Главная              Рефераты - Культура

Знакомство с народной глиняной игрушкой - реферат

Введение.

Игрушка — предмет детских забав и развлечений — служит целям умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания — разностороннего развития детей. Игрушка способствует познанию ребенком окружающей действительности , развивает его мышление и речь, пробуждает творческую инициативу.

История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка — одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со своей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.

Основным материалом для изготовления игрушек были глина и дерево, а начиная с первой половины 19 века — папье-маше. Мастерили также игрушки и из саломы, мха, еловых шишек, льна. Как глиняные, так и деревянные игрушки изготавливались во многих местах России. Деревянную игрушку больше всего делали в Московской и Нижегородской губерниях, глиняную — в Туле, Каргополе. Наиболее крупным центром деревянной игрушки издавна был Сергиев Посад с прилегающими к нему селениями. В игрушках преобладали жанровые изображения, фигурки барынь, гусаров, монахов.

Другим центром игрушек, образовавшимся позже, была деревня Богородская,, ставшая крупным промыслом деревянной игрушки. Богородская резьба и сейчас занимает значитеьное место в декоративном искусстве. Для бгородских игрушек характерны сюжетные, групповые композиции, жанровые сцены, мастера часто используют сказочные и исторические темы. Многие игрушки делаются движущимися, что усиливает их выразительность. Крупным центром производства деревянной и детской игрушки была Нижегородская губерния, во многих ее районах — Городецком, Семеновском, Федосеевском — вырезались и расписывались игрушки. Основной сюжет городецких игрушек- лошади в упряжках. Раскраска этих игрушек близка к раскраске детской мебели, сундуков, создавших славу городетской росписи.

Особый интерес представляет собой дымковская игрушка, по названию слободы Дымково, близ города Кирова. Ассортимент дымковских игрушек чрезвычайно разнообразен : барыни, кормилицы, всадники, гусары, фантастические птицы и животные, многофигурные сюжетные композиции. Упрощенно — лаконичной пластике дымковских игрушек соответствует характер ее декоративной росписи, поражающей своей красочностью, оригинальностью.

Глиняные игрушки Воронежской, Тульской, Архангельской областей по внешнему виду отличаются друг от друга, но всем им присущи необыкновенная ясность и простота форм, красота и фантазия.

У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. Игрушки у многих народов, несмотря на их различие, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в труде, и известный мастер и простой крестьянин учились у одного великого мастера — природы. И в раскошном дворце, и в соломенной хижине ребенок играл. У одних игрушкой лужила деревянная чурка, завернутая в тряпицу, у других — дорогостоящие затейливые, сделанные на заказ механические куклы.

Самые ранние игрушки были примитивны, обобщены, представляли собой уменьшенные изображения окружающих вещей :игрушечные инструменты, миниатюрная посуда, погремушки, свистульки, лошадки, рыбки, птички, оружие — луки, мечи, кинжальчики, фигурки людей.Из чего же их делали? Из веток, сучков дерева, плодов, цветов, хлебного мякиша, соломы, глины, то есть из того, что давала щедрая окружающая природа. Эти игрушки жили недолго, они быстро ломались, исчезали.

Чтобы сделать их более занемательными, предки наши заставляли их действовать : совершать несложные движения, издавать звуки и шумы,-ярко и красиво их расписывали. Важную роль отводили кукле, так как человек видел в ней себя. Она была символом продолжения рода, и игра в куклы всячески поощрялась взрослыми. Существовала даже примета, что если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если небрежно относятся к своим игрушкам — быть беде. В колыбель к ребенку клали куклу «оберег», считая, что она охраняет его покой и сон. Кукла участвовала и во взрослых обрядах. В старину на свадьбе она, нарядно одетая, с алой лентой в косе, украшала свадебный стол.

Символические куклы сопровождали другие крестьянские праздники и обряды. Провожали Масленицу большой соломенной куклой, которую в конце праздника сжигали на костре. К празднику Троицы делали из веток Семика и Семичиху, сажали их под березу, водили вокруг них хороводы, а в конце обряда топили в реке.

Такие игрушки можно видеть в краеведческих музеях. Но есть в Сергиевом Посаде уникальный музей игрушки, в коллекции которого хранятся игрушки от самых древних до современных. Не случайно музей возник именно здесь, под Москвой, в Сергиевом Посаде. В дореволюционной России он был одним из главных центров по производству игрушки. Там имелись специальные ремесленные мастерские, где работали мастера разных профессий : лепщики, резчики, раскрасчики, столяры — ведь игрушку стал делать не один мастер, а несколько.

Мастером коргопольской игрушки жил в деревне Гринево, звали его Иван Васильевич Дружинин. Во многом блогодаря усилиям этого гончара игрушки попали в различные музеи и до сих пор известны как «классические» каргопольские игрушки. Еще один яркий народный мастер — это Ульяна Ивановна Бабкина. Бабушка Ульяна переняла ремесло от родителей, получив в наследство чуткое ощущение пластики малых форм. Изделия бабушки Ульяны еще больше «подогрели» интерес к каргопольскому промыслу, и было принято решение об организации гончарной мастерской в самом городе Каргополе. Первым руководителем этой творческой мастерской стал Александр Петрович Шевелев.Сохранив традиционные каргопольские сюжеты, мастер начал разрабатывать новые. Появились многофигурные композиции.Филимоновские игрушки родились в селе Филимонове Одоевского района Тульской области. Деревня находится около залежей хорошей глины. Возможно, это и определило ее промысел. Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки. В основном же игрушечным делом занимались женщины.

В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические и духовные идеалы народа. Это традиции, обычаи, особенности жизни, быта, которые передаются из поколения в поколение.

Каждый образ в народном творчестве имеет свое значение, символ.

Птица — это символ радости, счастья, это душа предков.

Конь — главный символ солнца и оберег.

Медведь — символ могущества, пробуждение природы.

Баран, корова — могущество, плодородие.

Козел — добрая сила.

Олень — символ изобилия.

Русская народная игрушка является особым видом народного творчества. Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе.

Игрушки из глины и дерева, из соломы и бересты, из теста или бисера... Игрушки — обереги и игрушки потешки, стригушки и козули, бирюльки и свистульки... Дымковские и каргопольские, архангельские и филимоновские. Все это — русские народные игрушки, согреты теплом человеческих рук, красочно расписанные мастерами и умельцами, издавна дорящие людям любовь и доброту. И, к сожалению, совсем несправедливо забытые нашими детьми. Между тем народная игрушка — это не только культурное наследие, музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера. Лаконичная по форме, но столь выразительная и понятная любому ребенку, она и сегодня может не просто удивить и обрадовать малыша, но и успешно справиться с его обучением даже самым серьезным наукам.

Успешному развитию творческих способностей детей помогает умелое использование произведений народного прикладного искусства. Необходимо отобрать подлинные народные образцы, которые должны обладать образной художественной выразительностью,быть доступными восприятию детьми, иметь возможность для широкого использования в практике воспитательной работы детского сада.

1. Теоритические основы и методика ознакомления дошкольников с народной глиняной игрушкой.

1.1 Виды народной глиняной игрушки: традиции изготовления и росписи.

Удивительно богата земля народными промыслами и рукоделиями. Издревне производили знаменитые белевские кружева, пастилу, отливали сталь и , конечно, лепили глиняную игрушку. В свое время громкую известность получили изделия белевских ремесленников. Неподалеку от города добывали в небольших колличествах белевскую глину. Она была удивительно хороша и жаростойка. Из нее делали различные виды местных глиняных игрушек, популярных в Тульском крае. Существенно отличает белевскую барыню от прочих, прежде всего удивительно высокая и тонкая шея и стройная талия, гармоничные пропорции в соотношениях основных частей-опора-низ, плечевой пояс и шляпа с обязательным петушком-свистулькой. Летний и зимний вариант с длинным рукавом. Помимо основного варианта с зонтиком, мастера разработали фигурки без зонтика, но с каким-либо животным на руках,собакой, например. Так называемый «подарочный вариант», дарившийся в канун «года собаки».

Глина для изготовления используется светло-жгущаяся, как правило орловская, филимоновская или белевская. В росписи используются мягкие пастельные тона-бирюзовый, охра, полевые, розовые, серые и т.д. Цветовая гамма не ограничена, но не допускает открытых, ярких цветов. Роспись должна быть в меру, не «дробить» фигуру. В отличие от тульской росписывается также и ручка зонтика, и на самый низ юбки наносится узор-сетка, мотив, привнесенный из белевских кружев. Состав красителей-темпера (или гуашь с клеем ПВА), матовая, без применения лаков и глазурей.

Самой большой известностью пользуются глиняные игрушки из Дымковской слободы под Вяткой. Образцы игрушек просты, оригинальны и очень ярко выражают представления народных мастеров о мире, природе, людях.

Игрушку делали почти везде, где были залежи глины и занимались гончарством. Она сначала была попутным, второстепенным делом в гончарном производстве. Постепенно глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом и все больше предназначалась не для забавы, а становилась искусством, творчеством народных мастеров. С течением времени глиняная игрушка приобрела ряд устойчивых приемов, образов, сюжетов женской фигуры на устойчивом конусе-юбке, обтекаемая форма птички-свистульки, изображение коня, всадника, оленя, медведя. Дымковские игрушки самые «богатые», веселые, радостные. Для них характерна обобщенность формы, обилие деталей, которые делают их более нарядными, пышными и даже раскошными. Это всевозможные оборки на юбках, передниках, рукавах, зубцы на какошниках барынь, многочисленные украшения на коронах, на чрезвычайно пышных хвостах павлинов, индюков. Роспись дымковских игрушек нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкает малиновый, синий, зеленый, желто-оранжевые цвета. При этом оригинален сам орнамент: небольшие круги, овалы, точки, полосы, клетки состовляют несколько типов узоров.

Народная керамическая игрушка-особый вид народного творчества. Она предназначена не только для игры, а служит для украшения быта. Образцы игрушек лепили повсюду, где занимались гончарным мастерством. Станет мастеру скучно делать горшки, возьмет да и слепит что-нибудь эдакое. Не придавали значения мастера игрушкам, делали лишьпотехи ради. Чаще лепили глиняные игрушки женщины, чтобы позабавить детей. Именно женщины стали расписывать глиняную игрушку, создавая неповторимые образцы.

Видов керамики огромное множество-необыкновенные пластические свойства глин и богатство декора позволяют создавать произведения искусства в мелкой пластике.

Терракота-Это обоженная чистая глина, неглазурованные керамические изделия с пористым черепком. После обжига они имеют цвет от светло-кремового до красно-коричневого и черного.

Майолика-керамика из белой или цветной обожженной глины, с крупнопористым черепком. Как правило, майоликовые изделия имеют рельефные украшения, покрытые приглушенными цветными глазурями.

Фаянс-керамические изделия, имеющие плотный мелкопористый черепок, обычно белого цвета, покрытые прозрачной или непрозрачной глазурью. Для фаянса, как правило, применяют прозрачную глазурь, которая по химическому составу близка к обычному стеклу. В основном это борные или борно-свинцовые глазури, а также глазури на основе полевого шпата. После нанесения глазури фаянсовое изделие украшают керамическими красками.

Русский фаянс представлял собой белый опак с росписью печатными ресунками, с рельефами и цветными глазурями. Многие фаянсовые изделия, несмотря на свою дешевезну, отличались высоким художественным уровнем.

Филимоновская игрушка-русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. Свое название получил от деревни Филимоново. Промысел игрушки возник в середине 19 в. в среде местных гончаров. Благодаря отличным по качеству белым глинам в районе Одоева производили гончарную посуду, продавая ее на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая ее на базаре. При этом мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки.

На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины- «синьки». При просушке пластичная, благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т.п. Изображение людей-монолитные, скупые на детали-близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершает конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Интересны композиции, слепленные из нескольких фигурок, например «Любота»-сценка свидания влюбленных. Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову.

Филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Несмотря на относительную скупость их политры-малиновый, зеленый, желтый и голубой цвета-игрушки получаются яркими и веселыми. Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесен все тот же бесхитростный орнамент.

Рязанская земля, богатая традициями разных видов народного искусства, стала родиной производства гончарной посуды и лепных глиняных свистулек. В городе существовал целый «гончарный конец», а жителей города называли «скопинскими свистушниками».

В таком промысле, где мастера имели врожденные способности к лепке, не могло не зародиться производство игрушки. Как и посуду, игрушки лепили из белой глины и глазуровали. Даже дефекты, неизбежные в кустарном производстве, мастера обращяли на пользу дела: неравномерно размолотые крупинки глазури по-разному растекались в обжиге, и гончары всячески использовали в декорировке изделий эту особенность. Лепка игрушек по-скопински смела и уверенна, обработка резкая, грубоватая, игрушечные персонажи не только забавны-они крепки, выразительны, темпераментны. Среди образов скопинской керамики-Полкан-богатырь с дубинкой в руке. Тематика и формы игрушки находятся в непосредственной связи с материальной жизнью общества, с развитием его духовной культуры и педагогических взглядов. На ранних ступенях развития человеческого общества игрушке придавалось магическое значение. С древнейших времен известны игрушки в форме орудий труда, оружия, предметов быта, изготовлявшиеся из простейших природных материалов. С помощью таких игрушек, как, например, лук, стрелы, ловушки, нарты, оснащенные лодочки и др., сделанных в миниатюре, но технически правильно, воспитывались у мальчика навыки, необходимые для охотника, рыбалова, скотовода-качевника. Игра в куклы, пошивка для них одежды и обращение с предметами кукольного хозяйства приучали девочку к труду женщины-хозяйки.

По материалам археологических исследований и литературным источникам известно, что на территории Советского Союза древнейшие игрушки найдены среди предметов фатьянской культуры (2-е тысячелетие до п.э.)-глиняные топорики и посуда. Известны скифские игрушки-всадники и повозки из глины (2 в., до н.э.); глиняные фигурки конников и погремушки, найдены при раскопках славянских городищ Среднего Приднепровья (6-8 вв. п.э.); глиняные свистульки-птички, кони, уточки, куклы, посуда-из раскопок в Радонеже, Коломне, Москве(10-18 вв.)

1.2 Значение и задачи ознакомления детей с народной глиняной игрушкой.

Одной из задач эстетического воспитания дошкольников является развитие творчества и художественных способностей. Огромную воспитательную ценность имеет знакомство детей с декоративно-прикладным искусством, с изделиями народных мастеров. Народное творчество прививает интерес и любовь к народному искусству, любовь к Родине, к своему народу, природе, формирует художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни, вызывает у детей лучшие чувства, желание что-то сделать самим, перенимая у народных мастеров несложные приемы.

Конечно, не всем приемам работы с разными материалами воспитатели имеют возможность научить детей дошкольного возраста. И не это главное. Очень важно, чтобы они полюбили русское народное творчество, научились наблюдать, умели использовать элементы народного творчества в самостоятельной художественной деятельности.

Доступным и любимым материалом для детского творчества является глина. Большие возможности открываются перед ними в декоративной лепке, к которой относится создание детьми посуды, декоративных пластин, различных фигурок по типу народных игрушек и последующей росписи выполненных изделий.

Окружающая действительность, особенно в городе, не дает возможности реального приобщения детей к народной культуре. Эти проблемы педагоги восполняют посещением разнообразных выставок народно-прикладного искусства, посещением музеев русского зодчества, краеведческих экспозиций и др. Поэтому, для полного приобщения детей к национальной культуре в детском саду проводится углубленная работа по этому направлению. Это выставки народно-прикладных игрушек, экскурсии в «Сокровищницу народных умельцев», оборудованную и оформленную сотрудниками детского сада и родителями воспитанников. Здесь дети непосредственно соприкасаются с предметами быта русского народа и изделиями народных умельцев (домашняя утварь, игрушки из глины, бересты, дерева, ткани). С большим интересом и удовольствием ребята сами лепят игрушки из глины, а потом их расписывают. К знакомству с русской культурой относится и заучивание потешек с объяснением старославянских слов, которые сейчас не употребляются в разговорной речи.

Занятия с глиной-лепка, разминание, работа на гончарном круге и т.д.-как метод коррекционной работы по степени эффективности не имеет себе равных.

Определенная силовая нагрузка на руку и необходимость продолжительное время в процессе лепки совершать мелкомоторные движения значительно укрепляют мышечный тонус рук, развивают мелкую пальцевую моторику, тактильную чувствительность, улучшают координацию движений. Это способствует дополнительному воздействию на центры, возбуждающие кору головного мозга, и образованию новых ассоциативных связей. Дети получают удовольствие от работы с глиной, совмещая полезное с приятным.

В работе с глиной заложены большие возможности для эстетического и художественного воспитания, а также для общего развития детей. Лепка является эффективным средством познания объемно-пространственных свойств действительности-важного фактора в общем развитии ребенка. Лепить-это значит изучать в пространстве, в объеме, с нескольких точек зрения, координировать движения руки со зрительным восприятием объекта, тренировать руки и глаза.

В современной культуре декоративно-прикладное искусство живет в своих традиционных формах. Именно благодаря этому, изделия народных мастеров сохраняют свои традиционные особенности и воспринимаются как носители целостной художественной культуры. Произведения декоративно-прикладного искусства формируют художественный вкус, создают эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности.

Народное искусство-достояние не только взрослых, но и детей, поэтому так велика роль детских садов, где успешно ведется работа по ознакомлению детей с образцами народного творчества.

Изобразительное народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия, является хорошей основой для формирования духовного мира ребенка. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых лаконичных формах раскрывает ребенку красоту окружающего мира.

Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи игрушек и посуды, включают в себя цветы, ягоды, листья, которые ребенок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада. Под руководством педагога дети внимательно их рассматривают, рисуют и лепят по образцам народных изделий.

Народное декоративно-прикладное искусство должно войти в быт детского сада, радуя детей, расширяя их понятия о мире, воспитывая художественный вкус.

Понятно, что маленькому ребенку невозможно дать глубокое представление о народном искусстве, однако некоторые образцы национальных промыслов детям можно показать, которые могут стать ценным материалом для художественного воспитания каждого ребенка.

Дымковская игрушка порождена праздником, вобрала в себя все самые яркие приметы народной культуры: ее жизнерадостность, оптимизм, богатство фантазии, остроту реалистического обобщения, высокое мастерство. Она веселая, красивая по цвету, вызывает чувство радости и света, желание повторить эту красоту, сделать ее своими руками. Мир дымковской игрушки-это сказочный, нарядный мир красивых выразительных фигурок: животных, людей, птиц.

На примере этих игрушек мы знакомим детей с яркими палитрами красок, с веселой радугой цветов.

Округлая форма фигурок, обобщенные линии, силуэты, простота этой формы прочно закреплены традициями. Например, юбка барыни, веер индюшиного хвоста, толстые ножки конька, ветвистые рога оленя, можно перечеслять много особенностей, которые из поколения в поколение не меняются, передаются мастерами, которые доводят до нас эту необыкновенную красоту.

Вятская (дымковская) игрушка имеет огромное значение для выполнения творческих заданий детей, которые с удовольствием пробуют воплотить свои замыслы в лепке и рисовании.

С помощью игрушки проходит более полное ознакомление детей с народным прикладным искусством в форме тематических творческих заданий. В их чередовании присутствует определенная логика, последовательность, используется принцип от простого к постепенному нарастанию сложности приемов и навыков в работе.

Народная дымковская игрушка-одно из важнейших средств эстетического воздействия на детей. Красота росписи и выразительность формы вызывают у них чувства радости, восхищения, учат видеть и замечать прекрасное в окружающей жизни и природе.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста ставим следующие задачи:

- познакомить с новым видом декоративно-прикладного искусства-дымковской игрушкой;

- сформировать знания об особенностях дымковской росписи, колорите, основных элементах узора;

- воспитывать детей на народных традициях (изобразительное искусство неотделимо от народной музыки и народного устного творчества);

- развивать у детей воображение и стремление к творчеству;

- воспитывать любовь и уважение, бережное отношение к изделиям народных промыслов;

- развивать чувство цвета и цветовое восприятие;

- развивать эстетическое восприятие;

- вызвать положительное эмоциональное отношение к народным игрушкам;

- закреплять приемы лепки: раскатывание глины, оттягивание, сплющивание, прищипывание;

- учить создавать изображение по мативам дымковских игрушек; лепить фигуру из целого куска глины;

- уметь различать произведения народного прикладного искусства;

- лепить предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы;

- создовать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур;

- знакомство с художественными материалами и инструментами, приемами и способами работы.

1.3 Формы и методы ознакомления с глиняной игрушкой.

В старшей группе детского сада дается предметная, сюжетная и декоративная лепка. Каждый из этих видов может быть проведен по предложению воспитателя и по замыслу детей.

На занятиях по замыслу дети учатся самостоятельно выбирать тему для лепки, способы изображения, средства выразительности.

Для рассматривания детям предлагают народные игрушки, которые у разных народов имеют свое специфическое содержание и оформление. Так, дымковские игрушки расписаны ритмично и ярко, дагестанские расписаны тонким узором белого ангоба, узбекские глиняные игрушки часто оформляются налепами или углубленным рельефом. При рассматривании игрушки особое внимание детей направляется на пластику переходов от одной части к другой, на то, какими способами они вылеплены и оформлены. Для лучшего ознакомления детей с народной глиняной игрушкой проводятся дидактические игры : «Магазин игрушек» ( где ребенок угадывает игрушку по описанию других детей ) или « Устроим выставку дымковской игрушки» (из множества игрушек, выставленных на столе, дети отбирают лишь те, которые нужны для выставки ).

Прежде чем приступить к занятиям, воспитатель познакомит детей с историей промысла.

За годы существования промысла люди придумали множество новых игрушек. Сегодня большое место принадлежит композициям на темы городской жизни, в которых несколько фигурок обьединяются общим сюжетом : гуляния, ярмарки, катания на лодках, карусели. Но сохранились в производстве и все традиционные игрушки — барышни в платьях с кринолинами, дамы в пелеринах с зонтиками, кавалеры, солдаты, молодцы на конях.

Сырье для производства дымковской игрушки осталось прежним, как много лет назад, - красная глина, смешанная с просеянным песком. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных кусочков. Сначала лепят торс фигурок, затем к нему примазывают шарики ( головки и ручки ), соединяя их жидкой глиной. Следы для придания изделию ровной поверхности сглаживают влажной тряпкой. Готовые фигурки просушивают и прокаливают в печи. В давние времена обжиг важно было доверить опытной мастерице. Если фигурки вынимали из печи раньше времени, они могли рассыпаться, а если их передерживали, к ним не приставала грунтовка.

Затем игрушки белят мелом , разведенным в молоке, и раскрашивают. Раньше их расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти. Использование большого количества разных цветов ( до десяти ) придает дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Обычно игрушка расписывается простым геометрическим орнаментом- это яркие пятна, круги, зигзаги, полосы, клетка. Смело сочетаются контрастные краски — синяя, красная, голубая, желтая, малиновая, зеленая — от четырех до десяти цветов. Когда-то использовались даже листочки сусального золота. Свистульки тоже лепят вручную, а отверстия прокалывают палочкой.

В старые времена работали, как говорили, «заводами»: одна мастерица делала юбку, другая- голову, третья лепила ведра, а потом все собиралось в одну фигурку. В наше время каждая мастерица делает игрушку целиком — от лепки до последних штрихов раскраски. Несмотря на жесткие правила росписи, каждый автор привносит в свои произведения собственный почерк и излюбленный колорит. Любая фигурка — это ручная работа, существующая в единственном экземпляре ; традиционно этот промысел не имеет серийного поточного производства.

Заинтересовав детей, мы привлекаем и родителей, которые с желанием участвуют в сборе материала по дымковской игрушке. Мы сделаем альбом совместно с родителями и детьми, подбирем рисунки из групп подготовительного дошкольного возраста, их работы, собирем игрушки мастеров со всего детского сада.

После знакомства детей с историей промысла мы сделаем небольшую выставку дымковских игрушек, которые имелись в группах и в детском саду. На этой красочной и музыкально оформленной выставке каждый ребенок выбирает понравившуюся ему игрушку и рассказывает о ней. Дети любуются ими, рассматривают работы, роспись на игрушках, играют с ними.

С детьми проводится беседы по теме «Дымковская игрушка», заучиваются стихи, загадки, пословицы и поговорки про дымковскую игрушку. Рассматривают иллюстрации в альбоме «Дымковская игрушка», в книгах с целью познакомить детей с народной игрушкой, вызвать желание нарисовать или слепить ее.

Большую положительную роль в занятиях играет музыка. Мы знакомим детей с русскими народными песнями и мелодиями, приобщаем к устному народному творчеству.

Воспитателем будут использованы все методы для реализации поставленных задач : наглядный, наглядно-действенный, практический, игровой.

Возрастные особенности старшего дошкольного возраста.

На шестом году жизни ( старший дошкольный возраст ) у детей значительно меняются формы игровой деятельности. Сюжетно-ролевая игра выходит на первый план: усложняются сюжеты, игра приобретает все более творческий характер, появляются игры-фантазии, игры с правилами, режиссерские игры.

Во время этих игр у ребенка развивается самостоятельность, ответственность, самообладание. Дошкольник осознает, что выполняя обязанности роли, он способствует реализации прав других участников игры. Игры, становятся более продолжительными по времени. Ребенок старшего дошкольного возраста может проигрывать один сюжет на протяжении целого дня или даже нескольких дней. В играх появляется все больше правил, они отображают более сложные жизненные ситуации.

Для детей 5-6 лет особенно важными становятся продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование, аппликация, моделирование. Они требуют владения определенными способами действий, знания сенсорных эталонов, стимулируют развитие ребенка. В этом возрасте особенно полезно для ребенка посещать развивающий центр для детей.

Совершенствуются трудовые навыки. У ребенка формируются представления о труде и профессиях взрослых, мотивы выполнения трудовых поручений, развивается способность самостоятельно ставить цель своей деятельности и удерживать ее до достижения, формируются некоторые личностные качества- трудолюбие, настойчивость, целеустремленность, старательность.

Закладываются основы учебной деятельности, и происходит это во время игры. Ребенок начинает учиться, играя, причем относится к обучению как к своеобразной ролевой игре с правилами. Овладевая ими, дошкольник, незаметно для себя, овладевает элементарными учебными действиями, у него возникает желание и умение учиться, развивается готовность подчиниться конкретным регламентированным формам организации учебного процесса.

В старшем дошкольном возрасте сильно меняется самосознание : развивается образ «Я», формируется система представлений о себе (достоинства и недостатки ), самооценка, уровень притязаний. Ребенок оценивает себя как представителя определенного пола, может регулировать свое поведение исходя из внутренних этичных убеждений.

На протяжении этого периода ребенок учится подчинять свои действия не только желаниям, но и необходимости. Формируются познавательные мотивы, мотивы социальной значимости, одобрения.

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интелектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфере личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей : расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Переход в старшую группу связан с изенением психологической позиции детей : они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение « взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых , более сложных задач познания, общения, деятельности.

Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает их волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости от успешных самостоятельных действий.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений ставится воспитателем широко, создает основу для активного овладения детьми всеми видами деятельности.

Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача воспитателя- побудить к нему интерес. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, а также словесное творчество. Все это- обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и форм его воплощения. Воспитатель поддерживает инициативы детей, создает в группе атмосферу коллективной творческой деятельности по интересам.

Серьезное внимание уделяет воспитатель развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов ( с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.) в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек- самоделок, простейших механизмов и моделей. Воспитатель своим примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы : он обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение.

Условием полноценного разития старших дошкольников является содержательное общение со сверстниками и взрослыми.

Воспитатель старается разнообразить практику общения с каждым ребенком. Вступая в общение и сотрудничество, он проявляет доверие, любовь и уважение к дошкольнику. При этом он использует несколько моделей взаимодействия : по типу прямой передачи опыта, когда воспитатель учит ребенка новым умениям, способом действия; по типу равного партнерства, когда воспитатель- равноправный участник детской деятельности, и по типу «опекаемый взрослый», когда педагог специально обращается к детям за помощью в разрешении проблем, когда дети исправляют ошибки, «допущенные» взрослым, дают советы и т.п.

Важным показателем самосознания детей 5-6 лет является оценочное отношение к себе и другим. Положительное представление о своем возможном будущем облике впервые позволяет ребенку критически отнестись к некоторым своим недостаткам и с помощью взрослого попытаться преодалеть их. Поведение дошкольника так или иначе соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребенком собственного Я непосредственным образом влияет на успешность деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия. Опыт самопознания создает предпосылки для становления у дошкольников способности к преодалению негативных отношений со сверстниками, конфликтных ситуаций.