Главная              Рефераты - Культура

Рок-концерт как форма досуга молодежи. Особенности организации - реферат

Московский государственный университет культуры и искусств

Факультет Социально-культурной деятельности

Кафедра Социально-культурной деятельности

Реферат по теме:

«Рок-концерт как форма досуга молодежи.

Особенности организации»

Дисциплина: Сценарно-режиссерские технологии

культурно-досуговых программ

Преподаватель: Рубекина И.В.

Выполнила: студентка группы 03211о

Николаевская А.В.

Москва, 2010

Содержание:

Введение……………………………………………………………….………….3

1. Из истории концерта…………………………………………………………..4

2. Из истории рок-концерта…………………………………….……………......7

3. Рок-концерт – одна из популярных форм досуга ………………………….11

3а. Рок-концерт в контексте социально-культурной деятельности………….11

3б. Рок-концерт как продукт культурно-досуговой деятельности…………...13

4. Применение сценарно-режиссерских технологий при создании

программы рок-концерта………………………………………………………..15

Заключение………………………………………………………………………18

Список литературы……………………………………………………………...19

Введение

На сегодняшний день музыкальное искусство является одним из самых востребованных в молодежной среде. По данным опросов интересы современной молодежи охватывают практически все музыкальные стили и направления, исключение среди которых составляют лишь фольклор и классическая музыка[1] .

Появившись, сродни, недавно, рок-концерт стал одной из самых распространенных форм продвижения тяжелой музыки. Выступление в клубе, на эстраде в парке или на большом фестивале – все это дает возможность рок-музыкантам заявить о себе.

Цель данной работы охарактеризовать рок-концерт в пределах клубного учреждения как явление культуры.

Автор ставит перед собой следующие задачи:

· Проанализировать рок-концерт как форму молодежного досуга, выявив его сильные и слабые стороны

· Поставить рок-концерт как досуговую форму в рамки культурно-досуговой и социально-культурной деятельности

· Рассмотреть рок-концерт с точки зрения сценарно-режиссерских технологий: насколько важны они и применимы в концертной деятельности музыкантов

Организация клубных рок-концертов в России на сегодняшний день не представляет собой сформированной системы, особенно в среде начинающих музыкантов, поэтому выбранная нами тема актуальна к рассмотрению.

1.Из истории концерта

Одной из наиболее популярных форм приобщения к различным сценическим видам искусства, в том числе и музыкальному, является концерт. Наши бабушки и дедушки с удовольствием отправятся на концерт классической музыки. Мамы и папы посмотрят концерт с участием звезд эстрады и приглашенных артистов балета, театра и цирка. Молодежь отправится в клуб на концерт рок-группы друзей, а, может быть, взорвет своими криками целый стадион, радостно приветствуя западную рок-звезду. Концерт – это удивительное явление, которое вмещает в себя практически все виды и направления искусства и может тронуть до глубины души, а может быть забыто уже на следующий день. Давайте проанализируем, что же это за форма, и каково ее содержание.

Слово концерт произошло от латинского «concerto», что в переводе означает «состязаться». В итальянском языке оно приобрело несколько иной смысл, так как слово «concertare» переводиться как «согласовывать».

Обратимся к трактовке понятия концерт:

· Концерт – это музыкальное произведение, исполняемое оркестром и солирующим инструментом (от итал. «согласовывать»).

· Концерт – это публичное выступление артистов по определенной подготовленной программе[2] .

· Концерт – это массовое зрелищное мероприятие, проходящее в закрытом помещении или на открытой площадке[3] .

· Концерт – это развлечение для публики, составленное из разнообразных номеров вроде «букета» для слушателя[4] .

Таким образом, в концерте как форме изначально должны присутствовать три составляющие, а именно: Артист, Зритель и Программа, т.е. то, чем мы готовы заинтересовать зрителя.

Предшественниками концерта можно считать различные состязания, которые проводились в Древней Греции и в Древнем Риме. Именно здесь родилась основная потребность Человека-Зрителя – «хлеба и зрелищ». Наряду с физической выносливостью, гармоничные греки и римляне ценили умение красиво излагать свои мысли, держать спор и владеть музыкальным инструментом. Сегодня смело можно сказать, что выделяемые в культурно-досуговой практике виды концертов – музыкальный, литературный, эстрадный – получили свое рождение еще в древности.

Начиная со Средних веков, вплоть до 2-й половины XVIII века, концерт был прерогативой аристократии и по форме был исключительно музыкальным: богатые вельможи охотно выписывали себе именитых музыкантов из разных стран. С XVI-XVII вв. солисты и коллективы выступали на собраниях академий и музыкальных коллегий (например, Collegium Aureum[5] ). Такие концерты имели закрытую форму, и лишь избранные приглашались туда.

Но ситуация постепенно изменялась. В 1672 году в Лондоне за небольшую плату были организованы первые публичные концерты; их идейным вдохновителем стал английский композитор и скрипач Джон Банистер. Аналогичные концерты проводились с 1678 года в доме лондонского промышленника Томаса Бриттона. Появление на профессиональных подмостках других видов искусства можно связывать с возникновением концертных программ в драматических театрах (конец XVIII – начало XIX в.). После сыгранной пьесы шел дивертисмент (от фр. «увеселение»), в котором актеры данного театра и приглашенные со стороны артисты показывали концертные номера из разных жанров, например, исполняли песни, танцевали балет.

В XIX веке наметилась тенденция к выгодному сосуществованию мира театра и мира развлечений в целом. Англия оказалась родиной первых форм развлекательных концертных программ в помещениях салонов-театров, паб-театрах (пивных баров со сценой) и мюзик-холлов (музыкальных залах при гостинице)[6] . Такое существование позволяло некоторым актерам иметь кров над головой, кусок хлеба и постоянного зрителя. Особенного расцвета подобный синтез достиг во Франции во 2-й половине XIX века. Характерной чертой для Парижа и для других французских городов стала деятельность кафешантанов (от фр. «кафе для пения») и кафе-концертов, рассчитанных на небольшое число посетителей.

Таким образом, можно с уверенностью сказать о трех разновидностях концертной деятельности в XVIII-XIX веках: собственно сам концерт филармонического плана (жанр серьезной музыки и литературы), дивертисмент (под эгидой театра) и концерт-шантан (концертные развлекательные программы в ресторанах, пабах, гостиницах, отелях и т.д.).

В ХХ веке понятие «концерт» приобрело немного другое звучание. Наиболее полно предмет нашего изучения в его видах был охарактеризован в Большой советской энциклопедии:

· Концерт музыкальный (симфонический, камерный, фортепианный, скрипичный и др.),

· Концерт литературный (художественное чтение),

· Концерт эстрадный (легкая вокальная и инструментальная музыка, юмористические рассказы, пародии, цирковые номера и др.)

Таким образом, ознакомившись вкратце с историей концерта, в том числе и музыкального, давайте обратимся к рок-концерту, который является предметом нашего изучения.

2. Из истории рок-концерта

Как музыкальное течение рок-музыка зародилась и выделилась на фоне джаза, ритм-энд-блюза и других им близких жанров в середине ХХ века. Царившие на сцене нравы того времени отличала традиционность. Она проявлялась в организации и подаче выступления, характеризовала тематику и музыкальную составляющую проводимых концертов. Вот как характеризует музыкальную рок-сцену музыковед Л.М. Кадцын: «Большинство рок-групп в середине 1960 годов имеет ярко выраженную эстрадную ориентацию как основное направление рок-музыки>…<Влияние рок-н-ролла, ритм-энд-блюза, фолькрока, соул, Битлз и эстрадных традиций соединялись в их творчестве с акцентами на том или ином круге средств и приемов исполнительства. Вместе в тем, в их творчестве появляются приемы и средства выразительности, которые в деятельности отдельных ансамблей становятся основой иной направленности рок-творчества, отличающейся от эстрадной. Это и использование новейшей звуковой техники с увеличением громкости и тяжести звучания, это и театрализация концертных выступлений с объединением отдельных песен и инструментальных пьес в развернутую и целостную композицию»[7] .

Ситуация начала кардинально меняться, когда рок-музыка «решила» выйти за рамки приличий. Изменилось содержание песен: в массе простых любовных баллад стали появляться произведения социального характера, песни, в которых молодые люди выражали свой протест против консерватизма и конформизма своих родителей. Изменилась манера подачи музыкального материала: рок-исполнители открыли для себя эпатаж как один из важнейших факторов самопрезентации, благодаря которому они могли теперь бесконечно меняться.

Многие рок-группы, такие как Black Sabbath, игравшие хард-рок или Pink Floyd, подарившие миру прогрессивный рок, активно прибегали к визуализации своей музыки. Изначально техническое обеспечение клубных площадок, где начинали свою деятельность музыканты, позволяло лишь продумать скромное светопреставление, которое образовывало бы единую композицию вместе с музыкальным материалом. Большие экраны, которые сегодня есть практически в каждом клубе и на любой концертной площадке для удобства зрителя, были доступны музыкантам исключительно при работе над первыми клипами. Участники группы располагались перед экраном, на котором в смысловой синхронности с музыкой могли транслироваться кадры хроники, актуальные или художественные фотоснимки и т.п. На сегодняшний день смонтированный фильм на экране, «звучащий» вместе с коллективом на протяжении всего концерта, – это неотъемлемая часть сценографии профессиональных выступлений. Например, английская группа Franz Ferdinand, изначально сложившаяся как художественное объединение, самостоятельно создает объекты визуализации для своих концертов.

Члены групп всерьез разрабатывали свой образ на сцене, специально заказывая костюмы и подбирая интересную атрибутику. Сегодня весь мир знает группу Kiss, которая прославилась во многом благодаря своему внешнему виду и подаче на сцене. Талантливый музыкант Дэвид Боуи (David Bowie), не получив должного признания в начале карьеры, придумывает образ Зиги Стардаста, пришельца с Марса, похожего на андрогинна, одевающегося в футуристические одежды и носящего эффектный грим. Вместе с ним с красной планеты на Землю прилетели музыканты – настоящие марсианские пауки. Ошеломительный успех ожидал в конце 70-х британских металлистов Judas Priest, вокалист которых первым облачился на сцене в одежду и аксессуары из магазина для взрослых, подарив миру привычный теперь образ металлиста в коже и цепях. Финская группа Lordi, победившая в 2006 году на Евровидении, создала себе целую мифологию: каждый из членов группы представляет собой монстра с собственной биографией, красочно ужасной внешностью и соответствующим одеянием (например, гитарой в виде огромного топора). Многие современные группы, особенно если того требует выбранный ими музыкальный стиль, активно разрабатывают свой сценический образ, не жалея на это ни сил, ни средств.

Вслед за осознанием важности продуманного имиджа рок-музыканты открыли для себя другую сторону сценической деятельности, которая могла бы приносить им неплохой доход. Многие группы и отдельные исполнители расширили свой творческий потенциал от простого музыкального выступления к поставленному шоу. На сцене артисты стали использовать пиротехнику, выполнять сложные акробатические трюки, создавать целые миры из декораций, максимально приковывая внимание зрителя к своему перфомансу. Новатором в превращении рок-концерта в целое шоу по праву считается группа Kiss, которая обладала словно даром прозрения, умело превращая в деньги все, чему они давали свое имя. Рок-исполнители Оззи Осборн (Ozzy Osbourne) и Элис Купер (Alice Cooper) в 80-х годах были похожи на соперников, так как каждый заявлял, что «он король ужаса», подкрепляя свой титул самыми страшными трюками на сцене. Все же в данном соперничестве пальма первенства досталась Оззи: история с откусанной мышиной головой во время выступления уже стала мифом рок-музыки.

И, конечно, было бы неправильным, говоря о современном рок-концерте, не выделить немецкую группу Rammstein. Этот коллектив вот уже на протяжении 15-ти лет поражает весь мир своими сложнейшими представлениями, в которых огонь, световое и цветовое оформление, акробатика, костюмированность представления и прекрасный интерактив сочетаются с профессионализмом и потрясающей подачей музыкантов. Шестерым участникам этой группы удалось выйти на новый уровень создания рок-шоу; найти правильное сочетание театрального и, можно сказать, циркового представления, «раскрасить» тяжелую рок-музыку с неплохим смысловым наполнением в яркие краски, которые обычно ассоциируются с миром поп-музыки. Только представьте себе: для перевозки аппаратуры и элементов сценического оформления во время гастрольного тура группе требуется более 30-ти фур. Rammstein сделали за свою карьеру четыре шоу-программы, которые были показаны с неизменным успехом практически во всем мире. Что примечательно, творчество группы во многом благодаря концертам было принято в Америке, что для большинства европейских артистов просто недосягаемо.

Таким образом, мы выяснили, что рок-концерт представляет собой форму продвижения альтернативного музыкального искусства. Творческую деятельность отдельных рок-групп и исполнителей характеризует не только потребность донести свою музыку до слушателя, но и склонность к эпатажу и стремление превратить концерт в настоящее фееричное шоу.

Давайте рассмотрим рок-концерт в контексте социально-культурной и культурно-досуговой деятельности.

3. Рок-концерт – одна из популярных форм досуга

Рок-концерт как досуговую форму можно рассматривать с точки зрения социально-культурной и культурно-досуговой деятельности.

Нам бы хотелось, в первую очередь, поставить рок-концерт в социокультурные рамки и проанализировать, какие функции характеризуют данную форму. Для этого мы обратимся к основным функциям социально-культурной деятельности: коммуникативной, информационно-просветительной, культуротворческой и рекреативно-оздоровительной.

В ходе проведения рок-концерта коммуникативная функция осуществляется на групповом и организационном уровне. Общение в клубе осуществляют малые группы людей. Приходя в клуб, молодежь располагает возможностью не только послушать музыку, но пообщаться с друзьями и знакомыми, найти новых единомышленников. Организация концерта требует его освещения в СМИ и интернете, на телевидении и через другие средства коммуникации. Для молодых групп, которым еще предстоит сформировать круг своих слушателей, главным средством общения является интернет. Посредством социальных сетей, специальных сайтов-афиш, сферы блогов и дневников начинающие музыканты активно распространяют свой музыкальный материал и сообщают о предстоящих концертах. Таким образом, коммуникация осуществляется на организационном уровне.

Рок-концерт выполняет информационно-просветительную функцию, так как является формой продвижения альтернативного музыкального искусства. Здесь же следует сказать о культуротворческой функции. Группы занимаются сочинением музыки и стихотворных текстов, играют свой репертуар в клубах, тем самым удовлетворяя свою потребность в творчестве и донося его до публики. Можно сказать, что каждая рок-группа занимается и культурно-досуговой деятельностью, создавая музыкальные произведения, и социально-культурной, осуществляя их реализацию в массы. Но невольно встает вопрос, какого качества эти произведения; можно ли назвать их достойными для прослушивания, оценить с точки зрения художественной культуры. К сожалению, основную массу начинающих групп характеризует некомпетентность в создании музыкального материала, освоении инструментов. В клубной сфере среди организаторов особенно популярными являются так называемые «сборные солянки», где начинающие группы выступают, отдавая деньги за участие. Такие концерты посещают, в основном, друзья музыкантов. Только имея действительно интересный материал, у групп есть возможность попасть на более посещаемые концерты, стать разогревающей командой состоявшихся музыкантов и узнать, что же такое гонорар.

Теперь давайте рассмотрим рок-концерт в контексте рекреативно-оздоровительной функции. Рок-концерт представляет собой форму коллективного досуга, в котором сочетаются активная и пассивная направленность. Кто-то приходит в клуб послушать музыку и просидеть весь вечер за стойкой бара. Другой, напротив, отправляется на концерт, чтобы потанцевать или «послэмиться»[8] . Не смотря на наличие определенной программы (продуманного выступления команд), обычные клубные концерты нельзя назвать организованными. На сцене вы не увидите ведущего: вместо него диалог с залом осуществляют участники коллективов. В перерывах между выступлениями звукорежиссер ставит музыкальное сопровождение, но иногда случается и отсутствие заполнения, что приводит к уходу зрителей с танцплощадки. Интерактив со зрителями, организованные конкурсы и наличие ведущих – это прерогатива концертов с участием более известных команд. На наш взгляд, отсутствие организованности рок-концертов как досуговых мероприятий – это существенный минус, который пока никак не решается в клубной сфере. Результатом неорганизованности является вялая реакция публики и ее желание поскорей уйти после выступления своих друзей, что оставляет многие группы без «чужой» публики и, соответственно, отнимает ценный опыт выступления перед незнакомыми людьми.

Что касается оздоровительного характера рок-концертов, то здесь перед нами двоякая ситуация. С одной стороны, нас ждут неутешительные и очевидные факты. В большинстве клубных учреждений не работает система «до 18-ти» и «до 21». Лишь в нескольких рок-клубах Москвы охрана активно проверяет возраст своих посетителей во время проведения вечерних и ночных концертов (с 17 до 23 часов; с 23 до 06 часов). Работники баров, за счет которых клуб получает основной доход, в основном проявляют халатность, продавая алкоголь и сигареты несовершеннолетним. Также в клубных помещениях не существует разделения на зоны для курящих и некурящих посетителей, что достаточно проблематично: после концерта, даже малочисленного по посещению, ваши вещи и волосы пахнут сигаретным дымом, что уже говорить о кашле и некомфортном состоянии. С другой стороны, посещение рок-концерта любимой группы – это прекрасный способ релаксации, повышения настроения. Даже те, кто участвует в «слэме», выходя из клуба в синяках и ссадинах, испытывают своеобразное психофизическое очищение. В такой форме подростки выплескивают накопившуюся агрессию и заряжаются положительными эмоциями.

Таким образом, можно утверждать, что рок-концерт представляет собой досуговую форму, частично выполняющую важнейшие функции социально-культурной деятельности. Теперь давайте рассмотрим рок-концерт как продукт культурно- досуговой деятельности .

«Объектом культурно-досуговой деятельности является содержание, формы, средства, методы и инструменты интеллектуального и эмоционального воздействия на личность, группу или массу людей, стабильную и нестабильную аудиторию, разные социальные общности»[9] . По всем указанным выше параметрам можно провести детальный анализ рок-концерта в рамках культурно-досуговой деятельности. Более того, можно утверждать, что рок-выступление следует рассматривать как культурно-досуговую программу, которая является конечным продуктом и, следовательно, объектом культурно-досуговой деятельности.

Как пишет В.Г. Кузнецов, «одним из важных элементов культурно-досуговой программы является музыка. Ее роль в художественно-образном решении того или иного мероприятия поистине велика. Музыка, как ни один другой вид искусства, способна с большой силой и всеобъемлющей полнотой передать чувства и мысли, различные эмоциональные состояния человека»[10] . Музыкальный материал составляет основное содержание рок-концерта как программы. Музыка становится первичным видом искусства, тогда как театрализация представления отходит на второй план.

Давайте рассмотрим некоторые сценарно-режиссерские технологии, которые можно применить, создавая программу рок-концерта в условиях клубного учреждения.

4. Применение сценарно-режиссерских технологий при создании программы рок-концерта.

Под термином «сценарно-режиссерские технологии» понимается совокупность знаний о формах, методах, приемах создания программ, в том числе и культурно-досуговой направленности, которые должны отвечать нравственно-эстетическим и моральным критериям, оказывать определенное воздействие на личность зрителя.

Важнейшим компонентом создания любой программы является драматургия, которая, к сожалению, редко применяется на должном уровне в процессе организации и проведения рок-концертов в клубных учреждениях. Но среди массы коллективов можно встретить группы, которые видят необходимость в «конструировании» своего выступления.

Во-первых, музыканты продумывают порядок исполнения музыкальных композиций, т.е. выстраивают драматургию музыкального материала. Концертное выступление строится по принципу популярности песен, их узнаваемости зрителем.

В начале звучат композиции, которые могут «разогреть» интерес зрителя. Многие команды предпочитают сочинить специальную интерлюдию (intro), которая настаивает слушателя и по окончании органично вливается в первую песню.

В середине выступления актуальным считается представить новую композицию группы или сыграть медленную песню – таким образом сет группы делится как бы на две половины. Исполнение новой песни, не знакомой слушателю, может быть как успешным, так и провальным. Но в случае неудачной премьеры положение будет спасено второй частью выступления, где музыканты обычно играют уже проверенный материал. Медленная композиция выполняет немного другую функцию: она дает зрителю возможность «перевести дух»: просто постоять, потанцевать медленный танец, выпить прохладительные напитки.

В завершении выступления команда исполняет свои самые популярные песни, может выйти на «бис».

Во-вторых, многие коллективы активно пытаются использовать элементы визуализации на концерте. Но здесь существуют определенные проблемы. Без договоренности со звукорежиссером, который обычно занимается и звуком, и светом, нельзя четко продумать соотношение музыкального материала и света в зале. Часто оригинальные идеи музыкантов, которые хотели бы выстроить цветомузыкальный номер с помощью «игры» софитов, оказываются не реализованными.

Стоит отметить и подчас ужасное состояние сцены, на которой выступают начинающие группы. В некоторых клубах сцена занимает настолько маленькое пространство, что не все музыканты могут на ней поместиться. Также владельцы клубных учреждений позволяют себе халатное обращение с техническим обеспечением, в результате чего зритель «довольствуется» некачественным звучанием групп.

Многие команды разрабатывают свой имидж и манеру поведения на сцене, репетируют синхронные движения и придумывают так называемые «фишки», благодаря которым они запоминаются зрителям. Впрочем, здесь встает уже вопрос другого рода: что важнее для музыкантов – донести свою музыку или запомниться людям именно своим внешним видом.

Если говорить о порядке выступления команд, то здесь о драматургии выступления говорить не приходится вообще. Большинство организаторов интересует, к сожалению, материальный аспект выступлений молодых команд, нежели их творчество. Если концерт с участием состоявшихся музыкантов предполагает выстраивание по «весомости» артистов, то так называемые «сборные солянки» для молодых групп лишены всякой логики.

Таким образом, можно сказать, что применение сценарно-режиссерских технологий в создании клубных рок-концертов для начинающих музыкантов находится в «зачаточном» состоянии. Большинство молодых исполнителей уделяет внимание визуализации своих выступлений, из чего можно сделать вывод: рок-музыка и ее исполнение изначально направлены на эпатирование публики. Но, если сравнивать организационные условия западных рок-клубов и российских (в частности, московских), ситуация выглядит неутешительно.

Заключение

Рок-концерт как современная форма досуга представляет собой широкое «поле» для творческой деятельности. Перед работниками социокультурной и культурно-досуговой сферы стоит множество интересных задач по созданию отточенных технологий проведения рок-концерта как культурно-досугового мероприятия.

Говоря об организации рок-концерта в условиях клубного учреждения, следует учитывать:

· Частое отсутствие комфортных условий для начинающих музыкантов, в которых они могли бы многогранно проявить себя

· Ряд спорных моментов в деятельности клубных учреждений, основным контингентом которых являются любители рок-музыки

· Превосходство материального аспекта организации концертов для начинающих групп перед аспектом творческим

На протяжении всего своего становления социально-культурная наука активно следила за состоянием клубного учреждения. И, не смотря на сегодняшний статус клуба и направленность его деятельности, ученые и практики социокультурной сферы не должны оставлять данную клубную форму досуга без внимания.

Список литературы:

1. Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры: учебное пособие. – 3-е изд. испр. и доп. – М.: МГУКИ, 2003. – 234 с.

2. Кадцын Л.М. Массовое музыкальное искусство ХХ столетия (эстрада, джаз, барды и рок в их взаимосвязи) / Учебное пособие. – Екатеринбург, 2006. – 424 с.

3. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. – М.:МГУКИ, 2004. – 539 с.

4. Козлов В. Реальная культура: от Альтернативы до Эмо / Владимир Козлов. – СПб.: Амфора. Тид Амфора, 2008 – 352 с. – (серия «Sub[культура]»)

5. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под научной редакцией академика РАЕН А.Д. Жаркова и профессора В.М. Чижикова. – М.: МГУК, 1998. – 461 с.

6. Музыкальный словарь Гроува. Пер. с англ. – М., Практика, 2001. – 1095 с., илл.

Ссылки в интернете:

1. ru.wikipedia.org/ – Википедия – свободная энциклопедия;


[1] Автор ссылается на проведенный им опрос студентов и школьников, в котором были представлены следующие направления: поп-музыка, рок-музыка, альтернатива, танцевальная музыка, фольклор, классическая музыка, фолк, hip-hop и r&b, джаз и ритм-энд-блюз.

[2] Большой Энциклопедический словарь, М., 2004, с.568

[3] http://ru.wikipedia.org/wiki /Концерт_(мероприятие)

[4] Финкельштейн Э. Музыка от А до Я, Сб., 1992, с.48

[5] Collegium Aureum (лат. «золотое сообщество») – название немецкого ансамбля, осн. в 1672 году.

[6] Мюзик-холл – 1. помещение, в котором можно было курить, выпивать и смотреть постановки. 2. Вид популярной музыки, исполнявшейся там же. 3. Оно же варьете.

[7] Кадцын Л.М. Массовое музыкальное искусство ХХ столетия (эстрада, джаз, барды и рок в их взаимосвязи) / Учебное пособие. – Екатеринбург, 2006, с.208

[8] Слэм - агрессивное развлечение зрителей на концертах тяжелых стилей музыки, являющееся подтверждением положительной реакции публики. Его характеризуют толчки, врезание друг на друга, хаотичное движение внутри круга, который специально образуют во время слэма. В культуре слэма существует своя этика: например, во время падения одного из его участников, слэмеры должны остановиться и поднять товарища, чтобы его не задавили.

[9] Культурно-досуговая деятельность, М., 1998, с.76

[10] Культурно-досуговая деятельность, М., 1998, с.318