Главная              Рефераты - Культура

Христианство в России - реферат

Введение

Россия – христианская страна с очень богатой культурой. Появилась возможность расширить познания в этой области, поэтому я выбрал столь интересную для меня тему.

У нас дома очень хорошая библиотека. Одна полка занята христианской литературой, но у меня никогда не было свободного времени, да и особого желания познакомиться с этими книгами. Родители дали мне начальное музыкальное образование , приучали читать книги и с детства внушали: « Каждый культурный человек должен изучать историю своей страны и своего народа».

Задание по работе над рефератом дало мне возможность познакомиться с темой культуры христианства, изучить ее глубже и стать более образованным человеком.

В своей работе я рассматриваю развитие культуры христианства в периоде от его возникновения (начало I века) вплоть до середины XX века. Наиболее ярко христианство в этот отрезок времени отражено в религиозной литературе, архитектуре, музыке, живописи. Эти ценности не потеряли своей актуальности, привлекательности, красоты и в наши дни.

В своем реферате я отражаю огромное влияние религии на развитие всех видов искусства, а следовательно, культуры и сравниваю культуру христианства с другими культурами и религиями мира – буддизмом и исламом.

Для меня, впрочем, как и для других патриотов России, очень важно, что возрождение России связано с культурой, поэтому равнодушных к этой теме не должно быть.

Тема эта обширная, литературы у меня много, но я ограничен рамками реферата и поэтому не смог отразить народной и светской культуры как этого заслуживает столь важная и объемлющая работа, но к самому важному я прикоснулся и от этого стал духовно богаче.

3

Гл. 1. Связь религии и культуры.

Христианство – одна из трех мировых религий ( наряду с буддизмом и исламом), названная по имени ее предполагаемого основателя – Христа. Христианство возникло в начале I века в Палестине, в IV веке стало господствующей религией Римской империи. Христианизация Древней Руси началась с 988 года – года крещения Руси.

В основу христианской религии легла вера в искупительную миссию Иисуса Христа, в его второе пришествие, которое должно состояться в будущем, в страшный суд, в небесное создание и установления царства божьего. Христианство родилось в античном мире в ту пору, когда эта первая европейская цивилизация практически исчерпала возможности для дальнейшего прогрессивного развития, когда глубокий духовный кризис охватил все слои общества от самых низов, подавленных и угнетенных рабов и жителей завоеванных окраин, до состоятельных и образованной верхушки. Сущность стремлений и надежд, которые возлагались на новую религию в античном мире, существенно отличалась у разных слоев: у измученных гнетом низов – надежды на скорое пришествие божественного спасителя – мессии, на скорую и по возможности близкую реальности перемену, включая избавление от страданий и угнетения, у более обеспеченных и привилегированных групп – на утешение и успокоение чисто духовного свойства. Характерно было всеобщее обращение за мистическим, иллюзорным утешением в условиях, когда общество изверилось в возможность реального переустройства.

Христианская культура – один из способов организации общества, в основе которого лежит христианское мировоззрение. Изучение истории религии основано во многом на изучении религиозных памятников и является убедительным примером связи религии и культуры. Проблема соотношения культуры и религии всегда вызывала большой интерес у мыслителей. Взрыв общественного интереса к этой теме в настоящее время не случаен: именно с культурой многие связывают возрождение России, а, в свою очередь, возрождение культуры – с религией. Под

4

религиозными памятниками мы подразумеваем прежде всего культовые памятники: памятники религиозного искусства (живописи, музыки), религиозной литературы, архитектуры, создатели которых преследовали культовые цели.

5

Глава 2. Литературно – письменные памятники.

История культуры сохранила немало письменных религиозных памятников, среди которых важнейшие Веды, Коран, Библия.

Веды ( «священное знание» с санкрита) – древнейший памятник индийской религиозной литературы, складывавшейся на протяжении многих веков

( конец II – начало I тысячелетия до н. э.).

Веды состоят из четырех сборников:

Ригведа – гимны мифологического и космологического содержания;

Самаведа – песнопения, повторяющие тексты Ригведы и дополняющие их ритуально – обрядовыми наставлениями;

Яджурведа – описание ведических ритуалов, правил, совершения жертвоприношений;

Атхарваведа – магические заклинания и формулы.

На их основе сложилась ведическая религиозная традиция, многие образы и философские концепции которой вошли впоследствии в такие религиозно- философские системы, как брахманизм, индуизм, джайнизм, буддизм.

Коран – ( чтение, декламация- араб.) – памятник арабо – мусульманской и мировой культуры. Согласно преданию составление и редактирование Корана начато под наблюдением первых арабских халифов с привлечением записей, сделанных при пророке Мухаммеде.

В Коране есть рассказы о происхождении и устройстве мира, сотворении человека; большое место занимают положения социально – правового характера.

Что касается христианской культуры, то здесь важнейшим памятником является Библия, созданная в I тысячелетии до н. э. Книга под названием « Библия » имеет подзаголовок « Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета», который показывает, что это не единая книга, а собрание книг; их насчитывается 77 ( вместе с

неканоническими книгами Ветхого завета).

Ветхий Завет – первая часть Библии, рассматриваемая иудаизмом и христианством как Священное Писание, – содержит 39 книг, признаваемых

6

каноническими. Кроме того, в Ветхом Завете имеется еще 11 книг, не признанные каноническими. Новый Завет – это часть Библии, почитается в качестве священного писания христианами. Название связано с учением о Новом договоре (древнерусское «завет» – договор) Бога с людьми через Иисуса Христа, состоит из 27 книг: Евангелия (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна), Деяния апостолов, 21 Послание апостолов, Откровения Иоанна Богослова, Апокалипсис.

Содержание текста Библии многообразно и весьма разнородно. Отдельные ее части были написаны в разное время, они появлялись постепенно на протяжении целого тысячелетия. Первоначальный текст Ветхого Завета был написан на древнееврейском языке, а первоначальный текст Нового Завета – на древнегреческом.

Библия, как и другие религиозные памятники, по – разному оценивается людьми: одни считают их священными, другие полагают, что это лишь замечательные культурно – исторические памятники, созданные людьми в определенных исторических условиях. В любом случае следует признать, что они сложны, многоаспектны, в них содержится огромнейший познавательный материал.

7

Глава 3. Архитектура.

Кроме литературно – письменных, мировые религии располагают и другими памятниками: культовые здания ( храмы, церкви, монастыри, мечети), живопись ( иконы, фрески, миниатюры), музыка, праздники, обряды и т.д.

Многие религиозные памятники одновременно являются достижениями мировой культуры. В их создании участвовали гениальные архитекторы, художники, иконописцы, композиторы. Тем самым религия оказала огромное влияние на развитие всех видов искусства, а, следовательно, культуры вообще.

На всем протяжении исторического развития человечества создано огромное количество разнообразных типов сооружений, являющихся архитектурным наследием различных эпох и народов. В феодальном обществе церковь являлась наивысшим обобщением и санкцией существующего феодального строя, и в эпоху Средневековья огромное значение имели культовые здания, церкви, соборы, аббатства – в Западной Европе, мечети, минареты – в странах мусульманского Востока.

Важный этап в развитии архитектуры – зодчество Византии, в столице которой, в Константинополе, создавались грандиозные сооружении: храмы, дворцы в целях укрепления нового государства и прославления государственного культа. Зодчие Византии создали самобытный стиль в архитектуре, особенно в церковных сооружениях, крупнейшим из которых был храм Софии в Константинополе.

В странах феодального Ближнего Востока, а также в Испании, находившихся в зоне арабской экспансии, сложились своеобразные типы культовых сооружений, отражающих черты национальной культуры и мусульманского культа – мечети, мавзолеи, караван – сараи. Интереснейшим памятником такой архитектуры является мавританская мечеть в Кордове ( Испания).

Своеобразные архитектурные типы буддийских и брахманских культовых зданий были созданы в Индии: хранилище реликвий – ступа, пещерные и надземные храмы – чайшья, монастыри – вихара, высокие башнеобразные храмы – шикхара и вимана.

Из культовых памятников романского стиля во Франции известны собор в аббатстве

8

Клюни, церковь Святого Стефана в Канне, церковь Сен – Сернень в Тулузе. Наиболее значительные памятники романской архитектуры в Италии собор в Пизе, церковь Сан – Миниато во Флоренции.

Выдающимися памятниками церковной готической архитектуры являются созданные в XII – XIX в. соборы Нотр – Дам и Сен – Шапель в Париже, церковь аббатства Сен – Дени и др. В эту эпоху ведущим был готический стиль не только во Франции, но и в других странах. Так в Германии это соборы в Кельне, Ульме; в Англии – собор в Линкольне, в Италии – собор в Милане. В каждой из этих стран готика имела национальные отличия.

Мировое значение имела итальянская культовая архитектура. В эпоху Раннего Возрождения архитектура порывает с образами и формами готики.

Ф. Брунеллески собор Санта – Мария дель Фьоре во Флоренции увенчан куполом. Все его творчество ( церкви Сан – Лоренцо, Сан – Спирито, капелла Пацци и др.) отличаются ясными и жизнерадостными образами. Крупнейшим архитектором Высокого Возрождения ( первая половина XVI в.) был Д. Браманте, построивший в Риме небольшой храм Темпьето и дворцы Ватикана. Им был создан и проект грандиозного собора Святого Петра (Рим). Его преемниками были Рафаэль и Микеланджело, продолживший строительство собора Святого Петра. При Микеланджело собор был возведен до купола, завершили строительство позже по его чертежам.

Одно из ведущих мест в мировом архитектурном наследии культовых памятников занимает русская архитектура. Русским народом создан ряд самостоятельных архитектурных школ и стилей.

Наиболее значительный памятник эпохи Киевской Руси – собор Софии ( XIв.)

имевший 13 глав, расположенных пирамидально. Такая архитектура подчеркивала идею могущества (мощи) и независимости государства.

Строгие объемы характерны для новгородских храмов – собора Софии ( середина XI в.), церкви Спаса Нередицы (конец XIIв.). Суровая простота наружного облика и богатый интерьер, замечательная фресковая роспись характеризуют их.

9

Выдающимися памятниками и русского и мирового зодчества являются церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский и Успенский соборы во Владимире (XII в.). Эти соборы – прямые предшественники монументальных памятников – храмов Москвы. Развитие русской архитектуры, задержанное в XIII веке нашествием татаро – монголов, пришло к новому подъему в XV в. В это время центром строительства стала Москва.

В XIV – XVI в. создается новый Кремль с монументальными храмами и одним из величайших архитектурных ансамблей – Успенским собором. Главной вертикальной осью Кремлевского ансамбля стала колокольня Ивана Великого (1600г).

В селе Коломенском в 1532 году был сооружен один из прекраснейших памятников русской архитектуры – храм Вознесения, увенчанный высоким каменным шатром.

В 1555 – 1560 гг. в честь взятия Иваном Грозным Казани в Москве был построен Покровский собор, что на рву – собор Василия Блаженного

( зодчие Барма и Постник).

В XVII в. московские зодчие создают ансамбль укрепленных монастырей – Новодевичий, Донской, Троице – Сергиев, Кирилло – Белозерский, Иосифо – Волоколамский, кремли в Ростове Ярославском, Туле, Коломне, Смоленске и других. Это выдающиеся образцы русского архитектурного ансамбля, органически связанного с окружающей средой и включающего оборонительные, религиозные, жилые постройки.

В конце XVII в. в Москве строятся многоярусные церкви с богатым декоративным убором, характерным сочетанием красного кирпича и белокаменных деталей (московское или нарышкинское барокко) – церковь Покрова в Филях, трапезная в Троице – Сергиевой лавре и др.

В XVI – XVIII вв. были созданы такие шедевры русского деревянного зодчества, как церкви в Кондопоге, Кижах, Варзуге.

В XVIII – XIX вв .храмы, соборы создавали выдающиеся русские архитекторы:

10

В.И.Баженов ( колокольня и трапезная церкви Всех Скорбящих, Москва, Б. Ордынка), М.Ф. Казаков ( церковь Филиппа Митрополита, церковь Вознесения на Гороховом поле, церковь Косьмы и Дамиана, Москва), А.Н.Воронихин ( Казанский собор, С – Петербург).

11

Глава 3. Музыка.

Религия оказала огромное влияние на развитие музыки. Религиозные сюжеты послужили основой для создания многих произведений светской музыки (оперной, симфонической). Главным центром музыкального профессионализма вплоть до XVII в., до начала Нового времени, была церковь.

Раннехристианская музыка формировалась в тесной связи с традициями иудейской, египетско – сиро – палестинской, позднеантичной культур.

Складывались различные музыкальные жанры, развивалась теория музыки, методика ее преподавания. В числе церковных песнопений – псалмодия , литургия , всенощная.

Раннехристианское пение было одноголосным. Со временем в богослужебном пении запретили участие женщин, до конца I – го тысячелетия не использовались музыкальные инструменты.

Разделение церкви на Западную, католическую, и Восточную православную, официально было закреплено в 1054 г. Возник ряд местных центров католицизма со своими вариантами литургии. Постепенно все религиозные традиции были вытеснены римским хоралом ( григорианское пение). Все песнопения делились на две группы: месса (главное богослужение католической церкви) и оффиций (служба суточного цикла). До IX в. католическое церковное пение было одноголосным. В IX– XIII вв возникли различные формы многоголосия.

Реформация XVI в привела к возникновению автономных протестанских церквей, которые функционировали наряду с папской католической церковью.

Вторая половина XVI – начало XVII в. рубеж в развитии церковной музыки, связанной с творчеством итальянских композиторов.

Классическим образцом римской школы, олицетворяющим строгий церковный стиль, было творчество Д.П. Палестрины ( 1525 – 1594г). Новый концертный стиль сложился в Венеции, где звучали многохорные композиции с богатым инструментальным сопровождением А. Вилларта ( 1485 – 1562г) и его учеников и последователей – К. де Роре ( 1515 – 1565г.) К. Меруло ( 1533 – 1604г.).

12

На рубеже XVI и XVII веков церковная музыка испытала влияние нарождающегося оперного стиля – в церковных композициях появился генерал – бас, сольное ариозо, речитативное пение, усилилась роль инструментального начала. Вершина церковной музыки в начале XVII в. – творчество К. Монтеверди ( 1567 – 1643 г.), особенно его «вечерня девы Марии». В XVIII начале XIX в.в. под влиянием развития оперы и симфонии происходила драматизация и симфонизация церковных жанров, утрачивалась богослужебная функция, и церковная музыка становилась самостоятельным концертным произведением.

Вклад в создание церковной музыки внесли композиторы венской классической школы. Особенно значительны мессы И.Гайдна, Реквием В.А. Моцарта, «Торжественная месса» Л. Бетховена, мессы Ф. Шуберта, Р. Шумана, Г.Берлиоза. В XIX веке началось движение против засилья в церковных композициях оперно –концертного стиля и возрождения строгой полифонии римского хорала. Эти тенденции проявились в Реквиеме и поздних произведениях Ф. Листа (1811–1886 гг.). Церковная музыка получила развитие на Руси вместе с принятием христианства в конце X в. По системе жанров песнопений она была, как и византийская, исключительно вокальной ( тропарь, кондак, канон, величание).

В XI – XVII в.в. в древнерусской церковной музыке главенствовал знаменитый распев. В XVI в. певческая культура пережила время подъема, появились новые распевы и многоголосное пение. Развитию хорового пения способствовали два хора: государевых певчих дьяков и патриарших певчих дьяков. На их основе была создана придворная капелла в Петербурге и Синодальный хор в Москве.

С середины XVII века распространилось многоголосное пение с количеством голосов от 3 до 12 ( в единичных случаях – с 16, 24 и даже 48).

Во второй половине XVIII века М.С. Березовским и Д.С. Бортнянским был создан классический тип русского духовного концерта.

Монументальными новаторскими произведениями церковной музыки стали «Литургия» и « Всенощная» П.И. Чайковского. Вершина развития церковной музыки конца XIX – начала XX века « Литургия Иоанна Златоуста» и

13

« Всенощное бдение» С.В.Рахманинова.

В XX веке в музыкальных церковных жанрах работал Игорь Стравинский. Им созданы « Месса», « Священное песнопение», « Заупокойные песнопения»,

« Симфония псалмов».

14

Глава 4. Живопись.

Памятниками религиозной культуры являются иконы – изображения Иисуса Христа, богоматери и святых, которым приписывается священное значение. Широкое распространение иконопись получила в Византии, в период от античности к Средневековью, обусловивший исчезновение одних и появление других форм и жанров изобразительного искусства. Важную роль начинает играть искусство, связанное с церковью, - прежде всего иконопись. Одна из первых икон византийской иконописи – « Сергий и Вакх» (VI век).

К константинопольской школе иконописи относится икона, отличающаяся глубиной человеческих чувств - « Владимирская богоматерь» (XII век), в настоящее время находится в Третьяковской галерее.

Русские иконописцы испытывали влияние традиций византийской и греческой живописи, однако они своеобразно претворяли их в культуре. Творения Феофана Грека, Андрея Рублева и других художников как памятники религиозной культуры имеют мировое значение. С их именами связано создание на рубеже XIV – XV веков в Благовещенском соборе Московского Кремля высокого иконостаса, который стал смысловым и декоративным центром церковного интерьера.

Иконы иконостаса Благовещенского собора, « Троица» Андрея Рублева, иконостас Троицкого собора Троице – Сергиевой лавры, икона « Никола», икона « Борис и Глеб» ( в Третьяковской галерее) и др.- подлинные шедевры не только древнерусской, византийско – славянской религиозной культуры, но и мировой культуры.

Огромный вклад в религиозную культуру внесли художники эпохи Возрождения, ибо сюжетами их произведений продолжали оставаться библейские темы. Джотто ди Бондо (1266 – 1337), с именем которого связано начало новой эпохи в живописи, принадлежат росписи в церкви Санта Кроче, фрески «Страшный суд»,

«Благовещение», «Поцелуй Иуды» в капелле дель Арена в Падуе и др.

Творчество итальянских художников сравнительно короткого по времени золотого века Возрождения пронизано верой в творческие силы человека, его

15

высокое предназначение.

Художники обращаются к проблемам гражданской ответственности, высоких нравственных норм, гармоничного развития человека. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело создали величайшие произведения, в которых через религиозную тему раскрыли вечные человеческие вопросы – любви и ненависти, преданности и предательства, самоотверженности и корыстолюбия. Эта «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, отражающая реакцию 12 апостолов Христа на его слова: «Истинно говорю вам, один из вас предаст меня», «Сикстинская мадонна» Рафаэля, где передан трагизм молодой матери, отдающей сына – бога во искупление грехов человеческих; «Сотворение мира» и «Страшный суд» (Сикстинская капелла в Ватиканском дворце) Микеланджело, в которых воплощены торжество и трагизм человеческого рода.

Замечательные произведения – памятники религиозной культуры оставили человечеству А. Ван Дейк (1599 – 1641) «Распятие св. Петра», « Отдых на пути в Египет», « Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист»; Альбрехт Дюрер (1471 – 1528) «Мария с младенцем», «Четыре апостола», «Поклонение Троице»,

«Поклонение волхвов»; Рембрандт (1606-1669 ) «Снятие с креста», «Христос, исцеляющий больных», «Святое семейство»; Пауль Рубенс (1577 – 1640) «Водружение креста», «Страшный суд». Не может считаться культурным человек, если он не знает авторов «Сикстинской мадонны», «Тайной вечери», не знает имени Баха, написавшего «Страсти по Матфею», хоралы, не знает Андрея Рублева – автора иконы «Троица», не знает А.А.Иванова, создавшего монументальное полотно «Явление Христа народу», основная идея которого – надежда на духовное возрождение человечества.

16

Заключение.

Во все времена вклад религии в развитие общемировых духовных ценностей был огромным, однако явление культуры было шире и богаче самой религии. Эти общемировые ценности не должны сводиться лишь к религиозной культуре – наряду с ней всегда существует народная, светская культура.

В результате работы над рефератом мои познания стали намного шире в области становления религиозной христианской культуры.

Я горд за свою страну с такой богатейшей культурой и ее ценностями. Могу теперь многое рассказать непосвященным о богатстве духовных ценностей своей Родины, которой очень горжусь.

Думаю, что все ценности созданы для того, чтобы поколения людей познавали, изучали их и становились добрее и культурнее, таким образом, стремились быть лучше, и как говорит моя мама: «Истинно культурный человек не способен творить зло», а значит, мир будет светлее и чище.

17

Список использованной литературы.

1) «Культурология» – Энциклопедический словарь. [Текст] К.М. Хорунженко [и др.];

Ростов на Дону : « Феникс», 1997г. – 640с. С.529.

2) Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии, [Текст] – М.: Высшая школа, 1985г. – 287с.

3) Маркова А.Н. История мировой культуры, [Текст] – М.: «ЮНИТИ» 1995г. – 224с. с.184-195.

4) « Христианство» – Словарь. [Текст] – М.: «Республика» 1994г. – 559с. с.512.

5) « Христианство: античность, Византия, Древняя Русь». [Текст] Г.Л. Курбатов, Э.Д. Фролов, И.Я. Фроянов; Лениздат. 1988г. – 334с. стр.9 – 10.

18

Оглавление.

Введение. ……………………………………………………………………………..стр. 3

Гл. 1. Связь религии и культуры…………………………………………………………4

Гл. 2. Архитектура………………………………………………………………………...6

Гл. 3. Музыка……………………………………………………………………………..12

Гл. 4. Живопись…………………………………………………………………………..15

Заключение ………………..……………………………………………………………..17