Главная              Рефераты - Культура

Мир арабо-мусульманской культуры - реферат

Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

Кафедра истории

Дисциплина: Культурология

Реферат

МИР АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Студентка группы 2-ЭН-1

К. А. Корецкая

Руководитель:

Канд. ист. наук, доцент

В. Ю. Жуков

Санкт-Петербург

2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ............................................................................................................3

Истоки арабо-мусульманской культуры ........................................................4

Основа вероучения ислама ..............................................................................7

Основы арабо-мусульманской культуры .......................................................8

Заключение .......................................................................................................14

Приложение ......................................................................................................15

Список использованной литературы..............................................................16

ВВЕДЕНИЕ

Выбор мною именно этой темы обуславливается тем, что корни моей родословной идут из Турции. И, конечно же, мне интересно узнать о традициях, религии, быте моих родственников.

В истории великих культур классическая арабо-мусульманская культура занимает одно из важнейших мест. В свое время эта высокоразвитая, самобытная культура процветала на бескрайних просторах от Индии до Испании, включающих Ближний и Средний Восток и Северную Африку. Ее влияние ощущалось и ощущается сейчас во многих частях света; она явилась важным связующим звеном между культурами античности и средневекового Запада, уникальность этой культуры обусловлена особенностями ислама, который представляет собой не просто мировую религию, а целостную культуру - право и государство, философию и искусство, религию и науку, обладающих своей неповторимостью. И хотя ислам исторически близок многим европейским культурным традициям, сравнительный анализ этих различий, не очевидных на первый взгляд, показывает наибольшую удаленность ислама от европейского стандарта и его определенное сходство с китайскими религиозно-доктринальными нормами. Поэтому необходимо выяснить природу ислама, его направления.

ИСТОКИ АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

С I тыс. до н.э. на территории Аравийского полуострова существовала земледельческая культура, созданная группой арабских племен (от «араб» — смелый наездник), населявших Аравийский полуостров и находившихся на весьма примитивном уровне развития. В социальном плане арабы делились на две части: городское население, основным занятием которого была торговля, и кочевники бедуины (араб, люди кочевой жизни), которые разводили верблюдов и другой скот. Первоначально арабская цивилизация сосредоточивалась в оазисах, которые были торговыми центрами для кочевых племен.

Религия доисламской Аравии была языческой, каждое племя верило в своего бога-покровителя, совершая жертвоприношения своим каменным идолам, которых насчитывалось около 360, что не способствовало объединению арабов. В своих верованиях арабы обожествляли силы природы, небесные светила, камни, деревья, ручьи. Вместе с тем арабы знали другие религии — зороастризм, иудаизм, христианство, которые исповедовали прибывавшие в Аравию миссионеры.

Постепенно в жизни кочевников-арабов начали происходить изменения, вызванные разложением патриархальных отношений и социальным расслоением. Эти процессы были обусловлены не только внутренними, но и внешними причинами. К числу последних можно отнести попытки Персии и Византии распространить свое влияние на Аравийский полуостров и его население. Противодействовать таким устремлениям не могло ни одно племя в отдельности. Поэтому среди арабов стали возникать различные объединения племен, способные оказать такое противодействие.

Но образование племенных союзов было невозможно без их единого религиозного обоснования. А это вело к централизации и унификации различных племен, из которых наиболее влиятельным и распространенным оказался общеарабский культ Аллаха. На основе этого культа сложилась единая арабская религия — ислам (араб, покорность), а название «мусульмане» происходит от слова «муслим» (предавший себя Аллаху, во множественном числе — «муслимун»).[1]

Основателем ислама стал арабский купец племени курейшитов Мухаммед (ок. 570—631). По преданию, около 609 (или 610) Мухаммеду, нередко проводившему многие часы в аскетических бденияхна горе Хира (близ Мекки), в одну из ночей месяца Рамадан архангел Гавриил (Джебраил) и начал открывать ему части хранящейся на небе под престолом аллаха книги (арабский «Коран»), от имени аллаха возложив на Мухаммеда обязанность сообщать соотечественникам повеления всевышнего. Сочувственная поддержка близких стимулировала фанатичную уверенность Мухаммеда в истинности «богоданного» учения. Он с нетерпимостью отвергать старые языческие верования, противопоставив им учение о всемогущем едином боге. Проповедь строгого монотеизма, связанная с ним универсальность новой веры, провозглашавшей равенство всех своих последователей независимо от их происхождения и родоплеменной принадлежности, незаурядные политические и организаторские способности самого Мухаммеда — всё это на благоприятный отклик у тех представителей мекканского общества (преимущественно его средних слоев), которые стремились к централизации и возвышению Аравии. Встретив вначале сопротивление ему учению со стороны мекканской купеческой олигархии, Мухаммед вынужден был вместе со своими приверженцами переселиться в Ясриб (позднее — Медина); день переселения Мухаммеда и его вижников называется хиджра (обычно ею считается 22 сентября 622). В 630—631 гг. мусульмане под руководством Мухаммеда подчинили Мекку, а затем и значительную часть других районов Аравии. Мухаммед, совмещая в своем лице функции религиозного и политического лидера, стал главой нового исламского теократического государства. Гробница Мухаммеда в Медине стала второй (после Каабы в Мекке) святыней ислама и местом паломничества. При жизни Мухаммеда Коран существовал в устной форме, как рукописная книга и католический текст Коран стал доступен лишь в 644—656 гг.[2]

Полностью оригинальной религией ислам считать нельзя, видно его родство с другими монотеистическими (то есть знающими только единого бога) религиями — христианством и иудаизмом, с которым арабы были знакомы и от которых он заимствовал многие основные положения и догмы. Ислам признает свое родство с ними. Поэтому в Коране традиционные арабские верования переплетаются с легендами и мифами Библии, иудеи и христиане остаются для мусульман «людьми писания», данного богом, но искаженного ими. Адам, Ной (Нух), Авраам (Ибрагим), Моисей (Муса), Иисус (Иса) приняты мусульманами как предшественники пророка Мухаммеда. Считается, что истинное учение, дарованное богом через этих пророков, было искажено людьми. Поэтому требовались новые пророки, которые должны были исправить ошибки. Так и появился Мухаммед, который донес людям истинную веру во всей ее чистоте.

ОСНОВА ВЕРОУЧЕНИЯ ИСЛАМА

Основу вероучения ислама составляют его «пять столпов»: вера в единого бога Аллаха и его пророка — Мухаммеда; ежедневная пятикратная молитва — намаз; ежегодный пост в месяц рамадан — ураза; обязательная милостыня, налог в пользу бедных — закят; паломничество в Мекку хотя бы раз в жизни — хадж. Интересно отметить, что чисто религиозной догмой является только первая, остальные касаются моральных и обрядовых предписаний. Так с самого начала развития ислама определился приоритет развития исламского права (шариат) над собственно догматикой. Более того, ислам стал не просто религией, а принципами, организующими и объединяющими весь завоеванный быстро формирующимся Арабским халифатом мир.

Расколовшись практически с самого начала своей истории на суннизм и шиизм, ислам продолжал дробиться и дальше, до сих пор придерживаясь точки зрения, что любой мусульманин может высказывать свое мнение по вопросам религии, лишь бы оно не противоречило Корану и Сунне. Так появилось множество сект и направлений, сыгравших значительную роль в истории как Арабского халифата, так и Европы, например, знаменитая секта ассасинов (террористов-самоубийц, наводивших ужас на весь цивилизованный мир того времени).[3]

ОСНОВЫ АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Возникновение религии ислама и начало арабской экспансии в период раннего Средневековья способствовали возникновению нового типа культуры — арабо-мусульманской.

Следует подчеркнуть, что ислам существенно способствовал развитию философии, искусства, гуманитарных и естественных наук, а также созданию утонченной культуры. Главные центры средневековой культуры и науки находились в Багдаде, Каире, Кордове и других городах арабо-мусульманского халифата. Можно сказать, что арабо-мусульманская культура, как следует из самого словосочетания, несет на себе печать ислама и арабизма с его духом свободы и терпимости, который сохранялся в эпоху арабской гегемонии в арабо-мусульманском обществе и его государстве - халифате. Не следует также забывать, что в средневековой арабо-мусульманской культуре интенсивно развивались и общественно-политические представления, ориентирующиеся на поиск надрелигиозного идеала, предполагающего уничтожение имущественных и вероисповедных антагонизмов: поиски такого рода социального утопического идеала по вполне понятным причинам вызвал определенную реакцию со стороны ортодоксального ислама, в результате чего и появился суфизм.

Существенным элементом арабо-мусульманской культуры является арабский язык, который неразрывно связан с Кораном. Ведь священная книга мусульман была дана Мухаммеду именно на этом языке. Все мусульмане, независимо от своего похождения были обязаны знать, понимать и цитировать Коран на арабском языке. Кроме того, знание арабского языка давало многочисленные преимущества, так как он был средством общения и официальным языком на территории Арабского халифата. Это способствовало распространению этого языка, а также его развитию — арабский язык в течение неполного века из языка бедуинов Аравии превратился в официальный язык ученых и философов. А воинственные бедуины скоро стали покровителями наук и философии, меценатами, способствующими развитию искусства, и, особенно, литературы. Практически все халифы, эмиры, султаны стремились прослыть таковыми. Из городов арабского мира крупнейшими центрами науки и искусства были Багдад, Каир, Кордова, Севилья. Там жили и работали не только мусульманские ученые, и философы, но и христианские, и иудейские, приезжавшие учится у арабов, отличавшихся в то время веротерпимостью и духом свободы.[4]

Родившись из сочетания собственного доисламского прошлого и традиций других цивилизаций, культура арабов добилась больших состоятельных успехов во многих видах искусства и художественного творчества. Арабы внесли серьезный вклад в мировую литературу и поэзию, создали прекрасные и оригинальные произведения искусства.

Особым почетом в арабском мире пользовалось искусство каллиграфии, которое было языком не только религии, но и поэзии, философии, науки. Оно имело функции, аналогичные функциям икон в христианском искусстве, так как представляло видимое тело божественного Слова. Также каллиграфия широко использовалась в архитектуре и как средство передачи текста, и просто для украшения. Именно арабам, по-видимому, принадлежало первенство в создании этих узоров — арабесок, своеобразных орнаментов, включающих композиции переплетений стилизованных растений и геометрических фигур. Появление арабесок вызвано ярко выраженным стремлением арабского искусства к декоративности, которая стала основой образного строя живописи и породила замечательное искусство узора. Часто арабески помимо переплетения стилизованных растительных мотивов и геометрических фигур дополняются надписями, выполненными арабскими буквами, похожими на орнамент. Арабеска обычно составляла «открытую», создающую возможность бесконечного развития композицию, позволяющую художнику сплошным ковром узора покрывать поверхность большого протяжения и любого очертания.

В разработке орнамента арабские мастера достигли изумляющей виртуозности, создав бесчисленное множество композиций, основанных на точном математическом и вместе с тем одухотворенных огромной силой художественной фантазии.

Также широко было распространено в арабском мире искусство книжной миниатюры, условленное почтительным отношением арабов к книгам. Поскольку в запретах Корана она не упоминалась, то на страницах каллиграфических рукописей мы видим изумительно выполненные изображения эпических героев, пиров, батальные сцены. Вообще искусство оформления книги достигло на Арабском Востоке исключительной высоты. Благодаря виртуозному мастерству каллиграфа-переписчика, его безукоризненно точному и изощренному чувству линии, тончайшему узорочью заставок и титульных листов и, конечно, великолепным миниатюрам, иллюстрирующим текст, книга воспринималась как единое художественное произведение, все части которого — от роскошного переплета до хрупкого завитка орнамента, — взаимно дополняли друг друга, образуя нерасторжимое целое.[5]

Отличительной чертой средневековой арабской культуры явилось значительное развитие точных наук и философии. В это время ученые арабоязычных стран значительно превосходили своих европейских современников. Давая общую оценку состояния арабской науки средневековья, Ф.Энгельс писал: «Арабы дали десятичное исчисление, начала алгебры, современную систему исчисления и алхимию. Христианское средневековье не оставило ничего». Ученые пользовались покровительством и материальной поддержкой официальных властей. Например, халиф ал-Мамун создал в Багдаде «Дом науки» — своеобразную академию, в которой размещались библиотеки, лаборатории, коллегии переводчиков и предоставлялись места для проживания ученым. Первыми центрами науки в мусульманском мире были мечети - своеобразные университеты, ибо в них обучали всем религиозным и светским наукам. Некоторые из них получили большую известность в истории арабо-мусульманской науки как подлинные университеты. Достаточно вспомнить большую мечеть Омейядов в Дамаске (основана в 732 г.), знаменитую каирскую мечеть Аль-Азхар, известную на Западе, и другие. Ислам способствовал расцвету науки, ведь еще пророк Мухаммед сказал: «Лицезрение ученых равнозначно молитве», а его племянник Али говорил: «Добывай знания: они тебя украсят, если ты богат, и прокормят, если ты беден». Заслуживает внимания и изречение «книги - сады ученых». Но в развитии науки были и сложности, порожденные стремлением исламских богословов жестко определить границы познаваемости мира. При всех этих сложностях взаимодействия ученых с богословами и правителями научные открытия арабов, что называется, опередили свое время.

В наследии мусульманской культуры важная роль принадлежала произведениям прикладного искусства и художественных ремесел. На территории арабского халифата существовало много процветающих центров, в которых производилась керамика, оружие, изделия из металла и стекла, ткани. Все изделия декоративно-прикладного искусства отличались высоким вкусом и изысканной красотой, это и позволило у занять важное место в истории художественной культуры.

Представляет интерес и философская традиция мусульманского Востока, которая имеет два компонента - эллинизм и ислам, что обусловливает ее особые черты. Ведь все виды знания, все дисциплины, за которыми арабская классическая мысль признавала право на существование, благодаря Корану получали религиозное осмысление. Ибо Коран не только утверждал единство Аллаха, судьи и творца, как говорится в откровениях пророка Мухаммеда, не только устанавливал религиозную связь между верующим и его творцом-благодетелем, но и давал также импульс к неутомимому творческому поиску во всех областях знания.

Своеобразие присуще и мусульманскому пониманию морали и права, ибо считается, что следование исламской морали и законам шариата с верой в Аллаха дает возможность высшего нравственного совершенствования личности.

Наряду с принципом этического абсолютизма ислам утверждает принцип морального догматизма, требуя тем самым от приверженцев религии безусловного выполнения коранических моральных норм как данных богом и поэтому не подлежащих разумному обоснованию, независимо от социальных последствий такого поведения. Это значит, что человек должен вести себя строго определенным образом, не потому, что разумно и целесообразно, а в силу того, что так предписано аллахом. Последовательное внедрение принципов исламской морали в сознание индивида, требование неукоснительного следования им ведет к утверждению среди адептов ислама слепой, некритической приверженности нормам этой морали, воинственной нетерпимости к инакомыслию и инакомыслящим. Такой религиозный фанатизм в истории неоднократно оборачивался массовым физическим уничтожением идейных противников под флагом «борьбы с неверными», так как, подчеркивает известный французский востоковед А. Массэ, «распространение ислама с оружием в руках являлось религиозным долгом», а война «считалась справедливой, если она была предпринята с целью обратить людей в истинную веру. Такой способ обращения в истинную веру не раз приводил к пролитию безвинной крови «неверных», да и правоверных тоже.[6]

Как объяснить поистине взлет науки и искусства в условиях господства консервативной мусульманской догматики? Наиболее простое объяснение в том, что эти достижения были сделаны вопреки официальным мировоззренческим установкам, что деятельность многих ученых осуждалась мусульманским духовенством. Доля истины в этом объяснении есть. Но главное, очевидно, в том, что, сдерживая развитие одних отраслей знаний и направлений в искусстве, официальная идеология оставляла открытыми другие. Именно в них устремлялся весь талант арабо-язычных ученых и деятелей искусства. Следует учесть и то, что развитое абстрактное мышление, созерцательность являются особенностью людей Востока, на нем основывается не только идеология ислама, но и более древние мировоззренческие представления, черты характера, менталитет жителей данного региона планеты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вклад арабо-мусульманской культуры в сокровищницу мировой культуры весьма значителен. О достижениях арабской науки в мировом масштабе уже говорилось выше. Существующее свыше тысячи лет, от Испании до Индии, искусство ислама играет в искусстве мира важную роль, особенно произведения художественного ремесла и ткани. Запад использовал его в качестве образца, перенимая мотивы из мусульманской Испании; в архитектуре Сицилии и Венеции, в тканях из Лукки и Флоренции видно сильное влияние искусства ислама. В XVII в. на Западе возникла мода на культуру и украшения мусульманского Востока. Поэзия поэтов-жизнелюбцев средневековья - Низами, Хафиза, Джами, Омара Хайяма, Руми и многих других - вдохновляла европейских и американских поэтов на создание шедевров мировой поэзии. Действенность арабо-мусульманской культуры проявляется в наше время в феномене сильного противостояния мира ислама вестер-низации, идущей из круга западных культур.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Шишова Н.В., Акулич Т.В., Бойко М.Н. История и культурология. М., 2004. С. 174.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология – учебник для студентов вузов. М.: Юнити-Дана, 2007. 687 с.

Грюнебаум фон Г.Э. Основные черты арабо-мусульманской культуры. СПб.: П-2 . 54.

Ибрагим Т. Классическая арабо-мусульманская культура. М.: Вече, 1997. 126 с.

Смирнов А. В. Логико-смысловые основания арабо-мусульнаской культуры. М.: АСТ, 2005. 188.

Тауфик К. Арабо-мусульманская философия в системе мировой культуры. М.: Вече, 1999. 274 с.

Шишова Н.В., Акулич Т.В., Бойко М.Н. История и культурология. М.: Лотос, 2004. 481 с.


[1] Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология – учебник для студентов вузов. М., 2007. С. 196.

[2] Шишова Н.В., Акулич Т.В., Бойко М.Н. История и культурология. М., 2004. С. 174.

[3] Смирнов А.В. Логико – смысловые основания арабо – мусульманской культуры. М., 2005. С. 74.

[4] Грюнебаум фон Г.Э. Основные черты арабо-мусульманской культуры. М., 1981. С. 16.

[5] Ибрагим Т. Классическая арабо-мусульманская культура. М., 1997. С.56.

[6] Тауфик К. Арабо-мусульманская философия в системе мировой культуры. М., 1999. С. 78.