Главная              Рефераты - Культура

Сравнительная характеристика стилей греческой и римской культуры - реферат

Введение. 2

Характерные черты древнегреческой культуры.. 4

Особенности становления греческой культуры.. 4

Религия. 6

Литература, поэзия, театр. 9

Архитектура, скульптура, живопись. 16

Наука. 21

Культура Древнего Рима. 23

Особенности становления древнеримской культуры.. 23

Сходства и различия древнеримской и греческой культур. 25

Заключение. 30

Список литературы.. 32

Введение

Крупнейшими цивилизациями древнего мира были древнегреческая и древнеримская цивилизации. Они занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и тоже время, поэтому нет ничего удивительного, что они тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались, взаимодействуя друг с другом. Поэтому для изучения культуры, да и других сторон развития греческой и римской цивилизации очень удобно применять один из наиболее важных методов исторического исследования – сравнение.

Культурные достижения древнегреческого и древнеримского общества по праву считаются основой европейской цивилизации.

Веками классическая культура Древней Греции занимала воображение людей и очаровывает до сих пор. Она была преемницей древневосточных культур, однако приобрела новые черты и стала колыбелью европейской культуры.

В вопросе древнеримской культуры до сих пор ведутся споры о том, имеет ли место в истории феномен римской культуры, поскольку с самого зарождения и до своего крушения Рим концентрировал, растворял в себе, заимствовал слишком много различного рода культурных оснований побежденных народов и государств. И, тем не менее, римская культура подарила миру основы цивилизации через систему своей государственности. Вплоть до современности мир имеет дело с римским типом государственного устройства, а римское право легло в основу правовой культуры многих государств, в особенности европейских.

Миллионы людей каждый год совершают туристические поездки в Грецию и Древний Рим. Тема изучения этих исторических мест весьма актуальна в наши дни.

Характерные черты древнегреческой культуры

Особенности становления греческой культуры

Создатели одной из самых блестящих культур мира, греки всегда гордились своей страной. Они искренне считали, что их страна находится под защитой богов.

Древние греки создали культуру, названную в последующие века «греческим чудом». В ее развитии можно выделить три этапа: становление, расцвет и упадок или, соответственно, архаика, классика и эллинизм.

Архаика (VIII – VI вв. до н.э.) – это время многочисленных перемен в общественной жизни Эллады (древнее название Греции). Греки распространили свои владения не только на побережье Малой Азии, но и на Сицилию, Южную Италию, на берега Черного моря и даже Египет. В это время появляются первые греческие города-государства – полисы , распространяется общегреческая письменность, созданная на основе финикийской в IX веке до н.э., появляются первые исторические труды и географические описания, рождается лирическая поэзия, театр, начинают сооружаться храмы.

Классика ( V-IV вв. до н.э.) – пора высшего расцвета греческой культуры, период утверждения античной демократии. Длившаяся почти полвека война с персами (500-449 до н.э.) объединила греческие города, утвердила греков в их патриотических чувствах и представлении о том, что эллин не может быть рабом. Истинным порождением этого самосознания становится не только расцвет демократии, возвысившей человека, но и появление театра Эсхила, Софокла и Эврипида, великих произведений искусства, прославивших человеческое достоинство, гармоничное развитие личности, физическое и нравственное совершенство полисного человека.

Эллинизм (конец IV-I вв. до н.э.) – завершает развитие греческой культуры. Александр Македонский завоевал в своих походах (334- 324 до н.э.) огромные территории от берегов Малой Азии до Индии, от Черного моря до аравийских пустынь. Но управлять такой державой греки оказались не способны: их раздирали амбиции, а иногда и просто жадность до легкой добычи и обогащения. Некоторые полководцы Македонского образовали отдельные монархии, среди которых в постоянном противостоянии находились Египет, Сирия и Македония.

В это же время пространство греческого мира расширилось, новые торговые пути привели к возникновению новых городов, особенно на Востоке. Эти города, сохраняя традиции восточных культур, восприняли и греческое влияние, украсив себя дворцами, парками, театрами и храмами. Греки, в свою очередь, познакомились с культурными достижениями Вавилонии, Египта и других восточных цивилизаций. Встреча двух культур вызвала бурный рост естественных наук, математики, медицины, а исчезновение городов-государств и появление монархий привели к формированию новых представлений о месте человека в мире и возникновению новых философских теорий.

Религия

Религия играла огромную роль для греков. Их представления о своих богах менялись вместе с изменением форм общественной жизни. Ни в одной стране мира не было богов, более родственных человеку. Наделенные всеми человеческими слабостями, они часто снисходили к бедному человечеству и принимали участие в его судьбе. Нередко бог или богиня одаривали своей благосклонностью смертных, и плодом их любви становились герои. Тут нет безобразных двухголовых, трехголовых существ, смеси зверя с человеческой формой. Наоборот, в божестве преобладает человеческая природа во всей своей красоте и мощи.

Греческая религия стала оформляться в крито-микенскую эпоху, во II тысячелетии, и позже – в начале I тысячелетия до н.э. Миф был краеугольным камнем греческой цивилизации. Мифы создавали целостный образ мира, в котором всё имело своё значение, место и объяснение. Прошлое, настоящее и будущее были неразрывно связаны друг с другом. Древние греки считали, что боги во главе с Зевсом жили на высокой горе Олимп, которая находится в Северной Греции. Богов было двенадцать. Среди них кроме Зевса и Геры особенно могущественными были брат Зевса Посейдон – владыка морей, вызывавший бурю или тихую погоду на море ударом трезубца, и Аид, брат Зевса, - владыка подземного царства.

У Зевса было много детей, среди которых греки особенно почитали Афину – богиню мудрости, постоянная спутница Афины – богиня победы Ника. У Зевса была ещё дочь – Афродита – богиня любви и красоты, родившаяся из морской пены. Детьми Зевса были также близнецы – бог солнца Аполлон и лесная дева, богиня луны Артемида. Артемида считалась также богиней леса, охоты и одновременно покровительницей зверей и растений. Но власть олимпийских богов не была беспредельной. Сам Зевс подчинялся велениям судьбы. Судьба «Ананка» для греков была обобщенным выражением всего сложного, необъяснимого и неотвратимого.

Кроме олимпийцев почитались многие другие божества. Каждое явление природы, каждый уголок земли, моря, неба, подземного мира имел своих больших и малых богов и богинь.По мере развития и усложнения общественных отношений, греки наделяли богов новыми свойствами. Боги становились покровителями всех видов деятельности, в том числе и таких, как война и воровство.

Среди сыновей Зевса были бог войны – Арес и бог-вестник Гермес – покровитель путешествующих, купцов и воров. Аполлон стал покровителем науки и искусства, а Гефест – божественным кузнецом. С появлением классового общества и государства боги сделались хранителями новых порядков. Так, богиня Афина стала покровительницей афинского города-государства; бог Аполлон – покровителем независимого священного округа Дельф; Посейдон – покровителем города-государства Коринфа. Зевс оказался покровителем области Элиды и священного округа Олимпия, расположенных на юго-западе Греции. Кроме почитания главных богов – олимпийцев установилось почитание богов низшего ранга. Самым популярным из неолимпийцев был Дионис – бог виноградарства и виноделия.

Помимо мифов о богах и начале мира, у греков были очень распространены всевозможные мифы о героях, причем наиболее популярные объединялись в циклы, например, о Троянской войне, о подвигах Геракла, Персея и многих других героях.

Важным фактором культурного развития Греции были игры, устраивавшиеся в честь некоторых богов. Самыми значительными из них были: Олимпийские игры – спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие раз в четыре года в Олимпии, начиная с 776г. до н.э.; Пифийские игры – спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах (раз в четыре года); Истмийские – в честь Посейдона, проводившиеся под Коринфом раз в два года.

Литература, поэзия, театр

Литература ранних греков, как других народов, восходила к традициям древнего фольклорного творчества, включавшего сказки, басни, мифы и песни. С изменением общественных условий началось быстрое развитие народной поэзии-эпоса, прославлявшего деяния предков и героев каждого племени. К середине II тыс. эпическая традиция греков усложнилась, в обществе появились профессиональные поэты-сказатели, аэрды. В их творчестве уже в XVII-XII вв. заметное место заняли сказания о современных им важнейших исторических событиях. Это направление свидетельствовало об интересе эллинов к своей истории, сумевших и позднее в устной форме сохранить свою богатую легендарную традицию.

Лучше всех мифы знали аэрды – народные певцы-сказители. Они передавали их из рода в род, изменяли или дополняли древние песни, складывали по их образцу новые. Поколения аэрдов выработали мерный стих – гекзаметр, своеобразный поэтический язык, богатый старинными словами и оборотами, набор постоянных эпитетов и развернутых сравнений, готовые выражения для описания часто повторяющихся действий. Начиная песню, они ударяли по струнам кифары, намечая ритм, и нараспев сказывали какой-нибудь эпизод мифа. Желанные гости на всяком празднестве, аэрды пользовались всеобщим почетом. Считалось, что их вдохновляют боги.

Бродячим слепым певцом, представляли и Гомера – поэта, который первый стал слагать вместо коротких песен большие героические поэмы –эпопеи: «Илиаду» – о великой войне греческого племени ахейцев против малоазиатского города Илиона (Трои) и «Одиссею» - возвращении после войны одного из греческих вождей, царя Одиссея, из Трои на родной остров Итаку. Некоторые ученые думали, что «Илиада» и «Одиссея» целиком написаны одним поэтом; другие полагали, что поэмы эти – соединение небольших песен аэрдов; третьи допускали, что Гомер сочинил небольшую поэму, а последующие поэты дополнили ее. Действительно, эти поэмы выросли из песен аэрдов, но механическое соединение песен не могло бы образовать таких цельных и сложных произведений, как поэмы Гомера. Песни, несомненно, были переработаны, подчинены единому художественному замыслу.

Поэмы Гомера – энциклопедия жизни древних греков. Труд пахаря и кузнеца, народное собрание и суд, дом и сражение, оружие и утварь, состязания атлетов и детские игры – все это предстает перед нами. Гомер не пытается воздействовать на чувства читателей, но, когда он с бесстрастной, почти протокольной точностью описывает в «Илиаде», как, хватаясь руками за землю, гибнут люди под ударами копий и мечей, а в «Одиссее» - какие убранства украшают покой Алкиноя и какие плоды зреют в его садах, это лучше всяких рассуждений говорит об ужасах войны и о радостях мирной, счастливой жизни. Гомер завершает вековые традиции искусства народных певцов и открывает первый этап греческой литературы.

Греческая поэзия послегомеровского времени (VII-VI вв.) отличается чрезвычайным тематическим богатством и многообразием форм и жанров. Из более поздних форм эпоса известны два основных его варианта: эпос героический, представленный так называемыми поэмами "Цикла", и эпос дидактический, представленный двумя поэмами Гесиода: "Труды и дни" и "Теогония".

Получает широкое распространение и вскоре становится ведущим литературным направлением эпохи лирическая поэзия, в свою очередь подразделяющаяся на несколько основных жанров: элегию, ямб, монодическую, т.е. предназначенную для сольного исполнения, и хоровую лирику, или мелику. Важнейшей отличительной особенностью греческой поэзии архаического периода во всех основных ее видах и жанрах следует признать ее ярко выраженную гуманистическую окрашенность. Пристальное внимание поэта к конкретной человеческой личности, к ее внутреннему миру, индивидуальным психическим особенностям достаточно ярко ощущается уже в гомеровских поэмах.

Для греческой поэзии этого времени очень характерен резкий перенос центра тяжести поэтического повествования на личность самого поэта. Эта тенденция ясно ощущается уже в творчестве Гесиода, особенно в его поэме "Труды и дни".

В классическую эпоху греческая литература переживает расцвет. Последний и самый выдающийся певец греческой аристократии Пиндар слагал торжественные оды в честь победителей на всеэллинских спортивных состязаниях—Олимпийских, Пифийских (в Дельфах) и др. Пиндар не описывает самих состязаний, победа интересует его как возможность для прославления доблести в лице победителя.

С начала VI века уже наблюдается начало упадка литературы. В этот период ораторское искусство, философия, исторические сочинения заняли ведущее место в литературе, явно вытеснив другие жанры - драму и лирику. Хотя театры по-прежнему процветали, даже строились новые, и зрители охотно посещали их, вкусы существенно изменились. Нравственные основы бытия, острые политические и социальные конфликты, проблемы добра и зла в частной и государственной сферах все меньше привлекали внимание. Интересы людей значительно сузились, сосредоточились на частной жизни.

Древнегреческий театр начал развиваться в VI-V вв. до н.э.Важную роль в развитии театра сыграл культ Диониса, бога виноградарства, виноделия, веселья, а позже покровителем театрального искусства. Во время процессий в честь Диониса – Дионисий разыгрывались сценки из жизни бога. В них рассказывалось, как Дионис принес в Грецию виноградную лозу, о борьбе Диониса с врагами, о его гибели, воскресении и победе над противником. Жрец и хор сатиров в хвалебных песнях (дифирамбах) рассказывали о странствиях и страданиях бога. Из этой серьезной стороны дионисийских обрядов родилась греческая трагедия. Слово «трагедия» значит «песнь козлов» (от «трагос» – козел, которого приносили в жертву Дионису, и «оде» – песнь).

Из карнавальной стороны праздников в честь Диониса родилась комедия и сатировская драма – веселая пьеса с благополучным концом, названная так потому, что хор в ней составляли сатиры.

По мере развития театра в трагедиях стало рассказываться не только о Дионисе, но и о других богах, а позднее и о героях – Геракле, Эдипе, Тесее. Хор стал изображать не спутников бога, а обычных людей. Жизненные мотивы все больше проникают в трагедию, а в комедии становятся преобладающими.

V век до н. э.— время расцвета драматического искусства, ознаменовано творчеством трех великих трагических поэтов: Эсхила (525 – 456), Софокла (ок. 496 – 406), Еврипида (ок. 480 – 406). Важнейшими драматическими жанрами были трагедия, сюжетами которой служили мифы о богах и героях, и комедия, чаще всего политическая. Каждая трагедия—это борьба, и люди, которые ведут ее, мужественны. Утверждая безграничные способности человека противостоять несчастьям во имя других людей, и, прежде всего, своего народа, Трагический герой борется с разными препятствиями, мешающими свободному развитию личности, он восстает против несправедливости, выступает за торжество добра, за то, чтобы мир стал лучше, чтобы пробудить в людях мужество, помочь им жить. Борьба героя тяжела и трагична, препятствия, которые предстоит ему преодолеть, воздвигнуты на его пути роком — силой, против которой он беспомощен. Но он вступает в эту борьбу и ведет ее. Трагический герой чаще всего обречен на гибель, но его гибель вызывает не отчаяние, не ужас, а восхищение и веру в силы человека, в величие его духа.

Вначале театры были переносными. Только при Перикле появился первый каменный театр, послуживший прототипом дальнейших построек такого рода. На помощь строителям пришла сама природа. Для амфитеатра выбирали обычно террасовидную площадь. Подровняв и вырубив уступы для сиденья, внизу, в центре круга, устраивали места для хора, а позади него ставили сцену. Сиденья обычно облицовывали мрамором, а верхний ярус увенчивала колоннада. Места были нумерованными, чтобы избежать тесноты и беспорядка. Хор вмещал алтарь Диониса.

Греки изобрели "периакты" - трехгранные вращающиеся призмы, каждая сторона которых являлась определенной декорацией. Зрители видели только одну грань стоящих по бокам призм. В антракте легкий поворот на оси превращал лагерь в лес или город.

Особенностью всех древних драм был хор, который пением и танцами сопровождал все действие. Эсхил ввел двух актеров вместо одного, уменьшив партии хора и сосредоточив основное внимание на диалоге, сделал решительный шаг для превращения трагедии из мимической хоровой лирики в подлин­ную драму. Игра двух актеров давала возможность усилить напряженность действия. Появление третьего актера—нововведение Софокла, которое позволило обрисовать различные линии поведения в одном и том же конфликте. Женские роли исполнялись мужчинами. Герои трагедий выступали в пышных одеждах, лица покрывали маски, выражение которых отвечало характеру персонажа. Комические актеры облачались в нарочито уродливые шутовские наряды.

Наиболее острым в политическом отношении жанром являлась аттическая комедия, которая по происхождению и по социальным симпатиям была наиболее близка крестьянству. Крупнейший представитель этой комедии — Аристофан, расцвет творчества которого падает на годы Пелопоннесской войны. Комедии Аристофана дают живое представление о публицистической направленности творчества их создателя. Ведущая тема его комедий тех лет—мир.

Архитектура, скульптура, живопись

Архаическая эпоха — время становления греческой архитектуры, время зарождения античного реализма. Однако, художественная культура архаики ценна не только как предвестие реализма классики. Культуре архаики свойственна и могучая цельность, в какой-то мере утраченная классикой, и человечность, неведомая древнейшим культурам.

В связи с возникновением новых форм общественной жизни складываются различные темы зданий общественного назначения; среди них ведущее место принадлежало храмам.

Среди них первенствовали храмы богов — покровителей общины. Ранние храмы повторяли устройство мегарона II тыс. до н. э. Храм нового типа родился в Спарте – древнейшем полисе Эллады. Первоначально храмы строились на акрополях— укрепленных возвышенностях, древних центрах поселений. Позднее в связи с общей демократизацией общества происходят изменения в местоположении храмов. Их возводят теперь в нижнем городе, чаще всего на агоре—главной площади, бывшей центром общественной и деловой жизни полиса. Важную роль играли храмы, приобретшие всегреческую популярность, прежде всего храм Аполлона в Дельфах.

Греки не старались строить храмы грандиозными, подавляющими человека. Они стремились к тому, чтобы здания были соразмерны людям, чтобы человек рядом с ними чувствовал себя значительным и сильным. Греки выработали особую систему – ордер – установленное, математически точное соотношение несущих и несомых частей здания.

В классическую эпоху в греческом градостроительстве хорошо прослеживаются новые тенденции. Большинство греческих городов сохраняло традиционную хаотическую систему застройки с узкими кривыми улицами, отсутствием удобств. Однако родившаяся в эпоху греческой колонизации регулярная система планировки начинает оказывать влияние на градостроительную теорию и практику.

Центром культурной и художественной жизни V в. до н.э. были Афины. Памятником могущества Афин стал ансамбль афинского кремля – Акрополь. Лучшие архитекторы и скульпторы под руководством Фидия, трудились над его возведением. Украшенный колоннадой вход – Пропилеи – ведет на Акрополь. В центре Акрополя возвышается Парфенон (447 – 438 гг. до н.э.) – дорический храм богине Афине Парфенос (Афине-Деве) – покровительнице города. Его строители ввели элементы ионического ордера. Скульптурный декор Парфенона был создан под руководством Фидия его учениками Алкменом и Агоракритом. На рельефах фриза изображено шествие в день праздника богини Афины – Великих Панафиней. На фризе расположено более 500 фигур людей и животных, и не одна не повторяет другую. На восточном фронтоне Фидий изобразил миф о рождении богини Афины в присутствии других богов Олимпа. Особенно хороша статуя отдыхающего бога Диониса. К числу лучших творений Фидия принадлежит группа трех богинь, расположенная в правой части фронтона. Для Парфенона Фидий создал колоссальную, высотой 12 метров, статую богини Афины Парфенос из золота и слоновой кости. Афина была изображена в боевом наряде, в золотом шлеме с горельефным сфинксом и грифами по бокам. В одной руке она держала копье, в другой - фигуру Победы. У ног вилась змея - хранительница Акрополя. Эта статуя считалась лучшим творением Фидия после его Зевса. Она не сохранилась. Кроме Парфенона на Акрополе были возведены и другие храмы.

Наиболее совершенной из всех работ Фидия считался Зевс Олимпийский, величайший труд его жизни. Сами греки отдавали пальму первенства этой статуе, производившей на современников неотразимое впечатление.

Великий скульптор Мирон, работавший в середине V в. в Афинах, создал статую, оказавшую огромное влияние на развитие изобразительного искусства. Это бронзовый «Дискобол». Искусство другого великого ваятеля — Поликлета — устанавливает равновесие человеческой фигуры в покое или медленном шаге. Образцом такой фигуры служит его знаменитый «Дорифор» — юноша-копьеносец. В этом образе — гармоническое сочетание идеальной физической красоты и одухотворенности вся фигура исполнена чисто эллинского классического благородства.

В конце V в. до н.э. начинается период кризиса полисов. Величаво-возвышенное искусство V в., прославляющее героя-гражданина, уступает место произведениям, отражающим индивидуальные чувства, личные переживания.

Скопас, Пракситель и Лисипп — величайшие греческие ваятели поздней классики.

В искусстве Скопаса дышат страсть и порыв, беспокойство, борьба с какими-то враждебными силами, глубокие сомнения и скорбные переживания. Он изображает раненых воинов с лицами, искаженными страданием. Как и Скопас, Пракситель создавал в мраморе свои величайшие произведения т.к. статуя богини любви Афродиты. Пракситель — вдохновенный певец женской красоты, столь чтимой греками IV в.

Скульптор второй половины IV в. до н.э. Лисипп создал новый образ юноши-атлета. В его статуе Апоксиомена (юноши, очищающего тело от песка) подчеркнута не гордость победителя, а усталость и взволнованность после состязаний.

Эллинистическому искусству свойствен интерес к личности конкретного человека, к событиям повседневной жизни. Характерна для этого периода статуя богини победы Нике Самофракийской (II в. до н.э.). В Пергаме, государстве Малой Азии, в 180 году до н.э. был сооружен алтарь Зевса – мраморный помост для жертвоприношений, увенчанный колоннадой и украшенный рельефным фризом, статуя Афродиты Милосской, созданная скульптором Александром ок. 120 г. до н.э.

Высокого развития достигла живопись. Одним из первых на деревянных досках стал работать Полигнот, уроженец острова Фасос. Полигнот расписал Дельфийский храм и Пропилеи. Его "Сошествие Одиссея в Аид", представляющее собой ряд строго выполненных композиций, понравилось грекам.

Но особенно громкой славой пользовался его ученик Зевксис, представитель так называемой ионийской школы. Он отказался от условности и писал, подчиняясь натуре. Создавая идеальные типы, он старался выискивать среди окружающих подходящие характерные черты и сливать их в одно целое. Исполняя по заказу жителей Кротоны "Елену", он взял себе в качестве натуры пять красивейших девушек города, совмещая в своей картине элементы красоты каждой из них.

Сикионийская школа, развивавшаяся параллельно, не обладала мягким колоритом, но зато славилась силой рисунка и его строгой разработкой. Здесь реализм понимали правильнее. Самым блестящим представителем сикионцев можно назвать придворного живописца Александра Великого Апеллеса, который, соединяя многие достоинства, сумел превзойти ионийскую школу. Грация рисунка Апеллеса превосходила все созданное до тех пор. Поэтому его картина, изображавшая Афродиту и Граций, особенно славилась в Элладе.

Наука

В Древней Греции в VI веке до н.э. в городе Милеет возникла первая философская школа и получила название милетской школы. Ее основными представителями были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Фалес ( 625- 547 гг. до н.э.) выдвинул идею первоосновы всего- субстанции, и усмотрел начало всего во влаге, поскольку она – везде. Вода как естественное начало оказывается носителем всех изменений и превращений: все происходит из воды и в воду же обращается.

Ярким представителем древнегреческой философии является Гераклит Эфесский ( ок .544- 483 г. до н.э.) , который в качестве субстанционально-генетического начала Вселенной рассматривал огонь. Огонь (по Гераклиту) это субстанция бытия, поскольку прибывает всегда равным себе, неизменным во всех превращениях и как первоначала, конкретная стихия.

В раннегреческой философии присутствует совмещение философского и физического, естественно – научного подхода в объяснении первоначала мира. когда одинаковые атомы встречаются, образуются тела. По мнению Демокрита, нет явлений без причины: природа и история не имеют цели, но все явления обусловлены. Материя вечна, ее возникновение не нуждается в объяснении - объяснять надо только изменения, а это возможно без веры в богов.

В классическую эпоху наука еще тесно связана с натурфилософией, но с увеличением объема знаний некоторые направления начинают оформляться как самостоятельные дисциплины. В V в. до н.э. наблюдается прогресс в медицине, связанный с именем Гиппократа. Болезни он объясняет вполне реальными причинами, не зависящими от божественных сил. Лечить каждого человека следует в зависимости от его индивидуальных особенностей, мобилизуя силы организма с помощью диеты, правильного ухода, естественных целительных средств. Гиппократ считал, что врач должен соблюдать особые этические нормы, прежде всего- не вредить пациенту.

Математика развилась прежде всего под влиянием пифагорейских ученых, Пифагор считал основой всего сущего числа и числовые отношения. В течение V в. до н. э. она превращается в самостоятельную научную дисциплину, становясь предметом профессиональной деятельности ученых, не примыкавших ни к какому философскому направлению. Прогресс математического знания особенно заметен в арифметике, геометрии, стереометрии. Евклид заложил основы элементарной геометрии, теории чисел, общей теории отношений. К этому времени относятся также значительные успехи в астрономии. Анаксагор был первым ученым, давшим правильное объяснение солнечным и лунным затмениям. Аристарх Самосский доказал вращение Земли вокруг оси и ее движение Солнца.

Культура Древнего Рима

Особенности становления древнеримской культуры

У исследователей культуры древнего Рима существуют различные взгляды на ее происхождение. Одни полагают, что собственно римской культуры не было, поскольку все, что сохранилось,- результат слияния и взаимодействия высокоразвитых (греческой, этрусской) и примитивных культур племен, прежде населявших римскую территорию: латинян, сабинян, умбров, самнитов и других.

Другие (Шпенглер, Тойнби) считали, что Рим- это кризис античного мира, при котором культура не в состоянии производить духовные ценности и может реализовать себя только как цивилизация, т.е. совершенствуя государственность и технику.

Третьи же признавали за римской культурой такие специфические черты, давшие миру особую систему ценностей, превратившие город в столицу огромной империи.

Само же явление на мировую арену Рима-государства и города- связано с множеством легенд и мифов. Особенно известны два мифа. Один из них полнее всего изложен в произведении «Энеида» римского поэта Публия Марона Вергилия (70-12 до н.э.).

Следует заметить, что во всех мифах соответствуют реальности, пожалуй, лишь факты связи римской культуры с греческой. Однако, римляне, в отличие от греков, считали, что их успехи в земледелии, ратном деле и во многом другом зависят только от их собственной деятельности, от богов требовались лишь благосклонность и защита. Это обусловило представления о роли личной инициативы, с одной стороны, и потребительское отношение к богам- с другой. «Если греки создавали мифы о богах и полубогах, то для римлян в центре его мифологии был сам Рим, его героический победоносный народ, те, кто боролся и погиб за его величие. Боги, по убеждению римлян, лишь помогали им победить, выказывая тем свое особое расположение к римскому народу».

Сходства и различия древнеримской и греческой культур

Следует заметить, что религия никогда не занимала большого места в жизни римлян. Властители сами устанавливали предмет поклонения, божество. В культах и обрядах римской религии ни в эпоху царей и республики, ни в эпоху императоров не было оправдания существующего порядка, власти одних над другими, рабства и прочего. «Рабы повиновались господам не потому, что так предписали боги, а потому, что господа обладали правом принуждения, действовавшим до тех пор, пока раб не избавлялся от власти господина, получив вольную или сбежав».

Религия завоеванных народов- греков, египтян, персов- воспринималась терпимо: греческие культы считались созвучными римским представлениям, а функции богов- аналогичными. Римские божества не были персонифицированы, а греческие являли собой совершенство в человеческом облике. Поэтому, с одной стороны, римская религия впитала в себя греческие религиозные представления, а с другой- придала греческим богам римские достоинства. В результате появилось новое качество: религия, одухотворенная греческой эмоциональностью и в то же время соблюдающая римскую строгость.

Римлян, в отличие от греков, не слишком занимала система мироустройства, поэтому философы редко обращались к космогонии. Их более интересовали общественная жизнь, место человека в мире, проблема свободы и путь достижения совершенства. Но если в период республики свобода была доступна каждому человеку, при условии, что он следовал принятым нормам, то в последние годы республики и империи даже и следование нормам не гарантировало свободы. Поэтому Сенека ( ок 4 до н.э.- 65 г. до н.э.) создает этику, согласно которой человек может добиться совершенства, поняв, что философия, размышления о бренности всего земного, о круговороте жизни и боге, как сущности мира,- лекарство для души. Он превозносит умеренность в потребностях, воздержанность в чувствах, нравственное равенство людей. Вся жизнь человека, по мысли Сенеки, - подготовка к смерти, в процессе которой человек закаляет себя в схватке с судьбой, приносящей ему испытания. Торжество в борьбе с судьбой- и есть подлинная свобода человека. Поэтому испытания, бедствия, неудачи необходимы для обретения истинной свободы. Эти же идеи развивал и бывший раб Эпиктет (ок 50-ок.130), видевший в свободе от страстей совершенство человека.

Поиски идеала и интерес к божественному впервые прозвучали в трудах Плотина (Ш век). Бога, о котором говорит Плотин, нельзя понять умом или ощущением, с ним можно слиться только в добродетели, самоуглублении, в уходе от земной суеты. В трудах Плотина, впервые для Рима, прозвучала мысль о воздаянии человеку зав добро и зло.

Таким образом, римские философы склонились постепенно к тому, что а) существует высший всемогущий бог, бестелесный и вечный; б) признается бессмертие души и посмертное воздаяние за земные дела; в) все телесное воспринимается как носитель зла, вырастающего из желаний, пороков и страстей, с телесным тесно связано земное, небесное же и духовное преобладают и являются носителями божественного; г) цель жизни представляется как избавление от телесного и его влияния на бессмертную душу. Главным для философии Рима I-II веков была ориентация на человека, его поиски в сфере духа, самосовершенствование во имя спасения души, а это уже прямо перекликается с христианством. Римская философия вырабатывает и новые ценности: поиск образца, за которым можно было следовать.

Что касается римской культуры, то она ориентировалась в основном на городское и в то же время военизированное общество, поэтому римляне строили не только гробницы, жилые дома, водосточные канавы, водопроводы, но и мосты, дороги, крепостные стены. Мастерство строителей было высоким: Апиева дорога сохранилась до сих пор, она покрыта составом, напоминающим современный бетон. В это же время был сооружен из туфа подземный водопровод.

Римская архитектура отличается строгим силуэтом, римлян интересовал более контур здания, чем его декор, в этом заключается особенность римских сооружений по сравнению с греческими или этрусскими.

Первые литературные произведения были, как и многое в Риме, связаны с практической деятельностью людей: это устная поэзия, песни жрецов, сопровождавших разные обряды, рабочие, песни пастухов, гребцов. Были песни колыбельные, похоронные, свадебные или застольные, в которых могли воспевать «славу предков». На этом празднике «… смех, брань и сквернословие рассматривались как помощь жизнетворящим силам природы, а также… как средство от злых демонов, «завидующих человеческому счастью».

Долгое время поэзия была безымянной. Первым автором с именем считается государственный деятель Аппий Клавдий Слепой, при котором были построены первая значительная дорога и водопровод, но чаще всего первым римским поэтом называют Ливия Андроника, раба из Греции, вольноотпущенника, который перевел « Одиссею» Гомера на латинский язык и переложил его так называемым сатурнийским стихом, т.е. стихотворным размером, присущим древним стихам, связанным с культом бога Сатурна.

В Ш- II вв. до н.э. большую роль в Риме занимает театр, сюжеты пьес которого заимствованы у греков, но действующие лица имеют римское происхождение.

На времена Августа приходится расцвет римской поэзии, но она была доступна лишь избранным, являясь формой элитарной деятельности.

Другое имя римской поэзии – Гораций. Его перу принадлежит знаменитое стихотворение «Памятник», вольный перевод которого был сделан А.С. Пушкиным.

Вообще римская культура немыслима без имен таких поэтов как Вергилий, Плавт, Овидий .

Спорным остается вопрос о науке этого периода. Главное для всех римских мыслителей – практическая деятельность человека. Этому посвящены трактаты и даже поэтические произведения. Наиболее известна поэма Тита Лукреция Кара «О природе вещей». Это философское произведение, в котором он близок к материалистическим взглядам на мир, когда пытается объяснить происхождение природных явлений.

Лукреций говорит, что все многообразие мира возникает из первичных тел, атомов, но каждое сочетание атомов не вечно, поэтому все земные тела, и сама земля, солнце и небо- лишь единица в бесконечном множестве миров. Ему принадлежит мысль о том, что смерти не нужно бояться, ибо пока есть жизнь, смерти еще нет, а когда наступает смерть, то уже нет жизни, нет нас.

В заключение данной главы следует сказать, что культурное наследие Древнего Рима не погибло, его влияние прослеживается во многих европейских языках, в научной терминологии, архитектуре, литературе.

Многие памятники римской культуры сохранились до наших дней. Римская архитектура, опиравшаяся на греческие каноны, стала основой европейской архитектуры эпохи Возрождения и Нового времени. К числу самых выдающихся достижений римлян относится созданная ими правовая система, сыгравшая решающую роль в дальнейшем развитии юридической мысли.

Римляне вошли в историю как выдающиеся строители. Они возводили монументальные сооружения: амфитеатры, цирки, стадионы, термы, дворцы. Достижения римской материальной культуры стали основой технического развития Западной Европы в эпоху Средневековья.

И, наконец, именно Древний Рим явился колыбелью христианства- религии, объединившей все европейские народы и в огромной степени повлиявшей на судьбы человечества.

Заключение

В заключении, можно сделать вывод, что древнеримская и древнегреческая цивилизации очень сходны друг с другом. В некоторых случаях их культуры даже можно рассматривать как одну общую греко-римскую культуру. Античная культура построена на вере в силу освобожденного человеческого духа, в знание и правду жизни. Развиваясь под влиянием ранней цивилизации, культура античности внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники искусства являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Они имеют также и социально-нравственное значение. В целом для античной культуры характерен рациональный подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем.

Греческая культура оказала большее влияние на развитие римской за счет того, что она развивалась в более ранний период времени, а римская культура как бы наследовала её черты, она являлась их логическим развитием и конечно добавляла к ней множество новых признаков и особенностей. Поэтому, рассматривая римскую культуру можно часто говорить, что описанные её особенности присущи и греческой культуре. Но и Древний Рим оставил человечеству громадное наследие, значимость которого трудно переоценить. Великий организатор и создатель современных норм цивилизованной жизни, Древний Рим преобразил культурный облик огромной части мира. Ему единственному выпала миссия прощания с тысячелетним миром язычества и сотворения тех принципов, которые легли в основу христианского искусства Нового времени

На почве античной культуры впервые появились и стали развиваться категории научного мышления, велик вклад античности в развитие астрономии, математики. Именно поэтому античная философия и наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени, развитии техники. В целом же культура античности явилась основой для развития мировой культуры.

Список литературы

1. Соколов В.А. Культурология.

2. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов. Под ред. проф. А.Н. Марковой.- 2-е изд.

3. Учебный курс по культурологии. Под научной редакцией Р.В. Драча.

4. История государства и права зарубежных стран. Крашенинникова Н.А. и Жидков О.А.

5. Пигалов А. И. Культурология. Учебник.

6. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии.

7. Спиркин А.Г. Философия: Учебник.

8. История мировой культуры. Чернокозов А.И.

9. Кравченко А. И. Культурология. Учебник.

10. Культурология. Курс лекций под ред. А. А. Радугина.