Главная              Рефераты - Культура

Культурология как научная дисциплина 3 - реферат

I . КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Культурология – относительно новая научная дисциплина социогуманитарного характера, которая описывает, классифицирует и объясняет явления культуры. Культурология изучает сущность, структуру, закономерности функционирования культуры, ее развития от возникновения до современности в ходе взаимодействия различных культур, имеющие определенные исторические, типологические и этнические черты.

Культурология начала формироваться в XX веке, хотя еще XIX веке Тайлор выдвинул идею создания особой науки о культуре. Впервые термин был предложен Освальдом в 1909 году. Однако широко использоваться данный термин стал благодаря Уайту.

Предмет культурологии:

- объективные закономерности мирового и национального культурного процесса;

- происхождение, функционирование и развитие культуры как специфического, человеческого образа жизни.

Объект культурологии:

- культурные аспекты различных областей общественной жизни;

- особенности и достижения основных культурно-исторических типов;

- тенденции и процессы в современной социально-культурной среде.

Основные функции культурологии

Теоретико-познавательная функция . Позволяет вскрывать тенденции развития культуры, ее трудности, противоречия, реально оценить обстановку.

Мировоззренческая функция . Помогает выработке общечеловеческого культурологического мышления.

Методологическая функция. Раскрывает закономерности развития культуры, создает базу для частных культурологических теорий.

Дискредитивная функция. Сравнение различных объектов культуры.

Нарративная функция. Встраивание культуры в процесс истории.

Регулятивная функция . Обеспечивает воздействие людей и организаций на процесс развития культуры, на характер и степень участия в развитии культуры.

Прогностическая функция . Определение перспектив и возможных путей развития культурных процессов.

Оценочная функция. Включение объекта в контекст или общее поле культуры.

Воспитательная функция. Создает теоретическую базу, обобщает опыт поколений, помогает формированию культуры и воспитанию активной жизненной позиции.

Аксиологическая функция. Оценивает результаты деятельности государства, общественных организаций, отдельных личностей в области развития культуры.

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Культурология как мировоззренческая наука возникла в результате общественного осознания по крайней мере трех факторов, ставших очевидными в конце XIX – начале XX вв.:

1. Осознание большого разнообразия культур, определяемого их своеобразием.

2. Осознание многочисленных кризисных явлений в культуре XX в.

3. Осознание того факта, что историческое и культурное развитие человека – далеко не одно и то же.

ИСТОЧНИКИ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Формирование и развитие культурологии невозможно без ее взаимосвязи с достижениями других наук. Наибольший интерес в источниковедческом плане представляют следующие общие группы наук:

Исторические науки (гражданская история, история конкретных наук, история искусства и отдельных искусств, история религии, история философии, социология и др.)

Прикладные исторические дисциплины (архивоведение, музееведение, библиотековедение, краеведение и др.).

Вспомогательные культурологические дисциплины (археология, геральдика, палеография, текстология, нумизматика и др.).

II .СТРУКТУРА И СОСТАВ СОВРЕМЕННОГО КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

В зависимости от уровня познания и обобщения различаются теоретическая и прикладная культурология.

Теоретическая культурология разрабатывает методологические основы культурологии, формирует категориальный аппарат.

Прикладная культурология ориентирована на использование фундаментальных знаний о культуре в целях прогнозирования, проектирования и регулирования процессов, разработки технологии, трансляции (аспекты образования, культурно-просветительская, досуговая деятельность и т.д.).

В структуре современной культурологии можно выделить теорию культуры, историю культуры, философию культуры, социологию культуры, культурную антропологию.

Теория культуры вводит в круг проблем культурологии и дает представления о ее понятийном аппарате, изучается содержание и развитие культурных категорий;

История культуры охватывает происхождение и становление культуры, разные исторические эпохи ее развития, историю отде6льных стилей и направлений;

Философия культуры формулирует проблемы отношения культуры и человека, человека и мира, человека и общества; культурные ценности и т.д.;

Социология культуры исследует культурную практику в разных социальных слоях и группах; изучает и анализирует процессы распространения культуры в том или ином социальном слое, стране, лице и т.д.;

- это область культурологического знания, связанная со сбором, обработкой и анализом информации; составляет ту его часть, которая предполагает эмпирическое исследование процесса культуры.

Задачи:

· Изучение структуры и динамики духовной жизни.

· Изучение многообразия и специфики различных культур.

· Изучение социальных функций художественной культуры.

· Изучение взаимодействий между различными культурными общностями.

Культурная антропология область близкая социологии культуры, но уделяющая больше внимание этническим элементам культуры, процессам взаимодействия культур разных народов.

III . МЕТОДЫ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

1. Диахронический метод (рассмотрение хронологической последовательности возникновения, развития и проявления фактов, явлений, событий мировой и отечественной культуры).

2. Синхронический метод (совокупный анализ двух или нескольких культур на протяжении определенного времени их развития с учетом существующих взаимосвязей и возможных противоречий).

3. Сравнительно-исторический метод (сравнение в историческом разрезе многочисленных явлений культурного комплекса и проникновение в их сущность).

4. Структурно-функциональный метод (разложение исследуемого объекта культуры на составные части и выявление внутренних связей, обусловленности и соотношения между ними).

5. Семиотический метод (изучение культуры как знаковой системы).

6. Психологический метод (изучение особенностей национальной культуры).

7. Типологический метод (изучение структуры культур путем восхождение от абстрактного к конкретному и выявлению на этой основе типологической близости).

8. Биографический метод (анализ жизненного пути деятеля культуры для лучшего понимания его внутреннего мира).

9. Метод моделирования (создание модели определенного периода в развитии культуры для выявления его наиболее существенных черт).

IV . КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Категории культурологии – это наиболее фундаментальные понятия о культурных закономерностях, явлениях, процессах и связях. Основные категории культуры – культурные процессы, культурные функции, культурные модальности, культурные ценности и нормы, знаки, символы, образы, субъекты культуры, культурные институты, типология культуры, межкультурное взаимодействия. Рассмотрим основные понятия.

1.КУЛЬТУРА – ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Понятие культуры относится к числу фундаментальных и богатых по содержанию. В настоящее время ученые насчитывают более 500 определений культуры.

Культура - это то, что создается человеком в самом широком смысле слова. Культура понимается как оппозиция природы и передается по традиции средствами языка и символов практического изучения и прямого подражательства.

Понятие культура первоначально означало возделывание, культивирование почвы, то есть изменение природного объекта под воздействием деятельности человека.

Предметом заботы человека было и божество, которое все охраняло, поэтому издревле закрепилось еще одно значение культуры как почитание, поклонение богам. Отсюда значения культ и культура однокоренные. Начиная с 1-го века до нашей эры понятие культура стало означать воспитание, развитие души, образование. Эти три значения являются универсальными.

В XIX веке установились основные понимания слова культура:

- определенная эпоха в развитии человека;

- характеристика конкретного общества;

- специфическая сфера деятельность общества, социальной группы, конкретного индивида, носителя определенных типовых форм жизнедеятельности;

- степень образованности и воспитанности человека;

- характеристика определенного уровня культуры, а в более узком смысле – для характеристики художественной культуры.

2. Функции культуры

1. Человекотворческая функция. Человек живет не в природе, а в культуре. В ней он сам себя познает. Здесь есть и моменты миропонимания, формирования, воспитания и социологизации человека. Иначе она еще называется преобразующей функцией, поскольку освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человеку

2. Информационная функция. Культура как информационное обеспечение общества, отвечающее за сохранение общественного опыта.

3. Адаптивная функция. Культура обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде.

4. Коммуникативная функция. Культура формирует условия и средства человеческого общения.

5. Интегративная функция. Культура объединяет народы, социальные группы, государства.

6. Функция социализации. Под социализацией понимается усвоение индивидом социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе, социальной роли.

7. Рекреативная или компенсаторная функция. Данная функция проявляется в создании способов и учреждений, где человек получает возможность восстанавливать свои духовные силы, обновлять и приводить в норму свой духовный потенциал, проводить своеобразную профилактику своего духовного состояния, то что обычно называется «очищением души».

3. Формы культуры

В зависимости от того, кто создает культуру, а также от уровня развития ее создателя различают три формы культуры:

1. ЭЛИТАРНАЯ (ВЫСОКАЯ) КУЛЬТУРА. Создается привилегированной частью общества либо его заказчиками (изящное искусство, классическая музыка, классическая литература). Девиз элитарной культуры: «Искусство для искусства».

2. НАРОДНАЯ (ЛЮБИТЕЛЬСКАЯ) КУЛЬТУРА. Создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы.

3. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА. Разновидность культуры, формируемая массовым сознанием, которая ориентирует распространяемые (обычно при помощи средств массовой информации) духовные и материальные ценности на «усредненный» уровень развития массовых потребителей.

4.Проблемы субъектов культуры

Творцом культуры в первобытном обществе следует считать родовую общину. Открытия каменного века делались племенным человеком, который не отличал себя от своего рода.

Хозяйственная жизнь греческого общества способствовала превращению индивида в самостоятельную личность.

В роли субъекта культуры в Средние века оказалась церковь, а отдельный индивид был ограничен корпоративными установками.

Итальянское Возрождение сформулировало ту индивидуальность, которая до сих пор считаем подлинными творениями. В эпоху Возрождения заявляет о себе интеллигенция (от intelligent - знающий, понимающий), которая возникла в качестве неформального объединения творческих людей.

В качестве Нового Времени субъект – ученый – естествоиспытатель, и инженер, и творческие люди.

5. Культурная динамика

Культурная динамика – изменение культуры, описание культурного движения; те средства, механизмы и процессы, которые описывают трансформацию культуры, ее изменение.

Источники и факторы культурной динамики:

· Диффузионизм, то есть, распространение культуры путем взаимопроникновения;

· Аккультурация – культурные изменения как результат передачи культуры из одной группы в другую путем контакта; это взаимодействие культур;

· Синтез – это взаимодействие и соединение разнородных элементов, при котором возникает культурное явление, течение, стиль, имеющее собственное качественное содержание.

· Инновации – это изобретение или выработка новых идей, нацеленных на культурное изменение.

Формы распространения культур:

- культурные заимствования (целенаправленное подражание);

- культурная диффузия – стихийное распространение;

- независимые открытия.

Взаимодействие культур (аккультурация) – закон развития мировой культуры и ее составных частей, представляющее собой процесс их взаимообмена, взаимовлияния и образования в результате новых элементов культуры, новых культур. Диапазон взаимодействия широк: от межгосударственных соглашений в области науки, изучение космоса, до обмена рецептами приготовления блюд между женщинами разных национальностей на кухне.

6. Модернизация:

- комплекс прогрессивных изменений в обществе, это синоним понятия «современность», сюда включаются процессы – индустриализации, урбанизации, рационализации, бюрократизации, демократизации, индивидуализм и мотивация успеха, утверждение разума и науки;

- это процесс превращения дореволюционного общества в общества с машинной технологией, рациональными отношениями;

- усилия отсталых или слаборазвитых стран, предпринимаемые ими, чтобы догнать развитые страны.

7. Межкультурные коммуникации. Тенденции культурной универсализации в современном мировом процессе

Открытость внешним влияниям – важное условие успешного развития любой культуры. В межкультурных коммуникациях могут принимать участие культуры как больших, так и малых наций.

Структура межкультурных коммуникаций:

- взаимодействие осуществляется по линии субкультур и течений, присутствующих во всякой развитой культуре;

- каждая форма культуры – мораль, право, философия, наука, искусство – обладает своей спецификой и воздействует прежде всего на соответствующие формы культуры.

Уровни взаимодействия культур:

- между этническими обществами;

- национальные уровни;

- цивилизационные уровни.

Универсализм – мировоззренческая установка на культурный синтез, на схождение культур.

Глобализация – процесс распространения общечеловеческих норм, ценностей, установок, моделей развития в мировом масштабе, взаимодействие, объединение различных национальных культур в единое культурное пространство.

8. Язык и символы культуры. Культурный код

Язык культуры – это средства, знаки, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве.

Все многообразие знаковых средств, используемых в культуре, составляет ее семиотическое поле. В составе этого поля можно выделить 6 основных типов знаков и знаковых систем:

· Естественные знаки – вещи и явления природы в том случае, когда они указывают на какие-то другие предметы и рассматриваются в качестве носителей информации о них (дым как знак огня).

· Функциональные знаки – в отличие от естественных знаков, связь функциональных с тем, на что они указывают, обусловлено теми функциями, которые ни выполняют.

· Иконические знаки – это знаки-образы, имеющие сходство с тем, что они обозначают. Особое место среди иконических знаков занимают символы. Символы – это знаки, которые не только изображают некоторый объект, но и несут в себе добавочный смысл: выражают общие идеи и понятия, связанные с толкованием объекта. (эмблемы, гербы, знамена, крест в христианской религии и т.п.).

· Конвенциональные (условные знаки) – их значение задается не предметами и процессами, о которых они информируют, а соглашениями между людьми (школьный звонок). Существуют два основных вида: сигналы (значение цветов светофора) и индексы (школьные оценки).

· Вербальные знаковые системы – разговорные языки.

· Знаковые системы записи – важнейшая из них – письмо, система записи знаков естественного языка, устной речи.

Код культурный – совокупность знаков, символов, смыслов, которые заключены в любом предмете культурной деятельности человека. Код позволяет выразить значимые для людей и поэтому зафиксированные особенности связи с окружением, взгляды на реальность.

9. Ценности и нормы

Ценности – представления о том, что свято для человека, класса, группы, общества в целом, их убеждения и представления, выраженные в поведении.

Классификация ценностей:

1. Витальные: жизнь, здоровье, телесность, безопасность и т.д.

2. Социальные: социальное положение, статус, трудолюбие, богатство, труд, профессия, терпимость, патриотизм и т.д.

3. Политические: свобода слова, законность, порядок, конституция, гражданский мир и т.д.

4. Моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, честность, взаимопомощь, справедливость, уважение к старшим и любовь к детям и т.д.

5. Религиозные: Бог, божественный закон, вера, спасение, ритуал, Священное Писание и Предание, церковь.

6. Эстетические: красота, идеал, стиль, гармония, следование традиции или подражание престижной заимствованной моде.

Культурные нормы – это стандарт культурной деятельности, регулирующей поведение людей, свидетельствующий об их принадлежности к конкретным и социальным группам и выражающий их представления о должном, желательном;

- это общепризнанное правило или образец поведения, действия человека.

Классификация культурных норм:

· Нормы, устанавливающие порядок в обществе в целом и составляющих его группах.

· Экономические нормы.

· Собственно культурные нормы, относящиеся к области коммуникации и социализации.

10.Культурогенез — один из видов социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также в формировании новых культурных систем и конфигураций. Сущность культурогенеза заключается в процессе постоянного самообновления культуры не только методом трансформационной изменчивости уже существующих форм и систем, но и путем возникновения новых феноменов, не существовавших в культуре ранее. Культурогенез не является однократным событием происхождения культуры в эпоху первобытной древности человечества, но есть процесс постоянного порождения новых культурных форм и систем.

V . МИФ, РЕЛИГИЯ, ИСКУССТВО И НАУКА КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ИНСТИТУТЫ КУЛЬТУРЫ

Развитие культуры сопровождается возникновением и становлением относительно самостоятельных систем ценностей. Вначале они включены в контекст культуры, но затем развитие приводит к более глубокой специализации и, наконец, к относительной их самостоятельности. Так случилось с мифологией, религией, искусством, наукой.

В современной культуре можно уже говорить об относительной их самостоятельности и о взаимодействии культуры с этими институтами.

Э.Кассирер утверждает «.. из всех явлений человеческой культуры, миф и религия хуже всего поддается чисто логическому анализу». Греческое слово «миф » имеет множество смыслов. Это и «сказание», и «речь», и «разговор», и «замысел», и «известие». В традиционном понимании миф – это возникающее на ранних этапах повествование, в котором явление природы или культуры предстает в одухотворенной и олицетворенной форме. В более поздней трактовке миф это исторически обусловленная разновидность общественного сознания; древнейшая форма коллективного сознания, которая объединяла людей, давала представление об устройстве мира. Особенностью мифа является конкретно образное отражение действительности, построенное на ассоциативных, а не логических понятиях. Образность проявляется и в том, что абстрактные понятия выражаются через чувственно-наглядные, зримые образы. Важно отметить, что подобного рода зримые образы глубоко символичны, а значит предполагают самые разные толкования.

Историки, философы, культурологи пришли к выводу, что миф лучше всего соответствует особенностям практического освоения действительности, беря на себя мировоззренческие, воспитательные и культово-регулятивные функции, осуществляемые через религиозную, художественную, магическую практику. Исходя из этого, ученые выделяли следующую типологию мифов:

· космогонические, в которых в символической форме описывается происхождение мира, его генезис и смысл развития;

· этнологические, посвященные выяснению процессов происхождения рода, племени, его институтов и норм;

· этиологические, объясняющие происхождение вещей, орудий, природных предметов и явлений;

· антропологические: мифы о происхождении человека;

· эсхатологические: мифы о предстоящем конце мира.

Современная мифология отличается от древней. Она не является фундаментом всей культуры, более подвержена изменениям под влиянием перемен в общественной жизни. Современные мифы заимствуют элементы из других культурных форм, в том числе и из науки. Многие мифы XX века выступают в облике рационального знания, а иногда даже строятся по образцу теоретических концепций.

В составе современной мифологии можно выделить несколько основных ее форм:

· «Старые» мифы - дожившие до наших дней «преданья старины глубокой»: о колдовстве и сглазе, об общении с душами на спиритических сеансах и т.п.

· «Новые» мифы – это так называемые паранаучные (т.е. «околонаучные», от греч. para – около, возле) мифы: о летающих тарелках и пришельцах, о снежном человеке, о Бермудском треугольнике и пр. В эту группу мифов входит астрология, парапсихология, «нетрадиционная» медицина и пр.

· Мифологемы – это мифы, обычно воспринимаемые как суждения здравого смысла, стереотипные представления, которые кажутся настолько само собою разумеющимися, что их необоснованность попросту не замечается. Мифологемами являются, например, народные пословицы («Бьет – значит любит» и т.п.)а также утверждения типа: «высокий лоб – свидетельство большого ума»; «все дети талантливы». К мифологемам можно отнести и этнокультурные стереотипы вроде следующих: «итальянцы страстны», «евреи умные и хитрые», «русский человек талантлив и простодушен».

· Идеологические мифы отчасти складываются стихийно, а отчасти специально разрабатываются и распространяются идеологами. Большинство идеологических мифов рождается и умирает вместе с той идеологией, которую они призваны внедрять в умы. Бурная история России XX века дает немало тому примеров: большевичкам хватило пары десятилетий, чтобы в сознании советских людей прочно укоренились коммунистические мифы о великом «вожде народов», о «полной и окончательной победе социализма» и др.

Религия стала доминировать в культуре вслед за мифологией. Основные элементы религии:

- Вера в Бога (или в богов). Это главный признак религии. В разных религиях – разные боги, но есть нечто общее в представлениях о них. Во-первых, бог есть личность, субъект, существо. Во-вторых, Бог есть существо: а)разумное, б)бессмертное, в)обладающее сверхъестественными способностями; г) непостижимое для человека, превосходящее человеческое разумение. Все это свойства, которые имеются у человека, но взятые в преувеличенном, абсолютизированном виде. С точки зрения атеистов, человек создает образ Бога, олицетворяя в нем собственные лучшие качества, доведенные до высшего совершенства.

По мысли Л.Фейербаха, религиозное представление о Боге- это зеркало, в котором отражается мечта человека о том, каким он хотел бы стать. А Вольтер со свойственным ему остроумием выразился по этому поводу так: «Бог создал человека, а человек отплатил ему тем же».

- Эмоциональное отношение к Богу.

- Вероучение . Во всякой религии имеются священные тексты, в которых излагается содержание религиозного верования (Библия, Коран).

- Религиозный культ . Поклонение Богу выражается в посвященных ему обрядах и ритуалах. Важной стороной религиозного культа является символика.

- Организация верующих . Религия по природе своей коллективна. Она предполагает не только связь индивида с Богом, но и связь верующих в этого Бога индивидов, единоверцев. Может быть индивидуальная вера, но не может быть индивидуальной религии. Великие основатели религий – Будда, Христос, Мухаммед – проповедовали свои идеи, и эти идеи становились религией только тогда, когда у них набиралось много сторонников. Типичной формой организации верующих является церковь.

Функции религии

1. «Душеспасительная» функция (по отношению к личности). Религия служит психотерапевтическим средством адаптации людей к трудностям жизни. Она утешает слабых, помогает им пережить трудности жизни.

2. «Духовная» функция (по отношению к культуре). Религия выступает как духовная сила, обеспечивающая целостность культуры. В религиозном вероучении задается картина мира, иерархия ценностей, на вершине которой стоит Бог. Тем самым она подчиняет себе все сферы культуры и объединяет их вокруг себя.

3. «Мирская» функция (по отношению к обществу). Религия выступает как духовная сила, способствующая организации общественного порядка. Единая вера сплачивает людей, внедряет в их сознание общие для всех нормы поведения. Включенность в религиозную общину, коллективное отправление обрядов, страх перед наказанием Божьим за грехи дисциплинируют верующих. Выполнение требований религиозной морали делает поведение верующих стабильным и предсказуемым.

Роль религии по отношению к личности, культуре, и обществу нельзя однозначно оценивать как положительную или отрицательную. Эта роль двояка.

Религия играет позитивную роль когда она проповедует идеалы мира, гуманизма, справедливости, равноправия. Но роль ее становится негативной, когда она претендует на безраздельное господство в умах людей, в культуре, в обществе и эти идеалы пытается навязать людям силой.

Три мировые религии – буддизм, христианство и ислам – охватывают почти две трети человечества.

Основные религиозные направления:

1. Мировые религии:

· Буддизм (Основатель – Сиддхартха Гаутама, вырос из древнеиндийского брахманизма и распространился далеко за пределы Индии);

· Христианство (Учение Иисуса Христа выделилось из иудаизма и превратилось в межнациональную, мировую религию);

· Ислам (Основатель - Мухаммед).

2. Региональные религии:

· Иудаизм (Израиль);

· Индуизм (Индия);

· Зороастризм (Иран);

· Даосизм (Китай);

· Конфуцианство (Китай);

· Синтоизм (Япония).

Параллельно с мифом и религией в истории культуры существовало и действовало искусство. Искусство – это сфера художественной деятельности и ее продуктов – художественных произведений.

Функции искусства

1. Рекреативная – искусствокаксредство развлечения.

2.Воспитательная – средство нравственного совершенствования человека.

3. Идеологическая – в художественном произведении находят выражение определенные взгляды на жизнь.

4. Познавательная – отражение исторических событий, описаний жизни разных эпох и народов, представлений об идеалах красоты.

5. Эмотивная – искусство затрагивает наши чувства, заставляет сопереживать, вызывает интерес.

Художественные произведения становятся фактами культуры тогда, когда они доходят до публики. Они должны быть не только созданы , но и восприняты людьми.

Восприятие произведения искусства может происходить на нескольких уровнях.

Уровень первый – установочный. Исходный пункт, с которого начинается восприятие произведения искусства, состоит в самом элементарном условии: в том, чтобы человек понимал, что перед ним произведение искусства, а не просто некая реальная жизненная ситуация.

Уровень второй – ориентировочный. Если начальная установка на художественное восприятие присутствует, следующий шаг заключается в том, чтобы сориентироваться в содержании произведения искусства. Ведь когда мы, например, держим в руках книгу на неизвестном нам языке, мы можем понимать, что это за роман, но иметь никакого представления, о чем в нем речь. Точно так же для ориентировки в музыкальном или изобразительном произведении необходимо понимать тот художественный язык, в котором оно выполнено.

Уровень третий – созерцательно-эмоциональный. На созерцательно-эмоциональном уровне складывается эмоциональное восприятие содержащихся в произведении художественных образов.

Уровень четвертый – интеллектуально-эмоциональный. Он связан с осмыслением идейного содержания произведения. Чем более глубоким является это осмысление, тем богаче палитра эмоций, которые он вызывает.

Уровень пятый – аналитический. На этом уровне как художественное произведение в целом, так и его отдельные элементы – содержание, форма, образы, идеи, язык, стиль, композиция, сюжет, замысел автора, особенности его творческой манеры – подвергаются анализу. Это требует знаний в области истории и теории искусства. В развитой форме аналитический подход к произведениям искусства осуществляется в художественно-критических работах.

ВИДЫ ИСКУССТВА

I Временные виды: художественная литература и музыка.

II Пространственные виды: изобразительное искусства (живопись, скульптура, графика, художественная фотография) и прикладные искусства (архитектура, декоративно-прикладное искусство).

III Пространственно- временные виды (хореография, театр, киноискусство, эстрадно-цирковое искусство).

Художественные стили

В произведениях искусства выражаются различные эстетические идеалы, по-разному ставятся задачи художественного творчества, используются разные средства, приемы, правила создания художественных образов. Характерные для отдельного автора особенности творчества составляют его индивидуальный стиль. Но существуют и общие черты, объединяющие творения целой группы авторов и типичные для искусства в течение достаточно долгого исторического периода. Художественный стиль есть единство эстетических идеалов и творческих методов, определяющее типичные черты многих произведений искусства в определенную эпоху.

Вплоть до эпохи Возрождения в обществах прошлого художественные стили были едиными для всей культуры. Древнеегипетская, древнегреческая, древнеримская культуры были «многостильными». В них господствовали каноны, определявшие общие характерные черты художественных произведений в различных видах искусства и очень медленно изменявшиеся. К концу Средневековья уже наметилось в рамках единого для всей культуры художественного стиля сосуществования двух архитектурных стилей – романского и готического. Однако лишь в эпоху Возрождения начала складываться разностильность искусства. Стиль барокко стал стилем переходного периода от Возрождения к Новому времени. Классицизм, рококо, сентиментализм, романтизм, реализм, натурализм возникают и сосуществуют в искусстве Нового времени. В преддверии XX века наступает время, получившее название «эпохи модернизма», в котором отсутствует стержневой художественный стиль, появляется множество стилей, быстро сменяющих друг друга (импрессионизм, символизм, футуризм, акмеизм, экспрессионизм, конструктивизм, сюрреализм, абстракционизм и т.п.). В настоящее время искусствоведы говорят о постмодернизме как о художественном направлении, задающем тон в искусстве наших дней, с его новыми течениями (гипперреализм, поп-арт, соц-арт, неоромантизм, неоклассицизм и т.д.)

Наука – это особая совокупность знаний; особый вид деятельности; отрасль общественного труда.

Важнейшие отличительные черты научного знания следующие:

· Рациональность всех содержащихся в научном знании положений и выводов. В научном знании не может быть ничего недоступного человеческому пониманию, ничего магического, необъяснимого, опирающегося только на веру, эмоции, инстинкт.

· Объективность, общезначимость, безличность: в научном знании должна выражаться объективная истина в максимально очищенном от личных симпатий и антипатий, убеждений и предубеждений виде.

· Воспроизводимость проверяемость: любой исследователь, воссоздав условия, в которых получен какой-либо научный результат, должен быть в состоянии убедиться в его истинности или, если он не подтверждается, отвергнуть его.

· Логическая строгость, точность и однозначность.

· Логическая взаимосвязь различных элементов научного знания, наука - логически упорядоченная система.

Периодизация развития науки

1. I век до н.э. – XVI век н.э. – период преднауки. Накопление знаний, первые философские представления о природе.

2. XVI – XVII – эпоха научной революции. Формирования основ современного естествознания. Возникновение научной методологии. Выделение науки как отдельной сферы деятельности, возникновение научного сообщества.

3.XVIII – XIX века – классическая наука. Образование отдельных дисциплин. Возникновение технических наук. Наука становится двигателем прогресса.

4. XX век – постклассическая наука. Революционные открытия на рубеже XIX – XX веков потрясают основы ряда наук (теория относительности, квантовая механика, генетика). Со второй половины XX века – огромные масштабы внедрения открытий в практику, сокращения сроков от открытий до применений.

Наука – один из новых институтов в структуре культуры. Однако значение ее быстро растет, а современная культура испытывает глубокие изменения под влиянием науки. Наука, давая знания человеку, вооружает его, дает ему силы. «Знание – сила!» - утверждал Ф.Бэкон. Но для каких целей и с каким смыслом употребляется эта сила? На этот вопрос должна отвечать культура.

Гуманистическая ценность науки неоднозначна. Если ценность науки измерять практическими последствиями, то она, с одной стороны, дала компьютер, а с другой - ядерное оружие. Высшая ценность для науки – истина, в то время как высшая ценность для культуры - человек.

VI . ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

1. Типология культуры. Основания и дифференциация культур

Изучение единства и многообразия культур, анализ специфики их развития и изменения обусловили необходимость в их классификации. Эти классификации возникают на основе повторяющихся особенностей характерных черт определенной культуры. Система подобных классификаций и определяют типологию культур.

Выделяют три основных принципа выделения различий культур:

1) географический – локализация культур в географическом пространстве;

2) хронологический – выделение самостоятельных этапов в историческом развитии, то есть локализация во времени;

3) национальный – изучение отличительных черт культуры на всем протяжении ее исторического развития.

Основания дифференциации культур

· Согласно определяющей логики типов мышления:

а) синкретическая (нерасчлененное сознание);

б) бинарная (двойственное);

· Согласно базисным элементам культуры:

а) материальная культура;

б) духовная культура.

· По социобиологическим признакам (женское, мужское начало в культуре; этапы жизненного цикла человека: детская, молодежная, пожилого возраста).

· По вероисповедальному основанию (христианская, мусульманская и др.).

· По расовому и этническому признакам.

· По социальному основанию (касты, сословия, классы).

· По типу поселения (городские, сельские, поселковые).

· Историческая типология (исторические типы культуры – сменяющие друг друга эпохи в развитии общества).

2. Этническая и национальная культура

На смену одному способу сплочения людей в ходе истории пришел другой (сначала возник этнос, потом нация), но этот процесс шел долго и мучительно и у многих народов еще не завершен. Этнос (в переводе с греческого означает племя, народ) – это социальная группа людей, которых объединяет этническое самосознание – сознание своей генетической связи с другими представителями группы.

Этническая культура — совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизнедеятельности, бытовой культуры. Она имеет ядро и периферию. Этническая культура включает орудия труда, нравы, обычаи, нормы обычного права, ценности, постройки, одежду, пищу, средства передвижения, жилище, знания, верования, виды народного искусства. Специалисты различают в этнической культуре два слоя:

• исторически ранний (нижний), образованный унаследованными из прошлого культурными элементами;

• исторически поздний (верхний), состоящий из новообразований, современных культурных явлений.

Нижний слой включает наиболее устойчивые элементы, закрепленные многовековой традицией. Поэтому считается, что они составляют каркас этнической культуры. При таком подходе этническая культура предстает как единство преемственности и обновления. Обновление культуры может быть экзогенным (заимствованным) и эндогенным (возникшим внутри культуры без влияния извне). Преемственность, устойчивость этнической культуры держится на действии двух типов механизмов передачи традиций: внутрипоколенных традиций, действующих на протяжении нескольких лет или десятилетий и охватывающих лишь часть этноса (смежные возрастные группы); межпоколенных традиции, существующих на протяжении исторически длительного времени и выступающих механизмом передачи ценностей от поколения к поколению.

Этническая культура — это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью. Местная ограниченность, жесткая локализация, обособление в сравнительно узком социальном пространстве (племя, община, этническая группа) — одна из основных черт этой культуры. В ней господствует сила традиции, привычки, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся из поколения к поколению на семейном или соседском уровне.

Если этнос указывает на социокультурную общность людей, то нация обозначает территориальное, экономическое и лингвистическое объединение людей, имеющих социальную структуру и политическую организацию.

Структура национальной культуры сложнее этнической. Национальная культура включает наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры. А поскольку нация охватывает общество, а общество имеет стратификацию и социальную структуру, то понятие национальной культуры охватывает субкультуры всех больших групп, которых может не быть в этнической. Более того, этнические культуры входят в состав национальной. Взять такие молодые нации, как США или Бразилию, прозванные этническими котлами. Американская национальная культура крайне гетерогенна, она включает ирландскую, итальянскую, немецкую, китайскую, японскую, мексиканскую, русскую, еврейскую и другие этнические культуры. Большинство современных национальных культур полиэтничны.

Национальная культура не сводится к механической сумме этнических культур. Она имеет нечто сверх того. У нее есть собственно национальные черты культуры, возникшие тогда, когда представители всех этносов осознали свою принадлежность к новой нации. Например, и африканцы, и белые одинаково восторженно исполняют гимн США и чтят американский флаг, уважают его законы и национальные праздники. Осознание большими социальными группами своей приверженности к территории своего расселения, общенациональному литературному языку, национальным традициям и символам составляет содержание национальной культуры.

В отличие от этнической, национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных кровно-родственными отношениями. Обязательным условием появления национальной культуры специалисты считают новый тип, социальной коммуникации, связанный с изобретением письменности, с моментом рождения литературного языка и национальной литературы. Именно благодаря письменности идеи, необходимые для национального объединения, приобретают популярность среди грамотной части населения.

Таким образом, национальная культура строится на фундаменте письменной культуры, в то время как этническая культура может быть вполне бесписьменной, например, культура отсталых племен, сохранившихся до наших дней. Но та и другая культура, по отношению ко всем другим видам культуры на данной, территории, должна называться доминирующей. Вот почему национальная культура изучается преимущественно филологией, имеющей дело с памятниками письменности, а этническая культура — этнографией и антропологией, имеющими дело прежде всего с дописьменной литературой.

3. Запад и Восток в системе мировой цивилизации

Одна из закономерностей развития культуры – ее двойственность, с этим связано возникновение и существование Востока и Запада. Это глобальное деление человечества формировалось постепенно. Первобытная эпоха его не знала. Они появляются лишь в ходе неолитической революции, когда в некоторых районах мира возникли первые очаги земледелия и животноводства. В течение многих столетий Запад и Восток противостояли не просто как регионы, а как разные цивилизованные системы во многом чуждые друг другу, соперничающие, но в тоже время дополняющие друг друга. Запад и Восток как культурологические понятия представляют собой условные обозначения, типологические модели, за которыми стоят реальные различия в рамках мировой культуры. Понятия «Восток» и «Запад» не имеют четкого определенного смысла. Чаще всего под Востоком понимают Азию, а под Западом Европу и Северную Америку. Однако различия между Западом и Востоком интересуют культурологию не в географическом отношении, а как различия между двумя типами культур.

Рассмотрим основные культурные различия между Западом и Востоком.

ЗАПАД

ВОСТОК

Особенности образа

жизни

Познание внешнего мира и активное воздействие на него; самостоятельная деятельность человека,

ускоренный темп жизни

Самоизоляция от внешнего мира, уход во внутреннюю духовную жизнь; пассивное подчинение человека жизненной силе природы

Философия

Идея бытия;

стремление к точным формулировкам истины в словах; для мудреца главное- владение даром слова

Идея небытия;

Истинное знание невыразимо в словах; истинная мудрость выражается не в словах, а личным примером

Наука

Развитие науки, как практической, так и теоретической

Отставание от Запада; развитие практических знаний (медицина, экономика и пр.)

Восточная наука носила в основном религиозно-нравственный характер

Искусство

Утилитарность, визуализм, реализм; с эпохи Возрождения – индивидуализм, ценность авторского стиля

Неутилитарность, символизм, условность; синтез различных видов искусства; в изобразительном искусстве декоративность; отсутствие перспективы; деиндивидуализм, личность творца не обозначается

Политическая деятельность

Динамизм

Инерционность

Климат

Прохлада и холод, менее благоприятные условия для земледелия

Тропический, континентальный; резкие перемены температуры, влажности, изобилие растительности

Динамика социально-экономического развития

Существование многих государств на относительно небольшой территории;

Меньший срок существования государств

Обширность территорий, затрудненность торгово-экономических связей;

Длительное существование больших имперских систем

Межкультурные контакты

Перекличка этнических культур, готовность усваивать опыт других культур, опирающаяся на религиозное единство

Замкнутость этнических культур, слабость взаимообмена между ними; наличие нескольких религий

Структурная характеристика культуры

Для Запада характерна жесткая оппозиция аристократизма и демократизма, массовости и элитарности в духовной жизни; наличие многочисленных субкультур в рамках одной страны и народа

Культура Востока однородна в пределах общности с преобладанием традиционных и религиозных элементов

Несмотря на различия, существует определенный параллелизм культурного развития Востока и Запада. В настоящее время стало почти общепризнанным, что взаимодействие западной и восточной культур необходимо и полезно для культурного прогресса человечества. Несомненно, оно ведет к их сближению. Однако это не означает исчезновения различий между ними.

4. Историческая типология культуры

Историческая типология культуры (исторические типы культуры – сменяющие друг друга эпохи в развитии общества).

ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА

Первым историческим типом культуры можно назвать первобытную культуру. Она приходит на смену докультурной организации живых существ. Археологи выделяют 3 этапа в развитии первобытного общества по характеру материальной культуры.

I. Каменный век

а) палеолит (до 10 тыс. лет назад) – орудия из камня, дерева, кости; овладение огнем (при неумении добывать его); основные способы добывания пищи- охота и собирательство, позднее рыболовство;

б) мезолит (10 – 5 тыс. лет назад) – значительное вымирание человечества ввиду сокращения поголовья животных – объекта охоты;

появление лука и стрел; приручение собаки;

в) неолит (8-3 тыс. лет назад) – переход от присваивающего хозяйства к производящему («неолитическая революция»); земледелие, скотоводство; начало изготовления предметов потребления; возникновения оседлого образа жизни; изобретение различных способов добывания огня.

II. Медно-бронзовый век (конец 4-2-е тысячелетие). В этот период происходит распространение орудий и украшений, изготовленных из меди, а несколько позже – из бронзы; появляется кочевое скотоводство и полевое земледелие; огромным культурным достижением этого периода является возникновение письменности.

III. Железный век.

Временные границы первобытного общества определить нелегко. Существа семейство Homo появились около 4 млн. лет назад,Homohabilis (умеющие изготовлять каменные орудия труда) – около 2 млн. лет назад, а Homosapiens – около 100 тыс. лет назад. Самый древний из известных городов – Иерихон – возник примерно 10 тыс. лет назад, а древнейшие государства – 5 тыс. лет назад. Первобытный образ жизни сохраняется у некоторых племен Африки. Эпоха первобытности самая длительная в человеческой истории.

Хотя жизнь древних племен в разных географических регионах имела свои особенности, существуют общие черты, характерные для культуры первобытного типа.

· Синкретизм – слитность, нерасчлененность форм культуры, свойственная их неразвитому состоянию.

· Бесписьменность.

· Ритуализация всех сфер жизни: действия, после которых наблюдался какой-либо полезный эффект, становились образцами, которые копировались и передавались из поколения в поколение.

· Слаборазвитое индивидуальное самосознание, преобладание коллективных форм поведения, жизненно важные для существования племени устои охраняются системой запретов – табу.

· Мифологическое сознание – духовное освоение культуры, синкретически заключающее в себе зачатки религии, искусства, философии, науки.

Зачатки предрелигиозного сознания

АНИМИЗМ – вера в существование духов, в одушевленность всех предметов, в наличие независимой души у людей, животных, растений; одна из примитивных форм религии.

ТОТЕМИЗМ – форма религии раннеродового строя, характеризующаяся верой в сверхъестественную связь и кровную близость данной родовой группы с каким-либо тотемом, считающимся родоначальником и покровителем рода.

ФЕТИШИЗМ – культ неодушевленных предметов – фетишей, наделенных по представлению верующих, сверхъестественными свойствами.

МАГИЯ – совокупность обрядов, связанных с верой в способность человека воздействовать на природу, людей, животных, богов.

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

С начала I века до н.э. (образование греческих городов-полисов) до V века н.э. (падение Римской империи).

Античная культура на протяжении всего времени своего существования остается в объятиях мифологии. Более того, она сливает разрозненные племенные мифы в единую религиозно-мифологическую систему, которая становится основой всего античного мировоззрения.

Однако динамика общественной жизни, усложнение социальных отношений, рост знаний подрывают архаические формы мифологического мышления. Торговые связи и мореходство расширяют кругозор древних греков. Алфавитная письмо дает грекам возможность записывать различные сведения, наблюдения, которые трудно было уложить в мифологические каноны. Необходимость поддерживать общественный порядок в государстве требует замены племенных норм поведения упорядоченными кодексами законов. Публичная политическая жизнь стимулирует развитие ораторского мастерства, культуры мышления и речи.

История античной эпохи разделяется на две частично накладывающиеся друг на друга фазы – греческую и римскую античность.

В Древней Греции:

· Развитие философии: стремление дать явлениям действительности рациональное объяснение в абстрактных понятиях; попытки свести в единую систему представления о мире, обществе, человеке, истине.

· Искусство служит удовлетворению эстетических потребностей, а не только ритуально-мифологических; дифференциация видов искусства, разработка художественных канонов.

В Древнем Риме:

· В основе – греческие образы, но изменяются масштабы: не полис, а империя.

· Политизированность; искусство подчиняется политическим и идеологическим целям.

· Римское право – фундамент современной правовой культуры.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА

Три силы, определившие культуру Средневековья

- Традиции Греко-римской культуры.

- Дух варварства.

- Христианство – новое духовное основание европейской культуры.

Особенности культуры Средневековья

· Восприятие всего через призму религии.

· Проповедь ничтожности разума человека, греховности плоти.

· Мистицизм, иррационализм.

· Культ аскетизма.

· Искусство направлено на религиозно-церковные нужды.

· Образование – религиозный характер, грамотность – редкое явление.

· В науки – господство схоластики, строгий контроль церкви.

КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ

Периодизация:

XIV век – Треченто, Проторенессанс

XV век – Кватроченто, высокое Возрождение.

XVI век – Чинквеченто, позднее Возрождение.

· Возрождение античных традиций в зодчестве, живописи, скульптуре после средневекового упадка изобразительного искусства.

· Гуманизм: человеческая личность в центре внимания, восхищение духовной и телесной красотой человека; разрушения культа аскетизма.

· Реформация – возникновение протестантизма; ответом было усиление инквизиции, приведшее к упадку культуры Возрождения.

· Переходная культура, синтезировавшая традиции античности и Средневековья.

КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ

С XVII до начала XX века – оформление западноевропейской культуры.

· Формирование нового, индустриального типа общества.

· Ослабление влияния религии на все сферы жизни, культура становится светской.

· Повышение авторитета философии, стремление опираться в философии не на веру, а на разум, логику, факты.

· Признание ценности образования, знания (XVIII век – век Просвещения).

· Научная революция XVII- XVIII века - формирование основ современной науки. XIX век – век классической науки.

· Многонациональность и многоязычность (вместо латыни) европейской культуры, взаимодействие национальных культур.

· Развитие машинной индустрии, ускорение темпов научно-технического прогресса.

· Дух практицизма, деловитости, буржуазная эстетика.

· В XIX веке - распространения реализма в искусстве.

· Рубеж XIX - XX веков – разочарование в идеалах, критика европейской культуры.

СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРА

С начала XX века

· Дух предпринимательства, бизнеса, индивидуализма.

· Динамичность, быстрая смена условий жизни.

· Модернизм и постмодернизм.

· Научно-техническая революция.

· Компьютеризация – переход к новому типу общества – «информационному».

· Глобальные проблемы.

· «Потребительское общество» и его пороки (бездуховность, асоциальные тенденции, наркомания, преступность, терроризм)

Типы европейской культуры и главные формы духовной жизни общества

Первобытная культура

Синкретизм → мифология
Античная культура

Мифология → религия, искусство,

философия

Средневековая культура Религия
Культура Возрождения Искусство

Культура Нового времени

Философия

Современная западная культура

наука

VII. ПОСТМОДЕРНИЗМ

Широкое культурное течение в чью орбиту последние два десятилетия попадают философия, эстетика, искусство, гуманитарные науки. Один из этапов развития современной европейской культуры, сформировался в 70 – 80-е годы XX века. Постмодернистское умонастроение несет в себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжества разума, безграничность человеческих возможностей.

Характерные черты постмодернизма:

- Ориентация культуры и на «массу», и на «элиту» общества;

- Широкое цитирование (вплоть до компиляции) в своих творениях произведений искусства предшествующих эпох;

- Иронизирование над художественной традицией прошлых культур;

- Стилевой плюрализм (видео, хепенинг);

- Существенное влияние искусства на внехудожественные сферы человеческой деятельности (на политику, религию, экологию, информатику);

- Использование приема игры при создании произведений культуры;

- Выступает как продолжатель авангардизма.

Выходящая за рамки классического логоса постмодернистская эстетика принципиально антисистематична, адогматична, чужда жестокости и замкнутости концептуальных построений Ее символы – лабиринт, ризома.

VIII . КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА

Направление политики государства, связанное с планированием, проектированием, реализацией и обеспечением культурной жизни государства и общества. В нашей стране в советский период культурная политика была неотделима от агитации и пропаганды, осуществлявшейся Идеологическим отделом ЦК КПСС, а Министерство культуры было лишь одним из частных исполнителей этой политики. Сейчас культурная политика в России сводится к сравнительно автономной и малоскоординированной деятельности различных ведомств, имеющих отношение к охране культурного наследия, художественной деятельности, печати, библиотечному делу и т. п.

Разумеется, под культурной жизнью и культурой вообще в данном случае имеется в виду гораздо более частный сегмент общественной практики, нежели это трактуется наукой и даже в массовом общественном сознании. Например, в функции культурной политики практически не входят задачи общей социокультурной регуляции жизни людей, вопросы их обычаев и нравов, общекультурные проблемы образования и вопросы формирования культурной компетентности личности (за исключением специализированных учебных заведений художественного и культурно-просветительского плана), работа со сферой религии, книгоиздательское дело, СМИ и т. п. Как правило, к компетенции государственной управленческой деятельности, определяемой как культурная политика, относят:

— систему поиска, взятия на охрану, реставрации, накопления и сохранения, защиты от незаконного вывоза, а также обеспечения доступа для изучения специалистами или просвещения масс предметов мирового и отечественного культурного наследия, обладающих неординарной смысловой, исторической или художественной ценностью (книжно-письменных, архитектурно-пространственных, художественных произведений разных видов и уникальных произведений ремесла, исторических документальных и вещественных раритетов, археологических памятников, а также заповедных территорий культурно-исторического значения);

— систему государственной и общественной поддержки функционирования и развития художественной жизни в стране (способствование созданию, демонстрации и реализации художественных произведений, их закупок музеями и частными коллекционерами, проведение конкурсов, фестивалей и специализированных выставок, организация профессионального художественного образования, участие в программах эстетического воспитания детей, развитие наук об искусстве, профессиональной художественной критики и публицистики, издание специализированной, фундаментальной учебной и периодической литературы художественного профиля, экономическая помощь художественным коллективам и объединениям, персональное социальное обеспечение деятелей искусства, помощь в обновлении фондов и инструментария художественной деятельности и т. п.);

— систему выстраивания разнообразных форм организованного досуга людей (клубная, кружковая и культурно-просветительская работа как общего, так и специализированного профиля, организация спортивно-массовых и празднично-карнавальных зрелищ и мероприятий, «культурно-просветительский» туризм по историческим объектам и районам, «народная самодеятельность» в области художественного или ремесленного творчества, стимулирование интеллектуального и культурного саморазвития личности и т. п.; одним из активно развивающихся направлений этой функциональной подсистемы является социальная педагогика как институционализированная методика общей социализации личности);

— популяризацию классических и этнографических образцов культуры (культурных ценностей) в средствах массовой информации;

— международное и межнациональное культурное сотрудничество, а также ряд иных направлений деятельности.

Основными органами, планирующими и принимающими решения по вопросам направленности культурной политики, являются органы государственной власти (как правило, принимающие решения на основании их обсуждения экспертами, а также художественной общественностью или избранными корифеями в области искусства и литературы), а основными органами, реализующими культурную политику государства, являются культурные институты. Последние сравнительно четко делятся на институты, функционально привязанные к перечисленным выше основным задачам культурной политики. Например, институтами, занимающимися вопросами сбора и сохранения культурного наследия, являются библиотеки, архивы, разнопрофильные музеи, государственные историко-культурные заповедники и т. п. Институтами, решающими вопросы развития художественной деятельности, являются творческие союзы и объединения, архитектурные, художественные и реставрационные мастерские, киностудии и кинопрокатные учреждения, театры (драматические и музыкальные), концертные структуры, цирки, а в идеале также — книгоиздательские и книготорговые учреждения, средние и высшие учебные заведения художественного профиля и др. (к сожалению, в России далеко не все перечисленные культурные институты административно относятся к ведению Министерства культуры и централизованно управляются им; в частности, архитектура, кино, литература и книгоиздательский комплекс являются автономными структурами). Институтами досуговой работы к настоящему времени остались лишь клубы и кружки, просветительские общества, а также некоторые туристические организации. Весьма развитая еще недавно система организации детского культурно-просветительского досуга в России фактически деградировала. Задачи социальной педагогики решаются преимущественно в системе образовательных учреждений, международное культурное сотрудничество осуществляется главным образом центральными управленческими органами культуры. Определенную роль в развитии культурной политики играют научно-исследовательские и учебные заведения культуры и искусства.

Независимо от институтов ведомственной принадлежности, принципиальная функция культурной политики в обществе (ранее эффективно решавшаяся посредством системы народных традиций) заключается во все той же межпоколенной трансляции социального опыта (в данном случае воплощенного в комплексе объектов культурного наследия).

Представляется принципиально важным, чтобы культурная политика не отрывалась от основных направлений общесоциальной политики государства, работала как одна из ее подсистем. С этой точки зрения основная цель культурной политики — трансформация норм и стандартов социальной адекватности людей в образы и образцы их социальной престижности, т. е. пропаганда норм социальной адекватности как наиболее престижных форм социального бытия, как кратчайшего и наиболее надежного пути к социальным благам и высокому общественному статусу.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Культурология как научная дисциплина. Предмет и объект культурологии. Источники, функции культурологи.

2. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, субъект культуры, динамика культуры, язык и символы культуры, модернизация.

3. Культура – основное понятие культурологии. Формы культуры.

4. Структура и состав современного культурологического знания.

5. Основные функции культуры.

6. Миф, религия, искусство и наука как основополагающие институты культуры.

7. Основные школы и концепции культурологии.

8. Типология культур. Основные принципы дифференциации культур.

9. Мировые религии.

10. Христианство как духовный стержень европейской культуры.

11. Ислам.

12. Буддизм.

13. Особенности культуры первобытного общества и ранних цивилизаций.

14. Культура Западной Европы в Средние века.

15. Культура Западноевропейского Возрождения.

16. Культура эпохи Просвещения.

17. Кризис культуры XX века и пути его преодоления.

18. Восточные и западные типы культур.

19. Художественная культура XX века: модернизм и постмодернизм.

20. Языческая культура древних славян.

21. Культура Киевской Руси.

22. Расцвет российской культуры. Культура Московского царства (XIV-XVII).

23. Культура императорской России.(нач.XVII- кон.XIX в.в.)

24. «Серебряный век» российской культуры.

25. Советский период развития культуры России.

26. Охрана национального культурного наследия.( О преемственности в освоение культуры. Возрождение религиозно-культовой культуры.)

27.