Главная              Рефераты - Культура

Исследования волейболистов - реферат

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1.Особенности соревновательной деятельности волейболистов

1.2.Значение физической подготовки в игровой деятельности волейболистов

1.3. Общее представление о круговой тренировки

1.4.Особенности использования круговой тренировки для развития физических качеств

ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Цель и задачи исследования

2.2. Методы и организация исследования

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

ВЫВОДЫ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Волейбол - спортивная игра, которая пользуется большой популярностью среди молодежи. Эта игра вобрала самые лучшие качества: и простоту, и зрелищность, и доступность, и эмоциональность, и, главное, способность увлечь и влюбить в себя любого человека, независимо от его возраста и профессии.

Волейбол - игра смелых, темпераментных, решительных, физически развитых, обладающих мгновенной реакцией и смекалкой. И тот, кто с раннего возраста занимался волейболом, отличается, как правило, красивым телосложением, ловкостью, выносливостью и силой. Но все это достигается упорной тренировкой. Освоение большого количества игровых приемов требует настойчивости и мужества. Сама же игра в команде воспитывает чувство товарищества, взаимовыручки – бесспорно очень ценные качества человека.

Основным средством в обучении волейболу являются физические упражнения. Их большое многообразие. Поэтому для того, чтобы выбрать те упражнения, которые в большей степени содействуют решению задач на определённом этапе обучения волейболу, их группируют на основе классификации средств.

Нередко передвижениям, различным их способам не уделяют достаточного внимания, мотивируя тем, что передвижения волейболиста не представляют особой трудности. Следует помнить, что в основе своевременного выхода к мячу (что является залогом успешного выполнения последующих действий) лежит сложный психофизиологический механизм взаимосвязи многих функций организма: ориентировки, двигательной реакции, способности быстро переходить из статического положения в движение и скорости передвижения.

Следовательно, изучение особенностей обучения техническим элементам в волейболе требует не только повышенного внимания учителя, но и творческого осмысления специальных средств, способствующих освоение техническим элементам в волейболе. Они должны, во-первых, оказывать комплексное воздействие, во-вторых, сочетаться с изучением способов передвижений, и, в-третьих, постоянно совершенствоваться при освоении всех приёмов игры.

Одним из эффективных методов повышения уровня физической подготовки волейболистов является метод круговой тренировки, так как он обеспечивает…………. Развитие физических качеств, но и самое главное он дает возможность осуществлять индивидуальную подготовку занимающихся.

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1.Особенности соревновательной деятельности волейболистов

Волейбол – это спортивная игра с мячом, в которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделенной сеткой.

Волейбол – спортивная игра, которая отличается большой эмоциональной и интеллектуальной насыщенностью.

Психологические особенности деятельности волейболиста определяется правилами игры, характером игровых действий, объективными особенностями соревновательной борьбы.

Волейбол является, пожалуй, одним из наиболее насыщенных эмоциональными переживаниями видов спорта. Высокий темп игры, ее длительность, напряженность соревновательной борьбы, готовность, к выполнению ответных действий в условиях дефицита времени, результативный характер каждого приема и большая ответственность каждого действия, а кроме того, присутствие большого коллектива бурно реагирующих зрителей определяют насыщенность ее сильными и разнообразными эмоциями, одни из которых оказывают положительное влияние, другие – отрицательное [7].

Основными видами двигательных актов волейболистов являются быстрые перемещения, прыжки, броски, при приеме мяча выполнения которых связано с определенным риском и требует смелости и самообладания. Наиболее существенным отличием техники волейбола является непосредственный кратковременный контакт с мячом, что абсолютно исключает броски и захваты. Все двигательные акты очень изменчивы.

В процессе тренировки волейболисту приходиться овладевать целой системой двигательных навыков, которые складываются из большого количества приемов защиты и нападения. Сложность игровых действий заключается и в том, что весь арсенал технических приемов приходится применять в различных сочетаниях и условиях, требующих от игроков исключительной точности и дифференцирования движений, быстрого переключения с одних форм движений на другие, совершенно иные по ритму, скорости, характеру [19].

Для соревновательной деятельности волейболистов характерно постоянное изменение ситуации в связи с непрерывным желанием соперников разрушать планы друг друга и навязывать свою игру. Волейболист должен учитывать расположение всех игроков на площадке и положение мяча, предугадывать действия партнеров и разгадывать замысел соперников, быстро реагировать на изменения в сложившейся обстановке и принимать решение о наиболее целесообразном действии, своевременно (как правило, очень быстро) и эффективно его выполнять. При скоростной игре степень срочности решения задач, которая зависит от быстроты действий игроков, значительно повышается.

Характерная особенность соревновательной деятельности – многократное использование большого количества соревновательных упражнений – технико-тактических действий для достижения спортивного результата (выигрыша встречи, соревнования). В видах спорта с единичными соревновательными упражнениями оптимальное сочетание двух факторов – двигательного потенциала и рациональной структуры движения в принципе даже при однократной попытке приводит к фиксации спортивного результата (высота прыжка, дальность метания). В волейболе, помимо этого, важнейшее значение имеют тактические действия как форма реализации технико-физического потенциала спортсменов в специфической соревновательной деятельности [9].

Одной из важных задач в волейболе является задача определения траектории и скорости полета мяча и умение своевременно «выйти на мяч» - занять удобное исходное положение для приема передачи, нападающего удара, блокирования. Способность быстро решать такие задачи можно развивать специальными упражнениями.

Ведущую роль играет быстрота и сила в определенных сочетаниях. При этом первостепенное значение имеет скорость мышечного сокращения и регулирования скорости движений. Особое значение придается пространственной точности движений, крайне необходимой при первых и вторых передачах мяча, подачах, нападающих ударах.

Важна также быстрота двигательной реакции и способность управлять временем движений. Примером могут служить упражнения в нападающих ударах с электро-тренажером, когда лампочки в зонах загораются вначале при разбеге, затем в моментах отталкивания, во время прыжка и наконец, в момент замаха на удар. При этом вместо одной (во время разбега) может зажигаться другая (во время прыжка), что создает дополнительные трудности и учит игрока изменять принятое решение относительно направления удара.

Еще одна отличительная черта волейбола – сложность и быстрота решения двигательных задач в игровых ситуациях. Волейболист должен учитывать расположение игроков на площадке (своих и противника), предугадать действия партнеров и разгадать замысел противника, быстро произвести анализ сложившейся обстановки, вынести решение о наиболее целесообразном действии, эффективно выполнить это действие. При скоростной ирге степень и срочность решения задач, которые зависят от быстроты действий игроков, значительно повышаются. Итак, специфика волейбола требует, чтобы в методике было отражено следующее:

1. Развитие способности согласовывать свои движения с направлением и скоростью полета мяча (дифференцирование пространственно-временных отношений), чтобы своевременно выйти к «месту события».

2. Развитие специальных физических способностей, главным образом силы и быстроты сокращений мышц, от которых зависит овладение моментом собственно воздействия руками на мяч (при передаче, подаче, нападающем ударе). Этому подчинены также подводящие упражнения, которые развивают специальные координационные способности для конкретного приема.

3. Развитие быстроты сложных реакций, зрительной ориентировки, наблюдательности, тактического мышления. При недостаточном развитии этих качеств обучение тактическим действиям будет носить характер заучивания тактических комбинаций, схем и применяться в игре формально, без творческого преобразования [25].

Двигательная активность волейболистов, хотя и характеризуется высокой интенсивностью, почти полностью исключает высокоинтенсивные беговые нагрузки, характерные для футбола, баскетбола, гандбола и хоккея. Перемещения здесь осуществляются преимущественно на игровой площадке 9 x 9 м и реже за ее пределами. Сам характер перемещений волейболиста также своеобразен. Однако в течение 2-2,5 ч соревновательной борьбы паузы отдыха или пассивного ожидания в игре квалифицированных волейбольных команд почти полностью отсутствуют. При этом интенсивность двигательной активности значительно увеличилась в связи с использованием (по новым правилам) дополнительного мяча взамен улетевшего за пределы поля. Восьмисекундные паузы до момента подачи не снижают физической и психической напряженности. Кроме того, в это время игроки обеих команд сосредотачивают все свое внимание на предстоящих технико-тактических действиях.

Интенсивность и продолжительность соревновательных нагрузок в игре зависят от таких факторов, как уровень технико-тактического мастерства, сила соперничающих команд, количество партий и счет в каждой из них (например, счет может быть 24:22 в пользу одной из команд). Кроме того, при участии в многодневных турнирах нагрузка от предшествующих соревнований постепенно суммируется, что сказывается в последующих встречах [11].

Оценка спортивного результата в волейболе также имеет своеобразный характер и отличается от других спортивных игр. Он находит выражение в количестве побед над соперниками и месте в турнирной таблице. Оценивается только победа или поражение, в отличие от тех видов спорта, в которых спортивные упражнения оцениваются по общекомандному результату. Спортивный результат в волейболе служит основным критерием оценки уровня спортивного мастерства волейболистов и качества работы тренеров. Это требует полного подчинения интересов каждого игрока целевой установке команды в целом.

Для соревновательной деятельности характера высокая психологическая напряженность, которая при равных силах соперников проявляется с особым драматизмом в кульминационные моменты спортивного противоборства. Решающее значение в этих условиях имеют волевые качества волейболистов и их психическая надежность [8].

Соревновательная деятельность волейболистов осуществляется на площади 81 м2 (9x9) для одной команды в течение 50-180 минут в одной встрече. «Чистое» время игры составляет 20-40 минут. За время игры волейболист выполняет 120-220 приемов игры, примерно столько же перемещений различными способами. Соревновательная деятельность состоит из активных, рабочих фаз, продолжительность их в среднем 8,7 с у мужчин и 9,6 с у женщин. Активные фазы чередуются с пассивными, продолжительность которых в среднем 7,1 с у мужчин и 7,9 с у женщин. Максимальное число активных фаз в игре составляет 324 у мужчин и 316 у женщин.

Объем и интенсивность соревновательных нагрузок зависят от уровня мастерства игроков соперничающих команд, числа партий в одной встрече и числа встреч в одном соревновании. В напряженных встречах имеют место большие энергозатраты волейболистов, игроки теряют за одну игру 1-2 кг массы тела. ЧСС у волейболистов высших разрядов во время соревнований составляет 160-180 уд/мин. Потребление кислорода составляет 4,4 л/мин, максимальная легочная вентиляция – 147,5 л/мин, средняя величина кислородного дома – 6,5 л [10].

Таким образом, даже визуальные наблюдения за соревновательной деятельностью волейболистов говорят о своеобразии и отличительных особенностях. Не вызывает сомнения, что эти особенности проявляются как в биодинамике двигательных действий игроков, деятельности дыхательной, сердечно-сосудистой и анализаторной систем организма, так и в плане энергозатрат и протекания восстановительных процессов.

Правильно построенный учебно-воспитательный процесс, педагогический и врачебный контроль, применения методов нравственного воспитания не замедлят сказаться на улучшении здоровья и учебы, выработке гигиенических привычек и навыков, режима дня.

Современные медико-биологические и социологические исследования показывают, что систематические, многолетние занятия спортом в значительной степени способствуют долголетию, жизненной активности и трудоспособности человека. Таким образом, занятия спортом вообще и волейболом в частности является делом, имеющим чрезвычайно важное общественное и социально-политическое значение [18].

Вместе с тем высокие спортивные показатели и всевозрастающее мастерство ведущих команд мира в настоящее время настоятельно требуют перейти от упрощенно-утилитарного толкования особенностей соревновательной и тренировочной деятельности волейболистов к интерпретации их с позиций психологии, биомеханики и теории спортивной тренировки [15].

Также следует рассмотреть в отдельности специфику и психологическое своеобразие проявления сенсомоторных, интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов и функции волейболиста.

Сенсомоторика . Взаимосвязь анализаторных функций с движениями спортсмена-волейболиста, как правило, носит характер сенсомоторных реакций типа РДО (реакций на движущийся объект). Для РДО характерно, что сигналом к реагированию является движущийся объект (мяч, партнер, противник), а моторным ответом – изменение направления движения объекта в заданной точке траектории или удержании его в сенсорном поле.

Интеллектуальные процессы . Мышление волейболиста направлено на оценку игровой ситуации, понимание тактического смысла индивидуальных и групповых действий; понимания тактического рисунка отдельных комбинаций, системы игры соперника в целом; определение слабых сторон в тактике и технике противника; разгадывание тактики соперников, навязывание своей игры.

Особое место в характеристике интеллектуальных процессов занимает концептуальное мышление. Это прежде всего умение видеть наиболее типичные особенности той или иной команды, способность к предвидению, аналитико-синтетическая оценка прошедших, а также предстоящих игр и т.д.

Эмоции . Волейбол – чрезвычайно эмоционально насыщенная игра. Различные игровые ситуации вызывают у спортсменов бурную радость или отчаяние, удовлетворение или разочарование, агрессию или злость. Очень важно, чтобы эмоции не деформировали командные взаимодействия, а служили мобилизующим фактором. Как отрицательные, так и положительные эмоции должны являться системой сигналов для игровой ориентации волейболиста в зависимости от его личного отношения к матчу, к соперникам, партнерам. Например, только через эмоции игрок (или команда в целом) может осознать, что наступает решающий, кульминационный момент в игре. Именно эмоции (а не сенсомоторика или мышление) будут способствовать мобилизации всех сил для победы. Восприятие различных эмоциональных проявлений, того или иного соперника может подсказать волейболисту, как действовать против него в острые моменты (жестко, агрессивно или, наоборот, осторожно, гибко) [43].

Воля – как известно, деятельная сторона разума и чувств. Поэтому следует особым образом отметить, что именно волевые качества личности волейболиста является в своей совокупности системообразующим факторов, имеют стержневое значение по отношению к выше названным сторонам психики спортсменов. В единстве с моральной, идейной зрелостью личности такие волевые качества, как целеустремленность, упорство, решительность, смелость, самообладание, самостоятельность лежат в основе высоких достижений в спорте [25].

Наконец, волейбол – коллективная игра, и успешность действий достигается коллективными усилиями всех членов команды. Задачи и действия каждого спортсмена диктуются функциями его в команде, но подчинены общим задачам коллектива. Такие понятия, как взаимосвязь, взаимозависимость, взаимостраховка, определяют не только степень сыгранности отдельных игроков звеньев и всей команды в целом, но в известной степени характеризуют и моральные качества спортсменов – взаимопомощь, товарищескую поддержку, чувство коллективизма

1.2.Значение физической подготовки в игровой деятельности волейболистов

Физическая подготовка – это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. Она подразделяются на общую и специальную.

Основной задачей общей физической подготовки волейболиста является повышение работоспособности организма. Для этого используют широкий круг общеразвивающих упражнений и упражнений из других видов спорта. А вот специальная физическая подготовка направлена на повышение функциональных возможностей, развитие специальных физических качеств, необходимых для игры волейбол, лучшее и более быстрое овладение техническими приемами.

Физическая подготовка служит первоосновой успешности на­чального обучения навыкам игры в волейбол и неуклонного по­вышения уровня спортивного мастерства волейболистов на всем протяжении многолетней подготовки: в сфере подготовки резер­вов и на уровне спорта высших достижений. Это объясняется тем, что в основе технико-тактических действий, непосредственно обес­печивающих спортивный результат в волейболе (выигрыш-проиг­рыш очка, партии, встречи), лежат закономерности двигатель­ной деятельности как совокупности двигательных действий и от­дельных движений. А при выполнении движений, в том числе тех­нико-тактических действий, в процесс их развития и реализации вовлекаются все ресурсы жизнедеятельности организма челове­ка — от клетки до высших отделов головного мозга, развертыва­ются физиологические механизмы и биохимические процессы обеспечения энергетики движения.

Из сказанного вытекает значение физической подготовки: результирует в процессе соревнования в волейболе тактика, такти­ка реализуется посредством техники, приемов игры, которые, являясь, по сути, двигательными действиями, зависят от функ­ционирования всех систем организма волейболистов. Благодаря физической тренировке и свойству организма к адаптации про­исходит накопление организмом все новых физических конди­ций, приобретение нового уровня физических качеств и способ­ностей, более высокого уровня технико-тактической подготов­ки.
Средствами ОФП являются упражнения из своего и других видов спорта. Значительное место отводится также упражнения на развитие ловкости и гибкости. Меньший удельный вес имеют упражнения на развитие общей выносливости. У бегунов на длинные дистанции, наоборот, упражнения на развитие общей выносливости играют особую роль. Им отводится значительное место в процессе ОФП. Силовые упражнения выполняются с небольшими отягощениями, но с большим числом повторений.

Уровень развития двигательных (физических) качеств зависит от многих внешних и внутренних факторов: возрас­та, пола, веса, профессии, образа жизни, наследственности, среды обитания, времени суток, тренированности, вида спорта и др. В процессе индивидуального развития человека одни качества достигают своего максимума к периоду полового созревания, другие (например, сила) — к 25—30 го­дам. Выносливость поддерживается на одном уровне до 30— 35 лет, в то время как уровень быстроты снижается к 25 годам[2].

В практике физического воспитания и спорта принято различать следующие основные двигательные качества: быстроту, ловкость, силу, гибкость, выносливость. Рассмотрим каждое из них.

Быстрота – это комплекс скоростных способностей, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный отрезок времени. Способность выполнять двигательное действие за минимальный отрезок времени.

Скоростные способности обуславливают быстроту выполнения двигательных действий, к ним относятся:

1) быстрота (простой и сложной) двигательной реакции;

2) быстрота одиночного движения;

3) частота движений – темп.

Сочетание этих 3-х показателей позволяет оценить все случаи проявления быстроты, (они не зависят друг от друга, так время двигательной реакции не зависит от скорости движения)[20].

I . Быстрота двигательной реакции – оценивается латентным (скрытым) временем реагирования. Различают:

1. а). Простую двигательную реакцию – это время ответной реакции заранее известным способом на внезапный заранее известный сигнал (выстрел старт). Простая двигательная реакция (ПДР) имеет перенос, т.е. люди, быстро реагирующие в одних случаях, быстро реагируют в других (005-02 сек.-спортивная, 015-035 сек.-неспортивная). Простая двигательная реакция совершенствуется в различных, скоростных упражнениях. Однако упражнения на совершенствование реакции не сказываются на скорости одиночного движения (скорости движения, время реагирования на звуковой сигнал меньше, чем на световой).

Методика развития: на 1-ом этапе применяется метод повторного реагирования на внезапный сигнал, сюда относятся соревновательный метод, спортивные игры (баскетбол, волейбол, футбол). На 2-ом этапе совершенствуются сенсорный (чувствительный) тип реакций, вырабатывается способность к точному восприятию времени и его параметров в движении. Сначала учащихся информируют о времени реагирования, затем он сам оценивает его, и сравнивает с полученным результатом, и в конце учится реагировать с заранее обусловленным временем, для чего используются технические средства срочной информации (электросекундомер). Таким образом, спортсмен учится и начинает управлять своими двигательными реакциями во времени. 3-ий этап – расчлененный. На 4-ом этапе применяют психорегулирующую идеомоторную тренировку, здесь внимание уделяется на предстоящие движения, а не на сигнал (моторный тип реакции)[15].

б). Быстрота сложной двигательной реакции - характеризуется временем реагирования на внезапный неопределенный раздражитель (сигнал), неопределенностью ответного действия (спортивные игры, единоборства). Время = 025 сек. до 1 сек. Сложные двигательные реакции складываются: 1. Реакция на движущийся объект. 2. Реакция выбора.

Реакция на движущийся объект по времени занимает от 025 сек. до 1 сек. – это время, затраченное на фиксацию движущегося объекта или предмета глазами. Способность видеть перемещающийся предмет тренируема, для этого используют:

1. Увеличение скорости перемещающегося предмета.

2. Внезапное появление перемещающегося предмета.

3. Уменьшение размеров перемещающихся предметов.

4. Уменьшение размеров площадки.

5. Используют технические средства (тетрис, пушки).

Реакция выбора – здесь значительные трудности возникают в связи с необходимостью выбора нужного решения с учетом поведения соперника, партнера и игровой ситуации. Большая часть времени идет на принятие самого решения: если вариантов решений от 2 до 8 то время затрачивается от 03 сек. до 06 сек.. Для совершенствования реакции выбора используют постепенное увеличение числа возможных решений (ситуаций), т.е. сначала дается задание выбрать правильное решение из 2-ух возможных вариантов, затем из 3,4,5 и т.д. решений. Для этого используются специально подготовительные упражнения и тренажеры. В этих упражнениях обязательным условием является одновременное развитие и совершенствование спортивно-технических навыков, координационных способностей и тактического мышления. Следовательно, быстрота сложной двигательной реакции складывается из умения (скорости) увидеть, оценить, выбрать решение и начать действовать[26].

II . Быстрота одиночного движения и частота движений (темп) БОД – выполнение упражнения с максимальной скоростью исполнения. Максимальная скорость зависит от уровня: 1) динамической силы, 2) гибкости, 3) координированности, 4) владения техникой. Следовательно, воспитание быстроты тесно связано с воспитанием других физических качеств и совершенствование техники.

Частота движений или темп – это количество (частота повторений циклов) движений в единицу времени. Следовательно, темп измеряется количеством движений в единицу времени. Так у ходоков темп 120-140 шагов, у гребцов 30-40 движений в мин. Темп связан со скоростью движения, но не тождественен ей, так при одинаковом темпе при различной длине шага скорость будет различной. Темп зависит от: 1) массы тела – чем больше масса, тем меньше темп; 2) моментов инерции, движущихся частей тела (пальцы 8-10 движений в сек., туловище 1-2 движения в сек.). С изменением темпа нередко меняется вся структура движения (ходьба, бег). Темп часто используют для регулирования нагрузки. В качестве средств развития быстроты одиночного движения и темпа используют скоростные упражнения, т.е. те которые можно выполнять с максимальной скоростью.

Требования к скоростным упражнениям:

1. Они должны быть технически просты для выполнения их на предельной скорости.

2. Они должны быть хорошо изучены, чтобы внимание уделялось только на скорость выполнения.

3. По времени они не продолжительны (до 20-22 сек.), чтобы к концу упражнения скорость не снижалась.

4. Выполнять их необходимо на максимальной мощности (интенсивности) и после выполнения давать полный отдых (активный отдых), обеспечивающий восстановление возбудимости нервной системы.

5. Воспитание скоростных способностей идет на 1-ый и 2-ой день после отдыха и в начале основной части тренировки.

6. Интенсивность – 88% от максимальной.

7. Обязательное сочетание упражнений общего и локального воздействия, способствующие сохранению работоспособности и увеличению объема выполняемой работы.

8. В конце заданий (занятий) упражнения на расслабление.

Методы : повторный, повторно-прогрессирующий, переменный, игровой, соревновательный, контрастный (выполнение упражнений с отягощениями и без них, с сопротивлением и без него)[31].

Так же к скоростным способностям относят скоростно-силовые способности – это проявление предельно возможных усилий в короткий промежуток времени с оптимальной амплитудой. Они зависят от: 1) нервно-мышечного аппарата; 2) от абсолютной силы мышц; 3) от способности мышц к быстрому нарастанию усилий, к ним относятся упражнения прыжкового и метательного характера[29].

При развитии быстроты, максимального увеличения скорости можно добиться путем:

1. Увеличения максимальной скорости.

2. Увеличения максимальной силы (с помощью отягощений скорость развивается при 30-50% от максимального веса, скоростно-силовые способности при 50-70%, сила при 70-90% от максимального веса) путем перемещения непредельных отягощений с предельной скоростью и оптимальной амплитудой (приседания с весом, выпрыгивания, прыжки с высоты с дальним выпрыгиванием).

Преодоление скоростного барьера: облегчение внешних условий уменьшением веса снаряда, бег под гору, по ветру, буксирующее приспособление. Варьирование отягощений (тяжелое ядро перед обычным). Лидирование и сенсорная активизация скоростных проявлений (бег за лидером, звуко-свето-лидеры). Эффект разгона – бег сходу. Сужение пространственно-временных границ выполнения упражнений (ограниченное время игры, размеры площадки, дистанции).

Особенности развития быстроты у детей.

Исследования показывают, что в детском и подростковом возрасте имеются благоприятные предпосылки для воспитания быстроты движений. Это объясняется высокой возбудимостью инервационных механизмов, регулирующих деятельность двигательного аппарата и высокой интенсивностью обменных процессов. Большая подвижность нервных процессов, свойственная детям и подросткам обуславливает быстроту смены сокращений и расслабление мышц, максимальный темп движений. Особенно интенсивный рост показателей быстроты движений происходит от 7-8 лет до 13-14 лет. В дальнейшем рост быстроты замедляется. Это объясняется тем, что к 13-14 годам в основном завершается анатомо-физиологическое формирование двигательного аппарата подростка, и это говорит о необходимости своевременного развития у детей соответствующих двигательных качеств и навыков[11].

Ловкость – это качество управления движениями, обеспечивающие правильное, быстрое, рациональное и находчивое решение двигательной задачи. Так же ловкость понимается, как способность быстро овладевать новыми движениями (быстро обучаться) и способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с внезапно меняющейся обстановкой.

Ловкость – это сложное комплексное не имеющее единого критерия. Ловкость - специфическое качество – т.е. ловкость в одном виде деятельности не означает ловкости в другом (гимн. – с/и).

Сложность и комплексность проявляется в том, что с одной стороны, в него входит приспособляемость к меняющимся условиям среды и деятельности, а с другой, комплексный характер проявлений быстроты, силы, гибкости, выносливости. Поэтому и оценить его очень трудно.

К критериям ловкости относят:

1)Координационную сложность упражнения.

2)Точность выполнения (согласовать по временным, пространственным и силовым характеристикам).

3) Время необходимое для овладения уровнем точного выполнения упражнений.

4) время от момента изменения обстановки до начала ответственного действия.

5) Время выполнения всего упражнения .

Различают общую ловкость и специальную.

Основная задача общей ловкости – расширение запасов двигательных навыков. Она является основой для специальной ловкости.

Специальная ловкость – это способность к быстрому овладению техническими приемами и умению успешно их исполнять в меняющейся обстановке.

Существует несколько классификаций ловкости:

1. а) ловкость телесная – включающая действия со значительными перемещениями тела и его частей (цикличные, ацикличные локомоции, гимнастические и акробатические упражнения и др.);

б) ловкость ручная или предметная, включающая мелкие, координированные, точные движения пальцев рук, ног, образующие двигательные действия в спортивных играх, единоборствах[18].

2. В зависимости от сходства двух задач и ситуаций:

а) ловкость в движениях, обеспечивающих быстрое изменение положений и поз тела;

б) ловкость, связанная с перемещением собственного тела в пространстве;

в) ловкость, связанная с перемещением других предметов (толкать, тянуть, поднимать, переносить);

г) предметная ловкость, проявляющаяся при манипуляциях предметами (бросать, ловить, ударять, жонглировать);

д) ловкость, связанная с использованием внешних и чужих сил для передвижения (горнолыжный спорт);

е) ловкость, проявляемая во взаимодействиях с другими лицами (единоборства);

ж) ловкость, проявляемая в командных упражнениях, требующая тактически согласованных действий, и в играх с тактическими противодействиями и взаимодействиями участников.

Различают 3 степени ловкости:

I степень – характеризуется пространственной точностью и координированностью движений (точность) – дартс, стрельба.

II степень – характеризуется пространственной точностью и координированностью движений в сжатые сроки (точность в быстроте) – легкая атлетика, гимнастика, плавание.

III степень – высшая степень проявляется ловкости – характеризуется пространственной точностью и координированностью движений в сжатые сроки в переменных условиях (точность в быстроте в переменных условиях) – спортивные игры, единоборства.

В структуре ловкости выделают:

1)Способность к овладению новыми движениями;

2)Способность дифференцировать различные характеристики движений и управлять ими (во времени, пространстве и по усилиям ).

3)Способность перестраивать двигательные действия в соответствии с меняющимися условиями[27].

Методы развития:

1. Основными способами развития ловкости являются овладения новыми разнообразными двигательными навыками и умениями, что ведет к увеличению двигательного фонда и положительно влияет на функциональные возможности двигательного анализатора.

2. Для развития ловкости необходимо, чтобы овладение новыми двигательными навыками проходило более или менее непрерывно.

3. Для овладения новыми двигательными навыками могут использоваться любые упражнения, несущие в себе элемент новизны.

II. Для развития способности к перестроению двигательных действий – упражнения с мгновенным реагированием на внезапно меняющуюся обстановку (спортивные игры, подвижные игры, единоборства, слалом).

III. Для развития способности дифференцировать различные характеристики движений и управления ими используются упражнения с заданной силой, направлением, амплитудой, высотой, скоростью.

Силовые характеристики – на всю силу, пол силы и т.д.

Пространственные характеристики – выполняются упражнения на определенные расстояния, в цель, в определенном направлении из различных ИП.

Временные характеристики – выполняются упражнения в определенное время.

Методические приемы :

1)Необычное ИП.

2)Зеркальное выполнение.

3)Изменение скорости и темпа движений.

4)Изменение пространственных границ, в которых выполняются упражнения (уменьшение площадки, круга – молот).

5)Смена способов выполнения упражнений.

6)Осложнения упражнений дополнительными движениями.

7)Изменения противодействия (спортивные игры, единоборства. – смена партнеров (сильный, слабый противник), отдых).

8)Выполнение известных движений в неизвестных сочетаниях.

9)Для новичков – отдых – полный для высококвалифицированных спортсменов – жесткий – на фазе недовосстановления в усложненных психологических условиях.

10) Развитие ловкости – планировать на 1 половину основные части занятия

Увеличение нагрузки, направленной на развитие ловкости идет по пути повышения координационной сложности упражнений[13].

Методы: переменный, игровой, соревновательный, круговой.

Возрастные особенности развития ловкости

Синтезированные периоды 1) 7-11 лет; 2) 14-15 лет;

В младших классах – ускоренное освоение двигательных навыков.

В средних классах – совершенствование реагирования в различных сигнальных и пространственных ориентациях (ситуациях).

В старших классах – учить использовать, применять навыки и умения в различных вариативных и условных ситуациях.

Выносливость – это способность длительное время выполнять работу не снижая интенсивности и противостоять утомлению.

Уровень выносливости зависит от :

- функциональных возможностей организма,

- дыхательных способностей скелетных мышц,

- расширение периферического русла перераспределение кровотока,

-увеличение объема сердца (расширение емкости желудочков и увеличение гипертрофии миокарда ),

- адаптации мышц к длительной напряженной работе (т.е. повысить возможность мышц к аэробному и анаэробному метаболизму – т.е. полноценному использованию кислорода),

- увеличение энергетических запасов в организме,

-совершенства технического мастерства,

- волевых качеств.

Критерии:

1) время – в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность упражнения,

2) время – выполнения специальной дозировочной нагрузки до отказа (силовые виды),

3) время – выполнения непрерывной соревновательной нагрузки (тесты в спортивных играх и единоборствах - игровой ситуации, серии технических элементов),

4) время выполнения тренировочных упражнений с достижением наибольшей мощности за определенное время,

5) ЧСС в работе и во время восстановления.

6) Частота дыхательных движений и МПК,

7) Время выполнения упражнения без изменения пространственно-временных характеристик движения и т.д.[41]

Различают следующие виды проявления выносливости:

1) общую выносливость – способность выполнять продолжительно любую работу, вовлекающую многие группы мышц в работу и предъявляющую достаточно высокие требования к ССС, дыхательный и ЦНС. Здесь идет аэробная – кислородная работа. Эта работа от 5-10 мин в 1 час, ЧСС – 150-170 уд/мин до 60-90% кислорода восполняется во время работы. Эта работа мало специфична и слабо зависит от техники, поэтому обладает высоким переносом. Следовательно, общая выносливость служит основой для развития специальной выносливости – которая определяется специфической подготовленностью всех органов и систем спортсмена к уровням его физиологических и психических возможностей применительны к виду спорта – т.е. это способность к продолжительной и эффективной двигательной деятельности в избранных видах спорта, в которых преимущественно проявляется быстрота, сила, координированность и действия могут выполняться в резко изменяющихся условиях. Следовательно, специальная выносливость может быть :

1) скоростной – вид деятельности, в которых необходимо определенное время, проявить высокую степень быстроты движений,

2) силовой – способность, длительное время проявлять высокую степень мышечных усилий, динамического и статического характера (взрывного),

3) координационной – способность продолжительно и эффективно выполнять сложные по координации двигательные действия.

В зависимости от интенсивности и времени выполнения различают аэробную выносливость. Эта работа от 5-10 мин. до 30 мин - 1 часа , о ней мы уже говорили и анаэробную выносливость – это способность совершать работу в условиях недостатка кислорода – эта работа очень специфична и ее перенос специфичен и незначителен. Здесь, чем ниже мощность работы – тем меньше результат зависит от двигательной навыка – (техники), а больше от аэробной производительности[23].

Методы совершенствования аэробной выносливости, зависящей от работы ССС и дыхательной систем.

1. Метод стандартной непрерывной нагрузки , упражнение выполняются непрерывно, в течение от 10 мин. до 30 мин – 1 час. Интенсивность невысокая. ЧСС – 150-175 уд. в мин, что позволяет увеличить ударный объем сердца, гипертрофию миокарда и уровень потребления кислорода, это обеспечивает устойчивое повышение аэробной выносливости. Применятся на различных этапах развития выносливости и обеспечивает базу для применения различных методов тренировки.

2. Метод стандартной интервальной нагрузки. Упражнения выполняются в течении 1-3-4 мин. С интенсивностью 75-85% от макс. ЧСС к концу работы= 170-190 уд. в мин. Интервалами отдыха 45-90 сек. до снижения ЧСС = 120-130 уд/мин, это позволяет увеличить ударный объем сердца и уровень потребления кислорода во время пауз отдыха. Эффект в обоих случаях через 6-12 недель, выносливость повышается на 10-30%[33].

Методы совершенствования анаэробной выносливости , направлены на повышение уровня мощности механизмов энергообеспечения:

1) гликогенного (лактатная выносливость), связанного с процессами размещения гликогена в печени и образованием молочной кислоты – это продолжительность работы от 20-30 сек. – до 2-х мин. ЧСС – 180-190 уд/мин. Кислородный долг максимальный до 18 л, содержание молочной кислоты максимальное до 8-15 ммоль/л.

2) креатинфосфатного механизма – (алактатная выносливость) связана с расщеплением АТФ и креатинфосфата в мышцах – это работа продолжительностью от 2 сек до 10 сек. – 20 сек. ЧСС – 190 и выше. Кислородный долг до 8 л.. при необходимом количестве молочной кислоты.

Средства и методы развития обоих механизмов энергообеспечения не одинаковы. Так, для развития и совершенствования гликогенного или гликолитического механизма в одном тренировочном занятии используют от 2-3 до 4-12 серии из от 3-4 до 10 повторений работы интенсивностью 90-95% и продолжительностью 10-20 сек. с уменьшающимися интервалами отдыха между повторениями, например, после первого прохождения отрезка отдых 5-8 мин., после второго 3-4 мин., после третьего - 2-3 мин. Отдых между сериями 15-20 мин. Основным условием здесь является, необходимость прохождения дистанции с той же скоростью, что и 1 попытка.

Для развития креатинфосфатные механизмы исполняют повторное выполнение работы с интенсивностью 95-100%, продолжительностью 3-10 сек. Эта работа в одном тренировочном занятии повторяется в виде нескольких серий от 3 до 4-5 с интервалами отдыха между ними 2-3 мин., но поскольку этот механизм энергообеспечивается быстро исчерпывает свои возможности, то в последующих сериях отдых увеличивается и к последней, составляет 7-10 мин.

Используя эти методы результат наступает через 8-12 недель.

Средства для развития общей выносливости – упражнения циклического характера – кросс, лыжи, гребля, плавание, велосипед и др. Для развития специальной выносливости – соревновательные, специально- подготовительные с многократным повторением и увеличением объема нагрузки.

Методы: равномерный, интервальный, переменный, круговой тренировки.

Развитие аэробных и анаэробных возможностей в многократном процессе подготовки идет в следующей последовательности: сначала:

развитие дыхательных возможностей,

гликолитического механизма,

креатин фосфатного механизма.

В конкретном тренировочном занятии и наоборот.

В самом начале идет умеренная работа, постепенно увеличивался ее интенсивность.

Возрастные особенности развития выносливости у детей сензетивный период – 8-20 лет.

Гибкость – способность человека к достижению большой амплитуды движения – это морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата – определяющие степень подвижности его звеньев.

Критерием гибкости – служит максимальная амплитуда движения (измеряется в градусах или линейкой в см/м).

Термин «гибкость» широко используется, когда речь идет о подвижности в суставах, поэтому необходимо различать: гибкость вообще и подвижность отдельного сустава.

Виды гибкости:

1. Активная гибкость (10-14 лет) – выполняется упражнение с большой амплитудой за счет собственных мышечных усилий.

2. Пассивная гибкость (9-10 лет) – выполняется упражнение с большой амплитудой за счет действия внешних сил (тяжесть, партнер). Величина пассивной гибкости выше активной гибкости.

3. Динамическая гибкость – проявляется в упражнениях динамического характера.

4.Статическая гибкость – в упражнении статического характера.

5.Общая гибкость – способность выполнять упражнение с большой амплитудой в наиболее крупных суставах и в различных направлениях.

6.Специальная гибкость – способность выполнять упражнение с большой амплитудой в суставах и направлениях, соответствующих особенностям вида спорта.

Гибкость зависит от внешних и внутренних факторов.

Внешние факторы:

1)возраст. пол. телосложения,

2)утомление, разминка,

3)время суток (12-1700 , середина дня)

Внутренние факторы:

1) тормозные элементы суставов (формы суставов, суставных сумок, растяжения, эластичности связок, сухожилия, мышцы),

Методы развития гибкости:

Повторный метод, серийно – повторный, сопряженный

от 8 до 10 повторений в первых занятиях , до 100 через 2-9 месяца, (3-5 ритмич.повторений с увеличением амплитуды; сопряженный).

Средства:

Основным средством воспитания гибкости является упражнения на растяжение (стрейчинг). Они бывают: активные – маховые; пружинистые, с упражнением с отягощением., пассивные упражнения, когда поза сохраняется за счет внешних сил.

Упражнения на гибкость выполняются во время разминки, в интервалах отдыха между другими упражнениями в подготовительной и в конце основной части занятий.

Выполняя упражнения на растягивание необходимо соблюдать следующие требования:

1)обязательная разминка (необходимо разогреть мышцы),

2)ставить конкретные цели (достать до определенной точки),

3)упражнения выполнять сериями в определенной последовательности – верхние конечности, туловище, нижние конечности;

4)между упражнениями на растяжении выполнять упражнения на расслабление,

5)выполняя упражнения, амплитуду увеличивать постепенно,

6)как только снижается амплитуда упражнения необходимо прекращать,

7)упражнения на гибкость выполняются с различной быстротой: медленно – со слабо подготовленными; быстро – хорошо подготовленными.

Разновидности упражнения:

1. Маховые движения, вращательные движения.

2. Пружинистые движения.

3. Фиксация статического положения (стретчи нг).

4. Комбинирование упражнения (силовые + растягивающие).

5. Исполнение внешних ориентиров (коснуться пола, ориентиры на стене).

6. Использование отягощений с большой амплитудой.

7. Помощь партнера.

8. Дополнительная внешняя опора.

Гибкость следует повышать до необходимого уровня для овладения рациональной техникой. Для развития специальной гибкости необходимо применять упражнения схожие по структуре с упражнениями избранного вида спорта и выполнять их с большей амплитудой . Причем пассивная гибкость должна превышать требуемую амплитуду движений, т.е. должен быть запас гибкости.

Необходимо помнить, что при утомлении активная гибкость ухудшается, а пассивная увеличивается вследствие разогрева (усталости), следовательно, при утомлении следует применять упражнения на развитие пассивной гибкости.

Упражнения на растягивание применяют 3-4 раза в неделю, особенно в подготовительном периоде многочасовой тренировки, перерыв в занятиях может быть не более 1-2 недель, если больше, то гибкость снижается и через 2-3 месяца приходит к исходному уровню.

Возрастные особенности – девочки – 10-17 лет; мальчики – 9-10, 13-16 лет, активная – в 10-14 лет, пассивная - в 9-10 лет

Выполнение любого движения или сохранение какой-либо позы тела человека обусловлено работой мышц. Величину развиваемого при этом усилия принято называть силой мышц[35].

Мышечная сила как характеристика физических возможностей человека - это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий - напряжений (измеряется в гр. кг).

Сила зависит :

1) от скорости импульса в мышцах;

2) от волевых усилий;

3)от физиологического поперечника и физиологических свойств мышц;

4)От состояния опорно-двигательного аппарата;

5)От синхронизации работы мышц (мышечной координации);

6)От биомеханических характеристик работы тела (длины рычагов);

Режим работы мышц :

1)статический – без изменения длины ((удерживающий, т.е. изометрический режим);

2)динамический – уменьшением длины мышц (преодолевающий - миометрический режим); увеличение длины мышц (уступающий - плиометрический режим).

Наибольшие величины силы проявляются при уступающей работе мышц, иногда в два раза превосходящие изотермические показатели.

Сила, проявляемая в уступающем режиме в разных движениях зависит от скорости: чем больше скорость, тем больше и сила.

В изометрических условиях скорость равна нулю. Проявляемая при этом сила несколько меньше величины силы в плиометрическом режиме. Меньшую силу, чем в статистическом и уступающем режимах, мышцы развивают в условиях преодолевающего режима.

С увеличением скорости движений величины проявляемой силы уменьшаются. В медленных движениях, т.е. когда скорость движения приближается к нулю, величины силы не отличаются существенно от показателей силы в изометрических условиях.

В соответствии с данными режимами и характером мышечной деятельности силовые способности человека подразделяются:

собственно-силовые;

скоростно-силовые;

силовую выносливость

Собственно силовые способности проявляются:

1) при относительно медленных сокращениях мышц, в упражнениях, выполняемых с околопредельными, предельными отягощениями;

2) при мышечных напряжениях изометрического типа. В соответствии с этим различают медленную силу и статистическую силу.

Собственно силовые способности характеризуются большим мышечным напряжением и проявляются в преодолевающем, уступающем и статистическом режимах работы мышц. Они определяются физиологическим поперечником мышцы и функциональными возможностями нервно-мышечного аппарата[17].

Различают абсолютную силу – это максимальная сила человека и относительную – отношение максимальной силы к массе (весу) спортсмена.

Под термином «скоростно-силовые способности» понимается комплексное проявление скорости и силы, т.е. способность человека развивать максимальную мощность усилий в кратчайший промежуток времени. К скоростно-силовым относятся такие качества, в которых мышечная сила стремится к максимуму за счет возрастания скорости сокращения мышц и связанного с этим напряжения (С.В. Фарфель, 1975).

Скоростно-силовые способности проявляются при выполнении быстрых движений преодолевающего и уступающего характера или при быстром переключении от уступающей к преодолевающей работе.

Преодолевающая работа – это работа по перемещению тела и его частей, предметов, когда внешняя работа меньше напряжения мышц. Здесь мышцы сокращаются и укорачиваются – движение совершается с ускорением и постоянной скоростью (выпрыгивания, разгибания, выталкивания);

Уступающая работа – когда внешняя нагрузка на мышцы больше чем ее напряжение, здесь мышцы растягиваются и удлиняются – это движения, когда необходимо погасить кинетическую энергию движения тела или его частей (сгибание, приземление) в этих движениях можно проявить большую силу, чем преодолевающем режиме, так при приземлении в прыжках в длину мышцы совершают работу в 2 раза большую, чем при отталкивании.

К скоростно-силовым способностям относят :

1) быструю силу;

2) взрывную силу.

Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, которые выполняются со значительной скоростью, не достигающей предельной величины.

Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время. Это способность проявлять большую силу в минимальный отрезок времени – это нарастание силы во времени – здесь усилия связано с быстрым преодолением отягощений или сопротивлением с ускорением движения – прыжки, метание, удар и т. д.

Наиболее распространенной формой проявления скоростно-силовых способностей, считает А.А. Гужаловский, являются упражнения прыжкового характера, удары и метания. Спортивные результаты в этих упражнениях во многом обусловлены уровнем скоростно-силовой подготовленности. Однако различные виды спорта предъявляют не одинаковые требования к отдельным её компонентам. В одних видах результат в большей мере зависит от силовых компонентов движения, в других от скоростных. Этот факт свидетельствует об обратно пропорциональной зависимости между скоростью движения и нагрузкой – с увеличением веса преодолеваемого отягощения скорость сокращения мышц снижается. При чем выше внешнее отягощение, тем больше действие приобретает силовой характер, чем меньше отягощение, тем больше действие становиться скоростным

Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой и ускоряющей силой (Ю.В. Верхошанский, 1977).

Стартовая сила – это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения.

Ускоряющая сила – способность мышц к быстроте наращивания усилия в условиях их начавшегося сокращения.

Взрывная сила как способность проявлять большие величины силы в наименьшее время (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2000) имеет существенное значение при старте в беге с максимальной скоростью, в прыжках, резких остановках, ударных действиях и т.д.

В результате современных исследований было выделено еще одно новое проявление силовых способностей, так называемая способность мышц накапливать и использовать энергию упругой деформации ее определили как реактивную способность . Она характеризуется проявлением мощного усилия сразу же после интенсивного механического растяжения мышц, т.е. при быстром переключении их от уступающей работы к преодолевающей, в условиях максимума развивающейся в этот момент динамической нагрузки. Предварительное растягивание, вызывающее упругую деформацию мышц, обеспечивает накопление в них определенного потенциала напряжения, который с началом сокращения мышц является существенной добавкой к силе их тяги, увеличивающей ее рабочий эффект.

Установлено, что чем резче, в оптимальных пределах растяжение мышц в фазе амортизации, тем быстрее переключение от уступающей работы мышц к преодолевающей, тем выше мощность и скорость их сокращения. Сохранение упругой энергии растяжения для последующего сокращения мышц обеспечивает высокую экономичность и результативность в беге, прыжках, ударах и других движениях[31].

Силовая выносливость определяется способностью длительное время поддерживать необходимые силовые характеристики движений. Среди разновидностей выносливости к силовой работе выделяют выносливость к динамической работе и статическую выносливость. Выносливость к динамической работе определяется способностью поддержания работоспособности при выполнении спортивной деятельности, связанной с подъемом и перемещением тяжестей, с длительным преодолением внешнего сопротивления. Статическая выносливость — это способность поддерживать статические усилия и сохранить малоподвижное положение тела или длительное время находиться в помещении с ограниченным пространством.

Главной задачей при развитии силы является всестороннее её развитие и обеспечение проявлений ее в различных видах деятельности.

Частной задачей является:

1)развитие различных видов силы;

2)гармоническое укрепление всех мышечных групп;

3)умение рационально использовать силу в различных движениях.

Для развития силы наибольшее значение имеет увеличение физиологического поперечника мышц, запасов в них креатинфосфатов и интенсивности обменных процессов, а так же умение проявлять свои силовые способности, что достигается, прежде всего, усилием воли.

Развитие силы практически происходит в результате выполнения любых физических упражнений. Но специальное развитие силовых качеств достигается при применении силовых упражнений и специальных методов.

Средствами развития силы мышц являются различные силовые упражнения, среди которых можно выделить три их основных вида:

1. Упражнения с внешним сопротивлением;

2. Упражнения с преодолением веса собственного тела

3. Изометрические упражнения.

1.3. Общее представление о круговой тренировки

Круговая тренировка (КТ) является одной из эффективных организационно-методических форм применения физических упражнений. Она получила свое наименование ввиду того, что все упражнения выполняются занимающимися как бы по кругу.

Круговая тренировка была разработана английскими специалистами Р. Морганом и Г. Адамсоном в 1952-1958 гг. Независимо от них к идее круговой тренировки пришел Б.Д. Фрактман. Еще в 1955г. Б.Д. Фрактман наметил пути применения круговой тренировки и обосновал необходимость индивидуального дозирования нагрузки на дополнительных снарядах, что благотворно сказывалось на развитии у занимающихся быстроты, силы, ловкости, гибкости и выносливости, способствуя, в конечном счете, улучшению их физической подготовленности. Круговая тренировка занимала до 55 % времени основной части занятий.

Круговая тренировка получила широкое распространение и признание не только в спортивной тренировке, но и в физическом воспитании как у нас в стране, так и за рубежом. Первоначально она возникла в Англии как новая организационная форма эффективного использования физических упражнений. Дальнейшее развитие круговая тренировка получила в трудах специалистов по физической культуре из ГДР. Они создали целостную организационно-методическую форму, включающую ряд частных методик применения физических упражнений. Основная цель круговой тренировки - это эффективное развитие двигательных качеств. Такая цель предполагает комплексное развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости при строгой регламентации и индивидуальной дозировке выполняемых упражнений [1].

Наиболее актуальной проблемой увеличения эффективности тренировочного процесса, особенно на этапе спортивного мастерства, является его интенсификация. Термин "интенсификация" в буквальном значении этого слова означает усиление. Интенсивность - это степень усилий в спортивной деятельности, которая характеризуется величиной нервно-мышечного напряжения. Другими словами, интенсивность - количество тренировочной или соревновательной работы за единицу времени [2]. Наибольшей интенсивности соответствуют занятия с применением круговой тренировки.

Тренировочное занятие может складываться из нескольких однотипных серий по своему физиологическому действию и нервно-мышечному направлению, а может быть разнонаправленным [1]

Плотность в круговой тренировке можно охарактеризовать как соотношение фаз нагрузки и отдыха. Такое определение в полной мере относится к интервальным методам экстенсивного и интенсивного характера. Оптимальная плотность обеспечивается эффективностью нагрузки в тренировочном занятии. Двигательная плотность тренировочных занятий предусматривает увеличение количества упражнений и их повторений за единицу времени: в тренировочном занятии или в его определенной части. В этом случае круговую тренировку необходимо рассматривать как часть этого занятия. Круговая тренировка может проводиться в начале занятия или в основной его части (для решения определенных задач). Таким образом круговую тренировку можно поставить в ряд чрезвычайно эффективных методов на начальном этапе подготовки спортсменов и в проведении тренировочных занятий в учебных заведениях .Круговая тренировка позволяет обеспечить индивидуализацию обучения и воспитания, эффективно использовать время, планируемое на физическую подготовку. Преподаватель дает студентам конкретную программу действий, контролирует её выполнение, производит оценку выполненной программы, при необходимости исправляет, уточняет отдельные упражнения. Студенты в свою очередь получают задание, осмысливают его, выполняют. Качество их работы оценивается устно или письменно.

В комплексы круговой тренировки включают разнообразные физические упражнения. Все они представляют собой двигательную деятельность, выполняемую в соответствии с конкретными задачами, закономерностями и методами спортивной тренировки.

Посредством физических упражнений человек вступает в определенное взаимодействие с окружающей средой и воздействует на свой организм и психику. Изменяя характер, время, интенсивность работы, длительность и характер отдыха, и другие параметры физических упражнений, а также условия их выполнения, можно управлять характером и величиной этого воздействия [2].

Общая классификация всех физических упражнений проводится на основе выделения трех основных характеристик активности мышц, осуществляющих соответствующее упражнение:

- объем активной мышечной массы;

- тип мышечных сокращений (статический или динамический);

- мощность сокращений.

В зависимости от мышц и мышечных групп, принимающих участие в работе, все физические упражнения классифицируются на локальные, региональные и глобальные. Локальные упражнения КТ избирательно воздействуют на отдельные мышечные группы. При использовании таких упражнений в КТ следует учитывать, что они не вызывают значительной активизации таких основных жизненно важных функций, как дыхание, кровообращение, терморегуляция и другие.

Выполнение региональных и особенно глобальных упражнений значительно активизирует деятельность дыхательной, сердечнососудистой и других систем. Степень их активизации зависит от интенсивности, длительности работы, количества мышц и мышечных групп, участвующих в ее выполнении. Изменяя частоту повторений, величину сопротивления или отягощения и амплитуду одного и того же упражнения, можно увеличивать либо уменьшать мощность работы. С изменением мощности изменяется и предельное время выполнения упражнения. Увеличение мощности приводит к уменьшению времени работы. Эта зависимость является общей для всех циклических упражнений, требующих максимального проявления физических и психических возможностей человека[5].

В зависимости от интенсивности и длительности выполнения глобальные упражнения циклического характера разделяют на четыре зоны относительной мощности: максимальную; субмаксимальную; большую; умеренную. Для упражнений каждой зоны характерны особенности, которые следует учитывать при составлении комплексов круговой тренировки и выборе методов их выполнения. Поскольку ациклическим упражнениям (при выполнении их на станциях) придается искусственно циклическая структура, то рассматриваемые ниже особенности каждой из зон в определенной мере справедливы и для них [14].

В зоне максимальной мощности упражнения выполняют с предельной интенсивностью в течение 10-20 с. При их выполнении, в мышцах происходит распад энергосодержащих соединений с выделением большого количества энергии, за счет которой и производится мышечная работа. При таких кратковременных и интенсивных упражнениях системы дыхания и кровообращения не успевают удовлетворить потребность организма в кислороде. Поэтому работа выполняется почти в бескислородных (анаэробных) условиях. Кислород, необходимый для восстановления, поступает в организм уже после окончания работы.

Для глобальных упражнений максимальной зоны относительной мощности, включаемых в круговую тренировку, характерны высокая интенсивность выполнения, продолжительность работы до 20 с и большой кислородный долг. Такие упражнения способствуют развитию силовых и скоростно-силовых качеств. В круговой тренировке для воспитания этих качеств применяют преимущественно повторный и интенсивно-интервальный методы.

Упражнения субмаксимальной зоны мощности в зависимости от скоростных, силовых и амплитудных характеристик, могут выполняться от 20-40 с до 5 минут. При такой работе кислородный запрос значительно превышает его потребление, в результате чего в организме накапливается большой кислородный долг. Характерной особенностью упражнений, выполняемых в субмаксимальной зоне мощности является то, что процессы дыхания и кровообращения достигают максимальных величин не сразу, а через некоторое время после начала работы и сохраняются до окончания выполнения упражнения. Все изменения, происходящие в организме (накопление СзНвОН; увеличение концентрации солей в крови и повышение ее вязкости) значительно затрудняют выполнение работы без снижения интенсивности. Поэтому, выполнение в круговой тренировке упражнений данной зоны мощности, представляет собой серьезное физическое и психологическое испытание для занимающихся. Что касается физических качеств, то выполнение упражнений в субмаксимальной зоне мощности способствует развитию силовой, скоростной и скоростно-силовой выносливости. Наиболее приемлемым методом для воспитания этих качеств, является метод интервальной работы, включающий в себя экстенсивно - и интенсивно-интервальный методы [8].

В зоне большой мощности время выполнения упражнений колеблется 5 до 40 мин. При выполнении такой работы потребление кислорода достигает величин, близких к максимальным. К концу работы накапливается значительный кислородный долг, наблюдаются изменения биохимического состава крови, мочи и др. Работа, в данной зоне мощности, выполняется преимущественно в аэробных условиях и способствует повышению локальной и общей выносливости. Эти качества совершенствуются круговой тренировкой по методу непрерывной работы. Применяется такой метод в основном на общеподготовительном этапе подготовительного периода для решения задач как общей, так и специальной физической подготовки.

Для упражнений, выполняемых в умеренной зоне мощности характерно удовлетворение кислородного запроса в процессе работы. Мышечная деятельность выполняется за счет аэробных источников энергии. В связи с большой длительностью выполнения упражнения в организме наступают изменения, ограничивающие время выполнения упражнения (исчерпываются запасы углеводов и жиров, обезвоживание и др.). В комплексы круговой тренировки данные упражнения включать нецелесообразно, так как характеристика таких упражнений сходна с вариантами круговой тренировки, выполняемой по методу непрерывной работы. Рассмотренные особенности реакции организма на однократное выполнение физических упражнений, различных по двигательному составу, характеризуют в какой-то мере взаимосвязь между такими параметрами нагрузки, как объем и интенсивность. Учет этой взаимосвязи является обязательным условием управления тренировочным эффектом круговой тренировки [7].

В принципе соотношение объема и интенсивности нагрузки при выполнении физических упражнений характеризуется обратнопропорциональной зависимостью: чем больше объем нагрузки, задаваемой в упражнении, тем меньше ее интенсивность, и наоборот, чем больше интенсивность нагрузки, тем меньше ее объем.

Закономерное «свертывание» параметров объема нагрузки по мере того, как ее интенсивность приближается к предельным величинам (или наоборот), объясняется, в частности, существенными физиологическими и биохимическими особенностями работы различной продолжительности и мощности. Как известно, это и послужило основанием для классификации упражнений по «зонам относительной мощности [1].

Рассматривая каждое физическое упражнение как некоторый воздействующий фактор, понятие объем нагрузки будет относиться, прежде всего, к длительности воздействия, а интенсивность нагрузки - к силе воздействия. Конкретный смысл этих понятий и параметры объема и интенсивности уточняются применительно к виду упражнений, а также в зависимости от того, оценивается ли нагрузка в отдельном упражнении или в некоторой совокупности упражнений.

При проведении учебно-тренировочных занятий с использованием методов круговой тренировки, достаточно большие нагрузки обеспечиваются различными комбинациями параметров объемов и интенсивности, например большой и субмаксимальной интенсивности с относительно небольшими объемами (что характерно для упражнений скоростного и скоростно-силового характера) или умеренной и большой интенсивности с относительно большими объемами (что характерно для упражнений, направленных на развитие выносливости).

При выборе упражнений для комплексов круговой тренировки определенные требования предъявляются к степени изученности и координированной сложности упражнений. Эти требования вытекают из особенностей образования двигательных навыков - закрепленных до автоматизма движений.

Для фазы генерализации характерны процессы иррадиации возбуждения в коре головного мозга, в результате чего в работу включаются не нужные для данного упражнения мышцы и мышечные группы. Вследствие этого нарушается ритм движения, мышечные усилия и затраты энергии превышают уровень, необходимый для решения двигательной задачи. В этой фазе следует особенно осторожно подходить к дозировке упражнений, так как из-за наступающего утомления нервных процессов (при большом числе повторений, чрезмерном отягощении или высоком темпе) допускаются ошибки в технике, которые затем постепенно могут закрепиться, что приводит к формированию неправильного движения[9].

В круговой тренировке все упражнения выполняются в усложненных условиях, требующих проявления различных физических качеств. Поэтому недостаточно разученные упражнения, приводящие к иррадиации нервных процессов, не следует включать в комплексы КТ. Только хорошо выученное, закрепленное упражнение можно выполнить в сложных условиях, без риска нарушить технику.

Рассмотренные характеристики свидетельствуют о широких возможностях разностороннего воздействия физических упражнений на занимающихся при решении задач общей физической подготовки в системе подготовки спортсменов путем применения их в КТ.

Сочетание различных режимов мышечной деятельности в круговой тренировке [8]. По характеру мышечного сокращения в КТ применяются в основном динамические упражнения, но наряду с ними имеют место статические и упражнения с комбинированным режимом работы мышц.

В основе спортивной деятельности лежит реальное явление - двигательное действие, посредством которого решается спортивная задача. Именно движение является тем объектом, на который прямо или косвенно направлен комплекс тренирующих воздействий в ходе многолетней подготовки спортсмена

Традиционная круговая тренировка предполагает на первом занятии комплектование групп и ознакомление их с комплексами упражнений на «станциях». На втором занятии определяется максимальное количество повторений с учётом и без учёта времени. В дальнейшем в зависимости от индивидуальных особенностей и конкретных задач занимающиеся проходят 1-3 круга при количестве повторений, равных ¼, 1/3, ½ от максимума.

В основе круговой тренировки лежат три метода.

Непрерывно-поточный, который заключается в выполнении упражнений слитно, одно за другим, с небольшим интервалом отдыха. Особенность этого метода - постепенное повышение индивидуальной нагрузки за счёт повышения мощности работы(до 60% максимума) и увеличения количества упражнений в одном или нескольких кругах. Одновременно сокращается время выполнения упражнений (до 15-20 с) и увеличивается продолжительность отдыха (30-40 с). Метод этот, по мнению В. В. Чунина, способствует комплексному развитию двигательных качеств.

Поточно-интервальный, который базируется на 20-40-секундном выполнении простых по технике упражнений(50% от максимальной мощности) на каждой станции с минимальным отдыхом. Цель его- сокращение контрольного времени прохождения 1-2 кругов. Такой режим развивает общую и силовую выносливость, совершенствует дыхательную и сердечно – сосудистую системы.

Интенсивно-интервальный, который используется с ростом уровня физической подготовленности занимающихся. Мощность его заданий составляет 75% от максимальной и достигается за счёт увеличения интенсивности и сокращения времени работы (до 10-20 с). Цель его – сокращение времени роботы при ее стандартном объеме и сохранении временных параметров отдыха (до 40-90 с). Подобный режим развивает максимальную и «взрывную»силу. Интервалы отдыха 30-40с обеспечивают прирост результатов в упражнениях скоростной и силовой выносливости.

Высокая эффективность традиционной круговой тренировки не исключает и ряда недостатков. Некоторые из них заложены в самой ее идее, другие же носят организационно-практический характер. В частности, круговая тренировка не всегда учитывает физиологические закономерности формирования двигательных качеств в одном тренировочном занятии, обеспечивает лишь комплексное их развитие без строгого дифференцирования[21].

Непрерывно-поточный метод выполнения упражнений на станциях предполагает стандартное ( одинаковое для занимающихся с различными функциональными возможностями) время отдыха, что также нельзя признать целесообразным. В практическом аспекте организация большого контингента занимающихся на 8-10 станциях требует значительного количества нестандартного инвентаря и оборудования. Это оборудование не может быть широко использовано группами различных возраста, пола и подготовленности. Изменение задач того или иного занятия также влечет за собой переоборудование мест ,где оно проводится. Немаловажным фактором является и фактор времени занятий. При числе занимающихся 80-100 человек занятие может длиться 2,5-3 часа, что практически нереально для массовых форм физической культуры. Эти недостатки препятствуют широкому внедрению традиционных форм круговой тренировки в процесс физической подготовки различных категории трудящихся.

В круговой тренировке хорошо сочетаются достоинства избирательно направленного и общего, комплексного воздействия, а так же упорядоченного и вариативного воздействия. В частности, наряду с четкой повторяемостью тренирующих факторов широко используется эффект «переключения» (смены деятельности), что создает благоприятные условия для проявления высокой работоспособности и положительных эмоций.

1.4.Особенности использования круговой тренировки для развития физических качеств

Уровень развития двигательных (физических) качеств зависит от многих внешних и внутренних факторов: возрас­та, пола, веса, профессии, образа жизни, наследственности, среды обитания, времени суток, тренированности, вида спорта и др. В процессе индивидуального развития человека одни качества достигают своего максимума к периоду полового созревания, другие (например, сила) — к 25—30 го­дам. Выносливость поддерживается на одном уровне до 30— 35 лет, в то время как уровень быстроты снижается к 25 годам[5].

Для упражнений, выполняемых в умеренной зоне мощности характерно удовлетворение кислородного запроса в процессе работы. Мышечная деятельность выполняется за счет аэробных источников энергии. В связи с большой длительностью выполнения упражнения в организме наступают изменения, ограничивающие время выполнения упражнения (исчерпываются запасы углеводов и жиров, обезвоживание и др.). В комплексы круговой тренировки данные упражнения включать нецелесообразно, так как характеристика таких упражнений сходна с вариантами круговой тренировки, выполняемой по методу непрерывной работы. Рассмотренные особенности реакции организма на однократное выполнение физических упражнений, различных по двигательному составу, характеризуют в какой-то мере взаимосвязь между такими параметрами нагрузки, как объем и интенсивность (Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков, 1976). Учет этой взаимосвязи является обязательным условием управления тренировочным эффектом круговой тренировки.

В принципе соотношение объема и интенсивности нагрузки при выполнении физических упражнений характеризуется обратнопропорцио-нальной зависимостью: чем больше объем нагрузки, задаваемой в упражнении, тем меньше ее интенсивность, и наоборот, чем больше интенсивность нагрузки, тем меньше ее объем. Это соотношение хорошо видно на графике, выражающем связь между возможным числом повторений с отягощением и величиной отягощения.

Закономерное «свертывание» параметров объема нагрузки по мере того, как ее интенсивность приближается к предельным величинам (или наоборот), объясняется, в частности, существенными физиологическими и биохимическими особенностями работы различной продолжительности и мощности. Как известно, это и послужило основанием для классификации упражнений по «зонам относительной мощности» (B.C. Фарфель и др.), характеристики которых приведены в таблице 1 (которую я не могу вставить, увы).

Напомним, что, рассматривая каждое физическое упражнение как некоторый воздействующий фактор, понятие объем нагрузки будет относиться, прежде всего, к длительности воздействия, а интенсивность нагрузки - к силе воздействия. Конкретный смысл этих понятий и параметры объема и интенсивности уточняются применительно к виду упражнений, а также в зависимости от того, оценивается ли нагрузка в отдельном упражнении или в некоторой совокупности упражнений.

При проведении учебно-тренировочных занятий с использованием методов круговой тренировки, достаточно большие нагрузки обеспечиваются различными комбинациями параметров объемов и интенсивности, например большой и субмаксимальной интенсивности с относительно небольшими объемами (что характерно для упражнений скоростного и скоростно-силового характера) или умеренной и большой интенсивности с относительно большими объемами (что характерно для упражнений, направленных на развитие выносливости).

При выборе упражнений для комплексов круговой тренировки определенные требования предъявляются к степени изученности и координированной сложности упражнений. Эти требования вытекают из особенностей образования двигательных навыков - закрепленных до автоматизма движений (В.Н. Кряж, 1982).

Нам нет необходимости подробно описывать весь процесс образования двигательного навыка, а лишь напомним, что он проходит ряд фаз. Для фазы генерализации характерны процессы иррадиации возбуждения в коре головного мозга, в результате чего в работу включаются не нужные для данного упражнения мышцы и мышечные группы. Вследствие этого нарушается ритм движения, мышечные усилия и затраты энергии превышают уровень, необходимый для решения двигательной задачи. В этой фазе следует особенно осторожно подходить к дозировке упражнений, так как из-за наступающего утомления нервных процессов (при большом числе повторений, чрезмерном отягощении или высоком темпе) допускаются ошибки в технике, которые затем постепенно могут закрепиться, что приводит к формированию неправильного движения.

В круговой тренировке все упражнения выполняются в усложненных условиях, требующих проявления различных физических качеств. Поэтому недостаточно разученные упражнения, приводящие к иррадиации нервных процессов, не следует включать в комплексы КТ. Только хорошо выученное, закрепленное упражнение можно выполнить в сложных условиях, без риска нарушить технику.

Рассмотренные характеристики свидетельствуют о широких возмож-ностях разностороннего воздействия физических упражнений на занимаю-щихся при решении задач общей физической подготовки в системе подготовки спортсменов путем применения их в КТ

. ЛИТЕРАТУРА

1. Айриянц А.Г. Волейбол. – М., 1996.-127 с.

2. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с

3. Башлыков И.П., Казаев М.Х. Оценка точности двигательных
действий: лекция для студентов, слушателей ИПК. - М., 1989. - 150 с.

4. Беляев А.В. Волейбол на уроке физической культуры.- М.: Физкультура и спорт, 2005.-144 с.

5. Беляев А.В., Савин М.В. Волейбол: Учебник для институтов и академий физической культуры. М.:СпортАкадемПресс, 2002.- 324 с.

6. Беляев В.Г. Возрастная физиология.- Ставрополь, 1999.-145с.

7. Бирюкова Н.В. О методических подходах измерения точности
воспроизведения пространственных параметров движений. Сб. научн.
трудов. - Ленинград, 1976. - С.69-77.

8. Верхошанский Ю.В Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988.- 331с.

9. Волейбол: Справочник . –М., 1994.-134 с.

10. Волейбол: Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ. – М.: Советский спорт, 2003. – 112 с.

11. Волков Л. В. Обучение и воспитание юного спортсмена. — Киев; Здоровье, 1994.- 178 с.

12. Демиденко О.В., Зверев А.А., Каширин В.А. Критерии оценки
развития точности у волейболистов // Актуальные проблемы физиологии человека и животных. - Ульяновск, 2004. - С. 14-17.

13. Дукальская А.В. Современные представления о развитии физический качеств волейболистов. – Ростов-на-Дону, 1995.-114 с.

14. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.

15. Голомазов СВ. Точность движений. - М.: ГЦОЛИФК, 1979. -43 с.

16. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: Высшая школа., 1985. 321с.

17. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. – М.: Физкультура и спорт, 1998. -246 с.

18. Железняк Ю.Д. Структура соревновательно – игровой деятельности, как основа построения тренировочного процесса волейболистов. // Теория и практика физической культуры. - 1995. - №5. - С. 15 -17.

19. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. Волейбол: -У истоков мастерства // Под ред. Ю.В. Питерцева. - М.: Изд-во «ФАИР-ПРЕСС», 1998. - 336 с:ил. - (Спорт).

20. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. -М., 1970. -238с.

21. Ивойлов А.В. Волейбол. Учебник для педагогический институтов. – М., 1985.-265 с.

22. Клещёв Ю.Н. Волейбол – М.: Физкультура и спорт, 2005.- 400с.

23. Клещёв Ю.Н., Фурманов А.Г. Юный волейболист. – М.: Физкультура и спорт., 1979.- 256 с.

24. Клещёв Ю.Н., Айриянц А.Г. Волейбол. – М., 1985.-289 с

25. Клещев Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям: Учебное пособие. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 192 с.

26. Коренберг В.Б. Проблемы физических и двигательных качеств //
Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 7. - С. 2 - 5.

27. Лях В. И. Важнейшие для различных видов спорта координационные способности и их значимость в техническом и технико-тактическом совершенствовании //Теория и практика физической культуры. -1988. -№2. - С. 57-59.

28. Матвеев Л.П.Общая теория спорта.- М., 1997.-237 с.

29. Межуев В.Б. Скоростно-силовая подготовка // Физическая культура в школе. – 2001. – №4 – С.17-20.

30. Назаренко Л.Д. Место и значение точности как двигательно-координационного качества // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2001. - № 2. - С. 30-35.

31. Назаренко Л.Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков. - М.: Изд. «Теория и практика физической культуры». - 2001. - 332 с.

32. Немцев О.Б. Основы точности как физического качества человека. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2003. - 52 с.

33. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать – М.:ООО «Издательство АСТ», 2002. – 864 с.

34. Пидоря A.M., Годик М.А., Воронов А.И. Основы координационной подготовки спортсменов. - Омск. РИО Упринформ,печати. Омская обл. типография, 1992. - 76 с.

35. Подливаева П.А., Тарнопольская О.К . Исследование структуры скоростных качеств волейболистов. // Теория и практика физической культуры. - 1991. - № 9. - С. 15 -17.

36. Романенко В.А. Максимович В.А. Круговая тренировка при массовых занятиях физической культурой . – М., 1988.- 143 с.

37. Спортивные игры. Железняк Ю.Д ., Портнов Ю.М.– М.: Академия, 2001.- 320 с.

38. Топышев О.П., Хаитов Х.Б., Фомин Е.В., Бейшакалиев 3. Динамика готовности волейболистов к соревновательной деятельности в подготовительный период //Теория и практика физической культуры. -1985. -№3. -С. 12-14.

39. Фарбер Д.А. Физиология подростка. - М., 1985.- 265 с.

40. Филин В.П. Фомин И.А. Основы юношеского спорта. – М.: Физкультура и спорт, 1980.-262 с.

41. Филин В.П. Касаткин А.Н . Максименко Г.Н. Взаимосвязь физических качеств, техническая подготовка и спортивный результат волейболистов различного возраста. // Теория и практика физической культуры. - 1992. - № 2. - С. 9 -13.

42. Холодов Ж.К. Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М., 2000. -386 с.

43. Чехов О.С. Основы волейбола. – М.: Физкультура и спорт, 1979.-278 с.