Главная              Рефераты - Культура

Граффити - реферат

Содержание

Введение………………………………………….…………3

Глава 1.Историческая справка…...………………………...5

Глава 2. Виды граффити …………………………………..13

Глава 3. Инструменты «райтера» ……………………….. 16

Глава 4. Эволюция граффити: стилевые войны ………... 18

Глава 5. Взаимоотношения с властями …………………. 21

Заключение ……………………………………………….. 23

Литература ………………………………………………... 25

Приложение ………………...………………………………26

2

Введение.

Бесспорно,существует огромное различие между современными создателями искусства и людьми каменного века, жившими много тысячелетий назад.

Параллельное рассмотрение этих двух обширных дополняющих друг друга художественных комплексов дает возможность на примерах пещерного и древнего наскального искусства проследить возникновение и эволюцию изобразительных форм.

В более широком смысле этот материал дает ключ к решению самых сложных проблем,связанных с происхождением искусства,исходными моментами художественного творчества,его ранними формами,значением для человека,а также его общественной ролью.

Чем было искусство в момент его появления?Чем оно было вызвано к жизни?Что заставило человека совершить этот,казалось бы,необьяснимый поворот от чисто утилитарной деятельности,направленной на получение насущно необходимого,к столь отвлеченному занятию,как живопись и пластика?

В современном обществе интенсивно происходят изменения во всех сферах жизни: экономической, политической, социокультурной и др. Идет процесс перехода личности от психологии стабильности к психологии выбора моделей поведения, полиидентичности и
мобильности. Эти процессы прежде всего затрагивают молодежные группы. Однако в психологической науке формы самовыражения молодежных групп до настоящего времени остаются мало исследованными. Одним из основных способов индивидуального и группового самовыражения определенной части молодежи в современном мире становятся граффити — надписи и рисунки, имеющие индивидуальный характер, служащие средством

конструирования психосоциальной идентичности и решения психологических проблем.

Граффити –"буквы,царапины", в первоначальном значении –посвятительные ,религиозные ,магические, бытовые надписи на стенах зданий ,металических изделиях ,сосудах и т.п .Граффити в больших колличествах находят во время раскопок древних и средневековых городов и поселений во многих странах мира.Почти на всех древнерусских городах есть граффити.Многочисленны они в

Софийских соборах Киева и Новгорода.Граффити содержат интересные лингвистические данные,отражающие живой язык древнего населения, пополняют сведения по палеографии.Граффити называют также современные

3

надписи и рисунки ,оставленные на

стенах домов ,монолитных оградах ,в метро и т .п .Граффити либо процарапываются в штукатурке ,либо выполняются мелом, углем, аэрозолем и др. Как проявление низового "наивного" уличного твочества, граффити привлекали многих современных художников, стремящихся освободиться от условностей ,навязанных профессиональной выучкой и традиций .Многие произведения Х. Миро и П.Клее близки по стилю к граффити.П. Пикассо особенно ценил в граффити предельный лаконизм ,использование минимального количества графических элементов для обозначения лица ,человеческой фигуры, характер движения.Ж .Дюбуффе использовал приемы граффити в своем "грубом" искусстве. Граффити рисовали многие профессиональные художники, среди них- американцы Ж. М. Баскье и К. Херинг.Создатели граффити пытались украсить унылую среду горных окраин, покрывая крупномасштабной живописью поверхности глухих стен, бетонных ограждений и др.Для композиции граффити характерны экспрессия, яркая красочность, использование популярной символики.

Однако, по нашему мнению, мало исследованными остаются вопросы о социально-психологических и личностных характеристиках авторов граффити, о факторах, обусловливающих специфику личности и межличностных отношений авторов граффити в проявлении письменной ментальности данного вида. Авторы имеющихся на данный момент исследований граффити в отечественной (Седнев В., Бочарова О., Щукин Я. И др.) и зарубежной психологической науке (Abel E.L., Buckley B.E., Freeman R., Lachmann R. И др.) анализируют граффити главным образом с позиций общей психологии как продукт неинституциональной деятельности субъекта, обладающего

определенными личностными особенностями, и не рассматривают

граффити как проблему больших социальных групп.

Наряду с традиционными социально-психологическими методами используются принципиально новые методы исследования характеристик изобразительной деятельности. В данном исследовании происходит соединение социокультурного подхода и психолингвистического анализа с историко-культурологическими доктринами современной зарубежной гуманитарной науки. Предлагается содержательная типология граффити в зависимости от особенностей письменной ментальности данной изобразительной деятельности. Выявлены особенности письменной ментальности граффити как особой психосемиотической системы, описаны ее специфические характеристики. Получены и описаны особенности

4

личностных свойств и межличностных отношений авторов граффити, а также выявлена специфика личности и межличностных отношений авторов граффити в проявлении письменной ментальности данного вида, обусловленная их гендерной принадлежностью, типом и уровнем образования, типами создаваемых ими граффити.

Авторы граффити отличаются своеобразием личностных качеств и межличностных отношений. Они являются более агрессивными и зависимыми в межличностных отношениях; обладают большей общей экстернальностью, а также экстернальностью в области производственных и межличностных отношений; более замкнуты, доминантны, подвержены влиянию чувств, дипломатичны, обладают более высоким самоконтролем.
Специфика личности и межличностных отношений авторов граффити обусловлена: тендерной принадлежностью авторов граффити; типом и уровнем образования авторов граффити; типами создаваемых ими граффити.

1.Историческая справка.

Существует ряд определений граффити, которые подчеркивают разные аспекты этого явления, получившего широкое распространение в постсовременную эпоху.
«Граффити (mun.graffiti < graffito нацарапанный) - древние надписи главным образом бытового характера, рисунки, нацарапанные на стенах зданий, сосудах и т.д.» .
«Граффити - «произвольно нацарапанные или вырезанные надписи на стенах, скалах, в местах международного сообщения, на сосудах

и черепках (остраконах), которые содержат информацию о

повседневной и частной жизни, а также о хозяйстве, политике» .

Граффити - древние и средневековые посвятительные, магические, бытовые надписи, нацарапанные на стенах зданий, сосудах и т.п.».
«Граффити — надписи и рисунки, нацарапанные на предметах» .
В Большом толковом словаре русского языка (2000) выделяют 2
основных значения граффити:

1. «Древние и средневековые рисунки и надписи
магического, бытового и т.п. характера, нацарапанные на металлических изделиях, сосудах и т.п.

5

2. Надписи на стенах зданий, сделанные от руки».
Известны однокоренные слова, близкие по значению термину «cграффити» или «граффити». Так, понятие граффито (сграффито) обозначает «способ декоративной отделки стен зданий путем процарапывания по определенному рисунку верхнего тонкого слоя штукатурки до нижнего слоя, отличающегося по цвету» .
В Британской энциклопедии граффити придают следующий смысл: «проводить линии», «писать каракулями», «выцарапывать».Первоначально данный термин относили исключительно к древним надписям, его употребление ограничивалось рамками исторической и археологической наук. В современном понимании граффити означает «всякую неразрешенную надпись, знак, сделанные любым способом на объектах общественной и частной собственности» .

3. Впервые интерес к граффити возник в рамках археологической и исторической наук. Археологические исследования граффити проводились на территориях древних цивилизаций и средневековых государств, таких как: Древний Египет, античные города Греции, Италии и Северного Причерноморья, Руси 10-12 вв. и др.: «Граффити в большом количестве находят во время раскопок древних и средневековых городов и поселений во
многих странах мира».

4. Граффити с давних времен связаны с определенными топографическими характеристиками. Так, древние римляне оставляли непристойные надписи в общественных уборных.

Среди граффити также встречались любовные послания и стихи.
Обыкновение оставлять надписи и рисунки существовало на Руси. Как отмечают археологи, писание на церковных стенах было настолько распространено, что запрет не заставил себя долго ждать. Церковный устав Владимира Святославича (12 век) строжайше запрещал писать и рисовать на стенах и повелевал церковному суду наказывать тех, кто «крест посекают или на стенах режут» [Церковный устав Владимира

. Судя по всему, авторы граффити осознавали, что совершают нечто недозволенное. Нечеткость букв, пропуски, особенности начертания говорят о том, что многие надписи делались поспешно и украдкой .

6

. Любопытно, что некоторая часть граффити сделана

самими священнослужителями. Так, надпись, найденная в алтарной части Софийского собора в г. Киеве, сообщает: :«Писал, поющи аллилуя».

Эпизодическое изучение процарапанных на стенах изображений проводится преимущественно авторами исследований надписей-граффити, что объяснимо сходной ситуацией их происхождения и непосредственной взаимосвязью части надписей с рисунками.

В то же время, по немногим публикациям очевидно, что рисунки-граффити встречаются во многих каменных постройках, преимущественно, в церквях; они могут быть датированы; в отдельных случаях угадываются социальные или профессиональные черты авторов и, наконец, многие из них интересны или даже оригинальны по содержанию, которое либо очевидно, либо требует к себе пристального внимания для толкования.

Рисунки-граффити - уникальное явление в истории изобразительного искусства. Уже в первых каменных храмах и других сооружениях они возникают на стенах в процессе их возведения, что вероятнее всего свидетельствует о существовании этой традиции еще до христианизации Руси. За возможную ближайшую параллель этому творчеству можно принять рисунки копей и воинов на камнях Маяцкого городища конца I тясячелетия. Верхняя дата рисунков-граффити вероятно совпадает со временем угасания традиции процарапывания на стенах надписей. В Софии Новгородской эта граница приходится, в основном, на XIV в., а в Софии Киевской - на XV в. с единичными экземплярами текстов до XVII в. Не исключено, что некоторые коррективы в хронологию рисунков-граффити внесут материалы других памятников, но уже предварительный просмотр изображений, например, в церквях Старой Ладоги XII в. подтверждает бытование этого занятия по разным городам в тех же временных рамках.

Надежный ориентир датировки рисунков-граффити - палеография сопроводительных к ним надписей или надписей поверх рисунков; рисунков, исполненных в процессе строительства или до начала росписей. До разрушения археологически открытых построек возникли рисунки на их обломках; так же датируются рисунки, обнаруженные под записями или другого рода поновлениями стен. На Золотых вратах Киева рисунки и надписи-граффити,

7

обнаруженные при раскопках, надежно датированы до времени их

первого ремонта в XII в., когда нижние части стен, где и располагался этот материал, оказались засыпанными строительным мусором.

. При кажущейся испещренности стен надписями и рисунками действительное их количество даже в крупнейших соборах Древней Руси невелико. Так, на 292 единицы всевозможного рода "автографов" в Софии Киевской приходится всего 71 рисунок. Условно распределяя их на четыре столетия, мы получаем поразительный результат появления одного из них с паузой в 5-6 лет. При всей отвлеченности такого подсчета для "русской митрополии" это количество рисунков крайне незначительно, и может свидетельствовать либо о жестком контроле за желанием прихожан "резать на стенах", либо о фактическом коротком сроке заполнения стен в самый ранний период жизни собора

Вопрос об авторстве рисунков-граффити связывается с автографами под ними, с местоположением этого материала, со специфическими особенностями и мастерством исполнения.В недоступных для прихожан местах интерьера авторами рисунков называют представителей клира. Рисунки, выполненные в процессе возведения здания или по тематике связанные с архитектурой, вероятнее всего, оставлены строителями". А. А. Медынцева поддержала предположение С. А. Высоцкого о возможном исполнении надписей и рисунков-граффити мужчинами на южной, а женщинами на северной сторонах интерьера храма. Прямых указаний на возрастную характеристику авторов рисунков-граффити никто из исследователей не дает, лишь отмечая стилистическое сходство отдельных изображений из Софии Киевской и церкви Георгия в Старой Ладоге рисункам на бересте новгородского мальчика Онфима". Одна из особенностей приема, объединяющая эти наброски - "грабельки" - на фрагменте коллекции фресок церкви Георгия в Старой Ладоге также перекликается с вышеуказанной группой, отличаясь, однако, уверенным росчерком завершенной и неразгаданной композиции . Близость этого приема рисункам на бубнах шаманов или на крестьянских вышивках позволяет высказать догадку о принадлежности этого манерного нюанса традициям определенной этнической группы.

Качество изображения во многом зависело и от предмета, которым он процарапывался. В их перечне - нож, игла, железное или костяное писало, то есть, инструментарий, известный для берестяных грамот.

8

В этом списке сомнение вызывает применение костяного писала; а ножом можно сделать только простейшие прямолинейные знаки. Из чего следует, что высококлассные рисунки могли быть исполнены профессионалами на удобных местах и добротным инструментом, разновидности которого широко представлены по результатам раскопок.

Традиционно целебные и охранительные свойства вероятнее всего несут в себе многочисленные рисунки коней; а конь под седлом со стременами из Софии Киевской живо перекликается, например, с конем Световита, готового к ночным выездам против врага, по изысканиям А. А. Афанасьева. Другое изображение коня со своеобразными завитками копыт, которому С. А. Высоцкий предложил искать параллель в миниатюрах, в точной копии обнаружилось на монетовидной привеске VIII-IX вв. из Гочевских курганов северян.

Тот же магический смысл могли иметь в глазах авторов и другие вырезанные на стенах изображения животных и птиц, что после изысканий позволит их отнести к группе символических рисунков.

Ошибки в толковании рисунков-граффити, думается, легко могут быть исправлены при внимательном наблюдении изображений, как это случилось, к примеру, у С. А. Высоцкого в атрибуции коровы в Софии Киевской, первоначально принятой автором за коня с пририсованными рогами11. Однако, рассуждая далее, можно вывести этот рисунок из разряда бытовых в символическую группу, если принять его за символ Евангелиста.

При знакомстве с опубликованными рисунками-граффити поражает внимание многообразие тематики знаков, антропоморфных фигур, животных и птиц при несомненном господстве в каждом храме всевозможных вариаций крестов. Сегодня из-за малого количества материала рано говорить о преимуществе той или иной группы близких по формальным признакам рисунков, характерных для определенного времени или различных регионов; а между церквей — по их посвящению и назначению. Не исключена также ориентация программы рисунков-граффити на социальный или этнический состав прихода.

Видимо, удаленность от центров распространения христианства прямо отражалась и на содержании рисунков-граффити. Так,

9

фигурок антропоморфных существ не отмечено в соборах св. Софии Киева и Новгорода, в то же время нередких для церквей окраинных городов, например, для Старой Ладоги, где в церкви Георгия обнаружено три подобных изображения" . Эти пластически выразительные силуэты без рук и без ног ассоциируются с различного рода прообразами дохристианских верований, довольно широко разбросанных по регионам расселения славян34.

Менее всего в рисунках-граффити отражены сюжетные композиции росписей; а два примера: "Воскрешение Лазаря" и "Положение во гроб" из Софии Новгородской и церкви Благовещения в Витебске, представляют собой сокращенную версию сцен, наблюденных авторами, судя по последнему сюжету, также на предметах прикладного искусств.

Рисунки-граффити, при их естественной малозаметности в слабоосвещенных частях стен, - имели камерный, личностный характер и не рассчитывались на всеобщее обозрение. Размещение знака-оберега в церкви уравнивало в глазах автора символы верований. Вероятно, в этом кроется программная концепция рисунков-граффити, которые вместе со зданием церкви, с его росписями, иконами и службой составляли действительность церкви.

Рисунками-граффити освящали не только церкви, но и оборонительные сооружения, и возможно, другие постройки; между собой по разным храмам они во многом сходны по программе, по в каждом месте есть и специфические особенности, обусловленные социальным, этническим составом прихожан, а также ролью храма и города, где он расположен. Рисунки-граффити заполняли интерьеры вероятнее всего в первые годы жизни церкви в своей основной массе, и в этом угадывается часть программы обустройства места поклонения святыням. Рисунки-граффити вторичны к своим первоисточникам, но технические условия исполнения ставят их в ряд произведений прикладного искусства резьбы по дереву, металлу и камню, тем самым внося коррективы в трактовку их художественного облика. Похоже, что в каждом храме какая-то часть рисунков-граффити выполнена профессионалами, и их произведения по достоинству займут место в изобразительном искусстве Древней Руси. Несомненная историко-художествецная ценность рисунков-граффити располагает к выявлению и всестороннему исследованию этого незаслуженно обойденного

10

вниманием материала, который вслед за архитектурой, стенописью и надписями-граффити замыкает собой комплекс основных аспектов истории древнерусских каменных церквей.

1.благожелательные — начинаются словами «Господи, помози...»;

2.поминальные;

3. в память об общественных событиях;

4.автографические;

5 относящиеся к фрескам и связанные с тематикой храмовых

росписей;

6. рисунки — кресты, магические знаки, изображения святых .
Добровольский И.Г., Дубов И.В., Кузьменко Ю.К. провели анализ граффити на куфических монетах: восточных монетах, обнаруженных на территории Древней Руси и сопредельных стран. Авторы приходят к выводу,что граффити наносились вне зависимости от времени и места чеканки монет, а были связаны с хронологией и территорией их обращения.
Весь период нанесения граффити на восточные монеты исследователи делят на две основные стадии — раннюю и позднюю: «Для первой показательны граффити рунические, а для второй - изображения предметов вооружения» .Монетные граффити известны на территории бывшего СССР, Швеции, Дании, Финляндии, Норвегии, Германии, Польши . Среди граффити есть «символы и надписи арабские, тюркские, скандинавские, грузинские, греческие. Граффити на монетах — явление интернациональное» . Граффити наносились и

11

на византийские монеты и драхмы сасанидских царей Ирана, они встречаются и на западноевропейских динариях.

Авторы предлагают типологию монетных граффити по
"содержательному" признаку: восточные надписи или отдельные буквы; знаки, интерпретированные исследователями как тюркские руны; скандинавские рунические надписи или единичные руны; предметные изображения оружия, людей, боевых стягов и другие рисунки; граффити, изображающие Рюриковичей; религиозные символы или амулеты-граффити (молоты Тора, свастики, кресты); знаки, дешифровать которые до сих пор не удалось.
Таким образом, большинство исторических граффити представляют собой имена и автографы, магические формулы, молитвы, надписи непристойного и протестного содержания, символы, сообщения, признания в любви, стихи, посвящения, политические лозунги и

оценки, портретные изображения и рисунки различных предметов.

Граффи́ти (итал.graffiti , от греч. γραφειν писать) — надписи или рисунки на стенах зданий и переходов, вагонах поездов, а также заборах и прочих вертикальных поверхностях. Иногда — форма

фольклора.

Считается одним из видов самовыражения молодёжи. Самоназвание современных художников граффити — райтеры (англ.writers ). Граффити могут представлять собой простейшие рисунки или надписи, но обычно это довольно сложные монохромные либо мультицветные композиции. Авторов граффити называют райтерами - "писателями". Почему не художниками? Дело в том, что корни граффити кроются именно в написании слов на поверхностях, да и не все граффити выполнены красками. Первоначально в ход шли все подручные средства, начиная от дорогих красок и заканчивая карандашами, мелками, ручками, ножами... Даже пальцем руки можно было написать граффити на грязном окне.

На территории архитектурного комплекса Гиза было обнаружено множество граффити, оставленных строителями и паломниками.

Граффити были широко распространены в доколумбовой Месоамерике. В одном из крупнейших городищ майяТикаль было обнаружено множество хорошо сохранившихся рисунков.

На некоторых из египетских пирамид обнаружены граффити, оставленные французскими солдатами во время египетской кампании Наполеона.

12

В Германии на стенах рейхстага до сих пор стоят граффити, оставленные советскими солдатами.

Два послевоенных изобретения позволили граффити получить второе рождение. Во-первых, аэрозольная краска, производство которой было налажено в 1949, позволила с лёгкостью наносить относительно красивые многоцветные изображения. Во-вторых, появились бунтарские субкультуры наподобие хип-хопа, в которых разрисовывание стен превратилось в акт против общества.

Одним из первых современных райтеров считается нью-йоркский тинейджер по имени Деметриос. В конце 1960-х он начал выводить свой творческий псевдоним TAKI и номер своей улицы 183 на стенах и станциях метро по всему Манхэттену. Вскоре другие тинейджеры заприметили TAKI и стали выводить собственные имена. Ранние райтеры не заботились о том, поймут ли их надписи зеваки. Однако, с появлением интереса к граффити, все стены были «убиты» тэгами. Читаемость отдельной надписи стала приобретать особую важность, и всё с одной целью — привлечь внимание

прохожих. На этом этапе стиль письма и выбор места стали играть

заметную роль. Каждому райтеру хотелось выделиться из общей массы и получить признание себе подобных. Далее стали применять

несколько цветов краски, и, наконец, на стенах стали появляться целые композиции, некоторые из которых являются настоящими произведениями искусства.

Граффити стало долей экстрима в жизни современных подростков. В городах разрисовывать стены запрещено, и всегда есть доля риска — рисовать приходится ночью, а в случае опасности остаётся только бежать от полиции и рассерженных граждан. К тому же, для райтера дело чести — разрисовать труднодоступный, но хорошо заметный объект.

Существует версия, что поддержали развитие уличных изображений предприимчивые торговцы наркотиков, которые с помощью рисунков и зашифрованных надписей, ни о чем не говорящих ни полиции, ни случайным прохожим, сообщали подросткам место продажи "травки", цены и прочее. Со временем, из секретного вида связи "граффити" превратилось в обычное средство общения подростков. Обычно это объемная, преимущественно красно-черно-синяя "сочная" графика.

2.Виды граффити.

Граффити составляют неотъемлемую часть пейзажа современных

13

городов и сел, а также внутренней обстановки общественных

зданий. Их можно обнаружить на стенах домов, заборах, скамейках, в транспорте, лифтах, на лестницах, в общественных туалетах, на партах и столах, на памятниках культуры. Для создания граффити используются разные средства: мел, ручки, карандаши, маркеры, краска. Иногда граффити выцарапаны или выбиты.

Кто может стать писателем граффити? Практически любой желающий, но следует понимать, что граффити, как и любое другое искусство, требует многих часов практики и упорного труда. Иначе можно заработать обидное прозвище "toy" ("игрушка"). Так называют неопытного писателя, который не испытывает интереса к изучению этики граффити и не очень-то стремится овладеть необходимыми для росписи стен навыками. Авторами граффити чаще всего выступают непрофессиональные художники.

Кодекс райтера

1. Не расписывай дома, представляющие культурную ценность, и вообще, не рисуй на жилых домах.

2. Не навязывай людям свое мировоззрение, не пиши на именах других райтеров, тем более на чужих работах, на надгробиях.

3. Те, кто пишет на чужих работах, заслуживают презрения.

4. Не копируй чужой стиль, никогда не оскорбляй окружающих своими работами, не задевай чужое национальное, культурное, достоинство. Твой стиль это твоё лицо - не позорь честь райтера.

5. Не делай денег, на несчастье другого. Помоги брату, не будь безразличным.

Есть, конечно, среди граффитистов и “чистые” художники, черпающие вдохновение буквально во всем: от библейских сюжетов до комиксов и телепостановок. Но большинство уличных мастеров обозначают свое амплуа по-другому: “писатель” или “шрифтовик”. Исторически это писательство развилось из так называемых “тэгов” - стилизованных “автографов” или авторских логотипов. По нынешним меркам, довольно простеньких по форме и - соответственно - исполнению. Так что сейчас всякий начинающий писатель именно в качестве “тэггера” постигает азы мастерства.

В большинстве стран граффити запрещено законом, но, тем не менее, существуют понятия "легальной" и "нелегальной" стен. К первым относятся те стены, которые городские власти

14

предоставляют на "растерзание" писателям граффити, руководствуясь стремлением украсить ту или иную часть города и показать свою демократичность и терпимость по отношению к свободному искусству (пример - забор на Октябрьской площади в Минске). Но запретный плод сладок, и поэтому глубокой ночью либо ранним утром писатели выходят на "работу" и полностью отдаются своим фантазиям, расписывая "нелегальные" стены.

Содержанием граффити может стать признание в любви, забавные подписи и комментарии к различным событиям, реклама, политические, социально направленные высказывания. Политические граффити часто оформлены в виде острых памфлетов, лозунгов или стилизованных под газетные полосы сюжетов. Здесь писателями выступают члены политических партий и групп, радикальных студенческих движений или же просто неудовлетворенные жизнью граждане.

Другая разновидность граффити - гангстерское граффити, которое встречается только в крупных городах. По форме и содержанию оно сильно отличается от прочих и заключается в зашифрованных кодах, инициалах, жестко стилизованных при помощи специальной каллиграфии. Члены банд используют граффити, чтобы обозначить

границы своей группировки территориально и идеологически, а

также чтобы предупредить врагов о последствиях проникновения последних в их владения. Данное граффити, очень близко соприкасаясь с такими формами искусства, как тату и дизайн одежды, образовало даже некую закрытую урбанистическую систему.

Третью, наиболее распространенную разновидность граффити, называют "Нью-Йоркским стилем" или "хип-хопом". Произошло оно из традиций граффити, зародившихся в Нью-Йоркском метро в 1970-м году. В принципе, "хип-хоп" - это более широкое движение, появившееся на базе рэп-музыки, брейкдэнса и граффити. Этими граффити покрыты огромные площади в городах США.Мотивациями для занятия такого рода деятельностью могут быть понятное желание прославиться либо потребность в выражении самих себя или своего отношения к различным предметам, историческим фактам, конкретным или абстрактным группам людей и личностям. Писатели граффити для создания своих шедевров используют стены гаражей, домов, складов, метрополитенов, железнодорожные вагоны, автобусы, трамваи,

15

заборы и ограждения. Даже на Луне американские астронавты оставили о себе память в виде граффити.Сегодня звездой граффити является художник Бэнкси (Роберт Бэнкс). Этот человек родом из Бристоля. За несколько лет он сделал карьеру от никому не известного рисовальщика до одного из самых популярных художников в мире. Лица Бэнкси никто не видел, он тщательно скрывает от прессы данные своей биографии. Предположительно это связано с тем, что граффити в общественных местах до сих пор вне закона. За свои рисунки Бэнкси грозит тюремный срок. Картины Роберта Бэнкса, выполненные на стенах домов, являются примером для каждого серьезного райтера. Это не пустые буквы, а серьёзные рисунки на социальные и общественно значимые темы. Работы Бэнкси продаются на аукционах за 30-600 тысяч долларов.

3.Инструменты райтера.

Главный инструмент это краска, в баллонах конечно, хотя может использоваться и другая краска, для нанесения которой пользуются валиком. Обычно баллон с краской называют кэном(can), на баллоне имеется насадка, для распыления краски - кэп. Насадки бывают

разными.

Во-перых по способу крепления - man и woman, во-вторых, по толщине распыляемой линии Также применяются маркеры, трафареты, кисти и валики для покраски. А для защиты собственного организма райтеры используют либо бандану, либо респиратор.

Создание одного рисунка - весьма трудоёмкий процесс. Сначала необходимо выбрать стену. Этот, казалось бы, несложный этап содержит в себе огромное количество тонкостей. Во-первых, место предполагаемой картины не должно принадлежать организации, рьяно заботящейся о чистоте своих владений. Идеальный вариант - какое-нибудь из зданий промзоны, потому что редкий завод обращает внимание на состояние собственной территории.

Один из художников рассказал обычный (как он выразился) случай. Выбирая очередную стену, он не старался найти что-то видное, - просто хотел сделать пару набросков для себя. Через некоторое время он отыскал милый уютный уголок рядом с грязным и с виду заброшенным подъездом. Он достал из широких джинсов баллончик и начал не спеша набрасывать контуры. Внезапно к подъезду подкатила пара "мерседесов", и рисунок, к сожалению, не вышел - зато вышел синий рисунок под глазом у невезучего граффитчика. Оказалось, что это был точно не заброшенный подъезд, а офис

какой-то полубандитской фирмы… .

16

Существуют "элитные" стены и подвалы, в них, как правило, собираются люди с навязчивыми идеями, ради которых они готовы на все! Стены этих "бункеров" украшают фашистские или антиправительственные надписи, символика тусовок, само существование которой вызывает рвоту и гнев окружающих. Легально писать их довольно сложно. Второй момент, который необходимо учитывать - активность окрестной милиции; появление в разгар работы патрульного автомобиля приносит как минимум неприятные эмоции, как максимум - проведение некоторого времени в отделении или штрафа. При определённом опыте и наблюдательности выделяются места, где стражи порядка появляются реже, и работа ведётся преимущественно там (исключение - молниеносные десятиминутные "бомбинги", которые могут проводиться чуть ли не в центре города). Наконец, нужно оценить, с какого количества точек видна стена; естественно, чем больше человек увидят рисунок, тем лучше. Тут преимуществом

обладают, например, мосты. Затем оценивается поверхность стены –

она должна как можно меньше впитывать краску и не быть слишком неровной.

Теперь начинается собственно рисунок. Некоторые покрытия, как фанера, побелка, слой масленной, либо другой краски грунтовать не нужно. Но часто приходиться украшать поверхности не подготовленные для этого. Чтобы избежать нежелаемых последствий, следует прибегнуть к помощи так называемого "грунтования". Его суть заключается в разовом покрытии нужной площади краской (масленной или водо-имульсионной), побелкой или грунтовкой замешанной на мелу и клею. Наносимый материал образует "корку", в которую краска не сможет впитаться, или по прошествии времени осыпаться. Не плохим подспорьем для художника являтся "раствор для смывки старой краски", им можно корректировать ваш рисунок или удалять краску в нужном вам месте.

Затем по заранее нарисованному или откуда-то сведённому скетчу делается набросок (обычно мелом или маркером), и только потом граффити приобретает свой привычный, яркий вид. Большие поверхности заливаются с помощью специальных насадок, широко распыляющих струю из баллончика, и в самом конце ещё раз обводятся контуры.

Важным аспектом являются сар'сы - насадки, колпачки на балонах, с

17

помощью которых регулируется подача краски. Различными сар'сами можно создавать толстые, тонкие, спиральные, зигзагообразные линии; есть cap'ы выпускающие сразу две или три паралельных струи. Европейские и американские художники рисующие на железнодорожных составах, часто пользуются сар'сом, который даёт супер толстую линию (в ладонь и больше).

Весь процесс может занять дня три - день на грунтовку, день на собственно рисунок и день на исправление каких-то мелких ляпов. На одну картину тратится от трёх-четырех баллонов.

4.Эволюция граффити:стилевые войны.

Как уже было сказано выше , граффити появилось на свет в Нью-

Йорке конца 60-х годов.

Но по-настоящему борьба развернулась, когда писатели открыли для себя подземку Нью-Йорка. Место было что надо. Размалёванные хитрыми буквосплетениями, составы мчались туда-сюда, унося чьи-то имена. Краска граффити постепенно стала просачиваться внутрь вагонов. Теперь уже выбор локации уступает в важности и первостепенности самому письму. Ведь изначально все буквы строились ровно в ряд и читались с полпинка. С появлением же радикальных стилей трудночитаемые каракули привлекали всё большее внимание. А вот и стиль письма, как способ узнать, кто эту гадость накалякал, исчерпал себя. И писатели устремились приручать цвет и размер. Некто Stay High и кое-кто ещё стали выписывать свои имена на внешности поездов тонкими вытянутыми белыми буквами. И - что делало их непохожими - во всю длину и ширину вагона. Открытие толстых колпачков привело к созданию подлинных шедевров. Так , райтер по прозвищу Super Kool заметил, что замена узеньких колпачков спреющих балонов на пузатые позволит ему "накрывать" большие поверхности широкими размашистыми "мазками". Когда он написал таким образом свое имя, получились жирные розовые буковки в жёлтом окаймлении. Работа получилась так себе, но в то же самое время это был самый цветной и выразительный кусок в мире граффити, созданный в рамках subway system. А райтер Phase 2 из Бронкса был первым, кто развил успех Super Kool(-a) и помог дизайну вырасти в буквах и сформироваться окончательно. Цвет и выделение буковок теперь стало аккуратным, и стиль писателей из Бронкса получил название bubble letters.

18

Следующая революция в стиле произошла, когда Pistol 1 - уже

бруклинский мастер - впервые нарисовал 3D. Работа состояла из собственно самого имени в красно-белом с голубой окантовкой, что давало трёхмерное настроение. Писатели со всего Нью-Йорка стекались, чтобы заценить этот piece. Город бредил повторением подвига, но и думать не смел о состоятельности выполнения задуманного. Но время спустя люди добились своего. Каждый делал 3D со своими штрихами. Начались "стилевые войны". Как только культура заявила о себе в полный голос, был снят документальный фильм "Style Wars "(1984), написаны книги.

Нью-Йорк по-прежнему почитается как “колыбель” граффити. Именно там родился мир уличного искусства - со своей техникой,

стилем и слэнгом. Вообще-то, точнее было бы сказать - стилями.

Ведь граффити - это множество направлений и течений. От

считающихся ныне уже немодными “надувных” буквмастеров

“старой школы” до невероятно изощренного, требующего немалого мастерства и сноровки “wild style”, в котором причудливые письмена сплетаются по прихоти автора в невероятно сложные узоры. Не говоря уж об индивидуальной манере.

стиль рисования Bubble («пузырь»), в котором все буквы округлялись, становились похожими друг на друга и получались как бы дутыми, похожими на пузыри, готовые вот-вот разорваться или лопнуть. Чаще всего использовалось мало цветов, в основном два или три. Помимо стиля Bubble существует ещё множество других стилей. Вот самые известные из них:

· Wild Style («дикий стиль»). Этот стиль отличается, прежде всего, нечитаемостью букв слова. Они настолько запутаны, что иногда даже люди, разбирающиеся в граффити и рисующие его, не способны разобрать надпись, не говоря уже о простых людях. И только те, кто сами рисуют в таком стиле, без особого труда смогут прочитать текст рисунка. Это происходит, прежде всего, засчёт того, что к буквам райтер прибавляет дополнительные элементы, которые отвлекают внимание от букв.

· FX (или 3D style, «объёмный стиль»). Этот стиль отличается абсолютным объёмом букв. Чтобы придумать такой рисунок надо обладать развитой фантазией и незаурядным мышлением.

19

При этом надо, чтобы все буквы сочетались друг с другом, и было довольно-таки понятно, что написано. Для этого нужны долгие годы тренировок

· Messiah Style . Оригинальность этому стилю придают буквы, словно написанные на отдельных листах и наложенные друг на друга. Этот стиль был изобретён жителем Нью-Йорка Vulcan, работы которого характеризуются своеобразной цветовой гаммой.

· Charaсter . Charaсter — в нём используются персонажи, исполненные в стиле комиксов. Иногда присутствует рамка речи. В ней может быть или подпись райтера (тэг, с англ. «бирка», «этикетка»), или речь персонажа. На заднем плане часто присутствует надпись, выполненная в другом стиле. При изображении персонажа используются насадки с иглами для выделения тонких линий, волос, морщин и так далее. Этим стилем владеет не каждый райтер, так как он требует художественных навыков. Поэтому граффити в стиле

Charaсter чаще исполняется командами.

· Throw up — это стиль, который характеризует изображения, выполненные очень быстро. Они создаются с помощью обычных кривых линий и выглядят как грубо заполненные белым или серебряным цветом буквы, поверх накладывается один или два аутлайна. Throw up предпочитают бомберы. Количество для них важнее качества. Основной элемент их творчества — скорость. За короткий промежуток времени им удаётся поставить в нескольких местах собственные имена. Очень часто работа бомберов резко отличается от творчества подлинных райтеров или стайлеров. Последние вырабатывают собственный стиль в студии. С социальной точки зрения, деятельность бомберов мешает признанию лучших в художественном отношении произведений райтеров. «Творениям» бомберов часто не хватает грации. Необходимо некоторое усилие, чтобы заставить себя их разглядывать. Бомберы выбирают труднодоступные и опасные места, но, тем не менее, заметные для зрителей. В стиле Throw up работают даже настоящие райтеры, только они развивают изображение,

20

создавая из начального знака сложную композицию. Бомберы предпочитают очень быстро писать короткие имена или выводить первые и последние буквы имени, ставя после них восклицательный знак. Стиль стал известен благодаря нью-йорскому райтеру I.N.

Blockbusters — это крупные, часто трёхмерные и очень широкие буквы . В некоторых случаях они могут быть выполнены с помощью аутлайна, но иногда применяется и подсветка, для которой предпочитают белую и серебряную краски. Особенностью блоков является использование валика для закраски внутреннего поля. При очень большом размере к работе подключается группа. Blockbusters, в отличие от зародившегося в Нью-йорке стиля Throw up, появились в Лос-Анджелесе, где их использовали для обозначения своей территории уличные группировки. Громадные надписи служили своеобразной границей зоны влияния. До сих пор стиль Blockbuster часто применяется в основном для названия тусовки или кру, а не для аббревиатуры райтера. В группе каждый выполняет свою задачу. Один делает аутлайн, другой заполняет внутреннюю часть букв, третий делает др. работу и т.д.

5.Взаимоотношения с властями.

Еще один больной вопрос - взаимоотношения с городскими властями. Сколько существует граффити, столько оно подвергается гонениям. Стоящие на страже закона и порядка твердят одно: роспись муниципального имущества - при всей (эстетической) ценности этой самой росписи - представляет серьезную угрозу обществу. Нотациями дело не ограничивается. Немало американских граффитистов поплатились за свое творчество внушительными штрафами, кое-кто угодил за решетку. Во многих мегаполисах граффитистам в свое время отвели так называемые “законные стены и дворы”. Но официально разрешенных площадей

21

на всех желающих не хватает. Власти Лос-Анджелеса, в конце концов, постановили, что неплохо бы провозгласить и “зоны нетерпимости”, их примеру собираются последовать и в некоторых других городах. В борьбе лос-анджелесская полиция полагается не только на чудо-технику. Несколько лет назад переодетые “копы”, под видом британской съемочной группы, делающей фильм уличном искусстве, арендовали студию и расклеили всюду объявления, приглашающие граффтистов поучаствовать в съемках. Откликнулось более шестидесяти человек, снабдившие полицейских подробнейшей информацией о своих излюбленных “объектах” и поставщиках краски, также образцами собственных творений. Преставители штата Нью-Гэмпшир недавно выступли в Конгрессе с предложением наказывать уличенных в граффити “битьем деревянной палкою по голому заду”. Но пока битье вроде бы оставлено. До неопределенных времен. В Филаделфии решили навалиться на крамольников всем миром. Составлен список десяти “самых опасных” граффитистов. В кампанию активно включились и фирмы-производители всевозможных красителей, обеспокоенные тем, что незаконное уличное искусство подрывает их престиж. придаёт изображению трёхмерность и т. д. По окончании работы ставятся теги всех членов.

Отчасти из-за бесконечных гонений многие нью-йоркские подземщики в свое время перебрались в Европу. Итальянская молодежь, офанатевшая футболом, приняла новое "искусство" с радостью. Сейчас нередко на футбольных стадионах, вокзалах встретишь огромные картины с изображением быка в футбольной майке с надписью "Милан - грязные скоты!" Вовсю красятся некогда

братские Польша и Чехия. В Берлине - это своеобразный обряд

взросления для подростков: они выбирают себе прозвище, которое

считается действительным лишь после того, как будет увековечено несколько раз на самых видных и опасных местах. В Берлине вообше дело поставлено на широкую ногу. Там есть даже специальный граффити-салон, куда могут обратиться и потенциальные заказчики, и художники с образцами своего творчества. А всякий проезжающий по территории Финляндии или Швеции может прямо из окна вагона полюбоваться на работы местных граффитистов, украшающих скупой скандинавский пейзаж. В Японии, граффити отличается очень мрачными, фантастическими и порой жестокими сюжетами.

22

"Существует масса возможностей приложения твоего стиля,- говорит Чу, британский мастер граффити, нашедший себя в дизайне компьютерных игр. - Главное, чтоб он был сделан искренне и со вкусом”. Уникальную эволюцию претерпело завезенное из-за океана граффити в Великобритании, где оно стало заметной частью поп-культуры. В то время как британские полицейские представляют себе типичного уличного художника как "потерянного” подростка из малоимущей семьи, которому ничего в этой жизни не светит, все больше этих самых подростков находят себя в рекламе, компьютерном дизайне, музыке. Оно и понятно: чисто стилистическая разница между "легальным" и уличным граффити неуловима. А посему что такое хорошо (а значит, расценивается как искусство) и что такое плохо (и стало быть, преследуется по закону против вандализма), определяется, исходя из совсем иных критериев. И не все попавшиеся под тяжелую руку закона отделываются курьезными наказаниями, вроде запрета приближаться к любому железнодорожному мосту или появляться в лондонской подземке. Один граффитист из Шеффилда недавно получил пять лет тюрьмы. Но, как заметил один его земляк и соратник, это вряд ли кого остановит.

Заключение.

Стиль и техника граффити как особого вида городского «андеграундного» искусства постоянно развиваются и совершенствуются. Каждая страна вносила нечто новое и свежее в это искусство. Но после того, как рисунки со стен города переместились на стены музеев, галерей и памятников архитектуры,

встал вопрос о вандализме и провокационной сути граффити.

В это же время отдельные работы писателей начинают выставляться в тех же музеях и становятся предметом повышенного спроса среди богатых коллекционеров.

Граффити, в принципе, невозможно контролировать или искоренить путем наложения на него запретов. Поэтому как форма искусства и средство выражения взглядов оно гибко, всеохватывающе и свободно от цензуры. Это своего рода анонимный визуальный диалог писателя с другими членами общества.

Авторы граффити, как правило, скрываются за псевдонимами, прозвищами, кодами и символами.

23

Более настойчивые в своих желаниях "засветиться" оригиналы или просто умеющие красиво распылять струи добиваются привлекательности своих tag'ов (общее название красочных настенных шедевров, приживается теперь в Москве).

В нынешней молодежной культуре граффити занимает далеко не последнее место. Их творения используются в клипах, оформлении клубов, дискотек и журналов (порой отнюдь не молодежных!). Широко известные в узких кругах роллеры предпочитают видеть свои рампы (специальные тумбы для совершенствования катания) раскрашенными в граффити.

В Германии, Дании, Норвегии и ряде других стран существуют пункты граффитчиков, где они выполняют работу на заказ, начиная от расписывания автотранспорта и кончая оформлением частных увеселительнызх заведений. Впрочем, редко кому удаётся прожить только на это, поэтому все где-то работают, и уличная живопись остаётся для большинства хобби.

Разрисовывать ночные клубы или делать декорации для видеоклипов - это, конечно, неплохо. Но место всякого настоящего мастера граффити - прежде всего, на улице. Против коммерциализации выступают и многие "старые" художники, считающие, что граффити, родившись как crime art - противозаконное искусство - не имеет права вступать с законом в деловые отношения. Но многие новые команды, не считаясь с идеологией, целиком переходят на заказные работы.

24

Литература.

1. Медведева О. П. Искусство граффити. Ростов-на-Дону, 2005г.

2. Граффити становится искусством и поднимает

свои стандарты // http://www.corsar-art.nm.ru/site/write/graffiti.htm

3. Большая Российская энциклопедия 7

Научно-редакционный совет Юр Осипов Е Н Аврорин А Ф Андреев

и др.Москва 2007г стр. 646-647

25

Приложение

Москва 2006г.

Москва 2007г.

26

Омск 2007г.

Нижний Новгород 2005г.

27

Cанкт-Петербург 2007г.