Главная              Рефераты - Культура

Понятие и сущность двигательной активности - реферат

Как известно, двигательная активность несет в себе как огромный оздоровительный потенциал, так и способна причинять разрушительное действие. Увеличение количества и качества здоровья под влиянием физической нагрузки происходит естественным путем за счет стимуляции жизненно важных функций и систем организма. Для этого физическая тренировка должна соответствовать главному принципу - оздоровительной направленности, необходимо, чтобы она базировалась, прежде всего, на правильно организованной двигательной активности.

Рассмотрим несколько определений понятия двигательная активность:

- Двигательная активность - это вид деятельности человека, при котором активация обменных процессов в скелетных мышцах обеспечивает их сокращение и перемещение человеческого тела или его частей в пространстве. Проще говоря, двигательная активность – суммарная величина разнообразных движений за определенный промежуток времени. Она выражается либо в единицах затраченной энергии, либо в количестве произведенных движений (локомоций). Двигательная активность измеряется в количестве израсходованной энергии в результате какой-либо деятельности (в кал или Дж за единицу времени), в количестве выполненной работы, например, в количестве сделанных шагов, по затратам времени (число движений за сутки, за неделю);

- Двигательная деятельность (активность) - совокупность двигательных актов;

- Двигательная деятельность - основная функция мышечной системы животных;

- Двигательная деятельность человека - одно из необходимых условий поддержания нормального функционального состояния человека, естественная биологическая потребность человека. Нормальная жизнедеятельность практически всех систем и функций человека возможна лишь при определенном уровне двигательной активности. Недостаток мышечной деятельности, подобно кислородному голоданию или витаминной недостаточности, пагубно влияет на формирующийся организм ребенка;

- Двигательное действие - это целенаправленный двигательный акт (поведенческий двигательный акт, сознательно осуществляемый в целях решения какой-либо двигательной задачи). Состоят из движений (и бессознательные, и нецелесообразные механические перемещения тела или его частей) и поз;

Теперь рассмотрим эволюционные предпосылки двигательной активности.

Анализ условий эволюции животного мира показывает, что основным среди них являлось изменение окружающей среды. При этом для выживания животным требовались все более совершенные формы движений. И это закономерно, так как именно движение оказывалось основным условием сохранения и обеспечения жизни: поддержания термостабильности, добычи пищи, защиты (пассивной или активной) от врагов и реализации инстинкта воспроизведения потомства (именно эти четыре аспекта жизнедеятельности составляют основу жизни животного). Поэтому закономерно, что изменения окружающей среды обусловливали совершенствование адаптации животных организмов в эволюции именно через усложнение форм движений – в свою очередь это вело к соответствующим изменениям в анатомии опорно-двигательного аппарата и в функциональных системах обеспечения двигательной активности.

Так, появление на определенной стадии развития нашей планеты суши, и выход рыб на нее затруднил условия их движения, что привело к появлению рычажных конечностей. Усложнившиеся формы движений потребовали более совершенной их нервной регуляции, что привело к резкому скачку в развитии переднего мозга; необходимость в более адекватном кровоснабжении обусловила возникновение трехкамерного сердца, а потребность в более высоком уровне газообмена – и появление легких. Именно так, по-видимому, и появились амфибии.

Следовательно, именно совершенствование форм движении, обусловливающее более совершенную адаптацию к меняющимся условиям существования, являлось пусковой, исходной посылкой самой биологической эволюции. Анализ же самой эволюционной иерархии с несомненностью подтверждает такой тезис. Подкрепляется он и тем фактом, что до 80–90% структур головного мозга в той или иной степени связаны с функцией движения.

В конечном итоге ведущая роль движения закрепилась в механизмах онтогенетического развития. В процессе внутриутробного развития закладка и становление функциональных систем, как и всего организма, предопределяется двигательной активностью плода, которая, в свою очередь, зависит от образа жизни беременной. И после рождения полноценное развитие генетической программы индивида, прежде всего, детерминируется его адекватным двигательным режимом .

Выживание в животном мире сопряжено с необходимостью постоянной борьбы за существование, требующей периодических, но систематических максимальных проявлений адаптационных резервов, обеспечивающих необходимый уровень двигательной активности. Однако для этого необходима сложнейшая координация всех функциональных систем, обеспечивающая деятельность организма как единого целого. Именно поэтому в животном мире выживает и дает наиболее жизнеспособное потомство сильнейший – тот, кто сильнее, ловчее, быстрее, то есть тот, кто отличается более высокими физическими кондициями. Более того, сама борьба за существование предопределила, по мнению физиологов, некоторый уровень двигательной активности, который необходим животному для выживания (предполагается, что применительно к человеку массой 70 кг такой минимум составляет в сутки около 1600 ккал затрат энергии) 1 .

Возникшая в эволюции зависимость сохранения жизни от двигательной активности закрепилась в генетическом коде животного организма, в том числе и людей. Можно сказать, что жизнью организма, его ростом и развитием правит двигательная активность. Вот почему в каждом возрастном периоде уровень физиологических отправлений организма и состояние организма определяются во многом текущей двигательной активностью и состоянием скелетной мускулатуры.

На протяжении подавляющего времени существования человека на Земле сами условия жизни требовали от него реализации генетически предопределенного требования к движению, так как для сохранения жизни ему приходилось набирать эволюционно обоснованную норму двигательной активности в поиске пищи, защите от врагов и т.д. В последние же десятилетия, особенно в период активного внедрения в производство и быт автоматов и механизмов, во нее Полыней степени человек освободил себя от необходимости двигаться (таблица).

Изменение соотношения используемых видов энергии
в ходе социально-экономического развития человечества (в %)

Вид энергии 1852 г. 1952г. 1975 г.
Работа мышц человека и животных 94 1 0,5
Работа энергии воды, сгорания угля, газа,
нефти, энергия атома и др
6 99 99,5

Из представленной таблицы видно, что за последние полтора столетия доля энергии мышц человека и животных в энергообеспечении технологических процессов снизилась до ничтожного уровня. Благоустроенные жилища, развитие сети транспортных коммуникаций и многие другие достижения цивилизации привели в конечном итоге к такому низкому уровню двигательной активности современного человека, что дало основание называть его “деятельным бездельником”: он работает не своей мускульной энергией, а преимущественно силой своего ума.

Недостаток движения – гипокинезия – вызывает целый комплекс изменений в функционировании организма, который принято обозначать как гиподинамию . Последняя начинает сказываться в онтогенезе очень рано. Так, в дошкольных учреждениях двигательный компонент в режиме дня ребенка не превышает 30% времени бодрствования при нормируемой его продолжительности не менее 50%. В школьных же возрастах у 50% 6–8-летних, у 60% 9–12-летних и у 80% старшеклассников отмечается выраженная степень двигательной недостаточности.

Виды гипокинезии и причины ее возникновения

Виды гипокинезии Классификационный признак – причина
и мотивации гипокинезии
Физиологическая Влияние генетических факторов, наличие моторной “дебильности”, аномалии развития
Привычно-бытовая Привыкание к малоподвижному образу жизни, наличие сниженной двигательной инициативности, бытовой комфорт, пренебрежение физической культурой
Клиническая (”нозогенная”) Ограничение объема движений вследствие производственной необходимости Заболевания опорно-двигательного аппарата, болезни и травмы, требующие длительного постельного режима
Школьная Неправильная организация учебно-воспитательного процесса: перегрузка учебными занятиями, игнорирование физического воспитания, отсутствие свободного времени
Климатогеографическая Неблагоприятные климатические или географические условия, ограничивающие двигательную активность
Экспериментальная Моделирование сниженной двигательной активности для проведения медико-биологических исследований

Как видно из представленной таблицы, причины гипокинезии могут быть как объективными (физиологическая, профессиональная, клиническая), так и субъективными (привычно-бытовая, школьная, отчасти – климатогеографическая). Однако независимо от вида гипокинезии вызванные ею гиподинамические последствия вполне определенны и выражаются в том, что все функциональные системы жизнеобеспечения, активность которых определяется именно этим фактором (дыхание, кровообращение, состав крови, пищеварение, терморегуляция, эндокринные железы и др.) и которые работают “на движение”, все в меньшей степени востребуются в своих максимальных возможностях.. Отсюда и те проблемы со здоровьем, которые связывают с гиподинамией. В общем виде их можно представить следующим образом:

– согласно уже упоминавшемуся “закону свертывания функций за ненадобностью”, возможности любой системы организма соответствуют востребованному от нее уровню активности, материальной базой для чего служит деятельность ДНК и РНК клетки и обеспечивающих их ферментов. Снижение же уровня функционирования системы ведет к атрофии и/или дистрофии ее тканей с уменьшением функциональных резервов;

– мышечная активность является одним из механизмов интеграции функциональных систем организма, их “сонастраивания” на данный уровень активности. Нарушение же этого механизма ведет к функциональной переориентации, когда каждая из систем начинает работать преимущественно на обеспечение, компенсацию самого слабого звена в организме, которое в данный момент отличается наибольшим напряжением функции. То есть в этом случае “водителем ритма” организма становится не естественная активность человека, а доминирующий (в силу своей слабости”) морфо-функциональный очаг. В больном организме и у человека, находящегося в “третьем состоянии”, таким очагом должна быть патологически (или функционально) измененная система;

– снижение двигательной активности человека, как было показано на примере добровольцев, согласившихся на вынужденное обездвиживание, на длительное время (от двух недель до трех месяцев), ведет к компенсаторной перестройке всех сторон обмена веществ: минерального, жирового, белкового, углеводного, водного;

– гиподинамия выключает конечное звено стрессовой реакции – движение. Это ведет к напряжению центральной нервной системы, что в условиях и без того высоких информационных и социальных перегрузок современного человека закономерно ведет к переходу стресса в дистресс;

– гиподинамия вызывает заметные изменения в иммунологических свойствах организма и в терморегуляции.

Особого внимания заслуживает роль движений в предупреждении простудной заболеваемости у детей. Известно, что у маленьких детей терморегуляция работает за счет высокого уровня их двигательной активности. Однако произвольное ограничение последней заставляет в целях профилактики переохлаждения повышать внешнюю температуру, что в свою очередь через снижение мышечного тонуса как адаптивной реакции предупреждает перегревание организма. В результате терморегуляция смещается в сторону теплоотдачи даже у человека, находящегося в состоянии относительного мышечного покоя. Если учесть, что теплая одежда и температура 22–240 С уже вызывают потоотделение, то резкий переход из теплого помещения на морозный воздух при низком уровне двигательной активности вызывает переохлаждение человека с развитием простуды. Но именно так – искусственным повышением внешней температуры, а не через активизацию движений – и пытаются, к сожалению, чаще всего решать проблемы предупреждения простуд в семьях.

Принципиальные изменения в результате гипокинезии претерпело и осуществление механизмов стресса. В животном организме он возник как важнейшее звено адаптации именно к тем четырем условиям, которые предопределяют сохранение жизни: голод, холод, опасность и реализация инстинкта продолжения рода. У человека же при общности физиологических механизмов стресса с животными условия его возникновения и реализации заметно отличаются. Во-первых, как уже было показано, у людей стресс чаще всего связан не с борьбой за выживание, а с социальными мотивами (любовь, карьера, культура и т.д.). Во-вторых, чаще всего человеку не удается в силу различных причин логически завершить стресс движением, поэтому в течение бодрствования в организме накапливаются гормоны стресса и нарастает состояние психического напряжения. Возникший при появлении одного из указанных факторов стресс и имеет конечной целью быструю и эффективную подготовку организма к мышечной деятельности и ее реализацию. При этом нервный и гуморальный компоненты стресса обусловливают мгновенное повышение скорости реакции и мышечного тонуса, резкое возрастание активности кислородо-транспортных систем, которые должны обеспечить последующую мышечную деятельность питательными веществами и кислородом. Если же, как это чаще всего и случается у человека, стресс движением не заканчивается, то его последствия продолжаются достаточно долго. По крайней мере, именно с отсутствием конечного звена механизма стресса – движения – связывают широкое распространение у современного человека так называемых болезней цивилизации.

Таким образом, условия современной жизни ведут к тому, что в значительной степени выключается сформированное эволюцией основное условие обеспечения сохранности и поддержания жизни – движение.

Рассмотрим, как развивалась двигательная активность в России. Развитие истории изучения двигательной активности в России официально началась с 30-х годов XX века с работ профессора Бернштейна Н.А. В своей работе "Очерки по физиологии движения и физиологической активности (М.: Биомедгиз, 1947. - 420 с.) он установил, что имеется 5 уровней регуляции движения. Самый первый этап координации движения регулируется на бессознательном уровне и подвластен только влиянию информации, исходящей из рецепторов внешних тканей и внутренних органов. В случае нарушения этой регуляции в процессе выполнения движения у пациента диагностируется дрожание. Его работы были переведены на иностранные языки. Автор заслужил мировое признание, но на родине, к сожалению, ему не позволили завершить научные исследования.

Вторая волна интереса к двигательной активности появилась после работ профессора М.Р. Могендовича (ученика проф. И.П. Павлова). В своей работе "Чувствительность внутренних органов (интероцепция) и хронаксия скелетной мускулатуры" (Ленинград, 1941) он описал результаты экспериментальных исследований.

Далее исследования продолжались в ближайших социалистических странах (Румынии и Болгарии). Результаты трудов опубликованы в работах Гранит Р. "Основы регуляции движений" (М.: Мир, 1973. - 340 с.) и Робэнеску Н. "Нейромоторное перевоспитание" (Бухарест: Медицина и физкультура, 1972. - 268 с.).

Параллельно в 1936 г. Кендалл и Кендал (США) выпустили книгу "Мануальное мышечное тестирование". В 1966 г. д-р Дж. Гудхарт разработал методику использования мануального мышечного тестирования как биологической обратной связи с организмом.

Российские ученые с этим феноменом клинического исследования мышц познакомились на международной конференции, проходившей в Москве в 1990 г. Одним из ее организаторов был А.Е. Саморуков.

С 1994 г. врачи разных специальностей могут познакомиться с основами прикладной кинезиологии (науки о двигательной активности человека) на циклах усовершенствования врачей в рамках возможного изменения программы обучения для врачей - мануальных терапевтов и рефлексотерапевтов.

В 2000 г. зарегистрирована Межрегиональная ассоциация прикладной кинезиологии (МАПК), объединяющая более 200 врачей разной специальности. Ее организатором и бессменным президентом на протяжении многих лет является проф. Васильева Л.Ф. Создан сайт в Интернете www.kinesiolog..ru, издается журнал "Прикладная кинезиология".

Российские ученые внесли вклад в научное обоснование феномена функциональной мышечной слабости. Получено 10 авторских свидетельств на изобретение. Защищено 7 кандидатских и 1 докторская диссертация, опубликовано более 10 научных работ.

В 2000 г. в Российском медицинском университете организован курс традиционной медицины (зав. курсом проф. Васильева Л.Ф.) при кафедре неврологии ФУВ (зав. кафедрой проф. Федин А.И.). В 2003 г. курс преобразован в самостоятельную кафедру мануальной терапии, занимающуюся разработкой и внедрением обучения ПК в рамках мануальной терапии.

Как физиологический процесс физическая активность присуща любому живому существу. Она может быть низкой, если человек осознанно или вынужденно ведет малоподвижный образ жизни и, наоборот, высокой, например, у спортсмена. Физическая активность включает в себя любой вид мышечной деятельности. Не важно, это специальные физические упражнения, или работа по дому или на приусадебном участке, или просто ходьба. Двигательную активность можно условно разделить на специально организованную (навязанную) и спонтанную (произвольную) активность. Различают активность в процессе физического воспитания; физическую активность во время обучения, общественно-полезной и трудовой деятельности.

Спонтанная двигательная активность это важное понятие из области физиологии, упрощенно говоря, это активность в свободное время не навязанная извне. Научным языком, под спонтанной двигательной активностью понимаются такие формы деятельности, которые не вызываются непосредственно факторами внешней среды, а в значительной степени определяются количественно и качественно видовыми особенностями организма. Она закономерно повторяется на протяжении различных периодов жизненного цикла (индивидуального развития, суточного периода, сезонов года и т.д.) и занимают значительное место в общем энергетическом расходе организма.

Ограничение или навязывание физической деятельности сопровождается компенсаторным изменением спонтанной двигательной активности. Биологический смысл спонтанной активности - поддержание постоянства суточного объема движений и энергозатрат. Это вскрывает особую физиологическую роль спонтанной формы активности, как компенсатора избытка или недостатка движений, физиологического регулятора постоянства суточного объема движений и связанных с этим энергозатрат. Важно отметить, что существует специальный механизм саморегуляции двигательной активности, поддержания постоянства ее суточного объема путем изменения спонтанной ее составляющей. Этот механизм называется «потребность в двигательной активности», его мы рассмотрим позже.

Долгое время в науке двигательная активность рассматривалась как «вынужденная необходимость», как средство, для того чтобы добыть хлеб насущный. Ошибочное представление о двигательной активности бытовало в медицине. Многие известные врачи XIX века, исследуя функциональное состояние сердца спортсменов и людей, занятых тяжелым физическим трудом, делали вывод о пагубном влиянии любых физических напряжений, связанных с тренировкой и, особенно со спортивными соревнованиями. Например, один из организаторов первых гребных гонок в Англии (1827 г.) считал, что их участники, пережив огромное физическое напряжение, могут прожить не более 30 лет. В 1908 г. в газете «Таймс» были объявлены вредными для здоровья все виды бега на дистанцию свыше 1 мили.

Общественность того времени с непониманием и сарказмом относилась к гимнастике вообще и к лечебной гимнастике в частности. Даже такой просвещенный человек, как Чернышевский Николай Гаврилович (1828-1889) - публицист, литературный критик и философ, в своей критической статье на книгу «Врачебно–комнатная гимнастика», изданную в 1856, пишет: «Вообще довольно забавно видеть, до какой степени иногда человек может увлечься какой–нибудь idee fixe. Так, например, почтенный доктор говорит, что нужно с четырехлетнего возраста заниматься гимнастикой и мальчикам и девочкам, и что отец, мать, учитель и гувернер должны сами делать движения для примера… Наконец, ученый автор до того увлекается своей наукой, что даже не щадит и седовласой старости. «И старость, — говорит он, — имеет нужду в движениях … Затем автор нападает и на бедных старух свыше шестидесятилетнего возраста (кажется, их можно было бы пощадить) и советует им переминаться на одном месте 150 раз, вертеть ногами 20, наклонять туловище вперед и назад 15, а приседать всего 16 раз. Слава богу, что он хоть не предписывает им ударять топором и поднимать колени вперед, как это советует другим особам до шестидесятилетнего возраста».

Был временно забыт важный принцип, сформулированный более чем 2000 лет тому назад Гиппократом: "Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь". Понимание того, что движения являются самым доступным и самым эффективным лекарством были всегда. Еще в самые давние времена люди знали, что для того, чтобы лишить человека энергии, нужно лишить его двигательной активности. В древнем Китае помещали в такие маленькие камеры, где человек мог только сидеть или лежать. Через пару месяцев человек ослабевал настолько, что не смог бы бежать, даже если бы ему представилась такая возможность, так как в бездействии мышцы его конечностей атрофировались. Древнегреческий философ Платон (Около 428-347 гг. до н. э.) называл движение «целительной частью медицины», а - писатель и историк Плутарх (127 г) - «кладовой жизни».

В начале прошлого века в физиологии даже появились ошибочные точки зрения о вреде движений. Например, очень логичная на первый взгляд теория, так называемое энергетическое правило поверхности, сформулированное известным немецким физиологом и гигиенистом Максом Рубнером. Согласно Рубнеру природа выдала всем млекопитающим одинаковую энергию на единицу веса: 180-190 тысяч килокалорий на килограмм. Использовал свой запас - умирай. А поскольку животные малых размеров неэкономно расходуют энергию, то они исчерпывают свой энергетический фонд быстрее. Действительно, мышь живет два с половиной года, а слон 80 лет. Эта теория господствует в науке, начиная с прошлого столетия, и по сей день. В рамках этой теории Rubner (1908) выдвинул свою знаменитую теорию старения, сводящуюся к тому, что каждый организм способен на один килограмм веса своего тела переработать в течении жизни строго определенное количество энергии. При этом, человек отличается от других живых существ только тем, что имеет исключительно высокую жизненную «прочность» протоплазмы, способной «пропустить через себя» в 3-4 раза больше энергии в течении взрослой жизни.

Заблуждался и известный канадский патофизиолог Ганс Селье, автор «теории стресса»(1956). По Селье существует генетически предопределенная величина адаптационной энергии. К стрессовым реакциям относятся и физические нагрузки, и двигательная активность. По этой теории каждая стрессовая реакция организма, например, физические нагрузки, могут быть лишь причиной, которая укорачивает продолжительность жизни. С точки зрения "теории истощения" двигательная активность индивидуума обусловливает постепенное "старение" организма с его зарождения. Селье считал, что адаптационные ресурсы организма строго детерминированы, только тратятся и не восстанавливаются

Однако не все было логично в этих теориях уважаемых ученых. Например, кролик и заяц – одинаковы, и по размерам, и по весу. Значит, их энергетические запасы и продолжительность жизни также должны совпасть. Однако заяц гораздо активнее и тратит намного больше энергии. Получается, что он должен быстрее "съесть" свой жизненный лимит. А он живет в два-три раза дольше своего "расчетливого" собрата! И таких примеров можно привести множество. И все же закон Рубера-Рише, согласно которому «интенсивность обмена энергии у теплокровных животных прямо пропорциональна площади поверхности тела» применяется для ориентировочных расчетов обмена энергии».

Этот парадокс решили российские физиологи. В 1935 году физиолог Аршавский создает специальную лабораторию для физиологических исследований в области термодинамики живых систем. Он пришел к выводу, что различная продолжительность жизни у млекопитающих объясняется не "правилом поверхности", а специальными механизмами индивидуального развития. Упомянутую "теорию истощения" по праву сменила теория, которая получила название "энергетическое правило скелетных мышц". Суть ее такова: двигательная активность не истощает энергофонд организма, а управляет энергетикой, жизнью организма, его ростом и развитием. Она переводит его на новый более высокий уровень энергетики. Оптимальная двигательная активность вызывает физиологический стресс. Она названа физиологической нагрузкой. Тем самым она противопоставляется избыточной, патологической нагрузке, которая вызывает патологический стресс – он действительно истощает энергофонд.

Согласно этой теории, энергетика целостного организма и его структур находятся в прямой зависимости от функционирования скелетных мышц. Речь идет не просто о постепенной трате наследственно предопределенного энергетического фонда, а о непрерывном обогащении его за счет так называемых избыточных, тренирующих нагрузок. Благодаря двигательной активности человек как бы "заводит часы своей жизни", обеспечивая себе тем самым полноценное индивидуальное развитие. То есть, для того чтобы обогатиться дополнительными энергетическими ресурсами, необходимо потратить уже имеющиеся ресурсы.

В этой теории процесс индивидуального развития организма сравнивается с заведенными часами, которые запускаются после оплодотворения. Если, следуя теории Селье-Рубнера, в заведенных часах пружина раскручивается до тех пор, пока не исчерпается потенциальная энергия, сообщенная при "заводе". То индивидуальное развитие организма представляет собой не просто постепенное раскручивание пружины, а постепенный ее подзавод; не постепенную трату предопределенного энергетического фонда, а непрерывное обогащение его.

Принцип избыточной окупаемости энергетического правила скелетных мышц очень точно и образно сформулирован Александром Васильевичем Суворовым: "Утомлять тело свое, чтобы укрепить оное больше". "Утомление" не должно быть чрезмерным; объем нагрузок должен определяться возрастом и физиологическим состоянием организма; нагрузки должны прекращаться при первых признаках утомления. Лишь в этом случае течение восстановительных процессов будет полноценным с одной стороны и избыточным с другой.

Итак, жизнь организма, его рост и развитие зависят от двигательной активности, которая позволяет реализовать наследственную программу индивидуального развития. Движение эту не истощает, а пополняет "жизненную энергетическую копилку"! Именно благодаря движению организм восполняет не только потраченное, но и создает задел для дальнейшего развития. Пассивность снижает приспособительные возможности организма и делает его беззащитным перед неблагоприятными условиями среды, перед заболеваниями. Активность же выступает как посредник между генетической программой и окружающей средой. Природа очень дорожит законом активности и жестоко наказывает за его нарушения.

Двигательная активность, гиподинамия, гипокинезия и здоровье. Некоторые исследователи утверждают, что в наше время физическая нагрузка уменьшилась в 50-100 раз - по сравнению с предыдущими столетиями, хотя природа человека по сути не изменилась. Доля мышечных усилий во всей вырабатываемой на Земле энергии за последние 100 лет снизилась с 94% до 1%.

В середине XIX века, когда физический труд являлся основным источником всех благ, работа требовала от человека не только больших физических напряжений, но и сформированных двигательных навыков. Аристократия, презирала физический труд, но восполняла дефицит двигательной активности верховой ездой, катанием на велосипеде и коньках, фехтованием, танцами. Николай Раевский в жизнеописании А.С. Пушкина приводит сведения о 15 балах, состоявшихся в период с 11 января по 16 февраля 1830 г. На одном из балов танцевали 21 танец. Выдержать такую нагрузку было под силу только хорошо тренированным людям.

В прошлом энергозатраты, например крестьянина и мастерового составляли 5—6 тысяч килокалорий в сутки, сегодня они, как правило, не превышают 2,5 тыс. ккал., что явно ниже оптимального уровня. При этом считается, что средний современный человек "недобирает" дополнительного уровня энерготрат около 300 ккал в сутки. В настоящее время недостаточная мышечная активность стала распространенной у людей многих профессий. Снижается двигательная активность не только людей среднего и пожилого возраста, но и детей и подростков, которые значительную часть времени проводят сидя за партой или возле компьютера.

Рассмотрим два важных понятия, которые используются для характеристики двигательной активности: гипокинезия и гиподинамия. Гиподинамия (от греческого hypo - низкий и dynamis - сила) - ослабление мышечной деятельности, обусловленное сидячим образом жизни и ограничением двигательной активности.

Гипокинезия (греч. kinesis - движение) — особое состояние организма, обусловленное недостаточностью двигательной активности. Гипокинезия – это ограничение объема произвольных движений. Обычно гипокинезия сочетается с гиподинамией.

Гипокинезия (гиподинамия) сегодня представляется экологическим и социальным фактором - неизбежным спутником научно-технического прогресса, который сопровождается значительным снижением доли физического труда в материальном производстве. Различают 3 основных вида гипокинезии: 1. профессиональная. 2. В индивидуальном плане гипокинезия может быть стилем жизни. Третий вид гипокинезии, назовем ее вынужденной, это давно и хорошо известный лечебный прием (постельный режим), применяемый для лечения или облегчения при многих тяжелых заболеваниях.

Малоподвижный образ жизни, отсутствие достаточной физической нагрузки вызывают атрофию мышечной и костной ткани, уменьшение жизненной емкости легких, а главное - нарушение деятельности сердечно- сосудистой системы. В какой то момент человек теряет свободу движения. Свобода движений определяется амплитудой движений в суставах и функциональным состоянием мышц. И здесь замыкается порочный круг: чем меньше совершается движений, тем они труднее; чем они труднее, тем меньше человек двигается, чем меньше человек двигается, тем меньше у него потребность в движениях.

С гиподинамией и гипокинезией связаны многие болезни современной цивилизации: ишемическая болезнь сердца и атеросклероз, ожирение и сахарный диабет, рак, неврозы и депрессия, гипертоническая болезнь и нарушение мозгового крововообращения, остеопороз, обструктивные заболевания легких. Это лишь небольшой перечень болезней в патогенезе которых роль двигательной активности доказана и признана официальной медициной.

Коронарная болезнь сердца занимает главное место в этом списке, являясь основной причиной преждевременной смерти. Для примера, на графике показана зависимость между уровнем двигательной активности и вероятностью развития коронарной болезни сердца. Наибольшее снижение вероятности заболеваний мы видим при переходе от низкого уровня двигательной активности или физической подготовленности к более высокому уровню. На графике хорошо показана необходимость выбора достаточной и оптимальной активности для достижения максимального эффекта.

Причиной заболевания именуемого атеросклероз является холестерин, который накапливается в бляшках, закупоривающих артерии. По мере сужения и уплотнения артерий они оказываются неспособными обеспечивать сердечную мышцу (миокард) кислородом. Чаще всего это происходит в тот момент, когда требуется больше кислорода (во время стрессовой ситуации или интенсивной физической нагрузки). Такой дисбаланс между потребностью и обеспечением кислородом может привести к появлению болевых ощущений в области груди, левого плеча, которые называются стенокардией. Суженная часть артерии может привести к полной закупорке, вследствие чего наступает инфаркт миокарда.

Если в совсем недавнем прошлом большая роль в возникновении заболеваний сердечно-сосудистой системы придавалась уровню холестерина, величине артериального давления и курению, то сегодня многочисленные исследования доказали ведущую роль гиподинамии в патогенезе заболевания. Вероятность заболевания сердца у людей, ведущих активный образ жизни, гораздо ниже по сравнению с лицами, ведущими малоподвижный образ жизни. Исследования показали, что дополнительная двигательная активность (расход энергии 2000 ккал в нед.) наряду с высоким уровнем кардиореспираторной подготовленности являются основными факторами профилактики заболеваний сердца и общей смертности. Регулярные занятия физическими упражнениями влияют на многие факторы риска развития сердечно-сосудистых заболеваний, улучшая показатели содержания холестерина в сыворотке крови, артериального давления, толерантности к глюкозе и др.

Физическая деятельность улучшает функцию не только самой мышечной системы, но и всех жизненно важных органов, включая сердечную мышцу. Это влияние реализуется благодаря включению рефлексов с мышц на внутренние органы. Есть такие рефлексы, они называются сомато-висцеральные. Мышечная активность регулирует работу сердца не только рефлекторно, но и гуморальным путем. При сокращении мышц в кровь поступает большое количество биологически активных веществ, сердцебиение становятся сильнее и чаще, выброс крови в аорту и легочную артерию увеличивается.

Сокращение мышц нижних конечностей способствует продвижению венозной крови снизу вверх против силы тяжести, предупреждая возможность застоя крови. При напряжении мышц нижних конечностей глубокие и межмышечные вены сдавливаются. Благодаря наличию клапанов кровь из них «выдавливается» в систему полой вены. При расслаблении мышц возникает «присасывающий эффект».

Другое заболевание, тесно связанное с двигательной активностью – остеопороз. Остеопороз - системное заболевание скелета, характеризующееся уменьшением массы кости в единице объема с нарушением микроархитектоники костных трабекул и увеличением риска развития переломов. Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) ставит проблему остеопороза по его медико-социальной значимости на 4-е место среди всех неинфекционных заболеваний. Связано это как с беспрецедентно высокой распространенностью заболевания (12% среди жителей Европы и России), так и высокой частотой и тяжестью главного его осложнения – патологических переломов.

Только в США ежегодно происходит приблизительно 1,5 миллиона переломов, связанных с остеопорозом (в общей структуре это 650 тысяч переломов тел позвонков, 250 тысяч переломов шейки бедра, 200 тысяч переломов костей предплечья и 400 тыс. переломов других локализаций), а прямые и косвенные расходы по лечению пациентов составляют десятки миллиардов долларов в год, что сопоставимо с целыми бюджетами некоторых государств.

На формирование массы костной ткани значительное влияние оказывают факторы окружающей среды и, прежде всего физическая активность. Например, выявлено, что у занимающихся гимнастикой, масса кости тел позвонков выше по сравнению с контрольной группой, сопоставимой по возрасту, массе тела и полу. Отмечено также, что накопленная костная масса долгие годы сохраняется в последующие периоды жизни, несмотря на снижение частоты и интенсивности физических упражнений. Влияние физической активности на риск развития остеопороза иллюстрирует сравнение костной плотности сельских и городских детей. У живущих в сельской местности, по сравнению с городскими, масса костной ткани существенно выше.

Механическая стимуляция костной ткани и физические нагрузки на скелетные мышцы, в том числе обусловленные земной гравитацией, являются одним из основных факторов, определяющих структуру кости. Гипокинезия снижает механическую стимуляцию костеобразования и уровень эффективного деформационного потенциала это состояние называется состояние "ленивой кости" – предшественник остепени и остеопороза. Надежность функционирования опорно-двигательного аппарата возрастает за счет увеличения поперечника трубчатых костей и утолщения их компактного вещества.

И для нормальной деятельности ЦНС необходим оптимальный приток сигналов не только из внутренней, но и из внешней среды. Уменьшение числа импульсов, идущих от мышц, от связок и от суставов к мозгу, нарушает нервную деятельность, так как при этом резко снижается активация мозговых клеток, их работоспособность падает. Неврозы, депрессия – обычные спутники гиподинамии. Все произвольные движения (ходьба, бег, физические упражнения) осуществляются у человека при обязательном участии коры головного мозга. Характерной особенностью двигательных реакций, управляемых корой головного мозга, является их выработка в процессе индивидуального жизненного опыта, т. е. в результате тренировки. Многократное повторение определенной совокупности движений приводит к автоматизму, благодаря которому они становятся более точными, быстрыми, экономичными, и превращаются в автоматизированные двигательные акты.

По мере повторения моторных нагрузок двигательная функциональная система приобретает все большую надежность. В основе этого лежит расширение связей моторных уровней коры больших полушарий, стриопаллидарной системы, среднего, продолговатого мозга, а также формирование устойчивого динамического стереотипа. Научно обоснованная двигательная деятельность в виде занятий физической культурой способствует правильному формированию осанки, адекватному развитию мышечного «корсета». Это важно и в период интенсивного роста и для взрослого и стареющего организма.

Таким образом:

1. Сохранение здоровья в современных условиях невозможно без определенного объема и вида двигательной активности.

2. Недостаток двигательной активности сам по себе приводит к расстройству здоровья и даже заболеваниям.

3. Двигательная активность обеспечивает увеличение устойчивости организма к вредным воздействиям внешней среды и некоторым заболеваниям.

Потребность в двигательной активности. Для обозначения механизма регуляции двигательной активности используют термин "потребность в двигательной активности" или "потребность в движениях" или по-гречески кинезиофилия. Потребность в движении - важнейшее звено приспособления живых организмов к окружающей среде. В процессе эволюции она сформировалась как биологическая потребность человека наравне с потребностями в пище, в воде, в самосохранении, в размножении. Потребность в движениях является источником эмоционального возбуждения. Эта потребность присуща как животным, так и человеку, а ее объективным отражением является объем локомоторной активности.

Общая двигательная активность складывается из облигатной и спонтанной. Облигатная (или вынужденная) активность связана с реализацией разнообразных потребностей - в пище, в безопасности, в сексуальной, в трудовой, в учебной... Спонтанная активность не имеет очевидной направленности. То есть спонтанные движения осуществляются как бы ради самого движения. Потребность организма в двигательной активности индивидуальна и зависит от многих физиологических, социально- экономических и культурных факторов. Уровень потребности в двигательной активности в значительной мере обуславливается наследственными и генетическими признаками. Кинезиофилия (любовь к движениям), - самый действенный инстинкт человека, который позволяет ему приспособится к окружающей среде.

Известно, что скелетно-мышечная система является источником ощущений. Еще И.М. Сеченов говорил о смутном, неопределенном мышечном чувстве. И.П. Павлову принадлежит термин "мышечная радость", который он использовал для обозначения приятных ощущений, связанных с мышечной работой. Современной наукой доказано, что двигательный анализатор получает информацию об уровне двигательной активности и затем передает ее для анализа в центральную нервную систему. Эта информация является источником эмоционального воздействия, она является источником положительных или отрицательных эмоций, источником удовлетворения. Потребность в двигательной активности находит свое отражение в эмоциях человека и это очень важно для мотивации двигательной активности. Увеличивается или уменьшается спонтанная активность человека.

Перечислим некоторые важные закономерности, связанные с двигательной потребностью:

1. Объем двигательной активности в течение суток является постоянной величиной для конкретного человека. Это позволяет характеризовать потребность в двигательной активности как типовой индивидуальный признак. Он предопределен генетически, но может моделироваться факторами среды, в том числе и социальными. Есть люди с низкой и с высокой потребностью к движению. Постоянство двигательной активности поддерживается благодаря спонтанной активности.

Это иллюстрирует 2 закономерность. В условиях свободного выбора, люди с высокой самооценкой потребности в движениях производят существенно больший объем работы по сравнению с людьми, эта самооценка низкая. Мощность произвольно избираемой физической нагрузки в условиях свободного выбора выше у мужчин, в то время как продолжительность работы больше у женщин. При этом объем произвольно дозируемой работы у мужчин и женщин не различается.

3. Окончательное формирование "моторного типа" человека происходит примерно к 30 годам.

4. К старости потребность в движениях не изменяется, с возрастом уменьшается лишь "доза" мышечных усилий, необходимая для удовлетворения этой потребности. Во всяком случае, отсутствие существенного возрастного снижения субъективной потребности в двигательной активности имеет большое значение для участия пожилых людей в активной оздоровительной деятельности.

5. Увеличение объема привычной двигательной активности сопровождается ростом потребности в движениях. Потребность в двигательной активности можно повысить за счет постепенного увеличения физических нагрузок, только лишь до определенного предела их продолжительности и интенсивности. После достижения этого предела потребность в движении резко снижается.

6. Снижение потребности в двигательной активности является чувствительным индикатором превышения оптимальной дозы нагрузок и утраты их оздоровительной значимости.

7. Произвольно дозируемая в соответствии с двигательной мотивацией, или субъективно-оптимальная физическая нагрузка характеризуется широким индивидуальным варьированием ее основных характеристик: мощности, продолжительности и объема выполненной работы. Она обычно соответствует работе средней интенсивности и составляет 47-62% от максимального потребления кислорода. Это преимущественно аэробная нагрузка. Современная физиология такие параметры характеризует как эффективные в оздоровительном отношении, тренирующие, и, безусловно, безопасные.

Таким образом, существует некий физиологический механизм саморегуляции оптимальной физической активности. В основе этого механизма лежит потребность в двигательной активности. Дозирование мышечной деятельности в соответствии с этой потребностью обеспечивает автоматический подбор индивидуальной оптимальной физической нагрузки, является эффективным и безопасным средством оздоровления.

На основании субъективных ощущений организм самостоятельно подбирает индивидуально оптимальную дозу физической нагрузки, которая обеспечивает наилучшее соотношение между физиологической достаточностью мышечной работы и ее "ценой", определяющей безопасность нагрузки. Это важный инструмент оздоровительной физкультуры. Разумно организованная двигательная активность в рамках любой оздоровительной технологии через механизм потребности стимулирует двигательную активность, которая в свою очередь увеличивает потребность в движении.

Оптимальная физическая активность. Итак, Оптимальная двигательная активность необходима человеку на протяжении всей его жизни - от рождения и до глубокой старости. Это единственно надежный способ при помощи мышечной работы сохранять и повышать резервные возможности сердца и всего организма, а также поддерживать функцию мышц и суставов в удовлетворительном состоянии.

Практический опыт и научный анализ показывают, что как недостаток, так и избыток мышечной активности оказывает неблагоприятное влияние на организм. Из этого следует, что существует некоторый оптимальный уровень физической активности, который оказывает максимально благоприятный эффект. Следовательно, основным направлением использования физических нагрузок для оздоровления является их оптимизация. Что же понимается в настоящее время под оптимальной физической активностью? Прежде всего, оптимальная нагрузка - индивидуальна. Она должна учитывать особенности жизнедеятельности, состояния, возможности и способности индивида.

Оптимальная двигательная активность должна обеспечить нормальное развитие и функционирование организма для сохранения здоровья и совершенствования различных процессов жизнедеятельности, компенсацию возрастных изменений в организме. Это ее главные задачи.

Целевая направленность оптимальных нагрузок - достижение оптимального уровня здоровья. Но, так же как и большинство определений понятия здоровья они неконкретны и малопригодны для практического использования. Наибольшее практическое применение получил подход, основанный на представлении об оптимальности физической деятельности как области устойчивых состояний, расположенной между минимальным и максимальным уровнем двигательной активности, и, обеспечивающей тренирующий эффект.

Согласно Н.М. Амосову оптимальной является такая физическая деятельность, которая дает тренирующий эффект, увеличивает физическую работоспособность, оказывает максимальное стимулирующее действие на какой - либо орган, систему и функцию, или дает наилучший клинический эффект. Конкретными критериями достижения оптимальности являются: признаки выздоровления (то есть исчезновение симптомов болезни), достижение максимального значения потребления кислорода, определенное количество лимфоцитов в крови, частота сердечных сокращений и т.д.

Приведенное определение оптимальности диктует стратегию выбора оптимальных значений физических воздействий. Основываясь на результатах наблюдений в процессе тренировочного процесса выбирают такие параметры тренировки, которые в среднем обеспечивают наилучший эффект при достаточной безопасности. Например, на основании клинических наблюдений предлагается использовать для реабилитации больных ишемической болезнью сердца в качестве оптимальных такие физические нагрузки, которые вызывают увеличение частоты сердечных сокращений до 70 - 90% от максимально переносимой (пороговой, толерантной) величины. Или, например Американский колледж спортивной медицины на основании накопленного опыта рекомендует в оздоровительных целях физические нагрузки на уровне 50 - 85% от максимального потребления кислорода при их продолжительности от 15 до 60 минут.

Научные представления об оптимальной нагрузке постоянно уточняются. Например, известный специалист в области оздоровления при помощи физических нагрузок Кеннет Купер в своей очередной книге "Аэробика для хорошего самочувствия" (К. Купер, 1987) пишет, что его утверждение "если вы будете пробегать более пяти километров пять раз в неделю, то вы прибежите к чему угодно только не к здоровью". В ранних работах Купера мы можем прочесть "чем больше, тем лучше" (К. Купер, 1979). 62. Приблизительно до 25-летнего возраста, т.е. до момента набора человеком пика моторного потенциала уровень двигательной активности, измеряемый величинами энерготрат (в калориях) естественно увеличивается. Как мы уже говорили, именно в этот период формируется моторный тип человека. Далее сформированный уровень потребности в движении практически не меняется, хотя двигательная активность естественно снижается между 60 и 70 годами. Уровень двигательной активности должен оставаться постоянным до конца жизненного цикла для обеспечения стабильности жизненных констант, при условии ориентации личности на здоровый образ жизни и развития жизненных процессов по оптимистическому сценарию.

Определение оптимального режима двигательной активности для различных возрастных групп и внедрение его в быт людей уже давно относятся к ряду актуальных проблем теории физического воспитания. При планировании оздоровительных занятий, очень важно учитывать биологическую потребность в движении. Если это условие не выполняется, то неизбежно возникают дефекты физического развития, проявляется скрытая патология отдельных функциональных систем. В детском возрасте двигательная активность проявляется через естественную биологическую потребность растущего организма в движениях. Основной сюжетной линией поведения ребенка в этот период является игра, и он сам интуитивно, без вмешательства извне всегда безошибочно определяет для себя ее меру. Задача взрослых в этой ситуации предельно проста и заключается в том, чтобы не мешать ребенку, не сдерживать его естественного стремления к движениям.

Рассмотрим концепцию норм двигательной активности человека.

Определение оптимального режима двигательной активности для различного возрастного контингента и внедрение его в быт людей уже давно относятся к ряду ближайших, особо актуальных проблем теории и методики физического воспитания [16] и приковывают внимание как отдельных исследователей, так и авторских коллективов.

Это та ситуация, которую некоторые авторы обозначают терминами: "критический" оптимум объема двигательной активности [9], "гигиеническая норма" [25], "реальный показатель" и "высшая граница" [20], "критический минимум" и "верхний предел" (Л.П. Матвеев).

В детском возрасте двигательная активность проявляется через естественную биологическую потребность растущего организма в движениях. Основной сюжетной линией поведения ребенка в этот период является игра, и он сам интуитивно, без вмешательства извне всегда безошибочно определяет для себя ее меру. Задача взрослых в этой ситуации предельно проста и заключается в том, чтобы не мешать ребенку, не сдерживать его естественного стремления к движениям (Б. Спок, 1995; Н.М. Амосов, И.В. Муравов,1985, и др.). Эта мера характеризуется чрезвычайной вариативностью. Н.Т. Лебедева [15], изучавшая двигательную активность у детей первого года обучения, приходит к выводу, что за день городской первоклассник совершает от 7 до 47 тыс. шагов (или от 5 до 30 км). Мальчики более подвижны, чем девочки. Число шагов увеличивается от понедельника к среде, затем уменьшается к концу недели.

Одновременно с этим в период школьного обучения формируется режим строгой регламентации, который с логической неизбежностью выдвигает перед ребенком задачу рационального использования времени, в том числе и отводимого на занятия физическими упражнениями. Вместе с тем и анализ динамики возрастного развития человека также не оставляет сомнений в том, что каждому периоду жизни присущ свой уровень двигательной активности. Все это указывает на необходимость определения оптимальных или должных норм двигательной активности. При обсуждении общей концепции двигательной активности с позиции данного подхода наибольшую ценность представляет рассмотрение ее в рамках макро- и мезоинтервалов времени. За мезоинтервалы в данном случае мы принимаем отрезки времени продолжительностью от 1 суток до недели.

В подростковом возрасте и на всех последующих этапах витального цикла социальная функция в жизни человека начинает все более преобладать над биологической, что вполне естественно, поскольку в цивилизованном сообществе мотивационно-ценностные ориентации являются доминирующими.

О значимости социальной функции в жизни человека говорит ее вклад в бюджет суточного времени, приблизительно равный одной трети последнего на большей части дееспособного периода (рис.1). Рисунок показывает, что затраты времени на учебную, а в дальнейшем и производственную деятельность происходят за счет сокращения свободного времени, порождая проблему планирования и рационального его использования. Невозможность полной реализации в этих условиях естественной потребности человека в движениях может компенсироваться ежедневными обязательными занятиями физической культурой у учащихся 1 и самостоятельными занятиями у взрослого населения.

Наибольшую информационную нагрузку на представленном рисунке несет его срединная часть, отражающая временную взаимосвязь учебно-трудовой деятельности человека с его свободным временем. Рисунок дает возможность увидеть, насколько велика и несопоставима с другими периодами жизни нагрузка в студенческие годы. Сравнение представленного на рисунке построения с имеющимися в литературе по возрастной физиологии графическими изображениями физиологических функций организма показывает, что контуры ни одной из них в завершающей стадии своего развития не имеют такого алогичного очертания. Отсюда следует вывод о том, что переход от трудовой деятельности к заслуженному отдыху должен иметь постепенный, поэтапный характер с последовательным уменьшением доли труда, напоминая собой "втягивающий" режим подготовки детей к школе в старших группах детского сада (на рисунке эти периоды жизни обозначены цифрой 4).

Рис. 1. Соотношение основных составляющих режима дня на протяжении жизни.

Условные обозначения:

1 - сон; 2 - учеба (работа); 3 - свободное время; 4 - "втягивающие" периоды жизни

В отечественной литературе сформировалось 3 метода измерения двигательной активности: по затратам времени (за сутки, за неделю), по количеству произведенных, обычно за сутки, локомоций (шагометрия), по затратам энергии (в кал или Дж за единицу времени). Наиболее объективным из них, но и наиболее трудоемким является последний.

Современная наука пока не располагает достаточным объемом информации, позволяющим судить о динамике энерготрат в процессе онтогенеза, поскольку полученные материалы носят исключительно фрагментарный характер и дают основание судить о величинах расхода энергии лишь в микро- и мезоинтервалах времени и в основном у взрослых в процессе производственной деятельности.

Безусловно, на получение надежной и объективной информации, позволяющей судить о должных нормах двигательной активности различных социальных групп населения, в особенности студенческой молодежи, влияние оказывает и множество других факторов, которые определяют сюжетную линию их поведения в повседневной жизни, что не может не сказываться на ценности выводов и рекомендаций исследователей данной проблемы.

Тем не менее, в ряде работ содержатся общие представления гипотетического характера о величинах должных норм двигательной активности человека в постнатальном периоде (табл. 1). Из таблицы видно, что Н.М. Амосов и И.В. Муравов придают фактору двигательной активности в жизни человека гораздо большее значение, чем группа исследователей из ВНИИФКа. Особенно это касается детского возраста, что вполне отвечает принятой авторами концепции.

Некоторое снижение двигательной активности в школьные и студенческие годы должно, по мнению авторов, компенсироваться повышением интенсивности занятий. Развивая свою мысль далее, они высказывают точку зрения, что с возрастом (если вновь вернуться к медицинской периодизации возрастов, то это будет период второй зрелости, пожилой и старческий возраст) затраты времени на физическую нагрузку с оздоровительной направленностью должны увеличиваться.

Эта мысль, равно как и концепция специалистов из ВНИИФКа, становится более доступной для восприятия при обращении к методу визуализации табличных данных (рис. 2). Графическое изображение позволяет увидеть, что связь между возрастом и объемом двигательной нагрузки в представлении Н.М. Амосова и И.В. Муравова не имеет линейной зависимости и, в принципе, может на графике иметь вид от цепной функции с минимумом, который приходится на студенческий возраст (точка О), до параболы любого типа (линии ВОС, ВОD).

Защищая свою концепцию, Н.М. Амосов [3] поставил на самом себе пока единственный из известных современной науке эксперимент, заключавшийся в доказательстве обоснованности витавшей в воздухе и подчеркнутой многими авторами (В.Н. Никитин, 1961; А.И. Аршавский, 1962, 1966; И.В. Муравов, 1968; В.В. Фролькис, 1975, 1988; Б.С. Граменицкий, 1976; Д.Ф. Чеботарев с соавт., 1982; Л.Я. Иващенко, 1984, и др.) идеи о возможности омоложения стареющего организма средствами физической культуры. (Идея парадоксальная, но и чрезвычайно заманчивая, в духе Г. Гёте с физическим перевоплощением Фауста.) Хотя на результат эксперимента повлияли привходящие обстоятельства, не без известной доли гиперболизации можно, по нашему мнению, считать его позитивным.

Визуализация концепции ВНИИФКа позволяет обнаружить наличие некой функции между изучаемыми признаками, напоминающей гиперболу, хотя распределение численностей и не имеет на графике линейного характера (рис. 2, кривая ЕК). (Информативность каждой из представленных на графике кривых могла бы существенно возрасти, если бы количество экспериментальных точек было достаточно велико.)

Таблица 1.

Рекомендуемые нормы двигательной активности для людей разного возраста (по данным двух групп авторов), часов в неделю

Возрастной период хВНИИФК2, 1983 Н.М. Амосов, И.В. Муравов, 1985
Дошкольники 21 -28 40
Школьники 14-21 20
Учащиеся ПТУ и средн. спец. уч. завед. 10-14 -
Студенты 10-14 16-18
Трудящиеся 6-10 -
Пенсионеры - -

Рис. 2. Динамика затрат времени на занятия физическими упражнениями в различные возрастные периоды в представлениях различных авторов (линии ВОС, ВОD - Н.М. Амосов, И.В. Муравов; линия ЕК - ВНИИФКа. Экстраполяция на основе авторских данных выполнена нами - Ю.К.)

На графике отчетливо просматривается принципиальное различие в подходах двух авторских коллективов к оценке фактора двигательной активности человека в детском и особенно в старческом возрасте.

Углублению представлений о нормах двигательной активности в макроинтервале времени, равном продолжительности целостного витального цикла, может способствовать осмысление новых тенденций в подходах к философскому пониманию основных процессов жизнедеятельности организма.

Бурный прогресс этого спектра наук в ушедшем столетии поставил на повестку дня вопрос о новой парадигме мышления, которая позволила бы переосмыслить наши представления о человеческом организме как целостной системе во всем многообразии его взаимодействий с внешней средой. Такой парадигмой, способной ответить на насущные вопросы естествознания, стал системный подход. Опираясь на него, представилось возможным открыть фундаментальные принципы организации объектов живой природы, ведущим среди которых, по мнению П.К. Анохина [4], явился принцип самоорганизации функциональных систем человеческого организма. Смысл его в том, что если система не обеспечивает своего функционирования на уровне, необходимом для протекания процессов метаболизма, оказывается не способной поддерживать гомеостаз, то данное состояние уже само по себе превращается в стимул для мобилизации резервных возможностей системы по приведению ее в рамки нормы.

Известно, что постоянство внутренней среды организма, выражающееся в стабильности ее "вещественных" характеристик (например, по составу крови - это рН, содержание в ней СО2 и О2, щелочной резерв и т.д.), обеспечиваемое благодаря механизму гомеостаза, является важным показателем здоровья.

В соответствии с современной дефиницией философской мысли в области медицины в последние годы получила признание концепция ряда исследователей о том, что наряду с существованием гомеостаза "вещества" должен существовать гомеостаз энергии и информации [18, 23, 24, 28 и др].

К пониманию существования гомеостаза энергии современная наука пришла на основании исследований биологических эффектов электромагнитных полей, которые позволили сформулировать теорию баланса, соответствия частотно-резонансного кода Вселенной частотно-резонансному коду функционального состояния человека. Нарушение этого равновесного состояния в любую сторону приводит к патологии [12, 13].

Современные представления об информационном гомеостазе в большей мере носят гипотетический характер, хотя важность информации, поступающей в ЦНС от многочисленных рецепторов, о состоянии "вещественных" констант, ее кодирование и срочная информация о работе исполнительных органов и регуляторных механизмов не вызывает сомнений. Данный тезис, по мнению исследователей, находит свое подтверждение в топографическом дублировании рецепторного аппарата в проекционных зонах, расположенных в дистальных звеньях верхних и нижних конечностей, в радужной оболочке глаз, ушной раковине и т.д., которые как будто по задумке самой природы изначально предназначались для того, чтобы обеспечивать надежность и стабильность информационных потоков от аффекторов к центру и обратно, к эффекторам. Осмысление этих и других фактов дало исследователям возможность предложить дефиниции генерального принципа построения функциональных систем и информационных основ психической деятельности [24].

В условиях повседневной действительности все 3 процесса - обмена веществ, энергии и информации находятся в непрерывном и тесном взаимодействии друг с другом, проявляясь в каждый момент времени одной из своих граней [11].

Однако, в основе всех физиологических функций организма, обеспечивающих его взаимодействие с внешней средой, включая и механизм гомеостаза, лежит движение. С логической неизбежностью отсюда следует вывод о том, что если движение является обязательной составляющей всех видов гомеостаза, то и само, начиная с определенного периода витального цикла, должно отличаться постоянством своих характеристик. С позиций данного подхода единственно верной является мысль о том, что на этапе расцвета (рис. 3) полное развитие организма возможно лишь при условии максимального удовлетворения его биологической потребности в движении. Если это условие не выполняется, то неизбежно возникают дефекты физического развития, явная или скрытая патология отдельных функциональных систем, отчетливо проявляющаяся, например, у юношей при медицинском освидетельствовании в связи с призывом в армию. Уже на этом этапе возрастного развития гипокинезия становится значимым фактором риска в развитии различных заболеваний. Поэтому приблизительно до 25-летнего возраста, т.е. до момента набора человеком пика моторного потенциала (по В.К. Бальсевичу [7]) уровень двигательной активности, измеряемый величинами энерготрат (в кал), должен последовательно нарастать. На завершающем отрезке этапа расцвета, в возрастном диапазоне 25-35 лет, идет процесс совершенствования координационных механизмов жизнедеятельности всех функциональных систем [17], для завершения которого набранного в предшествующие годы двигательного потенциала будет достаточно.

Рис. 3. Принципиальная схема соотношения уровня двигательной активности (пунктирная линия) и показателей динамики возрастного развития (сплошная линия) на протяжении жизни

В дальнейшем, важно подчеркнуть - при условии ориентации личности на принципы здорового образа жизни и развития жизненных процессов по оптимистическому сценарию, до конца витального цикла для обеспечения стабильности жизненных констант, уровень двигательной активности остается постоянным. Рис. 3 показывает, что в большей части постнатального периода жизни графическое изображение данной концепции повторяет контуры кривой, отражающей динамику возрастного развития. Применявшиеся при этом численные значения средних величин двигательной активности в различные возрастные периоды (в ккал) использовались лишь для иллюстрации общей тенденции в развитии динамики физических нагрузок, постулируя, таким образом, принцип безусловной индивидуализации последней.

В пожилом и старческом возрасте движение во всем многообразии форм его проявления выступает как антитеза, как средство и метод борьбы с процессами инволюции. Противоречие между нашим подходом и концепцией Н.М. Амосова и Я.А. Бендета (1989), которые говорят о необходимости повышения затрат времени на занятия физическими упражнениями в старческом возрасте, кажущееся. Мы разделяем их точку зрения в этой части, но при этом полагаем, что увеличение объемов нагрузки - есть неизбежный и физиологически оправданный результат снижения в этом возрасте интенсивности выполняемых упражнений. Суммарная величина энерготрат, таким образом, остается неизменной. Одним из признаков способности организма к поддержанию гомеостаза может, по-видимому, служить стабильность массы тела, являющаяся, как мы полагаем, одним из интегральных показателей состояния здоровья.

Список литературы

1. Амосов Н.М., Муравов И.В. Сердце и физические упражнения. - М.: Знание, 1985. -64 с.

2. Амосов Н.М., Бендет Я.А. Физическая активность и сердце. - Киев: Здоровье, 1989. - 216 с.

3. Амосов Н. Эксперимент-2. "Огонек", 1997, № 49, с. 35-38.

4. Анохин П.К. Кибернетика и интегративная деятельность мозга // Вопр. психол., 1966, № 3, с. 10-32.

5. Аршавский И.А. Некоторые сравнительно-онтологические данные с анализом причин, определяющих продолжительность жизни у млекопитающих. В сб.: Проблемы долголетия. - М.: Медгиз, 1962, с.51-57.

6. Аршавский И.А. К теории индивидуального развития организма. В сб.: Ведущие проблемы возрастной физиологии и биохимии. - М.: Медицина, 1966, с. 32-36.

7. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС, 1988. - 208 с.

8. Бондаревский Е., Гриненко М. Движение - это жизнь //Спорт. жизнь России, 1983, № 4, с. 24-25.

9. Виленский М.Я., Минаев Б.Н. Двигательная активность студентов в режиме учебно-трудовой деятельности, быта и отдыха //Теория и практика физ. культуры. 1973, № 3, с. 60-64.

10. Граменицкий Б.С. Физическая культура в жизни людей пожилого и старшего возраста. Гл. IV книги: Теория и методика физического воспитания/Под ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова). - М.:ФиС, 1976, ч. 2., с. 236-246.

11. Зилов В.Г. Методологические основания здоровья. В сб.: Совещ. по филос. пробл. совр. мед.. М., 1998, с. 32-36.

12. Иванченко В.А. Секреты вашей бодрости. - М.:Знание, 1988. - 287 с.

13. Иванченко В.А. Натуральная медицина. - Саранск: Кр. Окт., 1999. - 292 с.

14. Иващенко Л.Я. Прогнозирование величин нагрузок в оздоровительной тренировке у лиц разного возраста и уровня физической подготовленности //Теория и практика физ. культуры. 1984, №10, с. 36-38.

15. Лебедева Н.Т. Сколько шагов в день делает первоклассник? //Физкультура в школе, 1966, № 3, с. 5.

16. Матвеев Л.П. О некоторых проблемах теории и практики физической культуры //Теория и практика физ. культуры. 1982, № 7, с. 5-8.

17. Мотылянская Р.Е., Каплан Э.Я., Велитченко В.К. и др. Двигательная активность - важное условие ЗОЖ //Теория и практика физ. культуры. 1990, № 1, с. 14-22.

18. Наточин Ю.В. Проблемы эволюционной физиологии водно-солевого обмена. - Л.: Наука, 1984. - 40 с.

19. Муравов И.В. Влияние структуры двигательного акта на стареющий организм //Теория и практика физ. культуры. 1968, № 9, с. 47-51.

20. Назаров П.А. Прогноз некоторых затрат времени студенческой молодежью к 2000 году //Теория и практика физ. кульутры. 1977, № 11, с. 59-62.

21. Никитин В.Н., Ставицкая Л.И., Новикова А.И., Галавина О.И. Периодическое калорийно-недостаточное питание и процессы онтогенеза. В.сб.: Конф. по пробл. геронтологии и гериатрии. Киев, 1961, с. 92.

22. Симонов П.В. Созидающий мозг: нейробиологические основы творчества. - М.:Наука, 1993. -108 с.

23. Спок Б. (пер. с англ.). Ребенок и уход за ним. - М.:ФАИР, 1995. - 399 с.

24. Судаков К.В. Субъективная грань жизнедеятельности: эволюционные предпосылки и информационная сущность. Совещ. по филос. пробл. совр. мед. М., 1998, с. 5-32.

25. Сухарев А.Г. Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения. М., 1976. - 72 с.

26. Фролькис В.В. Старение и биологические возможности организма. - М.:Наука, 1975. - 272 с.

27. Чеботарев Д.Ф., Коркушко О.В., Маньковский Н.Б. и др. Атеросклероз и возраст. - Л.:Медицина, 1982. - 296 с.

28. Юзвишин И.И. Информациология. - М.: Наука, 1996.

1 Еще около 40 лет назад экспериментальными исследованиями, выполненными на базе школы № 327 г. Москвы и Тартуского университета, было показано благотворное влияние ежедневных занятий физическими упражнениями на физические кондиции и успеваемость школьников и студентов.

2 По Е. Бондаревскому, М. Гриненко, 1983.