Главная              Рефераты - Культура

Методологический анализ произведения Княжна Тараканова х.,м., 245х187,5, 1864г., Константина - реферат

Федеральное Агентство по образованию

ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»

Гуманитарный институт

Факультет искусствоведения и культурологии

Письменная работа по дисциплине

«Описание и анализ памятников изобразительного искусства»

на тему:

Методологический анализ произведения: «Княжна Тараканова» х.,м., 245х187,5, 1864г., Константина Дмитриевича Флавицкого,

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Выполнили:

Турова Ульяна Владиславовна, студентка группы И-25

Поляков Дмитрий Юрьевич, студент группы И-25

Зуев Андрей Михайлович, студент группы И-27

Проверил: зав. кафедры искусствоведения, доктор философских наук Жуковский В.И.

Бахова Н.А., ассистент кафедры искусствоведения

Красноярск 2008

Методологический анализ произведения «Княжна Тараканова»

Метод «Наблюдение».

«Наблюдение» (лат. «обозрение») – метод вербализации своеобразия первичной целостности визуального художественного образа.

Иными словами, это оформление первого целостного впечатления о произведении в тезис, наиболее полно его раскрывающий, что в итоге способствует корректному пониманию произведения на уровне зрителя-наблюдателя. Этот метод позволяет «ощупать оболочку» произведения, не затрагивая его сути и не переходя к анализу.

Исследование:

Представлена знатная женщина в заточении.

Теперь по порядку о каждом слове, которое использовано в определении:

1. Знатная – принадлежащая к знати, к верхушке привилегированного класса (Современный толковый словарь русского языка). Ровный цвет ее кожи и стройная фигура свидетельствуют о занимаемом ей высоком положении. Но главное – это ее платье, которое просто не могла носить любая женщина. Платье, хоть и в очень плачевном состоянии, но все же роскошное, было по карману только самым богатым и знатным представителям общества.

2. Женщина – лицо женского пола, как воплощение определенных свойств (Современный Толковый Словарь), характерных в основном для этих лиц. Здесь она представлена, как нежная, мягкая, изможденная, томящаяся, прошедшая в своей жизни через какие-то испытания, наделившие ее качествами женщины, не зависимо от ее возраста. На этом и акцентируется внимание.

3. В заточении - к заточению, ссылке относящийся; место ссылки, заточения. Наиболее общее наименование для места содержания людей в неволе. Об этом говорит множество мелких деталей, которые подчеркивают арестантское заточение: Узкое зарешеченное окно. Предметы арестантского обихода: ветхая кровать, грубая овчина, заменяющая одеяло, простой деревянный стол, на нем разломленная краюха хлеба и сосуд. Ветхие стены. Рваное, мятое белье, из подушки лезут перья. Мрачное освещение создает впечатление подвала, также на это указывает вода, заполняющая помещение через окно, но при этом женщина не покидает комнату, что свидетельствует о том, что она находится взаперти. Крысы, типичные обитатели подвалов - еще одно подтверждение того, что данный интерьер — подвальный.

Метод «Измерение»

Измерение – это определение местонахождения основных элементов представления относительно одной или нескольких условно принятых величин первичного целостного образа.

Иначе говоря, это выделение из первично целостного образа, полученного в наблюдении, путем геометрического деления нескольких меньших целостностей.

1. Измерение относительно точки отсчета.

Корректно сразу отметить, что в нашем понимании «точка отсчета» выражается в данном произведении в двух значениях: в геометрическом и смысловом.

Точкой отсчета является «знатная женщина»

Проведя три линии (одну по границе лица, платью и овчине, вторую по границе женщины и ее тени, третью параллельно плоскости стола) мы получаем заключенную в треугольник фигуру женщины, что и говорит нам о том, что именно она является точкой отсчета.

Есть и второй вариант определения геометрической точки отсчета произведения: по накинутой нами “сетке” это получается освященная часть платья женщины. Мы считаем, что часть указует на целое, в данном случае на фигуру женщины, что опять же сходится с нашим предположением. (см. приложение 1, 2)

2.Измерение площади изображенного пространства.

Путем наложения “сетки” у нас получается деление пространства на составные элементы которые по смысловому значению можно разделить на «сушу» и «воду». Причем, по сути, данный “ход” дает нам возможность разделить пространство на регистры. (Приложение 3)

3. Измерение пространства художественного образа.

Движение начинается от окна, через которое в помещение поступает свет и просачивается вода. Окно зарешечено. Далее свет и вода проходят через столик и кровать, на которую взобралась женщина, спасаясь от затопляющей помещение воды. Собственно от женщины идет переход в ее тень на стене. И здесь движение останавливается.

Девять слоёв, через которые проходит взгляд:

1. Пространство за окном, вне помещения, где мы видим только свет

2. Пространство окна, где находится решетка и разбитое стекло

3. Пространство проема, где мы наблюдаем изливающийся поток воды и света

4. Пространство между стеной и кроватью, находящееся в тени, где можно видеть поднимающиеся клубы пара

5. Пространство между дальней спинкой кровати и ближним к нам краем подушки, где изображены собственно подушка, клубы пара, две крысы, убегающие в тень

6. Пространство столика, где помимо самого столика можно видеть сосуд жидкостью и надломленный ломоть хлеба

7. Пограничный слой между столиком и женщиной, где находится крыса, выбирающаяся из воды на кровать

8. Пространство женщины, где изображается тень столика, часть овчины, частично погруженная в воду, частично находящаяся под женщиной, сама женщина и её тень

9. Самое ближнее к нам пространство со спинкой кровати и наваленной на нее частью овчины

4. Измерение освещения

Изображено мрачное помещение. Свет проникает в помещение заточения через окно вместе с водой, брызгами и паром. Женщина находится в самом освещенном месте, особенно выделяется ее платье, чуть менее освещена кровать, все остальные детали находятся в полумраке. При внимательном рассмотрении можно обратить внимание на неестественность теней. Она объясняется необчным источником освещения. Попытавшись его определить, мы обнаружили, что источник – это некая точка совсем недалеко от окна. Но свет явно солнечный, он слишком ярок для искусственного освещения. Получается, что солнце, как источник света, находится очень близко к окну (см. приложение 4).

Метод «наблюдение» формирует цельный художественный образ, проходя через «измерение» данная целостность делится еще на более мелкие целостные элементы, которые входят в первоначальную целостность, но «измерение» позволяет перейти к конкретике. Ибо, рассматривая части целого, которые сами являются целостными, мы приходим к более полному анализу первичного художественного образа.

Метод «Формализация»

Метод «формализация» (лат. «вид») – это вербальное именование персонажей картины. Это поименование (наделение именами, называние) всех персонажей присутствующих на произведении.

Исследование:

Исходя из того, что представлено в произведении, выделяется два синтетических персонажа: Заточение и Знатная Женщина . Женщина находится в заточении, внутри него, окружена им, следовательно, она подчинена Заточению, зависит от него. Вывод: Заточение главенствует над Знатной Женщиной.

Начнем с главенствующего персонажа. Заточение. В первую очередь, это заключение, клетка, тюрьма, каземат. Следующая «ступень кристаллизации» оного понятия: утрата свободы, лишение, отделение, ограничение. И в итоге, мы приходим к слову, которое в себе объединяет все вышеперечисленное – изоляция.

Знатная Женщина – в первую очередь, женщина, значит, ей присущи такие свойства, как ранимая, нежная, женственная, чистая. Знатная – аристократичная, значит, представительница немногочисленной прослойки людей высшего общества, одна из не многих, значит, избранная, уникальная.

Вывод:

Итак, мы имеем нечто чистое и нежное, уникальное по своим характеристикам, избранное, находящееся в изоляции.

Метод «Анализ»

Метод «анализ» (гр. «разложение», «разбор») – это мысленное расчленение изучаемого представления на составные элементы (признаки, свойства) с целью их относительно самостоятельного изучения.

В этом произведении выделяются следующие основные индивидуальные персонажи: свет и вода, проникающие в окно; столик, с находящимися на нем сосудом и надломленным хлебом; крыса, вылезающая из воды на кровать и собственно женщина.

Начнем со света и воды. Свет – символ жизни и чистоты – и вода, в данном контексте – символ погибели – проникают в помещение из одного места - из окна, при этом они являют собой единое целое. В пространстве окна - они выступают единым персонажем. Попадая в помещение, они разделяются, подчеркивая свою противоположную сущность. Вода, заполняя помещение, несет с собой смерть, свет, врываясь в пространство заточения, освещает, главным образом, кровать (место возможного спасения) и женщину (спасающийся персонаж).

Частично погруженный в воду, в правой части находится столик с находящимися на нем сосудом (чашей) и надломленным хлебом. Отдельно взятый, этот персонаж, намекает нам о сцене причастия. С одной стороны, это просто предметы арестантского интерьера. С другой стороны преломленный хлеб и чаша свидетельствуют о принятии жертвы Христа.

Крыса, выбирающаяся из воды на кровать, говорит нам, что не только женщина «ищет» спасения. Все обитатели этого места заточения бегут от воды, несущей смерть. Это инстинкт самосохранения, самый сильный мотиватор действий.

Женщина никуда не бежит. Она в ожидании. Женщина стоит там, не спасаясь от воды, ибо никаких активных действий не предпринимает. Она либо окончательно отчаялась, либо душою уверовала в такое спасение от мук заключения посредством окончания физической жизни. Ее тело среагировало само, подчиняясь инстинкту самосохранения она забралась на возвышение. Зато в лице ее можно увидеть смирение с грядущей неизбежностью, что отражает ее внутреннюю готовность к плотской смерти.Вывод:

Все персонажи двойственны и вовлечены в противоборство: свет-вода (жизнь-смерть), вода затопляет столик, но таинство уже совершено, женщина душою уже готова избавить себя от мук заключения, но ее физическая оболочка все еще борется за жизнь, даже на уровне инстинкта.

Картина представляет нам некую сцену спасения живых существ от наступающей смерти и дает некоторые намеки на возможность свершения этого спасения, но пока до конца не ясно, свершится ли оно.

Метод «Аналогия»

Аналогия (греч. Соответствие, сходство) – это обнаружение подобия (соответствия, сходства) между изображенными на картине предметами и предметами реальности, в целом, весьма отличными друг от друга.

Метод позволяющий соотнести изображенное с реальным, дабы понять зачем это изображено. Такое обнаружение подобия между персонажами картины и реальными предметами (понятиями) позволяет по-новому взглянуть на персонажей и понять их более глубоким образом, нежели до этого.

Аналогия №1 . Свет и вода аналоги таких понятий, как жизнь и смерть. Жизнь и смерть взаимосвязаны, они не могут существовать друг без друга. Жизнь и смерть, по сути, единое понятие, всего лишь показывающее стадии развития одного и того же, бытия, сущности. За жизнью следует смерть, она в свою очередь дает возможность появиться новой жизни. Так же свет и вода в это картине. В пространстве окна их нельзя разделить вообще, они – единое целое, рождают один другого. В пространстве заточения они разделяются, чтобы к одному (свету) тянулись все живые существа, а от другого (воды) он бежали (это подобно жизни и смерти, ибо смерти все страшатся и избегают ее, а жизнь пытаются сохранить и продлить).

Аналогия №2 Столик, который совместно со своей тенью на поверхности воды являются аналогом алтаря. Столик подобно алтарю имеет трехчастную структуру, в верхней части представлены «дары» (жертвоприношение на жертвеннике), на данный «алтарь» падает свет, что позволяет ему быть принятым Божественным светом.

Аналогия №3 Если обращаться к «дарам» на жертвеннике, то на нем выделяется аналог Плоти и Крови Христовой – хлеб и чаша. Во-первых, сам хлеб являет собой аналог Плоти; во-вторых, он надломлен, что свидетельствует о какой-то жертве; в-третьих, сам факт того, что он приносится в жертву и лежит на «алтаре». Аналог Крови Христовой выстраивается с помощью подобной логики.

Аналогия№4 Женщина представлена стоящей на овчине, что в свою очередь может выступать аналогом Агнца, но это следует даже из символики изображения Агнца, что тоже указывает на жертву.

Итак, представленные аналогии указывают на жертвенность момента, т.е. чтобы получить Спасение надо чем-то пожертвовать. Кроме того, представление сообщает нам о пути к Спасению – только приняв Христа, через причащение можно спастись

Аналогия №5 Женщина, как женственное, нежное, чистое создание, аналог изначально чистой, нежной человеческой души.

Аналогия №6

Но женщину можно рассмотреть, как отдельно от всего, так и совместно с ее тенью. Женщина представлена в мертвой неподвижности, тень же напротив – энергично исходит от нее. Но границы между женщиной и ее тенью не видно, видно лишь, что умирающая женщина дает жизнь своей тени, будто ее душа уходит в эту тень, будто ее душа и есть эта тень. Именно подобное отношение тела и души в человеке имеет место быть по очень многим представлениям.

Аналогия №7 Стены помещения заточения являются аналогом человеческого тела, жалкой храмины, где заключена нежная и чистая душа. Аналогия подтверждается: во-первых, здание, как таковое, во все века понималось как символ тела человеческого (это так же как экстерьер храма выступает аналогом тела человеческого). Во-вторых, данное пространство, если его умозрительно достроить является кубом – что в свою очередь знак земного и тельного. В-третьих, стены помещения покрывают (в какой-то мере и защищает) его «внутренности» от внешнего мира.

Вывод: через понятия жизни и смерти, далее через алтарь, жертвоприношение и персонажа отдающего себя в жертву мы приходим к идее спасения души и видим момент этого спасения, перехода.

Метод «идеализация»

Идеализация – это мысленное включение изображенного в картине в процессы, которые бы могли предшествовать живописному представлению и могло бы последовать после него с целью более точного изучения представлению

«Идеализация» - абстрагирование о представленном, с целью достраивания изображенных на картине мгновений до процессов которые предшествовали изображенному событию и более глубокое понимания происходящего.

Придание представленному мгновению процессуальной длительности, наделение его качеством жизненной продолжительности. Метод позволяющий достроить элементы действия, изображенного в произведении

Мы видим, что помещение, где находится женщина, использовалось в качестве места заключения не в первый раз. Стены обшарпаны, местами видна кирпичная кладка. Но мы также видим, что женщина находится в заточении не вечно, что еще совсем недавно она ходила в своем богатом платье совсем в других интерьерах, подобающих ее статусу, ибо платье ее хотя и порвано местами, но сохраняет прежний лоск.

По виду помещения (решетка на окне, ободранные стены, арестантская утварь, запустение, мрак и сырость) можно заключить, что это каземат, камера. И не трудно представить, что было с этим помещением до изображенного момента времени – оно выполняло свою прямую функцию, в нем содержали преступников. Оно будет и дальше выполнять свою функцию.

«Знатная женщина». Она до сего момента явно «вращалась» в «высшем свете» - о чем может говорить как ее вид (платье богатой и знатной женщины), так и знания о том, кем являлся исторический персонаж – княжна Тараканова.

Однако мы видим, что для женщины все вот-вот закончится. Она ждет смерти, как неизбежности. Еще произведение представляет человека, который в прошлом совершил проступок, преступление, другими словами согрешил перед людьми или Богом (об этом свидетельствует ее настоящее положение, ибо если б она ничего противозаконного не совершила, то не попала бы в такое положение). А раз она совершила проступок, то для прощения ей надо заплатить муками за это, то есть необходимо пострадать, что она в представленном моменте и делает.

Произведение раскрывается перед нами в новом свете: оно не оставляет нам сомнений по поводудальнейшей судьбы женщины: она вот-вот умрет, но через свои страдания и мучения она заслужит прощенья и избавления от окружающей ее гнетущей обстановки.

Метод «экстраполяция»

Экстраполяция – это перенос информации об изображенном событии на иные предметные области с целью получения дополнительных знаний, как об элементах художественного представления, так и о представлении в целом.

Суть данного метода состоит в том, чтобы корректно соотнести и даже перенести изображенное в произведении на историческую, мифологическую, религиозную и пр. обстановку. Это делается с той целью, чтобы более шире раскрыть изображение. Этот метод нацелен на обращение совсем к другим областям знания, которые лежат за пределами произведения.

Здесь можно экстраполировать изображенное на христианское учение. По этому учению спасение обретается через принятие жертвы Христа (не даром женщина стоит на овчине – Агнце, а хлеб и чаша (Его Плоть и Кровь) находятся рядом на столике).

Так же, можно обратить к легенде о «Княжне Таракановой». Которая, в вкратце, рассказывает нам о том, что существовали и настоящая княжна, которая не показывалась в «высший свет» до 40 лет, а потом и вовсе была пострижена в монахини и умерла в монастыре; и авантюристка (в данном случае стоит обращаться к самой известной из 30), которая путешествовала по Европе и представлялась настоящей княжной, а после была выманена в Россию и арестована, ее посадили в палаты, но главное, что она до последних своих дней не созналась в том, что она не княжна, да и сама в это верила.

Экстраполяция на христианское учение позволяет утверждать, что спасение возможно только путем принятия Жертвы Умилостивления за грехи наши, только благодаря этому можно получить прощение от Бога. Но не только о Христе кА о жертве идет речь. В Библии постоянно подчеркивается незначительность, бренность, несовершенство плоти и провозглашается призыв к жертвованию своим бренным телом ради Христа, Веры, Церкви, друзей и т.п. Другими словами идет поощрение жертвы тела ради спасения души. Таким образом, произведение являет еще пожертвование женщиной своего тела ради свершения спасения.

Метод интерпретация

Интерпретация – это раскрытие значения, как отдельных художественных знаков картины, так и знаковых совокупностей

Интерпретация есть обобщение разъяснение и истолкование результатов, полученных с помощью таких метондов как наблюдение, измерение, формализация, анализ, аналогия, идеализация, экстраполяция.

Разъяснение исходных положений какой-либо формальной системы с помощью содержательной системы, исходные положения которой определяются независимо от формальной системы. Другими словами это поиск соответствия между формальными утверждениями и некоторыми содержательными утверждениями. Метод, который собирает в себе знания полученные с помощью др методов и объясняет их.

Получается система, которая отсылает нас к идеи Спасения. Что может рассматриваться на примере «заточения» Души в Теле, которая в свою очередь, принимая «жертву Христа», освобождается или, по крайней мере, делает шаг к освобождению. Данная идея выражается через первичное изображение сцены заточения знатной женщины.

Метод «индукция».

Индукция — (от лат. «наведение») это способ исследования заключающийся в получении обобщенного знания об изображенном на картине событии на основе интерпретации признаков, присущих ряду персонажей представления.

Другими словами, это выделение общих черт группы изображенных предметов, а на основании этих общих свойств, смысловое объединение этих персонажей, которое позволяет истолковать содержание произведения. Целью индукции является получение общего представления о том, что же изображено на картине (суть изображения).

Первый индукционный шаг:

Понятие «на грани» в произведении встречается не один раз.

Начинается все с наиболее общего: помещение, в которое помещена женщина, находится «на грани» затопления водой, льющейся через окно; само оно «на грани» разрушения;

женщина «на грани» жизни и смерти; она же грань между светом, падающим на нее и тенью, падающей от неё;

платье женщины на грани: оно обветшало.

крыса, выбирающаяся из воды на кровать, «на грани» «воды» и «суши»;

овчина, на которой стоит женщина, «на грани» воды и кровати;

ГРАНЬ, граница, сторона, рубеж, пограничная линия, черта, стык, предел.

НА, сверху, на поверхности.

Второй индукционный шаг:

ЛОМАНЫЙ, изломанный, зигзагообразный, неправильный.

ЛОМАТЬ, изламывать, переламывать, отделять, разбирать, коверкать, корежить, разрушать, уничтожать, изменять.

Женщина, овчина, алтарь с надломленным хлебом.

третий индукционный шаг:

ЕДИНСТВО, объединение, единое целое, целостность, цельность, неразделимость, неразрывность, парность.

ПАРЫ, чета, два

свет и тьма, вода и «суша», жизнь и смерть, ткань: грубая овчина и атлас и бархат платья, душа и тело.

ЕДИНСТВО И БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ - один из основных законов

диалектики, раскрывающий источник самодвижения и развития объективного

мира и познания. Исходит из положения, что основу всякого развития

составляет противоречие - борьба (взаимодействие) противоположных сторон и

тенденций, находящихся вместе с тем во внутреннем единстве и

взаимопроникновении

Четвертый индукционный шаг:

ЖЕРТВА, пострадавший, жертвоприношение, самопожертвование, жертвовать (отдавать, приносить в дар, поступаться, отказываться от чего-либо, не щадить кого-чего, отрывать от себя, возлагать на алтарь)

овчина, женщина, агнец-жертва, надломленный хлеб и чаша на столе.

Пятый индукционный шаг:

АЛТАРЬ, жертвенник.

ДАР, подарок.

ДАРИТЬ, подносить, преподносить в дар, награждать.

Столик в данном произведении представлен в виде алтаря (трехчастное строение) с возложенными на него дарами. Которые несут собой намек на Евхаристию.

Шестой индукционный шаг:

СПАСЕНИЕ, выручка, вызволение, избавление от грозящей беды.

СПАСАТЬ, выручать, вызволять, от грозящей беды: ограждать, защищать, уберегать, сберегать, избавлять, предохранять, сохранять, хранить.

СПАСАТЬСЯ, уберегаться, избегать чего-либо, избавляться, защищаться.

Душа женщины спасается от мук заточения через физическую смерть;

Женщина находит свое спасение. Крысы пытаются спастись. Надломленный хлеб и чаша свидетельствуют о возможности спасения. Вода и свет, заполняющие помещение, вынуждают всех спасаться, бежать от воды к свету.

Таким образом, представлена сцена спасения. Изломанный окружающими событиями человек путем пожертвования собственной плотью и принятия жертвы Христа стремится к обретению спасения и освобождения, так всеми желанного.

«Синтез».

Синтез — (от греч. «соединение», «составление») это мысленное соединение частей представления, расчлененного в процессе анализа, установления взаимодействия и связей персонажей друг с другом. Прямой синтез — от единичного к общему.

Другими словами, в ходе анализа произведение было разделено нами на составные части, теперь же мы будем собирать их воедино, обращая особое внимание на их связи и взаимодействия.

Взяв за основу пять индукционных шагов, сделанных нами, мы начинаем просматривать их связь и взаимодействие:

От состояния «на грани», в котором пребывают персонажи, мы переходим к их «ломанности», но при этом через нее демонстрируется неразрывность парного их существования, отчасти противоборства, в итоге которого имеет место жертва, жертвенность, которая является даром, возложенным на алтарь, таким образом мы приходим к идее спасения.

Через состояние «на грани» нам явлена природа человека, его деформация, изменчивость и двойственность.

Двойственность явлена во всем, как в целом так и в частном. Спасение женщины двуаспектно: душа спасается путем принятия в себя Христа (через обряд Евхаристии, через хлеб и чашу на алтаре), тело же спасается инстинктивно, неосознанно, бессознательно, взобравшись на кровать (что роднит его с инстинктом самосохранения крысы, которая тоже спасается от воды на кровати). И оба этих аспекта противоположны по своей сути и значению, как в этом же произведении вода и свет, душа Спасается для Вечной Жизни, презрев все материальное, а тело спасается инстинктивно, потому что так надо, это в его природе.

Произведение демонстрирует победу духовного над физическим, вечного над тленным, бесконечного над конечным и указывает путь к Спасению через принятия в Христа в себя, тем самым предлагая обратиться к себе, к своей душе и сделать выбор.

Итак, суммируя все вышесказанное, произведение представляет человека, как существо страдающее, провинившееся перед Богом и заслуживающее наказание, но при этом стремящееся к спасению и воссоединению с Богом, при этом картина говорит о реальности обретения этого спасения через принятие жертвы Христа и необходимый для этого отказ от плоти и плотской жизни. Картина призывает зрителя к подобному самоотречению, приводя пример обретения спасения из казалось бы совсем безвыходной ситуации.

Приложение 1:


Приложение 2:

Приложение 3