Главная              Рефераты - Культура

Планирование и контроль в физическом воспитании - реферат

ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

П.Н. Жгунов

Уральский государственный педагогический университет

Резюме. В статье раскрывается сущность необходимости планирования и контроля в физическом воспитании как для преподавателя так и для образовательного процесса. Представлены и охарактеризованы виды планирования и контроля. Перечислены основные документы планирования в физическом воспитании.

Ключевые .. слова: физическое воспитание, документы планирования, контроль,.преподаватель,.педагогический..эффект,.оперативное..влияние.

Одним.из.перспективных.направлений.совершенствования.образователь-

ного процесса является рассмотрение физического воспитания с позиции физкультурного..образования...Первым..на..необходимости,.важности..и значимости такого образования заострял внимание П.Ф.Лесгафт.

П.Ф.Лесгафт считал, что школа, являясь важным звеном системы физического воспитания, не может существовать без физического образования, физические упражнения должны быть непременно ежедневными, в полном соотношении с умственными знаниями.

Специалисты - практики в качестве движущей силы образовательного процесса выделяют мотивированность учащихся, обеспечивающую внимание к содержанию образования и самостоятельность как способ расширения, углубления и закрепления знаний, умений и навыков [10].

Сформированный на сегодня комплекс программно-нормативных документов по организации и планированию физического воспитания ориентирует учителя на приобретение школьниками не только знаний в области здоровья и физической культуры, но и практических умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

Цель. – охарактеризовать содержание планирования и контроля в физическом воспитании.

Исходя из цели можно выделить следующие задачи:

1. Рассмотреть виды планирования и контроля.

2. Дать характеристику основным документам планирования по физическому воспитанию в школе.

Известно, что каждый преподаватель, работающий в системе физического воспита­ния, занимается планированием учебно-воспитательного процесса. Однако, оно часто носит чисто формаль­ный характер. У значительной части преподавателей разрабатываемые ими планы резко отличаются друг от друга. Это происходит потому, что в практике нет единого подхода ни к форме, ни к содержанию планирования. Такое единство может быть обеспечено при условии понимания и соблюдения в практике планирования некоторых об­щих теоретических положений, имеющих значение обязательных требований (принципов):.целенаправленности,.систематичности,.всесторонности, конкрет- ности, реальности, простоты и наглядности планирования [2,8].

По мнению Ж.К. Холодова, Б.И. Ашмарина и Л.П. Матвеева по срокам планирования..различают..следующие..его..виды:..перспективное,.текущее.(этапное)..и оперативное [11,1,7].

Перспективное планирование - это планирование на длитель­ный срок (например, в общеобразовательной школе на несколь­ко лет).

Текущее ..планирование..охватывает..этапы..работы..(например..в обще- образовательной школе — это планирование на учебную чет­верть).

Оперативное планирование осуществляется на ближайшее вре­мя (на предстоящее занятие).

Все документы планирования можно разделить на две группы: государственные документы и документы, разработанные преподавателем на основе государственных.

К государственным документам планирования относится государственный образовательный стандарт, учебный план и рабочая учебная программа.

Документы планирования, составляемые преподавателем, включают рабочую программу, годовой план-график, план-конспект занятий[1].

Опыт работы по физическому воспитанию показывает, что наиболее высоких результатов достигают те преподаватели, которые серьезно относятся к проектированию своей деятельности. Планы позволяют смотреть далеко вперед, четко определять цель и кон­кретные задачи, находить наиболее эффективные средства и пути решения поставленных задач, обеспечивающих максимальный педагогический эффект [4].

Контроль..в..физическом..воспитании..является..разновидностью деятель- ности специалиста и необходимым составным элементом целесообразного построения процесса обучения и воспитания занимающихся, управления его результативностью [6].

Ю.Д. Железняк и Ю.Ф. Курамшин контроль подразделяют на следующие виды [2,6]:

Предварительный .. контроль ..проводится..для..определения возмож- ностей занимающихся к овладению физическими упражнениями и выполнению ими нормативов учебной программы.

Оперативный .. контроль ..позволяет..оценить..качество..освоения дви- гательных действий.

Текущий контроль предполагает непрерывное проведение контроля на каждом занятии (от урока к уроку) в течение недели.

Этапный .. контроль ..выявляет..основные..тенденции..процесса физи- ческого воспитания на его относительно продолжительных этапах (четверть, семестр, период).

Итоговый .. контроль применяется для определения конечных результатов по разделу за год.

Проверка и оценка позволяют определить уровень физической подготовленности, степень развития отдельных физических качеств и сформированности двигательных навыков. Объективный анализ полученных результатов дает специалистам конкретные данные для оперативного влияния на использование различных средств и методов с целью управления.

Сущность контроля в физическом воспитании - определение эффекта педагогических воздействий, т.е. сравнение запланированного и реально достигнутого. Следовательно, проблема управления в процессе физического воспитания решается с помощью аппарата управления, которым является педагогический..контроль.[10].
Педагогический контроль в целом прослеживает взаимосвязь и соответствие..между..педагогически..направленными..воздействиями, запла- нированными результатами и реально полученными. В случае же их несоответствия должны приниматься необходимые решения и вноситься коррективы в запланированный процесс физического воспитания [9].

Таким образом:

Во – первых: планирование позволяет предвидеть результаты работы, определить рациональные пути решения задач, правильно построить учебный процесс в зависимости от климатических условий, технической базы и подготовленности учащихся.

Во.–.вторых:.успешность..учебно-познавательной..деятельности..в зна- читель­ной мере обусловлена своевременностью и систематичностью конт­роля, объективностью оценки количественных и качественных по­казателей усвоения учебного материала, полнотой учета итогов работы за определенный период времени.

Список литературы

1. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания [Текст] / Б.А. Ашмарин. – М. : Просвешение, 1990. - 287 с.

2. Железняк,..Ю...Д...Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений [Текст] / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. 3-е изд. – М.: «Академия», 2007. – 272 с.

3. Железняк, Ю.Д. Теория и методика обучения предмету « Физическая культура»[Текст] / Ю.Д. Железняк. – М.: 2004. – 315 с.

4. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров.- М.: Издательский центр « Академия», 2002.- 264 с.

5. Злобина, М. Е. Физическая культура школьника [Текст] / Г. Н. Герма­нов, М. М. Кубланов, М. Е. Злобина : учеб. пособие. – Воронеж : «Ис­токи», 2008. – 333 с.

6. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры [Текст] / Ю.Ф. Курамшин: 2-е изд. – М.:«Советский спорт», 2004.

7. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст] / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт., 1991 – 543с.

8. Овчаров, В.С. Настольная книга учителя физической культуры Методическое пособие [Текст] / В.С. Овчаров. - Минск, 2008. – 318с.

9. Погодаев, Г.И. Настольная книга учителя физической культуры [Текст] / Г.И. Погодаев. – М.: Физкультура и спорт, 2000. – С. 240- 470.

10.Фомин, Ю.А. О структуре теории физической культуры и взаимоотно-

шении ее частей [Текст] / Ю.А. Фомин // Теория и практика физической

культуры 1973, № 4, с. 58-60.

11. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта:

учеб.пособие для студ.высш. учеб. заведений [Текст] / Ж.К. Холодов,

В.С. Кузнецов. – 5-е изд., стер. – М.: «Академия», 2007. – 480 с.