Главная              Рефераты - Культура

О взаимосвязи двигательных качеств и двигательных навыков гимнастов - реферат

ТЕМА 1 « О ВЗАИМОСВЯЗИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ГИМНАСТОВ»

В теории и практике спорта принято считать, что дви­гательные качества — это база, на которой строится техническое мастерство спортсменов.

Проявление двигательных качеств у гимнастов зави­сит от структуры упражнения и от техники выполнения (наилучшего соотношения двигательных действий).

В тех случаях, когда близкие по форме и количественным характеристикам упражнения выполняются неточно по времени, вместо одного гимнастического элемента может получиться другой. Например, на брусьях, оборот под жердями в упор и оборот под жердями в стоику на руках: воспринимаются как упражнения, почт одинако­вые. Но это «почти» и определяет, в конечном счете, ка­кой из элементов выполнит гимнаст. Стоит ему произне­сти решающие действия (даже одинаковые по скоростно-силовым показателям) лишь на 0,045 с позднее — и вместо оборота в стойку получится оборот в упор.

Таких примеров можно привести бесчисленное множество, и все они будут свидетельствовать о теснейшей за­висимости техники исполнения от структуры упражнения.

Техника же есть ни что иное, как система двигательных действий, осуществляемых посредством проявления определенных двигательных качеств. А сами двигательные качества по своей природе (а не только по формам и результатам проявления) весьма специфичны.

Процесс развития любого двигательного качества представляет собой сложную систему функциональной перестройки, связанной с изменением анатомического строения мышц, системы их кровоснабжения и питания, установлением специфических регуляторных отношений мышц и внутренних органов с центральной нервной си­стемой. Последнее особенно важно, поскольку педагоги­чески направленный процесс развития двигательного качества должен привести к созданию такой межмышечной координации, которая обязана стать неотъемлемой составной и базовой частью двигательного навыка; к вы­работке умения проявлять качество, Можно каким-либо искусственным путем (например, электрическим раздражением) вызвать очень большого напряжение мышц, но это вовсе не значит, что гимнаст затем сможет воспроиз­вести его. В нормальных условиях тренировки это умение формируется одновременно и неразрывно со всеми фак­торами, обеспечивающими качество. Тем не менее, его нужно выделить чтобы яснее представить себе взаимосвязь качества и навыка.

Развитие двигательного качества выливается в созда­ние потенциальных возможностей для выполнения двигательного действия определенного характера (например, способность развивать максимальное усилие в кратчай­шее время).

Затем, если привести потенциальные возможности в соответствие с определенной двигательной задачей (на­пример, проявить усилие в 40 кг, сгибая руку от 180° до 120° за 0,5 с), возникает умение. Оно относится к области реализации потенциальных возможностей и характеризу­ет способность развертывать эти возможности и управ­лять ими на основе тонких дифференцировок скоростей и амплитуд суставных движений и развиваемых усилий.

Двигательные умения могут быть лишь частью двигательного навыка. Например, умение в модельных условиях выполнять с заданными параметрами движения в тазобедренных суставах и (отдельно) в плечевых.

Таким образом, в интересующем нас узком аспекте двигательный навык – это упорядоченная система проявления двигательных качеств.

В гимнастике главная задача – овладение точностными движениями на отдельных снарядах. И всякая силовая подготовка – лишь основа для специального технического совершенствования. Поэтому приобретенное в процессе силовой тренировки умение (или даже навык) выполнять определенное скоростно-силовое движение должно быть использовано для формирования «гимнастического навыка» - навыка выполнять конкретное упражнение на снаряде.

В силу специфики двигательной деятельности в гимнастике, диапазон условий (временных, силовых), в которых сохраняется возможность правильного выполнения движений, значительно меньше, чем в других видах спорта. Практически малейшее отклонение в условиях или времени их проявления – и выполнение элемента обречено на неудачу.

Кроме того, и это очень важно, становление техники гимнастического упражнения, от первого «неудачного» до последнего «лучшего», следует рассматривать как формирование двигательного навыка. Оно происходит в соответствии с определенными закономерностями. Поэтому всякое изменение элементов стабилизировавшейся техники есть ни что иное, как вмешательство в систему динамического стереотипа, который, как известно, обладает высокой степенью косности. Это приводит к нарушению двигательного навыка, к ухудшению техники.

Таким образом, мы видим очень большую сложность взаимоотношений качеств и навыков гимнастов, определяемую спецификой избранного ими вида спорта, и поэтому должны признать, что закономерности и нюансы этой взаимосвязи при организации процесса двигательной подготовки учитывать необходимо.

Чтобы обеспечить взаимосвязь двигательных качеств и навыков гимнастов, при создании базы для технического совершенствования нужно исходить из необходимости их структурного, координационного сходства. Только на основе этого можно осуществить такую взаимосвязь физической и технической подготовки, которая отражает специфику двигательной деятельности гимнастов и нужна для успешного совершенствования.

Так вот, чтобы не гадать, что избрать для изучения на том или ином этапе тренировки, каким путем нужно идти к высотам спортивного совершенства, нужно с самого начала правильно организовать процесс тренировки (в широком понимании его): каждый последующий этап должен являться непосредственным продолжением предыдущего в плане сопряженной физической и технической подготовки, чтобы между ними была теснейшая преемственность и взаимосвязь.

Как известно, техника выполнения упражнений заключается в рациональном распределении, согласовании действий различными частями тела. Техника выполнения элементов даже одной структурной группы имеет специфические особенности, но основа координации действий все же общая. Хлестообразные движения на брусьях, кольцах и перекладине – различны. Но на этих снарядах независимо от того, в каком положении – висе или упоре – они выполняются, хлестообразные движения состоят из: ускорения маха по ходу движения и последующей резкой остановки его, торможения. Само хлестообразное движение выполняется ногами и туловищем, но всегда в условиях опоры о снаряд. Значит следует иметь в виду содержание и характер работы рук во время хлеста и после него. Тем более, что хлестообразное движение лишь создает условия для выполнения основного движения – гимнастического элемента.

Таким образом, типичные соединения движений в суставах – это модели координации мышечных действий, составляющих технику выполнения гимнастических упражнений.

Владея основами техники движений, гимнаст может овладевать (и овладеть) любым гимнастическим элементом, известным или совершенно новым, рожденным фантазией. Затем перейти к овладению соединениями и, наконец, целыми комбинациями. Однако процесс спортивного совершенствования неразрывно связан с необходимостью адекватных функциональных изменений в работе отдельных органов и систем организма гимнаста. Функциональное развитие и совершенствование подчинены естественно-биологическим закономерностям, вмешательство в которые не может быть бесконечным. Поэтому, несмотря на то что физические (в частности, гимнастические) упражнения являются мощным стимулятором развития человека, они должны соответствовать по своему содержанию и направленности конкретному уровню развития психо - физических качеств.

Как было сказано выше, техническое совершенствование возможно лишь при условии физической подготовленности к выполнению требований, предъявляемых структурами упражнений на снарядах. В связи с этим нельзя не затронуть и особенностей взаимосвязи в целом физической и технической подготовки гимнастов.

Взаимосвязь эта опосредована скоростно-силовыми качествами. На любом этапе тренировки именно они определяют успешность технического совершенствования. Сами скоростно-силовые качества подвержены прогрессивному изменению под воздействием техники упражнений. Однако это «обратное» воздействие ограничивается лишь тем уровнем, который определяют скоростно-силовые параметры выполняемых гимнастических упражнений. Поэтому в большей мере упражнения на снарядах оказывают влияние на совершенствование двигательных качеств за счет улучшения межмышечной координации. Для гимнаста-разрядника этого явно недостаточно, поскольку упражнения на видах многоборья должны выполняться не на пределе, а с запасом силовых возможностей, так, чтобы во время формирования двигательных навыков оптимизация уровня проявления качества происходила при потенциальных возможностях более высоких, чем требуют определенные гимнастические упражнения. Кроме того, для овладения более сложными элементами структурной группы часто требуется и более высокий уровень развития скоростно-силовых качеств, как базы новых двигательных навыков. Таким образом, уровень развития скоростно – силовых качеств должен связывать упражнения различной сложности и в целом соответствовать максимальным требованиям структурной группы. Поэтому развитие скоростно – силовых качеств всегда должно быть выше того, которое необходимо для технического совершенствования на каком –то одном этапе. Это тем более важно, что для выполнения целых комбинаций требуется специфическая выносливость, которую правомерно рассматривать как комплексное проявление высшей степени развития силовых качеств.

Такова в кратком изложении теория вопроса, определив свое отношение к которой, можно перейти к рассмотрению задач начальной подготовки в гимнастике.

4 вопр.ЗАДАЧИ ЭТАПА НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Начальную подготовку в гимнастике целесообразно рассматривать как период создания прочной двигательной базы для дальнейшего специализированного технического совершенствования в гимнастическом многоборье. Поэтому главные задачи подготовки на этом этапе следующие.

1. Функциональное развитие на высоком уровне органов и систем с целью создания потенциального запаса мощности организма.

2. Укрепление опорно-двигательного аппарата и улучшение его анатомо-физиологических свойств.

3. Развитие силовых качеств.

4. Развитие общей и основ специальной выносливости.

5. Развитие способностей дифференцировать силу и скорость двигательных действий и управлять ими в пространстве и времени.

6. Формирование основных технических навыков.

Как видим, из главных задач начальной подготовки четыре связаны с задачами физической подготовки. Создание у занимающихся технических основ гимнастики здесь тоже важно. Но этим, по сути, заканчивается этап, поскольку непосредственное решение задач технической подготовки возможно только тогда, когда достигнут достаточный уровень в физическом состоянии гимнаста. Любой специализированный двигательный акт, выполняемый в форме гимнастического элемента, может быть осуществлен лишь тогда, когда требованиям техники упражнения соответствует уровень двигательных способностей исполнителя.

В периоде начальной технической подготовки, когда постепенно переходят к овладению упражнениями на снарядах, совершенствование физических качеств продолжается. Но постепенно применяемые средства все больше приобретают специальную направленность. Во время предварительной подготовки эти средства связывались с формированием умений управлять сложно-координированными структурами двигательных действий в любых условиях, безотносительно к технике упражнений на снарядах, хотя и предполагали использование наиболее типичных для гимнастики форм координации. В следующем периоде – начальной технической подготовки – их определяет техника специализированных двигательных действий на снарядах. Здесь формируются основы техники упражнений и навыки выполнения профилирующих элементов.

Таким образом, определив общие задачи начального этапа и принципиальную структуру его построения, можно перейти к рассмотрению содержания работы гимнастов и конкретных целей их двигательного совершенствования.

13 вопрФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ГИМНАСТОВ

О физической подготовке спортсменов судят по результатам соревнований (или соревновательных упражнений) и, отдельно, по уровню развития физических качеств. Считается, что если спортсмен достиг высокого технического результата, значит, высок уровень и его физической подготовки. Более важно, прежде всего, определить физическое состояние спортсмена, его готовность к техническому упражнению на данный момент, и в соответствии с этим спланировать и осуществить необходимую подготовку к достижению определенного результата в ближайшей и дальней перспективе.

Но нельзя сводить всю физическую подготовку к со­вершенствованию только силовых качеств. Одних сило­вых упражнений недостаточно еще и потому, что в ряде важных случаев их применение не оказывает должного эффекта на развитие других физических качеств, которые отличаются большой специфичностью.

Поэтому, уделяя большое внимание силовой подготов­ке, нельзя игнорировать работу по развитию и совершен­ствованию гибкости и выносливости, которые в единстве с силовыми качествами обеспечивают действенную и проч­ную базу для технического совершенствования гимнастов.

Что касается ловкости, то это — особое, комплексное качество, которое связано с другими качествами, и раз­витие которого предпочтительнее проводить в соответст­вии с задачами технического совершенствования гимнас­тов и во многом за счет средств технической подготовки (хотя и не исключая, особенно в период предварительной подготовки, другие средства).

Силовые качества

В практике широко бытует представление о силе как о неком универсальном качестве. До сих пор (хотя уже много лет существуют научно обоснованные принципы силовой подготовки) независимо от задач, от характера предстоящего движения, считается, что для любого си­лового движения нужна сила. А поэтому силу «накачива­ют» — старательно отжимаются, подтягиваются, приседа­ют с грузом... Причем все это делается не только для укрепления мышц, но и для того, чтобы достичь лучших результатов в каком-либо спортивном упражнении или движении. Но в том-то и дело, что, например, приседания с грузом не улучшают прыгучесть, поскольку эти упраж­нения развивают совсем не ту силу, которая нужна в прыжках.

Поэтому не удивительно, что тот, кто поднимает боль­шой груз, может не суметь оттолкнуться руками быстро, а кто вынослив, например, в подтягивании, лишь несколь­ко раз и с трудом сможет выполнить то же подтягивание в быстром темпе.

В общем случае, уровень развития жимовой силы мо­жет быть определен по величине максимального груза, который поднимается спортсменом на определенную вы­соту (например, до уровня плеча), плавным, непрерыв­ным движением, без каких-либо рывков, швунгов и без учета времени. Скоростную силу характеризует тот мак­симальный груз, который может быть поднят на ту же вы­соту тем же движением, но в кратчайшее время. Показа­телем статической силы является величина максимально­го груза, удержанного на той же (для сравнения) высоте в течение времени, необходимого для того, чтобы убедить­ся в неподвижности груза (примерно 2—3 с).

Тем не менее, в повседневной и в спортивной деятельности, пусть не в равной степени, важны все силовые качества. Поэтому для гармоничного физического воспитания и для спортивного совершенствования необходимо развитие всех силовых качеств.

Если же говорить о необходимости совершенствова­ния уже имеющихся силовых качеств мышц, то для осу­ществления спортивно-гимнастических движений чаще всего требуется не столько увеличение их количественных характеристик, сколько совершенствование межмышечной координации и установление новых координационных взаимоотношений между работающими группами мышц и даже отдельными мышцами.

Поэтому даже на начальных этапах силовой подготов­ки следует учитывать возможные комбинации межмы­шечных взаимоотношений и силовые подготовительные упражнения выполнять в таких формах, которые сходны с формами гимнастических движений на видах многобо­рья или отдельных элементов этих движений. Уже соот­ветствие форм основного и подготовительного упражне­ний будет способствовать непосредственному переносу развиваемых качеств на формирование двигательного на­выка. Полный и наиболее эффективный перенос может произойти только при условии соответствия характеров подготовительного и изучаемого движений.

Для того чтобы определить, какими силовыми качест­вами, по мере их значимости, должны обладать различ­ные группы мышц, следует исходить из особенностей структур гимнастических упражнений, в которых прояв­ляются эти качества в виде координированных двигатель­ных актов.

Все гимнастические упражнения в основе своей пред­ставляют обыкновенные суставные движения, но ограни­ченные определенными условиями: амплитудой и ско­ростью движения, быстротой нарастания необходимого усилия и его продолжительностью, а также всевозможны­ми комбинациями этих характеристик между собой у од­ной группы мышц, у мышц-антагонистов и разных мы­шечных групп.

Однако в процессе развития силовых качеств следует стремиться все же к их максимально возможному улуч­шению, которое обеспечит создание определенного запа­са мощности и позволит выполнять гимнастическое упраж­нение с большим коэффициентом полезного действия: меньшими (относительно общего запаса) затратами фи­зической и нервной энергии, с возможностью сосредото­чить внимание на главных моментах движения и выпол­нить его в целом на более высоком качественном уровне, а также быстро восстановить энергетические затраты.

На начальном этапе силовой подготовки учитывается неравномерное развитие мышечной системы. Мышцы ног, как правило, развиты значительно лучше мышц рук и туловища. Вероятно, это связано с тем, что с самого на­чала активных действий — буквально с первых шагов — силовая нагрузка приходится именно на мышцы ног, а впоследствии — во всевозможных играх детей — наибо­лее доступными и распространенными являются бег, раз­личного рода прыжки, и в то же время нагрузка на мыш­цы рук и туловища незначительна.

В связи с неравномерным развитием различных групп мышц и разным уровнем развития силовых качеств си­ловую подготовку целесообразнее строить таким обра­зом, чтобы обеспечить дальнейшее совершенствование наиболее развитых, одновременно ликвидируя отставание в развитии остальных групп мышц. Однако здесь следует быть очень внимательным, поскольку при выполнении упражнений гимнаст может невольно компенсировать не­достаточное развитие одних групп мышц лучшим разви­тием других. Таким образом может происходить односто­роннее совершенствование уже развитых групп в ущерб, развитию слабых. Чтобы избежать этого, целесообразно применять метод локального развития мышечных групп.

При этом важен правильный выбор средств. Они обя­зательно должны быть доступны занимающимся. Ведь нагрузка в упражнении (в любом ее проявлении) — это раздражитель, который должен вызвать ответную реак­цию организма. Такую реакцию, которая желательна, не­обходима для целенаправленного совершенствования раз­виваемых качеств. Это возможно только в том случае, когда раздражитель соответствует возможностям организ­ма. Иначе «организм не ответит» на раздражитель — гимнаст упражнение не выполнит. Развитие всякого си­лового качества может происходить только при наличии сопротивления и преодоления этого сопротивления. Наибо­лее доступны в период начальной силовой подготовки уп­ражнения, связанные с совместным напряжением мышц-антагонистов, с простейшими силовыми перемещениями собственного тела занимающегося, а также некоторые другие упражнения общеразвивающего характера.

ГИБКОСТЬ И МЕТОДИКА ЕЕ РАЗВИТИЯ

Совершенствование гимнастов немыслимо без хоро­шей подвижности в суставах. Эта подвижность может быть двух видов: пассивная и активная. Пассивная по­движность зависит в первую очередь от индивидуальных особенностей строения суставов, эластичности и длины окружающих их мышц. Активная подвижность зависит от тех же причин, но, кроме того, и от силы мышц, осу­ществляющих движения в суставах.

Эти два вида подвижности взаимосвязанны: улучше­ние пассивной подвижности создает лучшие условия для совершенствования активной подвижности, а развитие активной подвижности — непосредственно влияет на со­стояние пассивной подвижности.

В гимнастике более важна активная подвижность, непосредственно связанная с выполнением движений. Поэтому, развивая подвижность в суставах, следует - ра­ботать над растянутостью и эластичностью мышц. Раз­вивая подвижность посредством воздействия специаль­ных упражнений и массажа, гимнаст не только совер­шенствует систему кровообращения в них, но косвенно влияет на систему их питания и установление специфических регуляторных отношений с центральной нервной системой, с вегетативной системой, вызывая общефунк­циональное совершенствование.

Процесс развития подвижности в суставах (гибкости) имеет свои специфические особенности, которые необхо­димо учитывать. При прочих равных условиях гибкость развить труднее, чем силовые качества. Поэтому перво­степенное значение гибкости нужно придавать не только в процессе тренировки, но и при отборе.

В тренировке, направленной на развитие гибкости, вряд ли стоит четко разграничивать средства, примене­ние которых улучшает пассивную или активную подвиж­ность. Сами эти виды подвижности, вероятно, целесоо­бразнее рассматривать лишь как разные уровни одного и того же качества. Соответственно этому следует ме­нять характер применяемых средств, но не ставить раз­ные задачи: развить пассивную подвижность или развить активную подвижность. В гимнастических упражнениях число положений (о движениях говорить не приходится), выполняемых за счет пассивной подвижности, ограни­чено. К ним относятся: шпагат, в меньшей степени мост и некоторые виды висов (сзади, в обратном хвате). Все остальные требуют проявления подвижности активной. Да и отмеченные выше положения на снарядах тоже требуют проявления активной подвижности, поскольку, например, в том же висе сзади нужно не просто висеть, но и совершать еще и маховые движения, активно рас­тягивать мышцы.

Таким образом, главной задачей следует считать раз­витие активной подвижности, а работу по улучшению пассивной рассматривать лишь как составную часть, как этап в решении этой задачи.

В практике спортивной тренировки широко распрост­ранены два вида упражнения для развития гибкости: маховые или пружинные движения типа наклонов, вы­падов и растягивающие движения, выполняемые с парт­нером.

Однако видов упражнений, применение которых целесообразно, оказывается значительно больше. Эти упражнения отличаются не только по форме и характе­ру, но и по направленности, вытекающей из задач, стоя­щих на том или ином этапе развития гибкости.

1. Пассивные (для растягиваемой группы мышц) движения, выполняемые за счет усилий других групп мышц (например, наклоны).

2. Растягивающие движения с помощью партнера,

3. Маховые или пружинные растягивающие движения с отягощениями, способствующие движению (например, с отягощением в области голени махи ногой, пружинис­тые приседания в выпаде с небольшим отягощением ту­ловища или рук).

4. Пассивные растягивающие движения с помощью резинового жгута.

5. Расслабленные висы; то же с отягощениями.

6. Удержание, с помощью, положений, в которых мышцы наиболее растянуты.

Такие упражнения целесообразно применять в пер­вом этапе развития гибкости (пассивной).

Иное содержание и методика упражнения на втором этапе развития гибкости (активной). Здесь упражнения выполняются не только за счет активных действий гим­наста, но и при условии дополнительных усложнений для проявления двигательной активности.

Все упражнения здесь можно свести к четырем груп­пам.

1. Маховые или пружинные движения с отягощения­ми, партнером или амортизатором, противодействующим движению.

2. Статические удержания положений с наибольшим растяжением мышц.

3. Статическое удержание положений с растяжением, близким к максимальному, и последующее маховое дви­жение с наибольшим растяжением мышц.

4. Два последних вида упражнений — с отягощением.

Следует отметить, что на заключительной стадии раз­вития, а потом и сохранения подвижности, упражнения последней группы дают наибольший эффект в совершен­ствовании подвижности в суставах и силы мышц.

Применение указанных упражнений основывается на тех же методах, что и при развитии силы. Основным из них является метод повторных усилий с максимальными напряжениями во всех режимах работы (Н. Я. Алисов).

Для разных отделов опорно-двигательного аппарата, для разных суставов средства развития подвижности не одинаковы.

РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ

Ловкость — это сложное качество, отличающееся чрезвычайной спецификой проявления. Гимнаст и, ска­жем, баскетболист, по-своему ловки в условиях своей специфической двигательной деятельности, но оказыва­ются неловкими в других ситуациях. Поэтому сравнение ловкости у представителей разных спортивных специа­лизаций вряд ли целесообразно. Это может в конце кон­цов привести к существенным методологическим ошиб­кам, что и наблюдается сейчас в практике.

Дело в том, что на основании недостаточно глубоко­го анализа двигательной деятельности в разных специа­лизациях всем спортсменам даются рекомендации о не­обходимости широкого использования спортивных игр, снарядовой гимнастики как средств физической подго­товки (ибо на поверку оказывается, что игровики и гим­насты «самые ловкие»). При этом забывается такая ис­ключительно важная деталь, как техника специализиро­ванных движений, без которой нельзя воспользоваться указанными видами спорта. Поэтому прежде чем исполь­зовать баскетбол для физической подготовки, гимнаст, например, должен изучить почти все технические дейст­вия, необходимые для ведения этой игры, а игровик — овладеть основами техники движений на гимнастических снарядах — то есть теми двигательными навыками, ко­торым в каждом виде спорта посвящен весь тренировоч­ный процесс.

При чрезвычайной насыщенности тренировки спортсменов в специализированной двигательной деятельнос­ти практическое осуществление таких рекомендаций просто невозможно. И речь должна идти не об исполь­зовании, например, баскетбола или волейбола, а лишь об отдельных элементах этих игр, об относительно простых двигательных действиях, не связанных со специфической техникой. Только в этом случае применение их окажется действенным, а затраты времени оправданными.

В целом же все это говорит о необходимости серьез­ного отношения к вопросам развития ловкости именно в начале спортивного пути гимнаста, когда закладывают­ся основы его будущего совершенства. Это и необходимо и возможно, поскольку уже к 6—7 годам двигательный опыт и сумма соответствующих представлений и понятий оказываются вполне достаточными для сознательного овладения новыми формами двигательных действий и повышения точности, результативности и экономичности движений (В.И. Филиппович).

В связи с тем, что до сих пор не установлены единые взгляды на самую сущность ловкости и не выработаны достаточно обоснованные и точные критерии оценки ее, трудно определить рациональные пути развития этого качества. Согласно данным специальной литературы, ловкость определяется либо уровнем готовности выпол­нить то или иное двигательное действие, либо быстротой овладения новыми двигательными действиями. Кроме того, одним из показателей ловкости может служить способность быстро перестраивать двигательную дея­тельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки (В. М. Зациорский, 1970; В. И. Филиппович, 1973).

Как и в подавляющем большинстве видов спорта, в гимнастике оценка ловкости происходит по комплексно­му проявлению силы, гибкости л быстроты, которые со­ставляют естественную основу этого двигательного ка­чества. Они, с одной стороны, определяют уровень раз­вития ловкости, а с другой — возможность их рацио­нального комплексного использования в форме ловкости. Поэтому основой в воспитании ловкости является раздельное, а затем (главным образом) комплексное развитие указанных качеств в условиях взаимосвязанно­го проявления.

Главными методическими направлениями в развитии ловкости являются следующие (по В. И. Филипповичу, 1973):

1) совершенствование пространственной точности элементарных движений;

2) развитие способности координировать движения различных звеньев двигательного аппарата;

3) совершенствование структуры естественных дви­гательных актов;

4) расширение запаса двигательных умений и навы­ков;

5) формирование умений рационально применять при­обретенные двигательные навыки в различных условиях.

Средства для решения этих задач общеизвестны и, на наш взгляд, здесь не требуется их детального рас­смотрения. В то же время следует сказать еще о некото­рых общих особенностях ловкости, которые обязательно должны находить отражение в содержании педагогичес­кого процесса ее развития.

1. Для воспитания ловкости используются упражне­ния с элементами новизны, поскольку автоматизация на­выка снижает эффективность упражнения как средства воспитания ловкости.

2. Наиболее ценными являются упражнения, связан­ные с проявлением быстроты двигательной реакции.

3. Не следует слишком упрощать средства воспита­ния ловкости, дробить упражнения до мельчайших час­тей. Упражнения должны быть доступны, но не элемен­тарны.

4. В процессе развития ловкости пользу приносят всякие упражнения соответствующего характера. Однако следует помнить, что, например, ловкость рук мало бу­дет влиять на успешность проявления ловкости в ситуа­циях, где требуется участие многих групп мышц, осу­ществляющих сложно-координированные движения не­сколькими или всеми частями тела. Поэтому наиболее ценны те упражнения, в которых принимают участие многие группы мышц.

5. Выполнение упражнений для развития ловкости требует большой точности и четкости мышечных ощуще­ний. Они возможны лишь тогда, когда организм занима­ющегося не утомлен. Поэтому упражнения следует вы­полнять только до наступления утомления.

6. В связи со спецификой гимнастики и ее воздейст­вия на занимающихся, общим развитием ловкости целе­сообразно заниматься лишь на начальном этапе трени­ровки (в предварительной подготовке). В дальнейшем совершенствование ловкости происходит за счет специа­лизированной двигательной деятельности гимнастов.

За уровнем развития ловкости следят, применяя кон­трольные задания, по характеру близкие к специфичес­кой двигательной деятельности гимнастов. С этой целью удобно использовать комбинированные упражнения, со­стоящие из достаточно хорошо изученных движений, но применяемых в не совсем обычных (привычных) ситуа­циях.

Упражнения такого типа могут быть самыми разно­образными. Главное, чтобы они по возможности полно отражали способности гимнастов во владении своим телом.

РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ

В тренировке наступает момент, когда начина­ют вспоминать о выносливости. То, что это происходит — почти естественно, поскольку в начальной гим­настике классификационные упражнения не требуют проявления этого качества. Выполнение упражнения классификационной программы, состоящего из 3 — 5 эле­ментов, большинство из которых представляют собой смешанные висы и упоры, не составляет большого тру­да. Необходимость проявления выносливости приходит позже — в более старших разрядах, когда нужно выпол­нять длинные комбинации сложных элементов. Тем не менее, основы выносливости нужно создавать с первых шагов в гимнастике.

В спортивной деятельности различают два вида вы­носливости: общую и специальную.

Общая выносливость обусловлена развитием сердеч­но-сосудистой системы, так сказать, се «пропускной спо­собностью», а также способностью организма утилизиро­вать кислород. Естественно поэтому, что выносливость зависит непосредственно от развития собственной крове­носной системы мышц, количества двигательных единиц, осуществляющих работу, и уровня развития соответству­ющего силового качества (или качеств). Общая вынос­ливость в спорте имеет существенную особенность — она характеризуется не вообще предельно долгой работой, а работой, выполняемой на определенном уровне ка­чества.

Специальная выносливость — способность на качест­венном уровне выполнять долго мышечную работу опре­деленного вида (характера): жнмовую, скоростную, скоростно-силовую, статическую или с различным соотно­шением видов работы, переключением с одного вида работы на другой. Последнее особенно характерно для гимнастики.

Специальная выносливость — это про­изводное, вторичное двигательное качество спортсмена: проявление его возможно лишь тогда, когда развито си­ловое качество, на основе которого формируется вынос­ливость.

Строго говоря, человек с самого момента рождения наделен способностью по многу раз подряд повторять (совершать) различные сгибательные и разгибательные движения, то есть он обладает каким-то запасом вынос­ливости. Поэтому, если гимнаст не в состоянии отжаться в упоре 6 раз, это еще не говорит об отсутствии жимовой силы или выносливости разгибателей рук. Дайте ему другое, более доступное контрольное упражнение, — и он его с успехом выполнит.

Однако все дело в том, что уровень развития любого двигательного качества в спорте определяется в соответ­ствии со стоящей двигательной задачей. Иной вопрос, что эта задача вообще должна соответствовать возмож­ностям того или иного возраста или индивидуальным возможностям гимнаста. В данном случае именно зада­ча—возможностям, а не наоборот, поскольку характер и содержание обучения и тренировки во многом опреде­ляются педагогической оправданностью поставленной за­дачи. Но если в соответствии с учебной программой или программой соревнований (научно обоснованными тре­бованиями) гимнасту нужно выполнить подъем махом на кольцах, то можно говорить, что у него должна быть хорошо развита скоростная сила разгибателей плечевых и локтевых суставов, а учитывая необходимость много­кратного повторения движений для формирования дви­гательного навыка, и скоростно-силовая выносливость этих групп мышц. Но представим себе, что гимнаст не обладает требуемым уровнем развития скоростной силы разгибателей рук. Тогда вопрос о скоростно-силовой вы­носливости их на данный момент «отпадает» сам собой, поскольку сначала нужно обеспечить развитие скорост­ной силы.

Конечно, многократно выполняя упражнения, направ­ленные на развитие силового качества, гимнаст в какой-то степени развивает и специфическую соответствующую этому качеству выносливость. Но в дальнейшем этого оказывается мало. Поэтому, когда силовое качество бу­дет развито на достаточном уровне, следует заниматься развитием выносливости на основе этого качества. Здесь будет происходить и развитие выносливости и совершен­ствование качества. Наличие того или иного элемента в классификационной программе не определяет уровень развития требуемого силового качества и выносливости. Этот уровень должен быть выше требований техническо­го совершенствования.

Таким образом, оказывается, что специальная вынос­ливость обладает еще одной особенностью: она — ка­чество локальное, присущее различным группам мышц. Действительно: сгибатели и разгибатели рук могут об­ладать одинаковой силой (например, по 50 кг), но раз­ной выносливостью. В результате этого гимнаст сможет отжаться в упоре 25 раз, а подтянуться в висе только 16.

Локальная выносливость связана с общей. Выполне­ние упражнения много раз подряд и во многих под­ходах воздействует на мышцы, осуществляющие тот или иной вид работы, на нервные центры и. сердечно-сосу­дистую систему. Во время этой работы у гимнаста увеличиваются сила и частота сердечных сокращений, расширяется сосудистое русло, увеличивается число функционирующих капилляров, повышается интенсив­ность газообмена в легких и мышцах, усиливается дея­тельность внутренних органов и активность биохимиче­ских процессов.

В связи с этим общую выносливость целесообразнее развивать с помощью продолжительных упражнений, в которых принимают участие разные группы мышц. На­пример, с помощью ненапряженного, но продолжитель­ного бега, прыжков со скакалкой и др.

На начальном этапе тренировки вопросам развития общей выносливости уделять особое внимание тем более необходимо, что в дальнейшем, с увеличением объема технически сложных упражнений, у гимнастов останется очень мало времени для использования упражнений об­щего воздействия. Главное внимание будет уделяться специальной физической подготовке, а средства общего воздействия — использоваться в основном для активного отдыха. Поэтому развитие общей выносливости опреде­ляется лишь тем переносом, который происходит за счет применения средств специальной подготовки.

Таким образом, основная особенность двигательной деятельности гимнастов — непродолжительность и высо­кая интенсивность мышечной работы с многократным изменением характера ее и переключением с одного ви­да на другой — вероятно, должна отразиться и на содер­жании всей системы их физической подготовки.

Поэтому, как бы гимнасты ни увеличивали общую выносливость и общий запас мощности, они мало помо­гут себе в совершенствовании специфической выносли­вости.

Безусловно, общее высокое функциональное развитие самым благоприятным образом скажется и во время мы­шечной работы и, особенно, в период восстановления.

Однако о переносе общей выносливости на специальную следует все же говорить с большой осмотрительностью, помня, что специальную выносливость можно рассматривать как естественную часть общей, а общая выносливость может и не затрагивать специфических механизмов специальной выносливости.

Здесь следует иметь в виду один важный момент. В зависимости от задач, стоящих в разных периодах тренировки, применяемые средства должны отличаться по характеру. И если в подготовительном периоде раз­личные игры с мячом, плавание, бег — служат сред­ством прогрессивного физического развития, то в пере­ходном периоде они играют роль средства активного от­дыха, восстановления и сохранения высокой степени работоспособности. В этом отношении плавание или бег на лыжах, выполняемые с нагрузкой в подготовитель­ном периоде, должны отличаться от купания и лыжной прогулки в переходном периоде.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

ОБ ОСНОВАХ В ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

Упражнения на гимнастических снарядах — это, в по­давляющем большинстве, вращения, перемещения из низких положений в высокие, из высоких в более низкие (по отношению к снаряду), то есть подъемы, опускания, спады, обороты.

Между формами этих упражнений на разных снаря­дах много сходства, несмотря на то что выполняются они с разной амплитудой, разными скоростями, разным хва­том за снаряд, отличаются исходными и конечными по­ложениями и во многом определяются конструктивными особенностями снарядов, на которых выполняются.

Это сходство обусловлено основой структур гимнасти­ческих упражнений, техникой их выполнения. Например, из каких бы исходных и в какие бы конечные положения не выполнялся подъем разгибом, и независимо от снаря­да, на котором он выполняется, элементарная сущность этого гимнастического упражнения, общая двигательная основа его — одна и та же: разгибание в тазобедренных суставах и опускание рук к туловищу.

Ведущую роль здесь играет опускание рук. Можно путем некоторых технических ухищрений облегчить их работу, но не исключить ее. Что же касается разгибания в тазобедренных суставах, то, в принципе, можно обой­тись и без него, поскольку существует способ выполнения подъема разгибом без предварительного сгибания (т. е. без прохождения через вис согнувшись) или с незначи­тельным сгибанием. Это же подтверждают проведенные нами опыты, в которых подъемы махом вперед и назад на кольцах выполнялись при иммобилизованных тазобед­ренных суставах.

Однако совсем не безразлично, как в том или ином движении гимнаст управляет различными частями тела.

Техническая основа выполнения любого элемента — то совокупность действий гимнаста — подготовительных, основных и завершающих, направленных на решение стоящей частной двигательной задачи. От того, насколь­ко правильно гимнаст понимает двигательную задачу, насколько четко представляет частные моменты решении ее, насколько потенциально готов он к решению этой за­дачи и сумеет использовать (реализовать) свои способ­ности — и зависит не только качество, но и сама возмож­ность выполнения упражнения.

Все действия гимнаста — подготовительные, основные и завершающие — одинаково важны для выполнения упражнения.

Подготовительные действия гимнаста связаны с при­нятием исходного положения, из которого удобно выпол­нить упражнение и в котором тело гимнаста имеет наи­больший запас потенциальной энергии (при высоком по­ложении над снарядом) или наименьший момент инерции. Они направлены на приобретение возможно большего запаса кинетической энергии: в начале движения гимнаст старается как можно больше удалить от оси вращения общий центр тяжести тела — оттянуться от опоры, — с тем, чтобы в дальнейшем более экономно проявить уси­лия при решающих действиях. В условиях опоры о сна­ряд, благодаря подготовительным действиям, запас ко­личества движения может быть увеличен: стоит гимна­сту во время движения вперед в висе на перекладине сделать мах ногами вперед (согнуться), как скорость вращения увеличится. Этим маховым движением (сгиба­нием) достигается увеличение количества движения ног, и если затем сделать разгибательное движение ногами, то есть затормозить их движение, то в связи с законом сохранения момента количества движения, туловище получит дополнительное ускорение.

Торможение движения ног, выполняемое в разные моменты движения на снаряде, с разной амплитудой, но всегда с максимальной скоростью, относится к основным действиям, при помощи которых достигается рациональное перераспределение количества движения между зве­ньями тела, изменяется скорость перемещения, что и определяет успешность выполнения гимнастического упражнения.

Завершающие действия гимнаста направлены на сохранение достигнутого положения, определяют правиль­ность, устойчивость и удобство позы в этом положении и в связи с последующими элементами.

Подготовительные и завершающие действия гимнаста зависят от конструктивных особенностей снарядов, на которых выполняется одно и то же упражнение, предше­ствующего элемента и последующего, а также от консти­туционных особенностей самого гимнаста. Эти действия вариативны.

Основные действия тоже в какой-то степени вариа­тивны, поскольку существует диапазон условий, в кото­рых они могут быть проявлены. Однако по времени и усилиям они более ограничены, чем подготовительные и завершающие. Достаточно сказать, что во время основ­ных действий при выполнении оборота назад под жердя­ми в стойку величина решающих усилий, развиваемых руками, не должна быть меньше чем 2 кг на 1 кг массы тела, но не должна и значительно превышать этот пока­затель. Отклонение по усилиям или времени их проявле­ния приводит к невыполнению упражнения. В то же вре­мя при выполнении одного и того же элемента разными способами (например, того же оборота под жердями в стойку ранним и поздним спадом) продолжительность основных действий оказывается одной и той же.

Это позволяет говорить о стабильности, стандартно­сти основных действий гимнаста, о возможности вычлене­ния элементарных, но главных их частей.

Элементарные основные структуры двигательных дей­ствий рассмотрены в соответствующем разделе и реко­мендованы для использования в физической подготовке как звенья, связывающие эту подготовку с технической. На следующей ступени совершенствования гимнаст пе­реходит непосредственно к технической подготовке. Уже изученные элементарные структуры двигательных дейст­вий используются при обучении технике как основные двигательные навыки, имеющие непосредственный пере­нос на формирование техники.

Используя их как базу, изучают и отдельные движе­ния, составляющие общую основу технической подготов­ки, целые гимнастические элементы, овладение которыми можно рассматривать как формирование основных тех­нических навыков группы упражнений, сходных по фор­ме и характеру мышечной работы.

В целом это обеспечивает успешность дальнейшего технического совершенствования, поскольку у занимаю­щихся будут сформированы устойчивые базовые схемы координации, выражающиеся в типичных формах дви­гательной деятельности и позволяющие без осложнении переходить к их разновидности. Переход осуществляется по принципу изменения взаимоотношений лишь частных характеристик базовых структур координации, но не создания новых, незнакомых гимнасту структур коорди­нации.

Естественно, что обучение проводится на каком-то конкретном элементе. Тем важнее выбор этого элемента. Он должен быть профилирующим, то есть нести в себе признаки, наиболее типичные для всей группы упражне­ний. При этом профилирующий элемент может оказать­ся отнюдь не легчайшим в группе упражнений, сходных по структурным признакам, но наиболее типичным. Поэтому начинают обучение именно с него, а не с легчайшего. Например, в группе упражнений, выполняемых махом вперед с поворотом из упора на брусьях, легчайший эле­мент — поворот в упор на руках, но начинать обучение нужно с поворота кругом в упор. Тогда, овладев попоро­том л упор, гимнаст легче и более правильно выполнит поворот в упор на руках, а кроме того, в его двигательной подготовленности будут заложены основы для овладения поворотом в стойку на руках.

Однако и частном случае это будет возможно, если поворот изучается с высоким махом, с поздним перехватом рук и заканчивается при высоком положении туло­вища и ног, без прогибания в пояснице (примерно под углом 45—50°). Иначе при положении туловища и ног после поворота хотя бы горизонтально (что, в общем-то, считается вполне достаточным, например, для второраз­рядника) структура такого поворота будет значительно отличаться от поворота в стойку и в дальнейшем изучить поворот в стойку будет очень трудно. Поэтому в ряде случаев следует быть очень осмотрительным. С двигательно одаренным гимнастом иногда лучше подождать, пока его физическая подготовка позволит изучить сразу сложнейший элемент структурной группы, а не профили­рующий.

РАЗМАХИВАНИЯ

Размахивание как средство приобретения запаса ко­личества движения является одной из необходимых со­ставляющих основ технической подготовки гимнаста. Овладение размахиванием (в мужской гимнастике оно бывает в четырех вилах многоборья из шести) дает гим­насту возможность приобрести навыки и умения правиль­но соразмерять свои действия, координировать их в со­ответствии с поставленной задачей и решает попутно почти все задачи школы гимнастики: приучает к прави­льной осанке, культуре, выразительности движений, совершенствует способности ориентироваться в простран­стве и вестибулярную устойчивость, а кроме того, в опре­деленной мере способствует развитию и совершенство­ванию физических качеств (особенно силовых и подвиж­ности в суставах).

В зависимости от вида многоборья и положения, в котором выполняется размахивание, техника его не оди­накова. Однако основой правильной техники остаются хлестообразные махи.

К вопросу о хлестообразных движениях

Хлестообразные движения, базирующиеся на двух основных законах механики: законе сохранения количе­ства движения и законе сохранения момента количества движения, составляют основу техники гимнастических упражнений.

Смысловая сущность хлестообразных движений со­стоит в том, что во время первоначального маха ногами за счет быстрого сгибания (на махе вперед) или разги­бания (на махе назад) в тазобедренных суставах проис­ходит увеличение скорости их движения как по отноше­нию к туловищу, так и по отношению к снаряду. В связи с тем, что при сгибании или разгибании в тазобедренных суставах общий центр тяжести тела приближается (прав­да, незначительно) к оси вращения, то есть радиус вра­щения уменьшается, происходит увеличение скорости вращения и всего тела по отношению к снаряду. Этому способствует и то, что движение в тазобедренных суста­вах происходит не изолированно от других звеньев: на­пример, сгибание в тазобедренных суставах приводит к некоторому сгибанию и в плечевых суставах и в суставах позвоночника. Таким образом, перемещение общего цен­тра тяжести ближе к оси вращения есть следствие изме­нения различных суставных углов.

В результате резкого обратного движения (сгибание сменяется разгибанием) количество движения, приобре­тенное ногами, но время перемещения на снаряде и уве­личенное во время усиления маха, перераспределяется на смежное звено (туловище), которое получает допол­нительное ускорение движения по отношению к снаряду.

Этот момент благоприятен для выполнения основных действий руками (например, разгибаний в плечевых су­ставах во время подъемов в упор и др.), поскольку собст­венных усилии здесь потребуется проявлять значительно меньше.

Кроме того, при сгибании и разгибании в тазобедрен­ных суставах во время усиления маха мышцы - антагонисты растягиваются и поэтому в момент обратного движе­ния могут сократиться с большей силон и резкостью, что также имеет очень важное значение. Когда требует­ся перемещение по большой амплитуде, немаловажным будет то обстоятельство, что предварительно растянутые мышцы будут иметь больший «стартовый разгон».

Таким образом, структура хлестообразных движений ставит гимнаста в такие условия, при которых: во-пер­вых, приобретается больший запас количества движения; во-вторых, создаются лучшие предпосылки для механической работы мышц: предварительно растянутые мыш­цы сокращаются мощнее; в-третьих, количество движе­ния перераспределяется с ног на туловище, вызывая ускорение последнего и облегчая работу рук.

Хлестообразные движения должны быть экономичны и в то же время эффективны для выполнения гимнасти­ческого элемента, строги по форме, амплитуда сгибательно - разгибательных движений — целесообразной (движения не бесконечно длинные, а напротив — корот­кие). Главное условие, при котором они становятся со­ставной частью техники, — их резкость.

Техника хлестообразных движений зависит от на - правления перемещения гимнаста и его положения на снаряде.

При перемещении вперед, хлестообразный мах выполняется после прохождения ногами вертикали внизу. В вертикальном положении тело гимнаста прямое или слегка согнуто в поясничной части. Пройдя вертикаль, под углом примерно 10° по отношению к ней, гимнаст усиливает мах сгибанием в тазобедренных суставах, одновре­менно надавливая руками на опору.

Величина угла сгибания зависит от необходимого направления (кстати, и начальный момент сгибания в связи с этим тоже может переместиться с 5—10° по отно­шению к вертикали до 20—30°) и от того, насколько удоб­но и рационально будет последующее разгибание. Если выполняя подъем махом вперед, гимнаст согнется, скажем, на 75°, то последующее разгибание выполнить будет и не­удобно и нерационально, поскольку разгибание на ве­личину такого угла (а ведь нужно еще и некоторое переразгибание) резко произвести трудно и можно просто не успеть закончить его к требуемому моменту дви­жения.

При движениях типа подъемов махом вперед более раннее и быстрое торможение движения ног требуется еще и потому, что оно предотвращает вращательное дви­жение тела вокруг свободной оси, которая в данном слу­чае проходит через плечевые суставы. Поэтому и сгиба­ние в тазобедренных суставах оказывается меньшим: оно в таких движениях не превышает 35—40°, а время сги­бания составляет иногда меньше 0,1 с.

При движениях переворотом в упор или в стойку (осо­бенно на кольцах) вращение вокруг свободной оси явля­ется необходимым условием выполнения упражнения. Поэтому сгибание достигает 80° и даже 90°. Может быть поэтому последующее разгибание оказывается неполным, сохраняется угол 170—165°, а полное выпрямление проис­ходит в момент завершения переворота еще одним раз­гибанием.

Закончив сгибание, гимнаст сразу начинает раз­гибаться в тазобедренных суставах. Разгибание обычно заканчивается небольшим прогибанием, которое дости­гает 20—25°. В этот момент гимнаст производит ос­новные, необходимые для выполнения того или иного элемента, двигательные дей­ствия (например, рывок руками и туловищем — в подъ­еме в упор).

При этом гимнаст не ощущает какой-либо паузы между разгибанием и последую­щим движением руками и туловищем, поскольку они органически связаны и вытекают одно из другого. Насколь­ко мощно разгибательное движение ногами, можно судить по тому, что нес разги­бание на 65—70°, длится лишь 0,25—0,27 с, а максималь­ного напряжения, рапного примерно 75% от массы гим­наста, мышцы-разгибатели достигают уже на 0,05 с.

Принцип хлестообразного движения на махе назад, тот же, что и на махе вперед. Однако здесь есть свои существенные особенности.

Главная заключается в том, что амплитуда разгибания в тазобедренных суставах (из прямого положения намного меньше, чем амплитуда сгибания. Мышцы - разгибатели тазобедренных суставов не такие быстрые, как сгибатели. Поэтому, чтобы совершить примерно такую же, как при сгибании, мускульную работу, им нужно начинать ее несколько раньше. Вот почему хлесткому, резкому разгибанию в тазобедренных суставах предшеству­ет сгибание в них, которое начинается еще до вертикали. внизу.

Применяемая в предварительной подготовке система специальных силовых упражнений с четко поставленны­ми двигательными задачами (произвести определенное усилие в определенное время и при этом согнуться или разогнуться на столько, сколько нужно) уже вырабаты­вает у гимнаста скоростно-силовой навык, который дол­жен быть проявлен во время движения на снаряде. С при­обретением его гимнаст переходит на снаряд. И вот здесь при обучении важными становятся проводка и фиксация. Гимнаст точно должен знать, в какой момент начать разгибательное или сгибательное движение, в какой момент оно закончится и начинается рывок руками.

Кроме того, па снаряде гимнаст выполняет хлестообразное движение во время общего перемещения по отно­шению к снаряду. Поэтому он должен ощутить скорость перемещения (которая изменяется в зависимости от ис­ходного положения) и найти во время перемещения на снаряде момент начала хлестообразного движения. Это­му во многом помогают звуковые и зрительные ориенти­ры. Сопоставляя свои ощущения с результатами объек­тивного «попадания» в ориентиры, гимнаст постепенно укладывает «готовый скоростно - силовой навык» (приоб­ретенный во время специальной скоростно-силовой под­готовки) в общую схему движения на снаряде. Поэтому непосредственно на овладение упражнением он затрачи­вает меньше времени.

Хлестообразные движения — основа любого размахи­вания. Но размахивание имеет существенные особеннос­ти в зависимости от вида многоборья и положения, в ко­тором выполняется.

Размахивание в висе на перекладине

Размахивание в висе на перекладине выполняется положении свободного ненапряженного виса. Напряжение мышц рук, ног, туловища и шеи должна быть лишь таким, чтобы обеспечить необходимую жесткость сочленений и связи гимнаста со снарядом. Голове гимнаст держит прямо. Нужно помнить, что наклон головы назад приводит к повышению напряжения плечевого пояса и задней поверхности туловища и увеличение плечетуловищного угла, — положение виса будет неправильным. К ухудшению виса приводит и прогибание тела за счет отведения ног назад. Расслабление мышц ног вызывает зрительное восприятие виса как некрасивого положения, а во время размахивания ухудшает технику исполнения.

Наклон головы вперед отрицательно влияет на ориентировку гимнаста в пространстве, а, кроме того, приводит к излишнему расслаблению мышц плечевых суставов,— что также мешает правильному выполнению размахивания.

Такая характеристика виса и ошибок в его исполнении одинакова как для упражнений па перекладине, та и для упражнений на кольцах.

Целесообразно уже в начале обучения овладение обоими вариантами размахивания, поскольку оно может быть частью обучения какому-то определенному элемен­ту. В этом случае, в зависимости от того, какой элемент и в какой части размахивания будет выполняться, меня­ется и характер размахивания в остальных фазах.

Если выполняется подъем махом назад, то приближа­ясь к вертикали, гимнаст слегка сгибается, а пройдя вер­тикальное положение, усиливает мах резким хлестом прямыми ногами назад. В конце этого хлеста и будет вы­полняться подъем в упоре. При выполнении подъема разгибом до крайней задней точки маха гим­наст не делает никаких движении, перемещаясь с вы­прямленным телом. В дальнейшем же действия гимнаста определяются избранным способом выполнения подъема. Если выбрана техника выполнения без прохождения ви­са согнувшись. В том случае, когда выбран второй вариант подъема, но окончании маха назад (но не раньше) гим­наст слегка сгибается, а затем разгибается так, чтобы направлением маха была проекция перекладины (вниз, под перекладину). После такого движения (подъем разгибом выполнить намного легче, поскольку, во-первых, этому будет способствовать резкое уменьшение момента инерции тела, во-вторых — реакция опоры и мышечно-связочного аппарата, в-третьих — более силь­ная работа мышц за счет предварительного их растя­жения.

Обучать размахиванию лучше по частям, основное внимание уделяя движениям изгибами (начало размахи­вания) и, особенно, разгибанию вверх— вперед. Движе­ния изгибами, которые гимнаст выполняет в начале раз­махивания, позволяют создать запас количества движе­ния, которое затем используется при поднимании ног к перекладине и разгибании. Если гимнаст не научился правильно выполнять махи изгибами, ему труднее подно­сить ноги к перекладине и разгибаться. Главное в махах изгибами — сильные, резкие сгибания и разгибания пря­мыми и напряженными ногами.

Основные ошибки — сгибание ног на махе назад и то­ропливость в махе вперед. В результате происходит на­рушение темпа и ритма упражнения. Другая ошибка — опускание таза и ног во время разгибания от грифа пе­рекладины. За счет этого теряется сила маха, нарушает­ся ритм упражнения. Вследствие опускания таза разги­бание происходит в направлении вниз — вперед, по характеру оно оказывается резким, приводит к рывку вниз, а реакция опоры и мышечно-связочного аппарата гимнаста — к противоположному по направлению дви­жению — рывку вверх; затем следует отхлест ногами назад и мах превращается в беспорядочные колебания и качание тела гимнаста.

Поэтому при обучении размахиванию широко используют остановку гимнаста в требуемом положении и проводку по правильному пути движения, фиксируя внима­ние на основных моментах перемещения на снаряде и моментах двигательных действий.

Полумахи

Полумахи получили свое название в широкой практике в связи с меньшей, чем другие виды размахивания, амплитудой. Они не представляют собой самостоятельных гимнастических элементов, но являются важным звеном, связывающим размахивание с каким - либо другим движением (перемахом, подъемом).

Полумахи бывают четырех видов:

1} полумах вперед из виса (для перемаха двумя подъема разгибом);

2) полумах вперед из упора (обычно — для перемаха двумя);

3) полумах вперед из упора сзади (для перемаха двумя и последующего подъема разгибом);

4) полумах назад (для подъема назад).

Полумахи не требуют проявления высокого уровня скоростно-силовых качеств (кроме, пожалуй, полумаха из виса). Поэтому их целесообразно изучать в этапе начальной подготовки.

Размахивание к кисе на кольцах

Размахивание и висе на кольцах значитель­но отличается от размахивания на перекладине. Это раз­личие определяется особенностями конструкций снаря­дов: перекладина — снаряд неподвижный, кольца — по­движный. В связи с этим перемещения гимнастов во время маховых упражнений на кольцах происходят вверх—вниз по эллиптической кривой, без большого уда­ления общего центра тяжести от отвесной плоскости (во­ображаемой плоскости, проходящей через - точки подвеса колец).

Во время размахивания гимнасту приходится прилагать больше собственных усилий, чем на перекладине, чтобы поднять тело на относительно ту же высоту. Поскольку опора подвижна, она все время «уходит» от гимнаста, перемещаясь в сторону, противоположную движе­нию спортсмена. Кольца очень чутко реагируют на каждое движение. Это заставляет гимнаста так выполнять свои действия, чтобы подвеска колеи все время на­ходилась в натяжении, что обеспечит большую амплитуду перемещения, а следовательно, и использование большо­го запаса количества движения.

Большой ошибкой при выполнении маховых упраж­нений на кольцах даже высококвалифицированными гим­настами является расслабление н особенно ослабление хвата за кольца. Эти ошибки приводят к тому, что теря­ется жесткая связь со снарядом и вместо широкого дви­жения по дуге происходит свободное падение, которое приводит к ненужным рывкам (а иногда срывам со сна­ряда) и нарушению ритма упражнения.

Обучение начинают с размахивания без подтягивания . к кольцам на махе вперед и разведения рук. Однако сле­дует обращать внимание гимнаста на необходимость по­стоянного крепкого хвата и натяжения подвески колец в конце махов вперед и назад. Здесь уместно применять - остановку гимнаста в требуемом положении, что облег­чит ему самоконтроль за правильным выполнением.

Долго задерживаться в обучении на размахивании без подтягивания и разведения рук не следует. Как только гимнаст освоил это элементарное размахивание, ну­жно от него требовать выполнения размахивания с разведением рук, а затем и с подтягиванием и последующим выпрямлением рук вверх — назад на махе вперед. Здесь также целесообразно использовать остановку в требуе­мом положении и проводку по правильной амплитуде.

Размахивание в упоре на брусьях

Размахивание в упоре на брусьях — основ­ная составная часть маховых упражнений на этом сна­ряде. По сравнению с подобным упражнением в висе размахивание в упоре более ограничено по амплитуде. Условия упора не позволяют гимнасту использовать сгибательные и разгибательные движения руками для при­обретения дополнительного количества движения. Все упражнения выполняются за счет действий, осуществляе­мых туловищем и ногами. Руки и плечевой пояс в дан­ном случае играют роль жесткой опоры и выполняют не­которую корригирующую функцию в осуществлении рав­новесия. Положение головы при размахивании в упоре такое же, как и при размахивании в висе.

Техника выполнения ряда маховых упражнений в упо­ре требует наклона головы вперед. Но не назад. Наклон головы назад в подавляющем большинстве упражнений приводит к ухудшению техники выполнения. Исключение составляют маховые упражнения в упоре с вращением. В них требуется поворот головы в сторону вращения и некоторый наклон ее назад. Но это — уже требование техники самого упражнения. Кроме того, после поворота положение головы опять должно быть естественным — прямо или с небольшим наклоном вперед (для улучше­ния условий упора и равновесия).

Размахивание начинается из положения упора, в котором тело должно быть выпрямлено в тазобедрен­ных суставах, руки и ноги прямые, носки оттянуты. Осо­бое внимание обращают на положение плеч: провисание с расслаблением в плечах — большая ошибка. Она вле­чет за собой неправильное выполнение самого размахива­ния и любого махового элемента.

Характерной особенностью размахивания в упоре на брусьях является работа «от плеча». В связи с этим мышцы рук и плечевого пояса требуют соответствующего развития и подготовки к работе.

Широко применяя такие приемы, как остановка в требуемом положении, проводка по правильной амплитуде с акцентированием внимания гимнаста на главных компонентах движения, целесообразно сразу обучать правильному (пусть даже сложному) размахиванию. В этом случае период обучения размахиванию удлинится не намного, но зато потом быстрее и правильней пойдет обучение маховым элементам.

Размахивание в упоре на руках

Размахивание в упоре на руках выполняется только на брусьях. Здесь оно может быть и самостоятельным элементом, подготовительным к выполнению какого-нибудь упражнения, и связующим звеном между двумя гимнастическими элементами. Правильный мах в упоре на руках – это основное условие успешного выполнения любого махового элемента. Размахивание в упоре на руках – основа всех подъемов, амплитуда которых довольно значительна, и поэтому также связано с хлестообразными движениями, позволяющими выполнить подъемы с большей экономичностью.

Когда освоен простейший вариант размахивания, переходят к обучению способу, который описан выше. Отрицательного переноса в этом случае не будет, поскольку первый вариант является составной и основной частью рационального размахивания, а не представляет собой нечто особенное, в корне отличное от рекомендованного для окончательного изучения.

Во время размахивания не следует допускать провисания в плечах. Однако, когда размахивание используется как подготовительное движение при выполнении подъемов махом вперед или назад, небольшое, нерасслабленное провисание в плечах становится элементом техники выполнения. Это провисание перед вертикалью должно быть акцентированным, коротким.

Спады

Спады – маховые перемещения в вис или его разновидности – одно из основных связующих звеньев в упражнениях на брусьях и кольцах и, в меньшей степени, на перекладине. Спады обычно не считают самостоятельными элементами и лишь иногда, в квалификационных упражнениях гимнастов младших разрядов, они получают расценочный балл.

Пожалуй, большую роль спады играют как подготовительные действия гимнаста, как средство подготовки к выполнению элементов. Правда, бывают случаи, когда спад преследует цель принятия исходного положения для выполнения какого-либо упражнения. Например, на кольцах: из упора спад в вис согнувшись и далее – махом назад выкрут вперед или подъем. Однако в современной гимнастике, где все большее признание получают темповые, динамичные комбинации без неоправданных остановок, спады играют роль именно связующего звена в них.

Подъемы махом назад

Подъемы махом назад составляют значительную группу упражнений и на брусьях, кольцах и перекладине входят в состав комбинаций гимнастов всех разрядов.

Подъемы махом назад выполняются обычно из размахивания в трех положениях: в упоре на предплечьях, в упоре на руках и в висе.

Техническая основа подъемов махом назад одинакова. Существенно они отличаются друг от друга лишь в зависимости от исходного положения. Подъемы на брусьях выполняются из разновидностей упора за счет поднимания рук (сгибанием в плечевых суставах), а подъемы из виса на перекладине и кольцах – за счет опускания рук (движением разгибания в плечевых суставах). В соответствии с этими особенностями мы и будем их рассматривать.

Подъемы махом вперед

Подъемы махом вперед – немногочисленная группа элементов на брусьях и кольцах. Однако в связи с тем что выполняются они из различных исходных и в различные конечные положения, техника их отличается специфичностью. Единственное, что их объединяет, это идентичность работы ногами – хлестообразные движения, которые почти одинаковы во всех подъемах махом вперед.

Работа рук во время подъемов различна и зависит прежде всего от положения гимнаста на снаряде. Лишь в завершающих действиях – при выпрямлении рук, - она в какой – то мере схожа.

Как убедится читатель, в подъемах, выполняемых из разных положений, много нюансов.

Поэтому мы и разберем технику каждого из них в отдельности.

Подъемы разгибом

Подъемы разгибом бывают нескольких видов и выполняются на махе назад, на махе вперед, с места, из виса и виса углом, виса прогнувшись, из упора на руках. При этом, несмотря на то, что техническая основа их, в принципе, одинакова, координация действий гимнаста оказывается разной.

Махи дугой

Махи дугой, как и другие маховые упражнения, предполагают разгибание в тазобедренных и плечевых суставах и представляют собой разновидность движений разгибом. Однако амплитуда этих разгибаний больше, само движение дугой выполняется по наибольшей траектории. Здесь нет ярко выраженных сгибательно - разгибательных действий ногами и туловищем, используемых в подъемах. Махи дугой не заканчиваются подъемом тела в положение упора или его разновидностей.

В связи с этим, а также по некоторым другим причинам махи дугой было бы уместно выделить в отдельную группу. Однако в связи с их малочисленностью мы разбираем эти упражнения здесь.

ОБОРОТЫ

В начальной гимнастике наиболее широко распро­странены обороты на перекладине: вперед и назад в упо­ре верхом; назад в упоре; вперед и назад в упоре сзади. Назначение этих упражнений — приучить гимнаста к вращательным движениям на снаряде, тонкой координа­ции, чистоте и красоте действий в условиях вращения на снаряде.

Перед гимнастом всегда стоит задача выполнять лю­бые двигательные действия чисто и красиво. С этой точ­ки зрения, выполняя любые посильные упражнения, он решает такую задачу. Однако перечисленные выше упра­жнения по структуре не связаны с теми упражнениями, которыми предстоит овладеть гимнасту даже на на­чальном этапе тренировки.

Указанные обороты играют роль средств, решающих в большей степени узкие двигательные задачи, не свя­занные с технической подготовкой гимнаста вообще. Как средства, призванные приучить гимнаста к вращатель­ным движениям, как средства тренировки вестибулярно­го аппарата они слишком незначительны по сравнению с другими средствами, более сложными, но доступными на этом этапе и в то же время тесно связанными с пер­спективой технического совершенствования (акробати­ческие прыжки, прыжки на батуте, вращения в ренском колесе и лопингах, другие обороты на гимнастических снарядах).

Исходя из представлений о перспективе совершен­ствования гимнаста, следует признать, что на этом этапе целесообразнее изучить обороты назад в упоре сзади, вперед в упоре сзади, назад в упоре вне, назад в стойку из упора стоя ноги врозь, оборотом вперед из упора сза­ди соскок, большие обороты вперед и назад.

В современной гимнастике в упражнениях на коне преобладают круговые движения — круги, входы и выхо­ды, переходы, круги на теле коня, ручке. Однако маховые движения (перемахи, одноножные круги, прямые и об­ратные скрещения) составляют неотъемлемую часть ком­бинаций. В начальной гимнастике махи на коне состав­ляют основу комбинаций.

Овладение махами приучает гимнаста правильно дер­жаться в упоре и перемещаться на большой амплитуде в непривычной, неудобной для движений в упоре фрон­тальной плоскости. Если гимнаст не научился правильно держать руки, ноги, туловище и не понял ритма маховых движений, не научился широким движениям во время махов, — он не сможет овладеть и более сложными кру­говыми движениями, требующими более тонкой коорди­нации действия в пространстве, времени и по усилиям.

Особенно важно в упражнениях на коне правильное исполнение упора. Прогибание тела, поднятая голова, опора о коня бедрами — грубые ошибки. Ошибками яв­ляются также сильное сгибание и очень высокий подъем туловища. При правильном выполнении упора гимнаст держится на прямых руках, без провисания в плечах, спина (лопатки) приподнята, плечи наклонены вперед и находятся над кистями, несколько спереди; ноги выпрям­лены и слегка касаются тела коня. Положение рук, плеч и спины примерно одинаково во всех упражнениях на коне.

АКРОБАТИЧЕСКИЕ ПРЫЖКИ

Акробатические упражнения исключительно валены для гимнастов. Важность определяется не только нали­чием их в составе вольных упражнений, а и большим сходством с двигательными действиями на снарядах, эф­фективностью как средств развития двигательных качеств, способностей к тонкой дифференцировке пространства и времени и функционального совершенствования. Поэтому акробатические упражнения рассматривают как унифи­цированное средство специальной подготовки гимнаста.

Акробатические упражнения многообразны и различ­ны по сложности: одни сложны самой структурой упраж­нения (как, например, пируэт), другие — воспринимае­мостью переворачивания через голову, не видя опоры в первой части упражнения (например, во «фляке»).

Поэтому часто простейшие по структуре упражне­ния — фляки, темповые повороты и даже кувырки — гимнасты осваивают дольше, чем впоследствии пируэт. Это естественно, поскольку этими упражнениями они ов­ладевают в то время, когда достаточного двигательного опыта и двигательных навыков, на которые можно было бы опереться в обучении, у них нет.

В связи с этим первостепенное значение приобретает система различных подводящих упражнений и метод рас­члененного обучения, с акцентированием внимания ис­полнителя на важнейших моментах.

Упражнения типа перекатов, кувырков, кувырков с прыжка, различных стоек (на лопатках, на голове и ру­ках) нужны гимнасту. Они вырабатывают навыки вла­дения своим телом (или определенными частями, когда применяются специально с этой целью) и являются проч­ной основой самострахования. Однако обучение этим уп­ражнениям все же следует рассматривать как составную часть обучения более сложным акробатическим элемен­там. Например, можно последовательно изучить все ку­вырки: вперед, вперед с прыжка, с разбега, прыжок лё­том в кувырок, затем кувырок назад, кувырок, назад про­гнувшись и др. Но можно сделать обучение им составной частью обучения элементам типа сальто. Тогда на от­дельном этапе нужно будет изучать не все типы кувыр­ков, а лишь те, которые непосредственно связаны с овла­дением определенным элементом.

Немаловажное значение в обучении приобретает тех­ническая оснащенность тренировки. Широко распростра­нены батуты, ямы с поролоновым наполнителем, пороло­новые маты, обеспечивающие безопасность обучения. Совершенствуется и методика обучения акробатическим упражнениям, включающая в себя применение тренаже­ров.

Наиболее полно и подробно техника акробатических упражнений и методика обучения им описаны в соответ­ствующей литературе. Мы остановимся на некоторых нюансах методики обучения упражнениям, которые сос­тавляют основу акробатической подготовки гимнастов.

ОПОРНЫЕ ПРЫЖКИ

Это специфический вид гимнастического многоборья. Весь прыжок, протекающий в считанные доли секунды, требует от гимнаста высокой степени развития скоростно-силовых качеств, тонкого чувства ориентировки в прост­ранстве и времени, совершенной координации двигатель­ных действий, большой концентрации внимания. Такие требования являются целью, стимулирующей и направ­ляющей подготовку гимнаста.

Каковы же конкретные особенности перечисленных выше требований с точки зрения готовности гимнаста к выполнению опорных прыжков? Как добиваться соответст­вия развития качеств и умений требованиям основ тех­ники опорных прыжков?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо, прежде всего, иметь четкое представление о структурах опорных прыжков и об оптимальных вариантах техники их исполнения.

На современном этапе развития гимнастики наиболее, распространены и больше всего доступны прыжки прямые (без вращений и переворотом), выполняемые толчком о дальнюю часть коня. Эти прыжки, если рассматривать их как двигательные навыки, оказываются основными в плане перспективного совершенствования гимнаста. Ов­ладение ими обеспечивает возможность перехода к изу­чению более сложных прыжков с вращениями и поворо­тами и другими действиями типа сгибаний—разгибаний. Поэтому для анализа основ техники опорных прыжков разберем именно такие их структуры.

Основы техники опорных прыжков

При анализе опорных прыжков их подразделяют на семь фаз: разбег, наскок на мостик, отталкивание ногами, полет до опоры о снаряд, опора о снаряд и отталкивание руками, полет после отталкивания, приземление. В зависимости от структуры исполняемого прыжка каждая его фаза может иметь специфические особен­ности. Тем не менее, первые две фазы относительно ста­бильны, параметры их чрезвычайно мало отличаются друг от друга и не зависят от структуры прыжка.

Разбег нужен гимнасту для приобретения количества движения, необходимого для технически правильного выполнения прыжка. Мы подчеркиваем — технически правильного — потому что вообще перепрыгнуть через коня (даже переворотом) можно и без разбега — с од­ного-двух шагов. Кстати, некоторые авторы рекомен­дуют подобные упражнения в качестве средств развития специальной прыгучести гимнаста по методу сопряжен­ного воздействия (А. Б. Плоткин, Л. Я. Черешнева).

Обычно оптимальная длина разбега у квалифициро­ванных гимнастов — 20—22 м. По новым правилам соревнования длина разбега должна составлять не более 20 м, но это положение возникло в связи с ограниченными возможностями при проведении соревнований и не явля­ется следствием обоснованности такой длины разбега, как наиболее оптимальной для выполнения самих прыж­ков. Длина разбега зависит от ее оправданности и целе­сообразности. Если гимнасту предоставить возможность разбегаться 50 метров, он ею не воспользуется. Ибо пе­ред ним не стоит задача достичь максимально возмож­ной скорости бега и с ее помощью совершить рекордный по длине прыжок.

Гимнасты никогда полностью не используют в раз­беге своих максимальных возможностей. По данным Л. П. Семенова (1975), максимальная скорость, которую гимнасты могут развить в беге, достигает в среднем, 9,2 м/с. Для выполнения опорного прыжка они разбега­ются со скоростью 7—7,5 м/с и таким образом использу­ют свои скоростные возможности лишь на 76—81%. У 14—16-летних гимнастов максимальная скорость бега 7,7—8,2 м/с, а обычная скорость разбега — 6,2—6,6 м/с.

Меньшая скорость разбега при выполнении опорных прыжков — свидетельство закономерности оптимизации двигательных качеств при их реализации в упражнениях определенной структуры. Здесь оптимум скорости разбе­га опосредован массой спортсмена: для перемещения на одно и то же расстояние тела с меньшей массой требует­ся меньшая сила и как итог приобретения определенного количества движения меньшая скорость движения.

На последних шагах разбега гимнасты часто допу­скают одну существенную ошибку: готовясь к наскоку на мостик, они слегка приседают. В результате последую­щий наскок выполняется рывком, что приводит к накло­ну вперед, значительно ухудшает условия самого наско­ка, отталкивания от мостика, и, кроме того, к опуска­нию общего центра тяжести тела.

Из этого следует, что появится необходимость боль­шего перемещения кверху во время отталкивания и боль­ших усилий.

Поэтому, разбегаясь пружинно на передней части стопы, последние два шага гимнаст выполняет с акцен­тированной жесткой постановкой ног на каждом шаге, не допуская подседания и растягивания последних шагов. Это не противоречит рекомендации выполнять последние метры разбега «пробеганием». Последние 3—5 м пробе­гают со свободными, ненапряженными руками и туло­вищем, а последние два шага, непосредственно связан­ные с замахом руками, с акцентированной жесткой постановкой ног на опору. Очень важно довести разбег до автоматизма и выполнять его всегда одинаково.

Наскок на мост выполняется толчком сильнейшей ноги. В общем-то, это— условность, больше придуманная самими гимнастами. Длина наскока состав­ляет 1,5 - 2 м, то есть не требует проявления максималь­ных возможностей, подобно тому, как это необходимо легкоатлетам — прыгунам в длину. На два метра можно прыгнуть, отталкиваясь любой ногой. Но вся суть кроет­ся в психологическом восприятии удобства отталкивания, поэтому гимнасты стараются отталкиваться «своей» (сильнейшей) ногой. В то же время, как показывают наблюдения, гимнасты, которые не боятся выполнить его с любой ноги, получают одинаковые оценки. Это и по­нятно, ибо сам прыжок происходит после отталкивания двумя ногами от мостика, а наскок — это лишь подгото­вительное действие гимнаста. Поэтому гораздо важнее, как протекает сам наскок и как он заканчивается при постановке ног на мостик.

На последнем перед - отталкиванием шаге гимнаст выполняет замах руками (1 - 2), отводя их вниз — назад движением, похожим на круговое (это лишь один из воз­можных вариантов замаха, но он более естествен, поэто­му нами и рекомендуется).

При этом круг руками и замах лучше выполнять без прогибания в грудной части тела, которое приводит к лишнему напряжению мышц туловища и затрудняет по­следующий мах руками. Замах продолжается практиче­ски почти до соединения ног. Однако это очень короткий отрезок времени, за который гимнаст должен успеть со­вершить движение руками так быстро, чтобы к моменту постановки ног на мостик опустить руки и даже вывести их немного вперед.

Во время наскока (3—4) туловище слегка (пример­но на 10°) наклоняется вперед. Угол сгибания тазобед­ренных суставов составляет 45—50°. Он образуется за счет сгибания бедер и выведения ног вперед, что необ­ходимо для некоторого стопорящего движения, которое обеспечивает вывод общего центра тяжести тела на требуемую траекторию полета.

Отталкивание от мостика осуществляется ногами, но в выполнении его принимают участие и дру­гие звенья тела. Успешное отталкивание зависит от со­гласованности действий различными звеньями.

После напрыгивания на мостик, в связи с остановкой движения ног, туловище получает ускорение за счет пе­рераспределения количества движения. Причем наиболь­шей скоростью обладает верхняя часть тела — плечи. Учитывая, что после наскока туловище слегка наклоне­но вперед, можно предсказать, что, получив ускорение, оно наклонится вперед еще больше. Это крайне нежела­тельно, поскольку, во-первых, приведет к некоторому опусканию общего центра тяжести тела, а во-вторых (и это главное) — к перемещению его за вертикальную пло­скость площади опоры. В результате последнего направ­ление силы отталкивания пройдет мимо общего центра тяжести тела и не будет способствовать подъему на должную высоту.

В фазе полета до толчка руками гимнаст может изменить положение тела или отдельных его частей лишь по отношению к общему центру тяжести тела. Траекторию и скорость полета гимнаст уже не изменит.

Поведение гимнаста в полете, его действия обусловлены, прежде всего, структурой самого прыжка. Например, при прыжках переворотом угол вылета (75—80°) – больше, траектория полета круче, а положение тела над снарядом более высокое, чем в прыжках без вращения вперед (угол вылета 70—75°); мах ногами назад резче и больше по амплитуде, менее выражено переключение с разгибания на сгибание в тазобедренных суставах и др.

Однако, независимо от структуры, техника выполнения имеет общие основы и в этой фазе.

Полет после отталкивания руками происходит по инерции. Дальность и высота полета зависит от всех предыдущих фаз и согласованности в них действий гимнаста. У лучших гимнастов полет достигает более двух метров, а время его 0,8 с.

Приземление выполняется на носки прямых напряженных ног, с последующим опусканием на ступни и небольшим приседанием. При этом следует стараться избегать наклона вперед и удерживать туловище и голову прямо, а руки в положении вверх – наружу. Это положение удобно для сохранения устойчивого равновесия.

Методика обучения основам техники опорных прыжков

В гимнастике при обучении опорным прыжкам реше­ние общих и узких специализированных задач осущест­вляется последовательно и постепенно. Прежде чем изу­чать опорные прыжки, гимнаст подготавливает мышцы и связки, приобретает некоторые навыки владения телом и отдельными звеньями, а также умения управлять сво­ими действиями в безопорном положении. Наконец, ги­мнасту нужно уметь приземляться и сохранять устойчи­вую позу после приземления.

Естественно, что решить эти задачи одновременно не­возможно. Одной из причин является большой поток ин­формации, получаемой гимнастом. Гимнаст не сумеет усвоить не только нюансы техники, но и многие сущест­венные ее детали.

Поэтому обучение опорным прыжкам целесообразно проводить в несколько этапов: предварительная подго­товка, непосредственное изучение опорных прыжков и совершенствование техники исполнения. В этом отноше­нии наши данные почти полностью согласуются с резуль­татами специальных исследований Л.' П. Семенова, а так­же с опытом работы Н. Н. Меркулова, В. А. Беляева, В. В. Устименко и ряда других тренеров.