Главная              Рефераты - Культура

Охота на ведьм в истории западноевропейского Средневековья - реферат

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЗАПАДНО-УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

(НОУ ВПО ЗУИЭП)

г. Пермь

Юридический факультет

Специальность «Юриспруденция»

.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: « Культурология »

Название темы: « Охота на ведьм» в истории западноевропейского Средневековья »

Выполнил(а):

студент(ка) Сидорчук В. Э.

( 1-го курса, 6 лет обучения )

Проверил(а):

Козьминых Е. С. (ст. преподаватель)

___________ ________________

(личная подпись) (расшифровка подписи)

Пермь, 2011


Содержание:

Введение……………………………………………………………………..…3

1. О ведьмах……………………..……………………………………...5

1.1. Типичная ведьма в Средневековья………….…………..………….6

2. Причина возникновения «Охоты на ведьм»……..………………...7

3. «Охота на ведьм» в истории западноевропейского Средневековья………………………………………………………………….9

Заключение……………..…………………………………….……………….15

Список используемой литературы……………..…………..………….…….16

Введение

Европейское Средневековье уже давно манит нас своими загадками и тайнами. Оно вдохновляет любителей «путешествовать» во времени. Истории и легенды Средневековья уже давно являются сюжетами для литературы, а в наше время и для многочисленных киносценариев.

Этому необыкновенному периоду истории присущи явления, которые можно назвать «пережитками темных веков». Очень многое из того, что тогда происходило, можно с уверенностью объяснить монополией Церкви во всех областях жизни. «Сотни тысяч сгоревших на костре, миллионы томившихся в тюрьмах, искалеченных, отверженных, лишенных имущества и доброго имени - таков общий итог деятельности ИНКВИЗИЦИИ (в переводе "расследование")».

Начало деятельности инквизиции - особого церковного суда - для борьбы с т.н. ересью было положено папой Иннокентием III. Она действовала почти во всех католических странах. «В 13 в. инквизиционные трибуналы были учреждены на юге Франции, в Италии, Германии, Испании, Португалии, позже в других странах Европы….. Кровавый след в истории оставила испанская инквизиция. В 1480 г. король Фердинанд Кастильский учредил Новую инквизицию во главе с доминиканцем Томасом Торквемадой. Она стала орудием абсолютизма в борьбе против всех инакомыслящих….. Всего в Мадриде с 1481 по 1808 г. взошли на костер 31 912 человек и почти 300 000 понесли тяжелые наказания. За первые 18 лет по ее приговору были заживо сожжены 10 220 человек. Последний акт сожжения на костре имел место в Испании в 1826 году.»

ВЕДЬМА (от «ведать» — знать) — женщина, практикующая магию и колдовство. В Средние Века сложилось представление, что женщина становится ведьмой заключив договор с дьяволом. Ведьмам приписывалась участие в Шабашах на лысых горах (основной — Вальпургиева ночь), совокупление с демонами в образе мужчин (Инкубы), принесение в жертву младенцев во избежание наступления Конца Света. Подобное суеверие привело к всплеску с конца XV — до середины XVII вв. массовых преследований и казней женщин, считавшихся ведьмами. Этот период в Западной Европе и вошёл в историографию под названием «Охота на ведьм».

Цель квалификационного исследования является творческое рассмотрение слова «Охота на ведьм» в истории западноевропейского Средневековья.

Задача, собрать и структурировать материал о «Охоте на ведьм» в истории западноевропейского Средневековья

1. О ведьмах

Часто люди не очень хорошо представляют себе, что такое ведьма. О ведьмах не боги, не духи, не сверхъестественные существа. В них не нужно верить. О них просто нужно знать.

Слово "ведьма" вероятно произошло от слова "веда" - знание, это позволяет предположить, что изначально ведьмами называли знахарок (ведуний). К их помощи прибегали в сложных ситуациях и в зависимости от результата ворожбы награждали или казнили. Ведьма не является представителем абсолютного зла: она может и помогать, предупреждать, давать ценные советы. Им приписывают умение привораживать и отвораживать, лечить и прорицать. Ведьма занимает промежуточное положение между миром людей и нечистой силой, с которой непосредственно связана. Не случайно к ведьмам относились настороженно, особенно после принятия христианства на Руси.

Ведьмой надо либо родиться (способности ведьмы передаются по наследству), либо стать ею, заключив договор с нечистой силой. В последнем случае говорили, что в женщину вселился злой дух.

По ночам душа ведьмы может покидать тело, чтобы вредить: она может навести порчу на людей, дом, животных, растения. Ведьма способна вызывать дождь, ураган, град, пожары, бури, засухи. Может окалдовать человека, превратив его в коня и заездив до смерти, или же оставив в облике животного.

Чтобы распознать ведьму, следует осуществить специальные обряды. Так, считалось, что, увидев купальские костры, ведьма начинает мучиться - корчиться и страдать головной болью. Чтобы ее обезвредить, следовало выманить ведьму к костру, вылив в огонь молоко коровы, на которую она навела порчу. У костра ее нужно облить вскипяченной на купальском огне водой с брошенными туда иглами. Считается, что ведьма не тонет.

Защищались от ведьм, заговаривая трубы, чтобы она не влетела в дом, укрепляли на ворота свечу, освященную в церкви на сретение. Оберегом могли стать воткнутая вверх прутьями метла на длинной палке; зубья бороны или вил, нож, топор, или другие режущие предметы под порогом или укрепленные над входом. Также осыпали дома и дворы маком, очерчивали мелом круги, наносили кресты на ворота, окна и двери. Помогали и травы: полынь, чеснок. Ведьмы проявляют себя прежде всего по праздникам, в периоды полнолуния и в грозовые ночи. В эти дни ведьмы слетаются на шабаш, при этом "транспортным средством" были метла, лопата, кочерга, коса, вилы, ступа, палка, лошадиный череп, конь, кабан или обращенный в них человек. Местами сбора были перекрестки и "лысые" горы.

Считалось, что ведьмы остаются опасными и после смерти, поэтому их хоронят вниз лицом или забивают в гроб осиновый кол.

Навязчиво пропагандируемый образ истерзанной красавицы обнажает скорее подсознательные эротические фантазии современных художников, чем реалии тех времен.

Во-первых в ведовстве обвинялись кроме женщин, еще мужчины и, иногда, дети. Например в списке 1629-го года массовых казней в Вюрцбурге общим числом 157 жертв, мужчин было чуть меньше чем женщин.

Во-вторых молодых женщин среди ведьм было не много.

Склонность более заурядна среди женщин старых, безобразных, жалких и происходящих из низшего класса народа, как будто демону было противно иметь дело с юными созданиями, увлекающими своим происхождением, богатством и красотой."

Хуан Льоренте

"Критическая история испанской инквизиции "

Типичной ведьмой «была женщина за пятьдесят, незамужняя или овдовевшая, но не обязательно живущая уединенно и замкнуто - она вполне могла быть интегрирована в семейное и деревенское сообщество . Не ограничиваясь этими структурными признаками, автор дополняет их следующим наблюдением: поведение женщин, на которых падало обвинение в колдовстве, отличалось от обычного - это были чаще всего нонконформистки, отклонявшиеся от принятых правил общежития и концентрировавшие на себе благодаря своей сварливости или безнравственному поведению повышенный конфликтный потенциал. Весьма вероятно, что их особенно легко можно было обвинить в действиях, которые интерпретировались как ведовство - проклятия, угрозы, плевки или дутье»

Герд Шверхофф.

"От повседневных подозрений к массовым гонениям"

Обычно в ведовстве обвинялись женщины из низших слоев общества, но определенная часть принадлежала к богатым людям.

2. Причина возникновения «Охоты на ведьм»

Определение причин возникновения феномена охоты на ведьм является, пожалуй, самым сложным вопросом данной проблемы. Обвинение воинствующих атеистов, в прямой вине христианства представляют собой примитивную пародию на исторический анализ. Оно неверно хотя бы потому, что охота на ведьм возникла спустя почти полтора тысячелетия после возникновения христианства, и спустя тысячу с лишним лет после принятия Миланского эдикта, дарующего христианству статус официальной религии. Кроме того, сохранился ряд документов (например Капитулярий "Епископы") , доказывающих что официальная Церковь до эпохи Возрождения осуждала суеверия и веру в ведьм. Современные исследователи выдвигают много различных версий, имеющих свои сильные и слабые стороны. Поэтому в первом приближении можно сказать ,что охота на ведьм была вызвана сложным сплетением всевозможных объективных и субъективных причин, среди которых выделяются:

- Влияние катарской ереси, которая в противовес традиционному христианству проповедовала равенство Бога и дьявола, что увеличивало страхи людей перед силой дьявола и его приспешников.

- Знакомство интеллектуальной элиты Запада в Развитом Средневековье и эпоху Возрождения с античными трудами и мусульманскими магическими книгами.

- Увлечение поздними схоластами Декалогом в противовес Семи Смертным грехам, что привело к трансформации колдовства до дьяволопоклонничества.

- Влияние отдельных фанатичных личностей.

- Стремление алчных людей овладеть имуществом казненных или получить процент.

- Распространение среди простого народа примитивных магических практик.

- Социальные катаклизмы и природные бедствия.

- Противостояние культуры элит культуре простого народа.


3. «Охота на ведьм» в истории западноевропейского Средневековья

ОХОТА НА ВЕДЬМ - широко развернувшаяся в Европе XVI-XVII вв. борьба с ведовством посредством сжигания предполагаемых ведьм на костре; в переносном смысле - поиск врага, виновного. (Словарь гендерных терминов)

Некоторые исследователи видят в «охоте на ведьм» средневековую традицию борьбы с ересью и язычеством, а также средство укрепления влияния католической церкви. Также многие историки объясняют это явление с позиции подтверждения мужского господства в обществе, то есть необходимостью подавления женской социальной активности. Численно превосходя мужчин из-за неучастия в войнах и тяжком физическом труде, женщины оказывались в преобладающем количестве. Оставаясь вне брачных уз, они становились жертвой своей половой неудовлетворённости и впадали в «опасную созерцательность и мечтательность». Народные праздники и обычаи, «в трактатах демонологов эпохи заката западноевропейского средневековья превращались в шабаш ведьм, чёрные мессы, сатанинские культы». Естественно для Церкви такое поведение и образ жизни удобно было объяснять «связью женщины с Дьяволом».

В 1486 году германские инквизиторы Генрих Крамер (Инститорис) и Яков Шпренгер (орден Доминиканцев) написали трактат «МОЛОТ ВЕДЬМ» (MalleusMaleficarum), который послужил прекрасным пособием и даже в некоторых случаях поводом для массовых судебных процессов над так называемыми ведьмами. Инквизиция сделала все для того, чтобы внушить людям, что ведьмы и колдуны есть "скверные люди, которые заключили договор с дьяволом, чтобы с его помощью, применяя разнообразные колдовские средства, причинять всяческий вред жизни, здоровью, имуществу, домашнему скоту, посевам и садам других людей.» А учитывая уровень образования обывателей, простых людей, «черни» (если вообще существовал таковой для этого социального класса), Церкви это очень быстро удалось сделать. Те далекие времена были совсем не такими цивилизованными, как то время, в котором живем мы. И тем не менее люди пытались как-то объяснить многие явления природы. Главным объяснением было сверхъестественное происхождение дождя, града, наводнений, засухи, различных эпидемий и т. п. Вера в колдунов и волшебников в эпоху раннего Средневековья была в самом расцвете. И к самим колдунам в это время относились в общем-то нормально. Мало того, люди, близко знакомые с магическими заклинаниями, зачастую «помогали» в определенных делах представителям высших кругов. Также официально находились они и при дворе. Но, случись например серия каких-то нехороших событий, как то: пожары, мор, потопы, массовые болезни и т.д., подозрение падало именно на колдунов. Кто, как не они, с помощью дьявольских козней, могли наслать на землю такие бедствия? Но такие случаи были не столь часты. Колдунов, осужденных за убийство или наведение порчи, казнили, в основном сжигали. Но почему же в определенный период истории убийство людей, подозреваемых в магии и ведовстве, стали такими массовыми?

Охота на ведьм велась именно в эпоху...» начала «..Возрождения. Почему именно охота за ведьмами начинается на пороге Возрождения и продолжается в период абсолютизма.

Прежде всего «…церковь нуждалась в упрочении своих позиций. Для этого следовало изобрести что-то, что привлекло бы на сторону церкви множество людей и убедило их в предельной важности церкви как организации для нормальной жизни.» Борьба с ересью становилась главнейшей задачей инквизиторов, поскольку эта самая ересь «просачивалась» из всех «щелей», появлялись секты и общины, критикующие законы и каноны Католической Церкви (например катары). А откуда могла произойти ересь, по мнению Церкви – конечно же от Лукавого, от Дьявола.

Важны также и психологические предпосылки начала охоты. «Ведьмы вселяли ужас в людей, и этот ужас, в свою очередь, укреплял убежденность ведьм в своих магических способностях. В какой-то степени будет справедливо сказать, что ведьмы делали именно то, чего от них ждали, и делали это в силу существовавших ожиданий…..Инквизиция….своей…..деятельностью создала атмосферу всеобщей подозрительности, заразила манией преследования многих церковных иерархов и богословов. Таким образом создавался христианский образ жизни.» Поэтому, если Церковь хотела сохранить свою власть, то она должна была начать решительную борьбу против Дьявола. «Последствия этих принятых в страхе решений были ужасны».

После создания папой Григорием IX комиссии для защиты истинной веры (собственно инквизиции) церковники должны были сами находить и разоблачать еретиков, а не ждать, пока найдутся общественные обвинители и заслуживающие доверия свидетели антицерковной деятельности. Инквизиторы под пытками собирали «доказательства» о том, что Дьявол наградил своих жертв сверхъестественными способностями и подстрекал к отходу от христианского образа жизни.

Существовало множество способов «узнать правду», то есть не только указать на определенную женщину и обвинить ее в колдовстве, но и предоставить судьям «доказательства» ее связи с дьяволом. «Испытание часто проводили на стадии предварительного следствия…».Женщин кололи иглами или опускали в воду, чтобы сузить круг подозреваемых и избавить истинных христианок от изуверства палачей….», ибо «…во время испытаний сам Господь Бог помогает выявить истину.» Например, испытание водой. Для выявления ведьменской сущности женщину кидали в воду со связанными руками и ногами….. «Существовало поверье, что ведьма непременно останется на плаву…. Вода не принимает тех, кто отрёкся от христовой веры, а значит и от святой воды…»

Также на телах жертв инквизиторы искали некие дьявольские знаки. «Стигмат дьявола» — неопровержимая улика колдовства. Он не больше горошины по размеру. От естественных шрамов и родинок отличается тем, что не кровоточит и не чувствителен к боли. Если клеймо найдено, ясно, что обвиняемая лично была на шабаше.». Подозреваемым в колдовстве надо было пройти испытание иглой. Если в существующий на теле женщины какой-либо шрам или другую отметину воткнуть иглу, «подопытная» не ощутит никакой боли и из этого места не потечет кровь, значит этот «стигмат» был сделан самим дьяволом.

Еще одно испытание – раскаленное железо. По степени состояния ожогов оценивалась причастность испытуемой к ведовству. «В Западной Европе испытание приняло разные формы. Первая (самая щадящая) заключалась в том, что на земле в определённом порядке раскладывали шесть, девять, а иногда и двенадцать лемехов. Требовалось пройти этот путь босиком, с завязанными глазами…..здесь всё зависело от чистой случайности. Второй способ был куда более суров. На раскалённое железо вынуждали наступать голыми ногами. Отсутствие ожогов (!) означало оправдательный приговор…

Похожий вид пытки - проба горячей водой. «Метод был прост: руку заставляли сунуть в кипяток, потом на кисть надевали мешочек и скрепляли печатью, а через несколько дней осматривали. От состояния кожи на этот момент зависел приговор».

В заключение перечня испытаний на причастие к колдовству скажем, что это далеко не все, что мог придумать извращенный мозг инквизиторов. «Молот ведьм» тому доказательство. Существовала также масса ухищрений, на которые шли палачи, чтобы «ведьма» оказалась действительно «ведьмой». Ведь от этого в частности зависела оплата работы палача – чем больше будет обнаружено «ведьм», тем больше ему заплатят. Поэтому в ход пускались, к примеру специальные способы и инструменты связывания подозреваемых, при которых довольно легко можно было удержаться на воде. Или «находились» на теле точки, не чувствительные к боли, когда жертва даже не понимала, что в ее теле торчит здоровенная игла. Но этого было достаточно, чтобы объявить, что на теле испытуемой найден дьявольский знак.

«…С середины XVI в. одержимость ведовством, главным образом во Франции, Швейцарии и Германии, приняла жуткие формы. За 10 лет, с 1581 по 1591 г., в одной только Лотарингии было сожжено более 1000 ведьм. То же самое происходило в Бургундии и Гаскони, где фанатики-судьи за короткое время отправили на костер около 600 ведьм. В соседней Германии, в курфюршестве Трирском, а начиная с 1603 г. и в Фульдском аббатстве, охота на ведьм велась не менее успешно. Но особенной жестокостью отличались архиепископы Бамберга, Вюрцбурга и Кельна. Кровавые преследования ведьм начались здесь почти одновременно: в Бамберге в 1626-1631 гг., в Вюрцбурге в 1627- 1631 гг. и в Кельне в 1627-1639 гг. Целью всех этих гонений было одно - полное уничтожение ведовской секты. Начинали обычно с женщин низших сословий. Но на этом дело не заканчивалось. О том, как развивались события, можно судить по списку ведьм, которые были сожжены в Вюрцбурге. Уже на третьем костре среди пяти женщин оказался мужчина, первый, но не последний. Через некоторое время охотники за ведьмами взялись за людей благородного происхождения.

Результатом такого фанатизма и исступления стали повсеместная разруха и упадок хозяйств, люди бежали с обжитых мест, из городов и сел, казна пустела. Начали появляться прогрессивные мнения по поводу происходящего, писались работы некоторых наиболее смелых людей, в которых отражалась вся современная жизнь. Ярким таким примером стала книга голландского врача Иоганнеса Вира (1515 - 1588). «Ему, лейб-медику вольнодумного князя, достало мужества опубликовать в 1563 г. книгу, выход которой был подобен взрыву бомбы. Называлась она «О демоническом наваждении». («Ведьмы» Вольфганг Тарновски, перевод А.Волков.) К тому же стали развиваться естественные науки, в связи с этим прежние сверхъестественные объяснения различных явлений признавались ложными. «В Голландии, самой свободной стране тогдашней Европы, прозвучала наиболее резкая критика одержимости ведовством. В своем…..сочинении «Очарованный мир» знаменитый амстердамский проповедник доктор Балтазар Беккер (1634 - 1698) сурово осудил…..всех верящих в ведьм. Не Дьявол внушил людям эти мерзкие выдумки…..люди сами обманывают себя. В Библии говорится о существовании Дьявола. Однако ничего другого нам о нем не известно. Один только Бог правит миром. Наделять же Дьявола столь большим могуществом, как это делают охотники за ведьмами, есть глупость и грех перед Господом…

XVIII век, век Просвещения, положил конец охоте на ведьм. Разум одерживал верх в Англии, Пруссии и Австрии. Англия была первым европейским государством, официально отменившим в 1736 г. законы о ведьмах. В Пруссии король Фридрих II Великий запретил пытки уже в год своей коронации (1740). В том же году его главная соперница, австрийская императрица Мария Терезия, запретила судам своей страны выносить приговоры ведьмам без ее согласия, что положило конец ведовским процессам и здесь…..» («Ведьмы» Вольфганг Тарновски, перевод А.Волков.)

Заключение

Период истории, охватывающий временные рамки с XV по XVII века принято называть «охотой на ведьм» - этапом истории, споры о котором ведутся до сих пор.

«Охота на ведьм» - это не просто фанатичное увлечение церковных деятелей в борьбе за очищение мира от отступников Бога, это комплекс причин, породивших «охоту на ведьм», базисом которых является библия, рисующая второстепенное и приниженное положение женщины и подтверждающая таковое её положение, а также обстоятельства, сложившиеся в общественной среде на данном этапе его развития: церковь, имеющая мощнейший авторитет в обществе, кризис, распространившийся на все сферы его жизни, затяжные войны. Развитие широкомасштабной охоты связано с деятельностью церкви, признававшей колдовство, и открыто боровшейся с ним, всё это подкрепляли многочисленные указания пап и их благосклонное отношение к наиболее ярым деятелям инквизиции. Всё это привело к тому, что «охота» прокатилась по всей Европе.

Унеся вместе с собой тысячи жертв по всей Европе, «охота на ведьм» закончилась только в XVIII веке. Но история «охоты на ведьм» получает всё новые и новые сведения с открытием очередного архива или библиотеки, что вносит новые подробности «кровавого периода» истории человечества.

Цели рассмотрены. Задачи выполнены.

Список используемой литературы

1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Охота_на_ведьм

2. http://www.sunart.kiev.ua/mist/magia/fei/2.html

3. http://www.drside.com/page.php?9

4. http://www.ateismy.net/content/spravochnik/statistika/oxota_vedm.ph

5. История женщин на Западе. Т.3: Парадоксы эпохи Возрождения и Просвещения. СПб, 2008.

6. Молот ведьм // Вокруг света. 2004. №10

7. Сперанский Н. Ведьмы и ведовство. М, 1906.