотни голов. Стройные пастыри, стерегущие столь же стройных коров. Тела людей и животных намеренно удлинены в стремлении к декоративности и изяществу. Симфония тонов - бурых, чёрных, красноватых и жёлтых с золотистыми переливами. Стилизация и фантастика. Торжественно-изысканная рогатая танцовщица или богиня в роскошном уборе. Могучие быки, грациозные антилопы. Дерущиеся, бегущие от охотников или просто прогуливающиеся жирафы; их шеи и ноги образуют гибкий, сказочно-смелый узор. Нитевидные танцующие фигурки. Охотники со звериными ликами. Фигуры в масках, вероятно выражающих какие-то магические символы. Луки и стрелы, чередующиеся в стремительном, захватывающем зрителя ритме. Боевые колесницы, несущиеся во весь дух. Безудержное движение и вдруг снова покой пасущегося стада.

Вспомним росписи пещеры Ласко. Там была монументальность, как бы незыблемость схваченного художником образа. Здесь - живость, текучесть и вольная фантазия, острота и точность рисунка, грация и изящество, гармоническое сочетание форм и тонов, красота людей и животных, изображённых с хорошим знанием их анатомии, стремительность жестов, порывов, общая симфония прекрасного - вот что поражает и очаровывает в грандиозной наскальной "картинной галерее" африканской пустыни, самом большом в мире "музее" доисторического искусства.

Знаменательно, что это искусство, характерное для неолита, ещё долго продолжало существовать у африканских племён, сохранивших первобытнообщинные отношения. Замечательная наскальная живопись бушменов по вдохновению и стилю - неолитическая.

На восточном берегу Онежского озера в окрестностях деревни Бесов Нос обнаружен памятник изобразительного искусства позднего неолита: десятки фигур высечены на ней около 4-х тысяч лет назад. Лоси и олени, гуси и лебеди и большие ладьи с гребцами. Всё это ясно обозначено. Но кроме того - какие-то круги не то с отростками, не то на длинных шестах... Мы не знаем, что они изображают. Культ ли это Солнца? Или Луны? Всё, вместе взятое, очевидно, магическая мистерия, призванная дать человеку победу над зверями, т.е. опять-таки торжество над природой.

Неолитическая скульптура

Первые образцы неолитической скульптуры связаны с погребальным культом и носят символический характер. В городищах Иерихон и Чатал-Хю-юк (Анатолия, Турция) обнаружены многочисленные черепа людей и животных, украшенные перламутровыми инкрустациями и покрытые слоем глины, расписанным красной охрой.

Это обнаженные фигуры женщин (иногда — беременных) с преувеличенными объемами груди и бедер. Другие «скульптуры» представляют момент родов, при этом фигура помещена на высокое сиденье, фланкированное зооморфными фигурами. Еще один вид скульптуры представляет мать с младенцем на руках. Мать изображена с пышными бедрами и грудью и схематичной головкой с маленькими щелевидными глазами на лице. Такой тип фигур обнаружен в городище Хачилар (запад Турции).

В Европе культура Гумельница (Румыния) также дает характерные образцы скульптуры такого типа, но отличающейся еще большим схематизмом. В не столь древних городищах (около IV тысячелетия до н.э.) на юго-востоке Европы — Сербия, Румыния, Фракия — складывается тип скульптуры, тяготеющий к геометрическому схематизму. Самыми показательными считаются ее образцы, найденные в Румынии, в погребении Чернавода, их формы сведены к элементарным объемам (конусу и сфере). Это сидящие фигуры с руками, поддерживающими голову или упирающимися в колени. Голова покоится на мощной шее, лицо круглое, с носом цилиндрической формы.

Другая группа скульптур происходит из Винчи (Сербия). В этом случае скульптурные изображения упрощены до формы треугольников. Особенно акцентированы голова и отдельные части тела, в некоторых местах сделаны отверстия для прикрепления каких-то дополнительных элементов. Отдельные детали вырезаны в виде рельефа, обрисовывающего контуры глаз или пальцев конечностей.

На юге Европы возникает тип монументальной скульптуры, тесно связанной с культурой мегалитов. Речь идет о статуях-менгирах, чаще всего представляющих женщин, реже мужчин, иногда — персонажей неопределенного пола.

Эти статуи продолжают традицию декоративной резьбы и полихромной росписи в виде извилистых линий, связанную с некоторыми дольменами во Франции, Испании и Португалии. Очертания тел в некоторых случаях намечены так же, как у статуи из Сен-Сернин (музей Сен-Жермен-эн-Ле, Париж), у которой можно различить глаза, нос и конечности; порой они вовсе исчезают в процессе упрощения, остаются лишь намеки на выпуклости грудей, как у неолитический богини из грота Куазар (Франция).

«Олени, переплывающие реку». Резьба по кости (из Лорте, департамент Верхние Пиренеи, Франция). Верхний палеолит. Музей национальных древностей. Сен-Жермен-ан-Ле.

«Женщина с кубком». Известняковый рельеф (из Лосселя, департамент Верхние Пиренеи, Франция). Верхний палеолит. Музей изящных искусств. Бордо.

Антропоморфная личина. Наскальное изображение. Неолит. Шереметьевские скалы. Хабаровский край.

«Сцена с раненым бизоном». Наскальная живопись. Верхний палеолит. Пещера Ласко. Департамент Дордонь. Франция.

«Охотники». Наскальная живопись. Неолит (?). Южная Родезия.

Рельеф с символическим изображением из Кастеллуччо (Сицилия). Известняк. Ок. 1800—1400 до н. э. Национальный археологический музей. Сиракузы.

«Леопарды». Наскальный рельеф в Феццане (Ливия). Неолит (?).

Схематические изображения человеческих фигур. Наскальная живопись. Неолит. Горы Сьерра-Морена. Испания.

Голова женщины. Кость мамонта (из Брассанпуи, департамент Ланды, Франция). Верхний палеолит. Музей национальных древностей. Сен-Жермен-ан-Ле.

Схематическое изображение женщины. Пещерный рельеф. Неолит. Круазар. Департамент Марна. Франция.

Т. н. Виллендорфская Венера. Известняк (из Виллендорфа, Нижняя Австрия). Верхний палеолит. Естественноисторический музей. Вена.