Главная              Рефераты - Культура

Культура Древнего Востока 3 - реферат

Глава 2.

Культура Древнего Востока.

Формирование первых цивилизаций

Господство египетских богов в большинстве случаев зависело от веры правящего фараона, но определенной иерархии не было. Они почти никогда не вмешивались в

людские споры (в отличие от олимпийских богов)

Зиккурат — культовое сооружение в древнем Междуречье. Представлял собой башню из поставленных друг на друга параллелепипедов или усеченных пирамид. Террасы зиккурата, окрашенные в разные цвета (черный, красный, белый), со­единялись лестницами или пандусами, стены членились прямоугольными нишами

2.1. Культура Древнего Египта — стремление к бессмертию

Древний Египет — один из очагов цивилизации на Земле, великая могущественная держава, претендовавшая на мировое господство, расположенная в нижнем течении реки Нил. Это было сильное го­сударство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, были ее незыблемость, непостижимость и божест­венное происхождение. В своем развитии культура Древнего Египта прошла три периода — Древнее, Среднее и Новое царства, охваты­вающие время с III тыс. по I тыс. до н.э. В течение этого периода, несмотря на некоторое развитие стилей, наблюдается удивительное постоянство, свидетельствующее о глубоко религиозном и привер­женном традициям обществе.

Протест против смерти

Важнейшая черта культуры Древнего Египта — протест против смерти, которую египтяне счи­тали «ненормальностью». Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, пронизывало всю религиозную мысль Египта, сформировало древнеегипетскую культуру. Египтологи считают, что ни в одной другой мировой циви­лизации этот протест против смерти не нашел столь яркого, конкрет­ного и законченного выражения, как в Египте[1] .

Стремление к бессмертию явилось основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта — и не только религиозной и культурной, но и политической, экономической, военной. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конец: прекрасная жизнь на земле могла быть продлена вечно, умершего могло ждать воскре­шение. Для этого одной из бессмертных душ усопшего необходимо было вновь соединиться со своим телом. Поэтому живым надо по­заботиться о том, чтобы тело умершего было сохранено — средст­вом для этого было бальзамирование. Забота о сохранении тела умершего привела к возникновению мумификации — искусству из­готовления мумий. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно также было позаботиться о строительстве специальной усы­пальницы для тела. Египтяне полагали, что вечной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от света и посторонних взгля­дов усыпальнице — пирамиде.

Пирамиды — «дома» для вечной жизни

Древнейшие фараоны были захоронены в мостобах — это были прямоугольные сооружения, похожие на длинную скамью. Позже для фа­раонов и знати стали строиться четырехсторон­ние сооружения с треугольными боковыми сторонами — пирамиды, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не толь­ко царь или вельможа, обладал вечной жизненной силой — ка, т.е. бессмертием, при условии, что будет полностью соблюден ритуал погребения. Однако тела бедняков не бальзамировались — это было слишком дорого, а просто заворачивались в циновки и сваливались в рвы на окраинах кладбищ.

Пирамиды сооружали не рабы, а крестьяне в периоды наводне­ний и засухи, свободные от полевых работ. Работа на постройке пирамиды была их религиозной обязанностью. В III–II тыс. до н.э. и пирамиды и храмы — постройки для богов — строились из кам­ня. Строительство пирамид было разорительным для экономики государства, истощало казну, требовало колоссального напряжения сил и многочисленных жертв со стороны народа.

Самая ранняя из египетских пирамид — пирамида фараона Джосера, воздвигнутая около 5 тыс. лет назад, ступенчатая и возвы­шающаяся, как лестница, к небу. Однако самая знаменитая и самая значительная по размерам — пирамида Хеопса в Гизе, около Каира. Известно, что строили ее более 20 лет сотни тысяч людей. Размеры ее таковы, что внутри может свободно поместиться любой европей­ский собор: высота 147 м (сейчас 137 м), площадь — около 55 000 м2 . Пирамида Хеопса сложена из гигантских известняковых камней, а каждая каменная глыба весит 2–3 т. Ученые подсчитали, что на строительство этой пирамиды пошло 2 млн. 300 тыс. таких камней. Удивительно строительное искусство древних мастеров: камни пирамиды до сих пор так плотно пригнаны друг к другу, что между ними невозможно даже просунуть иглу. Снаружи пирамида Хеопса была облицована прекрасно отполированными известняко­выми плитами.

Древнейшие египетские пирамиды считались одним из семи чу­дес света[2] . Позднее, во II тыс. до н.э., пирамиды стали строить из кирпича, а не из камня — это было чуть менее разорительно, сами пирамиды становятся меньше.

К началу I тыс. до н.э. строительство пирамид было прекраще­но. Для усыпальниц фараонов стали отводиться глубокие и тща­тельно скрытые от чужих глаз тайники. Однако и эти тайники гра­били так же часто, как и пирамиды. Усыпальницы фараонов граби­лись во все периоды древнеегипетской истории, хотя древние егип­тяне боялись и боготворили своих царей.

Многобожие и религиозная реформа

Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозном культе Египта: египтяне полагали, что фараон — это живое подобие Солнца и после смерти плавает по небосводу на солнечной ладье днем и лунной ладье ночью. Богов в Древнем Египте было множество, у каждого города их могло быть несколь­ко. Главным был бог Солнца — Ра, царь и отец богов. Одним из важнейших богов был Осирис — бог смерти, олицетворяющий уми­рающую и воскрешающуюся природу. Египтяне верили, что после своей смерти и воскрешения Осирис стал царем подземного царст­ва. Важнейшей богиней была Исида, жена и сестра Осириса, по­кровительница плодородия и материнства. Бог Луны был одновре­менно и богом письменности; богиней истины и порядка считалась Маат. Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы. Египтяне поклонялись птицам, жукам, кош­кам. Наиболее важным из животных культов был культ быка Аписа. Он почитался как земное воплощение бога Птаха, создателя и ор­ганизатора Вселенной.

Египетское многобожие не способствовало действительной цен­трализации государства, усилению верховной власти и подчинению покоренных Египтом племен. Фараон Аменхотеп IV (правил в 1419 – ок. 1400 гг. до н.э.) выступил как религиозный реформатор, пыта­ясь утвердить культ одного бога. Это была первая в истории чело­вечества попытка установить единобожие. Он ввел новый государст­венный религиозный культ, объявив истинным божеством солнеч­ный диск под именем бога Атона, трактуемый жрецами как «тело Ра». Столицей государства он сделал город Ахетанон (современное городище Эль-Амарна) и сам принял имя Эхнатон, что означало «угодный богу Атону». Он пытался сломить могущество старого жречества и старой знати: культы всех прочих богов были отмене­ны, их храмы закрыты, а имущество конфисковано. Однако рефор­мы Эхнатона вызвали сильное сопротивление мощного и много­численного слоя жрецов и оказались недолговечными. Преемники фараона-реформатора вскоре вынуждены были пойти на примирение со жрецами. Культы старых богов были восстановлены, позиции местного жречества вновь усилились. Таким образом, первая в истории религиоз­ная реформа не увенчалась успехом.

Литература — различные жанры

Самые древние египетские тексты, дошедшие до нас, — это молитвы богам и хозяйственные записи. Самые ранние памятники художествен­ной литературы, сохранившиеся до нашего времени, относятся ко II тыс. до н.э. Вероятно, существовали и более древние, но они не сохранились. Художественная литература представлена различными жанрами — это поучения царей и мудрецов своим сыновьям, мно­жество сказок о чудесах и чародеях, повести.

Одно из самых отвлеченных абстрактных сочинений древнееги­петской литературы — «Беседа разочарованного со своей душой». Че­ловек, разуверившись в смысле жизни, начинает искать смерть. Душа, однако, пытается отговорить его от самоубийства, уверяет в тщетности надежд на загробную жизнь, советует сполна насладить­ся земным бытием.

Важнейшее произведение древнеегипетской литературы — «Книга мертвых». В ней содержались тексты, которые должны были помочь душе умершего человека адаптироваться в потустороннем мире.

Искусство: символично и религиозно

Изобразительное и монументальное искусство несет на себе печать египетской культуры в це­лом. Перед храмами и дворцами египтяне воз­двигали высокие тонкие обелиски, покрытые иероглифами — рисуночным символическим письмом, ставшим важнейшей частью культуры Древнего Египта. В дальнейшем древ­неегипетское иероглифическое письмо превратилось в слоговое (но этого не произошло с китайской иероглифической письменностью).

Перед заупокойными храмами воздвигали сфинксов: каменные изображения существ с телом льва и головой человека — фараона. Сфинкс олицетворял мудрость, загадочность и силу египетского правителя. Самый большой сфинкс, выполненный в первой поло­вине III тыс. до н.э., до сих пор охраняет подступ к пирамиде Хефрена в Гизе. Сфинкс высечен из природного камня. Размер скульп­туры — 56,4 м в длину и 19,2 м в высоту.

Другие замечательные и всемирно известные памятники древне­египетского искусства — скульптурные портреты: статуя фараона Аменемхета III, стелла вельможи Хунена, скульптуры головы фа­раона Сенусерта III[3] , обретающие черты реализма и стремящиеся глубже постичь натуру. Типичны скульптурные изображения фигур, закутанных в мантии, оставляющие свободными только голову, ру­ки и ступни ног.

Шедевром древнеегипетского изобразительного искусства пе­риода II тыс. до н.э. искусствоведы считают выполненный на крышке ларца рельеф, изображающий фараона Тутанхамона с его юной женой в саду[4] . Подтверждением высокой культуры Египта I тыс. до н.э. является всемирно известный скульптурный портрет жены Аменхотепа IV Нефертити — одно из самых прелестных жен­ских изображений в истории человечества.

В Древнем Египте были выработаны такие классические архитек­турные формы, как пирамида, обелиск, колонна, и такие виды изобра­зительного искусства, как скульптура, рельеф, монумент, живопись.

Хотя на протяжении более чем трех тысячелетий египетское го­сударство и претерпевает некоторые изменения, установленный в нем канон остается незыблемым. Скульптура и живопись значи­тельно стилизованы, отражают религиозную символику, идеализи­руют загробную жизнь, обожествляя умерших. Изобразительному искусству Древнего Египта всегда были присущи сугубо плоскост­ное изображение фигур, каноническая условность в передаче туло­вища и ног, геометрическая декоративность с симметричным рас­пределением узора, строгая линейность композиции. Все фигуры статичны, невозмутимы, их позы условны — голова и ноги повер­нуты в профиль, а глаза и плечи изображены в анфас. Условна и раскраска: тело мужчины традиционно изображалось красно-коричневым, тело женщины — желто-розовым, волосы у всех были черные, одежды — белые.

Такая же условность и постоянство характерны для других пла­стических видов искусства. Статуи и статуэтки имели культовое назначение и облик — раскраска и положение определялись жест­кими нормами, обязательными для ваятеля.

Из поколения в поколение, из тысячелетия в тысячелетие суще­ствовали один и тот же стиль, одна и та же религия и одно и то же искусство. Застойный характер древнеегипетского общества опреде­лил в общем единообразный тип древнеегипетского искусства и культуры. Характерными их чертами были утверждение силы, жела­ние ее сохранить и приумножить, жажда бессмертия. Искусство име­ло застывший характер, оно подавляло своей монументальностью.

-Писатель Иван Бунин, много путешествовавший, влюбленный в седую гозную старину Востока, оставил путевые записки, не усту­пающие по художественной силе его рассказам. Вот как он описывал впечатление от Большого Сфинкса:

Вокруг меня мертвое жаркое море дюн и долин, полузасыпанных песками скал и могильников. Все блестит, как атлас, отделяясь от шелковистой лазури. Всюду гробовая тишина и бездна пламенного света... я иду и не свожу глаз со Сфинкса.

Туловище его высечено из гранита целиком, — приставлены только голова и плечи. Грудь обита, плоска, слоиста. Лапы обезображены. И весь он, грубый, дикий, сказочно-громадный, носит следы той жут­кой древности и той борьбы, что с незапамятных времен суждена ему, как охранителю «Страны Солнца», страны жизни, от Сета, бога смерти. Он весь в трещинах и кажется покосившимся от песков, на­искось засыпающих его. Но как спокойно-спокойно глядит он куда-то на Восток, на далекую солнечно-мглистую долину Нила. Его жен­ственная голова, его пятиаршинное безносое лицо вызывает в моем сердце почти такое же благоговение, как в сердцах подданных Хуфу.

Научные и технические знания

Определенных успехов добилась наука Древнего Египта. Активно развивалась астрономия. Еги­петские астрономы высказали предположение о том, что созвездия находятся на небе и днем, но делаются невидимыми в свете солнца. Значительными, судя по специализации врачей, были успехи медицины: различались врачи «утробные», глазные, зубные и пр. Была установлена роль мозга в человеческом организме. При лечении больного всегда читались молитвы и приносились жертвы богам — покровителям здоровья.

Развивалась математика: в конце XXI – начале XIX в. до н.э. была вычислена поверхность шара. Изобретены древнейшие в чело­веческой истории часы — водяные и маленькие нашейные солнеч­ные часики.

В начале III тыс. до н.э. в Древнем Египте был изобретен папирус для письма, который затем получил распространение и в других государствах Средиземноморья[5] . Изобретение гончарного круга также принадлежит древним египтянам.

Культура эллинистического Египта

С конца II – начала I тыс. до н.э. в египетскую культуру все более интенсивно начинает прони­кать культура Крита, Сирии, рабовладельческих государств Двуречья, с которыми широко тор­говал Египет. В VI в. до н.э. Египет был завоеван персами, влады­чество которых продолжалось до 405 г. до н.э. Период самостоятельности египетского государства оказался недолгим: уже в 332 г. до н.э. македоняне подчинили его своей власти и основали город Александрию, названный в честь Александра Македонского (356–323 до н.э.). Египетские жрецы приветствовали нового завоевателя: он был объявлен сыном бога. Власть Александра, таким образом, была облечена в традиционные для Египта формы.

В Египте устанавливается культ нового бога — Сараписа, в кото­ром слились черты важнейших божеств греков и египтян. Сарапис почитался и египетским и греческим населением. А город Александ­рия очень быстро стал культурным центром греко-восточного мира, в Египте распространилась эллинистическая культура[6] . В гавани Александрии заходили сотни кораблей со всех концов эллинистиче­ского мира, прибывали иностранные посольства. Город, построен­ный греческим архитектором Дейнократом, имел длинные прямые улицы, театр, библиотеку, множество храмов, парков, садов, бань. В начале III в. до н.э. в Александрии был основан Александрийский мусейон — один из главных центров науки и культуры древности. Здесь работали выдающиеся ученые (Архимед, Платон), поэты, ху­дожники, архитекторы. На острове Фарос был построен знаменитый Александрийской маяк (высота 120 м) — одно из семи чудес света.

Основные термины и понятия

единобожие жрец

заупокойный культ

иероглиф

«ка» (бессмертие)

многобожие

мостобы

мумия

пирамида

религиозный культ

семь чудес света

скульптурный портрет

сфинкс

фараон

храм

эллинистическая культура

Вопросы для повторения

1. Расскажите об особенностях религии Древнего Египта. Как египтяне относились к смерти и бессмертию, культу фараона?

2. Охарактеризуйте наиболее важные виды архитектуры и изобра­зительного искусства Древнего Египта.

3. Какие отрасли знания развивались в Древнем Египте наиболее эффективно и почему?

2.2. Культура Древней Месопотамии —

великие достижения и открытия

В IV–III тыс. до н.э. на территории современного Ирака — в доли­не рек Тигр и Евфрат (Двуречье) — возникла и утвердилась столь же высокая, как и в Египте, культура. Это был один из древнейших очагов человеческой цивилизации. Однако в отличие от долины Нила, где на протяжении трех тысячелетий обитал один и тот же народ и существовало одно и то же государство — Древний Египет, в Двуречье стремительно (по историческим меркам) сменяли друг друга различные государственные образования, в том числе Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия, Персия, перемешивались, торговали и воевали друг с другом разные народы, быстро воздвигались и до основания разрушались храмы, крепости, города. Более динамич­ными, чем в Египте, были история и культура Двуречья.

Шумеры — первые в мире...

Древнейшая культура Двуречья — шумеро-аккадская. По мнению большинства современ­ных востоковедов, шумеры — родоначальники всей вавилонской культуры. Их культурные достижения велики и бесспорны: шумеры создали первые в человеческой истории поэмы — о «Золотом веке»; написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры — авторы первых и древнейших в мире медицинских книг — сборников рецептов. Они разработали и записали первый календарь для двух сезонов (зимы и лета), делив­шийся на 12 месяцев по 29 или 30 дней каждый. Каждый новый ме­сяц начинался вечером при исчезновении лунного серпа. Оставили первые сведения о защитных насаждениях. Даже идею создания пер­вого в истории людей рыбного заповедника впервые письменно за­фиксировали тоже шумеры. Первая глиняная географическая карта принадлежит также шумерам. Первые струнные музыкальные инст­рументы — лира и арфа — появились также у шумеров.

Шумерская письменность и литература

Древнейшая на Земле письменность принадле­жит этому же народу — это шумерская клино­пись[7] . Она очень декоративна и, как полагают исследователи, берет начало от рисунков. Впро­чем, старые предания говорят о том, что и до возникновения рису­ночного письма здесь существовал еще более древний способ фик­сации мыслей — завязывание узелков на веревке. Со временем ри­суночное письмо совершенствовалось и видоизменялось: от полно­го, достаточно подробного и тщательного изображения предметов шумеры постепенно переходят к его неполному или символическо­му изображению. Древнейшие в мире письменные памятники — шумерские клинописные таблички — относятся к середине IV тыс. до н.э. Клинопись — это письменность, знаки которой состоят из групп клинообразных черточек, они выдавливались на сырой глине. Клинопись возникла как идеографическо-ребусное письмо[8] , впо­следствии превратившееся в словесно-слоговое. Долгое время уче­ные считали, что язык шумеров не похож ни на один из известных человечеству живых или мертвых языков, и вопрос о происхожде­нии этого народа оставался загадкой. Однако сейчас можно считать установленным, что язык шумеров так же, как язык древних егип­тян, относился к семитской языковой семье.

-Престиж месопотамской культуры в письменности был столь ве­лик, что во второй половине II тыс. до н.э., несмотря на упадок по­литического могущества Вавилона и Ассирии, аккадский язык и клинопись становятся средством международного общения на всем Ближнем Востоке. Текст договора между фараоном Рамсесом и ца­рем хеттов Хаттусили III был составлен по-аккадски. Даже своим вассалам в Палестине фараоны пишут не по-египетски, а по-аккадски. Писцы при дворах правителей Малой Азии, Сирии, Пале­стины и Египта старательно изучают аккадский язык, клинопись и литературу. Чужая сложная грамота доставляла этим писцам немало мучений: на некоторых табличках из Телль-Амарны (древний Ахетатон) видны следы краски. Это египетские писцы при чтении пыта­лись разделить на слова (подчас неверно) сплошные строки клино­писных текстов. 1400–600 гг. до н.э. — период наибольшего влияния месопотамской цивилизации на окружающий мир. Шумеро-акккадские ритуальные, «научные» и литературные тексты перепи­сываются и переводятся на другие языки во всем ареале клинописи.

Сохранилось много памятников шумерской литературы — они записаны на глиняных табличках, и почти все из них удалось про­честь. В основном это гимны богам, религиозные мифы и легенды, в частности о возникновении цивилизации и земледелия, заслуги чего приписываются богам.

На шумерских табличках, относящихся примерно к 2800 г. до н.э., записаны произведения первой известной миру поэтессы — Энхедуанны, дочери аккадского царя Саргона. Возведенная в ранг верховной жрицы, она написала несколько гимнов в честь великих храмов и богов Земли.

Важнейший памятник шумерской литературы — цикл сказаний о Гильгамеше, царе города Урука, сыне смертного и богини Нинсун, который хотел найти и подарить людям рецепт бессмертия. Преда­ния о герое Гильгамеше оказали очень сильное влияние на культуру соседних народов, которые приняли и адаптировали их к нацио­нальной жизни.

Исключительно сильное воздействие на всемирную литературу оказали легенды о всемирном потопе. В них рассказывается, что по­топ был устроен богами, которые замыслили погубить все живое на Земле. Только один человек смог избежать гибели — благочестивый Зиусудра, который по совету богов построил заранее корабль.

Шумеры строили храмы на верхушках огромных зиккуратов (сту­пенчатых башен) и такие же внушительных размеров дворцы. Скульптура представляла собой прямые стилизованные фигуры, вы­сеченные из мрамора, со сложенными руками и огромными глазами.

Аккадцы, наследники шумеров

Аккадцы, семитский народ, воспринял и усвоил религию и культуры шумеров. Именно аккадцы определяли военное, политическое, экономиче­ское и культурное развитие Месопотамии с се­редины III тыс. до н.э. Расцвета Аккад достиг в XXIV в. до н.э., когда во главе государства стоял Саргон, а также в XXIII в. до н.э. при внуке Саргона Нарам-Сине. Стела «Победа Нарам-Сина» (Лувр, Париж) изображает сцены нашествия воинственных аккад­цев. Высоким был технический и художественный уровень бронзо­вой скульптуры аккадцев (изображение головы царя Аккада).

Культура Вавилонии — легенды и реалии

Наследницей шумеро-аккадской цивилизации была Вавилония. В середине II тыс. до н.э. при царе Хаммурапи (правил в 1792–1750 гг. до н.э.) город Вавилон [9] объединил под своим главенст­вом все области Шумера и Аккада. При Хаммурапи появился зна­менитый Свод законов, записанный клинописью на двухметровом каменном столбе. В этих законах отразились хозяйственная жизнь, быт, нравы и мировоззрение древних обитателей Двуречья.

Мировоззрение вавилонян определялось необходимостью по­стоянной борьбы с окружающими племенами. Все основные инте­ресы были сосредоточены на реальной действительности. Вавилон­ский жрец не обещал благ и радостей в царстве мертвых, но в слу­чае послушания обещал их при жизни. В вавилонском искусстве почти нет изображений погребальных сцен. В целом религия, ис­кусство и идеология Древнего Вавилона были более реалистичны, чем культура Древнего Египта.

-Имя Хаммурапи связано с известным кодексом законов, регули­ровавших общественные и экономические отношения того времени. В кодексе Хаммурапи большой интерес представляют статьи 26–41, в которых излагаются обязанности и права воина, а также статьи 133–135, где говорится о правах воинов, попавших в плен. Кодекс отмечает две категории воинов (реду и баиру) и два звания воена­чальников (деку и лабутту), не поясняя, в чем их различие. Но и эти данные важны, так как они говорят о наличии определенной струк­туры вавилонского войска и военной иерархии. Уклонение воина от похода и даже попытка выставить наемника в качестве заместителя карались смертной казнью. Попавший в плен воин выкупался за счет государства. Присвоение собственности воина каралось смертью.

Огромную роль в верованиях древних обитателей Двуречья иг­рал культ воды. Отношение к воде не было однозначным. Вода счи­талась источником доброй воли, приносящей урожай и жизнь, вода — это культ плодородия. Вода — это также мощная и недобрая сти­хия, причина разрушений и бед.

Другим очень важным был культ небесных светил. В их неиз­менности и чудесном движении по раз и навсегда заданному пути жители Вавилона видели проявление божественной воли. Внимание к звездам и планетам способствовало быстрому развитию математи­ки и астрономии. Так, была создана шестидесятеричная система, которая и по сей день существует в исчислении времени — мину­тах, секундах. Вавилонские астрономы впервые в истории человече­ства высчитали законы обращения Солнца, Луны и повторяемость затмений и в целом значительно опередили в астрономических на­блюдениях египтян. Однако все научные знания и исследования ученых Вавилонии были связаны с магией и гаданием; как научное знание, так и магические формулы и заклинания были привилегией мудрецов, звездочетов и жрецов.

Научные знания, например в области математики, часто опере­жали практические потребности, религиозные воззрения отвечали духовным запросам общества.

-Самый творческий период вавилонской математической астро­номии приходится на V в. до н.э. В это время существовали знаме­нитые астрономические школы в Уруке, Сиппаре, Вавилоне и Борсиппе. Из этих школ вышли два великих астронома — Набуриан, разработавший систему определения лунных фаз, и Киден, устано­вивший продолжительность солнечного года и еще до Гиппарха от­крывший солнечные прецессии. Большую роль в передаче грекам ва­вилонских астрономических знаний играла школа, основанная вави­лонским ученым Беросом на острове Кос около 270 г. до н.э. Таким образом, греки имели прямой доступ к вавилонской математике, уровень которой во многих отношениях не уступал уровню Европы эпохи Раннего Возрождения.

Согласно учению вавилонских жрецов, люди были созданы из глины, чтобы служить богам. Вавилонские боги были многочислен­ны. Самыми главными из них были: Шамаш — богиня Солнца, Син — бог Луны, Адад — бог непогоды, Иштар — богиня любви, Нергал — бог смерти, Ирра — бог войны, Вильги — бог огня. Боги изображались как покровители царя, что свидетельствует об оформлении идеологии обожествления сильной царской власти. В то же время богов очеловечивали: как и люди, они стремились к успеху, желали выгоды, устраивали свои дела, действовали по об­стоятельствам. Они были неравнодушны к богатству, владели иму­ществом, могли обзаводиться семьями и потомством. Боги должны были пить и есть, как и люди; им, как и людям, были свойствены различные слабости и недостатки: зависть, злость, непостоянство. Боги определяли судьбы людей. Волю богов могли знать только жре­цы: они одни могли и умели вызывать и заклинать духов, беседовать с богами, определять будущее по движению небесных светил.

Люди покорялись воле жрецов и царей, веря в предопределен­ность человеческой судьбы, в подвластность человека высшим си­лам, добрым и злым. Но покорность судьбе была далеко не абсо­лютной: она сочеталась с волей людей одержать победу в борьбе с враждебным окружением человека. Постоянное сознание опасности для человека в окружающем мире сочеталось с желанием полно­стью насладиться жизнью. Загадки и страхи, суеверие, мистика и колдовство сочетались с трезвой мыслью, точным расчетом и праг­матизмом.

Религиозные верования древних обитателей Двуречья отрази­лись в их монументальном искусстве. В городах строили храмы, по­священные богам; возле храма главного местного божества обычно находился зиккурат — высокая башня из кирпича, опоясанная вы­ступающими террасами и создающая впечатление нескольких ба­шен, которые уменьшались в объеме уступ за уступом. Таких усту­пов-террас могло быть от 4 до 7. Зиккураты были раскрашены, причем нижние уступы более темные, чем верхние; террасы были, как правило, озеленены. Верхняя башня зиккурата нередко была увенчана золотым куполом. В ней находилось святилище бога, его «жилище», где, как полагали шумеры, бог гостил по ночам. Внутри этой башни не было ничего, кроме ложа и золоченого стола. Впро­чем, эту башню использовали и для более конкретных и земных нужд: жрецы вели оттуда астрономические наблюдения.

Архитектурных памятников вавилонского искусства дошло до нас значительно меньше, чем, например, египетского. Это вполне объяснимо: в отличие от Египта территория Двуречья была бедна камнем, и основным строительным материалом был кирпич. Одна­ко кирпич — материал недолговечный, и кирпичные постройки почти не сохранились. Тем не менее и сохранившиеся постройки позволили искусствоведам высказать точку зрения, что именно ва­вилонские зодчие явились создателями тех архитектурных форм, которые легли в основу строительного искусства Древнего Рима, а затем и средневековой Европы. Многие ученые считают, что про­образы европейской архитектуры нашей эры следует искать в доли­не Тигра и Евфрата. Основными элементами этой архитектуры бы­ли купола, арки, сводчатые потолки, ритм горизонтальных и верти­кальных сечений определял в Вавилонии архитектурную компози­цию храма.

Вавилон был огромным и шумным восточным городом. Его ок­ружала мощная и толстая стена, на которой могли свободно разъе­хаться две колесницы, запряженные четверкой лошадей. В городе имелось 24 больших проспекта, достопримечательностью был семи­ярусный зиккурат бога Этеменанки высотой 90 м — Вавилонская башня. Озелененные террасы Вавилонской башни известны как ви­сячие сады Семирамиды. Согласно легенде, царь Навуходоносор приказал создать висячие сады в VI в. до н.э. для одной из своих жен, тосковавшей по своей родине. О Вавилоне сложено много ле­генд, и ученым предстоит еще много сделать, чтобы отличить в них правду от вымысла.

Для вавилонского изобразительного искусства типичным было изображение зверей — чаще всего льва или быка. Замечательны также мраморные статуэтки из Телъ-Асмара, изображающие группу мужских фигур. Каждая фигурка поставлена так, что зритель всегда встречал ее взгляд. Характерными особенностями этих статуэток были более тонкая по сравнению со статуэтками из Египта прора­ботка деталей, большая реалистичность и живость изображения, несколько меньшая условность. Особенно отличались вавилоняне в технике изразца ярких цветов, предназначенного для отделки скульп­турного рельефа. Выдающийся образец их творений — ворота Иштар (около 575 г. до н.э.).

Культура Ассирии — пафос силы

Культуру, религию и искусство Вавилонии за­имствовали и развили ассирийцы. В развалинах дворца ассирийского царя Ашшурбанипала (VII в. до н.э.) в Ниневии ученые обнаружили громадную для того времени библиотеку, которая насчитывала мно­жество (десятки тысяч!) клинописных текстов. Предполагается, что эта библиотека хранила все важнейшие произведения вавилонской литературы. Царь Ашшурбанипал — образованный и начитанный человек — вошел в историю как собиратель древних письменных памятников. Более 2 тыс. лет отделяло царя Ашшурбанипала от древнейшей культуры Двуречья, но, понимая ценность старых гли­няных табличек, он их собирал и сохранял. Образованность, одна­ко, была присуща далеко не всем правителям Ассирии. Более обычной и постоянной чертой ассирийских владык было стремле­ние к могуществу, господству над соседними народами, желание утвердить и продемонстрировать свою власть.

Ассирийское искусство I тыс. до н.э. исполнено пафосом силы, оно прославляло мощь и победы завоевателей. Характерны изобра­жения грандиозных и высокомерных крылатых быков, с надмен­ными человеческими лицами и сверкающими глазами. Каждый бык имел пять копыт. Таковы, например, изображения из дворца Саргона II (VII в. до н.э.). Но и другие знаменитые скульптурные рель­ефы из ассирийских дворцов — это всегда прославление царя — могущественного, грозного и беспощадного. Такими были ассирий­ские владыки в жизни. Такой была и ассирийская действитель­ность. Не случайно поэтому особенность ассирийского искусства — беспримерные для мирового искусства изображения царской жес­токости: сцены сажания на кол, вырывания у пленных языка, сди­рания кожи в присутствии царя. Все это было фактами обыденной жизни ассирийской державы, и эти сцены переданы без чувства жалости. Жестокость нравов ассирийского общества сочеталась, по-видимому, с его невысокой религиозностью.

В городах Ассирии преобладали не культовые сооружения, а дворцы и светские постройки, так же как в рельефах и росписях ассирийских дворцов — не культовые, а светские сюжеты. Харак­терными были многочисленные и великолепные изображения жи­вотных, в основном льва, верблюда, коня.

Большое развитие в Ассирии получило инженерное искусство — был построен первый канал-водопровод и акведук длиной 3000 и шириной 15 ярдов.

Культура Персидского государства. Зороастризм

Подвергаясь вторжениям с Запада и Востока, Персия (в настоящее время Иран) в течение многих веков впитывала влияние разных куль­тур. По меньшей мере 7 тыс. лет Персия явля­лась центром цивилизации, но только в годы правления династии Ахеменидов (550–333 до н.э.) была создана первая персидская империя. Искусство Персии, как полагают ис­следователи, — еще более светское и придворное, чем искусство его предшественников, более спокойное: в нем почти нет той жестоко­сти, которая была так свойственна искусству ассирийцев. Но преемственность культур сохраняется. Так, дворец в Персеполе, нача­тый Дарием I и завершенный Ксерксом, был украшен примерно 520 барельефами, напоминающими ассирийский и вавилонский стили. Важнейшим элементом изобразительного искусства остается изображение животных — это прежде всего крылатые быки, а также львы и грифоны. Распространены были рельефы с изображениями торжественных процессий воинов, данников, львов.

В IV в. до н.э. Персия, как и Египет, была завоевана Александром Македонским и включена в сферу влияния эллинистической культу­ры. В III в. правящей династией в Персии становятся Сасаниды. Они старались доказать, что ведут свое происхождение от богов, и с этой целью по их приказу создавались колоссальные рельефы, изо­бражающие сцены из их победных завоевательных войн. Но не все войны были удачными для Персии. Многие памятники культуры этого периода погибли в огне войн. Все, что осталось от высокого сасанидского искусства, — руины дворцов и храмов, несколько де­сятков золотых и серебряных сосудов, остатки шелковых тканей и ковров. Средневековые истории донесли до нас рассказ об одном таком роскошном ковре, который покрывал весь пол в громадной парадной зале дворца Так-и-Кесра в Ктесифоне. По приказу одного из арабских военачальников, захвативших дворец, ковер был разрезан на куски и поделен между воинами как военная добыча, и каждый кусок продавали за 20 тыс. диргемов[10] . Стены дворцов были украше­ны фресками с портретами вельмож, придворных красавиц, музыкан­тов, богов.

Государственной религией в Сасанидском Иране был зороаст­ризм (по имени основателя этой религии бактрийского мыслителя Заратуштры (Зороастра, 599/598–522/521 до н.э.) Это учение объ­ясняло мир как арену борьбы двух противоположных начал — доб­рого, справедливого и ложного, злого. Главным божеством, олице­творяющим добро, был Ахурамазде, носителем злого начала — Ангхро Майнью. Согласно зороастризму человек принимает этиче­ские решения, находясь между этими двумя силами. Важной ча­стью зороастризма был культ огня (огненные алтари). Учение мыс­лителя изложено в 17 частях Авесты, сборника зороастрийских ка­нонических текстов.

Символом плодородия было мифическое существо Сенмурва, изображаемое в облике собаки-птицы, богиней любви и земли счи­талась красавица Анахиту.

Смена господствующей религии относится к VII в., когда Иран был завоеван арабами, ради утверждения новой веры — ислама, разрушавшими цветущие города. Распространение ислама вызвало появление новых типов зданий — мечетей, минаретов, мавзолеев и пр. Однако замечательное сасанидское искусство оказало сильное влияние на арабскую мусульманскую культуру, а через арабов — на Испанию и другие страны Западной Европы. Следы сасанидского искусства можно и сейчас найти на территории от Китая до Атлан­тики.

Основные термины и понятия

глиняные таблички

Двуречье

зиккурат

зороастризм

идеографическое письмо

ислам

клинопись

культ воды

культ неба и небесных светил

Вавилонская башня

висячие сады Семирамиды

Вопросы для повторения

1. Какие государства существовали на территории Двуречья?

2. Как вы можете объяснить сочетание веры в богов, похожих на людей, и жестокость нравов, характерную для ассирийского общества?

3. Назовите важнейшие достижения и первооткрытия в области научного знания у жителей Древнего Двуречья.

4. Какие из семи чудес света находились на территории госу­дарств Двуречья?


[1] Любимов Л. Искусство Древнего мира. М.: Просвещение, 1971. С. 54–55.

[2] В представлении античного общества семь чудес света — это наиболее про­славленные достопримечательности: древнеегипетские пирамиды, висячие (тер­расные) сады Семирамиды в Вавилоне, храм Артемиды в Эфесе, Мавзолей в Галикарнасе, статуи Зевса в Олимпе, Гелиоса в Родосе, маяк в Александрии.

[3] По представлениям египтян, скульптурные портреты (портретные статуи) иг­рали роль двойников умерших и служили вместилищем их душ.

[4] Сыну Эхнатона Тутанхамону, умершему в 20-летнем возрасте, досталась по­смертная слава, связанная с сенсационным открытием в 1922 г. его гробницы Г. Картером при археологических раскопках Долины царей в окрестностях Фив. Это погребение сохранилось нетронутым и стало первым свидетельством того, что в загробный мир фараон отправлялся с несметными сокровищами.

[5] Папирус делали из тростника, покрывавшего огромные площади болотной местности в дельте Нила.

[6] Эллинистическая культура — это культура Древней Греции, стран Восточного Средиземноморья, Передней Азии, некоторых районов Центральной и Средней Азии IV — I вв. до н. э. Это время образования эллинистических монархий и распространения греческой культуры на обширных территориях.

[7] Всемирная история. Т. 1 С. 220–224.

[8] Идеографическое письмо (от греч. idea — идея, образ и grafho — пишу) — принцип письма, использующий идеограммы — письменный знак (условное изображение или рисунок), соответствующий слову. Например, глаз — «видеть».

[9] Вавилон — шумер. — Кадингирра, аккад. — Бабилу, букв, врата Бога.

[10] Кинжалов Р.В., Луконин В.Г.