Главная              Рефераты - Культура

Новые упаковочные материалы для пищевых продуктов - реферат

Новые упаковочные материалы для пищевых продуктов

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время, для сохранения свежих продуктов питания одним из наиболее актуальных становится способ МАР - Modified Atmosphere Packaging, что в переводе с английского означает упаковка в модифицированной атмосфере. Производители упаковки из картона предлагают для готовых кулинарных блюд картонные упаковочные материалы - пакеты, поддоны, коробки, в которых они могут разогреваться и выпекаться в СВЧ-печи. Безусловно, упаковочные материалы, созданные на основе новейших технологий, более дорогие и приводят к удорожанию продукта, однако они обеспечивают несомненные удобства в эксплуатации.

Именно удобство в эксплуатации зачастую является определяющим фактором для потребителя в современных условиях. Упаковочные же материалы и этикетка на продуктах питания сегодня должны обеспечивать более простую продажу, хранение и приготовление пищи.

Рынок пищевой упаковки стремительно развивается. Сегодня невзрачная упаковка кондитерских изделий сменяется красочными тортницами, а бумага для пакетирования колбасы пленкой ПВХ. Динамично растут современные форматы торговли продуктами питания, ужесточаются требования к поставщикам, существенно меняются стандарты упаковки кондитерских изделий, салатников, тортниц, коррекса, пищевой пластиковой упаковки для скоропортящихся продуктов.

Яркая и красочная упаковка продукта всегда манит внимание покупателей. Кроме того, такая упаковка служит еще и рекламным целям. Это означает, что продукт не нуждается в дополнительной рекламе.

Чем больше на рынке становится всевозможных товаров, чем больше проводится различных акций – тем больше сегодняшние производители обращают пристальное внимание на новые виды упаковочного материала. На смену стандартным стеклянным емкостям и бутылкам, неудобным пачкам пришла необычная упаковка – термоусадочная пленка. Такая упаковка отличается от привычной своей универсальностью и надежностью производства, которая используется при изготовлении этой упаковки дой пак. К тому же упаковочный материал абсолютно безопасен для организма человека. На упаковку наносят яркую краску, что также сделает любой продукт оригинальным.

УПАКОВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАМОРОЖЕННЫХ ПРОДУКТОВ

Совсем недавно главными функциями упаковки считались хранение и транспортировка; на сегодняшний же день ситуация изменилась. Так, 67 % покупателей, по статистике, выбирают в магазине товар, ориентируясь, прежде всего на качество и привлекательность упаковки. Разумеется, нельзя утверждать, что упаковка важнее её содержимого. Но она, являясь связующим звеном между производителем и потребителем, создает определенный имидж товара и побуждает к его приобретению.

Упаковка для продукта сравнима с одеждой для человека. С одной стороны - это необходимость, с другой – возможность оказаться замеченным, выделиться из толпы. Мода не стоит на месте, и чтобы ей следовать, нужно двигаться вперед. Замороженные продукты, или, как многие привыкли говорить “Заморозка” - это сравнительно молодой и один из самых динамично развивающихся сегментов на рынке. Соответственно и рынок упаковки для этого сегмента активно развивается. Поэтому компании-производители упаковки для рынка заморозки осуществляют поиск новых решений, разрабатывают инновационные материалы, проводят совместные исследования.

В силу особенностей хранения замороженных продуктов, набор решений для упаковки достаточно ограничен, так как не все упаковочные материалы способны выдерживать низкую температуру. Высокая морозостойкость пленок и их сварных швов – одно из основных качеств, которыми должна обладать упаковка для продуктов глубокой заморозки. У большинства замороженных продуктов острые края, поэтому большое внимание уделяется еще одному важному свойству упаковки, как устойчивость к проколу. Пленочная упаковка, изготовленная из многослойного полиэтилена или из материалов на основе различных полимерных слоев, выдерживает эти требования. Многие замороженные продукты предусматривают и последующий разогрев, поэтому материал для такой упаковки должен выдерживать воздействие микроволн и перепад температур.

Научно доказано, что в замороженных продуктах сохраняется гораздо больше витаминов и минеральных веществ, чем в продуктах при других способах хранения (например, консервировании). Самые популярные из предлагаемых на рынке замороженных овощей – брокколи, стручковая фасоль, цветная капуста; замороженные ягоды, фрукты и грибы также получили признание отечественного потребителя. Наиболее привлекательной упаковкой для замороженных овощей, ягод и грибов считается пакет из полиэтиленовой пленки, обладающий хорошим глянцем и высокими барьерными свойствами. Как правило, пленка изготовлена из трехслойного полиэтилена высокого давления со специальными добавками, реже из многослойных полимерных пленок и комбинированных материалов.

Вкусное и любимое с детства мороженое за последнее время изменило и форму, и упаковку. Для последней наибольшее распространение получил полипропилен (жемчужный или металлизированный). Индивидуальная упаковка мороженого имеет совсем небольшой вес, а технологии нанесения клея холодной сварки позволяют упаковывать продукт без применения высоких температур при сварке. Это позволяет производителю экономить издержки и сохранять продукту привлекательный внешний вид. Учитывая, что 40% потребителей мороженого - дети, привлекательность упаковки является мощным стимулятором спроса.

Наиболее широкое применение для упаковки замороженных продуктов нашли следующие виды гибких материалов:

РЕТ/РЕ – Овощи, грибы, ягоды, картофель фри, рыба, морепродукты, котлеты,

РЕ – Ягоды, овощи, грибы, котлеты, картофель фри, пельмени

ВОРР/РЕ – Тесто, полуфабрикаты для выпечки, пельмени, вареники

ОРР жемчужный, ОРР матовый – Мороженое

Современные технологии производства полиэтилена позволяют ему конкурировать с материалами для упаковки замороженных продуктов, произведенными методом ламинации. Но только самое современное оборудование по экструзии может позволить изготавливать многослойные полиэтиленовые пленки, задавая различные свойства каждому из слоев и получать упаковку с рядом важных характеристик (высокая устойчивость к истиранию и разрыву, высокая перерабатываемостью, высокие сварные характеристики и др.). Полиэтиленовая упаковка для замороженных продуктов должна изготавливаться из высококачественной пленки с использованием добавок, улучшающих свойства прочности, скольжения и морозостойкости, что играет важную роль при использовании её на высокоскоростном фасовочном оборудовании. Такие пленки, кроме того, должны хорошо удерживать краску, даже при воздействии конденсата влаги, образующегося при оттаивании. На упаковку из полиэтилена может наносится флексографическая поверхностная печать. Многослойная упаковка для “заморозки” подразумевает межслойную (флексографскую или ротогравюрную) печать.

Появление новых материалов с уникальными свойствами, позволяющих продлевать срок хранения, и огромные возможности декорирования дают производителям замороженных продуктов реальный шанс выделить свой продукт среди конкурентов.

«Заморозка» представлена широким ассортиментом продуктов различной степени готовности: мясо мясные изделия, полуфабрикаты из птицы, морепродукты, овощи, овощные смеси, грибы, картофель фри, фрукты, ягоды, пицца, тесто, пельмени, вареники – и этот список продолжает расти. Отсутствие времени на приготовление домашней пищи принесло популярность всевозможным полуфабрикатам. В упаковке такой продукции используются полиэтиленовая и полиэстер-полиэтиленовая пленки. Такая упаковка не становится хрупкой в условиях холода и позволяет надежно защитить продукцию от внешних воздействий, при полностью автоматизированном процессе фасовки. “Прозрачное окно” в такой упаковке позволяет потребителю видеть содержимое, что способствует стимулированию продаж.

МАТЕРИАЛЫ С АНТИМИКРОБНОЙ АКТИВНОСТЬЮ

В настоящее время для рынка мясной продукции упаковочные материалы изготавливают, как правило, на основе полиолефинов: полиэтилена низкой плотности (ПЭНП), полиэтилена высокой плотности (ПЭВП), полипропилена (ПП), сополимеров этилена с винилацетатом (СЭВА), полиамидов (ПА), соэкструдатов на их основе, или с использованием других компонентов специальных "пищевых " марок.

Бурное развитие производства упаковочных материалов имеет следующие тенденции: устойчивый рост полимерных материалов (ПМ) - ПЭ, ПП, ПА, полистирола (ПС), СЭВА, которые вытесняют стекло, бумагу, картон и др.

В промышленности используют пленки из сополимеров винилиденхлорида, а также металлизированные материалы. Комбинируя различные полимерные слои, получают материалы с требуемыми паро-, газо-, влагопроницаемостью, хорошей формуемостью, прозрачностью, высокой прочностью на разрыв, термосвариваемостью, способностью хорошо герметизироваться. Такие пленки имеют как один, так и два, три и более слоев, что придает им дополнительные свойства жесткости, газонепроницаемости, способности к вакуум-упаковке. При этом слой, непосредственно контактирующий с продуктом, выполняют преимущественно из полиолефинов для обеспечения необходимых технических и гигиенических характеристик. Кроме полимерной составляющей в композицию этого слоя входят также специальные добавки (противостарители, скользящие агенты и т.д.).

Весь этот ассортимент упаковочных материалов предназначен для сохранения первоначального качества мяса и мясных продуктов, сокращения их потерь при транспортировке и хранении, для обеспечения гигиенической безопасности продукции.

В настоящее время перечисленные полимерные пленочные материалы используются в виде пакетов (вакуумных и вакуумных термоусадочных) для упаковывания, хранения и реализации мясных продуктов в сортовом разрубе, тушек птицы, вареных и других колбас, деликатесов, мясных полуфабрикатов. Они могут также применяться в качестве покровного компонента в комбинированных пакетах с нижним слоем из металлизированных картона, бумаги и т.д.

Перспективно использование этих материалов для порционной упаковки сухих пряностей, смесей специй, функциональных добавок, сухих кормов для животных и т.д.

В последние годы начинает развиваться такой сегмент рынка упаковки, как полимерные формуемые пакеты, используемые при изготовлении мясных изделий . В настоящее время внедрена промышленная технология изготовления ветчины и окорока в пленочных пакетах ( cook - in ); во многих странах выпускаются консервы в термоформируемой таре из одно- и многослойных соэкструзионных термостойких материалов на основе ПА и сополимера этилена с поливиниловым спиртом.

Активные полимерные материалы получают путем введения модификаторов (активных добавок) на стадии синтеза традиционно используемых полимеров или в композиции на стадии переработки их в изделия. Активные добавки могут также наноситься на поверхность изделия в виде дополнительных специальных слоев (покрытий). В зависимости от целевого назначения материала в качестве таких добавок используются консерванты, антиокислители, адсорбенты влаги и экотоксикантов, витаминные комплексы, коптильные или биологически активные препараты и т.д.

Проблема создания упаковочных полимерных материалов, обладающих антимикробной активностью, стала весьма актуальной. Это связано с резко ухудшившейся в последние годы экологической ситуацией и с существенным увеличением вследствие этого нежелательной микробной нагрузки в воздухе рабочих зон предприятий. На поверхности незащищенного продукта всегда имеется микрофлора, продуцирующая развитие болезнетворных микроорганизмов с поверхности в объем продукта. Вот почему так важно защитить продукцию соответствующей упаковкой на стадии ее производства сразу же после изготовления. Однако и внутри упаковки на обсемененных продуктах могут развиваться микроорганизмы, например, внутри вакуумных упаковок - анаэробные, при неполном вакууме - также и аэробные, а кроме того, и некоторые виды плесеней. Очень важно придать слою, контактирующему с продуктом, антисептические свойства.

В мировой практике широко применяется стерилизация поверхности пленок непосредственно перед их использованием (фасовкой продукции) различными физическими методами или химическими агентами, например, ультразвуком, обработкой перегретым воздухом или перекисью водорода. Однако эти методы обеспечивают только обеззараживание исходного материала и не гарантируют антимикробную защиту упаковки при локальном нарушении ее целостности (проколе).

Устранение этого недостатка и одновременное улучшение комплекса защитного действия новых активных упаковочных материалов может быть достигнуто путем введения антимикробных компонентов непосредственно в полимерный слой материала на стадии его получения.

Это направление представляет несомненный интерес по следующим причинам, а именно: введение антимикробного компонента (добавки) в полимерную матрицу позволяет закрепить (иммобилизировать) ее в слое материала и таким образом увеличить срок действия и регулировать массоперенос антимикробного компонента упаковки в продукт.

Используемые добавки должны быть гигиенически доброкачественными, полифункциональными, стабильными на всех стадиях переработки. При их выборе необходимо учитывать основные санитарно-гигиенические требования: минимизация добавки по количественному содержанию в рецептуре и миграции ее в защищаемый продукт.

Реализация вышеизложенного позволяет не только гарантировать гигиеническую доброкачественность упаковки, но также придать ей принципиально новые свойства путем целевой модификации базового полимерного материала и одновременного транспорта (попадания) добавки из полимерной упаковки к упакованному продукту.

Разработанные новые однослойные и многослойные пленочные упаковочные материалы отличаются противоплесневой, антидрожжевой и антигрибковой активностью при общей санитарно-гигиенической доброкачественности. Эффект длительно сохраняющегося антимикробного действия пленок был достигнут путем введения в упаковочный материал специальных добавок - композиций оптимальной рецептуры на основе натриевой соли дегидрацетовой кислоты, антиоксидантов, пищевых кислот.

Высокая антимикробная активность и длительно сохраняющееся антисептическое действие материалов связаны с реализацией синергетического эффекта действия сбалансированной по составу антимикробной композиции. Пленочные материалы с антимикробными свойствами могут быть получены в виде однослойных и многослойных упаковочных материалов соэкструзией, кашированием, ламинированием.

При этом антисептическими свойствами может обладать либо один из слоев, непосредственно прилегающих к продукту, либо все слои в зависимости от целевого использования нового материала.

БИОРАЗЛАГАЕМЫЕ ПОЛИМЕРНЫЕ УПАКОВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Радикальным решением проблемы полимерного мусора, по мнению ряда специалистов, является создание полимеров, способных при соответствующих условиях подвергаться биодеградации (то есть биоразложению) с образованием безвредных для живой и неживой природы веществ.

В таком подходе, вообще-то, нет ничего нового - индустрия пластмасс началась с использования в качестве сырья природных ингредиентов (натурального каучука и нитроцеллюлозы). Полимеры, аналогичные природным, применяются довольно давно. Полимеры на основе гидрата целлюлозы используется для кондитерских товаров и для упаковки сосисок, а на основе ацетат целлюлозы - применялся для упаковки сухих продуктов без жиров.

Первоначально, идея создания синтетических полимеров заключалась как раз в том, чтобы создавать материалы, отличающиеся исключительно высокой стойкостью к воздействию факторов окружающей среды. А теперь формируется новый подход к разработке полимерных материалов, диаметрально противоположный традиционному. Необходимо получение полимеров, которые сохраняют эксплуатационные характеристики только в течение периода потребления, а затем претерпевают физико-химические и биологические превращения под действием факторов окружающей среды и легко включаются в процессы метаболизма природных биосистем.

Считается, что полимерные материалы на основе растительного сырья ─ зерновых, древесины, крахмала, полисахаров ─ разлагается на полностью безопасные компоненты: воду, диоксид углерода, биомассу, и другие естественные природные соединения, то есть обеспечивают абсолютную экологичность процессов утилизации. К тому же запасы растительного сырья могут возобновляться вечно. Однако, это слишком упрощенный взгляд на проблему, и все не так просто, как кажется на первый взгляд. Для того, чтобы идея биоразложения полимерного материала реализовалась, необходима совокупность трех основных факторов:

соответствующие условия окружающей среды

наличие микроорганизмов, селективно действующих на полимерный материал

полимерные материалы определенной химической структуры

Если один из этих элементов отсутствует, то биоразложение как экологическая идея просто не реализуется. Примером могут служить газеты или яичная скорлупа, которые после длительного пребывания в земле или на свалках почти полностью сохраняются.

Биоразлагаемые полимерные материалы по способу их изготовления можно разделить на несколько основных групп:

-полимеры на основе природных полимеров (натуральный каучук, белки, полисахариды, хитин, эпоксидированные масла, полимеры из ненасыщенных растительных масел, лигнин, поллулан и т.д.);

-химически синтезированные полимеры;

-микробиологические синтезированные полимеры и их смеси;

-композиционные материалы.

Специалисты пока не пришли к единому мнению относительно классификации биоразлагаемых полимеров. Например, имеются классификации, основанные на технологических подходах к решению проблемы биоразложения полимеров. Выделяются следующие направления:

-селекция специальных штаммов микроорганизмов, способных осуществлять деструкцию полимеров;

-синтез биоразлагаемых полимеров методами биотехнологии;

-синтез биоразлагаемых полимерных материалов, имеющих химическую структуру, сходную со структурой природных полимеров;

-разработка материалов, производимых с использованием возобновляющихся биологических ресурсов.

Основной перспективный и многообещающий пластик для пищевой промышленности - полилактид, водостойкий, биоразлагемый гидролизом до углекислого газа, воды и метана, полимер, хорошо компостируемый. Спектр его использования в пищевой промышленности обширен: ламинирование бумаги для упаковки, посуда для микроволновых печей, мешки для отходов, одноразовая посуда, упаковка для пищевых продуктов. На основе полилактидов получают сополимеры с гликолидами, капролактоном, пластифицируют собственным мономером и олигомером.

В действительности, перечень полимерных материалов, способных к биоразложению гораздо шире, и поиск альтернативного сырья для полимеров имеет довольно продолжительную историю. Корни этих поисков уходят в 30-е годы, когда промышленный магнат Генри Форд исследовал возможность использования полимерных материалов на основе соевых культур для различных комплектующих своих автомобилей.

Реальный успех был достигнут значительно позднее. Биоразлагаемые материалы с активным растительным наполнителем впервые появились в 70-80-е годы ХХ века на рынке упаковки в США, Италии, Германии. Это были композиции крахмала с различными синтетическими полимерами. По сравнению с термопластами на основе пластифицированного крахмала они удачно сочетали технологичность и высокие эксплуатационные характеристики, присущие синтетическому компоненту, со способностью к биодеструкции, обусловленной наличием в их составе природного полимера - крахмала.

Сейчас перспективы роста потребления биоразлагаемых полимеров улучшаются. Сформировалась рыночная ниша, появились рентабельные предприятия, свойства новых биополимеров стали приближаться к характеристикам традиционных полимерных материалов - полистиролу, полипропилену и т.д.

Сейчас доступными считаются более 30 различных биополимеров, которые находят широкое применение не только на рынке упаковки, но и в текстильной промышленности, сельском хозяйстве, медицине, строительстве. Практически все крупные в области производства полимерной продукции фирмы предложили свои ассортимент биоразлагаемых материалов.

Наиболее успешным считают проект, предложенный совместным предприятием двух крупнейших в своих сегментах компаний - сельскохозяйственного гиганта Cargill и лидера в производстве химических продуктов Dow Chemical. Созданная компния Cargill Dow претендует на позиции лидера в производстве полимолочной кислоты (PLA) - полимера, изготавливаемого на основе растительных сахаров из возобновляемых сельскохозяйственных ресурсов: зерновых и сахарной свеклы. Получаемый полимер обладает хорошей прозрачностью, прочностью, глянцем, является отличным влагопротектором, так же, как и ПЭТ, не пропускает запахи. Предполагаемая сфера применения - двуосноориентированные упаковочные пленки, жесткие контейнеры и даже покрытия. Компания утверждает, что упаковка из PLA-полимера способна полностью разлагаться в течение 45 дней при условии создания соответствующей структуры компостирования. Следует заметить, что в отличие от своих конкурентов, биополимеры от Cargill Dow оказались довольно успешными с коммерческой точки зрения. Успех подтверждается заинтересованностью компании Hoechst Trespaphan Gmbh, известного производителя ориентированной пленки.

Рынок биоразлагаемых полимеров является одним из наиболее быстроразвивающихся сегментов агрохимического комплекса в странах Америки, Европы и Японии.

Несмотря на разницу в оценке объемов потребления биораглагаемых полимеров, общественность европейских стран воспринимает этот сегмент как вполне реальную часть рынка. В связи с этим в 2000 г. ЕС приняла стандарт EN 13432, регламентирующий требования к биоразлагаемым полимерам. По решению Европейской Комиссии в„–2001/524/WE этот стандарт приведен в соответствие с директивой в„–94/62/WE. Стандарт внедряет критерии оценки и процедуры, касающейся возможности естественного гниения биоразлагаемых синтетических материалов в компостных ямах, а также их обработку без присутствия кислорода (речь идет о запрете на сжигание).

Однако, все не так просто и не настолько оптимистично, как кажется на первый взгляд. Переход производству и потреблению биоразлагаемых полимерных материалов вовсе не означает окончательное решение вопроса охраны окружающей среды от использованной полимерной упаковки, тары и других вышедших из употребления изделий из полимеров. Существует целый ряд причин, которые явно не оставляют место оптимизму при более критическом рассмотрении вопроса:

-трудность регулирования скорости распада на свалках под воздействием факторов окружающей среды;

-довольно высокая стоимость полимеров, способных разлагаться по воздействием факторов окружающей среды, в том числе под действием микроорганизмов;

-технологические трудности производства биоразлагаемых полимеров;

-безвозвратная потеря ценных сырьевых ресурсов, в том числе пищевых, особенно с учетом наличия голода в отдельных регионах мира

-не доказано снижение опасности отрицательного воздействия материалов и продуктов их распада на природу и животный мир.

Поэтому, по мнению ряда специалистов, избавление от отходов полимеров путем создания и применения быстроразлагаемых материалов должно иметь контролируемое применение, а возможно, и ограниченное.

Кроме того, обсуждается и моральный аспект проблемы - имеет ли человечество моральное право использовать сельскохозяйственное сырье для производства химической продукции, если в мире существует голод?

УПАКОВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ

Специалисты уже давно обратили внимание на возможности, которые дает упаковка созданная путем соединения (кэширования) бумаги с алюминиевой фольгой, — фольга кашированная. Соединение разных по свойствам материалов, нередко с диаметрально противоположными свойствами, имеет существенное значение в современных упаковочных технологиях, поскольку позволяет добиться таких качеств соединенного материала, как повышенная стойкость, непроницаемость по отношению к газам, кислороду и ультрафиолетовым лучам.

Одно время предпринимались попытки при упаковке масложировой продукции заменить фольгу кашированную бумагой металлизированной или пергаментом. Однако барьерные свойства этих материалов не могут сравниться с фольгой кашированной. Поскольку толщина фольги алюминиевой составляет 7-9 мкм, а толщина слоя металла, наносимого на бумагу, составляет 0,01 мкм, что явно недостаточно для барьерных свойств и не удовлетворяет требованиям по срокам хранения.

При этом преимущества фольги кашированной перед бумагой металлизированной более чем очевидны: фольга обладает «памятью» и лучше формуется, повышенные барьерные свойства (особенно по влагожиропроницаемости), лучший товарный вид. К сожалению, эти преимущества очевидны не для всех предприятий. Некоторые по-прежнему предпочитают дешевую однослойную упаковку качественной многослойной. А ведь в условиях жесткой конкурентной борьбы упаковка, которая улучшает маркетинговые свойства продукта и продлевает срок хранения, может иметь решающее значение.

Lean Cover («Линкавер») — это полимерный материал с минеральными добавками, производимый шведской компанией Ecolean АВ и предлагаемый под общим названием Ecolean Materials (ELM). Полимерный материал «Линкавер» находит широкое применение для упаковки творога и сырково-творожных изделий в виде брикета на автоматических фасовочных линиях.

Благодаря минеральным добавкам из мела упаковка «Линкавер» отличается высокой жесткостью, что обеспечивает плотное прилегание материала и форму брикета в процессе упаковки. Минеральные добавки также препятствуют проникновению ультрафиолетовых лучей и продлевают срок хранения творожных изделий. Кроме этого, в отличие от пергамента, в производстве которого используется серная кислота, технология производства материала «Линкавер» является экологически чистой и безопасной, что особенно актуально в связи с ухудшением состояния окружающей среды. Упаковка «Линкавер» характеризуется высокой прочностью, белизной, жиронепроницаемостью и влагостойкостью, бактериологической чистотой и биологической инертностью, экологической чистотой, превосходными печатными свойствами.

Полиэтиленовая пленка для упаковки молочных продуктов в Беларуси имеет давнюю историю. Традиционно отечественные предприятия разливали молоко в стеклянные бутыли и полиэтиленовые пакеты. Преобладание доли стеклянной тары было связано прежде всего с неразвитостью машиностроения упаковочно-фасовочных машин. После экономических реформ новые технологии асептического розлива и упаковки в картонные пакеты «Тетра-Пак» быстро вытеснили стеклотару. Тем не менее рынок упаковки в молочную пленку остается перспективным. Причина банально проста: молоко в пакете ровно в два раза дешевле молока в картоне «Тетра-Пак». Среди опрощенных 1500 белорусских семей 75% ежедневно включают в свой рацион молоко и молочные продукты, из них 55% предпочитают покупать в пленке, 25% —в асептической упаковке, 20% предпочитают пластиковую упаковку. Потребители не утверждают, что молочная пленка это удобно. Но все однозначно заявляют — дешевле!

В последнее время все большей популярностью пользуются многослойные молочные пленки с черным слоем, которые предлагают уникальные потребительские свойства покупателям и обеспечивают конкурентные преимущества производителю:

• широкое температурное окно сварки — пленка прекрасно сваривается при широком диапазоне температур, что делает процесс сварки лёгким и экономичным, существенно снижая затраты по браку из-за протечек молочных продуктов при некачественном шве на фасовочном оборудовании;

• идеально белый внешний слой — придает привлекательный вид упаковке, выделяя насыщенность цветного рисунка;

• средний черный слой — представляет собой барьер для проникновения ультрафиолетовых лучей внутрь упаковки и снижает их губительное воздействие на упаковываемую продукцию, не давая тем самым молочному жиру прогоркать. Это позволяет продлить срок хранения молочной продукции;

• внутренний слой обеспечивает высокую прочность сварного шва и герметичность упаковки.

Именно поэтому молочные заводы, использующие трехслойную пленку, достигают практически нулевых показателей брака за счет высокого качества упаковки и отличных характеристик спайки.

Конечно, трехслойная молочная пленка немного дороже однослойной (на одном пакете разница составляет 6-10 белорусских рублей). Но, согласно проведенным исследованиям, покупатель готов заплатить на 10 рублей больше за пакет молока, получив лучшее качество упакованного продукта. А учитывая потери молока при производстве, транспортировке и в торговле при использовании некачественной пленки, эта разница не только нивелируется, но и становится очевидной необходимость применения только качественной многослойной пленки с черным слоем.

Помимо маркетинговых целей, обеспечения дизайна, упаковка выполняет чрезвычайно важную задачу сохранения и уменьшения потерь молочных продуктов на стадиях их переработки, хранения и реализации. В Беларуси потери молочных продуктов в процессе переработки, хранения, транспортировки и реализации составляют около 5-10%. В то же время в развитых странах они составляют всего 2-3%. Современные упаковочные материалы и новейшие технологии позволяют свести к минимуму эти потери и обеспечить лучшее качество упакованных молочных продуктов, а тем самым — удлинить сроки годности и расширить области применения. Это особенно актуально для Беларуси, где есть неплохая сырьевая база и высокий экспортный потенциал.

CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1) http://www.polymery.ru/letter.php?n_id=4256&cat_id=10

2) http://www.okhta.ru/index.php?part=197

3) http://extrech.ru/articles/1646/

4) http://www.betech.ru/apress/art/3.html

5) http://www.alufol.ru/articles/a1/