Главная              Рефераты - Культура

Йога 3 - реферат

Йога

Йо́га (дев. योग) — понятие в индийской культуре , в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния. В более узком смысле, йога — это одна из шести ортодоксальных школ (даршан) философии индуизма .[2][3] Исходная цель йоги —изменение онтологического статуса человека в мире .

Основные направления йоги — это раджа-йога , карма-йога , джнана-йога , бхакти-йога и хатха-йога . В контексте философии индуизма, под йогой понимается система раджа-йоги, изложенная в «Йога-сутрах » Патанджали и тесным образом связанная с основополагающими принципами санкхьи .[7] Йога обсуждается в различных писаниях индуизма , таких как Веды , Упанишады , «Бхагавад-гита », «Хатха-йога-прадипика », «Шива-самхита » и Тантры . Конечная цель йоги может быть совершенно разной: от улучшения физического здоровья и до достижения мокши .[1] За пределами Индии термин «йога» зачастую ассоциируется лишь схатха-йогой и её асанами — физическими упражнениями, что не отражает духовного и душевного аспектов йоги. Того, кто изучает и практикует йогу, именуют йогом или йогином.

Этимология

Слово „йога“ произошло от санскритского корня йодж или йудж , имеющего много смысловых значений: „упряжка“, „упражнение“, „обуздание“, „соединение“, „единение“, „связь“, „гармония“, „союз“ и т. п. Впервые встречается в „Риг-веде “ — древнейшем из сохранившихся памятников индийской литературы.

История Йоги

История йоги уходит своими корнями в древние времена. На нескольких печатях, найденных в долине реки Инд и относящихся к периоду Индской цивилизации (3300-1700 года до н. э.) изображены фигуры в медитативных или йогических позах. Эти археологические находки указывают на возможность того, что население Хараппской цивилизации практиковало одну из древних форм йоги или родственный ей ритуал. Понятие йоги впервые упоминается в древнейшем памятнике индийской литературы «Риг-веде ». Считается, что йога развилась из аскетических практик (тапаса ) ведической религии , которые упоминаются в ранних комментариях к ВедамБрахманах (датируемых периодом с X по VI века до н. э. ). В Брахманах, в частности, в «Шатапатха-брахмане », присутствуют идеи единения ума, тела и души с Абсолютом. ВУпанишадах , наиболее раннее упоминание йоги и медитации можно обнаружить в «Брихадараньяка-упанишаде »,— одной из древнейших Упанишад, датируемой учёными XIX веком до н. э. Основным источником, в котором отражено развитие концепции йоги, являются так называемые «средние» Упанишады (датируемые VI веком до н. э. ), «Махабхарата » и «Бхагавад-гита », а также «Йога-сутры » Патанджали (II век до н. э. ). В «Йога-сутрах» йога впервые была изложена как одна из школ («даршан ») индуистской философии . Эта ранняя школа йоги ретроспективно получила известность под ретронимомраджа-йога с целью отличить её от других, более поздних школ.

«Йога-сутры» Патанджали

В индийской философии , йогой называют одну из шести ортодоксальных философских школ индуизма . Философская система йоги тесно связана со школой санкхьи . Согласно учению Патанджали , школа йоги принимает психологический и метафизический аспекты философии санкхьи и по сравнению с санкхьей является более теистической . Примером теистичности йоги может служить факт добавления Божественного Существа к 25 элементам бытия санкхьи. Йога и санкхья очень близки друг к другу, по этому поводу Макс Мюллер говорил, что «данные философии в просторечьи называют санкхьей с Богом и санкхьей без Бога….» Тесную связь между санкхьей и йогой также объясняет Генрих Циммер :

Обе философии считаются в Индии близнецами, разными аспектами одной дисциплины. Санкхья обеспечивает основное теоретическое объяснение человеческой природы, перечисляя и давая определение её элементам, анализируя способы их взаимодействия в обусловленном состоянии (бандха), и описывая их состояние в освобождённом состоянии мокши , в то время как йога посвящена специфически определению движущей силы процесса освобождения, описанию практических методов для достижения этого освобождения...

Основным текстом школы йоги являются «Йога-сутры » Патанджали , который считается основателем философии йоги. Йога Патанджали известна как раджа-йога, или йога управления умом. Патанджали даёт определение слова йога во второй сутре, которая является ключевой сутрой всего текста:

Йога есть обуздание волнений, присущих уму.
- «Йога-сутры» 1.2

Это определение базируется на значении трёх санскритских терминов. И. К. Таимни даёт следующий перевод: «Йога — это обуздание (ниродхах) изменчивости (вритти) ума (читта)» . Вивекананда переводит сутру как «Йога заключается в недозволении уму (читта) принимать различные формы (вритти)». [40]

«Йога-сутры» Патанджали также выступили основой для системы аштанга-йоги («восьмиступенчатой йоги»), определение которой даётся в 29-й сутре 2-й книги. Аштанга-йога является основной отличительной чертой практически всех современных вариаций раджа-йоги . Восемь ступеней, или уровней аштанга-йоги:

Яма — принципы взаимодействия с внешней средой

Нияма — принципы взаимодействия с внутренней средой

Асана — объединение ума и тела посредством физической деятельности

Пранаяма — контролирование дыхания, приводящее к объединению тела и ума

Пратьяхара — отвлечение чувств от контакта с их объектами

Дхарана — целенаправленная сосредоточенность ума

Дхьяна — медитация (внутренняя деятельность, которая постепенно приводит к самадхи)

Самадхи — умиротворённое сверхсознательное состояние блаженного осознания своей истинной природы

Иногда их делят на четыре низшие и четыре высшие ступени, из которых низшие сопоставляют с хатха-йогой, в то время как высшие ступени принадлежат специфически к раджа-йоге. Одновременная практика трёх высших ступеней называетсясамьяма .

Бхагавад-гита»

Термин «йога» часто используется в «Бхагавад-гите». «Бхагавад-гита» описывает йогу как контроль ума, искусство деятельности, осознание высшей природы души (атмы ) и трансцендентности Верховного Господа (Бхагавана ). Кришна учит, корнем всех страданий является возбуждённый эгоистическими желаниями ум. Единственным способом остановить пламя желаний является контроль ума посредством самодисциплины с одновременным вовлечением в возвышенную духовную деятельность. Воздержание от деятельности, однако, считается таким же нежелательным, как и чрезмерное вовлечение в неё. Согласно «Бхагавад-гите», высшей целью является освобождение ума и разума от материальной деятельности и их сосредоточение на духовном уровне через посвящение всех действий Богу .

В добавок к 6-й главе, целиком посвящённой традиционным практикам йоги, включая медитацию , «Бхагавад-гита» описывает три наиболее важные вида йоги:

Карма-йога — «йога деятельности»

Бхакти-йога — «йога преданности», или «йога преданного служения»

Джнана-йога — «йога знания»

Хотя эти пути отличны друг от друга, их основная цель практически одна и та же — осознать, что Бог в Своей личностной форме (Бхагаван ) является изначальной истиной, на которой зиждется всё бытие, что материальное тело временно, и что Сверхдуша (Параматма ) вездесуща. Конечной целью йоги является мокша — освобождение из круговорота рождения и смерти (самсары ) через осознание Бога и своих отношений с Ним. Этой цели можно достичь практикуя любой из трёх видов йоги, хотя в шестой главе Кришна говорит о превосходстве бхакти над другими путями достижения высшей цели.

Известный комментатор «Бхагавад-гиты» Мадхусудана Сарасвати в конце XV века разделил её по содержанию на три основные части: первые шесть глав в основном посвящены карма-йоге, средние шесть глав — бхакти-йоге, и последние шесть — джнана-йоге. Другие комментаторы предложили свой вариант деления, приписав определённую йогу каждой из глав и выделив 18 видов йоги. Подобное деление впоследствии было принято многими комментаторами «Бхагавад-гиты».

[править ]Хатха-йога

Основные статьи : Хатха-йога , Хатха-йога-прадипика

Хатха-йога — это одна из систем йоги, описанная Йоги Сватмарамой в своём труде «Хатха-йога-прадипика », составленном в Индии в XV веке . Хатха-йога значительно отличается от раджа-йоги Патанджали: она сосредоточена на шаткарме , очищении тела, приводящего к очищению ума (ха ), и праны , или жизненной энергии (тха ). Хатха-йога даёт дальнейшее развитие сидящим йогическим позам (асанам ) раджа-йоги Патанджали, добавляя к ним гимнастические йогические элементы. В настоящее время, хатха-йога в её многочисленных вариациях представляет собой стиль йоги, наиболее часто ассоциируемый с понятием «йога».

[Цель йоги

Конечная цель йоги может быть совершенно разной: от улучшения физического здоровья и до достижения мокши . В монистических школах адвайта-веданты ишиваизме , конечной целью практики йоги является мокша — освобождение из круговорота рождения и смерти (сансары ) и всех страданий материального существования посредством осознания своего единства как атмана с Верховным Брахманом . В школах бхакти вайшнавизма , сама бхакти, или «любовное преданное служение Богу», является конечной целью практики йоги. В гаудия-вайшнавизме , одном из основных направлений вайшнавизма, высшей формой бхакти выступает према-бхакти или «чистая любовь к Богу». В вайшнавизме, достигнув совершенства в бхакти-йоге , вайшнав отправляется в духовный мир (Вайкунтху илиГолоку ) и наслаждается там блаженным служением Вишну в одной из его ипостасей.