Главная              Рефераты - Культура

Культура для молодежи - реферат

План:

Введение. Молодежная субкультура. О понятии субкультуры......... 2-3

Специфика молодежной субкультуры. ..................4-6

Эстетика молодежной субкультуры................. 7-8

Западные модели молодежных субкультур............... 9-13

Заключение...........................14-15

Список использованной литературы..................16

Введение.

Молодежная субкультура. О понятии субкультуры.

В культурологи часто застрагивается вопрос о многоликости культуры в рамках одного топоса и хроноса. Многоликость присуща и культуре региона, и национальной культуре, и культуре различных групп людей, объединенных каким-либо интересом, в частности, профессиональным, возрастным, или политическим, или религиозным и т. д.

Культура – это некая целостная система с присущей ей внутренней определенностью ценностно-иерархических взаимоотношений. В любой культуре существует ценностная доминанта, или ядро культуры, а рядом с ним ряд

субкультурных образований. Возникает закономерный вопрос, что такое субкультура. Принято считать, что субкультура – это подсистема целостной

системы культуры. Возникновение субкультур связано с определенным уровнем развития общества. Существует такая точка зрения, что субкультуры отсутствуют

в примитивных формах общественного бытия. Иногда еще больше акцентируют этот момент, считая, что субкультура – современное порождение городского уклада

жизни. Думается, что причин для возникновения субкультур много и в определенной степени они носят общезначимый характер, но по ряду обстоятельств внимание на них стали обращать только в последнее время. Какие характеристики присущи субкультуре вообще? Субкультура, как правило, частный случай культуры в целом. Она всегда отличается некоторой локальностью

и в определенной степени замкнутостью, в той или иной степени лояльна к основным ценностным установкам господствующей культуры, хотя бывают и

исключения. Субкультура – это необязательно отрицательная характеристика, важным нюансом ее содержания является момент инаковости, непохожести,

немагистральности, необщности в развитии ценностных предпочтений, а также при определенной самостоятельности и даже автономности. Следует различать понятия субкультуры и контркультуры. Они близки, но не являются синонимами.

Sub по-латыни – это «под», другими словами, по смыслу содержит оттенок подчинения (субаренда, субсчет, субординация), а соntra – «против» (контрреформация, контрреволюция, контрагент, контрапункт). Поэтому понятие контркультуры акцентирует момент выраженного противостояния фундаментальных ценностных установок по отношению к господствующей культуре.

Данный термин появился в западных источниках в 60-е годы ХХ в. Главная характеристика контркультуры – это протест, несогласие, активная оппозиция. Своего рода контркультурой являлось христианство в период своего

зарождения и становления. Распятие Христа на Голгофе есть один из элементов этого духовного противостояния. Борьба в период раннего христианства с

проявлениями язычества свидетельствует о тех же процессах. Впоследствии, как известно, христианство вышло за рамки контркультуры, прочно

укоренившись, легло в основу европейской культуры.

Подобная же эволюция прослеживается в различных сферах художественной культуры. Примечательна в этом плане смена общественного мнения по отношению

к таким нетрадиционным направлениям в искусстве, как импрессионизм, авангардизм, постмодернизм.

В научной литературе эти направления нередко по-прежнему называют контркультурой по отношению к традиционным образцам искусства, но уже в контексте более крупных историко-временных масштабов.

Итак, субкультура и контркультура явления родственные, но нетождественные. Особенность молодежной культуры заключается в том, что она может одновременно

выступать в качестве как первой, так и второй. Но субкультура более широкая дефиниция, чем контркультура.

Специфика молодежной субкультуры.

Молодежная субкультура – частный случай проявления субкультуры вообще. Эпитет «молодежная» сразу определяет некую культурную нишу, которую занимают люди, объединенные по принципу возраста. Возраст в этом случае весьма важнаядемографическая характеристика. Учет особой психологии возраста в культуре

бесспорно важен, так как он накладывает существенный отпечаток на духовность и менталитет.

Молодежь – это социально-демографическая группа в возрастных границах от 14 до 30 лет. Ее доля в общем населении составляет около 20%, что является

весьма значительным количественным показателем, чтобы оставлять ее в стороне от рассмотрения. Итак, молодежь – неотъемлемая часть любого общества,

независимо от его сущностных характеристик. В чем специфика молодежи как социокультурного явления?

Молодежная субкультура рождается и существует в связи с определенными потребностями молодых людей социализироваться и при этом активно заявить о

себе. Принято считать, что молодым «свойственен дух противоречия, что для них нет пророков в своем отечестве», другими словами, они по сути своей во многом слывут нигилистами, оппозиционерами по отношению к традиционно- консервативным ценностям и процессам. Им тесно в рамках тех жизненным норм и

правил, которые исповедовали их отцы и деды. Часто молодежи свойственна категоричность суждений, максимализм, неприятие советов, их тяготит

подчинение существующим моделям общественного развития, они негативно относятся ко всему нормативно-регламентированному, для них характерны

динамичность, открытость миру, ранимость, повышенная эмоциональная реакция, оптимизм, романтические устремления, идеализация новизны.

Именно в силу этих особенностей молодежь вступает в конфликт с теми, кто не разделяет их мировоззренческих позиций. Наиболее типичным в этом плане

является конфликт «отцов и детей», ставший главной темой романа И.Тургенева. Но это совершенно не значит, что внутри себя молодежная субкультура монолитна. Подобное утверждение было бы ошибочным. Здесь можно

найти целый спектр разнообразных молодежных субкультур, особенно в период господства культуры постмодернизма: хиппи, панки, металлисты, рокеры и многие

другие. В основе молодежной субкультуры лежит особый способ мироотношения со своей системой духовных ценностей. Молодежная субкультура – это и особый образ

жизни, который разделяют в основном живущие им непосредственно или сочувствующие. Молодежная субкультура – это не что иное, как форма самовыражения и самовысказывания молодых. Какие цели ставят перед собой молодые в жизни: изменить мир, свою жизнь, сделать ее другой, сбросить с себя ярмо стереотипов, отказаться от социальных канонов, утвердить жизненную альтернативную позицию по отношению к ранее существующей и закрепить ее в различных социокультурных догмах. Система ценностей, разделяемая молодежью, носит, как правило, автономный характер. Молодежная субкультура, по мнению немецкого ученого Л. Хаузера, это «форма выражения процесса поиска и овладения мировоззрением». Другими словами, молодежная культура – это явление временное, это особая форма жизненного

поиска. Как говорят: «Все пройдет, пройдет и это». Или: «Молодость – это такой недостаток, который быстро проходит». Конечно же, нельзя утверждать, что, переходя из одной возрастной группы в другую, люди полностью порывают со своими привязанностями молодости. Но значительные изменения все-таки происходят. В отечественно социологии принято выделять три основные субгруппы молодежи: социальные, асоциальные,

антисоциальные. Данная типология акцентирует внимание на взаимосвязях молодежных групп и общества в целом. Молодежная философия хиппи, строилась на конфронтации по отношению к господствующей официальной культуре буржуазного общества, ее моральным нормам и устоям. Хиппи бросили вызов излишествам и комфорту буржуазной жизни, они не разделяли стремления общества к накопительству, служения золотому тельцу, процветанию потребительских ценностей. Именно поэтому многие дети богатых родителей США оставили свои благоустроенные резиденции, сбросив с себя груз поведенческих норм. Хиппи надели самую простую и функциональную одежду: дырявые ковбойки и джинсы, отказались от элементарных гигиенических правил, перестали стричь волосы, обрели свободу и отправились на поиск смысла жизни. Прошло время, и большинство из них, переболев детской болезнью, вернулись в лоно буржуазной культуры и заняли значимые места в современном западном обществе среди политиков, финансистов, промышленников.

Эстетика молодежной субкультуры.

Молодежные субкультуры практически всегда отличаются стремлением закрепить наиболее важные для них мировоззренческие смыслы в яркой экспрессивной форме,

возможно, непонятной основной массе людей в обществе, но вызывающей интерес. Молодежь, организованная в общность в результате единения вокруг какой-либо

идеи, достаточно часто проявляет склонность к созданию новой эстетической реальности. Она естественным образом, по-своему осмысливает и эстетические

качества мира, наполняя новым смыслом старые понятия, такие, как красота, художественный вкус, эстетический идеал. Она пытается изменить пространство,

в котором существует, эстетизировать его с позиции ее представлений о прекрасном.

Выраженное эстетическое начало в молодежной субкультуре воплощается в его игровой природе. В молодежной субкультуре нередко слияние границ между игрой и деятельностью. Это проявляется в театрализации, артизации, «карнавальности», импровизационности жизни. Эстетическая игра в молодежной среде становится способом самовыражения членов субкультурных групп. Как в театральном искусстве, так и деятельности молодежных групп существует некоторая драматургия. Отдельные исследователи считают, что эта драматургия

складывается их различных письменных источников, близких по идеологии молодежным субкультурным группам. Иногда в качестве таких источников могут

выступать, в частности, религиозные тексты.

Театрализация широко проявляется в обрядах и ритуалах, к которым достаточно асто прибегают в своей публичной жизнедеятельности молодежные культуры. Игровой момент свойствен созданию и функционированию собственного языка знаков и символов отдельных молодежных субкультур. Этот же игровой момент характерен для молодежных субкультур в различных публичных формах общения со своими единомышленниками, которые реализуются в разносторонних театрализированных акциях, шоу, перфомансах, хеппингах, манифестациях, фестивалях.

Артизация как форма эстетической игры в жизнедеятельности различных молодежных субгрупп (хиппи, панки, рокеры, металлисты) находит свою актуализацию в демонстративно-эпатажной манере поведения, в особенном стиле,

включающем не только особенности поведенческих норм, но и специфические пристрастия в одежде, прическах, аксессуарах. В молодежной среде, как ни в какой другой, заметно тяготение к вненациональным и неидеологизированным формам культуры. Не случайно она

практически не знает национальных границ и легко и быстро распространяется по странам, регионам и континентам. Молодежная культура субгрупп мозаична и недолговечна, зачастую трансформируется и сменяется с приходом нового поколения. Смена поколений

характеризуется преимущественно изменением идейно созидательных характеристик молодежных субкультур, что касается форм проявления, то им свойственна

повторяемость описанные выше признаки, как правило, мало подвержены кардинальным изменениям.

Западные модели молодежных субкультур.

Принято считать, что первые молодежные субкультуры современного типа

появились в середине ХХ в. в Великобритании. Причиной их возникновения, как

странно это не покажется на первый взгляд, явился рост благосостояния нации.

В зарубежной социологии и культурологи появление молодежных субкультур

осмысливается как процесс перехода ребенка к статусу взрослого (Айзенштадт),

другими словами, молодежная субгруппа – это своеобразный механизм

социализации тех, кто вступает, по определению психологов, в проблемный

переходный возраст. Именно в таком возрасте («уже не дети, но еще не

взрослые») молодые люди ищут пути адаптации к реальности через комплекс

собственных ценностей, подходов, норм поведения.

Феномен молодежных субкультур связан со стремлением молодых людей найти себе

единомышленников и преодолеть сложности своего бытия не индивидуально, а в

коллективной форме, таким образом, ощутить поддержку других, себе подобных.

Формирование субкультур тесно связано с явлением девиантности, которое

социологи и психологи трактуют как отклонение от общепринятых норм поведения.

Так, М. Брейк, рассматривая молодежные субкультуры с точки зрения

девиантности, выделяет четыре основных типа: нормальная, другими словами,

молодежная группа, не нуждающаяся с специальной субструктуре для решения

своих социальных проблем; делинквентная – группа, объединяющая в основном

тех, кто потенциально способен совершить противоправные действия, за которые

взрослые должны нести уголовную ответственность (вандализм, хулиганство,

драки, кражи); культурные бунтари – сочувствующие богеме, по профессионально

не принадлежащие к литературно-художественному и артистическому миру, как

правило, выходцы из среднего класса, имеющие высшее образование и являющиеся

поклонниками искусства; политически активная молодежь – эта группа включает в

себя достаточно широких спектр политических предпочтений: от экологических

движений до прямых политических акций.

Британские исследователи в качестве первой молодежной субкультурной группы

называют «тедди-боиз». Эта группа заявила о себе в середине 1950-х годов.

«Тедди», подрабатывая себе на карманные расходы неквалифицированным трудом,

стали относительно независимы в финансовом отношении от своих семей и могли

тратить эти деньги на свои нужды. Их потребности были невелики: кафе, кино,

дискотеки. Но главной их культурной нишей стал американский рок-н-ролл. Как

отмечают английские ученые, облик «тедди» сочетал в себе черты английского

джентльмена и американского шулера: длинный драповый пиджак с бархатным

воротником, брюки дудочкой, ботинки на микропоре, галстук-шнурок. «Тедди»

были возмутителями британского спокойствия в кинотеатрах и танцзалах, где

происходило активное освоение ими рок-н-ролла. Процесс этот часто

заканчивался массовыми драками и актами вандализма. «Тедди» были маскулинным

выражением консервативных ценностей, иногда им был присущ агрессивный

национализм (расовые беспорядки). «Тедди» исчезли к 1964г. Однако именно они

заявили о молодежи не как о возрастной, но о социальной группе.

Другой молодежной субкультурной группой стали «моды». Первоначально

представители данной субгруппы называли себя «модернистами» (термин

заимствован из джазовой лексики). Цель этой социальной группы – выйти за

рамки ценностных и культурных норм рабочего класса и тем самым максимально

приблизить себя к среднему классу с его основными ценностями. «Моды» грезили

белыми воротничками клерков, маленьких управленцев-менеджеров, для которых

карьерное восхождение по лестнице административного успеха, как им казалось,

не было несбыточной мечтой.

Поэтому «моды» стремились быть и внешне быть похожими на тех, кого называли

«белыми воротничками»: опрятность и свежесть сочетались с узкими брюками,

элегантными пиджаками, остроносыми туфлями, щегольской короткой стрижкой. В

реальной жизни «модов» мало интересовала работа, они были тщеславны и

заносчивы, основы их бытия составляли три кита: скорость итальянских

мотороллеров, энергетика американского рок-н-ролла и амфетамин. Амфетамин –

атрибутивный психостимулирующий препарат. В этом плане «моды» стали пионерами

использования в молодежной среде допинговых препаратов, придававших им особую

энергетику.

Их оппозицией в британской молодежной культуре стали «рокеры», как правило,

выходцы из среды низкооплачиваемых социальных групп. Мотоцикл был для них

главным субкультурным атрибутом – символом свободы, виртуозного мастерства

скоростного вождения и устрашения одновременно.

К концу 1960-х годов от «модов» откололась субгруппа, получившая название

«скинхеды», или «бритоголовые», их иногда называли «народными дьяволами». Они

были ярыми футбольными фанатами. Иерархия их ценностей включала упорный труд,

патриотизм, ритуальную защиту своей территории, агрессивность к группам,

которые, с их точки зрения, были девиантными. Являясь весьма внушительной

силой, они были аполитичны и поэтому не могли превратиться в реальную угрозу

обществу.

К середине 1960-х годов в Великобритании появились хиппи. Эта субгруппа

включала в свои ряды, прежде всего, студентов и выходцев и среднего класса.

Концептуальное ядро этой группы составляют идеи поиска выхода из рутины

технократического общества потребления, стремление возродить романтические

отношения с природой. Культурная почва хиппи – европейская интеллигенция и

аристократическая богема.

К основным качественным особенностям хиппи исследователи относят следующие

принципы:

- пассивное сосуществование;

- движение;

- экспрессивность;

- субъективность;

- индивидуализм.

Чему сопротивлялись хиппи? Технократизму современного общества, достижениям

цивилизации, обеспечивающим жизненный комфорт, избыточности потребления,

войне во Вьетнаме как выражению имперских амбиций сильной власти. За что

боролись? За лучшую, в их представлении, жизнь, которая не может

осуществляться рядом с власть предержащими, но которая может реализоваться

через любовь, мистику и ритуальную магию.

Принцип движения для этой субгруппы имел два воплощения: внешнее и

внутреннее. Внешнее – это преодоление географических пространств, границ,

рамок. Это проблема топоса, вопрос путешествий по миру в поисках идеального

места пребывания. Внутреннее движение – это трансформация сознания, его

расширение, переживание новых ощущений за счет принятия наркотических

веществ, стремление к самопознанию, к новым религиозным и мистическим формам

бытия.

Экспрессивность хиппи рождалась из стремления к творческой деятельности,

всегда окрашенной подчеркнутой эмоциональностью. И в этом плане особое

значение для них приобретала игра. Игра как источник радости и удовольствия

от творческой деятельности.

Хиппи высоко ценили субъективность. Она была положительным моментом их личной

жизни. Погружение во внутреннюю субъективность часто снимает остроту

проблемности объективного мира.

Индивидуализм хиппи был ответной реакцией на стандартизацию, обезличивание

общества. Субкультура хиппи была более жизнестойкой и продолжительной,

поэтому она имеет собственную биографическую историю. В культурных формах

наиболее ярко она отразилась в альтернативных воплощениях театра и музыки.

Многие исследователи делают вывод о том, что со временем субкультура хиппи

превратилась в ядро контркультуры и именно из нее выросли многие идеи

альтернативной политики, сформировавшие новое отношение к женскому,

экологическому движениям, положение сексуальных меньшинств, политическому

плюрализму.

К концу 1970-х годов на авансцену британского общества выступила очередная

молодежная субгруппа: панки. Исследователи связывали молодежную панккультуру

с именем американского композитора Д. Кейджа, с идеями Э.

Уорелла, теориями перфоманса и концептуального искусства.

Панки шокировали традиционное консервативное пуританское общество Британии,

уже имеющее некоторый опыт взаимоотношений с «тедами», «модами», «хиппи», но

то, что добропорядочным англичанам преподнесли панки, трудно поддавалось

осознанию. «Панки носили наряды, которые были выражением в одежде

ругательств, а ругались они так, как и одевались, с рассчитанным эффектом,

приправляя ругательствами обложки пластинок и рекламные проспекты, интервью и

песнилюбви» (Hebdige D. Subculture^ The meaning of style. L.: Methuen, 1979.

C. 78). Панки – драматизированная реакция на социальный кризис, который

позднее был определен как «Упадок Британии», они овладели риторикой процесса

и стали его символом, выдавая себя за «дегенератов». Их вид устрашал и

занимал одновременно. Одежда – старая школьная форма, мусорные пластиковые

пакеты, туалетные цепочки, булавки. Прически – умопомрачительный дизайн и по

цвету, и по форме.

Английский социолог Джеффри Г. Пирсон провел анализ британской прессы за

последние сто лет и пришел к выводу, что основная часть авторов, писавших о

молодежи регулярно, отмечала в качестве отрицательных характеристик:

аморальность, агрессивность, беспринципность, неподобающие отношение к

традициям и т.д.

Такие выводы не являются откровениями, так как еще в более ранние времена

Древнего Египта и греческой античности подобные доводы были весьма типичными.

Это лишь свидетельствует о том, что проблема эта «вечная», но теоретический

интерес возник к ней в ХХ в. в силу острых форм ее проявления.

Близкие процессы происходили и происходят и в нашей стране, с той лишь

разницей, что у нас подобные явления были смещены во времени. Наши штатники,

хиппи, рокеры, металлисты, панки отставали от своих сородичей за рубежом

иногда на 10-20 лет. Кроме того, они иногда приобретали и своеобразный

национальный колорит. В качестве примера могут быть приведены такие группы,

как штатники и люберы, ярко выражающие сугубо российский менталитет.

Заключение.

В молодом возрасте происходит ускоренное физическое, умственное развитие,

которое не ведет к ранней социальной зрелости. Наиболее характерным для

возраста является эмоционально-чувственное отношение к жизни, в том числе и к

культуре. Этим обусловлено чувство сопереживания и подражание иллюзорным

героям, предпочтение событийности, динамизма, действия, поиск

развлекательного содержания, преобладание в искусстве нравственных оценок над

художественно-выразительными. Все это в процессе самореализации

сопровождается явлениями группового стереотипа.

Молодежная культура представляет собой субкультуру с достаточно четко

очерченными границами. Ее характеризуют такие особенности, как отчуждение от

старшего поколения, от его ценностей и норм, уход в сферу досуга, в котором

ведущими являются общение, развлечение и самообразование, связанные с

коммуникативной деятельностью. В отношении к культуре преобладает потребление

над творчеством, что отражает в целом жизненные позиции молодежи,

сформированные всей социальной средой, ориентированной многие годы на

воспитание добросовестного исполнителя и пассивной личности.

В последние десятилетия выделилась наиболее активная часть молодежи,

выражающая протест против официальной культуры, существующей социальной

системы и формирующая свои ценности, нормы и образцы жизнедеятельности. Такое

явление в молодежной культуре представляет собой контркультуру и находит

выражение в неформальном самодеятельном движении разных направлений. В этом

молодежном движении выделяются группы, объединенные по способу

времяпрепровождения, социальной позиции, образу жизни, участию в

альтернативном творчестве и др.

Отношение молодежи к чтению, кино, театру и музыке показывает, что

преобладающее большинство проявляет тенденции к потреблению легких,

развлекательных видов и жанров искусства, и лишь небольшая часть понимает,

интересуется произведениями классики мировой и отечественной культуры.

Примерно такая же картина наблюдается в отношении к музеям и выставкам. Но

нельзя в этом винить только молодежь. Ее предпочтения в сфере художественной

культуры обусловлены социальными процессами, происходящими в обществе,

отражают социальный и психологический облик своего времени, нормы,

потребности, идеалы целого социального организма.

Список использованной литературы:

1. Гацкова Е. И. Молодежь и современность. М. «Инфра». 2001.

2. Гуревич П. С. Культурология. М. «Знание». 1996.

3. Гусейнов Н.Н. Этическая мысль. М. Издательство полит.литературы. 1998.

4. Доренко О. В. Молодежь и культура. Киров. «МАСС» . 2000.

5. Смелзер. Н. Социология. М. «иск-инфо». 1994.