Главная              Рефераты - Культура

Корейский фарфор династии Чосон и его художественное своеобразие - реферат

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИ

КАФЕДРА ВОСТОЧНЫХ ЯЗЫКОВ

Специальность: 031001.65 - Филология

Специализация: корейский язык и литература, английский язык

Корейский фарфор династии Чосон и его художественное своеобразие.

Выполнил

Студент 4 курса

Группа 1677

А.И. Мухаметов

Проверил

Р.Р. Мухаметзянов

Казань – 2011


Оглавление

Введение 3

ДекоративноприкладноеискусствоКореи (15 – 19вв.) 5

Прикладноеискусство 6

КерамикаКореи (15-19вв.) 9

Заключение 14

Списоклитературы 16

Введение

Корея – цивилизация, которая складывалась и развивалась на протяжении многих тысячелетий, является одной из культурных древнейших стран мира. По своему географическому положению Корея служит как бы мостом между Азиатским материком и японскими островами, что способствует общению ее с соседними странами. Вместе с тем наличие больших природных богатств Кореи вызывало частые войны с могущественными соседями, которые на протяжении ряда веков стремились захватить ее территорию.

Корея славится своей красотой и разнообразием природы, ее поэтическое название Чосон обычно переводят как страна утренней свежести. Большую часть поверхности страны занимают горные реки и стремительные водопады вместе с причудливыми скалами и изрезанными морскими берегами образуют живописные пейзажи и на протяжении веков вдохновляли поэтов и зодчих Кореи.

К 1в. до н.э. относится образование трех крупных племенных союзов, развившихся в 3-4вв., как самостоятельные феодальные государства. На юго – востоке полуострова были расположены Силла (57г. до н.э. – 935г. н.э.), на юго-западной части, государство Пекче (18г. до н.э. – 660г. н.э.), а на севере наиболее могущественное из них – государство Когуре (37г. до н.э. – 668г. н.э.), которое, наследуя достижения Древней Кореи, добилась значительных успехов в своем культурном и историческом развитии.

К 6в Силла овладевает почти всем корейским полуостровом и наступает период объединенного Силла (6в.- начало 10в.). Взаимосвязь с Китаем, откуда заимствованы конфуцианство и буддизм. Затем, в силу междоусобных войн, государство Силла распадается на множество государств и в 10в. правитель Ван Гон основывает государство Коре (начало 10в.-14в.). Название Коре происходит от, некогда существовавшего, государства Когуре. Начинается новая культурная полоса, налаживается связь с Японией, Ираном.

К 14в. объединение происходит под государством Чосон, столица Сеул под властью династии Ли.


Декоративно прикладное искусство Кореи (15 – 19вв. )

С основанием династии Ли, Корея становится централизованным государством под названием Чосон. Столица его из Кэгена переносится в 1394 году в Хасон. В первые годы правления династии Ли, развивалось сельское хозяйство, ремесло и торговля в городах. Значительный прогресс можно было видеть в социально-экономической жизни страны. Успешно развивались искусство и наука. Корейский народ испытывал на себе жестокую эксплуатацию феодалов и правящей клики. Усилилась роль конфуцианства, которое было господствующей идеологией в кругах знати. В 15-19 веках в Корее возникли и материалистические течения.

В конце 16 века мирное существование страны вновь было нарушено вторжением полчищ японского полководца, вызванным борьбой Японии за рынки сбыта, ее соперничеством на морях с Китаем, вывозившим в течение веков свою керамическую продукцию в южные страны, а позднее в страны Европы.

Во время войны 1592-1598 годов японские полчища потерпели поражение и должны были покинуть Корею. Но мирная жизнь продолжалась недолго. Связи с Китаем, вновь установившиеся в 17 веке, не могли, не отразиться на развитии архитектуры и искусства Кореи, чему способствовало и распространение конфуцианства среди консервативных кругов чиновничества.


Прикладное искусство

Возросший спрос чосонской знати и богатых горожан на предметы роскоши, а также развитие внешней и внутренней торговли привели к значительному прогрессу в сфере художественных ремёсел. Развиваются традиционные виды прикладного искусства: вышивка по шёлку, керамическое и фарфоровое производство, изготовление бронзовой посуды и холодного оружия. В целом прикладное искусство этого периода было достаточно разнохарактерным, поскольку отвечало потребностям образа жизни различных социальных слоёв. Повышенное внимание к художественному оформлению предметов быта делало их для современников таким же атрибутом эпохи, как и произведения литературы и изобразительного искусства, и позволяло включать их в сферу духовной жизни, а не только материальной среды. В декоративно-прикладном искусстве XV – XVII вв. находили отражение все основные идейные и эстетические течения времени. Новые для корейского искусства и культуры тенденции к украшательству и показной пышности были связаны с образом жизни и культурными запросами чиновно-феодальной верхушки и формировавшихся городских слоёв.

Особое место занимали керамика и фарфор. Корейские мастера производили самые разнообразные изделия: всевозможные вазы, кувшины, чаши и посуду. Они овладели методикой кобальтовой росписи на фарфоре (ранее такие изделия вывозились из минского Китая), научились изготавливать белоснежную фарфоровую посуду. В формах и росписи на сосудах проявляется не свойственная им ранее живописность. Изделия периода Ли отличаются тонкостью и особым изяществом форм. Однако главной цели творческого поиска в области фарфорового производства ни в XV в., ни в последующий период достичь не удалось.

В период монгольского господства был безвозвратно утрачен секрет производства предмета гордости корёского прикладного искусства – знаменитого голубовато-зеленого (очень близкого по цветовой гамме к малахиту) фарфора селадон и его инкрустации цветными глинами (техника сангам чхонджа). Он изготавливался только в Корё и пользовался огромной популярностью за границей, поэтому в XII в. инкрустированная и глазированная фарфоровая посуда была одним из главных предметов корейского экспорта. Попытки многих мастеров восстановить производство селадона не увенчались успехом. На смену ему приходит фарфор белого цвета с удивительно чёткими очертаниями.

Курильница из селадона

Широкое распространение в период Ли получает производство расписных и инкрустированных перламутром лаковых изделий и мебели, как правило, они покрывались черным или светлым лаком и узорчатыми украшениями из металла. Подносы, трапезные столики, шкатулки, сундуки и другие предметы сочетают в себе красоту древесной фактуры и совершенство формы, их изящество славилось за пределами корейского государства. В лаковых изделиях чосонской эпохи нашли воплощение пышные и цветистые публичные вкусы того времени. Изделия были свободны и оригинальны по форме, при их производстве часто применялся золотой лак, а также всевозможные приёмы орнаментации: рельеф, полировка, гравировка, инкрустация, полихромная эмаль и т. д. Богато украшенные лаковые изделия, предметы обихода и посуда использовались знатью Чосона для парадных случаев, среди них следует выделить всевозможные столики и подставки, подносы, комплекты столовой и чайной посуды, трубки, шпильки, шкатулки и пудреницы. Часто эти вещи украшались золотом и серебром.

Особое место среди художественных промыслов королевства Чосон имело литьё культовых колоколов и гонгов, находивших применение, как в буддийских, так и конфуцианских церемониях. Тонкость работы мастеров определяла не только чистое звучание или элегантную форму изделия, но и богатый декор, покрывавший его поверхность. Лучшие колокола и гонги получали собственное имя, хранились в буддийских храмах или культовых конфуцианских учреждениях. На всю страну славились колокола Хончхон (1462 г.), Раксан (1469 г.) и Понсон (1469 г.), они названы по имени храмов, в которых хранились и использовались.


Корейская керамика династии Чосон

Развитие декоративно прикладного искусства Кореи в ранний период династии Ли было связано с общим экономическим подъемом. Развитию художественного ремесла способствовало и расширение в этот период внешней торговли.

Значительное место в декоративно прикладном искусстве занимала керамика. Ее производство в первой половине 15 века продолжало развиваться, при этом использовались достижения керамистов периода Коре. Однако скульптурность форм и красота цветных глазурей, характерных для периода Коре, постепенно исчезли. Большинство сосудов 15-19 веков предназначалось для обихода, для обычной повседневной утвари, что вызвало появление более тяжеловесных и устойчивых форм.

В 15 веке особой славой пользовались керамические изделия из Керенсана. Сосуды пунчхон изготовляли из такой же глиняной массы, какая применялась для селадон ов периода Коре (В керамическом производстве селадо́н — особый тип глазури, а также специфический бледно-серовато-зеленоватый оттенок зелёного цвета, который также называют селадоном. Этот тип керамических изделий был изобретён в древнем Китае, в частности, в провинции Чжэцзян. Этимология:Термин «селадон» для гончарных изделий с бледно-серовато-зеленоватой глазурью был придуман европейскими ценителями керамики. Существует несколько гипотез происхождения этого слова. Одна из гипотез состоит в том, что слово впервые появилось во Франции в XVII веке и произошло от имени героя французского пасторального романа XVII века «Астрея» („L’Astrée“) писателя Оноре д’Юрфэ, который украшал одежду бледно-зелёными ленточками. (Д’Юрфэ, в свою очередь, заимствовал своего героя из Метаморфоз Овидия). Другая гипотеза состоит в том, что термин является искажённым именем Саладина (Салах ад-Дина), султана из династии Айюбидов , который в 1171 г. направил сорок изделий из этой керамики к Нур ад-Дину, султану Сирии. Наконец, ещё одна, третья, гипотеза состоит в том, что слово происходит от санскритских слов sila и dhara, что означает «камень» и «зелёный» соответственно.). И несомненно этот вид керамики можно рассматривать как дальнейшее развитие техники селадонов. Но черепок пучхон(Пучхон (кор. , , Bucheon-si) — город в провинции Кёнгидо, Южная Корея. Население 851 000) более грубый по текстуре, чем у селадонов, и поэтому обычно его поверхность покрывалась полностью или частично белым ангобом. Белые мелкие узоры на сером фоне черепка, покрытого зеленоватой глазурью, не отличаются той гармонией цветовых сочетаний, какие были у керамики типа сангам. Наиболее распространенным и простым видом керамики пунчхон были чаши, украшенные при помощи штампов узорами из мелких растительных мотивов, которые покрывали всю поверхность сосуда и иногда сочетались с рядами мелких впадинок – точек. В отдельных случаях более сложный узор вместо тиснения штампом вырезался в глине, заполнялся белым ангобом кистью или щеткой и покрывался прозрачной глазурью типа селадон.

Кувшин с тигром, выполненный в технике «Пучхон», который мастер Kim Jeong-ok подарил Британскому музею

В декоре сосудов пунчхон 15-16 веков появляются новые мотивы – изображения драконов, рыб, цветов лилий, растительных завитков, ритмично расположенных на поверхности. Иногда искусное наложение ангоба щеткой в различных направлениях позволяло оставлять изделия без дополнительного декора. Одно из лучших изделий этого вида – массивный круглый сосуд 15 века, служивший для хранения пищи. На его широком тулове с коротким горлом заметны следы от щетки. На оплечье – роспись спиралевидными черными побегами, прочерченными небрежно, но вместе с тем свободно и живо.

Другим видом декора пунчхон было покрытие быстрой кистью всего изделия белым ангобом, после чего при помощи гравировки узор, вытиснялся, сохраняя свой белый цвет, а фон покрывался окисью железа под селадоновой глазурью, принимая после обжига коричневато-зеленый оттенок.

Бутыль пунчхон с изображением рыб. Вторая половина XV — XVI в. Чосон. Керамика; подглазурная роспись окисями железа. Из коллекции Национального музея Кореи

Прекрасный образец подобного декора на оригинальном сосуде для вина, напоминающем по форме черепаху, с небольшим горлышком на месте головы. По всей поверхности ее вырезаны в белом ангобе декоративные пышные пионы и листья, выделяющиеся на темном фоне под прозрачной зеленоватой глазурью. Возможно, этот сосуд предназначался для путешествий, отсюда и его форма фляги, сплющенной по горизонтали.

Они выделялись грубым шероховатым черепком и неправильностью формы. Подобные чаши высоко ценились в Японии где их даже подделывали в ряде керамических центров. Все эти изделия, несмотря на утилитарность, отличались пластичностью и разнообразием форм. Особенностью черной керамики была ее матовая, лишенная блеска глазурь.

Как уже указывалось, в 15-16 веках наравне с изделиями пунчхон и обычной керамикой большое место занимало производство белого фарфора, которое продолжало развиваться и совершенствоваться, сохраняя в течение первых ста лет правления династии Ли лучшие традиции изделий периода Коре. В этот период белый фарфор Кореи отличался изысканной простотой и утилитарностью форм, всегда отвечавших своему назначению. Красивые чаши, блюда и сосуды для вина характерны глубиной и мягкостью различных оттенков белого цвета.

Корейские художники-керамисты, применявшие для росписи изделий кобальт, обычно пользовались тонкими кистями, скупо и сдержанно накладывая краски на узоры в виде цветов, растений, птиц и насекомых. Такие чаши для вина, расписанные подглазурным кобальтом, изредка встречались в домах сановной знати и служили для подношения вина почетным гостям. Для росписи фарфоровых изделий помимо кобальта и окиси железа пользовались иногда и красной медной краской, которая была известна корейским мастерам еще в период Коре.

В начале 17 века в Корее производили только белый фарфор, так как со времени японского нашествия кобальт из Китая не ввозили. Только в середине 17 века в Пунвоне вновь появляется роспись кобальтом и возрождаются старые традиции в изготовлении художественных фарфоровых изделий исключительно для королевского двора.

По сравнению с изысканными формами фарфоровых сосудов 15-16 веков изделия позднего периода династии Ли кажутся более тяжеловесными и грубыми. Корейские художники-керамисты создавали ритмичные композиции линией и пятном, проявляя богатое чувство фантазии. Они писали растительные мотивы, животных, плывущих рыб, птиц и насекомых то в реалистической манере, то в виде стилизованных завитков и каллиграфических линий, искусно преобразуя реальные формы в декоративную условность узора.

Характерен для этого времени большой фарфоровый шарообразный сосуд для хранения пищи. Он покрыт светло-серой глазурью и украшен росписью с изображением дракона, летящего над облаками, заполняющего верхнюю часть тулова, хорошо подчеркивая округлость формы сосуда. Коричневатый, красивого оттенка рисунок исполнен подглазурной окисью железа с удивительной свободой. Для фарфоровых сосудов характерны богатство декора и разнообразие форм. Чувство живой непосредственности, порой наивности ощутимо выступает в росписях этих сосудов.

Любовь корейцев к природе находит свое отражение в росписях сосудов 17-19 веков. Пейзажи, цветущие лотосы и хризантемы, бамбук и гроздья винограда, птицы, рыбы, летящие среди цветов мотыльки – все это отражает глубокие чувства народа, который, творя в тяжелых условиях феодального режима, все же сохранял на протяжении веков любовь к прекрасному.

В росписи фарфора 19 века появляются новые мотивы. Пейзажи написаны блекло-синим кобальтом с большим мастерством и пониманием передачи воздушной перспективы. Декоративность изделий, ее содержательность диктовались назначением вещи и эстетическими запросами потребителей. На стопках для кистей можно встретить рельефные или живописные изображения сосны, журавлей, аистов, оленей, символизирующих традиционные пожелания долголетия и богатства, а также пейзажи с солнцем, луной и облаками извивающихся летящих драконов – повелителей стихий.

Керамика Кореи периода правления династии Ли оказала большое влияние на керамические изделия Японии, а позднее через них и на керамику ряда европейских стран, где стали широко применять декоративные приемы мастеров Кореи прошлых веков. Воспетая поэтами, прославленная в легендах и сказаниях керамика Кореи в последние годы правления династии Ли утратила свое былое значение и свое великое мастерство, в котором в течение веков находила отражение живая душа ее народа, его любовь к этому виду искусства.

Заключение

В процессе выполнения курсовой работы я пополнил свой теоретический запас знаний в области истории декоративно прикладного искусства Кореи, постарался уделить внимание особенностям искусства.

С древнейших времен корейцы славились обработкой металла. На территории Кореи найдено большое количество изделий из бронзы, относящихся к бронзовому веку, в том числе зеркала, топоры, ножи, украшенные оригинальным геометрическим и зооморфным орнаментом. Искусство обработки металлов постепенно развивалось на протяжении всего раннего периода железного века и ко времени появления трех государств достигло большого совершенства. В погребениях под насыпными могильными курганами, в которых хоронили правителей и знать эпохи Силла, обнаружены удивительные по изяществу коллекции золотых украшений – короны, серьги, ожерелья, браслеты, пояса. Изяществом формы, богатством звучания и внушительными размерами славились бронзовые колокола этого периода.

Но большой известностью пользуется корейская керамика, имеющая глубокие традиции: от древних глиняных сосудов неолита с их грубой, шероховатой поверхностью до элегантных селадоновых ваз, украшенных изысканной инкрустацией. Эти древние керамические изделия выполнены в свободной манере, оригинальны по форме, а некоторые явно свидетельствуют о влиянии шаманизма. Керамику эпохи Силла отличает большая приземленность форм, узоры становятся менее замысловатыми, для их воспроизведения широко используется метод штамповки.

Вершиной гончарного дела в Корее считается период 12-13вв., когда корейские мастера осваивают производство голубовато-зеленой селадоновой глазури разных оттенков и технику нанесения подглазурных узоров методом инкрустации. Техника селадона пришла в Корею из Китая, но метод инкрустации был изобретен корейскими гончарами: на поверхность заготовки сосуда наносится узор в виде бороздок, углубления которых заполняются белой или черной пастой. Эти узоры, которые поначалу выполнялись в простой манере, придавали селадоновым сосудам строгую, утонченную красоту.

К 14в. объединение происходит под государством Чосон, столица Сеул под властью династии Ли.

В период династии Чосон ведущие позиции в керамике занял белый фарфор с росписью кобальтом. При этом искусство производства селадона почти сошло на нет, а секрет создания блестящей голубовато-зеленой глазури разных оттенков был утрачен, пока его не открыли заново уже в 20в.

В керамике продолжается использование достижений керамистов Корё, но формы сосудов стали более тяжеловестны и устойчивы для обычной повседневной жизни. Возникает вид керамики под названием пунчхон. Его можно рассматривать как дальнейшее развитие селадонов, но черепок более грубый. Мотивы драконов, рыб, цветов лилий и поинов..

История и культура этой страны отражает глубокие чувства народа, который, творя в тяжелых условиях феодального режима, все же сохранял на протяжении веков любовь к прекрасному.


Список литературы

1. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. Энциклопедия», 1985г.

2. Глухарева Т.М. Искусство Кореи – М.: «Искусство», 1982г.

3. Верман. Карл. История искусства всех времен и народов АСТ - Москва 2001г.

4. Полевой. В.М. Архитектура, живопись, скульптура, графика, декоративное искусство – М.: издательство «Советская Энциклопедия», 1986г.

5. Древние цивилизации / Под ред. Г.М. Бонгард – Левина. – М.: «Мысль», 1989г.