Главная              Рефераты - Культура

Развитие скоростно-силовых способностей футболистов 12-13 лет на учебно тренировочных занятиях - реферат

Министерство образования и науки Российской Федерации

Департамент образования, культуры и молодежной политики

Белгородской области

Государственное образовательное учреждение среднего

профессионального образования

«БЕЛГОРОДСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Отделение физической культуры

Предметно-цикловая комиссия спортивно-педагогических дисциплин

ЧУЙКОВ ЮРИЙ СЕРГЕЕВИЧ

студента группы 42 ФК

Развитие скоростно-силовых способностей футболистов 11-12 лет на секционных занятиях

Выпускная квалификационная работа

по специальности 050720.52 – Физическая культура

Квалификация – учитель физической культуры

Научный руководитель:

преподаватель

А.В. Носков

Работа защищена

____________________ г.

с оценкой _________

Председатель комиссии

___________________________

Белгород 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Актуальность. В современной системе подготовки футболистов достаточно внимания уделяется в работе с юными спортсменами. Очень много информации и материалов разработаны по проблемам обучения техническим приемам и тактическим навыкам. Постоянно возрастает спрос на футболистов подготовленных, физически развитых, способных выдерживать длительные физические нагрузки, показывать стабильность проявления физических качеств на протяжении всего сезона. Подготовка таких спортсменов требует высокой концентрации, владения системой подготовки отвечающей всем требованиям тренировочного процесса. Тренировочный процесс должен в полной мере удовлетворять потребности занимающихся в гармоничном физическом развитии, должен быть грамотно спланированный, системно организованный, направленный на повышение работоспособности, улучшение функциональных возможностей организма, совершенствование технических приемов для данного вида спорта. Футбол это игра которая по своему накалу не уступает не каким видам спорта .выбранная нами тема о применении специальных упражнений для развития скоростно-силовых способностей, по нашему мнению наиболее остро востребована в системе подготовки юных футболистов ДЮСШ, Спец- Классов футбола где организация правильно построенного процесса позволит наиболее полно удовлетворить потребности современного спорта в полноценных гармонично развитых и физически готовых спортсменов, для выполнения высоких тренировочных и соревновательных нагрузок, в командах спортивного мастерства.

Объект исследования- процесс развития скоростно-силовых способностей футболистов 11-12 лет на учебно тренировочных занятиях

Предмет исследование –процесс воздействия физических упражнений направленных на развитие скоростно-силовых качеств футболистов 11-12лет

Цель работы – совершенствование методики развития скоростно-силовых качеств и у футболистов 11-12 лет занимающихся на учебно тренировочных занятиях.

Задачи работы:

1) Изучение состояния вопроса по данным литературных источников.

2) Разработка экспериментальной методики тренировки направленной на повышение эффективности учебно-тренировочного процесса.

Гипотеза – Предполагается, что применение физических упражнений скорстно-силового характера в в учебно-тренировочной программе футболистов 11-12 лет, позволит качественно повысить уровень их скоростно-силовых способностей.

I. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

1.1. Анатомо-физиологические и психологические особенности подростков 11-13 лет

Для современного футбола необходимо постоянное совершенствование квалификации спортсменов. Вместе с тем, как отмечает П.Н. Казаков, повышение спортивного мастерства футболистов различной квалификации находится в прямой зависимости от планомерного и качественного обучения игре. Таким образом, только в результате использования эффективных методик обучения и тренировки с учетом закономерностей возрастного развития систем организма можно в полной мере решить задачу подготовки футболистов высокого спортивного мастерства[8].

Успех учебно-тренировочной работы с занимающимися, зависит от

знания и учета их возрастных психологических особенностей. Это

положение в еще большей степени относится к подростковому возрасту, который В.Н. Мельников считает переломным. Подростковый возраст связан с перестройкой психических процессов, деятельности личности подростка и поэтому требует решительных (хотя и постепенных) изменений в форме взаимоотношений, организации деятельности, руководства со стороны взрослых, в частности, тренера [20].

Подростковый возраст считается более трудным для обучения и воспитания, чем младший и старший возрасты. По-видимому, сам процесс превращения ребенка во взрослого труден, так как связан с серьезной перестройкой психики, изменением условий жизни и деятельности.

Итак, чтобы найти правильные приемы и средства обучения и воспитания подростков, надо хорошо знать своеобразие подросткового возраста, особенности физического и психологического развития. Подростковый период - это период бурного роста и развития организма, когда происходит интенсивный рост тела (за эти годы у девочек максимум роста обычно приходится на 13 лет, у мальчиков примерно на 15 лет), совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета. До 10 лет у мальчиков и девочек темпы роста примерно одинаковые. В 11-12 лет девочки опережают мальчиков в темпах роста. Но уже через 1-2 года мальчики догоняют девочек и сохраняют преимущество в темпах роста до периода зрелости [25].

У подростков отмечаются угловатость и скованность в действиях и движениях. Это объясняется неравномерным физическим развитием: особенно интенсивно происходит рост скелета и конечностей в длину, а грудная клетка в развитии отстает. И только к концу периода полового созревания координация движений становится упорядоченной. Движения

приобретают плавность и гармоничность. Этот результат совершенствования

функций центрального и периферического аппарата движений. В 11-14 летнем возрасте отмечаются высокие показатели скоростных качеств (темпа педалирования, частоты движений, высоты прыжка). К этому же возрасту достигают совершенства отдельные характеристики пространственной ориентировки, например, различение амплитуды и точности движений. Однако без специальной тренировки существенных изменений в развитии этих качеств у девочек после 12-14 лет и у мальчиков после 15-17 лет не наблюдается.

По мнению Фомина Н.А. и Вавилова Ю.Н., в пубертатном периоде интенсивные перестройки происходят во всех составных элементах опорно-двигательного аппарата и системе регуляции его функций. Однако полной морфологической и функциональной зрелости они достигают только к моменту достижения половой зрелости. Следовательно, физические упражнения до наступления половой зрелости должны рассматриваться как факторы не только совершенствования опорно-двигательного аппарата, но и [возможных его расстройств при нерациональных занятиях[26].

Темпы функционального созревания аппарата регуляции движений опережают морфологические перестройки, от которых зависят прогрессивные изменения двигательной функции. Это и позволяет достичь высоких результатов в сложных координационных видах спорта задолго до выступления половой зрелости, иначе говоря, до того, как опорно-двигательный аппарат станет и функционально, и морфологически совершенным.

Наблюдается возрастное несоответствие и в развитии сердечно­сосудистой системы. Сердце в это время значительно увеличивается в объеме, оно становится сильным, работает более мощно, а диаметр Кровеносных сосудов отстает в развитии. Это часто приводит к некоторым (ременным расстройствам кровообращения, возрастному повышению дровяного давления, напряжению сердечной деятельности, следствием чего

являются наблюдающиеся порой у некоторых подростков головокружения,

сердцебиение, головные боли, временная слабость, сравнительно быстрая утомляемость и т.д.

Отмеченные особенности развития сердечно-сосудистой системы, начало интенсивной деятельности желез внутренней секреции (в частности, щитовидной железы) приводят обычно к некоторым скоропреходящим нарушениям в деятельности нервной системы подростка. У него может наблюдаться повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость, что иногда выражается в бурных и резких реакциях типа эффектов. Нервная система подростка еще не всегда способна выдерживать сильные или длительно действующие монотонные раздражители и под влиянием их часто переходит в состояние торможения или, наоборот, в состояние сильного возбуждения. Так могут действовать на подростка обилие впечатлений, сильные нервные потрясения, долгое ожидание волнующего события и т.д. Одни подростки под влиянием этого тормозятся, становятся вялыми и безучастными, сонливыми, рассеянными. Другие - раздражительными, нервозными, начинают нарушать дисциплину, совершать иногда абсолютно несвойственные им (а порой и вообще бессмысленные) поступки, что ставит в тупик учителя, воспитателя.

Самым важным фактором физического развития в подростковом возрасте, по мнению Шабурина А.Л., является половое созревание, начало функционирования половых желез. Начало полового созревания в большой степени зависит от различных факторов: состояния здоровья, перенесенных болезней, питания, режима труда и отдыха, окружающей обстановки и т.д. С этими поправками начало полового созревания у мальчиков можно отнести к 12-1З годам, у девочек - к 11-12 годам. Большинство мальчиков созревает теперь в половом отношении к 15-16 годам, а девочки - к 13-14 годам[33].

В связи с особенностями физического развития следует отметить характерную для подросткового возраста некоторую неуравновешенность

характера, повышенную возбудимость, сравнительно частые, быстрые и

резкие смены настроения. Разумеется, все эти черты не являются неизбежными спутниками подросткового возраста. В хорошо организованных коллективах с твердыми требованиями руководителей и воспитателей картина поведения подростков иная. Но бодрость, жизнерадостность, оптимизм в сочетании активностью делают подростков очень подвижными, шутливыми, импульсивными.

Относительно равномерное развитие детского организма в младшем школьном возрасте сменяется периодом, характеризующимся, прежде всего, значительными физиологическими сдвигами, изменениями в психике. В возрасте 12-13 лет в организме происходит интенсивная перестройка функций желез внутренней секреции, идет значительный рост тела в длину, отмечается быстрый рост сердца, легочной и мышечной ткани. Меняется состояние нервной системы подростков, в их поведении отмечается повышенная нервозность и неустойчивость эмоциональных реакций.

Между приведенными выше физиологическими и психическими изменениями В.М. Волков приводит примеры взаимосвязи, имеющие непосредственное отношение к тренировочному процессу: временные трудности в образовании условных рефлексов; повышенная возбудимость и Эмоциональность; напряжение, появление психической неуравновешенности [4].Выявлены особенности, присущие детям 12-13 лет, которые можно сформулировать следующим образом: детям этого возраста трудно выполнять движения быстро и точно. При установке на точное выполнение они замедляют темп движений, при установке на быстроту - выполняют их не точно; у детей наблюдается стремление как можно быстрее овладеть многими сложными двигательными навыками. При этом часто закрепляется неправильное выполнение движений .[24]. Эффективность тренировочного процесса зависит от своевременности применения различных средств

Тренировочного воздействия и целесообразной дозировки. Своевременность в свою очередь, определяется вступлением замедленного или ускоренного развития физических качеств.

Традиционно к ним относят координационные способности, скоростные и скоростно-силовые качества, выносливость, силу.

Рассматривая возрастное развитие координационных способностей и ловкости, следует заметить, что уже у 11-14 летних их уровень достигает уровня взрослых.

К развитию силы в возрасте 12-13 лет следует подходить строго индивидуально. Это связано с возрастными изменениями сердечно­сосудистой системы. Приспособление к нагрузкам в этом возрасте идет за счет частоты сердечных сокращений. Интенсивный рост сердца опережает рост сосудов. Поэтому у подростков часто повышается кровяное давление:

нагнетательная сила сердца возросла, но она встречает сопротивление со стороны еще относительно узких кровеносных сосудов[26].

Рассмотренные периоды развития физических качеств дают основание считать возраст 12-14 лет как благоприятный для целенаправленного развития физической подготовленности. Отсюда следует, что выполнение специальных упражнений в тренировочных режимах, будет помогать решать задачи обучения техническим приемам и повышения функциональных возможностей организма.

1.2. Характеристика средств и методов развития

скоростно-силовых способностей

Основными методами воспитания скоростно-силовых способностей являются [6]:

Интервальный метод. Этот метод внешне сходен с повторным методом. Но если, при повторном методе характер воздействия нагрузки определяется исключительно самим упражнением, то при интервальном методе большим тренировочным воздействием обладает и интервалы отдыха [5].

Метод повторного выполнения упражнения , характеризующийся выполнением упражнения (определенное количество повторений) через определенные интервалы отдыха (между подходами или сериями), в течение которых происходит достаточное восстановление работоспособности спортсмена. Этот метод для развития скоростно-силовых качеств позволяет избирательно воздействовать на определенные группы мышц человека.

Продолжительность интервалов отдыха определяется двумя физиологическими процессами: изменение возбудимости центральной нервной системы; восстановление показателей вегетативной системы (пульс, давление), связанных с восстановлением дыхания, затратой кислородного долга.

Интервалы отдыха должны быть с одной стороны достаточно короткими, чтобы возбудимость центральной нервной системы не успевала существенно снизиться, с другой стороны достаточно длинными, чтобы более или менее восстановиться. При применении повторного метода

тренирующее воздействие на организм обеспечивается в период утомления после каждого повторения. Этот метод позволяет точно дозировать нагрузку, укреплять опорно-мышечный аппарат, воздействовать на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. [2].

Игровой метод воспитания прыгучести. Однако этот метод обладает существенным недостатком – ограничена дозировка нагрузки. То есть здесь получается, что спортсмен больше применяет это качество, чем его воспитывает. Конечно, есть определенная нагрузка и спортсмен ее получает, если он активно в игре участвует. Следовательно, этот метод зависит от самого же человека – насколько он активен в игре.

В последнее время нашел применение метод круговой тренировки, который можно проводить по методу повторных упражнений. Метод круговой тренировки обеспечивает комплексное воздействие на различные группы мышц. Упражнения подбирают таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в себя новую мышечную группу, позволяла значительно повысить объем нагрузки при строгом чередовании работы и отдыха. Подобный режим обеспечивает значительный прирост функциональных возможностей систем дыхания, кровообращения, энергообмена, но в отличие от повторного метода возможность локально направленного воздействия на определенные мышечные группы здесь ограничена [21].

В видах спорта, в которых на соревнованиях спортсмену приходится преодолевать вес собственного тела, увеличение этого веса может достигаться за счет: а) дополнительного отягощения, закрепленного на теле спортсмена; б) преодоления дополнительного сопротивления или бега на подъем 10 - 15° (в тренировке бегуна-спринтера) и др.

Для уменьшения преодолеваемого сопротивления могут использоваться: а) в прыжковых упражнениях (прыжки в длину, тройным) –

выполнение разбега под уклон 3 – 4°; б) в упражнениях, характеризующихся циклической структурой движений – бег под уклон 3 – 4°

При выполнении специально-вспомогательных (локальных) упражнений, когда происходит развитие отдельных мышц или мышечных групп, вес отягощения может быть значительно больше, чем при выполнении специальных упражнений, и доходит до 100% максимума, позволяющих сохранять «взрывной» характер усилия [18].

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что наиболее эффективными величинами сопротивления для повышения скоростно-силового потенциала являются те, которые спортсмен может преодолеть в одном подходе 1 – 3 раза [22;].

При развитии скоростно-силовых качеств интенсивность выполнения основного упражнения должна быть около предельной (80 – 90%), субпредельной (90 – 95%) и предельной (100%) (на данный период времени). В динамических упражнениях она может задаваться скоростью выполнения упражнения.

При выполнении статических упражнений интенсивность напряжения может быть предельной (100%) и субпредельной (90 – 95%).

Для развития специальных скоростно-силовых качеств используются различные упражнения с сопротивлениями, позволяющие воздействовать на мышцы, несущие необходимую нагрузку в основном упражнении при сохранении его динамической структуры. К группе упражнений «взрывного» характера относятся упражнения не только с ациклической структурой движения (прыжки, метания и др.), но и с циклической структурой (бег и

плавание на короткие отрезки и др.). Представляется целесообразным разделить все упражнения для развития скоростно-силовых качеств на три группы.

Первая группа : упражнения с преодолением сопротивлений, величина которых выше соревновательной, в силу чего скорость движений уменьшается, а уровень проявления силы повышается.

Вторая группа : упражнения с преодолением сопротивления, величина которых меньше соревновательной, скорость движений большая.

Третья группа : упражнения с преодолением сопротивления, величина которого равна соревновательной, скорость движения околомаксимальная выше.

Важно отметить, что методы развития скоростно-силовых качеств являются общими для различных спортсменов – выбор их не зависит от специализации, квалификации и индивидуальных особенностей спортсмена. В циклических видах спорта применяется комплекс методов сопряженного и вариативного воздействия, кратковременных усилий и повторный; в циклических видах спорта – эти же методы, и кроме того, интервальный метод. Опыт спортивной практики и специальные исследования показывают, что эффективным средством повышения способности использовать скоростно-силовой потенциал является выполнение основного упражнения с субпредельной и предельной интенсивностью (метод

сопряженного воздействия) [6]. Но объем таких упражнений, хотя и имеет тенденцию к ежегодному росту, все же крайне ограничен.

В спортивной практике уже давно известны специальные упражнения с утяжеленными и облегченными (по отношению к соревновательным) сопротивлениями. Однако их применение носит бессистемный характер. Было выявлено, что величина утяжеления или облегчения преодолеваемого сопротивления (по отношению к соревновательной величине) в каждом

конкретном случае должна быть предельно позволяющей сохранить специфическую структуру движения [5].

Применение утяжеленных и облегченных сопротивлений дает возможность избирательно воздействовать на повышение уровня использования отдельных компонентов социальных скоростно-силовых качеств (силового или скоростного) и позволяет резко увеличить объем специальных упражнений [30].

Объясняется это тем, что, преодолевая утяжеленные или облегченные сопротивления, спортсмен даже при выполнении упражнения с около предельной (80%) интенсивностью превышает соревновательные показатели проявления рассматриваемых компонентов специальных скоростно-силовых качеств.

Однако резкое увеличение объема специальных упражнений таит определенную опасность. Излишний акцент на выполнение упражнений с облегченными или утяжеленными сопротивлениями как в одном тренировочном занятии, так и на отдельном этапе годичной тренировки будет вести к одностороннему совершенствованию использования отдельных параметров специальных скоростно-силовых качеств при выполнении основного упражнения (уровень использования одного из них будет повышаться, другого – понижаться). Будет тормозиться и совершенствование технического мастерства.

Как показали экспериментальные исследования В.В. Кузнецова [15] избежать перечисленные выше недостатки помогает применение метода вариативного воздействия. Суть его состоит в оптимальном количественном чередовании облегченных, соревновательных и утяжеленных сопротивлений как в ходе одного тренировочного занятия, так и на отдельных этапах годичной тренировки.

Исследования показали также, что метод вариативного воздействия эффективен и при решении задач повышенного уровня использования силового и скоростного компонентов скоростно-силового потенциала.

Было установлено, что в процессе совершенствования скоростно-силовых качеств с помощью метода вариативного воздействия необходимо часто изменять величину облегченного и утяжеленного сопротивления, чтобы не образовался стойкий стереотип на каждое сопротивление в отдельности.

При выполнении основного упражнения применяются комплексы методов:

сопряженного воздействия и повторный или метод вариативного воздействия повторный; для специальных упражнений используются в комплексе метод вариативного воздействия и повторный; для специально-вспомогательных – метод кратковременных усилий и повторный [ 21].

С целью развития скоростно-силовых качеств применяются следующие режимы мышиной работы и их разновидности: при выполнении основного упражнения – динамический режим (с акцентом на преодолевающий характер работы мышц) при выполнении специальных упражнений – динамический (с акцентом на преодолевающий характер работы мышц или на сочетание уступающего и преодолевающего характера работы мышц); при выполнении специально-вспомогательных упражнений – статический режим, характеризующийся «пассивным» напряжением, а также сочетание динамического (преодолевающий характер работы мышц) со статическим режимом, характеризующимся «активным» напряжением; для развития скоростно-силового потенциала очень эффективен режим работы мышц, при котором делается акцент на сочетание уступающего с преодолевающим характером работы мышц (в особенности в видах спорта, где преодолевающему характеру работы предшествуют значительные

напряжения с уступающим характером работы мышц – легкоатлетические прыжки, метания, фигурное катание на коньках и др.).

Используемая для развития специальных скоростно-силовых качеств величина преодолеваемого сопротивления равна соревновательной при выполнении основного упражнения и меньше или больше ее при выполнении специальных упражнений. Уменьшение или увеличение сопротивления (по отношению к соревновательной величине) должно быть в каждом индивидуальном случае предельно возможным, позволяющим сохранить внешнюю структуру движения. [5]

Чем ближе величина сопротивления к максимальной, тем меньше количество повторений в одном подходе, и, наоборот, по мере уменьшения величины сопротивления и интенсивности количество повторений может несколько возрастать. При выполнении упражнения с ациклической структурой движений с предельной интенсивностью в одном подходе количество повторений однократное, при выполнении с субпредельной интенсивностью – 2-3 раза, с около предельной – 3-5 раз. Данное методическое положение является общим для спортсменов любой квалификации и специализации. Если преодолеваемым сопротивлением служит вес собственного тела, то количество повторений упражнения с циклической структурой движений (например, бег на 100 м.) может быть многократным и продолжаться до нескольких секунд.

Количество подходов, длительность пауз отдыха на одном тренировочном занятии сугубо индивидуальны. Общим для всех упражнений показателем, ограничивающим количество подходов или серий, является падение интенсивности, с которой выполнялись в начале тренировочного занятия первые лучшие попытки [7].

Взаимосвязь интенсивности выполнения упражнений и объема средств развития специальных скоростно-силовых качеств. В начале процесса развития скоростно-силовых качеств упражнения выполняются

преимущественно с около предельной интенсивностью (80 – 90%, от максимума на данный период времени) и применяется наибольший объем средств за счет широкого использования специально-вспомогательных упражнений. В дальнейшем, по мере повышения уровня скоростно-силовой подготовленности, необходимо в оптимальных дозах использовать

субпредельную (90 – 95%) и предельную (100%) интенсивность. При систематическом выполнении упражнений с субпредельной интенсивностью объем их несколько уменьшается. Относительно наименьшим он становится при систематическом использовании предельной интенсивности.

Важно подчеркнуть, что выполнение упражнений в объеме, равном – 90 – 95% от возможного объема, способствует наиболее плавной динамике развитии скоростно-силовых качеств. Применение средств в объеме, равном 100% с использованием субпредельной и предельной интенсивности обеспечивает более «форсированное» достижение наивысших показателей развития скоростно-силовых качеств.

Особенности развития скоростно-силовых способностей.

Значительное место в системе физического воспитания детей, подростков и юношей должно быть отведено воспи­танию мышечной силы — способности человека преодоле­вать сопротивление или противодействовать ему путем мышечного напряжения. Проявления мышечной силы обус­ловлены уровнем развития силы и концентрированности нервных процессов, регулирующих деятельность мышеч­ного аппарата. Важную роль играют регуляция вегетативных функций, физиологический поперечник мышц и их сократительные способности. Мышцы могут проявлять силу без изменения своей длины (статический, или изометриче­ский, режим), при уменьшении длины (преодолевающий, или биометрический, режим), при удлинении (уступаю­щий, или плиометрический, режим).

По классификации В. М. Зациорского [11] выделя­ются следующие виды силовых способностей: собственно силовые (статический режим, медленные движения), скоростно-силовые (динамическая сила, проявляемая в быст­рых движениях). Скоростно-силовые способности человека подразделяются на преодолевающие и уступающие (амор­тизационная сила) и способность проявлять большую ве­личину силы в наименьший отрезок времени («взрывная» сила).

Воспитание мышечной силы, имеющей большое значе­ние для всестороннего развития растущего организма, имеет важное значение в подготовке к производительному труду и в повышении спортивного мастерства. Как спра­ведливо отмечает С. П. Летунов (1965), актуальность изу­чения проблемы силовой подготовки определяется запро­сами спортивной практики. Создание правильной системы силовой подготовки может явиться решающим фактором в повышении спортивных достижений в большинстве видов спорта.

На необходимость воспитания мышечной силы как фактора, способствующего гармоническому развитию рас­тущего организма человека, указывали многие авторы. По их мнению, силовая подготовка стимулирует дееспособность тканей, систем и организма в целом, способствует проявлению других фи­зических качеств, совершенствованию координации движе­ний и формированию правильной осанки [ 25].

При недостаточном уровне развития силы не обеспечи­вается должное развитие опорно-двигательного аппарата детей школьного возраста. Это препятствует успешному решению задач физического воспитания и спортивной тренировки. Важно сочетать гармоническое развитие всех мышц с развитием способности проявлять мышечную силу в определенных двигательных актах, учитывая при этом возрастные, особенности развития мышечной силы детей школьного возраста.

Подбор си­ловых упражнений для подростков и юношей до 17—18 лет должен предусматривать гармоническое развитие мускула­туры и достаточное развитие у них мышечной силы соответствующими для этого возраста средствами. По данным исследований[15], систематическая тренировка спо­собствует развитию силы всех групп мышц, о чем свиде­тельствует наличие достоверной корреляционной связи между силой различных мышц во всех их соотношениях. Занятия спортом, стаж тренировки особенно влияют на развитие тех групп мышц, сила которых в процессе есте­ственного развития возрастает слабо (в основном мышцы-сгибатели).

Рост силы мышц относительно незначителен до 11 лет, но с 12 до 15 лет темп ее увеличения заметно воз­растает. Наиболее интенсивное развитие силы имеет место в 15—18 лет. С 8 до 18 лет сила мышц увеличивается весьма значительно: сила мышц кис­ти рук — в 2,5 раза, становая сила — в 3,6 раза. В дальней­шем прирост силы оказывается небольшим: для мышц кис­ти рук — на 11,2%, для становой силы — на 12%. Отмечается значительное увеличение силы в 12—15 лет и в ряде случаев в 15—18 лет. По мнению этих специалистов, рост силовых показателей обусловлен уве­личением мышечной массы. Существенное возрастание си­лы у детей в период полового созревания также связано с повышением скорости сокращения мышц, с совершенство­ванием способности их к длительным напряжениям стати­ческого характера. Повышающаяся способность к мак­симальному напряжению зависит от степени развития костно-мышечного аппарата, от функционального состоя­ния нервных центров, регулирующих частоту, степень и объем мышечных сокращений.

Как показали исследования, функциональные возможности различных групп мышц у одного и того же человека воз­растают неодинаково. Одни группы мышц достигают до­вольно высокого уровня развития уже к 10—13 годам, дру­гие—к 15 годам. Показатели мы­шечной силы на 1 кг собственного веса к 13—14 годам при сгибании и разгибании большинства мышц близки, к соот­ветствующим показателям у людей 20—30 лет. Наиболь­ший темп изменения максимальной силы был обнаружен в возрасте с 13—14 до 16—17 лет. Увеличение с возрастом мышечной силы обусловлено увеличением мышечной массы тела. Об этом свидетельствует постоянство показа­теля отношения силы к весу тела.

Гужаловским А.А. [5] были проведены массовые обследования учащихся начальных и общеобразовательных школ. По его данным, развитие силы (по результату в метании набивного мяча) у детей и молодежи происходит неравно­мерно. В возрасте с 8 до 11—12 лет в приросте силы нет больших, колебаний ни у девочек, ни у мальчиков. Прирост наиболее значителен у мальчиков в 12—13 лет и достигает своего максимума у 14-15-летних. Затем наблюдается уменьшение прироста абсолютных величин. Однако при­рост силы продолжается еще в возрасте 19 лет. У девочек довольно значительный прирост силы отмечается в возра­сте 12—13 лет, затем абсолютные величины прироста сни­жаются. У 18-летних не обнаружено меж возрастных различий.

С целью определения уровня развития силы мышечных групп и возрастных изменений ее показателей у детей школьного возраста Гужаловским А.А. [5] было проведе­но обстоятельное исследование. Он получил данные, характеризующие топографию мышечной силы у детей различ­ного школьного возраста в процессе естественного развития. Согласно этим данным, увеличение мышечной силы с возрастом происходит неравномерно: в сгибательных движениях абсолютная мышечная сила достигает наиболь­шего своего развития в 17—18 лет, в разгибательных — в 17 лет. Максимальные показатели относительной силы и в сгибательных и в разгибательных движениях отмечают­ся у 17-летних. Для детей в возрасте от 8 до 10 лет характерно неравномерное параллельное увеличение абсолют­ной силы всех исследованных мышечных групп с несколь­ко превалирующим ростом силы разгибателей. К 11 годам имеет место скачок в развитии силы, а к 13 годам — неко­торая задержка. С 13 до 14 лет абсолютная мышечная сила резко увеличивается, к 15 годам это увеличение становит­ся одинаковым для сгибателей и разгибателей. Преиму­щественное развитие абсолютной и относительной силы наблюдается в возрасте 15—17 лет. Уже в 14—15 лет име­ются благоприятные условия для использования специаль­ных средств развития мышечной силы.

В вопросе о том, возможно ли развивать мышечную силу в занятиях с детьми и подростками, мнения специа­листов разделились. Некоторые из них выражают сомне­ние в целесообразности систематического воспитания мы­шечной силы в детском и подростковом возрасте. Вопрос о целесообразности использования на уро­ках физкультуры в школе упражнений, направленных на развитие мышечной силы, вызывает определенные сомне­ния, так как на их выполнение может быть отведено весьма ограниченное время. Кроме того, слабо изучен вопрос об эффективности влияния силовых упражнений, незначи­тельных по объему, на физическую подготовленность де­тей школьного возраста.

Большинство специалистов полагают, что силовой под­готовке следует отводить определенное место уже в дет­ском и подростковом возрасте.

Любомирский Л.Е. [13] указывает, что при постепенном нарастании нагрузки и тщательной индивидуализации методики обучения эти упражнения не вызывают каких-либо отклонений в росте скелета и дают хороший педаго­гический эффект. Силовые нагрузки у школьников, как и у взрослых, сопро­вождаются относительно небольшим учащением пульса при более или менее выраженном повышении артериаль­ного давления. Они не оказывают длительного последейст­вия на гемодинамику, так как в первые же минуты вос­становительного периода сдвиги пульса и давления возвра­щаются к исходному уровню. Исследования показывают, что в возрасте 14—17 лет могут быть использованы силовые упражнения в общей системе физи­ческой подготовки в школе при условии систематического врачебного контроля.

Таким образом, большинством специалистов, особенно в последнее десятилетие, высказывается мнение о принципиальной возможности использования силовых упражне­ний в занятиях с детьми и подростками.

Вместе с тем некоторые специалисты отмечают недостаточную разработку методики силовой подготовки юных спортсменов, недостатки в реализации ряда методических положений в практике. Чрезмерное увлечение молодежи силовыми упражнения­ми, главным образом со штангой, особенно если они про­водятся самостоятельно, нередко служит причиной возник­новения у юношей гипертонического состояния.

1.4. Скоростно-силовые способности и их значение для футболистов

Под скоростно-силовыми способностями мы понимаем способность превозмогать сопротивление с максимальным ускорением движения или развивать максимальное усилие против неподвижного сопротивления.

Доказано, что только на начальных этапах тренировки параллельное развитие силы,быстроты выносливости и ловкости дает положительный результаты.

В дальнейшем, когда спортсмен достигает определенного уровня мастерства, происходит так называемая диссоциация[15] (обратное разложение) физических качеств: упражнения которые раньше вызывали развитие всех качеств, могут затормозить рост некоторых из них. Так оказывается, не совместимы задачи достижения максимальной быстроты и максимальной выносливости, максимальной силы и точной координации движения.

Исходя из этого положения, имеющегося в различных видах спорта, необходимо развивать преимущественно наиболее специфически для данного вида качества при определенном уровне развития остальных.

Известно, что наиболее важными качествами футболиста является быстрота и координация движений. А сила и выносливость должны только подкреплять качества.

Несколько пояснений и обоснований : быстрота это не только скорость передвижения по футбольному полю. Быстрота-это скорость реакции на меняющуюся обстановку игры; это скорость ответного действия; это скорость действий с мячом.

Быстрый игрок имеет возможность выиграть время и пространство у противника, а значит имеет при относительной свободе решать более успешно тактические задачи, сильный физический развитый игрок готов эффективно бороться за мяч, вступать в поединок Вот почему скоростно-силовые качества на наш взгляд, являются одними из ведущих качеств футболиста [12].

Эффективность различных видов мышечной работы теснейшим образом связана со строением мышц и способом их прикрепления. По характеру расположения волокон принято делить мышцы на три основных типа:

- с параллельным расположением волокон;

- веретенообразные;

- перистые.

Длина волокон в мышцах наибольшая при параллельном расположении и наименьшая при перистом. Вследствие этого физиологический поперечник, а следовательно и силовые возможности наибольшие у перистых мышц и наименьшие у мышц с параллельны ходом волокон.

Однако, проигрывая в силе длинные мышцы могут осуществлять более быстрые и более тонкие координированные движения, чем веретенообразные и перистые. А поскольку футбол это вид спорта, где наиболее ярко сочетаются быстрота и координация движений , то, по-видимому, будет выгоднее, чтобы в работе участвовало больше длинных мышц, тем более, что важнейшим фактором совершенствования силы, быстроты и выносливости являются не периферические изменения, а улучшение регуляции деятельности мышц со стороны нервных центров [17].

Рассмотрим с нескольких позиций целесообразность увеличения силы у футболистов с помощью поднятия тяжестей и влияния этих занятий на их мастерство.

С морфологических позиций

Известно, что все мышцы в морфологическом отношении представляют собой комплексные образования, состоящие из ряда пучков, каждый из которых содержит большее число волокон. Благодаря этим морфологическим особенностям сокращении мышцы может осуществляться как в целом так и отдельными пучками или отдельными группами волокон.

Возможность сокращения мышц не в целом, а за счет лишь некоторого количества мышечных волокон является важнейшим свойством для координации. При «накачивании» мышц происходят морфологические изменения -длинные пучки – поперечник увеличивается- координационные возможности мышцы ухудшаются.

С позиции скорости

В спортивной среде часто говорят , что штангисты, обладая большой силой мышц могут и выпрыгнуть высоко, и быстро пробежать короткий отрезок дистанции. Все это верно. Но в тоже время хорошо известно, что тяжелоатлет во время бега на большой скорости не сможет сделать какие либо сложно координированные действия.

В том, что футболисту для увеличения скорости нужна сила, ни у кого нет сомнения. Но какая сила, тренеры не все себе хорошо представляют. В своих работах В.М.Зациорский указывает, что между силой, проявляемой в условиях предельно быстрых движений, и максимальной изометрической силы нет никакой связи.

Действительно, чтобы толкнуть тяжелую штангу- нужна большая сила, чтобы метнуть мяч – необходим определенный уровень силы, т.к. время приложения этой силы настолько мало, что большая часть силы остается не использованной.

Футболист имеет дело с постоянным собственным телом и весом мяча. Следовательно, ему нужна рациональная сила, которая соответствовала бы

требованиям игровой деятельности футболиста; футболисту нужна так

называемая «динамическая» или «взрывная» сила, которая проявляется в условиях быстрых движений в короткий отрезок времени. При этом необходимо учитывать, что силовые упражнения сказываются на положительно на быстроте лишь тогда, когда сила увеличивается в том же движении, в котором хотят показать наивысшую скорость.

При развитии динамической силы надо стремиться выбирать то наибольшее отягощение, которое не приводит к существенному нарушению структуры движений применяющихся в футболе. При развитии динамической силы надо иметь в виду, что в некоторых случаях силовые упражнения положительно влияют на скорость движений лишь в первый период занятий ими, дальнейшее же увеличение силы не отражается на скорости . Исходя из выше изложенного, можно сделать следующие выводы:

Силовая подготовка только до определенного уровня и при определенной направленности влияет на улучшение качества быстроты.

Развивая силу у футболистов, надо воспитывать способность к взрывной работе, которая требует максимальной концентрации усилий. Необходимо заботиться не о наращивании мышечного объема, а о совершенствовании нервной системы , которая управляет мышечной силой.

Увеличение динамической взрывной силы является одним из путей повышения быстроты.

Чтобы достигнуть органического сочетания силы и быстроты и при этом не ухудшить координационных возможностей, необходимо применять такие средства тренировки, которые бы соответствовали по двигательной структуре игровой деятельности. Наиболее рациональным средством развития силы и быстроты являются различные виды прыжковых упражнений. Эти упражнения связаны с так называемыми уступающими и преодолевающими движениями.

1.3. Методика воспитания скоростно-силовых способностей

По мнению многих специалистов, значительное место в процессе физического воспитания подрастающего поколения должно быть отведено воспитанию скоростно-силовых качеств [14,25], так как высокий уровень развития этих качеств во многом способствует успешной трудовой деятельности человека и достижению высоких спортивных результатов.

Под термином «скоростно-силовые качества» понимается способность человека к проявлению усилий максимальной мощности в кратчайший промежуток времени, при сохранении оптимальной амплитуды движения [2,11]. Степень проявления скоростно-силовых качеств зависит не только от величины мышечной силы, но и от способности занимающегося к высокой концентрации нервно-мышечных усилий, мобилизации функциональных возможностей организма.

Изучению физиологических механизмов, лежащих в основе воспитания скоростно-силовых качеств, посвящено значительное количество работ [11,28]. С физиологической точки зрения скоростно-силовые качества относятся к качествам, проявление которых обусловлено тем, что мышечная сила имеет тенденцию к увеличению за счет повышения скорости сокращения мышц и связанного с этим напряжения [11].

Высокий уровень развития скоростно-силовых качеств положительно сказывается на физической и технической подготовленности занимающихся, на их способности к концентрации усилий в пространстве и во времени. Скоростно-силовые нагрузки более разносторонне и эффективно, чем просто скоростные или силовые нагрузки, адаптируют организм к выполнению работы, создавая предпосылки для роста не только силы, но и быстроты. Данные врачебных наблюдений также подтверждают эффективность приспособления юного организма к кратковременным усилиям скоростно-силового характера. На базе морфологического и функционального укрепления организма скоростно-силовая подготовка может явиться мощным стимулом для повышения общего уровня физического развития юного спортсмена, улучшения его функциональных возможностей [25,29].

Согласно современной теории физического воспитания, принято считать: воспитание скоростно-силовых качеств можно эффективно осуществлять с помощью скоростно-силовых и собственно силовых упражнений. Типичными скоростно-силовыми упражнениями являются легкоатлетические прыжки и метания, удары по мячу в спортивных играх, удары в боксе, броски в борьбе и т. п.

Выявление закономерностей развития скоростно-силовых качеств в возрастном аспекте имеет особо важное значение, так как уже в детском возрасте формируется двигательный анализатор, закладывается фундамент будущих спортивных достижений. Рядом исследователей установлено, что развитие скоростно-силовых качеств целесообразно начинать в детском и подростковом возрасте [29].

Среди многочисленных форм проявления скоростно-силовых качеств наиболее распространенными считаются прыжковые упражнения. В процессе физического воспитания детей, подростков и юношей, в тренировке юных спортсменов прыжкам отводится значительное место. Характеризуя основное качество, необходимое для выполнения прыжков, большинство специалистов применяет термин «прыгучесть». В 1940 г. В. М. Дьячков в книге «Прыжок в высоту с разбега» высказал мысль о том, что в достижении высоких спортивных результатов в прыжках главную роль играет прыгучесть, сообщающая телу прыгуна подъемную, силу. Рядом исследований установлено, что прыгучесть — это комплексное физическое качество. Мы разделяем точку зрения В.М. Дьячкова, рассматривающего прыгучесть как комплексное качество, характеризующееся способностью к проявлению мгновенного «взрывного» нервно-мышечного усилия, которое, в свою очередь, основано на большой силе определенных мышечных групп, на быстроте их сокращения и на способности прыгуна к крайне концентрированным волевым усилиям. По мнению Ю. В. Верхошанского, способность к скоростно-силовым проявлениям следует понимать не как производное от силы и быстроты, а как самостоятельное качество, которое должно быть поставлено в один ряд с быстротой, силой, выносливостью и развитие которого требует адекватных, присущих только ему средств и методов тренировки. Такие средства должны соответствовать основному спортивному упражнению по временным и динамическим характеристикам: средней величине динамического усилия с учетом времени его проявления, а главное — быстроте развития максимума динамического усилия.

К категории ведущих в составе скоростно-силовых способностей человека, влияющих на прыгучесть, относятся абсолютная сила мышц, способность к взрывному проявлению динамической силы (включающая способность, оцениваемую градиентом силы) и лабильность нервно-мышечного аппарата (включающая и его реактивную способность). Наиболее существенная связь выявлена между результатом в прыжке и способностью спортсмена к взрывному проявлению силы. Между абсолютной силой мышц и максимумом динамического усилия, на которые они способны, и достигнутым результатом не отмечается значимой корреляционной связи.

Исследования В. Ф. Ломейко [14] показали, что по уровню скоростно-силовой подготовленности (прыгучести) занимающихся можно в большой мере судить об их общей и специальной физической подготовленности. По его данным, основными факторами, определяющими уровень развития прыгучести, являются пол, возраст, двигательная активность. Прыгучесть в значительной степени зависит от силы разгибателей ног. Однако совершенствование прыгучести происходит только в том случае, если силу и быстроту развивать параллельно.

Большинство авторов считают, что наиболее адекватным отражением уровня развития скоростно-силовых качеств (прыгучести) является результат в прыжке в высоту с места, отталкиваясь двумя ногами по показателям надежности повторного обследования и по объективности результатов лучшим является, прыжок из положения упора присев со свободным движением рук. Следующим идет прыжок вверх из основной стойки. Отмечается, что хотя вертикальный прыжок из основной стойки по показателям второй, он более прост и удобен в работе преподавателя. Следовательно, в качестве основного показателя прыгучести, как у взрослых, так и у детей школьного возраста, целесообразно использовать прыжок в высоту с места. Это упражнение относительно несложно по координации, тех­ника выполнения движений легко осваивается занимающимися, после нескольких пробных попыток. Как показал анализ литературных источников, определение возрастных периодов, когда развитие прыгучести протекает более замедленно, — актуальный вопрос, от правильного решения которого во многом зависит эффективность спортивной подготовки в различных видах спорта. Возрастная динамика развития скоростно-силовых качеств у школьников показала, что результат в прыжке в высоту с разбега у детей школьного возраста, непрерывно возрастает и своего максимума достигает в 16—17 лет.

В ряде исследований показано, что хотя прыгучесть является в какой-то степени врожденной способностью человека, путем применения эффективных упражнений можно значительно повысить уровень скоростно-силовой подготовленности занимающихся [5,11,14,17].

В школьном возрасте наиболее широко используют скоростно-силовые упражнения. В программах физического воспитания для учащихся общеобразовательных школ их состав, пожалуй, наиболее широк и разнообразен. Это различного рода прыжки (легкоатлетические, акробатические, опорные, гимнастические и др.); метания, толкания и броски спортивных снарядов и других предметов; скоростные циклические перемещения; большинство действий в подвижных и спортивных играх, а также единоборствах, совершаемых в короткое время с высокой интенсивностью (например, выпрыгивания и ускорения в играх с мячом и без мяча, броски партнера в борьбе и др.); прыжки с возвышения 15-70 см с мгновенным последующим выпрыгиванием вверх (для развития взрывной силы) [2].

В процессе развития скоростно-силовых способностей футболистов предпочтение отдают упражнениям, выполняемым с наибольшей скоростью, при которой сохраняется правильная техника движений (так называемая контролируемая скорость). Величины внешнего отягощения, используемого в этих целях, не должны превышать 30-40% от индивидуально максимального отягощения ученика. Для детей младшего школьного возраста используются незначительные внешние отягощения или обходятся вообще без них (метание мяча, других легких предметов, прыжки, набивные мячи до 1 кг и т.п.).

Количество повторений скоростно-силовых упражнений в одной серии в зависимости от подготовленности ученика и мощности развиваемых усилий в уроке колеблется в пределах 6-12. Число серий в рамках отдельного занятия – 2-6. Отдых между сериями должен составлять 2-5 мин. [11].

Применять скоростно-силовые упражнения (учитывая ограниченное число занятий – 2-3 в неделю) рекомендуется регулярно на протяжении всего учебного года и в течение всего периода обучения ребенка в школе. Тренер должен постепенно повышать величину отягощений, используя в этих целях снаряды (например, в начальной школе применять набивные мячи весом 1-2 кг; в основной 2-4 кг; в средней – 3-5 кг). Если же отягощением служит масса собственного тела (различные виды прыжков, отжимание, подтягивание), то величина отягощения в таких упражнениях дозируется изменением исходного положения (например, отжимание в упоре лежа от опоры различной высоты и т.п.).

В пределах одного урока скоростно-силовые упражнения выполняют, как правило, после упражнений по обучению двигательным действиям и развитию координационных способностей в первой половине основной части урока.

Чем большим количеством специального инвентаря располагает школа (гантели, штанги, гири, набивные мячи, резиновые бинты, амортизаторы и т.п.), тем с большей моторной плотностью можно проводить урок. В этих целях желательно шире использовать фронтальные и групповые методы организации учебного процесса. Такие упражнения можно выполнять и по станциям, методом круговой тренировки или как дополнительные. Упражнения, отягощенные собственной массой тела, полезно шире рекомендовать в качестве домашнего задания [12, 14].

Таким образом, в целом в литературе имеется незначительное число работ, посвященных обоснованию средств и методов воспитания скоростно-силовых качеств у детей и подростков. В большинстве своем эти работы носят частный характер, характеризуя один - два возрастных периода; рекомендуемые в них средства и методы не имеют достаточного научного обоснования. В литературных источниках содержится мало сведений о методике воспитания скоростно-силовых качеств с учетом специфики избранного вида спорта.

Анализ литературных данных показывает, что весьма актуальным вопросом является разработка и экспериментальное обоснование эффективных средств и методов воспитания скоростно-силовых качеств у представителей различных видов спорта. Решение проблемы развития скоростно-силовых качеств у футболистов 12-13 лет в значительной мере способствовало бы разработке эффективной методики совершенствования их двигательной функции.

ВЫВОДЫ К ПЕРВОЙ ГЛАВЕ.

Изучив и проанализировав теоретическую и методическую литературу по проблеме, было установлено, скоростно силовые способности очень важны при выполнении многих двигательных действий в футболе, ведении соревновательной борьбы требующих проявления специальных физических качеств.

В ряде видов спорта, в том числе в футболе, методика воспитания ско-ростно-силовых способностей нуждается в дальнейшем совершенствовании. По данным ряда исследований, юные футболисты значительно уступают в уровне скоростно-силовой подготовленности представителям других видов спорта. Особенно важно существенно повысить уровень скоростно-силовой подготовленности юных футболистов в том возрасте, в котором закладывается фундамент их спортивного мастерства, в частности следует обратить внимание на средний школьный возраст - возраст формирования всех основных систем жизнеобеспечения, их совершенствования. В этот период происходит активная морфологическая перестройка организма, интенсивно происходит психическое развитие, адаптация к внешней среде физиологических систем, в едином комплексе развиваются нервная система и двигательный аппарат. Средний школьный возраст является особенно благоприятным для закладки физических навыков, умений, способностей детей (В.К. Бальсевич, 1971, А.А. Гужаловский, 1979, З.И. Кузнецова, 1975, А.Г. Хрипкова, 1975, В.П. Филин, 1987 и др.).

Один из ведущих специалистов футбола В. А. Голомазов, считает, что физическая подготовка - это педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, развитие двигательных качеств, повышение общей работоспособности организма. Она позволяет быстрее овладеть техническими и тактическими приемами, приобрести необходимые прикладные навыки. Без достаточной физической подготовки

невозможно успешно овладевать сложными техническими приемами в спортивных играх (6).

Для совершенствования скоростно-силовой подготовленности футболистов A.H. Романенко предлагает использовать специальные подготовительные | упражнения, сходные по структуре с основными игровыми действиями. Физические качества наиболее успешно развиваются при проведении тренировки по комплексному методу, т.е. когда применяются разнообразные средства, предусматривающие одновременное развитие не одного качества, а нескольких (например, быстроты, силы и 1 выносливости, прыгучести и выносливости и т.д.)

Быстрый игрок имеет возможность выиграть время и пространство у противника, а значит имеет при относительной свободе решать более успешно тактические задачи, сильный физический развитый игрок готов эффективно бороться за мяч, вступать в поединок Вот почему скоростно силовые качества на наш взгляд, являются одними из ведущих качеств футболиста. В тренировке футболистов применяются определенные средства и методы которые основаны на конкретном соотношении педагогических показателей нагрузки. Обработав полученную информацию в ходе анализа научно методической литературы мы убедились в необходимости дальнейшего продолжения работы по данной научной проблеме. Пришли к выводу об актуальности изучаемого нами вопроса.

II . МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Методы исследования

В процессе исследования для решения задач применялись следующие методы:

1. Анализ литературных источников. В процессе исследования изучалась специализированная научно-методическая литература, раскрывающая вопросы особенностей развития скоростно-силовых способностей у футболистов 11-12 лет на секционных занятиях, что позволило составить объективное представление о степени разработки проблемы. Анализ литературных источников осуществлялся для постановки задач, подбора методов и разработки организации исследования. Полученные в ходе этого данные помогли разработать экспериментальную методику, а также рационально спланировать систему тренировок.

2. Педагогические наблюдения. В начале исследования были проведены педагогические наблюдения с целью получения сведений о учебно-тренировочном процессе, сбора первичной информации, уточнения гипотезы и методики исследования. Объектами педагогических наблюдений являлись средства физического воспитания, тренировочные методы, характер и величина физической нагрузки у футболистов 11-12 лет на секционных занятиях. Кроме этого осуществлялся контроль за изменениями спортивных результатов

3. Контрольные испытания. Они проводились на подготовительном и заключительном этапах педагогического эксперимента и включали в себя следующие тесты:

1) Прыжок в длину с места

2) Прыжок в высоту

3) Тройной прыжок с места

3. Педагогический эксперимент проводился с целью оценки эффективности разработанной методики направленной на развитие скоростно силовых способностей у футболистов 11-12 лет на секционных занятиях.

4. Методы математической статистики . Данные цифрового материала, полученные в процессе педагогического эксперимента обрабатывались на компьютере с целью определения достоверности различий по t – критерию Стьюдента.

Рассчитывались следующие показатели:

1. Вычисление средней арифметической величины X для каждой группы в отдельности по следующей формуле:

где Xi значение отдельного измерения; n — общее число изме­рений в группе..

2. В обеих группах вычислить стандартное отклонение (d) по следующей формуле:

где Х imax — наибольший показатель; Ximin — наименьший показа­тель; К — табличный коэффициент.

Порядок вычисления стандартного отклонения (d):

· определить Х imax в обеих группах;

· определить Ximin в этих группах; определить число измерений в каждой группе (n );

· найти по специальной таблице значение коэффициента К, который соответствует числу измерений в группе

3. Вычислить стандартную ошибку среднего арифметического значения (m) по формуле:

когда n< 30

4. Вычислить среднюю ошибку разности по формуле:

5. По специальной таблице определить досто­верность различий. Для этого полученное значение (t ) сравнивает­ся с граничным при 5%-ном уровне значимости ( t 0,05 ), при числе степеней свободы f = + пк 2, где и пк — общее число инди­видуальных результатов соответственно в экспериментальной и контрольной группах. Если окажется, что полученное в экспери­менте t больше граничного значения ( t <0,05), то различия между средними арифметическими двух групп считаются достоверными при 50 %-ном уровне значимости, и наоборот, в случае когда полученное / меньше граничного значения /005, считается, что раз­личия недостоверны и разница в среднеарифметических показате­лях групп имеет случайный характер.

2.2. Организация исследования

В эксперименте определяющим эффективность методики, направленной на развитие скоростно-силовых способностей у футболистов 11-12 лет на секционных занятиях приняло участие 20 человек. Он проводился на базе ? Педагогический эксперимент состоял из трех взаимосвязанных этапов: констатирующего, формирующего и обобщающего.

1. Подготовительный этап (сентябрь 2009 - август 2010 года)Носил констатирующий характер и был посвящен анализу особенности развития скоростно-силовых способностей у футболистов 11-12 лет на секционных занятиях. Вместе с этим формулировались и уточнялись цель, задачи, гипотеза исследования, определялись методы педагогического контроля, этапы педагогического эксперимента. Разрабатывалась программа исследования с определением основного направления работы.

2. Основной этап (сентябрь – декабрь года)имел формирующую направленность и предопределял проведение педагогического эксперимента. На этом этапе был определен состав контрольной и экспериментальной группы по человек в каждой, так, чтобы средне групповой результат был примерно одинаковым. Определение состава групп произошло в результате предварительного тестирования. Футболисты экспериментальной группы при развитии быстроты использовали разработанную методику.

3. Заключительный этап (январь— май 2011 года).Имел обобщающий характер. В нем осуществлялась оценка эффективности разработанной методики направленной на развитие скоростно-силовых способностей у футболистов 11-12 лет на секционных занятиях. На этом этапе проводилось итоговое тестирование, по результатам которого осуществлен сравнительный анализ полученных данных и сделаны заключительные выводы о целесообразности применения данной методики.

Результаты педагогического эксперимента обрабатывались с помощью математико-статистических методов и оформлялись в виде выпускной квалификационной работы.

2.3. Описание методики опытно-экспериментальной работы по развитию скоростно-силовых способностей у футболистов 11-12 лет.

Занятия как в экспериментальной, так и в контрольной группе проводились 5 раз в неделю. Отличительной особенностью занятий в группах было то, что в основной части занятия в экспериментальной группе применялись комплексы упражнения направленные на развитие скоростно силовых способностей

В тренировочном процессе решаются следующие задачи по физической подготовке: развитию физических качеств до необходимого уровня, расширение запаса двигательных навыков, повышение функциональных возможностей систем организма спортсмена. Эти задачи решаются как средствами ОФП, так и специальной физической подготовкой.

В практике тренировки при решении задач по развитию двигательных качеств, тренеры часто основное внимание обращают на подбор соответствующих упражнений и не придают большого значения величине нагрузки и условиям чередования упражнений с отдыхом в занятии и чередования самих занятий с днями отдыха. Из-за этого влияние тренировочных уроков не всегда соответствует поставленной задаче, даже при правильном подборе упражнений.

В работе с футболистами необходимо постоянно помнить о главных компонентах тренировки, которыми являются:

1. интенсивность;

2. длительность упражнений;

3. интервал отдыха между упражнениями;

4. характер отдыха;

5. число повторений упражнений в уроке.

Учитывая их влияние на течение восстановительных процессов, и располагая соответствующим образом упражнения в тренировочном занятии можно более точно направлять развитие функциональных возможностей организма спортсмена и развивать необходимые физические качества.

Комплексы упражнений направленных на развитие скоростно-силовых способностей.

Упражнение №1 (бег в гору 5-7 градусов)

Интенсивность 70-80%

Длительность упражнений до 20 секунд

Отдых между упражнениями до чсс 110-120 ударов в мин.

Отых активный

Кол-во повторений 2 сериии по 7 повторений

Упражнение №2 (бег по песку)

Интенсивность 65-70%

Длительность упражнений до 1мин секунд

Отдых между упражнениями до чсс 110-120 ударов в мин.

Отых активный

Кол-во повторений 3 сериии по 5 повторений

Упражнение №3 (многоскоки)

Интенсивность 50-60%

Длительность упражнений до 2мин секунд

Отдых между упражнениями до 2мин

Отых активный

Кол-во повторений 3повторения по 60 метров

Упражнение №4 (многоскоки)

Интенсивность 50-60%

Длительность упражнений до 2мин секунд

Отдых между упражнениями до 2мин

Отых активный

Кол-во повторений 3повторения по 60 метров

Упражнение №5 (прыжки через барьеры)

Интенсивность 80-90%

Отдых между сериями до 2мин

Отых активный

Кол-во повторений (4 по 6 прыжков 2 серии)

Упражнение №6 (с мешком песка 3-5 кг)

Прыжки на одной ноге другая на опоре

20 раз +30 метров ускорение (поочередно)

Интенсивность 80-90%

Отдых «стретчинк»

Количество повторений 3 серии

Упражнение №7 (с мешком песка 3-5 кг)

Выпады с мешком на плечах

20 раз +30 метров ускорение (поочередно)

Интенсивность 80-90%

Отдых «стретчинк»

Количество повторений 3 серии

Упражнение №8 (с мешком песка 3-5 кг)

Быстрые выпрыгивания из полу приседа

10раз +20 метров ускорение

Интенсивность 80-90%

Отдых между сериями 3-5 минут

Количество повторений 3 серии

Упражнение №9

Удары по воротам после ведения, забегания,игры в «стенку»

10раз +20 метров ускорение

Интенсивность 80-90%

Время выполнения до 3 минут

Отдых между повторениями 4-5 мин

Упражнение №10

Игра 1 против одного на маленькие ворота

Интенсивность максимальная

Время выполнения до 3 минут

Количество повторений 2

Отдых между повторениями 4-5 мин

Упражнение №11

Броски набивных мячей(3-4 кг) из различных И.П.

Интенсивность 65-70%

Количество 15-20 повторений

После выполнения упражнений скоростно-силового характера необходимо выполнять упражненпие на растягивание стретчинк. Что позволит ускорить процессы восстановления , повысить мышечный тонус, лабильность мышц и сумочно связочного аппарата.

План конспект примерного тренировочного занятия направленного на развитие скоростно-силовых способностей

Разминка

1. Бег с заданиями

2. Упражнения на растягивание (стретчинг)

14 мин

7 мин

7 мин

Основная часть

1. Многоскоки 10х100 м

2. Силовой комплекс (упражнение на силу с отягощением в 8-10 кг) 3 серии по 30 сек через 30 сек

3. Футбол-«школа»: упражнения в остановках, приеме, обработке мяча, передачи, ведение, удары, финта и т.д.

70 мин

10 мин

30 мин

30 мин

Заключительная часть

Упражнения на растягивание «стретчинг»

7 мин

7 мин

1 час 31 мин

Список использованной литературы

1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1978

2. Ашмарин Б.А., Виноградов Ю.А. Теория и методика физического
воспитания: Учебник для студентов. - М.:Просвещение,1990

3. Богданов Н.В., Рудов В.М. Методические рекомендации по организации и планированию учебно-тренировочного процесса в футбольных командах области. – Белгород, 1996

4. Виноградов Ю.А. Педагогические исследования в физическом воспитании. - М., 1992

5. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. - Минск 1998

6. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. М.: - ФиС, 1980

7. Голомазов С., Шинкаренко И. Тренировка специальной работоспособности футболистов ПФЛ – М., 1994

8. Гриндлер К. и др. Физическая подготовка футболистов – М.: - ФиС, 1976

9. Годик М.А. Спортивная метрология. - М.: - ФиС, 1988

10. Железняк Ю.Д. Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. – М.: Академия, 2002

11. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена (основы теории и методики воспитания) // ФиС, 1966

12. Качанов Л.К. Развиваем выносливость. ФиС №5 1990

13. Любомирский Л.Е. Нормирование нагрузок в физическом воспитании школьников. М.: Педагогика 1989

14. Лях В.И. Двигательные способности. Журнал «Физическая культура в школе» №2 1996г., №1,3 1997г., №1 1998г.

15. Матвеев А.П. Воспитание физических качеств. - М.: Просвещение, 1993

16. Основы управления подготовкой юных спортсменов (Под редакцией
М.Я. Набатниковой. – М: ФиС, 1982

17. Платонов В.Н., Сахновский К.П. Подготовка юного спортсмена. – Киев: Радянска школа, 1988

18. Потапченко И.П. Особенности спортивной подготовки детей. -
М.: Просвещение 1983

19. Романенко А.Н., Джус О.Н., Догадин М.Е. Тренировка футболистов. 2-е изд., перераб. И доп. – К.: Здоровья, 1984

20. Рудов В.М. Путь к успеху или современная система подготовки в футболе. Методическое пособие. – Белгород, 2000

21. Сучилин А.А. Футбол во дворе. - М.: Физкультура и спорт, 1983.

22. Основы математической статистики: Учебное пособие для институтов физической культуры (Под редакцией В.С. Иванова) – М.: ФиС, 1990,

23. Уроки физической культуры в 9-11 классах средней школы. Под ред.
Г.П. Богданова. - М.: Просвещение, 1987

24. Фарбер Д.А., Карпенко И.А., Сонькин В.Д. Физиология школьников. – М.: Педагогика 1990

25. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спота. – М.: Физкультура и спорт, 1980

26. Фомин Н.А. Физиология человека: Уч. пос. для институтов. - М.: Просв., 1992

27. Футбол: Программа и методические рекомендации для учебно-тренировочной работы в спортивных школах (под редакцией Хомутского В.С.) – М., 1996

28. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. – М.: ФиС 1991

Холодов Ж.К. Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Академия, 2000