Главная              Рефераты - Культура

Хатшепсут - царица Египта - реферат

ХАТШЕПСУТ, ЦАРИЦА ЕГИПТА

1504-1482гг.до н.э.

Мааткара Хатшепсут Хенеметамон (1490/1489—1468 до н. э., 1479—1458 до н. э. или 1504—1482 до н. э.) — женщина-фараон Нового царства Древнего Египта из XVIII династии. До воцарения носила то же имя (Хатшепсут, то есть «Находящаяся впереди благородных дам»), которое не было изменено при восшествии на престол.

Царица Хатшепсут, правившая во времена 18 династии, была одной из нескольких фараонов-женщин Египта.

Конечно, до неё были женщины-правители, также, как и после неё. Но правление Хатшепсут во многом считается особенным. Вопрос в том, как женщина могла в течении стольких лет держать власть в своих руках в обществе, в котором господствовал патриархат?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо ближе взглянуть на социальный климат, созданный для обычной женщины в древнем Египте.

Женщина в древнем Египте имела больше прав и преимуществ, по сравнению с представительницами своего пола в таких странах, как Месопотамия или Греция. Египетская женщина могла иметь собственное имущество, занимать государственные посты и получать наследство от родителей или мужей, более того, в случае оспаривания какого-либо вопроса , женщине давалось право участия в суде и защиты своих прав. Основываясь на этих фактах, кажется абсолютно естественным, что женщина имела права , позволявшие ей иметь самостоятельную жизнь и решения, а также занимать ответственные посты в обществе , в отличие от таких же женщин в Греции, чьей территорией господства мог считаться только дом.

Социальный климат Египта, где женщина имела много прав и свобод, по сравнению с законами других стран, позволил некоторому числу цариц , правивших до и после Хатшепсут, получить влияние над царством в качестве регентов. Хатшепсут предшествовали несколько безусловно влиятельных цариц Семнадцатой династии. Тетишери, Аххотеп II, Яхмос-Нефертари имели определённый контроль над Египтом, следуя одна за другой, они сохраняли стабильность в стране. Они вели политику, похожую на политику Хатшепсут, считающейся самой экстраординарной женщиной, когда-либо носившей титул Фараона Верхнего и Нижнего Египта.

(ТУТМОС)

Хатшепсут(Хатшепсут, то есть «Находящаяся впереди благородных дам»), была дочерью Тутмоса I и царицы Яхмос. Когда Тутмос умер, трон унаследовал его сын, Тутмос II , который также являлся сводным братом Хатшепсут. В соответствии с традицией Египетских королевских семей, Фараон, унаследовав трон, должен был жениться на старшей дочери своего отца, которой была Хатшепсут. Предполагается, Тутмос II умер в 1479 г.до н.э. и после него Фараоном стал Тутмос III. Тутмос III, был слишком маленький тогда, чтобы править самостоятельно, и его тётя, Хатшепсут, стала его регентом. Тутмос III и Хатшепсут правили вместе до 1473 г.до н.э., когда она провозгласила себя Фараоном.

Хатшепсут использовала несколько стратегических приёмов, чтобы легализовать себя в роли Фараона. В храме Хатшепсут в Дейр эль–Бахри, возле Луксора в Долине царей, рождение и коронация царицы изображены на фресках и других предметах искусства. Благодаря этому ресурсу учёные смогли узнать, что чтобы сделать своё правление законным, Хатшепсут утверждала, что бог Амон-Ра посетил её мать, когда та была беременна. Такое утверждение делало Хатшепсут божественным ребёнком. Утверждение о возможной божественности Хатшепсут даёт основания думать, что царица имела определённое влияние в жреческих общинах Египта. Поддержка жречества способствовала узакониванию правления Хатшепсут. Царица Хатшепсут использовала некоторые атрибуты мужского внешнего вида, включая фальшивую бороду, мужскую одежду, а также требовала изображать себя, как мужчину. Это ещё подлежит обсуждению, что поведение царицы было ещё одним инструментом в её погоне за уважением. По правде говоря, это проблема “курицы и яйца”, потому что мы в действительности не знаем, являлось ли такое поведение причиной или следствием того, что Хатшепсут занимала мужскую должность в обществе.

Наш самый надёжный источник, изображающий в деталях жизнь и достижения Хатшепсут –её храм в Дейр эль-Бахри. Храм Хатшепсут, который носил имя “джесер-джесеру”, или “самый возвышенный из возвышенных”, является, без сомнения, наиболее внушительным сооружением Западных Фив. Общий замысел этого шедевра архитектуры приписывается Сенму-ту, “Верховному Распорядителю Амона”, чья личная гробница была построена под первой террасой храма.

Джесер Джесеру состоял из трёх крупных террас, украшенных портиками с белоснежными известняковыми протодорическими колоннами. В центре террасы были разделены массивными пандусами, ведущими наверх, к святилищу храма. Террасы храма были украшены многочисленными ярко расписанными осирическими пилястрами царицы, её коленопреклоненными колоссальными статуями и сфинксами, многие из которых хранятся в собраниях Египетского музея в Каире и музея Метрополитен в Нью-Йорке. К первой из террас вела длинная аллея полихромных песчаниковых сфинксов царицы, обсаженная завезёнными из Пунта мирровыми деревьями. Сфинксы находились с двух сторон дороги шириной приблизительно в 40 метров, ведущей от нижней террасы храма к границе пустыни и орошаемых полей долины Нила, где был воздвигнут гигантский пилон. Помимо самой царицы, комплекс в Дейр-эль-Бахри был посвящён Амону-Ра, обожествленному отцу Хатшепсут Тутмосу I, проводнику в загробный мир Анубису и Хатхор Иментет — повелительнице некрополей Западных Фив и великой защитнице умерших. Перед самим храмом был разбит сад из экзотических деревьев и кустарников, вырыты Т-образные бассейны.

Уникальные рельефы храма в Дейр-эль-Бахри, потрясающие высочайшим уровнем своего исполнения, повествуют об основных событиях царствования Хатшепсут. Так, на стенах портика нижней террасы изображена доставка обелисков царицы из Асуана в Карнак и ритуальные сцены, связанные с идеей объединения Верхнего и Нижнего Египта. Рельефы второй террасы повествуют о божественном союзе родителей Хатшепсут — бога Амона и царицы Яхмес и о знаменитой военно-торговой экспедиции в далекую страну Пунт, снаряжённой царицей на 9-м году правления. Идея единства Обеих земель встречается ещё раз на перилах пандуса, соединяющего вторую и третью террасы храма. Нижние основания этой лестницы украшены скульптурными изображениями гигантской кобры — символа богини Уаджет, — хвост которых поднимался вверх по верхней части перил. Голову змеи, олицетворяющую покровительницу Нижнего Египта Уаджет, своими крыльями обрамляет сокол Хор Бехдетский, бог-покровитель Верхнего Египта.

По краям второй террасы расположены святилища Анубиса и Хатхор. Оба святилища состоят из 12-колонных гипостильных залов, расположенных на террасе, и внутренних помещений, уходящих вглубь скалы. Капители колонн святилища Хатхор были украшены позолоченными ликами богини, устремлёнными на запад и восток; на стенах святилища изображена сама Хатшепсут, пьющая божественное молоко из вымени священной коровы Хатхор. Верхняя терраса храма была посвящена богам, даровавшим жизнь Египту, и самой Хатшепсут. По сторонам центрального двора третьей террасы расположены святилища Ра и родителей Хатшепсут — Тутмоса I и Яхмес. В центре этого комплекса расположено Святая Святых, святилище Амона-Ра, которое было самой главной и самой сокровенной частью всего храма Дейр-эль-Бахри.

Вблизи Дейр-эль-Бахри, также к западу от Фив Хатшепсут приказала соорудить особое святилище в Мединет Абу на месте священного холма Джеме, под которым упокоился в начале времён змей Кематеф, воплощение созидательной энергии Амона-Ра. Однако Хатшепсут вела активное строительство храмов не только в Фивах, но и во всем Египте. Известны скальный храм, воздвигнутый царицей в будущем Спеос Артемидосе в честь львиноголовой богини Пахет, а также храм богини Сатет на острове Элефантина; кроме того, архитектурные фрагменты с именем царицы обнаружены в Мемфисе, Абидосе, Арманте, Ком Омбо, Эль-Кабе, Гермополе, Кусе, Хебену. В Нубии по приказу царицы были воздвигнуты храмы в крепости Среднего царства Бухен, а также в ряде других пунктов — в Саи, Дакка, Семнэ и Каср Ибриме, при этом многие из памятников Хатшепсут, возможно, пострадали во время единоличного правления Тутмоса III.

Храм, к нашему времени пришедший в руинообразное состояние, был раскопан в 1891 г. египтологом Навиллем, который первым предпринял попытку его реконструкции, позже эти попытки были продолжены Уинлоком и Барэзом, а много лет спустя Польским центром средиземноморской археологии, который проводит работы на этом месте с 1961 г. и по сей день. Работа по реконструкции вновь придала памятнику тот грандиозный вид, который был ему свойственен в древние времена.

Строительство храма Хатшепсут заняло пятнадцать лет, между 7-м и 22-м годами ее правления, но исследование памятника, которое проводится по сей день, выявило, что первоначальный проект претерпел значительные изменения в ходе строительных работ — возможно, строители наткнулись на место более раннего незаконченного сооружения, но точной информации об этом нет. Место, избранное Хатшепсут для своего храма, было результатом точных стратегических расчетов — храм был расположен не только в долине, которая считалась священной уже более 500 лет и была посвящена богине, связанной с загробным миром, но и на оси карнакского храма Амона, и, наконец, он стоял на расстоянии всего лишь нескольких сотен метров по прямой от гробницы, которую царица повелела соорудить для себя в Долине Царей (ДЦ № 20) с другой стороны горы. Как и в случае с храмом Ментухотепа, храму Хатшепсут предшествовал ныне утерянный храм в долине, который был построен на берегу резервуара, связанного с Нилом. Отсюда начиналась обрамленная двумя рядами сфинксов дорога процессий, которая вливалась в первый двор, ограниченный на западе портиком с 22 колоннами, по бокам с двумя осирическими колоссами, представлявшими царицу и украшенными барельефами, которые в южной части (портик обелисков) иллюстрировали перевозку двух больших гранитных обелисков из Асуана и их воздвижение в карнакском храме, а в северной части (портик охоты) — ритуальные сцены охоты и рыболовства. От первого двора ко второму двору и к верхней террасе ведут два последовательных пандуса, ограниченные с запада портиками. Промежуточный портик фланкирован двумя часовнями, расположенными к югу и северу от него и посвященными соответственно Хатхор и Анубису.

На стене этого портика полихромные барельефы иллюстрируют два наиболее значимых события правления царицы: в южной части (портик Пунта) можно видеть иллюстрации к экспедиции в Пунт и в северной части (портик рождения), представлено божественное происхождение Хатшепсут — ее зачатие от бога Амона в образе ее истинного отца Тутмоса I.

Хатшепсут, обладавшая властью, и достойная гордости женщина, таинственно исчезла, возможно в 1458г.до н.э., когда Тутмос III возобновил себе титул Фараона. Её мумия никогда не была найдена, и многие её изображения и надписи с именем были уничтожены по приказу Тутмоса III.

Интерес к личности

В египтологии

Долгое время неординарная личность Хатшепсут была практически неизвестна ни научному миру, ни широкой общественности (хотя существует версия, что она нашла своё отображение в средневековой арабской исторической традиции, приводившей историю вымышленной древнеегипетской царицы Далуки, иногда ошибочно отождествляемой с Клеопатрой VII). Однако благодаря историческим и археологическим исследованиям перипетии жизненного пути Хатшепсут стали привлекать к ней широкий интерес. Начиная с XIX века, в её описаниях доминировали две противоположные тенденции, представлявшие её или правителем, опередившим своё время, или корыстолюбивым узурпатором. Вокруг её имени строились разнообразнейшие немыслимые теории, одна из которых утверждала, что Хатшепсут тождественна доброй египетской царевне, подобравшей из Нила корзинку с младенцем Моисеем и воспитавшей мальчика. Другим интересным моментом, касающимся Хатшепсут, является гипотеза Иммануила Великовского, согласно которой эта египетская правительница отождествляется с библейской царицей Савской, а экспедиция в Пунт — с посещением посольством царицы царя Соломона.

Для академической науки разгоревшаяся в конце XIX — начале XX века дискуссия относительно личности женщины-фараона примечательна решением так называемой «проблемы Хатшепсут». Первоначально считалось, что Хатшепсут была старшей сестрой и женой Тутмоса III. Эта точка зрения базировалась на заблуждении, что замена имени одного царя именем другого обязательно свидетельствует о прямой последовательности их правления. Путаница с картушами Хатшепсут, заменёнными Тутмосом III не только своими картушами, но и картушами её отца и мужа, приводила к объяснению этих процессов междоусобицами между стареющим Тутмосом I и Тутмосом II с одной стороны, и Тутмосом III и Хатшепсут, — с другой.

Эту точку зрения отстаивал немецкий египтолог Курт Зете), утверждавший, что Хатшепсут и Тутмос III вместе сначала свергли Тутмоса I, а затем, вернув престарелого царя, отстранили от власти Тутмоса II. Таким образом, Хатшепсут представлялась амбициозным узурпатором, лишившим власти даже своего отца, а построения относительно наследования Тумосидов выглядели следующим образом: Тутмос I — Тутмос III — Тутмос III и Хатшепсут (соправители) — Тутмос III, отстранивший Хатшепсут, — Тутмос I и Тутмос II — Тутмос II (после смерти старшего Тутмоса) — Тутмос III и Хатшепсут — Тутмос III (единолично). Такая громоздкая схема, насчитывающая четыре государственных переворота за двадцать лет, была подвергнута решительной критике швейцарского учёного Эдуарда Навилля, который, опираясь на новые археологические открытия, предложил собственную теорию, объяснявшую проблему Хатшепсут. Эдуард Мейер усовершенствовал теорию Навилля, что позволило ей впоследствии стать общепринятой.

Несмотря на очевидную несостоятельность своей теории, Курт Зете не собирался отказываться от неё и лишь несколько ревизовал её, упростив до следующей цепи наследований: Тутмос I — Тутмос II и Хатшепсут— Хатшепсут и Тутмос III — Тутмос I и Тутмос II — Тутмос II — Хатшепсут и Тутмос III — Тутмос III. Несмотря на то, что и эта гипотеза грешила воскрешением Тутмоса I и Тутмоса II, якобы вернувшихся из политического небытия в разгар правления Хатшепсут, её придерживались многие видные египтологи, в том числе Борис Александрович Тураев и Джеймс Генри Брэстед. «Проблема Хатшепсут» была окончательно решена Уильямом Ф. Эджертоном, который пришёл к выводу, что если бы правление Хатшепсут действительно было прервано эфемерным правлением её мужа и отца, повреждённые ими картуши Хатшепсут непременно были бы восстановлены после её возвращения на престол.

В популярной культуре

По мере распространения феминистических идей интерес к Хатшепсут только возрастает, особенно в связи с тем фактом, что первая великая женщина в истории сумела отстранить от власти первого великого завоевателя. Постепенно, она становится элементом популярной культуры на Западе — умная и энергичная, но вместе с тем женственная и хрупкая, Хатшепсут была наделена незаурядными политическими и аналитическими способностями, и, кроме того, она была весьма привлекательна внешне.

Хатшепсут посвящено несколько книг (как беллетризованных биографий типа «Хатшепсут» Эвелин Уэллс, так и художественных романов, например, «Дочь Амона» Мойры Калдекотт). Большинство из них вносит приключенческие элементы в жизнеописание царицы, изображаемой в качестве прекрасной миролюбивой женщины. С ними контрастирует роман Элоизы Джарвис Макграу «Мара, дочь Нила», эксплуатирующий устаревшую точку зрения на Хатшепсут как «злую мачеху Тутмоса». Роман посвящён борьбе странного союза рабыни Мары и аристократов против «узурпаторши», растрачивающей государственные средства на постройки и содержащей Тутмоса III в качестве пленника в собственном дворце. «Маска Ра» Пола Доуэрти о воцарение Хатшепсут.

В честь Хатшепсут назван открытый Корнелисом Иоганнесом ван Хоутеном, Ингрид ван Хоутен-Грёневельд и Томом Герельсом в 1960 году небольшой астероид 2436 Хатшепсут, входящий в пояс астероидов. В популярной культуре, Хатшепсут — лидер Египта в новейшей пошаговой стратегической компьютерной игре «Цивилизация IV» (Sid Meier’s Civilization IV; в предыдущих версиях игры египетскую цивилизацию возглавляли Рамсес II и Клеопатра VII). Хотя до этого момента не было поставлено ни одной художественной постановки о Хатшепсут или Тутмосе III, однако написанный к фильму «Дочь Ра» сценарий получил несколько наград, и его авторы пытаются найти спонсоров для экранизации.

Вот мечется сердце мое туда и обратно, думая, что же скажут люди, те, что увидят памятники, мной сотворенные, спустя годы и будут говорить о том, что я совершила… Не говори, что это похвальба, Но скажи: "Как похоже это на нее ее величество Хатшепсут, как достойно отца ее бога Амона!".

Известняковая скульптура Хатшепсут в художественном музее Метрополитен в Нью-Йорке. Хотя на статуе царица изображена без накладной бороды, но содержит остальные символы власти фараона; в частности, на неё одет головной убор немес, увенчанный царским уреем.

Хатшепсут

XVIII династия

Новое царство


Статуя Хатшепсут из Бостонского музея изобразительных искусств

личное имя



Ḥȝ.t-Špsw.t
Хат-шепсут
«Первая из почтенных»

тронное имя



хорово имя



Небти-имя

золотое имя




Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Зодчий — Сенмут.

Департамент образования города Москва

ГОУ педагогический колледж № 13

им. С. Я. Маршака

Реферат

По предмету: мировая художественная культура

На тему: царица Хатшепсут

Исполнитель: Бугаева Наталья

Специальность: 050711

социальная педагогика группа 41

2009год.